Правовая норма всегда обязательна для исполнения. Нормы права: понятие и виды

Норма права

Норма права - это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права - это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые - категорическое значение санкции, относительно определённые - орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные - правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.

В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

Изложение правовых норм в нормативных актах

Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах , причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель может:

  • все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;
  • в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;
  • элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;
  • элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов:

1) прямой (элемент нормы права прямо излагается в статье);

2) бланкетный (элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым);

3) отсылочный (элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативного правового акта).

Классификации норм права

  • По юридической силе содержащего нормы акта : нормы международно-правовых актов, законов , подзаконных актов (например, указов , постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.
  • По отраслям права : нормы гражданского , финансового , уголовного права , трудового , административного , экологического права и т. д.
  • По форме предписания : императивные (категорические) и диспозитивные . Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его ), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью ).
  • По форме предписываемого поведения : управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества ). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги ). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев ).

Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

  • дефинитивные - содержат определения юридических понятий;
  • декларативные - содержат правовые принципы, цели и задачи;
  • оперативные - отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т. д.
  • коллизионные - решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.
  • По кругу лиц (сфере действия) : общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные - на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)
  • По времени действия : постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные - в пределах определённого промежутка времени.
  • По сфере действия : общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Нормы права: понятие и виды


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


Норма права – это общеобязательное, формально-определенное правило поведение, созданное государством и подкрепленное мерами государственного принуждения.

Признаки нормы права:

  • 1. Государственно-волевой характер (интеллектуально-волевой характер);
  • 2. Нормативность;
  • 3. Формально-определена – точное определение обстоятельств, порождающие правовые последствия;
  • 4. Подкреплена мерами государственного принуждения;
  • 5. Общеобязательность - обязательны для любого, оказавшегося в сфере действия правовой нормы;
  • 6. Двусторонний характер;
  • 7. Микросистемность - хотя норма является первичным элементом права, она также имеет сложное строение, состоит из взаимосвязанных элементов;
  • 8. Иерархичность - каждая норма права занимает определённое место в иерархии норм и соответственно обладает определенной юридической силой.

Виды норм права

По предмету правового регулирования:

  • - уголовные;
  • - гражданские;
  • - административные;
  • - конституционные.

В зависимости от функции права:

1. Регулятивные (регулируют правомерное поведение). В зависимости от того, какое средство правового регулирования закрепляет данная норма, регулятивные нормы делятся:

  • - управомачивающая (предоставляющая субъекту возможность определенного поведения (право));
  • - обязывающая (накладывает на субъекта активную обязанность, т.е. обязанность что-либо совершить);
  • - запрещающая (накладывает на субъекта пассивную обязанность, т.е. обязанность воздержаться от определенного поведения).

2. Охранительные (регулируют противоправные, т.е. расцениваемые государством как вредное негативное поведение человека). Могут быть:

  • - карательные - предусматривают различные меры наказания, которые могут быть применены в связи с совершением определенных противоправных деяний;
  • - правовостановительные - предусматривают не меры наказания, а защиту и восстановление нарушенных прав (например, принудительное взыскание долга, принудительное взыскание алиментов и т.д.);

3. Специализированные (регулирующие действия других норм права, выступающие вспомогательным механизмом для действия других норм):

  • - нормы-принципы (учредительные) - закрепляют правовые принципы;
  • - оперативные - нормы, которые регулируют действия других норм права во времени, пространстве, по кругу лиц;
  • - коллизионные - правила разрешения коллизий (противоречий) между нормами права;
  • - дефинитивные - нормы, которые содержат определение какого-либо юридического термина (легальную дефиницию).

По методу (типу) правового регулирования:

  • - императивные - воздействуют на субъекты преимущественно путём позитивного обязывания и запрета, предписывают жестко определенную линию поведения, отклониться от которой субъект не имеет возможности;
  • - диспозитивные - воздействуют на субъект путём управомачивания и позитивного обязывания, предписывает субъекту определенную линию поведения, но одновременно предоставляет возможность установить иное правило самостоятельно, однако если субъект этого не сделал, то будет действовать правило, установленное самой нормой.

Правовая норма — первичная ячейка права, в которой заложена самостоятельная программа воздействия на регулируемые отношения и сознание их участников.

Субъекты права имеют дело прежде всего с отдельными нормами права, непосредственно на них основывают свои права, свободы и обязанности. Представляя собой простейший элемент права, норма права обладает всеми в целом.

Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, устанавливая границы возможною, дозволенного поведения субъектов права, выступая мерой свободы в . Но правовые нормы могут предписывать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц. Социальная ценность норм права заключается в том, что они стабилизируют общественные отношения, обеспечивая предсказуемость поведения всех их участников. Поэтому норма права выступает как установленное или санкционированное государством общее правило поведения, обеспеченное государством, рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обязательное для каждого в условиях предусмотренной ситуации. Общее правило в норме права, как правило, формулируется путем определения прав и обязанностей участников отношения данного вида.

Основные признаки правовых норм

Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внутренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (степени упорядоченности общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой). Наибольшая эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих и социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений.

Норма права — это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, так как реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других. Наиболее ярко предоставительно-обязываюший характер выражен в регулятивных нормах, менее он заметен в нормах специализированных (декларативных, дефинитивных). Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функционирования любой правовой системы.

Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она:

указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту;

предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий;

имеет общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

Норма права — это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа — в нормативном правовом акте.

Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.

Норма права обладает качеством системности , которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

Следует иметь в виду, что возникновение нормы права и все ее дальнейшее существование зависят от ряда факторов, раскрытие которых позволит точнее определить место нормы в правовой системе, понять значение нормативного регулирования для индивида и общества.

Прежде всего надо видеть природную обусловленность правовой нормы. В широком смысле нормативность есть свойство материи вообще и социальной материи в частности. Полиструктурность и цикличность материального мира в какой-то степени предопределяют мерность, нормативность социальных связей и отношений, явлений и процессов, в том числе правовых. В этом плане норма права отражает некую частицу материального и духовного мира в человеческом бытии (биологический аспект ), как бы устанавливает меру освоения природы, меру соотнесенности бытия с чувствами, эмоциональным настроем человека (психологический аспект).

Далее нужно помнить, что правовая норма, будучи обусловленной природными факторами, есть сугубо социальный феномен (социальный аспект). Нормативная характеристика тех реальных явлений и процессов, с которыми человек имеет дело, — наиболее существенная черта его социального мира. В общесоциальном плане правовая норма выступает в виде: справедливого масштаба поведения людей, обеспеченного общественным авторитетом, социальной силой и господствующими в обществе представлениями о должном и правильном;

типизированного отпечатка повторяющихся фактических общественных отношений;

формы выражения интересов большинства. В индивидуально-социальном плане норма права является средством защиты интересов, нрав и свобод личности и одновременно в необходимых случаях — средством ограничения свободы поведения (мера свободы).

Наконец, необходимо учитывать то, что правовая норма есть результат интеллектуальной сознательной деятельности человека, разум и воля которого имеют здесь решающее значение (интеллектуально-идеологический аспект). Поэтому норму права нельзя считать просто частицей мирового порядка вещей или слепком общественных отношений. Ее создание всегда представляет собой сложнейший мыслительно-деятельностный процесс, в котором потребности, интересы конкретных людей и различных социальных групп, сталкиваясь друг с другом, вызывают различного рода противоречия (экономические, политические, идеологические, религиозные). Осознание, изучение этих противоречий и попытки их разрешения приводят в конечном счете к выработке правовой нормы как:

компромиссного, приемлемого для данного времени и общества варианта регулирования, обеспечивающего нормальную жизнь людей;

обобщенной информации о социальной действительности;

средства познавательной деятельности;

конкретного средства разрешения противоречий (конфликтов) между людьми.

В социально-юридическом (государственном) аспекте правовая норма выступает в виде:

формально-определенного обязательного правила поведения, закрепленного и опубликованного в официальных документах (нормативно-правовых актах) и обеспеченного государством;

социально-классового регулятора общественных отношений в тех политических системах, где законодательно закреплена власть социального класса или слоя.

3. Виды правовых норм. Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты норм, обозначить их место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.

По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.

По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоста- витсльно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 25.6- 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) закрепляют детальный перечень прав и обязанностей свидетеля, понятого, специалиста и эксперта.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Так, широкий спектр государственных гарантий благотворительной деятельности содержит ст. 18 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, ч. 2 ст. 1 Конституции РФ гласит: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

3.3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диапозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и показательные.

По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов государственной власти краев, областей и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.).

4. Структура правовой нормы. Будучи «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру — логически согласованное внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативных правовых актах.

Структура нормы права — это идеальная логическая конструкция , призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, отражающая стремление людей создать универсальные, долговременные инструменты познания и освоения правовой действительности. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Структура юридической нормы есть объективированный результат отражения в норме определенного общественного отношения. Фактическое общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внутреннему строению. Оно достаточно жестко предопределяет характер связи и количество структурных элементов нормы. Детерминирующее влияние на структуру оказывают тип, род, вид, сторона общественного отношения. Следует также иметь в виду сложность логических связей между субъектами отношения.

количественные характеристики субъектов и объектов, распространенность и повторяемость общественного отношения, возможный уровень его обобщения.

С известной условностью можно утверждать, что та или иная правовая норма содержит столько структурных логических элементов, сколько этого требует данное общественное отношение. Структура имущественных отношений индивидов обусловливает наличие в правовой норме таких элементов, как гипотеза, диспозиция (одна или две), санкция, мера поощрения, указание на каждого из субъектов. Большинству отношений, рассматриваемых уголовным правом, соответствует двучленная структура нормы. Для массовых, политических отношений, требующих конституционного оформления, зачастую достаточно констатации их наличия. В структуре многих конституционных норм реально проявляется обычно один элемент.

Таким образом, реальная структура юридической нормы, закрепленной в нормативном акте, производна от структуры соответствующего общественного отношения определенного вида и выступает как закономерная реальность правовой системы конкретного общества.

5. Понятие и виды форм (источников) права. Источник права — это форма официального выражения общеобязательных предписании, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка.

Поясним, что общеобязательные предписания (нормы права, индивидуально-властные распоряжения и т. д.) могут содержаться не только в нормативных правовых актах, но и в решениях судов, нормативных договорах, обычаях и иных источниках.

5.1. Понятие «источник права» многозначно. Если исходить из общепринятого значения термина «источник», то в сфере публичных отношений таковым может быть признана реальная сила, созидающая право. Такой силой является прежде всего власть государства. Именно органы государства способны принимать разнообразные правовые акты. Последние могут содержать нормы права или выступать официальной формой применения юридических норм. Это судебные и административные акты органов государственной власти (решения, определения судов, приказы, распоряжения и другие властные акты органов государства).

В дальнейшем речь будет идти об источниках права только в юридическом смысле, подразумевающем наличие «внешних» форм по отношению к содержанию (нормам права). Такими формами являются, например, закон, указ президента, решение суда, постановление правительства, договор и др. Все эти разные по юридической силе, значению, обязательности и авторитету юридические документы объединяет следующее: они содержат нормы права, а следовательно, признаются источниками права. Наряду с этим обратим внимание еще на одну черту, объединяющую все источники права в одну группу. Таким общим признаком является то, что все современные источники права — это официальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанностях либо ответственности физических или юридических лиц.

Обычно в теории государства и права указывают на четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и нормативный договор. В отдельные исторические эпохи источниками права выступали правосознание и высказывания юристов 1 .

5.2. Наиболее древней формой права является правовой обычай , т. е. правило поведения, вошедшее в привычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени. Правовым обычай называется потому, что он признан государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением.

В отечественном дореволюционном правоведении понятия «обычай» и «обычное право» вообще не разграничивались. Так, например, русский историк и правовед В. М. Хвостов в 1908 г. писал, что необходимо рассматривать в качестве обычая юридическую норму, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении ее на практике. Другими словами, по В. М. Хвостову, обычай, по сути, есть юридическая норма, подкрепленная давностью применения.

Некоторые ученые рассматривают обычное право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший прежде, чем общество конституировалось в политическом отношении. Таким образом, по их мнению, право, установленное обычаем, применялось, в основном, на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая наука, обычаи не только сегодня применяются некоторыми народами, но и продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.

Особенность обычая заключается в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения это неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина этого заключается в многочисленности культур народов, населяющих тот или иной регион.

Записью древнего, исторически сложившегося обычного права были в Древнем Риме Законы XII таблиц (V в. н. э.). В рабовладельческих и феодальных обществах санкционирование обычаев проявлялось в решениях суда по поводу отдельных фактов. Обычай, санкционированный государством, — весьма редко встречающаяся форма права.

Современное российское законодательство в ст. 5 ГК РФ установило новое понятие — «обычаи делового оборота», в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе или нет. В настоящее время сфера применения обычаев делового оборота в основном ограничена внешнеторговыми сделками, но следует полагать, что дальнейшее развитие рыночных отношений потребует более летального регулирования сложившихся в этой сфере обычаев. По этому пути уже идет законодатель, установивший в ст. 427 ГК РФ правило, по которому санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового (примерного) договора.

5.3. Судебный прецедент получил широкое распространение в Великобритании, США, Австралии и других странах. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда высокой инстанции по конкретному делу. Обязательным для всех нижестоящих судов является не все целиком решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по прецедентной системе, ratio decidendi. Из серии однотипных прецедентов складывается тенденция правового регулирования, что приводит в дальнейшем к созданию законов.

Российская правовая система исключает возможность создания норм права судами, так как задача последних усматривается только в применении права к конкретным жизненным обстоятельствам (фактам).

В недавнем прошлом в отечественной правовой науке высказывались отрицательные оценки прецедента как источника права, однако в последнее время тон критических высказываний несколько изменился. Более того, некоторые юристы высказывают предложения о необходимости «уравнять в правах» судебную доктрину и иные источники права, ссылаясь на решения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ. Думается, что пока это невозможно, так как для этого нужны не только независимый суд, но и соответствующая правовая подготовка судей, способных формулировать общие правила в своих решениях. Также имеет значение и высокий уровень правосознания судей, который делает возможным правотворчество судьей. Необходимо учитывать здесь и традиции российского законодательства.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативные правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры и т. д.) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты, решения органов власти и т. п.). В данном случае критерием разграничения источников права выступает нормативность >, подразумевающая, что юридические документы содержат нормы права, обшие правила поведения, установленные и охраняемые от нарушения государством.

Нормативный договор как источник права — это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.). В условиях рыночной экономики широкое распространение получили гражданско-правовые договоры. Согласно ст. 422 Г К РФ договор должен соответствовать закону, а если закон принят после заключения договора и в нем установлены иные обязательные правила для сторон, чем те, которые действовали до заключения договора, то условия договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Он является наиболее важным и распространенным источником права.

Отличительные признаки нормативного правового акта: издается уполномоченным государственным органом; обладает определенной юридической силой; регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер;

имеет конкретную сферу применения;

охраняется от нарушений правоохранительными органами государства;

обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику.

Нормативный правовой акт имеет ряд положительных свойств, выгодно отличающих его от иных источников права. Нормативный акт:

точно фиксирует содержание правовых норм, что позволяет государству проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;

занимает строго определенное место в иерархической системе источников права. Это способствует эффективной реализации права в единстве с другими нормативными регуляторами;

может быть издан оперативно, в любой своей части изменен. Это позволяет быстро реагировать на социальные процессы и потребности общества.

Нормативный правовой акт всегда обладает четкой внутренней структурой. Текст в целях удобства пользования может иметь преамбулу 1 , деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, примечания и т. п. Такое строение нормативного правового акта — результат длительного развития теории и практики нормотворчества.

В любом современном государстве источники права (прежде всего законы, статуты парламента, акты правительства) упорядочены, но вместе с этим они не составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества и тем более правовые обычаи и прецеденты. Однако важно отметить, что в целом вся совокупность нормативных и иных юридических актов государства в конечном итоге устанавливает определенный правовой режим государства.

ПРАВОВАЯ НОРМА - правило поведения общего характера.

Бу-ду-чи раз-но-вид-но-стью со-ци-аль-ных норм, правовая норма об-ла-да-ет все-ми при-су-щи-ми им при-зна-ка-ми. Правовая норма при-ну-ди-тель-на, то есть вы-ра-жа-ет пра-ви-ло по-ве-де-ния, ко-торое объ-ек-тив-но по сво-ему ха-рак-те-ру, до-пус-кая как ис-пол-не-ние, так и на-ру-ше-ние, ус-та-нав-ли-ва-ет-ся в ка-че-ст-ве обя-за-тель-но-го и обес-пе-чи-ва-ет-ся санк-ци-ей . Правовая норма со-ци-аль-на, то есть на-прав-ле-на на ре-гу-ли-ро-ва-ние от-но-ше-ний ме-ж-ду людь-ми и не яв-ля-ет-ся са-мо-ис-пол-ни-мой (тре-бу-ет для сво-его обес-пе-че-ния сис-те-мы спе-ци-аль-но раз-ра-бо-тан-ных и при-ме-няе-мых санк-ций). Правовая норма вы-ра-жа-ет со-ци-аль-но ти-пич-ные («нор-маль-ные») и со-ци-аль-но эф-фек-тив-ные (по-лез-ные) об-раз-цы по-ве-де-ния, ко-то-рые в си-лу это-го и ус-та-нав-ли-ва-ют-ся в ка-че-ст-ве при-ну-ди-тель-но обес-пе-чи-вае-мых пра-вил. Кро-ме этих при-зна-ков, об-щих для всех со-ци-аль-ных норм, Правовая норма об-ла-да-ет ря-дом и спе-ци-фических свойств. Правовая норма об-ще-обя-за-тель-на, то есть вы-ра-жа-ет тре-бо-ва-ние, ад-ре-са-ты ко-то-ро-го не пер-со-ни-фи-ци-ро-ва-ны и оп-ре-де-ля-ют-ся об-щи-ми, ро-до-вы-ми при-зна-ка-ми (гра-ж-да-не стра-ны , долж-но-ст-ные ли-ца, не-со-вер-шен-но-лет-ние, жен-щи-ны, имею-щие де-тей в воз-рас-те до трёх лет, и тому подобное). Об-ще-обя-за-тель-ность правовой нормы про-ис-те-ка-ет из её над-ле-жа-ще-го ус-та-нов-ле-ния (ком-пе-тент-ным ор-га-ном в оп-ре-де-лён-ном ис-точ-ни-ке пра-ва) и обес-пе-чи-ва-ет-ся в слу-чае не-об-хо-ди-мо-сти государственным при-ну-ж-де-ни-ем. Правовая норма пред-став-ля-ет со-бой фор-маль-но оп-ре-де-лён-ное пра-ви-ло по-ве-де-ния; она фик-си-ру-ет аб-ст-ракт-ные, фор-ма-ли-зо-ван-ные мо-де-ли по-ве-де-ния, но вме-сте с тем со-дер-жит до-ста-точ-но кон-крет-ные пред-пи-са-ния, по-зво-ляю-щие чёт-ко оп-ре-де-лять пра-ва и обя-зан-но-сти уча-ст-ни-ков ре-гу-ли-руе-мо-го от-но-ше-ния. Фор-маль-ная оп-ре-де-лён-ность правовой нормы тре-бу-ет её тек-сту-аль-но-го вы-ра-же-ния в том или ином ис-точ-ни-ке пра-ва (как пра-ви-ло, в письменном ак-те, хо-тя су-ще-ст-ву-ют и обыч-но-пра-во-вые нор-мы, не имею-щие письменного за-кре-п-ле-ния).

В за-ви-си-мо-сти от раз-ных сущ-но-ст-ных пред-став-ле-ний о пра-ве (ти-пов пра-во-по-ни-ма-ния) вы-де-ля-ют-ся и иные спе-ци-фические при-зна-ки правовой нормы. Для сто-рон-ни-ков ле-гист-ско-го (эта-ти-ст-ско-го, за-кон-ни-че-ско-го) по-зи-ти-виз-ма основным при-зна-ком правовой нормы яв-ля-ет-ся её ус-та-нов-ле-ние или санк-цио-ни-ро-ва-ние го-су-дар-ст-вом в ис-хо-дя-щем от не-го ак-те и обес-пе-чен-ность государственным при-ну-ж-де-нием. В рам-ках со-цио-ло-гической кон-цеп-ций пра-ва ак-цент де-ла-ет-ся на фак-ти-че-ской реа-ли-зуе-мо-сти правовой нормы; она долж-на быть ле-ги-тим-ной , во-пло-щать-ся в ре-аль-ных пра-во-от-но-ше-ни-ях, обес-пе-чи-вать-ся су-деб-ной и административной за-щи-той. С точ-ки зре-ния ес-те-ст-вен-но-пра-во-вой шко-лы важ-ней-шим при-зна-ком правовой нормы яв-ля-ет-ся её спра-вед-ли-вость, со-от-вет-ст-вие мо-раль-но-нрав-ст-вен-ным или ре-лигиозным пред-став-ле-ни-ям, до-ми-ни-рую-щим в об-ще-ст-ве. В ли-бер-тар-ных ин-тер-пре-та-ци-ях пра-ва правовая норма трак-ту-ет-ся как ме-ра сво-бо-ды уча-ст-ни-ков пра-во-от-но-ше-ний, вы-ра-жаю-щая и за-кре-п-ляю-щая их фор-маль-ное ра-вен-ст-во.

Правовая норма име-ет спе-ци-фическую ло-гическую струк-ту-ру, вклю-чаю-щую три эле-мен-та: ги-по-те-зу, дис-по-зи-цию и санк-цию. Ги-по-те-за - ука-за-ние на ус-ло-вия, при на-ли-чии ко-то-рых сле-ду-ет ру-ко-во-дство-вать-ся дан-ной нор-мой; дис-по-зи-ция - пред-пи-сы-вае-мое нор-мой пра-ви-ло по-ве-де-ния; санк-ция - не-бла-го-при-ят-ные по-след-ст-вия, на-сту-паю-щие в слу-чае на-ру-ше-ния дис-по-зи-ции. Схе-ма-тич-но ло-гическая струк-ту-ра правовой нормы мо-жет быть пред-став-ле-на в ви-де ус-лов-но-го пред-ло-же-ния: «Ес-ли… (ги-по-те-за), то… (дис-по-зи-ция), ина-че… (санк-ция)». Толь-ко един-ст-во всех трёх эле-мен-тов об-ра-зу-ет пра-во-вую нор-му.

Правовая норма все-гда вы-ра-же-на в том или ином нор-ма-тив-ном юри-дическом тек-сте (ис-точ-ни-ке пра-ва в фор-маль-ном смыс-ле). При этом язы-ко-вое вы-ра-же-ние и ор-га-ни-за-ция юри-дических тек-стов прак-ти-че-ски ни-ко-гда пол-но-стью не сов-па-да-ют с ло-гической струк-ту-рой правовой нормы. В кон-крет-ных их фраг-мен-тах (пре-ж-де все-го в стать-ях и пунк-тах за-ко-нов и других нор-ма-тив-ных ак-тов), как пра-ви-ло, бы-ва-ют пред-став-ле-ны лишь отдельных пред-пи-са-ния, об-ра-зую-щие тот или иной эле-мент ло-гической струк-ту-ры пра-во-вой нор-мы.

Раз-ли-ча-ют три спо-со-ба из-ло-же-ния правовой нормы в юри-дических тек-стах. Пря-мой спо-соб пред-по-ла-га-ет пол-ное вос-про-из-ве-де-ние в фраг-мен-те тек-ста (ста-тье, пунк-те) всех эле-мен-тов ло-гической струк-ту-ры правовой нормы. При ис-поль-зо-ва-нии от-сы-лоч-но-го спо-со-ба ука-зы-ва-ют-ся кон-крет-ные ста-тьи, час-ти, пунк-ты оп-ре-де-лён-но-го нор-ма-тив-но-го ак-та, где мож-но най-ти эле-мен-ты ло-гической струк-ту-ры правовой нормы, от-сут-ст-вую-щие в дан-ном фраг-мен-те. При блан-кет-ном спо-со-бе из-ло-же-ния для вос-ста-нов-ле-ния от-сут-ст-вую-щих эле-мен-тов ло-гической струк-ту-ры правовой нормы так-же не-об-хо-ди-мо об-ра-тить-ся к другому нор-ма-тив-но-му ак-ту, но от-сыл-ка к не-му осу-ще-ст-в-ля-ет-ся в са-мой об-щей фор-ме (например: «На-ру-ше-ние пра-вил тех-ни-ки безо-пас-но-сти на-ка-зы-ва-ет-ся…», «В слу-ча-ях, ус-та-нов-лен-ных фе-де-раль-ным за-ко-ном, …»). Кро-ме то-го, раз-ли-ча-ют аб-ст-ракт-ное (че-рез ука-за-ние на об-щие, ро-до-вые, фор-маль-ные при-зна-ки) и ка-зу-аль-ное (кон-крет-ное, де-таль-ное, си-туа-ци-он-ное) из-ло-же-ние правовой нормы. Аб-ст-ракт-ный спо-соб из-ло-же-ния правовой нормы ха-рак-те-рен для нор-ма-тив-ных ак-тов, ка-зу-аль-ный - для су-деб-ных и административных пре-це-ден-тов.

Су-ще-ст-ву-ет мно-же-ст-во раз-но-об-раз-ных клас-си-фи-ка-ций правовых норм. Все они в дос-та-точ-ной ме-ре ус-лов-ны. По от-рас-ле-вой при-над-леж-но-сти (по пред-ме-ту пра-во-во-го ре-гу-ли-ро-ва-ния) вы-де-ля-ют нор-мы кон-сти-ту-ци-он-но-го, ад-ми-ни-ст-ра-тив-но-го, гра-ж-дан-ско-го, уго-лов-но-го и тому подобное пра-ва. В за-ви-си-мо-сти от ха-рак-те-ра дис-по-зи-ции раз-ли-ча-ют за-пре-щаю-щие, обя-зы-ваю-щие и упра-во-мо-чи-ваю-щие правовые нормы. Спе-ци-фи-ка ис-поль-зуе-мо-го ме-то-да пра-во-во-го ре-гу-ли-ро-ва-ния по-зво-ля-ет го-во-рить об им-пе-ра-тив-ных (од-но-знач-но пред-пи-сы-ваю-щих кон-крет-ный ва-ри-ант по-ве-де-ния) и дис-по-зи-тив-ных (пре-дос-тав-ляю-щих воз-мож-ность для вы-бо-ра ва-ри-ан-та по-ве-де-ния) правовых нормах. По сфе-ре дей-ст-вия раз-ли-ча-ют правовые нормы об-щие и спе-ци-аль-ные, пред-став-ляю-щие со-бой ис-клю-че-ние, изъ-я-тие, ча-ст-ный слу-чай об-щих (например, правовые нормы, оп-ре-де-ляю-щие осо-бен-но-сти при-вле-че-ния к уго-ловной от-вет-ст-вен-но-сти отдельных ка-те-го-рий лиц - не-со-вер-шен-но-лет-них, де-пу-та-тов, су-дей). Из-вест-ны и так называемые не-ти-пич-ные нор-ма-тив-ные пред-пи-са-ния - нор-мы-прин-ци-пы, нор-мы-оп-ре-де-ле-ния.

Понятие нормы нрава. Признаки нормы права. Логическая структура правовой нормы. Норма права и статья нормативного правового акта. Классификация правовых норм.

НОРМЫ ПРАВА

Норма права - это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения общего характера, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и обращено ко всем и к каждому, оказавшимся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.

Этим, в частности, норма права отличается от индивидуального распоряжения, отданному конкретному адресату в каждом отдельном случае и исчерпывающее себя однократным (разовым) применением.

Общий характер правовой нормы раскрывается через следующие признаки :

1) норма права рассчитана на неоднократное действие (реализацию или применение);
2) распространяется на персонально неопределенный круг лиц;
3) направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а определенный вид общественных отношений;
4) одинаковая обязательность ее для всех тех, кто находится или может находиться в пределах ее действия.

Общий характер правовой нормы означает, что она устанавливает единые рамки, единый масштаб возможного или должного поведения для всех предусмотренных в ней субъектов. Такое свойство нормы права определяется также термином "нормативность."

Общий характер правовой нормы обеспечивается таким ее качеством, как абстрактность . Она представляет собой оптимальную модель возможного или должного поведения в типичной жизненной ситуации. И в силу этого норма права, как любая модель, не воспроизводит частные, второстепенные стороны регулируемой ей жизненной ситуации, а фиксирует лишь ее наиболее существенные, важные черты и признаки.

Норма права может обладать, в зависимости от ее содержания, предмета и роли в регулировании общественных отношений, большей или меньшей степенью абстрактности.

Норма права носит предоставительно-обязывающий характер. Это означает, что предоставляя в регулируемом отношении одному лицу право действовать определенным образом, она в то же время в то же время возлагает обязанность на другое лицо либо действовать определенным образом, либо воздерживаться от действий.

Здесь воплощается основной принцип регулирования - каждому праву должна соответствовать обязанность.

Общеобязательность правовой нормы выражается в том, что она обеспечивается возможностью применения мер государственного воздействия по отношению к лицам, нарушившим ее предписания.

Правовую норму отличает и такое качество, как формальная определенность . Это означает, что каждая правовая норма имеет строго определенное официальное словесное выражение, которое не подлежит произвольному изменению кем бы то ни было в процессе ее реализации или применения.

Все эти качества позволяют правовой норме быть эффективным и результативным средством регулирования общественных отношений.

Под структурой правовой нормы понимают ее внутреннее строение, наличие в ней неразрывно связанных друг с другом и предполагающих одна другую составных частей.

Для обеспечения четкости и определенности в регулирования общественных отношений и всякая правовая норма по смыслу и по содержанию должна ответить на три вопроса:

1) На какую типичную жизненную ситуацию она рассчитана, каковы существенные признаки этой ситуации;

2) Какие права и обязанности предусмотрены для лиц, которые могу оказаться в данной ситуации;

3) Какие меры государственного воздействия могут быть применены к лицам, вышедшим за пределы прав и обязанностей, предусмотренных данной нормой.

Без ясного и четкого ответа на эти вопросы невозможно правильно уяснить смысл правовой нормы, правильно ей пользоваться.

В соответствии с поставленными вопросами в логической структуре правовой нормы выделяют гипотезу ("если"), диспозицию ("то) и санкцию ("иначе").

Гипотеза - это указание на условия (фактические обстоятельства), при которых действует данная норма. Она также указывает на общие признаки тех лиц, которые могут выступать в качестве субъектов установленных ей прав и обязанностей.

Диспозиция - это изложение самого правила поведения, которому нужно следовать в ситуации, предусмотренной в гипотезе. Это ядро правовой нормы. В нем изложены мера возможного и должного поведения (права и обязанности) сторон.

Санкция - это указание на те меры государственного воздействия, которые могут быть применены в отношении лиц, нарушающих требования, изложенные в диспозиции.

Структура правовой нормы и формы ее изложения в текстах, статьях нормативных правовых актов.

Норма права не тождественна статье нормативного правового акта. Норма - это правило, а статья нормативного правового акта лишь форма изложения мысли законодателя. Законодатель, используя различные формы словесного выражения правовой нормы, исходит из соображений удобства, экономии, убедительности. Ведь нормативные правовые акты должны быть достаточно простыми, понятными и доступными для восприятия, компактными - без длиннот и повторений. Кроме того, не все записанные в нормативном правовом акте положения являются нормами права, непосредственно регулирующими общественные отношения. Хотя эти положения и носят нормативный, официальный характер. Например, во многих нормативных правовых актах выделяются преамбулы, формулируются принципы и цели регулирования, даются определения используемых терминов и т.п.

Поэтому структура нормы права, как правило, не совпадает со структурой отдельной статьи нормативного правового акта . Более того, структурные элементы отдельной правовой нормы чрезвычайно редко излагаются в одной статье нормативного правового акта. Выделить структурные элементы правовой нормы можно лишь путем применения всех приемов и способов толкования текста нормативного правового акта или совокупности таких актов, взятых в системе.

Чаще всего структурные элементы правовой нормы излагаются в различных частях нормативного правового акта. Иногда гипотеза вообще не дается в силу ее очевидности, либо дается общая для ряда статей (например, описание признаков договора займа дается в одной статье, а в других статьях только различные варианты соответствующих диспозиций). В статье может излагаться только описание меры возможного поведения (право), а обязанность подразумеваться, и наоборот. В статьях уголовных кодексов обычно слиты гипотеза и диспозиция в одной формулировке (описание признаков преступления - гипотеза, и подразумеваемый ей запрет совершать подобные преступления - диспозиция). Иногда структурные элементы правовой нормы излагаются в статьях различных нормативных правовых актов. В этом случае, чтобы облегчить пользователю поиск различных элементов правовой нормы, законодатель прибегает к отсылочным предписаниям.

Классификация правовых норм состоит в делении их на отдельные виды по таким существенным признакам, которые определяют специфическую роль и назначение каждого вида норм в регулировании общественных отношений. Причем, одна и та же норма может быть отнесена к различным вида в зависимости от основания классификации.

Так, по способу воздействия на поведение лиц , по способу регулирования нормы права можно подразделить на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (диспозитивные).

Обязывающие нормы предписывают определенные активные положительные действия, связанные с исполнением обязанностей.

Запрещающие нормы предписывают воздерживаться от какого-либо действия.

Уполномочивающие (диспозитивные) нормы наделяют субъектов определенной свободой распоряжаться предоставленными им правами, пользоваться или не пользоваться ими. Либо выбирать из нескольких вариантов предоставляемых возможностей. Такие нормы не предписывают определенных действий или воздержание от действий, а содержат лишь дозволение совершать определенные поступки.

Подвариантом уполномочивающей (диспозитивной) нормы является восполнительная норма . Такая норма предоставляет возможность сторонам определить свои права и обязанности путем соглашения между ними, но указывает определенный, безоговорочный вариант их прав и обязанностей, который становится обязательным при отсутствии соглашения между ними, либо если стороны при заключении соглашения упустили некоторые существенные элементы соглашения.

По характеру самого правого предписания нормы могут подразделяться на императивные (категорические) и диспозитивные .

Императивные нормы предписывают строго определенные действия (бездействие) , точно очерчивают права и обязанности и не допускают отступлений от них по воле сторон. В этой форме выступают запрещающие и в значительной мере обязывающие нормы.

Диспозитивно излагаются уполномочивающие нормы и частично обязывающие.

По их роли в правовом регулировании правовые предписания могут быть разделены на конституирующие (нормы специального действия), регулятивные и правоохранительные .

Конституирующие нормы сами непосредственно общественных отношений не регулируют. Они либо закрепляют направленность регулирования, либо закрепляют понятийный аппарат, либо выполняют функции управления.

К этому виду норм, в частности, относятся: нормы -принципы (общие и отраслевые); дефинитивные нормы; отсылочные и бланкетные; коллизионные нормы.

Норма-принцип устанавливает общие или отраслевые начала регулирования, его направленность. Например, закрепление принципа народовластия, принципа презумпции невиновности.

Дефинитивная норма дает нормативное определение понятий, используемых в законодательстве. Например, определение понятия договора купли-продажи, займа, трудового договора (контракта).

Отсылочная норма указывает на части и статьи нормативных актов (номера и названия), связанные предметом регулирования.

Бланкетная норма (от слова бланк, незаполненный лист с официальными атрибутами учреждения) указывает на тот государственный орган, которому законодатель делегирует право принятия того или иного нормативного правового акта.

Коллизионная норма указывает на то, какой закон должен быть применен к данному отношению, если речь идет о выборе между законами разных государств или между законами разных государственных образований на территории одного государства (например, федерации). Особенность коллизионной нормы с точки зрения ее структуры в том, что она состоит из двух элементов - объема (гипотеза) и привязки (указание на то, какой закон должен быть применен в данном случае). В практике международных отношений сложились следующие типовые привязки:

а) личный закон (закон местожительства, гражданства);
б) закон местонахождения вещи;
в) закон места заключения договора, совершения действия, деликта;
г) закон местонахождения суда, в котором рассматривается дело;
д) закон, которому по обоюдному согласию стороны решили подчиниться.

Регулятивные нормы - это нормы прямого, непосредственного действия. Это в основном нормы гражданского, семейного, трудового права.

Правоохранительные нормы - это такие нормы, которые вступают в действие в случае, когда нарушены регулятивные нормы . Это в основном нормы уголовного, административного права.

Выделяют также нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права непосредственно регулируют общественные отношения. Порождают, изменяют или отменяют субъективные права и обязанности.

Нормы процессуальные предназначены для регулирования порядка деятельности органов государства, в том числе процедур рассмотрения вопросов по применению права. Например, они регулируют порядок рассмотрения гражданско-правовых споров в суде, ведения уголовного процесса.

По объему и сфере действия нормы права могут подразделяться на нормы общего действия (действующие на территории всей страны, распространяющиеся на все население), местные (действующие на части территории, например, в субъекте федерации), локальные (отражающие местные особенности и имеющие особый субъектный состав, например, коллективный договор на отдельном предприятии), исключительные (действующие в определенном месте и для определенной категории субъектов и заменяющие для них действие общих норм. Например, законы о чрезвычайном или военном положении).

Всякая научно обоснованная классификация правовых норм дает возможность лучше понять их природу и назначение в жизни общества, место в правовой системе в целом, способствует профессиональному овладению нормативно-правовым материалом, охране прав и свобод человека и гражданина.

Список литературы

Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.

Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.

Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., 1994.

Теория государства и права. Выпуск 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1993.

Теория государства и права. Выпуск 11. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1994.

Теория права и государства. Под ред. Манова Г. Н. М., 1995.

Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993.

Лифшиц Р. З. Теория права. М., 1995.