Почему отмечается международный день прав человека. Как проходит день защиты прав человека

Воспитание личности на примерах жизни и борьбы

Воспитание прав человека посредством использования прав человека будет там и тогда более результативным, где и когда активно используют примеры из истории правозащитной деятельности, а также даются ссылки на выдающихся правозащитников, «людей совести», как их часто называют. Тем более, что и студенты, и школьники проявляют заметный интерес к жизни и деятельности этих людей.

Прежде всего это жизнь и деятельность Андрея Дмитриевича Сахарова (1921 – 1989). Трижды Герой Социалистического Труда, создатель водородной бомбы, Андрей Дмитриевич в середине 70-х годов XX века стал известен миру как выдающийся борец за права человека. Признание его заслуг – присуждение в 1975 году Нобелевской премии мира. В течение 1968 – 1990 гг. до ссылки в г. Горький (в настоящее время Нижний Новгород) академик Сахаров постоянно делал заявления в защиту незаконно репрессированных, обращался в связи с этим к руководителям бывшего СССР, США, других стран. Свои взгляды и идеи он изложил в статье «Размышления о прогрессе, мирном существовании и интеллектуальной свободе», книге «О стране и мире», выступлениях. Академик высказал доказанную жизнью аксиому, что без соблюдения прав человека общество является закрытым и обреченным на деградацию. Он был сторонником борьбы, но призывал бороться за права человека путем гласности, принципиально отвергая насилие. Выдвинутый Сахаровым тезис о неразрывной связи международной безопасности и международного доверия, соблюдения прав человека и открытости общества получил в последующие годы подтверждение. Время подтверждает актуальность многих его идей и умозаключений: «…Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав. Таким образом я защищаю тезис о первичном, определяющем значении гражданских и политических прав в формировании судеб человечества…».

«…Сегодня мы должны бороться за каждого человека в отдельности, против каждого случая несправедливости, нарушения прав человека – от этого зависит слишком многое в нашем будущем.

Стремясь к защите прав людей, мы должны выступать, по моему убеждению, в первую очередь как защитники невинных жертв существующих в разных странах режимов, без требования сокрушения и тотального осуждения этих режимов. Нужны реформы, а не революции. Нужно гибкое, плюралистическое и терпимое общество, воплощающее в себе дух поиска, обсуждения и свободного, недогматического использования достижений всех социальных систем. Что это – разрядка? конвергенция? – дело не в словах, а в нашей решимости создать лучшее, более доброе общество, лучший мировой порядок…».



Сахаров не возник на голом месте. Он был рожден всем лучшим, что нам оставила великая русская интеллигенция. От Толстого он взял и осуществил на практике тезис непротивления злу насилием. От Достоевского – тезис о том, что все лучшие идеалы человечества не стоят слезы невинного ребенка. От Чехова – тезис о том, что нет маленьких людей и маленьких страданий. А.Д. Сахаров прожил жизнь в полном согласии со своей совестью. Он всегда твердо следовал стратегической линии, подсказанной совестью: «Я не профессиональный политик. И, может быть, поэтому меня всегда мучают вопросы целесообразности и конечного результата моих действий.

Сахаров А.Д. неоднократно призывал ученых как Советского Союза, так и зарубежных стран проявить солидарность с репрессированными учеными Советского Союза. В статье «Ответственность ученых», называя факты репрессий в отношении ученых СССР и обращаясь к зарубежным коленам, академик пишет: «Средя какой-то части западной интеллигенции распространено предубеждение против общественной деятельности как политики. То, что я пишу здесь, не Борьба за власть, и поэтому не политика. Это борьба за сохранение мира и нравственных ценностей, выработанных всем развитием цивилизации. Пример и судьба узников совести показывает, что защита справедливости, международная защита конкретных жертв насилия, защита высших интересов человечества долг каждого ученого».

Вопросу о правах человека он придавал глубоко нравственное значение, теоретически обосновал мысль о связи прав человека с нравственностью в работе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и свободе» в 1968 г. В ней он утверждал приоритет общечеловеческих ценностей. Вся его практическая деятельность является подтверждением этого тезиса, например, он отдал все свои сбережения людям, пострадавшим за свои убеждения, поддержал узников совести, не допуская при этом мысли о материальном вознаграждении. Взгляды академика Сахарова на взаимосвязь человека и нравственности продолжают сохранять свою актуальность и в наши дни. Нравственность является основой цивилизационной защиты прав и свобод человека, бороться за которые, согласно А.Сахарову, необходимо путем гласности, принципиально отвергая насилие. В своей автобиографии он указывает, что компасом в решении сложных и противоречивых проблем могут быть только моральные критерии и непредвзятость мысли.

Задача утверждения прав человека в повседневную жизнь нашего общества не может быть решена вне опоры на наследие Сахарова. Овладеть им – насущная необходимость.

На состоявшейся в 2001 г. в Брестском государственном университете межвузовской конференции отмечалось, что наследие академика актуально для сегодняшней Беларуси и включает в себя тезис, выдвинутый академиком А.Д. Сахаровым: «Человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода – свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрастного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Такая тройная свобода мысли – единственная гарантия освобождения народа от мифов». Сегодня, как и раньше, сохраняет актуальность его позиция по проблеме смертной казни. Мы убеждены, что защита прав человека не носит политического характера, целиком исходит из нравственных принципов в связи с защитой прав на земле. Нам необходимо использовать его методы, подходы. В высшей степени актуальными являются его призывы к ненасильственным действиям.

О деятельности и наследии академика, правозащитника можно также прочесть в ряде изданий.

Поучительным является также пример Вацлава Гавела (1936 г., Чехия). Драматург с мировым именем, он в 1968 году решительно присоединился к курсу обновления, осуждая ввод войск Варшавского договора в ЧССР, с 1970 по 1989 год трижды находился в заключении. По его личной инициативе в ЧССР в 1977 году была образована «Хартия – 77». Подписавшие этот документ сотни ученых, артистов, писателей страны открыто осудили власть за полное пренебрежение правами человека, Хельсинскими соглашениями. Участники движения «Хартия – 77» провели большую работу по сбору информации о нарушениях прав человека, арестах и несправедливых судах. После событий 17 декабря 1987 года, положивших начало демократическим преобразованиям в Чехословакии, В.Гавел – видный представитель общественного движения «Гражданский форум». В декабре 1989 года избран Президентом Чехословакии. В Гавелу принадлежит ряд произведений на общественно-политическую тематику – «Страх победителя», «Сила бессильных» и др.

Огромный воспитательный заряд несет деятельность Мартина Лютера Кинга (США). Мартин Лютер Кинг-младший (1929 – 1968) был основным лидером Движения за гражданские права в Соединенных Штатах. В 1957 г. баптистский пастор Кинг вместе с другими чернокожими священниками основал организацию «Южная конференция христианского руководства» для борьбы с расовой несправедливостью ненасильственными средствами, такими как бойкоты и демонстрации.

Его действия заложили фундамент для принятия в 1964 г. Закона о гражданских правах, запрещающего расовую дискриминацию в общественных местах и представляющего представителям различных рас равные возможности при найме на работу и получении образования. За свою правозащитную деятельность в 1964 г. Кинг получил Нобелевскую премию мира. Кинг был застрелен 4 апреля 1968 г. в Мемфисе, штат Теннеси, где он поддерживал забастовку чернокожих уборщиков.

«…Ненасилие является дорогой смирения и самоконтроля. Мы, негры, много говорим о наших правах и делаем это по праву. Мы с гордостью провозглашаем, что цветное население составляет три четверти населения мира. Нашему поколению посчастливилось увидеть, как в Азии и Африке разворачивалась великая драма борьбы за свободу и независимость. Все эти события были ниспосланы Провидением. Однако мы должны быть уверены, что мы понимаем их правильно. Стремясь достичь свободы в Америке, Азии и Африке, мы не должны пытаться совершить скачок от положения обездоленности к привилегированному положению, подрывая, таким образом, справедливость. Мы должны стремиться к демократии, а не к замене одной тирании другой. Наша цель никогда не должна состоять в том, чтобы нанести поражение белому человеку или унизить его. Мы не должны стать жертвами философии черного превосходства. Бог хочет не просто свободы людей с черным, коричневым и желтым цветом кожи. Бог хочет свободы всего человеческого рода.

Ненасильственный подход дает ответ на издавна обсуждаемый вопрос: «постепенно или немедленно?». С одной стороны, он не позволяет впасть в терпение особого рода, которое используется как оправдание для ничегонеделания и ухода от действительности и которое обычно заканчивается бездействием. С другой стороны, он уберегает от безответственных слов, отчуждающих, а не примиряющих людей, и поспешных суждений, не учитывающих потребности, обусловленные социальным прогрессом. Он признает необходимость продвижения к цели достижения справедливости, сохраняя мудрую сдержанность и спокойную рассудительность. Но он признает также аморальность промедления в движении к справедливости и капитуляции перед охранителями несправедливого статус-кво. Он признает, что социальные перемены не могут произойти в одночасье. Но он заставляет работать так, как если бы они могли произойти на следующее утро».

Его идея о ненасилии является божественной идеей, которая может сплотить землян разных культур, конфессий и жизненного опыта в текущем, XXI веке. Эту идею поддерживали Л.Толстой, М.Ганди и другие выдающиеся мыслители.

Нельсон Мандела (1918). 9 мая 1994 г. Нельсон Ролихлахла Мандела был избран президентом ЮАР. Это событие увенчало борьбу, которую он вел в течение всей своей жизни, за построение в своей стране межрасовой демократии. Мандела начал свою политическую карьеру около 50 лет назад, занимаясь организационной работой в Африканском национальном конгрессе (АНК) – организации, выступающей против белого меньшинства в ЮАР. С 1952 г., являясь заместителем председателя АНК, Мандела ездил по всей стране, занимаясь организацией сопротивления дискриминационному законодательству, основанному на расовой классификации. В 1964 г. он был приговорен к пожизненному заключению за подрывную деятельность и государственную измену: 27 лет он провел в заключении. Выйдя на свободу в феврале 1990 г., он немедленно вступил на путь диалога и переговоров, которые принесли ЮАР демократию и равенство. В 1993 г. вместе с тогдашним президентом ЮАР Фредериком де Клерком Мандела был удостоен Нобелевской премии мира.

«…Мы создадим общество, признающее, что все люди рождаются равными и что каждый из них имеет равные права на жизнь, свободу, процветание, права человека и хорошее правление.

Такое общество никогда более не должно мириться с существованием узников совести или нарушением прав человека в отношении кого бы то ни было.

И никогда не должно происходить так, чтобы пути к мирным переменам были блокированы узурпаторами, стремящимися отобрать у народа власть, преследуя свои собственные низменные цели…

Пусть будущие поколения никогда не скажут, что безразличие, цинизм или эгоизм не позволили нам подняться до идеалов гуманизма, являющихся содержанием Нобелевской премии мира. Пусть стремления всех нас докажут правоту слов, сказанных Мартином Лютером Кингом-младшим, что человечество более не может быть трагически привязано к беззвездной ночи расизма и войны.

Пусть усилия всех нас покажут, что он был не просто мечтателем, когда говорил о красоте истинного братства и мира, которые более ценны, чем алмазы или золото. Пусть наступит новый век!».

Мать Тереза (1910 – 1997). Лауреат Нобелевской премии за миссионерскую работу с бедняками Калькутты. В течении 38 лет руководила организацией «Миссионеры Милосердия» Получила орден за Заслуги – личный орден британских монархов. В 1962 году она открыла приют для бедных в Дели и сам Дж.Неру, уже тогда смертельно больной человек, посетил ее. Ее жизненные принципы:

жизнь – возможность, используй ее;

жизнь – мечта, соверши ее;

жизнь – долг, исполняй его;

жизнь – горе, преодолевай его;

жизнь – борьба, выдержи ее;

жизнь – счастье, сделай его;

жизнь – это жизнь, борись за нее.

Волонтеры – это люди совершенно бескорыстно помогающие неимущим преодолевать бедность, инвалидам – ущербность, необразованным – выполнять пробелы в знаниях, заключенным – пережить выпавшие на их долю испытания. Малыми, незаметными делами они могут способствовать осуществлению простых человеческих прав: на здоровье, культуру, свободное выражение, чистый воздух, чистую воду. В сущности волонтеры – это те же правозащитники. Как известно, настоящих людей очень мало. А это значит, что волонтерское движение по своей природе не может быть массовым, многочисленным. Но отрадно осознавать, что в тяжелые времена живы в нем и самоотверженность, и готовность оказать скорую и действенную помощь тем, кто в ней нуждается.

По примеру европейских стран у волонтеров должен быть юридический статус. Для чего? Чтобы беспрепятственно прийти, скажем, в тюрьму, в школу, в больницу, пансионат для больных и поинтересоваться условиями. Волонтеры должны чувствовать себя перед государством не просителями, не ходатаями, а равноправными партнерами.

Можно использовать в воспитательных целях жизнь и деятельность:

а) Ш.Абади, активно защищавшей права детей, беженцев, женщин в мусульманском Иране (после революции 1979 г. и по наши дни). В 2003 г. ей вручена Нобелевская премия мира. Тем самым, Нобелевский комитет не только признал ее заслуги как правозащитницы, но и пригласил мусульманский мир усилить внимание к проблеме прав человека, призвал его прекратить плодить боевиков и повернуться лицом к этой проблеме. Нобелевский комитет тем самым пригласил к сотрудничеству и Диалогу между европейской и мусульманской цивилизациями. Ей принадлежат такие слова: «Люди отличаются между собою, отличаются и их культуры. Люди живут по-разному, и свою особенность имеет каждая цивилизация. Люди разговаривают на множестве языков. Люди руководствуются разными религиозными убеждениями. Люди рождаются с разным цветом кожи, и многие культурные традиции ставят их жизнь в зависимости от цвета и оттенка кожи. Люди одеваются по-разному, и каждый по-своему приспосабливается к своему окружению. Люди по-разному самовыражаются. Музыка, литература и искусство также распадаются на разные стили.

Но, несмотря на эти отличия, все люди имеют нечто общее: все они – человеческие существа, ни больше ни меньше. И как бы сильно они не отличались между собой, но все культуры пронизаны определенными общими принципами:

Ни одна культура не допускает эксплуатации человеческих существ.

Ни одна религия не разрешает убивать невиновных.

Ни одна цивилизация не принимает издевательств или террора.

Издевательства противоестественны человеческому сознанию.

Жестокость и беспощадность считаются неприемлемыми явлениями в любой культурной традиции.

Иначе говоря, эти общие принципы, характерные всем цивилизациям, есть отражение наших фундаментальных прав человека. Эти права ценятся и толеруются всеми и везде.

Таким образом, культурные основы никогда не могут использоваться как предлог для нарушения прав человека, потому что эти права воплощают собою самые основные ценности человеческих цивилизаций. Всеобщая декларация прав человека умеет вживаться универсально как на Востоке, так и на Западе. Она совместима с любой верой и религией. Неуважение к нашим человеческим правам уничтожает основы нашей человечности.

Не уничтожим же этой фундаментальной правды, ибо, когда мы сделаем это, слабым не будет к чему прикоснуться».

б) Фан Личжи , ученого-ядерщика с мировым именем, одного из организаторов Движения в Китае за демократию. В течение многих лет он был единственным человеком, открыто говорившим о вине системы перед обществом. Фан писал: «Как и все китайцы рождаются с телом и мозгом, с эмоциями и душой, поэтому они могут и должны пользоваться такими же неотъемлемыми правами и свободой, как и другие люди». Как-то он сказал журналистам: «Да, людей могут запугать на время. Однако они, пересилив страх, придут к демократическому движению. Одним словом, я верю: Китай станет другим через десять лет». Идеи Фан Личжи находили благоприятную почву для инакомыслия в Китае. В массовых выступлениях студенчества в мае – июне 1989 г. Фан не принимал непосредственного участия, но он был и остается одним из главных вдохновителей. Фан Личжи никогда не встречался с А.Сахаровым, но их идеи, которые не одобряло правительство и далеко не всегда позитивно принимало массовое сознание, во многом близки, в конечном счете именно их философия подталкивала власти и общественное мнение к решению назревших вопросов; именно они обогнали время, в котором им довелось жить.

О правозащитной деятельности указанных ученых можно прочесть в книгах.

Выводы по 4 главе:

1. Активное использование прав человека может привести к активизации воспитательного процесса в вузах страны, с неизбежностью окажет положительное влияние на состояние общества, уровень его морали и культуры. В результате сформируется личность, которая выработает в себе установку, что защита прав человека – это ее обязанность; что необходимо соблюдать права другого; знать права человека и уметь ими пользоваться. Такая личность будет рассматривать права человека как средство гармонизации отношений между государством и человеком, а не как орудие в политической борьбе

2. Воспитание посредством использования прав человека будет способствовать возвращению конкретной личности ее достоинств.

3. Воспитание личности посредством использования прав человека будет там и тогда более результативным, где и когда активно используются примеры из истории правозащитной деятельности, а также даются ссылки на выдающихся правозащитников.

4. Рассмотрение проблемы «Права человека и воспитание личности» предполагает учет всех граней этих взаимоотношений. И прежде всего, ориентацию на использование в воспитательном процессе такого вида прав человека, как «права другого».

5. В воспитательном процессе необходимо опираться на диалектическую взаимосвязь прав, обязанностей и ответственности человека перед обществом и другими людьми. Их нельзя противопоставлять. Они дополняют друг друга.

6. Эффективность использования прав человека в воспитании личности во многом зависит от того, как мы понимаем и используем те или иные категории, понятия и принципы прав человека.

7. Соединение прав человека и конкретной личности происходит в силу взаимодействия ряда факторов. Среди них важнейшую роль играет воспитательный процесс.

Никогда не надо забывать, что права человека касаются всех физических лиц. Особенно сейчас, когда в обществе имеется большое количество лиц, которые являются пьяницами и наркоманами, преступниками и нищими, просто опустившимися людьми. И все большее хождение имеют умозаключения типа: что такой категории людей они не нужны.

Возможно, многие уже в таком состоянии, когда возникает такая мысль. Но в момент рождения и в детстве они не были таковыми. А права человека – это то, что дается человеку в силу самого факта его появления в этом мире. С тем, что он стал человеческим существом. То, что произошло с этими людьми, виноваты и они сами, и общество. Права человека здесь ни при чем. Наоборот, овладение правами человека позволит начать процесс их возврата в человеческое состояние.

Каждый человек должен прийти к осознанию того, что права других людей не менее заслуживают защиты и реализации, чем его собственные. Так, право на свободу выражения убеждений не означает право оскорблять и чернить репутацию других. И ограничения прав личности могут быть оправданными, когда налагаются в интересах защиты свободы других личностей. Об этом говорится в статье 29 Всеобщей декларации прав человека, других документах Организации Объединенных Наций. Необходимо понимание, что право на память – это право каждого человека. Признание его, как говорится, стучится в дверь. Мать и отец при любых обстоятельствах имеют право помнить о своих детях, родственники – друг друга. Реализация права на память предполагает исключение подходов друг к другу, в том числе и к бывшему врагу, с позиции идеологии государства.


10 декабря каждого года международное сообщество отмечает День прав человека . Именно в этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Официально День отмечается с 1950 года, когда Ассамблея приняла резолюцию 423 (V), предложив в ней всем государствам и заинтересованным организациям принять 10 декабря каждого года как День прав человека.

Всеобщая декларация прав человека является основой международных стандартов в области прав человека. Она стала фундаментом, на котором зиждется внушительное число имеющих обязательную юридическую силу международных договоров по правам человека и развитие норм в области прав человека во всем мире. В ней закреплено всеобщее признание того, что основные права и основополагающие свободы внутренне присущи всем людям, являются неотъемлемыми для каждого человека и в равной степени применимы к каждому, и что каждый человек рождается свободным и равным в своем достоинстве и правах. 10 декабря 1948 года международное сообщество взяло на себя обязательство обеспечивать уважение достоинства каждого человека и справедливость в отношении всех нас.

Положения Всеобщей декларации прав человека легли в основу более 80 международных договоров и деклараций по правам человека, огромного числа региональных конвенций по правам человека, национальных законов о правах человека и конституций государств. В своей совокупности они составляют всеобъемлющую систему норм, имеющих обязательную юридическую силу и призванных обеспечить поощрение и защиту прав человека.

Успешное осуществление Всеобщей декларации привело к вступлению в силу в 1976 году Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В них нашли свое дальнейшее развитие большинство из прав, уже закрепленных во Всеобщей декларации, в результате чего они, по сути, стали иметь обязательную юридическую силу для государств, которые их ратифицировали. В них закреплены такие "повседневные" права, как право на жизнь, на равенство перед законом, на свободное выражение мнений, на труд, на социальное обеспечение и на образование. В совокупности с Всеобщей декларацией эти пакты составляют Международный билль о правах человека.

Со временем международные договора по правам человека стали более целенаправленными и специализированными с точки зрения как затрагиваемых в них проблем, так и тех социальных групп, которые нуждаются в защите на основе их положений. Число международных документов по правам человека продолжает расти, они продолжают совершенствоваться, и в них находят свое дальнейшее развитие основополагающие права и свободы, закрепленные в Международном билле. Затрагиваются такие аспекты, как расовая дискриминация, пытки и насильственные исчезновения, а также права инвалидов, женщин, детей, мигрантов, меньшинств и коренных народов.

На сегодня всеми государствами-членами ООН ратифицирован, по крайней мере, один из девяти основных международных договоров по правам человека, а 80% из них ратифицировали четыре или более, что является конкретным проявлением универсальности Всеобщей декларации прав человека и закрепленных в ней прав.

Каким образом международное право обеспечивает защиту прав человека?

В международных стандартах в области прав человека закреплены обязательства, которые государства обязаны соблюдать. Становясь участником международных договоров, государства берут на себя обязательства и обязанности по международному праву уважать права человека, защищать их и обеспечивать их соблюдение. Обязательство уважать права человека предполагает, что государства должны воздерживаться от посягательств на них или от попыток ущемлять права человека. Обязательство защищать права человека налагает на государства ответственность по защите отдельных лиц и групп людей от посягательств на их права человека. Обязательство обеспечивать соблюдение прав человека означает, что государства обязаны принимать соответствующие меры с целью содействовать соблюдению основных прав человека.

Ратифицируя международные договора по правам человека, правительства обязуются осуществлять меры и принимать законодательства на национальном уровне, согласующиеся с их договорными обязательствами и обязанностями. Поэтому в национальной правовой системе предусмотрены основные механизмы защиты прав человека, гарантируемых международным правом. В тех случаях, когда национальные правовые механизмы не обеспечивают защиту от нарушений прав человека, для рассмотрения жалоб отдельных лиц и групп людей используются механизмы и процедуры на региональном и международном уровнях, которые помогают обеспечить, чтобы международные стандарты в области прав человека действительно уважались, соблюдались и применялись на практике.

Тема: Международный день прав человека

Цель урока:

обобщить знания у студентов об основных правах;

раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

сформировать отрицательное отношение к проти­воправным поступкам, побуждать студентов к защите своих прав, воспи­тывать уважение к правам других людей;

способствовать формиро­ванию активной жизненной позиции.

Методы: объяснение, визуализация материала, беседа, работа в группах

Оборудование и средства обучения:

    Видеопроектор

    Интерактивная доска

    Презентация MS Power point

    Видеоматериал

Ход урока

    Организационный момент (приветствие, проверка готовности аудитории, настрой на позитив, сообщение темы и целей урока).

    Изучение нового материала

    Выступление чтецов

    Просмотр видеоролика «История возникновения прав человека

    Права человека

    Конвенция о правах ребенка

    Работа со студентами

    Подведение итогов, рефлексия

Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности”

(Б. Франклин)

    Организационный момент


Ежегодно 10 декабря международное сообщество отмечает День прав человека (Human Rights Day).

В
этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека - первый универсальный международный акт по правам человека.


Декларация, принятая почти сразу же после страшной Второй мировой войны, поправшей все возможные права, в том числе и право на жизнь миллионов и миллионов людей, стала первым мировым документом, сформулировавшим положения о правах человека.

С момента принятия Всеобщей декларации прав человека человечество получило больше, чем документ – оно получило надежду на право быть свободным, жить без насилия, дискриминации, войн и экологических катастроф.


Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 423 (V), призывающую все государства и заинтересованные организации установить 10 декабря каждого года в качестве Дня прав человека.

Целью провозглашения этого дня является "людей во всем мире" к Всеобщей декларации прав человека как к общему идеалу для всех людей и народов.

Всеобщая декларация прав человека включает в себя политических, гражданских, социальных, культурных и экономических прав.

Она внесена в Книгу рекордов Гиннесса как документ, переведенный на более чем 400 языков и диалектов, что свидетельствует о ее универсальном характере и масштабах ее распространения.

Хотя Декларация не является обязательным к соблюдению документом, она более 60 инструментов в области прав человека, сформировавших единый международный стандарт в этой области.

В
последнее десятилетие День прав человека проходит каждый год под определенным лозунгом, который выбирает ООН. Так, в 2008 году он звучал - «Человеческое достоинство и справедливость для всех нас», в 2009- м - «Недискриминация», в 2010-м - «Правозащитники во всем мире, борющиеся за искоренение дискриминации», в 2011 году - «Чествуем права человека!», в 2012-м - «Мой голос имеет значение». Слоганом Дня в 2013 году стали слова - «20 ЛЕТ БОРЬБЫ ЗА ВАШИ ПРАВА», тема 2014 года - «Права человека 365 дней в году». День прав человека 2015 года проходит под девизом: «НАШИ ПРАВА. НАШИ СВОБОДЫ. ВСЕГДА».

    Выступление чтецов

Десятое декабря ассамблеей ООН Днем прав человека был объявлен! Была принята важная декларация Относительно мировой ситуации. Права и свободы должны соблюдаться! Важно всем нам людьми оставаться, Мнение свое иметь и слово, Развиваться, уважать интересы другого.

Пусть люди друг от друга
Разнятся цветом
Кожи, глаз, волос.
Но в то же время
Объединяет всех нас
Всемирный равенства вопрос.

Всем солнце одинаково
На небе светит.
И свежий дует ветер.
Так важно, чтобы люди
Друг друга понимать умели,
И в мире жили дети.

День прав человека так важен для нас, И с ним мы с улыбкой поздравим сейчас, Напомним, как важно права свои знать, Чтоб всё, что заслужено, нам получать, Свои права стоит любить и ценить, Свободу чтоб, радость свою сохранить, Легко пусть дается всё в жизни - и впредь Во всём пусть везет, будет много побед.

У нас есть права: в средней школе учиться
И ВУЗ посещать, и успешно трудиться,
И я вас спешу с Днем всех прав поздравлять,
Никто пусть не сможет у нас их отнять!

    Ролик «История возникновения права».


Ребята, вы просмотрели ролик об истории права, прослушали мнение разных людей. Давайте подумаем, каково значение слова право?

1 значение: ПРАВО (из словаря Ожегова) – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

2 значение: Права и свободы граждан, закрепленные конституцией и гарантированные Президентом и государством.

Что такое права человека?

    Права человека – это неотъемлемые права каждого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Все люди в равной степени располагают правами человека, исключая всякого рода дискриминацию. Эти права взаимосвязаны, взаимозависимы и неделимы.

Просмотр видеоролика №2(Права человека)

Всеобщие права человека зачастую зафиксированы и гарантированы законом в форме договоров, обычного международного права, общих принципов права и других источников международного права. Международное право в области прав человека возлагает на государства обязательства по осуществлению деятельности с целью поощрения и защиты прав и основных свобод человека.)

Была учреждена премия ООН в области прав человека, которой награждаются те, кто внес выдающийся вклад в дело поощрения и защиты прав человека. Эта премия присуждается раз в пять лет в годовщину провозглашения Всеобщей декларации прав человека. Впервые она была вручена в 1968 году.

Лауреатами премии стали Малала Юсафзай - 16-летняя пакистанская девушка, которая отстаивала право девочек и женщин на образование и была ранена исламскими экстремистами в результате покушения; мавританец Бирам Дах-Абейд, помогающий бороться против рабства в современном мире; защитница инвалидов из Косово Хильмнийета Апук; финская правозащитница Лииса Кауппинен, отстаивающая права глухих; марокканка Хадиджа Рияди. Также Генассамблея ООН присудила премию Верховному суду Мексики за защиту конституционных прав мексиканцев.

    Конвенция о правах ребенка

прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение участия в жизни общества.

С момента обретения Казахстаном независимости вопросам их соблюдения уделяется особое внимание, они находятся в приоритете государственной политики. Права детей в Республике Казахстан регламентируются международными документами, а также законодательными правовыми актами РК: Конституция Республики Казахстан, Конвенция о правах ребенка, Закон «О правах ребенка в РК», «Закон об образовании».

Просмотр видеоролика № 3(Концепция о правах ребенка)

    Работа со студентами

1 задание: Предложить участникам обсудить высказывание Далай-ламы XIV : «В той мере, в какой дело касается прав человека, не имеет значения, является ли он человеком Востока или Запада, Юга или Севера, белым или черным, или желтым, все человеческие существа обладают одинаковыми правами с рождения до смерти. Мы все одинаковы.»

2 задание: Участникам занятия предлагается назвать художественное произведение или фильм, в сюжете которых важное место занимают права человека.

3
задание:
Записывается выражение «права человека». Участникам предлагается написать к каждой букве существительное, прилагательное или глагол, связанные с данным выражением

П Р А В А Ч Е Л О В Е К А

П – польза, политические, президент, парламент, партия, подотчетный, прозрачные.

Р – равенство, реформа, революция.

А – акт, авторитет, анализ, актуальность, авторитаризм, анархия, абсентеизм.

В – воля, владеть, выборы, ведомство, вече, велеть, великий, верить, вина, власть, вандал.

Ч – честный, честность, челобитная, читать, чувствовать, чиновник, частный, чтить, чистый.

Е – есть, единый, естественный, ересь, единение, если, емкие.

Л – любовь, любой, люди, луч, лгать, лачуга, лечить, листовка, лицо, лозунг.

О – общество, ответственность, открытость, образование.

К – конституционные, казнь, коррупция, конституция.

4 задание: ( Преподаватель знакомит участников с классификацией прав человека - по связи с различными сторонами общественной жизни (личные или гражданские, политические, социально-экономические и культурные.

Права человека делятся на четыре вида. Это личные права (такие, как право на жизнь, личную неприкосновенность, на имя, свободу вероисповедания), политические права (свобода слова, избирательное право), социально-экономические права (право на труд, частную собственность, жилище, охрану здоровья) и культурные права (на образование, участие в культурной жизни и т.п.) Эти права и определяют границы свобод современного человека.)

Таблица № 1 раздается группам. Также раздаются карточки с пословицами и поговорками.

Необходимо: распределить карточки по определенным видам прав, согл. Табл. № 1.

5 задание: Затем каждая группа получает набор высказываний по правам человека. Необходимо выбрать какое именно право соответствует высказыванию.

6
задание:
Права и обязанности.

Признание прав человека означает не только право на их осуществление, но и выполнение определенных обязательств. В соответствии с международным правом государства берут на себя обязательства по уважению, защите и выполнению прав человека. Уважение прав человека подразумевает невмешательство государства в осуществление прав человека и воздержание от ограничения прав. Обязательство по защите прав человека требует от государства не допускать правонарушений. Выполнение прав человека обязывает государство гарантировать беспрепятственное осуществление базовых прав человека. На индивидуальном уровне, каждый человек должен уважать права других.

7 задание: Как вы считаете, всегда ли соблюдаются права человека во всем мире?

Е
сли нет, то какие именно права нарушаются кем и где?)

(Военные действия в Сирии и др. странах (право на жизнь, личную безопасность, права беженцев на жилище, право на образование детей).

Как соблюдаются права человека в вашем учебном заведении? С какими из рассмотренных прав существуют наибольшие проблемы в системе образования?

8. Подведение итогов, рефлексия В заключительной части участникам предлагается обсудить ситуацию с правами человека в условиях колледжа и высказать свое мнение по проблемам их реализации. Обсуждение по следующим вопросам:

1. С какой категорией прав человека в условиях колледжа возникает больше проблем?

2. Как могут решаться возникающие проблемы?

3. Что в системе образования способствует реализации прав человека?

Мы живем в непростое время. По всему миру миллионы людей страдают от беспощадных, зачастую разрушительных последствий многих мировых кризисов нашей эпохи. Мировой финансовый и экономический кризис, продовольственный кризис, энергетический кризис и климатический кризис слились в единый многосторонний удар по человеческому достоинству.

Де-юре, иметь права по рождению, как человек - это малая толика. По факту, нужно уметь пользоваться своими правами, но самое главное, защищать и добиваться соблюдения прав ЧЕЛОВЕКа. Как ЧЕЛОВЕК и как Гражданин. Вот что самое главное!!!  Знайте и соблюдайте свои права!

Просмотр видеоролика № 4(Мы имеем право)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Основные права человека по сферам общественной жизни.

ВИДЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Личные (гражданские)

На жизнь

На достоинство

На свободу мысли и слова, совести и религиозных убеждений

На личную неприкосновенность

На частную жизнь

На неприкосновенность жилища

На гражданство

Политические

Свобода печати и информации

Право на объединение

Право на участие в управлении государством

Право на юридическую защиту

Социально-экономические

На труд и достойный уровень жизни

На справедливые и благоприятные условия труда

На предпринимательство

На социальное обеспечение (пенсия, пособия)

На собственность

Культурные

На образование

На использование достижений науки и культуры

На свободу творчества

На разнообразие

Перечень с надписями прав ребенка:

    Право на жизнь.

    Право на имя при рождении.

    Право на медицинскую помощь.

    Право на образование.

    Право на отдых и досуг.

    Право на индивидуальность.

    Право свободно выражать свои взгляды.

    Право на специальную охрану и защиту.

    Право на заботу и воспитание родителями.

    Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

    Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

    Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

1. « »

2. «Без суда никто да не накажется»

3. «Веник не переломишь, а по ветке весь изломаешь»

4. «Лучше виновного простить, чем невинного карать»

5. «Глас народа – глас Божий»

6. « Цензура в конце концов приходит к тому, что запрещены все книги, кроме тех, которых никто не читает »

7. «Гора с горой не сойдется, а человек с человеком сойдется»

8. «Вора миловать – доброго губить»

9. «Чтобы власть стала сильнее, ее следует ограничить»

10. «Бьют Фому за Еремину вину»

12. «Кто не работает – тот не ест»

13. «Чье поле, того и воля»

11. «Право есть, да закона нет»

14. «Кто косо смотрит на свое ремесло – тот сытно не поест»

15. «Работящий голодным не останется»

16. « Надежда выздороветь - половина выздоровления »

17. «Сначала хлеб, потом – вера»

18. «У кого лоб от работы не вспотеет, у того котел пустым останется»

19. «Хорошая лошадь узнается в езде, добрый человек – в торговле»

20. «Не горюй, что денег нет, горюй, что работы нет»

21. «Брань на вороту не виснет»

22. «Не мудрено голову срубить – мудрено приставить»

23. «Честь лучше богатства»

24. «Каждый может попасть на небо своим путем»

25. «Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил»

26. « Только свободный гражданин имеет отечество »

27. «Мой дом – моя крепость»

28. «Рабом стать легко, человеком - трудно»

29. «Живи и жить давай другим»

30. «Умел дитя родить – умей и научить»

31. «Караван один, но судьба путников различна»

32. «Каждый человек – особая разновидность художника»

33. «Наука – родник учения, знания – светильник жизни»

34. «Незнание – не порок, нежелание знать – большой порок»

35. «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься»

36. «Жизнь коротка, искусство – вечно»

37. «Чтобы ехать на коне – нужна уздечка, чтобы постичь науку – нужно терпение»

38. «Искусство любить, что свежую воду пить»

Варианты распределения в группы

Политические права

Карточка 1. « Цензура – младшая из двух гадких сестер, а старшую зовут Инквизиция » - право на свободу печати (запрещение цензуры).

Карточка 2. «Без суда никто да не накажется» – на юридическую защиту (справедливое судебное разбирательство).

Карточка 3. « Веник не переломишь, а по ветке весь изломаешь» – на объединение.

Карточка 4. «Лучше виновного простить, чем невинного карать» – презумпция невиновности

Карточка 5. «Глас народа – глас Божий» - участие в управлении государством

Карточка 6. «Цензура в конце концов приходит к тому, что запрещены все книги, кроме тех, которых никто не читает» - - право на свободу печати (запрещение цензуры).

Карточка 7. « Гора с горой не сойдется, а человек с человеком сойдется» - на объединение.

Карточка 8. «Вора миловать – доброго губить» - на юридическую защиту (судебное разбирательство и неотвратимость наказания)

Карточка 9. «Чтобы власть стала сильнее ее следует ограничить» – участие в политической жизни

Карточка 10. «Бьют Фому за Еремину вину» – на справедливое судебное разбирательство.

Карточка 11. « Право есть, да закона нет» - на юридическую защиту.

Социально-экономические права

Карточка 12. «Кто не работает – тот не ест» – право на труд и достойный уровень жизни.

Карточка 13. «Чье поле, того и воля» - право на собственность.

Карточка 14. «Кто косо смотрит на свое ремесло – тот сытно не поест» – на достойный уровень жизни и справедливое вознаграждение за труд

Карточка 15. «Работящий голодным не останется» – на справедливые и благоприятные условия труда

Карточка 16. «Надежда выздороветь – половина выздоровления»

Карточка 17. «Хорошая лошадь узнается в езде, добрый человек – в торговле» – право на предпринимательскую деятельность.

Карточка 18. «У кого лоб от работы не вспотеет, у того котел пустым останется» - на справедливые и благоприятные условия труда

Карточка 19. «Сначала хлеб, потом – вера» – на социальное обеспечение

Карточка 20. «Не горюй, что денег нет, горюй, что работы нет» – на труд

Личные (гражданские) права

Карточка 21. «Брань на вороту не виснет» – на личное достоинство и свободу слова.

Карточка 22. «Не мудрено голову срубить – мудрено приставить» – на жизнь (против смертной казни).

Карточка 23. «Честь лучше богатства» - на достоинство.

Карточка 24. «Каждый может попасть на небо своим путем» – свобода вероисповедания

Карточка 25. «Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил» - на жизнь.

Карточка 26. «Только свободный гражданин имеет отечество» - на гражданство.

Карточка 27. «Мой дом – моя крепость» - неприкосновенность жилища.

Карточка 28. «Рабом стать легко, человеком – трудно» - на свободу

Карточка 29. «Живи и жить давай другим» - на жизнь.

Культурные права

Карточка 30. «Умел дитя родить – умей и научить» (культ.) – на образование (и ответственность родителей за образование детей)

Карточка 31. «Караван один, но судьба путников различна» – на разнообразие

Карточка 32. «Наука – родник учения, знания – светильник жизни» – на образование и использование достижений науки

Карточка 33. «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься» – на равный доступ к образованию

Карточка 34. «Каждый человек – особая разновидность художника» – свобода творчества

Карточка 35. «Искусство любить, что свежую воду пить» – на пользование достижениями культуры.

Карточка 36. «Незнание – не порок, нежелание знать – большой порок» – на образование.

Карточка 37. «Чтобы ехать на коне – нужна уздечка, чтобы постичь науку – нужно терпение» – на образование.

Карточка 38. «Жизнь коротка, искусство – вечно» - на пользование достижениями культуры.

Выступим в защиту равенства, справедливости и человеческого достоинства

День прав человека отмечается 10 декабря - именно в этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла . В 2017 году в День прав человека стартует рассчитанная на один год кампания, приуроченная к предстоящей 70-й годовщине принятия Всеобщей декларации прав человека - эпохального документа, в котором были провозглашены неотъемлемые права, присущие каждому человеку вне зависимости от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Декларацию переводят чаще, чем любой другой документ в мире: ее текст существует более чем на 500 языках .

Декларация была составлена представителями различных правовых и культурных систем из разных стран мира, поэтому в ней закреплены универсальные ценности и общая мера достижений всех народов и всех стран. В Декларации провозглашаются равное достоинство и ценность каждого человека. Декларация и обязательства по соблюдению ее принципов, принятые государствами-участниками, позволили защитить достоинство миллионов людей и заложить основы для создания более справедливого мира. Несмотря на то, что изложенные в Декларации обещания еще не полностью реализованы, сам факт того, что она выдержала испытание временем, свидетельствует о неизменной универсальности ее вечных ценностей - равенства, справедливости и человеческого достоинства.

Всеобщая декларация прав человека вдохновляет всех нас. Закрепленные в ней принципы сегодня ничуть не менее актуальны, чем в 1948 году. Нам надлежит защищать свои собственные права и права других людей. И в своей повседневной жизни мы можем отстаивать права, которые направлены на защиту всех нас, и укреплять тем самым братство всех людей.

#StandUp4HumanRights

  • Всеобщая декларация прав человека вдохновляет всех нас.
  • Каждый из нас ежедневно сталкивается с вопросами прав человека.
  • Эти универсальные ценности заложены в основу единого человечества.
  • Равенство, справедливость и свобода - это средства предотвращения насилия и поддержания мира.
  • Пренебрежение ценностями человечества - где бы и когда бы оно не имело место - подвергает опасности всех нас.
  • Нам надлежит защищать свои собственные права и права других людей.

Права человека и цели в области устойчивого развития

Цели в области устойчивого развития и права человека взаимосвязаны. Там, где попираются права человека невозможно достичь всех целей. Учреждения ООН ведут свою работу, пытаясь внедрить оба аспекта в свою повседневную деятельность. Об этом этот веб-сайт .

10 декабря по всему миру отмечается праздник День прав человека . Именно в этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.

Основные положения декларации документа в той или иной форме повторяются во многих международных договорах, в конституциях государств-членов ООН. Обращение к прокурору или его помощникам – один из способов защиты основных прав и свобод, предусмотренных конституцией России. Но лишь в нескольких странах является официальным праздником и нерабочим днем.

Понятие прав человека

В юридической науке существуют различные классификации прав личности. Права человека - одна из разновидностей этих прав. В современном понимании права человека - это неотъемлемые свойства, наиболее существенные возможности развития, которые определяют меру его свободы. Права человека - сложное, многогранное, философское, этическое, политологическое и правовое понятие. Существует много граней этого общественного явления и научного понятия.

С точки зрения происхождения, права человека являются неотъемлемыми свойствами личности, вытекающими из самой природы и социальных условий ее существования. С точки зрения содержания, это мера возможного поведения личности, обеспеченная правовыми нормами и нравственными требованиями. Если рассматривать их в аспекте соотношения личности и государства, то они служат пределом осуществления государственной власти. Вся система прав человека гарантирует возможность пользоваться достигнутой обществом свободой. Безусловно, каждое право человека принадлежит отдельной личности, неотъемлемо от нее и не может быть отчуждено каким-либо способом, но вместе с тем вся система прав человека имеет величайший социальный смысл. В сущности, это - способы защиты человечества от многочисленных угроз его существованию.


По своему социальному назначению права человека - средства защиты, с помощью которых человечество стремится отразить угрозу термоядерной катастрофы, экологического кризиса, остановить рост международной преступности и наркомафии, голод и нищету, господствующие во многих странах, СПИД и другие опасные явления. С точки зрения их реализации, права человека призваны обеспечить возможности обладания каждым человеком, группами людей, народами и всем человечеством в целом определенными, наиболее существенными материальными и духовными благами.


Права человека – одна из вечных проблем человечества. Ее решали в течение тысячелетий, рассматривая с точки зрения политики, права, этики, религии, философии. Проблема прав человека решалась по-разному в зависимости от эпохи, ее идей, традиций, социальных приоритетов.

В современных международно-правовых документах отражен определенный стандарт прав человека, который является результатом длительного процесса формирования эталонов в соответствии с нормами современного демократического общества. В течение тысячелетий человек отвоевывал у государства все больше прав для себя, а государство, в свою очередь, все больше признавало в человеке свободную личность.

Права человека носят естественный, прирожденный характер. Никто не может лишить человека его неотчуждаемых прав – на жизнь и личную неприкосновенность, свободу мысли, совести и религии, на частную жизни и т.д. Одним из основных признаков современных прав человека, основанных на принципах свободы, равенства, справедливости, является их универсальный характер.

Современный мир характеризуется тем, что процесс расширения прав человека и гражданина происходит в результате развития норм как национального, так и международного права. Этот двусторонний процесс помогает взаимному обогащению законодательств и позволяет поднять планку прав человека на новый уровень. Таким образом, мы видим, что проблема прав человека в современном мире вышла за национальные рамки и приобрела международное звучание. Приоритет прав человека закреплен в универсальных и европейских правовых документах.


Права человека и понятие «свобода» зародились уже в древние века. Первое упоминание о свободе встречается в XXIV в. до н.э. Права человека существовали уже в Древней Греции и Древнем Риме и закрепляли ценность закона и законности. Вся история представляет собой непрерывную борьбу человека с государством по отвоеванию все больших прав и свобод человека, все больших возможностей для законной защиты своих прав. С каждым этапом развития человечества правами начинают обладать все большее количество социальных слоев. В современном обществе каждый человек, независимо от его положения, имеет определенный набор неотъемлемых прав и свобод.