Нравственный идеал в романе Ф. Достоевского “Преступление и наказание” (1)

В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” поставлены сложные социальные, философские, нравственные проблемы: цели и смысла человеческого существования, столкновения идеологии и жизни, преступления и наказания, бунта и смирения, падения личности и духовного возрождения. В центре внимания писателя – страшная действительность России середины XIX века, кричащие контрасты общества: нищета, бесправие, угнетение “униженных и оскорбленных” и роскошь, пресыщение, вседозволенность “хозяев жизни”. В этом “страшном” мире, по Достоевскому, есть один источник спасения – красота и сила духа, готовность человека к бескорыстной жертве. Этот нравственный идеал воплощен в образе Сони Мармеладовой.
Софья Семеновна – дочь от первого брака Мармеладова Семена Захаровича, опустившегося чиновника. Соня – это девушка “лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами”. Когда они оживлялись, “выражение лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней”. Несмотря на свой возраст, Соня казалась почти ребенком. Эту деталь писатель не случайно несколько раз подчеркивает. Она становится символической. Детскость внешнего облика Сони – отражение чистоты ее души.
Жизнь с несчастным отцом-пьяницей, с мачехой Катериной Ивановной – “сумасшедшей от горя”, среди голодных детей, безобразных криков и попреков вынуждает Соню на отчаянный шаг – пойти по “желтому билету”. Свой первый заработок – тридцать целковых – она молча выложила перед Катериной Ивановной. Соня “переступила”, чтобы спасти от голодной смерти брата и сестер, больную мачеху и пьяницу-отца. Во имя любви к ним готова перенести любые страдания. Это человек с чуткой душой. Соня наделена даром бесконечного сострадания к людям. Девушка ни от кого не потребовала благодарности. Сила пережитого стыда отражается в словах о ее душевном состоянии: она закрыла платком “совсем голову и лицо и легла на кровать лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают”. Соня молча отрыдала свою боль и унижение. Ее поступок Достоевский расценивает как нравственный подвиг: “Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют”. Безответная Соня вынуждена жить отдельно от семьи, но она все равно помогает Катерине Ивановне. Когда Мармеладову дали еще один шанс и взяли снова на службу, девушка и мачеха купили ему мундир, сапоги. Мармеладов снова все пропил, и взял у дочери деньги на похмелье. Он вспоминает: “Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все, что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела… “
Раскольникова глубоко потрясает судьба Сони. Она идет по другой дороге, смиряется и страдает. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. Раскольников считает, что сделал своей сестре честь, когда посадил ее рядом с Соней. Лужину, оскорбляющему девушку, главный герой заявляет, что тот не стоит ее мизинца. Для Раскольникова, как и для автора, Соня Мармеладова – “… вечная Сонечка, пока мир стоит!” Она воплощает человеческое страдание, бесконечные нравственные муки. Отсюда рождаются странные на первый взгляд порывы Раскольникова: “Вдруг он быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу”. Родион объясняет изумленной девушке: “Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился”. Сама Соня считает себя “великой грешницей”. “Приниженная, убитая, расфранченная и стыдящаяся”, смиренно ожидает своей очереди проститься с отцом; боится сесть в присутствии “дам”; не смеет даже и взглянуть на Дуню. Мысль о бесчестном и позорном ее положении давно истерзала Соню до чудовищной боли.
Робкая от природы, Соня понимает, что каждый может безнаказанно ее обидеть. И поэтому кротостью, покорностью старается избежать беды. Подлый поступок Лужина, обвинившего ее в воровстве, заставляет Соню ощутить мучительное чувство беспомощности. И тем не менее она никого не судит: “И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?”
Соня тверда в своих убеждениях. Когда Раскольников заговорил о принципах жизни Сони, о ее вере в Бога, девушка изменилась, стала решительной, гневной, сильной. Достоевский показывает, что именно христианская вера помогла Соне сохранить чистую душу, только вера в Бога дает ей силы: “Что ж бы я без Бога-то была?” “Ненасытимое сострадание” к ближнему столь велико в душе Сони, что она “свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет”.
Достоевский не случайно упоминает, что Соня была дружна с Лизаветой. Именно сестра старухи-процентщицы принесла девушке “Новый завет”. Они обменялись крестами. Когда Раскольников признался Соне, что он убийца, то увидел, что лицо девушки приняло то выражение, с которым Лизавета отстранилась от занесенного над ней топора. Обе эти женщины воплощают нравственный идеал писателя. Они не плачут, не стонут, а, все отдавая, “глядят кротко и тихо”.
Любовь Сони спасает Раскольникова. Она надевает ему на грудь кипарисный – “простонародный” – крестик, благословляя на будущее страдание, а когда Раскольников идет на попятную, встречает его таким “диким” взглядом, что он уже не может не заявить на себя. Соня навещает Раскольникова в тюрьме, а затем отправляется за ним в Сибирь. Там ее все любили, потому что чувствовали в ней божьего человека. Клейменые каторжники кланялись ей и говорили: “Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!” Они знали, что она добровольно последовала за Раскольниковым, хвалили ее за все, ходили к ней лечиться.
Не случайно Достоевский дает героине ее имя. Оно переводится с греческого языка как “мудрость”. В христианстве святая София особо почитается. Она погибла в муках за веру. Имя героини придает особую глубину ее образу.
Мудрость Сони – в смирении и терпении, в любви к ближнему. Соня жертвует собой во имя воскресения души Раскольникова. Она совершает нравственный подвиг – разделяет с любимым человеком каторгу и ссылку. Образ Сони помогает писателю выразить свою заветную мысль: зло можно уничтожить только путем нравственного самоусовершенствования.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Нравственный идеал в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (1)

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» - произведение очень светлое, хотя и трагическое. Писатель выразил в нем свои сокровенные мысли о нравственном идеале гуманизма. Добро и любовь к людям - основа жизни, как утверждает Достоевский.

Главный герой романа приходит к нравственному идеалу, испытав множество страданий. В начале произведения это человек, который разочарован в людях и считает, что только с помощью насилия можно восстановить поруганные добро и справедливость. Родион Раскольников создает жестокую теорию, согласно которой мир делится на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Первым дозволено все, вторым - ничего. Постепенно эта жуткая идея захватывает существо героя целиком, и он решает проверить ее на себе, узнать, к какой же категории он относится.

Холодно оценив все, Раскольников приходит к выводу, что ему позволено преступить моральные законы общества и совершить убийство, которое он оправдывает целью помочь обездоленным. Но многое изменяется в нем, когда к голосу рассудка примешиваются чувства. Раскольников не учел главного - склада собственного характера, и того, что убийство противно самой природе человека. Перед тем, как совершить преступление, герой видит сон: он ощущает себя ребенком, который становиться свидетелем варварски жестокого поступка - избиения загнанной лошади, которую в тупой злобе хозяин забивает насмерть. Страшная картина вызывает у маленького Раскольникова яростное желание вмешаться, защитить животное. Мечется в бессилии ребенок, но никто не предотвращает это бессмысленное, жестокое убийство. Единственное, что может сделать мальчик, это с криком пробиться сквозь толпу к лошади и, обхватив ее мертвую, окровавленную морду, целовать ее. Сон Раскольникова многозначен. Здесь явный протест против убийства и жестокости, здесь сочувствие чужой боли.

Под влиянием сна происходит активизация двух мотивов предполагаемого убийства. Один - ненависть к мучителям. Другой - желание подняться до положения судьи. Но Раскольников не учел третьего фактора - неспособности доброго человека пролить кровь. И, как только ему пришла в голову эта мысль, он в страхе отринул свои планы. Иначе говоря, еще не подняв топора, Раскольников понимает обреченность своей идеи. Проснувшись, герой почти готов был отказаться от задуманного: «Боже! - воскликнул он, - да неужели ж, неужели ж я, в самом деле, возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью... с топором... Господи, неужели?»

Однако страшная теория побеждает. Раскольников убивает старуху-процентщицу, совершенно бесполезную и даже вредную, с его точки зрения. Но вместе с ней он вынужден убить и ее сестру, случайную свидетельницу. Второе преступление никак не входит в планы героя, ведь Лизавета именно та, за счастье которой он борется, - обездоленная, беззащитная, руки не поднявшая, чтобы защитить лицо. Теперь Раскольников понимает: нельзя разрешать «кровь по совести» - она польется потоком. По натуре герой - добрый человек, он делает людям много хорошего. В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был едва знаком. Герой презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. У него и внешность ангельская: "...замечательного хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен". Как же практически идеальный герой мог увлечься столь безнравственной идеей? Автор показывает, что Раскольникова буквально загнала в тупик собственная нищета, а также убогое, униженное состояние многих достойных людей вокруг него. Родиону была отвратительна власть ничтожных, глупых, но богатых и оскорбительное положение бедных, однако умных и благородных душою. Обидно, но юношеский максимализм и принципиальность героя, его гордость и непреклонность сослужили ему плохую службу, наставили на неверный путь.

Совершив злодейское убийство, герой тяжело заболевает, что свидетельствует о большой чуткости его совести. И до преступления добро в его душе отчаянно боролось со злом, а теперь он испытывает адские муки. Раскольникову становится очень трудно общаться с людьми, он как бы чувствует себя виноватым перед всем человечеством. Чем теплее и заботливее относятся к нему близкие, тем сильнее он страдает. Подсознательно герой понимает, что нарушил главный закон жизни - закон любви к ближнему, и ему не просто стыдно, ему больно - слишком жестоко он заблуждался. Ошибки надо исправлять, нужно каяться, чтобы избавиться от страданий. Путь к нравственной жизни Раскольников начинает с исповеди. Он рассказывает о своем преступлении Соне Мармеладовой, облегчая душу и прося совета, потому что не знает, как ему жить дальше. И подруга помогает Родиону. Я думаю, в образе Сони выражен нравственный идеал писателя. Эта женщина - сама любовь. Она жертвует собой ради людей. Понимая, что нужна Раскольникову, Соня готова идти за ним на каторгу: «Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем!..» Благодаря подруге, герой обретает новый смысл жизни. Так, утверждая нравственный идеал, Достоевский приводит Раскольникова к мысли о необходимости жить настоящим, а не придуманной теорией, выражать себя не через человеконенавистнические идеи, а через любовь и доброту, через служение ближним. Сложен и мучителен путь Раскольникова к праведной жизни: от преступления, которое искупается страшными страданиями, к состраданию и любви к тем людям, которых хотел презирать, считая ниже себя, гордый юноша.

«Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света в убогий и жестокий мир. В романе «Преступление и наказание» таким светом стала Сонечка Мармеладова, самая «униженная и оскорбленная» из всех героев этого романа.

Именно она благодаря своему светлому и бескорыстному характеру становится настоящим нравственным идеалом Достоевского, к которому он мечтает привести всех людей.

Этот нравственный идеал заключен в бескорыстной, самоотверженной и сострадательной Соне, которая является таковой от природы, оттого, что так ей велят ее сердце, ее искренняя вера в бога и в доброе начало во всех людях.

Благодаря своей нравственной чистоте и душевной невинности Сонечка как бы вырывается из оков современности, парит над реальной жизнью, становится олицетворением всех лучших человеческих качеств. Порой она, необразованная и полуграмотная девушка, видит даже больше, чем студент‑философ Раскольников. Ей понятно то, что Родиону только предстоит понять, а именно – безграничная любовь ко всему человечеству, которая ведет к единению с людьми и обществом. Не будь этой любви, Сонечка не смогла бы жить, потому жизнь только ради самой себя, ей не понятна. Ей необходимо жить для кого‑то, только тогда ее существование становится полным и имеет какой‑то смысл. Ради этого она готова даже пожертвовать собой. Не пойди она на улицу – умерли бы с голода ее домочадцы. Добро Сони по отношению к другим требует зла по отношению к себе, но она готова принести такую жертву.

Иногда образ униженной, торгующей своим телом девушки напоминает читателю о чистейшем образе Богоматери, скорбящей за всех несчастных на земле. «Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют…»

Самоотречение Сони приобретает форму «бесконечного унижения». Но, по мнению Достоевского, это качество должно быть присуще человеку изначально. Только тот человек, который обладает этими качествами с самого рождения, может стать нравственным идеалом. Именно таким человеком и является Соня.

Интересно проследить за тем, как Соня относится к христианской вере. Для нее совершенно не имеет значения обрядовая сторона, самым важным является именно вера, вера в Бога, вера в изначальное добро и человеколюбие. Именно в вере она находит тот свет, который освещает ее жалкое существование и положение проститутки. Поэтому к Сонечке не липнет «грязь обстановки убогой». Поэтому она не станет добиваться добра через зло, только через самопожертвование и сострадательную любовь ко всему человечеству.

В образе Сони воплощены идеи Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми, истинная вера в Бога, и что основу для этого единения следует искать не в обществе «сильных мира сего», а в глубинах народной России. В лице Сони Достоевский изображает народный, истинный вариант религиозного мироощущения. Именно в народной религиозности находит Достоевский основу для своей идеи глубинного христианства. Вот почему именно Сонечка Мармеладова становится идеалом женщины, идеалом человека. Вот почему именно в ней заключен нравственный идеал самого Достоевского, который считал, что именно такая, истинная душевная простота и красота спасут мир, направят человечество в нужное русло и избавят людей от многих страданий и излечат общество от пороков.

Ф.М. Достоевский затрагивает в романе «Преступление и наказание» многие проблемы, но самая главная из них - проблема нравственности. Достоевский касается этой проблемы во многих своих произведениях, но наибольшее развитие эта проблема получила именно в «Преступлении и наказании». Возможно, именно это произведение заставляет многих задуматься над своими поступками. Здесь, в этой книге, мы встретим много разных людей, но, пожалуй, самая открытая, честная и добрая - это Соня Мармеладова. Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом. Но Соня простила ее, больше того, она каждый месяц приносит деньги в дом, в котором уже не живет. Соня изменилась внешне, но душа ее осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других, а это может далеко не каждый. Она могла бы жить «духом и разумом», но должна кормить семью. И доказывает ее бескорыстность вот этот поступок.

Соня не осуждала людей за поступки, не осуждала ни отца, ни Раскольникова. Смерть отца оставила глубокий след в ее душе: «Из-под этой... шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами». Соня любила отца, несмотря на все его недостатки. Поэтому неожиданная смерть его была большой потерей в ее жизни.

Соня понимает и переживает вместе с людьми их боль. Так, она не осудила Раскольникова, когда он признался ей в совершенном преступлении: «Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке!» Соня поняла, что, убив старуху процентщицу, Раскольников убил и себя. Рухнула его теория, и он в растерянности. Сонечка, искренне верящая в Бога, советует ему помолиться, раскаяться, поклониться земле. Раскольников понимает, что Соня исключительный человек: «Юродивая, юродивая!» На что Соня ему отвечает: «Да ведь я... бесчестная... я великая грешница». Ей не на кого надеяться, не от кого ждать помощи, поэтому она верит в Бога. В молитве Соня находит успокоение, так нужное ее душе. Она не судит людей, так как только Бог имеет на это право. Но она не навязывает веру насильно. Она хочет, чтобы Раскольников пришел к этому сам. Хотя Соня наставляет и просит его: «Перекрестись, помолись хоть раз». Она любит этого человека и готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: Раскольников поймет свою вину, раскается, начнет новую жизнь. Жизнь вместе с ней, с Соней. Любовь и вера придают ей силы в любых испытаниях и трудностях. И именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь любимому человеку - все это вместе дало возможность Раскольникову начать новую жизнь. Для Сони и для самого Достоевского свойственно сочувствие человека человеку. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию. Она помогает ему найти путь к воскрешению души, но и сам Раскольников стремится к этому. Только на каторге он понимает и принимает веру и любовь Сони: «Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере...» Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: «Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания». Соне счастье дается в награду за ее страдания.

Соня - нравственный идеал Достоевского. Потому что только высоконравственный человек, искренний и любящий, может быть идеалом. Соня несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания - вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского. И я с ним полностью согласна.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №840

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

по литературе

«Соня Мармеладова – нравственный идеал Ф.М. Достоевского в романе

«Преступление и наказание»»

Выполнили ученицы 10 «А» класса

ГБОУ СОШ №840

Ляпунова Екатерина и Султанова Фарида

Учитель: Поверенная Виктория Валерьевна

Москва 2012


  1. Введение

  2. Жизнь Сони

  3. Отчаянный шаг

  4. Роль религии в жизни Сони

  5. Соня и Раскольников


  6. Заключение

Введение

Федор Михайлович Достоевский родился в Москве 30 октября 1821 года. Он был вторым из семи детей. Отец, Михаил Андреевич, работал в Мариинской больнице для бедных. Это был человек нервный, вспыльчивый, самолюбивый, вечно заботящийся о благосостоянии семьи. Отец держал детей в ежовых рукавицах, охотно тратил деньги на их воспитание, но был в остальном мелко расчетлив. Федор Михайлович унаследовал от отца угрюмость и отсутствие манер, отцовская скупость сказалась на неумении Фёдора Михайловича распоряжаться деньгами.

Мать, Мария Федоровна, происходила из купеческого рода, была религиозной, учила детей читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета». Дети отмечали в ней «веселость природного характера», ум и энергию. У матери Достоевского было шаткое здоровье; заболев рано туберкулезом, она целые дни проводила в постели.

1837 год - важная веха в биографии Достоевского. Это год смерти матери, смерти Пушкина, которым он с братом зачитывался с детства, год переезда в Петербург и поступления в военно-инженерное училище. По окончании курса был зачислен на службу, но 19 октября 1844 года подал в отставку.

В том же году он начинает и в мае 1845 года после многочисленных переделок заканчивает роман "Бедные люди", напечатанный в 1846 году в "Петербургском сборнике" и имевший исключительный успех.

Затем в 1847 году он сближается с Михаилом Васильевичем Петрашевским, поклонником и пропагандистом Фурье. Достоевский посещает его знаменитые «пятницы». После публикации «Белых ночей» он был арестован в связи с «делом Петрашевского» и приговорен к смертной казни. И лишь в последний момент осужденным объявили о помиловании. Следующие четыре года Достоевский провел на каторге в Омске. В 1854 году за хорошее поведение он был освобожден с каторжных работ и отправлен рядовым в 7-й линейный сибирский батальон. Служил он в крепости в Семипалатинске.

В Сибири у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, женой спившегося и опустившегося некогда благородного и образованного бывшего чиновника по особым поручениям. «Когда я познакомился с ним, он уже несколько месяцев как был в отставке и всё хлопотал о другом каком-нибудь месте. Жил он жалованьем, состояния не имел, и потому, лишаясь места, мало-помалу они впали в ужасную бедность… Он наделал долгов. Жил он очень беспорядочно, да и натура-то его была беспорядочная. Страстная, упрямая, несколько загрубелая. Он был беспечен, как цыган, самолюбив, горд, но не умел владеть собой". Контрасты такой фигуры заинтересовали писателя. "Это была натура сильно развитая, добрейшая. Он был образован и понимал всё, об чём бы с ним ни заговорить. Он был, несмотря на множество грязи, чрезвычайно благороден,» - писал Достоевский об Исаеве, послужившем ему отчасти прообразом для Семена Захаровича Мармеладова.

Познакомившись с Исаевой, Федор Михайлович дает самые восторженные отзывы: «Эта дама еще молодая, 28 лет, хорошенькая, очень образованная, очень умная, добра, мила, грациозна, с превосходным, великодушным сердцем... Характер ее, впрочем, был веселый и резвый. Я почти не выходил из их дома. Что за счастливые вечера проводил я в ее обществе! Я редко встречал такую женщину».

После смерти Исаева Достоевский и Мария Дмитриевна 27 января 1857 года обвенчались в Кузнецке.

Мария была тяжело больна туберкулёзом. Достоевский трогательно заботился о ней, следил за состоянием ее здоровья, ходатайствовал об устройстве пасынка Паши Исаева в учебное заведение. Между тем здоровье Марии Дмитриевны ухудшалось просто катастрофически. Прогрессирующая чахотка сказывалась уже не только на ее физическом состоянии, но и на психике, что придало «особенную мучительность их отношениям» в последние два года совместной жизни. Картину, по словам А. Майкова, они представляли грустную: она в чахотке, просто смерть на лице, а с ним припадки падучей.

«Это была самая честнейшая, самая благороднейшая и великодушнейшая женщина из всех, которых я знал во всю жизнь. Когда она умерла – я хоть и мучился, видя (весь год) как она умирает, хоть и ценил и мучительно чувствовал, что я хороню с нею – но я никак не мог вообразить, до какой степени стало больно и пусто в моей жизни, когда её засыпали землёй… Это несмотря на то, что… мы не жили с ней счастливо… Стало всё вокруг меня холодно и пусто…»

Достоевский сохранил память об Исаевой навсегда, и следы её нетрудно заметить во всём его последующем творчестве. Именно Мария Дмитриевна является прототипом Катерины Ивановны в романе «Преступление и наказание». Образ женщины « с бледными щеками, лихорадочным взором и порывистыми движениями навеяны той, кто была первой и большой любовью писателя».

«Преступление и наказание» - это идеологический роман, написанный Фёдором Михайловичем Достоевским в 1866 году. Писатель работал над ним в условиях трудного времени, когда Россия вступила в сумеречную эпоху. «Куда идти? Чего искать? Каких держаться руководящих истин? Старые идеалы сваливаются своих пьедесталов, а новые не нарождаются… Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить и живёт в силу каких-то принципов, тех самых принципов, которым оно не верит» - писал о том времени Салтыков-Щедрин.

В середине сентября 1865 г. Достоевский писал из Висбадена о замысле своего будущего романа издателю "Русского вестника" Михаилу Каткову: «Идея повести... - психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным "недоконченным" идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. "Она никуда не годна", "для чего она живет?" "Полезна ли она хоть кому-нибудь?" и т.д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать; с тем, чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства - притязаний, грозящих ей гибелью, докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении "гуманного долга к человечеству", чем, уже конечно, "загладится преступление, если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может, сама собой померла бы...».

Главным героем романа является Родион Романович Раскольников. У него есть теория, по которой человечество делится на два разряда: «на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

И он задается вопросом, к какому разряду принадлежит он. Убийство старухи было самопроверкой. «Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...».

Раскольников не выдерживает бремени своего преступления. Неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое. Он признается в совершённом убийстве. Однако он винит себя не в том, что совершил убийство, а в том, что пошёл на него, не оценив своей внутренней слабости. И в конце герой отказывается от претензии на избранность.

Достоевского на идею убийства в центральном сюжете романа натолкнула судьба Пьера Франсуа Ласьера. Преступление Раскольникова было точной копией преступления Ласьера, для которого убить человека было то же, что «выпить стакан вина». Другим прототипом является приказчик Герасим Чистов, 27 лет, раскольник по вероисповеданию. Преступник обвинялся в предумышленном убийстве двух старух - кухарки и прачки - с целью ограбления их хозяйки. Преступление было совершено между 7 и 9 часами вечера. Убитые были найдены сыном хозяйки квартиры, мещанки Дубровиной, в разных комнатах в лужах крови. В квартире были разбросаны вещи, вынутые из окованного железом сундука, откуда были похищены деньги, серебряные и золотые вещи. Старухи были убиты порознь, в разных комнатах одним и тем же орудием - посредством нанесения многих ран, по-видимому, топором. Третьим прототипом является А.Т.Неофитов, московский профессор всеобщей истории, родственник по материнской линии тетки Достоевского купчихи А.Ф.Куманиной и наряду с Достоевским один из ее наследников. Неофитов проходил по делу подделывателей билетов 5%-ного внутреннего займа.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский так же обращается к теме «униженных и оскорбленных». Она представлена в различных аспектах: писатель показал как внешнюю сторону их жизни (городскую и бытовую среду), так и многообразие судеб страдающих, обделенных жизнью людей. Автор раскрывает многоплановость и сложность мира «униженных и оскорбленных», который выходит в романе на первый план. К ним относятся Раскольников, его мать и сестра, Лизавета, но с наибольшей силой страдания «униженных и оскорбленных» раскрыты в судьбах Мармеладовых.

В Мармеладове и в его жене Достоевский показал физическую и духовную деградацию «униженных и оскорбленных» (пьянство Мармеладова, безумие Катерины Ивановны). Они не способны ни к серьезному бунту, ни к смирению. Их гордость столь непомерна, что смирение для них невозможно. Семья Мармеладовых, Лизавета, люди в нищих кварталах Петербурга представляют огромную массу униженных и самоунижающихся людей. Тысячи пьяненьких мармеладовых падают "в ту бездонную трясину, которая из года в год поглощает бедных людей".

И с нищетой, бесправием и угнетением «униженных и оскорблённых» контрастирует роскошь и вседозволенность «хозяев жизни». Эту страшную действительность России середины XIX века Достоевский раскрывает в своём романе. И в этом страшном мире мы видим персонажа, наделенного поистине чутким сердцем, человека, доброго по природе, но по некоторым причинам оказавшегося на нравственном дне, человека, потерявшего уважение к себе как личности.

Достоевский считал, что есть один источник спасения – красота и сила духа, готовность человека к бескорыстной жертве. Этот нравственный идеал воплощен в образе Сони Мармеладовой.

«Каков же идеал Достоевского? Первая черта этого идеала и высочайшая – это не отчаиваться искать в самом забитом, опозоренном и даже преступном человеке высоких и честных чувств. Другая черта идеала Достоевского – это убеждение, что одна любовь к людям может возвысить человека и дать ему настоящую цель в жизни...»

(И. Ф. Анненский. Из очерка «Речь о Достоевском»)

Жизнь Сони

София - не только понятие, но и образ, придающий философским взглядам русского мыслителя романтическую приподнятость и поэтическую возвышенность. София есть вечная женственность, образ красоты, хрупкости, порождающего начала и в то же время двойственности, переменчивости и безразличия. Это обобщенный образ земного мира - мира противоречивого и обманчивого и одновременно одушевленного и прекрасного. Согласно Владимиру Сергеевичу Соловьёву (1853 - 1900) , русскому философу, поэту, среди населяющих мир живых существ есть единый центр Божественного замысла о мире. Этот центр есть Душа мира, София. Она же - тело Христово. Во вселенском понимании тело Христово есть Церковь. Следовательно, София есть Церковь, невеста Божественного Логоса. София есть то, что объединяет человечество, всех людей, причем не только живущих в настоящее время, но все поколения, прошлые и нынешние.

София есть душа и совесть человечества.

Впервые о Софье Мармеладовой мы узнаем из рассказа её отца Семёна Захаровича Мармеладова.

«Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».

Её мать рано ушла из жизни, отец женился на другой женщине, у которой были свои дети. Семёна Захаровича уволили, он начал пить, и семья осталась без средств. И жизнь с несчастным отцом - пьяницей, с мачехой Катериной Ивановной – «сумасшедшей от горя», «среди голодных детей, безобразных криков и попреков» вынуждает Соню на отчаянный шаг – пойти по «желтому билету».

Отчаянный шаг

«Что вы скажете, в самом деле, о поступке Софьи Семеновны? Какое чувство возбудит в вас этот поступок: презрение или благоговение? Как вы назовете ее за этот поступок: грязной потаскушкой, бросившей в уличную лужу святыню своей женской чести, или великодушной героиней, принявшей со спокойным достоинством свой мученический венец? Какой голос эта девушка должна была принять за голос совести - тот ли, который ей говорил: "Сиди дома и терпи до конца, умирай с голоду вместе с отцом, с матерью, с братом и с сестрами, но сохраняй до последней минуты свою нравственную чистоту", - или тот, который говорил: "Не жалей себя, не береги себя, отдай все, что у тебя есть, продай себя, опозорь и загрязни себя, но спаси, утешь, поддержи этих людей, накорми и обогрей их хоть на неделю во что бы то ни стало»? »

(Д. И.Писарев «Борьба за жизнь»)

Что ж, мы можем осуждать Соню, называть её безнравственной, но это будет лишь поверхностным видением её натуры. Ведь Соня пошла на этот отчаянный шаг, чтобы спасти от голодной смерти брата и сестер, больную мачеху и пьяницу - отца. Во имя любви к ним она готова перенести любые страдания.

«Сердце Сони так целостно отдано чужим мукам, столько она их видит и провидит, и сострадание ее столь ненасытимо жадно, что собственные муки и унижения не могут не казаться ей только подробностью, – места им больше в сердце не находится».

(И.Ф. Анненский. Из статьи «Достоевский в художественной идеологии».)

Достоевский воплотил в Соне лучшие черты человеческого характера: искренность, понимание, доброту, нежность, честность, верность, чуткость. Но более всего в ней прекрасно ее сострадание и желание помочь людям, избавить их от тяжкой участи.

Роль религии в жизни Сони

«…почему она так слишком уже долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду? Что поддерживало её? Не разврат же? Ведь этот позор коснулся её только механически; настоящий разврат ещё не проник ни одною каплей в её сердце».

Соня тверда в своих убеждениях. Когда Раскольников заговорил о принципах жизни Сони, о ее вере в Бога, девушка изменилась, стала решительной, сильной. Достоевский показывает, что именно христианская вера помогла Соне сохранить чистую душу, только вера в Бога дает ей силы: «Что ж бы я без Бога-то была?» Именно вера спасла её от нравственной погибели.

В образе Сони воплощена одна из основных идей творчества Достоевского: путь к счастью

Соня и Раскольников

Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова. Девушка не может понять и принять идей Родиона, она отрицает его возвышение над всеми, пренебрежение к людям. Для нее все равны, все предстанут перед судом Всевышнего. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу. “Убивать? Убивать-то право имеете?” - воскликнула возмущенная Соня. Конечно же, преступление Раскольникова приводит Соню в ужас, но в то же время девушка испытывает облегчение: ведь до этого признания она считала себя падшей, не могла поставить себя на одну скамью с Родионом, она считала его человеком из другого мира, неизмеримо выше и лучше ее. Теперь же, когда Соня узнала о преступлении любимого и поняла, что он такой же отверженный, разделявшие их преграды рухнули. И она целует и обнимает его, себя не помня, говорит, что «нет несчастнее никого теперь в целом свете», чем Раскольников. Она предлагает ему «страдание принять и искупить себя им», потом незаметно сопровождает до полицейской конторы, а после суда едет с ним в Сибирь. И там она живёт в нищете, страдает ради человека, который был холоден, равнодушен к ней. И даже, несмотря на это, она по-прежнему не покидает его. На это могла пойти только она, “вечная Сонечка”, с добрым сердцем и бескорыстною любовью.

Именно Соня становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни. Эта девушка спасла его своей любовью, своей добротой и преданностью.

«Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и всё лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она всё поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута...»

«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

Идеал самопожертвования в жизни Ф.М. Достоевского

Тщательно изучив образ Сони, мы можем заметить сходство с последней женой Ф.М.Достоевского – Анной Григорьевной Сниткиной.

Анна была девушкой «очень миленькой, отлично образованной и, главное, бесконечно доброй», именно о такой всю жизнь мечтал Достоевский. В своих письмах к брату он писал: «Разница в летах ужасная (22 и 44), но я все более убеждаюсь, что она будет счастлива. Сердце у ней есть, и любить она умеет».

15 февраля 1867 года Анна Сниткина и Достоевский обвенчались. И с этих пор Анна Сниткина самоотверженно взвалила себе на плечи все проблемы Достоевского. Анна Григорьевна боролась с долгами, нищетой, тяжкой болезнью своего мужа. Достоевский был неизлечимо болен эпилепсией, которая проявлялась достаточно часто: постоянные припадки, судороги, сопровождаемые приступами раздражительности и депрессии. В наследство молодой жене достались не только долги и страшная болезнь супруга, но и его всепоглощающая, мучительная страсть к рулетке, в жертву которой он приносил все: покой и здоровье жены, ее скромное приданое, ее сбережения и даже собственные подарки ей. Проигрывал все, затем клялся, казнил себя, вымаливал прощение и деньги и снова тут же проигрывал… На протяжении долгого времени Анна безропотно сносила игру Достоевского, сама высылала ему деньги на то, чтобы он мог отыграться, порой распродавая последнюю мебель в их доме и веря обещаниям мужа «завтра же» завязать с игрой. Вера Анны оказалась сильнее порока, сильнее пагубной страсти. Фанатичный игрок, глядя на свою святую жену, одним махом раз и навсегда бросил играть. Он признавался: «Всю жизнь вспоминать это буду и каждый раз тебя, ангела моего, благословлять. Нет, уже теперь твой, твой нераздельно, весь твой. А до сих пор наполовину этой проклятой фантазии принадлежал».

Чтобы быть рядом с мужем, Анне приходилось выполнять ряд правил, которые установил для нее Федор Михайлович. Ей нельзя было ходить в облегающих платьях, нельзя было улыбаться мужчинам и смеяться в разговоре с ними. Она не имела права красить губы и подводить глаза. Но и эти правила Анна Сниткина с достоинством соблюдала, чтобы ничем лишний раз не расстроить своего мужа и не вызвать его неудовольствия. Умиротворенная, спокойная, по-женски мудрая Анна была идеальным противовесом писателю, раздражительному, нервному, обидчивому и ужасно вспыльчивому. Они дополняли друг друга и каждый из них смог обрести свое счастье.

Когда Достоевский умер, Анне было 35 лет, и остаток своей жизни она посвятила служению имени мужа. Все свое свободное время она отдавала организации его литературного наследия: издала полное собрание сочинений, собрала письма и заметки, заставила его друзей написать биографию, основала школу Достоевского в Старой Руссе.

Для нее Достоевский стал судьбой, смыслом всей ее жизни, поэтому как писатель посвящает свое произведение любимым людям, так Анна Сниткина посвятила всю свою жизнь (а это гораздо больше и по объему и по содержанию) Ф.М Достоевскому.

В конце своей жизни она скажет: «Солнце моей жизни – Ф.М. Достоевский».

Заключение

На наш взгляд, Софья Мармеладова является идеалом самопожертвования.

На протяжении всего произведения она несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. Свет, который озаряет чужие пути. Она верит в человека, в неистребимость добра в его душе, в то, что только сочувствие, самопожертвование, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир.

Именно Соня – нравственный идеал Ф.М.Достоевского. В ее образе воплощена одна из основных идей творчества Достоевского: путь к счастью и нравственному возрождению человека проходит через страдание, христианское смирение, веру в "божий промысел".В ней собраны все те качества, что Достоевский так ценил в людях, особенно в его жене Анне Сниткиной. Они обе умели любить. А «любить по Достоевскому» − это уметь жертвовать собой, всем сердцем откликаться на страдания любимого человека, даже если для этого приходится терзаться и мучиться самому. Именно этому самозабвенно посвятили они всю свою жизнь, этим была они горды и этим была счастливы. В основе их любви лежало глубокое сострадание, желание помочь и защитить.

Список литературы:

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»