Использование земель сельхозназначения не по назначению. Законодательное регулирование нецелевого использования земли

Земли промышленного назначения так же требуют зонирования . Например, если зона застройки отчуждается под возведение металлургического комплекса, здесь недопустимо возводить складское помещение под нефтехранилище, с последующим использованием в коммерческих целях.

Регламент целевого использования тех или иных зон устанавливается администрацией населённого пункта соответственно классификатору , вступившему в юридическую силу в 2014 году. В ведении муниципалитета так же находится надзор за исполнением установленного регламента использования земель.

Проверка

На основании поданного третьим лицом заявления, требуется провести проверку на ненадлежащее использование земельного участка. Уполномоченное должностное лицо, которым может выступить начальник земельного департамента (отдела) администрации, или департамента градостроительства и архитектуры, приказом назначает комиссию, с указанием сроков проведения проверки.

Административная комиссия посещает собственника, в сторону действий которого поступила жалоба на использование земельного участка не по назначению, проверяя фактическое состояние дел на наделе. При проверке обязательно составляется акт проверки , в котором рассматриваются указанные в жалобе причины нарушений и выявляются иные возможные неправомерные виды деятельности. Внесение таковых в акт подписывается членами комиссии.

Акт передаётся уполномоченному должностному лицу для выявления фактов нарушений . Здесь проводится сверка нормативов, допускающих те или иные виды работ, в соответствии с установленным целевым назначением участка. При выявлении нарушений правообладатель ЗУ привлекается к ответственности.

Нецелевое использование земельного участка: ответственность

После принятия решения по вопросу, нарушителю направляется официальное письмо, с вложением в виде административного акта , указывающего на недопустимость проведённых действий. Регламент назначения санкций и предупредительных мер по прекращению проводимых работ, не соответствующих нормам законодательства, опирается на статьи 8.8 и 23.21 КоАП РФ .

По регламенту статьи 8.8 КоАП (ч. 2, 2.1, 3) нарушение за неиспользование земельного участка по назначению сельскохозяйственного назначения, влечет:

  1. Физическим лицам штраф за нецелевое использование земельного участка в размере от 0,5 до 1% кадастровой стоимости, но не ниже десяти тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – от 1 до 1,5%, но не ниже, чем 20 тысяч рублей.
  3. Юридическим лицам – от 1,5 до 2%, но не ниже ста тысяч.

Кроме этого, дается предписание с требованием приведения земельных участков в надлежащий, правоспособный вид, с установлением сроков.

По прошествии установленного срока, уполномоченная административная комиссия проводит повторную проверку состояния дел на участке, с составлением нового акта.

По результатам вторичной проверки решение администрации признается выполненным или применяются дополнительные меры.

Иначе владельцу будут вменяться новые штрафные санкции и предписания . Размер штрафа в данном случае следующий:

  1. Физическим лицам – 20-50 тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – 100-200 тысяч.
  3. Юридическим лицам – 200-400 тысяч.

В повторном предписании указывается, что дальнейшие споры будут решаться в судебном порядке . В этом случае по решению суда взыскиваются все невыплаченные суммы штрафов, допуская взимания процентов за несвоевременную уплату.

За счёт собственника ЗУ проводятся принудительные работы по приведению участка в надлежащий вид.

Ответственность за использование ЗУ без документов

Использование земельного участка без правоустанавливающих документов определяется как , которые принадлежат администрации. Кроме случаев, когда были утеряны владельцем.

Правоустанавливающая документация не имеет срока давности и считается правоспособной с момента выдела земель владельцу. Поэтому утерянные документы требуется восстановить:

  • обращением в администрацию;
  • через суд.

Самовольное использование земельного участка без оформления документации вменяет ответственность по статье 7.1 КоАП РФ. Здесь начисляются штрафы в следующих объёмах:

  1. Для физических лиц – от 1 до 1,5% кадастровой стоимости ЗУ, но не ниже пяти тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – от 1,5 до 2%, но не менее, чем 20 тысяч рублей.
  3. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — 2-3%, но не менее ста тысяч.

КоАП РФ, Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечания:

  1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
  2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Если кадастровая стоимость не установлена (подробнее о том, как ее установить ), определяются суммы за использование земельного участка без документов в объёме :

  • 5-10 тысяч – гражданам;
  • 20-50 тысяч – руководителям;
  • 100-200 тысяч – учредителям (юр. лицам).

Кроме штрафов администрация выносит постановление об аннулировании последствий использования земель.

  1. Невыполнении мероприятий, направленных на рекультивацию, улучшение и охрану ЗУ (ст. 8.7 КоАП РФ).
  2. Использовании ЗУ не по ее целевому назначению, неполном выполнении или невыполнении мероприятий с ЗУ, позволяющих использовать их по назначению (ст. 8.8 КоАП РФ).

Например, собственника могут привлечь к ответственности по ст. 8.7 п 2 КоАП за то что им не были вовремя осуществлены работы по борьбе с сорной травой.

Земельным и гражданским законодательством в земельных отношениях в качестве объектов определяются отдельные ЗУ и виды права на них. Земля может выступать и в качестве объекта правонарушений. Зачастую ЗУ бывают засеяны какими-либо культурами со стороны третьих лиц . Поэтому каждый собственник, арендатор или пользователь ЗУ в процессе с/х деятельности должны контролировать ее использование и защищать от незаконного использования.

Чтобы у титульных владельцев и собственников не возникало неприятностей, связанных с землей, они должны регулярно проводить осмотр ЗУ, даже если они не обрабатываются. Если будет обнаружен факт незаконного использования земли третьими лицами необходимо:

  1. Поставить в известность местный кадастровый орган о том, что земля была незаконно занята и использована третьим лицом. Так же ходатайствовать о привлечении его к ответственности.
  2. Составить акт обследования ЗУ или протокол о правонарушении.
  3. Направить требование о прекращении использования земли и выплаты всей суммы полученных доходов от ее использования в адрес лица, незаконно использующего землю. При этом установить конкретный и адекватный требованиям срок выполнения.
  4. При невыполнении требований до конца установленного срока со стороны виновного лица, потерпевшая сторона подает заявление в суд.

Для его составления нужно собрать комиссию, в состав которой должны входить кадастровый инженер и представитель муниципалитета, землям которого принадлежит данный участок. В Акте должна содержаться информация о:

  • местоположение земельного участка (ориентиры, план границ, );
  • категория земель;
  • размер земельного участка (площадь, занятая с/х культурами);
  • на каком основании земельный участок используется третьими лицами, какими культурами засеян и какие работы проводились;
  • кем осуществлялись с/х работы на дату составления Акта.

Протокол

Этот документ, так же как и Акт может служить подтверждением незаконного использования земли. Протокол составляется представителем федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии, который ведет контроль за правильным использованием земель.

В протоколе должно быть указано в качестве виновника конкретное лицо, совершившее данное правонарушение. Виновник привлекается к админ. ответственности по ст. 7.1 главы 7 КоАП РФ за незаконное занятие участка земли.

Со своей стороны собственник участка может подать на него иск о взыскании убытков и при этом доказать наличие обстоятельств, которые являются упущенной для него выгодой.

Любой участок земли принадлежит к определенной категории земель — они группируются на основе однородности и схожести по целевому назначению. Среди них выделяются земли:

  • с/х назначения;
  • поселений;
  • особо охраняемые территории;
  • лесного фонда;
  • водного фонда.

Кроме категории у всех ЗУ есть . Это касается параметров по эксплуатации, закрепленных законодательно. Вид определяется в соответствии с принадлежностью земли по признаку зонирования, которое определяется местными органами. Виды использования ЗУ бывают:

  • для с/х производства;
  • садоводства и огородничества;
  • дачного строительства;
  • крестьянского или фермерского хозяйства;

Вид использования земли можно поменять. Узнайте , как это можно сделать.

Исходя из вышеизложенного, целевое назначение каждого ЗУ, согласно определенным характеристикам, закреплено законодательно. Но в отдельных регионах РФ фиксируются случаи использования земли не по назначению. В частности это касается Москвы и области. В связи с подобными нарушениями государством была законодательно закреплена ответственность за них. За нарушение порядка использования земли предусмотрена ответственность:

Земли с/х назначения, на которых действует ФЗ «об обороте земель с/х назначения», согласно которому земля изымается в случаях:

  • снижения плодородия;
  • вредного влияния на окружающую среду;
  • если земля не используется по назначению 3 и более года подряд с момента возникновения собственности на нее.

Исключение составляют земли садоводства и огородничества, гаражного и дачного строительства, ЛПХ, ИЖС.

В случаях, когда органы местного самоуправления обнаружат один из вышеперечисленных фактов, они вправе наложить штраф на нарушителя и направить ему предписание о ликвидации нарушения. Если эти требования не будут исполнены нарушителями в срок, то местные органы обращаются в суд с иском об изъятии земель у собственника.

Президентом России были подписаны поправки в КоАП, касающиеся увеличения сумм штрафов в земельных отношениях. По новым правилам административные штрафы должны начисляться исходя из кадастровой стоимости земли.

Согласно ст. 8.8 с редакциями от 08.03.2015 года за ненадлежащее использование земель предусматриваются следующие виды наказания:

Использование ЗУ не по назначению при определенной кад. стоимости сумма штрафа составляет:

  • гражданам – 0,5–1% от кадастровой стоимости, но минимум 10 тыс. руб.;
  • должностным представителям – 1-1,5%, но мин. — 20 тыс. руб.;
  • организациям – 1,5-2%, но мин. — 100 тыс. р.

Если кад. стоимости нет:

  • гражданам – 10-20 тыс. руб.;
  • должностным представителям – 20-50 тыс. руб.;
  • организациям – 100-200 тыс. руб.

Неиспользование ЗУ с/х назначения сумма штрафа будет составлять:

  • Гражданам – 0,3-0,5% от кадастровой стоимости, но мин. 3 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 0,5-1,5%, но мин. — 50 тыс. руб.;
  • Организациям – 2-10%, но мин. — 200 тыс. руб.

Неиспользование ЗУ под строительство и огородничество при определенной кад. стоимости:

  • Гражданам – 1-1,5% от кадастровой стоимости, но мин. 20 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 1,5-2%, но мин. – 50 тыс. руб.;
  • Организациям – 3-5%, но мин. – 400 тыс. руб.

Если кад. стоимости нет:

  • Гражданам – 20-50 тыс. руб.;
  • Организациям – 400-700 тыс. руб.

Несвоевременно выполненные или вовсе невыполненные действия по работе с землей, повлекшие ее непригодность для использования:

  • Гражданам – 20-50 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 100-200 тыс. руб.;
  • Организациям – 200-400 тыс. руб.

Ответственность при несанкционированном захвате земель

Одним из распространенных в земельных отношениях правонарушений, является самозахват земель. За него предусматривается ответственность, согласно ст. 7.1 Кодекса РФ, регулирующего административные правонарушения. Текст данной статьи кроме самовольного захвата предусматривает ответственность и за пользование землей без соответствующих документов, подтверждающих права владения, и за использование земли без документов, которые бы подтверждали .

Каждый земельный участок имеет своего владельца. Им может быть:

  • физическое лицо;
  • юридическое лицо;
  • муниципальное образование;
  • субъект РФ;
  • Российская Федерация.
Само понятие самовольного захвата предусматривает использование земель без правовых оснований. Не будет являться правонарушением если законодательно гражданин не имеет обязанности оформлять правоустанавливающие документы.

Действия арендатора или собственника земли могут расцениваться как самовольный захват, если они самовольно переносят границы своего участка, выносят за него какие-либо постройки или осуществляют складирование своего имущества.

Если гражданин построил какое-либо сооружение на самовольно захваченной земле, он не имеет права им распоряжаться, поскольку оно не является законным.

Лицам, самовольно захватившим земли, не возмещается материальный ущерб при возвращении этих участков в собственность владельцев.

Штрафы за самовольный захват

Согласно поправкам к статье 7.1 Кодекса РФ, регулирующего административные правонарушения от 08.03.2015 года, предусмотрены штрафы за несанкционированный захват земель, использование земель без правоустанавливающих документов и без документов, разрешающих ведение какой-либо хозяйственной деятельности при определенной кадастровой стоимости в размере:

  • Гражданам – 1-1,5% от кадастровой стоимости, но мин. 5 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 1-1,5%, но мин. 20 тыс. руб.;
  • Организациям – 2-3%, но мин. 100 тыс. руб.

Если кад. стоимости нет:

  • Гражданам – 5-10 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 20-50 тыс. руб.;
  • Организациям – 100-200 тыс. руб.

Полный текст закона из 7 главы КоАП РФ читайте ниже:

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечания:

    1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
    2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется

пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Заключение

Если сравнивать землю с другими природными ресурсами, то она выполняет более широкие функции в общественных отношениях. На охране и отрицательно сказываются нарушения Земельного Кодекса РФ, ненадлежащее выполнение или невыполнение требований земельного права.

Правовые средства регулирования отношений имеют немаловажное значение для более рационального и бережного использования ЗУ и охраны, а так же для защиты прав землепользователей. Правовые средства позволяют устранять нарушения в земельных отношениях, восстанавливают права собственников и позволяют привлекать к ответственности виновных лиц.

Чтобы избежать проблем с законодательством, предусмотрительный собственник, перед осуществлением конкретной деятельности на своем земельном участке, выяснит его целевое назначение. Информация о землепользовании, как правило, находится в кадастровом паспорте. Там указываются возможные виды разрешенного использования земельного участка, включая основные, условные и вспомогательные.

Если этот пункт будет проигнорирован, собственнику грозит административная ответственность, предусмотренная законодательством. Это означает, что субъект должен будет устранить все имеющиеся нарушения и выплатить штраф определенного размера или оформить разрешение на проводимую деятельность.

Понятие нецелевого применения частного участка

Чтобы понять, что такое нецелевое использование земельного участка, вот наглядный правовой пример. Физическое лицо владеет территорией сельскохозяйственной направленности. Вместо этого землевладелец самовольно устанавливает завод для производства одежды, жилищный комплекс или развлекательное заведение. Он использует землю не по назначению и его привлекут к административной ответственности по закону.

Для того, чтобы различать существующие виды разрешенного назначения территории, необходимо обратиться к Земельному Кодексу РФ. Ключевые категории списка:

  • территория жилых массивов;
  • заповедные природные объекты;
  • сельскохозяйственные угодья;
  • территории с транспортной, энергетической или промышленной направленностью;
    запас.

Земельные участки с одним назначением отсутствуют. Среди допустимых вариантов есть, как минимум, три-четыре. Они предусматривают основной вид разрешенного пользования, условный и вспомогательный.

Если земля применяется не по назначению, предусмотренному ВРИ, имеет место правовое нарушение из-за нецелевого использования. Собственник будет преследоваться по закону и его привлекут к административной ответственности.

Куда пожаловаться на использование земли не по назначению

Для того, чтобы пресечь незаконную деятельность на земельного участка, граждане должны знать, к каким инстанциям им обращаться. В качестве чиновников, которые занимаются вопросами привлечения таких нарушителей к ответственности по статье, выступают главные государственные инспектора городов и районов по использованию и охране земель, а также их заместители.
Образец заявления о нецелевом использовании земельного участка предусматривает наличие:

  • ФИО заявителя;
  • суть требований - изменение ВРИ указанного участка, прекращение нецелевой деятельности, проводимой его владельцем, передача территории в распоряжение государства;
  • доказательств.

Точный вид разрешенного применения земельной территории определить непросто, из-за некоторой размытости правовой классификации. Поэтому заявление должно включать как можно больше информации, которая поспособствует административному разбирательству по закону.

Штрафы за нецелевое применение частной территории

Наличие административной ответственности предусматривает по закону определенные штрафы. Если говорить насчет правовых санкций за нецелевое использование земельного участка - в последние два года они ужесточились. Причина - увеличение количества правонарушений, связанных с незаконным применением частной территории или неправильной трактовкой видов разрешенного использования.

Размер административных штрафов за неиспользование или нецелевое использование земли для разных категорий граждан в соответствии с частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ:

  • Для частных лиц - от 0,5% до 1% кадастровой стоимости земли. Минимум - 10000 рублей. Если цена неопределенная - от 10000 до 20000 рублей;
  • Для должностных лиц - от 1% до 1,5% кадастровой стоимости земли. Минимум - 20000 рублей. Если цена неопределенная - от 20000 до 50000 рублей;
  • Для юридических лиц - от 1,5% до 2% кадастровой стоимости земли. Минимум - 100000 рублей. Если цена неопределенная - от 100000 до 200000.

Собственники должны помнить, что уклонение от штрафных выплат приводит к дополнительной ответственности - санкциям, которые так же ужесточились, согласно статье 19.5 КоАП РФ. Она регламентирует наложение штрафов за нарушение, невыполнение или несвоевременное выполнение судебных предписаний.

Как доказать нецелевое использование земельного участка

Для того, чтобы доказать законность претензий, гражданин, который подает правовой иск, должен установить целевое назначение земли. После этого нужно указать на несоответствие проводимой деятельности с той, которая разрешается на этой территории.

Доказательства нецелевого применения должны быть бесспорными. В противном случае, возникает спорная ситуация, которая потребует судебного разбирательства, для того, чтобы привлечь собственника к ответственности по статье и разрешить возникшую проблему.