Порядок изменения статуса субъектов РФ. Изменение статуса субъекта Российской Федерации: территориальные аспекты

Возможность изменения статуса субъекта РФ прямо предусматривается Конституцией РФ. Устанавливается, что статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч.5 ст.66).

Согласно приведенному конституционному положению одностороннее изменение статуса субъекта РФ не допускается. Условия, формы согласования, участники согласования и порядок принятия соответствующих решений по изменению статуса субъекта РФ должны определяться федеральным конституционным законом об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. В случае выполнения требований, предусмотренных этим законом к изменению статуса субъекта РФ, должен быть принят конкретный федеральный конституционный закон об изменении статуса данного субъекта РФ (ч.1 ст.137 Конституции РФ).

Федеральный конституционный закон, в соответствии с которым может осуществляться изменение статуса субъекта РФ, пока не принят. Поэтому предоставленное конституцией РФ право в настоящее время не осуществимо.

Потребность в разработке федерального конституционного закона об изменении статуса субъекта РФ не признается политически насущной. Однако такая работа должна проводиться, а законодательное оформление соответствующего института не может длиться десятилетиями. Поскольку в данном случае речь идет о реализации конституционных правомочий субъектов РФ и России как федеративного государства.

При подготовке федерального конституционного закона об изменении статуса субъекта РФ могут быть учтены государственно-правовая практика России и зарубежный опыт.

Например, в РСФСР статус ее субъектов изменялся путем смены их государственно-правовой формы. Так, советская автономная республика в составе РСФСР могла быть преобразована в республику в составе Союза ССР ("повышена в статусе") и наоборот – союзная республика в составе СССР могла быть преобразована в автономную республику в составе РСФСР ("понижена в статусе").

Наряду с этим существовал богатый опыт преобразования автономных областей советской России в советские автономные республики ("повышение в статусе").

Поскольку союзные республики в СССР и автономные образования в составе РСФСР (республики, области, округа) имели не одинаковый статус, постольку изменение их государственно-правовой формы означало не только существенное расширение (либо сужение) их политических прав, но и существа их взаимоотношений с федеральным центром.

В современной России теоретически возможная смена государственно-правовой формы субъекта РФ не ведет к трансформации основных параметров его статуса. В этом случае изменяется содержание лишь отдельных его компонентов (утрата или приобретение отдельных прав и обязанностей).

В частности, гипотетически возможный выход автономного округа из края, области может сопровождаться преобразованием округа в область (автономную область). В то же время выход Чукотского автономного округа из Магаданской области в 1992 г. не привел к смене государственно-правовой формы, но изменение его положения по отношению к "материнской" области существенно.

Государственно-правовой опыт новой России знает случаи выдвижения предложений о выходе из состава края, области других автономных округов (Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского, Таймырского). Однако эти предложения не были реализованы в силу политико-эконо­мической нецелесообразности. Отрицательному решению во многом способствовало и отсутствие необходимых юридических процедур.

Ставился также вопрос о преобразовании Свердловской области в Уральскую республику. Данная инициатива получила резкую отрицательную оценку федерального центра, а ее "автор" – губернатор Э. Россель был отправлен в отставку (1995 г.).

Существовали проекты создания еще трех республик: Дальневосточной, Южнорусской и Вологодской. Известен и так называемый "ультиматум тридцати двух", в котором края и области требовали предоставления им статуса республик.

Выдвигались предложения и по объединению Ленинградской области и Санкт-Петербурга (1996-1999 гг.), Московской области и Москвы (1999-2000 гг.).

Предлагалось также присоединить Ненецкий автономный округ к Республике Коми, а Республики Алтай и Адыгея – к Алтайскому краю и Краснодарскому краю соответственно.

В литературе рассматриваются другие теоретически возможные способы изменения статуса субъекта РФ, но они не основаны на отечественной государственно-правовой практике и носят отвлеченный характер. Вместе с тем приобретение того или иного специального статуса субъектом РФ с учетом зарубежного опыта не должно исключаться.

Например, заслуживают более пристального внимания вопросы совершенствования правового регулирования статуса города Москвы как столицы Российской Федерации. В настоящее время действует Закон РФ "О статусе столицы Российской Федерации". В нем определяются задачи и функции столицы России, компетенция органов государственной власти города, вытекающая из этих задач и функций, а также особенности бюджетного финансирования, обеспечивающие компенсацию затрат на осуществление столичных функций.



Вместе с тем совмещение городом Москвой статуса столицы России и статуса субъекта РФ требует системного подхода в решении государственно-образующих вопросов. В этой связи заслуживает внимания опыт образования федеральных округов как особых составных частей Федерации, являющихся административно-политическими центрами (Вашингтон – в США).

В рамках основных конституционно-правовых параметров может быть определено конкретное содержание статуса отдельного субъекта РФ. Конкретизация основополагающих статусных положений должна осуществляться, в частности, исходя из географических, геополитических и других особенностей субъекта РФ.

Так, возможно принятие федерального конституционного закона об изменении статуса Калининградской области, который является особым анклавом Российской Федерации и который отделен от остальной территории России.

Согласно указанному закону область могла бы получить особый статус, позволяющий ей более эффективно взаимодействовать с приграничными зарубежными государствами и самостоятельно решать региональные пограничные вопросы в социально-экономической и культурной сфере и др.

В настоящее время субъекты РФ, линией границы которых является государственная граница Российской Федерации (приграничные субъекты РФ) получили особые права. Имея режим приграничных территорий, эти субъекты РФ осуществляют совместно с федеральными органами государственной власти защиту государственной границы. Данная обязанность субъекта РФ установлена федеральным законом.

Кроме того, приграничные субъекты РФ объективно имеют более интенсивные связи с сопредельными территориями зарубежных стран. Представляется, что весь комплекс этих отношений мог бы быть урегулирован особым федеральным конституционным законом.

Часть 2

^ В5 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко­торого пронумеровано.

(1)Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и со­блюдению прав человека». (2) На наш взгляд, это положение имеет фундаментальный характер. (3) К сожалению, в годы холодной вой­ны единодушия среди государств по вопросу прав человека не было. (4) Устав ООН формулирует цели, которые должны быть дос­тигнуты современными государствами.

^ В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно стремится быть гарантом____(1). Правовое государство есть форма ограничения____(2) правами и свободами челове­ка. Поэтому____ (3) прав человека по отношению к государ­ству является его первичным, определяющим, системообразующим признаком. Цель правового государства - обеспечение границ сво­боды индивида, недопустимость нарушения поля свободы, очер­ченного ____(4). Предотвращая социальные катаклизмы и перевороты, правовое государство призвано обеспечивать в обще­стве разумный____(5). Поэтому для формирования правового государства большое___(6) имеет принцип связанности за­конодателя правами человека».

А) личность Б) правительство В) приоритет Г) компромисс Д) право

Е) значение Ж) власть 3) общество И) свобода

^ Просвещение 2008 Вариант 3 Часть 1

А26 Среди правовых актов высшей юридической силой в РФ об­ладает (-ют)

1) Гражданский кодекс РФ 2) указы Президента РФ 3) Уголовный кодекс РФ 4) Конституция РФ

^ А27 Опоздание на работу влечет за собой ответственность

1) гражданскую 2) материальную 3) уголовную 4) дисциплинарную

А28 Высшим представительным органом Российской Федерации является

1) Правительство 2) Федеральное Собрание 3) Верховный Суд 4) Совет Безопасности

А29 Гражданин Д. не справился с управлением автомобилем и повредил растущее на газоне дерево редкой породы. Статьи какого кодекса определяют норму ответственности за данное правонарушение?

1) уголовного 2) гражданского 3) административного 4) экологического

^ А30 Верны ли следующие суждения о конституции в иерархии нормативных актов?

А. Конституция РФ предусматривает особый порядок изме­нения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами.

Б. Нормы Конституций республик в составе России не могут противоречить Конституции РФ.

Часть 2

В2 Ниже приведен ряд прав человека, провозглашенных в Кон­ституции РФ. Все из них, за исключением одного, относятся к политическим правам. Найдите и укажите право, выпадаю­щее из этого ряда.

Право на: объединения, проведение митингов, избирать и быть избранным, доступ к государственной службе, свободу мысли и слова, свободу совести.

^ Просвещение 2008 Вариант 4 Часть 1

А26 Под «естественным правом» принято понимать

1) совокупность норм, регулирующих взаимодействие общества и природы

2) исторически возникшие правила поведения, в настоящее время существующие в виде обычая

3) неотъемлемые права человека, принадлежащие ему по праву рождения и имеющие абсолютную ценность

4) поведенческие акты человека, которые проявляются инстинктив­но

^ А27 Полная дееспособность по общему правилу

1) начинается с совершеннолетия 2) возникает с рождения

3) длится до достижения пенсионного возраста 4) возникает с момента получения паспорта

^ А28 Какое из названных прав предоставляется только по достижении полной дееспособности?

1) на равный доступ к государственной службе 2) на образование

3) на защиту от всех форм дискриминации 4) на свободу искать, получать и распространять информацию

А29 Гражданин Н., управляя автомобилем, был остановлен со­трудником ГИБДД за превышение скорости. Нормы какого права определяют ответственность гражданина Н. в данной ситуации?

1) уголовного 2) административного 3) гражданского 4) трудового

^ А30 Верны ли следующие суждения о субъектах правоотноше­ний?

Б. Общим для всех субъектов всех отраслей права является то, что они имеют юридические обязанности перед госу­дарством.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

^ Часть 2

В1 Запишите слово, пропущенное в схеме:

Признаки... формы государственного устройства

Действует формируется властные полномочия законодательство субъектов

Единая двухпалатный распределены между разрабатывается в соответствии

Конституция парламент центром и регионами с общегосударственным законодательством

^ В2 Ниже приведен ряд терминов, все из них, за исключением одного, относятся к понятию «юридический факт». Найдите и укажите понятие, выпадающее из этого ряда.

Преступление, проступок, событие, обычай, действие, юриди­ческий акт.

^ В4 Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражаю­щие биологическую природу человека, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) интересы 2) мировоззрение 3) задатки

4) умения 5) наследственность 6) идеалы

^ ФИПИ 2009 Вариант 1. ЧАСТЬ 1

А26. Право - это

1) правила поведения, закреплённые обычаем

2) общеобязательные нормы, установленные и защищаемые государством

3) совокупность представлений общества о добре и зле

4) правила поведения, сложившиеся в результате длительно­го исторического применения

^ А27. К правоохранительным органам относится

1) Совет Безопасности РФ 2) Правительство РФ

3) Верховный Суд РФ 4) Министерство по чрезвычайным ситуациям

^ А28. Понятия «депутатский запрос», «поправка к закону» от­носятся к деятельности

1) органов законодательной власти 2) органов исполнительной власти

3) института президентства 4) органов судебной власти

^ А29. Прогул студентом учебных занятий, неявка на аттестационную сессию без уважительной причины повлечёт за собой привлечение нарушителя к ответственности

1) административной 2) уголовной 3) дисциплинарной 4) гражданско-правовой

^ А30. Верны ли следующие суждения о правовых актах?

А. Одним из признаков нормативного правового акта являет­ся письменная форма.

Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются судебными органами власти.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

^ В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, кото­рые необходимо вставить на место пропусков.

«Административное______(1) представляет собой одну из сложнейших отраслей российского законодательства. Это обус­ловлено широтой и глубиной отношений, которые регулируются его _____2). Административное право обеспечивает правовую______ (3) прав и свобод как физических, так и юридических лиц. Она необходима как от действий, так и ______(4) административных органов. Публичную административную власть
осуществляют органы исполнительной власти и муниципальные органы. В предмете административного права России выделяются три группы общественных _____(5), возникающих при осуществлении регулятивной, охранительной деятельности администрации и административного судопроизводства. Вся деятельность
публичной администрации направлена на исполнение законов, международных ______(6) и актов правосудия».

А) право Б) норма В) закон Г) договор Д) охрана

Е) бездействие Ж) отношения 3) преступление И) защита

^ ФИПИ 2009 Вариант 2 ЧАСТЬ 1

А26. Высшая юридическая сила Конституции проявляется в том, что она

1) является единственным правовым актом государства

2) принимается высшим органом власти в государстве

3) не допускает законы и иные правовые акты, противореча­щие ей

4) содержит в себе исчерпывающие ответы на все вопросы

^ А27. Определение опасных для личности, общества и госу­дарства деяний как преступных и установление видов наказаний за их свершение закреплено в

1) Конституции РФ 2) Гражданском кодексе 3) Трудовом кодексе 4) Уголовном кодексе

^ А28. Права человека с точки зрения принципов демократии и международного законодательства

1) присущи всем людям от рождения

2) присущи гражданам демократических государств

3) закрепляются за лицами только в силу их принадлежности к государству

4) принадлежат только лицам без гражданства и политиче­ским беженцам

^ А29. В газетной публикации были сообщены заведомо ложные, клеветнические сведения о гражданине. Ему следует обра­титься для защиты своей чести и достоинства в

1) прокуратуру 2) управление внутренних дел 3) адвокатуру 4) суд

^ А30. Верны ли следующие суждения о нормативно-правовых актах?

А. В РФ население страны участвует в принятии законов пу­тем референдума.

Б. Нормативно-правовые акты различаются по юридической силе.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

В4. Найдите в приведённом ниже списке требования, которы е являются обязательными для избирательной системы в демократи­ческом обществе. Обведите цифры, под которыми они указаны.

1) наличие возрастного ценза

2) наличие образовательного ценза

4) информированность граждан о программах кандидатов

5) допущение привилегий при распределении голосов.

^ В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Административный порядок разрешения жалоб на дейст­вия органов исполнительной власти и их должностных лиц представляет одну из сфер административно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина. (2)Административный (внесудебный) порядок рассмотрения жалоб связан с защитой) их конституционных прав, а также прав, установленных зако­нодательством РФ в сфере социальной политики государства. (3) Административный порядок рассмотрения жалоб граждан" требует, на наш взгляд, чёткого правового регулирования. (4)Думается, важно рассмотреть возможность установления процедуры рассмотрения жалоб граждан в органах государст­венной власти на законодательном уровне.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

^ ФИПИ 2009 Вариант 3 ЧАСТЬ 1

А26. Высшую юридическую силу в системе нормативных ак­тов РФ имеет(-ют)

1) приказы Министра обороны 2) Конституция РФ

3) указы Президента РФ 4) постановления Правительства РФ

А27. Уголовная ответственность наступает за

1) причинение материального ущерба 2) нарушение долговых обязательств

3) нарушение трудовой дисциплины 4) совершение преступления

А28. Право представляет собой совокупность общеобязатель­ных норм, действие которых обеспечивается силой

1) традиций 2) общественного мнения 3) убеждения 4) государства

^ А29. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений без законных оснований наказывает­ся в соответствии с нормами права

1) уголовного 2) семейного 3) гражданского 4) трудового

^ А30. Верны ли следующие суждения о правонарушениях?

А. Пропаганда расистских и экстремистских взглядов и убеждений в СМИ является правонарушением.

Б. Экстремистские религиозные убеждения, даже не выра­женные в действиях, являются правонарушениями.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

^ ЧАСТЬ 2

ФИПИ 2009 Вариант 4 ЧАСТЬ 1

А26. Конституция РФ

1) имеет прямое действие

2) действует в субъектах Федерации в соответствии с мест­ными законами

3) имеет равную юридическую силу с конституциями рес­публик РФ

4) действует с учётом национальных обычаев и традиций

^ А27. Увольнение с работы по причине сокращения персона­ла или ликвидации фирмы относится к правоотношениям

1) трудовым 2) семейным 3) административным 4) уголовным

А28. Высшей ценностью согласно Конституции РФ является(-ются)

1) интересы государства 2) нерушимость государственных границ

3) верховенство закона 4) права и свободы человека

А29. Гражданин К. был уволен с работы. Для определения законности увольнения он может обратиться

1) в парламент 2) к правительству 3) к президенту 4) в суд

^ А30. Верны ли следующие суждения о правонарушении?

А. Правонарушение всегда предполагает совершение опреде­лённых противоправных деяний.

Б. Правонарушение может быть выражено как в действии, так и в бездействии.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

^ ФИПИ 2009 Вариант 5 ЧАСТЬ 1

1) она обязательна для исполнения 2) её нарушение осуждается обществом

3) она регулирует общественные отношения 4) она является социальной нормой

^ А27. Правоспособность у физического лица возникает с

1) момента рождения 2) возраста 16 лет 3) возраста 18 лет 4) возраста 21 года

А28. Конвенция о правах ребёнка - документ,

1) обязывающий подписавшую страну соблюдать указанные права

3) информирующий общественность подписавшей страны о правах ребёнка

4) провозглашающий ценность прав ребёнка и призываю­щий подписавшую страну задуматься об их соблюдении

А29. Учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов решали обществоведче­скую задачу: «Школьник без спроса взял из открытой сумки од­ноклассника мобильный телефон, поиграл и положил обратно. Хозяин телефона не узнал об этом. Совершил ли школьник, взявший телефон, правонарушение?»

Результаты выполнения задачи приведены в диаграммах.

Проанализируйте результаты и выберите верное утвержде­ние.

1) В 9 «Б» больше, чем в 9 «А», учащихся, связывающих пра­вонарушение с причинением материального ущерба.

2) В 9 «А» больше, чем в 9 «Б», учащихся, считающих, что действия школьника являются правонарушением.

3) Около четверти учащихся каждого класса уверены, что действия школьника не являются правонарушением.

4) Большинство учащихся обоих классов не знают признаков правонарушения.

^ А30. Верны ли следующие суждения об основах конституци­онного строя РФ?

А. Законодательное собрание субъекта РФ имеет право само­стоятельно вносить изменения в Конституцию РФ.

Б. Органы государственной власти, органы местного самоуп­равления, должностные лица, граждане и их обществен­ные объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

В2. Ниже приведён перечень понятий, все из которых, за исключением одного, относятся к понятию «юридический факт». Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.

Правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие, правомерные, неправомерные, непосредственные.

^ ФИПИ 2009 Вариант 6 ЧАСТЬ 1

А26. Конституция является

^ А27. Отрасль международного права, принципы и нормы ко­торой направлены на ограничение причиняемых вооруженными конфликтами страданий и бедствий, называется

1) военным правом 2) гуманитарным правом

3) правом мирного сосуществования 4) антивоенным правом

^ А28. Термины «составление бюджета», «ведомство», «минис­терство» относятся к деятельности

1) законодательной власти 2) исполнительной власти

3) института президентства 4) Совета безопасности

^ А29. Семнадцатилетние юноши, возвращаясь на метро до­мой, присели на ступени эскалатора. Работник метро потребо­ вал встать, но юноши ответили нецензурной бранью. Какая юридическая ответственность последует за этими действиями правонарушителей?

1) уголовная 2) дисциплинарная 3) административная 4)гражданская

^ А30. Верны ли следующие суждения о правовых основах брака в РФ?

А. Обряд венчания регулируется семейным правом.

Б. Для регистрации брака достаточно только взаимного до­бровольного согласия и достижения брачного возраста.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

^ ЧАСТЬ 2

В4. Найдите в приведённом ниже списке характерные при­знаки правонарушения и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) общественно опасное деяние 2) неэтичное деяние

3) виновное деяние 4) безнравственное деяние

5) безрассудное деяние 6) противоправное деяние

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

^ ФИПИ 2009 Вариант 7 ЧАСТЬ 1

А26. Право как социальный регулятор всегда

1) исполняется всеми гражданами 2) является воплощением идеала справедливости

3) охраняется силой государства 4) поддерживается общественным мнением

^ А27. К нормам международного гуманитарного права относится

^ А28. Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является

1) Президент РФ 2) Правительство РФ 3) Государственная Дума 4) Совет Федерации

^ А29. Что является примером нормы гражданского права?

1) каждый обязан охранять природу и окружающую среду

2) сделка, для которой законом или соглашением сторон не ус­тановлена письменная форма, может быть совершена устно

3) в Российской Федерации признаётся идеологическое мно­гообразие

4) умышленное убийство, совершённое без отягчающих об­стоятельств, наказывается лишением свободы на срок от трёх до десяти лет

^ А30. Верны ли следующие суждения о правах потребителя?

А. Права потребителя включают в себя контроль за произ­водством и распространением товаров.

Б. Права потребителя включают в себя определение рынка сбыта товара.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

^ ФИПИ 2009 Вариант 8 ЧАСТЬ 1

А26. В системе источников современного российского права приоритет имеют

1) указы Президента РФ 2) постановления Правительства РФ

3) правовые прецеденты 4) законы РФ

^ А27. Каким из перечисленных ниже прав гражданин РФ может воспользоваться только по достижении полной дееспособности?

1) на презумпцию невиновности 2) на участие в общественной организации

3) на свободу слова 4) на участие в выборах Президента РФ

^ А28. Участие в суде присяжных заседателей в РФ связано с рассмотрением дел

1) гражданских 2) административных 3) трудовых 4) уголовных

А29. Какая ситуация является примером семейных правоот­ношений?

1) родители-алкоголики были лишены родительских прав

2) дочь получила наследство от друга семьи

3) на свою первую зарплату сын купил подарок родителям

4) сын устроился работать на семейную фирму

^ А30. Верны ли следующие суждения о Президенте Россий­ской Федерации?

А. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживаю­щий в РФ не менее 10 лет.

Б. Не имеет права быть избранным Президентом РФ гражда­нин РФ, содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

В3. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столб­це, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

^ СИТУАЦИИ ТИПЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ

А) 17-летний студент техникума устроился 1) уголовное

На временную работу в летний период 2) семейное

Б)болельщики одной из футбольных команд 3) административное

Отмечали победу своей ко­манды в кафе и перебили там стёкла 4) трудовое

В)рецидивист совершил разбойное на­падение.

Г) супруги подали заявление о разводе в ЗАГС

^ ФИПИ 2009 Вариант 9 ЧАСТЬ 1

А26. Какой из перечисленных признаков может относиться только к правовой норме?

1) её нарушение осуждается обществом 2) обязательность исполнения

3) регулирование общественных отношений 4) соответствие представлениям о добре и зле

^ А27. Дела о соответствии нормативных актов Конституции рф разрешает

1) Верховный суд 2) Арбитражный суд

3) Конституционный суд 4) Верховный суд республики в составе РФ

^ А28. И дети, и взрослые имеют право

1) на участие в управлении своей страной 2) избирать и быть избранным

3) на свободу ассоциаций и мирных собраний 4) на вступление в брак без ограничений по признаку религии

А29. Возвращаясь с работы в 8 часов вечера, гражданин Р. начинает ремонтные работы в квартире, которые заканчиваются около полуночи, что мешает отдыхать соседям. Нормы какого кодекса нарушает гражданин Р.?

1) гражданского 2) жилищного 3) административного 4) экологического

^ А30. Верны ли следующие суждения о правоотношении?

А. Государство защищает каждую из сторон правоотношений от неправомерных действий другой стороны.

Б. Правоотношения непостоянны, они возникают, изменя­ются и прекращаются в связи с наступлением различных фактов, имеющих юридическое значение.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

В3. Установите соответствие действий и элементов статуса собственника: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

^ ДЕЙСТВИЕ СТАТУС СОБСТВЕННИКА

Б) нести финансовые расходы 2) обязанности

В) владеть

Г) платить налоги

Д) извлекать полезные свойства

Е) распоряжаться

^ ФИПИ 2009 Вариант 10 ЧАСТЬ 1

А26. Примером нормы уголовного права является

1) арест имущества должника состоит в производстве описи имущества и объявлении запрета распоряжения им

2) основные права и свободы человека неотчуждаемы и при­надлежат каждому от рождения

3) преступлением, совершённым умышленно, признаётся деяние, совершённое с прямым или косвенным умыслом

4) уничтожение полезной для леса фауны влечёт наложение штрафа

^ А27. Признаком правонарушения, отличающим его от нару­шений других социальных норм, является

1) виновность деяния 2) неприемлемость для общества

3) антисоциальный характер 4) его осознание нарушителем

^ А28. К основам конституционного строя РФ отнесено поло­жение о

1) цензуре средств массовой информации 2) политическом и идеологическом многообразии

3) приоритете частной формы собственности 4) финансировании органов местного самоуправления

^ А29. Каким образом может быть изменён статус субъекта РФ?

1) по решению Верховного суда РФ 2) по распоряжению Правительства РФ

3) по постановлению Конституционного суда РФ 4) по взаимному согласию РФ и субъекта РФ

^ А30. Верны ли следующие суждения о трудовых правоотно­шениях?

А. Для возникновения трудовых отношений всегда необходи­мо заключение срочного договора между работодателем и работником.

Б. Субъектами трудовых правоотношений являются работ­ник и работодатель.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

В4. Найдите в приведённом ниже списке причины наступле­ния гражданско-правовой ответственности и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) неисполнение договорных обязательств по ремонту квар­тиры

2) нецензурная брань в общественном месте

3) отказ продавца вернуть покупателю сумму, уплаченную за недоброкачественный товар

4) уход в отпуск по семейным обстоятельствам

5) нанесение ущерба здоровью пешехода из-за превышения мотоциклистом скорости

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Согласно Конституции РФ субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами:

1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок изменения конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;

2) каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию в пределах границ субъекта Российской Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта Российской Федерации распространяется только на его территорию;

3) субъект Российской Федерации имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты Российской Федерации в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя Российской Федерации, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

4) каждый субъект РФ вправе иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят).

В настоящее время субъекты Российской Федерации различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса:

1) Республики. Конституция РФ называет республики государствами. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.

2) Края, области, города федерального значения. Данные субъекты Российской Федерации вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ РФ является столицей РФ. Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств;

3) Автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Кон. РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят ФЗ об автономной области, автономном округе.

Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время, например, в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. КС РФ в Постановлении разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.

Возможность изменения статуса субъекта РФ прямо предусматривается Конституцией РФ. Устанавливается, что статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч.5 ст.66).

Согласно приведенному конституционному положению одностороннее изменение статуса субъекта РФ не допускается. Условия, формы согласования, участники согласования и порядок принятия соответствующих решений по изменению статуса субъекта РФ должны определяться федеральным конституционным законом об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. В случае выполнения требований, предусмотренных этим законом к изменению статуса субъекта РФ, должен быть принят конкретный федеральный конституционный закон об изменении статуса данного субъекта РФ (ч.1 ст.137 Конституции РФ).

Федеральный конституционный закон, в соответствии с которым может осуществляться изменение статуса субъекта РФ, пока не принят. Поэтому предоставленное конституцией РФ право в настоящее время не осуществимо.Потребность в разработке федерального конституционного закона об изменении статуса субъекта РФ не признается политически насущной. Однако такая работа должна проводиться, а законодательное оформление соответствующего института не может длиться десятилетиями. Поскольку в данном случае речь идет о реализации конституционных правомочий субъектов РФ и России как федеративного государства.

При подготовке федерального конституционного закона об изменении статуса субъекта РФ могут быть учтены государственно-правовая практика России и зарубежный опыт.

Например, в РСФСР статус ее субъектов изменялся путем смены их государственно-правовой формы. Так, советская автономная республика в составе РСФСР могла быть преобразована в республику в составе Союза ССР ("повышена в статусе") и наоборот – союзная республика в составе СССР могла быть преобразована в автономную республику в составе РСФСР ("понижена в статусе").

Наряду с этим существовал богатый опыт преобразования автономных областей советской России в советские автономные республики ("повышение в статусе").Поскольку союзные республики в СССР и автономные образования в составе РСФСР (республики, области, округа) имели не одинаковый статус, постольку изменение их государственно-правовой формы означало не только существенное расширение (либо сужение) их политических прав, но и существа их взаимоотношений с федеральным центром.

В современной России теоретически возможная смена государственно-правовой формы субъекта РФ не ведет к трансформации основных параметров его статуса. В этом случае изменяется содержание лишь отдельных его компонентов (утрата или приобретение отдельных прав и обязанностей).

В частности, гипотетически возможный выход автономного округа из края, области может сопровождаться преобразованием округа в область (автономную область). В то же время выход Чукотского автономного округа из Магаданской области в 1992 г. не привел к смене государственно-правовой формы, но изменение его положения по отношению к "материнской" области существенно.

Государственно-правовой опыт новой России знает случаи выдвижения предложений о выходе из состава края, области других автономных округов (Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского, Таймырского). Однако эти предложения не были реализованы в силу политико-эконо­мической нецелесообразности. Отрицательному решению во многом способствовало и отсутствие необходимых юридических процедур.

Ставился также вопрос о преобразовании Свердловской области в Уральскую республику. Данная инициатива получила резкую отрицательную оценку федерального центра, а ее "автор" – губернатор Э. Россель был отправлен в отставку (1995 г.).

Существовали проекты создания еще трех республик: Дальневосточной, Южнорусской и Вологодской. Известен и так называемый "ультиматум тридцати двух", в котором края и области требовали предоставления им статуса республик.

Выдвигались предложения и по объединению Ленинградской области и Санкт-Петербурга (1996-1999 гг.), Московской области и Москвы (1999-2000 гг.).

Предлагалось также присоединить Ненецкий автономный округ к Республике Коми, а Республики Алтай и Адыгея – к Алтайскому краю и Краснодарскому краю соответственно.

57. Предмет ведения РФ .

Предметы ведения РФ перечислены в Статье 71 Конституции РФ (По вопросу о применении отдельных положений статьи 71 см. определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 250-О ):

а) принятие и изменение Конституции РФ и ФЗ, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория РФ ;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти (О толковании пункта «г» статьи 71 Конституции РФ см. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 N 2-П );

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области гос., экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет ; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира ;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность ; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита гос. границы , территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

о) судоустройство; прокуратура ; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания РФ;

т) федеральная государственная служба.

58. Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов . Предметы ведения субъектов РФ.

Российская Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства. В то же время субъекты Феде рации также имеют свою компетенцию. Конституция РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют Федерацию в лице федеральных органов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам. Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами, определяя, таким об­разом, и компетенцию Российской Федерации, и компетенцию ее частей ―субъектов. Компетенция РФ охватывает полномочия, предметы ведения самой Российской Федерации (ст. 71) и ее полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В остальном компетентны субъекты Федерации. Одним из наиболее сложных вопросов функционирования российского федерализма является проблема сферы ведения и полномочий самой Федерации и ее субъектов. Эта проблема, кстати, является наиболее трудноразрешимой и для многих зарубежных федераций. Конституция РФ при закреплении предметов ведения самой Федерации и ее субъектов исходит из принципа установления отдельно вопросов ведения Российской Федерации и вопросов совместного ведения Федерации и ее субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации и ее субъектов субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. В ведение Российской Федерации входят наиболее существенные вопросы государственной жизни, социально-экономической, внешнеполитической, оборонной, законодательной и других сфер деятельности (ст. 71 Конституции).

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

вопросы защиты прав и свобод человека;

вопросы обеспечения законности и правопорядка;

вопросы общественной безопасности;

режим пограничных зон;

вопросы владения, пользования и распоряжения землей;

разграничение государственной собственности;

охрана окружающей среды;

защита семьи и социальная защита граждан;

установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

координация международных и внешнеполитических связей субъектов Российской Федерации;

выполнение международных договоров Российской Федерации и другие вопросы внутренней, внешней и социально-экономической политики как самой Федерации, так и ее субъектов.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Вне предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне предметов ведения Российской Федерации и вне предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. Проблемы разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами приняли довольно острый характер в связи с намерениями центральных властей к укреплению вертикали исполнительной власти в Российской Федерации.

59. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус РФ - это совокупность прав и обязанностей РФ как федеративного государства. Ее правовой статус определен Конституцией РФ 1993 г. и Федеративным Договором от 31 марта 1992 г.

Одним из основных свойств РФ как государства является ее суверенность, которая выражается в верховенстве государственной власти, ее единстве, самостоятельности и независимости.

Это прямо вытекает из общепризнанного принципа международного права, изложенного, в частности, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. В этой Декларации установлено: "Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектностигосударства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права".

Государственная власть возникает лишь в результате суверенных прав народа и обладает полномочиями в пределах, определенных народом в соответствии с демократической процедурой.

Государственная власть и олицетворяющие ее органы не обладают суверенитетом, поскольку последний является свойством государства. Применительно к органам государства можно говорить только об объеме властных полномочий. Объем полномочий каждого органа государства зависит от того, как определены границы этих полномочий. Даже самая высшая власть не может освободить себя от права, то есть выйти за пределы, установленные в правовых нормах.В Конституции РФ закреплены основные признаки государственного суверенитета России:

1. верховенство федерального права над правом субъектов Федерации;

2. неприкосновенность границ и территориальная целостность;

3. единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской и денежной систем;

4. единая армия (единые Вооруженные Силы), право государства на защиту своего суверенитета и прав граждан (право на оборону, ведение военных действий, введение чрезвычайного положения и т.д.), право на защиту интересов государства и его граждан вовне (международная политика, внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность);

5. государственная монополия на регулирование и управление важнейшими отраслями народного хозяйства России, на основные стратегические природные ресурсы, производство и товары.

Наиболее типичным случаем противоречий между российской Конституцией и конституциями (уставами) субъектов РФ, направленным на вымывание элементов государственного суверенитета России является нарушение принципа верховенства Конституции России и федеральных законов.

60. Статус государственного языка. Языковое равноправие. Декларация о языках народов

В соответствии со статьей 68 Конституции государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык.

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ .

РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка , создание условий для его изучения и развития.

Конституции РФ):

    • республик;
    • краев;
    • областей;
    • городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);
    • автономной области;
    • автономных округов.

Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.

Статус субъектов РФ

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации уста-навливается в первую очередь Конституцией России, федеральны-ми законами, а также другими правовыми актами. Так, республи-ки принимают свои конституции, другие субъекты Федерации - уставы.

Основные вопросы статуса урегулированы Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Правовой статус субъектов РФ в решающей степени гарантируется Конституци-ей РФ, изменения гл. 3 - 8 которой в конечном счете возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъек-ты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные .

Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ

  1. Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения).
  2. Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством.
  3. выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает.
  4. Изменение статуса субъекта Федерации теоретически может быть реализовано в трех направлениях: повышение статуса, понижение статуса, выход из состава Федерации.
  5. Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.
  6. Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти.
  7. система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционногостроя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
  8. Каждый субъект РФ имеет свою , которая включает конституцию (устав) этого субъекта Федерации, принятые имзаконы и другие нормативные акты, изданные в пределах его компетенции, договоры и соглашения субъекта Федерации с Российской Федерацией, другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий.
  9. Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) и центры других субъектов Федерации.

Особенности правового статуса республик

    • Конституция РФ признает государствами только республики;
    • только республики вправе принимать свои конституции;
    • только республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Предоставление республикам более широких прав, чем другим субъектам РФ, обычно обосновывается тем, что в республиках образующими их нациями являются народы, отличающиеся от русского народа языком, традициями, историческим прошлым и иными особенностями.

Между тем с правовой точки зрения такое обоснование не может быть принято, поскольку общепризнано, что все люди равноправны независимо от расы, национальности, языка и иных обстоятельств, определяющих их принадлежность к тому или иному конкретному народу. Более того, как уже говорилось, в российской Конституции установлено, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность и никто не

Общая характеристика субъектов РФ

Принципы определения полномочий органов государствен-ной власти субъекта РФ достаточно просты:

    1. по предметам ведения субъ-ектов РФ - определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;
    2. по предметам совместного ведения - определяются Конституцией РФ, федеральными закона-ми, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;
    3. по предметам ведения РФ - определяются федеральными законами, из-даваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми ак-тами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные право-вые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установ-ленных Конституцией РФ прав и свобод человека и , нарушению государственной целостности РФ и единства системы государственной власти в РФ.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечисле-нием наименований всех субъектов Федерации в Конститу-ции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.

Подробнее о равноправии субъектов РФ

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Феде-рального Собрания (по два представителя от каждого субъек-та РФ), а также в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководи-телей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

Но правовой статус субъектов РФ все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявле-ны государствами, в то время как все другие субъекты такого ста-туса не имеют и могут рассматриваться только как государствен-ные образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ - только законода-тельными собраниями. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей, но должны рассматриваться как госу-дарственные образования наравне с этими краями и областями. Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма .

Равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для всех них определении предметов ведения , которое вытекает из ст. 71-73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешивать-ся в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего мно-гонационального народа России, в том числе всех субъектов Фе-дерации. Последние представлены в , а следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государствен-ной власти Федерации они осуществляют правовое регулирова-ние и управление по предметам совместного ведения. При этом до принятия федеральных законов субъекты РФ вправе осущест-влять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федеральною закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в двухмесяч-ный срок приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Вне пределов ведения РФ и совме-стного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государст-венной власти.

Такое решение проблемы разграничения предметов ведения оставляет за субъектами Федерации полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопрос относится к совместному ведению, то законы и иные нормативные правовые акты издаются субъек-тами Федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов власти субъекта Федерации, то республики, края, области, города федерального значения и автономии осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

При этом Конституция предоставляет субъектам Федерации важную . Поскольку их законы и нормативные акты, изданные по вопросам совместного ведения, должны соответст-вовать федеральным законам и в случае противоречия действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода по во-просам исключительного ведения субъектов Федерации приори-тет отдается их законам и нормативным правовым актам. Следо-вательно, федеральный закон не может вторгаться в сферу ис-ключительного ведения субъектов РФ.

Отдельные полномочия органов госу-дарственной власти субъекта РФ могут быть временно возложе-ны на федеральные органы государственной власти или должно-стных лиц, назначаемых федеральными органами государствен-ной власти.

Подробнее

Это может произойти в случаях, если:

    1. в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрез-вычайной ситуацией органы государственной власти субъекта РФ отсутствуют и не могут быть сформированы в соответствии с фе-деральным законом (решение принимается Президентом РФ по согласованию с Советом Федерации Федерального Собрания);
    2. возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта РФ просроченная за-долженность по исполнению долговых или бюджетных обяза-тельств, определенная в порядке, установленном Бюджетным ко-дексом РФ, превышает 30% собственных доходов бюджета субъ-екта РФ в последнем отчетном году (в этом случае по ходатайству Правительства РФ решением Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с федеральным законом вводится временная финан-совая администрация);
    3. при реализации полномочий, осуществляемых за счет пре-доставления субвенций из федерального бюджета, исполнитель-ным органом государственной власти субъекта РФ допускается нарушение Конституции РФ, федерального закона, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом (решение при-нимается Правительством РФ с изъятием субвенций).

Споры, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий, передачей осуществления части полномочий, долж-ны разрешаться заинтересованными сторонами путем проведе-ния переговоров и использования иных согласительных проце-дур. В случае необходимости стороны договора, соглашения мо-гут создавать согласительные комиссии.

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему , в кото-рую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъ-ектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъек-тов РФ как бы образует собственное конституционное право, ко-торое, однако, не разрывает единого конституционного права РФ, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Одна-ко требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, нахо-дились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъек-тов, ведения субъектов Федерации.

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Статус особой экономической зоны предоставляет органам госу-дарственной власти соответствующего субъекта РФ дополнитель-ные права и льготы в области таможенного регулирования, тран-зита товаров, налогов, режима инвестиций и предприниматель-ской деятельности.

По юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны, различия между ними только в терминах, присущих государствам и государственным образова-ниям. К тому же бывшие автономные республики, из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели свои конституции, что повлияло на их желание сохранить эту традицию в условиях расширения самостоятельности республик. Республики вправе иметь государственный язык, в то время как другие субъекты РФ - нет. Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (раз-деления властей, правового социального государства и др.). Про-верку соответствия конституций, уставов, законов и иных норма-тивных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ осущест-вляет Конституционный Суд РФ. Субъекты Федерации в лице своих органов законодательной и вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ч. 2 ст. 125). Конституционный Суд РФ, кроме того, разрешает споры о ком-петенции между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, между высшими го-сударственными органами последних.

Субъекты Федерации обладают своей территорией , которая является частью территории РФ. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Экономическую основу деятельности органов государствен-ной власти субъекта РФ составляют находящиеся в собственно-сти субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, а так-же имущественные права.

Федеральный закон установил круг вопросов, решение кото-рых относится к полномочиям по совместному ведению и осуще-ствляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Таких вопро-сов 41 (обеспечение деятельности органов власти, проведения выборов, предупреждения чрезвычайных ситуаций, образования, здравоохранения и др.). Те же полномочия, которые передаются субъектам РФ федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета на определенных условиях.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. Есть, однако, конститу-ционные требования, которые они при этом должны соблюдать:

  1. система орга-нов власти должна соответствовать основам консти-туционного строя РФ (разделение и самостоятельность трех властей: законода-тельной, исполнительной и судебной);
  2. система орга-нов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов госу-дарственной власти, установленных федеральным законом.

Субъекты Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи . Однако их международная право-субъектность носит ограниченный характер. Они не вправе ста-вить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубеж-ные представительства на уровне посольств и т. д. Российская Федерация координирует международные и внешнеэкономиче-ские связи субъектов Федерации.

Многие субъекты РФ заключили торгово-экономические и финансовые соглашения с зарубежными государствами, прини-мая долговые обязательства и обязательства по их реструктуриза-ции. Эти соглашения не являются международными договорами. Федеральный закон «О координации международных и внешне-экономических связей субъектов РФ» от 4 января 1999 г. требует, чтобы такие соглашения согласовыва-лись с федеральными органами исполнительной власти. При этом федеральные органы государственной власти не несут от-ветственности по соглашениям об осуществлении международ-ных и внешнеэкономических связей, заключенным органами го-сударственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, когда указанные соглашения заключены с органами государст-венной власти иностранных государств с согласия Правительст-ва РФ либо по конкретному соглашению субъекта РФ имеютсяофициальные гарантии Правительства РФ. Соглашения регист-рируются Министерством юстиции РФ в соответствии с Прави-лами, утвержденными постановлением Правительства РФ.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граж-дан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной под-держки населения, культуры.