Коллективная безопасность: универсальная и региональные системы. Что такое система коллективной безопасности в европе

Много лет мы проектируем и строим системы коллективного приема телевидения (СКПТ). Они бывают очень разные, как по размеру, так и по назначению: от коллективной антенны на две-три квартиры до кабельной сети на город, от эфирной системы прямого усиления до матричной спутниковой системы. В последнее время все более популярны системы интерактивного IP-телевидения. Раньше это было очень дорогое решение, которое могли позволить себе только крупные операторы связи и Интернет-провайдеры. Сейчас можно построить полнофункциональную сеть IPTV для жилого комплекса или гостиницы, по стоимости сравнимую с качественной аналоговой СКПТ.

Чем коллективная система лучше индивидуальной?

  • Стоимость. Цена коллективной системы в пересчете на одного абонента меньше, чем цена индивидуальной системы с такими же возможностями. Это естественно, поскольку часть оборудования используется всеми абонентами совместно и покупается «вскладчину».
  • Качество. Прием телевидения в современном городе - не такая уж простая задача. В общем случае, для качественного приема необходимо серьезное оборудование, слишком дорогое для одного пользователя. Жильцы многоквартирного дома могут позволить себе установить хорошее оборудование и заплатить за качественный монтаж.
  • Обслуживание. Поддержание индивидуальной системы в рабочем состоянии - забота только ее владельца. Такие системы либо вообще не обслуживаются, либо у каждого жильца есть свой «мастер», который следит только за «своей» системой. В результате в одном доме сосуществуют несколько систем, построенных разными фирмами, на разном оборудовании и в разное время. Как правило, какая-либо документация и маркировка отсутствуют. Каждый «мастер», впервые придя в дом, вынужден разбираться с мешаниной кабелей в слаботочных щитках. Коллективная система монтируется по заказу ТСЖ, управляющей компании или компании-застройщика, по утвержденной проектной документации, и в дальнейшем обслуживается квалифицированным персоналом.
  • Внешний вид здания. Разнокалиберные, установленные в разных местах и разным способом индивидуальные антенны портят внешний вид здания. Очень часто управляющая компания или правление ТСЖ запрещают жильцам устанавливать какие-либо антенны на наружных стенах. Да это и не всегда возможно технически - например, на стеклянном фасаде или на стене, закрытой сайдингом. Бывает, что все окна квартиры выходят на северную сторону, где спутниковые антенны не могут работать в принципе. Конечно, можно установить индивидуальные антенны на крыше, но там место, как правило, ограничено. Кроме того, от каждой индивидуальной антенны должен спускаться в квартиру абонента как минимум один кабель. В современных жилых домах в одном подъезде может быть 100 и более квартир - такое количество кабелей не вместит ни один кабельный «стояк». С коллективной системой все проще: место для одной-двух тарелок найдется всегда, а общих, «магистральных» кабелей в вертикальных кабельных каналах нужно будет проложить от 1 до 9 (в зависимости от выбранной технологии и количества принимаемых спутников) - это уже вполне реально.
  • Отсутствие дополнительных кабелей. Пользователь индивидуальной антенны обычно прокладывает от своих антенн отдельные кабели. Если антенна смонтирована за окнами квартиры, для кабелей нужно сверлить наружную стену. Через дырку снаружи попадает холодный воздух и пыль, а если она просверлена неграмотно, во время дождя из нее может вытекать вода. В коллективной системе в квартиру абонента заходит единственный кабель, по которому доставляются сигналы и спутникового, и обычного телевидения. Он прокладывается по «штатному» пути - от слаботочного этажного щитка на лестничной площадке. В подавляющем большинстве случаев к коллективной системе можно подключить уже существующую квартирную разводку, доработав ее по минимуму, без прокладки новых кабелей (только заменив абонентские розетки и делители). То есть, для подключения к коллективной системе в квартире не нужно проводить «грязные» монтажные работы и нарушать существующую отделку.
  • Возможности модернизации. Коллективные системы легко масштабируются. Например, в коллективную систему для приема обычного телевидения и НТВ Плюс можно добавить спутниковые каналы высокой четкости (например, пакет «Платформа HD»). Для этого достаточно установить одну дополнительную тарелку, и каналы с добавленного спутника автоматически станут доступными всем абонентам системы. С индивидуальными системами так не получится - дополнительную антенну придется устанавливать у каждого абонента. Коллективную систему легко расширить и по охвату. Например, если система смонтирована на один подъезд жилого дома, можно подключить к ней другие подъезды, просто проведя в них кабели. Современные технологии позволяют доставить сигналы от спутниковых антенн по волоконно-оптическим кабелям даже в соседние дома. Эта технология особенно актуальна для дачных и коттеджных поселков. В таких поселках здания невысокие, и зачастую спутники закрыты близко расположенным лесом. Коллективная система позволит установить один антенный пост на весь поселок и «оптикой» подключить к нему отдельные дома. Один и тот же волоконно-оптический кабель можно использовать для подключения телевидения, телефонов и высокоскоростного Интернета.

Системы коллективного приема эфирных программ (MATV)

Коллективная антенна с общим усилителем

Система представляет собой аналог традиционной системы «антенна на подъезд» и состоит из комплекса эфирных антенн, специального многовходового усилителя и распределительной сети.

Комплекс антенн обеспечивает качественный прием городских телепрограмм. В современных городах эфирное телевидение транслируется в разных частотных диапазонах и зачастую с нескольких разных направлений, поэтому одной всеволновой антенны, как правило, недостаточно. Например, в эфире города Екатеринбурга 20 телевизионных каналов, которые передаются с трех разных телебашен в трех частотных диапазонах (МВ-I, МВ-III, ДМВ) и с разной поляризацией излучения (горизонтальной и вертикальной). Поэтому для качественного приема всех городских программ в центре города необходим комплекс из пяти эфирных антенн.

Многовходовый усилитель (Multiband) нужен для корректного сложения сигналов от антенн разных диапазонов. На телецентрах используются передатчики разной мощности, а антенны разных диапазонов имеют неодинаковое усиление, в результате уровни телевизионных сигналов на выходах антенн могут существенно отличаться. Например, в центре Екатеринбурга сигнал «Первого канала» в метровом диапазоне может быть сильнее сигналов дециметровых каналов в несколько тысяч раз (на 30-40 dB). Чтобы раздать телевизионные сигналы от одного антенного комплекса на множество телевизоров, их обязательно нужно усилить. Но сигналы разных телевизионных диапазонов нужно усиливать по-разному, иначе либо каналы с маленькими уровнями окажутся на входе телевизоров слишком слабыми, «зашумленными», либо каналы с высокими уровнями перегрузят усилитель, что еще хуже - на всех каналах появятся «перекрестные» помехи. Усилители Multiband имеют несколько входов (как правило, от 3 до 5) для подключения антенн разных диапазонов, с раздельной регулировкой усиления по каждому входу. Бывают мощные усилители Multiband для большого числа абонентов (многоквартирный дом, подъезд высотного дома) и относительно слабые для небольших систем (частный дом или несколько соседних квартир).

Распределительная сеть состоит из кабелей и делителей. Ее назначение - доставить сигналы с выхода усилителя до телевизоров абонентов. Выходная мощность усилителя должна распределяться между всеми абонентами по возможности поровну, только при этом условии усилитель используется максимально эффективно, а уровни сигналов на всех абонентских розетках находятся в допустимых пределах. Однако реальные распределительные сети строятся обычно по «линейной» схеме, где одни абоненты находятся рядом с усилителем, а другие - далеко. Поэтому в сети используются два типа делителей мощности - на равные части (разветвители, splitters) и на неравные (ответвители, couplers).

Достоинства:

  • система недорогая, компактная и простая в эксплуатации. При необходимости на ее базе можно построить более сложную систему: эфирную СКПТ с головной станцией или систему для коллективного приема эфирных и спутниковых программ.

Недостатки:

  • система применима только для небольшого количества абонентов (один подъезд или небольшой многоквартирный дом, офис, коттедж). Усилитель Multiband позволяет раздельно регулировать усиление по частотным диапазонам, однако выровнять с его помощью уровни разных каналов внутри одного диапазона нельзя. Поэтому система корректно работает, только если усилитель в ней - единственный.

Эфирная СКПТ с головной станцией прямого усиления.

Это более сложная система, в ней телевизионные сигналы каждого канала обрабатываются отдельно. Основа системы - головная станция прямого усиления. Это модульная конструкция, состоящая из базового блока или шасси, на которое устанавливаются модули канальных усилителей - по одному на каждый канал. Такая схема позволяет выровнять уровни всех телевизионных каналов, «подстричь их под одну гребенку». Такой «подстриженный» групповой сигнал можно раздавать большому количеству абонентов, многократно усиливая его, если необходимо.

Поканальная обработка позволяет устранить проблемы с приемом отдельных каналов: дополнительно усилить слабые, возможно, ослабить слишком сильные.

Достоинства:

  • система позволяет получить на абонентских розетках качественные сигналы всех городских телеканалов, даже при сложных условиях приема. СКПТ с головной станцией может обслуживать большой многоквартирный дом или даже несколько домов, микрорайон. Ее можно интегрировать с коллективной спутниковой системой, можно добавить в нее собственные каналы - например, раздать на телевизоры абонентов изображение с камер видеонаблюдения.

Недостатки:

  • стоимость СКПТ с головной станцией несколько выше, чем системы с общим усилителем. На каждый телевизионный канал необходим отдельный модуль канального усилителя, поэтому, если в городе появляются новые каналы, головную станцию необходимо модернизировать.

Системы коллективного приема эфирных и спутниковых программ (SMATV)

Все предлагаемые нами коллективные спутниковые системы предполагают одновременный прием спутниковых и эфирных (обычных) телепрограмм. Сигналы спутникового и эфирного телевидения доставляются в квартиры абонентов по одному кабелю. Для одновременного подключения телевизора и спутникового приемника используются специальные абонентские розетки с двумя раздельными выходами (TV/SAT) или внешние фильтры-разделители.

Матричные системы (Star Distribution)

Эти коллективные спутниковые системы обладают максимальными возможностями и наиболее удобны в эксплуатации. Однако, они самые дорогие и довольно громоздкие, поэтому используются в основном для небольшого количества абонентов - за редкими исключениями, для одного жилого или офисного здания.

Основу их составляют матричные антенные переключатели - мультисвитчи. В общем случае мультисвитч имеет несколько входов для подключения спутниковых антенн (как правило, 4, 8 или 16), один вход для подключения обычной телевизионной антенны (или сигнала местного кабельного ТВ) и несколько абонентских выходов (обычно 4, 6, 8, 10, 12 или 16). В зависимости от управляющего сигнала, поступающего от ресивера абонента, абонентский выход подключается к тому или иному спутниковому входу. Сигнал обычного телевидения всегда присутствует на всех абонентских выходах. Таким образом, каждый абонент получает доступ к любым каналам со всех спутниковых антенн в системе, независимо от других абонентов.

В силу некоторых причин технического характера для подключения к матричной системе одной спутниковой антенны иногда необходимо использовать не один, а несколько спутниковых входов: 2, 3 или 4. Это зависит от выбранного спутника, точнее, от используемого частотного диапазона и поляризации излучения. Например, для коллективного приема программ НТВ Плюс и «Триколор» (спутник Eutelsat W4/W7) необходимо использовать 2 спутниковых входа, для приема популярных европейских спутников HotBird - 4, а для приема телевидения высокой четкости (пакет «Платформа HD» и др.) со спутника Eurobird-9 достаточно одного входа.


Для увеличения емкости матричных систем выпускаются каскадируемые мультисвитчи - кроме абонентских выходов они имеют «проходные» или «магистральные» выходы, на которых повторяются входные сигналы спутникового и обычного телевидения. К этим выходам подключается следующий мультисвитч - оконечный или другой каскадируемый. По такой схеме строятся матричные системы с линейной топологией - например, для одного подъезда многоэтажного дома.

«Линейная» матричная система для приема 3-х спутников на 20 абонентов (один подъезд)

Другая схема, используемая для расширения емкости - радиальная. Сигналы от телевизионной антенны и спутниковых и антенн делятся с помощью разветвителей и направляются на несколько мультисвитчей. Такая схема может быть использована, например, в матричной системе на несколько подъездов, если в доме немного этажей.

В более крупных системах используются комбинации линейной и радиальной схем: сигналы от источников делятся радиально и подаются на входы нескольких линейных цепочек из мультисвитчей, включенных каскадно.


«Линейно-радиальная» матричная система для приема НТВ Плюс (Триколор-ТВ) на 30 абонентов (жилой дом 3 подъезда, 5 этажей, 2 квартиры на этаже)

Мультисвитчи бывают активными и пассивными. Пассивные просто делят входной сигнал между абонентскими и магистральными выходами, активные еще и усиливают его, чтобы компенсировать потери мощности при делении и затухание сигналов в кабелях. Производители предлагают широчайший набор мультисвитчей и вспомогательных устройств (многоканальные усилители, многоканальные ответвители, блоки питания и т.п.), на основе которых можно строить коллективные системы разной сложности и размера.

Достоинства:

  • Можно коллективно принимать сигналы нескольких спутников
  • Абонент может принимать любые каналы со всех спутниковых антенн, подключенных к системе
  • Система «прозрачна» для ресивера абонента: настройка и пользование ресивером происходит точно так же, как если бы абонент использовал собственную индивидуальную антенну (антенны)
  • Прием платных спутниковых программ осуществляется абсолютно легально, так же, как и через индивидуальные системы

Недостатки:

  • В системе используется «многокабельная» магистральная разводка. Это несколько осложняет монтаж, особенно в старых зданиях
  • Довольно дорогое оборудование

«Однокабельные» коллективные системы

«Магистральная» разводка таких коллективных систем выполняется одним кабелем, а вместо дорогих и сложных матричных переключателей используются компактные и дешевые делители, поэтому система получается недорогой и простой в монтаже. Однако возможности «однокабельных» систем сильно ограничены.

В спутниковом телевидении используются разные частотные диапазоны и разные поляризации излучения радиоволн. В индивидуальной приемной системе выбор диапазона и поляризации происходит в конвертере - электронной «головке» антенны, и в кабель к абоненту поступают сигналы не всех каналов спутника, а только из одного диапазона и одной поляризации - именно тех, которые нужны в данный момент абоненту. В коллективной системе необходимо одновременно принимать все сигналы спутника. Просто сложить их, чтобы подать в один кабель, нельзя - они перекрываются по частоте и будут мешать друг другу.

«Однокабельные» коллективные системы строятся по одной из трех схем:

«Однокабельная» система без частотного уплотнения

Система позволяет коллективно принимать программы только одного спутника, но не все, а только часть их - в одном частотном диапазоне и только с одной поляризацией излучения. Типичный пример - популярный спутник Ямал-201 90,0Е, у которого наиболее интересные телеканалы передаются в С-диапазоне с левосторонней вращательной поляризацией (LZ).

Спутниковая антенна и конвертер используются обычные, как для индивидуального приема. Спутниковый усилитель необходим, чтобы компенсировать потери сигнала при делении между абонентами и затухание в кабелях. Обычные телевизионные делители не подойдут - они работоспособны только в диапазоне частот обычного телевидения (5…1000 МГц), а нужны широкополосные, с поддержкой спутникового диапазона (до 2150 МГц).

Пример простейшей «однокабельной» коллективной спутниковой системы (прием пакета «Континент-ТВ» в одном подъезде)

Достоинства:

  • система очень простая и дешевая

Недостатки:

  • сильно ограниченное применение. Можно принимать сигналы только одного спутника, например:
  • платный пакет «Радуга-ТВ» со спутника ABS-1 75,0E
  • платный пакет «Континет-ТВ» со спутника Intelsat-15 85,2E
  • платный пакет «Триколор-ТВ» со спутника Eutelsat W4/W7 36,0E
  • платный пакет «Триколор-Сибирь» или «НТВ Плюс-Восток» со спутника Бонум-1 56,0Е (но только один на выбор, не одновременно)
  • пакет высокой четкости «Платформа HD» со спутника Eurobird-9 9,0Е

«Однокабельная» система со специальным конвертером Single Cable Solution

«Однокабельная» система коллективного приема «НТВ Плюс» на подъезд с использованием устройства частотного уплотнения SUP-575

Система не намного сложнее и дороже систем без уплотнения, но для нее требуется «экзотическое» оборудование. Это либо специальный конвертер с встроенным устройством частотного уплотнения двух сигналов разной поляризации (Single Cable Solution), либо внешнее устройство уплотнения.

Системы Single Cable Solution применимы только в отдельных частных случаях, когда все нужные каналы спутника расположены на близких частотах. Типичный пример использования - коллективный прием пакетов «НТВ Плюс» и «Триколор-ТВ» со спутника Eutelsat W4/W7 36,0E или «НТВ Плюс-Восток» и «Триколор-Сибирь» со спутника Бонум-1 56,0Е.

Достоинства:

  • система простая и дешевая
  • систему можно легко интегрировать с существующей эфирной системой «антенна на подъезд», заменив обычные делители сигнала на широкополосные

Недостатки:

  • сильно ограниченное применение - можно использовать только для коллективного приема «НТВ Плюс» и «Триколор-ТВ»
  • система «не прозрачна» для абонентских ресиверов. Настройки ресивера для работы в коллективной системе Single Solution отличаются от настроек в индивидуальной системе. Автоматическая настройка не поддерживается, каналы нужно «прописывать» вручную

«Однокабельная» система с головной станцией спутниковых конвертеров (IF-IF Processing)


«Однокабельная» система со станцией спутниковых конвертеров «ПЧ в ПЧ» на два подъезда для приема НТВ Плюс, Триколор-ТВ и Континент-ТВ

Это более сложная система, требующая более дорогого оборудования, но с ее помощью можно принимать программы разных спутников (правда, общее число каналов ограничено).

Распределительная сеть остается точно такой же, с одним «магистральным» кабелем и широкополосными делителями. Между распределительной сетью и спутниковыми антеннами устанавливается головная станция - набор модулей-конвертеров, каждый из которых обрабатывает сигнал на одной несущей частоте (один «транспондер»). С их помощью можно собрать в один кабель сигналы разных каналов с разных спутников, работающих в разных частотных диапазонах и с разной поляризацией. Таким образом, головная станция эмулирует один «виртуальный спутник», на котором собраны все интересующие абонента программы.

Достоинства:

Недостатки:

  • требуется довольно дорогое оборудование головной станции
  • количество каналов, доступных абоненту, ограничено числом модулей головной станции. Если на спутнике появился новый телевизионный пакет, то, чтобы он стал доступен, на головной станции необходимо установить дополнительный модуль.
  • система «не прозрачна» для абонентских ресиверов. Настройки ресивера для работы в коллективной системе с головной станцией IF-IF Processing отличаются от настроек в индивидуальной системе. Автоматическая настройка не поддерживается, каналы нужно «прописывать» вручную

В принципе, это технология сетей кабельного телевидения, но в упрощенном варианте она успешно используется и в коллективных спутниковых системах. Например, если абоненты находятся на значительных расстояниях друг от друга (коттеджный поселок), или если нужно организовать коллективный прием спутниковых программ в существующей обычной кабельной сети, непригодной для работы в спутниковом диапазоне.

Сигналы спутникового телевидения поступают на вход головной станции, состоящей из модулей трансмодуляторов, которые преобразуют сигналы цифрового спутникового телевидения (DVB-S, DVB-S2) в сигналы кабельного цифрового телевидения (DVB-C). Кабельные цифровые каналы формируются в диапазоне обычного телевидения, на метровых или дециметровых волнах, поэтому их можно доставлять абонентам через классические кабельные сети, коаксиальные или оптико-коаксиальные. В телевизионном диапазоне потери в кабелях намного меньше, чем на спутниковых частотах. Это позволяет строить очень большие коллективные системы, до микрорайона, поселка и даже города. Правда, для приема спутниковых программ абоненту нужен специфический кабельный цифровой ресивер - он немного отличается от спутникового и стоит несколько дороже.

Достоинства:

  • систему можно использовать для коллективного приема программ нескольких разных спутников
  • систему можно использовать для коллективного приема программ нескольких разных спутников
  • можно строить протяженные системы с очень большим количеством абонентов
  • можно легко интегрировать систему в существующую распределительную сеть для обычного (эфирного или кабельного) телевидения. При этом сама сеть не требует никакой переделки, не нужны даже специальные абонентские розетки.

Недостатки:

  • количество каналов, доступных абоненту, ограничено числом модулей головной станции. для просмотра спутниковых программ абоненту необходим специальный кабельный цифровой приемник

Системы кабельного телевидения (CATV)

Традиционно системы кабельного телевидения - это коллективные системы с очень большим количеством абонентов, от большого дома до целого города, и строят их, как правило, не конечные пользователи, а кабельные операторы, не для собственных нужд, а для предоставления услуг кабельного ТВ населению. Хотя, конечно, бывают исключения.

Система кабельного телевидения (СКТВ, CATV) состоит из трех частей: источники сигналов, головная станция, распределительная сеть.

Источниками сигналов могут быть: эфирные антенны (местные городские программы), спутниковые антенны (спутниковые программы), а также собственная телестудия, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, компьютер и т.п. (собственные программы).

Головная станция - это модульное устройство, которое состоит из базового блока (шасси) и набора функциональных модулей. В зависимости от используемых источников сигналов это могут быть модули канальных усилителей или конвертеров (эфирное ТВ), спутниковых приемников (спутниковое ТВ), или модуляторов (сигналы от собственных источников). Головная станция принимает сигналы телевизионных программ от разных источников, в разных частотных диапазонах (телевизионный, спутниковый, немодулированные сигналы аудио/видео) в разном формате (аналоговый, цифровой) и преобразует их в стандартные сигналы аналогового вещательного телевидения в диапазоне метровых и дециметровых волн. Таким образом, с точки зрения абонента СКТВ эфирные, спутниковые и собственные программы оператора ничем не отличаются - для их приема достаточно обычного телевизора.

Распределительная сеть представляет собой систему из кабелей, усилителей и делителей (ответвителей и разветвителей). Ее назначение - доставить сигнал головной станции до каждой абонентской розетки, при этом компенсировав потери на деление и на затухание в кабелях и, по возможности, сохранив качество сигнала. Уже много лет все более или менее крупные СКТВ строятся с использованием волоконно-оптических кабелей, в основном по технологии «волокно до здания» (Fiber to the Building, FTTB). Оптические кабели вносят в сотни раз меньшее затухание, имеют почти идеальную амплитудно-частотную характеристику, не боятся сырости, грозы, наведенных индустриальных помех, и служат в несколько раз дольше медных. Электрический сигнал с выхода головной станции преобразуется в световой поток, усиливается, если необходимо, разветвляется специальными оптическими делителями и доставляется в каждый дом, подключенный к СКТВ. В доме устанавливается оптический приемник, он преобразует оптический сигнал обратно в электрический, чтобы можно было его подать на входы обычных телевизоров. Домовая распределительная сеть строится на обычных коаксиальных кабелях и делителях.

Достоинства:

  • СКТВ может охватывать огромное количество абонентов - микрорайон, поселок, город
  • абоненту СКТВ не требуется никакого дополнительного оборудования, кабельные каналы принимаются на обычный телевизор

Недостатки:

  • оборудование современной СКТВ - сложное и дорогое, поэтому технология применима только для относительно большого количества абонентов (от нескольких сотен)
  • количество каналов, доступных абоненту, ограничено числом модулей головной станции (обычно не более 50…60)

Цифровое вещание в СКТВ

Сегодня многие кабельные операторы не только предоставляют услуги традиционного аналогового телевидения, но предлагают несколько цифровых пакетов, в том числе с программами высокой четкости (HDTV). Можно подать в кабельную сеть цифровые пакеты со спутников, используя трансмодуляторы. Однако, кабельным операторам вряд ли интересно ретранслировать спутниковые каналы без изменений - ведь тогда абоненты будут платить за просмотр платного ТВ спутниковому оператору, а кабельщикам выгодно продавать собственные услуги.

Поэтому в «цифровых» головных станциях используется более сложное оборудование. Спутниковые сигналы демодулируются - преобразуются в цифровые потоки. Платные, кодированные программы, принимаемые со спутников, дешифруются - делаются открытыми. Затем из разных спутниковых каналов кабельный оператор формирует собственные цифровые пакеты, в соответствии со своей маркетинговой стратегией. Сформированные цифровые потоки вновь кодируются - но уже собственной системой кодирования кабельного оператора, которая позволяет ему управлять доступом абонентов к программам и собирать плату за просмотр. Потом цифровые потоки переносятся на частоты метрового и дециметрового диапазонов и вместе с аналоговыми каналами отправляются в распределительную сеть.

Для просмотра аналоговых каналов абоненту достаточно обычного телевизора, а для приема цифровых программ нужен кабельный цифровой ресивер, и, как правило, специфический - с поддержкой той системы кодирования, которую использует кабельный оператор. Обычно кабельные операторы и продают абонентам эти ресиверы или выдают в аренду.

Технология СКТВ рассчитана на большой охват абонентов - от нескольких сотен до нескольких тысяч. Кабельный оператор вынужден рассчитывать на среднюю платежеспособность населения. Поэтому «чисто цифровых» СКТВ в нашей стране нет (по крайней мере, пока) и цифровое вещание позиционируется, как дополнительная услуга.

Системы IP-телевидения (IPTV)

Это совсем новая, но стремительно развивающаяся технология.

В системах IPTV телевизионные программы доставляются абонентам через компьютерные сети с использованием протокола Интернета (IP). Следует различать интернет-телевидение (телевизионное вещание в Интернете, онлайн-вещание) и IP-телевидение. Хотя используется, в принципе, одна и та же технология, это совершенно разные по сути услуги.

В первом случае вещание осуществляется в публичной сети Интернет, без каких-либо ограничений по территории, как правило, бесплатно. Соответственно, никаких гарантий качества (как и самой возможности приема) не существует - все зависит от того, как подключен к Интернету каждый конкретный «телезритель», какую скорость предполагает его подключение и насколько оно надежно. Для просмотра телепрограмм используется ПК. По большому счету, телевещание в Интернете - это один из многочисленных сервисов Интернета.

Система IP-телевидения строится специально для предоставления населению услуг платного телевидения. Вещание локализовано в кабельной

сети одного оператора - как правило, это сеть Ethernet или ADSL. В этой сети используются различные механизмы, гарантирующие качество доставки видео. Для просмотра программ используется телевизор, который подключается к компьютерной сети через специальную приставку - IP-Set Top Box (IP STB).

Системы IPTV - больше, чем просто системы коллективного приема. Есть несколько принципиальных отличий систем IP телевидения от любых других СКПТ:

  • В сетях кабельного телевидения используется аналоговый транспорт. Даже цифровые телевизионные программы DVB передаются по сети в виде аналогового радиочастотного сигнала. От головной станции до абонентской розетки сигнал подвергается многократному пассивному делению и усилению, что неизбежно приводит к снижению его качества (увеличению отношения «сигнал-шум»). В системах IPTV используются только цифровые сигналы, каждое активное устройство распределительной сети обеспечивает регенерацию (восстановление) сигнала. Поэтому в системах IPTV можно доставлять программы телевидения любому количеству абонентов на любые расстояния, сохраняя исходное качество изображения и звука.
  • В «классических» кабельных сетях на каждой абонентской розетке одновременно присутствуют сигналы всех телепрограмм, которые транслируются в системе. Поэтому количество телеканалов (и других услуг) ограничено полосой пропускания сети. В IPTV на абонентскую розетку поступает сигнал только одной телепрограммы - той, которую абонент просматривает в данный момент. Поэтому пропускная способность участка сети определяется не количеством доступных услуг, а количеством подключенных к этому участку абонентов. В результате при правильном структурировании сети количество доступных услуг систем IPTV практически не ограничено.
  • В IPTV в качестве транспорта изначально используется двунаправленный симметричный канал связи - компьютерная сеть. Это позволяет легко реализовать интерактивные услуги. Т.е. услуги, на содержание которых может оперативно влиять сам абонент: прежде всего, услуги «по запросу», а также управление своей подпиской, «онлайновые» покупки, электронные голосования, тотализаторы, сетевые игры, электронную почту и доступ в Интернет (без компьютера, с помощью телевизора и STB).
  • Все интеллектуальные устройства «классических» кабельных сетей (например, спутниковые приемники головной станции или абонентские кабельные цифровые ресиверы) - это электронные автоматы, работающие по жесткой программе. В системах IPTV как головное оборудование, так и абонентский Set-Top-Box, -это компьютеры, работающие под управлением «обычных» операционных систем. Весь функционал IPTV реализуется программно. Одна и та же аппаратная платформа позволяет разработчику, и даже более того - пользователю, придумать, написать и внедрить программное обеспечение для самых разных услуг. Другими словами, IPTV - «открытая» система, в ней можно реализовать любые услуги, которые можно реализовать в Интернете, с той разницей, что в системе IPTV они будут предоставляться с гарантированным качеством.

В состав головной станции IPTV обычно входят:

  • Стримеры. Это устройства, которые обеспечивают «онлайновые» услуги - прием телевидения и радио. Они преобразуют сигналы телевизионных каналов (спутниковых, эфирных или от собственных источников, цифровых или аналоговых) в IP-пакеты, которые затем транслируются в сеть методом групповой передачи (multicast).
  • Серверы услуг «по запросу». Они обеспечивают «оффлайновые» услуги. На дисковых накопителях серверов хранятся фильмы и музыка. Каждый абонент может в любое время воспроизвести на своем телевизоре фильм или песню по своему выбору. При этом сервер на головной станции выполняет функции удаленного DVD-проигрывателя. Передача пакетов в сеть производится одному конкретному абоненту, методом unicast.
  • Серверы «отложенного просмотра» позволяют не только воспроизводить, но и записывать «онлайновый» контент, то есть выполняют функции удаленного видеомагнитофона. Абонент может запрограммировать запись интересной ему передачи и посмотреть ее в любое удобное время. Еще интереснее услуга «смотреть сначала»: сервер записывает все передачи определенного телеканала и хранит архив за какое-то время, скажем, за три часа. Если абонент включил этот канал на середине передачи, он может начать просмотр с ее начала, со сдвигом по времени.
  • Система условного доступа (CAS) разрешает просмотр платного контента только авторизованным абонентам
  • Система клиентского самообслуживания - Middleware. По сути, это программа, основная задача которой - сформировать на экранах телевизоров интуитивно-понятный клиентский интерфейс, систему меню, с помощью которых абонент выбирает нужную ему услугу и управляет просмотром.

Функции распределительной сети в системах IPTV выполняет компьютерная сеть передачи данных (СПД). Как правило, одна и та же СПД используется одновременно для IPTV, для доступа в Интернет и для телефонии. Грубо говоря, в квартиру к абоненту приходит одна «витая пара». Услуги разделяются не физически, а логически (например, с помощью механизма виртуальных локальных сетей VLAN).

Абонентским устройством системы IPTV является телевизор и STB, которые фактически превращаются в домашний мультимедийный центр: выполняют одновременно функции обычного телевизора, медиаплеера (сетевого аналога видеомагнитофона или DVD плеера/рекордера), игровой приставки и компьютера для доступа в Интернет.

Современные IP STB поддерживают телевидение высокой четкости (HDTV) и могут подключаться к HD телевизорам через цифровой интерфейс HDMI. STB имеет «на борту» высокопроизводительный процессор и полупроводниковый «жесткий диск» объемом в несколько Гбайт. Это позволяет реализовать существенную часть функционала IPTV прямо в приставке, средствами ее программного обеспечения, не обращаясь лишний раз к серверам головной станции и не загружая сеть лишним трафиком. Благодаря такой возможности удалось избавиться от основного недостатка ранних систем IPTV - «медленной» реакции на команды пользователя.

Пока системы IPTV мало распространены, в основном из-за сравнительно высокой стоимости STB - от $150 для телевидения обычного разрешения и от $200 для телевидения высокой четкости. Как правило, IP телевидение предлагается действующими компаниями-провайдерами Интернета в качестве дополнительной услуги.

http://www.satcomservice.ru/kols.html#s321

СИСТ Е́МА «КОЛЛЕКТ И́ВНОЙ БЕЗОП А́СНОСТИ»

Система «коллективной безопасности» - состояние международных отношений, при котором совместные усилия государств исключают нарушение всеобщего мира в мировом или региональном масштабе. В 1930-х годах к созданию такой системы стремились СССР и Франция, нацеленные на сдерживание агрессии, прежде всего германской. Главными идеологами «коллективной безопасности» в межвоенный период были премьер-министр Франции Л. Барту и народный комиссар иностранных дел СССР М. М. Литвинов.

Путь к идее «коллективной безопасности»

Нападение Японии на Маньчжурию в 1931 году и особенно приход нацистов к власти в Германии в 1933 году заставили СССР переосмыслить прежние внешнеполитические установки. Новое германское руководство открыто заявляло о своём негативном отношении к советской идеологии и не отказывалось от сформулированной Гитлером цели завоевать для Германии «жизненное пространство на Востоке». Это создавало потенциальную опасность для СССР. От поддержки пересмотра Версальского порядка советская внешняя политика перешла к позиции защиты основ послевоенного статус-кво. На XVII съезде партии Сталин сказал, что «дело идёт к новой империалистической войне». Он назвал несколько возможных сценариев начала конфликта и высказал мнение, что любой из этих сценариев будет плачевен для его организаторов. По поводу Германии Сталин заметил, что подозрительность СССР по отношению к новым властям этой страны обусловлена не столько сущностью фашистской идеологии, сколько завоевательными планами Гитлера. Более жёсткую позицию занял Н. И. Бухарин: зачитав несколько выдержек из «Майн кампф» Гитлера и других работ нацистских и японских авторов, главред «Правды» заявил: «Вот кто стоит перед нами, и вот с кем мы должны будем, товарищи, иметь дело во всех тех громаднейших исторических битвах, которые история возложила на наши плечи».

Ещё в июне 1933 года СССР заявил Германии о прекращении с сентября военного сотрудничества между странами. После этого Москва вступила в консультации с французской стороной о заключении договора о взаимопомощи. 29 декабря 1933 года, выступая на IV сессии ЦИК СССР, нарком иностранных дел М. М. Литвинов наметил «новый курс» советской внешней политики на ближайшие годы. Предполагалось, что СССР будет, во-первых, придерживаться принципа ненападения и соблюдать нейтралитет в любом конфликте; во-вторых, проводить политику умиротворения в отношении Германии и Японии; в-третьих, участвовать в создании системы коллективной безопасности; в-четвёртых, вести себя открыто в диалоге с западными демократиями. За два года «новый курс» принёс советской дипломатии ряд успехов: Ещё в ноябре 1933 года СССР признали США, чему способствовал визит в Вашингтон Литвинова и его переговоры с президентом Ф. Рузвельтом, а летом 1934 года - Румыния, Чехословакия и Болгария. В сентябре того же года Советский Союз вступил в Лигу Наций и сразу был принят в постоянные члены Совета Лиги как великая держава.

«Коллективная безопасность»: достижения и издержки

Принимая во внимание то, что 26 января 1934 года Германия заключила пакт о ненападении с Польшей, в Москве нацелились на более интенсивное сближение с Францией. Советское руководство поддержало предложения французского министра иностранных дел Л. Барту. Первое из них заключалось в том, что все государства Восточной и Центральной Европы, включая Германию и СССР, должны подписать соглашение об обязательстве оказывать взаимную помощь тому из них, которое станет жертвой агрессии. Это соглашение, так называемый «Восточный пакт», должен был стать аналогом Локарнских соглашений для Западной Европы. Второе предложение предусматривало, что Франция и СССР подпишут двусторонний договор о взаимопомощи в случае военной агрессии в Европе и, таким образом, свяжут между собой две системы коллективной безопасности, восточно- и западноевропейскую (локарнскую). Французская и советская стороны занялись совместной выработкой проекта Восточного пакта, однако Германия сразу наотрез отказалась подписывать подобное соглашение, о своём нежелании делать это заявила и Польша. 9 октября 1934 года в Марселе Л. Барту был убит вместе с королём Югославии Александром I хорватскими террористами. К проекту Восточного пакта новый глава МИД Франции П. Лаваль возвращаться не стал, но идею советско-французского договора поддержал. После того, как Германия, нарушив одно из условий Версальского договора, восстановила обязательную воинскую повинность, СССР и Франция подписали двусторонний договор о взаимопомощи в случае военного нападения в Европе. Это произошло 2 мая 1935 года, а ещё спустя две недели СССР подписала аналогичный пакт с Чехословакией. Параллельно шло и советско-британское сближение, апогеем которого стал визит в Москву министра иностранных дел Великобритании Э. Идена в марте 1935 года.

3 октября 1935 года итальянские войска вторглись в Эфиопию, началась итало-эфиопская война. Советские дипломаты в Лиге Наций выступили за применение к агрессору санкций вплоть до эмбарго на поставки нефти, которых опасался Муссолини. Однако из-за нерешительности действий Франции и Великобритании осуществить нажим на Италию не удалось.

28 февраля 1936 года - спустя девять месяцев после подписания - был ратифицирован советско-французский договор о взаимопомощи. Гитлер использовал это как предлог для ремилитаризации Рейнской области. 7 марта 1936 года, заявив, что на заверения Германии о дружбе Франция ответила «открывающим ворота Европы большевизму» альянсом с Советским Союзом, он приказал ввести войска не территорию Рейнской области. Тем самым власти Германии нарушили Версальский договор и Локарнские соглашения. В Москве на шаг Гитлера отреагировали заявлением о готовности предпринять совместно с Францией и Великобританией в рамках Лиги Наций все необходимые меры для обеспечения соблюдения существующих договоров. Что касается великих держав Запада, то они уклонились от активных действий, не желая связывать себя обязательствами с СССР.

В июле 1936 года началась гражданская война в Испании. Италия и Германия поддержали мятежников, выступивших против законного республиканского правительства в Мадриде. Со временем итало-германская помощь Франко становилась всё более существенной. Несмотря на то, что установление режима Франко в Испании создавало Лондону и Парижу большую угрозу, чем Москве, Франция и Великобритания предложили международные обязательства по невмешательству. СССР был вынужден присоединиться, хотя в самом начале войны в Испании и дал понять, что занимает сторону законного правительства. Несмотря на то, что к обязательствам формально примкнули и Германия с Италией, они продолжали поддерживать мятежников. С учётом этого осенью 1936 года в Москве решили самостоятельно оказывать помощь республиканскому правительству: посылать оружие, направлять инструкторов, а также добровольцев, из которых формировались интернациональные бригады.

В октябре 1936 года Германия и Италия заключили соглашение о военно-политическом сотрудничестве, создав так называемую Ось Берлин - Рим. 25 ноября 1936 года в Берлине Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт. Через год к нему присоединилась и Италия. В результате образовался блок, который под лозунгами борьбы с коммунизмом начал активную подготовку к войне. В марте 1938 года Германия осуществила «аншлюс» Австрии - территория республики вошла в состав северного соседа. Французское и британское правительства ограничились формальным осуждением аншлюса. СССР призвал к коллективному отпору агрессии, однако его предложение не встретило поддержки.

Мюнхенское соглашение и крах политики «коллективной безопасности»

Западные державы, рассчитывая на то, что Гитлер ограничит свои экспансионистские планы восточным направлением, взяли курс на проведение политики уступок нацистской Германии. В сентябре 1938 года Гитлер потребовал от властей Чехословакии передачи Германии Судетской области, где немцы составляли большинство населения. Прага была готова обороняться, но Франция отказалась от своих союзнических обязательств и вместе с Великобританией убедила чехословацкое правительство уступить Судетскую область. Советская сторона предложила державам Запада совместными усилиями защитить Чехословакию, но те, не заинтересованные в падении национал-социалистического режима в Германии, ответили отказом. Отказалась от помощи СССР и Чехословакия, власти которой опасались, что это создаст условия для советской интервенции. В ночь с 29 на 30 сентября 1938 года на конференции глав правительств и министров иностранных дел четырёх государств в Мюнхене было подписано соглашение, которое в советской историографии было принято называть «Мюнхенским сговором». По его условию, Судетская область переходила в состав Германии. Представители СССР в Мюнхен приглашены не были, а сам Советский Союз оказался единственным государством, отказавшимся признать последствия достигнутой в Мюнхене договорённости. Пример Германии развязал руки итальянскому диктатору Б. Муссолини: в апреле 1939 года итальянские войска оккупировали Албанию.

Мюнхенское соглашение показало, что западные державы не готовы сотрудничать с СССР в рамках системы коллективной безопасности, и это заставило советское руководство пересмотреть принципы внешней политики страны. Москва взяла курс на нейтралитет в случае конфликта между капиталистическими державами, рассчитывая на извлечение выгоды из будущей войны. В апреле 1939 года, в условиях нарастания военной угрозы, СССР начал переговоры с Великобританией и Францией о взаимных обязательствах в оказании помощи в случае агрессии против любой из трёх стран в Европе, но попытки договориться зашли в тупик. Великобритания, тем временем, тайно вела переговоры с Германией с целью направить агрессию Гитлера против СССР. В августе 1939 года советская сторона предложила тем же государствам подписать военную конвенцию, предусматривающую совместные действия вооружённых сил трёх держав в случае германской агрессии. Предполагалось, что СССР получит возможность провести войска через территорию Польши, чтобы выйти к границе Германии. Варшава, к тому моменту уже имевшая гарантии Франции и Великобритании о защите в случае нападения Германии, категорически отказалась, а французское и британское правительства не пытались убеждать её в обратном. Переговоры вновь потерпели неудачу, и это перечеркнуло последнюю попытку создать единый антигитлеровский фронт в Европе.

Стремясь предотвратить реальную угрозу войны, советское правительство вступило в диалог с Германией. Переговоры начались 15 августа 1939 года, а уже 23 августа стороны подписали в Москве Пакт о ненападении сроком на десять лет, а одновременно с ним - дополнительный секретный протокол, в котором оговаривалось разграничение сфер интересов обоих государств в Восточной Европе. С германской стороны подпись на документах поставил глава МИД страны И. Риббентроп, с советской - его коллега В. М. Молотов. Ещё в мае 1939 года он сменил на посту наркома иностранных дел СССР главного идеолога политики коллективной безопасности в Европе М. М. Литвинова. Заключение советско-германского договора о ненападении поставило точку в планах СССР по созданию системы коллективной безопасности в Европе.

Исторические источники

Коллонтай А. М. Из моей жизни и работы. М., 1974.

Литвинов М. Против агрессии. М., 1938.

Майский И. М. Воспоминания советского дипломата. М., 1971.

Впервые предложение о необходимости борьбы за коллективную безопасность было выдвинуто в постановлении ЦК ВКП (б) в декабре 1933 года.

Проект коллективной безопасности основывался на равенстве всех участников предполагаемого регионального договора и на универсализме, состоящем в том, что в создаваемую систему включались все без исключения государства охватываемого региона. Участники пакта должны были пользоваться равными правами и гарантиями, при этом отвергалась идея какого-либо противопоставления одних стран другим, исключение кого-либо из системы коллективной безопасности или получение кем-либо из стран-участников преимуществ по сравнению с другими государствами за их счет.

Советский Союз в осуществление своей идеи коллективной безопасности выступил с предложением о заключении Восточного пакта, который дал бы гарантии безопасности всем европейским странам и устранил бы «испытываемое повсеместно чувство неуверенности в безопасности, неуверенности в ненарушении мира вообще и в частности в Европе». Восточный пакт должен был включать в себя Германию, СССР, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, Финляндию и Чехословакию. Все участники пакта в случае нападения на одного из них должны были автоматически оказывать стороне, на которую напали, военную помощь. Франция, не подписывая Восточного пакта, брала на себя гарантию его выполнения. Это означало, что в случае, если бы кто-либо из участников пакта оказался выполнить постановление о помощи стороне, на которую напали, Франция обязана была бы сама выступить. Одновременно СССР брал на себя обязательство гарантии Локарнского пакта, в котором он не участвовал. Это означало, что в случае его нарушения (имелось в виду нарушение со стороны Германии) и отказа кого-либо из гарантов Локарнского пакта (Великобритании и Италии) выступить на помощь сторону, подвергшейся нападению, СССР должен был выступить со своей стороны. Тем самым «были исправлены» недостатки и односторонность Локарнских договоров. При наличии такой системы для Германии была бы затруднительной попытка нарушить свои как западные, так и восточные границы.

Советские предложения предусматривали также проведение взаимных консультаций участников пакта при возникновении угрозы нападения на кого-либо из участников.

Политическая атмосфера в начале 1934 года, в связи с непрерывным ростом гитлеровской агрессии, давала значительное количество поводов опасаться, что независимость прибалтийских государств может оказаться под угрозой со стороны Германии. Советское предложение от 27 апреля об обязательствах «неизменно учитывать в своей внешней политике обязательность сохранения независимости и неприкосновенности прибалтийских республик и воздерживаться от каких бы то ни было действий, которые могли бы нанести ущерб этой независимости» было, таким образом, направлено к созданию более спокойной атмосферы в Восточной Европе и одновременно к выявлению действительных намерений гитлеровской Германии. Эти намерения, в частности, были раскрыты в меморандуме Гугенберга, оглашенном на мировой экономической конференции в Лондоне в 1933 году. Отказ германского правительства принять предложение СССР на основании отсутствия необходимости защиты этих государств за неимением подобной угрозы раскрывал подлинные цели Гитлера в отношении стран Прибалтики.

К проекту Восточного регионального пакта имеет отношение также и заявления Советского правительства о согласии гарантировать границы Германии, сделанное в Лондоне и Берлине. Предложение, сделанное Германии еще весной 1934 года получило ответ лишь 12 сентября 1934 года. Германия категорически отказывалась принять участие в проектируемом пакте, ссылаясь на свое неравноправное положение в вопросе о вооружениях. Через два дня после германского отказа последовал отказ Польши. Из участников проектируемого пакта лишь Чехословакия безоговорочно присоединилась к этому проекту. Что касается Латвии, Литвы и Эстонии, то они заняли колеблющуюся позицию, а Финляндия вообще уклонилась от какого бы то ни было ответа на франко-советское предложение. Отрицательная позиция Германии и Польши сорвала подписание Восточного пакта. В этом срыве активную роль сыграл и Лаваль, наследовавший после убийства Барту портфель министра иностранных дел Франции.

Согласно плану о Восточном пакте, система безопасности, создаваемая им, должна была быть также дополнена вступлением СССР в Лигу Наций. Позиция СССР в этом вопросе была определена в беседе И.В. Сталина с американским корреспондентом Дюранти, происходившей 25 декабря 1933 года. Несмотря на колоссальные недостатки Лиги Наций, СССР в принципе не возражал против ее поддержки, ибо, как сказал в указанной беседе Сталин, «Лига сможет оказаться неким бугорком на пути к тому, чтобы хотя несколько затруднить дело войны и облегчить в некоторой степени дело мира».

Вступление СССР в Лигу Наций приобретало особый характер, вследствие того, что в 1933 году из состава Лиги вышли два агрессивных государства - Германия и Япония.

Обычный порядок вступления отдельных государств в Лигу, а именно просьба соответствующего правительства о допущении в Лигу, был естественно неприемлем для Советского Союза как великой державы. Вот почему с самого начала в соответствующих переговорах было условленно, что СССР может войти в Лигу Наций лишь в результате просьбы Ассамблеи, обращенной к Советскому Союзу. Для того чтобы быть уверенным в результате последующего голосования, необходимо было, чтобы это приглашение было подписано, по крайней мере, двумя третями членов Лиги Наций, ибо для принятия в Лигу требуется большинство в две трети голосов. Ввиду того, что в Лиге в это время состояло 51 государство, необходимо было, таким образом, чтобы приглашение было подписано 34 государствами. В результате переговоров, которые велись министром иностранные дел Франции Барту и министром иностранных дел Чехословакии Бенешем, приглашение, подписанное представителями 30 государств, было послано.

Правительства Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии, ссылаясь на свою позицию нейтралитета, уклонились от подписания общего приглашения, направленного СССР, и ограничились лишь заявлением, что их делегаты в Лиге будут голосовать за принятие СССР в Лигу, и отдельными извещениями, выражающими их благожелательное отношении к вступлению СССР в Лигу Наций.

В данном случает ссылка на позицию нейтралитета прикрывала боязнь этих стран Германии, которая могла бы счесть приглашение СССР вступить в Лигу Наций после того, как сама Германия вышла из Лиги, в качестве недружелюбного по отношению к ней шага. В сентябре 1934 года СССР был официально принят в Лигу Наций. Одновременно при переговорах был решен не вызывавший, впрочем, сомнения вопрос о предоставлении СССР постоянного места в Совете Лиги.

Параллельно со вступлением СССР в Лигу Наций происходит так называемая «полоса дипломатического признания» Советского Союза. В этот период СССР устанавливает дипломатические отношения с рядом государств. 16 ноября 1933 года устанавливаются нормальные дипломатические отношения с США, в 1934 году - с Венгрией, Румынией, Чехословакией, Болгарией и другими странами.

Это явилось непосредственным результатом как общей международной обстановки 1934 года, так и увеличения роли и значения Советского Союза в качестве фактора мира. Одной из непосредственных причин, повлиявших, например, на решение Румынии и Чехословакии установить нормальные отношения с СССР, былофранко-советское сближение 1933-1934 годов. В течение ряда лет Франция не только не способствовала нормализации отношений между СССР и странами Малой Антанты, но, наоборот, всячески препятствовала каким-либо попытками добиться этой нормализации. В 1934 году же Франция была заинтересована не только в собственном сближении с Советским Союзом, но и в создании целой системы безопасности, системы, которая включала бы в себя как союзников Франции в лице Малой Антанты, так и СССР. В этих условиях французская дипломатия не только не препятствует нормализации отношений между странами Малой Антанты и СССР, но, наоборот, всячески активизирует эти отношения. Под непосредственным влиянием французской дипломатии конференция министров иностранных дел стран Малой Антанты, происходившая в Загребе (Югославия) 22 января 1934 года, вынесла решение «о своевременности возобновления государствами - членами Малой Антанты нормальных дипломатических отношений с Союзом Советских Социалистических Республик, как только будут налицо необходимые дипломатические и политические условия».

Несмотря на то, что было получено согласие некоторых стран-участниц на заключение Восточного регионального пакта, в результате открытого противодействия Германии, возражений Польши и маневров Англии, продолжавшей политику германских устремлений на Восток, эту идею в 1933-1935 гг. реализовать не удалось.

Тем временем, убедившись в нежелании ряда западных стран пойти на заключение Восточного пакта, Советский Союз в дополнение к идее многостороннего регионального соглашения предпринял попытку подписать с рядом государств двусторонние соглашения о взаимопомощи. Значение этих договоров в плане борьбы против угрозы войны в Европе было велико.

В 1933 году параллельно с переговорами о Восточном пакте и о вопросе вступления СССР в Лигу Наций начались переговоры о заключении франко-советского договора о взаимопомощи. В сообщении ТАСС о беседах советских руководителей с французским министром иностранных дел указывалось, что усилия обеих стран направлены «к одной существенной цели - к поддержанию мира путем организации коллективной безопасности».

Советско-чехословацкий договор о взаимопомощи от 16 мая 1935 года был совершенно идентичен советско-французскому пакту от 2 мая 1935 года за исключением ст. 2, введенной по требованию чехословацкой стороны, которая гласила, что участники договора придут на помощь друг другу только в том случае, если Франция придет на помощь государству, ставшему жертвой агрессии. Таким образом, действие советско-чехословацкого договора ставилось в зависимость от поведения Франции. Тогдашний министр иностранных дел Чехословакии Бенеш искренне стремился к сближению с СССР и считал, что такое сближение целиком отвечает коренным интересам безопасности Чехословакии. Вот почему в отличие от франко-советского пакта, советско-чехословацкий договор был почти немедленно ратифицирован и обмен ратификационными грамотами имел место в Москве 9 июня 1935 г., во время визита Бенеша в столицу СССР.

Договоры о взаимопомощи представляли собой дальнейший этап (по сравнению с договорами о ненападении) в реализации политики мирного сосуществования государств в различным социальным строем и могли стать важными элементами в создании системы коллективной безопасности, имеющей целью сохранение европейского мира. Однако, к сожалению, эти договоры не смогли сыграть свою роль в предотвращении войны. Советско-французский договор не был дополнен соответствующей военной конвенцией, которая позволила бы обеспечить военное сотрудничество между двумя странами.

Договор не предусматривал также автоматизма действий, что значительно снижало его возможности и эффективность.

Что касается советско-чехословацкого договора, то его осуществление затруднял пункт, ставивший вступление в силу взаимных обязательств обеих сторон в зависимость от действий Франции. Во Франции же в конце 30-х гг. все больше закреплялась тенденция стремления не к организации коллективного отпора агрессору, а к соглашательству с ним, к попустительству действиям германского фашизма.

Столь же безуспешными оказались попытки Советского Союза достигнуть договоренности с Англией и мобилизовать Лигу Наций. Уже в начале 1935 года Германией был нарушен Версальский договор (пункт о запрете вооружения), что не привело к каким-либо серьезным последствиям для нее. По вопросу нападения Италии на Абиссинию в конце 1934-1935, хотя и была созвана срочная конференция Лиги Наций, но она так же ничего не решила. Принятые позднее, по настоянию нескольких стран, санкции против агрессии Италии, предусмотренные ст. 16 Устава Лиги были слишком мягкими, а в июле 1936 г. были отменены. Так же практически без внимания остался еще ряд инцидентов.

Венцом политики попустительства агрессии явился Мюнхенский пакт руководителей Англии и Франции с лидерами гитлеровской Германии и фашистской Италии. советский республика политика безопасность

Текст Мюнхенского соглашения от 29 сентября 1938 г. Устанавливал определенные способы и условия отторжения Судетской области от Чехословакии в пользу Германии «согласно достигнутому принципиальному соглашению» глав четырех государств: Германии, Великобритании, Франции и Италии. Каждая из сторон «объявляла себя ответственной за проведение необходимых мероприятий» для выполнения договора. Список этих мероприятий включал в себя немедленную эвакуацию Судетской области в период с 1 по 10 октября, освобождение от несения военной и полицейской обязанности всех судетских немцев в течение четырех недель и др.

В сентябре 1938 г., пользуясь тяжелым положением Чехословакии, во время так называемого судетского кризиса, польское правительство решило захватить некоторые районы Чехословакии. 21 сентября 1938 г. Польский посланник в Праге предъявил чехословацкому правительству требования об отторжении от Чехословакии и присоединении к Польше районов, которые польское правительство считало польскими. 23 сентября польский посланник потребовал немедленного ответа чехословацкого правительства на это требование. 24 сентября между Польшей и Чехословакией было полностью прекращено железнодорожное сообщение.

Выступление Советского правительства имело своей целью оказание дипломатической поддержки чешскому правительству. Несмотря на вызывающий тон ответа польского правительства на представления правительства СССР, Польша не решилась на немедленное выступление против Чехословакии. Только после Мюнхенской конференции, а именно 2 октября, Польша захватила Тешенский район. Это было сделано вследствие того, что на Мюнхенской конференции Чемберлен и Даладье полностью «капитулировали» перед Гитлером.

Неизбежным непосредственным результатом Мюнхенского соглашения был захват Гитлером Чехословакии в марте 1939 года. 14 марта при помощи Гитлера создалось «самостоятельное» Словацкое государство. Чешские войска были удалены с территории Словакии. В тот же день венгерское правительство заявило, что оно настаивает на присоединении Карпатской Украины к Венгрии (к началу 1939 года Венгрия целиком вошла в фарватер внешней политики Германии и Италии, полностью утратив самостоятельность своей политики).

Германия потребовала от чехословацкого правительства признания отделения Словакии и Карпатской Украины, роспуска чехословацкой армии, упразднения должности президента республики и учреждения вместо нее регента-правителя.

  • 15 марта президент Чехословакии Гаха (заменивший ушедшего в отставку Бенеша) и министр иностранных дел Хвалковский были вызваны в Берлин к Гитлеру. Пока они туда ехали, германские войска перешли границу Чехословакии начали занимать один город за другим. Когда Гаха и Хвалковский явились к Гитлеру, последний в присутствии Риббентропа предложил им подписать договор о присоединении Чехии к Германии.
  • 16 марта 1939 г. словацкий премьер-министр Тиссо обратился к Гитлеру с телеграммой, в которой просил его взять Словакию под свою защиту. Кроме СССР и США все страны признали присоединение Чехословакии к Германии.

Захват Гитлером Чехословакии 15 марта 1939 г., резкое обострение польско-германских отношений и навязанное Румынии экономическое соглашение, превратившее Румынию фактически в вассала Германии, привели к некоторому изменению позиции Чемберлена, а вслед за ним и Даладье. Упорно отказываясь в предшествовавший период от неоднократно предлагавшихся Советским правительством переговоров по вопросу об укреплении системы коллективной безопасности, правительства Чемберлена и Даладье в середине апреля 1939 г. сами сделали СССР предложение начать переговоры о создании тройственного фронта мира. Советское правительство приняло это предложение. В мае 1939 г. в Москве начались переговоры между представителями СССР, Великобритании и Франции. Эти переговоры продолжались до 23 августа 1939 года и не дали никаких результатов. Неудача этих переговоров была вызвана позицией правительств Чемберлена и Даладье, которые в действительности вовсе не стремились к созданию фронта мира, направленного против германского агрессора. При помощи московских переговоров Чемберлен и Даладье предполагали произвести политическое давление не Гитлера и заставить его пойти на компромисс с Англией и Францией. Поэтому переговоры, начатые в Москве в мае 1939, тянулись так долго и в конечном результате закончились неудачно. Конкретно, переговоры натолкнулись на определенные затруднения, а именно Великобритания и Франция требовали от СССР участия в договорах, предусматривавших немедленное вступление в войну Советского союза в случае агрессии против этих двух стран и совершенно не предполагавших их обязательную помощь в случае нападения на союзников СССР - прибалтийские государства. И это при том, что Чемберлен в своем выступлении 8 июня признал, что «требования русских, чтобы эти государства были включены в тройственную гарантию хорошо обоснованны». Далее, странным было то обстоятельство, что Польша, которая могла явиться непосредственным объектом германской агрессии и о гарантии безопасности которой шла речь во время переговоров, сама упорно отказывалась от участия в этих переговорах, а правительства Чемберлена и Даладье ничего не сделали, чтобы ее к ним привлечь.

Позиция СССР во время переговоров в Москве была определена и зафиксирована в выступлении В.М. Молотова на Сессии Верховного Совета СССР 31 мая 1939 года. Эти условия оставались неизменными в течение всего процесса ведения переговоров и заключались в следующем: «Заключение между Англией, Францией и СССР эффективного пакта о взаимопомощи против агрессии, имеющего исключительно оборонительный характер; гарантирование со стороны Англии, Франции и СССР государств Центральной и Восточной Европы, включая в их число все без исключения пограничные с СССР европейские страны, от нападения агрессора; заключение конкретного соглашения между Англией, Францией и СССР о формах и размерах немедленной и эффективной помощи, оказываемой друг другу и гарантируемым государствам в случае нападения агрессора».

Во второй стадии переговоров Чемберлен и Даладье вынуждены были пойти на уступки и согласиться на гарантию против возможной агрессии Гитлера по отношению к прибалтийским странам. Однако, делая эту уступку, они дали согласие лишь на гарантию против прямой агрессии, т.е. непосредственного вооруженного нападения Германии на страны Прибалтики, отказываясь в то же время от каких-либо гарантий на случай так называемой «косвенной агрессии», то есть прогитлеровского переворота, в результате которого мог бы произойти фактический захват стран Прибалтики «мирным» путем.

Следует отметить, что в то время как при переговорах с Гитлером в 1938 г. Чемберлен трижды ездил в Германию, переговоры в Москве со стороны Англии и Франции были поручены лишь соответствующим послам. Это не могло не отразиться на характере переговоров, равно как и на их темпе. Это говорит о том, что англичане и французы не хотели договора с СССР, основанного на принципе равенства и взаимности, то есть на СССР складывалась фактически вся тяжесть обязательств.

Когда же в течение последней стадии переговоров, по предложению советской стороны, были начаты параллельно специальные переговоры по вопросу о военной конвенции между тремя государствами, то со стороны Англии и Франции они были поручены малоавторитетным военным представителям, которые либо вообще не имели мандатов на подписание военной конвенции, либо их мандаты носили явно недостаточный характер.

Все эти и ряд других обстоятельств и привели к тому, что переговоры в Москве весной-летом 1939 года - последняя попытка создания системы, гарантирующей европейские страны от агрессии гитлеровской Германии и фашистской Италии - закончились неудачей.

Таким образом, период 1933-1938 гг. прошел под знаком стремления Советского Союза реализовать в целом или по отдельным элементам систему коллективной безопасности, чтобы помешать возникновению войны.

Политика умиротворения фашистского правительства стран-агрессоров, проводившаяся правительствами Англии и Франции, их опасения и нежелание идти на соглашение со страной, основанной на принципиально иной системе государственного устройства, атмосфера взаимного подозрения и недоверия привели к неудаче планов создания системы коллективной безопасности в Европе. В итоге фашистская Германия вместе со своими союзниками ввергла мир в страшную и опустошительную Вторую Мировую Войну.

В целом, предложения о создании системы коллективной безопасности представляли собой значительный вклад в разработку теории и в утверждение на практике принципов мирного сосуществования, ибо сама суть коллективной безопасности обусловлена и определена принципами мирного сосуществования, предполагает коллективное сотрудничество государств с различным общественным строем во имя предотвращения войны и сохранения мира.

Выработка и принятие совместных коллективных мер по обеспечению безопасности оказалась значительно более глубоким и сложным элементом мирного сосуществования, чем установление дипломатических отношений между странами с различными социальными системами и даже развитие между ними торговых и экономических связей.

Коллективная безопасность - это система совместных мероприятий госу­дарств всего мира (универсальная) или определенного географического рай­она (региональная), предпринимаемых для предотвращения и устранения уг­розы миру и подавления актов агрессии или других нарушений международ­ного мира и безопасности.

Система коллективной безопасности юридически оформляется дого­ворами и часто предполагает создание организации коллективной безо­пасности. Обычно в содержание таких договоров включаются следующие обя­зательства:

1) не прибегать к силе или к угрозе силой;

2) разрешать споры между собой исключительно мирным способом;

3) активно сотрудничать в деле устранения любой опасности междуна­родному миру, оздоровления международной обстановки;

4) проводить совместные мероприятия и оказывать взаимопомощь в во­енных вопросах.

Современная система коллективной безопасности делится на универсаль­ную (в основе лежит организация коллективной безопасности - ООН) и ре­гиональные (в основах лежат региональные договоры и организации).

Организация Объеденных Наций является, как уже отмечалось, универ­сальной организацией коллективной безопасности. Статья 1 Устава ООН в качестве цели деятельности организации устанавливает поддержание между­народного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллек­тивных мер. Средства безопасности, которыми располагает ООН:

Меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2);

Меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);

Меры разоружения (ст. 11, 26, 47);

Меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);

Меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);

Временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);

Принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41);

Принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42).

Как видно, Устав ООН не только допускает создание региональных сис­тем коллективной безопасности, но и использует их для достижения всеобъ­емлющей безопасности. К соглашениям о региональной коллективной безо­пасности предъявляется ряд требований:

Мероприятия и действия этих систем не должны распространяться за пределы данного района;

Они не могут противоречить действиям ООН и должны быть совмести­мы с целями и принципами Устава ООН;

Необходимо информировать Совет Безопасности ООН о планируемых и предпринятых действиях.

Имеется несколько региональных систем коллективной безопасности:

1. Организация американских государств (ОАГ). В рамках организации были приняты Договор о взаимной помощи 1947 г. и Договор о мирном раз­решении споров 1948 г.

2. Организация Североатлантического договора (НАТО). НАТО пред­ставляет собой организацию, которая предлагает и политические, и воен­ные инструменты сотрудничества. В настоящее время в организации уча­ствуют 26 государств.

3. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Об­разована из Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Участ­вуют 56 государств Европы, Северной Америки и Центральной Азии. В ос­новном нацелена на использование мирных средств обеспечения междуна­родной безопасности.

4. Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Создана в 1992 г. В настоящее время входят 7 государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан). Военно-политическимй союз.

НАТО. Высшим политическим органом НАТО является Североатлан­тический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов. Заседания Совета проходят два раза в год. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Со­вета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, где также представлены все государства-члены.

Высшим военно-политическим органом организации является Комитет воен­ного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны. В период между сессиями функции Комитета военного пла­нирования выполняет Постоянный комитет военного планирования.

Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран-членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей вооруженных сил. Собирается не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики. Верховное главное командова­ние в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда - амери­канским генералом).

В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий: Североевропейском, Централь­ноевропейском и Южноевропейском. В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Постоянный военный комитет.

К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны.

НАТО сотрудничает с РФ. Так, с мая 2002 г. создан Совет «Россия - НА­ТО». В его рамках функционирует ряд рабочих групп по следующим направ­лениям сотрудничества:

В воздушном пространстве;

В области тыла и материально-технического обеспечения;

В области противоракетной обороны.

В 2003 г. министром обороны России и Генеральным секретарем НАТО Дж. Робертсоном был подписан рамочный документ «Россия - НАТО» по спасению экипажей аварийных подводных лодок. С 2004 г. Россия участвует в совместных учениях и проводит совместные с НАТО миротворческие операции.

ОБСЕ. Основные средства направления обеспечения безопасности в рамках ОБСЕ:

Контроль над распространением вооружений;

Дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

Меры по построению доверительных отношений и безопасности;

Защита прав человека;

Развитие демократических институтов;

Мониторинг выборов;

Экономическая и экологическая безопасность.

Именно благодаря ОБСЕ появилось так называемое человеческое измере­ние безопасности. Центральное место в работе ОБСЕ занимает комплексная система мирного разрешения споров. Эта система состоит из двух частей:

Общей системы (на основе главы VI Устава ООН);

Специальной системы (примирительно-арбитражная процедура); состоит из двух этапов - сначала используется примирение, а затем спор разрешается в постоянно действующем арбитраже.

Деятельность ОБСЕ направлена на предупреждение конфликтов. В ре­зультате появилась концепция «раннего предупреждения». Также широко ис­пользуются в ОБСЕ миссии специальных докладчиков и миссии установле­ния фактов, миссии военных наблюдателей. Возможно и применение воору­женной силы, но исключительно с миротворческой целью (контроль за пре­кращением огня и выводом войск, создание буферных зон между конфлик­тующими, охранные функции при получении гуманитарной помощи и т. д.).

ОДКБ. В первую очередь это военная организация, с помощью которой Россия пытается укрепить свои стратегические позиции в Центральной Азии, государства которой имеют в том числе и иностранные военные базы (амери­канская в Киргизии, французская в Таджикистане).

В рамках ОДКБ осуществляется военное сотрудничество. В частности, созданы коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона (10 батальонов, около 4 тыс. человек). Планируются совместные уче­ния и операции. Высказывалось предложение участвовать в миротворческой операции в Афганистане. Узбекистан при вступлении в ОДКБ высказал пред­ложение об использовании коллективных сил для поддержания внутренней

безопасности. В частности, даже предложил разработать в рамках организа­ции разведывательные и контрразведывательные структуры.

В рамках организации проводятся совместные учения, планируются об­щие военные операции, осуществляется военно-техническая помощь государ- ствам-участникам.

Высшим органом является Совет коллективной безопасности, в состав ко­торого входят главы государств-членов. Также созданы:

1) Совет министров иностранных дел - консультативный и исполнитель­ный орган по вопросам координации взаимодействия государств-членов в об­ласти внешней политики;

2) Совет министров обороны - консультативный и исполнительный орган по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества;

3) Комитет секретарей советов безопасности - консультативный и испол­нительный орган по вопросам координации взаимодействия государств- членов в области обеспечения их национальной безопасности;

Высшим административным должностным лицом является Генеральный секретарь.

В рамках организации постоянно действует Объединенный штаб, отве­чающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной со­ставляющей ОДКБ. Также на него возложены задачи, выполняемые командо­ванием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

Система коллективной безопасности – это совместные действия всех государств, входящих в нее, направленные на поддержку мира во всем мире, а также на подавление агрессии. В эту систему входит несколько составляющих.

Во-первых, она базируется на общепринятых принципах международного , из которых самыми главными признаются утверждения о нерушимости границ и территориальной целостности всех государств, а также о том, что вмешиваться в чужие внутренние дела, особенно, применяя силу.

Во-вторых, это коллективные меры от всех государств, входящих в систему, направленные против актов агрессии и угроз миру. В третьих, это меры по разоружению, и в идеале, доведение всех государств до полного разоружения.

Системы коллективной безопасности имеют право совершать действия вооруженного характера, направленные на то, чтобы утихомирить агрессию.

Европейские системы коллективной безопасности: история и современность

В разное время в Европе были предприняты попытки создавать различные системы коллективной безопасности, и на настоящий момент самой серьезной из них можно считать формирование ООН, которая к общемировым системам.

В последние десятилетия, после двух разрушительных мировых войн и изобретения крайне эффективного массового поражения, необходимость создания системы коллективной безопасности встала как никогда остро.

Первые теоретические проекты международной коллективной безопасности были предложены еще в 18 веке, и с тех пор идеи постоянно совершенствуются, но «вечный мир» не наступает.

В 1919 году была создана Лига Наций, которая должна была стать системой коллективной безопасности. Но у нее с самого начала был изъян: в системе не было механизма против борьбы с агрессией. Вторая мировая показала всю несостоятельность этой системы.

После нее в 1945 году была создана Организация Объединенных Наций. Были учтены печальные предыдущей системы коллективной безопасности. В настоящее время ООН действительно способна стать основой для создания эффективной системы безопасности. Деятельность ООН, согласно уставу, должна опираться на региональные организации по поддержанию мира. Предполагалось, что так проблемы могут быть решены наиболее простым путем.

Попытки создать систему коллективной безопасности на основе ООН предпринимаются уже много десятилетий. Взаимные претензии европейских государств друг к другу, и во многом, напряженность отношений с СССР, постоянно служили камнем преткновения во многих вопросах, о которых не удалось договориться.

В 1973 году в Хельсинки прошло Совещание по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ). Были обсуждены взгляды 35 государств на создание системы коллективной безопасности. В 1975 году были достигнуты не ряду вопросов. В 1991 году было принято решение о создании «Механизма СБСЕ по урегулировании споров». С тех пор и переговоры не прекращаются, но новой системы коллективной безопасности в Европе, удовлетворяющей выдвигаемым к ней требованиям, пока что не существует.