Судебная практика по добыче общераспространенным полезным ископаемым. Нелегалы песчаных карьеров: разработчики недр в Отарах «засветились» по телефону, но не признались

Ст. 255 УК РФ размещена в девятой главе кодекса. Согласно статье нарушение закреплённых правил защиты и использования недр во время строительства, создания проекта расположения и применение горнодобывающей техники, изменение и разрушение мест залежей карается по закону. Запрещено самовольно строить на территории, где расположены залежи полезных ископаемых. Эта статья регулирует правоотношения в сфере охраны полезных ископаемых.

За пренебрежение данной статьёй законодатель предусмотрел наказание в виде:

Каждая из перечисленных санкций применяется как самостоятельное наказание, совмещать санкции законодательно недопустимо. Тип карательных мероприятий зависит от степени тяжести нанесённого ущерба природным ресурсам и месту их расположения.

Чаще всего эта статья относится к предпринимателям и строительным компаниям. Привлечь к ответственности можно только физическое лицо, если по вине организации произошла самовольная застройка мест залежей полезных ископаемых, то отвечает перед судом директор организации или ответственное за застройку лицо.


Чтобы понимать, какие действия запрещены относительно мест нахождения сланцевых пород, нужно разобраться, что к ним относится, и слой почвы, задействованный при исследовании.

Природные ископаемые – это минералы, газы, руда и другие элементы, в том числе водные источники, извлекаемые из земных глубин. Каждому виду присущ свой слой земной коры. Поэтому перед строительством нужно изучить местность и выяснить у геологов, нет ли здесь залежей какого-либо вида ископаемых.

Все полезные ископаемые и территория, на которой они находятся, являются предметами преступления. Но Уголовный кодекс не относит к этой категории жемчуг. Как биологический вид, жемчуг относится к тому виду ресурсов, действия относительно которого регулируются другой нормой УК РФ.

Объект правонарушения – отношения в области защиты природы и зоны расположения природных ресурсов. Согласно нормативному акту, объективная сторона преступления – это пренебрежение установленными нормами и правилами в области защиты земных глубин. К другим нарушениям относятся противоправные деяния – действие или бездействие относительно природных источников. Незаконное строительство на месте залежей руды или газа считается противоправным деянием, за это предусмотрены санкции. Согласно диспозиции ст. 255 УК РФ, преступление квалифицируется как противоправное деяние небольшой тяжести.

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 30.09.2017) «О недрах» говорит, что защита мест залежей природных ресурсов является частью определения «охрана окружающей среды». Недрами вправе пользоваться граждане, организации, в том числе и иностранные компании, занимающиеся строительством на территории страны. Если иностранная компания нарушит закон на территории России, то и отвечать она будет по Российскому законодательству.

Чтобы осуществлять деятельность по разработке недр, гражданам и организациям выдаётся лицензия. Она действует как разрешение на осуществление определённой деятельности относительно исследования и проведения действий на территории месторасположений. Согласно установленным нормам, добывать биоресурсы без специальной лицензии запрещается. Порядок выдачи лицензий устанавливает государство.

Распространёнными нарушениями в сфере природопользования законодатель определяет:

Этот перечень законодатель оставляет открытым, так как норма применима к плодородной почве и к животному миру.

Если нет признаков преступления – причинённого вреда, то преступления тоже нет. Деяние считается совершённым, когда природе нанесён значимый ущерб. Он может быть нанесён по неосторожности и по незнанию или со злым умыслом. Если пренебрежение правилами охраны было ненамеренным, то и наказание суд предъявит мягче.

Что касается субъекта преступления, то им выступает гражданин в возрасте от 16 лет, достигший полной дееспособности. Подлежит наказанию тот, кто отвечает за создание проекта, организацию стройки и введение в пользование и непосредственное использование техники.

Незаконная добыча полезных ископаемых регулируется УК РФ, а пренебрежение правилами проведения геологического изучения земных глубин – КоАП. Поэтому законодатель разграничивает нарушение принципов охраны национальных ресурсов и противоправные действия во время исследований недр.

Правоотношения в сфере охраны месторождений природных ресурсов регулируются УК РФ, законами и Постановлениями Верховного Суда РФ. Постановление Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъясняет, какие нарушения относятся к тяжким, средней тяжести и лёгким.

Верховный суд Республики Хакасиявынес оправдательный приговор в отношении лица, обвинённого в нарушении охраны и правил использования недр.В действиях управляющего компанией, занимающейся добычей угля, злого умысла апелляционный суд не увидел. Организация владела необходимыми документами, разрешающими добычу угля в месте расположения залежей, но разработка велась после выдачи отрицательного заключения государственной экспертизы касательно проекта разработки месторождений. На этом факте основывается обвинение управляющего.

Верховным судом установлено, что разработка месторождений сланцевых пород без утверждённого государственной экспертизой проекта запрещена, несмотря на наличие лицензии, позволяющей осуществлять указанную деятельность.

Основываясь на правоустанавливающих документах, юрист:

  • рассмотрит совершённое деяние, с точки зрения закона, и выяснит, оно было совершено со злым умыслом или по неосторожности или небрежности;
  • проверит документы лица или организации, нарушивших закон.
  • отыщет сильные и слабые стороны в документах: неутверждённые проекты разработок месторождений, проекты, получившие отрицательную визу и т. д.

Описанный алгоритм позволяет углубиться в вопрос клиента и продумать тактику защиты для судебного заседания.


Юрист, разобравшись в законе о недрах, определит, какой вид деятельности нельзя осуществлять без лицензии. К этому виду относится и разработка артезианских скважин, так как вода - тоже природный ресурс.

Прежде чем добывать полезные ископаемые или размещать деятельность на месте их залежей, стоит обратиться к юристу и подготовить пакет документов для получения соответствующей лицензии. Это обойдётся дешевле, нежели незаконная разработка месторождений.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ,

СОБСТВЕННОСТИ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

на тему «Правовое обеспечение борьбы с незаконной добычей полезных ископаемых »

Проведя с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, представителей научно-исследовательских учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение проблем совершенствования действующего законодательства и мер, необходимых к принятию для борьбы с незаконной добычей и использованием полезных ископаемых, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Минерально-сырьевая база Российской Федерации является основой экономики России , ее рациональное использование способно на ближайшие десятилетия обеспечить развитие других видов производства и непроизводственной сферы. В недрах России сосредоточены более 25% мировых запасов природного газа, 34% алмазов, 14% запасов никеля, 18% калийных солей, 19% угля.

На территории страны обнаружены залежи практически всех известных полезных ископаемых. Соответственно, Россия занимает лидирующие позиции и в сфере добычи основных видов полезных ископаемых, являясь крупнейшим производителем и экспортером продукции минерально-сырьевого комплекса.

Между тем, существует ряд негативных факторов, сдерживающих эффективное функционирование минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации: это ухудшение качества и усложнение минерально-сырьевой базы, сложная внешне - и внутриэкономическая обстановка: замедление экономического роста, неблагоприятная конъюнктура на рынках сырья, режим санкций. Самовольное пользование участками недр и самовольная добыча полезных ископаемых, несомненно, является одним из таких факторов.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Таким образом, действующее законодательство в области недропользования однозначно предписывает, что пользование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, в частности, песчано-гравийных смесей, гранита, песчаника и прочего камня для памятников и строительства, осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке.

Любое иное пользование участками недр влечет административную и уголовную ответственность .

Так, частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пользование недрами без соответствующей лицензии.

Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Также предусмотрена уголовная ответственность по статье 158 (за тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственность ю) и статье 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).

Максимальное наказание, предусмотренное статьей 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, - лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет, либо без такового.

Статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации также предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Между тем, ситуация с самовольным пользованием участками недр пока не меняется.

Ежегодно на территории Российской Федерации выявляются сотни различных нарушений законодательства о недрах.

Основными нарушениями со стороны недропользователей являются: пользование недрами без лицензии; невыполнение условий лицензионных соглашений по срокам добычи, разработки технической документации; по установлению уровня добычи полезных ископаемых; несоблюдение порядка водопользования и землепользования ; нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов ; нарушение законодательства об охране окружающей среды , об охране атмосферного воздуха; несвоевременное представление статистической отчетности и др.

Например, на территории Республики Татарстан в порядке надзора в области недропользования в рамках своих полномочий Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан за 2016-2017 годы выявлено 364 нарушения требований законодательства в области недропользования. Наложены штрафные санкции на общую сумму более 27 млн. руб. Размер вреда, причиненного недрам в результате незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых, составил более 500 млн. рублей. За нарушение лицензионных условий приостановлено действие 32 лицензий на пользования недрами.

С начала 2015 года на территории Московской области пресечена незаконная деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых на более чем 40 объектах (в 2014 – 39 объектов). Привлечено к административной ответственности юридических, должностных и физических лиц на сумму более 20 млн. руб. (в 2014 – 14 млн. руб.). Произведены расчёты экономического ущерба, причинённого в результате незаконной деятельности, более 2,5 млрд. руб. (в 2014 – свыше 3 млрд. руб.), изъято свыше 70 единиц спецтехники (в 2014 – около 120). К наиболее ярким примерам можно отнести незаконную добычу песка в д. Алексеевское Солнечногорского района (-Инвест»), пос. Рыбхоз Ногинского района (рыбокомбинат»), в Шаховском районе ().

Перечисленные нарушения наносят огромный ущерб регионам. В результате незаконных действий юридических лиц, бюджеты разных уровней недополучают в полном объеме доходы, наносится ущерб государству в части неуплаты налогов на добычу полезных ископаемых и остается невзысканной упущенная выгода от использования общераспространенных полезных ископаемых. Увеличиваются площади незаконных выработок, рекультивация которых в последствие ложится на расходы государства .

Кроме того, страдают добросовестные недропользователи, которые испытывают сильное конкурентное давление на рынке со стороны нелегальных добытчиков: незаконно добытые песок и гравий стоят на рынке намного дешевле сырья, добытого легально.

В апреле 2017 г. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации был представлен доклад «Природные ресурсы: эффективность и контроль», подготовленный по инициативе председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (далее-Доклад).

Доклад, подготовленный с привлечением экспертов и аналитиков, содержит сведения об основных направлениях теневого природопользования , в нем проанализирована организация учёта природно-ресурсной базы, планирование и использование контрольно-надзорной деятельности в целях пресечения нелегальной добычи природных ресурсов, обеспечение компенсации нанесённого вреда природе и неотвратимость адекватного наказания для нарушителей, в том числе и в области недропользования.

Так, по экспертной оценке, представленной в Докладе, ежегодная нелегальная добыча составляет: угля – 3 млрд руб., золота – 10 тонн или 26,9 млрд руб., янтаря – от 70 тонн и более или от 5,8 млрд руб., нефрита – 2080 тонн или 125 млрд руб., песка, гравия - на сумму 40 млрд. руб.

Специалисты отмечают, что применять санкции за незаконную добычу полезных ископаемых весьма сложно. По мнению экспертов, взимание штрафов – малоэффективная мера, размеры взыскания несопоставимы с доходностью от самовольной добычи полезных ископаемых. Решением проблемы может стать изъятие техники прямо на месте преступления. Сейчас в силу части четвёртой статьи 3.7 КоАП РФ с 2013 года не подлежат конфискации орудия и предметы совершения правонарушения, если они не принадлежат на праве собственности лицам, которые совершили правонарушения. Исключением при этом являются лишь дела о таможенном законодательстве. В итоге, такие лица задерживаются, а орудия и предметы совершения правонарушения возвращаются без дальнейших материальных последствий для их реальных владельцев .

Эффективным решением данной проблемы стало бы законодательное закрепление именно в статье 3.7 КоАП РФ новой части, которая бы прямо указала, что конфискация судов, спецтехники, автомобилей, бензопил, буров и других предметов совершения правонарушения, даже если они не принадлежат на праве собственности лицам, которые совершили правонарушения, является обязательным, в том числе по тем составам, касающимся нелегальной добычи общераспространенных полезных ископаемых.

То же самое можно говорить об уголовной ответственности. Согласно пункту «г» части 1 статьи 104.1 УК РФ, конфискация имущества возможна, если принудительное безвозмездное изъятие осуществляется в отношении лица, которому, принадлежат те орудия и оборудование, которым он совершал уголовные деяния, что на практике также не работает.

Конфискация у нарушителей тяжелой техники и оборудования позволит не только уменьшить масштаб незаконного оборота полезных ископаемых, но и пополнить бюджет за счет реализации конфискованного имущества. К примеру, по имеющимся данным, только на территории Амурской области в нелегальной добыче драгметаллов задействовано около 150 единиц землеройной спецтехники общей стоимостью порядка 550 миллионов рублей.

Кроме того, статьей 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в большей части фиксируются сотрудниками полиции и направляются в органы, уполномоченные рассматривать дела, что предопределяет большие временные затраты. Помимо этого, при рассмотрении материалов часто возникает необходимость получения дополнительной информации для полного и всестороннего рассмотрения дела, надлежащего уведомления лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения.

Недостаточно довольствоваться результатами проведенных проверок, выявленными нарушениями, суммой наложенных штрафов. Требуется комплексный подход к пресечению фактов незаконной добычи полезных ископаемых. Решение проблемы незаконного недропользования невозможно без эффективного взаимодействия региональных органов власти и правоохранительных органов с органами местного самоуправления , средствами массовой информации , общественностью.

Проанализировав возможные направления совершенствования действующего законодательства и меры, необходимые для борьбы с незаконной добычей и использованием полезных ископаемых, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

1.1. Считать проекты федеральных законов, направленные на обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации, приоритетными и подлежащими первоочередному рассмотрению Государственной Думой.

1.2. Ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

№ 000-6 «О внесении изменений в статью 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении ответственности за самовольную добычу нефрита и сбыт незаконно добытого нефрита);

№ 000-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (в части установления уголовной ответственности за самовольную добычу драгоценных металлов , природных драгоценных камней , жемчуга, полудрагоценных камней или янтаря).

2. Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации:

2.1. Рассмотреть вопрос о возможности увеличения срока привлечения к административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ и установления срока привлечения к административной ответственности не с момента совершения административного нарушения, а с момента обнаружения такого нарушения.

2.2. Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в статью 3.7 КоАП РФ новой части, которая бы прямо указала, что конфискация судов, спецтехники, автомобилей, бензопил, буров и других предметов совершения правонарушения, даже если они не принадлежат на праве собственности лицам, которые совершили правонарушения, является обязательным, в том числе по тем составам, касающимся нелегальной добычи общераспространенных полезных ископаемых

2.3. Рассмотреть возможность внесения в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на повышение роли общественного контроля в выявлении и противодействии правонарушениям в области использования и охраны недр, предусмотрев наделение общественных инспекторов соответствующими полномочиями.

2.4. Внести изменения в законодательство Российской Федерации о недрах (Закон Российской Федерации «О недрах», Положение о порядке лицензирования пользования недрами) в целях повышения ответственности недропользователей за исполнение условий лицензий.

2.5. Сформировать перечень предложений по совершенствованию положений Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части:

Точной квалификации преступлений и правонарушений в области использования и охраны недр;

Способов доказывания и фиксации фактов нарушений;

Профилактики преступлений коррупционной направленности в области использования и охраны недр;

Соответствия мер ответственности размеру нанесенного ущерба.

3. Правительству Российской Федерации:

3.1. Ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, направленных на:

Установление возможности предоставления права пользования участком недр единственному участнику аукциона, а также запрета на участие в торгах связанных между собой лиц, входящих в одну группу лиц по одному или нескольким признакам, установленным антимонопольным законодательством ;

Установление порядка актуализации лицензий на пользование недрами, определения содержания лицензии на пользование недрами, а также ее существенных условий;

Отнесение к компетенции Правительства Российской Федерации принятия решения о предоставлении права пользования недрами в целях геологического изучения участков недр, расположенных во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации;

Обеспечение недропользователем безопасности всех буровых скважин, расположенных на лицензионном участке;

Закрепление порядка предоставления права пользования недрами для создания и эксплуатации полигонов отработки технологий рентабельной добычи углеводородного сырья, отнесенного к баженовским, абалакским, хадумским, доманиковым продуктивным отложениям;

Закрепление порядка организации учета прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

Установление возможности осуществления пилотного проекта по добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями на территории Магаданской области ;

Применение повышающих коэффициентов к расходам на геологическое изучение недр при исчислении налога на прибыль организаций;

Установление конкретных оснований для отказа в переходе права пользования участками недр, а также определение особенности перехода права пользования участками недр федерального значения;

Закрепление полномочий по предоставлению права пользования участками недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, при пользовании которых необходимо использование земельных участков из состава земель обороны и безопасности;

Установление договорных форм недропользования;

Установление возможности проведения аукционов на право пользования участками недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации среди лиц, имеющих право быть пользователями на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации;

Установление запрета восстановления лицензии на пользование недрами, по которой право пользования недрами в установленном порядке прекращено;

Закрепление основания предоставления участков недр в пользование в целях строительства и эксплуатации подземных сооружений федерального значения;

Упрощение порядка предоставления права пользования недрами для добычи подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, либо объектов сельскохозяйственного назначения, объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки;

Создание реестра недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр;

Совершенствование правового механизма предоставления земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами;

3.2. Обеспечить открытый доступ к государственным реестрам природных ресурсов, за исключением информации ограниченного доступа, составляющей государственную, коммерческую или служебную тайны, персональные данные. Обеспечить качественные средства поиска и навигации на этих информационных ресурсах.

3.3. Разработать предложения по привлечению внебюджетных механизмов поддержки работы открытых информационных систем.

3.4. Внести изменения в госпрограммы и ФЦП, направленные на введение дополнительных целевых показателей и установление объективных значений уже имеющихся показателей по контрольным мероприятиям в части охраны и использования природных ресурсов.

3.5. Разработать дополнительные меры по повышению ответственности руководителей субъектов Российской Федерации и органов государственной власти федерального и регионального уровня за достижение показателей госпрограмм в части контрольно-надзорной деятельности направленной на обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр.

3.6. Разработать технико-экономическое обоснование и дорожную карту внедрения современных технических средств контроля в сфере добычи полезных ископаемых (например, усилить мониторинг за проводимыми на территории регионов горными работами в режиме фиксации средствами космического мониторинга по образцу мониторинга пожаров и лесных разработок).

3.7. Рассмотреть целесообразность создания в субъектах Российской Федерации межведомственных групп по организации проверок в оперативном режиме в случае выявления незаконной добычи или поступления сигналов об этом. В состав должны войти органы исполнительной власти регионов, Федерального агентства лесного хозяйства , прокуратуры, Росприроднадзора, Ростехнадзора, ОБЭП МВД, Роснедр и Роспотребнадзора.

3.8. Разработать предложения по дальнейшему развитию механизмов возмещения ущерба в сфере природопользования.

3.9. Провести анализ направлений совершенствования системы финансирования контрольно-надзорной деятельности.

Председатель Комитета

Государственной Думы

по природным ресурсам,

собственности и

земельным отношениям

В распоряжении следствия есть расшифровка разговоров, в которых уже бывший сотрудник Минэкологии РТ предлагает сдать своих

После года расследования дело о незаконной добыче песка в поселке Отары дошло до Приволжского суда. Как выяснило «Реальное время», перед каждой проверкой объекта предприниматель по кличке Черный и его подельники из числа экс-работников Минэкологии РТ созванивались друг с другом, а в одной из бесед участвовал и действующий сотрудник ведомства - предложил бывшему коллеге сдать своих же ребят за то, что те тоже просили взятки. Подробнее о тесных связях нелегальных разработчиков с экологами - в материале «Реального времени».

Дело нелегальных разработчиков дошло до суда

Приволжский районный суд зарегистрировал 20 июня поступившее уголовное дело в отношении предпринимателя Айрата Набиуллина и двух бывших сотрудников Минэкологии Татарстана. Судебное заседание назначено на 23 июля. Дело будет рассматривать Ирек Камартдинов, который ранее разбирался в суде в массовом бунте зэков в ИК-2 в марте 2017 года, а недавно оправдал казанского госрегистратора по делу о взятках.

Но вернемся к его новому делу. Подробнее о нем «Реальное время» писало еще в августе 2017 года. Напомним, бывший и действующий сотрудники Министерства экологии, по версии следствия, «крышевали» незаконную разработку карьера в поселке Отары, рядом с ООО «Промышленный парк Коламбия». Изначально называлась общая сумма переданных «черным» копателем взяток в 240 тысяч рублей, но впоследствии она выросла до 326 тысяч рублей. Что интересно, «своего» правоохранителям сдали сами сотрудники Министерства экологии, которые заподозрили что-то неладное после неудачных рейдов в Отары - местные жители жаловались на незаконную разработку, но застать нарушителя не удавалось даже при внезапных проверках. Это и породило предположение о сливе информации кем-то из министерства.

Следствие полагает, что с апреля 2015 года по июль 2017-го предприниматель Айрат Набиуллин незаконно добывал песок на продажу, а помогал ему избежать ответственности экс-сотрудник Центрального территориального управления Минэкологии РТ Руслан Шакирзянов. Который, в свою очередь, по версии следствия, получал информацию о рейдах у старшего специалиста Госинспекции экологического надзора Минэкологии РТ Рината Хабибуллина.

Местные жители жаловались на незаконную разработку, но застать нарушителя не удавалось даже при внезапных проверках

Украл песок у Российской Федерации

По данным «Реального времени», 38-летний уроженец Узбекистана Айрат Набиуллин переехал в Татарстан и обжился в том самом поселке Отары. С супругой они родили двух детей - оба на данный момент еще не достигли совершеннолетия. К слову, у двух других подсудимых семейное положение схожее - все женаты и имеют по два ребенка младше 18 лет.

Чтобы реализовать в жизнь свой план по незаконной добыче песка, по версии следствия, Набиуллин арендовал экскаватор и нанял рабочих. Всего за более чем два года работы предприимчивому предпринимателю удалось похитить 68 850 кубометров песка - ресурса, принадлежащего Российской Федерации. Сумму установленного следствием ущерба оценили в 11 млн 704 тысячи рублей - из расчета 170 рублей за один кубический метр.

Следствие полагает, что для беспрепятственной работы, а именно - за предупреждения о проверках и несоставление протоколов об административных нарушениях, Набиуллин решил через Руслана Шакирзянова передавать взятки Ринату Хабибуллину.

Договорившись, предприниматель перечислил в апреле 2015 года через онлайн-банк первые 30 тысяч рублей посреднику. Через месяц - еще 30 тыс. рублей. Переводы различных сумм - от 5 до 30 тысяч рублей - осуществлялись вплоть до июля 2017 года. Однако в Следкоме пришли к выводу: до конечного получателя - Рината Хабибуллина - эти деньги не доходили, поскольку посредник оставлял их у себя. Поскольку должностное лицо в итоге взяток не получало, Набиуллина обвинили только в покушении на дачу взятки (часть 3 ст. 30, пункт «б» части 4 статьи 291 УК РФ), ну и в краже песка в особо крупном размере (пункт «б» части 4 статьи 158 УК РФ).

Сам копатель поначалу в незаконной добыче песка признался, а потом от своих слов отказался, пояснив, что с мая 2017 года арендовал земельный участок на территории «Коламбии» и закупал различные материалы для перепродажи. Именно за них якобы он и платил с опозданием Шакирзянову - этот подсудимый, в свою очередь, заявил, что он после ухода из министерства открыл бизнес по продаже щебня, который и поставлял Набиуллину (согласно открытым источникам, Шакирзянов является гендиректором ООО «ОСК Ресурс»). Свои показания о том, что раньше он прибавлял к этому и оплату за получение информации о проверках, Набиуллин объяснил так - мол, за это ему обещали домашний арест. В свою очередь, карьер, по словам обвиняемого, существовал и до того, как он в 2017 году стал арендовать соседний участок. И песок он брал для выравнивания площадки, где складировались его материалы.

На выездах сотрудники ведомства обнаруживали только спецтехнику без водителей и уезжали ни с чем

«Рыцарского плана человек»

Сообщения о том, что в Отарах незаконно добывают песок, в Минэкологии стали поступать в 2016 году, но на выездах сотрудники ведомства обнаруживали только спецтехнику без водителей и уезжали ни с чем. О том, что карьеры разрабатывает Набиуллин, им сказали местные жители. Они же сообщили, что у него есть кличка - Черный. После этого его в разработку взяли правоохранители.

Уже в ходе следствия силовики получили детализацию телефонных соединений всех трех фигурантов дела. Анализ показал - о приезде проверяющих структур неоднократно сообщали из министерства, а когда этого не происходило, Набиуллин сам звонил и на татарском, щедро сдобренном матом, пытался урегулировать ситуацию, переживая, что сейчас инспекторы вызовут подмогу и их всех дружно увезут в отдел. При этом сотрудники ведомства снимали карьер на фото и видео, но привлечь за нелицензионную добычу песка на продажу никого не смогли. Позже главный государственный инспектор РТ в области охраны окружающей среды Фаяз Шакиров свидетельствовал, что, усомнившись в своих сотрудниках, стал напрямую направлять на объект инспекторов поодиночке, чтобы вычислить, через кого происходит утечка информации.

О том, что его подчиненный Хабибуллин в курсе происходящего, Шакиров понял в конце июля 2017 года, когда тот возвращался и отчитывался, что никто ничего в Отарах не копает, а экскаватор стоит без номеров. Любопытно, что сам главный инспектор познакомился с Набиуллиным еще до возбуждения этого уголовного дела. В 2015 году Шакиров лично выезжал на проверку в Отары, но его служебная машина не справилась с местными дорогами и застряла. И на помощь пришел как раз Набиуллин, который вытащил ее на своем КАМАЗе.

Как утверждает один из источников «Реального времени», в ходе прослушки телефонных разговоров подозреваемых выяснилось, что однажды Шакирзянов сообщил собеседнику о вымогательстве сотрудниками Центрального территориального управления Минэкологии у водителей спецтехники денег. На что человек, опознанный по голосу как Хабибуллин, предложил… подставить их. Но Шакирзянов матом посетовал, что неоднократно предлагал такой вариант, но Айрат (судя по всему, Набиуллин) отказывался, потому что он «рыцарского плана человек» и это противоречит его принципам.

Фаяз Шакиров свидетельствовал, что, усомнившись в своих сотрудниках, стал напрямую направлять на объект инспекторов поодиночке, чтобы вычислить, через кого происходит утечка информации

Все на свободе и обвинения не признают

Шакирзянову следствие предъявило обвинение по части 3 статьи 159 УК РФ за обман с хищением чужого имущества в крупном размере - тех самых непереданных взяток. В свою очередь, Хабибуллин отделался обвинением в превышении должностных полномочий (часть 1 статья 286 УК РФ) и увольнением из министерства. Сейчас он безработный. Вину не признали оба.

Потерпевшей стороной в деле признано Минэкологии РТ в лице начальника госинспекции экологического надзора Министерства экологии и природных ресурсов РТ Алмаза Закирова. К слову, он помог следствию с опознанием участников телефонных переговоров, полученных оперативным путем. На одной из записей Шакирзянов спрашивает у Хабибуллина, кто именно приехал в Отары с проверкой, и диктует номер на машине - «455». В ответ инспектор говорит - «цэтэушники, больше некому», очевидно, имея в виду сотрудников Центрального территориального управления Министерства экологии. Дальше Хабибуллин говорит, что раньше Айрат ставил на дороге машины (либо препятствие для проезда, либо дозор от проверяющих, - прим . ред .), а сейчас совсем расслабились. На следствии Закиров рассказал, что таким образом Хабибуллин разглашает бывшему коллеге сведения, составляющие государственную и охраняемую законом тайны, вместо того, чтобы принять меры по пресечению незаконной деятельности этого Айрата Набиуллина.

Из тех же оперативных записей следует, что Хабибуллин сообщал о том, что его коллег постоянно информируют о том, что кто-то копает вплоть до 10 часов вечера, и советовал копать еще позже.

Первые месяцы следствия Набиуллин провел в СИЗО, а экологи - под домашним арестом. Позже копателя отпустили под домашний арест, а ту же меру пресечения экологам отменили в судебном порядке. На финише расследования следствие ходатайствовало об их водворении в СИЗО, но Советский райсуд отказал, а в мае отпустил под подписку и Набиуллина.

«Реальное время» будет следить за развитием этой истории.

Мария Горожанинова, фото eco.tatarstan.ru


В ходе проведения административного расследования сотрудниками департамента эконадзора Минприроды Ульяновской области установлено: общество с ограниченной ответственностью «Аспект» в нарушение норм закона N 2395-1ФЗ «О недрах» добывает общераспространенные полезные ископаемые (строительный песок) без приобретения лицензии.
Поступившие в адрес департамента эконадзора данные, а также материалы административного расследования, фото и видео материалы подтвердили наличие события административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без соответствующей лицензии.
Из законодательства:
В соответствии со ст. 11. Федерального закона от 21 февраля 1992г. N 2395-1ФЗ «О недрах» (далее Закона) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Статья 23. Закона, основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: Соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
На основании распоряжения о проведении рейдового задания, в ходе осмотра местности по указанному адресу, при присутствии съемочной группы ГТРК «Волга» выявлено следующее.
На земельном участке юго-восточнее бывшего летнего животноводческого лагеря ОГУСП «Совхоз Ульяновский плодопитомнический» на расстоянии 500-1000 метров от животноводческого комплекса, незаконно разрабатывается карьер с добычей строительного песка из недр. Площадь карьера ориентировочно 5000-6000 м2, в длину более 90 метров в ширину более 65 метров, глубина более 10 метров. На момент выезда осуществлялась работа по вскрышиванию карьера и вывоз строительного песка автомашинами. Факт разработки карьера был зафиксирован актом, фотоматериалами и видео съемкой ГТРК «Волга».
На момент выезда документация, подтверждающая законность добычи песка, не была представлена.
В ходе административного расследования представитель организации предоставил информацию, что обществом из указанного земельного участка был добыт строительный песок в количестве около 1000 (тысячи) тонн для нужд предприятия, без цели реализации.Нарушения подтверждаются материалами административного дела (акт фиксации, объяснение исполнительного директора, фото и видеосъемкой).
Тем самым, установлено, что невыполнение требований природоохранного законодательства обществом приводит к негативному воздействию на окружающую среду, за что предусмотрена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (ст.75 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
ООО «Аспект», как юридическое лицо обязано знать и соблюдать требования законодательства. Однако допустило указанные нарушения, своевременно их не устранило, не приняло все необходимые меры по организации деятельности предприятия в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
Тем самым, в действиях (бездействиях) ООО «Аспект» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ - Пользование недрами без соответствующей лицензии.

В связи с вышеизложенным,вышеуказанное юридическое лицо признано виновным в нарушениях, предусмотренных КоАП РФ. За допущенные нарушения действующего законодательства ООО «Аспект» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в пределах санкции, предусмотренной ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей.

Фотофиксация





Песок являет собой одно из полезных ископаемых, которые массово используют не только в строительстве, но и во множестве других сфер деятельности. В РФ существуют определенные требования к добыче песка. Законодатель определяет ряд субъектов, которые могут беспрепятственно использовать полезное ископаемое в своих целях. При этом выделяются и субъекты, которые за те же действия будут привлечены к ответственности и понесут наказание. Незаконная добыча песка не регулируется какой-то одной статьей, наказание виновный может понести как по Уголовному кодексу, так и по Административному.

Для того чтобы избежать ответственности за незаконную добычу и использование полезных ископаемых, необходимо знать утвержденные нормы и правила. Законодатель не запрещает использовать песок владельцам земельных участков, которые относят в категорию приусадебных, садовых или огородно-садоводческих территорий. Земли в границах частной собственности владелец может обрабатывать на свое усмотрение, он может даже самовольно добывать полезные ископаемые.

Не запрещает законодатель добывать песок на территориях геологического отвода земель, юридическим лицам. Важно только, чтобы деятельность юридического лица была занесена в ОКВЭД предприятия.

Если добыча песка приобретает коммерческие масштабы, то обязательно должны быть в штате специалисты по разработке песчаного карьера, соответствующая техника, которая предназначена именно для работы в карьере, а также квалифицированные работники в области проведения измерений на местности. Таких людей еще называют маркшейдерами.

Обязательным моментом является наличие права собственности на обрабатываемый участок или договор права использования его в коммерческих целях от владельца. Необходима лицензия на произведение подобных работ, а также наличие статуса ИП или юридического лица. Если садовник на своем участке начнет добывать песок и продавать, его действия будут расцениваться, как незаконная предпринимательская деятельность, хоть он и использует естественные ресурсы на своей территории.

В большинстве случаев к ответственности нарушителей правил добычи песка будут привлекать по Административному кодексу, а непосредственно по 3 части статьи 8.13 КоАП РФ. Эта законодательная норма содержит 8 диспозиций, в том числе и добычу песка.

Что нужно для получения права добывать песок

Если вы желаете на законных основаниях производить добычу полезного ископаемого, в первую очередь следует получить согласие местного органа управления земельными ресурсами на осуществление данного деяния. Если участок, где вы планируете добывать песок, находится в частной собственности, необходимо: или составить договор с владельцем на использование его земель, или же провести отчуждение земель из частной собственности под недропользование.


Далее требуется составить проект работ по недропользованию. Здесь не обойтись без помощи квалифицированных инженеров и технологов. Лицензию на добычу выдают по отдельности на каждое ископаемое, поэтому вам лучше составить проект исключительно на добычу песка.

Вместе с проектом, лицо желающие производить добычу ископаемого, должно предоставить перечень таких документов:

  • Заявку на получение лицензии. В ней обязательно указать статус ИП или юридического лица, цель производства, местоположение участка, а также предполагаемый размер добычи.
  • Должна быть копия права собственности на использование техники, необходимой для работы, а также штатное расписание работ и документы, свидетельствующие о квалификации персонала.
  • Бухгалтерский отчет и справку о финансовом состоянии.
  • Копия или оригинал свидетельства о праве собственности или возможности использовать земельный участок.

Получение лицензии на произведение подобных работ сопровождается необходимостью уплаты госпошлины, поэтому к заявлению следует приложить копию квитанции об уплате. Получение лицензии не может осуществляться третьими лицами, подрядные отношения в данной ситуации запрещаются законом.

Состав преступления

Способ привлечения к ответственности напрямую зависит от последствий и характера нарушения закона. Если добыча песка происходила в запрещенном месте, то объектом преступления выступает отношение в области защиты природы и зоны расположения природных ресурсов.

В зависимости от объемов изъятого сырья ответственность за незаконную добычу песка будет назначаться по статье 8.13 Административного кодекса или по 255 ст. УК РФ.


Объективная сторона преступного действия выражается в нарушении правил охраны и использования недр. Существуют четко утвержденные права и обязанности недропользователей, сроки и виды работ, места добычи и пользования ресурсов.

Субъектом преступления может быть вменяемый 16-летний гражданин, который в ответе за организацию работ по добыче песка. Субъективная сторона − в прямом и косвенном умысле. Субъект преступления может понимать опасность своих действий и желать их наступления или же не до конца осознавать опасность добычи песка для природы и государства. Иногда субъект понимает тяжесть своих поступков и возможное наступление последствий, но относится к ним равнодушно.

При определении состава преступление не учитываются мотивы нарушения общепринятых правил, но их может принимать во внимание судья при вынесении приговора. Преступление считается оконченным в момент причинения ущерба естественной среде или государству в коммерческом плане.

Действия людей могут также квалифицироваться по статье 171 УК − незаконная предпринимательская деятельность. В данном случае, объектом нарушения выступают общественные отношения, которые складываются в процессе предпринимательской деятельности. Объективная сторона характеризуется активными действиями, направленными на систематическое получение дохода.

Субъект преступления может быть специальным, то есть человек со статусом ИП, осуществляющий продажу песка незаконно, или обычным − гражданин без статуса ИП, который осуществляет коммерческую деятельность без разрешения. Субъективная сторона заключается в прямом умысле и всегда сопровождается корыстным мотивом.

Наказание за злодеяние

Если к ответственности нарушитель привлекается за административное правонарушение, то, как правило, ему назначают штраф. Санкция будет отличаться по размеру для физических и юридических лиц:

  1. Физическое лицо, привлеченное к ответственности за незаконную добычу песка, заплатит штраф в размере 1500 рублей.
  2. Юридическое лицо вынужденно будет оплатить штраф, в размере 30 000 рублей.
  3. Если представитель какой-либо организации инициирует самовольную добычу песка, то он заплатит штраф в размере 5 тысяч рублей.


Если физическое или юридическое лицо продает песок без соответствующих лицензий и выплаты налогов, подразумевается уголовная ответственность. К уголовному наказанию будут привлечены также юридические лица, которые имеют лицензии на осуществления добычи песка, но получив большую прибыль от его реализации, не указали ее в отчетах.

Ответственность за нарушение ст. 171 УК РФ подразумевается в виде штрафа размером от 500 тыс. до 1 млн. рублей, принудительных работ до 3 лет, а также лишения свободы до 5 лет. Если имеет место квалифицирующий состав, то есть получение незаконной прибыли в крупном размере, то к лишению свободы в размере 5 лет добавляют еще и штраф 80 тыс. рублей.

Очень часто в процессе незаконной добычи песка юридические лица занимаются еще и подделкой документов, неоплатой налогов и финансовыми махинациями. В данном случае они будут привлечены к ответственности по совокупности нарушений. Наказание судья будет выбирать исходя из тяжести последствий и обстоятельств совершения злодеяния.

Если от несанкционированной деятельности карьера пострадали интересы простых граждан, то они имеют право подавать гражданский иск на возмещение ущерба. Размер компенсации будет зависеть от последствий проведения незаконной добычи песка, а также от обстоятельств совершения преступления и статуса виновного (юридическое или физическое лицо).