Ударение на второй слог примеры. Ударение в словах

В древнейшую эпоху в индоевропейских языках ударение было свободным. В германских языках оно закрепилось на первом коренном слоге слова. Это явление сыграло важную роль для всей системы языка: благодаря ему все конечные слоги, т.е. грамматические окончания оказались в безударном положении. Это способствовало редукции (ослаблению) и впоследствии отпадению флексий в германских языках, в т.ч. и в английском.

Согласные. Первое передвижение согласных (закон Гримма)

При сравнении однокоренных слов в индоевропейских (в и.е. языке-основе) и германских языках были замечены (Раск – Гримм) определённые соответствия некоторых согласных звуков германских языков согласным звукам других и.е. языков. Оказалось, что целый ряд звуков, к-е были свойственны и.е. языкам, определённым образом изменились в германских языках, перейдя там в другие звуки, т.е. стали их рефлексами.

Передвижение согласных охватило все шумные согласные кроме [S] трёх локальных рядов – велярные, дентальные, лабиальные. Закон 1-го передвижения согласных имел 3 этапа (акта):

(1) и.е. глухие смычные [p], [t], [k] переходят в глухие щелевые соответствующего ряда: [f], [Θ], [h]:

(2) и.е. звонкие смычные [b], [d], [g] переходят в германские глухие смычные [p], [t], [k]:

(3) Индо-евр. звонкие смычные придыхательные , , переходят в германские простые [b], [d], [g]. Придыхательные смычные сохранились только в санскрите:

Первое передвижение, по-видимому, происходило в период между V и II веками до н.э. Каждое из этих изменений охватывало довольно длительный период в сто и более лет.

Закон Вернера

Датский учёный Карл Вернер обратил внимание на то, что в целом ряде слов не происходило изменений согласно закону Гримма. Пример: греч. patér, cанскр. pitár – др.англ. fæder, готск. fadar. Вернер дал объяснение этим несоответствиям закону Гримма относительно согласных [p], [t], [k]. Он установил, что изменения происходят согласно 1 акту закона Гримма в том случае, если ударение в слове в древности до фиксации на первом слоге, стояло на гласном, предшествующем данному согласному. Если же ударение находилось за данным согласным или на два слога впереди него, то глухие щелевые, образовавшиеся по 1-му акту, озвончались . Слово др.англ. fæder, готск. fadar имело в древнейшую эпоху также ударение после щелевого, к-й озвончился, и слово отец в германских языках должно было первоначально звучать как *, в котором по закону Гримма [p] > [f], [d] > [ө], затем по закону Вернера [ө] озвончилось в [ð] – *. После переноса ударения на корневой (обычно первый) слог, звонкие, возникшие по закону Вернера, фонологизовались.



Фонологизация – закрепление признака, возникшего в определённой позиции, т.е. на аллофонном уровне. Фонологизация выявляется при исчезновении позиции, в к-й имело место данное явление. Независимость от позиции свойственна фонеме, следовательно данный признак становится фонологически релевантным. После фонологизации озвончения по закону Вернера некоторые из озвончившихся фонем изменились качественно. Звонкий дентальный [ð] слился со звонким смычным [d], – отсюда возникла засвидетельствованная в древнеанглийском форма fæder.

Индо-европейская фонема [s] при озвончении по закону Вернера превратилась в [z], эатем перешедшую в [r]. Этот процесс получил название ротацизм:

готск. haus jan др.англ. hier an

др.англ wes an – wæs – wær on

Эти закономерности позволили Вернеру сделать вывод, что в общегерманскую эпоху ударение было ещё подвижным и только впоследствии, с развитием германских племенных языков, оно стало фиксированным.

Договор, звонит, мастерски, бармен, творог - как правильно ставить ударение? Ошибки по этой части лингвистической науки особенно распространены. Это не удивительно - единых правил расстановки ударений в русском языке нет, поэтому необходимо узнавать и запоминать.

Правильное ударение в слове «творог»

Правильным языковеды называют звуковое выделение на последнем слоге: творОг. Эта норма закреплена в словарях. Но в произношении этого слова ошибается почти каждый второй русскоговорящий человек, поэтому лингвисты не исключают возможности того, что положение изменится: твОрог - ударение в слове на первом слоге, возможно, однозначно войдет в норму.

Что о нас расскажет речь

Почему мы заботимся о том, чтобы говорить правильно? Конечно же, потому, что грамотная речь - визитная карточка культурного и образованного человека. Наш язык настолько выразителен, что от того, правильно мы ставим ударения в словах или не правильно, зависит наш статус, мнение о нас других людей и общий колорит нашей жизни. Представьте, что вы услышали такой монолог: «В прошлом квАртале меня премИровали, и у нас появились средствА. Мы надели шарфЫ, пошли, купили тортЫ, поставили на кухОнный стол. Я брАла кусочки и клалА в рот. Наелась донЕльзя». Даже не видя того человека, кто это говорит, вы без труда составите его социальный портрет, не так ли?

Словарь в помощь

Поскольку каких-либо единых правил о постановке ударения в русской речи не существует, помощником нашим становится орфоэпический словарь. Орфоэпия - это наука о норме произношения, слово пришло к нам из греческого языка и дословно переводится как «правильная речь». «Орфоэпический словарь» содержит в себе литературную норму произношения слов, а следовательно, и ударений в нем.

Сколько словарей, столько и мнений?

Акустическую составляющую данной лексемы по-своему толкуют разные словари. В слове «творог» ударение на последнем слоге объявляется нормой, но фиксируется и дополнительное - на первом слоге - в «Орфоэпическом словаре» под редакцией Р. И. Аванесова, переизданном в последний раз в 1972 году. В словаре «Русское словесное ударение» под редакцией М. В. Зарва, изданном в 2001 году, закреплена только одна литературная норма - ТворОг: ударение на последнем слоге. В «Орфоэпическом словаре русского языка» под редакцией И. Л. Резниченко 2003 года выпуска записаны оба способа произношения - с ударением на первом и на втором слоге. В «Словаре трудностей русского языка» Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой упоминается как норма только один способ произношения слова - с ударным выделением на последнем слоге: творОг.

Ударение в этом слове, закрепленное в орфографических и толковых словарях, которые тоже всегда содержат сведения о постановке ударений, также отличается у разных авторов. Все это говорит лишь о том, что язык непрестанно развивается и меняется. Любопытное исследование на эту тему есть, например, в «Словаре языка Пушкина», вышедшем в 2000 году. Там можно познакомиться с устаревшими и вышедшими из обихода словами, утраченными ударениями и значениями современных слов. К примеру, вот как ставились в старину ударения в словах «граждАне, заложЕн, судьбАми». Или вот как связывались со словами некоторые предлоги: «между чего» вместо современного «между чем», или «навстречу кого», вместо употребляемого сегодня «навстречу кому».

Особенности русского ударения

Ударение - это фонетическое выделение в слове определенного слога. Мы делаем это при помощи усиления звукового сигнала в какой-либо части слова. В русском языке ударение всегда ставится на гласные фонемы в слове. Слог, на который оно падает, называется ударным. Звук под ударением всегда длиннее безударного, а голос на ударном звуке повышается. Ударение может падать в любой части слова, более того, в разных грамматических формах (при спряжении и склонении слов) оно может перемещаться с одного слога на другой. Возьмем, к примеру, интересующее нас слово «творог». Ударение, как мы выяснили, нужно ставить на слоге -рОг. Но это в именительном и винительном падежах. В родительном ударение уже будет на слоге -гУ и т. д.

Некоторые трудные случаи

А теперь рассмотрим еще несколько слов, в которых люди очень часто делают фонетические ошибки. Лидеры неправильного произношения - слова столяр (правильно - столЯр), оптовый (пр. - оптОвый), звонит (пр. - звонИт), шарфы (пр. - шАрфы), банты (пр. бАнты), договор (норма - договОр), облегчить (норма - ОблегчИть), свекла (норма - свЁкла), принята (норм. - принятА), туфля (норм. - тУфля). Сюда же включим правильное ударение в англицизме: бАрмен.

Итак, мы убедились в том, что говорить правильно необходимо, и для этого нам надо не лениться заглядывать в словари, а также в том, что подвижное слово «творог» не уживается с фиксированным на последнем слоге ударением и стремится узаконить еще одну норму - ударение на первом слоге. Однако пока этот процесс не завершен, а потому произносить это слово следует так, как требует большинство словарей - с последним ударным слогом.

Когда ребенок твердо усвоил, что такое звук и буква, перейдем к изучению слога.

Как разбить слова на слоги, где в слове поставить ударение и как перенести слово? – это основные понятия, которые будут встречаться в изучении русского языка в начальной школе.

Усвоив эти, казалось бы, простые истины, ребенок будет легко понимать основные правила правописания в русском языке.

Слог

Итак, ранее мы договорились о том, что слово состоит из звуков. А как можно поделить слово на части? Когда мы хотим прокричать слово кому-то находящемуся далеко, мы стараемся разбить слово. Попробуйте вместе с ребенком прокричать слово мама. Как у вас получилось?

ма-ма

Вот вы и разбили это слово на два слога. Попробуйте ещё, например, слова весна и ручейки.

Получилось: вес-на и ру-чей-ки . То есть в слове весна 2 слога, а в слове ручейки 3 слога.

Давайте попробуем пропеть слово мама. Получается м-а-а-м-а-а .

Гласные звуки мы произносим, раскрыв рот – звук свободно выходит изо рта. Произнося согласные звуки, мы ставим речевым аппаратом препятствия звуку. Таким образом, мы разбиваем слова на части, отсюда основное правило:

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Пример слов с одним, двумя и тремя слогами:

Теперь попробуйте сами придумать слова, которые впишутся в предложенные схемы, в каждую ячейку можно вставить только один слог:

Слова, состоящие из одного слога, называются односложными , из двух слогов – двухсложными , из трех – трехсложными и так далее.

Примеры односложных слов: снег, их, птиц, по.

Двухсложных: тихо, ветку, стали.

Трехсложных: гуляет, березы.

Каждое слово произносится с акцентом, на каком ни будь слоге. Для примера возьмем, опять, слово мама .

Мы делаем акцент на первом слоге этого слова: мА-ма . А точнее на первой гласной букве этого слога. Этот акцент и называется ударением и обозначается следующим образом:

А буква, на которую ставится ударение, называется ударной.

Зачем же нужно ударение в слове? Давайте возьмем слово машина:

Мы ставим ударение на гласную букву второго слова. Попробуйте поставить ударение на гласную букву первого слога, получается совсем другое слово, не относящееся ни как к средству передвижения.

Из этих слов можно составить предложение:

Как видно это два разных слова. Ну а если поставим ударение на последний слог, то получится вовсе бессмыслица.

А гласные буквы, на которые не падает ударение, называются безударными.

Теперь потренируйтесь, вместе с ребенком, правильно ставить ударение в словах:

Морозы, пенёк, крыжовник.

Получается, что роль ударения в произношении слов очень важна, а в дальнейшем мы узнаем, что с помощью ударения мы можем узнать, как правильно писать безударные гласные в словах.

Перенос слов

При написании слов мы сталкиваемся с тем, что иногда слово полностью не помещается в строке. Тогда это слово можно перенести на другую строку. Как же это сделать? Очень просто: надо разбить слово на слоги и перенести.

Например, слово карандаш можно перенести так:

ка-

ран-

даш

Просто? Но есть несколько правил, которыми нельзя пренебрегать:

  1. Одну букву нельзя оставлять на строке. Например, слово иней не переносится.
  2. Слово, состоящее из одного слога, не переносится. Например: труд .
  3. Одну букву слова нельзя оставлять на предыдущей строке. Также нельзя одну букву переносить на следующую строку. Например, слова аист и идея не переносятся.
  4. Нельзя оставлять на предыдущей строке или переносить на следующую одну согласную без гласной. Например, слово круглый можно перенести так круг-лый . Неправильно перенести так: к-руглый или кр-углый .
  5. Буквы й, ы, ъ, ь нельзя отделять от предшествующей буквы: вой-на , подъ-езд, рай-он .

Есть еще несколько правил переноса, но их мы будем изучать по мере усваивания дальнейшего материала.