Учиться любой ценой: на что идут дети в разных странах мира, чтобы получить образование. Страны Африканского континента, Юго-Восточной Европы и Азии

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Чтобы открыть для себя и для своих читателей новые подходы к воспитанию, мы решили связаться с родителями, живущими в странах, чья культура не так часто становится достоянием общественности. Наши собеседники с радостью поделились своими наблюдениями и рассказали, как выглядит родительство в их государствах. О многих особенностях не пишут в книгах, не рассказывают в кино, однако они заслуживают внимания, потому что являются частью мировой культуры, ответственной за формирование будущего общества.

Сегодня мы делимся самыми интересными моментами из рассказов наших респондентов специально для сайт.

Голландия

Детям в Голландии позволяют прожить детство так, как они того сами желают: ходить по лужам, бегать босиком, валяться в песке и, если так захочется, шумно выражать свое недовольство в общественных местах, не боясь суровых взглядов со стороны. Все можно. Дети живут беззаботно и познают мир в своем темпе. Не мчатся с мамой на 48 кружков и секций раннего развития в свои неполные 3 года. Голландец скажет: "Всему свое время".

Но, несмотря на кажущуюся со стороны полную свободу, пересекать установленные родителями границы детям не дозволено. И при этом «нет» у голландцев - это четкое ограничение без возможности сместиться в сторону «да».

Чему все же голландские родители уделяют внимание с самого рождения, так это приучению малыша к плаванию, развитию координации (в среднем в 4 года каждый здесь уже катается на двухколесном велосипеде) и укреплению иммунитета - минимум медикаментов, максимум свежего воздуха и закаливания детского организма.

Гана

В Гане очень немногие мамы могут себе позволить после родов сидеть с малышом дома, чаще ребенок либо остается с бабушкой, либо отправляется в ясли, либо сопровождает маму на работу привязанным за ее спиной.

Здесь вся семья готова работать в поте лица, чтобы сын или дочь могли получить образование, чтобы потом повзрослевшие дети, в свою очередь, работали и содержали всю семью. Подростков иногда отправляют на содержание более состоятельным родственникам, где они прислуживают в обмен на возможность жить и учиться, например в столице.

Ганским детям не позавидуешь. Многие из них лишены радости детства и мечтают поскорее вырасти, чтобы наконец оказаться среди «привилегированной касты» взрослых. И это неудивительно по следующим причинам.

  • Во многих школах до сих пор практикуются телесные наказания.
  • Самые простые вещи, такие как леденцы или мороженое, становятся чем-то особенным и желанным.
  • Уборка, мытье посуды и другие несложные дела во многих семьях полностью возлагаются на детей. Местные даже шутят: «Наконец-то у нас появился ребенок и можно не мыть посуду до конца своих дней».

Мой 2-летний сын, который растет в атмосфере относительной свободы, вызывает у местных жителей самые разные эмоции: некоторые смотрят на него с осуждением, другие, наоборот, глядя на него, начинают жалеть, что мешают своим деткам развиваться, загоняя их в рамки, которые диктует общество.

Но есть и вещи, которые мне очень нравятся в ганских детях, — это почтение и уважение к взрослым, трудолюбие, самостоятельность и огромная мотивация к учебе — единственному для многих шансу добиться успеха в жизни.

Италия

Итальянцы очень внимательны к вопросам безопасности, они поддерживают и контролируют ребенка на каждом шагу. Но при этом совершенно спокойно относятся к еде. Чипсы на полдник их совершенно не смущают, даже педиатры рекомендуют в качестве перекуса попкорн, а при болях в животе дать полстаканчика колы на голодный желудок.

Детские проблемы приравниваются к взрослым. Фразы «Не перебивай, видишь, взрослые разговаривают!» вы не услышите от итальянских родителей. С детьми говорят простым языком, рассуждают и решают их проблемы как со взрослым человеком. Школьные учителя относятся к детям уважительно, здесь нет принудительно дежурящих школьников, есть только дети, любезно помогающие навести порядок.

Взрослые, знакомые и нет, постоянно отвешивают комплименты детям по любому поводу. Поэтому они очень уверены в себе и знают, что всегда найдут поддержку в окружении.

Агрессия в обществе на очень низком уровне. Драка среди школьников - большая редкость. Понятия «дай сдачи» в принципе не существует. Зато подростки, увидев малыша, обязательно скажут ему «Чао!», спросят, как зовут и сколько лет. 15-летнему юноше незазорно поиграть на улице с проходящим мимо малышом.

Сирия

В сирийских семьях очень ждут наследников, мальчиков, которые в будущем будут заботиться обо всех родных. Поэтому, если рождается девочка, в здешних семьях стараются продолжать род, пока не появится младенец мужского пола.

До школы, как правило, дети находятся с мамой, в школьную пору учатся обычно - по программе (репетиторы для школьников и кружки для малышей далеко не всем по карману). В свободное от школы время мальчики трудятся, помогая отцу на работе и выполняя мелкие поручения (ценность такой работы прививается им с пеленок), а девочки остаются с матерями, помогая по дому.

Большинство детей, вырастая, продолжают дела своих родителей. Конечно, есть и те, кто едут учиться за границу, на медицинские или военные специальности (до войны большинство сирийцев учились в СССР и РФ), но это достаточно затратно, поэтому не сильно распространено.

А в целом, как говорит мой сирийский муж, в России дети возведены в культ, они неприкасаемы и все вокруг подчиняется им. В Сирии ситуация ровно противоположная: дети живут по распорядку родителей, никто под них не подстраивается и особо не заморачивается над режимом их дня.

Египет

Об отношении египтян к детям нам рассказала Райана , профессиональный журналист, чья семья живет в Каире.

Дети в Египте - всеобщий предмет обожания независимо от возраста и пола. Куда бы ты ни пришел с ребенком, тебе везде будут рады. Если у чада начнется истерика, египтяне будут улыбаться, стараться помочь успокоить малыша и никогда не упрекнут, независимо от того, в ресторане ли вы, в парке или в транспорте.

Некоторые экспаты такие проявления любви воспринимают как нарушение личных границ, но большинство мам здесь чувствуют себя свободно и уверенно везде, куда бы они ни отправились с детьми. Правда, иногда они слишком расслабляются и не останавливают ребенка, даже когда он перегибает палку.

Если спросить меня, какие они, египетские мамы, я скажу, что расслабленные. Они не боятся детских истерик, не бегут в больницу при любом чихе, не штудируют километры литературы, полагаясь на собственный инстинкт. Кстати, здесь с раннего возраста кормят детей чипсами и поят кока-колой, что меня немного пугает.

Но, несмотря на это, мне импонирует умение египетских мам отпустить ситуацию, их спокойствие и уверенность в себе. И это именно то, чему мне хочется научиться.

ЮАР

У южноафриканских детей часто очень хороший иммунитет, так как, едва научившись ходить, они бегают босиком везде (начиная от травы у дома и заканчивая холодным плиточным полом торгового центра) и в любую погоду.

Дети здесь воспринимаются как обычные члены общества, их не стремятся чрезмерно опекать или ставить интересы ребенка превыше всего. Очень большую роль в воспитании детей имеют родственники, которые могут бесцеремонно вмешиваться в дела семьи. Никто не требует от детей невозможного: они проводят свои дни за играми и учебой.

Кстати, об учебе: здесь расходы, связанные с детским образованием, составляют, пожалуй, большую часть всех семейных расходов. Государственные школы и детсады - платные, частные - тоже платные, только еще дороже. Да и не все бедные семьи понимают важность образования, их дети стремятся как можно раньше начать «зарабатывать» деньги. Зачастую их можно встретить просящими милостыню на дорогах в школьное время.

Малайзия и Норвегия

Об этих странах нам рассказала Дарья , чья семья однажды променяла жаркий малайзийский климат на норвежские снега.

Детские сады в Малайзии бывают государственными, бесплатными, и частными. Частные детские сады делятся на частные местные и международные.
Мои дети ходили в местный частный детский сад.

Вся система образования основывается на зубрежке, и 3-летние дети имеют огромное количество учебников и домашней работы. В садике за партами каждый день дети изучают математику, рисование, английский и малайский языки. По желанию - китайский. Дети из мусульманских семей обязаны посещать уроки религии.

Детский садик в Норвегии же абсолютно другой.

Занятий за партой здесь нет. Дети свободны в своем выборе: здесь и зона Lego со множеством разных деталей, и конструкторы — магнитные, липучки и т. д. Бумага и карандаши, мягкие игрушки, кухня с посудой — все в свободном доступе, и ребенок сам решает, чем ему заняться.

Есть отдельная комната для изучения окружающей среды, в ней все необходимое: микроскопы, лупы, пинцеты и колбы. Также отдельная комната для ролевых игр: больница, магазин. Специальная комната для поделок, где в свободном доступе клей, пряжа, цветная бумага, блестки и фаворит всех 5-леток — термомозаика.

Прогулки в любую погоду дважды в день. Летом все занятия на улице, включая даже обед. Раз в неделю поход в лес с термосом с горячим какао и вкусными бутербродами.

Садики не бесплатные, но цена фиксированная за количество посещаемых дней. Открыты с 6:45 до 17:00.

Шри-Ланка

В Шри-Ланке культ детей, так что, приехав сюда, будьте готовы, что ланкийцы будут без спроса трепать вашего ребенка за щечки, целовать ему ручки и восторженно угощать лакомствами.

В деревенских ланкийских семьях традиционно много детей. Трое - это мало, а вот пятеро-семеро - в самый раз. С младенчества детям прививают понятия семьи, поэтому они растут очень дружными. Здесь никто никуда не спешит, и домашние обязанности появляются у детей плавно, лет с 7, когда они идут в школу.

С 4 до 7 лет почти все дети в нашей деревне ходят в так называемые "монтессори" - типа детских садов при храме, где, конечно, никто не блюдет методику Монтессори, просто дети поют, рисуют, танцуют и раз в полгода устраивают отчетные концерты для всей деревни.

Униформу дети начинают носить, придя в детский сад, и цвет ее меняется в зависимости от возраста и учебного заведения. При этом частью униформы для девочек являются прически: в детский сад они ходят с 2 хвостиками, а в школу — с 2 косами, подвязанными красными лентами.

Шри-Ланка занимает 2-е место в Азии по количеству образованного населения. Родители с самого рождения ребенка начинают копить деньги на его образование, хотя университеты и колледжи для граждан бесплатные. Но, чтобы попасть в вуз, нужно сдать серьезный выпускной экзамен, поэтому лет с 12 ребенка готовят к поступлению.

Девочек растят немного более закрыто, чем мальчиков. Их учат, что соперничать с мужчиной не нужно, у каждого свое место и предназначение в жизни, и есть в этом зерно истины.

Я же беру то, что мне кажется разумным в ланкийской и русской культуре, делаю огненный микс и подаю его вместе со свежими фруктами на обеденный столик моих детей. И верю в то, что все происходит правильно.

Мир такой огромный, но в каждом его уголке находятся родители, которые точно знают, как вырастить ребенка счастливым, и готовые сделать ради этого все возможное. Расскажите, а какой подход к воспитанию ближе вам? О каких странах вам было бы интересно почитать в следующий раз?

Желать чего-то лучшего своим детям вполне закономерно. И не редко в поисках лучшей жизни будущие мамы принимают решение дать ребенку иное, нежели у нее и отца ребенка гражданство. Выбирают для этого такой способ, как роды за границей с получением гражданства ребенком сразу же после его рождения, поскольку достаточно обширный перечень развитых стран дает возможность натурализоваться таким способом. В каких странах роды позволяют узакониться новорожденному на правах гражданина, а где предъявляются дополнительные требования к соискателям подданства стоит узнать заблаговременно до родов.

Страны, в которых основанием получения гражданства является факт рождения на территории страны (принцип почвы)

Несмотря на то, что большинство стран при определении гражданской принадлежности детей, рожденных на их территории, придерживается принципа «права крови», которое подразумевает получение ребенком гражданства родителя (родителей), существуют страны которым не чужд принцип «права почвы».

Страны Северной и Южной Америки и прилегающие островные государства

Наиболее распространен такой принцип присвоение гражданства, основанный на факте рождения в странах этой группы. Список стран широк и включает:

  • Антигуа и Барбуда;
  • Аргентина;
  • Барбадос;
  • Белиз;
  • Боливия;
  • Бразилия;
  • Венесуэла;
  • Гренада;
  • Гватемала;
  • Гайана;
  • Гондурас;
  • Доминика;
  • Доминиканская Республика;
  • Канада;
  • Колумбия;
  • Мексика;
  • Никарагуа;
  • Панама;
  • Парагвай;
  • Перу;
  • Сальвадор;
  • Сент-Люсия;
  • Сент-Кристофер и Невис;
  • Сент-Винсент и Гренадины;
  • Тринидад и Тобаго;
  • Уругвай;
  • Чили;
  • Эквадор;
  • Ямайка.

При этом гражданство присваивается после родов автоматически без каких-либо дополнительных условий.

США самая щедрая на предоставление гражданства страна. Америка дает свое гражданство всем, чье появление на свет произошло как в границах любого из 50 штатов, так и на принадлежащей территории:

  • Пуэрто-Рико;
  • Гуам;
  • острова Американские Виргинские и Северные Марианские.

Страны Африканского континента, Юго-Восточной Европы и Азии

  • Лесото на Африканском континенте;
  • Румыния в юго-восточной Европе;
  • Малайзия, Пакистан, Фиджи – представители Азии.

Страны Западной Европы

Представители Западной Европы также дают возможность стать гражданином их государства детям, чьи матери-иностранки, решили, во что бы то ни стало, родить за границей. Однако европейские члены международного сообщества предусмотрели дополнительные оговорки предоставления подданства детям, чьи роды прошли на территории их государства. К странам, которые дают возможность новорожденным стать их подданными относятся:

  • Франция;
  • Германия;
  • Италия;
  • Испания;
  • Великобритания;
  • Ирландия;
  • Бельгия;
  • Дания.

Однако только появиться на свет на их территории мало, поскольку предусмотрены оговорки в получении статуса гражданина маленьким членом общества и порой процесс этот затягивается на долгие годы.

Условия приобретения правовой связи с государствами Европы, в которых родился ребенок

Так, Франция устанавливает правовую связь с рожденным в ее границах ребенком если имеет место выполнение одно из следующих условий:

  • рожденный с 11 лет проживал во Франции минимум 5 лет. В таком случае он станет к 18 годам ее гражданином;
  • рожденный постоянно живет в пределах Франции и тогда в 16 лет последний может обратиться с соответствующим заявлением, на основании которого ему присвоят статус гражданина Франции;
  • рожденный достиг 13 лет и его родители, также постоянно проживающие во Франции, обратились с соответствующим запросом.

В Германии условия предоставления статуса гражданина к детям, чьи роды состоялись в федеративной республике отличны от французских и представлены двумя альтернативами:

  • на момент родов, один из родителей 8 и более лет постоянно и законно проживает в Германии;
  • как минимум у одного родителя есть бессрочный вид на жительство в Германии на протяжении минимум последних 3 лет предшествующих родам, либо есть право на жительство в Германии.

Требования к новорожденным и их мамам и папам в Италии и Испании значительно проще. Так, итальянским подданным можно стать, если чадо 3 года на законных основаниях проживало в Италии, а подданным Испании уже в возрасте 1 года, при постоянном проживании его и наличии у матери или отца права на жительство на территории Испании.

Великобритания наиболее демократичная страна в вопросе подданства. Стать гражданином Туманного Альбиона может новорожденный, родитель которого проживает в Великобритании постоянно и законно.

Границы Ирландии становятся родиной для рожденных здесь детей у иностранцев, если родитель-иностранец легально проживал в Ирландии 3 года из 4, предшествовавших родам.

Бельгийское подданство по принципу земли предусматривает альтернативные условия и предоставляется:

  • младенцам, чьи и отец и мать 10 лет и более предшествовавших рождению постоянно проживали в границах Бельгии;
  • детям, достигшим 18 лет, родившимся в Бельгии и все это время проживавшие здесь.

Дания, как и большинство европейских соседок, установила единственное требование по продолжительности проживания ребенка после рождения на ее территории, которая должна составлять 19 беспрерывных лет.


Фото: ingehogenbijl/Shutterstock.com

Япония

Японские дети проживают три стадии становления: бог – раб – равный. После пяти лет почти абсолютной вседозволенности непросто взять себя в руки и начать четко следовать общей системе правил и ограничений.

Экспресс-инфо по стране

Земля находится на третьем месте по удаленности от Солнца и на пятом среди всех планет Солнечной системы по размеру.

Возраст – 4,54 млрд лет

Средний радиус – 6 378,2 км

Средняя окружность – 40 030,2 км

Площадь – 510 072 млн км² (29,1% суши и 70,9% воды)

Количество материков – 6: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида

Количество океанов – 4: Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый

Население – 7,3 млрд чел. (50,4% мужчин и 49,6% женщин)

Самые густо населенные государства : Монако (18 678 чел./км 2), Сингапур (7607 чел./км 2) и Ватикан (1914 чел./км 2)

Количество стран : всего 252, независимых 195

Количество языков в мире – около 6 000

Количество официальных языков – 95; самые распространенные: английский (56 стран), французский (29 стран) и арабский (24 страны)

Количество национальностей – около 2 000

Климатические пояса : экваториальный, тропический, умеренный и арктический (основные) + субэкваториальный, субтропический и субарктический (переходные)

Только в 15 лет к ребенку начинают относиться как к равному, желая видеть в нем дисциплинированного и законопослушного гражданина.

Чтение нотаций, крик или телесные наказания – всех этих непедагогических способов японские дети лишены. Самым страшным наказанием становится «игра в молчанку» - взрослые просто на какое-то время прекращают с малышом общаться. Взрослые не пытаются доминировать над детьми, не стремятся показать свою власть и силу, может, именно поэтому на протяжении всей жизни японцы боготворят своих родителей (особенно матерей) и стараются не доставлять им неприятностей.

В 1950-х годах прошлого столетия в Японии вышла революционная книга «Обучение талантов». С подачи ее автора, Масару Ибука, в стране впервые начали говорить о необходимости раннего развития детей. Исходя из того, что в первые три года жизни формируется личность ребенка, родители обязаны создать все условия для реализации его способностей.

Ощущение принадлежности к коллективу – вот что действительно важно для всех японцев без исключения. Поэтому неудивительно, что родители проповедуют одну простую истину: «В одиночку легко затеряться в жизненных хитросплетениях». Однако, минус японского подхода к воспитанию очевиден: жизнь по принципу «как все» и групповое сознание не дают личностным качествам ни единого шанса.

Франция

Главная особенность французской системы воспитания – ранняя социализация и самостоятельность малышей. Многие француженки могут только мечтать о многолетнем декретном отпуске, так как вынуждены рано выходить на работу.

Французские ясли готовы принимать малышей в возрасте 2-3 месяцев. Несмотря на заботу и любовь, родители умеют сказать «Нет». Взрослые требуют от детей дисциплины и беспрекословного подчинения. Достаточно одного только взгляда, чтобы малыш успокоился.

Маленькие французы всегда вежливы, смирно дожидаются обеда или чопорно копошатся в песочнице, пока их мамы болтают с приятельницами. На мелкие шалости родители не обращают внимания, а вот за крупные провинности наказывают: лишают развлечений, подарков или сладостей.

Отличное исследование французской системы воспитания представлено в книге Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой». Действительно, европейские дети очень послушные, спокойные и самостоятельные. Проблемы возникают в тех случаях, когда родители чрезмерно увлекаются собственной личной жизнью – вот тогда отчужденности не избежать.

Италия

Детей в Италии не просто обожают. Их буквально боготворят. Причем не только собственные родители и многочисленные родственники, но и совершенно посторонние люди. Сказать что-то чужому ребенку или пощипать его за щечки - считается в порядке вещей.

Пойти в детский сад ребенок может в три года, до этого же времени он, скорее всего, будет находиться под бдительным контролем бабушки, дедушки или других родственников. «Выводить в свет» детей начинают очень рано – их берут на концерты, в рестораны, на свадьбы.

Сделать замечание - недопустимое поведение для родителя. Если постоянно одергивать ребенка, то он вырастет закомплексованным, - так считают итальянские родители. Подобная стратегия, порой, заканчивается неудачей: абсолютная вседозволенность приводит к тому, что многие дети не имеют представления об общепринятых правилах приличия.

Индия

Индийцы начинают воспитывать своих детей чуть ли не с момента рождения. Главное качество, которое родители хотят видеть в своих чадах, - доброта. На личном примере они учат детей быть терпеливыми к окружающим, сдерживать свои эмоции в любых ситуациях. Взрослые стараются скрыть от детей плохое настроение или усталость.

Добрыми помыслами должна быть пронизана вся жизнь ребенка: предостережение «не раздави муравья и не бросай камни в птиц» со временем трансформируется в «не обижай слабых и уважай старших». Наивысшей похвалы ребенок достоин не тогда, когда стал лучше другого, а когда стал лучше себя. При этом индийские родители очень консервативны, например, они наотрез отказываются принимать введение в школьную программу актуальных современных дисциплин.

Воспитание детей всегда рассматривалось в Индии не как прерогатива государства, а отдавалось на усмотрение родителей, которые могли вырастить ребенка в соответствии со своими убеждениями, в том числе и религиозными.

Америка

Американцы обладают качествами, которые ярко выделяют их среди других национальностей: внутренняя свобода и политкорректность с четким следованием закону. Желание быть ближе к ребенку, вникать в проблемы и интересоваться успехами – важнейшие аспекты жизни американцев-родителей. Неслучайно на любом детском утреннике или школьном футбольном матче можно увидеть большое количество пап и мам с видеокамерами в руках.

Старшее поколение в воспитании внуков участие не принимает, а вот мамы по возможности предпочитают работе заботу о семье. С малых лет ребенка учат толерантности, поэтому адаптироваться, например, особенным детям в коллективе достаточно просто. Явным преимуществом американской системы воспитания является неформальность и желание сделать упор на практических знаниях.

Ябедничество, которое негативно воспринимается во многих странах, в Америке называется «законопослушанием»: доносить на тех, кто нарушил закон, считается абсолютно естественным. Телесные наказания обществом порицаются, а если ребенок пожалуется на родителей и предъявит доказательства (синяки или ссадины), то действия взрослых могут быть расценены как противоправные со всеми вытекающими последствиями. В качестве меры наказания многие родители используют популярную методику «тайм-аута», когда ребенка просят молча посидеть и подумать о своем поведении.

Социологи по всей Европе не первый год бьют тревогу — население стран стареет, женщины решают позже заводить детей и уже далеко не все супруги согласны, что идеальная семья предполагает наличие кого-то третьего. Какие именно факторы влияют на жителей разных стран в вопросе рождения детей?

Гибкие работодатели — ключ к успеху

Одна из стран-лидеров списка по желанию иметь детей, Дания, пока не может похвастаться идеальной ситуацией с рождаемостью. Средний возраст рождения первого ребенка — 29 лет. А больше половины детей в браке рождается при помощи ЭКО, так как самостоятельно забеременеть у многих датчанок не получается. Несколько лет назад социологи забили тревогу: начиная со школы, датчанам дают очень много информации о том, как защитить себя от нежелательной беременности, и совсем не рассказывают про счастье быть родителями. В результате все больше людей вырастают с осознанием того, что беременности стоит бояться и избегать.

Однако ситуация стала меняться к лучшему. По мнению обозревателя The Guardian и мамы троих детей Люси Макдональд, которая прожила несколько недель как типичная датская мама, на высокое желание иметь детей в стране сильно влияют низкий уровень преступности и безработицы — в той же Великобритании оба показателя выше, и желание иметь детей снижается соответственно. Но это не единственная причина: гибкая политика в отношении работающих родителей позволяет датчанам быстрее решиться завести детей. По сравнению с другими странами Европы, в Дании очень мало женщин, которые занимаются исключительно детьми и совсем не работают. Работа на полставки также не распространена, мамы трудятся полный рабочий день.

Совмещать семью и карьеру им удается благодаря гибкости работодателей. Например, большинство работодателей официально разрешает родителям уходить с работы пораньше несколько раз в неделю, чтобы провести время с детьми. С оплатой детского сада, где ребенок может оставаться с утра до вечера, помогает государство, и стоит он в четыре раза дешевле, чем детский сад в Лондоне, а начальники позволяют родителям не брать больничный и оставаться дома в первый день болезни детей. Минимальный оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком составляет три месяца, максимальный — три года. Причем срок отпуска может увеличиться на один месяц, если его берет отец.

В каких странах детей заводят раньше

Россия, Словакия и Венгрия входят в число европейских стран с самым высоким желанием иметь детей и самыми молодыми матерями. По данным Евростата, жители восточных стран в целом больше хотят детей и заводят их раньше в силу сложившихся традиций и воспитания. В этих странах женщины не видят проблемы в том, чтобы посвятить себя семье и не работать, в то время как не все жительницы западной Европы готовы к отказу от карьеры.

В России, тем не менее, начинает прослеживается западная тенденция — женщины, особенно жительницы больших городов, откладывают рождение первенцев на потом. По данным Росстата, за последние 5 лет доля тех, кто стал матерью впервые после 30 лет, выросла до 40%. Правительство дополнительно пыталось стимулировать рождаемость в России материнским капиталом и льготами, однако в больших городах выплачиваемые суммы не способны оказать существенного влияния на благосостояние семьи, поэтому мало повлияли на рост рождаемости. Кстати, схожая ситуация сложилась в Германии, где довольно щедрая материальная помощь государства не смогла заставить женщин рожать больше детей. Почему?

Почему деньги не всегда стимулируют

Меньше всего хотят иметь детей жители Германии — желающих стать родителями в стране почти в 2 раза меньше, чем в России. Социологи университета Висбадена подтверждают эти данные: с начала 2000-х в Германии отмечается резкий спад рождаемости, и последние десять лет страна удерживает первое место по самому низкому уровню рождаемости в Европе. В 2009 году прирост населения упал до исторического минимума — даже в послевоенный 1946 год в стране родилось больше детей. Причем упрекнуть правительство страны в невнимании к молодым родителям нельзя — в течении первого года жизни ребенка они получают от государства до 60% от собственного оклада в месяц. Также семья может решить, кто останется дома: отец или мать. Но даже существенные выплаты до сих пор не сумели убедить немцев в том, что дети — это необходимая часть жизни. Виноватым в таком положении вещей называют недостаточную помощь родителям. И речь идет не о деньгах, а о невозможности совмещать заботу о подросшем ребенке и работу.

Большинство детских садов и начальных школ в стране работает до 13 часов дня, не позволяя кому-то из родителей работать полный день. Стеффан Крёнерт, профессор социологии в берлинском Институте Народонаселения и Развития, считает, что в обществе до сих пор сильно развито негативное отношение к работающим матерям, которых называют «мамами-воронами». Такой ярлык многие немцы вешают на женщин, которые рано отдают детей в ясли, чтобы суметь продолжить работу. Профессор Крёнерт считает: единственное, что может повысить рождаемость — это достаточное количество детских учреждений, легкий доступ к ним и снижение общественного давления на работающих матерей. Причем, по его мнению, такие меры помогут повысить уровень рождаемости не только в Германии, но и во всех странах Европы, где есть эта проблема.

А что влияет на ваше желание завести ребенка?

Материал подготовлен с помощью экспертов сайта знакомств для поиска серьезных отношений eDarling.ru.

Говорят, семья без ребенка — не полная семья, поэтому большинство из нас справедливо считают жизнь по-настоящему сложившейся, когда в семье появляется ребенок. Детородный возраст менялся с модой. Ученые считали когда-то нормой рождение ребенка и в 13 лет на некоторых континентах, и даже у нас еще каких-то 35−40 лет назад в 25 лет не стать мамой означало получить страшное клеймо «старородящая». Теперь же ногие женщины рожают и после 35-ти, при этом абсолютно наслаждаясь материнством, отдав молодости дань молодости, зрелости — опыт и взвешенные решения, карьере — время и семье — сформировавшуюся женщину, мать и жену.

Общество и традиции диктуют свои правила, медицина и наука — свои. Как бы там ни было, но в народе существует некая «норма», в каком возрасте обязаны появляться дети. В зависимости от страны и культуры эти предписания отличаются. Если анализировать данные статистики, то средние показатели различаются не так заметно. В реальных же условиях кто-то рожает ребенка в 15 лет, а кто-то в 45. Свою роль здесь играют разные факторы, и тем более интересно сравнить, когда это принято у нас, а когда — у них.

Россия

Первенец появляется у среднестатистической россиянки в 24−25 лет. Но, несмотря на статистику, мамами часто становятся в более юном возрасте, в 20−23 года и раньше. В целом, женщины ориентированы на создание семьи и рождение ребенка. Для многих семья — это, как минимум, три человека, но лучше, чтобы за маму, за папу и для государства. Городская жизнь вносит свои коррективы, и всё чаще девушки хотят получить образование и устроиться на работу, но жизнь без мужа и детей представляют себе не многие. А те, кто представляет, например чайлдфри, осуждаются, часто самими же женщинами. Можно проследить закономерность: женщины с высшим образованием рожают ближе к 30, женщины с начальным и средним — в 20 лет и раньше.

В обществе существует мнение, что дети это единственное предназначение женщины, а фраза «дал бог зайку, даст и лужайку» является оправданием для любого репродуктивного поведения. В воспитании активно принимают участие бабушки и дедушки, а часто и прохожие люди советами типа «Ему холодно, оденьте шапочку!», а то и с желанием потрогать щечки и дать замусоленный пирожок.

США

Американцы на первое место в жизни ставят образование и карьеру, о семье можно подумать только после того, как крепко встал на ноги. Поэтому пик рождаемости здесь приходится на 25−35 лет. Больше двух детей могут себе позволить либо очень богатые люди, либо бедные. В первом случае всё понятно — у них финансы позволяют. Второй случай интереснее: если в семье низкий доход и много детей, то государство предусматривает защиту, в виде пособий, выдачу одежды, предоставление жилья и поддержку детей вплоть до колледжа. Сложнее всего среднему классу, на который никакие программы не распространяются, а денег хватает только на себя. Поэтому и обзаводятся детьми позже.

У афроамериканцев и латиносов всё совсем иначе. Эти группы населения заводят детей в промежутке 15−25 лет и в больших количествах. У первых есть острая проблема в виде многодетных матерей-одиночек, проживающих в общежитиях для бедных. Так что стереотипы о «черных» кварталах имеют под собой реальную почву. А вторые относятся к детям как к большой радости и ставят семью в абсолютный приоритет. Детей в семьях много, часто у них особо нет друзей, так как и без того есть с кем общаться. К ранней беременности относятся положительно: если, например, 15-летняя дочь приедет домой с каникул у бабушки в Мексике с характерным животиком и без мужа, то мама ругать не станет, а только порадуется.

Испания

А вот испанки, в отличие от испаноговорящих американок, заводят детей после 30 лет. По Европе это один из самых старших возрастов, позже решаются на детей только итальянки — 31−32 года. Существует некий стереотип про «горячих испанцев» и казалось бы, за чем же дело стало? Но нет, градус отношениям повышать можно, а вот с детьми лучше повременить.

Здесь считается, что до 30 лет женщина должна набраться опыта, получить образование, сделать карьеру, активно путешествовать и познавать мир. Интересно отношение испанцев к своим детям. Они страстно любят своих чад, потакают им во всём и стремятся сделать ребенка счастливым. К слову, у них всего несколько детдомов на всю страну.

Германия

Еще одна страна, где практически нет детских домов. Но, не смотря на высокий уровень жизни и на денежное пособие от государства, немки обзаводятся потомством около 30 лет. Дело в том, что в этой стране нет достаточной гибкости у работодателей и совмещать работу и заботу о детях не представляется возможным. И в это же время общество осуждает женщин, которые хотят работать и определяют детей в ясли или детсады.

Нация стареющая, особых демографических скачков здесь не было уже долго, и уровень рождаемости снижается с каждым годом. Но уже отмечено некоторое влияние на эту ситуацию со стороны беженцев, и некоторые политики надеются на демографический бум. Но насколько гладко это будет происходить на стыке разных культур и религий, сложно предугадать.

Ангола, Конго, Сомали

Африка южнее Сахары, включая и другие страны, помимо названых, известна своим бедственным положением и особенно примечательны регионы, в которых сохраняется местная культура. Здесь низкая по современным меркам продолжительность жизни — 40−45 лет, а соответственно и возраст для деторождения приходится на 12−15 лет.

Девушки здесь рожают много детей, пока могут, но бедность, отсутствие медицины, голод приводят к высокой смертности среди них. Но тем не менее, на сегодняшний день количество населения неустанно растет. Развитие стран это сильно тормозит и приводит к различным проблемам: безработице, дешевому труду, сохранению варварских обычаев и другому.

Япония

Уровень жизни здесь гораздо выше и поэтому возникают другие ценности. Девушки стремятся получить образование и устроиться работать в фирму. Интересно, что с будущими вторыми половинами знакомятся именно на работе, гораздо реже на улице или где-то еще. Условно можно разделить японок на две категории. В первой те, которые проработав несколько лет, выходят замуж, заводят детей и остаются дома. Во второй находятся те, кто не спешит под венец и не видит в детях особой ценности, а наибольшим благом для себя считают карьеру. Но и первые, и вторые выходят замуж в среднем в 28−30 лет, а если заводят детей, то делают это позже — в 30−35.

Отличия как в традициях, так и в жизненных реалиях на лицо. Конечно, это усредненная информация и в каждой стране и в каждой семье всё происходит по-разному. Где-то женщины сами принимают решения, где-то всё решает муж или религия. Но будем надеяться, что, не смотря на разное видение, когда-нибудь наступит время, когда счастлива будет каждая семья и каждый человек.