В правовом государстве должно быть. Правовое государство: понятие, признаки

Это понятие, которому дать чёткое определение довольно сложно. Но мы попробуем это сделать. Это такое государство, в котором власть подчиняется праву . Идея рассматриваемого нами понятия состоит в том, что полномочия правительства, президента, судов не безграничны. Пример - Соединённые Штаты Америки, где сама система так устроена, что ни одна из ветвей власти не может узурпировать её. Сегодня мы опишем основные признаки этой формы правления.

Основные признаки правового государства

Итак, определение мы дали выше. Исходя из него, основной принцип, которым характеризуется современное правовое государство - это его разделение на три ветви - законодательную, судебную и исполнительную , которые контролируют друг друга и не допускают узурпации полномочий в одном лице, органе или социальном слое. Если это случится, то речь пойдёт о деспотизме страшных масштабов, как говорит теория Ш. Монтескье.

Основные признаки правового государства:

Элементы правового государства

Википедия перечисляет ещё такие принципы правовой формы государства. Кое в чём они повторяются, в некоторых аспектах - дополняют вышеописанные. Опишем в целом, чтобы лучше запомнилось. Вообще, идея правового государства строится на одной мысли - верховенство права , а всё, что нами перечисляется, это детали теории правового государства, необходимые чтобы стало более понятно. Итак, какие принципы правового государства можно выделить?

Правление по закону

Главная задача государства - обеспечить условия , в которых только оно имеет право применять силу для обеспечения безопасности каждого гражданина. Закон имеет высшую силу. Нормы права могут меняться только в соответствии с процедурами, которые установлены Конституцией. В правовом государстве разработаны механизмы, которые способны заставить должностные лица подчиняться закону .

Равенство всех перед законом

То есть, каждый должен соблюдать законы, в том числе и те, кто их издаёт. Суды не должны учитывать количество денег, власти и статус людей, которые стали перед ними. Если от этой нормы отступают, то такое правосудие называется избирательным. Если на тебя в суд подал богатый миллиардер, то вряд ли приговор будет оправдательным. К сожалению, во многих странах сейчас именно избирательное правосудие .

Что значит «равенство перед законом» с правовой точки зрения? Есть два признака:

Выполнимость

Законы должны быть написаны так, чтобы люди могли их соблюдать. Хотя бы минимальные требования должны быть написаны понятным языком. Размытые законы открывают пространство для избирательного их применения. Неправильные действия властей может покрыть и создание законов, имеющих силу задним числом, противоречия между составляющими закона или слишком частое их изменение. Всего этого быть не должно. В правовом государстве никто не имеет права наказывать за то, что кто-то совершил действия, которые не были незаконными на тот момент.

Кроме того, в самом тексте закона надо прописать критерии, по которым человек считается виновным. Также они должны быть справедливыми, для чего должны быть открытые СМИ, свободные выборы в представительные органы .

Независимость судов

Они должны быть изолированы от других ветвей в том плане, что ни исполнительная, ни законодательная власть не может влиять на судебную систему правового государства. Если этого не будет, то к подсудимому будет применяться нелегитимное применение силы или же законы будут писаться для оправдания или осуждения конкретного человека.

Правосудие

Правосудие, как процесс, регламентируется системой права . Всё осуществляется по заданным правилам, не допускающим произвола судей. Система должна быть построена так, чтобы обычный человек, ничего не понимающий в юриспруденции, мог предвидеть кого оправдают, а кого накажут. Правосудие максимально прозрачное и охватывает все необходимые факты.

В неправовом государстве правосудие непредсказуемое (хотя в некоторых странах это уже стало настолько нормой, что понятно: олигарх выиграет любое дело), очень развита коррупция, которая даёт возможность избежать наказания тем, кто его заслуживает.

Для того чтобы назначить уголовное наказание, необходимо соответствие таким условиям:

Например, если следствие использовало пытки для того, чтобы получить доказательства вины подсудимого, то суд обязан исключить из дела факты, изложенные в результате таких незаконных методов дознания. Даже факт, что преступник будет оправдан, не должен учитываться. Таким образом, страхуются граждане как от пыток в силу их неэффективности, так и от ложных приговоров, спровоцировавших введение правосудия в заблуждение .

Все перечисленные выше права и свободы несут позитивный посыл, заставляют государство следовать своим обязательствам. Кроме того, не должно быть задержек в системе правосудия, потому что в этом случае есть лазейки для того, чтобы оно стало избирательным .

Защита прав человека

В теории правового государства указано, что ни один закон не должен нарушать основные права человека. Но на деле нет чётких правил, описывающих в каких случаях свободы гражданина ужимаются законами, а когда нет. Так, в США не считают казнь лишением права человека на жизнь. В скандинавских странах высокие налоги вовсе не видятся нарушением права на частную собственность и так далее. Чтобы законодательная защита прав была эффективной, они должны входить в систему ценностей местной культуры .

Другие элементы правового государства

Законность должна восприниматься, как культурная ценность . Именно от этого зависит, насколько подобная концепция будет устойчивой. Правовая культура государства - это прежде всего использование законов для реализации собственных интересов, выдвижение требований к государству издать определённый закон. Кроме того, в ценностях должна быть законопослушность.

Некоторые специалисты считают, что правовое государство требует, чтобы власть была децентрализована, а гражданское общество было развитым. Главное - не допустить узурпацию власти .

Критика правового государства

Перечислим коротко аргументы против правового государства:

Выводы

Несмотря на всю вышеописанную критику, общие правила принятия решений властью не допускает откровенно безответственных решений. Да, разумный руководитель будет способен сам нести ответственность за свои действия и ему не требуются сдержки и противовесы, которые являются центральной категорией правового государства. Но много ли таких? Какая гарантия, что следующий руководитель действительно будет представлять интересы народа и не станет злоупотреблять своими полномочиями?

Сама концепция правового государства не допускает попадания в правительственные круги людей, которые не будут поддерживаться обществом. Например, президент может быть уволен в порядке импичмента, если перестаёт соответствовать интересам граждан . Это делает возможным приход к власти настоящих лидеров, а не диктаторов, прикрывающихся лидерством для решения своих корыстных задач. Теория правового государства на данный момент является самой эффективной.

Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. В своих нормах и предписаниях право выражает взаимодействие в системе "индивид - общество - государство". Взаимная уравновешенность элементов есть необходимое равновесие свободы, условие обеспечения правовой справедливости, при котором только и возможно право - государственное устройство, отвечающее своему предназначению.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях государства с индивидами и различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства.

К числу наиболее существенных признаков правового государства относятся:

  • - верховенство правового закона;
  • - реальность прав и свобод индивида;
  • - организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

В современной юридической литературе получили распространение определения правового государства, в которых перечисляются и некоторые другие его признаки: "Правовое государство - это такое демократическое государство, в котором обеспечиваются господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения (обособления) властей" .

Государство возникает и существует не просто одновременно с правом, но до известной степени и ради самого права - для его формулирования и обеспечения.

Устанавливая правовые нормы, государство обязано соблюдать их, поддерживать правопорядок. Нормы права обязательны для государственных органов в той же мере, как и для граждан. Правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность государственных органов выступает как деятельность, урегулированная правом. Государственная власть действует лишь в границах, установленных законом, государстве каких-либо исключений подчиняться действующим правовым нормам. Государственным органам позволено только то, на что их уполномочил закон.

Исходя из этого, некоторые отечественные правоведы приходят к выводу, что правовой государственности вообще присущ особый характер взаимосвязи государства и права, ибо главное в правовом государстве - это признание верховенства права над государством, безусловное подчинение всех его органов закону (С. С. Алексеев). Действительно, в правовом государстве государственные органы и должностные лица связаны правом. Но нельзя забывать, что отношение "государство - право" есть отношение людей. И в правовом государстве в центре этой связи находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается против самой личности, в конце концов, затрагивает человека и его свободу. И главное в право-государственном устройстве не само по себе господство права, а то, насколько взаимосвязь государства и права обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение се свободы. Если ценность права и обусловлена связью с государством, то это имеет место лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку.

Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей, которое означает построение и осуществление единой государственной власти на основе четкого разграничения компетенции между ее различными ветвями ("властями" в узком понимании) - законодательной, исполнительной и судебной - в целях предотвращения монополизации властных полномочий в руках одного органа.

Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение деспотического режима, где невозможна свобода личности.

Каждая из властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах и в то же время гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Таким образом, с помощью разделения властей государство функционирует в правовом режиме.

В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон, посредством которого государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону, который регулирует наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни, определяющие меру свободы в наиболее важных сферах, охраняющие нравственные ценности общества (например, законы о собственности, предпринимательстве, акционерных обществах, общественных объединениях, свободе совести, печати и др.). Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но пи в коем случае не "совершенствовать", не "подправлять", не "изменять" закон.

В то же время правовой закон не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления.

Основной закон правового государства - конституция, в которой сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция РФ представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать текущее законодательство.

Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции - неотъемлемая черта правового государства, которое поэтому является конституционным государством.

Прообраз идеи правового государства возник как противоядие злоупотреблению политической властью, как реакция на произвол, деспотизм, тиранию.

Посредством закона государство должно брать на себя обязательства обеспечивать справедливость в своих отношениях с гражданами, общественными организациями, другими государствами. Государство определяет правовые меры ответственности своих официальных представителей за их действия, совершаемые от имени государства и его органов. При этом в истинно правовом государстве каждый в отдельности и общество в целом, подчиняясь законам, выражающим их суверенную волю, должны обладать и правом, с возможностью принудить к исполнению закона самого властвующего.

Правовое государство должно выработать не только систему правовых ограничений своей деятельности, но и нести политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.

Предпосылками создания и функционирования правового государства (иногда их называют его основами) являются:

  • 4) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства; необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;
  • 5) режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
  • 6) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;
  • 7) юридическая предпосылка - создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая может обеспечить действительное уважение закона;
  • 8) гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Последняя важнейшая предпосылка заслуживает отдельного рассмотрения.

В научный обиход понятие "гражданское общество" прочно вошло в XVII в., хотя, как пишет французский исследователь Доминик Кола, впервые оно было упомянуто уже в XVI в. в комментарии к "Политике" Аристотеля. Интересно, что в немецком языке это понятие имеет двойное значение: как гражданское общество в принятом значении и как буржуазное общество. Такая двойственность не случайна, ибо действительно гражданское общество как относительно самостоятельная сфера социальной жизни начинает формироваться вместе со становлением общества буржуазного. До этого общество и государство совпадали, причем государство доминировало над обществом в форме восточной деспотии, Римской империи, средневековой монархии. Отделение государства от общества и превращение его и общества в относительно самостоятельные феномены произошло только в результате буржуазных революций. Общество, освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных самостоятельных субъектов, и получило название гражданского. Своей зрелости и суверенности гражданское общество достигает на высокой ступени буржуазного строя.

Гражданское общество как реальность есть система экономических, духовно-культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в гражданские ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих материальных и духовных интересов, потребностей. Гражданское общество строится на принципе самоуправляемости, оно защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правовыми законами от прямого вмешательства со стороны государства. Гражданское общество защищает себя от опеки и регламентации государственных властей. Когда гражданское общество чувствует, что государство может представлять опасность для граждан (у государства появляются собственные интересы, и оно начинает издавать законы, направленные против граждан), начинает формироваться новое социальное пространство, защищенное от "оккупации" его государством.

Основные "кирпичи" фундамента гражданского общества составляют:

  • - собственность (имущество);
  • - труд;
  • - семья.

Такое традиционное понимание гражданского общества берет свое начало от Локка .

Гражданское общество, по определению Гегеля, есть объединение частных лиц. "В гражданском обществе, -писал он, - каждый для себя - цель, все другое для него ничто" .

Гражданское общество глубоко эгоистично, состоит из себялюбивых индивидов, объединяемых прежде всего нуждой. Поскольку каждый из них преследует собственные цели, коллективность эта подвержена разного рода случайностям и нуждается в более высокой "форме всеобщности" - в государстве. Таким образом, гражданское общество - связующее звено, находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формой человеческой организации.

В мировой науке сегодня получил признание подход к гражданскому обществу как к комплексу общественных отношений, независимому от государства, но взаимодействующему с ним. Оно включает в себя:

  • - добровольно, спонтанно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (семья, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения);
  • - совокупность негосударственных (неполитических), экономических, социальных, духовных, нравственных и других общественных отношений;
  • - производственную и частную жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы;
  • - сферу самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденную законом от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти и политики.

Следовательно, гражданское общество представляет собой некую негосударственную ассоциацию граждан, объединенных по различным признакам, служащую целям удовлетворения их индивидуальных потребностей и реализации потенциальных возможностей на благо всех и каждого. Строго говоря, гражданское общество не является предметом изучения государственно-правовой науки, и в связи с рассматриваемым здесь вопросом нас интересуют лишь те его аспекты, которые касаются участия граждан в формировании органов государственной власти, определения их политики, контроля за государством и подчинения его интересам граждан, объединенных в составе этого общества. Очевидно, что те субъекты гражданского общества, которые осуществляют эти функции (политические партии и иные политические общественные объединения), не могут не обладать соответствующими властными полномочиями для их выполнения .

Переходя к характеристике современного гражданского общества, в нем можно выделить три уровня общественных отношений.

Первый уровень связан с производством самого человека и охватывает сферу семьи, быта и культуры (в частности, образования).

Второй уровень охватывает область экономики, включая в себя производство, распределение, обмен и производительное потребление (личное потребление осуществляется на первом уровне - в быту). Именно здесь реализуется тот процесс обмена вещами (товарами) и деятельностью, который объединяет изолированных индивидов в общественный коллектив. Субъектами отношений здесь выступают, во-первых, индивиды; во-вторых, социальные группы, в которые объединены индивиды, занимающие одинаковые места в системах общественного разделения труда, собственности, культуры и так далее, и которые образуют социальный состав гражданского общества; в-третьих, различные объединения индивидов, профессиональные союзы, союзы предпринимателей, общества потребителей и т.п. Все эти субъекты устанавливают между собой разнообразные по своему характеру связи помимо государства (в частности, договорные), которые позволяют в определенных пределах обеспечивать гармоническое развитие гражданского общества без вмешательства государства как политической силы. Последнее присутствует здесь лишь потенциально. Таким образом, характерной чертой гражданского общества является его саморегулируемость, самодетерминированность. То, что оно способно к саморазвитию, и то, что оно - результат свободного объединения индивидов, расширяет возможности гражданского общества определять свое развитие. Если оно окажется способным преодолевать возникающие противоречия, то сможет избегать революций как средства насильственной замены одного общественного строя другим.

На третьем уровне гражданского общества его члены вступают в политическую жизнь. Политика - область общественных отношений, в которых реализуется борьба за участие в общих делах населения, осуществляемых государством, и в определении направлений его деятельности. Субъектами политического процесса в современных его формах являются индивиды (граждане), их политические объединения - организации (партии, движения, "фронты", союзы и т.п.) и государство .

Суть, назначение, типология и многие другие аспекты государства наглядно раскрываются в его взаимоотношениях с гражданским обществом. Это не случайно: государство и гражданское общество существуют как две стороны противоположности, вне которой не может быть понято ни то, ни другое. В них заключены два противоположных механизма консолидации населения. Гражданское общество объединяет людей сложным переплетением свободно реализуемых частных интересов, а государство как особый, специально сконструированный для этой цели механизм - принуждением.

Гражданское общество и государство взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга. Гражданское общество олицетворяет материю, тело социального организма, государство - сознание.

Государство выступает в качестве субъекта управления по отношению к гражданскому обществу, а значит, их взаимосвязь можно рассматривать как единство прямой и обратной связей в системе управления. Различия в содержании этой взаимосвязи, соотношении двух се противоположных компонентов порождают принципиальные отличия и в характере политической власти. Они могут быть положены в основу классификации политических систем и режимов.

При наличии развитых и эффективных механизмов социальной обратной связи, се приоритета, обеспечивающего представительство и влияние в органах государственной власти широкого спектра имеющихся в гражданском обществе частных интересов, правомерно говорить о демократическом режиме. В отсутствие или при ограниченной, блокированной обратной связи, когда налицо доминирующая роль прямого воздействия, возникает авторитарный режим. Государственность имеет тенденцию приобретать те формы и характер, которые соответствуют уровню развития и характеру гражданского общества. Государство обслуживает гражданское общество, а не наоборот. Попытки идти вразрез с этим естественным соотношением, приводить гражданское общество в соответствие с велениями государственной власти в конечном счете неизменно имели разрушительные последствия и не давали искомого результата.

Узловым институтом, связывающим демократическое государство и общество, являются партии. Важное назначение партий заключается в установлении взаимосвязи между корпорациями гражданского общества и группами депутатов в выборных органах власти. Решения парламентов, всегда представляющие собой форму компромисса между основными депутатскими группами, должны подкрепляться готовностью к адекватному компромиссу в гражданском обществе. Такое согласие способны обеспечить партии, в той, разумеется, мере, в которой они выражают интересы корпораций гражданского общества и пользуются влиянием в парламенте. И наоборот, население воспримет с пониманием самые непопулярные, казалось бы, решения, если им будет обеспечена поддержка партий, пользующихся авторитетом в своих корпорациях. Без таких партий решения законодателей повисают в воздухе и их исполнение, установление какого бы то ни было порядка становится возможным только за счет особых мер принуждения. Законодатели встают перед необходимостью усиления исполнительной власти, которая затем их же и подминает.

Партии - не единственный посредник между государством и гражданским обществом. Сходные функции выполняют и другие институты, которые, однако, уже не являются исключительно политическими: СМИ, профсоюзы и другие общественные объединения, трудовые коллективы и т.п. Все они по прямому своему назначению принадлежат главным образом гражданскому обществу, и лишь в некоторых ситуациях (обычно, когда власть не обеспечивает условий для их нормального функционирования) "прорастают" в политическую систему, включаются в политический процесс.

Политическая характеристика гражданского общества наилучшим образом концентрируется ныне в понятии "правовое государство". Последнее - политическая ипостась гражданского общества: их взаимодействие принципиально складывается по правилам соотношения формы и содержания. Нерасторжимые и проникающие друг в друга, они олицетворяют целостность общества, подчиняющуюся законам кибернетики, а не логике известной притчи о "курице или яйце".

  • Клименко А. В. Теория государства и права: учеб. пособие. М., 2006. С. 77.
  • См.: Конституционная комиссия РСФСР // Конституционный вестник. 1991. № 4. С. 12-13.
  • См.: Гегель Г. В. Соч.: в 14 т. М., 1929-1956. Т. 7. С. 211.
  • Дмитриев Ю. Л. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. № 7. 1994. С. 30-31.
  • См.: Спиридонов Л. И. Теория государства и права: учебник. СПб., 1995. С. 33-34.

Правовым называется государство с демократической формой правления, в котором обеспечивается господство норм права, равенство народа перед независимым судом и законом. В нем гарантируются и признаются свободы гражданина, а в основе государственной власти лежит основной принцип разделения на законодательную, судебную и исполнительную. Ограничивается она лишь нормами права. В условии отсутствия демократии правовое государство существовать не может. деятельности, развитое относятся к основным признакам такого государства.

Гражданское общество - это свободное правовое, развивающееся в условиях общество, ориентированное на конкретную личность. Оно воспитывает уважение к законам и традициям, гуманистическим идеалам, обеспечивает свободу предпринимательской и творческой деятельности, дает возможность достичь благополучия и реализовать каждому свои права - как личности и гражданина.

В гражданском обществе, которое дает нам правовое государство, существует множество независимых институтов, союзов, организаций, которые действуют в рамках закона и служат барьером для монополизации власти. Данное общество развивается вместе с государством.

Основные функции правового государства:

  1. Она регулирует рыночные отношения, при полной самостоятельности частных предприятий, а также производство необходимой обществу продукции.
  2. Правоохранительная функция. Охрана свобод и прав личности, поддержание порядка в обществе.
  3. Социальная функция. Обеспечение непосредственных нужд граждан, охрана окружающей среды, бесплатная медицина и так далее.

Идеи правового государства находят выражение в основных законах многих современных государств. Идеи его направлены на ограничение власти правом; установление правления закона, а не человека; обеспечение безопасности граждан.

Правовое государство в России. Его основные признаки:

  1. Исключение монополизации, узурпации власти одним лицом, органом или социальным слоем. Монтескье говорил, что это ведет к «ужасающему деспотизму».
  2. Конституционный суд - гарант стабильности строя государства, который обеспечивает законность и верховенство Конституции. Основному закону государства должны соответствовать другие постановления и
  3. Верховенство права и закона. Ни один орган, кроме законодательного, не вправе менять уже принятое постановление. Ни один нормативный акт не должен противоречить Основному закону. Этот признак является следствием предыдущего. Все приоритеты находятся на стороне Конституции. Пересматриваются законы исключительно в парламенте.
  4. Ответственность личности и государства взаимна. Гражданин, прежде всего, несет ответственность перед государственными органами, но в то же время и государство не свободно от обязательств, на себя взятых.
  5. Все лица, как должностные, так и частные, юридические и физические, равны перед законом. Государство не имеет права нарушать Основной закон.
  6. граждан. Лица должны знать свои обязанности и права и уметь ими воспользоваться;
  7. Доверие граждан к государственным структурам.

В словосочетании «правовое государство» на первом месте, прежде всего, находится «право» и только лишь на втором - «государство». Верховенство его - основополагающий признак, предопределяющий все прочие признаки. Нерушимость закона закрепляется в Конституции. Прочная власть в данном государстве характеризуется тем, что она сочетается с законностью, а общество, в котором развит правопорядок, априори является дисциплинированным.

«Неправовое государство» - это противо­положность «правового государства». Если в правовом государстве обеспе­чивается приоритет права и личности, то в неправовом - государство встает над личностью и правом (приоритет государства).

Первые полицейские государства появились в феодальный период на территории Франции, Германии. Государства насилием над обществом вос­создавали свою целостность, преодолевали феодальную раздробленность. Постепенно возникла и развивалась идеология неправового (полицей­ского) государства. Ученые и политические деятели обосновывали необхо­димость и полезность методов принуждения, верховенства государства над человеком и обществом.

Политическая философия полицейского государства выражена в словах прусского короля Фридриха II Великого (1712-1786): «Народу, как больно­му ребенку, следует указывать, что ему есть и пить».

В Российской империи, во времена от Екатерины Великой до Павла I, люди присягавшие российскому императору клялись «верным, добрым, по­слушным рабом быть».

Наиболее благоприятная среда для формирования неправового государства там, где власть и собственность соединяются вместе. Подобное исторически и традиционно наиболее характерно для восточного типа государства; часто такой тип государства именуют «вотчинным» - общество превращается в вотчину власти.

Питательной средой для неправового государства являются также политическая нестабильность и экономические проблемы.

Важные признаки неправового государства:

· излишнее регламентирование отдельных сторон жизни человека и об­щества. В неправовом государстве осуществляется опека над гражданами; административный аппарат является громоздким нацелен на всеохватное регулирование всего и вся. В сферу регулирования
могут попасть вопросы брака, одежда, даже выражение лиц. В таких условиях личность становится принадлежностью государства, из субъекта превпревращается в объект власти. Фактически это означает отчуждение чело­века от власти;

· сильное имущественное расслоение общества. Значительный имущественный разрыв между «верхами» и «низами», отсутствует сколько-нибудь заметная прослойка среднего клас­са. Государство либо не ставит задачу улучшения благосостояния общества, либо ставит, но на практике не стремится реализовать ее;

· ограничение свобод личности, прав человека. В неправовом государстве не обеспечиваются права и свободы человека и гражданина.

· применение насилия, принуждения ради «великих» целей и задач. Ис­пользование методов принуждения может осуществляться как на времен­ной основе, так и постоянно. Зачастую власть обещает построить «новую жизнь», «общество процветания», но человек не включен в процесс принятия решений.


· отсутствие или декоративный характер разделения властей. В неправовом государстве жизнью заправляет, как правило, исполнительная власть, подчиняет себе законодательную и судебную ветви власти. В результате парламент начинает штамповать нужные власти законы, а суды - вносить «правильные» приговоры и решения;

· неприязнь к частной собственности. Государство национализирует собственность либо берет ее под свой конт­роль другими средствами, пытается перераспределить собственность, ус­реднить стандарт жизни. На практике падает эффективность труда, каче­ство товаров, наступает всеобщий дефицит, в обществе воцаряется коллективная (усредненная) бедность. В таком государстве нетрынка, мо­гут быть лишь «элементы рынка»;

изоляционизм. Неправовое государство постепенно теряет связь с населением. Такое государство боится «чрезмерной зависимости» (экономи­ческой, политической, идеологической) от внешнего мира и часто осуще­ствляет линию на самоизоляцию в международных делах, проводит политику «опоры на собственные силы».

В неправовом государстве могут присутствовать как все указанные выше признаки, так и всего лишь некоторые из них. Наличие хотя бы одного из признаков уже свидетельствует, что государство не является правовым.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ведение

Правовое государство - это государство, самоограничивающее себя правом; государство, имеющее экономическую, политическую и социальную основы. Государство, обладающее четырьмя основными признаками: разделение властей; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности и гарантия прав и свобод личности.

Термин правового государства введен в оборот И. Кантом. В современной теории государства и права правовое государство понимается как организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания (с помощью права) государственной власти с целью избежать злоупотреблений ею. !»

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей. Если у одних, например, идея такого государства ассоциировалась в конечном счете с частной собственностью, богатством определённых классов и слоев, с использованием в различных формах чужого труда, то у других все выглядело как раз наоборот.

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие. !»

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича. !»

Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субьективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы. !»

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности.

Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.

В разные эпохи, разными учеными-юристами давались различные определения термину “правовое государство”. В наши дни правовое государство характеризуют следующими словами: ”Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Форма осуществления народовластия, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности. ”!»

Целью курсовой работы является изучение истории возникновения термина “Правовое государство”, а также признаков правового государства. Поэтому необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть историю возникновения правового государства;

Раскрыть понятие “Правовое государство”;

Выделить признаки правового государства.

правовое государство

Глава 1 . История возникновения правового государства

Современное правовое государство - как особая теоретическая концепция и соответствующая практика - имеет долгую и поучительную историю. Идеи правового государства зарождались еще в 17-19 веках.

В период буржуазных революций возникают новые подходы к идее правового государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. Значительный в теорию правового государства в этот период внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIII--XIX вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей. !»

Но всю историю формирования и развития идей правового государства в России разделили на три периода или этапа: первый - со второй половины 19 века и вплоть до Октябрьской революции 1917 года; второй - с 1917 по 1985 год; и третий этап - с 1985 года и вплоть до настоящего времени. Каждый этап соотносится с определённым периодом развития российского общества и государства и имеет свои особенности.

Характерными особенностями первого этапа формирования и развития идей правового государства в России являются следующие.

Во-первых, становление и развитие их под сильным воздействием западных демократических идей. Эти идеи заключались, например, в том, что правовое государство - это государство в котором нет свободных граждан, а есть только «несвободные рабы». Или все граждане должны подчиняться одному общему правилу, если правило утратит силу, то сразу заменять его другим, чтобы исключить произвол.

Во-вторых, формирование и развитие идей правового государства в России в рассматриваемый период осуществлялось в условиях сохранения сильной самодержавной власти, в противоборстве (явном или скрытом) с идеями просвещенного абсолютизма. В сознании многих, в том числе и весьма просвещенных для того времени людей, по-прежнему доминировали автократические идеи о священности и неприкосновенности монархической власти, о единственном пути дальнейшего развития России через ее укрепление и совершенствование. Многие ученые считали что монарх может все, но он не может ограничить свою власть законом и считали что это приведет к «гибели» России. Идеи «просвещенного абсолютизма», в столкновении и противоборстве с которыми в России в рассматриваемый период зарождались и развивались идеи правового государства, доминировали не только в сознании значительной части российских подданных, но и материализовались в основной массе законодательных актов. Однако вместе с тем и в российском законодательстве, и в научной юридической литературе рассматриваемого периода все большую популярность и значимость стали приобретать либерально-демократические правовые мотивы.

И, в-третьих, формирование и развитие идей правового государства в России на рубеже 19-20 веков осуществлялось на фоне и в контексте бурных академических дискуссий о соотношении государства и права не только на современном этапе, но и на самой первой, изначальной стадии их возникновения и развития. Но на этом этапе сложилось два противоположных мнения по вопросу о том, что является первичным, а что - вторичным, государство или право. Сторонники точки зрения, где государство исторически и генетически предшествует праву, рассуждают следующим образом. Норма права всегда есть не что иное, как требование государства. Государство, являясь источником права, очевидно, само не может быть обусловлено правом.

Противоположного мнения придерживаются сторонники теории изначального первенства права над государством. Государственная власть по своей природе носит правовой характер. Государство не может быть источником права, потому что оно само вытекает из права.

Данные точки зрения и в настоящее время носят спорный характер в науке. В зависимости от того, какая в юридической науке и общественном сознании доминирует точка зрения, могут последовать и соответствующие, далеко идущие практические выводы. Одно только по мнению ученых, состоит вне спора, что «право есть исключительно социальная функция и поэтому всегда предполагает человеческое общение». А существование любого человеческого общества с неизбежностью предполагает как наличие определенной организации, так и существование определенного государственного образования.

Признаки перехода все большего числа российских юристов на рубеже 19-20 веков на позиции теории «первенства права» перед государством и государственной властью наблюдались и в других отношениях. Например, в отношении оценки характера так называемого чрезвычайно-указного права.

Если на более ранних этапах развития общества, с момента введения института чрезвычайно-указного права, по сути означавшего отказ в случае «чрезвычайной необходимости» от принципа верховенства закона, данный институт пользовался довольно широкой поддержкой не только российских правящих, но и не причастных к власти интеллектуальных кругов, то со временем отношение к нему довольно резко изменилось в пользу верховенства закона.

Отход от идеи незыблемости чрезвычайно-указного права и переход на позиции верховенства закона означают в тот период не что иное, как начало становления и развития в России идей правового государства. Последнее подтверждалось также тем огромным интересом, который проявился у отечественных ученых-юристов в рассматриваемый период к таким атрибутам правового государства, как принцип разделения властей, народный суверенитет, права человека и гражданина.

Наряду со сказанным, важное значение для развития идей правового государства в России имела разработка проблем гражданского общества и конституционного государства. Согласно бытовавшему в отечественной юридической литературе в начале XX в. мнению, конституционное государство представляло собой не что иное, как «практическое осуществление идеи правового государства». !»

Правовое государство при этом определялось как такое государство, которое «в своих отношениях к подданным связано правом, подчиняется праву». Иными словами, это есть такое государство, «члены которого по отношению к нему имеют не только обязанности, но и права; являются не только подданными, но и гражданами». Одним из важнейших условий нормального функционирования правового государства в этот период считалось, да и сейчас вполне резонно считается не только осуществление на практике принципа разделения властей, но и постоянное поддержание баланса властей. Особое внимание при этом обращалось, и не без оснований, на предотвращение наиболее часто встречающихся в политической жизни разных стран попыток узурпации всей государственной власти со стороны исполнительной власти.

Гарантиями против такого захвата власти должно служить, по мнению Ф. Кистяковского и других авторов, следующее. Во-первых, «право народного представительства ежегодно определять бюджет и численность армии», ставящее в зависимость от законодательной власти те «материальные и личные силы государства», которыми распоряжается исполнительная власть.

Во-вторых, ответственность министров перед народным представительством, выражающаяся в праве последнего делать им запросы, выражать свое мнение по поводу их действий и передавать их суду за преступления по должности. Это же во многих странах касается и главы государства, который может быть привлечен к ответственности парламентом за преступления по должности.

И, в - третьих, право судебной власти проверять «законность правительственных распоряжений и оставлять без исполнения распоряжения, несогласные с законом».

Определенное внимание в плане развития идей правового государства в рассматриваемый период отечественными авторами уделялось вопросам законности и качества права.

Государственная власть имеет право, а нередко и обязана применять силу для воздействия на нарушителей правопорядка. Это применение права может принимать «самые резкие формы». Но все такие меры только тогда могут произвести на население «благоприятный психологический эффект», когда власть не будет забывать прекрасной поговорки: «право должно быть сильным, но для того, чтобы быть сильным, оно должно быть правом».

Иными словами, предпринимаемые государством меры не должны выходить из границ строгой законности, должны быть «обставлены всеми надлежащими гарантиями» и, наконец, должны применяться для охраны юридических норм.

Кроме названных вопросов, касающихся концепции правового государства, в центре внимания российских ученых-юристов на рубеже XIX-XX вв. стояли и другие аналогичные им вопросы. Рассматриваемый период, вне всякого сомнения, был одним из самых плодотворных для отечественных исследователей в плане разработки идей правового государства.

Следующий условно выделяемый этап развития идей правового государства в России с 1917 по 1985 г. не отличался особой позитивной активностью. Скорее даже наоборот. В плане не только теоретической разработки, но и практического внедрения в жизнь идей правового государства данный период в российской государственно-правовой истории был, несомненно, шагом назад.

Анализ научных источников и официальных документов этого времени со всей очевидностью свидетельствует о том, что на данном этапе развития нашего общества не было недостатка в научных трудах и решениях государственных и партийных властей, в которых бы в той или иной мере не развивались бы идеи, созвучные идеям правового государства.

Это идеи и разделения функций партийных и государственных органов, и идеи все более активного участия широких слоев населения в управлении делами общества и государства, и провозглашение принципа «Все во имя человека. Все для блага человека», и развитие идей общенародного государства, и многое другое.

Более того, в 60-80-е годы в нашей стране проводились дискуссии о соотношении права и закона, где подвергался сомнению издавна сложившийся тезис о том, что право и закон есть идентичные явления и понятия, что закон как ведущий нормативно-правовой акт, исходящий от государства, всегда имеет правовой характер. В тот же советский период развивались идеи «государства законности» и конституционности, уделялось значительное внимание повышению жизненного уровня трудящихся масс, гарантиям их социально-экономических прав и свобод.

Однако многие теоретические разработки, созвучные идеям правового или «околоправового» государства в рассматриваемый период, так и остались не чем иным, как лишь теоретическими разработками. На практике, особенно в 30-40-е годы сталинских репрессий и беззакония, торжествовали совсем иные идеи и принципы.

Значительный шаг в развитии идей правового государства был сделан за период с 1985 г. по настоящее время, за годы так называемой перестройки и постперестройки. Именно в это время были расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных, не всегда приятных для властей предержащих тем. Во вновь принятой Конституции Российской Федерации 1993 года были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, верховенства закона, разделения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей и др. Наконец, нельзя не упомянуть о том, что в Конституции 1993 года впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому Российское государство представляется не иначе как социальное, правовое государство.

Разумеется, такое представление о российском государственном пространстве, где пышным цветом расцветают криминал и мздоимство, сочетающиеся с обнищанием и социально-экономическим бесправием трудовых масс, выглядит явным преувеличением. Для Конституции России 1993 года «правовое государство», не имеющее под собой реальной основы, - это такой же политико-идеологический штамп, как никогда не существовавшее «государство диктатуры пролетариата» - для Конституции СССР 1936 года или «общенародное государство»-для Конституции РСФСР 1978 года.

К тому же следует учитывать тот осознанный еще в дореволюционной (1917 г.) России факт, что любое государство, включая Российское, никогда, в силу объективных и субъективных причин, не сможет стать правовым «до конца».

Дело в том, что «правовой запрос», т. е. необходимость строгого соблюдения действующего законодательства, иногда сталкивается, по мнению автора, с исключительно важными для выживания государства обстоятельствами, когда первое подвергается сомнению и испытанию со стороны второго. Это, конечно, не значит, поясняет ученый, что в таких обстоятельствах право становится «чем-то второстепенным для государства, чуть ли не предметом роскоши для его сочленов». Это лишь означает, что «в известные исключительные моменты государственной жизни потребность дать возможно полное осуществление господству права встречает преграду в еще более сильной потребности, неустранимой, как объективный мир».

Вопрос о том, может ли государство последовательно соблюдать издаваемые им же самим правовые акты и должно ли оно это делать при любых, даже самых чрезвычайных для его выживания обстоятельствах, иными словами, может ли оно «стать правовым до конца», является весьма спорным в научной литературе. Вполне справедливо и обоснованно, как представляется, доминирует точка зрения, согласно которой государство не может себе позволить в одних случаях соблюдать действующее законодательство, а в других - не соблюдать. Оно должно в любых обстоятельствах строго следовать правовым предписаниям.

Тем не менее, такая проблема существует, споры вокруг нее ведутся, и это нельзя не учитывать при решении вопроса о том, что такое правовое государство и может ли становящееся на путь демократических преобразований «обычное» государство до конца стать правовым.

Глава 2 . Правовое государство : понятие и признаки

Принципиально важными предпосылками создания и упрочнения правового государства являются его основы, на базе которых оно создается, и благодаря которым оно функционирует.

Выделяют экономическую, социальную и политическую основы правового государства.

Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т. д.

Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека составляют прочную социальную основу правового государства.

Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п. !»

Основными признаками правового государства являются:

1) верховенство закона во всех сферах жизни общества;

2) деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) взаимная ответственность личности и государства;

4) реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

5) политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

6) стабильность законности и правопорядка в обществе.

Верховенство закона - главенство конституции, законов в деятельности исполнительной государственной власти над ею же издаваемыми подзаконными нормативными актами.

Закон - акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством, прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.

Наивысшую юридическую силу имеет конституция - основной закон государства. А потому в содержании законности как важнейший компонент выделяется конституционная законность. Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности, равенство всех перед законом. У всех должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, в равных условиях все должны обладать равными правами и не иметь преимуществ, все права должны быть одинаково защищенными. Этот принцип проповедовал еще Цицерон, утверждая, что «под действие закона должны подпадать все». Иначе говоря, в жизнь необходимо претворять заключенную в праве идею справедливости, гарантии личности от злоупотреблений со стороны других субъектов, в том числе представителей власти.

Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права. Данное требование диктует необходимость реализации государственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную обязательность для всех субъектов права.

Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Это требование обращено не к управомоченному субъекту (который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению), а к компетентным органам государства. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих их защиту. Конституция РФ предоставила гражданам весьма широкий круг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически. Результатом здесь может стать ущербность конституционной законности.

Надлежащее правильное и эффективное применение права. Названное правило адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Вспомним, что применение права - деятельность компетентных государственных органов по обеспечению реализации норм права. Дело не только в том, что эти органы должны действовать строго в рамках закона. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов, последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности. !»

Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Законность есть антипод произвола - деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.

Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

Взаимная ответственность государства и личности - самостоятельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформулировал эту идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину. !»

Это своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.

“Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”, - закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.

Реальность прав и свобод гражданина. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения.

Правовое государство немыслимо без определенных прав и свобод человека. В Конституции России правам и свободам человека посвящена глава 2, которая так и называется “Права и свободы человека и гражданина”. В этой главе утверждается, что права человека принадлежат ему от рождения и не могут быть никем нарушены. В Российской Федерации “все равны перед законом и судом” независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Каждый гражданин РФ имеет право на жизнь. “Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления”. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Жилище считается неприкосновенным, каждый имеет право свободного передвижения. Каждому гарантируется свобода совести, свобода мысли и слова. Также гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Законом охраняются право частной собственности и право наследования. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. “Материнство и детство, семья находятся под защитой государства”. Каждый имеет право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование. Каждому гражданину России гарантируется государственная защита его прав и свобод.

Политический и идеологический плюрализм - отличительный признак правового государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо. Функционируя в условиях такого плюрализма, различные социальные силы в лице своих политических организаций ведут борьбу за власть в государстве цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои программные установки, беспрепятственно проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций. Политический и идеологический плюрализм является выражением и олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену самому решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической организации, идеологической пристрастности. Отсюда становится понятным, почему государство не должно навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать преимущество для той или иной политической организации. Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны быть реально обеспечены в государстве. Это достигается принятием и проведением в жизнь разнообразных законодательных актов, закрепляющих их в соответствующей сфере общественных отношений. В числе международных документов о правах человека также следует указать Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка.

В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка. !»

К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует своё поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.

Политическими гарантиями законности и правопорядка является все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересы всего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.

К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направлено на предотвращение и пресечение нарушение законности и правопорядка. Её осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивости правопорядка.

Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующие на основе законов, в условиях стабильного правопорядка. !»

Законность и правопорядок в обществе обеспечивается всей системой гарантий, который органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга.

Заключение

Правовое государство - организация публичной политической власти на определенной территории, способствующая наиболее полному осуществлению прав и свобод человека и гражданина и ограничивающая власть с целью минимизации злоупотреблений ею. !»

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством.

Правовое государство обеспечивает:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.

3. Взаимную ответственность государства и личности

4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.

Идеологи правового государства, как стало ясно, выделяют определенные признаки правового государства. Но сегодня правовое государство с названными признаками предстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, социальный идеал, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и др.

В настоящее время выделенные признаки правового государства функционируют не полноценно. В реальной жизни, например, повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не только в нашей стране, а во всем мире), это выражается в: нарушении международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод. Ежедневно в мировом сообществе происходят массовые нарушения прав и свобод человека - это преступления геноцида, различные способы расовой дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также преступления против человечества.

Правовое государство - идеал, к которому стремится Россия.

Список литературы

Лазарев В. В. Общая теория государства и права. - М., 2002.

Марченко М. Н. Теория государства и права. - М., 2006.

Нерсесянц В. С. Общая теория государства и права. - М., 2007.

Нерсесянц В. С. Проблемы общей теории государства и права. - М., 2002.

Павлов С. В. Теория государства и права: проблемный аспект. - Тверь, 2010.

Рассолов М. М., Лучина В. О., Эбзеева Б. С. Теория государства и права. - М., 2006.

Сырых М. В. Теория государства и права. - М., 2007.

Черданцев А. Ф. Теория государства и права. - М., 2006.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общетеоретическая характеристика правового государства, его значение, основные принципы и признаки. История формирования и развития идеи правового государства, анализ причин ее возникновения. Правовое государство в трактовке мыслителей и философов.

    реферат , добавлен 09.05.2016

    Права государства и личности. Взгляды теоретиков на правовое государство. Создание совершенной законодательной базы. Сущность и признаки правового государства. Проблемы и перспективы формирования правового государства в России. Идея автономной личности.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2013

    Зарождение и развитие идей правового государства. Идеи правового государства в Древнем мире. Развитие идей правового государства в XVIII – XX в. Отличительные черты и особенности правового государства.

    реферат , добавлен 14.12.2004

    Понятие, принципы, признаки и пути формирования правового государства. Этапы становления и развития теории правового государства, ее зарождение в виде идей гуманизма. Концепция правления права в Новое время - XVIII–XIX вв. и на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2009

    Возникновение и развитие идеи правового государства. Понятие и признаки правового государства. Основные характеристики института прав и свобод человека и гражданина в правовом государстве. Пути и процесс формирования правового государства в России.

    дипломная работа , добавлен 28.01.2017

    Предпосылки возникновения термина "правовое государство". Сущность и основные черты. Конституция государства. Права человека и их гарантии. Судебная власть. Демократия и гражданское общество. Перспективы России в построении правового государства.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2008

    Этапы развития концепций социального государства. Понятие, признаки, сущность и модели социального государства. Нормативно-правовое закрепление института основных свобод и обязанностей человека и гражданина, системы гарантий в социальном государстве.

    реферат , добавлен 27.06.2014

    Предмет конституционного регулирования: провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина и организация государственной власти. Юридические свойства конституции. Понятие конституционности государства. Особенности белорусской Конституции.

    реферат , добавлен 27.07.2009

    Понятие и черты конституции как правовой категории. Конституция Республики Казахстан – основной закон государства. Этапы становления и развития конституционализма. Специфика развития казахской Конституции как свода законов правового государства.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2012

    Учение о правовом государстве И. Канта. Концепция правового государства отечественных юристов. Социалистическое правовое государство. Признаки правового государства, его формирование в России. Превращение уважения к закону в правовую культуру общества.