Использование мультимедийного сопровождения в воспитательно-образовательном процессе доу. Использование интерактивного оборудования в дошкольном образовании

«Использование интерактивного оборудования в образовательной деятельности для развития личности дошкольника»

Важнейшая задача современной педагогической науки и практики в сфере развития детей дошкольного возраста заключается в активизации поисков новейших образовательных технологий, способствующих всестороннему развитию личности малыша.

Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятие с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными. В последние годы дошкольные учреждения оценили эти возможности и все чаще приобретают интерактивные доски.

Интерактивную доску можно использовать как обычный экран или телевизор для демонстрации наглядного материала, но это не позволяет задействовать все ее ресурсы.

1 .Значение интерактивных игр в развитии дошкольника.

Новые современные возможности инициируют педагогов нашего учреждения к решению образовательных задач разными путями, один из которых - применение новых средств ИКТ. С декабря 2013 года в детском саду используется интерактивная доска Star Board ( Hitachi ) - это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор.

Согласно п.5.7 СанПиН 2.4.2.2821-10 санитарные нормы содержат требования к условиям искусственного освещения помещения.При использовании ИДнеобходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Следует обратить внимание, что интерактивная доска возможна к применению лишь в качестве дополнительного технического оборудования для кратковременного использования на занятиях и для демонстрации отдельных учебных материалов. Согласно СанПиН мы можем применять ИД каждый день только на 1 занятии и не более 2 - 10 мин в зависимости от возраста детей.

Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является распространенной в мире и безопасной для здоровья. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Особенность интерактивной доски - тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения, в том числе и работу с детьмиразличных физиологических особенностей («левша», «правша»), и с детьми ограниченных возможностей. Доска реагирует на прикосновение пальца (или любого другого предмета) как нажатие компьютерной мыши.

Большая площадь поверхности ИД превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. На занятиях дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения: используют крупные яркие изображения, передвигают буквы и цифры, составляют слова и предложения, оперируют геометрическими фигурами и различные объекты просто пальцами. Дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения.

Сл.2 В детских садах не следует ориентироваться на некие «абсолютные» нормы, а выбирать высоту таким образом, чтобы обеспечить максимально комфортную работу и детям и воспитателям.

При начале работы с доской необходимо включить калибровку для настройки точности совмещения пера илируки при работе на доске.

2 . Создание игр с использованием интерактивной доски.

Работа с ИД имеет свои особенности. В нашем детском саду оборудована групп с учетом возрастных и санитарно-гигиенических требований. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха обязательно проводится: проветривание группы до и после занятий, влажная уборка до и после занятий.

Материал для работы с ИД тщательно подбирается педагогами в соответствии с возрастом детей и выстраивается по перспективному тематическому плану.

При подготовке материалов воспитатели, только начинающие пользоваться интерактивной доской, сталкиваются с некоторыми трудностями. Создание интерактивных ресурсов для детского сада имеет определенную специфику. Изображение на интерактивной доске воспринимается иначе, чем на мониторе, а расположение интерактивных элементов, удобное для работы мышью, может оказаться неудобным при использовании интерактивной доски.


Интерактивная доска имеет достаточно большой экран. Стоящий у доски маленький ребенок не может охватить ее взглядом целиком, чтобы найти изображения, нужные для выполнения задания. Сами изображения не должны быть слишком большими, иначе они плохо воспринимаются с близкого расстояния.

Несмотря на то, что в дошкольных учреждениях стараются размещать доску как можно ниже, рост не позволяет детям использовать всю ее поверхность. (Сл. 3) С учетом этого картинки для перемещения или соединения линиями, поля для вписывания и места для рисунков должны находиться внизу доски (в нижней ее половине или трети в зависимости от возраста детей). Расстояние между изображениями, с которыми ребенок работает самостоятельно, должно быть небольшим. В противном случае дети, особенно младшего возраста, не смогут провести достаточно длинную линию, чтобы соединить элементы или перетащить на нужное место, не "роняя".


Знание этих рекомендаций не всегда позволяет избежать ошибок при создании интерактивных ресурсов. В большинстве случаев при подготовке материалов для образовательной деятельности педагоги работают за компьютером, не имея рядом интерактивной доски. Небольшие размеры монитора создают иллюзию компактности всех объектов на странице, и педагоги зачастую недооценивают разницу между монитором компьютера и экраном интерактивной доски. Картинка на доске в среднем в пять раз больше, чем на мониторе.

Сл.4 Для создания интерактивных игр достаточно владеть элементами компьютерной грамотности: начальными знаниями устройства компьютера, умением работать в программах: Word, PowerPoint, практикой работы в Интернете (для поиска изображений и обучающих программ).

На страницах сайтов Интернет много уже готовых интерактивных игр и упражнений, которые можно использовать в своей работе с детьми. Надо только заметить, что материала для дошкольников не так много и в основном располагают материал для начальной школы. Но так как воспитатели люди творческие, то тем, кто овладеет навыками работы с программой, не составит большого труда переработать эти задания, сделать их более яркими и интересными, доступными для дошкольников. Даже если само занятие покажется скучным и неинтересным, то наверняка в нем найдется какой - нибудь занимательный интерактивный прием, который можно взять себе на вооружение. Как только вы во всем разберетесь, то, конечно же, становится интересно придумывать и реализовывать в своей деятельности свои разработки и различные интерактивные приемы. Как это делаем мы.

Для того, чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски нами был разработан алгоритм, следуя которому воспитатель может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.

Алгоритм создания интерактивных игр:

    определить тему, тип и цель игры;

    составить временную структуру занятия, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения;

    продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;

    из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.

    рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами;

    отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм;

    составляется временная развертка (поминутный план) занятия;

    из найденного материала собирается презентационная программа.

3. Практическое использование интерактивных игр в образовательном процессе ДОУ.

В нашем детском саду имеется достаточно игр, которые составляют медиатеку детского сада и которые используются во всех областях образовательного процесса. Это творческие игры по технологии ТРИЗ, игры по познавательному и речевому развитию, занимательные игры по математике и обучению грамоте, игры на развитие логического мышления и т.д. Проводятся мастер- классы для педагогов детского сада и родителей.

4. Показ создания интерактивных игр.

Я хочу показать несколько приемов при работе с ИД.

Презентация.

Также, для создания игр мы используем программы входящие в комплект нашей ИД, в которых можно создавать и сохранять игры.

5 .Вывод.

Работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

Селенкова Марина Викторовна

Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Существуют различные интерактивные средства , направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста. Постепенно интерактивные технологии все более плотно входят в жизнь как взрослых, так и детей.

Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс, которое специально адаптировано под занятия с детьми.

Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Внедрение компьютерных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.

Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ предполагает наличие интерактивного оборудования . Это компьютеры, интерактивные доски , мультимедийное оборудование , smart стол.

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства.

Использование интерактивной доски , как правило, предполагает поощрение ребенка при верном выполнении задания самим компьютером, что является стимулом для познавательной активности, как старших, так и младших дошкольников.

С использованием smart стола возрастает индивидуализация обучения - ребенок может выполнять задания в удобном для него темпе, компьютер терпелив и ждет, пока ребенок сам придет к правильному решению.

Использование информационных технологий способствует моделировать ситуации, которую сложно пронаблюдать и обыграть с помощью традиционных форм обучения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы :

- использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.

- интерактивное оборудование может быть использовано в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т. е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка. Но в то же время нужно помнить, что интерактивное оборудование не может заменить эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте.

Наиболее эффективным в ДОУ является использование следующего интерактивного оборудования :

1) Интерактивная доска - универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям , устойчивость внимания, скорость мыслительных операций. Опыт применения интерактивной доски показывает , что обучение и воспитание дошкольников с ОВЗ стало более привлекательным и захватывающим. Интерактивные доски значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Используется доска практически на всех занятиях - Ознакомлении с окружающим миром, Математике, Развитии речи, Подготовке к обучению грамоте, интегрированных занятиях . Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала.

2) Smart стол. Интерактивный стол - представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов. Это первый многофункциональный сенсорный стол, позволяющий эффективно вовлекать детей в процесс обучения. SMART стол был специально разработан для детей дошкольного возраста и дает им возможность совместно выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх. Этот стол может выполнять роль компьютера так как в нем уже встроен процессор, камера и проектор. Стол совместим с ноутбуком, проектором, экраном, интернетом . Работа на интерактивном столе способствует развитию у детей когнитивных, социальных и моторных навыков. И это первый плюс использования данного оборудования с точки зрения педагога-психолога : развивается положительная мотивация обучения. А мотивация – это залог успеха любой деятельности.

3) Сенсорная комната - волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления. В этой комнате размещено уникальное оборудование - или специальное , или сделанное собственными руками - позволяющее психологу мягко работать со своими подопечными, проводить профилактику и даже лечение нервной системы и органов чувств. Сенсорные комнаты бывают разных типов, но все они имеют одну единственную цель - помочь обрести личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстановить душевное равновесие, укрепить нервную систему. В зависимости от задачи и методики проведения сеансов, сенсорная комната оборудуется бескаркасными мебельными модулями и светомузыкальным сопровождением, ароматическими сенсорами, массажным и интерактивным оборудованием . Перечень оборудования сенсорной комнаты : мягкое напольное покрытие; сухой душ; сухой бассейн; напольные сенсорные дорожки; ребристый мостик; дидактическое дерево; центр тактильности; центр рисования песком; центр развития мелкой моторики; аудиовизуальное оборудование , декоративные световые панели и электронные приборы управления комплексом. Позиционное оборудование , включают в себя бескаркасную мебель - маты и мягкие кресла, подушки и экспериментальные модули, подстраивающиеся под форму человеческого тела, снимающие физическое и психическое напряжение и достигая максимальной релаксации. А также оборудование и панели , развивающие сенсорные ощущения - мячи-гиганты, массажные мелкие предметы, зеркальные элементы с фибероптической подсветкой, помогающие стимулировать тактильные и зрительные рецепторы. Звукоанимированные тактильные панно для детских сенсорных комнат позволяю создавать интересные объемные картины , пользуясь собственным замыслом или по уже отработанной схеме. Удивительны фонтаны света из светодиодных шнуров. Великолепное решение для темной сенсорной комнаты в сочетании со звездным небом и расслабляющей музыкой.

Средняя продолжительность использования интерактивной доски в процессе обучения составляет 15 минут, а время непосредственной работы с ней дошкольников - в пределах 10 минут. В заключении можно сказать, что интерактивные оборудования позволяют успешно решать задачи : развивают свободное общение со взрослыми и детьми, развивают все компоненты устной речи детей, а также способствуют практическому овладению дошкольниками нормами речи.

«Эффективное использование интерактивного оборудования с детьми в условиях ФГОС»

И.Б. Минина, Е.А. Петрова

ГБДОУ детский сад №109 Невского района Санкт-Петербурга

Пусть спорят немало людей в разных СМИ,

Кто за, а кто против компьютерных игр.

Где польза, где вред каждый хочет понять.

Возможности все ЭОР изучать,

А я вам сегодня, друзья, расскажу

Что много полезного в Икт нахожу.

Наша страна интенсивно развивается. За 15 лет моей работы я вижу, как меняется страна, а значит, люди и дети. Современное общество невозможно представить сейчас без информационных ресурсов, которые не менее важны, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует от нас владения компьютером, который все активнее входит в нашу жизнь, становится не только необходимым атрибутом жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

Использование интерактивных технологий в работе с детьми дошкольного возраста только начинается, но за новыми технологиями - будущее.

Актуальность данной темы состоит в том, что преобразования, происходящие во всех сферах российского общества не могли не затронуть и систему образования. Образовательные учреждения неизбежно включаются в инновационные процессы. Все мы должны идти в ногу со временем.

Информационные компьютерные технологии (ИКТ) являются замечательным средством для того чтобы самосовершенствоваться, оперативно получать или обрабатывать новую информацию, а так же делиться своим опытом. Особенно хочется отметить то, что использование ИКТ позволяет педагогу организовать на принципиально ином, более высоком уровне деятельность и общение детей, причем во многих направлениях деятельности.

Интерактивная доска (ИД) относится к новейшим технологиям, которые превращают ее в мощнейший инструмент для решения широкого спектра задач возможности выбора наиболее эффективных методов работы с детьми. Если педагог владеет этим инструментом хорошо, у него больше возможностей эффективно работать, а значит можно говорить о повышении качества образования воспитанников. Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи.

Особенность интерактивной доски SMART - тактильное управление, которое

помогает реализовывать различные стили обучения, в том числе и работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Как и все педагоги в своей работе я руководствуюсь основными документами, регламентирующими мою деятельность, это:

Закон об образование

ФГОС, в котором установлены требования к оснащению образовательного пространства ДОО техническими средствами обучения. Одним из таких средств являются современные информационно-коммуникационные технологии.

И в нем же сказано, что основными задачи ДОУ являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, поэтому важный документ в использование ИОТ является САН-ПИн, в котором прописаны правила использования интерактивного оборудования.

Еще одной из задач ФГОС является обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.

Стоит отметить, что ИТ позволяет сделать совместную деятельность привлекательной, осуществляет индивидуализацию обучения, расширяет картину мира ребенка. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность - игру.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих)

Знакомя детей со сказками, потешками, пословицами, загадками, поговорками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям и в этом нам помогает интерактивное оборудование.

Можно выделить следующие формы работы с родителями воспитанников с использованием ИКТ — это:

сайт детского сада;

сотовая связь;

газета группы,

редакционно - издательская деятельность: электронная газета, журнал;

электронная консалтинговая служба; (электронная почта)

создание медиатеки;

использование личной веб-страницы,

Они используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых.

Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.

Возможно, кому то покажется, что разработать игры так просто, а на самом деле многое нужно учитывать. Вот, например:

При подаче нового материала восприятие происходит быстрее, в том случае, если действие сопровождается сказочным героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Тогда дети активно включаются в сюжет игры и практически всегда готовы решать поставленные задачи.

На индивидуальных занятиях лучше использовать игры на развитие пространственной ориентировки, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мыщления. Весьма интересны компьютерные раскраски - дети с интересом подбирают различные цветовые решения для заданных по контуру форм и фигур.

Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

И меня волнует вопрос- как поддержать интерес, поэтому я стараюсь разработать дидактические игры: с учетом интересов детей,

С учетом пола,

С учетом творческих и индивидуальных способностей детей.

Я работаю по этой программе не первой год, и могу сделать выводы по эффективности их использования.:

. предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

. движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

. стимулирует познавательную активность детей;

. предоставляет возможность индивидуализации обучения;

. в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

. позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Но главное помнить, что все должно быть разумным и дозированным. Это как раз то, что помогает разубедить специалистов в области дошкольного образования, кто против интерактивных технологий.

Потому что мой опыт работы показывает, что использования интерактивных технологий позволяет сделать так, чтобы игра - из самоцели стала мощным средством развития ребенка.

В нашем детском саду создана медиатека, для каждой возрастной группы и которая используется во всех областях воспитательно-образовательного процесса. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Ведь информационные компьютерные технологии в образовательной деятельности ДОУ расширяют возможности учебной информации, позволяют моделировать различные ситуации из окружающей среды и вызывают интерес у детей, а значит повышает их познавательную активность, которая является залогом повышения качества образования дошкольников.

Использованная литература:

  1. Ф едеральный закон « Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  2. «Ф ЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
  3. Васина, Ю. Использование компьютера в процессе обучения детей дошкольного возраста // Воспитание дошкольников. - 2010.- №5. - С.21-25.
  4. Каменская, В. Г. Компьютер: вред или польза? // Дошкольная педагогика. - 2004. - №4. - С. 26-27.
  5. Адаменко М., Адаменко Н. Компьютер для современных детей. Настольная книга активного школьника и дошкольника Издательство: ДМК Пресс 2014 г.

Нашу повседневную жизнь уже невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении -- это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Интерактивная доска - универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, работающий, как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор. Проектор высвечивает изображение на интерактивной доске. Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Используя доску, можно открывать любые файлы (графические, видео, аудио), работать с интернетом. Все как при работе с персональным компьютером и даже больше.

Возможности, предоставляемые сетевыми ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

Во-первых , это дополнительная информация, которой по какой-либо причине нет в печатных изданиях.

Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В-третьих, - это наиболее демократический способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания.

В то же время педагоги сталкиваются с трудностями при освоении новых досок, особенно на начальном этапе, в частности с нехваткой готовых ресурсов - материалов, которые можно использовать с интерактивной доской. Воспитатели детских садов делают первые шаги в освоении интерактивных досок, изучая их возможности.

Педагогам, только начинающим осваивать работу будет доступен самый простой способ работы с ней - использование ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.

При этом необходимым условием является сформированность следующих навыков:

  • · Начальные знания устройства компьютера
  • · Работа в программах: Word, PowerPoint
  • · Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).

Для педагогов исчезает необходимость готовить к образовательной деятельности громоздкие пособия - можно использовать готовую галерею картинок или добавить свои картинки, иллюстрации, фотографии.

Задачи, решаемые при работе с интерактивной доской:

развитие познавательной и творческой активности детей, любознательности, воображения, образного мышления;

формирование готовности ребенка к школьному обучению;

знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;

овладение навыкам и работы с интерактивной доской.

Нашему педагогическому коллективу, только начинающему осваивать работу с интерактивной доской, поначалу был доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера. В таком виде интерактивная доска использовалась на родительских собраниях, районных методических объединениях, досуговых мероприятиях. 2 способ работы - готовые презентации, 3- готовые интерактивные игры, игры и задания, составленные нашими педагогами. Использование других возможностей интерактивной доски нами пока не освоено.

2. Наш небольшой опыт применения интерактивной доски показывает, что обучение и воспитание дошкольников стало более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Мы используем доску практически на всех занятиях - Ознакомлении с окружающим миром, Математике, Развитии речи, Подготовке к обучению грамоте, интегрированных занятиях. И хотим отметить её преимущества для занятий в детском саду. 7 [Галишникова, Л. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения / Л. Галишникова // Учитель№ 4. - С. 8-10.]

Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет нам моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Например, при погружении в лексическую тему «Домашние птицы» на занятии по ознакомлению с окружающим дети с удовольствием составляли на доске птичьи семьи, играли в интерактивную игру «Четвёртый лишний», обобщали знания о внешнем виде домашних птиц в игре «Клювы, лапки и хвосты» - составляли на доске из отдельных частей тела птицу. На занятии по развитию речи с успехом прошла интерактивная игра «Птичья столовая» (с провокациями), «Подбери маму и детёныша». В интерактивной игре «Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании. При развитии связной речи составляли описательный рассказ о домашней птице, предварительно посмотрев мультимедийную презентацию. На занятиях по математике соотносили число с количеством птиц, учились находить место числа в числовом ряду, «соседей» числа и птиц, считали домашних птиц в прямом и обратном порядке. Нам было проще привлечь и удерживать более длительное время внимание детей. Образовательная деятельность организуется таким образом, что дети сами работают у доски, выполняя задания, а не пассивно воспринимают объяснения воспитателя. Это позволяет педагогам достичь наибольшего эффекта, а также формирует у воспитанников дополнительную мотивацию - им очень нравится работать у доски, они обижаются, если педагог не предоставляет им такой возможности. Таким образом, на наших занятиях происходит индивидуализация обучения, развитие психических процессов у воспитанников, создание благоприятного эмоционального фона.

3. Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду - возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий. Известно, что у старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда детям интересно. У них повышается скорость приёма и переработки информации, они лучше её запоминают. На таком же высоком познавательном интересе прошли все занятия недели по лексической теме «Космос». Незабываемые впечатления дети получили во время виртуального космического путешествия на ракете. 17 [Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2006. - №2. - с. 37-39]

В настоящее время имеется не так много готовых интерактивных ресурсов, созданных непосредственно в программном обеспечении интерактивной доски для работы с дошкольниками. Поэтому мы пытаемся создать свою коллекцию разработанных нами занятий с использованием Цифровых Образовательных Ресурсов. У нас уже имеются готовые разработки по следующим темам: «Полёт на луну», «Подарки Деда Мороза», «Музыкальные загадки», «В гостях у белого медвежонка», «Село моё родное», «День знаний». Конечно, первые материалы создавались нами методом «проб и ошибок» и при их создании нам приходилось преодолевать некоторые трудности, которые невозможно было предвидеть, из-за отсутствия опыта. Но с каждым днём становилось работать всё легче и интереснее.

Также доступны приемы работы, основанные на перемещении изображений или текста на экране доски. Выполняя задания, дети могут расставить изображения в определенном порядке, продолжить последовательность, составить изображение в соответствии с образцом, выполнить сортировку картинок или надписей по заданному признаку, ориентироваться в пространстве и др. Занятия с интерактивной доской помогают детям овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности (дети учатся слушать задание, поднимать руку для ответа, внимательно смотреть как другие выполняют задание, замечать и исправлять ошибки). Воспитанники стали лучше ориентироваться на плоскости и обозначать взаимное расположение предметов. Доска помогает развивать координацию движений руки, добиваться отчетливой формы. Интерактивную доску можно использовать как обычный экран или телевизор для демонстрации наглядного материала, но это не позволяет задействовать все ее ресурсы. Так, на экране доски дети могут выполнять задания практически так же, как на бумаге - соединять точки, рисовать, писать, что способствует формированию графических навыков. Педагоги могут показывать им на доске, каким образом выполнять задания на бумаге, например при обучении рисованию.

При подготовке материалов воспитатели, только начинающие пользоваться интерактивной доской, сталкиваются с некоторыми трудностями. Изображение на интерактивной доске воспринимается иначе, чем на мониторе, а расположение интерактивных элементов, удобное для работы мышью, может оказаться неудобным при использовании интерактивной доски.

Интерактивная доска имеет достаточно большой экран. Стоящий у доски маленький ребенок не может охватить ее взглядом целиком, чтобы найти изображения, нужные для выполнения задания. Сами изображения не должны быть слишком большими, иначе они плохо воспринимаются с близкого расстояния. Конечно, если на странице работает только воспитатель, показывая детям, как выполнять задание на бумаге или ожидает от них правильных устных ответов подобные ограничения не имеют значения. Педагог работает на экране доски, а дети, находясь на некотором расстоянии, могут охватить взглядом изображение полностью.

Несмотря на то, что в дошкольных учреждениях стараются размещать доску как можно ниже, рост не позволяет детям использовать всю ее поверхность. С учетом этого картинки для перемещения или соединения линиями, поля для вписывания и места для рисунков должны находиться внизу доски (в нижней ее половине или трети в зависимости от возраста детей). Расстояние между изображениями, с которыми ребенок работает самостоятельно, должно быть небольшим. В противном случае дети, особенно младшего возраста, не смогут провести достаточно длинную линию, чтобы соединить элементы или перетащить на нужное место, не "роняя".

Знание этих рекомендаций не всегда позволяет избежать ошибок при создании интерактивных ресурсов. Картинка на доске в среднем в пять раз больше, чем на мониторе, и "всего" десять сантиметров превращаются на доске в "целых" пятьдесят, с которыми детям тяжело справиться.

4. Приобщение к информационной культуре - это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению. В связи с этим педагоги нашего детского сада всегда придерживаются требования СанПиН. 15 [Интерактивные технологии в образовании// учебно-методический ком-плекс// Российский государственный гуманитарный университет. - Москва, 2005. - 21с. ]

Работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Комната для интерактивных занятий в детском саду может выполнять следующие задачи:

  • · обучать детей при помощи новейших образовательных технологий;
  • · служить развлекательным и игровым центром;
  • · в ней может выполняться максимально широкий круг образовательных и развлекательных задач;
  • · обладать максимальным удобством работы, как для детей, так и для преподавателей;
  • 5. знакомить детей с возможностями и навыками компьютерных технологий. 19 [Ликитина М. Ребенок за компьютером. - М., Эксмо, 2006.]

Примеры использования интерактивной доски

Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

Способов применения интерактивной доски на занятиях в детском саду может ограничиваться только вашей фантазией. Это и презентации, и интерактивные обучающие программы. и создание проектов в графических, программных средах. Подробнее об этом говорится в Приложении к данной работе.

Педагогам, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.

6. Во время работы с интерактивной доской в простом режиме изображение компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а само управление компьютером можно производить с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской. Итак, вот самый простой способ использования интерактивной доски учителем в школе - демонстрация готовых презентаций. 13 [Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2003]

«Использование интерактивного оборудования в деятельности педагога

ДОО»

В современном мире, мире компьютеризации, постоянное совершенствование мультимедиа технологий, информатизации сферы образования позволяет сделать заключение, что данное направление развития является важнейшим приоритетом Российского образования и науки. Если для примера рассмотреть нормативные документы, такие как ФЗ «Об образовании», «Концепцию модернизации российского образования», то можно выделить такой аспект, что для достижения нового качества образования следует осуществлять информатизацию образования и оптимизацию методов обучения. А также следует отметить, что компьютерные технологии в настоящий момент призваны стать не дополнением в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса.

Сегодня появился новый уровень дошкольного образования, не менее важный, чем школьный этап. Это – уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.

С введением ФГОС дошкольного образования в нашей организации были привнесены ряд требований. В первую очередь, это: расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста, а также развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству. Развитие данных способностей, в современном веке, невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий.

В нашем детском саду активно используются ИКТ. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольной образовательной организации зависит от качества применяемых педагогических программных средств, от умения рационального и умелого их использования в образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии используются как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и сотрудничестве с родителями, общественностью, как популяризации деятельности детского сада.

В отличие от обычных технологических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет воспитателям создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к образовательной деятельности, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развивать произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, изучения новых методик, при подборе наглядных пособий.

Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудио восприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста. Американские специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей: исследовательский характер, легкость для самостоятельных занятий ребенка, развитие широкого спектра навыков и представлений, высокий технический уровень, возрастное соответствие, занимательность.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразования. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование во время образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти,

мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и дошкольников. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписания занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Кроме этого сайт детского сада или других образовательных учреждений может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.

В настоящее время ИК-технологии позволяют создавать электронные дидактические средства, основанные на мультимедийном представлении материала. Внедрение в образовательный процесс ИКТ технологий оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования, позволяет подготовить дошкольников к тому, чтобы они смогли наилучшим образом проявить себя в современном мире и внести свой вклад в создание «общества глобальной компетентности».

Литература:

    Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. Пособие для студ. Пед. Учеб. Заведений [Текст]. – М., 2003.

    Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы инспользования [Текст]. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 204 с.

    Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции/ С. А. Езопова // Дошкольная педагогика. – 2007. - №6. – С. 8-10.