Гражданская военная служба. Альтернативная служба в армии

Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государ­ства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в нашей стране еще в XVIII в. В 1762 -1763 гг. по пригла­шению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились протестанты-менониты, убежденные пацифисты, пропове­довавшие отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. В 1787 г. императорским указом мено­нитам была предоставлена льгота - освобождение от воен­ной службы.

Введение в России в 1874 г. всеобщей воинской повинно­сти вызвало массовые отказы от военной службы, особенно со стороны представителей ряда конфессий, в первую очередь протестантских. По новому указу все льготы отменялись, что повлекло за собой невиданную по размаху эмиграцию. В ре­зультате царское правительство вынуждено было пойти на компромисс. В Устав о воинской повинности были внесены изменения, согласно которым менониты, поселившиеся в Рос­сийской империи до января 1874 г., могли отбывать сроки обязательной службы во вневойсковых командах (без ноше­ния оружия). Таким образом, они стали первыми «альтернативщиками» в истории государства, которое выполняло опре­деленные обязательства по их содержанию: выделяло денеж­ные средства для выплаты поденной платы рабочим, на ле­чение рабочих в учреждениях военного ведомства, на оплату квартир и коммунальных услуг, а также на оборудование и ремонт мастерских.

На «обязанных рабочих» - так назывались первые «альтернативщики» - формально распространялись все правила призыва на военную службу, которые регулировались военно- административным законодательством. Уклонение от работ каралось по военно-уголовному законодательству.

В дальнейшем льгота по освобождению от военной служ­бы была пожалована духоборам, молоканам и последовате­лям других сект.

Однако отказы от военной службы случались не только по религиозным мотивам. В частности, в октябре 1876 г. газета «Московские ведомости» сообщала о массовом отказе ссыль­ных уральских казаков служить в армии. Были случаи от­каза и в других социальных слоях.

После 1917 г. Россия стала одной из первых стран, при­знавших право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести.

4 января 1919 г. был издан декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям» . Соглас­но этому документу граждане, чья вера не позволяла держать в руках оружие, могли нести альтернативную службу в гос­питалях либо заниматься другой общественно полезной ра­ботой, также предусматривалась возможность полного осво­бождения от военной службы. Декрет 1919 г. стал первым законодательным актом Советской республики в этом направ­лении. Приняв его, Россия заслужила положительные отзы­вы мирового сообщества.

Летом 1923 г. был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, в котором содержалась специальная глава - «Об освобождении от военной службы по религиозным убеж­дениям», регулирующая порядок судебного производства по этому вопросу. Судебные эксперты скрупулезно определяли, действительно ли человек придерживается религиозных взгля­дов, которые могут освободить его от военной службы, а также какую именно работу назначить в качестве альтернативной.

В январе 1925 г. появился Закон «Об обязательной воен­ной службе». Круг лиц, имевших право на отказ от военной службы, был значительно сужен. Полное освобождение при­зывника от военной службы, как было ранее, исключалось.

Институт альтернативной службы просуществовал в СССР до 1939 г. И только к концу XX в. Россия вновь возвратилась к этому вопросу.

В 1993 г. в принятой всенародным голосованием Конститу­ции РФ было закреплено право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской (ст. 59, п. 3). И в этом же 1993 г. в России появились первые «альтернативщики», правда немецкие. Они ухаживали за пожилыми людьми - жертвами сталинских репрессий.

В понятие «альтернативная гражданская служба » (АГС) заложено две основные цели: конституционная защита прав граждан и обеспечение достойного существования социально уязвимым слоям населения.

Правовой основой альтернативной службы являются, как уже сказано выше, Конституция Российской Федерации, фе­деральные конституционные законы, основной из которых - Федеральный закон «Об альтернативной гражданской служ­бе» № 113 ФЗ от 25 июля 2002 г., другие нормативно-правовые акты РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. указывается, что право на замену военной службы по призыву альтерна­тивной гражданской службой признается:

    если несение военной службы противоречит убеждени­ям или вероисповеданию гражданина;

    если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет тради­ционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

На альтернативную гражданскую службу могут быть на­правлены граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе. При этом они должны иметь право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (см. выше).

Указанные лица должны лично подать заявление в воен­ный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской. В отношении этих лиц принимается соответствующее решение призывной ко­миссией района, или города без районного деления, или ино­го муниципального образования.

На альтернативную гражданскую службу не направляют­ся граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» имеют основа­ния для освобождения от призыва, не подлежат призыву или имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

В своем заявлении гражданин должен указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене, и обосновать, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристи­ка с места работы/учебы гражданина. Для доказательства своих доводов гражданин может приложить к заявлению дру­гие документы, а также указать лиц, которые согласны под­держать его.

Военный комиссариат выдает гражданину документ, под­тверждающий регистрацию заявления.

Заявление рассматривается на заседании призывной ко­миссии только в присутствии его подателя. О времени и ме­сте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

В законе указывается, что призывная комиссия рассма­тривает доводы гражданина о том, что несение военной служ­бы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на следующих основаниях:

    выступления на заседании призывной комиссии граж­данина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов;

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает моти­вированное решение об отказе.

Заключение комиссии должно быть вынесено в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат. При необходимости запроса призывной комис­сией дополнительных материалов срок вынесения заключе­ния может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Решение принимается простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято. На руки гражданину в трехдневный срок вы­дается копия заключения.

Гражданину может быть отказано в замене военной служ­бы по призыву альтернативной гражданской службой в слу­чаях, если:

    он нарушил срок или порядок подачи заявления;

    представленные документы и другие данные не соответ­ствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероиспове­данию;

    в заявлении о замене военной службы по призыву аль­тернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

    гражданин дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной при­чины;

    ранее ему была предоставлена возможность пройти аль­тернативную гражданскую службу, но он от нее укло­нился.

Уважительными причинами неявки на заседание призыв­ной комиссии (при условии документального подтверждения причин неявки) являются:

    заболевания или увечья (травмы), связанные с утратой трудоспособности

    тяжелое состояние здоровья близких родственников (отца, матери, жены, детей, родного брата, родной се­стры, дедушки, бабушки или усыновителя) либо участие в похоронах указанных лиц;

    препятствие, возникшее в результате действия непрео­долимой силы, или иные обстоятельства, не зависящие от воли гражданина.

Призывная комиссия может признать уважительными и иные причины. Решения комиссии гражданин может оспо­рить в суде.

Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по при­зыву альтернативной гражданской, подлежит призыву на во­енную службу в соответствии с Федеральным законом «О во­инской обязанности и военной службе».

Направление граждан на альтернативную гражданскую службу включает кроме указанных выше условий:

    явку на медицинское освидетельствование и на заседа­ние призывной комиссии для принятия решения о на­правлении на альтернативную гражданскую службу;

    явку в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной граж­данской службы.

На мероприятия, связанные с направлением на альтерна­тивную гражданскую службу, граждане вызываются повест­ками военного комиссариата. Направление граждан на аль­тернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия.

К месту прохождения альтернативной гражданской служ­бы гражданина направляет военный комиссар согласно пла­ну специально уполномоченного федерального органа испол­нительной власти и в соответствии с решением призывной комиссии.

Гражданин, направляемый на альтернативную граждан­скую службу, обязан явиться в военный комиссариат в срок, указанный в повестке, и получить под расписку предписание для убытия к месту прохождения службы.

Работодатель, к которому прибывает гражданин, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период про­хождения альтернативной гражданской службы и в трехднев­ный срок уведомить об этом военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган испол­нительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Трудовая деятельность граждан, проходящая альтерна­тивную гражданскую службу, определяется Трудовым кодек­сом РФ с учетом особенностей, предусмотренных в Законе «Об альтернативной службе».

По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, могут привлекаться к ликвидации по­следствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвы­чайных ситуаций на территории Федерации.

Гражданину, проходящему альтернативную службу, пре­доставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ. Продолжительность ежегодного оплачиваемо­го отпуска и возможного отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, не­обходимых для проезда к месту использования отпуска и об­ратно.

Закон определяет сроки прохождения альтернативной гражданской службы. Согласно пункту 1 статьи 5 срок аль­тернативной службы превышает установленный Федераль­ным законом «О воинской обязанности и военной службе» (с 1 января 2008 г. - один год) в 1,75 раза, если служба про­ходит в гражданских учреждениях, и согласно пункту 2 ста­тьи 5 - в 1,5 раза, если служба проходит в организациях Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирова­ний и органов. На текущий момент (с 1 января 2008 г.) - это 21 месяц и 18 месяцев соответственно.

Как правило, служба проходит за пределами территории постоянного проживания несущих службу граждан (экстер­риториальный принцип).

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение альтернативной гражданской службы.

2. Каковы исторические традиции организации альтернативной гражданской службы в России?

3. Что составляет правовую основу альтернативной гражданской службы в России?

4. Кто имеет право на прохождение альтернативной гражданской службы?

5. В каких случаях может быть отказано в прохождении альтер­нативной гражданской службы?

6. Каков порядок прохождения альтернативной гражданской службы?

Каковы сроки альтернативной гражданской службы?

Альтернативная гражданская служба (АГС) - это обычная трудовая деятельность на гражданке, осуществляемая молодыми людьми, отказавшимися от службы в армии. Она почти ничем не отличается от обычной работы, за исключением некоторых особенностей. Хотя военкоматы и призывные комиссии неохотно идут на замену военной службы альтернативной гражданской, надо понимать, что любого молодого человека, имеющего воинскую обязанность, состоит в его возможности .

Альтернативная гражданская служба в РФ

В России причиной для предоставления альтернативной гражданской службы является наличие у молодого человека призывного возраста различных убеждений, не позволяющих совмещать их со службой в вооружённых силах.

В мировой практике это называется отказ совести. Это случай, когда человек по каким-либо причинам считает войну и все что с ней связано аморальным и сознательно отказывается проходить военную службу.

Причины для отказа могут быть следующие:

  • Религия и вероисповедание
  • Наличие этических убеждений — например пацифизм
  • Желание отдать свой долг родине путём мирного труда
  • Политические убеждения — например, мнение об отсутствии необходимости армии и всеобщей воинской обязанности. Мнение о том, что армия должна быть контрактной

В сущности это может быть любое убеждение, вступающее в конфликт с нормами военной службы — например, нелюбовь к принуждению и приказам. Если у вас есть желание проходить альтернативную гражданскую службу, то вам нужно написать соответствующее заявление в свой военный комиссариат. В этом случае при прохождении призыва будет рассматриваться вопрос о том, чтобы предоставить вам замену армейской службы на АГС или все же отправить вас в ряды вооружённых сил.

Здесь самое главное верно соблюсти все формальные процедуры. Это нужно сделать потому, в военкоматах не очень любят альтернативщиков и иногда пытаются вставлять им палки в колёса. Поэтому в случае нарушения формальностей вам могут отказать в удовлетворении заявления о прохождении альтернативной гражданской службы и отправить в армию. Последовательность действий должна быть такая, как указано ниже.

Правила и сроки подачи заявлений и документов

Подавать заявления нужно в установленный срок - в общем случае за полгода до начала призыва. Это значит, что если вас должны призвать в весенний призыв, вы подаёте заявление до 1 октября, а если в осенний, то до 1 апреля.

В заявлении вам нужно указать причины вашего выбора альтернативной гражданской службы и обстоятельства, побудившие вас это сделать. Также вам нужно приложить документы, которые могут подтверждать ваши аргументы - это должны быть автобиография и характеристика с места обучения или работы.

Далее, будет рассмотрение вашей просьбы. Оно проходит в течение призыва, который предшествуют вашему призыву. То есть если вас призывают осенью, то вопрос о направлении на альтернативную гражданскую службу рассматривают весной. Причём вам могут отказать в рассмотрении в случае, если вы подали заявление не вовремя. Скорее всего, так и сделают, однако, в этом случае у вас есть право обратиться в суд и потребовать у призывной комиссии принять заявление. Обычно суд встаёт на сторону призывника.

Как проходит рассмотрение заявлений

Сам процесс рассмотрения заключается в следующем. Вас вызовут на заседание призывной комиссии. Её члены ознакомятся с документами, которые вы предоставили и зададут вам несколько вопросов о ваших убеждениях и данных представленных в документах. Будет полезно, если вы приведёте с собой свидетелей, которые подтвердят все, о чём вы писали в автобиографии. Это могут быть ваши родители, друзья, коллеги по учёбе или работе, в общем, любые люди, которые хорошо вас знают. Подробнее:

Часто бывает так, что призывная комиссия пытается подловить призывника и найти несоответствия в его словах и информации, представленной в документах. Для этого они используют незнание призывником своих прав. Поэтому вот самые распространённые заблуждения:

НЕПРАВДА ПРАВДА
Вы можете требовать замены военной службы, только если вы религиозный человек или пацифист На самом деле вы имеете такое право в случае, если у вас есть ЛЮБОЕ убеждение, противоречащее прохождению армейской службы, например, нежелание подчиняться приказам
Вы должны предоставить доказательства (документы или справки) о вашем членстве в какой-либо религиозном или пацифистском сообществе Вашей обязанностью является только предоставление собственной автобиографии. Все остальные документы вы приносите по собственному усмотрению
Ваши утверждения о невозможности быть солдатом должны подтвердить свидетели На самом деле закон не обязывает вас приводить свидетелей. Безусловно, это является дополнительным плюсом, но вы делаете это по своему усмотрению
Вы должны ДОКАЗАТЬ призывной комиссии наличие у вас убеждений, противоречащих исполнению воинской обязанности

Вы НЕ ДОЛЖНЫ доказывать наличие убеждений. Вам нужно их сформулировать и объяснить, что они не позволят вам служить в армии

Последний миф широко известен. Его распространяют в военкоматах, чтобы вводить призывников в заблуждение. Строго говоря, наличие убеждений нельзя доказать или опровергнуть, поэтому, если соблюдены все формальности отказать вам будет практически невозможно. Вот как проходят подобные заседания призывных комиссий:

Если вас будут обманывать или давить психологически, и вы почувствуете, что не справляетесь с этим градом дезинформации, то советую вам обратиться в местный комитет солдатских матерей или правозащитную организацию (лучше в ту, которая занимается помощью призывникам и военнослужащим). Особенно хорошо помогут альтернативщикам в комитете солдатских матерей.

По итогам рассмотрения вашего дела,скорее всего, вынесут положительное решение, призывная комиссия напишет соответствующее предписание и вы отправитесь к месту прохождения альтернативной гражданской службы. Подробнее об этом процессе можете узнать в предыдущей ссылке.

Вконтакте

За последние несколько лет интерес молодежи к военному ремеслу резко возрос, но и сегодня найдется немало тех, кто считает срочную службу пустой тратой времени. Вот уже несколько лет действует закон о замене военной службы на гражданскую, однако доля уклонистов при этом уменьшается не совсем теми темпами, как хотелось бы.

Патриотическое воспитание, прививаемое еще со школьной скамьи, подразумевает развитие чувства любви к Родине и чувства долга по обеспечению ее безопасности. С молодежью постоянно проводятся беседы, организованные по линии военкомата, в ходе которых тонкой линией проходит тема популяризации службы в армии. Приближаясь к своему совершеннолетию, юноша начинает понимать, что армия – это верные друзья, боевая подготовка, владение оружием, воспитание мужества. Но статистика продолжает давать печальные результаты, уклонисты только наращивают возможности избежать службы.

В РФ с 1993 года предусмотрена возможность вместо службы в воинских частях проходить АГС (альтернативную гражданскую службу). По определению такой вид службы трактуется, как работа на благо окружающих, которая зачитывается взамен военной деятельности.

Кому доступна

Всем, кто мечтает об альтернативе армейской жизни необходимо усвоить один простой факт: никто из членов комиссии не предложит такой вариант. Для того чтобы военкомат направил на работу, придется обосновать свое решение и написать соответствующее заявление. Законодательный аспект для отбора граждан не до конца разработан, поэтому хоть и существуют определенные условия для того, чтобы гражданская служба оказалась досягаемой, но документально доказывать ничего не нужно.

Поводом может служить принадлежность к определенной конфессии. Многие учения полностью отрицают применение оружия и ведение войны. Проверять приверженность тому или иному вероисповеданию никто не собирается, так как это не предусмотрено законом.

Следующая группа лиц, попадающая на общественные работы, в качестве мотивации приводит отрицание любого насилия. Такие идеи называются убеждениями, они также доступны любому гражданину. Третья группа лиц сформирована из малочисленных народностей, которые занимаются характерным только для них промыслом.

На первый взгляд кажется, что альтернативная служба в армии – лакомый кусочек для уклонистов, ведь перед тем, как попасть туда, нужно просто заявить о своих убеждениях, но особой популярности данная деятельность так и не получила.

Кроме описанных выше требований предъявляются общие для призывника.

  • Гражданин призывного возраста.
  • Не пребывает в запасе.
  • По итогам медицинского освидетельствования признан годным.
  • Имеет подтверждение военной комиссии.

Гражданские будни АГС

Наконец-то пришла пора открыть секрет такой низкой популярности АГС. Многие молодые люди выбирают уклонение от армии, вопреки грозящим суровым наказаниям. Причина кроется в том, что срок альтернативной службы в значительной степени превышает срок обычной.

Если призывник направлен в организацию, находящуюся в ведомстве Министерства обороны, то отработать ему придется 18 месяцев, в противном же случае, вместо армии ожидает исполнение гражданского долга на протяжении 21 месяца. Подобная информация заставляет призывника еще раз задуматься о целесообразности уклонения от «школы жизни». Нужно ли напоминать, что в России срок военной службы составляет всего 12 месяцев?

После того, как заявление о переводе на АГС будет удовлетворено, наверняка каждый претендент захочет узнать, что такое вакансии? Призывник не имеет право выбирать место своей работы. За него этим займутся сотрудники военкомата и представители администрации. Данные о вакантных местах, где можно пройти альтернативную службу, стекаются в единую базу. По закону, юношу должны отправить в другой регион, однако в реалии все обстоит иначе. Учитывая тот факт, что оплату проезда и проживания на себя должно взять государство, поступает негласное распоряжение предоставить человеку возможность, чтобы он проходил АГС в родном городе.

Государственная служба подразумевает работу на социально значимых предприятиях, организациях, объектах. Полный перечень востребованных профессий достаточно большой. Можно отметить, что обычно юноши востребованы в медицинском учреждении, в строительстве, сфере обслуживания, в офисе. Всего в списке более ста профессий, поэтому ожидать вакантного места не приходится. Все виды деятельности абсолютно идентичны в правовом аспекте и не дают гражданам дополнительных привилегий.

Положительные моменты

Еще одна веская причина низкой популярности АГС заключается в сложившихся стереотипах о том, что после ее окончания граждане ущемлены в правах относительно бывших военнослужащих. Можно с уверенностью заявить, что это всего лишь людское мнение, повлиять на которое закон не в силах. Но с правовой точки зрения, лица, проходящие альтернативную службу, приравниваются к военнослужащим. Кроме этого, АГС дает ряд преимуществ:

  • На протяжении всего срока юноши получают хоть невысокую, но стабильную зарплату.
  • Предоставленная работа считается официальной, и стаж будет добавлен к общему трудовому.
  • Официальное трудоустройство подразумевает соцпакет, это значит, что гражданин получает право на отпуск и выплату больничного.
  • Трудовая неделя с пятью рабочими днями.

Некоторые юноши отказались от альтернативной службы под гнетущим действием распространенных слухов, содержание которых заключается в том, что с таким послужным списком нельзя будет устроиться в МВД или в другие силовые структуры.

Проанализировав различные источники, мы столкнулись с вполне логичными рассуждениями некоторых экспертов. Суть заключается в том, что гражданин при подаче заявления ссылался на неприятие оружия, силовых методов, насилия. Такие структуры, как МВД, ФСБ явно противоречат внутренним убеждениям граждан, поэтому считаются недоступными. Однако в законе не указано никаких ограничений, поэтому служба в полиции вполне доступна для гражданина, прошедшего АГС. Не будем лукавить, выбор всегда остается за работодателем, и попасть на работу мужчине с армией за плечами гораздо легче.

Ответственность за нарушение правил призыва

Поскольку альтернативную службу по статусу приравнивают в армейской, то и обязанности граждан тоже должны соблюдаться, а их невыполнение карается по закону. За неявку по повестке в отношении гражданина возбуждается дело об административном правонарушении. На усмотрение военного комиссара может быть наложен штраф или вынесено предупреждение. Но повторное игнорирование повестки усугубляет положение юноши.

Военкомат вправе обратиться в милицию для содействия в розыске. Это уже чревато солидной суммой штрафа. Самое суровое наказание ожидает тех, кто не является по повестке для направления на службу и при этом не имеет доказательств уважительной причины. В таком случае речь уже идет об , и как следствие о лишении свободы.

Законодательство Российской Федерации оставляет гражданам призывного возраста право выбора – срочная служба в рядах Вооруженных сил РФ или мирный труд, несущий пользу для общества, который называется альтернативная служба в армии. Не все призывники уделяют внимание изучению такой возможности, хотя многие могли бы сделать гораздо больше для своей Родины в роли хорошего гражданского специалиста.

Что такое альтернативная гражданская служба

Содержимое

На военную службу в армии РФ призываются молодые люди, у которых есть гражданство страны, от 18 до 27 лет. Заменить срочную службу альтернативной, при соблюдении определенных условий, имеет право любой призывник. Альтернативная гражданская служба – вид трудовой деятельности, которую осуществляет гражданин взамен службы в рядах вооруженной армии страны.

Правовая основа

Право перехода на альтернативную службу и согласование ее условий установлено на международном уровне. В России оно регулируется государственной Конституцией, настоящим Федеральным законом, нормативными актами. Также правовой основой можно считать законодательство отдельных субъектов Российской Федерации, которое применяется в части и не противоречит настоящему Федеральному закону.

На основании Конституции РФ и в соответствии с ее положениями разработан Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», который действует в настоящий момент. Дата подписания Президентом – 25.07.2002.

Также трудовую деятельность граждан, которым предоставлено разрешение нести альтернативную службу в одобренной организации, регулирует Трудовой Кодекс РФ.

Кого направляют на АГС

В статье 2 действующего Закона «Об альтернативной гражданской службе» выделяются следующие категории граждан, которые могут подать в соответствующие органы заявление об изменении условий призыва:

  • Граждане, которые не могут нести военную службу из-за личных или религиозных убеждений, но готовы мирным трудом приносить пользу обществу и государству. Объективные доказательства особенностей мировоззрения предоставить не так просто – принадлежность к определенной религии могут подтвердить единоверцы, а протест против милитаризма подкреплен лишь личным объяснением;
  • Граждане, принадлежащие к одному из малочисленных народов, коренных населений удаленной местности, ведущие традиционный образ жизни и зарабатывающие натуральным хозяйствованием.

Основные условия для предоставления доступа к АГС:

  1. Призывной возраст – от 18 до 27 лет;
  2. Отсутствие противопоказаний к военной службе. При наличии проблем со здоровьем молодой человек автоматически получает военный билет по здоровью либо отсрочку;
  3. Личная подача заявления о замене службы в Вооруженных силах РФ на альтернативную гражданскую службу;
  4. Соответствующее разрешение от призывной комиссии, которое называется «Решение о направлении на АГС». Выносится после подачи заявления и проверки его по всем критериям.

Отказ на замену военной службы альтернативной, согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе», получают граждане, которые освобождены от призыва в армию, или документально подтвердившие право на отсрочку.

Срок прохождения АГС

Установленный на законодательном уровне срок прохождения военной службы – 1 год. Прохождение АГС превышает его в 1,7 раза и составляет:

  • В гражданской должности при армейских подразделениях – полтора года;
  • В гражданской должности в организациях, не имеющих отношения к Вооруженным силам РФ – 21 месяц.

Срок альтернативой гражданской службы начинается в тот же день, который военный комиссариат назначает, как день отправления гражданина в выбранный для трудовой деятельности пункт. Днем окончания АГС считается дата, прописанная в трудовом договоре с работодателем. Она обычно совпадает с окончанием обозначенного в законе срока.


Место прохождения АГС

Альтернативная служба значит, что в армии гражданин может занимать только гражданские должности, но чаще всего его направляют в лояльные организации, которые нуждаются в дополнительных работниках. На альтернативную гражданскую службу гражданин призывного возраста направляется индивидуально или в качестве члена формирования. Служба проходит в организациях, которые находятся в ведомстве федерального органа власти или в воинской части, исполняя обязанности гражданского персонала.

Для прохождения АГС призывник отправляется за пределы той территории страны, на которой проживает большую часть времени. Особым решением военный комиссариат может оставить гражданина на территории постоянного места жительства и предоставить место в соответствующей организации субъекта РФ.

Если молодого человека назначают на службу в другой город, он гарантированно получает место в общежитии.

Представители малочисленных коренных народов определенных субъектов РФ проходят АГС в организациях, которые специализируются на традиционном хозяйствовании и поддерживают народные промыслы.

Полный перечень профессий и должностей, доступных для АГС, определяется Правительством Российской Федерации. В этом перечне перечислены и сами организации, на базе которых может быть организована альтернативная служба. Все они находятся в статусе государственных. При направлении на место основную роль играет образование гражданина, его квалификация, опыт в разных сферах, состояние физического и психологического здоровья, семейное положение.

Также учитываются потребности разных организаций в дополнительных трудовых ресурсах, не мешающих полноценному рабочему процессу. Самые популярные профессии, которые выбирают граждане на АГС, – рабочий зеленого хозяйства, токарь, сторож, уборщик, санитар, животновод, слесарь, машинист.


Несколько основных отличий АГС

От недостаточного понимания, что значит альтернативная служба в российской армии, у призывника могут возникнуть сложности с подачей заявления.

Отличия АГС от срочной службы:

  1. Подписание трудового договора – согласно Федеральному закону «Об альтернативной гражданской службе», закрепляет отношения гражданина и организации, юридически защищая обе стороны от возможных рисков и наделяя особыми правами, что соответствует основным положениям Трудового Кодекса РФ. В трудовом договоре освещается размер заработной платы и порядок ее выплаты, предоставление отпусков и больничных, законных выходных;
  2. Выплата заработной платы – происходит согласно внутреннему распорядку организации, в которую направлен гражданин, соответствует занимаемой должности;
  3. Прогулы не засчитываются в срок АГС, являются прямым нарушением срочного трудового договора и внутреннего распорядка организации.

Ограничение в правах граждан на АГС

У гражданина, который получил разрешение на замену службы АГС, есть конкретные ограничения в правах и действиях, прописанные в ФЗ. Ему строго запрещено:

  • Перемещение по карьерной лестнице, повышение и переход на руководящие должности;
  • Участие в забастовках, митингах, стихийных мероприятий, направленных на дискредитацию руководства организации;
  • Совмещение службы с работой по договору в другой организации;
  • Неподчинение дисциплине, отказ соблюдать установленные порядки, выполнять свои должностные обязанности;
  • Уход с рабочего места без предупреждения руководства и его согласия.

Права и обязанности гражданина прописаны в Трудовом Кодексе РФ, к которому он может обратиться в случае, если не согласен с действиями организации по отношению к себе.


Наказание за уклонение от АГС

Граждане РФ, получившие разрешение на замену срочной службы альтернативной и уклонившиеся от государственного направления, привлекаются к уголовной ответственности. Наказание может быть назначено, как:

  1. Штраф – сумма в размере до 85 тысяч рублей либо удержание заработной платы за 6 месяцев;
  2. Принудительные работы до 480 часов;
  3. Заключение под стражу до 6 месяцев.

У призывника, который пытается уклониться от исполнения предписаний комиссариата, остается судимость, поэтому не стоит относиться к АГС, как к полному освобождению от несения службы. Судимость повлияет на всю дальнейшую жизнь человека, может стать поводом для отказа в продвижении по службе и выдаче денежных кредитов.

Подача заявления на АГС

Для того чтобы заявление было рассмотрено призывной комиссией, необходимо соблюдать актуальные сроки подачи документов. Как минимум за 6 месяцев до начала своего призыва собранный пакет документ предоставляется на проверку. Сроки подачи ограничены, так как после сбора заявлений необходимо провести прогнозирование и выделить, какое количество свободных мест потребуется от предприятий и сколько они уже готовы предоставить на момент окончания призыва.

Если отсрочка призывника заканчивается позже принятого срока, он может известить об этом военкомат в течение 10 дней и подать заявление на АДС позднее.

В своем заявлении гражданин объясняет, почему он желает узнать, как получить разрешение на альтернативную службу в армии, предоставляет дополнительную базу в виде характеристик с места учебы или работы, автобиографические данные, показания родственников и знакомых, которые могут дать необходимые для положительного решения комиссии данные.

Призывная комиссия может принять отрицательное решение, если посчитает доводы недостаточно убедительными или ложными. Свое решение комиссия объясняет гражданину, детально анализируя его заявление и приводя опровергающие его доводы. Решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.


Мифы об АГС

Миф 1

Право заменить срочную службу на АГС предоставляют, в основном, верующим, принадлежащим к определенной конфессии.

На самом деле:

  • Каждый гражданин, убеждения которого не позволяют нести военную службу, может настаивать на определении его на АГС.

Миф 2

Альтернативную гражданскую службу приравнивают к уклонению, и после нее отношение к гражданину в обществе преимущественно негативное.

На самом деле:

  • В мышлении большинства людей сложилось прочное убеждение, что только Вооруженные силы могут сделать из молодого человека мужчину и настоящую личность, а тот, кто предпочитает другой путь, просто пытается оправдать свою слабость. Но уклонение от армейской службы и полезный для общества труд – совершенно разные вещи, призывник просто выбирает подходящий для себя способ быть нужным своему государству.

Миф 3

В обязательном порядке к заявлению гражданина прикладывается документ, доказывающий принадлежность к религиозной группе или организации, которая придерживается идеи пацифизма.

На самом деле:

  • Такой документ может быть приложен только при личном желании гражданина. Приложенной автобиографии и справок с места учебы (работы) обычно достаточно для принятия решения.

Миф 4

Пройдя АГС нельзя пойти работать в МВД, МЧС, полицию и т. п.

На самом деле:

  • На законодательном уровне таких запретов нет. В ряды сотрудников МЧС и МВД поступают те, кто проходит строгую врачебную комиссию и консультацию психолога. Служба в АГС никак не влияет на этот отбор.

Миф 5

Гражданину обязательно доказывать свои убеждения и религиозную принадлежность. Призывная комиссия имеет право отказать в замене срочной службы, если нет веских доказательств и свидетельских показаний.

На самом деле:

  • Аргументировать собственные убеждения фактическими доказательствами, скорее всего, не получится. Больше подойдут грамотные доводы в защиту своего выбора и гражданской позиции. Призывник должен ясно рассказать комиссии, чем руководствуется, предпочитая мирный труд военной службе, и чем будет полезен в соответствующей организации.

Уделив немного внимания изучению своих гражданских прав, призывник может выбрать удобный для него способ несения службы в армии и опираться в своем решении на законы государства.

Право на альтернативную гражданскую службу имеют лица, чьи убеждения или вероисповедание противоречит пребыванию в рядах армии. Данная возможность установлена в ст. 59, ч. 3 Конституции. Перечень оснований, по которым осуществляется замена военной службы альтернативной гражданской, не считается исчерпывающим. Этот список оставлен открытым с указанием на возможность существования и других причин, предусмотренных нормами. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет альтернативная гражданская служба РФ.

Юридический аспект

Порядок, в соответствии с которым осуществляется направление лиц на АГС, устанавливает Закон "Об альтернативной гражданской службе", а также принятые на его основе нормативные акты. В положениях ФЗ предусмотрено дополнительное основание – принадлежность к малочисленному коренному народу. При этом принимается во внимание ведение призывником традиционного хозяйства и занятие промыслами.

Характеристика

Альтернативная гражданская служба представляет собой специфический вид деятельности, осуществляемый в государственных и общественных интересах. На АГС не направляются лица, которые должны быть зачислены в запас. Альтернативная гражданская служба – деятельность, которая осуществляется теми, кто был бы зачислен в ряды армии, если бы не имел оснований для отправки на АГС. В связи с этим призывники, которые признаны не годными или имеют ограничения по здоровью, зачисляются в запас. В Законе по этому поводу приведен перечень лиц, которые не направляются на АГС. К ним относят граждан, которые:


Обращение в комиссариат

Для реализации своего права на альтернативную службу призывнику необходимо лично подать заявление. Бумагу следует принести:

  • До 1 апреля тем, кто должен призываться в октябре-декабре в текущем году.
  • До 1 октября тем, кто подлежит отправке на службу в апреле-июне будущего года.

Для некоторых категорий устанавливаются иные сроки подачи заявлений. В частности, данное положение касается тех, кто пользуется отсрочками. Если их сроки истекают после завершения очередного призыва, в случае преждевременного прекращения оснований, граждане могут подать заявление, отражающее просьбу о замене военной службы альтернативной, после 1 апреля либо 1 октября на протяжении 10-ти дней с момента устранения причин для отсрочки. При нарушении данного порядка (несвоевременном обращении в комиссариат) лицо лишается указанной возможности. Данное предписание действует также в случае, если у гражданина имеются основания для зачисления его на альтернативную гражданскую службу.

Важный момент

Основание (религиозное, пацифистское и иное, предусмотренное в законе), которое может препятствовать прохождению службы по призыву, может возникнуть в любое время и в течение периода, начавшегося с момента завершения срока, отведенного на обращение в комиссариат до момента принятия комиссией решения относительно гражданина, в том числе. Непредоставление возможности лицу, имеющему убеждения, не позволяющие ему находиться в рядах армии, быть направленным на АГС означает ущемление его конституционных интересов и свобод.

Принятие решение комиссией

На протяжении месяца с даты истечения срока, в который можно подать заявление, гражданина вызывают на заседание. Призывная комиссия рассматривает обращение в присутствии лица, желающего отправиться на АГС. Выслушав выступление призывника, других лиц, исследовав документы и прочие материалы, предоставленные заявителем, должностные лица выносят решение. В нем может содержаться заключение о замене военной альтернативной службой или мотивированный отказ об удовлетворении обращения.

Отклонение прошения

В ФЗ установлены основания, в соответствии с которыми комиссия может отказать заявителю, желающему заменить военную службу альтернативной гражданской. К ним, в частности, относят:


Если заявление было удовлетворено, призывнику вручается направление на медицинское освидетельствование и повестка на заседание для решения вопроса о непосредственной отправке на АГС. Если гражданину было отказано, то он отправляется на военную службу в соответствии с общими основаниями. Заключения и решения призывной комиссии, которые препятствуют направлению на АГС, призывник может опротестовать как в суд, так и в вышестоящую комиссию.

Сроки

Призывник, в отношении которого было принято решение о зачислении его на АГС, направляется к месту ее несения комиссаром. Продолжительность альтернативной службы превышает срок военной по призыву в 1.75 раза. Она составляет:

  • Для призывников, направленных на АГС после 1.01.2008-го – 18 мес.
  • Для лиц, закончивших муниципальные, государственные учебные заведения или получившие госаккредитацию по соответствующим специальностям (направлениям подготовки) негосударственных образовательных учреждений в/о и зачисленных на альтернативную службу до 1.01.2008-го, – 18 мес.
  • Для других граждан, направленных до 1 янв. 2007-го года, – 36 мес.
  • Для лиц, зачисленных на АГС с 1 янв. по 31 дек. 2007-го г. включительно, - 27 мес.

Прохождение гражданской альтернативной службы

Призывники могут нести АГС индивидуально либо в составе формирований и групп в организациях:

Мнение мировой общественности

В Резолюции, принятой Комиссией ООН подчеркивается, что альтернативная гражданская служба должны иметь нестроевой характер. Форма ее несения должна служить общественным интересам и быть адекватной, "некарательной" продолжительности. Данные определения сходны с приведенными в Рекомендации указаниями Комитета Министров СЕ о том, что длительность альтернативной службы в сравнении с воинской должна находиться в разумных пределах. Вместе с введением АГС, государством может быть установлен порядок организации невооруженных формирований. В них могут проходить службу граждане, чьи основания отказа касались личного пользования оружием. Эта Рекомендация содержит также дополнительное замечание. Его суть состоит в том, что лица на АГС не должны быть ущемлены ни в социальном, ни в финансовом плане. Юридические положения и нормы, в соответствии с которыми осуществляется включение военной службы в стаж, определение пенсий и повышений должности, необходимо также относить и к альтернативной.
В Резолюции Европарламента указано также, что продолжительность АГС не должна превышать длительность пребывания в рядах армии более чем на 50%. Большая продолжительность необходима только лишь как компенсация времени проведения резервных учений. В Резолюции также содержится призыв к тому, чтобы граждане, которые проходят альтернативную службу, были обеспечены защитой от эксплуатации их труда и оплата их деятельности была равна той, что получают лица, призванные в вооруженные силы. Вместе с этим, в документе содержится рекомендация о том, что призывники, которые несут альтернативную службу, должны обладать возможностью проходить обучение и последующую отпускную учебу, аналогично тому, что предусматривается во время пребывания в рядах войск.