Пешеходный светофор с кнопкой перехода. Виды светофорного регулирования

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье я продолжу рассказ о технических особенностях организации дорожного движения в Испании, которые неплохо было бы ввести и на российских дорогах.

Предшествующие статьи серии Вы можете прочитать, перейдя по следующим ссылкам: и .

Ну а сегодня будут рассмотрены технические средства, повышающие безопасность пешеходов, а также особенности установки дорожных знаков.

Пешеходные переходы

Безопасность пешеходов на дорогах во многом зависит от правильного оборудования пешеходных переходов.

Конструктивно выделенные пешеходные переходы

И первая особенность, которую я хочу рассмотреть сегодня, - конструктивно выделенные пешеходные переходы :

Обратите внимание, в пределах крайней правой полосы дороги, предназначенной для парковки, пешеходный переход отделан каменными блоками. Это позволяет решить 2 задачи:

1. Такой переход дает возможность плавного спуска с тротуара на проезжую часть. Это очень удобно для родителей с колясками и жизненно необходимо для инвалидов-колясочников.

2. Конструктивное выделение перехода также решает и еще одну очень важную задачу. А именно, не дает особо "умным" водителям возможности припарковаться на пешеходном переходе.

Думаю, Вам знакома ситуация, когда требуется перейти дорогу, а прямо на переходе оставлен брошенный кем-то автомобиль. При этом автомобиль мешает как пешеходу, который не может оценить дорожную ситуацию, так и проезжающим водителям, которые рискуют вовремя не заметить пешехода.

Отделка переходов камнем - отличное решение, однако судя по всему оно не очень бюджетное.

Пешеходные светофоры на перекрестках с дополнительной секцией

Еще одна интересная особенность пешеходных переходов в Испании - специальная секция светофора . Она предупреждает водителя о том, что на проезжей части, на которую он поворачивает, могут быть пешеходы:

Рассмотрим пешеходный светофор, изображенный на фотографии.

Во-первых, он состоит из трех вертикальных сигналов. 2 нижних сигнала аналогичны обычным российским пешеходным светофорам (зеленый и красный). О верхней секции я расскажу чуть позже (она предупреждает пешеходов о том, что этот переход "с кнопкой").

Во-вторых, на светофоре под углом 45 градусов установлена четвертая секция (она "смотрит" на нас). Данная секция загорается желтым мигающим сигналом только тогда, когда для пешеходов горит зеленый сигнал.

Назначение ее следующее. При повороте налево или направо на перекрестке водители обязаны уступить дорогу пешеходам. В России это пункт 13.1 , в Испании, наверное, номер пункта какой-то другой:

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

Однако при повороте водители не обязаны смотреть на пешеходные светофоры. Тем более что они установлены под неудобным углом. Именно поэтому в Испании устанавливается дополнительная секция, которая предупреждает водителей о том, что у пешеходов горит зеленый сигнал.

В данном случае, если на переходе есть пешеходы, то водитель будет заранее предупрежден и спокойно их пропустит. Если же пешеходов нет, то спокойно проедет дальше.

Обратите внимание, в Испании на некоторых перекрестках зеленый сигнал загорается одновременно и для водителей, и для пешеходов, траектории движения которых пересекаются. В России подобных перекрестков я пока что не встречал. Однако если они появятся в будущем, то неплохо было бы использовать на них и "испанскую" дополнительную секцию.

Пешеходные светофоры работающие "по кнопке"

В Испании широкое распространение получили пешеходные светофоры, работающие "по кнопке" . Суть их в следующем: разрешающий сигнал пешеходного светофора загорается только после того, как пешеход нажмет соответствующую кнопку.

До тех пор, пока кнопка на пешеходном переходе не нажата, верхняя секция пешеходного светофора (см. фотографию выше) моргает белым сигналом с изображением руки и кнопки.

Однако разрешающий сигнал пешеходного светофора загорается далеко не сразу после того, как кнопка нажата. Светофоры работают по определенному алгоритму, и пешеходный сигнал зажигается строго в определенное время.

Думаю, многие помнят похожие светофоры в России, которые можно было встретить на дорогах в 90-е годы прошлого века. Однако отечественные светофоры загорались зеленым практически сразу же после того, как пешеход нажимал на кнопку. Т.е. в некоторых ситуациях светофор мог долгое время быть разрешающим для пешеходов и запрещающим для автомобилей.

Испанские светофоры с кнопкой подобного недостатка лишены. Как правило, пешеходный светофор загорается не чаще раза в минуту. Обычно к этому моменту собирается небольшая толпа пешеходов, которая и переходит дорогу. Все остальное время приоритет в движении имеют автомобили.

Отмечу, что в настоящее время подобные светофоры применяются и на некоторых российских перекрестках, однако не очень широко. Например, в Рязани такой перекресток всего один.

Преимущества, которые дает светофор с кнопкой :

  • Безопасность пешеходов . Водителю намного проще заранее среагировать на красный сигнал светофора, чем заметить пешехода, переходящего дорогу по нерегулируемому переходу.
  • Пешеходы переходят дорогу группами . Думаю, многим водителям знакома ситуация, когда на нерегулируемом пешеходном переходе в течение нескольких минут находятся разные пешеходы. Обычно это выглядит следующим образом: очередной пешеход, видя что автомобили уже остановились, переходит на бег и попадает на переход еще до того, как его покинул пешеход предшествующий. Следующие пешеходы также ускоряются и "цепочка пешеходов", особенно в часы пик, может длиться достаточно долго.
  • Экономия времени водителей . Практически на любом регулируемом пешеходном переходе бывают циклы, когда дорогу никто не переходит. Например, такое часто случается ночью. Если на переходах установить пешеходные кнопки, то водители не будут зря простаивать на перекрестках. В масштабах страны это позволит сэкономить огромное количество времени, топлива и т.д.

Платные дороги

В прошлой статье я уже рассказывал о том, что в Испании распространены платные парковки. Сегодня же предлагаю рассмотреть платные автодороги .

Как правило платные автодороги в Испании - это . Разрешенная скорость движения на них более 100 км/ч. Дороги имеют 4 или 6 полос движения. Встречные направления отделены друг от друга разделительной полосой и отбойником. Ехать по таким дорогам можно быстро и безопасно.

Отмечу, что параллельно платным дорогам проходят и бесплатные альтернативы:

Альтернативные дороги имеют меньшее количество полос движения (до 4-х), не всегда имеют разделительную полосу. Скорость на них ограничена привычными 90 км/ч. Частично эти дороги проходят через населенные пункты.

В общем, использование платных автомагистралей в Испании вполне оправданно.

Еще один интересный момент про платные автодороги. В одном из мест оплаты проезда автомагистраль расширяется до 26 полос! (11 в одном направлении и 15 в другом). Уверен, пробок при оплате там не бывает.

Информационные щиты и дорожные знаки

Ну и последняя особенность, которую мне довелось увидеть, - это интерактивные информационные щиты и дорожные знаки с подсветкой.

1. Интерактивные информационные щиты дают водителю информацию об участках дорог, на которых ведется ремонт. Например, на одном из щитов была информация о том, что на пересекаемой дороге в настоящее время произошел обвал. При этом предлагался альтернативный путь объезда (свернуть через несколько километров).

Светофором. Это устройство помогает организовать перемещение транспорта и пешеходов. Существует широкая классификация в зависимости от того, какое назначение выполняет светофор. Виды и типы устройства отличаются также по конструкции, форме регулирования и направлению движения.

Светофор, его функции

Это средство организации перемещения представляет собой оптическое устройство, передающее цветовые сигналы. Для всех распространенных транспортных средств существует отдельный светофор. Виды и типы устройств представляют собой широкую систему, включающую самые разнообразные конструкции. Рядовой гражданин наиболее часто встречает трехцветный автомобильный светофор, однако знание других форм и конструкций поможет избежать непредвиденных ситуаций и оставаться в безопасности на дорогах. Сигнальные устройства выполняют следующие функции:

  • уменьшение риска возникновения аварий;
  • улучшение качества дорожного движения;
  • поддержание экологии (способствует более равномерному ходу автомобилей, вследствие чего снижается уровень выбросов в атмосферу).

Классификация

Виды светофоров относительно предназначения для определенных транспортных средств:

  • дорожно-уличные;
  • железнодорожные;
  • речные.

При этом каждый вид разделяется на типы, которые зависят от назначения, конструкции и характера движения.

Железнодорожные

Такие сигнальные устройства предназначены для регулирования перемещения поездов и скорости спускания с Существует 13 видов светофоров на ж/д:

  • маршрутные (между районами станции);
  • входные (с перегона на станцию);
  • выходные (со станции на перегон);
  • проходные (между межпостовыми перегонами);
  • заградительные (остановка);
  • прикрытия (пересечение путей);
  • повторительные (показания основного светофора при плохой видимости);
  • предупредительные (перед основным светофором);
  • маневренные;
  • локомотивные;
  • горочные;
  • технологические (разрешение уборки или подачи состава);
  • въездные или выездные (проезд в производственное помещение).

Используются устройства с красным, желтым, зеленым, белым и синим огнями. Разные виды светофоров по назначению жд транспорта могут совмещаться в одной общей конструкции.

Значение цветов можно изучить в следующей таблице.

Проезжать запрещено

Проезжать можно, следующие блок-участки или перегон свободны

Проезжать можно, но с низкой скоростью

Желтый мигает

Следующий светофор требует уменьшения скорости

Два желтых

Движение с низкой скоростью, следующее устройство закрыто, отклонение по стрелочному переводу

Два желтых, верхний мигает

Движение с низкой скоростью, следующий светофор является открытым, отклонение по стрелочному переводу

Лунно-белый мигает

Осторожное перемещение

Речной транспорт

Устройства этого вида регулируют движение с помощью двух цветов - зеленого и красного либо только оранжевым. В последнем случае конструкция устанавливается в местах, где нельзя бросать якорь.

Двуцветные светофоры существуют для организации прохода через шлюзы - сооружения, через которые судна перемещаются из одного водного объекта в другой, с иным уровнем. Выделяют два типа речного сигнального устройства - дальний и ближний.

Дорожные и пешеходные

Для водителей транспорта и участников уличного движения существует отдельная классификация. Виды светофоров и их названия следующие:

  • автомобильные;
  • для маршрутных транспортных средств;
  • пешеходные;
  • для велосипедистов.

Кроме того, устройства делятся на типы относительно их назначения и конструкции. Все они схожи между собою, однако имеют некоторые особенности.

Автомобильные

Наиболее распространенным типом светофоров является устройство с тремя цветовыми сигналами:

  • зеленый - проезд разрешен;
  • желтый (оранжевый) - торможение при небольшой скорости;
  • красный - остановка.

При этом в каждом светофоре огни размещены в строгом порядке. Если лампы расположены вертикально, красный цвет находится вверху, а если горизонтально - слева. В некоторых случаях перед загоранием зеленого огня желтый пропускается.

Иногда лампы в светофоре не светят перманентно, а мигают. Если это случается с зеленым цветом, водители имеют возможность вовремя остановиться. Существуют отдельные виды светофоров для автомобилей. Их классификация основывается на строении механизма, характере подачи сигнала, назначении и направлении движения.

Виды светофорного регулирования

Одни устройства постоянно работают по установленной системе, тогда как другие могут менять интервал подачи сигналов. По этому признаку выделяют такие виды светофоров:

  • постоянного регулирования;
  • адаптивного регулирования.

В первом случае устройство работает в перманентном режиме, независимо от дня недели, трафика и времени суток. В больших городах такие конструкции часто вытесняются светофорами адаптивного регулирования. Продолжительность периодов для подачи сигналов меняется так, чтобы эффективнее организовывать дорожное движение. Режим работы светофора разный в час пик и в рабочее/ночное время. Такой механизм помогает избегать напряженного трафика и пробок.

Строение

Выделяют следующие виды светофоров по конструкции:

  • светодиодные;
  • на галогенных или лампах накаливания.

Устройства первого типа появились не так давно и имеют ряд неоспоримых преимуществ. Они работают на основе светоблоков (матрицы светодиодов), создающих целостную картинку. Такие конструкции отличаются ярким цветом и надежностью. Если вследствие перегорания лампы накаливания устройство ломается, то светодиодные механизмы продолжают работу. Кроме того, для их функционирования необходимо меньшее количество электроэнергии. При низких температурах такие механизмы требуют дополнительного обогрева.

Классификация относительно направления

Различают также виды светофоров в зависимости от того, в какую сторону разрешено движение транспорта. Наиболее привычным для нас является устройство для всех возможных направлений. Светофор работает с учетом трех цветов: красного, желтого и зеленого.

Устройство для движения в одном направлении также включает в себя указанные огни с небольшим нюансом. Зеленый цвет состоит из нескольких ламп со стрелками, указывающими сторону, по которой разрешен проезд. Этот светофор также используется при изолированном движении.

Реверсивное устройство

Данные механизмы должны контролировать полосы при перемещении транспортных средств по проезжей части. В таких светофорах используются три огня - красный, желтый и зеленый (слева направо). Первый имеет вид буквы Х, означает запрет на проезд по данной полосе. Зеленый выглядит как стрелка, направленная вниз, и позволяет дальнейшее передвижение. Желтый цвет находится в центре, он предупреждает о смене режима полосы и указывает на сторону, в которую нужно ехать.

На мостах

Часто на переправах можно встретить сигнальные устройства, состоящие из трех огней, расположенных горизонтально. Они используются в случаях, когда проезд автомобилей проходит через разводной мост. Чаще всего на одной переправе установлены два таких светофора по сторонам указательного знака. При разведении моста подается сигнал, который запрещает дальнейшее движение автомобиля.

В тоннелях

В таких случаях при въезде могут стоять разные виды светофоров. Чаще всего это обыкновенное трех- или двуцветное устройство, указывающее, можно ли продолжать движение. Обычно при этом горит зеленый цвет. Для безопасного проезда через тоннель важно соблюдать равномерную скорость и интервал между автомобилями. Поэтому при въезде часто можно увидеть транспортного средства и рекомендуемую быстроту движения. Кроме того, указанные светофоры устанавливаются внутри тоннеля, если он имеет большую длину.

На предприятиях

На обширных территориях, куда часто проезжают легковые автомобили или грузовики с товаром, на въезде устанавливаются двуцветные светофоры. В них используется только два цвета: красный и зеленый (запрет или разрешение дальнейшего передвижения).

Пересечение и трамвайных путей

Выше было написано про светофоры РЖД. Виды этих устройств подробно рассмотрены, однако они касаются исключительно поездов. Также возле железнодорожных путей устанавливается сигнальный механизм для автомобилей. Его можно увидеть в местах, где дорога пересекается с рельсами.

Такие светофоры состоят из двух цветов: красного и белого. Первый безоговорочно автомобилей через переезд. Белый цвет означает возможность пересечь пути, однако водители должны предварительно удостовериться, что к ним не приближается поезд. Рядом со светофором обычно располагается знак «СТОП».

Подобно этому работает устройство с мигающей красной лампой. Оно устанавливается возле взлетных полос, на пересечении трамвайных путей и др.

Для пешеходов

Чаще всего такие светофоры состоят из двух цветов: зеленого и красного. В странах СНГ на подобных устройствах изображается стоящий и идущий человек. Такие светофоры устанавливаются возле Большинство из них переключается автоматически, однако существуют сигнальные устройства, которые работают на протяжении определенного срока после нажатия кнопки. Некоторые светофоры издают который помогает ориентироваться людям с ограниченными возможностями.

Однако специальные сигнальные устройства для пешеходов устанавливаются не во всех местах, и ориентироваться приходится по приспособлениям, предназначенным для автомобилей. Поэтому даже людям, не умеющим водить, необходимо знать, какие виды светофоров существуют.

Трамвайное сигнальное устройство

Устройство предназначено исключительно для этого вида общественного транспорта. Светофор использует два цвета - красный и зеленый, которые, соответственно, могут запрещать или разрешать дальнейшее передвижение. Такие устройства устанавливаются на подъемах и спусках, перед стрелками или на въезде в трамвайное депо.

Так как транспорт перемещается по отдельному пути, водителям необходимо знать, свободна ли дорога впереди. Эту задачу и выполняет сигнальное устройство для трамваев.

Для маршрутных средств передвижения

Виды дорожных светофоров включают в себя отдельную категорию для общественного транспорта. Данное сигнальное устройство имеет специфичный механизм работы и используется только водителями трамвая, автобуса или троллейбуса. Светофор состоит из четырех огней белого цвета, расположенных в виде буквы Т (3 - горизонтально и один - внизу, под средним). Три верхних сигнала означают направление движения общественного транспорта (налево, прямо и направо). Если один из этих огней светится одновременно с нижним, водитель может ехать в указанную сторону.

Для велосипедов

Часто спортсмены не знают, какие бывают виды светофоров, на которые стоит обращать внимание при передвижении на велосипеде. Тем не менее такие устройства применяются в больших городах, особенно при наличии специальных дорожек. Обнаружить такой светофор среди остальных довольно просто - на нем висит соответствующая табличка или изображен велосипедист. При этом используются двух- и трехцветные устройства.

В автоспорте

В этом случае на старте, выезде или на маршальских постах устанавливаются светофоры с красным, зеленым и иногда желтым огнями. На выходе с пит-лейна используются известные запрещающие и разрешающие цвета, а также мигающий синий, означающий приближение другого автомобиля.

На старте огни имеют иное значение:

  • красный - подготовка к старту;
  • красный потух - старт с места;
  • зеленый - старт с хода.

Выше мы подробно рассмотрели виды светофоров и их предназначение.

Если вы или кто-нибудь, кого вы знаете, имеете мотоцикл, скутер, велосипед или даже маленькую машину, вы, наверное, когда-нибудь застревали на светофоре. Понимая, почему это происходит, можно найти способы переключать красный сигнал светофора на зеленый. Благодаря этому вы сэкономите время, бензин и сбережете нервы, так как вам уже не придется ожидать вечность перед красным сигналом светофора, когда нет движения автомобилей.

Шаги

Поймите принцип работы светофора с системой вызывного действия. Данные светофоры подают зеленый сигнал только тогда, когда срабатывает транспортный датчик, как правило, для того, чтобы позволить машине пересечь улицу или повернуть налево. Перед проблемными светофорами поищите петлю провода, вмонтированную в тротуар или дорожное покрытие ближе к стоп-линии. Это "индуктивный петлевой датчик движения транспорта" , работающий по принципу детектора металла и реагирующий на любой электропроводящий металл (алюминий, сталь, железо и т.п.). Иногда эти датчики неправильно сделаны или установлены, поэтому они не реагируют на маленькие автомобили. Индуктивные датчики не реагируют на вес автомобиля, а только на то, насколько сильно автомобиль воздействует на электромагнитное поле. Как только сработает датчик, сигналы светофора начнут переключаться по ранее запрограммированной схеме (в течение 30 секунд, обычно быстрее). Большие по размеру или более ощутимые для датчика автомобили не "заставят" сигналы светофора переключаться быстрее, датчик либо идентифицирует ваш автомобиль, чтобы запустить процесс переключения сигналов, либо нет. Существуют способы, которые сделают ваш автомобиль более "ощутимым" и помогут избежать бесконечного ожидания перед светофором.

  • Найдите петлю индуктивного датчика и подведите к ней ваш велосипед, скутер или мотоцикл. Если вы проезжаете проблемные светофоры каждый день, выделите время, чтобы обследовать территорию, на которой вы застреваете. Поищите места распила дорожного покрытия, куда была установлена петля. Как правило, существуют три стандартные формы распила, и от того, как вы расположите ваше двухколесное транспортное средство, будет зависеть, сработает ли датчик. Если вы не видите следов петли (в случае, если дорожное покрытие позже обновляли), попробуйте оба способа и выясните, какой из них сработает.

    • Дипольная петля – расположите оба колеса прямо на левую или правую линию распила. Если датчик вас не распознает, передвиньтесь ближе к центру.
    • Квадрупольная петля – расположите оба колеса на центральной линии распила, где находятся два провода - это место более чувствительно. Если сигналы светофора не переключатся, передвиньтесь немного к одной из внешних линий распила с любой стороны.
    • Диагональный квадруполь – более чувствительный к двухколесным транспортным средствам. Если он не распознает ваше транспортное средство, чувствительность петли может быть в целом очень низкой.
    • Вы также можете найти круглые петли, вмонтированные в дорожное покрытие. Развертите ваш велосипед как можно больше по периметру петли, поместив оба колеса на прорезы. Постарайтесь поместить ваш велосипед так, чтобы наибольшая его металлическая деталь была над тем местом, где петля пересекается с другим прорезом, ведущим к расположенной рядом петле или по направлению к контроллеру со счетно-решающим устройством. Как правило, это то место, где генерируется наиболее сильное поле.
    • В некоторых городах на дорожном покрытии находятся пометки, указывающие, где можно будет наиболее эффективно расположить переднее колесо двухколесного транспортного средства, чтобы загорелся зеленый сигнал. Эти пометки особенно полезны в тех случаях, если дорожное покрытие обновляли, и на асфальтобетоне уже не видно следов. Поищите маленький знак "Т" или "Х", нарисованный белой краской и находящийся, как правило, на правой полосе дороги перед перекрестком (или перед пешеходным переходом).
  • Прикрепите неодимовые магниты к транспортному средству. Хотя и существуют разногласия касательно того, способен ли магнит изменить магнитное поле так, чтобы сработал датчик, так как он использует частоту, измеряемую в тысячах герц, а не постоянный ток, вы все же можете дать магнитам шанс. Вы можете как купить магнит, так и сделать его самостоятельно.

    Альтернативные методы

    • Нажмите на кнопку пешеходного перехода. Если на перекрестке есть пешеходный переход, вы можете сойти с мотоцикла/скутера/велосипеда и нажать на кнопку пешеходного перехода, чтобы запустить в работу светофор. Однако это может быть не законно и небезопасно.
    • Сообщите о светофоре. Если ни один из вышеперечисленных методов не сработает, возможно, датчик плохо установлен или поломался. Так или иначе, проблему нужно решить.
    • Нажмите на кнопку стартера Если вы едете на мотоцикле, то можете выжать сцепление, остановить двигатель и нажать на кнопку запуска двигателя. Стартер приводится в действие электромагнитным мотором и сгенерирует больше магнитной энергии, что заставит датчик сработать.
    • Приближающиеся аварийно-спасательные автомобили (в основном, пожарные машины) могут в некоторых случаях повлиять на обычную работу светофора. Как аварийно-спасательный автомобиль, так и светофор должны быть оборудованы специальными приборами. Такие приборы установлены только в некоторых городах и на некоторых перекрестках. Наиболее распространена система "Оптиком", которую узнают по быстро мигающему, импульсному белому свету, установленному на или возле крыши аварийно-спасательного автомобиля (не путать с сигнальными фонарями переднего дальнего света). Небольшое принимающее устройство, установленное на столбе светофора, принимает "импульсный код" и переключает сигнал светофора на зеленый для приближающейся машины и на красный - для всех остальных направлений. Такие системы, как показывает статистика, уменьшили количество ДТП, травм и смертельных случаев, происходящих при участии аварийно-спасательных автомобилей и, в тоже время, сократили время реагирования на угрожающие жизни чрезвычайные ситуации. Как правило, аварийно-спасательные автомобили, едущие в аварийном режиме со всеми включенными аварийными огнями и сиреной, могут контролировать работу светофора только на перекрестках. Как только аварийная машина проехала через перекресток, включается стандартный режим работы светофора. Иногда систему "Оптиком" используют также и на автомобилях общественного междугороднего транспорта, чтобы позволить им быстрее проехать перекрестки, таким образом, улучшая их эффективность и надежность. Когда система "Оптиком" установлена на одном из таких автомобилей, она блокирует стандартную последовательность переключения сигналов светофоров, но может не включить красный сигнал в других направлениях.
    • Не во всех городах светофоры оснащены системой вызывного действия. Не думайте, что это всегда будет срабатывать.
  • Почему мало пешеходных кнопок на светофорах? October 17th, 2016

    В последнее время приходит много предложений поставить на светофор пешеходную кнопку (официально она называется «ТВП» - табло вызывное пешеходное). Казалось бы, такое решение очевидно и лишено минусов. Если где-то люди переходят раз в 5-10 минут, в каждом цикле, зачем заставлять водителей ждать? Однако есть несколько технических и психологических причин, которые пока ограничивают применение кнопок на светофорах.

    Причина 1. Качество
    К сожалению, надежность конструкции кнопок оставляет желать лучшего. Начнем с того, что сами кнопки достаточно тугие. Мало того: из-за постоянных нажатий, вандализма или сырости рано или поздно ТВП «залипает», после этого светофор работает с постоянным включением пешеходной фазы независимо от того, нажата она или нет. Оставляет желать лучшего и информативность: при нажатии не возникает ощущения обратной связи от самой кнопки, а маленькая красная лампочка «ждите» на самой кнопке практически незаметна.

    Причина 2. Не включается обратный отсчет
    Вроде бы ничего не мешает после нажатия кнопки сообщить пешеходу, сколько ему ждать «зеленого». Но по какой-то неведомой причине производители и программисты светофоров до сих пор не в состоянии «подружить» вызывную кнопку с контроллером - мозгом светофора! Сейчас контроллеры просто не передают на табло информацию, в какой момент светофорного цикла нажата кнопка. Из-за этого после нажатия отсчет либо не включается вовсе, либо показывает совсем не те секунды, которые осталось ждать пешеходам. А на самом табло лишь надпись "ждите".

    Не видя обратной связи, люди действуют по обстоятельствам, то есть нарушают правила. Если отсчет не работает вообще, некоторые считают, что кнопка сломана и начинают рваться на дорогу на красный уже через 10-40 секунд. Если отсчет работает с ошибками, многие дожидаются «ноля секунд», а дальше видят, что зеленый не загорается, и, махнув рукой, опять-таки переходят на запрещающий сигнал, останавливая поток транспорта. А потом, что обидно, вызванный пешеходный зеленый все равно включается и останавливает машины второй раз, уже перед пустым переходом! Вот как это описывает впечатленный очевидец: «На дублере Варшавского шоссе в 2013 году кнопка висела. Это просто абзац полный был. Пешеход нажимал кнопку, ждал 2 секунды и шел на красный. Водитель резко тормозил перед этим смертником. А потом машинам загорался красный.”

    «А включайте зеленый пешеходам сразу после нажатия кнопки, тогда нарушать не будут!», скажут некоторые. Это невозможно: в светофор с кнопкой всегда закладывается минимальная длина «транспортного зеленого». Если этого не сделать, движение может быть легко и неожиданно парализовано даже небольшим количеством пешеходов: скажем, при нулевом ожидании для полной остановки движения на улочке шириной 4 полосы хватит всего лишь 1 пешехода каждые 20 секунд или 180 человек в час. Минимальная фаза транспортного зеленого 20-30 секунд тоже не является универсальным решением: это сработает или если пешеходов очень мало (20-50 человек в час), или если дорога малонагруженная, или если переход и его фаза очень короткие (например, на однополосных дорогах). А на нормальной загруженной дороге и тем более на широкой магистрали это приведет к коллапсу.

    Причина 3. Прыгучий цикл
    Еще один нюанс: кнопки не позволяют сохранять длину цикла и одинаковое количество фаз. Например, представленный ниже вариант с выбором по умолчанию фазы 3а, а при нажатой кнопке - 3б просто невозможен!

    Причина банальна: контроллеры не поддерживают режим выбора, подмены фаз по принципу «или / или». Сначала отработают 3 «обязательные» фазы, а вызывная пойдет лишь 4-й, если нажата кнопка. Длина цикла обязательно изменится, вот так.

    Причина 4. Несовместимость кнопок с координацией
    Выше мы говорили о проблемах, возникающих на светофорах с ТВП, когда светофор работает в локальном режиме, то есть управляется контроллером из «шкафа». А многие светофоры в Москве работают в координированном управлении, то есть управляются дистанционно и включаются одновременно или со сдвигом по принципу «зеленой волны». Так вот, в этом случае кнопки сейчас не применимы вообще!

    Во-первых, при работе в удаленном режиме компьютер перехватывает управление контроллером на земле, включая фазы в собственном режиме. И их связь односторонняя сверху вниз: контроллер выполняет указания, но не знает, какую команду ему даст компьютер в следующий момент, останется ли программа работать дальше или время фаз поменяется. А для включения вызывной фазы связь должна быть двусторонней: кнопка через контроллер на земле должна подать сигнал компьютеру «включи меня в ближайшее окно», то есть фактически перехватить у него управление. В России, насколько мне известно, эта задача технически не решена.

    Во-вторых, когда 2 светофора работают в координации, время включения пешеходных сигналов легко сделать одновременным. Стоят себе 2 светофора в 300-500 м друг от друга и включают «зеленый» пешеходам синхронно, а потом одновременно загораются зеленым. То есть работают как один светофор и не «рвут» транспортный поток.

    А вот если добавляется 2 кнопки, каждая из которых «требует» зеленый пешеходам независимо от другой, нужно сделать не просто обратную связь, но реализовать ее так, чтобы эти «зеленые» сигналы опять-таки включались синхронно. Да еще не меняли бы длину цикла! Иначе пешеходные сигналы будут включаться в разное время и останавливать движение.

    Тут горячие головы предложат убрать координацию: пусть работают кнопки независимо друг от друга! Рассмотрим простой и актуальный пример - 2 пешеходных светофора на Волгоградском проспекте между ТТК и новой эстакадой в Текстильщиках. Оба перехода находятся в промзоне, точек притяжения почти нет, каждым из них пользуются лишь несколько десятков человек в час. Сейчас утром зеленый Волгоградке 320 сек., пешеходам 22 (включается всегда, есть обратный отсчет). Оба светофора работают в координации с единым циклом. Зеленый транспорту работает 92% времени, поток не рвется... и все равно для транспортного потока этого не хватает, участок перегружен, пассажиры и водители теряют много времени.

    Представим, что координацию убрали и сделали включение кнопок не чаще 1 раза в 3 минуты. Если к каждому светофору человек будет подходить каждые 3 минуты и нажимать кнопку, на каждом светофоре на 158 секунд транспортного будет 22 секунды. При полном совпадении зеленый будет 88%, вроде бы не сильно меньше 92-94%. Но дело в том, что без координации часы двух светофоров неизбежно разойдутся и включаться они будут не одновременно! В итоге получится, что зеленый на обоих одновременно будет работать лишь 100% - 12% - 12% = 76% времени! В остальное время будет либо разгон и торможение, либо красный обоим. К тому же на табло обратный отсчет отображаться не будет, а значит, некоторые пешеходы решат, что кнопка сломана и попробуют перейти на красный. Результат: несколько десятков пешеходов в час сэкономят 1-2 минуты, но потеряют уверенность в работоспособности кнопки и будут больше нарушать. А тысячи человек в час в общественном и личном транспорте по 5-7 минут потеряют из-за рассинхрона светофоров.

    Выходит, в описанном случае координация вместо кнопок выгодна всем. Тысячи людей в транспорте едут через оба светофора, хоть и меденно, но не останавливаясь. А десятки пешеходов хоть и ждут несколько минут, зато не переживают, работает кнопка или нет, и не идут на красный.

    Что надо сделать, чтобы кнопки применялись чаще?
    Прежде всего нужно улучшить саму конструкцию ТВП, повысив ее надежность и удобство. Научить контроллеры выводить секунды до зеленого сразу после нажатия. Внедрить алгоритм вывода фазы с пешеходами по схеме «или / или», чтобы нажатие кнопки не меняла бы длину цикла. А если все это удастся, тогда уже попробовать подружить кнопки с дистанционным управлением.

    Обо всем этом производителям контроллеров, светофоров, ТВП и технических решений в области интеллектуальных транспортных систем необходимо договориться между собой и подготовить комплекс решений:
    - Сразу после нажатия кнопки на светофорном табло обратного отсчета должно показываться время до включения вызывной фазы. Причем такой программный алгоритм нужно разработать не только для будущих моделей контроллеров, но и для уже работающих (например, в виде новой прошивки).
    - Новые модели кнопок должны стать более дружелюбными, отзывчивыми и менее ломучими. На них лучше предусмотреть окно 5 х 5 см с обратным отсчетом (на случай, если на светофоре табло отсчета нет), на которое будут вводиться данные с контроллера.
    - Чтобы нажатие кнопок не меняло длину цикла, разработать алгоритм работы фаз в логике «или / или».
    - При работе в координации обеспечить двустороннюю связь кнопок с управляющим компьютером для включения вызывных фаз без нарушения координации.

    А пока эти проблемы не решены, кнопки, к сожалению, могут активно применяться лишь на узких дорогах с незначительным пешеходным потоком.

    Уже четыре светофорных объекта в Зеленограде оборудованы кнопками для вызова пешеходных фаз, а девять - подземными детекторами транспорта.

    О нововведениях в работе зеленоградских светофоров рассказал в своем на Инфопортале Константин Антонович, член окружной комиссии по безопасности дорожного движения и технический директор компании «СпецДорПроект». Он опубликовал полный список объектов, на которых реализован принцип адаптивной работы на основе данных с индукционных петлевых детекторов, закладываемых под асфальт.

    Напомним, впервые не только в Зеленограде, но и вообще в России эта технология была минувшим летом на светофорах в Восточной коммунальной зоне (у поворота к городскому кладбищу) и у 11-й пожарной части на Солнечной аллее.

    Теперь же индуктивными петлями оснащены также светофоры на перекрестках Панфиловского проспекта с улицей Каменкой (у здания суда), с Филаретовской улицей, со 2-м Западным проездом (у «Дома мебели»), с проспектом Генерала Алексеева, а также светофоры на «кругу» у префектуры и у «старого моста» со стороны «нового города» (пересечение улиц Радио и Заводской).



    Четыре из перечисленных светофорных объектов оснащены еще и кнопками вызова пешеходных фаз. Речь идет о светофорах в Восточной коммунальной зоне, у «старого моста», у «Дома мебели» и на перекрестке Панфиловского проспекта и Филаретовской улицы. В дальнейшем кнопки будут появляться и на других регулируемых пешеходных переходах, предупредил Константин Антонович, в связи с чем он попросил пеших участников дорожного движения обращать внимание на их наличие. «Долбить кнопку и нажимать сто раз нет смысла - кнопка принимает вызов, и по заданной логике пешеход перейдет дорогу. […] От момента нажатия до перехода может пройти определенное время, т.е. зеленый загорится не сразу. Вечером–ночью–утром, естественно, вероятность "нажал и сразу перешел" значительно выше, т.к. предыдущий переход мог быть осуществлен давно», - пояснил Антонович.

    По словам специалиста, данные нововведения должны сильно облегчить жизнь всем участникам движения: автомобилистам, пешеходам и общественному транспорту. «Не надо ждать чудес, что в час пик все будет лететь. В час пик все едет натужно, но едет, и сама продолжительность такой "натуги" уже снизилась до 30–40 минут, если нет аварий / дождя / первого снега. Ну, а когда загрузка малая / средняя, то вообще сказка», - написал Константин Антонович.



    Применение индукционных петлевых детекторов, закладываемых под асфальт, позволяет обеспечить работу светофора по принципу так называемых вызывных фаз, когда сигналы переключаются в зависимости от наличия транспорта на тех или иных направлениях. При этом подземные петлевые детекторы отличаются большей надежностью по сравнению с навесными датчиками, которые устанавливаются на столбах, так как в меньшей степени подвержены воздействию окружающей среды, в том числе осадков. Данная технология применяется во многих зарубежных странах, но в России пока только тестируется. В случае успешного опыта работы индукционных петель в Зеленограде, в том числе в зимних условиях, столичный ЦОДД планирует распространить практику их использования на всю Москву.

    Из первоначального текста заметки удален фрагмент «На изготовление образца кнопки, соответствующей антивандальным требованиям, ушло четыре года», поскольку, как пояснил Константин Антонович, уточнение по срокам относилось не к кнопке, а к «логикам работы» системы. Инфопортал приносит извинения Константину Антоновичу и читателям.