Срок финансового оздоровления. Финансовое оздоровление компании

Процедура финансового оздоровления - одна из процедур, применяемых в ходе банкротства юридических лиц. Она предполагает восстановление платежеспособности должника и удовлетворение требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2 , ).

Как вводится процедура финансового оздоровления

Рассмотрев указанное ходатайство, первое собрание кредиторов вправе принять решение о введении процедуры финансового оздоровления предприятия и обратиться в суд с соответствующим ходатайством (п. 1 ст. 73 Закона № 127-ФЗ). По общему правилу на основании этого решения суд выносит определение о введении финансового оздоровления и в нем же утверждает административного управляющего (п. 1 ст. 52 , п. 1 ст. 75 , п. 1,2 ст. 80 Закона № 127-ФЗ). При этом в решении собрания, а также в определении суда должен быть указан предполагаемый и график погашения задолженности (п. 1 ст. 74 , п. 3 ст. 80 Закона № 127-ФЗ). Кроме того, в решении собрания также должен содержаться утвержденный план финансового оздоровления, если обеспечение должнику для исполнения им своих обязательств предоставлено не было (п. 1 ст. 74 , п. 1 ст. 84 Закона № 127-ФЗ).

Что происходит после введения финансового оздоровления

Введение финансового оздоровления ведет к определенным последствиям для лиц, участвующих в деле о банкротстве. Так, с даты вынесения судом соответствующего определения (п. 1 ст. 81 Закона № 127-ФЗ):

  • меры по обеспечению требований кредиторов, принятые до финансового оздоровления, отменяются;
  • аресты и иные ограничения в отношении имущества должника могут быть наложены только в рамках арбитражного процесса;
  • выплата дивидендов и иных платежей по ценным бумагам должника не допускаются;
  • и другие.

Вместе с тем, главное, что должен делать должник в ходе финансового оздоровления - это расплачиваться с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 2 ст. 84 Закона № 127-ФЗ). При этом органы управления компании продолжают действовать и исполнять руководящие функции, но вместе с тем должны соблюдать некоторые ограничения (п. 1 ст. 82 Закона № 127-ФЗ). К примеру, они не могут без согласия кредиторов (их собрания или комитета) совершать сделки по выдаче займов, кредитов, а также предоставлять поручительства или гарантии (п. 3 ст. 82 Закона № 127-ФЗ).

Основные функции административного управляющего в этот период следующие (п. 3 ст. 83 Закона № 127-ФЗ):

  • вести реестр требований кредиторов;
  • контролировать исполнение должником текущих требований;
  • следить за ходом выполнения плана финансового оздоровления (при его наличии) и графика погашения задолженности;
  • контролировать своевременность и полноту перечисления средств в погашение долгов кредиторам;
  • изучить отчет должника о выполнении графика погашения задолженности, составить по этому поводу заключение и представить его собранию кредиторов, и т.д.

Отчет об итогах проведения финансового оздоровления должник обязан направить административному управляющему не позднее чем за месяц до истечения срока процедуры. А если обязательства перед кредиторами погашены ранее, то должник сразу после этого может подать отчет о досрочном окончании финансового оздоровления (

Любая частная фирма в силу различных причин рискует оказаться на грани экономического краха. Чтобы не допустить развала предприятия со всеми вытекающими последствиями, можно применить зарекомендовавшую себя схему - финансовое оздоровление. Финансовое оздоровление - это ряд мероприятий по спасению от банкротства, которые предполагают постепенный расчет по долгам на основании утвержденного плана и предоставленным гарантиям.

На грани банкротства нередко оказываются весьма успешные фирмы. Среди них можно назвать итальянскую авиакомпанию Alitalia, сеть ресторанов «Сбарро», нашумевшее банкротство туроператоров в России. Однако грамотные действия по выходу из кризиса позволили многим предприятиям не просто выжить в сложном и изменчивом мире, но и создать более успешные фирмы. Примеров тому много.

Когда необходимо бить тревогу

Если фирма идет ко дну, первым, по сути, происходящее должен заметить руководитель и, разумеется, учредители фирмы. И чем раньше на это обратят внимание, тем лучше будет как для собственников, так и для фирмы в целом. Падение прибыли, растущие долги, дисбаланс между кредиторской и дебиторской задолженностями - это уже запущенная «болезнь». А первые тревожные звоночки можно определить после грамотного анализа и диагностики конкурентоспособности фирмы в данный период времени и в перспективе.

Так как экономическая ситуация во всем мире переживает большие изменения, регулярные аналитические наблюдения за изменчивостью рынка особенно важны. И процедуру финансового оздоровления нужно разработать и ввести в действие как можно раньше. Тогда и восстановление платежеспособности предприятия будет куда успешнее. Анализируя финансовое положение фирмы, грамотные специалисты могут также задуматься над тем, как изменить ситуацию, что предпринять. Всегда есть выход из положения, даже если придется вносить радикальные изменения. Как показывает опыт многих, безвыходных ситуаций практически не бывает.

Тревога: что делать в первую очередь?

Итак, если все признаки надвигающегося банкротства, как говорится, налицо, что делать в первую очередь по спасению фирмы? Многолетний опыт многих руководителей, справившихся с финансовым пике, говорит о том, что необходимо выполнить три условия:

  • срочно продать все предприятия, не приносящие прибыль;
  • прекратить отток денежных средств;
  • все силы и внимание направить на выживание предприятия;
  • усилить контроль за необходимыми расходами и поступлением денежных средств;
  • выявлять причины потери прибыли.

Кто инициирует спасательную операцию

Итак, если положение фирмы неустойчиво, то инициаторами начала мероприятий по финансовому оздоровлению имеют право выступать:

Сам владелец имущества фирмы;

Участники или учредители (в зависимости от организационно-правовой формы частной организации);

Третьи лица.

Все перечисленные представители располагают правом провести проверку, а потом предоставить итоги первому собранию учредителей с ходатайством. Далее дело за арбитражным судом, который выносит решение о введении финансового оздоровления на основании решения первого собрания учредителей, независимо от этого решения, или даже ему вопреки. Обязательным мероприятием в таком случае считается предоставление финансового обеспечения. Оно подразумевает:

- поручительство;

Государственные или муниципальные гарантии;

Банковские гарантии;

Залог (ипотека).

Необходимо в то же время предоставить арбитражному суду план финансового оздоровления предприятия и оформленное документом обязательство о поэтапном возврате долгов. План разрабатывается по определенной схеме. А даты возврата долгов согласовываются со всеми кредиторами.

Гарантии и обязанности

Механизм спасения предприятия от банкротства в том виде, что есть сегодня, применяется только в России, хотя имеет что-то общее с немецкой моделью самоуправления. Он имеет цель реабилитировать предприятие, а не прекратить его деятельность. То есть такая процедура спасения от финансового краха имеет цель восстановить платежеспособность и репутацию должника. И предоставить ему возможность использовать собственные силы, знания и опыт.

Есть четкие обязательства и временные ограничения, права и гарантии. Например, срок финансового оздоровления ограничен двумя годами. За это время необходимо по всем пунктам выполнить план выхода из кризиса, погасить все долги фирмы. А еще обеспечить финансовую устойчивость фирмы. Вразрез с прежней моделью спасения предприятия от банкротства при помощи внешнего управления, как это было до 2002 года, новая модель выхода из сложного финансового положения позволяет должнику самому решить проблему. Действительно, кто, как не он сам, лучше разбирается в данной сфере деятельности. И кто, как не он сам, наиболее эффективно может учесть предыдущий печальный опыт, ошибки и промахи. Должник берет на себя все риски. Впрочем, есть и минусы. Иногда к экономическому краху ведет именно неумелое руководство, ошибочная стратегия. А значит, надеяться на прежнее руководство в такой ситуации бесполезно. Лучше доверить план спасения от долговой бездны более опытным руководителям.

Какие цели преследуются

Финансовое оздоровление - это возможность рассчитаться с долгами и сохранить доброе имя, а одновременно продолжить любимую работу, сохранить людям рабочие места. Вернуть финансовую состоятельность фирме способны грамотные шаги руководящего звена. Впрочем, финансовое оздоровление может вводиться необязательно тогда, когда предприятие практически банкрот. Есть для этого и ряд других причин. Это:

Начало потери платежеспособности, когда предприятие еще не является банкротом, но уже на грани этого;

Предприятие уже банкрот, но еще есть шанс провести грамотную реорганизацию и уйти от необходимости распродать имущество и закрыть фирму;

Цель финансового оздоровления выражается в росте рыночной привлекательности предприятия и поиске новых инвестиций.

Кстати, в современных условиях привлечение новых инвестиций на предприятие становится наиболее распространенной целью введения процедуры финансового оздоровления. Необходимость подстраиваться к изменчивому рынку заставляет руководителей фирм вкладывать немалые средства в реконструкцию производства, обеспечивая его рыночной привлекательностью на перспективу.

Изменение условий диктует особые правила

После начала внедрения мероприятий по выходу предприятия из кризиса происходит следующее:

  • Кредиторы располагают правом спросить с задолжавшего исключительно то, что ограничено рамками закона о проведении процедуры финансового оздоровления.
  • Прежние претензии кредиторов аннулируются.
  • Арестовывать имущество допустимо исключительно на основании судебного решения.
  • В течение срока финансового оздоровления выплата дивидендов и распределение прибыли между учредителями недопустимы.
  • Пени, штрафы, проценты за неуплаченные ранее долги, за невыполнение финансовых обязательств не начисляются, принимаются только текущие платежи.
  • Собственник не располагает правом изъять имущество у должника - унитарного предприятия.
  • Невозможно отчуждение доли (пая) на основании выхода из состава учредителей.
  • Запрещен выкуп доли (пая) задолжавшим и скупка им выставленных на реализацию акций.

Необходимые ограничения

Из сказанного видно, что финансовое оздоровление - это схема выхода из кризиса, требующая исполнения двух наиболее значимых мероприятий: плана выхода из экономического застоя и графика расчета по долгам. Арбитражный суд назначает административного управляющего. Правила отражены в Законе о банкротстве. Тем временем управляющий состав должника продолжает работать. Он предпринимает меры по выходу из сложного положения.

Но внешнее управление по финансовому оздоровлению фирмы накладывает ряд ограничений на деятельность задолжавшего и его команды. К примеру, должник теряет возможность совершать действия, последствиями которых становятся:

  • рост свыше 5 % кредиторской задолженности по отношению к той сумме, что отражена в реестре требований кредиторов;
  • распродажа помещений и оборудования, разрешается продавать только готовую продукцию предприятия;
  • изменение очередности выполнения требований;
  • использование новых средств, взятых в кредит.

Действовать планомерно

Чтобы план финансового оздоровления реализовать наиболее успешно, он обязан содержать следующие разделы:

  • краткое содержание самого порядка действий;
  • анализ экономического положения фирмы;
  • конкретные шаги по спасению фирмы от экономического коллапса, повышению ее платежеспособности;
  • анализ рынка и конкурентоспособности;
  • план производства;
  • финансовый план;
  • четкие мероприятия в сфере маркетинга фирмы.

Разработкой поэтапных шагов обязана заниматься команда опытных стратегов. От этой работы зависит, пожалуй, 90 % успеха. Остальное - за исполнителями. И конечно, необходим постоянный контроль за выполнением плана.

Меняем курс

Конечно, первое, что обычнопроисходит на предприятии, оказавшемся на грани банкротства, - это сокращение издержек производства. Иногда приходится сокращать штат сотрудников, менять управленческий состав, уменьшать заработную плату, продавать дочерние предприятия или незавершенное строительство.Да, в каких-то ситуациях эффективно сокращение бизнеса, реструктуризация производства, продажа части акций.

Тем не менее этого, как правило, недостаточно. Мерами финансового оздоровления могут стать радикальные изменения, требующие глубокого анализа и понимания роли данного производства в быстро меняющемся мире. Например, производство совершенно новой продукции, более востребованной на рынке и конкурентоспособной. Другой радикальной мерой может стать изменение организационно-правовой формы предприятия. Другими мерами могут выступать завоевание новых рынков сбыта, создание новых структур внутри отрасли, приобретение фирм-продавцов, фирм-поставщиков. Таким образом, финансовое оздоровление - это, безусловно, восстановление ликвидности фирмы, которой надо адаптироваться в новых условиях, чтобы соответствовать новому времени.

Нюансы законодательства

Законодательство в сфере банкротства и механизм финансового оздоровления скрывают ряд тонкостей, о чем нелишне будет знать любому руководителю. Например, зачастую задолжавший просто не в состоянии исполнить одномоментные требования всех кредиторов. А именно они сообща решают, кого назначить арбитражным управляющим, что именно из имущества распродать, заключить ли мировое соглашение и так далее. Поэтому важно заручиться поддержкой не категорически настроенных кредиторов.

И надо учесть, что до начала мероприятий по банкротству манипуляции с имуществом могут быть признаны незаконными в судебном порядке. Поэтому еще один совет от знатоков: не стоит рассчитываться по долгам с каким-то одним кредитором. Поскольку это может оказаться медвежьей услугой для него.

Арбитражный управляющий наделен правом выявлять те сделки, которые были совершены вразрез с интересами кредиторов. Отсюда очередной вывод: отказаться от подобных сделок. Их все равно придется аннулировать. Это касается сделок, совершенных за три года до возникновения критического положения в фирме.

Надо также понять, что банкротство не может быть равной защитой от всех кредиторов как для задолжавшего, так и для зависимых от него лиц. Важно понимать и то, что руководство компании в ответе за все свои действия и рискует ответить перед законом, если общий долг перешагнул размер активов общества.

Когда все шаги впустую

При умелых, грамотных решениях финансовое оздоровление должника имеет все шансы завершиться до указанного срока. Показателем для этого служит полный расчет по всем долгам, отсутствие претензий со стороны кредиторов, экономическая стабильность фирмы.

Но может произойти и диаметрально противоположная ситуация, когда арбитражный суд приостанавливает реализацию финансового оздоровления по веским причинам. Речь может идти о непредоставлении в арбитражный суд сведений о расчете по долгам, согласно утвержденному графику. Либо регулярное или длительное (более 15 дней) игнорирование претензий кредиторов, утвержденных графиком погашения задолженности, согласно плану по финансовому оздоровлению организации.Суд имеет право признать должника банкротом со всеми вытекающими последствиями.

Ликвидация не выход

Ликвидировать фирму не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Конечно, можно провести добровольную ликвидацию, процедуру банкротства, ликвидацию через оффшор. Но правильным и перспективным решением все же будет грамотное выведение предприятия из финансовой ямы путем процедуры финансового оздоровления. К счастью, такая возможность есть, и все могут ею воспользоваться.

В конце мая Минэкономразвития России вынесло на общественное обсуждение поправки в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ " " (далее – закон о банкротстве), направленные на расширение возможностей по восстановлению платежеспособности должника.

Законодателю было предложено изложить наименование закона о банкротстве в следующей редакции: "О финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве)", добавить указание на новую цель финансового оздоровления – сохранение хозяйствующего субъекта – и полностью обновить посвященную финансовому оздоровлению . Разработанный Минэкономразвития России механизм финансового оздоровления сводится к следующему.

Инициировать процедуру финансового оздоровления согласно законопроекту вправе как сам должник, так и конкурсные кредиторы либо уполномоченные органы. При этом у должника в рамках процедуры финансового оздоровления сохраняется право предлагать суду на утверждение кандидатуру арбитражного управляющего.

Предполагается, что обязательным документом для введения финансового оздоровления станет отчет о финансовом состоянии должника, в котором в обязательном порядке будут указаны сведения о перечне имущества должника и его рыночной стоимости, данные о соотношении рыночной стоимости активов и обязательств должника, бухгалтерская отчетность за последние три года и т. д. Обязанность по составлению отчета возложена на должника, причем он может подкрепить достоверность приведенной в отчете информации заключением аудитора. Сведения из данного отчета признаются конфиденциальными. В случае их необоснованного разглашения с нарушителя могут быть взысканы убытки либо компенсация в размере от 1 тыс. до 5 млн руб. При предоставлении суду указанного отчета процедура финансового оздоровления может быть введена без введения промежуточной процедуры наблюдения.

Финансовое оздоровление может вводиться на срок до пяти лет (на сегодняшний день – не более двух лет в соответствии с ).

Согласно законопроекту в ходе данной процедуры органы управления должника сохраняют свои полномочия с учетом установленных законом о банкротстве ограничений. В случае удовлетворения судом ходатайства арбитражного управляющего об отстранении руководителя должника от должности учредители вправе представить суду кандидатуру исполняющего обязанности руководителя, а если они этой возможностью не воспользуются, обязанности руководителя возлагаются арбитражным судом на одного из заместителей руководителя или работника должника.

На разработку плана финансового оздоровления законопроект отводит должнику четыре месяца. В течение указанного срока конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, арбитражный управляющий и учредители (участники) должника вправе предложить свой вариант плана, который может быть одобрен должником. План может предусматривать реорганизацию должника, увеличение его уставного капитала, замещение активов, новацию обязательств, прекращение обязательств должника путем предоставления отступного и т. д. В числе прочего в плане обязательно должен быть расчет суммы, которую кредиторы третьей очереди по обязательствам, не обеспеченным залогом, могли бы получить при реализации имущества по ликвидационной стоимости в конкурсном производстве.

Законопроект предусматривает возможность отстранения конкурсных кредиторов от голосования по вопросу об утверждении плана финансового оздоровления, если планом предусмотрено погашение просроченной задолженности в срок не более трех месяцев и дальнейшее исполнение обязательств по изначальным условиям. Остальные кредиторы голосуют в соответствии с классами (видами) требований, если такое деление предусмотрено планом. План считается одобренным кредиторами, если в каждом классе за утверждение плана проголосовало более 50% кредиторов. Однако и в случае неодобрения плана кредиторами должник вправе просить суд ввести финансовое оздоровление при соблюдении некоторых условий – в частности, в соответствии с планом кредиторы в итоге должны получить не меньше, чем могли бы получить при реализации имущества по ликвидационной стоимости в конкурсном производстве и не менее 30% от суммы не обеспеченных залогом требований.

План финансового оздоровления может быть изменен, досрочно исполнен или прекращен с одновременным введением внешнего управления или конкурсного производства.

Приведенное описание является довольно кратким и тезисным – законопроектом же предусмотрена весьма детальная регламентация процедуры. Каких-либо спорных и неоднозначных положений на первый взгляд в данной части не просматривается.

Плюсы предлагаемых правил для должника заключаются в том, что ввести финансовое оздоровление можно и без согласия кредиторов. Но есть и минус: процедура финансового оздоровления довольно сложная и к тому же ее введение подразумевает реальную возможность "реанимации" должника – а когда речь идет о банкротстве, денег и имущества у него, как правило, уже крайне мало. Будет ли широко применяться на практике новая версия финансового оздоровления – вопрос в большей степени носит экономический, чем юридический характер. Пока же конкурсное производство с последующей ликвидацией должника – намного менее сложный и затратный путь, чем восстановление платежеспособности, а потому и самый популярный. Так что новая процедура может остаться в разряде научно-фантастической литературы.

На текущий момент трудно предсказать, какому количеству кредиторов придется столкнуться с новой процедурой финансового оздоровления в случае ее одобрения. Однако другая предлагаемая законопроектом поправка – новая ст. 9.1 закона о банкротстве – способна затронуть многих.

Данной статьей предлагается запретить контрагентам должника отказываться в одностороннем порядке от исполнения обязательства и/или изменять его условия в связи с изменением финансового состояния должника, нарушением графика платежей и (или) введением в отношении должника процедуры банкротства, если это влечет неблагоприятные для последнего последствия. При этом подчеркивается, что введение в отношении должника процедуры банкротства не может считаться существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, и являться основанием для изменения или расторжения договора по требованию стороны по договору. Досрочное наступление сроков исполнения обязательств или иные неблагоприятные для должника последствия в связи с теми же обстоятельствами не допускаются.

Казалось бы, данная норма преследует благую цель – обеспечить возможность восстановления платежеспособности должника. Но в то же время она существенно ограничивает свободу договора.

Если сейчас кредиторы, предвидя финансовый крах должника, могут применить распространенное договорное правило "ой, всё" и прекратить взаимоотношения с должником во избежание дальнейших финансовых потерь, то в случае введения ст. 9.1 закона о банкротстве "избавиться" от неплатежеспособного контрагента и не стать ответчиком по иску об убытках станет намного труднее. Особенно сильно данная норма ударит по предпринимателям, работающим по системе постоплаты, то есть получающих деньги по договору после поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ: с одной стороны, вероятность получения денег от должника в процедурах банкротства стремится к нулю, с другой – найти убедительные основания для прекращения обязательств будет не так-то просто.

Полагаю, можно прогнозировать увеличение популярности работы по предоплате во избежание кассовых разрывов и связанных с этим последствий. Тенденцией станет также проявление все большей осмотрительности при заключении сделок. Иначе рисков злоупотреблений со стороны должника вроде требований о предоставлении товаров, работ и услуг при заведомо низкой вероятности их оплаты, а так же риска предъявления должником исков об убытках избежать будет непросто. Юристам, ведущим договорную работу, предлагаемая норма даст немало пищи для размышлений.

Вместе с тем на арбитражных управляющих ляжет дополнительная нагрузка, связанная с необходимостью принятия решений по каждому договору должника. Хотя в порядке конкурсный или внешний управляющий и вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств должника, данный отказ не должен повлечь для должника негативных последствий, иначе иск об убытках может настигнуть уже самого арбитражного управляющего.

Таким образом, предлагаемая к введению ст. 9.1 закона о банкротстве представляется весьма неоднозначной. Чего она принесет больше – пользы или вреда, покажет практика.

Продолжение следует.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более 2 лет (). То есть 2 года - это максимальный срок финансового оздоровления, который может быть и меньше.

Изначально срок финансового оздоровления указывается в ходатайстве учредителей (участников) к о введении данной процедуры (п. 4 ст. 77 Закона № 127-ФЗ). Далее при удовлетворении ходатайства срок оздоровления фиксируется в решении собрания о введении финансового оздоровления (п. 1 ст. 74 Закона № 127-ФЗ). На основании этого решения составляется еще одно ходатайство, уже в арбитражный суд, и судья выносит определение о введении финансового оздоровления, в котором указывает конкретный срок для его проведения (п. 3 ст. 80 Закона № 127-ФЗ).

Если срок финансового оздоровления подходит к концу

По общему правилу не позднее чем за месяц до окончания срока процедуры компания-должник должна предоставить отчет об итогах проведения финансового оздоровления административному управляющему (п. 1 ст. 88 Закона № 127-ФЗ). То есть если финансовое оздоровление было введено, к примеру, на 1 календарный год, то направить отчет должнику нужно будет спустя 11 месяцев.

При этом к отчету должны быть приложены (п. 2 ст. 88 Закона № 127-ФЗ):

  • баланс должника на последнюю отчетную дату;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • документы, свидетельствующие о том, что требования кредиторов исполнены.

Указанные выше бумаги должен проанализировать административный управляющий и составить заключение о выполнении графика погашения задолженности. Далее он должен направить его «реестровым» кредиторам и в арбитражный суд. На все это у него есть 10 дней с даты получения отчета должника (п. 3 ст. 88 Закона № 127-ФЗ).

Финальная стадия процедуры - назначение даты судебного заседания, где будут рассматриваться результаты финансового оздоровления и жалобы кредиторов. По его итогам может быть принято определение о прекращении производства по делу о банкротстве, определение о введении внешнего управления или решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 5,6 ст. 88 Закона № 127-ФЗ).

Досрочное завершение финансового оздоровления

Как было указано выше, срок финансового оздоровления не может превышать 2 лет. Однако должник может погасить свои долги и в более короткий срок.

В случае опережения графика погашения задолженности должник подает отчет об итогах процедуры финансового оздоровления тогда, когда все требования кредиторов удовлетворены, в том же порядке, как если бы оставался месяц до окончания процедуры (п. 1,2 ст. 86 Закона № 127-ФЗ). Но в данном случае по итогам судебного заседания судья может принять (п. 3 ст. 86 Закона № 127-ФЗ):

  • или определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если все требования кредиторов удовлетворены (а если есть те, которые не удовлетворены, то они признаны необоснованными);
  • или определение об отказе в прекращении производства по делу, если была выявлена непогашенная задолженность.

Возможна и другая ситуация, когда должник перестает платить по долгам и выбивается из графика платежей. А при неоднократном нарушении графика более чем на 15 дней процедура финансового оздоровления может быть досрочно прекращена (п. 1 ст. 87 Закона № 127-ФЗ). Для этого административный управляющий должен созвать собрание кредиторов, и уже оно будет решать, какую процедуру банкротства далее следует вводить в отношении должника и, соответственно, с каким ходатайством обращаться в суд (

Санация должника может быть введена судом на основании ходатайства. Подобная мера предпринимается ради восстановления нормальной платежеспособности организации и в целях погашения всех долгов. На какой срок вводится процедура финансового оздоровления? Допускается ли досрочное прекращение санации? Обо всех нормативных нюансах - далее.

Общий срок финансового оздоровления

Финоздоровление может быть введено арбитражем самостоятельно (п. 2, 3 стат. 75 Закона) или же согласно принятому кредиторским собранием решению (п. 1 стат. 80). Одновременно выбирается кандидатура управляющего (административного). При этом финансовое оздоровление вводится на срок, указанный в соответствующем определении суда, где дополнительно приведен график погашения долгов, а также содержится информация об обеспечении.

В соответствии с п. 6 стат. 80 максимальный срок финансового оздоровления составляет 2 года, то есть может быть меньше, но не больше. Первоначально предполагаемый период санации должника обозначается в ходатайстве участников (учредителей), подаваемому к первому кредиторскому собранию. Затем при согласии собрания данные о сроке санации фиксируются в решении первого кредиторского собрания (п. 1 стат. 74), после чего точные даты утверждаются судебными органами в определении о применении процедуры (п. 3 стат. 80).

Обратите внимание! Наступающие с момента введения финоздоровления последствия для должника и кредиторов поименованы в стат. 81 Закона . Это, к примеру, отмена принятых ранее обеспечительных мер; запрет на изъятие имущества собственниками УП; на выплату дивидендов, выдел долей и паев, распределение прибыли и т.д.

Когда финоздлровление завершается досрочно

Мы выяснили, что срок финансового оздоровления не может превышать 2 лет. Согласно п. 1 стат. 88 Закона не позже, чем за 1 мес. до завершения санации фирма-должник обязана подать управляющему отчет о результатах проведенных мероприятий. К форме прилагаются финансовые балансы и платежные документы в части исполнения обязательств. После рассмотрения всех данных управляющий составляет заключение, где приводятся сведения о погашении долгов. В том случае, если все обязательства исполнены, дело о банкротстве прекращается. Если же возможности рассчитаться у должника нет, вводится внешнее управление или конкурсное производство.

Досрочно закончить санацию можно при полном погашении юрлицом своих обязательств перед кредиторами, включенными в реестр (п. 1 стат. 86). В этой ситуации компания-должник также обязана предоставить отчет с подробными данными об исполнении обязательств и приложением подтверждающей расчеты документации. После рассмотрения данных и с учетом поданных кредиторами жалоб суд вправе вынести определение о прекращении дела о неплатежеспособности или отказе в его прекращении. Для второго варианта развития событий должно быть обоснование - наличие неисполненных требований или жалоб кредиторов.

Вывод - мы разобрались, на какой срок вводится финансовое оздоровление. По законодательным нормам этот период максимально составляет 2 года. Однако в отдельных ситуациях срок оздоровления может быть сокращен. Отчет о результатах санации подается за месяц до официального завершения этой стадии, а досрочное завершение возможно только при полных расчетах с кредиторами и отсутствии обоснованных жалоб со стороны последних.