Международное регулирование трудовой миграции. Регулирование миграции

ВВЕДЕНИЕ…………...………………………..…………………………….3

1. МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………….............5

2. МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ………….……7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……………….…26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...………...27

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе будет рассмотрена тема « Международно-правовое регулирование миграционных потоков населения».

Миграция населения как явление было известно еще в Х веке. На протяжении всего времени оно претерпевало изменения в связи с тем, что менялся общественный строй, следовательно и мировоззрение людей. Государства уже тогда предпринимали попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции. И только в наши дни эти попытки приводят к положительным результатам. На мой взгляд, проблема миграции очень актуальна сейчас, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы.

Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.

Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.

Объектом изучения данной курсовой работы является миграционные потоки населения.

Предмет исследования – международные правовые акты.

Цель: исследовать международные правовые акты, регулирующие миграцию населения.

Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие миграции населения.

2. Исследовать международные правовые акты, регулирующие миграционные потоки населения.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез литературных источников, использованных в данной работе.

Курсовая работа включает в себя введение, 2 раздела, заключение. При написании курсовой работы было использовано 18 источников.


МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Миграция – это механическое перемещение населения, связанное с временным или постоянным изменением места жительства.

По территориальному признаку миграции подразделяют на внутренние (внутригосударственные), транзитные и внешние (межгосударственные, международные).

Одним из типичных примеров современных транзитных миграций является Израиль, который стал как бы «трамплином» для выезда мигрантов (преимущественно, еврейской национальности) в другие страны.

В отношении межгосударственной миграции используют такие понятия, как эмиграция (выезд из страны) и иммиграция (въезд в страну). В соответствии с этим, выезжающих называют эмигрантами, въезжающих – иммигрантами.

С периода Великих географических открытий и до средины XX в. постоянным и главным районом эмиграции была Европа. С ее территории только за 100 лет (со средины XIX по средину XX столетия) выехали, в основном в Америку и в меньшей степени в Австралию и Новую Зеландию, более 60 млн. чел. В период рабовладения мощные миграционные потоки были насильственно организованы в Америку из Африки.

Во второй половине XX в. география миграционных потоков претерпела существенные изменения, и Европа из центра эмиграции превратилась в один из основных центров иммиграции. Основой этого стали существенные изменения, происходящие в причинах миграций населения.

В большой совокупности причин, определяющих миграционные процессы, ведущую роль, с точки зрения величины миграционных потоков, всегда занимали экономические. До середины XX в. они, в зависимости от исторического периода, в большей или меньшей степени были связаны с освоением новых территорий, разработкой природных ресурсов и сооружением различных хозяйственных объектов. Во второй половине XX в. основной экономической причиной миграций, в основном межгосударственных, стал поиск работы. Именно это наиболее существенно сказалось на изменении географии миграционных потоков. Самый мощный из них направляется из стран Юго-Западной и Южной Азии, а также Северной Африки в развитые государства Европы, преимущественно Западной. В эти же страны стремятся в поисках работы мигранты из бывших социалистических государств. Третий из наиболее крупных миграционных потоков, связанных с поиском работы, уже давно направлен из стран Латинской Америки в США и, в гораздо меньшей степени, Канаду.

Миграционные потоки, связанные с поиском работы велики и нередко нелегальны, что заставляет экономически развитые страны осуществлять строгую миграционную политику, направленную на ограничение иммиграции. Критерии, ограничивающие въезд, у разных государств имеют определенные отличия, но чаще всего – это возраст, уровень образования, профессиональная подготовка, семейное положение и т.п. Реально, не имеет ограничений только такая причина миграции, которая получила название «утечка умов», или «утечка мозгов».

Еще одной, практически постоянно действующей причиной миграций населения, являются войны и появление, так называемых, «горячих точек», в которых существует угроза жизни людей. Военные действия в настоящее время активно ведутся в Ираке, Афганистане, Сирии и ряде других стран мира. Статус «горячих точек» сохраняют Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, зона израильско-палестинского конфликта и многие другие районы мира. О влиянии этого фактора можно судить уже по тому, что по подсчетам историков, за весь период существования человеческой цивилизации, лишь четыре года не было ни одной войны.

Весьма значительны миграции населения по этническим, или, как иногда говорят, национальным причинам. Особенно они усилились после развала СССР и Мировой системы социализма. В наибольшей мере подобные миграции проявляются в бывших республиках Советского Союза.

Во второй половине XX в. значительных размеров достигли миграции, обусловленные возвращением на историческую родину. Часто с этим отождествляют и такую причину миграций, как воссоединение семей, хотя это довольно редко сочетается друг с другом. Наиболее интенсивные миграционные потоки, обусловленные этими причинами, направлены в Израиль и Германию, в основном, из бывшего СССР.

В последней четверти двадцатого столетия, в связи с существенным ухудшением состояния окружающей среды, увеличились миграции, обусловленные экологическими причинами. Особый резонанс в этом отношении вызвала авария на Чернобыльской атомной электростанции. Активно выезжает население из прибрежных районов Аральского моря, в связи с его постепенным исчезновением, возрастает отток населения из многих крупных и крупнейших городов развитых стран по причине ухудшения их экологии.

В результате активной политики, прежде всего развитых государств, имеет устойчивую тенденцию к росту «утечка умов», особенно из бывших социалистических и развивающихся стран.

Сравнительно небольшое количество людей меняет свое местожительство по политическим мотивам. Это может происходить как добровольно, так и по принуждению. В последнем случае это называется «депортация». Чаще ей подвергаются нелегалы, т.е. люди, незаконно проживающие на территории страны, реже – политики и общественные деятели.

Миграционные процессы оказывают очень серьезное влияние, прежде всего на динамику численности населения в отдельных регионах и странах. Наряду с этим, при большом потоке иммигрантов это сказывается на культуре, быте и других социальных проявлениях жизнедеятельности человека. Именно поэтому для ряда стран очень актуальна, проводимая ими, миграционная политика, о которой упоминалось ранее.

Одним из наиболее важных показателей, характеризующих миграционные процессы, является «сальдо миграции». Оно может быть положительным (когда въезд превышает выезд), отрицательным (если наоборот), либо нулевым, если эти показатели равны.


МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ

В самом общем виде права человека в их современном понимании сформулированы во Всеобщей декларации прав человека и гражданина, принятой ООН в 1948 году. На международных мигрантов в Декларации могут быть распространены положения ст. 13: «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну», ст. 14: «Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем» и ст. 15: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство». Декларация не носит юридически обязывающего характера. Вместе с тем принято считать, что она обладает существенным моральным воздействием.

Впоследствии на международном уровне был принят ряд деклараций, конвенций и протоколов, конкретизирующих положения Всеобщей декларации прав человека и гражданина. Первым международным договором в сфере обеспечения соблюдения политических прав человека, обязательным к исполнению для ратифицировавших его государств, стал Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый ООН в 1966 году. Согласно ему, государства обязаны гарантировать реализацию политических прав не только своим гражданам, но и пребывающим в этих государствах не гражданам (преимущественно из числа иммигрантов).

В соответствии со ст. 13 Пакта, иностранцы, законно находящиеся в каком-либо из государств, ратифицировавших Пакт, могут быть высланы из страны только на основании законного судебного решения. Кроме того, решение о высылке может быть опротестовано иностранцем в установленном законом порядке.

Многие государства ратифицировали Пакт с оговорками и заявлениями. Условно их можно разделить на два вида: оговорки и заявления, презюмирующие верховенство религиозных норм над светским правом, и оговорки и заявления, касающиеся утверждения исключительной компетенции национального права над международным в вопросах особенностей правового положения иностранных граждан.

Оговорки и заявления первого вида были сделаны мусульманскими странами. Так, Бахрейн отметил, что положение, предусматривающее «равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами» не имеет верховенства над законами шариата, действующими в стране. Кувейт, подобно Бахрейну, отметил, что равенство прав и обязанностей супругов в семейно-брачных отношениях и право и возможность без какой-либо дискриминации участвовать в управлении государством и электоральных процедурах Пакта будут применяться в стране только в той мере, в какой они не противоречат национальному праву, основанному на нормах ислама.

Оговорки второго вида были сделаны преимущественно западноевропейскими государствами. В частности, Австрия указала, что норма недискриминации не исключает практики применения разных правовых процедур по отношению к гражданам Австрии и иностранцам, проживающим в стране. Соединенное Королевство отметило, что оставляет за собой право применять или не применять п. 4 ст. 12 («Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну») Пакта и иные положения Пакта, касающиеся действующего иммиграционного законодательства Соединенного Королевства. То же относится к резервированию за Соединенным Королевством права решать вопрос о применимости п. 3 ст. 24 Пакта в контексте действующего законодательства о гражданстве (подданстве) Соединенного Королевства.

По состоянию на 5 декабря 2008 г. Международный пакт о гражданских и политических правах ратифицировали 163 государства мира – это практически все страны Северной и Латинской Америки, Европы и Африки. Из стран, не подписавших или не ратифицировавших Пакт, большая часть расположена на Аравийском полуострове, в Южной и Восточной Азии, а также в Океании и в Карибском бассейне.

В 1966 году, одновременно с Международным пактом о гражданских и политических правах, ООН приняла Факультативный протокол к указанному Пакту. В Факультативном протоколе содержится подробная регламентация функций и порядка осуществления полномочий Комитетом ООН по правам человека, учрежденным на основании части IV Международного Пакта о гражданских и политических правах. Факультативный протокол к Пакту вступил в силу в 1976 году.

Согласно Пакту и Факультативному протоколу, в задачи Комитета ООН по правам человека входит: оценка регулярных докладов государств, ратифицировавших Пакт, содержание которых касается прогресса этих стран в реализации на национальном уровне прав, признаваемых в Пакте, рекомендации странам-участницам Пакта в области совершенствования реализации прав человека, рассмотрение претензий в несоблюдении норм Пакта, предъявляемых гражданином или правительством одного из государств-участников Пакта к любому другому государству-участнику Пакта. Необходимо отметить, что рекомендации Комитета необязательны к выполнению.

К Факультативному протоколу к Пакту не присоединились 9 из 10 самых населенных стран мира, в которых в 2008 г. в совокупности проживало более половины населения планеты: США, Индия, Индонезия, Бразилия, Нигерия, Бангладеш и Япония. Кроме того, Китай и Пакистан не ратифицировали сам Пакт, а значит, не могли присоединиться и к Факультативному протоколу к нему. Единственным государством, входящим в десятку самых населенных стран мира и ратифицировавшим как Пакт, так и Факультативный протокол к нему стала Россия.

Защита права на труд рассматривается как одно из важных направлений международного регулирования процессов безвозвратной миграции, областью правоприменения ООН и ее специализированных учреждений.

Одним из таких учреждений является Международная организация труда (МОТ) и ее главный орган - Международная конференция труда, созываемая ежегодно. Это учреждение устанавливает международные стандарты в области миграции путем разработки и принятия соответствующих конвенций и рекомендаций. За всю историю существования МОТ было принято 181 таких конвенций и 188 рекомендаций. Отметим, что некоторые конвенции МОТ полностью посвящены мигрантам. Другие - регулируют различные трудовые права трудящихся, в том числе и трудящихся - мигрантов. В частности, они касаются проблем занятости, условий труда, отдыха, социального обеспечения, права трудящихся на объединение: Конвенция №19 о равноправии в области возмещения при несчастных случаях (1925 г.); Конвенция №48 о сохранении за мигрантами прав на пенсию (1935 г.); Конвенция №102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952 г.); Конвенция №111 о дискриминации в области труда и занятий (1958 г.). Конвенция №117 об основных целях и нормах социальной политики (1962 г.); Конвенция №122 о политике в области занятости (1964 г.).

В 1990 г. ООН была принята Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Конвенция вступила в силу в 2003 году. Показательно, что только в 108 из 45 стран, подписавших и ратифицировавших Конвенцию, численность иммигрантов превышает 500 тыс. человек. Можно предположить, что страны, в массовом порядке экспортирующие свою рабочую силу за рубеж, рассматривают Конвенцию как способ защиты своих граждан, осуществляющих трудовую деятельность по всему миру.

В п. 1 ст. 2 и в ст. 5 Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей разъясняется термин «трудящийся-мигрант»: это «лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является». В Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей оговаривается и объем политических прав трудящихся-мигрантов в странах приема. Конвенция также предусматривает возможность учреждения консультативно-совещательных структур при органах власти принимающих стран, посредством которых трудящиеся-мигранты могли бы доносить до лиц, принимающих политические решения, свои «особые нужды и чаяния» и тем самым принимали бы участие в «жизни и управлении местными общинами».

Тем не менее авторы Конвенции подчеркивают, что за каждым государством-участником Конвенции сохраняется полное и суверенное право устанавливать критерии допуска на свою территорию трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Таким образом, в течение двух последних столетий ООН и ее организации (МОТ и ЮНЕСКО) проделали большую работу в отношении правового регулирования миграции. При этом категория «переселение соотечественников» не нашла отражения в международном праве, поэтому регулирование этого процесса подчинено общим положениям международного регулирования миграционных процессов.

Интересным документом является Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятая в рамках ООН. В ст. 4 Декларации от иностранцев требуется, чтобы они не только соблюдали местные законы, но и уважали традиции и обычаи принимающего государства.

Начиная с середины 1980-х годов Комиссия по правам человека ООН (с 2006 г. – Совет по правам человека) неоднократно подчеркивала в своих рекомендациях, что при применении международных инструментов (конвенций, протоколов и деклараций) по защите прав человека не должно проводится разделения на граждан и иностранцев. Одним из направлений деятельности Комиссии по правам человека является мониторинг защиты прав мигрантов (преимущественно трудовых). Мониторинг осуществляет Специальный Докладчик по правам человека мигрантов, который готовит для Комиссии по правам человека ООН ежегодный доклад, а также доклады по конкретным странам (после краткосрочных визитов).

На очередном заседании Совета по правам человека Генеральной Ассамблеи ООН, состоявшемся в 2008 году, были подтверждены приоритетные направления деятельности ООН в области содействия полной интеграции мигрантов в принимающих странах и создания в этих странах атмосферы согласия и терпимости. Подчеркивалось, что, хотя ООН полностью признает суверенные права органов власти каждой страны на принятие и осуществление миграционных мер и мер по охране государственных границ, все страны обязаны соблюдать взятые на себя обязательства по международному праву, в том числе в области защиты прав человека, тем более что большая их часть применяется без различия между гражданами и иностранцами.

На региональном уровне, организацией эффективно проводящую политику регулирования миграционных процессов является Совет Европы. Организация создана в 1949 году со штаб-квартирой в Страсбурге (Франция). Её цели декларируются как сугубо гуманитарные. С 1989 года ее членами стали большинство стран Центральной и Восточной Европы.

Также в одном из наиболее успешных региональных интеграционных объединений - в Европейском Союзе (ЕС) - были созданы механизмы правового регулирования миграций. Совет Европы стал форумом для рассмотрения таких социальных проблем, как нетерпимость, беженцы, лица, ищущие убежище, этническая миграция (т.е. проблем вынужденного переселения), кроме того, он рассматривал вопросы добровольного переселения, интеграции мигрантов, и многие другие миграционные проблемы.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, содержит ряд положений, касающихся проблем переселения мигрантов, передвижения лиц между государствами и внутри них, а также прав проживающих в стране иностранных граждан. Статья.3 запрещает индивидуальную или коллективную высылку лиц с территории государства, гражданином которого они являются, а также лишать лица права на въезд в страну, гражданином которой оно является. В п.1 статьи 2 закрепляется право на свободу передвижения и выбора места жительства. Это касается территорий каждого из европейских государств-участников. Кроме того, в статье 2 устанавливается право каждого покидать страну, включая свою собственную, если эти права не подпадают под определенные ограничения. Право вернуться на территорию - покинутого государства Конвенции гарантируется только гражданам этого государства (п. 2 ст.3).

Другим важным документом СЕ является Европейская социальная хартия, подписанная в Турине 18 октября-1961 года, которая дополняет Европейскую конвенцию о правах человека. Документ призван защитить основные социально-экономические права граждан, включая; добровольных переселенцев. Хартия была ратифицирована 21 государством - членами Совета Европы. В дальнейшем Хартия была, пересмотрена и открыта для подписания 3 мая 1996 года. На сегодняшний день она подписана 13 государствами, но еще не ратифицирована ими. Хартия гарантирует 19 основных прав, как в сфере занятости, так и в сфере социальной интеграции.

В приложении к Хартии записано, что действие ее статей распространяется на иностранцев только в том случае, если они являются гражданами - других договаривающихся сторон, на законных основаниях проживающими или постоянно работающими на территории соответствующей договаривающейся стороны.

В целом правовая защита мигрантов, предоставляемая Хартией, в том числе и добровольных переселенцев, охватывает весь комплекс прав, которыми они могут пользоваться наравне с гражданами страны: право на труд; на заключение коллективных договоров (включая право на забастовку); право на охрану здоровья и социальное обеспечение; на социальную и медицинскую помощь; на получение услуг со стороны социальных служб; на профессиональную ориентацию и подготовку; на справедливые вознаграждение и условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Специальное положение Хартии гарантирует защиту от высылки законно находящимся на территории страны мигрантов, кроме случаев, когда они создают угрозу национальной безопасности или наносят ущерб общественному порядку или нравственности (статья 19, пункт 8).

Основным межправительственным органом, ответственным за деятельность Совета Европы в области миграции, является Европейский комитет по миграции. Его задачей (среди прочих) является развитие европейского сотрудничества по вопросам миграции» положения мигрантов - переселенцев, их социальной интеграции в принимающее общество.

На европейском региональном уровне основным связующим инструментом, принятым в конце 1990 года на межправительственной основе, является Конвенция о праве убежища и обращении с беженцами - Дублинская конвенция , регулирующая процессы миграции. Она стала одним из эталонов в регулировании миграционных проблем в момент смены международных систем и вытекающим из этого резкого увеличения миграционных потоков. Ее подписали двенадцать стран-членов Евросоюза. Дублинская конвенция явилась первым международным соглашением, которое дает беженцу определенные гарантии того, что его заявление будет рассмотрено властями того государства, куда он его направляет. Так, например, в статье 9 данной конвенции отмечается, что за каждой страной ЕС сохраняется право удовлетворить заявление беженца.

Дублинская конвенция также регламентирует правила рассмотрения и обработки заявлений о предоставлении убежища, однозначно определяя, что ходатайствующие имеют право подавать заявление только в одной из стран, подписавших Конвенцию. На этом правовом основании беженцы получают возможность самостоятельно определять желаемую страну убежища на всем пространстве Сообщества.

Надо особо отметить, что потребность в таком документе Европа ощутила достаточно скоро. Стремительный распад социалистической системы не везде проходил бесконфликтно. И наиболее острые столкновения развернулись в Балканском регионе.

Ярким примером, применения Конвенции стали события в Косово. Тогда многие европейские страны выразили готовность принять албанских беженцев этого автономного края Сербии. Но сейчас, когда Косово провозгласило независимость, выйдя за рамки международного права, следует задуматься о механизмах политического контроля таких акций.

На саммите Евросоюза в финском городе Тампере в 1999 году были выработаны так называемые 10 принципов, которыми страны ЕС должны руководствоваться для создания единого иммиграционного и правового поля. Эти принципы включают, в частности, разработку единой иммиграционной политики, управление миграционными потоками и меры по приведению прав граждан третьих стран в некоторых областях в соответствие с правами граждан Европейского Союза.

В Маастрихтском договоре (1992 г.) впервые говорится о концепции единого европейского пространства, о политике по отношению к лицам, ищущим убежище, установлены правила пересечения границ Европейского Союза гражданами третьих стран. Маастрихтский договор установил принципы расширения сотрудничества между 15 государствами - членами Европейского союза в области иммиграции и безопасности. Подписанием Маастрихтского договора западноевропейские страны сделали первый шаг на пути к контролю за внешней миграцией. Договор существенно снижает легальные возможности проникновения в ЕС лиц, ищущих убежище (вынужденных переселенцев) и добровольных переселенцев. В принципе Маастрихтский договор установил принцип союзного гражданства.

В конце прошлого века руководители европейских государств подписали ряд соглашений в области миграционной политики на пространстве Евросоюза. Прежде всего, требуется отметить подписанное странами ЕС в 1997 году Амстердамское соглашение. В статье 8 этого документа указывается, что европейское гражданство «дополняет, но не заменяет национальное гражданство». Данная статья отразила определенные разногласия по достаточно широкому кругу вопросов иммиграционного законодательства в государствах Европейского Союза.

Другим региональным документом, регулирующим процесс миграции на пространстве Европейского Союза, включая и добровольное переселение мигрантов, стало Шенгенское соглашение между шестью европейскими странами, которое выполняется с 26 марта 1995 года.

Шенгенское соглашение определяет:

Единую визовую политику - Шенгенские визы выдаются любым государством - членом соглашения, что позволяет лицам, не являющимся гражданами Европейского Союза, свободно передвигаться в пределах всей территории);

Единые правила пограничного контроля на внешних границах, введение единой автоматизированной системы контроля - «Шенгенская информационная система» (ШИС), государства - члены соглашения должны регистрировать в ШИС имена иностранцев, нахождение которых на их территории нежелательно, ШИС позволяет проводить консультации из любого пункта пограничного контроля, национальные пограничные службы могут отказать во въезде на Шенгенскую территорию любому иностранцу, чье имя появляется в ШИС;

Соблюдение прав человека и права свободного передвижения;

Возможность проведения целенаправленной политики, сконцентрированной на идее создания общего рынка, экономического и валютного союза.

Соглашение предусматривает возможность введения пограничного контроля внутри Шенгенской территории в случае серьезной угрозы национальной безопасности государства - члена соглашения.

Значительной спецификой, по сравнению с глобальными и европейскими конвенциями, декларациями и протоколами, касающимися защиты прав мигрантов, характеризуются документы, принимаемые в странах Африки и Азии.

Страны африканского континента, за исключением Марокко, объединяет Африканский союз (АС), являющийся организацией-правопреемницей Организации африканского единства, созданной в 1963 году. Под современным наименованием организация функционирует с 2002 года. Одним из ключевых органов в структуре АС является Комиссия Африканского союза, которая представляет собой довольно сложную в организационном отношении структуру. Иммиграционными вопросами в Комиссии занимаются департамент по социальной политике и департамент торговли и промышленности. В задачи первого входит содействие странам-членам АС в выработке общих политических подходов в области народонаселения и миграции, а также контроль и мониторинг исполнения странами-членами АС программ в сфере регулирования миграции. В задачи второго входит регулирование миграции в контексте развития торгово-экономических связей между африканскими странами.

Главным договорным инструментом, призванным обеспечивать соблюдение прав человека в Африке, является Африканская хартия прав человека и народов. В преамбуле Хартии говорится, что «гражданские и политические права не могут быть отделены от экономических, социальных и культурных прав». Согласно п. 4 ст. 12 иностранцы не могут быть высланы из страны по иной причине, кроме судебного решения, принятого в соответствии с законом. Наконец, пп. 1 и 2 ст. 13 фиксируют право каждого гражданина «свободно участвовать в управлении своим государством как непосредственно, так и через свободно избранных представителей в соответствии с положениями закона. Каждый гражданин имеет право на равный доступ к публичной службе своего государства». В целом, следует отметить, что положения, зафиксированные в пп. 9-13 Хартии фактически повторяют аналогичные положения Всеобщей декларации прав человека и гражданина ООН (1948) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод СЕ (1950). Хартия предусматривает создание Африканской комиссии по правам человека по аналогии со структурами, созданными ООН и Советом Европы для мониторинга и защиты прав человека.

Однако в Хартии есть и региональные особенности, например, п. 2 ст. 23 гласит: «любое лицо, использующее право убежища, не должно заниматься подрывной деятельностью против своего государства или любого другого государства-участника настоящей Хартии. Территория стран-членов Хартии не может использоваться в качестве баз для подрывной или террористической деятельности против народа любого другого государства-участника настоящей Хартии».

Важными документами, касающимися прав человека в Африке, являются Гранд-Бэйская (Маврикийская) Декларация и прилагающийся к ней План Действий по правам человека. В Декларации утверждается необходимость прекращения повсеместных нарушений прав человека, которые порождают войны, коррупцию, непотизм, геноцид и т. п. в Африке. В сложившихся условиях фактически не соблюдается главное право человека – право на жизнь, не говоря уже о правах более высокого порядка. Именно поэтому в Африке права человека тесно увязаны с международным гуманитарным правом. Стоит отметить, что еще одной характерной особенностью африканских документов, касающихся демократического развития и прав человека, является неоднократно повторяющийся акцент на недопустимость неконституционных трансформаций политических режимов.

В Азиатском регионе проблемы иммигрантов и иммиграционной политики в наибольшей степени отражены в документах, принятых Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Главным документом в сфере миграционного регулирования в Юго-Восточной Азии является Декларация АСЕАН о защите и поощрении прав трудовых мигрантов. Ст. 3 Декларации гласит, что страны, отдающие и принимающие мигрантов, должны принимать в расчет фундаментальные права и достоинство трудовых мигрантов при безусловном праве принимающих стран применять на своей территории свои собственные правовые и политические нормы приема иностранцев. Согласно ст. 5, принимающим странам необходимо «интенсифицировать защиту фундаментальных прав человека…». Ст. 13 предусматривает для отдающих стран обязанность создавать условия для репатриации и реинтеграции возвращающихся на родину мигрантов.

Кроме того, в Азии действует Бангкокская декларация о неурегулированной миграции. Она посвящена проблемам, связанным с нелегальной (неурегулированной) миграцией: торговля людьми, возвратная миграция, бедность и социальное неравенство. Фактически в Бангкокской декларации не идет речи о правах мигрантов и тем более об их политических правах. Возможно, единственным исключением является ст. 12 Декларации, в которой говорится о необходимости содействия всесторонней реинтеграции нелегальных мигрантов, возвращающихся (возвращаемых) в страну исхода.

Еще одним документом в области прав человека в Азии является Заключительная декларация регионального совещания для Азии в рамках Всемирной конференции по правам человека, в которой указывается на взаимосвязь и неделимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав. Подчеркивается необходимость гарантирования прав человека и основных свобод применительно к уязвимым группам, в том числе трудовым мигрантам и беженцам.

В структуре АСЕАН функционирует рабочая группа по созданию механизма по правам человека, главная цель которой заключается в создании межправительственной комиссии по правам человека в АСЕАН, а текущей задачей является регулярное информирование правительств стран АСЕАН о положении дел с защитой и поощрением прав человека применительно к мигрантам в регионе. Рабочая группа представляет собой коалицию из национальных (правительственных) рабочих групп из стран АСЕАН, парламентских комитетов по правам человека, а также включает представителей неправительственных организаций и академического сообщества. Встречи в формате конференций в рамках рабочей группы проводятся ежегодно с 2001 года.

С середины 1990-х годов в рамках АСЕАН регулярно проходят встречи руководителей иммиграционных департаментов и глав консульских учреждений министерств иностранных дел стран АСЕАН. На третьей встрече, прошедшей 13–14 декабря 1999 г. в Янгоне (Мьянма), было принято решение о разработке институциональных рамок для сотрудничества АСЕАН в сфере иммиграционной проблематики. Необходимо, однако, отметить, что ни на данной встрече, ни на одной из последующих не поднимался вопрос о социально-политических правах мигрантов в принимающих странах в АСЕАН. Фокус внимания чиновников из министерств иностранных дел остается направленным на три вопроса в сфере миграционного сотрудничества: во-первых, снятие барьеров для развития туристической отрасли в регионе, во-вторых, борьба с транснациональной преступностью, в том числе связанной с организацией каналов нелегальной миграции, и, в-третьих, вопросы борьбы с терроризмом и обеспечения региональной безопасности. Тема прав мигрантов, особенно политических, обычно остается за рамками межправительственных встреч и совещаний.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе с 1996 г. действует механизм межправительственных консультаций по беженцам, перемещенным лицам и мигрантам, который представляет собой форум по соответствующим вопросам, сбору данных о внутрирегиональных миграционных процессах, повышению эффективности регионального сотрудничества в сфере борьбы с торговлей людьми, нелегальной миграцией и обеспечению устойчивого демографического развития.

В Западном полушарии основной международной организацией, объединяющей большинство стран региона, является Организация американских государств (ОАГ). ОАГ была создана 30 апреля 1948 г. на базе Международного союза американских республик, основанного еще в 1889 году. В настоящее время в ОАГ входят все 35 государств Северной, Центральной и Латинской Америки.

Межамериканская комиссия по правам человека в 1997 г. учредила должность Специального докладчика, который готовит для Комиссии доклады по ситуации с мигрантами в конкретных странах обеих Америк. Следует отметить, что компетенция специального докладчика включает только вопросы трудовых мигрантов и их семей, проживающих в странах, гражданами которых они не являются, в то время как аналогичный мандат Специального докладчика по правам человека мигрантов при Совете по правам человека ООН, также осуществляющего мониторинг ситуации с правами человека применительно к мигрантам, значительно шире и включает все категории мигрантов, в особенности мигрантов-женщин и нелегальных мигрантов.

В 2005 г. Организация американских государств приняла Межамериканскую программу по поощрению и защите прав человека применительно к мигрантам, включая трудовых мигрантов и членов их семей, разработанную рабочей группой Комитета по юридическим и политическим делам Постоянного Совета ОАГ. Тема защиты прав мигрантов вошла в повестку ОАГ с Первого Саммита Америк, прошедшего в декабре 1994 г. в Майами (Соединённые Штаты Америки) и с тех пор всегда привлекала значительное внимание законодателей и политиков из обеих Америк. В Программе подтверждается, что за государствами-членами ОАГ сохраняется право самостоятельно определять миграционную политику, в том числе правила въезда и пребывания иностранцев на своей территории, доступ к предоставляемым государством благам и услугам. Специально отмечается необходимость содействия политическому участию мигрантов в демократических системах как в странах их происхождения, так и в странах пребывания, в том числе в электоральных процессах, а также распространения информации (среди правительств, неправительственных организаций и др.) о правовых, политических и практических последствиях политического участия мигрантов в социально-политической жизни стран исхода. Поощряется гармонизация законодательства о миграции на уровне национальных парламентов, содействие добровольному возвращению мигрантов на родину и репатриации.

Решением Постоянного совета ОАГ от 24 октября 2007 г. был создан Специальный комитет по миграционным вопросам, в задачи которого входит анализ всех проблем, связанных с миграцией в регионе обеих Америк с точки зрения международного гуманитарного права и международного права в целом.

Ключевым документом в сфере обеспечения и защиты прав человека в регионе является Американская декларация прав и обязанностей человека, принятая на 7 месяцев раньше Всеобщей декларации прав человека ООН. Ст. 4 Декларации фиксирует право на свободу мнений и их выражения любыми способами. Ст. 20 гарантирует каждому человеку право на участие в управлении своим государством, напрямую или через представителей, посредством участия в выборах. В ст. 21 и 22 закреплено право на собрания и объединение с другими людьми в целях выражения и защиты политических, экономических и иных интересов. Ст. 19 не только гарантируется право на гражданство определенной страны, но право менять его на гражданство другой страны (в том случае, если последняя согласна таковое предоставить). Наконец, ст. 27 гарантирует право на убежище на территории зарубежного государства.

Отметим еще один важный документ регионального масштаба – Американскую Конвенцию по правам человека - Пакт Сан-Хосе. В Конвенции подчеркивается, что «основные права человека возникают не в силу того, что тот или иной человек является гражданином определенного государства, а в силу того, что они основываются на свойствах человеческой личности и потому нуждаются в международной защите в виде конвенции, подкрепляющей или дополняющей защиту, предусмотренную внутренним правом американских государств».

Наибольшее внимание к проблеме прав (особенно – политических) мигрантов уделяется в Европе, в то время как во всех остальных регионах мира, включая Северную Америку, тема предоставления гражданских и политических прав иммигрантам, как правило, не поднимается. Более того, практически во всех региональных документах, касающихся мигрантов, речь идет не о реализации социально-политических прав мигрантов в принимающих странах и интеграции мигрантов в принимающие общества, а о сотрудничестве органов государственной власти стран, входящих в соответствующий регион в сфере регулирования миграционных процессов.

Вопросы распространения политических и гражданских прав на иммигрантов оставлены международным правом на усмотрение конкретных государств. Иммиграционная политика, а также политика натурализации и интеграции иммигрантов изначально понимается абсолютным большинством государств мира как исключительная область национального интереса, вмешательство международного сообщества в которую крайне нежелательно.

Некоторыми международными договорами предусматривается создание различных институтов, ответственных за мониторинг соблюдения прав человека применительно к мигрантам, либо судебных органов, осуществляющих функции правосудия в случаях нарушения органами власти принимающих стран прав мигрантов. Но и в этом случае сфера компетенции таких институтов и органов обычно охватывает только культурные, социальные и экономические права мигрантов. Право предоставления гражданских и политических прав различным категориям иммигрантов, равно как и регламентация форм их реализации, всегда остается на усмотрение органов власти конкретного государства.

Объем и содержание предоставляемых иммигрантам различными международными договорами прав зависят не столько от «критической массы» иммигрантов в том или ином регионе, как бы «заставляющей» правительства принимающих стран некоторым образом оптимизировать процессы интеграции иммигрантов, сколько от восприятия политиками сложившейся в их стране или регионе иммиграционной ситуации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На наш взгляд, в целом международная нормативная база обеспечивает регулирование безвозвратной миграции и достаточно надежную защиту прав мигрантов и их семей, включая добровольно переселяющихся соотечественников. Это помогает снижать социальную напряженность, которая является неизбежным спутником большинства миграционных процессов, но влияет и на политический климат в странах, принимающих соотечественников, и в странах, откуда они уезжают.

Следует отметить, что на сегодняшний день именно в Европе создано больше чем в других регионах мира конкретных инструментов и механизмов по защите и реализации всего комплекса прав (в том числе, политических) иммигрантов в принимающих странах.

Таким образом, большинство государств проводит, в соответствии целями и задачами их социально-экономического развития, довольно жесткую и строго регламентированную внешнюю миграционную политику. Она охватывает систему специальных мер, законодательных актов и международных соглашений (двусторонних и многосторонних) по регулированию миграционных потоков, ограничению притока или оттока беженцев, нелегальных мигрантов и стимулированию притока экономически эффективного человеческого капитала, в первую очередь, научных кадров и высококвалифицированных специалистов.

В отличие от других сфер, регулирование трудовой миграции в значительной мере остается в компетенции национальных правительств – в силу языковых, исторических, культурных, религиозных и других традиций. Развитые страны, опасаясь социальной неустойчивости, вынуждены прибегать к жесткому иммиграционному контролю. Существует реальная опасность, что вместо "железного занавеса", разделявшего Восток и Запад в прошлом, опустится новый занавес – между Севером и Югом, препятствующий переселению людей.

С одной стороны, это серьезная гуманитарная проблема, поскольку право на передвижение и эмиграцию понимается как универсальное человеческое право. С другой – вряд ли реалистично ожидать, что передовые страны откажутся от защиты собственных рынков труда. Таким образом, выстраивание универсальных стандартов и форм международного регулирования миграционных потоков наталкивается на острые международные разногласия.

В регулировании миграционных потоков развитые страны проводят довольно жесткую селективную политику, предъявляя разнообразные требования к иммигрантам. Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами – участницами соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные – по отношению к третьим странам.

Будущие иммигранты должны обладать физическим и психическим здоровьем, находиться в трудоспособном возрасте, обладать "социальной чистотой", т.е. не состоять в коммунистических партиях и экстремистских группировках. Предпочтение при выдаче разрешений на въезд отдается квалифицированным специалистам, особенно обладателям редких профессий или добившимся выдающихся успехов (известным музыкантам, художникам, спортивным тренерам), а также состоятельным гражданам, готовым инвестировать в экономику принимающей страны.

Регулирование трудовой миграции осуществляется на национальном и межгосударственном уровнях. Регулирование трудовой миграции на межгосударственном уровне осуществляется путем участия в конвенциях Международной организации труда (МОТ), принятия рекомендаций ООН, в рамках интеграционных соглашений (например, страны ЕС придерживаются единых принципов в регулировании трудовой миграции).

На национальном уровне можно выделить два подхода:

  • 1) ассимиляционный – его придерживаются США, Канада, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия, Израиль: привлечение мигрантов на постоянное место жительства с семьей, но без заранее определенного трудоустройства;
  • 2) отходнический – прием работников по приглашениям национальных фирм на определенный срок (без семьи, но на определенное рабочее место).

Россия придерживается строго отходнического принципа для рабочей силы из стран СНГ и дальнего зарубежья и ассимиляционного для беженцев и переселенцев из числа русскоязычного населения из республик бывшего СССР.

В миграционных процессах Россия участвует двояко: и как страна-донор, и как принимающее государство. Вопреки алармистским прогнозам конца 1980-х гг., из России не наблюдалось массовой эмиграции. Хотя число уехавших велико. За период с 1990 по 2010 г. Россию покинуло 3,6 млн чел. С 1990 по 2000 г. эмиграция населения постоянно увеличивалась: с 103,7 тыс. чел. в 1990 г. до 145,7 тыс. в 2000 г. С 2001 г. количество эмигрантов резко сократилось, составив в 2011 г. порядка 30 тыс. чел.

В это же время резко возросло число иммигрантов, главным образом из бывших республик Советского Союза – Средней Азии и Закавказья, а также Украины и Молдовы. В 1990-е годы среди иммигрантов из этих стран значительную часть составляло русское и русскоязычное население, вытесняемое оттуда вследствие роста националистических настроений. Сегодня иммигранты – это преимущественно неквалифицированная местная рабочая сила, выталкиваемая из своих стран вследствие экономических трудностей. Как правило, такие мигранты не знают русского, незнакомы с русской культурой и не ставят задачу ассимилироваться в нашей стране. Зачастую они соглашаются на самые низкие заработки и занимают непрестижные для коренного населения рабочие места. Все это отрицательно сказывается на российском рынке труда, снижает уровень заработной платы для граждан России. Вкупе с эмиграцией квалифицированных работников такая иммиграция ведет к деградации трудового потенциала страны.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечи­вает несомненные преимущества странам, как принимающим рабо­чую силу, так и поставляющим ее, но она способна породить острые социально-экономические проблемы.

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления поло­жительного эффекта необходимо использовать арсенал средств поли­тики государственного регулирования этого процесса, выработанный практикой многих стран.

В связи с противоречивостью последствий миграции государствен­ное регулирование этого процесса может быть направлено как на привлечение иммигрантов и стимулирование миграции, так и на со­кращение потоков миграции.

В странах-импортерах рабочей силы система государственного регулирования включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения.

Государственные органы почти всех стран, в которых используется иностранная рабочая сила, проводят целенаправленную политику по выбору, распределению и использованию иностранной рабочей силы.

Рабочие-иммигранты заняты преимущественно неквалифицирован­ным трудом. В области занятости на них распространяется принцип: нанят последним, уволен первым. Существует дискриминация в оп­лате труда, хотя в подавляющем большинстве стран это юридически запрещено. Иностранные рабочие дискриминируются при найме жи­лья, при попытке получить образование, при обращении за меди­цинской помощью и т. д.

Одной из форм рабочей силы является ротация, которая предполагает постоянное замещение работающих мигрантов новыми партиями иностранных рабочих. Практикуется и контрабандный ввоз иностранных рабочих в обход существующего законодательства.

Международное перемещение рабочей силы протекает на фоне без­работицы. Каковы же в связи с этим позиции и действия правитель­ства страны въезда?

1. Государство может ограничить въезд иммигрантов .

2. Государство может выслать насильственно (депортировать) иностранных рабочих в их отечества.

3. Государство может стимулировать добровольное переселение (репатриацию) рабочих-иммигрантов.

Большинство принимающих стран сочло выгодным проводить поли­тику отбора иммигрантов, допускаемых в страну. Иммиграционные правила пересматри­ваются в сторону поощрения «притока умов» и ог­раничения притока неквалифицированных рабочих. Объясняется это тем, что высококвалифицированные специалисты, владеющие языком принимающей страны, сразу становятся крупными нетто-налогопла­тельщиками.

Такую политику осуществляют США, Канада, Великобритания и другие богатые страны.

В настоящее время миграционные потоки регулируются как двусторон­ними межправительственными соглашениями, так и многосторон­ними.

Действуют Шенгенский договор (Германия, Франция, страны Бе­нилюкса, Италия), соглашение о создании общего североевропейского рынка труда (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция).

Странами ЕС в конце 1991 года разработаны кратко средне- и долгосрочно действующие стратегии и различные инструменты сдер­живания потоков нелегальных мигрантов.

Иные проблемы в сфере регулирования миграции ре­шают страны-экспортеры рабочей силы.

В области регулирования миграции в этих странах ключевую роль играют гибкость и реализм политики. Просчеты в выборе ориентиров незамедлительно вызывают нежела­тельную реакцию в виде:

– роста нелегальной миграции;

– сокращения валютных переводов;

– снижения степени возвратности и т. д. Наиболее важными задачами, которые приходится решать стране-экспортеру рабочей силы, являются экономическая и социальная реинтеграция и адаптация возвращающихся мигрантов.

Международная организация по миграциям (МОМ) выработала рекомендации, в соответствии с которыми странам- экспортерам ра­бочей силы предлагается произвести определенные модификации в функциях государст­венных органов для повышения их роли в защи­те интересов мигрантов, консультационном и информационном об­служивании как находящихся за рубежом, так и собирающихся вые­хать на заработки. Государству необходимо:

1) определить отрасли и формы малого бизнеса, потребность в раз­витии которых особенно очевидна в данный момент;

Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна - к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая - к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика, под которой понимается совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.

Целями международной миграционной политики являются: определение масштабов миграции, механизма ее регулирования, ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран, участвующих в миграционном процессе.

Особое место в миграционной политике занимает регулирование трудовой миграции Экспорт и импорт рабочей силы осуществляются на основе национального законодательства, а также двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений.

В проведении миграционной политики используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, социально-экономические. Для преодоления стихийного движения миграционных потоков осуществляется дифференцированный подход к различным категориям работников. Каждая страна устанавливает перечень иммигрантов определенных профессий, в приеме которых она заинтересована.

Принимающую страну могут интересовать мигранты определенного возраста, обладающие хорошим здоровьем, не привлекавшиеся к уголовной ответственности. Поощряется прежде всего иммиграция работников высокой профессиональной квалификации и молодежи. Чем моложе человек, чем выше уровень его образования, тем выше потенциальная отдача от любой инвестиции в человеческий капитал. Практический интерес представляет привлечение контрактных (временных) рабочих, выполняющих тяжелую, монотонную работу, не представляющую интереса для местного населения.

Осуществляется количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях. Ежегодно в стране-импортере рассчитывается и утверждается показатель иммиграционной квоты. При этом учитываются состояние занятости трудовых ресурсов, рынка жилья, социально-политическая ситуация в стране-импортере. Количественные ограничения могут касаться также приема иммигрантов из определенных стран, приток из которых желательно уменьшить. Вводятся временные ограничения, связанные со сроком пребывания иммигрантов в стране-реципиенте.

Основными целями миграционной политики стран - экспортеров рабочей силы являются регулирование ее оттока и защита интересов граждан-мигрантов за рубежом. Устанавливаются масштабы эмиграции, и определяется качественный состав эмигрантов. Регулируются поступления от экспорта рабочей силы. Для привлечения валютных средств в страну - экспортер рабочей силы открываются валютные счета эмигрантам под более высокую процентную ставку. В некоторых странах определяется доля заработной платы работников-мигрантов, которую они должны переводить в свою страну Осуществляется обязательное государственное лицензирование деятельности по найму граждан для работы за рубежом. Определяются конкретные формы найма рабочей силы за границей.

Важной проблемой для стран - экспортеров рабочей силы является трудоустройство бывших эмигрантов, вернувшихся домой. Они претендуют на более высокую заработную плату и должности, чем прежде, поскольку обрели более высокие профессиональные качества, обогатили собственный опыт. Государство заботится о создании для них более благоприятных социально-экономических и прочих условий.

Миграционная политика в отношении вынужденных мигрантов состоит в осуществлении миграционного контроля, разработке мер по оказанию им экстренной помощи и определении долгосрочных решений, касающихся их будущего. Возможны поселение вынужденных мигрантов на постоянное местожительство и интеграция либо дальнейшее их переселение, а также добровольная репатриация.

Выделяют три модели политики развитых стран в отношении вынужденных мигрантов

  • 1. Германская модель, ориентированная на прием в Германию этнических немцев и их последующую интеграцию в немецкое общество. Немцы, переселяющиеся из других стран, уравниваются во всех правах с предоставлением им гражданства.
  • 2. Французская модель отличается разветвленной системой мер по приему, обустройству и интеграции беженцев из различных стран мира разных национальностей с их последующей интеграцией во французское общество.
  • 3. Американская модель делает акцент на переселении беженцев в США из стран их первого временного убежища, содействии их интеграции в американское общество. Проблемы беженцев и прав человека являются особым объектом американской внешней политики.

Проблемы миграции населения находятся в центре внимания различных международных организаций. Комиссия

ООН по народонаселению из имеющегося фонда субсидирует национальные программы в области миграции населения. Международная организация труда (МОТ) занимается регулированием межстрановой миграции населения.

Международная организация по миграции (MOM) акцентирует внимание на организации межстрановой миграции, изучает опыт разных стран в миграционном процессе. Межправительственный комитет по вопросам миграции создан в регионе Западной Европы.

При Комиссии Европейского союза (ЕС) по делам проживающих на его территории выходцев из третьих стран создан Форум мигрантов, объединяющий представителей свыше 110 ассоциаций иммигрантов. Его первоочередная задача - контроль за обустройством жизни мигрантов в странах поселения.

Мигранты, недовольные своим положением, создают различные объединения. Так возникло движение европейских ассоциаций иммигрантов с исполнительным органом Советом европейских ассоциаций иммигрантов (СЕЛИ). В него входят представители 2500 организаций и групп, объединяющих иммигрантов по происхождению и проживанию.

В настоящее время международную трудовую миграцию рассматривают как одну из ведущих сил, формирующих демократические общества. В связи с этим выдвигаются концепции ее регулирования в соответствии с политическими, социокультурными и этическими критериями.

Государственное регулирование миграции труда.

На национальном уровне регулирование миграции осуществляется следующими органами:
а) Министерство труда (следит за использованием иностранной раб. силы);
б) Министерство юстиции (правовая поддержка) и другие службы (пограничный контроль);
в) Министерство иностранных дел (выдает въездные визы);
г) национальные миграционные службы;
д) посреднические миграционные фирмы.
Основными методами регулирования международной миграции рабочей силы являются административные и экономические.
Административно-правовые:
а) меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов в данной стране;
б) контроль за въездом в страну иммигрантов, выдача разрешений на въезд, на работу, на пребывание иммигрантов в стране;
в) меры межправительственных соглашений по регулированию миграции рабочей силы.
Экономические:
а) осуществление вербовки иностранных рабочих – предоставление работы, сравнительно высокого уровня зарплаты, жилья и медобслуживания, получение квалификации и образования;
б) привлечение к вербовке иммигрантов частных посредников;
в) выдача лицензий, позволяющих вербовать работников за границей.
Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Регулирование иммиграции заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:
а) работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу;
б) специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
в) представители редких профессий – реставраторы картин, огранщики алмазов, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;
г) специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;
д) крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Основные черты иммиграционного законодательства:

а) профессиональная квалификация (устанавливаются жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности);

б) ограничения личного характера (предъявляются жесткие требования к состоянию здоровья иммигранта);

в) количественное квотирование (устанавливается максимальное количество иммигрантов).

Экономическое регулирование может вводить ограничения: а) финансовые – обеспечивают сокращение численности иммигрантов (например, фирмы имеют право нанимать иностранцев только по достижении определенного объема продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет); б) временные – устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на территории страны; в) географические - законодательно устанавливается географическая и национальная структура иммиграции, которая регулируется с помощью квот на въезд в страну иммигрантов из определенных стран.

При формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций. Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 году согласно Версальскому мирному договору. Местонахождение – Женева (Швейцария). Членами ее являются более 170 стран. В качестве специализированного учреждения с 1946 г. входит в систему ООН. Основные цели МОТ:
а) обеспечение полной занятости и рост уровня жизни;
б) поощрение экономических и социальных программ;
в) соблюдение основных прав человека;
г) охрана жизни и здоровья трудящихся;
д) регулирование миграции населения.

Международная организация миграции (МОМ) образована в 1949 г. как Международная организация по делам беженцев, позже ее полномочия были расширены и в 1989 г. она была переименована в МОМ. В нее входит 81 страна, в т.ч. 46 являются членами МОМ, 35 – наблюдателями. МОМ не входит в систему ООН, но тесно с ним сотрудничает.

Основными функциями МОМ согласно уставу являются:
а) разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков;
б) оказание помощи в вопросах организации миграции;
в) развитие технического сотрудничества в области миграции;
г) предотвращение утечки умов и реэмиграция;
д) предоставление экспертных услуг в связи с международной миграцией рабочей силы.
е) организация передвижения беженцев;
ж) предоставление государствам форума для обмена мнениями, опытом и сотрудничества.

В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь репатриации. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), содержит специальные нормы, касающиеся физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. В Европе обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).
На интеграционном уровне регулирование международной миграции рабочей силы осуществляется путем выполнения соглашений, договоров, правил, контрактов, заключенных между государствами интеграционных объединений. Основные задачи:
а) создание общих информационных систем по миграции рабочей силы в рамках интеграционного объединения;
б) принятие совместных мер по борьбе с нелегальной миграцией;
в) принятие совместных технических мер для осуществления контроля над эмигрантами.