Российская федерация включает в себя. Что включает в себя государственная территория России? Взыскание реального ущерба в порядке регресса: некоторые особенности

Конституция РФ признает политическое многообразие и многопартийность (п. 3, ст. 13) и гарантирует ра- венство политических партий перед законом независимо от их идеологии, целей и задач. Государством обеспе- чиваются соблюдение прав и законных интересов политических партий. Федеральным законом от 11.07.2001 "О политических партиях" : [в ред. от 21.07.2005 г.] определены принципы создания политической партии, при- остановление деятельности и ликвидация политических партий и др. Рассмотрите подробно основные положе- ния федерального закона. К основным принципам деятельности политических партий относятся: добровольность; равноправие; са- моуправление; законность; гласность; свобода в определении своей внутренней структуры, целей, форм и ме- тодов деятельности, за исключением ограничений, установленных законом. Важно уяснить положение о запрещении создания и деятельности политических партий, цели или дейст- вия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Запрещается также создание полити- ческих партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. По- литическая партия не должна состоять из лиц одной профессии. В третьем вопросе проанализируйте правовое положение других объединений (культурных, спортивных и т.д.) на основе ФЗ "Об общественных объединениях". Должны быть четко определены цели создания и дея- тельности, материальная и финансовая основа, порядок создания и регистрации, права по участию в осуществ- лении народовластия, основные направления деятельности различных видов общественных объединений. В частности, государство признает возможность создания и функционирования общественных объединений, при- знает их равенство перед Законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение цело- стности России, подрыв беззаконности государства, создание вооруженных формирований, разжигание соци- альной, расовой, национальной и религиозной розни. Что касается национально-культурной автономии, то это также форма общественного объединения граж- дан России, относящих себя к определенным этническим общностям, для самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Образование и деятельность национально-культурной автономии регулируется ФЗ "О национально-культурной автономии". Деятельность национально-культурных автономий базируется на следующих принципах: свободное волеизъявление граждан при отношении себя к определенной экономической общности; самоорганизация и самоуправление; многооб- разие форм внутренней организации; уважение языка, традиций, культуры и обычаев граждан различных этни- ческих общностей; законность. Особо отметьте, что право на национально-культурную автономию не является правом на социально-территориальное самоопределение. Источники 1. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: федер. закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ: [в ред. от 21.03.2002] // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 27. – Ст. 2503. 2. О национально-культурной автономии: федер. закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ: [в ред. от 21.03.2002] // Собрание законодательства РФ. – № 25. – Ст. 2965. 3. О некоммерческих организациях: федер. закон № 7-ФЗ от 19.01.1996: [в ред. от 2.02.2006] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 145; 1998. – № 48. – Ст. 5849; 1999. – № 28. – Ст. 3473. 4. О политических партиях: федер. закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ: [в ред. от 21.07.2005] // Собрание за- конодательства РФ. – 2001. – № 29. – Ст. 2950. 5. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: федер. закон от 12.01.1996 № 10- ФЗ: [в ред. от 29.06.2004] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 148. 6. Об общественной палате Российской Федерации: федер. закон от 4.04.2005 № 32-ФЗ // Собрание зако- нодательства РФ. – 2006. – № 15. – Ст. 1278. 7. Об общественных объединениях: федер. закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ: [в ред. от 02.11.2004] // Соб- рание законодательства РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1930. Литература 1. Авакьян, С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в РФ: конституционно- правовые основы / С.А. Авакьян. – М. : Юрист, 1996. – 183 с. 2. Котляревский, С.А. Власть и право: проблема правового государства / С.А. Котляревский. – СПб. : Питер, 2001. – 252 с. 3. Кокотов, А.Н. федер. закон об общественных объединениях / А.Н. Кокотов // РЮЖ. – 1996. – № 2. – С. 82 – 89. 4. Политические партии. Сборник нормативно-правовых актов / сост. Н.И. Воробьев. – Тамбов: Тамбов- ская обл. избир. комиссия. – 2002. – 248 с. 5. Показий, В.В. Административно-правовое регулирование деятельности общественных объединений в России: лекция / В.В. Показий. – М. : МА МВД России, 2001. – 22 с. 6. Дубровина, Е.П. Партии и выборы: опыт избирательных компаний 2003 – 2004 годов / Е.П. Дубровина, З.М. Зотова. – М. : РЦОНТ, 2005. – 208 с. 7. PRO NUNC: Современные политические процессы. Политические партии и выборы в российских ре- гионах / ред. кол. В.Ф. Пеньков, А.А. Сазонов, Д.Г. Сельцер. – Тамбов: Юлис, 2005. – Вып. 3. – 177 с. 8. Шершенева-Цитульская, И.А. Правовой статус религиозного объединения: понятия и виды // Государ- ство и право. – 2005. – № 3. – С. 109 – 114. Тема 11. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (4 ч) Занятие 1 1. Понятие и формы государственного устройства. 2. Территория, ее состав, органы и государственные символы РФ как единого государства, единство эко- номического пространства. 3. Горизонтальное разделение власти и разграничение предметов ведения Федерации и ее субъектов. 4. Правовая система РФ: соотношение федерального права и права субъектов. При освещении данных вопросов примите во внимание ее обширность и разнообразие нормативно- правовых актов. Поэтому целесообразно разделить изучение темы на два занятия. По первому вопросу важно раскрыть суть понятий и уяснить формы государственного устройства. Используйте аналогию, сравнивая госу- дарственное устройство России с государственным устройством других государств, а также историко-правовые аспекты проблемы. Под государственным устройством понимается внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер взаимоотношений между ними, а также между центральными органами власти и органами составных частей. В истории известны три основные формы государственного устройства: унитарное, федерация, конфедерация. Унитарное государство (слитное, простое) – это единое государство, не имеющее в своем составе госу- дарственных образований. Его составные части имеют статус единиц административно-территориального де- ления (провинция, область и т.д.). Они управляются на основе законов, принимаемых центральными органами, их территория может быть изменена простым законом без согласия местных органов и местного населения (Япония, Испания, Италия). Федерация – сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Составляющие федерацию государственные образования (штаты, земли, республики) являются субъектами федерации и имеют свое собственное админист- ративно-территориальное деление. В отличие от унитарного государства, федерация имеет две системы высших органов власти: федеральные органы и органы членов Федерации. Различают Федерации на территориальной основе (США, Австралия, ФРГ и др.), на национальной основе (Индия, Бельгия, Пакистан) и на смешанной на- ционально-территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада). Конфедерация – форма союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют свой суве- ренитет в полном объеме. В настоящее время в мире существуют только одна конфедерация – Европейское Со- общество. Начиная второй вопрос, подчеркните, что Российская Федерация – это федеративное государство. Ее пра- вовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, Федера- тивным договором от 31 марта 1992 г. Составляющими элементами конституционного статуса РФ являются: территориальное единство; общие формы государственной власти: единая система права, наличие собственности Российской Федерации (ст. 6). Государственная целостность гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и незави- симость государственной власти на всей территории и в международных отношениях принадлежит только РФ, а не ее субъектам. Субъекты РФ не имеют права выхода из РФ. Территориальное единство – РФ имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов, на эту территорию распространяется суверенитет РФ. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему ис- полнительной власти в РФ. Президент вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти РФ. Президент вправе приостановить действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и Федеральным законам, международным обязательствам РФ. Оха- рактеризуйте государственно-правовые признаки России как федеративного государства: единое гражданство РФ (ст. 6); единая денежная система (ст. 75); единые вооруженные силы РФ. Важным элементом конституционно-правового статуса РФ являются государственные символы – государ- ственный флаг, государственный герб и государственный гимн, в которых выражается государственный суве- ренитет России, а также столица – г. Москва. Дайте описание государственных символов и порядок их офици- ального использования. Полезным будет доклад об истории государственных символов страны. В третьем вопросе следует детально остановиться на конституционных основах национально- государственного устройства России (гл. 3). В составе РФ в качестве ее субъектов находилось до недавнего времени 21 республика, шесть краев, 49 областей, два города федерального значения, одна автономная область и 10 автономных окру- гов – всего 89 субъектов. Это сложная система, сочетающая федерализм, унитаризм и ав- тономию. То есть Россия является асимметричной федерацией, в которой ее субъекты не во всем и не всегда рав- ноправны. Следует подчеркнуть, что в настоящее время набирает силу тенденция слияния субъектов РФ. Как прави- ло, это происходит на территориях, где территориальные и другие факторы предопределяют слияние. Так, в результате местных референдумов в 2003 – 2005 гг. произошло объединение Пермской области и Коми- Пермяцкого автономного округа, а также Камчатской области и Корякского автономного округа. Новые субъ- екты РФ – Пермский край и Камчатский край были преобразованы с 1 декабря 2005 г. Следует ожидать движе- ния в этом направлении и в других регионах РФ. Конституционно-правовой статус РФ находит свое конкретное юридическое выражение и в закрепленных Конституцией предметах ведения Российской Федерации (ст. 77), находящихся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72). Под предметом ведения понимается отнесение определенных вопросов к компетенции как Федерации, так и ее субъектов. В Конституции РФ используется определенный способ размежевания компе- тенции – определяется перечень двух сфер – федеральной и совместной, а остальные вопросы отнесены к ис- ключительному ведению субъектов. Используя ст. 71 и 72, охарактеризуйте предметы ведения РФ и предметы совместного ведения в различ- ных сферах управления страной. Вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Субъекты обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73). Конституционно-правовой статус РФ характеризуется и наличием единой правовой системы, включающей в себя федеральные нормативные правовые акты, субъектов Федерации, местных органов власти и органов ме- стного самоуправления. Единство федеральной системы права обеспечивается верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории. Обратите внимание на то обстоятельство, что в 1990-х гг. на- блюдались значительные расхождения местного законодательства с федеральным. Положение стало меняться после Указа Президента РФ от 10.08.2000 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового про- странства Российской Федерации". В настоящее время большинство расхождений устранены. Подчеркните, что предметы ведения регулируются правовыми актами различного уровня, назовите какими. Занятие 2 1. Правовой статус субъектов РФ. 2. Особенности правового статуса автономий. 3. Участие субъектов в решении общефедеральных вопросов и проблема федерального принуждения. 4. Порядок принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ. В первую очередь определите правовой статус субъектов РФ. Этот статус гарантируется Конституцией РФ, изменения гл. 3 – 8 которой возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Субъекты Федерации сами принимают конституции и уставы, законы, устанавливают свое наименование. Подчеркните, что, несмотря на закрепленный в Конституции принцип равноправия всех субъектов, их правовой статус не во всем одинаков, выделите различия, в частности между республиками и другими субъектами. В то же время укажите и на те стороны равноправия, которые реальны. Особое внимание следует уделить проблеме федерального принуждения в отношении субъектов, если та- кая необходимость возникает. В федеративных государствах обычно предусматриваются конституционные основания для вмешательства федеральной власти в права субъектов федерации. Основаниями служат восста- ния, беспорядки и т.п. В Конституции РФ отсутствуют нормы, прямо устанавливающие основания для вмеша- тельства в права субъектов. Но есть положение, открывающее возможность такого вмешательства. В связи с этим проанализируйте ч. 4, ст. 78 Конституции. Конкретными инструментами, способствующими разрешению конфликтов, являются согласительные про- цедуры, право Президента приостанавливать действие актов исполнительной власти, противоречащих Консти- туции, федеральным законам и указам, а также право вводить чрезвычайное или военное положение на всей или части территории РФ. Возможно применение и вооруженных сил, если в каком-либо регионе возникает угроза отделения, создаются незаконные вооруженные формирования (Чеченская республика). В последнее время заметно желание федеральных властей иметь больше возможностей влиять на ситуа- цию в регионах. Этому служит, в частности, Указ Президента РФ от 13.05.2000 г. "О полномочном представи- теле Президента РФ в федеральном округе". Здесь возможно сообщение о полномочиях, структуре, функциях и задачах полномочных представителей, а также о новом порядке избрания глав администраций субъектов РФ. В четвертом вопросе проанализируйте положения ФКЗ от 17.12.2004 "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". Принятие в РФ нового субъ- екта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ ино- странного государства или его части. Образование в составе РФ нового субъекта –процедура, предусматри- вающая изменение состава субъектов РФ и не связанная с принятием в РФ иностранного государства или его части. Принятие и образование в РФ нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ (ст. 65), международными (межгосударственными) договорами РФ, узаконены Федеральным Конституционным Зако- ном, а также федеральными конституционными о принятии в РФ нового субъекта. Принятие и образование осуществляется на добровольной основе. При этом должны соблюдаться государственные интересы РФ, прин- ципы федерализма, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторически хозяйственные и культурные связи субъектов в РФ, их социально-экономические возможности. В качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное государство или его часть по взаимно- му соглашению РФ и данного иностранного государства, в соответствии с международным (межгосударствен- ным) договором. В случае принятия РФ в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области. Образование в составе РФ нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и бо- лее граничащих между собой субъектов РФ. Образование нового субъекта может повлечь за собой прекраще- ние объединения субъектов РФ, территории которых подлежат объединению. Изменение наименования субъек- та РФ не влечет за собой образование нового субъекта. Новое наименование субъекта РФ включается в текст Конституции РФ и устанавливается при переиздании текста Конституции РФ. Источники 1. О государственной границе РФ: закон РФ от 1.04.1993 № 4730-I: [в ред. от 22.08.2004] // Ведомости РФ. – 1993. – № 17. – Ст. 594. 2. О государственном гербе РФ: федер. конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ // Собрание за- конодательства РФ. – 2000. – № 52 (ч. 1). – Ст. 5021. 3. О государственном флаге РФ: федер. конституционный закон от 25.12.2000 № 1-ФЗ: [в ред. от 07.03.2005] // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 52 (ч. I). – Ст. 5020. 4. О государственном языке РФ: федер. закон от 1.06.2005 № 53-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 23. – Ст. 2199. 5. О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ: указ президента РФ от 10.08.2000 № 1486 // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 33. – Ст. 3356. 6. О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе: указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 20. – Ст. 2112. 7. О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государст- венной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ: федер. закон от 24.06.1999 № 119-ФЗ: [в ред. от 20.05.2002] // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3176. 8. Об образовании в составе РФ нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Перм- ской области и Коми-Пермяцкого автономного округа: федер. закон от 25.03.2004 № 1-ФКЗ // Собрание законо- дательства РФ. – 2004. – № 13. – Ст. 2790. 9. Об утверждении концепции государственной национальной политики РФ: указ президента РФ от 15.06.1996 № 909 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 3010. 10. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа: федер. конституционный закон от 12.07.2006 № 2-ФКЗ // Собрание законодательства. – 2006. – № 29. – Ст. 3119. Литература 1. Абдулатипов, Р.Г. Федералогия: учеб. пособие для вузов / Р.Г. Абдулатипов. – СПб. : Питер, 2004. – 320 с. 2. Дербачева, С.А. Современный федерализм как способ государственного устройства. Императивы и альтернативы / С.А. Дербачева // Закон и право. – 2004. – № 11. – С. 3 – 7. 3. Добрынин, Н.М. Федерализм. Историко-методологические аспекты / Н.М. Добрынин. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 2005. – 367 с. 4. Карапетян, Л.М. Федеративное устройство Российского государства / Л.М. Карапетян. – М. : НОРМА, 2001. – 352 с. 5. Рабко, Т. Институт полномочных представителей Президента России в федеральных округах как эле- мент обеспечения законности правовых актов субъектов Российской Федерации / Т. Рабко // Право и жизнь. – 2001. – № 39. – С. 15 – 21. 6. Романовский, В.Н. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн: пособие для учителя / В.К. Романовский. – М. : НОРМА, 2002. – 95 с. 7. Стешенко, Л.А. Многонациональная Россия: государственно-правовое развитие X – XXI вв. / Л. А. Стешенко. – М. : Юрист, 2002. – 384 с. 8. Черепанов, В.А. Теория российского федерализма: учеб. пособие / В.А. Черепанов. – М. : МзПресс, 2005. – 319 с. 9. Юсубов, Э.С. Федерализм в России и за рубежом / Э.С. Юсу- бов. – Томск: Изд-во НТЛ, 2005. – 94 с. Тема 12. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ (2 ч) 1. Понятие государственного органа РФ. 2. Система государственных органов РФ. Российская Федерация осуществляет свою деятельность через государственные органы. Государственный орган – это составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наде- ленная государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государствен- ной власти. Выделите специфические черты государственных органов: наличие государственно-властных пол- номочий; образование в установленном государством порядке; осуществление строго определенных задач и функций; четко определенная структура и организационно-правовая форма; каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти РФ (ст. 5). Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов – со- вокупности предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов веде- ния. Во втором вопросе рассмотрите систему госорганов РФ. Под системой понимается вся совокупность гос- органов, и ее единство основывается на государственной целостности РФ, на федеративном устройстве России (п. 3, ст. 5, ст. 3, 32). Система госорганов состоит из органов законодательной власти; органов исполнительной власти; органов судебной власти. По уровню деятельности различают федеральные органы и органы субъектов РФ. На федеральном уровне система органов государственной власти включает в себя: Президента РФ, Государственную Думу и Совет Феде- рации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ, Верховный Арбитражный Суд РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и суды РФ. В субъектах РФ государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, структура и компетенция которых определяется субъектами самостоятельно. По характеру выполняемых задач органы государства подразделяются на: органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы судебной власти; органы контрольной власти. Конституционные принципы построения и деятельности органов государственной власти – это закреплен- ные в Конституции исходные начала, положенные в основу функционирования этих органов. Основными принципами являются: приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 7); народовла- стие (ст. 3); федерализм (ст. 5); разделение властей (ст. 10, 11); законность (ст. 15); деидеологизация (ст. 13); светскость (ст. 14). Не оставьте без внимания особую группу госорганов, не относящихся ни к одному из названных выше ор- ганов госвласти – органы прокуратуры, а также госорганы, осуществляющие вспомогательные, совещательные и другие функции, но входящие в систему госорганов: Администрация Президента; Совет Безопасности. Обратите внимание на то, что, согласно указу Президента от 17.08.2000 г. "О государственном совете РФ", создан Государственный Совет РФ, в который входят главы субъектов федерации на ротационной основе. Он выполняет в основном совещательные функции, но его можно отнести к системе госорганов РФ. Источники 1. Вопросы структуры федеральных огранов исполнительной власти: указ Президента от 22.05.2004 № 55: [в ред. от 1.12.2004] // Собрание законодательства РФ. – 2004. 2. О государственном Совете Российской Федерации: указ президента РФ от 1.09.2000 № 1602 // Собра- ние законодательства РФ. – 2000. – № 36. – Ст. 3633 3. О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государст- венной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ: федер. закон от 24.06.1999 № 119-ФЗ: [в ред. от 20.05.2002] // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3176. 4. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.11.1995 № 168-ФЗ: [в ред. от 22.08.2005] // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472. 5. О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов: указ Президента РФ от 21.10.2005 № 1226 // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 43. – Ст. 4374. 6. О судебной системе РФ: федер. конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФЗК: [в ред. от 5.04.2005] // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1. 7. О центральном банке РФ (Банке России) : федер. закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ: [в ред. от 3.05.2006] // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 27. – Ст. 2790. 8. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов го- сударственной власти в субъектах РФ: федер. закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ: [в ред. от 21.07.2005] // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005. Литература 1. Гошуляк, В.В. Система органов государственной власти в субъектах РФ / В.В. Гошуляк. – М. : Юрист, 1999. – 129 с. 2. Гусева, Т.А. Новая система и структура органов исполнительной власти: справ.-учеб. пособие / Т.А. Гусева, А.Е. Чапкевич. – М. : ВОЛТЕРС Клувер, 2005. – 446 с. 3. Исполнительная власть в России: история и современность, проблемы и перспективы развития / А.С. Автономов, И.Л. Бачило [и др.]. – М. : Новая правовая культура, 2004. – 584 с. 4. Малый, А.Ф. Государственная власть как правовая категория / А.Ф. Малый // Государство и право. – 2001. – № 3. 5. Писарев, А.Н. Система высших органов государственной власти РФ, наделенных полномочиями в об- ласти обороны / А.Н. Писарев // Государство и право. – 2000. – № 2. – С. 7 – 11. 6. Столяров, М.В. Компетенция власти: разграничение предметов ведения и полномочий между между Федерацией и ее субъектами в условях реформирования: учеб. пособие / М.В. Столяров. – М. : Изд-во РАГС, 2005. – 324с. 7. Чиркин, В.Е. Основы государственной власти: учеб. пособие / В.Е. Чиркин. – М. : Юрист, 2002. – 385 с. Тема 13. ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. РЕФЕРЕНДУМ (2 ч) 1. Представительная и непосредственная демократия в управлении государством. Понятие избирательной системы и избирательного права. 2. Принципы избирательного права и их содержание. 3. Проведение выборов. Избирательный процесс. 4. Референдум. Главная задача заключается в том, чтобы детально рассмотреть значение демократии в управлении госу- дарством, принципы избирательного права и их содержание. Свободные выборы являются высшим непосредст- венным выражением власти народа. На основе выборов замещается должность Президента России, формиру- ются представительные органы госвласти, образуются органы местного самоуправления, выборы дают высшую изначальную легитимность. Под избирательной системой понимается порядок выборов Президента, депутатов ГД, порядок выборов в иные госорганы, предусмотренные Конституцией. Важно уяснить, что этот порядок определяется конституци- онно-правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Данные законы являются общими, они содержат принципы и нормы избирательного права, относящихся ко всем выборам, проводимым в РФ. Их значение в том, что они определяют основные гарантии реализации избирательных прав граждан, они являются основой всего избирательного законодательства России. Вторые – подробно регулируют все детали подготовки и проведения выборов и носят вторичный характер в иерархии нормативно-правовых актов на основе Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". То есть в ряде случаев при уяснении содержания избирательных процедур необходимо обращаться к принципам и нормам, установленным в ФЗ "Об основных гарантиях…". К ним относятся ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" от 18.05.2005; ФЗ " О выборах Президента Российской Федерации" от 10.01.2003; ФЗ "О формировании Совета Федерации" от 5.08.2000 № 113 ФЗ; ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" от 28.06.2004 № 5-ФКЗ // Собрание законо- дательства РФ. 2004, № 24 ст. Третья группа нормативно-правовых актов регулирует выборы в субъектах РФ и муниципальных образо- ваниях. Это, прежде всего, конституции республик, уставы а также законы, например, Закон Тамбовской облас- ти "О выборах депутатов Тамбовской областной Думы от 5 сентября 2005 г. Прокомментируйте изменения в избирательном законодательстве, основная цель которых – создание вы- сококачественного, соответствующего реальной практике избирательного законодательства, обеспечивающего реализацию конституционного принципа народовластия путем референдума и свободных выборов; территори- альный принцип выборов; принципы гласности; принципы добровольности; принцип периодичности проведе- ния выборов, принципы альтернативности выборов, принцип состязательности выборов. В ноябре 2006 г. в избирательное законодательство внесена существенная поправка, отменяющая порог обязательной явки граждан на выборы. Эта норма закона может стать предметом обсуждения на семинарском занятии. При этом необходимо обратиться к опыту западных стран в данной сфере. Раскройте их содержание. Многие стандарты по проведению выборов заимствованы из международно- правовых актов. Охарактеризуйте основные из них: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Междуна- родный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. В третьем вопросе покажите основные стадии избирательного процесса от момента назначения даты вы- боров до объявления о результатах голосования. Выделите особенности проведения выборов в субъектах РФ, предусмотренные меры ответственности за нарушение порядка выборов и нарушения избирательных прав гра- ждан. Избирательный процесс следует понимать как урегулированную процессуальными нормами деятельность участников избирательного процесса (субъектов избирательного процесса), состоящая из взаимосвязанных ста- дий и направленная на придание выборам легитимного характера. Охарактеризуйте основные субъекты избирательного процесса: гражданин (избиратель); избирательные комиссии; кандидат; избирательное объединение. Следует иметь в виду, что избирательный процесс как юридический процесс подготовки к проведению выборов имеет сложную структуру, которая включает установленную законом совокупность стадий организа- ции и проведения выборов, обеспечивающих целостность и легитимность итогов голосования и результатов выборов. А стадии, в свою очередь, включают в себя совокупность соответствующих избирательных процедур и избирательных действий. Подробно остановитесь на составе стадий избирательного процесса: назначение выборов; образование избирательных округов, составление списков избирателей; выдвижение кандидатов и их регистрация; информационное обеспечение выборов и проведение предварительной агитации; голосование и определение итогов голосования; установление результатов выборов, их официальное опубликование. В заключительном вопросе объясните основания назначения референдума, порядок его организации и проведения. Референдум – это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим за- конам и другим вопросам государственного значения. Выделите понятия референдум РФ и местный референ- дум. Перечислите вопросы, вынесенные на референдум в обязательном порядке и вопросы, которые не могут выносится на референдум (ст. 32, 84). Подробно остановитесь на отношениях, связанных с назначениями, под- готовкой и проведением референдума РФ, регулируемые Конституцией РФ, ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан РФ". Обратите внимание, что в 2004 г. в законодательство о референдуме внесено новшество – усложнение по- рядка инициирования референдума гражданами. Это сделано для того, чтобы свести к минимуму постановку на референдум случайных и малозначительных вопросов, а также предотвращение ситуации использования рефе- рендума политическими силами в своих целях. Источники 1. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ: федер. закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 21. – Ст. 1919. 2. О выборах депутатов Тамбовской областной Думы: закон Тамбовской области от 5.09.2005 № 355 // Тамбов- ская жизнь. – 2005. – 6 сент. 3. О выборах Президента Российской Федерации: федер. закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ: [в ред. 21.07.2005] // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171. 4. О порядке формирования Совета Федерации РФ от 5.08.2000 № 113-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3336. 5. О референдуме Российской Федерации: федер. конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ: [в ред. от 28.06.2004] // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 27. – Ст. 3921; 2002. – № 39. – Ст. 3641. 6. О референдуме Тамбовской области: закон Тамбовской области от 23.07.2003 // Тамбовская жизнь. – 2003. – 30 авг. 7. Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: федер. закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ: [в ред. от 21.07.2005] // Собрание законодательства РФ. –1996. – № 49. – Ст. 5497. 8. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: федер. закон от 12.06.2002 № 67- ФЗ: [в ред. от 21.07.2005] // Собрание законодательства РФ. – 2002. № 24. – Ст. 2253. Литература 1. Божедаров, В. Защита избирательных прав / В. Божедаров // Законность. – 2004. – № 11. – С. 16 – 20. 2. Вешняков, А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве РФ / А.А. Вешняков. – М. : ЦИК РФ. – 2004. – 195 с. 3. Воробьев, Н.И. Избирательное право и избирательный процесс в России / Н.И. Воробьев, В.В. Никулин. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. – 129 с. 4. Воробьев, Н.И. Об укреплении законодательных гарантий проведения региональных выборов в субъектах РФ и на муниципальном уровне / Н.И. Воробьев // Журнал российского права. – 2004. – № 1. – С. 15 – 21. 5. Выдрин, И.В. Избирательное право Российской Федерации: крат. учеб. курс / И.В. Выдрин. – М. : НОРМА, 2004. – 249 с. 6. Дамаскин, О.В. Избирательный процесс и электорально-правовая культура: учеб.-практич. пособие / О.В. Дамаскин, Е.В. Корчиго, Р.Р. Сеченова. – М. : НОРМА, 2005. – 271 с. 7. Мясников, А.П. Правовое регулирование выборов в РФ / А.П. Мясников // Юрист-Правовед. – 2004. – № 3. – С. 19 – 23. 8. Сравнительное избирательное право: учеб. пособие. – (издательский проект "Зарубежное и сравнительное избирательное право). – М. : Юрист. – 2003. – 208 с. 9. Чиркин, В.Е. Оптимальная избирательная система для России / В.Е. Чиркин // Журнал российского права. – 2004. – № 11. – С. 11 – 16. Тема 14. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2 ч) 1. Правовой статус Президента РФ. Порядок избрания. Прекращение обязанностей. 2. Прекращение полномочий Президента РФ. Процедура импичмента. 3. Полномочия Президента РФ. Акты Президента РФ. 4. Администрация Президента РФ и его представители в субъектах Федерации, других органах госвласти. Пост Президента впервые был учрежден в России в 1990 г. Первый Президент РФ был избран путем пря- мых выборов 12 июня 1991 г. Конституция 1993 г. определила статус Президента, порядок его избрания, ком- петенцию, процедуру отрешения от должности и др. В соответствии с Конституцией (ст. 80), Президент является главой государства. Это означает, что Прези- дент занимает особое место в системе органов госвласти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Объясните данное положение с точки зрения взаимоотношений Президента с другими ветвями власти, а также наличие системы "сдержек и противовесов", которая способствует сбалансированному взаимодействию вла- стей. Важно и понять систему гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного прави- теля. Порядок выборов Президента РФ определяется Конституцией России (ст. 81) и ФЗ от 10.01.2003 "О выбо- рах Президента Российской Федерации". Подробно остановитесь на принципах выборов, требованиях, которым должен отвечать кандидат в Президенты, порядке выборов и т.д. Так, Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий ограничен четырьмя годами. Возможно повторное избра- ние. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом РФ более чем на два срока подряд. Ограничение президентского срока – важное условие, препятствующее узурпации власти одним лицом или группой лиц. Правом выдвижения кандидатов в президенты обладают: политические партии, избирательные объедине- ния, граждане в порядке самовыдвижения. Чтобы быть зарегистрированным в качестве кандидата, необходимо собрать в свою поддержку не менее 2 млн. подписей избирателей; при этом в одном субъекте РФ – не более 50 тыс. подписей. Выборы Президента могут быть только альтернативными. Если за 35 дней до дня голосования будет заре- гистрировано менее двух кандидатов, выборы откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдви- жения кандидатов. Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие более 50 % включенных в списки избирателей. Избранным считается кандидат, получивший свыше 50 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не был избран Президентом РФ, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов (второй тур). Избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем другой претендент. В соответствии с Конституцией (ст. 91), Президент России обладает неприкосновенностью. Это означает, что личность главы государства, его достоинство и правовой статус охраняются в особом, установленном зако- ном порядке. Конституцией РФ (ст. 92, 93) установлен и особый порядок прекращения полномочий Президен- та. Общим основанием прекращения обязанностей – истечение конституционного срока полномочий – четыре или восемь лет (при повторном избрании). Момент прекращения полномочий – принесение присяги следую- щим главой государства. Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, предоставляются со- циальные и правовые гарантии. Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекращения президентских полномочий (п. 2, ст. 92). Предусмотрена и возможность досрочного отречения от должности за совершение преступления (про- цедура импичмента). Институт импичмента закреплен в конституциях многих стран, но практически применя- ется очень редко. В РФ дважды предпринимались безрезультатные попытки импичмен- та – в 1993 и в 1999 гг. Процедура импичмента В РФ предусматривает три стадии: выдвижение Госдумой обвинения против Президен- та РФ; заключение Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ; отстранение Президента от должности Советом Федерации. Рассмотрите содержание стадий (ст. 93 Конституции РФ). В случае досрочного прекращения Президентом полномочий по любому основанию исполнение его обя- занностей возлагается на Председателя Правительства РФ. Выборы нового Президента проводятся в трехме- сячный срок. Президент России обладает весьма значительным кругом полномочий. Полномочия Президента изложены в ст. 83 – 90, 107, 111. Их можно объединить в несколько групп: полномочия по формированию федеральных органов государственной власти; полномочия в области законодательства; в области внешних отношений и обороны страны. С содержанием перечисленных полномочий ознакомьтесь по тексту конституции. По вопросам своей компетенции Президент России издает указы и распоряжения. Указы по своей юриди- ческой силе бывают нормативными (то есть имеющими общеобязательный характер и содержащие предписа- ния общего характера) и ненормативные, то есть распространяющиеся условия на конкретных субъектов пра- воотношений и имеющие одноразовое применение). Президент России обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием (отлагательное вето ст. 107). Для выполнения своих полномочий Президент РФ формирует Администрацию Президента РФ. Ее задача – создать необходимые организационные, информационные, материально-технические и прочие условия для обеспечения деятельности Президента. Для обеспечения взаимодействия Президента с парламентом главой государства назначается полномочный представитель Президента в Федеральном Собрании, а также в Консти- туционном Суде. В состав Администрации Президента РФ входит полномочный представитель Президента в Федеральном округе, который является должностным лицом, представляющем Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в федеральном округе. (Положение о полномочном представителе Президента РФ в феде- ральном округе от 5. 10. 2004). Источники 1. О выборах Президента Российской Федерации: федер. закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ: [в ред. от 02.07.2005] // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171. 2. О гарантиях Президенту Российской Федерации прекратившему исполнение своих обязанностей и чле- нам его семьи: федер. закон от 12.02.2001 № 12-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 7. – Ст. 617. 3. Об официальных символах президентской власти и их использовании при вступлении в должность вновь избранного Президента РФ: указ Президента РФ от 5.08.1996 № 1138 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 33. – Ст. 3976. 4. Положение об Администрации Президента РФ: указ Президента РФ от 6.04.2005 № 490 // Собрание за- конодательства РФ. – 2005. – № 15. – Ст. 1395, № 24, Ст. 2392. 5. Об утверждении Положения о Совете Безопасности РФ: указ Президента РФ от 2.08.1999 № 949 // Со- брание законодательства РФ. – 1999. – № 32. – Ст. 4041; № 47. – Ст. 5684. 6. О полномочных представителях Президента РФ в палатах Федерального Собрания РФ: указ Президен- та РФ от 10.02.1996 № 169 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 7. – Ст. 674. 7. О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе: указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 20. – Ст. 2112. 8. Об утверждении концепции национальной безопасности: указ президента РФ от 17.12.1997 № 1300: [в ред. от 13.12.2001] // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 52. – Ст. 5909. Литература 1. Дегтев, Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и консти- туционные основы / Г.В. Дегтев. – М., 2005. – 237 с. 2. Жилинский, С.Э. Наш Президент. Как он правит и как его избирают / С.Э. Жилинский. – М. : Юрист, 2004. – 104 с. 3. Статкявичус, М. Импичмент и его последствия / М. Статкяви- чус // Закон и право. – 2004. – № 10. – С. 8. 4. Хутикаев, И.Д. Теория институционализации и вопросы становления института Президента Российской Федерации: учеб. пособие / И.Д. Хутикаев. – М. : Изд-во РАГС, 2005. – 48 с. Тема 15. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (4 ч) Занятие 1 1. Принцип народного представительства. Исторические корни. 2. Федеральное Собрание в системе органов государственной власти РФ. Структура Федерального Собра- ния. Состав палат. 3. Порядок выборов Государственной Думы. 4. Порядок формирования Совета Федерации. Учитывая обширность темы, целесообразно рассмотреть ее на двух семинарских занятиях с тем, чтобы де- тально ознакомиться с деятельностью Федерального Собрания, которое согласно Конституции РФ (ст. 94), яв- ляется парламентом России. Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII – XIII веках. Но в современном понимании парламенты стали формироваться в ХVII – ХIХ вв. Именно тогда они были конституционно учреждены и стали избираться на основе всеобщего избирательного права в США и большинстве Европейских государств. Расска- жите об истории парламентаризма в России. Напомните, что идея народного представительства, воплощенная в парламентаризме – особой системе го- сударственного руководства обществом, характеризующая разделением труда исполнительного и законода- тельного, была выдвинута Д. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и другими мыслителями. Охарактеризуйте важнейшие элементы парламентаризма: разделение властей, законность, представительство, уделив особое вни- мание последнему. Рассматривая вопрос о месте ФС в системе госорганов, в первую очередь обратите внимание на следую- щее принципиальное положение: Конституция РФ учреждает ФС как один из органов, осуществляющих госу- дарственную власть в РФ (ч. 1, ст. 2). Другой важнейший прин- цип – ФС самостоятельно по отношению к дру- гим органам власти. Это важно, поскольку независимость – важнейшее условие выполнения парламентом сво- их функций, что соответствует принципу разделения властей. Уделите внимание положениям ст. 94 Конститу- ции, где ФС определяется как представительный и законодательный органы РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. ГД представ- ляет все население РФ, СФ (верхняя палата) состоит из представителей регионов. Палаты работают раздельно и могут собраться только в трех установленных Конституцией случаях: для заслушивания послания Президента, для заслушивания посланий КС РФ, для заслушивания выступлении руководителей иностранных государств. Объясните, почему установлен такой порядок? Почему парламент России двухпалатный, какую роль двухпа- латность играет в принятии решений? Рассмотрите состав палат, принцип их комплектования. В третьем и четвертом вопросах остановитесь на порядке выборов депутатов ГД и порядке формирования СФ. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года (ст. 96, 97), одна половина которых до 2003 г. избиралась по мажоритарной системе, вторая по пропорциональной. Новое законодательство утверждает односистемный порядок выборов в ГД. ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы" определяет, что с 2007 г. выборы в Государственную Думу будут проводится только по пропорциональной системе (пропорциональное представительство партий и движений). Существенным новшеством стало увеличение избирательного барьера для прохождения кандидатов от избирательного объединения с 5 до 7 % голосов. При этом оговаривается условие, что при любом итоге голосования в состав Думы должны пройти не менее двух избирательных объединений. Порядок формирования Совета Федерации установлен ФЗ от 5.08.2000 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Этот закон не нарушает положений Конституции о вхождении в СФ по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполни- тельного органов госвласти (ч. 2, ст. 95). Тем более, что в ч. 2, ст. 96 Конституции указывается, что порядок формирования СФ устанавливается федеральным законом. Новое в формировании СФ заключается в том, что если раньше в него входили по должности главы законодательного и исполнительного органа субъектов, то теперь входят определяемые на месте представители от госорганов и работающие на постоянной основе. Гла- вам же исполнительной власти предоставляется возможность обсуждать государственные проблемы в Государ- ственном Совете. Занятие 2 1. Регламенты палат и внутренняя организация палат. 2. Компетенция Федерального Собрания и его палат. 3. Порядок принятия федеральных законов. Законодательный процесс. Акты Федерального Собрания. 4. Статус депутата ГД и члена СФ. 5. Порядок и основания роспуска ГД. В соответствии со ст. 99 Конституции, ФС является постоянно действующим органом, поэтому требуется четко организованный порядок его работы, который регулируется Регламентом палат. Он регулирует все ста- дии работы палат – открытие, обсуждение вопросов, голосование и т.д. Определите роль руководителей палат, назначение комитетов и комиссий. Назовите основные из них, определите их статус и назначение, а также зна- чение депутатских объединений: фракций и депутатских групп. Начиная второй вопрос, отметьте, что компетенция парламента – это объем полномочий, через которые раскрываются его основные функции. Компетенция устанавливается Конституцией на основе принципа разде- ления властей. Парламент выполняет строго определенные функции, не дублируя полномочия исполнительной и судебной властей. Федеральное Собрание выполняет три классические парламентские функции: принятие законов; утверждение государственного бюджета, контроль за исполнительной властью. Далее, опираясь на ст. 102 и 103 Конституции, конкретизируйте основные полномочия палат ФС. Согласно ст. 103 Конституции, к ведению ГД относятся следующие полномочия, которые закреплены в ст. 103 – 106. Самым главным полномочием ГД является принятие законов. Только ей принадлежит право приме- нять федеральные законы (ст. 105). Совет Федерации является палатой Федерального Собрания, обеспечивающей представительство субъек- тов РФ в законодательном органе государства. К ведению СФ относятся вопросы, изложенные в ст. 102 Кон- ституции. Значительные полномочия СФ в области законодательства (ст. 102, 104, 105 Конституции РФ). В ча- стности обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой феде- ральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; войны и мира и другие (ст. 106). В третьем вопросе рассмотрите порядок принятия законов. Именно посредством принятия законодательных актов Российский парламент осуществляет свои властные полномочия. Процесс принятия законов (законодатель- ный процесс) складывается из ряда стадий: 1. Законодательная инициатива. 2. Предварительное рассмотрение законодательного проекта. 3. Рассмотрение законопроектов в ГД в трех чтениях. 4. Принятие закона. 5. Рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. 6. Подписание и обнародование закона. Подробно рассмотрите все стадии законодательного процесса, в том числе и порядок преодоления разногласий, возникших между Советом Федерации Государственной Думой, в свя- зи с отклонением СФ принятых ГД законов. Что касается статуса депутата ГД и члена СФ, обратитесь к положениям ФЗ от 8.05.1994 "О статусе депу- тата члена Совета Федерации и депутата статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" (в ред. 21. 07. 2005 г.). Принципиальное положение заключается в том, что членам парламента предоставляется особое право и дееспособность для того, чтобы парламентарий мог участвовать в законотворчестве и осуществ- лении других функций. Раскройте содержание этой особой право- и дееспособности по следующей схеме: ха- рактер мандата парламентариев (императивный или свободный); общие требования к депутатам ГД и членам СФ; срок полномочий; формы деятельности; права и обязанности; неприкосновенность (иммунитет) членов парламента; материально-финансовые условия. В заключительном вопросе изложите порядок и основания роспуска ГД, в соответствии с Конституцией РФ (п. 6 ст. 84). Президент РФ имеет право распускать ГД в случаях и порядке, предусмотренных Конституци- ей. (Речь идет о досрочном прекращении деятельности палаты вопреки ее воли). Оснований для роспуска ГД всего три, и они сформулированы в ст. 3 и 117 Конституции РФ. Источники 1. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ: федер. закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 21. – Ст. 1919. 2. О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ: федер. закон от 27.12.2005 № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 1. 3. О порядке опубликования и вступлении в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания: федер. закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ: [в ред. от 22.10.1999] // Соб- рание законодательства РФ. – 1994. – № 8. – Ст. 801.

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

1. Государственные флаг , герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Статья 7З

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

согласно Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия - равнозначны (ст. 1 Конституции).

Прежнее наименование государства - РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика). Наименование "Российская Федерация (Россия)" введено Законом РСФСР от 25 декабря 1991 г.; 21 апреля 1992 г. - включено в Конституцию.

Россия как федерация состоит из равноправных субъектов РФ (ст. 5 Конституции): республик (21), краев (6), областей (49), городов федерального значения (2), автономной области (1), автономных округов (10). Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ и, соответственно, конституцией, уставом субъекта; может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (ст. 66 Конституции РФ).

Как государство РФ имеет все необходимые атрибуты (символы) - государственные флаг, герб, гимн. Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Столица - г. Москва.

РФ имеет единое гражданство. Оно приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом (Закон 1991 г. о гражданстве РФ с изменениями 1993 и 1995 гг.). Территория РФ включает территорию субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.

РФ имеет также все иные признаки государства:

Наличие Конституции и законодательства РФ, действие принципа верховенства (приоритета) федеральных актов, т. е. по общему правилу они имеют более высокую юридическую силу, чем акты субъектов Федерации;

Федеральная система государственных органов - Президент РФ, Федеральное Собрание (парламент) РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд - в целом единая судебная система РФ, Генеральный прокурор РФ;

Единая внутренняя и внешняя политика РФ, формируемая с участием субъектов РФ и осуществляемая органами РФ; международное признание РФ и ее международная правосубъектность, т. е. участие в международных отношениях;

Единые федеральные Вооруженные Силы, возглавляемые Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (им является Президент РФ);

Единая система служб внутренних дел, безопасности;

Денежно-финансовая система государства (с единой денежной единицей - рублем, системой налогов, кредитно-денежным обращением, Центральным банком РФ и т. д.);

Наличие единой экономической системы, построенной на плюрализме форм собственности, свободе экономической деятельности и конкуренции.

У РФ существует многообразная компетенция, т. е. полномочия по руководству государственной, экономической и социально-культурной жизнью на всей территории. Конституция РФ делит компетенцию РФ на две группы: в первую группу входят вопросы исключительного ведения РФ, т. е. вопросы, которые могут решать только федеральные органы (хотя и с учетом предложений субъектов); вторая группа - полномочия РФ в сферах совместного ведения РФ и ее субъектов. Иначе говоря, в этих сферах РФ решает вопросы, отнесенные к ее ведению, а остальные вопросы решают субъекты РФ, разумеется, на основе и в развитие федерального законодательства.

Вопросы исключительной компетенции РФ можно разделить на следующие подгруппы. В области государственного строительства: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование этих органов; государственные награды и почетные звания РФ; федеральная государственная служба; федеральные программы в области государственного строительства и национального развития РФ.

В области экономической, социальной и культурной политики: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

В области внешних сношений, обороны и безопасности: внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

В области охраны общественного порядка, прав граждан и правосудия: судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности.

В сферах совместного ведения РФ и ее субъектов полномочия РФ также можно условно разделить на несколько подгрупп.

В области государственного строительства: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В области экономической, социальной и культурной политики: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

В области внешних сношений: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

В области охраны общественного порядка, прав граждан, законодательства и деятельности правоохранительных органов: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат. (С. А.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

1. В части 1 статьи 67 закреплено два понятия «территория Российской Федерации» и «территория субъекта Федерации». Отношение между территориями самое простое: первая включает в себя территории ее субъектов. Однако Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы ее субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия.

2. Под территорией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов. Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» содержит понятия территориального моря и внутренних вод. Территориальное море Российской Федерации — примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий. Исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются: линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах; прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов; прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе; прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации; система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации. Внутренние морские воды Российской Федерации — воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

В Воздушном кодексе РФ 1997 г. закреплено, что под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем. Воздушное пространство по сложившейся правовой практике включает высоту до 100 км. Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает. Тем не менее по сложившемуся обычаю они также входят в понятие государственной территории.

3. Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега (статья 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»). Обычно шельф бывает богат запасами нефти и других неживых, а также живых ресурсов. Интересы субъектов Федерации в эксплуатации ресурсов континентального шельфа учитываются в соответствии с их вкладом в разведку и разработку этих ресурсов.

4. Исключительная экономическая зона — это морское пространство шириной до 200 миль от берега. Здесь прибрежные государства вправе создавать искусственные острова, установки и сооружения, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов. Эта территория регулируется Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

5. Охрана территории, континентального шельфа и исключительной экономической зоны входит в ведение федеральных властей. Они призваны обеспечивать территориальную целостность Федерации и ее субъектов.

6. Режим границы РФ установлен Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», а также рядом других нормативных актов и международных договоров с сопредельными государствами. Этими актами закрепляется процедура разрешения территориальных споров. По специальным соглашениям российские пограничные войска несут охрану внешней границы ряда государств, входящих в Содружество Независимых Государств.


3. Территориальное море РФ — примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс ширинои̌ 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона. (Ст. 2 ФЗ от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ

«О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ»
) 5. на Континентальном шельфе РФ — включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ (далее — территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения её сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Статья 67 Конституции РФ

Подвижная государственная территория РФ — это корабли, самолеты, космические станции под Государственным флагом РФ, на которых действуют законы РФ.

Морские кабели РФ в открытом море и трубопроводы РФ также могут быть государственной территорией. Режим государственной территории РФ регулируется только федеральными законами и иными федеральными правовыми актами, но не правовыми актами субъектов РФ.

Статья 67 Конституции Российской Федерации

Такой подход нашел отражение и в ст. 1 ФЗ РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации», действует в ред. от 15 июня 2006 г. РГ. 2006. 31 декабря), в соответствии с которой государственную территорию Российской Федерации образуют суша, вода, недра и воздушное пространство.

Из текста ч. 1 комментируемой статьи следует, что каждый субъект РФ, названный в ч.

1 ст. 65 Конституции, имеет собственную территорию.

Состав и территория Российской Федерации

(2) Край, область, город федерального значения, автономная область являются государственно-территориальными образованиями в составе Российской Федерации, обладающими теми же правами и несущими те же обязанности государственной власти, что и республики, за изъятиями, установленными Конституцией Российской Федерации.

Автономный округ может входить в республику, край, область.

(3) Правовой статус субъектов Российской Федерации не может быть изменен без их согласия.

Государственная территория: понятие, составные части

В определении объема прав государства в отношении шельфа и экономической зоны главная роль принадлежит международному праву, а не праву внутреннему. Суверенитет государства распространяется также на искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Важной частью государственной территории, источником природных богатств являются недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией, а также недра континентального шельфа.

2 ст. 67 Конституции РФ.

обладает там суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в порядке, определяемом федеральным законодательством и международно-правовыми нормами.

Суверенитет России распространяется на всю ее целостную и неприкосновенную территорию (ст. 4 Конституции РФ). Гарантом государственной целостности РФ является глава государства – Президент РФ (ч.

2 ст. 80 Конституции РФ).

От территории других государств государственная территория отделяется государственной границей.

В состав государственной территории входят: — суша: материковая часть государства с анклавами и острова; — внутренние воды; — территориальные воды: прибрежная полоса моря определенной ширины; — недра в пределах технической досягаемости; и — воздушное пространство. Исключительная экономическая зона РФ — морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным федеральными законами, международными договорами РФ и нормами международного права.

Воздушное пространство по сложившейся правовой практике включает высоту до 100 км. Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает.

Тем не менее по сложившемуся обычаю они также входят в понятие государственной территории.

3. Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега (статья 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 г.

N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»)

1. территориальные воды – 12 морских миль (22, 2 км) от берега, линия берега определяется по линии максимального отлива, либо, если берег изрезан, рядом с ним расположено много островов – от условной прямой линии, соединяющей максимально выступающие в море точки.

В случае, если ширина водного зеркала между двумя государствами меньше 12 миль граница проходит по середине водного пространства, либо определяется договором между странами.