Правовое регулирование международного публичного права. Международное публичное право

В общей теории права признано, что нормы права с точки зрения логико-юридического подхода имеют трехчленную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция). В правовой норме содержится прежде всего указание на условие, при котором норма подлежит применению, затем изложение самого правила поведения, наконец, указание на последствия невыполнения этого правила (С.А. Голунский, М.С. Строгович).

Специфика международных отношений заключается в том, что субъекты международного публичного права сами выполняют роль гаранта принятых норм. Меры ответственности и санкции в международном праве отделены от самих правил поведения. Государства и другие субъекты международного публичного права чаще всего сами выбирают меры принуждения из числа допускаемых международным правом по отношению к правонарушителям. Поэтому в отличие от внутригосударственного права международные правовые нормы состоят обычно из двух элементов -- гипотезы и диспозиции.

Гипотеза международно-правовой нормы содержит описание условий, при наличии которых применяется правило поведения. Согласно, например, ст. 1 Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Диспозиция нормы международного публичного права указывает на само правило поведения субъекта международного правоотношения. Так, ст. 2 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает: лица, утверждающие, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, нарушено, и исчерпавшие все внутренние средства правовой защиты (гипотеза), могут представить в Комитет по правам человека письменное заявление об этом (диспозиция).

Иногда международные нормы состоят лишь из одной диспозиции. Так, ст. 3 Соглашения СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г. определяет, что статус беженца и вынужденного переселенца подтверждается выдачей соответствующего документа.

Санкция как элемент международно-правовой нормы встречается редко. Международные нормы содержат санкции главным образом применительно к правоотношениям частного характера. Например, на основании ст. 36 Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. продавец несет ответственность по договору и по Конвенции за любое несоответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее. Статья 4 Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. устанавливает ответственность перевозчика за груз.

Виды норм международного публичного права

В настоящее время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям.

По характеру содержащихся в нормах предписаний можно выделить нормы-принципы, нормы-определения, нормы-правомочия, ж нормы-обязанности, нормы-запреты.

Нормы-принципы устанавливает основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества. Так, в соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств все государства обязаны добросовестно выполнять обязательства, вытекающие из договоров, международных обычаев, других источников международного публичного права. Как уже говорилось, помимо норм-принципов, для всей международно-правовой системы существуют отраслевые нормы-принципы.

Нормы-определения раскрывают содержание тех или иных понятий, используемых в международном праве. Например, согласно ст. 1 международной Конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г., «таможенное законодательство» (для целей Конвенции) означает все установленные законом или подзаконными актами положения о ввозе, вывозе или транзите товаров, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами.

Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные субъективные права. Так, по Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. каждый, чьи права, перечисленные в данном Пакте, нарушены, имеет право обратиться с петицией в Комитет по правам человека.

Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений. На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения: «никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).

По своей роли в механизме международно-правового регулирования различают регулятивные и охранительные нормы.

Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.

Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъектов, Их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств -- участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. устанавливает, что назначение пенсий гражданам государств -- участников Соглашения производится по месту жительства.

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.

По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы международного публичного права.

Универсальные нормы охватывает своим участием большинство государств мира. Таковы, например. Устав ООН, нормы о нераспространении ядерного оружия и др. Региональные нормы деиствуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, согллашения в рамках СНГ). Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного публичного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

Международно-правовая норма - юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъектами МП и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами

Международно-правовые нормы создаются в 2 этапа:

  • 1. Согласование воль субъектов МП относительно правила поведения.
  • 2. Дача субъектами МП согласия на юридическую обязательность согласованных правил поведения.

Отсутствие в норме юридической обязательности позволяет говорить о наличии лишь 1 этапа создания.

Императивные нормы (jus cogens) создаются в 3 этапа. Императивность международно-правовой нормы означает то, что она принимается и признается мировым сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер. Императивные нормы имеют большую по сравнению с другими международно-правовыми нормами, юридическую силу; все вновь принимаемые международные нормы должны им соответствовать.

Процесс создания:

  • 1. согласование воль субъектов МП относительно правила поведения.
  • 2. согласование воль этих субъектов относительно придания данному правилу поведения высшей юридической силы в данной правовой системе.
  • 3. дача субъектами Мп согласия на юридическую обязательность согласованного правила поведения.

Императивные нормы МП образуют своего рода «конституцию» МП. Императивными нормами являются основные принципы МП, некоторые положения Устава ООН.

Структура норм международного права

В теории права норма права содержит гипотезу, диспозицию, санкцию.

Субъекты МП сами выполняют роль гаранта принятых норм. Меры ответственности и санкции в МП отделены от самих правил поведения. Государства и другие субъекты МП чаще всего сами выбирают меры принуждения из числа допускаемых международным правом по отношению к правонарушителям. Поэтому в отличие от внутригосударственного права международные правовые нормы состоят обычно из двух элементов - гипотезы и диспозиции.

Гипотеза - описание условий, при наличии которых применяется правило поведения.

Диспозиция - само правило поведения субъекта международного правоотношения.

Иногда международные нормы состоят из одной диспозиции. Так, ст. 3 Соглашения СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам определяет, что статус беженца и вынужденного переселенца подтверждается выдачей соответствующего документа.

Санкция как элемент международно-правовой нормы встречается редко. Международные нормы содержат санкции главным образом применительно к правоотношениям частного характера. Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. устанавливает ответственность перевозчика за груз.

Реализация международно-правовых норм

Реализация - осуществление участниками международных правоотношений установленных в международно-правовых нормах правил.

Юридическими формами осуществления международно-правовых норм являются соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение -- это способ действия главным образом норм-запретов. Устанавливая запрет совершения геноцида, международно-правовые нормы тем самым предписывают субъектам воздерживаться от указанного поведения.

Путем исполнения реализуются чаще всего нормы-обязанности. На основании Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. участвующие в Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в Пакте.

Нормы-правомочия осуществляются в форме использования. Например, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. закрепляет право граждан принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

Применение как форма реализации международных норм сочетает в себе различные поведенческие акты. В соответствии со ст. 1 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции. Указанная норма, с одной стороны, обязывает государства и других участников правоотношений руководствоваться положениями Конвенции, с другой - предоставляет физическим и юридическим лицам право использовать ее положения в необходимых случаях

Конспект лекций по дисциплине "Международное публичное право"

Между-народное право - это совокупность и система норм, регулирующих международные отношения.

Таким образом, сущность международного права состоит в том, что оно регулирует международные (общественные) отношения посредством международно-правовых норм, которые неразрывно связаны между собой как элементы единой правовой системы.

Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом между-народно-правового регулирования, можно разделить на межгосудар-ственные и немежгосударственные.

К межгосударственным относятся отношения:

1) между государствами;

2) между государствами и нациями, борющимися за независи-мость.

Международно-правовые нормы направлены прежде всего на регламентацию отношений между основными субъектами междуна-родных отношений - государствами. Собственно говоря, междуна-родное право складывалось и развивалось (до самого недавнего вре-мени) исключительно как межгосударственное.

Что касается отношений между государствами и народами, борю-щимися за независимость, можно заметить, что они представляют собой по сути как бы «предгсгсударства» и отношения с ними - это отношения с будущими государствами, если, конечно, такие государ-ства будут созданы.

Однако международное право регулирует и отношения немежго-сударственного характера - т.е. отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует. В настоящее время круг участников международного общения чрезвы-чайно расширился, и многие отношения (например, обеспечение и защита прав человека) перешли из категории дел, входяццкво внут-реннюю компетенцию государства, в сферу общих интересов госу-дарств.

Международными немежгосударственными являются отноше-ния:

1) между государствами и международными организациями, а также государствоподобными образованиями;

2) между международными организациями;

3) между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами- с другой;

4) между физическими и юридическими лицами.

Международное право выступает как совокупность составляющих его элементов - международно-правовых норм. Между его нормами явно существуют определенные отношения и связи, вне которых от-дельные нормы не могут действовать и применяться.

Международно-правовые нормы благодаря указанным и иным свя-зям между ними составляют единое целое - международно-правовую систему, международное право и в результате могут толковаться и при-меняться лишь с учетом их взаимосвязи со всеми другими или, по крайней мере, с некоторыми другими его нормами.

Система действующих международно-правовых норм, ушедшая далеко вперед от стандартов «классического» международного права XIX в., получила название «современное международное право». На международных конференциях путем заключения многосторонних международных соглашений были, в частности, кодифицированы нормы правопреемства государств в отношении международных дого-воров; нормы, касающиеся защиты мирного гражданского населения во время войны; защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта; нормы дипломатического и морского права.

Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Связи между древними государствами в значительной мере ис-пытывали на себе влияние их общественно-экономической основы - рабовладения. О систематических международных отношениях рабо-владельческих государств можно говорить применительно к концу III - началу II тысячелетия до нашей эры.

Особенностью этих отношений был их очаговый характер, т.е. пер-воначально международные отношения и регулирующие их нормы раз-вивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это в первую очередь долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Эгей-ского и Средиземного морей.

Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычноправовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся инсти-тутах международного права, касавшихся: законов и обычаев войны; заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров; обмена послами; установления правового режима иностран-цев; образования межгосударственных союзов.

Период от падения Римской империи до Вестфальского мира связан с развитием международных отношений фео-дальных государств в процессе их образования, преодоления раздроб-ленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств.

Период истории международного права от Вестфальского мира до Гаагских конференций мира связан с развитием идеи суверенного равенства государств и с утверждением новых прин-ципов и норм международного права, основанных на концепциях есте-ственного права. Побудительным мотивом этого явилось провозглаше-ние естественно-правовых идей в актах французской революции конца XVIII в. В них феодально-абсолютистским взглядам на государство и на положение в нем человека были противопоставлены идеи, свойст-венные взаимоотношениям между людьми.

Период от Гаагских конференций мира к созданию ООН и формированию современного международного права связан с рядом событий и факторов, оказавших влия-ние на развитие и содержание международного права. В их числе Пер-вая мировая война, в результате которой победители - страны Антанты - серией договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы. Этими договорами было предусмотрено создание новых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе, решался вопрос о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, для ряда западных стран устанавливался принцип «открытых дверей» в Китае.

Важным звеном Версальской системы и ее гарантом призвана была стать Лига Наций, статус которой содержал обязательства ее членов не прибегать к войне, пока спор между ними не будет подвергнут третей-скому разбирательству, судебному разрешению либо рассмотрению Советом Лиги, т.е. не запрещал войну. Лига Наций не приняла эффек-тивных мер в связи с агрессией Италии против Эфиопии в 1935- 1936 гг., а также в связи с нарушением Германией Версальского дого-вора и Локарнских договоров 1925 г., которые гарантировали непри-косновенность границ между Германией, Бельгией и Францией, но оставляли Германии возможность «дороги на Восток». «Умиротворе-ние» Германии привело в 1938 г. к заключению пресловутого Мюнхен-ского соглашения между Великобританией, Францией, Германией и Италией, открывшего дорогу новым агрессивным устремлениям фа-шистских Германии и Италии.

Субъекты международного права - это стороны международных правоотношений, наделенные нормами международ-ного права субъективными правами и субъективными обязательст-вами.

При этом, в отличие от национального права, в международном праве субъективному праву одного субъекта международного правоотношения всегда противостоит субъективное обязательство другого субъекта этого правоотношения.

На протяжении многовековой истории международного права го-сударства были единственными субъектами международных правоот-ношений. Нормы современного международного права продолжают регулировать главным образом взаимоотношения между государства-ми, а также взаимоотношения государств с международными органи-зациями и другими международными институциями. Государства - основные субъекты международного права и основные реальные участ-ники международных правоотношений, поскольку им необходимо по-стоянно взаимодействовать друг с другом, с международными органи-зациями и иными субъектами международного права.

Помимо государств и международных организаций субъектами международного права являются также другие международные инсти-туции, именуемые международными органами. Это, в частности, меж-дународные суды и международные арбитражи, следственные, прими-рительные и иные комиссии, которые создаются по соглашению между государствами и руководствуются в своей деятельности международ-но-правовыми предписаниями, прежде всего нормами общего между-народного права.

Некоторые такие международные органы, например Междуна-родный Суд ООН, представляют собой органы универсального ха-рактера, поскольку они созданы международным сообществом госу-дарств и доступ в них открыт для любого государства. Чаще же всего это органы локального характера (двустороннего или многосторон-него).

Наконец, особыми, специальными субъектами международного права являются народы. Специальными в том смысле, что в соответст-вии с одним из основных принципов современного международного права - принципом равноправия и самоопределения народов - за всеми народами признается право на самоопределение, т.е. право сво-бодно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное разви-тие. Каждое государство должно уважать это право. Речь, следователь-но, идет о взаимоотношениях (правоотношениях) между народами и государствами. Подробнее о термине-понятии «народ» и об условиях реализации народами права на самоопределение будет сказано в главе об основных принципах современного международного права.

В своих взаимоотношениях государства взаимно обязываются (главным образом в силу международных дого-воров) соблюдать в своем внутреннем порядке или правопорядке оп-ределенные права иностранных физических и юридических лиц, основ-ные права и свободы всех находящихся на их территории индивидов, также определенные права общественных (неправительственных) организаций, в частности профсоюзов.

41.Государственные границы: определение, классификация, порядок установления, изменения.

Государственная граница - это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая государственную территорию, пространственный предел государственного суверенитета. Прохождение границы устанавливается: на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ориентирам; на море - по внешнему пределу территориальных вод (границы территориальных вод между противолежащими или смежными государствами определяются по соглашению между ними); на реках - по середине главного фарватера либо (в некоторых случаях) - по их середине. Государственные границы устанавливаются в договорном порядке. При этом вначале решается вопрос о делимитации, т.е. о юридической принадлежности определенной территории. Делимитация предполагает определение в договорном порядке общего направления прохождения государственной границы с обозначением ее на карте. Решив вопрос о принадлежности того или иного участка территории и установив его границы на карте, государства осуществляют демаркацию - проведение линии границы на местности с одновременным обозначением ее пограничными знаками. Государственная граница на суше обозначается ясно видимыми пограничными знаками - столбами, пирамидами и т.п., на воде - створами, вехами и т.д. Режим государственной границы устанавливается национальным законодательством и международными договорами и включает правила: содержания границы; пересечения границы лицами и транспортными средствами; пропуска через границу лиц и товаров; ведения на границе хозяйственной и иной деятельности; разрешения пограничных инцидентов. От режима государственной границы следует отличать пограничный режим - режим пограничной зоны, территориальных вод и внутренних вод, имеющих выход к государственной границе. Пограничный режим нацелен на создание необходимых условий для охраны границы. Ширина пограничной зоны не превышает, как правило, пяти километров. Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы РФ с сопредельными государствами, не оформленные в международно - правовом отношении, подлежат их договорному закреплению. Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается: а) на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам; б) на море - по внешней границе территориального моря РФ; в) на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону; г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах - в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления; д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде. Режим Государственной границы РФ включает правила: содержания Государственной границы; пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил. Пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства. Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы РФ и включает правила: 1) в пограничной зоне: въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых мероприятий; 2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации: учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду; промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности. В пограничную зону включаются зона местности шириной до 5 километров вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на указанных водоемах. Охрана государственной границы РФ осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ в пределах приграничной территории, вооруженными силами в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами обеспечения безопасности РФ. Основными задачами ФПС РФ являются: защита и охрана Государственной границы в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу; охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих защиту и охрану Государственной границы, а также использования сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов; осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов. выполнение иных задач, вытекающих из федеральных законов и международных договоров РФ. Органы ФПС РФ вправе: вести дознание, оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность по делам, отнесенным к их ведению; задерживать лиц, совершивших незаконное пересечение государственной границы; пресекать нарушения государственной границы. В территориальных и внутренних водах в отношении иностранных невоенных судов органы ФПС имеют право: предложить судну изменить курс, если он может повлечь нарушение режима плавания; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на опрос, не подчиняется требованию изменить курс; по результатам осмотра судно может быть задержано; снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступление на территории прибрежного государства; осуществлять т.н. преследование по "горячим следам" - преследовать и задерживать в открытом море судно, нарушившее правила пребывания в водах РФ, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Такое преследование должно быть начато в водах РФ после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволявшей видеть или слышать этот сигнал, и вестись непрерывно; осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом или договором. Для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима государственной границы РФ и урегулирования пограничных инцидентов создан институт пограничных представителей (уполномоченных). В их компетенцию входят: осуществление контроля за соблюдением режима государственной границы; недопущение нарушений границы; обеспечение выполнения договоров о государственных границах; проведение расследования пограничных инцидентов.

5. Основные принципы международного публичного права

Как уже говорилось, «конституцию» международного публичного права образуют его основные принципы. Они представляют собой основополагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридической силой. Все остальные международно-правовые нормы и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов.

Принципы международного публичного права носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность.

Все принципы международного публичного права имеют первостепенную важность и должны неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других.

Принципы взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д.

Поскольку основные принципы международного публичного права представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного публичного права.

Первоначально эти принципы выступали в форме международно-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно-правовую форму. Так, семь принципов международного публичного права (суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее применения и др.) содержатся в Уставе ООН. При этом ст. 103 Устава предусматривает, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязательствами по какому-либо международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

Содержание основных принципов было подробно раскрыто в Декларации о принципах международного публичного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970), других международных документах. Применительно к европейским условиям содержание основных принципов было конкретизировано актами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в частности, хельсинкским Заключительным актом 1975 г., Итоговым документом Венской встречи 1989 г. и др.

Рассмотрим содержание основных принципов международного публичного права подробнее.

1) Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества.

Понятие равенства означает, что:

Все государства юридически равны;

Все государства должны уважать правосубъектность других государств;

Все государства пользуются правами, присущими полному суверенитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях и организациях, международных договорах и др.;

Территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, государственные границы могут меняться лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного публичного права

Государства свободно выбирают свои политические, экономические, социальные и культурные системы;

Государства обязаны добросовестно выполнять свои международные обязательства.

2) В соответствии с принципом неприменения силы или угрозой силой все государства в между народных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Государства на основе общепризнанных принципов и норм международного публичного права должны добросовестно выполнять свои международные обязательства в отношении поддержания мира и безопасности. Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Запрещается также пропаганда войны.

Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения.

Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются законными.

Государства также обязаны воздерживаться от репрессалий, связанных с применением вооруженных сил, от организации и поощрения иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. Государства обязаны воздерживаться от насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение.

3) Согласно принципу мирного разрешения международных споров государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения спора и с учетом других принципов.

Международное публичное право предоставляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами. Важную роль в мирном разрешении международных споров играет ООН.

4) На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства:

Не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства;

Не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия; а также

Не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

Однако принцип невмешательства во внутренние дела не является абсолютным. Он не затрагивает принудительных мер, применяемых по решению Совета Безопасности ООН для обеспечения международного мира и безопасности (см. гл. VII Устава ООН).

5) Принцип территориальной целостности государств. Государства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного публичного права. Никакая оккупация или приобретение территории таким образом не признаются законными.

6) Принцип нерушимости границ. Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех государств в Европе и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории другого государства.

7) Принцип уважения прав человека. Уважение прав и свобод человека - составная часть всеобъемлющей системы международной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимых для дружественных отношений и сотрудничества между ними. Государства обязаны поощрять эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных или культурных прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего каждой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.

8) Принцип права на самоопределение народов и наций. Все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Способами осуществления народом права на самоопределение являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого иного политического статуса, свободно избранного народом. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение.

Народы, осуществляющие самоопределение, вправе испрашивать и получать помощь в соответствии с целями ООН. При этом, однако, государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляющие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

9) Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и принципами ООН. Развивая сотрудничество, государства должны содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.

10) В соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств государства обязаны добросовестно выполнять взятые на себя международные обязательства. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву.

международный публичный право кодификация

Ибо консульские отношения между государствами, сохраняя их самостоятельный характер, являются вместе с тем в большинстве случаев составной частью отношений дипломатических. Как и в других отраслях системы международного публичного права, в консульском праве проявляют свое действие основополагающие принципы и нормы международного публичного права. В целом ряде отношений консульское право связано с...

Объяснить отсутствием основополагающего кодифицированного акта в данной области, а также состоянием динамичного развития отрасли, еще не достигшей необходимого уровня развития. В системе международного экологического права применяется метод, когда понятие "окружающая среда" определяется специально в отдельных соглашениях или иных документах исходя из установленных в каждом конкретном случае целей...

Состоит в правовом регулировании межгосударственных отношений. Обе функции носят характер стабилизирующих, охранительных, поскольку нацелены на поддержание определенного порядка в системе. Международное публичное право выполняет также функцию противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам. Существенна функция интернационализации, ...

ичного права, вторая является предметом регулирования международного частного права (МЧП). 1. Общая характеристика международного публичного права МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (международное публичное пра­во) - система исторически изменяю­щихся договорных и обычных норм и принципов, создаваемых главным обра­зом государствами в процессе их со­трудничества и соперничества, выража­ющих относительно...