Пособие по уходу за ребенком до 3х лет. Кто имеет право на компенсационную выплату

В 2018 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но . Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей , никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2018 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки это пособие с учетом современных реалий). Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в :

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.

Законопроект № 1174985-6 от 15 сентября 2016 года

Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

  • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
  • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
    • в размере одного МРОТ (9489 руб. с 1 января 2018 г.) - на первого ребенка;
    • двух МРОТ (15000 руб.) - на второго ребенка и последующих.

По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того - такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева ). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.

10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7 . В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства - к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

Законопроект № 648289-6 от 11 ноября 2014 года

Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6 , также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения , установленного в целом по Российской Федерации:

  • на первого ребенка - в размере одного прожиточного минимума;
  • на второго ребенка и последующих детей - в размере двух прожиточных минимумов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб. , что в 3.5 раза превышает выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.

Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2018 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

  • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ( и ), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
  • работающим гражданам во время пребывания в до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.

Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения (42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2018 года) для отдельных категорий граждан:

  • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
  • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2018 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).

Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

Законопроект № 558761-5 от 28 июня 2011 года

Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты » .

Рассмотрение законопроекта после очередного переноса сроков было намечено на середину 2014 года, однако снова было перенесено - теперь на неопределенный срок .

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была .

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников , на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами:
«Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода . Для этого было предложено:

  • выработать семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
  • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или );
  • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах» , в том числе с привлечением возможностей работодателей.

В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

  • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день ;
  • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график .

Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы , в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

В июне 2015 года министр труда и соцзащиты Максим Топилин заявил по результатам работы правительственной экспертной группы о том, что установление полноценного на основании адресных принципов потребует ежегодно не менее 50 млрд рублей федерального бюджета, что может быть затруднительно в условиях кризиса.

Порядок оформления

Одно из самых важных дел для любой мамы - это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.

Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

  1. Первый этап. Сбор документов
    Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
  2. Второй этап. Подача документов
    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
  3. Третий этап. Ожидание выплаты
    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.

Навигация по статье

Существенный размер пособия предоставляется ребенку до 1.5 года. Он зависит от суммы заработка матери, размера стипендии либо начисляется органами социальной защиты . Выплаты после достижения ребенком 1.5 лет намного меньше. Их сумма зависит от социальной политики на местах и от наличия у несовершеннолетнего дополнительных льгот – у или сироты.

Выплата пособия матерям ребенка с 1.5-3 лет регулируется Указом Президентом РФ № 1110 от 30.05.1994 г . Она не направлена на поддержку материального положения матери, а носит признаки небольшой символической компенсации за воспитание ребенка.

Мизерные суммы вынуждают матерей прерывать и выходить на работу в порядке полной или частичной занятости. С 2015 г. Правительство РФ планирует продлить выплаты , которые полагаются ребенку до 1.5 лет, до 3-летнего возраста. Проект находится на стадии обсуждения, и, по предварительной оценке, потребует 50 млрд. рублей.

Но на момент 2018 года сумма пособия остается неизменной (с 1994 года) и составляет всего 50 рублей в месяц.

Кто получает выплату

На нее вправе рассчитывать:

  • или другие члены семьи – в зависимости от того, кто фактически занимается воспитанием ребенка;
  • женщины – инвалиды 1 и 2 гр.;
  • , которые осуществляют уход за малышом;
  • женщины, которые проходят военную службу по контракту;
  • матери, уволенные из-за ликвидации предприятия;

Выплаты положены только гражданам РФ.

Они могут быть перечислены на банковский счет или карту заявителя, после подачи заявления и обработки заявки специалистами органами социальной защиты.

Порядок обращения

Обращаться за выплатой нужно в районе проживания или нахождения гражданина, который заботится о ребенке до 3-х лет. Заявление в письменной форме и документы нужно принести в орган соцзащиты самостоятельно, через законного представителя или представителя по доверенности.

Так выглядит образец заявления на отпуск по уходу за ребенком до 3 лет:

Адресат обращения зависит от фактора занятости и трудоустройства заявителя:

  • Работающая мама или другой гражданин должны подать заявление работодателю.
  • Студент оформляет документы, обращаясь с заявлением на имя ректора ВУЗа.
  • Безработные граждане подают заявление в орган социальной защиты. Туда же обращаются заявители, уволенные из-за сокращения, ликвидации организации-работодателя, а также индивидуальные предприниматели.

Финансирование такого рода материальной поддержки матерей выполняется за счет средств ФСС и государственного бюджета.

К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • копию свидетельства о рождении малыша (оригинал нужно принести с собой);
  • откопированные заполненные листы трудовых книжек родителей;
  • сведения из центра занятости о том, что заявитель не состоит на учете в качестве человека, ищущего работу, и не получает пособия.

Если государственная помощь оформляется не на мать ребенка, то нужны письменные подтверждения того, что помощь от работодателя или органов соцзащиты не получают другие члены семьи.

Все оригиналы документов у заявителя должны быть при себе. Это необходимо для сверки их содержания с предоставленными копиями.

Оформить выплату можно следующими способами:

  1. Принести документы лично – в часы работы бухгалтерии работодателя или органа соцзащиты.
  2. Направить заявление и документы заказным письмом с описью вложения. Все страницы документов должны быть заверены нотариусом.
  3. Оформить документ через посредника. Для этого понадобится оплатить оформление доверенности.
  4. Через портал www.gosuslugi.ru Для этого нужно, чтобы у заявителя была учетная запись на сайте. Услуга доступна не во всех регионах и муниципальных образованиях.

Предоставленные документы должны быть обработаны в течение 10 дней с момента обращения. Трудоустроенные граждане, но находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, получают пособие в день перечисления зарплаты всем сотрудникам.

Выплаты через соцзащиту можно получить в день перечисления на счет получателя. Заявление на получение пособия можно написать в течение полугода после того как малышу исполнится 1.5 лет.

Если документы подаются позже этого срока, то начисление выплаты может незначительно затянуться – на время проверки достоверности предоставленных сведений.

Возможные причины отказа

Отказ в государственной поддержке, тем более такого незначительного размера, выдается редко. Он обусловлен отсутствием какого-либо документа или недостоверностью предоставленных сведений. В такой ситуации заявителю предлагается «донести» определенные справки или предоставить недостающие сведения. Информирование получателя осуществляется по телефону или другим возможным способом.

Пособие выплачивается за весь период. Но если мама или другой заявитель обращаются за пособием до двухлетнего возраста ребенка, то выплата будет перечислена одной суммой, сразу за полгода. Обычно пособия перечисляются на банковскую карту. Можно получать деньги и почтовым переводом.

Досрочное прекращение выплат

Оно допускается только при определенных условиях. Это возможно, если:

Выплаты прекращают начислять на следующий месяц после наступления вышеуказанных обстоятельств.

Отказ в начислении пособия или прекращение выплат можно опротестовать в административном или судебном порядке. Для оспаривания действий специалистов местного уровня, возможно, понадобится подать административное исковое заявление по правилам, указанным в ст. 125 КАС РФ. Оно должно быть написано в разборчивом виде и подписано гражданином-истцом.

Актуальные законодательные инициативы

Размер пособия на ребенка до 3-х лет признается неудовлетворительным и не соответствующим хотя бы минимальным реальным потребностям малыша. 50 рублей в месяц в современных реалиях — не деньги. Это понимают представители всех уровней власти. Они регулярно выступают с законодательными проектами. Но ни один из документов на 2017-2018 гг. не получил силу закона.

Выработан другой подход к государственной поддержке. Предлагается определять критерии нуждаемости родителя и всей семьи. Матери не могут выйти на работу, так как им фактически не с кем оставить ребенка, а устроить его в муниципальный детсад не всегда представляется возможным.

Законодатели полагают, что помощь ребенку до трех лет должна существенно увеличиваться, но ее следует предоставлять адресным способом, т.е. тем родителям и семьям, которые действительно нуждаются в материальной поддержке. Усовершенствование механизма разработки выплат предполагает участие работодателей.

Подлежат пересмотру нормы трудового права, которые расширят возможности мамы выходить на работу на неполный день или по согласованному графику. В сентябре 2016 г. был введен проект закона. В нем предполагается подлить срок начисления государственной поддержки в той сумме, которая полагается ребенку до 1.5 лет.

С учетом индексации наименьший размер пособия тогда составит 2 908 руб. 62 коп. за первого ребенка, 5 817.24 – за второго и последующего. Максимальная сумма ежемесячной выплаты может достичь 11 634 руб. В законопроекте также предлагается сделать минимальную выплату не ниже МРОТ, т.е. 7 800 руб. Правительство РФ выдало подобному законопроекту отрицательную аналитическую оценку, т.к. выплата пособий такого размера требует существенных бюджетных средств, которых не запланировано.

Похожий законопроект был зарегистрирован в Госдуме двумя годами ранее. В нем предполагалось выплачивать пособие ребенку до 3-х лет на уровне прожиточного минимума. На первого малыша предполагалось выдавать пособие равное одному прожиточному минимуму, на второго и последующих детей – не менее чем в двойном размере. Законопроект не получил поддержки у депутатов из-за отсутствия в бюджете необходимых средств.

Региональная поддержка матерей и детей

При наличии свободных средств регионы РФ вправе принимать собственные программы , направленные на поддержку родителей и их детей. Подобные программы разработаны не во всех регионах.

В Москве и Московской области они успешно действуют и предполагают учет критериев нуждаемости , конкретности материальной поддержки семей. Родители малышей возрастом до трех лет должны быть прописаны в Москве или области и быть гражданами России. Максимальная сумма социальных перечислений составляет 4 500 рублей. Предусмотрены также доплаты за компенсацию подорожания, оплату телефонии, продуктов, «коммуналки».

В других регионах виды поддержки могут отличаться. Для получения информации следует обращаться в орган соцзащиты по месту своего жительства или временного нахождения.

В 2018 г. существенных изменений в сумме выплат вряд ли предвидится. Размер поддержки матерям детей до трех лет небольшой и требует поиска дополнительных средств на воспитание ребенка. При наличии законных оснований можно обратиться в орган соцзащиты и подтвердить статус малоимущей семьи, которая вправе рассчитывать на выплаты и льготы, предусмотренные в конкретном субъекте РФ.

Наиболее остро вопрос социальной поддержки стоит перед родителями до достижения детьми возраста 3 лет. Осуществление ухода за ребенком отнимает у мамы много сил и времени, в связи с чем она не имеет возможности для трудоустройства и оказывается полностью зависима от материальной поддержки со стороны государства и своего ближайшего окружения. Еще более злободневно эта проблема стоит в отношении матерей-одиночек .

Работающие женщины (либо другие трудоустроенные родственники и опекуны ребенка) согласно ст. 256 Трудового кодекса (ТК) РФ могут оформить по месту работы отпуск по уходу до 3 лет . Однако ежемесячное пособие для осуществления этого ухода выплачивается в размере всего 40% от среднего заработка и только до достижения ребенком возраста 1.5 лет . После этого родителям положена только ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 руб .

Для неработающих женщин это пособие можно получить через органы Соцзащиты населения, и его размер строго установлен федеральным законом (эти величины ежегодно подлежат индексации. Работающим пособие назначается не ниже данных сумм, в зависимости от очередности рождения ребенка:

  • на первого ребенка - 3065,69 руб.;
  • на второго последующих - 6131,37 руб.

Поэтому для обеспечения семьи мамам зачастую приходится выходить на работу, не дожидаясь 3 лет, а ребенка определять в детский сад. Однако и тут существует ряд проблем, препятствующих этому:

  • небольшое количество организаций возьмет на работу женщину, имеющую детей до 3-х лет (в том числе из-за необходимости постоянно брать больничный по уходу за ребенком );
  • в детских садах России недостаточно ясельных групп , в связи с этим необходима предварительная запись, поэтому достаточно сложно определить туда ребенка.

Итак, гражданам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, полагается два основных вида выплат:

  • Компенсационная выплата по уходу за ребенком до 3 лет - в 2017 году ее размер составляет 50 рублей.

Пособие до 1.5 лет

Получателей пособия до 1,5 лет можно разделить на две категории:

  1. К первой относятся граждане, которые подлежат обязательному социальному страхованию (официально трудоустроенные).
    • Трудоустроенные женщины по истечении отпуска по беременности и родам могут оформить у работодателя оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 (3-х) лет.
  2. Вторая группа - те, кто не относятся к такому виду соц. обеспечения (неработающие), но при этом фактически ухаживают за ребенком до полутора лет.
    • Неработающие граждане получают пособие в органе социальной защиты населения (ОСЗН) по собственному месту жительства с момента рождения ребенка.

В обоих случаях обратиться с заявлением необходимо не позднее, чем через полгода после исполнения ребенку полутора лет. Несмотря на это пособие будет выплачено за весь полагающийся период в установленном размере.

Работающим ежемесячная выплата будет составлять 40% от среднего заработка , но не ниже установленного минимального размера и не выше максимального. Безработным выплачивается фиксированная сумма пособия, которая зависит только от количества детей, рожденных ранее матерью данного ребенка. Эта сумма приравнивается к минимальной величине, выплачиваемой трудоустроенным. C 01 февраля 2017 она составляет:

  • 3065 руб. 69 коп. - на первого ребенка;
  • 6131 руб. 37 коп. - на второго и последующих.

В период отпуска по уходу сразу за несколькими детьми в возрасте до полутора лет все пособия складываются , но сумма в общей сложности не может превышать 100% средней зарплаты. Выплата может быть назначено не только родителям, но и другому официально трудоустроенному родственнику по месту его работы, который действительно осуществляет уход за данным ребенком.

Какие документы нужны для получения пособия на ребенка до 1.5 лет

Для получения пособия у работодателя следует предоставить в бухгалтерию необходимый комплект документов:

  • заявление о назначении пособия;
  • копию свидетельства о рождении;
  • копия свидетельства предыдущего ребенка;
  • справку с места работы второго родителя о том, что пособие ему не назначалось (если он не работает, то копию трудовой книжки и справку из Соцзащиты (ОСЗН) о неполучении пособия);
  • копия паспорта заявителя.

Если родители не трудоустроены , то пособие выплачивается в ОСЗН при предоставлении следующего пакета документов:

  • заявление с указанием номера счета для перечисления выплаты;
  • копии свидетельств, выданных при рождении в ЗАГСе на новорожденного и предыдущего ребенка;
  • справка о совместном проживании данного ребенка с родителем, который подает заявление на оформление выплаты;
  • трудовые книжки родителей, для тех, кто никогда не работал диплом либо военный билет (для мужчин);
  • справка с биржи труда о неполучении пособия по безработице;
  • для одинокой матери - справка из ЗАГСа формы 25 о том, что сведениях об отце были внесены в свидетельство ребенка со слов матери.

Компенсационная выплата 50 рублей до 3 лет

Если трудоустроенная мама либо другие родственники оформили отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, то на основании Указа Президента от 30.05.1994 № 1110 им предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 50 рублей . В районах с установленными коэффициентами данная величина пособия определяется с их применением. Эта сумма не подлежит ежегодной индексации и с 1994 не повышалась.

За оформлением данного пособия необходимо обращаться с заявлением к работодателю не позднее 6 месяцев со дня оформления отпуска. При обращении по истечении этого срока величина доплаты не будет превышать полугодовой размер пособия. Финансирование данной выплаты осуществляется из средств, перечисляемых на оплату труда предприятием.

При увольнении женщины, находящейся в отпуске по уходу, по причине ликвидации организации, за получением данной компенсации ей необходимо обращаться в районный отдел соцзащиты (при условии, что она не обратилась за получением пособия по безработице в центр занятости населения).

Гражданам, осуществляющим уход за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет , которые постоянно проживают или работают на территории с правом на отселение или с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиационному воздействию после Чернобыльской катастрофы , в соответствии со ст. 18 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. выплачивается ежемесячное чернобыльское пособие в размере 6000 рублей . Этой категории получателей также предоставляется доплата к пособию по уходу до 1,5 лет , которая составляет 3000 рублей .

8 ноября 2016 года депутаты от партии ЛДПР внесли законопроект , предусматривающий продлить пособие по уходу до 3-х лет и увеличить его минимальные суммы:

  • до величины МРОТ (минимальный размер оплаты труда - 7500 руб.) - за первого ребенка;
  • до двух МРОТ (15000 руб.) - за второго и последующих детей.

Правительство не поддержало данный законопроект, так как в нем не были указаны источники для дополнительного финансирования из федерального бюджета.

Такая социальная выплата как детское пособие для детей до 3 лет – призвана помочь родителям в содержании малолетнего ребенка.

В данной статье мы рассмотрим подробно на основании чего можно получить такое пособие, порядок получения, необходимые документы и прочие детали.

Размер пособия на ребенка до 3 лет

Размер выплат, которые государство установило для детей до 3 лет, утвержден Указом № 1110 Президента России от 30 мая 1994 года. Согласно этому Указу размер выплат, которые получают родители ребенка или его законные представители, которые содержат его и трудоустроены на любом предприятии, в организации или учреждении независимо от его правовой формы, а также женщины – военнослужащие в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, равняется 50 рублям. Это размер федеральной выплаты на детей.

Однако независимо от этой утвержденной суммы в каждом регионе России местные власти устанавливают свои выплаты для детей, которые выплачиваются в дополнение к федеральным.

Так, в Москве размер пособия на детей до з-летнего возраста установлен в размере 2000 рублей. В других регионах сумма отличается, но в регионах с районным повышающим коэффициентом к заработку такой же коэффициент применяется и на детское пособие.

Для оформления выплат по уходу за детьми до достижения ими возраста в 3 года родителям необходимо собрать следующие документы:

  1. Заявление на получение пособия.
  2. Трудовую книжку.
  3. Свидетельство о рождении ребенка.
  4. Копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за детьми.

После того, как , они предъявляются работодателю в бухгалтерию.

А что получат женщины, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, на котором они работали? Если они при этом не получают , то они имеют полное право на получение пособия на детей.

Для этого им, к вышеперечисленным документам требуется приложить также справку о том, что они не получают пособия по безработице. Документы на пособие предъявляются в орган социальной защиты населения.

После получения заявления и документов органы социальной защиты проводит проверку в 10-дневный срок, после чего принимается решение о предоставлении пособия.

Как мы уже поняли, работающие родители подают документы на пособие в бухгалтерию своего предприятия, тогда как безработные подают их в органы социальной защиты.

Заявление можно подавать как лично, так и через представителя, если у него есть доверенность.

Также разрешается подача заявления на детское пособие через Многофункциональные центры и через интернет на сайте государственных услуг.

При подаче безработным родителем документов на пособие в орган социальной защиты он должен предъявить справку о том, что он не получает пособие по безработице.

Но в случае отсутствия такой справки орган соцзащиты обязан сделать запрос на биржу труда и получить эту справку без участия родителя. Такой межведомственный запрос осуществляется в короткое время, не больше двух дней после получения заявления от родителя.

Право на получение пособия на ребенка до 3-х лет

Право на получение выплаты на ребенка до 3 лет имеют следующие лица:

  • Мать ребенка.
  • Отец.
  • Усыновитель.
  • Опекун.
  • Бабушка, дедушка или любой другой родственник, которые занимаются уходом за ребенком.
  • Матери, получающие высшее образование по заочной форме.
  • Военнослужащие и государственные служащие.
  • Индивидуальные предприниматели.
  • Безработные родители, проходящие переподготовку в центре занятости.
  • Безработные ввиду расформирования предприятия.
  • Женщины, осуществляющие уход за пожилыми старше 80 лет или за детьми – инвалидами 1 группы.
  • Женщины – инвалиды 1 и 2 группы.

Размер детского пособия не подвергался переиндексации аж с 1994 года. С тех пор изменилось многое, но законодательство в детском вопросе не поменялось ни на йоту.

Источник детских пособий до 3 лет – это не государственные отчисления, а выплаты из средств работодателя, в отличие от пособий по беременности и родам, которые идут из Фонда социального страхования.

Выплата детского пособия не облагается налогами, кроме того, она выплачивается на основании закона, а значит, не может быть отменена никакими внутренними приказами и правилами, действующими внутри организации работодателя. Закон имеет более высокий приоритет, поэтому право на детское пособие никто отменить не в силах.

Единственное, на чем может сыграть работодатель – на вашей неинформированности. Что мы имеем в виду?

Дело в том, что выплаты на детей осуществляются на основе заявления работника, то есть при отсутствии заявления с вашей стороны работодатель может ничего не выплачивать, поскольку законного основания назначить выплаты на детей у него нет без вашего заявления.

В какой срок необходимо написать заявление? Как только мать ребенка уходит в отпуск по уходу за ребенком, она должна написать заявление на выплату пособия. На это выделяется срок 6 месяцев.

Если заявление будет написано позже, то за эти шесть месяцев пособие родители не получат.

При наступлении нижеперечисленных условий выплата пособия прекращается на следующий же день.

Итак, условия прекращения выплат:

  1. Женщина выходит из отпуска по уходу за ребенком и возвращается на работу на полный рабочий день.
  2. Если безработная мать начинает получать пособие по безработице.
  3. Если в ходе отпуска по уходу за ребенком женщина выходит в отпуск по беременности и родам.
  4. Если мать уволилась по собственному желанию.
  5. При переводе ребенка на полное государственное обеспечение.
  6. Если родителей лишили родительских прав.

Обязанность проинформировать работодателя (или орган соцзащиты) о том, что вышеперечисленные обстоятельства наступили, возлагается на самого работника.

Вопросы по детским пособиям до 3-х лет с ответами

    1. Действительно ли пособие на ребенка назначается от полутора до трех лет?

- Нет, это неверно. Срок начала выплаты пособия совпадает с моментом выхода матери в отпуск по уходу за ребенком.

    1. Может ли работодатель не выплатить положенное пособие?

- Нет, работодатель не имеет право отменять действие Указа Президента РФ. Но родители сами должны подать заявление на выплату. Без заявления работодатель не должен делать никаких выплат.

    1. Если у матери родилась двойня или тройня, то пособие будет выплачиваться на каждого ребенка?

- Нет, количество детей не влияет на размер детского пособия. Само пособие выплачивается для компенсации того, что мать не имеет возможности работать, будучи вынужденной осуществлять уход за ребенком.

    1. Если мой работодатель является индивидуальным предпринимателем, он должен выплачивать детское пособие?

- Нет, не должен. Пособия на детей по закону выплачивают только юридические лица и организации. Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица не подпадают под такую обязанность.

Таким образом, видим, что детские пособия выплачиваются из средств работодателя, если только работодатель не ИП. Средства Фонда соцстрахования не участвуют в данной выплате. Любой родитель ребенка до 3 лет, который осуществляет уход за ним и оформил отпуск до достижения ребенком 3 лет, имеющий трудоустройство или уволенный в связи с прекращением деятельности предприятия и не получающий при этом пособия по безработице, имеет право на получение ежемесячной выплаты из средств работодателя.