Высокая воинская дисциплина каждого военнослужащего – залог высокой боевой готовности подразделения. Какие существуют дисциплинарные взыскания для военнослужащих

Арест в отношении военнослужащих.

Ограничение по воинской службе.

Наказания для военнослужащих.

Есть один дополнительный вид наказания – лишение специального воинского звания.

Предусмотрен статьёй 48 УК РФ.

Глава 9 УИК РФ предусматривает её исполнение.

Статья 61 УИК РФ – этот приговор направляется должностному лицу, присвоившему такое звание.

Это только дополнительный вид наказания и за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Должностное лицо в установленный срок и по определённому порядку вносит изменения – и лишает всех льгот и определённых званий.

Статья 51 УИК РФ – это примерно те же исправительные работы для военнослужащих. Удержания до 20%...

Раздел 5 – порядок исполнения.

Ещё возможность – ограничения по воинской службе.

Командир воинской части не позднее трёх суток издаёт приказ, в котором объявляет, в течение какого срока и на каком основании военнослужащему не засчитывают срок в стаж службы, не повышают, в каком размере удержания… Этот приказ объявляется по воинской части.

Командор воинской части сообщает о выполнении наказания в суд.

Удержания – из должностных окладов. Он не может быть повышен в звании, в должности…

С этими осуждёнными производится воспитательная работа с учётом тяжести преступления и личности осуждённого.

Статья 146 УИК РФ, там предусмотрено.

Статья 147 – о прекращении исполнения. Там тоже не позднее, чем за три дня до окончания срока, издаёт приказ – и направляет его в суд.

Статья 148 – освобождение от наказания или замена на другое.

Есть Инструкция об ограничении… 1997 года.

Есть и вид – арест для военнослужащих.

Глава 19 УИК РФ.

Положение о гауптвахте 1993 года.

Раздельное содержание рядовых, офицеров и т.д.

Предусмотрены меры поощрения и взыскания – в общем, почитаем сами.

Статья 55 УК РФ.

В УИК глава 20 этому посвящена.

Там говорится, что военнослужащие отбывают наказание в отдельных дисциплинарных батальонах или ротах.

Режим – примерно такой же, как в лишении свободы.

Режим в 156 статье.

Обеспечивает режим: исправление, воспитание воинской дисциплины, исполнение возложенных обязанностей, реализация прав и обязанности… Всё то же, что и к лишению свободы – это можно называть основные требования к режиму.

Отдельно отбывают офицеры и солдаты.

Есть статья 159 УИК РФ – там про посылки, передачи и бандероли. Зубрить не надо, но парочку примеров надо.

Есть статьи про переписку, про приобретение продуктов питания, про краткосрочные выезды…

Много сходного с лишением свободы.



Военная подготовка в статье 163 – это считай воспитательная подготовка.

Как и осуждённые к лишению свободы, согласно 164 УИК РФ они тоже трудятся. 50% зарплаты перечисляется им на лицевой счёт.

Воспитательная работа по 165 УИК РФ проводится. Проводит её командир воинской части, командир подразделения.

Статья 166 – изменение условий отбывания наказания в дисциплинарных воинских частях. В колониях лишения свободы есть обычные, облегчённые и строгие (у несовершеннолетних ещё и льготные), а там наподобие – при отбытии 1/3 наказания могут облегчённые условия. Строгих нет, есть обычные и облегчённые условия.

Здесь срок не в месяц, не в полгода – а 1/3 от наказания, и только после этого можно на облегчённые перейти. Там есть и повышенные расходы средств, и дополнительные два длительных свидания и т.д.

Меры поощрения примерно те же, но конкретизируются несколько в зависимости от вида наказания. Это статья 167 УИК РФ.

Предусмотрены меры взыскания – они в 168 УИК РФ. Похожи на обычные – выговор тот же. Порядок применения такой же – в письменной и в устной форме.

Статья 170 УИК РФ – примерно те же материально-бытовые обеспечения условия, как в лишении свободы.

Система наказания расположена – от менее строгим к более строгим. Мы рассмотрели лишение свободы раньше только потому, что она подробнее изложена.

Больше в последнее время применяется лишение свободы, чем что-то иное.

Освобождение от наказания следующим будет, потом – зарубежные страны, а потом Новый Год и экзамены.

Уже давно начал публиковать цикл статей об обязанностях, которые каждый солдат должен знать наизусть. Нет, конечно до армии этому никто не уделяет никакого внимания. Но с первого же дня службы все призывники начинают зубрить и выучивать наизусть эти обязанности. Сегодня речь пойдет об очередной порции полезной информации.

Я бы даже сказал об основе всей армии — о воинской дисциплине. Мы учили эти строки дисциплинарного устава сразу после обязанностей дневального по роте. И учили только первый абзац.

Но я знаю, что в разных воинских частях по-разному относятся к освоению знаний именно воинской дисциплины. Друзья рассказывали, что их заставляли учить статьи о воинской дисциплине и целиком. Так или иначе, основные статьи я здесь все-таки размещу. Поехали.

1. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).
2. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего отечества, на его беззаветной преданности своему народу. Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.
3. Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

  • быть верным воинской присяге, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации;
  • выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;
  • стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;
  • быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну; поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;
  • оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;
  • с достоинством вести себя в общественных местах не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан.

4. Высокая воинская дисциплина достигается:

  • воспитанием у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);
  • личной ответственностью каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов;
  • поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгим соблюдением распорядка дня всеми военнослужащими;
  • четкой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;
  • повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;
  • созданием в воинской части (подразделении) необходимых материально-бытовых условий.

Конечно, даже если не учить эти статьи полностью, прочитать их несколько раз точно стоит. Большинство из этих принципов и правил вполне применимы и к нашей повседневной гражданской жизни. Согласны?

Если же вы хотите продолжить изучение обязанностей, которые необходимо знать наизусть в 100% воинских частей, то советую нажать на кнопки ниже и ознакомиться с другими статьями обязанностей из этой рубрики.

Желаю успехов в освоении обязанностей,

сержант запаса Сувернев.

Можно вооружить армию любым, даже фантастическим оружием, но есть основополагающее понятие, при отсутствии которого, даже армия с таким оружием будет просто вооружённой толпой. Это понятие – дисциплина.

Злопыхательские комментарии к статьям военного содержания могут быть написаны только теми, кто не понимает важности воинской дисциплины. Такими могут быть:
- не служившие в ВС, либо по допризывному возрасту, либо уклонисты, т. е. «откосившие» от службы;
- прошедшие службу, мягко говоря, не слишком достойно.

И те, и другие, личного, командного опыта не имеют, а, следовательно, и важности данного вопроса не представляют. Может быть я «сгущаю краски»? Давайте разберёмся. Приношу свои извинения тем, кому последующий «ликбез» ни к чему, по причине собственного достаточного опыта.

Итак, что же такое воинская дисциплина, в чём её смысл и важность? Всё это изложено в первых пяти статьях Дисциплинарного Устава. Именно эти статьи всегда в войсках требуется знать наизусть и понимать досконально.

1. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил государства (далее – общевоинские уставы) и приказами командиров (начальников).

2. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту государства. Она строится на правовой основе, уважении чести и достоинства военнослужащих.

Основным методом воспитания у военнослужащих дисциплинированности является убеждение. Однако это не исключает возможности применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.

3. Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

Быть верным Военной присяге (обязательству), строго соблюдать законы государства и требования общевоинских уставов;
- выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь государственное и военное имущество;
- беспрекословно выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни, стойко переносить трудности военной службы;
- быть бдительным, строго хранить государственную тайну;
- поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;
- оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;
- вести себя с достоинством в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан;
- соблюдать нормы международного гуманитарного права.

4. Воинская дисциплина достигается:

Воспитанием у военнослужащих морально-психологических, боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);
- знанием и соблюдением военнослужащими законов и других нормативных правовых актов государства, требований общевоинских уставов и норм международного гуманитарного права;
- личной ответственностью каждого военнослужащего за исполнение обязанностей военной службы;
- поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка всеми военнослужащими;
- четкой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;
- повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;
- созданием в воинской части (подразделении) необходимых условий военной службы, быта и системы мер по ограничению опасных факторов военной службы.

5. За состояние воинской дисциплины в воинской части (подразделении) отвечают командир и заместитель командира по воспитательной работе, которые должны постоянно поддерживать воинскую дисциплину, требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.

А сейчас информация для тех, кто решил стать офицером, но при этом не имеет даже отдалённого представления о том, что такое быть КОМАНДИРОМ.

6. В целях поддержания воинской дисциплины в воинской части (подразделении) командир обязан:
- изучать личные качества подчиненных, поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между ними, сплачивать воинский коллектив;

Знать состояние воинской дисциплины и морально-психологическое состояние личного состава, добиваться единого понимания подчиненными командирами (начальниками) требований, задач и способов укрепления воинской дисциплины, руководить их деятельностью по укреплению воинской дисциплины и морально-психологического состояния личного состава, обучать практике применения поощрений и дисциплинарных взысканий;

Немедленно устранять выявленные нарушения правил несения службы и решительно пресекать любые действия, которые могут причинить вред боеспособности воинской части (подразделения);

Организовывать правовое воспитание, проводить работу по предупреждению преступлений, происшествий и проступков;

Воспитывать подчиненных военнослужащих в духе неукоснительного выполнения требований воинской дисциплины и высокой исполнительности, развивать и поддерживать у них чувство собственного достоинства, сознание воинской чести и воинского долга, создавать в воинской части (подразделении) нетерпимое отношение к нарушениям воинской дисциплины, обеспечивать на основе гласности их правовую и социальную защиту;

Анализировать состояние воинской дисциплины и морально-психологическое состояние подчиненных военнослужащих, своевременно и объективно докладывать вышестоящему командиру (начальнику) о нарушениях, а о преступлениях и происшествиях – немедленно.

Уважение личного достоинства военнослужащих, забота об их правовой и социальной защите – важнейшая обязанность командира (начальника).

7. Командир (начальник) должен знать нужды и запросы подчиненных, добиваться их удовлетворения, не допускать грубости и унижения личного достоинства подчиненных, служить образцом строгого соблюдения законов и других нормативных правовых актов государства и требований общевоинских уставов, быть примером нравственности, честности, скромности и справедливости.

8. Деятельность командира (начальника) по поддержанию воинской дисциплины оценивается не по количеству правонарушений в воинской части (подразделении), а по точному соблюдению им законов, других нормативных правовых актов государства и требований общевоинских уставов, полному и эффективному использованию своей дисциплинарной власти и исполнению своих обязанностей в целях наведения внутреннего порядка, своевременного предупреждения нарушений воинской дисциплины. Ни один нарушитель воинской дисциплины не должен уйти от ответственности, но и ни один невиновный не должен быть наказан.

Командир (начальник), не обеспечивший необходимых условий для соблюдения уставного порядка и требований воинской дисциплины, не принявший мер для их восстановления, несет за это ответственность.

Командир (начальник) не несет дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные его подчиненными, за исключением случаев, когда он скрыл правонарушение или не принял необходимых мер в пределах своих полномочий по предупреждению правонарушений и привлечению к ответственности виновных лиц.

Каждый военнослужащий обязан содействовать командиру (начальнику) в восстановлении порядка и поддержании воинской дисциплины. За уклонение от содействия командиру (начальнику) военнослужащий несет ответственность.

9. Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия.

В случае открытого неповиновения или сопротивления подчиненного командир (начальник) обязан для восстановления порядка и воинской дисциплины принять все установленные законами государства и общевоинскими уставами меры принуждения, вплоть до задержания и привлечения нарушителя к предусмотренной законодательством государства ответственности. При этом оружие может быть применено только в боевой обстановке, а в условиях мирного времени – в исключительных случаях, не терпящих отлагательства.

Именно командир несёт ответственность за всё происходящее в вверенном ему подразделении, в то числе и за воспитание, подчинённого личного состава. При этом отдельно упоминается умелое сочетание и правильное применение мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива. т. е. так называемая система «кнута и пряника». Но насколько серьёзен «кнут» и насколько привлекателен «пряник»? Тем более в современных условиях.

Сначала «пряник».

17. Поощрения являются важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины.

Командир (начальник) в пределах прав, определенных настоящим Уставом, обязан поощрять подчиненных военнослужащих за особые личные заслуги, разумную инициативу, усердие и отличие по службе.

В том случае, когда командир (начальник) считает, что предоставленных ему прав недостаточно, он может ходатайствовать о поощрении отличившихся военнослужащих властью вышестоящего командира (начальника).

Поощрения, применяемые к солдатам, матросам, сержантам и старшинам:

20. К солдатам, матросам, сержантам и старшинам применяются следующие поощрения:
а) снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания;
б) объявление благодарности;
в) сообщение на родину (по месту жительства родителей военнослужащего или лиц, на воспитании которых он находился) либо по месту прежней работы (учебы) военнослужащего об образцовом выполнении им воинского долга и о полученных поощрениях;
г) награждение грамотой, ценным подарком или деньгами;
д) награждение личной фотографией военнослужащего, снятого при развернутом Боевом знамени воинской части;
е) повышение воинского звания до ефрейтора (старшего матроса);
ж) досрочное повышение сержантов (старшин) до очередного воинского звания, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;
з) повышение сержантов (старшин) до очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, до старшего сержанта (главного старшины) включительно;
и) награждение нагрудным знаком отличника;
к) занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилий отличившихся солдат, матросов, сержантов и старшин.

Теперь «кнут».

55. К солдатам, матросам, сержантам и старшинам могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:
а) выговор;
б) строгий выговор;
в) лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
г) лишение нагрудного знака отличника;
д) предупреждение о неполном служебном соответствии;
е) снижение в воинской должности ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины);
ж) снижение в воинском звании ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины);
з) снижение в воинском звании со снижением в воинской должности ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины);
и) досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
к) дисциплинарный арест.

94. Дисциплинарный арест является крайней мерой дисциплинарного воздействия и заключается в содержании военнослужащего в условиях изоляции на гарнизонной или войсковой (корабельной) гауптвахте.

Дисциплинарный арест применяется к военнослужащему лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый дисциплинарный проступок. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение кодексом государства об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.

Дисциплинарный арест назначается на срок до 30 суток за один или несколько грубых дисциплинарных проступков. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то срок дисциплинарного ареста устанавливается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение кодексом государства об административных правонарушениях.

Дисциплинарный арест за несколько грубых дисциплинарных проступков назначается путем поглощения менее строгого дисциплинарного взыскания более строгим либо путем частичного или полного сложения сроков ареста в пределах срока, установленного законодательством государства.

Дисциплинарный арест за грубый дисциплинарный проступок, совершенный в период отбывания дисциплинарного ареста, назначается путем частичного или полного сложения сроков ареста. В этом случае непрерывный срок нахождения военнослужащего под дисциплинарным арестом не должен превышать 45 суток.

Во время отбывания дисциплинарного ареста военнослужащий не может быть исключен из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе.

Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

Время отбывания дисциплинарного ареста в срок военной службы не засчитывается.

А за что военнослужащий может попасть под арест?

1. К грубым дисциплинарным проступкам относятся:

Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
- самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву;
- неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег, при назначении, переводе, а также из командировки, отпуска или лечебного учреждения;
- отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или офицера, проходящего военную службу по призыву, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени;
- уклонение от исполнения обязанностей военной службы;
- нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы);
- нарушение правил несения пограничной службы;
- нарушение уставных правил караульной службы;
- нарушение уставных правил несения внутренней службы;
- нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне;
- нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
- умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества;
- уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества;
- нарушение правил сбережения вверенного для служебного пользования военного имущества, повлекшее по неосторожности его утрату или повреждение;
- нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение, повреждение или утрату военного имущества либо иные вредные последствия;
- нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия;
- исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
- непринятие командиром в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе военнослужащим, привлечению военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо по устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а равно сокрытие командиром информации о совершении подчиненным ему по службе военнослужащим преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка;
- административное правонарушение, за которое военнослужащий в соответствии с кодексом государства об административных правонарушениях несет дисциплинарную ответственность.

Как видно из всего вышеизложенного, арест на военнослужащего может быть наложен старшим начальником, но по ходатайству младшего командного звена. Причём этому «младшему командному звену» никто не мешает за счёт личных связей с начальником гауптвахты, продлить арест с назначенных 3-х, до максимально возможных 45 суток, которые в срок службы засчитаны не будут. Не проще ли в таком случае, без гауптвахты, без военного суда? Посчитайте. Это всё живые деньги, которые платят налогоплательщики и которые входят в военные расходы. Нет гауптвахты – нет караула при ней. Так всё это теряет смысл при установленном, фиксированном наказании – увеличение срока службы (что в принципе и так произойдёт). Пошёл в «самоход» и «залетел» вот тебе «+» к сроку. Решил «бухнуть» - ещё добавка. Будут желающие?

Воспитательное воздействие может быть достигнуто только при неминуемости наказания. В постсоветских армиях зачастую командиры ограничиваются нарядами на службу. Однако, без контроля качества несения этого наряда, никакого «наказательного» элемента в нём нет. Наказанный военнослужащий воспринимает его просто как досадный «лишний» наряд, а в малых отдельных подразделениях бойцы и так – «через день на ремень». О каком воспитательном воздействии можно говорить?

А что из перечисленных поощрений сможет по действенности сравниться с сокращением срока службы?

Любое хорошее, чаще всего воспринимается, как само собой разумеющееся, и, следовательно, не обязательно должно поощряться. Такое отношение командиров приводит в тому, что солдат, выполняя какое-либо задание, обычно не надеется даже на «благодарю». Командир «благодарю» не сказал и не надо, а сержант может и обязан, объявив перед строем благодарность за то же, образцово выполненное задание. А в следующий раз солдат будет стараться ещё больше, потому что тот же сержант, может ходатайствовать о поощрении перед лейтенантом. А остальные военнослужащие? Как считаете?

Ладно, оставим пока свои проблемы и посмотрим, а как дело обстоит «там». У так любимых некоторыми американских наёмных профессионалов. Кстати, физические наказания у них в порядке вещей, унижение личного достоинства – основа «воспитания». А больше всего их страшит принятая система наказаний, которая предусматривает денежный штраф, т.е. «бьёт по карману». Не верите? Не надо. Почитайте книгу «Черви», Роберта Флэнагана.

Переход же чисто на контрактную основу полностью лишит армию России мобилизационного запаса (конечно для «косящих» это подлинный рай). Можно конечно «резервистов» готовить отдельно. Но в условиях современной России это можно расценивать либо как диверсию, либо как сознательное вредительство.

И последнее. В какой армии проще добиться высокой дисциплины? В «наёмной» или в патриотической «призывной», но с разными сроками службы?

Армейский Вестник


проведения боевого информирования

ТЕМА: «Высокая воинская дисциплина каждого военнослужащего – залог высокой боевой готовности подразделения».

Дата проведения: ________

Время проведения: 20 минут.

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ:

Жизнедеятельность Российских Вооруженных Сил происходит в исключительно сложных социально-экономических и политических условиях. Трудности, которые переживает страна, армия и флот ощущают на себе гораздо острее, чем другие институты государства.

В этих условиях, как никогда, от всего личного состава, от каждого воина требуется высочайшая дисциплинированность и исполнительность, добросовестное выполнение конституционного долга.

Дисциплина — это сложное и многоплановое социальное явление. Из различных видов и форм социальной дисциплины важнейшее место среди них занимает государственная дисциплина, которая базируется на правовых нормах установленных государством. Она заключается в соблюдении гражданами установленных норм и правил обеспечивающих согласованное функционирование всех структур государства и общества. Объективную основу дисциплины составляет острая необходимость координации деятельности людей, создаваемых ими организаций и учреждений. Государство определяет нормы и правила поведения людей, создает необходимые органы для обеспечения такого поведения.

Имеется большое количество различных определений дисциплины. В самом широком смысле дисциплина — это определенный порядок поведения людей, отвечающих сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Исторический опыт свидетельствует, что ни одна область в жизни и деятельности любого общества, государства не может обходиться без определенной организации и дисциплины, обязательного выполнения общепринятых правил и норм поведения.

Одним из видов государственной дисциплины является воинская дисциплина, которая имеет для Вооруженных Сил особое значение. Воинская дисциплина выступает как один из принципов военного строительства. Она выполняет роль организующего фактора, упорядочивает и охраняет систему отношений внутри воинского коллектива. Ее правилами и нормами охватываются отношения между начальниками и подчиненными, старшими и младшими, а также между военнослужащими, равными друг другу по должности и воинскому званию.

Без дисциплины армия существовать не может. Ратный труд, специфика воинской службы требует жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих, четкой субординации их взаимоотношений, строгого и точного соблюдения требований воинских уставов, приказов, инструкций и наставлений, что отличает их от гражданских кодексов и норм. Воинская дисциплина — это основа боевой готовности Вооруженных Сил. Не случайно ее называют матерью победы. Дисциплина сплачивает людей, удесятеряет силы, помогает быстрее, с меньшими потерями и в короткие сроки достигать поставленных целей.

Опыт истории прошлых войн, в том числе Великой Отечественной, показывает, чтобы победить нужна железная дисциплина. И наоборот, отсутствие дисциплины порождает беспорядок, дезорганизацию, а в условиях войны ведет к напрасным потерям и поражению.

Суть воинской дисциплины, как неотъемлемой части государственной дисциплины, изложена в Дисциплинарном уставе ВС РФ.

Статья первая Дисциплинарного устава гласит: » Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)”. Раскрывая это определение, руководителю необходимо подчеркнуть, что дисциплина не имеет цели ущемить права личности и не отвергает инициативу, не ущемляет личного достоинства воина. Она обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению стоящих задач. Строгое соблюдение предписываемых правил говорит только о глубоком понимании военнослужащим существа воинской службы, его сознательности, стремлению любой ценой, не считаясь с опасностями, с риском для жизни выполнить полученный от командира (начальника) приказ, исполнить свой воинских долг.

Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.

Таким образом, можно сказать, что сущность сознательной дисциплины состоит в знании правил поведения и установленного порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и ее результатом выступает дисциплинированность как качество личности воина. Дисциплинированность — это требования дисциплины, исполнение которых стало для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные требования в силу ответственности за свои действия перед законом и, главным образом, в силу сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы — интересам боеготовности подразделения, части, корабля.

Дисциплинированность выше и устойчивее будет там, где более последовательно и обоснованно ведется работа по укреплению дисциплины, порядка и организованности. Здесь руководителю необходимо остановиться на разъяснении воинам обязанностей по соблюдению воинской дисциплины, примеров высокой дисциплинированности солдат и сержантов, взятых из истории, личного опыта и жизнедеятельности подразделения.

Воинская дисциплина — одна из самых существенных сторон деятельности и общения военнослужащих. Высокая ответственность, сознательность, инициатива и творчество каждого военнослужащего делают воинскую дисциплину и организованность важным компонентом боевой готовности Вооруженных Сил. Даже такой элемент боевой готовности армии, как техническая оснащенность, в полной мере может проявляться только благодаря дисциплине, организованности, исполнительности каждого воина. Дисциплина есть один из определяющих факторов военного уклада жизни и учебно-боевой деятельности, эксплуатации и применения коллективных видов оружия и военной техники. В нынешних условиях, когда к боеготовности Вооруженных Сил предъявляются новые требования, в содержание воинской дисциплины прочно вошли такие формы ее проявления, как дисциплина времени, дисциплина управления, дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники, техническая дисциплина, дисциплина марша, дисциплина боевого дежурства и т.д. Такая дифференциация воинской дисциплины помогает в определенной мере конкретизировать работу по ее укреплению. Однако воинская дисциплина едина по своей сути, охватывает все стороны жизни и деятельности военнослужащих, вбирает требования военной присяги, воинских уставов, наставлений и инструкций. Главным стержнем дисциплины является беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений.

  1. Основные слагаемые дисциплинированности воина.

Носителем дисциплины является каждый конкретный воин. Воинская дисциплина отражается в его сознании, поведении и проявляется в дисциплинированности.

Из чего слагается дисциплинированность воина?

Знания о целях и задачах своей деятельности, знания своих уставных обязанностей, порядка и правил установленных в Вооруженных Силах.

Но только иметь знания мало. Органически входят в структуру дисциплинированности воина поведенческие навыки и умения. Как показывает практика многие военнослужащие знают свои служебные обязанности, требования уставов, но у них часто не хватает опыта, умения совершить поступок в соответствии с воинскими уставами и наставлениями. А ведь только навыки и умения дают возможность воину действовать четко, уверенно и быстро в самых сложных, быстро меняющихся условиях учебно-воспитательной и боевой работы. Став устойчивой внутренней потребностью воина, они превращаются в привычку дисциплинированного поведения. А это то, что во многом предопределяет действия и поступки военнослужащих в реальной жизни. Они могут быть положительными и отрицательными. Анализ фактов нарушения воинской дисциплины показывает, что нередко они являются следствием вредных привычек (невыдержанность в действиях, безответственность, резкость в выражениях, пьянство, неисполнительность, необязательность и т.д.). В ходе занятий следует привести примеры вредных привычек и обсудить пути их преодоления.

Дисциплинированность неразделима с отличным знанием устройства военной техники и вооружения, умелого их использования и применения в учебном и реальном бою, глубокими знаниями тактики боя, натренированностью органов чувств, с физической выносливостью.

Превращение знаний из предпосылки дисциплинированного поведения в фактор определяющий поведение военнослужащего осуществляется через его убеждения, и прежде всего — через убеждение о необходимости высокой воинской дисциплины.

Убеждения — важнейший компонент в структуре дисциплинированности воина. А.С.Макаренко отмечал «… дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение … найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности”.

Определяющим компонентом в структуре дисциплинированности воина является его патриотическое сознание, ответственность за судьбу своей Родины. Патриотизм, осознание высокой личной ответственности за судьбу Родины, ее надежную защиту составляют стержень дисциплинированности воина, всех других его качеств и свойств.

Высокие нравственные качества служат предпосылкой формирования дисциплинированности воина, а отдельные из них выступают как элементы дисциплинированности (к примеру, долг и ответственность, трудолюбие, совесть, войсковое товарищество, честность, правдивость являются и нравственными качествами и нормами поведения воина).

Знания, убеждения, привычки находятся в единстве, определяют дисциплинированное поведение воина. Они выступают важнейшим фактором, создающим его внутренние побуждения, которые заставляют воина поступать так, а не иначе в каждом конкретном случае, определяют поведение в различных ситуациях.

Каждый поступок — нравственный и безнравственный — имеет свой мотив. Это те побудительные силы, которые позволяют осуществиться тому или иному поступку воина.

Дисциплинированность связана со всеми качествами личности воина. Например, волевые качества (целеустремленность, решительность, стойкость, самообладание) характеризуют дисциплинированность воина, а задачи воспитания дисциплинированности и воли во многом совпадают, поэтому нередко нарушения воинской дисциплины имеют своей причиной недостаточное развитие волевых качеств. Не случайно, что в психологической науке дисциплина и дисциплинированность характеризуются как сложное волевое качество. Воля — это способность воина преодолевать сложные препятствия при достижении поставленной цели. Волевые качества военнослужащих, проявляющиеся в их способности управлять собой в сложных ситуациях, являются компонентом их морально-боевых качеств, в том числе дисциплинированности.

Дисциплинированность как качество воина тесно связана с патриотическими, военно-профессиональными, правовыми, нравственными, физическими, эстетическими качествами. Поэтому дисциплинированность относят и к патриотической, и к нравственной, и к эстетической, и другим категориям. Отдельные качества служат либо предпосылкой формирования дисциплинированности, либо отдельные выступают как элементы дисциплинированности. По наличию названных качеств и судят о дисциплинированности воина в целом.

Дисциплинированность имеет и много других, взаимосвязанных между собой элементов — самовоспитание и самодисциплина, повиновение и исполнительность, воинская честь и т.д.

Важнейшими элементами дисциплинированности является исполнительность, т.е. беспрекословное повиновение. Исполнительность является душой дисциплинированности. Народная пословица гласит: » Исполнительность — душа военной службы”. Выражением исполнительности выступает точное, беспрекословное, своевременное выполнение воинами приказов командиров (начальников), своих обязанностей, воинского долга в любых условиях.

Что такое воинская дисциплина?

– есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.

Существовали два фундаментальных значения термина: референт к акту, для которого познано знание, и самому знанию, а другое относится к акту, для которого он доминирует, и руководит самим духом и духовным владычеством. как дисциплина находит свое самое важное и трудное применение в отношении образования и школы; но особенно, когда преобладает политический момент, он также может быть связан с военной, церковной, профессиональной жизнью и т.д.

Работа Людовико Вивеса под названием «Де дисциплина», вторая часть которой состоит из пяти книг «Де-традендис-дисциплина», представляет собой переход от средневековой концепции дисциплины к новой науке, в которой познавательный ревум получил фундаментальное значение, а дисциплины для передачи были уже не те мелочи и квадривио, а все созданные и созданные в соответствии с новыми методами.

Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.

Высокая воинская дисциплина достигается:

· воспитанием у военнослужащих высоких морально – психологических и боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);

Понимание в своем нравственном смысле дисциплина может относиться как к концентрации, так и к доминированию духовных сил для продвижения в познании и, в целом, во всем их образовании и к средствам и процессам, в которых этот эффект может быть достигнут мастером в школа. Два упомянутых чувства, как они, естественны, тесно связаны друг с другом. Можно сказать, что в этом отношении представлены две основные концепции: одна - это концепция, которая может быть названа по существу авторитарной или даже гетерогенной, согласно которой внутренняя дисциплина он получает с помощью средств и процедур, основанных на авторитете мастера, пассивно пострадавших от ученика, и, следовательно, средствами и процедурами, начиная от императивного запугивания, которое также может быть запугиванием, при использовании премьеров и наказаний еще более серьезным, таких как телесные наказания в разной степени и путях, а другая - концепция либеральной или автономной дисциплины, которая создается учеником и вообще субъектом, обучая свободное подчинение авторитету мастера, в этом случае дисциплинирующее действие мастера осуществляется в том же акте, что и его учебно-воспитательная работа, в выражении его чувств и его суждениях об одобрении, а некоторые в общем направлении его воли.

· личной ответственностью каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей, и требований воинских уставов;

· поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгим соблюдением распорядка дня всеми военнослужащими;

· чёткой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;

Дисциплина авторитарные или гетерономно несомненно имел большую роль в истории образования, и имеют еще много случаев образовательной практики. В целом можно сказать, что она преобладала среди народов древностей в коэрцитивных дисциплинах формной, репрессивной и карательной исходя из жесткой и неумолимой власти, утихла суровыми, а иногда и насильственными средствами. «Нет, за исключением поправок к ребенку, если вы наказываете его жезлом, не умирает Будешь бить его жезлом, и избавить.» Душу от «ада», как говорят в пословицах; и по пути римского образования, как известно, настенную живопись найденную в Помпеях, представляющий школу сцену учителя, который использует кнут на голого мальчика и при поддержке компаньона.

· повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчинённым и контролем над их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;

· созданием в воинской части (подразделении) необходимых материально – бытовых условий.

Только с Гуманизм и Ренессанс будет делать частые голоса, требующие более мягкой учебной дисциплины и уважительное личности ребенка, если не должным образом вегетативно. Иностранцы Эразм, Рабле, Монтень также энергично протестовали против дисциплины, более чем жестокой, бесчеловечной в школах и колледжах своего времени; и Монтень известен среди своих очерков, один на «воспитание молодежи, которая выступает против» Ад школьной дисциплины, строгая дисциплина, но, но сладкий и дальновидный и великодушный.

Знакомый - это дисциплинарная система, которая использовалась в школах иезуитов, представленная Игнатием Лойолой, который не столько изобретал себя, сколько занимал здоровое растение, внося лишь незначительные вариации из школ в Париже, где он Этот метод, который сам Луола назвал «парижским» способом или методом, был главным образом сосредоточен на религиозности, культивируемой с частотой таинств, с конгрессами Мариан и другим практическим пирогом. надзорные функции, возложенные на некоторых учеников, торжественные награды, различные виды наказаний, которые теперь унижают их собственную привязанность, в настоящее время наносящие небольшое телесное наказание, вместе представляют собой совокупность мер, которые неэффективны, по крайней мере, незамедлительно, для достижения определенного внешнего порядка в школе, а также стимулировал деятельность интеллекта и воли.

Дисциплина вытекает из принципа военной иерархии и определяет не только отношение подчиненных к начальникам, но и отношение начальников к подчиненным. Дисциплина не совпадает с понятием воинской подчиненности (субординации).

Принцип военной иерархии состоит в том, что значение каждого лица в войске определяется в зависимости от большей или меньшей близости его к верховному вождю. В этом отношении все военнослужащие располагаются по ступеням лестницы, нисходящей от верховного вождя, и каждый вышестоящий по отношению ко всем нижестоящим является начальником, а каждый нижестоящий по отношению ко всем вышестоящим - подчиненным. Принимая от начальника веления верховного вождя, подчиненный обязан полным ему повиновением . Это - первая обязанность подчиненного и, вместе с тем, основной признак понятия воинской Дисциплины.

Де Ла Саль в школьном поведении, всегда занимаясь дисциплиной как внешний порядок школы, сделал ее по существу исходящей из союза твердости со сладостью, так что для стороне детей уважать и бояться мастера, для другого мастера, школы и упражнения, которые они делают. Но концепция автономной дисциплины, уже упоминавшаяся, если не сделанная Локком в «Мыслех об образовании», имела его великого писателя в Руссо, который даже дошел до крайности, чтобы полностью устранить авторитет учителя и педагога, утверждая, что истинная дисциплина заключается в том, что педагог только дает себе свободное осуществление своей деятельности, с живым опытом, который он собирает в своем поведении, с личной разработкой естественных последствий его действий В этом тезисе был великий принцип, что истинное образование может быть сделано только в активном выражении духовной жизни, которое само по себе находит силу и собственный закон, но это была основная ошибка, заключающаяся в том, жизнь воспитания вне исторической реальности и, следовательно, социальные отношения, в которых она имеет место.

Второй признак - обязанность подчиненного уважать начальника. Повиновение, в смысле юридической обязанности, состоит в подчинении распоряжениям начальника, в неуклонном исполнении его приказаний; но оно обязательно лишь постольку, поскольку начальник является проводником велений верховного вождя. Поэтому повиновение должно быть полным, но не слепым; приказ противозаконный или выходящий за пределы служебных отношений не может быть считаем обязательным к исполнению начальническим приказом.

Если принцип свободы, который является тогда достоинством человеческого достоинства, должен быть подтвержден в концепции дисциплины, с другой стороны, нельзя отрицать принцип власти, который тогда является исторической реальностью; но эти два принципа должны быть диалектически составлены. Кантом, который в своих знаменитых произведениях морали и педагогики сосредоточился на решении проблемы дисциплины, т.е. примирении свободы с властью, в концепции автономии, то есть воли, свободной от акта, в котором она выбрана максимально способный к универсализации, то есть закон, который диктует категорические императивы.

Уважение, также в смысле юридической обязанности, состоит в оказании наружных знаков почтения ; оно служит внешним проявлением признания авторитета начальника и тем обеспечивает подчиненность. Как средство обеспечения подчиненности, оказание наружных знаков почтения начальству должно иметь место не только в сфере отношений служебных, но и в сфере отношений неслужебных.

Но если философская проблема дисциплины исходила от Канта до решения, техническая проблема реализации дисциплины в области образования была исключена. В двух работах: Общая педагогика вышла из конца образования и Опираясь на педагогические уроки, он состоял из дисциплины двух элементов или моментов: правительства детей, которое в основном предназначено для получения и поддержания порядка посредством деятельности детей и надзора над ними с властью и любовью, и нравственная культура, которая является действием, непосредственно осуществляемым на них для формирования их морального характера.

Обязанности начальника в отношении подчиненного, по их существу, такой точной формулировке не поддаются. Обусловливаемые главной задачей начальника в мирное время - подготовить войско, дать ему надлежащее нравственное воспитание, - они крайне многообразны и не имеют столь резких характерных черт. Кроме того, они тесно соприкасаются и нередко переплетаются с обязанностями начальника как органа административного военного управления. Отчасти вследствие этой неопределенности начальнических обязанностей, но, главным образом, под влиянием:

Видари кажется, что концепция дисциплины выражает только формальный аспект образовательной работы, но не устраняет необходимость рассмотрения двух других аспектов этого, которые являются образованием и просвещением, которые унифицированы моральной дисциплиной в процессе культуры. В области права дисциплина является нормой поведения, налагаемого на человека человеком или должностным лицом, имеющим особую силу для этого. Но поскольку поведение человека может быть противоречено, такие санкции необходимы для нарушения конкретного обязательства, которые называются дисциплинарными санкциями и являются характерной чертой дисциплины.

1) линейной тактики, требовавшей от солдата одного безусловного повиновения и признававшей идеалом солдата-автомата;

2) системы комплектования войск вербовкой и рекрутскими наборами, переполнявшей армию порочными элементами;

3) былых условий общественной жизни, когда подавление личности в войске не стояло в резком противоречии с положением личности вне войска, - исторически выработался односторонний взгляд на воинскую Дисциплину, как на совокупность только тех условий, которые определяют отношения подчиненных к начальникам. Большинство современных военных писателей отказалось от такого вывода, но иногда и ныне можно еще встретить в военной литературе отожествление понятия Дисциплина с понятием подчиненности.

Что касается широкой общественности, связанной с каждым человеком по отношению к государству, то это полицейская власть, которой подвергается государство, и общие криминальные репрессии, с которыми она конкурирует Поэтому, чтобы иметь дисциплину, человек должен быть в особом состоянии юмора в отношении других. Эта особая бесчеловечность может быть столь же обязательной, как и добровольная, и рассматривается как в области частного права, так и общественности. насильственное подчинение ребенка силе отца или того, кто делает вдову, добровольное подчинение тем, кто вступает искусство культуры, досуга, спорта, авторитет тех, кто согласно уставу руководит ассоциацией или теми, кто выполняет работу других, властям тех, над кем работа выполнена.

Личная дисциплинированность каждого воина - это социально-психологическая и нравственная черта его личности, проявляющаяся в уважительном отношении, к законам государства, нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу, В дисциплинированности воина выражается его готовность к самопожертвованию в вооруженной борьбе за безопасность Родины. Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она основана на мотивах патриотизма, долга, чести и высокой внутренней ответственности. Дисциплинированность не является сознательной, если она диктуется страхом наказания, соображениями выгоды или другими подобными стимулами. В структуре дисциплинированности выделяют две важные составляющие: самодисциплину и исполнительность.

В последней части мы видим, что дисциплина является точной и строгой в крупных современных производственных или коммерческих компаниях. Естественно, что дисциплина более правильно установлена ​​в публичном праве, где особые отношения подчиняются человеку власти намного многочисленнее.

Добровольное назначение в первую очередь относится к тем, кто присоединяется к профсоюзам работодателей или работников, которые, согласно итальянскому законодательству, являются, очевидно, юридическими лицами , или теми, кто для выполнения определенных профессий, таких как юридические или санитарные, чтобы быть включенными в определенные колледжи, которые имеют традицию и общественную цель.

Если поведение военнослужащего обусловлено исключительно пониманием норм и правил, не требующим каких-либо напоминаний, - это самодисциплина . Правильное поведение воина, которое направляется замечаниями, командами и приказаниями командиров и реализуется на основе повиновения, - это исполнительность . Дисциплинированность особенно важна в боевых условиях, когда малейшее нарушение может повлечь за собой невыполнение поставленной задачи.

Это также, похоже, напоминает о подчинении, когда не только моряки, но и пассажиров сравниваются с командиром корабля. Более того, следует отметить, что дисциплинарные отношения, которые мы видели в гражданской жизни, также встречаются в церковных институтах, и действительно можно сказать, что для концепции дисциплины и ее развития, а также для коррелятивной концепции иерархии, институты Церкви уже давно предшествовали государственным. Там, где он дисциплинирован, за то, что он сказал, всегда есть лидер, который может требовать от тех, кто повинуется ему в любом случае, кто размышлял о специальной связи и усердии в выполнении положительных выгод, которые сама облигация требует; но кроме того, замечательно, что принадлежность к определенному кругу людей может определять конкретное моральное поведение в каждом акте жизни, на который призвана смотреть сама глава.

Безусловно, какие бы новшества не вводились, без повышения дисциплинарных возможностей офицеров и, прежде всего ротного звена порядок в казарме наведен не будет. Те, кто непосредственно работают с личным составом, это понимают. Мы сегодня на себе испытываем несовершенство и недостаточность арсенала средств, которым нас наделило государство. Очевидно, что возможности влиять на ситуацию во вверенном вам коллективе должны быть эффективными, в полной мере отвечать требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Ясно, например, что казарменного хулигана, находящегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и представляющего явную угрозу окружающим, необходимо, прежде всего, от них изолировать. Но как это реально сделать, если у вас во всем арсенале мер принуждения «выговор» и «строгий выговор»?! Нужен дисциплинарный арест. Нужен закон, позволяющий упростить процедуру его применения.

Это самые яркие примеры этого при расследовании обычаев, которые это вокруг членов определенных клубов и вокруг государственных чиновников. Отсюда следует, что то, что обычно регулируется только в области этики и равнодушно относится к правовому порядку , в исключительных случаях становится актуальным для закона.

Штрафы перечислены здесь в зависимости от серьезности недостатков: те из первых категорий относятся к малейшим нарушениям, постепенно к тем из для самых серьезных фолов; но, как видно, пенис из третьей категории вверх может применяться только к отношениям, в которых вы входите добровольно и дать все соответствующие специальные утилиты. На практике незначительные штрафы имеют обыкновение называться заказывать штрафы, те, которые производят от офиса или из института, акцентируя пенис. В литературе велико инакомыслие квалифицировать правовой характер дисциплинарных наказаний в отличии от обычного преступника.

Очень надеюсь, что Государственная Дума в ближайшее время рассмотрит этот законопроект во втором чтении. Назрела также и необходимость внести изменения в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы, исключив из них положения о таком виде уголовной ответственности , как содержание военнослужащих по призыву в дисциплинарной воинской части. Это даст возможность не только устранить существующее противоречие в системе единой уголовной ответственности граждан страны, но и позволит Минобороны отказаться от такого анахронизма, как дисциплинарные батальоны. Тем более, как показывает практика, в них зачастую происходят нарушения прав человека, а служащие там офицеры и прапорщики в прямом смысле морально деградируют и теряют свои профессиональные навыки, превращаясь, по сути, в «тюремщиков».

Пришло время и для создания дисциплинарных судов в воинских частях . Их компетенцией могло бы стать рассмотрение грубых проступков, административных нарушений , некоторых случаев нанесения материального ущерба, а также ряда других вопросов, в том числе и в сфере гражданского права. Контроль над деятельностью подобных судов предлагается возложить на командиров и начальников, а надзор – на органы военной прокуратуры. Очевидно, что создание дисциплинарных судов будет способствовать изжитию произвола и неправомерных действий должностных лиц при принятии решений в отношении каждого конкретного военнослужащего. Кроме того, пора освободить воинские части от выполнения несвойственных им задач. Я имею в виду проведение дознания, розыска и задержания военнослужащих. Для этого целесообразно создать на базе существующих военных комендатур аналогичные межведомственные органы со своими штатными подразделениями, которые и будут заниматься решением этих вопросов. Данное предложение сейчас находится в стадии проработки.

Перечисленные меры сами по себе не являются панацеей от противоправных деяний в армейской среде. Их эффективность напрямую связана с готовностью каждого командира и начальника, сделать все от него зависящее, чтобы навести строгий уставной порядок во вверенном ему воинском коллективе. Сегодня подавляющее большинство российских офицеров не за страх, а за совесть исполняют возложенные на них обязанности. И чтобы помочь им в этом, руководство Минобороны стремится строго придерживаться старой армейской мудрости. Для успеха в любом деле, надо не только поставить конкретную задачу и четко определить срок ее выполнения, но и обеспечить исполнителя всеми необходимыми средствами.

Говоря о воинской дисциплине, речь идет не просто о подчинении как форме исполнения приказов и распоряжений, точном и своевременном прибытии на работу, службу, но в самом широком понимании - о дисциплине общественной, о верности данному слову . Трудно не согласиться с мнением генерала Драгомирова: «Дисциплина нужна не только в военной службе. И жаль того народа, который ею не проникнут. Разница между военной и гражданской дисциплиной в силе напряжения, но не в духе или основе ее. Многим воинская дисциплина рисуется так, будто столь же полно обязывает одних, сколько развязывает других; будто она проявляется во всеоружии палок и безграничного произвола, именно того, что уже признано не охранительной силой, и разрушающей к ней примесью. Многим неизвестно, что дисциплина столь же облекает властью, сколько и сдерживает произвол».

Россия не прошла полной стадии капиталистического развития, вырабатывающего основу порядка - дисциплину труда, гражданских взаимоотношений, подчинения законам. Революционный энтузиазм 20-30-х гг., периода войны и хрущевской «оттепели» отчасти компенсировал недостаток дисциплинарной культуры, но полностью его не снял. В целом, словно между молотом и наковальней вырабатывалась в те годы воинская дисциплина. С одной стороны недоверие к кадрам, боязнь столкнуться с «врагами народа», а с другой - обыкновенная распущенность, нетребовательность к себе и другим, своего рода плоды «псевдореволюционной вольницы».

Лучшим периодом развития воинской дисциплины в нашей армии стали 50-60-е гг. Великая Отечественная война научила ценить порядок. Гордость страны, выигравшей войну, достоинство воина-победителя, помноженные на очистительные процессы в обществе, придали новый облик воинской дисциплине. Ее не просто терпели, а почитали и уважали. Увлекались учениями, любили парады, ценили воинские ритуалы, гордились военной формой.

Деградация социально-политических отношений с наступлением брежневского застоя, падение дисциплины в обществе сказались и на армии: появились «дедовщина», «землячества» и другие уродливые явления. И в прошлом и сейчас, причина которых - именно в слабости общественной дисциплины. Рост организованной и уличной преступности, рецидивы гражданской войны, погромы, демонстративное невыполнение законов и многие другие проблемы невозможно решить без укрепления порядка в обществе. Вряд ли в нынешнем идейном хаосе и политической толкотне стихийно вырастет дисциплинарная культура. Для ее формирования нужна энергичная и твердая деятельность государственных органов и общественных организаций.

В настоящее время в Российской армии осуществляется военная реформа, одна из задач которой - социальная защита военнослужащих, обеспечение их законных прав . Но, говоря об этом, мы часто обсуждаем мнимую противоположность обязанностей и возможностей. Забываем, что дисциплина и права диалектически связаны между собой и переходят друг в друга. Так, например, требовать обеспечения всем законно необходимым - это право военнослужащего. Но вместе с тем обязанность тех, кто отвечает за обеспеченность всем необходимым для службы. Именно такова всеохватывающая дисциплина и организованность.

один из наиболее важных принципов строительства вооруженных сил, решающее условие высокой боеготовности и боеспособности войск (сил флота). В основе воинской дисциплины в армиях всех государств лежит строгое и точное выполнение всеми военнослужащими порядка и правил несения военной службы , установленных законами, воинскими уставами и приказами старших командиров и начальников. В РФ В. д. базируется на сознательном отношении военнослужащих к выполнению своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества. Укрепление В. д. - важнейшая обязанность командующих, командиров, штабов, отделов и служб по работе с личным составом и правоохранительных органов. Для этого постоянно анализируется состояние В. д., выявляются глубинные причины ее нарушения, повышается требовательность к подчиненным и забота о них. Совершенствуется система воспитательной работы, принимаются меры по укреплению службы войск, гарнизонной и караульной служб, предупреждению правонарушений и несчастных случаев, ужесточается ответственность нарушителей порядка, ведется борьба с сокрытиями преступлений и происшествий на почве нарушений В. д.

Отличное определение

Неполное определение

ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Правовую основу В.д. составляют Конституция РФ, законы, общевоинские уставы, Военная присяга и основанные на них приказы командиров и начальников, которые подлежат неукоснительному соблюдению. Функции В.д. заключаются в том, чтобы обеспечивать согласованность и единство действий военнослужащих, а также моделировать поведение военнослужащих, вырабатывая у них необходимые морально-психологические и боевые качества. В.д. основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за безопасность Отечества. Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако это не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга. Требования В.д. изложены в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ и конкретизированы в других уставных нормах, наставлениях, положениях, инструкциях, приказах командиров и начальников и других правовых актах . В.д. отличается от трудовой, финансовой дисциплины следующими особенностями: а) беспрекословное повиновение военнослужащих всем прямым начальникам по служебному положению, по воинскому званию , а в определенных случаях и старшим; б) предоставление командирам и начальникам права в интересах защиты Отечества решительно, строго и твердо требовать соблюдения всеми военнослужащими требований В.д. и порядка. При этом они вправе применять все законные меры принуждения вплоть до ареста виновного и привлечения его к уголовной ответственности; в) возложение на всех военнослужащих обязанности содействовать командиру в восстановлении порядка и дисциплины, удерживать других от недостойных поступков; г) требования В.д.распространяются на военнослужащих, где бы они ни находились: на службе, в отпуске, в командировке и т.п., когда это необходимо для обеспечения воинского правопорядка, уставных взаимоотношений между военнослужащими и выполнения задач, связанных с военной службой.