Международно правовое регулирование трудовых отношений в мчп. Коллизионное регулирование международных трудовых отношений

1. Процессы интернационализации жизни, глобализации экономики уже давно имеют следствием не только международное перемещение товаров, услуг, капиталов, но и рабочей силы. При этом возникают различные ситуации международной труда или, другими словами, трудовые правоотношения с иностранным элементом (международные трудовые правоотношения).

Такие отношения можно, как и подобные им по характеру, рассматривать с помощью подходов, принципов и категорий международного частного права. Только редкие исследователи (например, профессор из Венгрии пытались вывести международные трудовые отношения из сферы Мчп, аргументируя это существенными разногласиями между гражданским и трудовым правом и неприменением некоторых классических положений Мчп к ситуациям международной труда. Однако такие попытки остались в прошлом вместе с догмой советского права о якобы объективное разделение права на отрасли.

2. Следует отметить, что гражданское и трудовое право объединяет то, что они являются частями частного права, в сфере которого действуют юридически равные и самостоятельные субъекты со свободой выбора, обусловленного индивидуальным, частным интересом. Центральный институт трудового права - трудовой договор - всюду в мире характеризуется как договор частноправового характера с определенной спецификой (в этом плане следует обратить внимание на то, что Римская конвенция ЕС о праве, что применяется к договорным обязательствам 1980 , а впоследствии Регламент "Рим /" предусматривают положения о трудовом договоре). Частноправовые отношения в сфере труда и частноправовые отношения, которые регулируются общим гражданским законодательством, за имеющихся различий объединяются общими принципами частноправового регулирования: юридическим равенством, свободным волеизъявлением, имущественной самостоятельностью участников, диспозитивністю регулирования, договорным характером возникновения и прекращения отношений и т.д.

Значительным достоянием как отечественной теории права так и законотворчества стало воспроизведение вышеприведенной правовой позиции в Законе Украины о Мчп, в котором трудовые отношения отнесены к частноправовым (п.1 ч. И ст.1 и Раздел VIII).

3. Вполне закономерным является то, что специфика трудовых правоотношений требует некоторой корректировки тех правил Мчп, которые исторически сложились сначала в сфере классических гражданских правоотношений. Правовой арсенал трудового права не может не влиять на Мчп. Например, наличие в национальном трудовом праве многочисленных норм публичного права приводит к более широкого применения иностранных публично-правовых норм, а также таких категорий Мчп, как публичный порядок. Учение об источниках Мчп дополняются данными о локальные нормативные акты (коллективные договора, положения о персонале и т.п.). Важные категории современного Мчп (lex voluntatis, lex personalis, locus regit actum и др.), пройдя "проверку" в международных трудовых отношениях, получают дополнительный смысл.

в Общем категории Мчп не является чужим для регулирования международного труда. В отношениях, которые рассматриваются, возникает, во-первых, коллизионное вопрос, когда законы двух и более стран претендуют на регулирование этих отношений. Во-вторых, в силу специфики таких отношений возникает потребность в создании специальных материальных норм (национальных или международных), которые учитывали бы международный фактический состав, поскольку национальные нормы общего характера из различных соображений становятся недостаточными или неприемлемыми.

4. Нормы международного частного трудового права представленные в основных видах источников Мчп. Следует заметить постоянное значительный рост как нормативного массива, так и количества источников в этой сфере.

5. Коллизионные "трудовые" нормы сегодня все чаще вводятся в законы о Мчп, двусторонних, региональных и универсальных международных договоров (например, законы о Мчп Албании, Австрии, Венгрии, Польши, Швейцарии и т.д., Римская конвенция о праве, которое применяется к договорным обязательствам 1980 г., Регламент ЕС "Рим /"; конвенции МОТ о труде моряков; Европейское соглашение о работе экипажей машин, занятые в международном автомобильном сообщении; Кодекс Бустаманте и т.п.).

В Украине коллизионные "трудовые" нормы содержатся, в частности: (а) в Законе о Мчп (ст. 52-54); (б) в отдельных двусторонних договорах о правовой помощи (с Польшей, Молдовой); (в) в двусторонних договорах о трудовой деятельности и социальной защите со странами бывшего СССР (Азербайджан, Армения, Беларусь, Латвия, Литва, Молдова, РФ) и в Соглашении СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов 1994 г.; (г) в двусторонних договорах о взаимном трудоустройстве или урегулирования трудовой миграции с Испанией, Португалией, Словакией, Чехией, Польшей, Ливией, Вьетнамом.

6. Материальные нормы международного характера представлены в большом количестве международных договоров всех уровней. Такие договоры условно можно классифицировать по следующим основным видам: 1) конвенции и договоры о труде иностранцев и трудящихся-мигрантов (например, Международная конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и их семей 1990г.; Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах № 97 (1949 г.), № 143 (1975 г.); Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов 1977 г. и т.д.); 2) соглашения относительно условий труда работников международного транспорта (например, конвенции МОТ о труде моряков); 3) договоры по различным аспектам экономического, научного и культурного сотрудничества, в которых нормы относительно условий международной работы носят вспомогательный характер для достижения той или иной цели международного договора.

Специфика международных договоров в сфере международной работы заключается в том, что они часто направлены не на унификацию соответствующего внутреннего законодательства, а лишь на установление минимального уровня правовой охраны, оставив национальному законодателю пространство для принятия благоприятных норм.

Украина сегодня связана многими международными инструментами в области, что рассматривается. Во-первых, государство ратифицировало Европейскую конвенцию о правовом статусе трудящихся-мигрантов 1977 г. (Конвенция действует с 1983 г. участие в ней принимают важные для Украины, как государства-экспортера рабочей силы, страны - Италия, Испания, Португалия, Норвегия, Нидерланды, Турция, Франция, Швеция, Молдова).

Во-вторых, важную роль играют уже упомянутые двусторонние договоры о трудовой деятельности и социальной защите со странами бывшего СССР (Азербайджан, Армения, Беларусь, Латвия, Литва, Молдова, РФ) и связанные с трудовой деятельностью договоры о пенсионное или социальное обеспечение. Ряд соглашений действует в рамках СНГ (Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда; Соглашение СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г. и т.п.).

в-третьих, Украина нарабатывает, хотя и медленно, договорную базу со странами, которые в основном принимают трудящихся-мигрантов из Украины. Такие договоры различаются не только по содержанию, но и по названию, например: Соглашение между Украиной и Испанией относительно урегулирования и упорядочения трудовых миграционных потоков между двумя странами 2009г.; Соглашение о временной миграции граждан Украины для работы в Португалии 2003г.; Соглашения о взаимном трудоустройстве с Польшей (1994г.), Чешской Республикой (1996г.), Словакией (1997г.) и т.д.

7. Внутреннее законодательство иностранных государств, что содержит материальные нормы для многочисленных случаев международной труда, чрезвычайно широкое по объему и видам. Но его нужно знать тем, кто связан с организацией и осуществлением работы за рубежом.

В Украине за годы независимости в сфере, которая рассматривается, уже наработана определенная законодательная база с более-менее согласованными друг с другом нормативными актами, которые в основном соответствуют зарубежным аналогам и международным обязательствам Украины. Материальные нормы международного частного трудового права содержатся, в частности, в таких актах: Закон Украины "О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства" от 22 сентября 2011 г.; Закон Украины "О занятости населения" от 5 июля 2012 г.; Постановление КМУ от 27 мая 2013 г., которая утвердила Порядок выдачи, продления действия и аннулирования разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства; Кодекс законов о труде Украины; Консульский устав Украины 1994 г.; Закон Украины "О дипломатической службе" от 20 сентября 2001 г.; Инструкция Минфина о служебных командировках в пределах Украины и за границу от 13.03.1998 и т.п.

8. Особенностью источников международного частного трудового права является то, что в их состав входят локальные нормативные акты-коллективные договоры, в том числе международные коллективные договоры транснациональных корпораций; положение о персонале; внешнеэкономические контракты и иные акты, содержащие правила международной труда.

Для установления применимого права в области трудовых отношений используются следующие коллизионные привязки: закон места заключения трудового договора; закон места производственной деятельности; закон флага на морском транспорте; закон гражданства; закон места жительства; закон места нахождения работодателя; закон места работы; закон места регистрации транспортных средств; закон перевозчика и др.

Трудовая деятельность иностранцев допускается в РФ на основании трудового договора иностранца с нашими предприятием и организацией в соответствии с положениями российского трудового законодательства (иностранец поступает на работу в учреждение или на предприятие и заключает трудовой договор на неопределенный срок либо заключает трудовой договор о работе в РФ на срок, указанный в договоре). Законодательством установлены система лицензирования привлечения иностранной рабочей силы и система выдачи разрешений на работу иностранных граждан, въезжающих в Россию. Значительное число иностранных граждан привлекаются на работу в России на основе двусторонних межправительственных соглашений, в значительной степени определяющих условия труда граждан соответствующих стран в России.

Основные положения, касающиеся трудовой деятельности иностранцев в РФ: иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, могут работать в качестве рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан РФ; временно пребывающие в РФ иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания в РФ; иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами РФ. В отношении условий труда, как и вообще во всех других областях, не допускается никакой дискриминации иностранцев в зависимости от расы, национальности, пола, языка, религии или каких-либо иных оснований. Всякого рода ограничения, установленные национальным законом иностранца, не признаются в РФ. На иностранцев распространяются общие положения трудового законодательства, касающиеся заключения и расторжения трудового договора, заработной платы, рабочего времени, времени отдыха и т. д. Работающие на наших предприятиях и в учреждениях иностранцы подчиняются тем же правилам трудового распорядка, что и российские граждане. На иностранцев полностью распространяются положения законодательства об охране труда, обеспечивающие рабочим и служащим безопасность для жизни и здоровья, постановления, запрещающие сверхурочные работы, и другие правила трудового законодательства.

Труд российских граждан на территории иностранных государств может применяться при возникновения трудовых правоотношений либо на основании положений российского трудового права, либо на основе трудового контракта, заключаемого с иностранным нанимателем. Наши граждане направляются на работу в учреждения и организации России за границей, посылаются в служебные командировки (для участия в строительстве предприятий, монтаже, для оказания технической помощи и т. д.).

Во всех подобных случаях условия труда граждан РФ за границей определяются нашим правом. К ним применяются общие нормы трудового законодательства и всякого рода специальные правила, издание которых обусловлено спецификой условий труда данной категории трудящихся.

Предоставление права заключения трудовых контрактов российскими гражданами, временно выезжающими на работу за границу, сделало необходимым, с одной стороны, оказание им помощи и содействия со стороны государственных органов в заключении таких контрактов, а с другой – принятие мер, направленных на недопущение заключения всякого рода неравноправных и кабальных договоров при посредничестве коммерческих фирм (как отечественных, так и иностранных). Условия труда и временного пребывания российских граждан, предусмотренные такими контрактами, не должны быть хуже условий, предусматриваемых контрактами с иностранцами – гражданами других государств. В каждом случае они не должны нарушать императивные, обязательные нормы законодательства этих стран.

Постоянно проживающий за границей российский гражданин может поступить по договору найма на работу в какое-либо иностранное учреждение или к предпринимателю. Условия труда такого гражданина будут определяться законодательством о труде страны пребывания. Сам факт российского гражданства не влечет за собой применения норм нашего трудового права.

Цель изучения - формирование системы теоретических знаний по трудовым отношениям в международном частном праве, определение основных коллизионных привязок и международных договоров в этой сфере.

Основные вопросы

12.1. Международные договоры в сфере трудовых отношений.

12.2. Коллизионные нормы по трудовым отношениям в соответствии с Законом Украины "О международном частном праве".

12.3. Трудовые права украинских граждан за рубежом.

12.4. Трудовые права иностранцев в Украину.

Ключевые слова и понятия: международные частные трудовые правоотношения, квалификация высшего образования, коллизионные нормы по трудовым отношениям, закон места выполнения работы (Lex loci laboris), закон государства организации командировки работника (Lex loci delegationis), трудовые права граждан Украины за рубежом.

После изучения темы студенты должны уметь:

Определять международные договоры в сфере трудовых отношений;

Раскрывать сущность международных частных трудовых отношений;

Определять коллизионные нормы по трудовым отношениям в соответствии с Законом Украины "О международном частном праве";

Характеризовать трудовые права украинских граждан за рубежом;

Определять трудовые права иностранцев в Украину.

Международные договоры в сфере трудовых отношений

Наряду с гражданско-правовым отношениями трудовые отношения с иностранным элементом является составной предмета международного частного права. В то же время, трудовые отношения включают и публично-правовую сферу, поэтому применение иностранного права к ним ограничивается. К трудовых отношений с иностранным элементом принадлежат правоотношения по работе украинских граждан за рубежом, иностранцев в Украине, иностранных работодателей (нанимателей) в Украине, в дипломатических и консульских учреждениях за рубежом, в международных организациях. Существует ряд отношений, которые не являются трудовыми, но тесно связанные с ними (например, сфера социального обеспечения).

Международные частные трудовые правоотношения - это правоотношения, осложненные "иностранным элементом", связанные с деятельностью по предоставлению, принятия, исполнения, увольнение с работы и гарантий, связанных с этим.

Международные частные трудовые отношения регулируются как с помощью унифицированного материально-правового метода, так и коллизионно-правового.

"Иностранный элемент" может оказаться в:

1) субъекте правоотношений (субъектом может быть иностранный работодатель или иностранный работник)

2) объекте правоотношений (работа за рубежом);

3) юридическом факте (длительная работа за рубежом и исчисление трудового стажа, связанного с такой работой).

Международно-правовое регулирование трудовых отношений - это регулирование условий труда международно-правовыми актами. Основой правового регулирования трудовых отношений является Всеобщая декларация прав человека 1948, которая провозгласила право каждого человека на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы, на равноценную оплату труда за равноценный работу (ст. 23) тому подобное. Важное значение имеет и Международный пакт об экономических и социальных правах 1966, который также признает право на труд и оплачиваемый отпуск и тому подобное.

Международно-правовым документом в области трудовой миграции является Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 Украина не участвует в Конвенции. В ней говорится о правах человека в целом, всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, содержатся положения, которые могут применяться к различным категориям трудящихся-мигрантов и членов их семей, позволяет обеспечивать индивидуальный подход к регулированию правового статуса различных категорий иностранцев, а также дается определение самого понятия "трудящийся-мигрант". "Трудящий- мигрант" - это лицо, которое занимается, занималась ли заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого это лицо не является и проживает в ней временно или постоянно. Конвенция не применяется: к лицам, направленных международными организациями или нанятых любым государством вне ее территории для выполнения официальных функций, статус которых регулируется общим международным правом или конкретной международным соглашением; к лицам, направленных или нанятых государством вне ее территории, участвующих в осуществлении программ сотрудничества и статус которых регулируется соглашением с государством о найме, и которые в связи с этим соглашением не считаются трудящимися-мигрантами; к лицам, которые выступают как инвесторы; к беженцам и лицам без гражданства, если иное не предусмотрено в национальном законодательстве или международных документах; к ученикам и практикантов; к морякам и работников, занятых на прибрежной установке, которым не было выдано разрешение на проживание и участие в оплачиваемой деятельности в государстве найма.

Существует ряд конвенций Международной организации труда (МОТ) Конвенция о правах трудящихся-мигрантах (пересмотренная 1949) № 97; Конвенция о равноправии граждан государства и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения № 118, Конвенция о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения № 143; Конвенция об охране заработной платы № 95; Конвенция о защите права на организацию и процедуры определения условий занятости на государственной службе № 151, Конвенция о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю № 47, Конвенция о максимальном грузе, допустимом для переноски одним работником № 127, Конвенция об оплачиваемых отпусках № 132, Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу № 138, Конвенция о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя № 158 и ряд других.

Важнейшей из международных договоров МОТ является Конвенция о правах трудящихся-мигрантов от 1 июля 1949 №97. Целью принятия Конвенции является закрепление условий, которые обеспечивали бы законную миграцию трудящихся и предоставление национального режима иностранцам. Конвенция содержит положения, касающиеся всех сфер миграции: общетеоретическое определение понятия "трудящийся-мигрант"; права и обязанности трудящихся-мигрантов и членов их семей; распространение информации в области трудовой миграции, которую государства обязаны сообщать друг другу; предоставление бесплатных услуг и информации в помощь трудящимся-мигрантам; а также другие обязанности принимающего государства и ответственность работодателей. Конвенция, распространяется на трудящихся-мигрантов, не применяется к пограничным работников, к лицам, въехавших в страну на короткий срок, к лицам свободных профессий, артистов и моряков.

В соответствии с Конвенцией о защите прав и основных свобод человека 1950, запрещается привлечение к принудительному или обязательному труду.

В рамках Совета Европы принято Европейскую социальную хартию (пересмотренную) (ETS № 163) от 3 мая 1996, которую Украина ратифицировала с оговорками 14 сентября 2006

В рамках Европейского Союза действует Хартия основных социальных прав рабочих 1989

В рамках СНГ заключено Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 Под "трудящимся-мигрантом" понимают лицо, постоянно проживающее в договорном государстве, откуда мигрирует в другую с намерением получить легальную оплачиваемую работу на условиях трудового договора (контракта). В Соглашении предусмотрено коллизионную привязку с законодательством государства трудоустройства, при определении порядка привлечения работников; квалификационные, возрастные и иные требования к ним. Численность работников, принимаемых, определяется на основе двусторонних соглашений. Государства - участники СНГ подтвердили признание (без легализации) дипломов, свидетельств об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и других непременных для производства трудовой деятельности документов, и заверенного в установленном на территории государства выезда порядке перевода на государственный язык страны трудоустройства или на русском языке. Трудовой стаж, в частности, стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается ими. В случае окончательного выезда трудящегося мигранта из государства трудоустройства работодатель выдает ему справку или другой документ, содержащий сведения о продолжительности работы и заработной плате помесячно.

Заслуживает внимания Конвенция о признании квалификаций высшего образования в европейском регионе от 11 апреля 1997 (г.. Лиссабон), поскольку признание дипломов и других свидетельств об образовании играет важную роль в дальнейшем трудоустройстве физического лица. Настоящая Конвенция подписали и ратифицировали или присоединились к ней следующие государства: Австрия, Азербайджан, Албания, Болгария, Македония, Венгрия, Грузия, Дания, Исландия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Молдова, Норвегия, Португалия, Россия, Румыния, Словакия Словения, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Австралия, Беларусь, Казахстан. Украина также ратифицировала эту Конвенцию.

Каждая Сторона признает квалификации, предоставляющих доступ к высшему образованию, квалификаций высшего образования, периодов обучения, квалификаций, выданных лицам, если квалификация, которой испрашивается признание существенно не отличается от соответствующей квалификации на территории Стороны, в которой испрашивается признание. При этом квалификация высшего образования - любое звание, диплом или иное свидетельство, выданное компетентным органом и подтверждает успешное завершение программы высшего образования, а признание - формальное подтверждение компетентным органом качестве иностранной образовательной квалификации в целях доступа к обучению и / или осуществления профессиональной деятельности. Квалификация, дающая доступ к высшему образованию, - любой диплом или иное свидетельство, выданное компетентным органом, свидетельствует успешное завершение программы и дающее его обладателю право участвовать в процедуре допуска к высшему образованию.

Согласно ст. Ш настоящей Конвенции, владельцы квалификаций, выданных в одной из Сторон, имеют надлежащий доступ к оценке этих квалификаций, которая осуществляется соответствующим органом по их просьбе. В связи с этим, запрещается любая дискриминация по таким признакам, как пол, раса, цвет кожи, физические недостатки, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное, этническое или социальное происхождение, принадлежность к национальному меньшинству, имущественный положения, рождения или иного обстоятельства, или на основании каких-либо других обстоятельств, не связанных с качеством квалификации, которой испрашивается признание. Для обеспечения этого права каждая Сторона обязуется принять соответствующие меры для того, чтобы заявление о признании квалификаций исключительно на основе приобретенных знаний и навыков.

Решение о признании принимаются на основе соответствующей информации о квалификациях, в отношении которых запрашивается. Ответственность за предоставление надлежащей информации возлагается прежде всего на заявителя, который должен предоставить ее добросовестно.

Несмотря на ответственность заявителя, учреждения, выдавшие указанные квалификации, которая рассматривается, обязаны представлять по запросу заявителя и в разумных пределах информацию обладателю, учреждениям или компетентным органам страны, в которой испрашивается признание.

Учитывая, что решение о признании основывается на знаниях и навыках, которые подтверждаются квалификацией высшего образования, каждая Сторона признает присужденную другой Стороной квалификации высшего образования, если квалификация, которой испрашивается признание существенно не отличается от соответствующей квалификации на территории Стороны, в которой испрашивается признание.

Оценка на территории квалификации высшего образования, выданной в другой Стороны, может осуществляться в следующих формах:

Каждая Сторона может осуществлять признание квалификаций высшего образования, выданных иностранными учебными заведениями, осуществляющими свою деятельность на ее территории, конкретными требованиями национального законодательства или специальными соглашениями, заключенными со Стороной, которой принадлежат такие заведения.

Согласно ст. VIII. 1 Конвенции, каждая Сторона предоставляет соответствующую информацию о любой заклад, что ее систему высшего образования, а также о любом программу, существует в таких заведениях, с целью предоставления компетентным органам других Сторон возможности установить, оправдывает качество присужденных этим заведением квалификацией их признание на территории Стороны, в которой испрашивается признание.

Согласно Порядку признания и установления эквивалентности в Украине документов об образовании, выданных учебными заведениями других государств от 28 мая 2012 № 632, признания и установления эквивалентности в Украине иностранных документов об образовании (далее - признание) осуществляются по решению МОН Украины, которым подтверждается право владельца таких документов на продолжение обучения или трудоустройства по специальности в Украине. Наличие международных договоров между Украиной и государством, учебным заведением которой выдан документ об образовании, не отменяет необходимости получения официального решения МОН Украины о признании иностранного документа об образовании в Украине. Срок выдачи МОН Украины Свидетельства о признании иностранных документов об образовании не может превышать 45 календарных дней с даты поступления всех необходимых документов при условии выполнения действий (дополнительных условий), необходимых для осуществления процедуры признания.

Международно-правовое регулирование трудовых отношений осуществляется и на уровне двусторонних соглашений.

Пример. Соглашение между Украиной и Испанией об урегулировании и упорядочении трудовых миграционных потоков между двумя государствами от 12 мая 2009г. (Вступление в силу с 28 июля 2011) распространяется на работников, которые являются гражданами одной из Договаривающихся Сторон и имеют соответствующее разрешение на осуществление трудовой деятельности на территории другой Договаривающейся Стороны при наличии предварительно подписанного трудового контракта с работодателями этой Договаривающейся Стороны, а именно:

1) постоянных работников - на начальный период, не менее одного года, в количестве, будет определяться в соответствии с имеющимися предложениями по трудоустройству;

2) сезонных работников - на период, не превышающий девяти месяцев в году в количестве, будет определяться в соответствии с имеющимися предложениями по трудоустройству;

3) стажеров - работников в возрасте от 18 до 35 лет, которые совершенствуют свою профессиональную и языковую квалификацию на период до 12 месяцев, который может быть продлен на срок до шести месяцев. В этом случае требуется заключение трудового контракта согласно положениям трудового законодательства принимающего государства в сфере практики и обучения.

Соглашением заложен механизм трудоустройства для граждан обеих стран на основе трудового контракта в соответствии с потребностями рынка труда каждой из сторон. В частности, определяются условия получения предложений по трудоустройству, порядок отбора и подготовки работников, правила оформления соответствующих виз и тому подобное. Положениями Соглашения определяются условия труда и социальные права работников, в частности, применение законодательства принимающего государства в сфере социального обеспечения, гарантируется недопущение ни формы дискриминации, предусматривается право на воссоединение семьи. Соглашение также регламентирует условия возвращения работников после завершения срока действия трудового контракта. 632 // Офиц. Рос. Украина. - 2012. - № 50. - С. 653.

  • Соглашение между Украиной и Испанией об урегулировании и упорядочении трудовых миграционных потоков между двумя государствами от 12 трав. 2009; вступления в силу от 28 лип. 2011 // Офиц. Рос. Украина. - 2010. - №98; 2011 - №58.
  • ). Система норм, регулирующих такие трудовые отношения, образует самостоятельную отрасль международного частного права - МЧТП, состоящую из материально-правовых и коллизионных предписаний.

    При разрешении «увечных дел» широко применяются национальные и международные правовые презумпции (общего гражданства или общего домицилия работника и работодателя; закон учреждения, обслуживающего своих клиентов в массовом порядке; закон суда - кто выбрал суд, тот выбрал право). В некоторых государствах приняты законы о распространении действия национальных компенсационных актов на иностранных трудящихся в случае получения увечья на местном предприятии.

    «Увечные дела» сопряжены с возмещением не только материального ущерба, но и морального вреда . В связи с этим возникает проблема: специфика, порядок и размеры возмещения морального вреда принципиально различны в законодательстве разных государств. Точно так же само определение понятия «моральный вред» (ущерб) очень сильно отличается в национальном законодательстве. В настоящее время практически общепризнанно, что моральный ущерб предполагает причинение физических и нравственных страданий, возмещается только при наличии вины . Возмещение морального вреда предусматривается в денежной или иной материальной форме и в размере, определенном судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

    Рабочим-мигрантам вред, причиненный трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, возмещается на основе международных соглашений, трудовых контрактов и национальных законов. В случае спора применяется закон страны трудоустройства и то национальное законодательство, которое распространялось на рабочего в момент причинения увечья или во время трудовой деятельности, вызвавшей профессиональное заболевание. Возможно установление применимого права на основе автономии воли сторон.

    В случае получения производственных травм и профессиональных заболеваний работниками, находящимися в служебной заграничной командировке, применяется право страны, направившей потерпевшего в командировку. Возмещение ущерба производится предприятием, откомандировавшим работника. При причинении вреда таким лицам не на производстве и во внерабочее время действует общая концепция деликтных обязательств: применяется право страны места совершения деликта, возмещение ущерба производится лицом, непосредственно его причинившим.

    При определении предмета международного частного права (см. гл. 1) отмечалось: к сфере международного частного права наряду с гражданскими и семейными отношениями, возникающими в условиях международной жизни, относятся и осложненные иностранным элементом трудовые отношения. Частноправовая природа трудовых отношений находит выражение в использовании при их регламентации известных цивилистических категорий – договор, контракт, право- и дееспособность, возмещение ущерба, исковая давность и др. Иногда говорят о существовании "международного частного трудового права" как подотрасли международного частного права.

    В сфере трудового права с большей силой, чем в гражданском и семейном праве, проявляет себя публично-правовое начало, ограничивающее действие коллизионных норм страны суда и, как следствие, применение иностранных законов. Иными словами, отнесение тех или иных трудовых отношений к области международного частного права предопределяется их частноправовым содержанием. По и в тех случаях, когда частноправовая природа трудового отношения, осложненного иностранным элементом, не вызывает сомнений, оно все же оказывается в ряде стран в границах такого "правового поля", где обращение к местному праву является обязательным и его императивные нормы или оговорка о публичном порядке имеют решающее значение.

    Продолжением особенностей "международного частного трудового права" является более "осторожное" отношение законодателя к началу автономии воли, ограничение его в некоторых странах определенными пределами, ориентированными на защиту интересов "слабой" стороны. Говоря об источниках международного частного трудового права, нельзя не отметить скудность его нормативной базы в законодательстве Российской Федерации. Кодекс законов о труде РФ не содержал норм, специально предназначенных для регулирования отношений, осложненных иностранным элементом. Трудовой кодекс РФ, введенный в действие с 1 февраля 2002 г., включил общую норму (ст. 11) о национальном режиме, применяемом к трудовым отношениям иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором. Но в последующих правилах Кодекса эта тема не получила развития.

    В ТК РФ включена и глава об особенностях регулирования труда лиц, направленных на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ (гл. 53). Большая часть положений этой главы носит характер скорее специальных норм трудового права.

    Круг вопросов, которые решает международное частное трудовое право, обширен и отличается разнообразием охватываемых отношений. Среди них – отношения российских граждан и иностранных работодателей (нанимателей) за границей и в России, работа российских граждан в международных организациях, работа иностранных граждан в Российской Федерации, включая российские организации с иностранным участием, и др.

    Основополагающее значение для правового воздействия на любую область трудовых отношений имеют Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Международная организация труда (МОТ), являющаяся специализированным учреждением ООН, разрабатывает международные стандарты в области охраны труда (в форме конвенций и рекомендаций) и контролирует их соблюдение государствами – членами Организации. С деятельностью МОТ связано становление многих прогрессивных норм в сфере трудовых отношений.

    • Утратил силу в 2002 г. в связи с принятием ТК РФ.