Мероприятия для детей о правах ребенка. Сценарий развлечения по правам ребёнка «В стране Прав и Обязанностей

Сценарий познавательного праздника «Права ребенка»
к 20 ноября - международному Дню защиты прав ребёнка

(для детей среднего школьного возраста)

Цели и задачи мероприятия: познакомить детей с Декларацией прав ребенка; понятиями «декларация», «конвенция»; привлечь внимание к законам, раскрыть их влияние на все стороны жизни человека; познакомить с важнейшими нормами поведения в общественных местах; помочь юным гражданам научиться оценивать свои поступки.

Ход мероприятия

Слайд №1

Здравствуйте, юные друзья! Давным-давно, как только на Земле появились люди, их стали терзать вопросы:

  • Что они могут делать и чего не могут?
  • Что они обязаны делать и чего не обязаны?
  • На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы их жизнь превратилась в кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров. В конце концов им удалось решить ряд из них, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека.

Слайд №2

Декларация (от лат. declaratio – заявление, объявление) – международно-правовой документ, в котором провозглашаются какие-либо принципы. Она включает законы, которые требуют обязательного исполнения. Принята Декларация 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. В ней говорится, что люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением.

Как вы думаете, а у детей права есть?

Конечно, есть. Ведь дети – это люди особые. Во-первых, пока ребенок растет, ему нужны условия не только для достойной жизни, но и для полноценного развития. Во-вторых, не став совершеннолетним, ребенок не распоряжается полностью своей жизнью и судьбой – этим занимаются взрослые, а значит, ребенка надо оградить от вреда, который может быть нанесен взрослыми. Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от неприятностей. Но о детях заботятся не только в семье. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Такие организации есть во многих странах, а наиболее авторитетна международная организация – ООН.

Слайд №3

В 1945 году закончилась Вторая мировая война, которая унесла миллионы человеческих жизней, разрушила множество городов, сел, деревень. Когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться, чтобы разногласия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решить мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН).

Слайд №4

Права ребенка закреплены в двух основных международных документах, принятых ООН: в Декларации прав человека (1959) и в Конвенции о правах ребенка(1989).

Слайд №5

Конвенция - (от лат. conventio- договор, соглашение) - международный договор, имеющий обязательную силу для всех государств. В ней государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. В Конвенции о правах ребенка – 54 статьи. В них описаны все стороны жизни ребенка. Сюда включены как права, присущие всем людям, так и особые, «детские» права. О правах ребенка полезно знать каждому из вас, чтобы уметь защищать себя и других. Поэтому мы хотим познакомить вас с основными статьями Конвенции о правах ребенка.

О каких же правах идет речь в Конвенции?

Слайд №6

Главное право каждого человека – право на жизнь.

В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Давайте вспомним знаменитую сказку английского писателя Льюиса Кэрролла об Алисе и ее забавных друзьях и поразмышляем.

Чтение отрывка из сказки «Алиса в Зазеркалье» «
- Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя?

- Нет, растерянно сказала Алиса.
- Конечно, не знаю, не знаю,- пробормотал Комар. – Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске…» и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете делать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
- Ничего не выйдет, - сказала Алиса, - и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!», или «- Эй!», или еще как-нибудь».

Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь? (ответы детей)

Вопросы к размышлению:

  1. Согласны ли вы с тем, что если все дети одинаковы, то им надо вместо имен давать номера?
  2. Согласны ли вы, что дети должны обращаться друг к другу по кличкам и прозвищам?

Имя дается человеку при рождении. У каждого из вас есть имя! Давайте познакомимся. Родители придумывают имя ребенку, и эти сведения записывают в специальный документ – свидетельство о рождении. Это первый документ ребенка!

Для чего же нужно имя? (ответы детей)

Человек проносит имя через всю свою жизнь. Уважаемого человека всегда называют по имени-отчеству. Именами уважаемых, заслуженных людей названы города, улицы, парки.

Слайд №7

В Конвенции прав ребенка есть статья, которая звучит так :Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя.

Ребята, как вы думаете, нужен ли каждому из нас дом? (ответы детей)

Конечно, иметь свой дом очень важно, так как это место, где человеку тепло, уютно, где его понимают. Все вы читали русские народные сказки, поэтому вам не составит труда вспомнить, как называлось жилище русского крестьянина. (ответы детей)

Правильно, изба. Часто действия сказок происходят прямо в избе. Вспомните: великий богатырь Илья Муромец просидел на печи 33 года.

Вопросы к размышлению:

  1. Согласны ли вы, что на достойное жилище имеют право только дети строителей?
  2. Посмотрите на рисунок и скажите, украшают ли стены дворца надписи, сделанные ребятами? Слайд №8

Слайд №9

В Конвенции прав ребенка записано : Каждый ребенок имеет право на достойное жилище. Согласно статье 25 Конституции, жилище неприкосновенно.

Ребята, а как вы думаете, почему каждому ребенку необходимо учиться? (ответы детей)

Слайд №10

Конвенция прав ребенка и это предусмотрела. В ней есть статья, которая гласит : Каждый ребенок имеет право на образование.

В какой сказке женщина неопределенного возраста замышляет похищение ребенка и использует для этого птиц? (Баба-Яга из русской народной сказки «Гуси-лебеди».)

Слайд №11

В Конвенции прав ребенка записано: Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен с матерью.

В какой сказке девочку заставляли работать от зари до зари и запрещали участвовать в играх и забавах сестер? (Золушку из одноименной сказки Ш. Перро.)

Как вы думаете, были ли нарушены права Золушки? Какие?

Слайд №12

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг.

Давайте посмотрим, какие у вас еще есть права.

Слайд №13

А теперь я предлагаю вашему вниманию фрагмент из художественного фильма Ролана Быкова «Чучело». Главную роль Лены Бессольцевой исполняет Кристина Орбакайте.

Сюжет следующий: в провинциальную школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Лена селится у своего деда-художника, коллекционировавшего картины. Девочку встречают с неприязнью и дают ей кличку Чучело. Только Дима Сомов оказывает ей поддержку. Ребята всем классом прогуливают урок литературы, пойдя в кино. В разговоре один на один с классной руководительницей Дима выдаёт тайну. В наказание ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго готовились. Ребята решили найти виновного и наказать, Лена, видя нерешительность Димы, берет вину на себя, в результате чего она становится изгоем, все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней и даже жестоко избивают.

Показ сюжета . Слайд №14

Лена долгое время надеется, что Дима вот-вот признается в своей вине. Надежда, вера и любовь Лены к Диме рушится, когда тот присоединяется к своим одноклассникам, чтобы защитить себя, и участвует в сжигании чучела, изображающего девочку.

Скажите, какое у вас общее впечатление после просмотренных фрагментов из фильма? (Жалко главную героиню). Рассмотрим данную ситуацию с юридической точки зрения. В соответствии с Конвенцией о правах и обязанностях ребенка, какие права Лены Бессольцевой были нарушены? Право на жизнь, на существование(Железная Кнопка предложила сжечь предателя) , на имя (дали ей кличку Чучело), нарушена статья 19 (ребята решили использовать в качестве мести физическую и психологическую форму расправы, оскорбления).

А теперь давайте ответим на «правовые» вопросы по мотивам произведений известных российских и зарубежных писателей.

Сценарий мероприятия для учащихся 2-4 классов на тему «Мы тоже имеем права»

Интеграция образовательных областей
«Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».- систематизировать и закреплять знания учащихся о документах, гарантирующих права ребенка, формировать представления у детей об их обязанностях.

Образовательные: обогащать, активизировать, расширять словарь, кругозор;
Развивающие: развивать память, мышление, внимание, совершенствовать координацию движений и речи в театрализованных сценках; коммуникативность
Речевые: коррекция речи через высказывания детей, вопросы, ответы, игры
Воспитательные: Воспитывать чувство уважения к другим людям, интерес к законам и их соблюдению.
Оформление:
Выставка книг, законов, кодексов, костюмы для героев из сказок, своих родных, фото с изображением прав детей, игрушка-зайчик, документ Свидетельство о рождении, видеоролик из фильма «Мама», плакат с изображением дерева «Моя семья»
Предварительная работа:
беседы о Правах ребенка; заучивание пословиц, стихов, песен; рисование портретов своих родных; игры «Давай знакомиться», «Что мы делаем - не скажем».
Ход мероприятия:
Звучит спокойная музыка, дети входят в зал, садятся.
Воспитатель: - Добрый вечер друзья! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о вас, о детях, ваших правах и обязанностях. Вы граждане России и у вас, как и у каждого взрослого человека, есть гражданские права и обязанности.
1-ученик читает:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи – то ножки
Вдаль смотря широкими глазами
Шел малыш знакомиться с правами.
2-ученик читает:
Рядом мама за руку держала
В путь-дорогу умницу свою сопровождала
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают их на свете.
Воспитатель: - Права человека – определены законами, которые никто не вправе нарушать. Но права ребенка особые. Записаны они в законе «Конвенция о правах ребенка» (показ книги ). Этот закон действует во всем мире, а также и в России. Задачи Конвенции – защита прав ребенка от несправедливости, забота о его жизни, развитии, образовании, воспитании. Сейчас мы совершим короткое путешествие в мир прав ребенка по страницам этого документа.
–А что такое право? (ответы детей ).
Воспитатель: - Право – это охраняемая государством естественная возможность что-то делать, иметь, осуществлять. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами. Также соблюдать права других людей. И так в путь.
Ученик читает:
Если человек родился
Имя дать ему должны.
Будет жить в любви, заботе,
Гражданин своей страны.
Воспитатель: - О каком праве говорится в стихотворении? (о праве на имя, фамилию, отчество)


-Какой документ получает человек при рождении? (показ свидетельства о рождении ).
- Имя каждому дано и у каждого оно одно!
- Мы привыкли к тому, что у человека есть собственное имя. Но были времена, когда человека лишали такого права - это рабы, узники фашистских концлагерей, где вместо имени присваивали номер

Иногда можно услышать, как вместо имени называют прозвище. Это правильно? (нет )
- Какая обязанность есть у вас, связанная с этим правом? (Обращаться и называть друг друга по имени ).
Поиграем в игру «Давайте знакомиться» - Ведущий подходит к ребенку со словами: « Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи…», давая при этом игрушку-зайца. Тот называет свое имя и передает зайчика другому ребенку, при этом произнося слова: «Как зовут тебя скажи?» и т.д. повторить 3-4 раза.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, это право усвоили.
- Продолжаем путешествие по страницам. Читаем. В Конвенции записано: «Все дети имеют право на жизнь и личную неприкосновенность».
- Назовите, пожалуйста, сказки, стихи, басни и другие произведения, где это право было нарушено? Наглядность - стенд с книгами. («Колобок», «Волк и ягненок», «Муха-Цокотуха», «Красная Шапочка», « Волк и семеро козлят», «Серая шейка» и другие ).
Воспитатель: - Первое право на жизнь дает мама - это главный человек в жизни каждого ребенка.
Включается видеоролик из фильма «Мама», звучит песня о маме (слова Ю.Энтина, музыка Ж.Боржоа).
Дети стоя подпевают. Ученик крепит рисунок портрет мамы на дерево-плакат «Моя семья».
Воспитатель: - Мама это главное слово в каждой судьбе. «Коли есть отец и мать, то ребенку благодать», – гласит народная пословица. – Скажете, о каком праве пойдет речь? Читаем в Конвенции «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье». Часто в семьях живут другие родственники, которые любят детей и заботятся о них.
Дети читают стихи и держат рисунки-портреты подготовленные ранее:
1 ученик:
- Хочу похожим быть на папу
Во всем хочу как папа стать,
Быть сильным, умным, не лениться
И делать все как он на пять.
2 ученик:
- Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя всегда равняться!
3 ученик:
- Я бабуленьку родную
Очень крепко поцелую
Ведь бабуленька моя
Очень, очень добрая!
Дети прикрепляют рисунки на плакат.
Воспитатель: - Вот какая большая семья получилась. Каждому ребенку хорошо в семье.
Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу
Семья это праздник, семейные даты
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно!
В русском языке много пословиц и поговорок о семье. Вспомним их, ребята.
Дети: - Птица рада весне, а дитя матери.
-Кто родителей почитает, тот счастлив бывает
-Вся семья вместе, так и душа на месте.
-Семья сильна тогда, когда над ней крыша одна.
Воспитатель: - Родные заботятся о вас, и вы имеете обязанности дома? (Да ) – Вы наверняка, хорошие помощники. Как вы это делаете, сейчас покажете. Поиграем в игру «Что мы делаем - не скажем».
Воспитатель: - А что вы умеете делать?
Дети: - Что умеем мы не скажем, а что делаем – покажем. (Дети имитируют мытье посуды, стирку белья, уборку по дому ).
Воспитатель: - Неплохо потрудились и заслужили право на…? (отдых ).
- А вот девочка из знакомой сказки, трудилась целыми днями, ей совсем не до отдыха было. Давайте посмотрим.
Сценка.
Входит Золушка , поет, имитирует уборку:
- Дразнят Золушкой меня
Оттого, что у огня силы не жалея
В кухне я тружусь, тружусь
С печкой я вожусь, вожусь,
И всегда в золе я.
Прячу я печаль свою
Я не плачу, а пою, улыбаюсь даже,
И не уж- то никогда
Не уйти мне никуда,
От золы и сажи?!
– Неужели мне не дождаться веселья и радости? Ведь, так и заболеть можно! Хочу, чтобы счастье вдруг пришло ко мне!
Фея: - Здравствуй, дорогая крестница! Опять ты плачешь. Хочешь поехать на бал?
Золушка: - Да, крестная, но… (смотрит на свое старенькое, грязное платье)
Фея: - Не спорь, не спорь, ты поедешь туда. Очень вредно не ездить на балы, когда ты заслужил это. Ты поедешь на бал в отличном бальном платье. Вот этой волшебной палочкой буду делать чудеса! Обожаю эту работу! (девочка переодевается)
Звучит песня «Золушка» (слова И.Резник, музыка И.Цветкова) радостная девочка танцует в бальном платье.
Воспитатель: - Какие права были нарушены у Золушки? (право на отдых, свободу, заботу )
- Как могут отдыхать дети? (гулять, смотреть телевизор, играть в игры, ходить в театр и кино, спать)
– Ребенок имеет право на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься спортом. Это право закреплено в Конвенции.


-Без отдыха человек может заболеть.
Ученик:
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмания, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только…(врач )
Сценка.
Стук в дверь входит ребенок в костюме доктора Айболита.
Доктор Айболит: - Что случилось, кто болеет? Есть проблемы со здоровьем? Или зуб у вас болит? К вам всегда придет на помощь, добрый доктор Айболит!
Что такое? (трогает лбы, смотрит языки, ставит градусники ) Неужели ваши дети заболели?
- Что ж, осмотром я доволен
Из ребят никто не болен
Чтоб здоровыми остаться
Нужно спортом заниматься.
На зарядку становись!
Дети встают и выполняют команды доктора :
- Попрошу сидящих, встать
И команды выполнять
Все дышите, не дышите,
Вместе руки поднимите,
Превосходно. Опустите.
Наклонитесь, разогнитесь.
Встаньте прямо, улыбнитесь
И исполним мы сейчас
«Танец маленьких утят» (песня слова Ю.Энтина, дети выполняют движения)

Доктор Айболит:
-Каждый весел и здоров
И к занятиям готов. Прощайте, ребята! Уходит.
Воспитатель: - «Ребенок имеет право на пользование услугами системы здравоохранения», бережно относится к своему здоровью. Так гласит закон.
- Ребята, Фея оставила волшебный сундучок. Посмотрим что в нем. Показываю (ручка, тетрадь, линейка, книга, карандаш ).
Воспитатель: – О чем говорят эти предметы? (дети должны ходить в школу и учиться ).
– Верно.
-Нужно всем учиться в школе,
Чтобы грамотными стать
И никто у вас не может
Это право отобрать. – Все дети имеют право на получение образования. Так записано на следующей странице Конвенции.


Дети поют 2 куплета песни «Чему учат в школе» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского
Воспитатель: - Где можно получить образование? (школа, институт, колледж ) Для чего надо учиться? (быть грамотными, много знать ) - В чем заключается ваша обязанность? (ходить в школу, учиться ).
Поиграем в игру «Продолжи пословицу» .
- Я начну, а вы продолжайте:
- Учись смолоду - … (не помрешь под старость с голоду ),
- Ученье – свет, а… (не ученье – тьма );
- Грамоте учиться - … (всегда пригодится );
- Не стыдно не знать – стыдно… (не учиться );
- Учиться - …. (всегда пригодится ).
Воспитатель: - Вот эта картинка напоминает нам о праве…? (на жилище ).
- Каждый ребенок имеет право на имущество, оно неприкосновенно. Никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи. Люди обязаны относится к своему дому бережно, содержать в полном порядке.
- Посмотрите, какие вы разные, но у всех одинаковые права. Вы знаете свои права, не позволяйте никому их нарушать и никогда не нарушайте права других людей. Помните, взрослые должны знать о правах детей. Путешествие по страницам Конвенции подошло к концу. Нас ждут новые страницы этого закона. Ну, вот и все, друзья, спасибо за внимание. Настало время расставанья. До новых встреч! Звучит песня «Пусть всегда будет солнце» (слова Л.Ошанина, музыка Ф. Островского) .
Дети уходят.

Тема занятия: «Наши права и обязанности»

из серии классных часов на тему «Учимся думать о себе и о других».

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;

2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;

3.Форми­ровать представления о правах и обязанностях школьника.

Ход занятия.

Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент. Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Рассказ учителя : Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные в о п р о с ы :

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти во­просы, когда их решили, появились законы, которые помогали уст­ранить кошмар и неразбериху.

Законы - это правила, которые устанавливает госу­дарство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) за­кон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года . С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

2. Знакомство с Конституцией.

Итак, Конституция (показывает брошюру) - ос­новной закон, по которому мы с вами живем.

Что записано в Конституции? В Конституции записаны права наших граждан, та­кие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д. А что же такое - право?

Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отно­шения людей в обществе.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Ребята, а зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

- А есть ли какие–нибудь права у детей?

И они записаны в документе, Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).

Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

3 . «Путешествие» по стране Правознайке.

Учитель . Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке.

Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.

Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.

Вопросы учащимся:

1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз под­вергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съе­денным? («Колобок».)

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

На доске 3 листа:

    Право на бесплатное образование.

    Право на свободный труд, защита от безработицы.

    Право на неприкосновенность жилища.

Учитель . Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Бурати­но ». Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то ка­кое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3 право на неприкосновенность жилища.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 защита от безработицы.)

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким пра­вом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование.)

Учитель. В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосред­ственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование... ».

Какие же права есть у вас, школьников?

1.Право на учебу.

3. Право на каникулы.

Учитель . Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.

Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)

Обязанности : уважать взгляды, свободу других людей (взрос­лых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

У чите ль . Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».

Я буду говорить о каком – то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается или запрещается».

Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых я вам говорила.

Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море.

3 - й у ч е н и к.Нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

На этом наше занятие закончено и я напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека – не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило:

До встречи!

Литература:

1. Авдеев Н. Н., Князева о. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. «АСТ», М., 1998.

2. Давыдова О. И. С. М. Вялкова Беседы об ответственности и правах ребёнка. Творческий центр Сфера. М., 2008.

3. Голицына Н. С., Огнева Л. Д., Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребёнка. М., 2006.

Просмотр содержимого презентации
«Права ребёнка»


Очень много стран на свете,

это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих

Самый-самый важный?


Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте,


Там король ,


Здесь – президент .



  • Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный закон нашей страны называется Конституцией.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.






Право

на бесплатное

образование

Право

на свободный

труд,

защита

от безработицы

Право

неприкосновенность

жилища


Права школьников

1. Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3. Право на каникулы.

4. Право на занятия в кружках и секциях.


Обязанности : уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.


Игра «Разрешается - запрещается»


Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребенка

Разрешается.


Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго запрещается.


С мамой

дети должны жить,

Ей цветы

всегда дарить-

Это разрешается.


Эта грань обозначает:

Мать с ребенком

разлучают .

Это запрещается .


Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться.

Это разрешается .


Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Запрещается


Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить –

Это разрешается


Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго запрещается .



Сценарий развлечения для дошкольников "Мы тоже имеем права"

Пока в зал входят дети, звучит музыка. На сцене большая открытая книга, чуть меньше роста ребенка, стоящая как ширма. На обложке написано: "Права ребенка". Звучит музыка и дети, участвующие в постановке, появляются на сцене. Из-за книги выглядывают две девочки. Их лица выражают удивление.

Яна: По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
В даль, смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.

Лиза: Рядом мама крепко за руку держала,
В путь дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают всех на свете.

Вот это да! Оказывается, ПРАВА есть не только у взрослых, но и у детей... Как это? Что это такое? Надо разобраться.

Ведущий: (держит в руках модель Конвенции) .

У нас сегодня встреча не простая,
Мы с вами эту книгу полистаем.
Едва страницу первую откроем,
Увидите вы сказочных героев.

Смотрите зорче, и тогда у них
Вы о правах узнаете своих.
Ведь о правах не зря идет молва,
Хоть ты и мал, есть у тебя права!

Баба Яга: Это что тут за права?
Идет кругом голова.
Малышам - права?
Постой!

Ну а нечисти лесной?
Лишь ругают и клянут,
Ну, а прав нам не дают.
Украду-ка я книжонку,

Отнесу ее в сторонку.
И права все тот же час
Пусть работают на нас!
Яна: Вы права не имеете

Законов нас лишать.
Мы все равно сумеем
За книгу постоять!
Лиза: Давай с тобой потопаем,

Давай с тобой похлопаем,
Яга нас испугается
И в сказку убежит.

(Дети топают, хлопают, Баба Яга убегает)

Ведущий. Мои юные друзья, вы сумели отстоять очень важную книгу, которая рассказывает о ваших правах - правах детей! Так давайте же откроем первую страницу.

Появляются три поросенка и поют свою песенку.

Волк: Так история повторяется. Три поросенка и я - Серый Волк - зубами щелк. Сегодня я ваш домик сломаю, дуть буду, пока не лопну. (Набирает воздух и дует на домик. раздается свист. Входит дядя Степа) .

дядя Степа:

Я хожу, кругом гляжу,
Я порядок навожу.
Грозный я не только с виду:
Никого не дам в обиду.

Я любому помогу,
И отпор я дам врагу!

Поросята: Дядя Степа! Волк хочет наш домик сломать.

Волк: Да что вы, я ничего, так, пошутил.

Дядя Степа: Знаю я, Волк твои шуточки! (Свистит)

Волк: Ой, мамочки, помогите! (падает в обморок. Вбегает Айболит)

Айболит: Что случилось?
Что случилось?
Может, драка приключилась?
Может, был здесь Бармалей

И обидел всех детей?
дядя Степа: Погодите, не шумите.
Ну, зачем вы так кричите?
Все в порядке!

Айболит: Мне вам верить?
дядя Степа: Верить, верить.
Только надо вам проверить
Волку пульс, сердце послушать.

Поросят хотел он скушать.
Айболит: ("слушает" Волка)
Все в порядке. Волк здоров.
Обошлись без докторов!

Чтобы быть здоровым, крепким,
Занимайтесь спортом, детки.
Эй, мартышки, все сюда,
Здоровы будете всегда!

Танец "Обезьянки".

дядя Степа: Что ж, нам всем идти пора.
До свиданья, детвора.
Будьте живы и здоровы,
И прийти на помощь другу

Будьте вы всегда готовы!

(Герои уходят) .

Ведущий: Дети, вы поняли, о каких правах рассказали нам сказочные герои?

Девочка: О праве на дом.

Ведущий: Верно, о праве на неприкосновенность жилища.

Мальчик: О праве на защиту.

Ведущий: Правильно, это законное право на защиту.

Девочка: А еще - о праве на помощь доктора.

Ведущий: Умница, это право на здоровье и здравоохранение.

Ну что ж, продолжим наш рассказ,
И вы узнаете сейчас о том,
Как важно в жизни нашей иметь семью...
А все-таки здорово бегать по лужам!

И мячик бросать до самых небес!
И мир этот сказочный нам очень нужен:
И поле, и море, и солнце, и лес.
И все, что в нем есть, ах. как это чудесно!

А все от рожденья, от маминой песни.
От папиной силы и маминой ласки.
От их доброты и рождаются сказки!
Входит коза.

Коза: Ой, ребятушки, куда сгинули,
На кого ж вы меня покинули?
Не послушались родной матушки,
Получились обознатушки.

Допустили вы упущение,
Видно волк проник в помещение.
Не сыскать нигде мне вас,
Уж ищу, который час.

Детки с мамой должны быть,
Сладко есть и сладко пить.
Что же с вами приключилось,
Да какая ж беда случилась?

Помогите кто-нибудь
Мне козлятушек вернуть.
Яна: Не плачь, Коза мы тебе поможем!
Козлятушки-ребятушки,

Ваша мама пришла,
Молочка принесла!
Козлята вбегают и окружают маму.
Коза: Где вы были, ребятушки?

Козлята: Мама, мама, волк опять
Пришел в двери к нам стучать.
Ну, а мы не открывали,
Мы ведь маму свою ждали.

Мама ведь у нас одна,
Лучше всех у нас она.
Коза: Как прекрасно жить на свете,
Когда рядом с мамой дети!

Ведущий: Коль ребенку жизнь дана,
Протекать должна она
С папой и мамой,
Близкими и добрыми самыми!

И об этом праве ребенка на любовь и заботу родителей, и на не разлучение с ними также написано в Конвенции. Дети, а как вы чувствуете себя дома?

Дети: Дома уютно, тепло, хорошо...

Ведущий: Включите наш "волшебный телевизор", и мы посмотрим мультфильм.

Дети инсценируют отрывок из сказки "Заюшкина избушка"

Ведущий: Заяц - доброе сердечко
Рыжую пустил на печку.
День - другой, прошел, лисица
Вдруг затеяла браниться.

Лиса: Не желаю жить с тобой!
Убирайся вон косой!
Ведущий: И зайчишку прогнала,
Узелок лишь отдала.

Сел зайчишка на опушке
И прижав от страха ушки,
Начал горько-горько плакать.
Вот идет петух с косой.

Петух: Плачешь ты о чем, косой?
Заяц: Жил я в лубяной избушке
Здесь, на этой вот опушке,
А лисица - в ледяной.

Как растаял лед весной,
Жить ко мне она пришла
Да меня же прогнала.
Петух: Не горюй, приятель, вскоре

Твоему поможем горю!
Покажу лисе косу.
Живо выгоню лису!
Заяц: Да ее собаки гнали, но с испугу убежали,

Гнал и сам медведь недавно,
Ты не справишься подавно!
Петух: Поглядим. Ку-ка-ре-ку!
Вон, лиса!

Убирайся прочь в леса!
Вот возьму косу на плечи!
Я иду лису посечи!
Лиса: Что ты, Петя, не спеши,

Мне одеться разреши.
Петух: Прекрати пустые речи,
Прочь пошла, плутовка, с печи!
Ведущий: Ох и струсила лиса!

Припустила во весь дух -
Напугал ее петух!
С той поры зайчишка с Петей
Лучшие друзья на свете!

Ребята! К сожалению, мы включили телевизор не с самого начала сказки. Но вы, наверное, догадались, как называется эта сказка? Какое право здесь было нарушено? (ответы детей) . Никому не позволено вторгаться в ваш дом. Каждый должен чувствовать себя дома в безопасности. Любой ребенок имеет право на жилье и на неприкосновенность жилища.

Дети, а если вы вдруг потеряетесь, что вы будите делать? (ответы детей) . Потерявшийся ребенок должен помнить, что его отведут домой, как только он назовёт свой адрес.

Игра "Мой адрес"

Двое детей изображают ворота. Дети проходят по одному, произносят: "Ключик, ключик золотой, дверь чудесную открой" - называют свой адрес. Тех, кто правильно назвал свой адрес, пропускают через ворота в домик.

Ведущий: В каждом доме на пороге вытирай почище ноги. А какие еще правила горожан вы знаете?

Дети: Горожанин не будет людям досаждать,
Дом и город обижать,
В квартире прыгать и скакать,
Громким голосом кричать,

Дверь ногою открывать,
В лифте кнопками играть,
И на стенах рисовать,
Сор на улице бросать,

И правила движения нарушать.

Ведущий: Эти правила просты, их не ленись запомнить ты. У вас всех есть дом, родители, родные, близкие, друзья, которые вас любят и заботятся о вас. Но общий дом для всех - это наша многонациональная Родина. И в нашем детском саду воспитываются дети разных национальностей. Каждый из вас имеет право говорить на родном языке, знать культуру своего народа. А сейчас дети исполняют русскую народную песню "Во кузнице".

Теперь вы поняли, ребята, что пока вы дети, то находитесь под защитой, а когда станете большими, то также будите любить и защищать своих детей. Теперь, надеюсь, вам стало понятно, что такое детские права?

Дети: (вместе) Теперь понятно.
Ребенок: Как хорошо живется мне!
Дети (хором) : И мне! И мне! И мне!
Дети по очереди читают стихотворение:

В волшебной сказочной стране,
Где по утрам встречает нас
Улыбка доброй феи.
Где пляшет радуга зимой

Под елкой в Новый год со мной,
А для любви и доброты
Открыты настежь двери.
Пусть знают все на свете,

Мы - солнечные дети...
Счастливые! Любимые!
Мы в садике живем.
Играем и рисуем,

Считаем и танцуем,
Смеемся, подрастаем
И песенки поем.
Дети исполняют песню "Детский сад"

Ведущий: Сегодня мы с вами ребята поговорили о важном деле. Мы вспомнили о правах ребенка: о праве на дом, о праве на защиту, о праве на здоровье и на помощь доктора (медицинское обслуживание) , о праве ребенка на любовь и заботу родителей. Я желаю вам, чтобы ваши права выполнялись и не нарушались.