Родительское собрание «Семья и школа: грани сотрудничества». Родительское собрание на тему: «портфолио ученика начальной школы Родительское собрание на тему

Общешкольное родительское собрание
Тема: «Влияние семейного воспитания на формирование личности ребёнка»
Цель: Обсуждение проблемы воспитания в семье.
Задачи:
Дать возможность родителям оценить свои поступки.
Помочь родителям правильно воспитывать ребёнка.
Формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные моменты в
воспитании собственных детей.
Ход собрания.
Прежде, чем начать беседу, предлагаю выполнить задание. У вас лежат листки бумаги. Возьмите их в
руки, закройте глаза и выполняйте, то, что я вам буду говорить.
Задания:
Сложите лист пополам.
Сложенный лист еще раз пополам.
Оторвите верхний правый угол
Оторвите нижний правый угол.
Откройте глаза.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
5.
Посмотрите на то, что у вас получилось. Все « бумажные творения» не похожи, хотя, вы все
выполняли одинаковые задания.
Вывод: бумажные узоры отличаются друг от друга, так и мы с вами не похожи друг на друга. У нас
разные характеры, взгляды на жизнь, однако, есть то, что нас объединяет – наши дети. Дети тоже не
похожи друг на друга.
И сегодня на родительском собрании мы будем говорить о влиянии семейного воспитания (Слайд 1)
История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую
древность.
Воспитание ­ это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором принимают участие два человека: мать
и отец. Вместе они несут ответственность за то, кем вырастет их ребенок. (Слайд 2)
Кто в детстве не получил воспитания,
Не будет счастья в жизни знать потом;
Сгибай сырую палочку как хочешь ­
Сухую выпрямишь одним огнем.
Муслихиддин Саади.
Для семейного воспитания характерны непрерывность и продолжительность, и в этом с семьей не
может сравниться ни один воспитательный институт. (Слайд 3)
Многие родители считают, что ребенка в основном должна воспитывать школа. Но социологи
доказали, что именно семья стоит на первом месте по воспитанию детей. В ней закладываются основы
личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как
личность.
Семья является одной из важнейших ценностей человека. В семье человек растет и
развивается, поэтому именно в семье происходит закладывание основ личности. Семейное воспитание
формирует качества личности, которые в дальнейшем помогут с легкостью выйти из сложных
ситуаций, трудностей, встречающихся на жизненном пути.
Любой ребенок сознательно или нет, копирует своих папу и маму, заимствует поведение
других родственников. Соответственно ребенок несет в себе заряд той социальной среды, в которой
существует его семья.
Считается, что формирование личности ребенка зависит от стилей родительского воспитания,
от характера взаимоотношения родителей и детей.
При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют следующие стили
воспитания:
 Авторитарный;
 Демократический;
 Попустительский;

 Хаотичный;
 Либеральный.
Авторитарный стиль
Все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всём должен подчиняться их воле,
авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как­то обосновывать
свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и
физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает
конфликты и враждебность.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на
чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение
подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают
душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство
привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к
окружающим.

Демократический стиль
Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с
их возрастными возможностями.
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений,
выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного
поведения и стараются помочь им, чутко относясь к запросам. При этом родители проявляют
твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует
правильное, ответственное социальное поведение.
Либеральный стиль
Предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родители слабо или совсем не
регламентируется поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее
направление коммуникаций – от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы,
родители не устанавливают каких­либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессии, ведут
себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся
активными, решительными и творческими людьми.
Хаотический стиль
Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных,
конкретных требований к ребенку или разногласия в выборе воспитательных средств между
родителями.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и
провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже
агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для
общения. Из­за обремененности собственными проблемами не остается сила воспитание детей. Если
безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность
к отклоняющемуся поведению.
Попустительский стиль
Ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со
стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение,
неспособность или нежелание руководить детьми.

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не
способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы
к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со
стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх
и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в
асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного,
ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
От условий воспитания зависит поведение (Слайд 10)
Адекватное
высокая самооценка,
умение ставить цели и добиваться их,
дисциплинированность,
ответственность,
самостоятельность
Неадекватное
завышенная или заниженная самооценка,
тревожность,
страх
неуверенность
конфликтность
От чего зависит неадекватное поведение (Слайд 11)
недостаточное внимание ребенку со стороны родителей
вместо общения откупаются подарками
низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних
недостаточная требовательность
большая свобода – бесконтрольность, равнодушие к жизни ребенка
раздражительность взрослых, нежелание их решать проблемы детей
назидательность, занудность в общении с ребенком

















Советы

Родителям
 Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет
вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
 Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
 Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему
ребенку, ждите, что очень скоро он скажет тоже самое о вас.
 Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для
вашего ребенка.
 Не бойтесь извиниться перед кем­то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не
теряете, лишь приобретаете его уважение.
 Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите
благородству своего ребенка.
 Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
И если что­то в поведении вашего ребенка становится не таким, каким должно быть, то надо
засучить рукава и исправлять. И если уж кого­то обвинять, то только самих себя.
(Слайд 13)
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители ­ пример тому.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.
Притча о Разумном воспитании
Однажды к мудрецу пришла молодая женщина и спросила:
­ Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важнее?
­ Посмотри, женщина, на виноградную лозу, ­ сказал мудрец, ­ если ты не будешь её обрезать, не
станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв власть над её
ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Ну а если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей
и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном
сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.
Уважаемые родители! Удачи вам в воспитании ваших детей! Спасибо за внимание.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:

«Портфолио ученика начальной школы».

Цель собрания:

Формирование у родителей положительного отношения к совместной работе

по оформлению портфолио; информирование по организации ведения портфолио.

Участники: родители обучающихся 1 класса.

Учитель: Петличёва Т.В.

Оборудование: компьютер, проектор,

Этап подготовки:

1.Оформление доски: тема, цель, цитата.

2.Подготовка вопросов для обсуждения на родительском собрании:

  • Что такое портфолио?
  • Кто должен его собирать?
  • Для чего ученику портфолио?
  • Как выглядит портфолио ученика начальной школы?

3.Выставка портфолио и работ учащихся.

ХОД СОБРАНИЯ

I. Вступительное слово классного руководителя по теме собрания.

Уважаемые родители! Я рада видеть Вас на открытом родительском собрании. Все наши с вами встречи мы проводим ради детей. И сегодня их

рассуждения и высказывания помогут нам с вами сформулировать тему

собрания. Давайте послушаем их. (Рассуждения детей)

Кто догадался, о чём пойдёт речь? Я знаю, что для большинства из вас слово «портфолио» прозвучало как гром среди ясного неба. На самом деле

многие из вас имеют неполную, либо искаженную информацию о том, что же такое "портфолио".

Какие вопросы возникают у вас, глядя на это иностранное слово?

Сегодня, на нашем собрании мы попытаемся выяснить:

  • Что такое «портфолио»?
  • Кто должен его собирать?
  • Что в него складывать?
  • Для чего это надо?

Я знаю, что многие родители с первых недель жизни собирают и хранят

достижения своих детей, стараются сфотографировать первый

шаг, заснять на видео первое сказанное слово, прочитанное стихотворение, многие хранят первые тетради своих детей, сохраняя самые дорогие и драгоценные мгновения собирая таким образом своего рода портфолио.

В школе, эта работа получила продолжение. Теперь, каждый ученик в нашем классе будет иметь свой портфолио, свой портфель достижений. Основной смысл такого портфеля - показать всё, на что способен и к чему должен стремиться ваш ребёнок.

II. Чтобы ответить на ваш вопрос, кто должен помогать ребёнку в сборе портфолио, проведём эксперимент.

ХЛОПОК (1 эксперимент)

Поставьте правую руку на локоток и поверните ладонью ко мне. А теперь

попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Выходит? Почему?

Чего не хватает? Нужна вторая ладошка. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь - вы, другая - я. Давайте попробуем сделать хлопок вместе

(делаем по очереди хлопки: учитель - родитель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни.

Вывод Данный эксперимент доказывает, что портфолио - это результат действия двух ладоней, это совместная работа школы и семьи. Помните, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель, пусть он будет даже мастером... никогда без Вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе.

III. Упражнение для родителей “Снежинка” (Для чего это надо?)

А сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие, не

смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами лежит лист бумаги. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте

внимательно и выполняйте следующее:

Сложите лист пополам

Опять сложите пополам

Снова оторвите правый верхний уголок

Сложите лист пополам

Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте

свою снежинку. Покажите их друг другу и нашим гостям. Посмотрите,

сколько замечательных, но абсолютно разных и непохожих друг на друга

снежинок у вас получилось? А почему? Как вы думаете? (все люди разные)

Вывод: Мы - взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному. Ваши дети тоже все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Портфолио даёт шанс каждому ребёнку

почувствовать себя успешным, повышает самооценку и уверенность в себе.

IV. Анкета: «Интересы и склонности».

А сейчас, давайте проведём ещё один эксперимент. Мне бы хотелось

проверить, хорошо ли вы знаете своих детей, чем они интересуются, что

любят делать? Для этого я прошу написать на конверте с фамилией вашего ребёнка 3области, в которых расположены на ваш взгляд интересы вашего ребёнка: I —математика, II —техника, III —биология и сельское хозяйство, IV —медицина, V —журналистика, VI —искусство, VII —труд в сфере

обслуживания, VIII —военное дело, IX —спорт.

Сверьте ответ с результатом анкетирования вашего ребёнка (конверты с

детскими анкетами на столе).

Вывод: совпадение говорит о том, что вы хорошо знаете своего ребёнка, вы

идёте верным маршрутом. Если ответы не совпали, вам стоит прислушаться к своему ребёнку, задуматься, то ли направление внеурочной деятельности вами выбрано? Или может быть, ваш ребёнок стал жертвой нереализованных в детстве ваших интересов?

V. Структура портфолио

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был успешным в жизни. А что это значит? Как вы думаете? (ответы родителей)

Это то, что надо сформировать и выработать в ребёнке, качества, которые ему будут помогать в дальнейшем вне школы, помогут определиться в

будущем. Именно на это направлено портфолио. Форма портфолио:

  • файловая папка с вкладышами,
  • пластиковый портфель,
  • пластиковая папка.

По своей структуре «портфолио» напоминает многослойный пирог или

многоярусную пирамиду. Основные разделы я вынесла на экран.

  • ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
  • «МОЙ МИР»
  • «МОЯ УЧЁБА»
  • «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»
  • «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»
  • «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»
  • «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»
  • «САМООЦЕНКА МОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА ГОД»

Теперь давайте каждый раздел рассмотрим поподробнее.

«Титульный лист» содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

«Мой мир» включает следующие рубрики:

- «О себе» - информация об имени и фамилии ребёнка. Ребёнок также указывает об общих увлечениях, о любимых семейных праздников.

- «Моя семья» здесь можно рассказать о каждом члене семьи, об общих увлечениях, о любимых семейных праздников.

- «Мой город» рассказ о родном городе, о его интересных местах, о происхождении улицы, на которой живёт ребёнок. Здесь же ребёнок рисует схему безопасного маршрута от дома до школы.

- «Мои увлечения» небольшой рассказ о том, чем увлекается ребёнок, какие кружки и секции посещает.

- «Моя школа» рассказ о школе, педагогах, своих любимых уроках по принципу «мне нравиться… потому что…»

«Моя учёба» этот раздел ученик наполняет удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

«Моя общественная работа» в данном разделе ребёнок рассказывает о своих поручениях, обязанностях в школе, о своей помощи по дому.

«Моё творчество» в этот раздел ребёнок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи.

«Мои впечатления» в данном разделе ребёнок вкладывает свои отзывы от экскурсий, посещения театра и т.д.

«Мои достижения» здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма.

«Самооценка моей деятельности за год» здесь ребёнок подводит итоги за год.

Вывод: Теперь вы знаете, какой материал помещают в портфолио и я надеюсь, что не ошибётесь с его распределением по разделам.

ЛАДОШКА

Я бы хотела обратить ваше внимание на листы цветной бумаги. Обведите на них свою ладонь. Протяните мне руку помощи . Сейчас будет небольшое

задание. Каждый палец - это позиция по которой надо высказать своё мнение.

  • Если вам была понятна информация по портфолио, она была нужной и
  • полезной, поставьте + на большом пальце.
  • Если нужна дополнительная разъяснительная работа, информации было недостаточно поставьте + на указательном пальце.
  • Если придя сюда, вы зря потратили время, поставьте + на мизинце.

Вывод: Ваши ладошки я положу в портфолио рядом с ладонью вашего ребёнка и пусть они всегда будут рядом не только в портфолио, но и в жизни

и в дальнейшем ваша рука поведёт его к успеху.

Рефлексия «Цепочка мнений».

  1. Ну, и в заключении мне бы хотелось услышать цепочку мнений. Продолжите, пожалуйста, предложения.
  2. Теперь я знаю, ....(что такое портфолио, какие разделы оформляют родители)
  3. Я сумею объяснить, для чего....(его надо собирать)
  4. Я смогу рассказать, как....(оформить портфолио)

(Родители делятся впечатлениями)

Благодарю всех за активное участие. Желаю вам процветания и

благополучия! До новых встреч!

МБОУ СОШ 16

Цель собрания :

Формирование у родителей положительного отношения к совместной работе по оформлению портфолио; информирование по организации ведения портфолио.

Задачи :

Дать необходимые сведения по «Положению о портфолио школьника»;

Показать необходимость ведения портфолио школьника для создание ситуации успеха для каждого ученика, повышения самооценки и уверенности в собственных возможностях;

Заинтересовать родителей в совместной деятельности семьи, школы и детей для максимального раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка.

Участники : родители учащихся.

Учитель :______________________________________

Форма проведения : мастер-класс.

Оборудование : компьютер, проектор.

Ход собрания :

1. Председатель родительского комитета открывает собрание и передает слово учителю.

3) Будет ли портфолио способствовать повышению самооценки ученика?

4) А может быть, портфолио, наоборот, будет способствовать понижению самооценки ученика: не так умел, не так успешен, как другие?

Учитель предлагает провести эксперимент с салфеткой :

А сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие, не

смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами лежит салфетка. Все салфетки одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте

внимательно и выполняйте следующее:

Сложите салфетку пополам

Оторвите правый верхний уголок


Опять сложите пополам

Снова оторвите правый верхний уголок.

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте

свою снежинку. Покажите их друг другу и. Посмотрите, сколько

замечательных, но абсолютно разных и непохожих друг на друга снежинок у вас получилось?

А почему? Как вы думаете? (все люди разные)

Родители обсуждают и приходят к выводу

Вывод :

Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Ваши дети тоже все разные. Различны их способности,

возможности и личностные качества. Портфолио даёт шанс каждому ребёнку

почувствовать себя успешным, повышает самооценку и уверенность в себе

4. Анкета для родителей «Интересы и склонности Вашего ребенка:

А сейчас, давайте проведём ещё один эксперимент. Мне бы хотелось

проверить, хорошо ли вы знаете своих детей, чем они интересуются, что

любят делать?

Для этого я прошу написать на конверте с фамилией вашего ребёнка

3 области, в которых расположены на ваш взгляд интересы вашего ребёнка:

I - математика, II - компьютер, III - животные, IV -чтение,

V - рисование, VI - спорт, VII - труд, VIII - музыка, IX - рукоделие .

Сверьте ответ с результатом анкетирования вашего ребёнка (конверты с детскими анкетами на столе).

Вывод : совпадение говорит о том, что вы хорошо знаете своего ребёнка, вы

идёте верным маршрутом. Если ответы не совпали, вам стоит прислушаться

к своему ребёнку, задуматься, то ли направление внеурочной деятельности

вами выбрано? Или может быть, ваш ребёнок стал жертвой

нереализованных в детстве ваших интересов?

По своей структуре «портфолио» напоминает многослойный пирог или

многоярусную пирамиду.

5. Практическая работа.

Перед вами карточки, с материалами портфолио. Распределите материалы по разделам и скажите, кто будет оказывать детям помощь в их сборе.

Какие разделы должны быть в портфолио?

ÿ Титульный лист «Все обо мне» (Дата поступления в первый класс, рост, вес и т. д.) ;

ÿ Моя семья;

ÿ Мои друзья;

ÿ Мои увлечения;

ÿ Мои достижения;

ÿ Мое творчество;

ÿ «Пожелания».

Благодарю всех за активное участие. Желаю вам процветания и

благополучия! До новых встреч.

Памятка для родителей

1. Обговорите со своим учеником (ребёнком), где он хочет хранить материалы портфолио. Это может быть: обыкновенная папка-скоросшиватель, папка с файлами, простой альбом для рисования, куда можно наклеивать ваши материалы, фотоальбом для фотографий размера А4. А, может, вы придумаете своё «хранилище»?

2. Договоритесь, что будет делать ваш ученик, а что будете делать вы, чтобы портфолио делалось вместе. Можно предложить, что ученик будет собирать материалы, а вы их (в присутствии ученика) будет складывать в «хранилище». А, может, ученик будет делать всё делать самостоятельно, а вы только хвалить его за проделанную работу.

3. Оформление папки-хранилища начните с титульного (главного) листа: на нём фотография ученика (какая нравиться ему, а можно взять и не одну, а можно сделать коллаж под названием «Я расту», где ваш ученик соберёт фотографии и скомпонует их, чтобы оформить титульный лист.

4. Для начала определите, какие разделы «будут жить» в вашем портфолио. Мы предлагаем самые основные:

ü Моя семья;

ü Мои друзья;

ü Мои увлечения;

ü Мои достижения;

ü Мое творчество;

ü «Пожелания».

5. В эти разделы можно поместить свои отзывы, рассказы о себе и друзьях, фотографии с места событий, грамоты, благодарности, письма друзей, именинные медали, вообщем, всё, что относится к темам раздела.

5. Все разделы лучше сопровождать фотографиями, поэтому без вашей, родители, помощи не обойтись!

6. Обсуждайте «пополняемость» портфолио с учеником, и не забывайте его хвалить, если портфолио постепенно пополняется.

7. Пройдёт время и «география» ваших разделов и их начинок будет пополняться. Поэтому, работайте над портфолио сообща и дружно, это вам позволит быть успешным учеником и родителем ученика!

Родительское собрание

Тема: «Портфолио ученика начальной школы».

Составила учитель начальных классов

МОУ «Судогодская СОШ № 2»

Тюрина Татьяна Владимировна.

Цели : способствовать формированию у родителей потребности в оформлении портфолио, которое помогает выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей ребёнка.

Оборудование: медиа – проектор, компьютер.

Ход собрания:

Слово учителя: Уважаемые родители! Рада Вас приветствовать на нашем родительском собрании. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить следующие вопросы:

1.Портфолио в школе.

2.Нужно и оформлять портфолио нашим детям?

3. Каким мы его видим?

1.В новых стандартах большое внимание уделяется системе оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования. Для того, чтобы обеспечить качество образования, соответствующее новым стандартам рекомендовано использовать новую технологию. Это технология « Портфолио». Она нацелена на то, чтобы показать личностные достижения ученика начальной школы в процессе непрерывного образования, результаты усилий, затраченных детьми и требующих активизации различных сторон учебной деятельности.

Для чего ученику портфолио? (слайд 2)

У каждого ученика будет « портфолио», то есть индивидуальный «портфель» образовательных достижений – результаты контрольных работ, олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов.

Основная функция данного нововведения – помочь будущим старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы. (слайд 3)

Цель портфолио – выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускной основной школы.

(слайд 4)

Нам всем придётся привыкнуть к формуле: (слайд 5)

аттестат + портфолио = образовательный рейтинг выпускника школы.

Порядок исчисления удельного « веса» портфолио в суммарном образовательном рейтинге ученика предполагает два варианта:

    Вес портфолио может соответствовать весу одного экзамена – максимум 5 баллов.

    Вес портфолио может соответствовать весу двух экзаменов – максимум 10 баллов.

Другими словами, дополнительная аттестация для поступления в профильные классы действительно необходима. Ведь существующая система экзаменов в 9 классе не даёт представления ни о способностях, ни об интересах ученика!

2.Итак. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. (слайд 6)

В педагогической литературе портфолио характеризуется как:

Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;

Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

Философия учебного портфолио предполагает: (слайд 7)

- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования. (слайд 8)

Для чего все это нужно? (слайд 9)

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.

Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:

поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.

3.Как выглядит портфолио? (слайд 10)

Как правило, для создания портфолио требуется папка "на кольцах" (обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией. Желательно приобрести разноформатные файлы для хранения документов или работ формата А 4, А5 и А3. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам. Строгих правил (государственного образца), описывающих то, как должен выглядеть портфолио ученика российской школы, на данный момент нет

Существую несколько типов портфолио:

На сегодняшний день широкое распространение имеет комплексный портфолио, где перечисленные выше типы являются его основными разделами.

Цели и задачи введения портфолио в начальных классах: (слайд 12)

Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка;

Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

Приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Структура комплексного портфолио. (слайд 15, 16)

    Титульный лист (Фамилия, имя, класс, школа…)

    (слайд 17) «Мой мир» . Этот раздел содержит в себе информацию, которая интересна и важна для ребёнка и включает в себя следующие рубрики:

    « Моё имя»; (слайд 17,18)

    « Моя семья»;

    « Мой город»;

    « Мои друзья»;

    « Мои увлечения»;

    « Моя школа»;

    « Мои любимые школьные предметы» или « Школьные увлечения».

    « Моя учёба». (слайды19, 20)Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, результатами участия в предметных олимпиадах, графиками роста скорости техники чтения и др.

    « Моя общественная работа». Ребёнок рассказывает о своих поручениях, обязанностях в школе, о свое помощи по дому. Здесь могут размещаться отзывы родителей о помощи ребёнка членам семьи.

    « Моё творчество». (слайд 21) В этот раздел ребёнок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи, Если ребёнок гордиться какой-то объёмной поделкой, он может поместить его фотографию.

    « Мои впечатления». Это отзывы об экскурсиях, посещения театра и др.

    « Мои достижения». (слайды 22, 23, 24)Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, итоговые оценки по предметам базисного учебного плана.

    « Отзывы и пожелания». (слайд 25)Этот раздел содержит отзывы и пожелания учителей, родителей, друзей и других.

    « Самооценка моей деятельности за год». В этом разделе ребёнок подводит итоги за год.

4. Важно помнить. (слайд 26)

В самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

5.Переходя в старший класс.

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"

6. Учитель знакомит родителей с образцами лучших портфолио своих бывших учеников.

Предлагает рассмотреть и проанализировать готовые рабочие тетради: « Портфолио учащегося начальной школы» Т. Л. Мишакиной, «Портфолио учащегося «Я –первоклассник» О. В. Осетинской.

Все вместе обсуждают положительные и отрицательные стороны данных пособий. Определяются со структурой портфолио для своих детей.

Учитель рассказывает об интернет ресурсах:

которые помогут родителям в оформлении детских портфелей.