Лица замещающие государственные должности российской федерации. Категории и группы должностей государственной гражданской службы

На сегодняшний день государственные должности Российской Федерации представлены во всех ветвях власти и федеральных органах (институтах) с особым статусом.

Их исчерпывающий список представляет сводный перечень государственных должностей Российской Федерации , в которой вошли:

  • Президент РФ;
  • Председатель Правительства РФ;
  • Первый заместитель Председателя Правительства РФ;
  • Заместитель Председателя Правительства РФ - полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе;
  • Заместитель Председателя Правительства РФ;
  • Заместитель Председателя Правительства РФ - Руководитель Аппарата Правительства РФ;
  • Министр РФ - полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе;
  • Министр РФ - Руководитель Аппарата Правительства РФ;
  • федеральный министр;
  • Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ (в иностранном государстве);
  • Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) РФ при международной организации (в иностранном государстве);
  • Председатель Совета Федерации ФС РФ;
  • Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ;
  • председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации ФС РФ;
  • член комитета (комиссии) Совета Федерации ФС РФ;
  • Председатель Государственной Думы ФС РФ;
  • Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы ФС РФ;
  • председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы ФС РФ;
  • председатель подкомитета комитета Государственной Думы ФС РФ;
  • член комитета (комиссии) Государственной Думы ФС РФ;
  • Председатель Конституционного Суда РФ;
  • заместитель Председателя Конституционного Суда РФ;
  • судья Конституционного Суда РФ;
  • Председатель Верховного Суда РФ;
  • первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда РФ;
  • судья Верховного Суда РФ;
  • Генеральный прокурор РФ;
  • Председатель Следственного комитета РФ;
  • Секретарь Совета Безопасности РФ;
  • Уполномоченный по правам человека в РФ;
  • Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей;
  • руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • Председатель Счетной палаты РФ;
  • заместитель Председателя Счетной палаты РФ;
  • аудитор Счетной палаты РФ;
  • Председатель Центрального банка РФ;
  • Председатель Центральной избирательной комиссии РФ;
  • заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии РФ;
  • секретарь Центральной избирательной комиссии РФ;
  • член Центральной избирательной комиссии РФ (замещающий должность на постоянной основе);
  • председатель федерального суда;
  • заместитель председателя федерального суда;
  • судья федерального суда;
  • Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ .

Таким образом, в перечень вошло 44 позиции (часть из которых включает несколько должностей), из которых 41 позиция замещаются сегодня.

Остающиеся незанятыми не означает вакантность должностей, а лишь вариативность названия схожей по функциям должности, но с несколько отличным статусом.

Например, перечень государственных должностей включает «Заместителя Председателя Правительства РФ - Руководителя Аппарата Правительства РФ» и «Министра РФ - Руководителя Аппарата Правительства РФ». Обе дают право лицу возглавлять Аппарат Правительства РФ, но в случаи наличия приставки «Заместитель Председателя Правительства РФ», ее обладатель находиться на более высокой ступени иерархии федерального государственного управления. Это дает ему возможности замещения другого Заместителя Председателя Правительства РФ при отсутствии коллеги, воглавления рабочих органов при Правительстве РФ, повышенный уровень социального обеспечения и заработной платы и др.

В настоящий момент в России замещена должность Заместителя Председателя Правительства РФ - Руководителя Аппарата Правительства РФ, на которой с 2013 г. находится А в 2011-2012 гг. во главе Аппарата Правительства РФ был на должности Министра РФ - Руководителя Аппарата Правительства РФ.

Помимо выше приведенных, необходимо еще несколько пояснений.

Часть должностей «обезличена», т.е. фактически приводится только общее наименование и место в системе государственного управления. В частности, в перечне государственных должностей имеется «федеральный министр», но в реальности в России никто на такой должности не находиться. Есть просто Министр РФ () и более 2-х десятков министров в конкретных областях (Министр обороны РФ, Министр экономического развития РФ, Министр финансов РФ и др.).

Еще более запутанная ситуация с судебными органами, т.к. перечень содержит лишь должности «председатель федерального суда», «заместитель председателя федерального» суда и «судья федерального суда», которые должны быть применены ко всем судам, за исключением Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Другими словами сюда подпадают военные суды, верховные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, районные, межрайонные, городские и иные суды. В действительности же каждый судья замещает соответствующую должность в конкретном суде. К примеру, председатель Московского городского суда, судья Пресненского районного суда города Москвы.

Среди должностей присутствует «руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ» (председатель регионального правительства, которым в большинстве субъектов федерации является глава региона), которого на роду своей деятельности и объему решаемых задач правильнее было бы отнести к государственной должности субъекта РФ. Но в силу выполнения региональными властями ряда федеральных функций и по ряду иных причин решено было отнести руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ к лицу, замещающую государственную должность Российской Федерации .

Немало трудностей вызывает правильность написания должностей, в особенности, что нужно (не нужно) писать с большой буквы. В верхнем списке приведено корректное (официальное) написание должностей. Единственное, в должностях, содержащих название страны (слова «Российская Федерации») приведена сокращенная форма «РФ». Например, Председатель Правительства РФ, а не Председатель Правительства Российской Федерации. Причины – сокращение объема и облегчение восприятия информации.

С государственными должностями субъектов федерации примерно та же ситуация. Иногда, им даже присущ больший динамизм. К примеру, в столице раньше к относилась ликвидированная должность Вице-мэра Москвы.

Вопросы выбора карьеры интересуют многих граждан. Люди хотят не только заработать побольше, но и реализоваться, достичь успехов, заслужить уважение в обществе. А нынешний взрыв патриотизма приводит к тому, что молодежь стремится во властные органы. Этим людям желательно понимать, что такое государственная должность. Это необходимое условие для того, чтобы вместо успехов не получить серьезные неприятности. Давайте разберемся, в чем отличие должности государственной службы от иных мест приложения собственных сил. Начать следует с обозрения структуры власти.

Зачем нужно государство

Из самого названия рассматриваемого понятия следует, что предстоит выполнять ряд функций, которые население делегировало надстройке. Именно так в науке определяется государство. Люди собираются, чтобы было легче организовать жизнь. Право руководить процессами они отдают специальным структурам, именуемым государством. Система в настоящее время сложная и разветвленная.

Государственная должность - это место работы в тех самых структурах, отвечающих за развитие общества. Цель системы одна: сохранять порядок и возможности для прогрессивных трансформаций во всех сферах жизни. Для этого создаются законы и иные обязательные для служащих и граждан документы. Их тексты и суть направлены на реализацию программ развития, как их понимают те люди, которые принимают участие в принятии важных решений.

В этом смысле государственная должность - это винтик в системе, влияющей на жизнь в стране. Механизм, по идее, должен работать идеально, не давать серьезных сбоев. Потому деятельность строго регламентируется и контролируется. Люди эти обязаны подчиняться множеству правил, в том числе и в личной жизни.

Ответственность на государственной службе

Важным условием исполнения обязанностей на любой работе является их понимание. С этим вряд ли кто-то станет спорить. Должности в отличаются от иных тем, что на людях лежит ответственность по большому счету за всю страну. Система, вырабатывающая и реализующая решения, не имеет права на ошибку. Люди, знающие историю, хорошо понимают, к чему приводят оплошности или сбои.

Дело в том, что общество постоянно требует от государства чего-либо. Одним мало льгот, другим необходимы возможности, третьи не желают мириться с несправедливыми, по их мнению, правилами. Это совершенно нормально. Однако система обязана разрешать все точки напряжения, договариваться с гражданами. недовольных может привести к слому государства. А в настоящих условиях это означает кровопролитие.

Получается, что государственная должность - это огромная ответственность, в том числе за жизни сограждан. И неважно, в какой сфере работает человек, он представляет всю систему на своем маленьком участке. От его решений зависит общественное спокойствие.

Понятие государственной должности

Принципиально-философскую стороны разобрали, теперь необходимо посмотреть на бюрократическо-структурные моменты. Должности государственных служащих - это обычные рабочие места, которые организует система. Делается это посредством формирования ряда документов. То есть в государственном органе принимается содержащее перечень должностей. Каждому определяется круг полномочий. На этой основе формируются инструкции, отступать от выполнения которых работник не имеет права.

На все строго регламентируется, то есть бюрократизируется. Если в инструкции написано, к примеру, что работник обязан принимать граждан и писать протоколы, то за это с него и спросят. А к решению иных вопросов его не допустят на официальном уровне. Контроль за деятельностью людей, представляющих государство, ведется в соответствии с законами и внутриведомственными документами, к которым относятся указанные инструкции.

Признаки государственных должностей

Система состоит из кирпичиков, еще их сравнивают с винтиками сложного механизма. Не все люди, работающие в этой огромной структуре, являются государственными служащими. Для примера можно привести секретаря руководителя. Этот человек не принимает решений, является техническим работником. А государственные должности имеют такие признаки:

  1. Они являются частью организационной структуры.
  2. Принимают на себя часть компетенции государства.
  3. Являются жестко закрепленной структурной единицей, описанной документально, не зависящей от личности, ее занимающей.
  4. Имеют право принимать решения от имени государства.

Название должности должно отражать суть полномочий. Работник, ее занимающий, действует строго в соответствии с законодательством, то есть обязан его знать.

Какими бывают государственные должности

У системы, организующей деятельность огромной страны, множество задач и функций. Людей она подбирает для выполнения определенной работы. Поэтому государственные должности различаются по:

  • видам деятельности;
  • масштабам компетенции;
  • способам замещения.

Кроме того, обычно указывают, занята она или вакантна. Замещать государственную должность можно в порядке назначения или на конкурсной основе. Определяется это специальными регламентами, описывающими конкретную ячейку системы. К примеру, помощника назначают, а специалиста по кадрам администрации области или района выбирают на конкурсной основе.

Государственные гражданские должности

В стране нужно организовывать эффективную работу множества служб. Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», осуществляется учреждение должностей, в круг обязанностей которых включены данные задачи. Эти рабочие места делятся на четыре категории:

  • руководители;
  • помощники;
  • два вида специалистов.

У каждого своя компетенция. Так, руководители и их заместители отвечают за работу учреждений и их структурных подразделений федерального уровня, их территориальных подразделений. Помощники или советники содействуют работе первой из описанных категорий. Специалисты - это профессионалы в какой-то узкой сфере. Они занимаются организацией работы узкой направленности в соответствии с распределением обязанностей. К обеспечивающим специалистам относятся бухгалтеры, люди, ведущие документооборот, хозяйственники и другие.

Федеральные государственные должности

Необходимо отметить, что Россия является большой страной, состоящей из множества субъектов. Государственная служба устроена так же сложно. Различают категории работников, как правило, по источнику финансирования. Так, те государственные служащие, которые получают деньги из центрального бюджета, являются федеральными. Место расположения органа, в котором они работают, может быть любым. Однако они подчиняются федеральным законам, а также приказам и распоряжениям из столицы. Это особая категория служащих, которые выполняют функции государства в целом. В субъектах федерации есть и собственные работники, получающие деньги из местных бюджетов. Эти люди выполняют функции государства в «урезанном масштабе». То есть их компетенция распространяется только на определенный субъект, который создал должность.

Требования к кандидатам на занятие государственных должностей

Система тщательно следит, чтобы люди, ее представляющие, выполняли обязанности на достаточном уровне. Работа такая проводится на законодательном уровне. То есть в правовом акте описано, кого могут принять на должность государственного служащего. Это должен быть гражданин РФ, дееспособный, совершеннолетний и не имеющий судимости. Человек, принимая назначение, обязуется подчиняться довольно жестким ограничениям. Они описаны в указанном выше законе (ст. 17). В частности, государственным служащим запрещается заниматься предпринимательством, покупать определенные акции, пользоваться положением для обогащения и получения привилегий. Например, нарушением данной статьи могут посчитать зарубежную поездку за счет третьего лица. Взятки брать тоже непозволительно, так же как и оказывать оплачиваемые услуги заинтересованным лицам, вплоть до консультаций предприятий и организаций.

Отличия должности гос службы от гос должностей: лица, находящиеся на гос должности осущ свои полномочия, представляя самого себя. Гос служащий представляет тот орган, в котором он работает. Лицо, замещающее гос должность, нормативно обеспечен законодательными актами. У гос служащих законы есть, но они общие. Значимость лиц, замещающих гос должности, индивидуализирована. Гос служащие обеспечивают функционирование лиц, замещ гос дожности. Гос служащий - тот, кто может применять принуждение.

Гос служба позволяет функционировать государству. ФЗ *О системе госслужбы РФ*. Этот ФЗ является базовым, он регулирует гос. службу, основу и принципы гос службы. Строится на нем. Включая и подзаконные акты. Основы взаимодействия (между ними, между ним и органов). Госслжба институт административного права, но не трудовым правом.

Государственные должности Российской Федерации, которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Эти должности не относятся к должностям государственной службы, а замещающие их лица не являются государственными служащими (например, в федеральном министерстве таким лицом является только федеральный министр). Должности государственной службы, которые учреждаются федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и предназначены для замещения государственными служащими.

К их числу относятся:

а) должности федеральной государственной гражданской службы;

б) воинские должности;

в) должности правоохранительной службы.

Первый отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что круг наименований должностей государственной службы, указывающих на их функциональное предназначение, точно очерчен соответствующими реестрами. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют перечни: должностей федеральной государственной гражданской службы; типовых воинских должностей; типовых должностей правоохранительной службы. Эти перечни утверждаются Президентом РФ.


Второй отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что объем полномочий по конкретной должности, включенной в перечень должностей соответствующего вида государственной службы, ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий того или иного федерального государственного органа (службы, учреждения).

Четвертый отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что оплата труда по должности государственной службы осуществляется за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.

Т.о., Государственные должности Российской Федерации — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Под должностью государственной службы понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица государственного органа (учреждения), определяющая функциональное предназначение, полномочия и ответственность замещающего ее лица, а также расходы его нанимателя (государства, субъекта РФ) на его содержание и создание условий для выполнения им должностных обязанностей.

Государственная служба уже несколько лет сохраняет лидерство в рейтинге самых востребованных мест трудоустройства. Система государственных и муниципальных органов - это огромная иерархическая структура. Очевидно, что чем выше позиция - тем она привлекательнее. Разберемся с классификацией должностей госслужащих в России и узнаем, какие компетенции нужны, чтобы претендовать на место в этой структуре.

Общие положения

Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов, а также лиц, замещающих государственные посты.

Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ , который подразделяет ее на два уровня:

  1. Должности федеральной гражданской службы, учреждаются федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации. Это профессиональная служебная деятельность граждан, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации, учреждаютсязаконами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.

Должности государственной гражданской службы распределяются на 4 категории и 5 групп.

Категории должностей государственной гражданской службы

Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Ихосновная функциязаключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты.Этограждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Группы должностей государственной гражданской службы (таблица)

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

Итак, Реестр должностей государственной гражданской службы РФ выделяет следующие группы:

  1. Высшие:руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  4. Старшие:специалисты и обеспечивающие специалисты.
  5. Младшие: обеспечивающие специалисты.

Каждая из групп должностей имеет свою классификацию по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:

Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС нужно соответствовать квалификационным требованиям:

  • достаточным уровнем образования;
  • определенным служебным стажем;
  • необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
  • владение определенной специальностью.

Требования к минимальному уровню профессионального образования:

Требования к минимальному стажу:

При этом конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ, с учетом положений Указа Президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12 октября 2017 года.