Причины реформации в европе. Конспект урока по всеобщей истории на тему: "Начало Реформации"

Реформация (от лат. Reformatio - преобразование) широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направленное на реформирование христианской доктрины. Дата начала Реформации - 31 октября 1517 г. связано с обнародованием т.н. «95 тезисов» М. Лютера в Виттенберг (Саксония).

Основные направления Реформации :

  • бюргерское (М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли);
  • народное (Т. Мюнцэр, анабаптисты);
  • королевско-княжеское.

Реформация была идейно связана с крестьянских войн 1524 - 1526 гг. в Германии, Нидерландах и Английской революцией. Реформация является продолжением Ренессанса, однако противоречит некоторым ренессансном тенденциям.

Идеологи протестантизма фактически отрицали права церкви на земельную собственность, оспаривали католическое Священное Писание. В протестантство значение церковной организации сводилась к минимуму. Главным в деле спасения признавалась индивидуальная вера, которая основывается на личных отношениях человека с Богом. Спасение не заслуговваецца, а простится произвольно Богом. Молитвы, поклонение иконам, почитание святых, церковные ритуалы протестанты считают напрасными в деле спасения. Верить в искупительную жертву и воскресение Иисуса Христа, следовать высокоморальных поведения, активно действовать на профессиональной и общественной ниве все вместе является путем спасения. Свидетельство избранности успех в карьере, семейной жизни. Источник религиозной истины Священное Писание. Мнения Святых Отцов, богословов и Папы Римского не рассматриваются протестантами как авторитетные. Священник в протестантизме выборная должность. Идеологи протестантизма ориентировали человека на земные реалии работу, семью, самосовершенствование. Протестантская этика, по мнению Макса Вебера, сформировало у европейцев «дух капитализма», для которого характерны трудолюбие, бережливость, профессиональная добросовестность.

Ранние реформаторы были сторонниками невмешательства церкви в государственные дела. Однако доктрина кальвинистов давала идейные основания в отдельных случаях не подчиняться власти. Реформаторы первыми переводили Библию на современные языки (Уиклиф в Англии, Гус в Чехии, Лютер в Германии).

Реформация, начавшись в Германии, быстро распространилась в европейских странах. Ее сторонников стали называть протестантами (от лат. protectans — возражающий, несогласный).

Реформация в Швейцарии

Центром реформационного движения Швейцарии стал Цюрих, где начал свои проповеди сторонник Лютера священник Ульрих Цвингли (1484 — 1531), не признававший церковную иерархию, индульгенции, поклонение иконам. После его смерти в стычках с католиками Реформацию возглавил француз Жан Кальвин (1509 — 1564), вынужденный покинуть Францию из-за преследований. Центр Реформации переместился в Женеву, где обосновался Кальвин. Он изложил свои взгляды в сочинении «Наставление в христианской пере», основным содержанием которого стала идея о предопределении. Бог предопределил одних людей к спасению, других — к погибели, одним уготован рай, другим — ад. Никто из живущих не знает об этом, но, ведя добродетельную жизнь, человек может надеяться на спасение. Верным признаком избранности человека при этом является его успех в земных делах. Важнейшим правилом провозглашалось уважение к собственности как дару божьему, которую следует приумножать. Кто не проявляет трудолюбия и бережливости, тот впадает в грех.

Кальвинизм оказался привлекательным для буржуазных слоев, так как преуспевание в жизни, обогащение объявлялись богоугодным делом, а происхождение и сословные привилегии теряли значение. Протестантизм в форме кальвинизма сравнительно быстро утвердился в Швейцарии.

Реформация в Англии

Реформацию в Англии осуществлял король при поддержке дворян и буржуазии, надеявшихся завладеть церковными землями и имуществом. Поводом к реформе церкви послужил отказ папы римского разрешить развод короля Генриха VIII с его первой женой, родственницей Карла V. В 1534 г. английский парламент объявил о неподчинении Риму и провозгласил короля главой церкви. На основе парламентских актов 1536 и 1539 гг. закрывались все монастыри, а их собственность конфисковывалась и пускалась в продажу. Реформа проводилась насильственными методами, за отрицание принципов новой церкви полагалась смертная казнь. Например, был казнен государственный деятель и ученый Томас Мор, не принявший Реформацию. Попытки восстановить католичество не увенчались успехом. В Англии утвердилось англиканство — умеренное течение в протестантизме, признающее Священное писание источником веры. Церковь становилась национальной, упразднялись индульгенции, отвергалось почитание икон и мощей, уменьшалось число праздников, богослужение стало вестись на английском языке. Духовенство обязывалось пропагандировать среди прихожан идею о полном их подчинении королю и недопущении мятежей.

Реформация в Скандинавских странах

Реформация в Швеции и Дании нашла поддержку со стороны королевской власти и была проведена в основном в первой половине XVI в.

В Финляндии, Норвегии, Исландии Реформация проходила сложно, так как соединялась с укреплением чужеземной королевской власти. Реформация здесь завершилась в конце XVI в. «сверху». Главой церкви, в которой утвердились евангелическо-лютеранские принципы, стал король.

Реформация во Франции

Уже в 20-е гг. XVI в. среди буржуазии и ремесленного населения юго-запада Франции стали популярны взгляды Лютера.

Королевская власть вначале занимала позицию веротерпимости, но по мере роста активности сторонников Реформации прибегла к репрессиям. Была учреждена «Огненная палата», вынесшая около 500 обвинительных приговоров «еретикам». Однако Реформация продолжала распространяться, к ней примкнула часть дворянства, надеявшаяся на секуляризацию церковных земель. Лютеранство стало вытесняться кальвинизмом, не исключавшим борьбы против тирании. Кальвинистов стали называть гугенотами. С 1560 г. начались открытые столкновения католиков и гугенотов, переросшие в религиозные войны. Они продолжались 30 лет. В религиозные войны во Франции были втянуты англичане, помогавшие гугенотам, и испанцы, поддерживающие католиков.

В 1570 г. между королем и представителями реформационного движения был подписан мир, по которому допускалось кальвинистское богослужение. Однако уже вскоре началось новое наступление на гугенотов. Одним из самых страшных событий этих войн стала Варфоломеевская ночь.

На день Святого Варфоломея с целью примирения враждующих сторон была назначена свадьба лидера гугенотов Генриха Наваррского с сестрой короля Маргаритой Валуа. Была приглашена гугенотская аристократия южных районов. Католики решили использовать это событие для расправы со своими противниками. Они пометили дома, где остановились гости, и в ночь с 23 на 24 августа 1572 г. устроили резню. Многие были убиты в постелях. Расправа с гугенотами продолжалась три дня, убийства перекинулись в другие города, погибло не менее 30 тыс. человек. Война возобновилась с новой силой.

В начале 90-х гг. крестьянство, измученное грабежами солдат и налогами властей, пришло в движение под кличем «На грызунов!». Восстание кроканов охватило до 40 тыс. крестьян и вынудило дворянство и зажиточную часть буржуазии объединиться вокруг королевской власти, пойти на прекращение гугенотских войн с целью подавления восставших крестьян. Генрих Наваррский, чтобы примирить враждующие стороны, пошел на компромисс, принял католичество. Только после этого ему открылись ворота Парижа.

Ему приписывают слова: «Париж стоит мессы» (месса — католическая церковная служба). Генрих Наваррский был провозглашен королем Франции и положил начало династии Бурбонов.

В 1598 г. был издан Нантский эдикт — закон о веротерпимости. Он объявил католичество официальной религией, но сохранил за гугенотами право свободы вероисповедания и одинаковых с католиками прав на занятие государственных должностей. Это был первый в Европе закон о свободе веры. Религиозные войны принесли французам много страданий и лишений, которые заставили учиться жить в согласии независимо от религии.

Контрреформация

Успехи реформационных движений вынудили католическую церковь и поддержавшие ее феодальные силы реорганизоваться и повести борьбу против Реформации. Наступательным орудием в их руках стал основанный испанским дворянином Игнатием Лайолой Орден иезуитов. Главным направлением в деятельности иезуитов стало проникновение во все слои общества, и особенно в правящие, с целью подчинения их воли и целям Ордена и католической церкви, воспитания молодежи в духе ортодоксального католицизма, проведения политики римских пап и борьбы с ересями.

Тридентский собор католической церкви, заседавший с 1545 по 1563 г., предал анафеме все сочинения и учения протестантов, подтвердил верховенство папы над епископатом, светскими властями, признал его авторитет в делах веры, отверг все попытки внести изменения в догматы и организацию католической церкви.

В современной исторической науке под термином «Реформация», который переводится с латинского языка как «преобразование» или «исправление», принято понимать общественно-политическое движение, охватившее страны Центральной и Западной Европы в период XVI-XVII вв. Его целью было преобразование погрязшего в меркантильных интересах католичества и приведение его в соответствие с библейским учением.

Тормоз социального развития Европы

По мнению исследователей, история начала Реформации (обновления христианства) в Европе неразрывно связана с зарождением нового и быстро развивавшегося класса буржуазии. Если в период Средневековья католическая церковь, являясь неусыпным стражем феодальных устоев, полностью отвечала интересам господствующих классов, то в условиях новых исторических реалий она стала тормозом общественного развития.

Достаточно сказать, что в ряде европейских государств церковной собственностью являлось до 30% земель, обрабатываемых крепостными крестьянами. При монастырях создавались различные производственные мастерские, продукция которых не облагалась налогом, что приводило к разорению светских ремесленников, повсеместно уступавшим им в конкурентной борьбе.

То же относится и к сфере торговли, где церковь имела различные льготы, тогда как миряне, пытавшиеся заняться этим родом деятельности, облагались непомерными пошлинами. Ко всему прочему, и сами клерикалы были неистощимы на разного рода поборы и вымогательства, находя для них обоснования в умышленно искажавшемся ими христианском учении.

Буржуазия как движущая сила реформ

В сложившейся обстановке именно буржуазия, появившаяся ещё в XV веке и к началу следующего столетия набравшая силы, способствовала началу реформации - обновлению христианства - в Европе. Представители этого класса не только сумели занять ведущие позиции в экономике страны, но и стали претендовать на политическую гегемонию. Не желая отказываться от христианства, буржуазия, тем не менее, восставала против существовавшей формы католицизма, требуя её упрощения и удешевления.

Деловые люди, которых с каждым годом становилось всё больше, не желали тратить деньги на возведение грандиозных храмов и организацию пышных молебнов. Они предпочитали вкладывать их в производство, создавая всё новые и новые предприятия. Всеобщую ненависть также усиливало и откровенно непристойное поведение самих священников, беззастенчиво попиравших моральные принципы, заповеданные Христом.

Кроме того, одной из причин начала Реформации в Европе стало изменение в ней интеллектуальной среды и установление принципов гуманизма, являвшихся характерной чертой эпохи Возрождения. Установившийся с годами дух свободной критики дал возможность не только передовым людям того времени, но и широким массам по-новому взглянуть на явления культуры и религии. Однако в каждой из европейских стран этот процесс имел свои характерные отличия. В частности, отмечается, что там, где произвол духовенства был ограничен законодательными мерами, церкви удавалось дольше сохранять свои позиции.

Вольнодумец с берегов Британии

Начало Реформации в Англии было положено профессором Оксфордского университета Джоном Виклифом. В 1379 году он выступил с обращением, направленным против основного догмата Римской церкви о непогрешимости папы. Кроме того, маститый учёный и педагог ратовал за секуляризацию (изъятие в пользу государства) церковных земель и упразднение большинства институтов католицизма. Он же открыто заявлял о том, что главой церкви является Иисус Христос, а вовсе не римский понтифик, самовольно присвоивший себе эту честь.

Чтобы придать своим высказываниям большей убедительности, Виклиф впервые перевёл Библию на английский язык, чем сделал её чтение доступным для широких масс светского населения страны. Чуть позже его соотечественникам стал доступен и полный текст Ветхого Завета. Таким образом, народ смог постигать христианское учение в его истинном виде, а не в той редакции, которую им предлагало католическое духовенство. Это также в значительной степени послужило неким стимулом и положило начало Реформации в Англии.

Чешский последователь Джона Виклифа

Говоря о том, кто положил начало Реформации в Чехии, обычно упоминают имя её национального героя Яна Гуса, выступавшего против засилья в его стране духовенства, присланного из Священной Римской империи. На формирование его мировоззрения во многом оказали влияние чешские студенты, вернувшиеся на родину после обучения в Англии и попавшие там под влияние идей Джона Виклифа.

Став в 1409 году ректором Пражского университета, Ян Гус широко пропагандировал взгляды английского реформатора и на их основе призывал к радикальным изменениям чешской церкви. Его выступления нашли отклик у широких народных масс, и чтобы пресечь нарастающие волнения, римский папа Мартин IV при поддержке императора Сигизмунда I инициировал судебный процесс, на котором чешский реформатор и его ближайший сподвижник Иероним Пражский были приговорены к сожжению на костре.

Зарождение лютеранства

Однако, несмотря на всю значимость деятельности Джона Виклифа и Гуса, начало Реформации в Европе (обновления христианства) принято связывать с именем видного немецкого богослова Мартина Лютера. Именно его именем названо одно из зародившихся в начале XVI века религиозных направлений ─ лютеранство. Остановимся вкратце на том событии, которое принято считать началом Реформации в Германии.

Благодатную почву для проведения в жизнь религиозных реформ создало охватившее все слои населения недовольство церковью. Крестьяне не могли больше терпеть губительнный для них десятинный налог, а ремесленники разорялись, не выдерживая конкуренции с освобождёнными от налогов монастырскими цехами, о чём уже говорилось выше. Получая огромные прибыли, духовенство ежегодно отправляло большую часть доходов в Ватикан, потакая ненасытным аппетитам римских пап. Кроме того, в городах с каждым годом расширялись земельные владения церкви, что грозило ввергнуть их жителей в кабалу.

О том, какое событие послужило началом реформации в Германии

Однако главным событиям суждено было разыграться не на островах Британии, и не в Чехии, а в Германии. На фоне всеобщего недовольства 31 октября 1517 года (обычно считают именно эту дату началом Реформации) на дверях собора города Виттенберга появилась копия письма, направленного доктором богословия Мартином Лютером архиепископу Мейнцскому. В этом документе, состоявшем из 95 пунктов, он подверг жёсткой критике многие устои современного ему католицизма.

В частности, он выступал против продажи индульгенций ─ грамот об отпущении грехов, выдаваемых всем желающим за определённую плату. Такой род бизнеса приносил церковникам колоссальную прибыль, хотя и шёл вразрез с христианским учением. Как известно, Христос в качестве единственного пути к спасению души называл веру, даруемую человеку свыше, а вовсе не церковные обряды.

Ещё в самом начале Реформации в Германии Лютер учил, что ни папа, ни духовенство не являются посредниками между людьми и богом, и их претензии на право отпущения грехов через святые таинства являются ложными. Кроме того, немецкий вольнодумец ставил под сомнение легитимность всех папских декретов и постановлений церкви, указывая на то, что единственным авторитетом в духовной жизни может являться Священное Писание.

Под его критику попал и целибат ─ обет безбрачия и вечного целомудрия, приносимый всем католическим духовенством. Лютер указывал на то, что это противление человеческой природе на деле оборачивается впадением в тягчайшие грехи. В документе, появившемуся на дверях собора, были и другие, не менее жёсткие упрёки в адрес церкви. Поскольку в то время печатное дело в Германии было уже налажено, обращение Мартина Лютера, растиражированное в местных типографиях, стало достоянием всех жителей страны.

Разрыв с официальной церковью

Получив известие о случившемся, Ватикан не придал этому серьёзного значения, поскольку случаи единичных бунтов в среде духовенства имели место и раньше. Именно поэтому начало Реформации в Германии прошло без каких-либо драматических событий. Однако ситуация в корне изменилась после того, как Лютер открыто поддержал осуждённого прежде Яна Гуса и выразил недоверие церковному трибуналу, вынесшему приговор. Это уже рассматривалось как попрание авторитета не только церковных иерархов, но и самого папы.

Не остановившись на этом, в декабре 1520 года Лютер публично сжёг папскую буллу ─ послание, в котором осуждались его взгляды. Это был беспрецедентный по своей смелости поступок, означавший полный разрыв с церковью. Светские власти пытались как-то замять скандал, и вновь избранный к тому времени глава Священной Римской империи, в которую, кроме Германии, тогда входила Италия, Чехия и частично Франция, вызвал к себе вольнодумца и попытался убедить в необходимости отречься от еретических взглядов.

Вне светских законов

Ответив отказом и оставшись непреклонным в своих убеждениях, дерзкий богослов поставил себя вне закона на всей подконтрольной императору территории. Однако ничто уже не могло остановить надвигавшуюся волну религиозной реформации в Европе. Мартин Лютер благодаря своему выступлению получил широкую известность не только в Германии, но и за её пределами, и приобрёл много сторонников.

Полоса преследований и гонений

Если начало Реформации (обновления христианства) в Европе ограничилось относительно малой кровью, то после открытого разрыва Лютера не только с церковной, но и со светской властью последовали репрессии. Первыми на кострах инквизиции погибли два монаха, дерзнувшие вести антипапскую пропаганду в Нидерландах.

Вслед за ними на алтарь реформации положили свои жизни десятки других вольнодумцев. Сам Лютер спасся от верной гибели лишь благодаря Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому, почти силой укрывшему того, кто положил начало Реформации, в одном из своих замков. Спасаясь от преследований, Лютер не потратил время даром: переведя на немецкий язык текст Библии, он сделал её доступной всем своим соотечественникам.

Начало массовых выступлений

Но пожар религиозных мятежей разгорался с неудержимой силой, вылившись, наконец, в серьёзные социальные потрясения. Несмотря на то что представители каждого из слоёв населения по-своему трактовали учение Лютера, вся Германия вскоре была охвачена народными волнениями. Особенно ощутимый вклад в дело реформации внесло бюргерское движение, участниками которого были жители городов, возглавляемые Габриэлем Цвиллингом и Андреасом Карлштадтом.

Требуя от властей проведения немедленных и радикальных реформ, они проявляли исключительную сплочённость и организованность. Вскоре к ним примкнули и широкие массы сельских жителей, также кровно заинтересованных в изменении существовавших порядков. Следует отметить, что, как те, так и другие выступали не против христианства, а лишь осуждали алчность и корыстолюбие тех, кто присвоил себе право быть выразителями божьей воли и извлекать из этого немалые доходы.

Мятеж, переросший в Крестьянскую войну

Как это нередко бывало в истории, справедливые требования очень быстро переросли в «бессмысленный и беспощадный» бунт. Толпы народа принялись громить храмы и монастыри. В огне пожаров тогда погибли многие архитектурные памятники Средневековья и целые библиотеки уникальных манускриптов.

Вслед за чернью в ряды реформаторов влилось и рыцарство, представители которого также имели веские основания ненавидеть римское духовенство. Апогеем всего стала Крестьянская война под предводительством Томаса Мюнцера, охватившая Германию в 1524 году и вскоре переметнувшаяся на всю Центральную Европу.

Кто такие протестанты?

В завершение рассказа о том, какие события послужили началом реформации в Германии, следует пояснить происхождение термина "протестантизм", которым впоследствии стало именоваться направление христианства, основанное Мартином Лютером в первой половине XVI века. Дело в том, что после окончания в 1526 году Крестьянской войны был отменён так называемый Вормосский эдикт, которым император Священной Римской империи Карл V объявлял Лютера преступником и еретиком.

Однако всего через три года на заседании Рейхстага ─ высшего законодательно-совещательного органа империи ─ этому документу вновь была придана юридическая сила, что вызвало протест представителей 14 городов, где идеи мятежного богослова нашли всеобщее признание. Именно благодаря этим протестующим все сторонники Реформации впоследствии стали именоваться протестантами, а само направление религии ─ протестантизмом.

Заключение

Начало Реформации (обновления христианства) в Европе, кратко описанное в этой статье, вылилось в длительный процесс, в результате которого, наряду с католицизмом и православием, появилось ещё одно направление последователей учения, дарованного Иисусом Христом ─ протестантизм. Впоследствии и оно разделилось на несколько реформационных церквей, наиболее многочисленными из которых сегодня являются Лютеранская, Кальвинистская и Англиканская.

План-конспект урока на тему:

«Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Цели урока:

    Образовательные цели:

1) Провести сравнительный анализ методов католической контрреформации, выявить ее причины, цели, влияние на дальнейшую судьбу европейских стран.

2) В ходе работы продолжить формирование научного мировоззрения с помощью научных понятий «контрреформация», Игнатий Лойола, орден иезуитов.

    Воспитательные цели:

1) Предоставить учащимся возможность оценить цели и средства руководителей Реформации и Контрреформации.

    Развивающие цели:

1) Продолжить развитие у учащихся умений выделять главное в тексте учебника и исторических источниках (выделить методы католической Контрреформации).

2) Продолжить формирование у учащихся исторического мышления (определять причины и следствия Реформации и Контрреформации).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта «Европа в XVI-первой половине XVII в.», учебник «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800», 7 класс, А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, П. А. Баранов, схема на доске, тесты.

Ход урока:

Организационный момент.

Сообщение темы и целей.

Актуализация опорных знаний учащихся по данной теме.

Учитель обращается к ученикам:

    Сегодня мы продолжим разговор о Реформации в Европе.

    Ребята, что такое Реформация?

    Каковы были причины Реформации в Германии?

    Каких целей в движении за реформу церкви добивались князья, феодалы, горожане и крестьяне?

    Каковы были основные идеи учения Мартина Лютера?

    Объясните высказывание: «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел».

    Что получили от Реформации различные слои населения?

Изучение новой темы.

План изучения новой темы:

    Жан Кальвин - французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.

    Кальвинистская церковь.

    Распространение кальвинизма по Европе.

    Контрреформация.

    Орден иезуитов.

    Попытки реформ и Тридентский собор.

    Жан Кальвин - французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма .

Рассказ учителя:

Зародившись в Германии, Реформация начинает распространяться по всей Европе, и в первую очередь она проникает в близ лежавшие к Германии государства Францию, Англию и Швейцарию. Самое большое распространение движение протестантов получает в Швейцарии и это связано с именем Жана Кальвина.

Жан Кальвин (1509-1564) родился во Франции, получил прекрасное образование, в совершенстве овладел латынью, древнееврейским и древнегреческим языками, что дало ему возможность читать Библию в оригинале. Познакомившись с учением Лютера, он в 1533 г. объявляет себя протестантом. За участие в распространении протестантских воззваний Кальвин подвергается преследованиям и бежит в Швейцарию, где пишет книгу, в которой излагает основные положения своего учения. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение – кальвинизм .

Вслед за Мартином Лютером Жан Кальвин попытался дать ответ на вопрос волновавший верующих более 1000 лет: «Свободен ли человек в выборе жизненного пути или его судьба предопределена?»

Кальвин утверждал, что…

    Судьбы людей предопределены Богом.

    Никто из верующих не знает собственного предопределения.

    Но человек не должен слепо ожидать свершение своей судьбы, он должен двигаться навстречу судьбе через труд.

    Именно труд был знаком спасения души.

Таким образом, кальвинизм провозглашал новые моральные ценности: бережливость, скупость, расчет, неустанный труд.

    Кальвинистская церковь.

    Распространение кальвинизма по Европе.

    Контрреформация.

Самостоятельная работа учащихся с учебными материалами:

Учитель предлагает учащимся изучить 3 главных вопроса новой темы в группах. Затем в яркой, интересной форме каждая группа сообщает о том, что она узнала классу. Группы должны быть сформированы заранее, для экономии времени на уроке.

Задание группам :

Группа 1: Расскажите об устройстве кальвинистской церкви. Информация на стр. 103 учебника.

Группа 2: Докажите, что кальвинизм способствовал развитию предпринимательской деятельности в странах Европы. Информация на стр. 104 учебника.

Группа 3: Расскажите о борьбе католического духовенства с протестантизмом. Информация на стр. 104 учебника.

Выступление групп с отчетом об изученном материале.

Учитель предваряет выступление:

В 40-х годах XVI века Швейцария стала одним из центров Реформации. В Женеве Жан Кальвин создает учение о предопределении человека, изменившее религиозную жизнь людей и их поведение.

После выступления задаются вопросы всему классу:

Какие слои населения горячо поддержали кальвинизм, почему?

Прав ли был Вольтер, сказавший, что «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир»?

Физкультминутка

    Орден иезуитов.

Рассказ учителя:

Идеи Жана Кальвина впоследствии распространились не только в Швейцарии, но и в Голландии, Франции, Шотландии, Англии. Поэтому для того чтобы остановить победное шествие Реформации, католическая церковь приняла экстренные меры, создав монашеский орден иезуитов, целью которого была защита церкви от ереси.

1540 г. - Образование ордена иезуитов.

Контрреформация – борьба католической церкви с реформационным движением.

Основателен ордена иезуитов был Игнатий Лойола.

Сейчас давайте попытаемся выяснить, какие меры использовали иезуиты для защиты католической церкви?

Для того чтобы ответить на этот вопрос мы заполним таблицу «Методы борьбы иезуитов с протестантами», читая пункт «Орден иезуитов» на стр. 104.

    Попытки реформ и Тридентский собор.

Рассказ учителя:

Потеря власти над рядом европейских стран привела Рим в замешательство, но ненадолго. Уже в 40-х гг. XVI в. Папы пытаются вернуть утерянные позиции, а главное – источник своих богатств – десятину. Проводятся первые попытки реформирования церкви – во второй половине XVI в. Католические богословы создали переводы Библии на национальные языки.

Но попытки реформ встречали сопротивление большей части католического духовенства. Спорные вопросы должен был разрешить Тридентский собор, открывшийся в 1545 г. и заседавший почти 18 лет.

Тридентский собор:

    Строгое соблюдение духовенством всех предписаний и указаний папы.

    Исключительное право церкви толкования Священного писания.

    Укрепление инквизиции.

    Запрет на продажу индульгенций.

    Открытие семинарий для католических священников.

    В устройстве католической церкви и в отношении к протестантизму ничего не изменилось.

Таким образом, победу в решении основных вопросов одержала реакционная часть духовенства.

Итоги урока:

Закрепление:

Вопросы – стр. 107 учебника.

Домашнее задание:

Параграф 12, вопросы к параграфу, записи в тетради.

Оценки за урок.

Была одной из самых богатых и могущественных организаций в Европе. Но эта сила была только кажущейся: среди прихожан и простых, и знатных, все больше зрело недовольство всевластием духовенства, которое, в конце концов, вылилось в движение за перестройку церкви - Реформацию.

К концу XV века во многих странах Европы сформировалась сильная королевская власть. Короли, опиравшиеся на армию и бюрократический аппарат, были недовольны вмешательством Пап в их дела. Их ценные указания монархам были не нужны. Не давало покоя королям и богатство которая была одним из крупнейших землевладельцев в Европе. Да если бы только это! На десятине, плате за богослужения и продаже индульгенций духовенство зарабатывало немаленькие деньги, которые «уплывали» в далекий Рим. А это монархам, само собой, не нравилось.

Простых людей не устраивало в церковных порядках другое. Во-первых, дороговизна обрядов и различные поборы. Во-вторых, язык богослужения - далеко не все понимали, что там говорит священник на своей латыни. Но еще больше не устраивало то, что церковь освящала существующее неравенство. Получалось, что человек незнатного происхождения должен был всю жизнь оставаться никем, даже если и выбился в люди, разбогатев. Или терпеть издевательства над собой со стороны власть имущих только потому, что так, мол, предсказано свыше.

Начало Реформации

Наибольшее недовольство католическая церковь вызывала в раздробленной Германии. Поэтому именно с нее и началась Реформация в Европе. В 1517 г. молодой профессор богословия Мартин Лютер вывесил на дверях дворцовой церкви 95 тезисов - свои взгляды на церковные порядки. Причиной стала безудержная торговля индульгенциями. Эти документы представляли собой, говоря современным языком, справки об отпущении грехов. Они продавались монахами, разъезжавшими по Германии. За счет индульгенций Папа планировал перестроить церковь св. Петра в Риме. Лютер осуждал все эти порядки. Он считал, что Папа никаких прав издавать индульгенции. Также Лютер выступал против пышных обрядов, монашества и даваемого священниками. Чтобы Библия была понятнее для простых немцев, не знавших латыни, он перевел ее на родной язык.

Смелые проповеди Лютера заставили Льва X забеспокоиться. Он призывал его отречься от своих взглядов, а когда тот отказался, объявил его еретиком и отлучил от церкви. Но Лютера это не испугало - наоборот, получив папскую буллу, он порвал ее в клочья. У вчерашнего профессора появилась масса сторонников, в том числе и довольно влиятельных. Один из германских князей спрятал его в своем замке, где Лютер писал богословские труды. Тем временем Реформация в Европе развивалась все активнее. У Лютера появились последователи, которые предлагали пойти еще дальше, установив всеобщее равенство. Их предводитель Томас Мюнцер возглавил восстание, переросшее в крестьянскую войну. Германские князья быстро разбили плохо вооруженных повстанцев, не владевших военным делом. Восстание было жестоко подавлено. После этого Реформация в Германии окончательно перешла в руки светской знати.

Борьба между двумя церквями

Правда, далеко не вся аристократия восприняла идеи Лютера положительно. Между католиками и протестантами (так стали называть приверженцев нового учения) завязалась вооруженная борьба. Длилась она довольно долго и завершилась установившим, что каждый князь сам имеет право определять, какой будет религия в его владениях. Идея перестроить церковь оказалась заразительной, и вскоре Реформация в Европе распространилась на юг Германии, Швейцарию, Францию, В Нидерландах местные протестанты вообще подняли восстание против испанского господства и добились независимости.

Своеобразно развивалась Реформация в Англии. Король Генрих VIII потребовал от Папы, чтобы тот разрешил ему развестись с очередной женой. Тот отказался, и монарх объявил, что английская церковь больше не зависит от Рима. Так, в 1534 г. главой духовенства в этой стране, а заодно и хозяином всего церковного имущества, стал король. Понятно, что отказ Папы был для него лишь поводом прибрать к рукам все, что принадлежало церкви. И это очень быстро было сделано. В остальном англиканская церковь, как ее теперь стали называть, еще долго была похожа на католическую.

Впрочем, уже к середине XVI века католическое духовенство пришло в себя, и Реформация в Европе начала встречать серьезное сопротивление. Авангардом борьбы против протестантов стал основанный в 1540 г. Его последователи создали в европейских странах сеть школ, дававших отличное образование и прививавших учащимся верность католической церкви. Иезуиты не гнушались и шпионажем, опутав своей агентурой все королевские дворы. Эти меры во многом позволили остановить Реформацию. Но прежнего могущества католическая церковь уже не имела.

Реформация — церковно-социальное движение ХVI века в Европе против католической церкви, в котором борьба за религиозные идеалы переплелась с классовой борьбой крестьянства и зарождающейся буржуазии с феодалами. Стала катализатором распада феодального общества и возникновения зачаточных форм капитализма

Причины Реформации

Католицизм был целой системой, налагавшей рамки на всю культуру и социальную организацию европейских народов :

    Католический универсализм отрицал национальность
    Теократическая идея давила государство
    Духовенство имело привилегированное положение в обществе, подчиняя церковной опеке светские сословия
    Догматизм предоставлял мысли слишком узкую сферу
    Католическая церковь переродилась из утешительницы и проводника идей социальной справедливости в жестокого феодального земельного собственника и угнетателя
    Несоответствие образа жизни служителей церкви тому, что они проповедовали
    Недееспособность, распущенность и коррумпированность церковной бюрократии
    Растущие материальные запросы римской церкви: все верующие платили десятину - налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями
    Существование огромного количества монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным праздным населением
    Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Святого Петра в Риме, слишком явно и цинично демонстрировала не заботу Церкви о душах паствы, но стремление к обогащению, земным благам
    Изобретение книгопечатания
    Открытие Америки
    Возобновление интереса к античной культуре, сопровождающееся расцветом искусства, в течение многих веков служившего исключительно интересам Церкви

    В борьбе против католической церкви объединились все светские институты европейского общества: государственная власть, нарождающаяся буржуазия, задавленное гнетом крестьянство, интеллектуалы, представители свободных профессий. Они боролись не во имя чистоты христианского вероучения, не во имя восстановления Библии как главного авторитета в делах религии, не во имя требований совести и религиозной мысли, а потому, что католицизм мешал свободному развитию общественных отношений во всех сферах жизни

Реформация в Европе

Формальным началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда викарий деканата ордена августинцев Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов против торговли папскими индульгенциями*

  • 1520-е годы — Германия
  • 1525 — Пруссия, Ливония
  • 1530-е годы — Англия
  • 1536 — Дания
  • 1536 — Норвегия
  • 1540 — Исландия
  • 1527-1544 — Швеция
  • 1518-1520-е годы — Швейцария: Цюрих, Берн, Базель, Женева
  • 1520-1530-е годы — Франция: лютеранство и анабаптизм
  • 1550-е — Франция: кальвинизм
  • 1540-1560-е годы — Нидерланды

Деятели Реформации

  • Мартин Лютер (1483–1546) — Германия
  • Филипп Меланхтон (1497–1560) — Германия
  • Ганс Таусен (1494–1561) — Дания
  • Олаус Петри (1493–1552) — Швеция
  • Ульрих Цвингли (1484–1531) — Швейцария
  • Жан Кальвин (1509–1564) — Франция, Швейцария
  • Томас Кранмер (1489–1556) — Англия
  • Джон Нокс (1514?–1572) — Шотландия
  • Ж. Лефевр (1450-1536) — Франция
  • Г. Брисонне (1470-1534) — Франция
  • М. Агрикола (1510-1557) — Финляндия
  • Т. Мюнцер (1490-1525) — Германия

    В результате Реформации часть верующих восприняла идеи главных её деятелей Лютера и Кальвина, превратившись из католиков в лютеран и кальвинистов

    Краткая биография Мартина Лютера

  • 1483 (1484?), 10 ноября - родился в Эйслебене (Саксония)
  • 1497- 1498 - учеба в школе лоллардов в Магдебурге
  • 1501 - 1505 - учеба в Эрфуртском университете
  • 1505 - 1506 - послушник в монастыре августинцев (Эрфурт)
  • 1506 - принял монашеский обета
  • 1507 - рукоположен в священнический сан
  • 1508 - перебирается в Виггенбергекий монастырь и поступает на богословский факультет Виггенбергского университета
  • 1512, 19 октября - Мартин Лютер получает степень доктора богословия
  • 1515 - избирается викарием деканата (11 монастырей) ордена августинцев.
  • 1617, 31 октября - отец Мартин Лютер вывесил на дверях Виттенбергской приходской церкви 95 тезисов об индульгенциях.
  • 1517-1520 — многочисленные богословские статьи с критикой существующих порядков в церкви
  • 1520, 15 июня - булла папы Лва X, в которой предлагается Лютеру в 60-дневный срок отречься от своих еретических идей
  • 1520, 10 декабря - на городской площади Виггенберга толпа студентов и монахов под руководством Лютера сожгла папскую буллу и сочинения оппонентов Лютера.
  • 1521, 3 января - булла Льва X об отлучении Мартина Лютера от Церкви.
  • 1521, май - 1522, март - Мартин Лютер под именем Юргена Йорга скрывается в Вартбургской крепости, продолжая свою публицистическую деятельность
  • 1522, 6 марта - возвращение в Виттенберг
  • 1525, 13 июня - женитьба на Катарине фон Бора
    1525, 29 декабря - первое богослужение по новому обряду, совершенное Лютером.
  • 1526, 7 июня - родился сын Лютера Ганс
  • 1527, 10 декабря - родилась дочь Лютера Елизавета, умершая 3 апреля 1528 года.
  • 1522-1534 — публицистическая деятельность, перевод на немецкий книг пророков и Библии
  • 1536, 21-28мая - в Виттенберге под председательством Лютера состоялась встреча крупнейших богословов новой веры
  • 1537, 9 февраля - протестантский конгресс в Шмалькальдене, для которого Лютер написал «Символ веры».
  • 1537-1546 — публицистика, разъезды по германии
  • 1546, 18 февраля - Мартин Лютер скончался от болезни сердца

    Главная идея лютеранства - спасение личной верой, которая даруется Богом, без помощи церкви. Связь Бога и человека имеет личный характер, церковь не является посредником между Богом и человеком. Все верующие признаются равными перед Христом, священники теряют положение особого сословия. Религиозные общины сами приглашают пасторов и выбирают руководящие органы. Источником вероучения является Библия, которую верующий имеет право самостоятельно объяснять. Вместо латыни богослужение ведётся на родном языке верующего

Краткая биография Жана Кальвина

  • 1509, 10 июля — родился во французском городе Нуайон
  • 1513-1531 года в Париже, Орлеане, Бурже постигал гуманитарные науки, юриспруденцию, теологию, получил степень лиценциата
  • 1532, весна — на собственные средства опубликовал свой первый научный труд - комментарии к трактату Сенеки «О кротости»
  • 1532 — получил в Орлеане докторскую степень
  • 1532, вторая половина — стал протестантом
  • 1533, октябрь — написал речь «О христианской философии» для ректора университета Николя Копа, за которую тот подвергся преследованиям
  • 1533-1535 — как автор крамольной речи скрывался на юге Франции
  • 1535, зима — опасаясь за свою жизнь, бежал в Швейцарию
  • 1536, первая половина — жил в Базеле и итальянском городке Феррара при дворе герцогини Феррарской Рене, дочери короля Людовика XII, опубликовал свой главный труд «Установления христианской веры»
  • 1536, июль-1538, весна — жил в Женеве, пока не был изгнан
  • 1538-1540 — Берн, Цюрих, Страсбург
  • 1540, сентябрь — женитьба на вдове Иделетте Штордер
  • 1541, 13 сентября — возвращение в Женеву по решению Совета города
  • 1541, 20 ноября — представил проект устава церкви, который был утверждён Генеральным собранием граждан

    Устав предусматривал избрание 12 старейшин. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть сконцентрировалась в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.
    Принимаемые по настоянию Кальвина законы имели целью сделать из Женевы прообраз «града Божьего». Женева должна была стать протестантским Римом. Кальвин призывал строго следить за чистотой и порядком в Женеве - она во всем должна была стать образцом для других городов.
    Задачей церкви Кальвин считал религиозное воспитание всех граждан. Для этого Кальвин провел ряд реформ, направленных на утверждение «мирского аскетизма». Был упразднен пышный католический культ, приняты жесткие административные меры, направленные на укрепление морали. Над всеми гражданами был установлен мелочный и придирчивый надзор. Посещения церковной службы стали обязательными, запрещались развлечения, танцы, яркие одежды, громкий смех. Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные прически подвергались обструкции. Кальвин отличался тяжелым, властным характером. Он нетерпимо относился и католикам, и к представителям других реформационных течений. По его настоянию противники его учения подвергались изгнанию и даже смертной казни. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города

  • 1553 — по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды М. Сервет. Впервые вынесла смертный приговор за инакомыслие
  • 1559 — Основание Женевской академии - высшего богословского заведения для подготовки проповедников
  • 1564, 27 мая — Кальвин умер. Похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно

    Главная идея кальвинизма — учение об «абсолютном предопределении», согласно которому бог еще до «сотворения мира» предопределил одних людей к «спасению», других к «погибели», и этот приговор бога абсолютно неизменен. Однако учение об «абсолютном предопределении» не имело фаталистического характера. Согласно кальвинизму, жизнь даётся человеку для того, чтобы выявить заложенные в нём Богом способности, а успех в земных делах представляет знак спасения. Кальвинизм провозгласил новые моральные ценности - бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту, дух предпринимательства

Контрреформация

Любое действие предполагает противодействие. На движение Реформации католическая Европа ответила контрреформацией (1543 — 1648). Католическая церковь отказалась от предоставления индульгенций, были основаны новые монашеские ордена и духовные семинарии, были введены единообразная литургия (главнейшее христианское богослужение), григорианский календарь, подавлена Реформация в Польше, землях Габсбургов, Франции. Контрреформация оформила окончательный разрыв католичества с протестантством

Итоги Реформации и Контрреформации

    Верующие Европы разделились на католиков и протестантов
    Европа погрузилась в череду религиозных войн ( , )
    Страны, в которых протестантство победило, активнее начала «строить капитализм»

*Индульгенция — отпущение грехов за деньги