Теория солидаризма и ее оценка.

Основоположником и наиболее известнымпредставите­лем теории солидаризмав нраве был французский юрист Л.Дюги (первая треть XX в.). В качествеосновных положе­ний, на которыхбазировалось егоучение, Л. Дюги выдвигал два: человек-- существо,сознающее свое положение; чело- иск - существообщественное, он не можетжить обособлен­но. Общество функционирует лишь благодарясолидарности, которая соединяетиндивидов. Из этого положенияДюги де­лал вывод оналичии неизменной нормы (принципа) соли­дарности: «поступай солидарно».Никто не должен нарушать норму солидарности: не делать ничего, чтонаносит ущерб солидарности, аделать лишьто, что содействуетсолидарнос­ти. Принцип солидарности постоянен, хотя его содержание и меняется вместе с изменением общественнойжизни. Он является основой правопорядка и государственной организа­ции. С развитием разделениятруда, отмечалДюги, люди ста­новятся более зависимы другот друга (рабочий - от капита­листа, капиталист - отрабочего и т. д.), апотому солидар­ность должна развиваться и укрепляться.На основе идеи со­лидарности в обществестихийно складываются различные социальныенормы, в том числе и правовые.

Право, по мнению Дгоги, не создается государством. Пра­вовые нормы существуют без государства, которое лишь вы­являет нормы, стихийно складывающиеся в обществе на ос­нове солидарности, и формулирует их в виде закона. Право­вые нормы выше государства, выше законодателя. Если госу­дарство издает правила, противоречащие солидарности, то


они не будут соблюдаться, не войдут в число социальных норм. Право - это нс инструмент политики государства. Оно выражает не волю какого-либо класса, а солидарность раз­личных социальных групп. Существование государства обус­ловлено разделением труда и необходимостью установления и формулирования права, выражающего солидарные интере­сы. Разделение на правящих и управляемых есть также след­ствие стремления сильных, энергичных индивидуумов ис­пользовать свою энергию на охрану социальных норм, орга­низацию общественной реакции на их нарушение,



Дюги выступал противсубъсктивных прав, заменяя их со­циальной функцией. Рабочий и капиталист не имеют субъек­тивных прав, они обладают лишь определенными социальны­ми функциями, которые призваны осуществлять «святую со­лидарность» и обеспечивать «счастливую гармонию». Частная собственность -- нс право капиталиста, а необходимая соци­альная функция, без которой немыслимо общество.

Идея о социальной функции частной собственности вос­принята конституциями ряда развитых стран. Например, в Конституции ФРГ (ст. 14) записано: «Собственность обязы­вает. Пользование ею должно служить общему благу».

Эта идея была бы полезна для России, где идет перерас­пределение собственности, созданной общим трудом миллио­нов. в пользу немногих. Важно, чтобы частная собственность, возникающая в результате перераспределения, использова­лась бы не только для извлечения прибыли, но и в общесо­циальных целях.

Теория солидаризма актуальна и в другом отношении. Она лежит в основе политики социального, классового со­трудничества, активно внедряемыми разными политически­ми силами. Эта идея начинает воплощаться и в России. При­мером этому служит и подписание Договора об общественном согласии, заключение тройственных соглашений (правитель­ство, профсоюзы, работодатели).

13.7. «Социологическая юриспруденция»

В противоположность позитивизму представители соци­ологического направления - «социологической юриспруден­ции» - обращаются к условиям функционирования, действия права, к процессу его реализации. Поэтому иногда это на­правление именуется функционализмом. Значительную роль


в становлении социологической юриспруденции сыграло движение «свободного права». Его представители (Е. Эрлих, Г. Канторович, Ф. Жени и др.) противопоставляли «живое право» праву в законах. «Живое право» создается «союзами». Каждая организация, фабрика, банк, профсоюз, объединение предпринимателей, утверждает Е. Эрлих, создают свое право. Государственные предписания - это лишь малая часть права, его основную массу составляет «живое право».

Отсюда вытекало, что суды не связаны жестко государст­венным предписанием, в особенности если имеется пробел или предписания устарели. Судьи могут и должны отыскивать нормы «живого права» и на их основе выносить решения. Таким образом обосновывалась свобода судейского усмотре­ния (отсюда и движение «свободного права»). Представители этого движения фактически уравнивали судью с законодате­лем, наделяли его правотворческой функцией.

Наибольшее распространение «социологическая юрис­пруденция» получила в США. Ее философским истоком яв­ляется, как правило, философия прагматизма (действия, практики), согласно которой истинно то, что полезно, а при­менительно к праву - правомерно то, что полезно. Право - полезная практика. «Социологическая юриспруденция» пере­носит центр тяжести с вопроса, что такое право, на то, как оно действует, что с его помощью достигается. Роль законов принижается, право растворяется в других социальных фак­тах, уравнивается с иными социальными нормами, с право-примснительными актами и т. п.

«Социологическая юриспруденция» разнообразна по сво­им оттенкам. Одно из ее направлений - институционализм. Его представители исходят из той реальности, что в обществе наряду с государством существуют другие институты (органи­зации), каждый из которых якобы создает свое право. Край­нее проявление правового нигилизма - школа «реалистов». Умеренные реалисты еще придают какое-то значение зако­нам, а радикальные считают закон пустым сосудом, который судья может заполнить чем угодно.

Марксистская теория права

Марксистская теория права характеризуется признанием связи права с государством. Государство создает и обеспечи­вает соблюдение права. В праве выражена государственная


воля. По этимпризнакам марксистскую теорию права иногда рассматривают как разновидность позитивизма.Однако во­левой характер права отмечалиеще древнеримские юристы. Отличительной особенностью марксистскойтеории является то,что государственная воля,выраженная в праве, носит классовый характер.Это воляэкономически и политически господствующего класса (рабовладельцев,феодалов, буржу­азии, пролетариатаили всего народа в социалистическом праве).

Другой важной чертойэтой теории являетсяположение о том, что указанная воля - не. произволопределенного класса, а содержание ее предопределено материальнымиусловиями жизнисоответствующего класса, общества в целом.

Однако материальными, производственнымиотношения­ми (базисом) содержание праваобусловлено лишьв конечном счете. На правооказывают влияние и многие другиефакторы (соотношение классовых сил, традиции,мораль, правосозна­ние,политика и т. ц.), а потомуоно относительно самостоя­тельнопо отношению к экономике. В силу этого оно оказы­вает обратное влияние на развитие экономических, даи дру­гихотношений, выступает в качествеважного фактора стаби­лизации и развития общественных отношений.

Марксизм выдвинул такжегипотезу об отмирании госу­дарстваи права.

Солидаризм — это учение об обществе, утверждающее солидарность разных его частей. Солидаризм противостоит тоталитарным учениям классовой или расовой борьбы. В центре его стоит человеческая личность: она может быть только целью, никак не средством. Но, в противоположность индивидуализму и либерализму , солидаризм подчеркивает факт, что личность существует не сама по себе: своими знаниями, своей культурой, своей рукотворной средой человек обязан другим людям. Человеческое «я» нельзя отделить от «мы» . Сознание общего «мы» — основа каждого сообщества. Неизбежные в нем конфликты надо решать не стремлением одной стороны подавить другую, а нахождением общих для обеих сторон ценностей и соподчинением столкнувшихся интересов этим ценностям. Солидаризм прежде всего образ действия: искать в людях то, что их объединяет, а не то, что их разъединяет.

Истоки российского солидаризма восходят к Хомякову и понятию соборности, укорененному в православном вероучении. Потом это направление развивали Владимир Соловьев и авторы сборника «Вехи» , а, по-своему, Петр Кропоткин и некоторые народники. В русскую политическую литературу слово солидаризм ввел юрист Г. К. Гинс . Он предложил в 1920-х годах солидаристическую систему права и теорию государства как служебного инструмента, подобного светофору, регулирующему уличное движение.

В мировой мысли провозвестником солидаризма был еще Менений Агриппа в древнем Риме, сказавший притчу о частях тела, которым не следует враждовать между собой. Термин «солидаризм» впервые употребил Пьер Леру в 1840-х годах во Франции (если верить И. Вощинину , то термин все-таки ввел Шарль Жид примерно полвека спустя — Прим. электрон. ред. ). Там же это учение развили юрист Леон Буржуа , социолог Эмиль Дюркгейм и другие. Положения западного солидаризма как христианского учения разработали немецкие мыслители, в том числе Генрих Пеш и Освальд Нелль-Бройнинг . Их идея «социально-ответственного рыночного хозяйства» легла в основу многих европейских политических партий: французских центристов , австрийской Народной партии , христианских демократов в Германии, Италии и Бельгии. На той же почве христианского социального учения, в его католическом преломлении, выросла, начиная с 1977 года, и польская «Солидарность» .

В название НТС слова «российских солидаристов» вошли в 1948 году. В документах Союза понятие «солидаризм» появляется с 1935 года. Оно сложилось на основе русской общественной и философской мысли зарубежья, работ таких ее представителей, как Бердяев, Билимович, Вышеславцев, Георгиевский, Гинс, И. А. Ильин, Лосский, Левицкий, Сорокин, Тимашев, Федотов, Франк . Их влияние расширило мировоззренческий охват солидаризма. В него вошла развитая Максом Шелером философия личности, персонализм. Благодаря этому, русский солидаризм рассматривает глубже и всестороннее, чем западный, вопросы свободы человека и его творчества.

Все эти идеи зрели постепенно. основатели Союза были объединены любовью к России, верой в ее будущее и решительным отрицанием всего,на чем зиждилась ленинско-сталинская диктатура. Свое мировоззрение они в начале 1930-х годов выражали словами «Идеализм, национализм, активизм» . «Идеализм» впоследствии вел к идеал-реалистическому мировоззрению, к солидаризму и персонализму. «Национализм» НТС (сегодня бы, вероятно, сказали патриотизм) всегда был основан на культуре,а не на расе; он был российским, а не русским. «Активизм» воплощал евангельские слова: «Вера без дел мертва» (Иаков, 2: 20).

  • Солидаризм: взгляд извне

Людвиг фон Мизес. Раздел «Солидаризм» в главе XVI «Псевдосоциалистические системы» книги «Социал изм» . Критика экономической стороны главным образом французского солидаризма с позиций традиционного либерализма.

Иван Солоневич. Книга «Народная монархия». Автор сводит солидаризм к учению о «функциональной собственности», отсюда — негативная оценка солидаризма как будущего источника государственной бюрократии и объединение солидаристов с коммунистами и социалистами в группу «фальшивомонетчиков от политики». В целом это мало отличается от Мизеса, несмотря на противоположные политические и экономические взгляды.

Николай Устрялов. Из писем Г. Дикому (в настоящее время изъято из Интернета) . В одном из них дается следующая характеристика нарождающегося российского солидаризма: «В самом деле, к чему эта многовидная марка, затасканная всеми буржуазными барахолками? Право, она меньше всего к лицу заправским пореволюционерам, — предоставьте уж ее политическим контрабандистам, либо мелкотравчатым эклектикам, вроде здешнего г. Гинса.» Как говорится, NO COMMENTS.

Михаил Мошкин. «Солидаризм: исторические аспекты одной невостребованной идеологии» . Исторический очерк и оценка учения с точки зрения одного из идеологов современного евразийства. Как видно по тексту, в основу его легла работа Вощинина . Несмотря на необоснованное обвинение в адрес НТС, что он стал «агентурой геополитического противника», общая оценка учения — умеренно-положительная: «Несмотря на то, что российский солидаризм потерпел неудачу, это не значит, что его идеи надо списать в архив. Невостребованное оружие, не пригодившееся одному, может подобрать другой».

В первой половине XX века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был Леон Дюги (1859 -1928) теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо. Он, опираясь на идеи французских социологов О. Конта, Э. Дюркгейма и Л. Бурнежуа, развил концепцию социальной солидарности. В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности.

Следуя за Э.Дюркгеймом, Л.Дюги говорит о двух видах солидарности:
1) «солидарность по сходству» - вызван совпадением интересов людей.
2) солидарность, вытекающая из разделения труда. В несовершенной форме она существовала в древности, а в современных обществах становится основным видом солидарности, т.к. они отличаются высоким уровнем разделения труда. Это, прежде всего «солидарность экономическая».
На основании понимания общества как единого организма Дюги отвергал целый ряд юридических терминов, называя их «метафизическими». Он возражал против термина «государственный суверенитет», который противопоставляет государство обществу, в то время как первое является неотъемлемой частью второго. Дюги отвергал деление права на частное и публичное, а также отрицал идею естественных прав человека, т.к. они придают обществу «атомарный характер». Человек в обществе обладает не правами, а функциями.

Л.Дюги были выдвинуты идеи синдикализма, согласно которым человека в обществе должны защищать не какие-либо абстрактные права, а его профессиональное объединение, например,профсоюз. Данные идеи частично нашли свое применение в некоторых государствах, например, фашистского Италии.

_______________________________________________________________________________________________________

Общество делится на классы, каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества. Эти социальные связи основаны на разделении труда. Сотрудничество классов в процессе разделения труда приведет к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций. Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости: "не делать ничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения". Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права.
Юридическая норма - это "верхний пласт" социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны лишь поскольку, постольку они отвечают социальной норме солидарности. Л. Дюги утверждает, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и поэтому стоит над государством. Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь констатирует, но не создает ее. В этом аспекте теория Л. Дюги связана с социологической юриспруденцией.
Норма социальной солидарности создает для индивида лишь право выполнять "социальную обязанность", определенную социальную функцию, в соответствии с положением которой, данное лицо занимает в системе общественной солидарности и нет других прав. Существует лишь объективное право - юридическая норма, которая никому: ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав.
Человек лишь винтик в социальном организме. Индивид - это не цель, а средство выполнять известную работу в деле социального строительства. Для права есть только обязанности. Для каждого класса существуют свои социальные функции. Государство налагает руку на собственность, которая должна выполнять социальную функцию. Л. Дюги говорил, что собственность социализируется и перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальный долг. Л. Дюги говорил о социальной реформе общества. Он высказывал уверенность, что современное общество движется к известному роду федерализации классов, соорганизованных в синдикаты -синдикальный федерализм. Всеобщее индивидуалистическое избирательное право предлагал заменить организаторским пропорциональным представительством партий и профессиональных организаций. Для этого классовое общество перестраивается на основе синдикатов. Каждый класс объединяется по профессиональному признаку в профессиональные союзы. Отношения между классами регулируется не законами, а договорами. Соединение синдикатов в федерацию приведет к децентрализации политической власти, к политическому и правовому плюрализму. Власть будет распределяться между различными синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических и социально-политических задач.
Деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов. Некоторые идеи, которые выдвинул Л. Дюги, находят и сегодня применение, так в Норвегии продолжительность рабочего дня и минимальная оплата рабочего часа определяется соглашением организаций предпринимателей и рабочих. Этот договор является договорным.

Вывод: теория солидаризма выделяет следующие постулаты:

1. Общества складывается из связей, объединяющих людей на основе солидарности;
2 Сотрудничество классов, социальных групп регулируется социальной нормой солидарности;
3. Сущность права заключается в общественной солидарности, с которой должно считаться государство;
4. Отвергается самостоятельный статус субъекта права и в особенности его субъективные права.
Социологическая юриспруденция подвергла критике формально-догматическое направление, прежде всего за смешение права и закона. Но, с другой стороны, она сама страдает серьезными изъянами. Так, противопоставляются нормы и правопорядок, отрицается нормативный характер права, отвергается нормативная сила законов, исключаются из правовой науки сущностные и аксеологические проблемы права.

Реалистическая школа права.

Радикальное направление социологической юриспруденции. Условно разделяется на направления: американское и скандинавское (Алф Росс, Карл Оливеркрон).

1) американское. (Карл Льюэллин (Ллевеллин), Оливер Холмс, Джером Фрэнк). Они рассматривали право как совокупность судебных решений, как предсказание будущего решения суда. Не отрицая регулирующей роли закона, они считали, что закон носит слишком общий и абстрактный характер и не порождает прав и обязанностей для конкретных лиц до вынесения соответствующего судебного решения.
2) скандинавское. Иногда представителей скандинавского направления относят к психологической школе права, т.к. они много внимания уделяли психологическим аспектам судебного процесса, интуиции судьи.

Главных представителей этой школы - американцев Джерома Френка и Карла Ллевеллина (-часто называют "реалистами". Работа Френка "Право и современный разум" (1930) явилась возмутителем спокойствия ученых-правоведов, поскольку призывала к существенным изменениям в теории права. Идейным вдохновителем Френка стал Оливер Вендел Холмс, в книге которого "Общее право" была высказана мысль о том, что "жизнь права не имеет логики: она имеет опыт". Обосновывая новый подход в правопонимании. Френк писал, что право предстает в своей реальности лишь в виде специальных решений судей, в виде реального деяния, а не говорения. Никто не может знать "реальное право", пока не последует само решение, вытекающее из конкретного дела, из конкретного случая. В свою очередь принятое решение не создает правила поведения (норму) для последующих случаев. По Френку, право - это решение, а не правило. Отрицая нормативность права,он говорил, что его невозможно вывести на основе норм законов и других нормативных актов. Правовую норму Френк называл "суррогатом" и "основным мифом", который мешает приспособлению права к реальной жизни. "Реалисты" отождествляли право только с практикой судей и администраторов. Здесь позиция Френка и его последователей относительно правопонимания полностью расходится с представителями умеренного направления в социологической юриспруденции во главе с Роско Паундом. По Френку, судьи принимают решения не на основе норм, а на основе интуиции, эмоциональных всплесков, разных биологических импульсов и других подсознательных факторов "глубинной психологии". По Ллевеллину, жизненные ситуации - сфера "реального права", находится в сфере сущего, а не должного. Каждая ситуация неповторима, и в связи с этим суд каждый раз создает свое новое право. Предыдущие решения судей не нормативны,поскольку они носят только описательный характер. а не предписывающий.

Несмотря на то что Р.ш.п. подняла актуальную проблему, подвергая критике сторонников догматического направления, которые не разделяли право и закон, у самих "реалистов" было много серьезных ошибок, поскольку они отрицали нормативный характер права, юридическую силу закона, принцип законности.

Положительным моментом данных теорий, является то, что они обратили внимания на судебную деятельность как фактор правообразования, акцентировали внимания на процессе вынесения судебного решения. В то же время реалистические доктрины подвергаются критике по следующим основаниям:

1. Определение права как совокупности судебных решений применимо лишь для стран «общего права», где суды наделены правотворческими функциями.

2. Сторонники реалистической школы сужают сферу правового регулирования, т.к. многие правовые отношения вообще не доходят до суда, но их участники все же наделаны субъективными правами и юридическими обязанностями.

3. Неопределенность права, за которую выступают реалисты, снижает качество права как социального регулятора, может дезориентировать участников общественных отношений.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов Коллектив авторов

6. Юридический солидаризм

6. Юридический солидаризм

Солидаризм (социальная солидарность) - социально-политическое и экономическое идейное течение, которое вместо естественно-правовых конструкций прав человека указывает на развитие фактической связи и взаимозависимости людей в общественной жизни, Понятие встречается в проектах некоторых утопических социалистов, у Ф. Бастиа, автора «Экономических гармоний» (середина XIX в,), в работах О. Конта и других социологов, В экономической области идея солидарности давала возможность отказаться от политики государственного невмешательства и ставить задачу возложения на частное лицо (на человека и гражданина) некоторых обязанностей в интересах всех,

Теоретиком солидаризма стал лауреат Нобелевской премии мира, бывший премьер-министр Франции Леон Буржуа 0 851 - 1925), автор «Солидарности» (1896) и «Философии солидарности» (1902), Солидарность предстает у него в юридической форме, которую он именует «мнимым договором», Для естественной солидарности характерно неравенство, поэтому ее нельзя считать справедливой, У солидарности есть свои законы, которые вначале следует «констатировать», а затем уже и воспользоваться ими с тем, чтобы «изменить их действие в интересах справедливости», В силу складывающегося разделения труда, в силу наследственных связей и обязательств человек оказывается связанным с другими людьми множеством уз, часть из которых подпадает под действие своеобразного договора, который они не заключали, но который фактически действует.

Например, получение наследства заставляет наследника выплачивать долги наследодателя. Так, между кредиторами наследодателя и наследниками возникает «мнимый договор», именно мнимый, поскольку он в действительности никогда не заключался. По этой логике всякий член общества тоже связан «взаимными долгами». Богатство, возникшее и скопленное в прошлом благодаря общественному труду многих, обязывает (положение Веймарской конституции 1919 г. и Боннской конституции 1949 г. о том, что «собственность обязывает», по всей видимости, является отдаленным эхом конструкции социального солидаризма); частная собственность становится свободной только после того, как будут произведены некоторые выплаты как потомкам, так и современникам, которые не получили выгод от системы «естественной солидарности». Такими выплатами можно считать обязательные налоги государству, у которого есть присущая ему по природе и назначению функция - быть блюстителем договоров различного происхождения, в том числе «мнимых договоров». Оно же является гарантом выплат минимального «социального долга», например в виде бесплатного просвещения, обеспечения минимума существования (прожиточного минимума), страхования и др. Рационализация подобных обобщений привела к тому, что политические партии, разделявшие идеи солидаризма, стали выдвигать требования ввести прогрессивный подоходный налог, обязательное страхование рабочих, строгую регламентацию труда, создать кооперативные общества и т. д. Примирение, а не борьба классов, их социальное «сотрудничество» становится настоятельной потребностью и необходимым условием общественного развития.

Творчество Леона Дюги (1859-1928), теоретика права, конституционалиста, декана юридического факультета в Бордо, приходится на тот период, когда в европейских странах происходило возрождение идей естественного права (юснатурализма). И хотя это возрожденческое движение не было в состоянии раз и навсегда нарушить доминирующее положение юридических позитивистов, все же интеллектуальное и нравственное недовольство позитивизмом содействовало обновлению восприятия и трактовки тех вопросов, которые позитивисты в силу своей задогматизированности не в состоянии были адекватно воспринимать и объяснять.

Дюги предстает в конечном счете защитником социально-юридического, т. е. позитивистского и социологического, понимания права, однако с некоторыми отступлениями в пользу естественно-правовой традиции.

Замысел относительно коренных перемен в государствоведении и правоведении включал в себя у Дюги попытку упразднить в юридической науке некоторые понятия и конструкции, которые он в духе О. Конта именовал «метафизическими». К их числу он относил понятия «суверенная личность государства», «субъективное право личности» и защищал ряд таких новых понятий, как «юридическая ситуация», «функция», «социальное право» и др. Его самый главный труд назывался «Трактат о конституционном праве» (1911), в котором помимо перечисленных новаций предпринято уточнение и перетолкование самого предмета конституционного права.

Таким образом, общий замысел Дюги предстает как решительное намерение поместить право и его знатоков - юристов в некоторый новый и более адекватный контекст обсуждения природы и назначения права и государства. В этом своем намерении он нашел поддержку среди основателей и главных авторитетов социологического позитивизма (Сен-Симон, Конт, Спенсер) и современников, в частности Э. Дюркгейма, который в своих работах методологического свойства настойчиво утверждал, что право есть не что иное, как «непосредственный результат социальных факторов».

В противоположность Ж. П. Эсмену и Г. Еллинеку и взглядам «всех правоведов, которые придерживаются «дряхлой концепции» субъективных прав и выстраивают на ее основе юридическую технику, сильно похожую на схоластику», Дюги провозглашает тезис о том, что «публичная власть есть просто факт». Государство в его прежних формах коллективности - римская, королевская, якобинская, наполеоновская, форма Третьей республики во Франции - исчезает, и место этих форм начинает занимать новый государственный строй - «более гибкий, более гуманный, более защищающий индивида». Этот строй покоится на двух элементах. Первый элемент - это концепция социальной нормы (входит в корпус объективного права), которая основывается «на факте взаимной зависимости», соединяющей все человечество вообще и членов любой социальной группы (в частности, социальная норма для слабых и сильных, для больших и малых, для правящих и управляемых). Вторым элементом является децентрализация (другое название этой новоявленной социальной и общеустроительной тенденции - синдикальный федерализм). Комментируя это положение, Дюги решительно отмежевывается от революционного синдикализма и высказывает уверенность в том, что современное общество движется «к известному роду федерализма классов, сорганизованных в синдикаты» и что этот федерализм со временем будет «скомбинирован с центральной властью, которая не упразднится, сохранит свою живость, но примет совершенно другой характер... и сведется к функциям контроля и надзора».

Центральной и объединяющей идеей для Дюги становится не идея из арсенала юснатурализма или юридического догматизма, а идея, заимствованная из области позитивистской социальной философии. Таковой стала концепция солидаризма, у истоков которой находится О. Конт.

Идеи солидаризма получили дополнительное обоснование в социологии и юриспруденции. Э. Дюркгейм выдвинул в качестве «опоры морального порядка» «солидарность, основанную на несходстве личностей, возникающем в процессе разделения труда. Дюги высказался о солидарности в таких словах: «В солидарности я вижу только факт взаимной зависимости, соединяющий между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого, в частности членов одной социальной группы. Прибавлю, что в последние годы до того злоупотребляли прекрасным словом «солидарность», что я колеблюсь произносить его; нет деревенского политика, который не разглагольствовал бы о социальной солидарности, не понимая, впрочем, значения этих слов. Поэтому я предпочитаю говорить «взаимная социальная зависимость». В своем обосновании новой системы прав коллективов и индивидов Дюги отказывается видеть в современном обществе только бесконечные социальные конфликты и непримиримую вражду классов; напротив, он изображает его собранием индивидов, между которыми существует тесная солидарность. Помимо социальной солидарности людей связывают и интегрируют в новые общности те правила поведения, которые заданы социальной нормой. «Всякое общество есть дисциплина, а так как человек не может жить без общества, то он может жить, только подчиняясь какой-нибудь дисциплине». Социальная норма не является моральной нормой, но ее можно и нужно считать правовой нормой. Подобно норме правовой, она относится к внешним проявлениям человеческой воли и не обязательна для его внутренней жизни. Кроме того, как полагал Дюги, социальная норма является как бы «органическим законом общественной жизни».

Социальная солидарность в настоящее время стала устойчивой терминологической конструкцией в социологии, где она подразумевает интеграцию (степень или тип интеграции), демонстрируемую обществом или социальной группой. Основой различения степени солидарности является различие между простыми (примитивными) и комплексными обществами. Однако для всех обществ необходимыми элементами являются «разделяемые ценности», интегративный ритуал, консенсус, доминирующая идеология (гражданская религия) и др.

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Общая теория права. Том II автора Алексеев Сергей Сергеевич

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Глава 33. НОРМАТИВНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ АКТ 1. Понятие нормативного юридического акта.2. Нормативный юридический акт как источник права.3. Множественность источников права в эксплуататорских обществах.4. Нормативные юридические акты в социалистическом обществе.5. Нормативный

Из книги История политических и правовых учений. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

19.5 Юридический механизм реализации права Термин «механизм» в юриспруденции означает внутреннее устройство системы, совокупность процессов и состояний, из которых складывается какое-либо явление. Механизм можно также определить как совокупность взаимосвязанных

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

86. Юридический позитивизм Дж. Остина Джон Остин (1790–1859) был учеником Бентама, одним из основателей юридического позитивизма, в 1832 г. издал книгу «Лекции о юриспруденции, или философия позитивного права».Критика идей естественного права содержалась еще в трудах Бентама,

Из книги Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Никитина Татьяна Исааковна

§ 6. Юридический процесс Процесс буквально переводится как «движение вперед». В юридической практике он означает порядок осуществления деятельности следственных, административных, судебных органов близким ему по значению является термин «процедура» – официально

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Краткий юридический словарь Автономия – форма самоуправления части территории федеративного государства. Автономная территориальная единица самостоятельна в решении вопросов местного значения в пределах, установленных центральной властью. Население А. пользуется

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

5. Прагматический юридический реализм Позитивизм аналитической (формально-догматической) юриспруденции иногда именуют позитивизмом законников (легистским позитивизмом), тогда как позитивизм школы американских (Фрэнк и др.) и скандинавских «правовых реалистов»

Из книги Философия права [Курс лекций] автора Моисеев Сергей Вадимович

7. Юридический институционализм Институционализм (от лат. institutio - образ действия, наставление, устройство) основан на понятии «институция», обозначающем любое устойчивое объединение людей для достижения определенной цели, а также порядок или способ социального общения,

Из книги Понятие права автора Харт Герберт

14. Юридический экзистенциализм Экзистенциалистский подход к праву сформировался в XX в. под влиянием экзистенциализма как философии существования. Сами основатели различных направлений философского экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр и др.) специально

Основоположником и наиболее известным представителем теории солидаризма в праве был французский юрист Л. Дюги (первая треть XX в.). В качестве основных положений, на которых базировалось его учение, Л. Дюги выдвигал два: человек - существо общественное, он не может жить обособленно; общество функционирует лишь благодаря солидарности, которая соединяет индивидов. Из этого положения Дюги делал вывод о наличие неизменной нормы (принципа) солидарности: «поступай солидарно». Никто не должен нарушать норму солидарности: не делать ничего, что наносит ущерб солидарности, а делать лишь то, что содействует солидарности. Принцип солидарности постоянен, хотя его содержание и меняется вместе с изменением общественной жизни. Он является основой правопорядка и государственной организации.

С развитием разделения труда, отмечал Дюги, люди становятся более зависимыми друг от друга (рабочий - от капиталиста, капиталист - от рабочего и т.д.),а потому солидарность должна развиваться и укрепляться. На основе идеи солидарности в обществе стихийно складываются различные социальные нормы, в том числе и правовые. Право, по мнению Дюги, не создается государством. Правовые нормы существуют без государства, которое лишь выявляет нормы, стихийно складывающиеся в обществе на основе солидарности, и формулирует их в виде закона. Правовые нормы выше государства, выше законодателя. Если государство издает правила, противоречащие солидарности, то они не будут соблюдаться, не войдут в число солидарных норм.

Право - это не инструмент политики государства. Оно выражает не волю какого-либо класса, а солидарность различных социальных групп. Существование государства обусловлено разделением труда и необходимостью установления и формулирования права, выражающего солидарные интересы. Разделение на правящих и управляемых является следствием стремления сильных, энергичных индивидуумов использовать свою энергию на охрану социальных норм, организацию общественных реакций на их нарушение. Дюги выступал против субъективных прав, заменяя их социальной функцией. Рабочий и капиталист не имеют субъективных прав, они обладают лишь определенными социальными функциями, которые призваны осуществлять «святую солидарность»и обеспечивать «счастливую гармонию». Частная собственность - не право капиталиста, а необходимая социальная функция, без которой немыслимо общество. Идея о социальной функции частной собственности воспринята конституциями ряда развитых стран.

Например, в Конституции ФРГ (ст. 14) записано: «Собственность обязывает. Пользование ею должно служить общему благу».Эта идея была бы полезна России, где идет перераспределение собственности, созданной общим трудом миллионов, в пользу немногих. Важно, чтобы частная собственность, возникающая в результате перераспределения, использовалась бы не только для извлечения прибыли, но и в общесоциальных целях. Теория солидаризма актуальна и в другом отношении. Она лежит в основе политики социального, классового сотрудничества, активно внедряемыми разными политическими силами. Эта идея начинает воплощаться и в России. Примером этому служит подписание Договора об общественном согласии, заключение тройственных соглашений (правительство, профсоюзы, работодатели).