Общая характеристика судебной власти с примерами. I

Введение.

В нашей работе мы рассмотрим судебную власть, отсутствие которой просто невозможно в любом государстве. Мы постараемся раскрыть сущность государственной власти и место в ней такой её разновидности, как судебная власть. Так же я раскрою понятия её основных признаков. Далее мы рассмотрим систему органов осуществляющих эту власть.

Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.

К сожалению, судебная власть все еще остается слабым местом в России. Закрепленные в Конституции принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Помимо этого большой проблемой для правосудия в сегодняшнее время стала коррумпированность судей.


Глава 1.

Понятие судебная власть, как одна из ветвей государственной власти

Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти :

1)распространяется на всё общество

2)носит публично-политический характер

3)опирается на государственное принуждение

4)осуществляется специальными лицами, чиновниками

5)система налогов

6)деление населения по территориальному признаку

Основа построения системы органов государственной власти - разделение государственной власти на три ветви. «Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Исходя из сказанного ранее, судебная власть является третьей ветвью власти в Российской Федерации. Судебную власть можно определить как реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами, возможностями и способностями воздействия на поведение людей и социальные процессы . Субъектом, осуществляющим её, является только суд, обладающий для осуществления судебной власти только ему присущими полномочиями, возможностями и способностями воздействовать на поведение людей и на процессы, происходящие в обществе.

Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека - обязанность государства.

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.


Глава 2.

Понятие судебной власти и содержание её основных признаков.

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, ад­министративного и арбитражного судопроизводства с соблюдением про­цессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости при­нимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основ­ных признаков :

1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осу­ществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и дру­гими законами.

2. Судебная власть принадлежит только судам - государст­венным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируе­мым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседа­телей . В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждо­му человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенст­ва) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требова­ний справедливости независимым и беспристрастным судом .

3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды . Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации при­надлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

4 .Независимость, самостоятельность, обособлен­ность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону . Независимость судебной власти одновременно означает за­прет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государст­венных органов, не входящую в какую-либо другую государственную струк­туру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

5. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно ре­гулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, ре­гулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социаль­ную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедли­вость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной сте­пени затрагивает судебную власть.

6. Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти . Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных зако­ном оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последо­вательности, установленной процессуальным законом и протекает в процес­суальных формах.

7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция су­дов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но соз­данные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону . Особой юридической силой обладает толкование Конституции Россий­ской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно явля­ется официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений .

Глава 3.

Система органов, осуществляющих судебную власть.

Как определено в Конституции РФ и Федеральном конститу­ционном Законе «О судебной системе Российской Федерации» су­дебная власть в России осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществле­нию правосудия присяжных» народных и арбитражных заседате­лей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конститу­ционным Законом о судебной системе, не допускается.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от за­конодательной и исполнительной властей, осуществляется посред­ством конституционного, гражданского, административного и уго­ловного судопроизводства.

Судебная система - совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства .

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечи­вается путем:

Установления судебной системы Российской Федерации Кон­ституцией Российской Федерации и Федеральным конституци­онным законом о судебной системе РФ;

Соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроиз­водства;

Применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также кон­ституций (уставов) и других законов субъектов Российской Фе­дерации;

Признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

Законодательного закрепления единства статуса судей;

Финансирования федеральных судов и мировых судей из феде­рального бюджета.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, кон­ституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Россий­ской Федерации, составляющие судебную систему Российской Фе­дерации.

Систему федеральных судов составляют:

1) Конституционный Суд Российской Федерации;

2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Кроме того Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъ­ектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом защиты конституционного строя РФ, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства .

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики .

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим экономическим судебным органом и осуществляет надзор за судебной деятельностью арбитражных судов РФ. Арбитражный Суд осуществляет судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений и из правоотношений в сфере управления. Арбитражный Суд разрешает споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус предпринимателя .

И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части об­щей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституцион­ного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем ус­тановления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Кон­ституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности ис­полнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Россий­ской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других.

Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Вер­ховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов авто­номных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Пе­тербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гар­низонов, округов, флотов. К ней также относятся и мировые судьи, порядок назначения которых и компетенция законом пока не определены. Система судов общей юрисдикции является централизованной - возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по граждан­ским, уголовным и административным делам. Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с административно-территориальным де­лением государства - так называемые общие суды (в их число входят 21 Вер­ховный суд республик, 6 краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд автономной области, 10 судов автономных окру­гов, 2456 районных или равных им судов), либо в соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований - военные суды.

Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Рос­сийской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является нейтрализованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах административно-территориальных образований, так и вне их границ.

Одной из важных характеристик судебной системы является понятие «судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юри­сдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделен­ные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

По этому признаку общие суды подразделяются на суды трех звеньев (уровней):

· основное звено - районные (городские, межмуниципальные) народные суды;

· среднее звено - Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов;

· высшее звено - Верховный Суд РФ.

Подобным образом подразделяются военные суды:

· основное звено - суды армий, соединений, флотилий и гарни­зонов;

· среднее, звено - суды военных округов, флотов, видов Воору­женных Сил и групп войск;

· высшее звено - Военная коллегия Верховного суда РФ.

Так же подразделяются и арбитражные суды:

· основное звено - арбитражные суды субъектов Российской фе­дерации

· среднее звено - федеральные арбитражные суды округов (всего таких округов образовано десять);

· высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ.

По процессуальной компетенции суды подразделяются на:

Суды первой инстанции;

Суды второй (кассационной) инстанции;

Суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подраз­деление), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, про­верка законности и обоснованности этих решений).

Суд первой инстанции - это разбирательство дела по суще­ству с целью осуждения или оправдания подсудимого - по уголов­ному делу и удовлетворения иска или отказа в иске - по граждан­скому делу. Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество уго­ловных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного зна­чения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации .

Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей доказательств и установлении истины. В результате разбирательства уголовно­го дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу - реше­ния, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.

Решения и приговоры большинства судов в течение установ­ленного законом срока (7 дней для приговора, 10 дней для реше­ния) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кас­сационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом или ответ­чиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Суд второй инстанции - для мировых судей и районных су­дов - областной и соответствующие ему суды, а для областного суда - Верховный Суд Российской Федерации) на основании жа­лоб заинтересованных лип или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой ин­станции, не вступивших в законную силу, и полномочен:

Признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а кассационную жалобу или протест без удовлетворения;

Установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное расследование; изменить в опре­деленных пределах приговор или решение; вынести новое ре­шение по гражданскому делу.

По итогам кассационного разбирательства дела суд второй ин­станции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в по­рядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в за­коне (председатели областных и соответствующих судов, председа­тели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев, областей, Генеральный прокурор РФ и его заместители) проверяет законность и обоснован­ность вступивших в законную силу решений суда первой инстан­ции, а также решений суда кассационной инстанции либо нижесто­ящей надзорной инстанции.

Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиу­мах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высше­го Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.

Разбирательство осуществляется без участия народных заседа­телей; в судебном заседании, как правило, не участвуют лица, за­интересованные в деле. В зависимости от результатов рассмотре­ния дела надзорная судебная инстанция может оставить без изме­нения опротестованные судебные акты или отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекра­тить дело. Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.

Высший Ар­битражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в по­рядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.

Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и «ни­жестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение од­них судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кас­сационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянно­го, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.

Конструирование правовых норм, определяющих организацию прокуратуры, в главе 7 Конституции, озаглавленной "Судебная власть", не должно вводить в заблуждение и давать повод рассматривать прокуратуру как один из органов судебной системы. Единственный субъект этой системы - суд.


Заключение.

В данной работе раскрыты такие вопросы, как: понятие судебной власти, как одной из ветвей государственной власти, содержание ее основных признаков, так же раскрыта система органов, осуществляющих данную власть в России. Помимо этого мы охарактеризовали понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».

В конце работы хотелось бы подчеркнуть тот момент, что тема этой курсовой работы очень актуальна в наше время, так как несмотря на значительные перемены в юридических основах нашего общества, как то, принятие новой Конституции Российской Федерации: новый Гражданский Кодекс, новый Уголовный Кодекс, огромное количество принципиально новых нормативно-правовых актов и др. судебная власть и документы, которые ее регламентируют еще далеки от совершенства. Необходимо провести большую работу в целях повышения «качества» работы органов судебной власти, для этого необходимо обеспечить реальную независимость судей, материально-техническую базу для органов, осуществляющих правосудие, а самое главное привести в соответствие с сегодняшними требованиями нормативно-правовую базу. Основой, которой и послужит Конституция Российской Федерации, которая хотя и дала основополагающие принципы работы судебной власти, но не может регламентировать все аспекты работы органов правосудия. Для этого необходимы еще новые Кодексы и огромное количество нормативных актов, регламентирующих осуществление правосудия в наше время

. Список литературы.

1. Г.А.Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие, Краснодар-1998.

2. С.А. Воронцов. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. М-1999.

3. К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ. Учебник. М-2000.

4. В.Н. Хропанюк «Теория государства и права» М-1996.

5. В.П.Божьев Правоохранительные органы РФ. М-1997

6. Конституция Российской Федерации (от 12.12.93)

7. Федеральный Конституционный Закон о Судебной системе Российской Федерации (от 31.12.96)

8. Всеобщая Декларация Прав человека (от 10.12.48)

9. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации (от 21.07.94)

10. Уголовно Процессуальный Кодекс Российской Федерации (от 07.08.00)


Г.А.Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие, Краснодар 1998 г. стр.125

Конституция РФ ст.10

Конституция РФ ст.126

Г.А.Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие, Краснодар 1998 г. стр. 152

Уголовно Процессуальный Кодекс РФ. Ст. 38

Судебная власт ь – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Понятию судебной власти свойственно два компонента:

1. данная власть может реализоваться только специально создаваемым государствен­ным учреждением - судом;

2. у суда должны быть свои, присущие только ему возможность и способность воздействия.

Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы. Их нельзя изолировать друг от друга или противопоставлять.

Упомянутые в приведенном определении понятия судебной власти “возможности” и “способности”- это многогранные полномочия, которыми наделяются суды. Именно их реализация в целом и есть реализация судебной власти.

Среди этих полномочий доминирующую роль играет правосудие. Его может осуществлять только суд и никакой другой орган. Это специфически судебное полномочие. Но судебная власть включает и ряд других полномочий, которые, как и правосудие, имеют большое социальное значение. К ним следовало бы относить следующие:

Конституционный контроль;

Контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, обще­ственных объединений, должностных лиц;

Обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;

Дача разъяснений по вопросам судебной практики;

Участие в формировании судейского корпуса и содействие орга­нам судейского сообщества.

Проведению в жизнь каждого из названных полномочий, образу­ющих судебную власть, призвано способствовать наделение органов, на которые возложено осуществление данной власти, средствами при­нуждения к исполнению принимаемых ими решений.

Судебная власть представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий:

· по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом;

· по обязательному толкованию норм права (напр., Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США);

· нормотворческих (создание прецедентов судебных судами в англо-саксонских странах);

· контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.

Полномочия судебных органов власти включают:

основные (исключительные):

· осуществление правосудия;

· конституционный контроль;

вспомогательные:

· контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;

· обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;

· дача разъяснений по вопросам судебной практики;

· участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Полномочия судебной власти материализуются вовне в результате деятельности состоящих в судах профессиональных судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей населения.

Суды (судебные органы власти) как государственные органы составляют материальную основу судебной власти. Правовое регулирование их организации и деятельности как основных структурных формирований судебной власти осуществляется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной сис­теме Российской Федерации». Этими правовыми актами определяются пред­назначение судов, их компетенция и основные функции, иерархия взаимосвязей, порядок образования и формирования судейского состава, структуры организационного руководства и материально-технического обеспечения.

Закон о судебной системе дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отно­шению к мировым судьям (ст. 21).

14)Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти. Значение разделения властей.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

государственная власть едина, но функции ее – законодательство, управление и правосудие – осуществляются различными органами. Выполняя возложенные на них полномочия, ветви власти взаимодействуют друг с другом и оказывают взаимное влияние.

С одной стороны органы законодательной власти влияют на суды, создавая для них нормативно-правовую базу, которая охватывает организацию судебной системы, определяет полномочия, порядок образования (управления) и деятельности судов. Кроме того, органы законодательной власти определяют бюджет судов, участвуют в формировании судейского корпуса – назначении судей: Совет Федерации по представлению Президента РФ назначает судей высших федеральных судов – Конституционного, Верховного, но, будучи, назначенными на должность органами законодательной власти, судьи им не подчинены и принимаемые ими решения не подконтрольны органам законодательной власти.

Органы исполнительной власти также участвуют в создании нормативно-правовой базы для судов и формировании судейского корпуса.

Президент страны, будучи главой государства и высшим должностным лицом исполнительной власти, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного Суда в РФ, назначает судей других федеральных судов, а также подписывает и обнародует федеральные законы. Органы исполнительной власти создают надлежащие условия для деятельности судов (предоставление служебных и жилых помещений, медицинское обеспечение и др.) и исполнения принимаемых ими решений.

С другой стороны, суды контролируют конституционность законов, принимаемых законодательной властью, а также законность правовых актов и действий органов исполнительной власти и могут признать их незаконными и недействующими.

Совет Федерации имеет косвенное влияние на назначение на должности и других федеральных судей, поскольку в соответствии со ст.11 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» Совет Федерации имеет право назначать 10 членов Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Именно данная комиссия рассматривает заявления кандидатов на должности председателей и заместителей председателей всех федеральных судов (за исключением районных судов – их заявления рассматривают квалификационные коллегии судей субъектов РФ), а также судей федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов и представляет свои заключения по этим кандидатурам соответственно Председателю Верховного Суда РФ и Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ.

Многообразными являются взаимоотношения суда и исполнительной власти (Правительства и министерств Российской Федерации).

Правительство РФ, обладая правом законодательной инициативы, вправе вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов, касающиеся деятельности судов. Правительство РФ в соответствии со ст.114 Конституции РФ разрабатывает федеральный бюджет, в том числе и в отношении судов, и осуществляет его исполнение. Это существенный фактор влияния на судебную власть, при том что, согласно существующему законодательству, суды имеют возможность активно участвовать в формировании бюджета и отстаивать свои права.

Кроме того, органы исполнительной власти, в т.ч. Правительство РФ, имеют и другие полномочия по созданию надлежащих условий для деятельности судов (предоставление служебных и жилых помещений, медицинское обеспечение и др.).

Судебная власть, будучи самостоятельной и независимой от других ветвей власти – законодательной и исполнительной, в свою очередь оказывает воздействие на их деятельность, уравновешивает их, выступает равной среди равных. К таким полномочиям судебной власти является наделение ее правом осуществлять конституционный судебный контроль и контроль над соответствием принимаемых исполнительными органами нормативных и индивидуальных правовых актов, а также совершаемых ими действий (или бездействия) федеральным законам.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды осуществляют административный судебный контроль, который заключается в решении вопроса о соответствии или несоответствии нормативного акта органов исполнительной власти федеральному закону. Верховный Суд РФ в соответствии со ст.27 ГПК РФ и 34 АПК РФ по заявлению заинтересованных лиц рассматривают вопросы об оспаривании соответствия федеральному закону нормативных и ненормативных актов Президента РФ и Правительства РФ. Противоречащий федеральному закону оспариваемый правовой акт признается недействующим.

В суды общей юрисдикции и арбитражные суды могут быть обжалованы действия (бездействие) других федеральных органов власти – министерств, служб и агентств, а также территориальных федеральных органов исполнительной власти.

Полномочия у судов, позволяющие существенным образом оказывать влияние на исполнительную власть, появились в 1993 г. в связи с принятием Закона РФ от 29 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Влияние судебной власти на законодательную и исполнительную власть осуществляется также при формировании судейского корпуса. Председатели Верховного Судов РФ на основании заключения Высшей квалификационной коллегии вносят представления о назначении кандидатов на должности судей этих судов Советом Федерации и судей других федеральных судов Президентом РФ. При этом полномочия Президента РФ в выборе кандидатов на должности судей ограничены кандидатурами, представленными ему председателями высших судов.

Значение разделения властей.

Принцип разделения властей был впервые сформулирован французским просветителем Ш.Л.Монтескье и впоследствии получил признание во многих государствах. Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. В Советском государстве принцип разделения властей отвергался как "буржуазный" и неприемлемый, было закреплено всевластие Советов. Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституции СССР и РСФСР, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и закреплён в союзной и российской конституциях, введены посты Президентов СССР и РСФСР.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая "система сдержек и противовесов". Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей.

Разделение властей в современном российском государстве.

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти (здесь рассматривается разделение властей "по горизонтали", о разделении властей "по вертикали" - разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ - см.вопрос 33). Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти.

Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным. Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие). Помимо Правительства РФ действуют другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Некоторые государственные органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти. Администрация Президента РФ (обеспечивает деятельность Президента РФ), полномочные представители Президента РФ (представляет Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа), органы прокуратуры РФ (осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции), Центральный банк РФ (основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти - защита и обеспечение устойчивости рубля), Центральная избирательная комиссия РФ (проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий), Счётная палата РФ (осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав) и некоторые другие федеральные государственные органы не относятся ни к одной из основных ветвей государственной власти. Подробное рассмотрение этой проблемы выходит далеко за пределы нашей с Вами программы.

Разделение властей в субъектах Российской Федерации.

Статьёй 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ" (1999) закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют федеральные суды, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам, полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективного влияния законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом .

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах.

Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Республики Беларусь, принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел.

Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.

Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Республики Беларусь и другими законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Подавляющее большинство дел рассматривается районным, городским, областными судами. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи несменяемы, неприкосновенны, независимы и подчиняются только закону.

Разбирательство дела во всех судах открытое. В судопроизводстве осуществляются принципы состязательности и равноправия сторон. Предусмотрено участие присяжных заседателей в судопроизводстве - в случаях, предусмотренных федеральным законом. Присяжные заседатели участвуют, например в рассмотрении дел о тяжких преступлениях.

В систему судебной власти РФ входят следующие суды: Конституционный Суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

Статус Судей:

  • 1. Исключить согласование кандидатур судей с местными законодательными органами - их влияние возможно в виде делегирования юридической и научной общественности в квалификационные коллегии судей, где эта общественность будет составлять одну треть общего состава (это предложение очень коварно, за первую половину судьи голосуют двумя руками, со второй частью судейский корпус как минимум молчаливо не согласен.)
  • 2. В субъектах федерации в квалификационных коллегиях судей должен быть один представитель Президента России
  • 3. Ограничить срок пребывания в должности: для судей районных судов - 65 годами, остальных - 75 годами
  • 4. Пребывание в должности председателя суда ограничить
  • а) для Верховного суда и Высшего арбитражного - 10 годами
  • б) для судов субъектов федерации - 7 годами
  • в) для районных судов - 5 годами
  • 5. Проводить первичное назначение судей на 3 года (кроме лиц, назначаемых с судейских должностей и в высшие суды).
  • 6. Установить порядок назначения и освобождения председателей районных судов (их замов) как не имеющих процессуальных полномочий по должности председателем ВС.
  • 7. Сформулировать в законе перечень прав и обязанностей председателей судов всех уровней.
  • 8. Предусмотреть возможность досрочного освобождения председателей судов с сохранением полномочий судьи, предусмотрев перечень оснований для такого освобождения.
  • 9. В законе "О статусе судей" привести исчерпывающий перечень оснований для досрочного прекращения полномочий судьи.
  • 10. Предусмотреть основания для осуществления медицинского освидетельствования судьи для определения его пригодности по состоянию здоровья.
  • 11. В качестве основания для досрочного прекращения полномочий предусмотреть наличие судимости близких родственников при условии осведомленности судьи о преступном событии.
  • 12. Предусмотреть возможность перевода судей федеральных судов с их согласия в суд того же уровня на равную должность в упрощенном порядке - приказом председателя ВС.
  • 13. Дисциплинарная ответственность для судей, налагаемая в порядке, предусмотренном для досрочного освобождения.
  • 14. Право возбуждения уголовного дела в отношении судей не только для генпрокурора, но и для его заместителей.
  • 15. Установить, что привлечение судьи в качестве обвиняемого по уголовному делу, осуществления в отношении судьи следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, предусмотренных главами 22, 23 и 25 Конституции РФ, производится на основании судебного решения вышестоящим судом в коллегиальном составе.
  • 16. Законодательно урегулировать регламент проверки профкачеств кандидата в судьи.
  • 17. Принять Положение о конкурсе на замещение судейских вакансий.
  • 18. Ввести принцип "роста судьи на месте", обеспечив его рядом мер, например, введением вознаграждения за квалификационный класс.
  • 19. Для всех федеральных судей ввести должность помощников.
  • 20. Отказ Квалификационной Коллегии Судей в приеме на должность судьи не может быть опротестован в судебном порядке.

При внимательном изучении можно понять следующее. Рабочая группа

  • а) продумала механизмы повышения ответственности судьи за отправление правосудия;
  • б) разделалась тремя абзацами с пожизненным статусом судей;
  • в) а главное, чтобы избежать волокиты, предложила отменить согласование новых кандидатур судей с законодательным органом субъекта РФ.

Принципиальна дискуссия о "пожизненном статусе судьи".

Считается, что если судья лишится "пожизненного статуса", он станет зависим, поскольку, скажем, торговать в ларек бывшего судью уже никто не пустит. Однако вопрос этот специально запутывается ньюсмейкерами, а проблема подменяется.

Изначально предложения были направлены не против пожизненного статуса судей, а против пожизненного статуса начальников судей - председателей судов и членов президиумов. Многие судьи сами говорят: уберите от нас пожизненных начальников, которые к тому же, вопреки логике правого государства, имеют право отменять судебные решения. Судя по всему, авторы концепции пытались с этим вопросом разобраться.

Однако конечный результат - это равнодействующая многих усилий. Это надо четко понимать.

Поправки в концепцию радикальной судебной реформы, которые делаются в дискуссии, организованной по правилам междусобойчика, диаметрально меняют ее суть. И даже не по злому умыслу - так функционирует бюрократия. Совет судей не только пытается сохранить пожизненный статус начальников, но и право Президиума отменять судебное решение. А реформаторы, вынимая одни "надсудебные органы", почему-то пытаются прибавить другой - Совет судебной власти.

"Интересно, что в "раздаточный материал" не попало еще одно фигурировавшее вначале предложение администрации Президента, - пишет "Страна.Ru". - Речь в нем шла о создании Совета судебной власти - некоего триумвирата из руководителей трех ветвей судебной власти. Совету предполагалось отдать очень важные функции. Например, в его ведение попадали решение вопроса о приостановке полномочий судей, разрешения на привлечение судьи к уголовной ответственности (сейчас находящиеся в руках квалификационной коллегии, состоящей исключительно из судей) и практически все вопросы материально-технического обеспечения судебной системы. Президиум Совета судей резко восстал против такого предложения, усмотрев в нем 17 января "попытки создать орган контроля, стоящий над судами", противоречащий Конституции и ограничивающий самостоятельность судебной системы.

Отвлечемся ненадолго от судебной реформы.

Либеральные журналисты "набросились" на Путина за то, что тот отозвал свой законопроект, ограничивающий права прокуратуры. "Беда в том, что у Путина явно отсутствует четкая позиция по ключевому вопросу объявленной им правовой реформы, - пишет Дмитрий Пинскер в журнале "Итоги". - Свидетельством тому та легкость, с которой глава государства уступает требованиям различных лоббистских группировок и вносит-отзывает столь принципиальный законопроект. Но беда еще и в том, - и это, наверное, самый главный вывод, который можно сделать из всей этой истории, - что Владимир Путин, демонстрируя жесткость и непреклонность в отношении бизнеса, СМИ и губернаторов, пасует перед силовиками, на которых за минувший год уже привык опираться".

После такого комментария можно сделать вывод, что прокуратура, отбив либеральную атаку, немыслимо укрепилась. В действительности, дело обстоит не так.. Работники прокуратуры тоже читают концепции и приходят к прямо противоположному к выводу, что прокурора из процесса скоро будут убирать. Коме тех случаев, когда сам прокурор инициирует судебное разбирательство и выступает истцом.

И дело не только в том, что, элементарно, они лишатся работы, а еще и в том, что судебный процесс лишается "стороны", представляющей в процессе позицию государственного органа. Хорошо это будет или плохо? Между прочим, сами заявители обычно требуют участия прокурора в процессах, по принципу "одна голова хорошо, а три лучше", и очень часто требуют коллегиального рассмотрения дела, особенно в тех случаях, когда считают, что попираются справедливость и принципы демократии.

В основе всей судебной реформы у нас в стране лежит концепция, которая была представлена президентом Ельциным парламенту и была одобрена им в октябре 1991 года - сразу после путча. Затем начался длительный, сложный период реформирования судебной системы, которая, разумеется, не могла оставаться в прежнем виде. В тоталитарном государстве судебной власти как таковой вообще нет. Те суды, что существовали, не были представителями независимой судебной власти. Они были полностью зависимы прежде всего от партийных органов и ими формировались. И потому встала эта очень сложная проблема реформирования судебной системы. Для этого потребовались усилия очень многих лиц, организаций. Появился целый ряд новых законов.

Важнейшим этапом в процессе становления судебной системы новой России стало принятие Конституции в 1993 году. Все основные положения концепции отражены в главе Конституции о судебной власти. Закреплены раньше декларативно провозглашавшиеся принципы: независимость судебной власти, несменяемость, неприкосновенность судей. Надо было принять очень много новых законов. В числе их закон о статусе судей, закон о конституционном суде, федеральный конституционный закон о судебной системе, принятие которого шло на протяжении трех лет, закон, по которому стала действовать система судов присяжных. Недавно введен институт мировых судей. И потому утверждения представителей СМИ, что судебная реформа не состоялась, неверны.

Когда создается система судов, система видов судопроизводства, необходимо не потерять из виду ориентацию, которая диктуется принципом доступности. Статья 46 Конституции, которая говорит о том, что граждане обеспечиваются судебной защитой, - это очень важная норма.

Традиционным для нашего общества в прежние десятилетия стало обращение за справедливостью, минуя суд. Раньше шли в партийные органы, прокуратуру, советские органы. Но ведь человечество давно уже пришло к выводу, что наилучший вид разрешения конфликтов - это судебная система. Ее у нас раньше, по существу, не было, и теперь проблема состоит в том, чтобы каждый гражданин в любом месте мог обратиться непосредственно в суд за защитой.

Исходя из этого принципа доступности правосудия авторы концепции судебной реформы предлагали создать такую систему судов, которая не совпадала бы с системой исполнительных органов, с административно-территориальным делением. Административно-территориальное деление может исходить из соображений политического свойства, а при построении системы судов есть только один принцип - любой человек в любое время должен иметь возможность обратиться в суд.

Эта идея в целом не была реализована в системе общих судов. Тем не менее медленно, трудно, но она пробивает себе дорогу. Это самое важное. В соответствии с концепцией судебной реформы предлагалось создать мировые участки, существовавшие в дореволюционной России.

Кстати говоря, концепция судебной реформы не копирует западные схемы, она ориентирована на то, чтобы восстановить законодательные схемы, которые были в дореволюционной России.

Россия в начале века была правовым государством с хорошо развитой судебной системой, которая была не хуже, а может быть, и лучше судебной системы западных стран.

Так вот в концепции реформы речь идет о том, чтобы восстановить участки мировых судей. Закон о мировых судьях как раз и восстанавливает этот принцип, по которому на 15-30 тысяч населения должен быть мировой судья. Это не обязательно должен быть районный центр или город. Просто живет 15 тысяч человек, и они должны иметь возможность обратиться к своему мировому судье.

Следующим уровнем судебной системы должен быть судебный район. И хотя в целом в стране районные суды работают именно в административном районе, но тем не менее в Москве, например, в силу специфики столицы появились межмуниципальные суды, юрисдикция которых распространяется не на район, а на ряд районов.

Что же получается сейчас? Мировые судьи и их участки формируются строго по принципу доступности правосудия. В судах общей юрисдикции районные суды фактически существуют на основе административно-территориального деления.

В соответствии с новым законопроектом об административных судах появляется 21 округ.

Кроме того, существуют уже округа арбитражных судов. Эта сложная система может затруднить отправление правосудия. Некоторые полагают, что должны быть созданы единые судебные округа. Это не значит, что единый окружной суд должен решать и арбитражные и административные дела, это уже другой вопрос. Но то, что должен быть единый судебный округ, - это очень важно.

Люди же не обязаны знать все эти тонкости с разнообразными округами. Он придет в один суд, а его отправят в другой. Поэтому идея единого судебного округа должна быть в конце концов последовательно разрешена.

Мировые судебные участки по закону насчитывают от 15 до 30 тысяч человек, предположим, что тогда судебные районы будут создаваться для 100-150 тысяч человек (эти цифры условные) независимо от административно-территориального деления, 500 тысяч или миллион - судебный округ.

Судебная система должна строиться не так, как удобно властям, а так, как удобно населению. Именно такой взгляд на судебную реформу у Сергея Вицина, одного из ее авторов.

Существеннейшим признаком независимости судей является их несменяемость. Здесь возможны различные варианты. Кстати, мировые судьи назначаются или избираются на срок до 5 лет, здесь срок четко обозначен. Судьи Конституционного суда назначаются Советом Федерации на 15 лет до достижения 70 лет. Временные ограничения уже существуют. А судьи судов общей юрисдикции и судьи арбитражных судов сейчас назначаются пожизненно. Многие сходятся во мнении, что судьи в принципе должны быть несменяемыми.

Основными направлениями совершенствования судоустройства являются:

  • 1. Совершенствование взаимодействия ветвей судебной власти.
  • 2. Совершенствование системы конституционного правосудия.
  • 3. Структурирование и дифференциация судебных органов на основе их специализации не только по видам правоотношений, но и по отдельным категориям дел.
  • 4. Совершенствование правового механизма участия граждан в отправлении правосудия.
  • 5. Развитие правовых институтов, альтернативных судебной системе.

Введение

Судебную власть часто называют "третьей властью", поскольку в конституционных текстах и доктрине при перечислении ветвей власти, составляющих систему разделения властей, она обычно следует за законодательной и исполнительной. Однако это ни в какой мере не умаляет ни ее значимости, ни строго очерченной самостоятельности по отношению к другим ветвям власти. Более того, в зависимости от формы правления взаимозависимость законодательной и исполнительной властей может быть большей (парламентская форма правления) или меньшей (президентская республика). Судебная же власть при любой из названных форм правления одинаково отграничена от других ветвей власти, что, разумеется, не исключает ее взаимосвязи с ними.

Общая характеристика судебной власти

Если законодательная власть и исполнительная власть возлагаются конституциями на один-два высших государственных органа, то с судебной властью дело обстоит значительно сложнее. Она возложена на вето совокупность судебных органов от самых низовых до верховных. Каждый из судебных органов, независимо от своего места в системе, разрешает конкретные дела совершенно самостоятельно, руководствуясь исключительно законом и правосознанием. Каждый судебный орган, а не только верховный суд, является носителем судебной власти. Совокупность судов (а порой их деятельность) именуется юстицией (от лат. justitia -- справедливость).

Деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называется юрисдикционной, а предметная и пространственная сфера такой деятельности -- юрисдикцией (лат. jurisdictio -- судебное разбирательство; судебный округ). Юрисдикционная деятельность может быть в известных пределах присуща и представительным и административным органам, однако подобные случаи суть исключение из правила и, кроме того, такая деятельность административных органов в демократическом государстве всегда подконтрольна суду.

Юрисдикционная деятельность судов представляет собой правосудие, то есть вынесение подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам. Это достигается благодаря. применению специальных процессуальных форм, призванных гарантировать права человека в судебном процессе и облегчить по каждому рассматриваемому делу установление истинных его обстоятельств.

Социальная роль судебной власти в демократическом обществе заключается в том, чтобы в разного рода юридических конфликтах обеспечивать господство права, выраженного, прежде всего в конституциях и других законах, международных договорах, а также в приравненных к закону или подзаконных высокого уровня актах -- указах, декретах, ордонансах, внутригосударственных публично-правовых договорах и т.п. Примечательно, что во многих странах законно изданные нормативные акты ведомственного характера, не говоря уже об актах местного значения, источниками права не признаются. Они обязательны к исполнению соответствующими субъектами, но их правовая обоснованность может быть в любое время относительно легко оспорена и проверена. В странах англосаксонской правовой системы суд в случаях пробелов в законодательстве руководствуется также прецедентным, или общим, правом, включая создание прецедентов высшими судами страны.

Структуру судебной власти охватывает, прежде всего, сами суды. В странах англосаксонской правовой системы часто они образуют единую систему, в которой различные ветви замыкаются на единый верховный суд. В то же время во все большем числе стран, особенно в континентальной Европе, наблюдается тенденция к полсистемности. Это значит, что в стране создается несколько независимых друг от друга систем специализированных судов во главе со своими высшими судами. Самый яркий пример полсистемности дает Основной закон для Федеративной Республики Германии 1949 года, предусмотревший учреждение наряду с Федеральным конституционным судом еще пяти высших судов: Федеральной судебной палаты, Федерального административного суда, Федеральной финансовой палаты, Федерального трудового суда и Федерального социального суда, которые в целях обеспечения единообразия судебной практики создают совместный сенат.

В странах с романской правовой системой и некоторых иных часто наряду с системой судов общей юрисдикции (т.е. рассматривающих главным образом гражданские и уголовные дела) создается отдельная система административной юстиции, возглавляемая органом, который обычно именуется государственным советом и осуществляет также некоторые иные функции (Франция, Италия), либо верховным административным судом (Швеция). Военные суды во многих государствах в мирное время не создаются. Особое место в странах континентальной Европы, включая пост «социалистические», занимают конституционные суды (во Франции -- Конституционный совет), которые в некоторых конституциях рассматриваются в разделах, посвященных не судебной власти, а конституционным гарантиям (Италия, Франция). В странах, воспринявших англо-саксонскую правовую систему (США, Индия, Япония), и некоторых иных функции конституционного контроля (надзора) возложены на суды общей юрисдикции. В ряде мусульманских стран наряду с государственными действуют шариатские суды. Демократические конституции обычно содержат запрещение чрезвычайных судов, которые могли бы действовать вне установленной законом процедуры.

Структурой судебной власти охватываются, кроме судов, некоторые иные виды государственных органов и учреждений, обслуживающих судебную власть, среди которых, прежде всего, нужно отметить органы предварительного расследования и органы прокуратуры. В некоторых странах они встроены в судебную систему, в других существуют отдельно от судов, поддерживая с ними функциональную связь. Обслуживает судебную власть и такое учреждение, как адвокатура, главная функция которой заключается в оказании правовой помощи всем, кто в ней нуждается. Наконец, в некоторых странах существует специальная судебная полиция, подчиненная судебной власти (Италия).

Должностные лица, которые непосредственно осуществляют судебную власть либо теснейшим образом с ней взаимодействуют, обеспечивая выполнение ею своих функций (Судьи, прокуроры, следователи и т. д.) имеют особый правовой статус. Они должны отвечать целому ряду высоких специальных требований как профессионального характера (юридическое образование, стаж юридической работы), так и морального (безупречная репутация, отсутствие судимости и пр.), которые устанавливаются законом, а иногда и конституцией. Чтобы иметь моральное право судить других, самому нужно быть на высоте. На практике, конечно, в каждой стране бывает всякое -- и некомпетентность, и коррумпированность, и пристрастность, и просто глупость, и многое другое, но закон в данном случае служит необходимым ориентиром для надлежащего комплектования судебной власти и содержит требуемые средства для ее очищения в случае нужды.

Судейский корпус формируется, как правило, путем назначения, хотя и встречаются случаи выборности. Например, в большинстве штатов США судьи выбираются, причем нередко баллотируются как представители той или иной партии.

Важным принципом, гарантирующим независимость носителей судебной власти, является их несменяемость: они не могут быт смещены или перемещены без своего согласия иначе, как по решению высшей власти, причем им гарантируются особые возможности защиты. Например, в США федерального судью можно уволить досрочно только в порядке импичмента.

В странах континентальной Европы обычно устанавливается, верхний возрастной предел, по достижении которого судья или иной чиновник судебной власти автоматически выходит в отставку с сохранением ряда льгот и привилегий. Законодательство обычно устанавливает несовместимость функции судьи с иными занятиями, а также запрещает судьям (магистратам) участие в политических, а порой и профсоюзных объединениях.

Суды имеют собственный аппарат управления, то есть Высшие органы судейского самоуправления. Общее название, этому институту, не совсем точное: в отдельных странах оно полностью соответствует действительности, в других -- лишь частично. Но с этой оговоркой им можно пользоваться. В Италии, Франции, Румынии это Высший совет магистратуры, в Испании -- Генеральный совет судебной власти, в Колумбии -- Высший совет судейского корпуса (Judicatura), в Польше -- Всепольский совет судейского корпуса (Krajowa Rada Sadownictwa), в Болгарии -- Высший судебный совет и т.д. Такие органы в перечисленных странах являются конституционными, причем в некоторых из них конституции регулируют их статус довольно подробно (например, во Франции, Италии).

Так, согласно ст. 130 Конституции Республики Болгария 1991 года, Высший судебный совет (ВСС) состоит из 25 членов. Председатель Верховного кассационного суда, председатель Верховного административного суда и Главный прокурор являются его членами по праву. В качестве остальных его членов избираются юристы с высокими профессиональными и нравственными качествами, имеющие не менее 15 лет юридического стажа. Половина из них избирается Народным собранием, а другая половина -- органами судебной власти на пять лет без права на немедленное переизбрание. На заседаниях ВСС председательствует министр юстиции, который, однако, не участвует в голосованиях. Решения ВСС о назначении, повышении, понижении, перемещении и освобождении от должности судей, прокуроров и следователей, а также решения о предложении кандидатур председателей обоих верховных судов и Главного прокурора, представляемых Президенту для назначения (при повторном представлении Президент не может отказать в назначении), принимаются тайным голосованием (ч. 1 и 2 ст. 129, ст. 131).