Режимы финансового оздоровления. Финансовое оздоровление - это что такое? Меры финансового оздоровления

В конце мая Минэкономразвития России вынесло на общественное обсуждение поправки в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ " " (далее – закон о банкротстве), направленные на расширение возможностей по восстановлению платежеспособности должника.

Законодателю было предложено изложить наименование закона о банкротстве в следующей редакции: "О финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве)", добавить указание на новую цель финансового оздоровления – сохранение хозяйствующего субъекта – и полностью обновить посвященную финансовому оздоровлению . Разработанный Минэкономразвития России механизм финансового оздоровления сводится к следующему.

Инициировать процедуру финансового оздоровления согласно законопроекту вправе как сам должник, так и конкурсные кредиторы либо уполномоченные органы. При этом у должника в рамках процедуры финансового оздоровления сохраняется право предлагать суду на утверждение кандидатуру арбитражного управляющего.

Предполагается, что обязательным документом для введения финансового оздоровления станет отчет о финансовом состоянии должника, в котором в обязательном порядке будут указаны сведения о перечне имущества должника и его рыночной стоимости, данные о соотношении рыночной стоимости активов и обязательств должника, бухгалтерская отчетность за последние три года и т. д. Обязанность по составлению отчета возложена на должника, причем он может подкрепить достоверность приведенной в отчете информации заключением аудитора. Сведения из данного отчета признаются конфиденциальными. В случае их необоснованного разглашения с нарушителя могут быть взысканы убытки либо компенсация в размере от 1 тыс. до 5 млн руб. При предоставлении суду указанного отчета процедура финансового оздоровления может быть введена без введения промежуточной процедуры наблюдения.

Финансовое оздоровление может вводиться на срок до пяти лет (на сегодняшний день – не более двух лет в соответствии с ).

Согласно законопроекту в ходе данной процедуры органы управления должника сохраняют свои полномочия с учетом установленных законом о банкротстве ограничений. В случае удовлетворения судом ходатайства арбитражного управляющего об отстранении руководителя должника от должности учредители вправе представить суду кандидатуру исполняющего обязанности руководителя, а если они этой возможностью не воспользуются, обязанности руководителя возлагаются арбитражным судом на одного из заместителей руководителя или работника должника.

На разработку плана финансового оздоровления законопроект отводит должнику четыре месяца. В течение указанного срока конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, арбитражный управляющий и учредители (участники) должника вправе предложить свой вариант плана, который может быть одобрен должником. План может предусматривать реорганизацию должника, увеличение его уставного капитала, замещение активов, новацию обязательств, прекращение обязательств должника путем предоставления отступного и т. д. В числе прочего в плане обязательно должен быть расчет суммы, которую кредиторы третьей очереди по обязательствам, не обеспеченным залогом, могли бы получить при реализации имущества по ликвидационной стоимости в конкурсном производстве.

Законопроект предусматривает возможность отстранения конкурсных кредиторов от голосования по вопросу об утверждении плана финансового оздоровления, если планом предусмотрено погашение просроченной задолженности в срок не более трех месяцев и дальнейшее исполнение обязательств по изначальным условиям. Остальные кредиторы голосуют в соответствии с классами (видами) требований, если такое деление предусмотрено планом. План считается одобренным кредиторами, если в каждом классе за утверждение плана проголосовало более 50% кредиторов. Однако и в случае неодобрения плана кредиторами должник вправе просить суд ввести финансовое оздоровление при соблюдении некоторых условий – в частности, в соответствии с планом кредиторы в итоге должны получить не меньше, чем могли бы получить при реализации имущества по ликвидационной стоимости в конкурсном производстве и не менее 30% от суммы не обеспеченных залогом требований.

План финансового оздоровления может быть изменен, досрочно исполнен или прекращен с одновременным введением внешнего управления или конкурсного производства.

Приведенное описание является довольно кратким и тезисным – законопроектом же предусмотрена весьма детальная регламентация процедуры. Каких-либо спорных и неоднозначных положений на первый взгляд в данной части не просматривается.

Плюсы предлагаемых правил для должника заключаются в том, что ввести финансовое оздоровление можно и без согласия кредиторов. Но есть и минус: процедура финансового оздоровления довольно сложная и к тому же ее введение подразумевает реальную возможность "реанимации" должника – а когда речь идет о банкротстве, денег и имущества у него, как правило, уже крайне мало. Будет ли широко применяться на практике новая версия финансового оздоровления – вопрос в большей степени носит экономический, чем юридический характер. Пока же конкурсное производство с последующей ликвидацией должника – намного менее сложный и затратный путь, чем восстановление платежеспособности, а потому и самый популярный. Так что новая процедура может остаться в разряде научно-фантастической литературы.

На текущий момент трудно предсказать, какому количеству кредиторов придется столкнуться с новой процедурой финансового оздоровления в случае ее одобрения. Однако другая предлагаемая законопроектом поправка – новая ст. 9.1 закона о банкротстве – способна затронуть многих.

Данной статьей предлагается запретить контрагентам должника отказываться в одностороннем порядке от исполнения обязательства и/или изменять его условия в связи с изменением финансового состояния должника, нарушением графика платежей и (или) введением в отношении должника процедуры банкротства, если это влечет неблагоприятные для последнего последствия. При этом подчеркивается, что введение в отношении должника процедуры банкротства не может считаться существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, и являться основанием для изменения или расторжения договора по требованию стороны по договору. Досрочное наступление сроков исполнения обязательств или иные неблагоприятные для должника последствия в связи с теми же обстоятельствами не допускаются.

Казалось бы, данная норма преследует благую цель – обеспечить возможность восстановления платежеспособности должника. Но в то же время она существенно ограничивает свободу договора.

Если сейчас кредиторы, предвидя финансовый крах должника, могут применить распространенное договорное правило "ой, всё" и прекратить взаимоотношения с должником во избежание дальнейших финансовых потерь, то в случае введения ст. 9.1 закона о банкротстве "избавиться" от неплатежеспособного контрагента и не стать ответчиком по иску об убытках станет намного труднее. Особенно сильно данная норма ударит по предпринимателям, работающим по системе постоплаты, то есть получающих деньги по договору после поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ: с одной стороны, вероятность получения денег от должника в процедурах банкротства стремится к нулю, с другой – найти убедительные основания для прекращения обязательств будет не так-то просто.

Полагаю, можно прогнозировать увеличение популярности работы по предоплате во избежание кассовых разрывов и связанных с этим последствий. Тенденцией станет также проявление все большей осмотрительности при заключении сделок. Иначе рисков злоупотреблений со стороны должника вроде требований о предоставлении товаров, работ и услуг при заведомо низкой вероятности их оплаты, а так же риска предъявления должником исков об убытках избежать будет непросто. Юристам, ведущим договорную работу, предлагаемая норма даст немало пищи для размышлений.

Вместе с тем на арбитражных управляющих ляжет дополнительная нагрузка, связанная с необходимостью принятия решений по каждому договору должника. Хотя в порядке конкурсный или внешний управляющий и вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств должника, данный отказ не должен повлечь для должника негативных последствий, иначе иск об убытках может настигнуть уже самого арбитражного управляющего.

Таким образом, предлагаемая к введению ст. 9.1 закона о банкротстве представляется весьма неоднозначной. Чего она принесет больше – пользы или вреда, покажет практика.

Продолжение следует.

Любая частная фирма в силу различных причин рискует оказаться на грани экономического краха. Чтобы не допустить развала предприятия со всеми вытекающими последствиями, можно применить зарекомендовавшую себя схему - финансовое оздоровление. Финансовое оздоровление - это ряд мероприятий по спасению от банкротства, которые предполагают постепенный расчет по долгам на основании утвержденного плана и предоставленным гарантиям.

На грани банкротства нередко оказываются весьма успешные фирмы. Среди них можно назвать итальянскую авиакомпанию Alitalia, сеть ресторанов «Сбарро», нашумевшее банкротство туроператоров в России. Однако грамотные действия по выходу из кризиса позволили многим предприятиям не просто выжить в сложном и изменчивом мире, но и создать более успешные фирмы. Примеров тому много.

Когда необходимо бить тревогу

Если фирма идет ко дну, первым, по сути, происходящее должен заметить руководитель и, разумеется, учредители фирмы. И чем раньше на это обратят внимание, тем лучше будет как для собственников, так и для фирмы в целом. Падение прибыли, растущие долги, дисбаланс между кредиторской и дебиторской задолженностями - это уже запущенная «болезнь». А первые тревожные звоночки можно определить после грамотного анализа и диагностики конкурентоспособности фирмы в данный период времени и в перспективе.

Так как экономическая ситуация во всем мире переживает большие изменения, регулярные аналитические наблюдения за изменчивостью рынка особенно важны. И процедуру финансового оздоровления нужно разработать и ввести в действие как можно раньше. Тогда и восстановление платежеспособности предприятия будет куда успешнее. Анализируя финансовое положение фирмы, грамотные специалисты могут также задуматься над тем, как изменить ситуацию, что предпринять. Всегда есть выход из положения, даже если придется вносить радикальные изменения. Как показывает опыт многих, безвыходных ситуаций практически не бывает.

Тревога: что делать в первую очередь?

Итак, если все признаки надвигающегося банкротства, как говорится, налицо, что делать в первую очередь по спасению фирмы? Многолетний опыт многих руководителей, справившихся с финансовым пике, говорит о том, что необходимо выполнить три условия:

  • срочно продать все предприятия, не приносящие прибыль;
  • прекратить отток денежных средств;
  • все силы и внимание направить на выживание предприятия;
  • усилить контроль за необходимыми расходами и поступлением денежных средств;
  • выявлять причины потери прибыли.

Кто инициирует спасательную операцию

Итак, если положение фирмы неустойчиво, то инициаторами начала мероприятий по финансовому оздоровлению имеют право выступать:

Сам владелец имущества фирмы;

Участники или учредители (в зависимости от организационно-правовой формы частной организации);

Третьи лица.

Все перечисленные представители располагают правом провести проверку, а потом предоставить итоги первому собранию учредителей с ходатайством. Далее дело за арбитражным судом, который выносит решение о введении финансового оздоровления на основании решения первого собрания учредителей, независимо от этого решения, или даже ему вопреки. Обязательным мероприятием в таком случае считается предоставление финансового обеспечения. Оно подразумевает:

- поручительство;

Государственные или муниципальные гарантии;

Банковские гарантии;

Залог (ипотека).

Необходимо в то же время предоставить арбитражному суду план финансового оздоровления предприятия и оформленное документом обязательство о поэтапном возврате долгов. План разрабатывается по определенной схеме. А даты возврата долгов согласовываются со всеми кредиторами.

Гарантии и обязанности

Механизм спасения предприятия от банкротства в том виде, что есть сегодня, применяется только в России, хотя имеет что-то общее с немецкой моделью самоуправления. Он имеет цель реабилитировать предприятие, а не прекратить его деятельность. То есть такая процедура спасения от финансового краха имеет цель восстановить платежеспособность и репутацию должника. И предоставить ему возможность использовать собственные силы, знания и опыт.

Есть четкие обязательства и временные ограничения, права и гарантии. Например, срок финансового оздоровления ограничен двумя годами. За это время необходимо по всем пунктам выполнить план выхода из кризиса, погасить все долги фирмы. А еще обеспечить финансовую устойчивость фирмы. Вразрез с прежней моделью спасения предприятия от банкротства при помощи внешнего управления, как это было до 2002 года, новая модель выхода из сложного финансового положения позволяет должнику самому решить проблему. Действительно, кто, как не он сам, лучше разбирается в данной сфере деятельности. И кто, как не он сам, наиболее эффективно может учесть предыдущий печальный опыт, ошибки и промахи. Должник берет на себя все риски. Впрочем, есть и минусы. Иногда к экономическому краху ведет именно неумелое руководство, ошибочная стратегия. А значит, надеяться на прежнее руководство в такой ситуации бесполезно. Лучше доверить план спасения от долговой бездны более опытным руководителям.

Какие цели преследуются

Финансовое оздоровление - это возможность рассчитаться с долгами и сохранить доброе имя, а одновременно продолжить любимую работу, сохранить людям рабочие места. Вернуть финансовую состоятельность фирме способны грамотные шаги руководящего звена. Впрочем, финансовое оздоровление может вводиться необязательно тогда, когда предприятие практически банкрот. Есть для этого и ряд других причин. Это:

Начало потери платежеспособности, когда предприятие еще не является банкротом, но уже на грани этого;

Предприятие уже банкрот, но еще есть шанс провести грамотную реорганизацию и уйти от необходимости распродать имущество и закрыть фирму;

Цель финансового оздоровления выражается в росте рыночной привлекательности предприятия и поиске новых инвестиций.

Кстати, в современных условиях привлечение новых инвестиций на предприятие становится наиболее распространенной целью введения процедуры финансового оздоровления. Необходимость подстраиваться к изменчивому рынку заставляет руководителей фирм вкладывать немалые средства в реконструкцию производства, обеспечивая его рыночной привлекательностью на перспективу.

Изменение условий диктует особые правила

После начала внедрения мероприятий по выходу предприятия из кризиса происходит следующее:

  • Кредиторы располагают правом спросить с задолжавшего исключительно то, что ограничено рамками закона о проведении процедуры финансового оздоровления.
  • Прежние претензии кредиторов аннулируются.
  • Арестовывать имущество допустимо исключительно на основании судебного решения.
  • В течение срока финансового оздоровления выплата дивидендов и распределение прибыли между учредителями недопустимы.
  • Пени, штрафы, проценты за неуплаченные ранее долги, за невыполнение финансовых обязательств не начисляются, принимаются только текущие платежи.
  • Собственник не располагает правом изъять имущество у должника - унитарного предприятия.
  • Невозможно отчуждение доли (пая) на основании выхода из состава учредителей.
  • Запрещен выкуп доли (пая) задолжавшим и скупка им выставленных на реализацию акций.

Необходимые ограничения

Из сказанного видно, что финансовое оздоровление - это схема выхода из кризиса, требующая исполнения двух наиболее значимых мероприятий: плана выхода из экономического застоя и графика расчета по долгам. Арбитражный суд назначает административного управляющего. Правила отражены в Законе о банкротстве. Тем временем управляющий состав должника продолжает работать. Он предпринимает меры по выходу из сложного положения.

Но внешнее управление по финансовому оздоровлению фирмы накладывает ряд ограничений на деятельность задолжавшего и его команды. К примеру, должник теряет возможность совершать действия, последствиями которых становятся:

  • рост свыше 5 % кредиторской задолженности по отношению к той сумме, что отражена в реестре требований кредиторов;
  • распродажа помещений и оборудования, разрешается продавать только готовую продукцию предприятия;
  • изменение очередности выполнения требований;
  • использование новых средств, взятых в кредит.

Действовать планомерно

Чтобы план финансового оздоровления реализовать наиболее успешно, он обязан содержать следующие разделы:

  • краткое содержание самого порядка действий;
  • анализ экономического положения фирмы;
  • конкретные шаги по спасению фирмы от экономического коллапса, повышению ее платежеспособности;
  • анализ рынка и конкурентоспособности;
  • план производства;
  • финансовый план;
  • четкие мероприятия в сфере маркетинга фирмы.

Разработкой поэтапных шагов обязана заниматься команда опытных стратегов. От этой работы зависит, пожалуй, 90 % успеха. Остальное - за исполнителями. И конечно, необходим постоянный контроль за выполнением плана.

Меняем курс

Конечно, первое, что обычнопроисходит на предприятии, оказавшемся на грани банкротства, - это сокращение издержек производства. Иногда приходится сокращать штат сотрудников, менять управленческий состав, уменьшать заработную плату, продавать дочерние предприятия или незавершенное строительство.Да, в каких-то ситуациях эффективно сокращение бизнеса, реструктуризация производства, продажа части акций.

Тем не менее этого, как правило, недостаточно. Мерами финансового оздоровления могут стать радикальные изменения, требующие глубокого анализа и понимания роли данного производства в быстро меняющемся мире. Например, производство совершенно новой продукции, более востребованной на рынке и конкурентоспособной. Другой радикальной мерой может стать изменение организационно-правовой формы предприятия. Другими мерами могут выступать завоевание новых рынков сбыта, создание новых структур внутри отрасли, приобретение фирм-продавцов, фирм-поставщиков. Таким образом, финансовое оздоровление - это, безусловно, восстановление ликвидности фирмы, которой надо адаптироваться в новых условиях, чтобы соответствовать новому времени.

Нюансы законодательства

Законодательство в сфере банкротства и механизм финансового оздоровления скрывают ряд тонкостей, о чем нелишне будет знать любому руководителю. Например, зачастую задолжавший просто не в состоянии исполнить одномоментные требования всех кредиторов. А именно они сообща решают, кого назначить арбитражным управляющим, что именно из имущества распродать, заключить ли мировое соглашение и так далее. Поэтому важно заручиться поддержкой не категорически настроенных кредиторов.

И надо учесть, что до начала мероприятий по банкротству манипуляции с имуществом могут быть признаны незаконными в судебном порядке. Поэтому еще один совет от знатоков: не стоит рассчитываться по долгам с каким-то одним кредитором. Поскольку это может оказаться медвежьей услугой для него.

Арбитражный управляющий наделен правом выявлять те сделки, которые были совершены вразрез с интересами кредиторов. Отсюда очередной вывод: отказаться от подобных сделок. Их все равно придется аннулировать. Это касается сделок, совершенных за три года до возникновения критического положения в фирме.

Надо также понять, что банкротство не может быть равной защитой от всех кредиторов как для задолжавшего, так и для зависимых от него лиц. Важно понимать и то, что руководство компании в ответе за все свои действия и рискует ответить перед законом, если общий долг перешагнул размер активов общества.

Когда все шаги впустую

При умелых, грамотных решениях финансовое оздоровление должника имеет все шансы завершиться до указанного срока. Показателем для этого служит полный расчет по всем долгам, отсутствие претензий со стороны кредиторов, экономическая стабильность фирмы.

Но может произойти и диаметрально противоположная ситуация, когда арбитражный суд приостанавливает реализацию финансового оздоровления по веским причинам. Речь может идти о непредоставлении в арбитражный суд сведений о расчете по долгам, согласно утвержденному графику. Либо регулярное или длительное (более 15 дней) игнорирование претензий кредиторов, утвержденных графиком погашения задолженности, согласно плану по финансовому оздоровлению организации.Суд имеет право признать должника банкротом со всеми вытекающими последствиями.

Ликвидация не выход

Ликвидировать фирму не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Конечно, можно провести добровольную ликвидацию, процедуру банкротства, ликвидацию через оффшор. Но правильным и перспективным решением все же будет грамотное выведение предприятия из финансовой ямы путем процедуры финансового оздоровления. К счастью, такая возможность есть, и все могут ею воспользоваться.

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) » от 26.10.2002 №127-ФЗ (в редакции от 18.12.2006 №231-ФЗ).

Практика рассмотрения дел о банкротстве показала крайнюю неэффективность внешнего управления в процессе банкротства. Поэтому по аналогии с законодательством некоторых зарубежных стран в Закон о банкротстве были включены нормы о совершенно новой процедуре, позволяющей не отстранять руководство должника от занимаемых должностей.

Финансовое оздоровление вводится по ходатайству учредителей должника при наличии плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. Также учредителями или даже третьими лицами должно быть предоставлено обеспечение исполнения обязательств должника (залог, банковская гарантия, государственная гарантия, поручительство) в размере не менее 120% от суммы задолженности.

Основная цель финансового оздоровления - восстановить платежеспособность должника и следовать графику погашения задолженности, который контролирует административный управляющий.

Законодательство устанавливает достаточно жесткие требования в отношении сроков и порядка погашения задолженности перед кредиторами. В частности, указанный график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления. Требования всех кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц до окончания срока этой процедуры. Требования кредиторов первой и второй очередей - не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления. Погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с момента начала удовлетворения требований кредиторов.

В ходе финансового оздоровления органы управления должника, продолжая выполнять свои функции, ограничиваются в распоряжении средствами. Например, должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов*(79) совершать сделки, в отношении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости его активов. Устанавливаются ограничения и на совершение сделок, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), поручительств и гарантий, а также на учреждение доверительного управления имуществом должника.

Вместе с тем Закон о банкротстве устанавливает, что должник не вправе совершать определенные сделки без согласия административного управляющего. К ним относятся сделки, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности более чем на 5% от суммы требований кредиторов, уступку прав требований, перевод долга, получение займов (кредитов) и т.д.

Финансовое оздоровление вводится на срок до 2 лет . За месяц до истечения этого срока должник представляет административному управляющему отчет, включающий баланс должника, отчет о прибылях и убытках, документы, подтверждающие требования кредиторов. Если график погашения задолженности не выполнен, требования кредиторов погашаются лицами, предоставившими обеспечение, и тогда эти лица становятся для должника кредиторами третьей очереди.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления , а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными; определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника; решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Финансовое оздоровление – процедура, направленная на восстановление платежеспособности должника, а также на погашение его задолженности в соответствии со специальным графиком.

Инициатива проведения финансового оздоровления может исходить от участников (учредителей); собственника имущества должника – унитарного предприятия; третьего лица (третьих лиц) (по согласованию с должником) (указанные субъекты на стадии наблюдения вправе обратиться к первому собранию кредиторов с соответствующим ходатайством).

Финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом по итогам наблюдения:

1) на основании решения первого собрания кредиторов;

2) в отсутствие какого бы то ни было решения первого собрания кредиторов, если имеется ходатайство указанных субъектов при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;

3) вопреки решению первого собрания кредиторов о введении внешнего управления либо открытии конкурсного производства при условии предоставления аналогичного ходатайства и банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника по графику погашения задолженности.

Размер обеспечения в случаях 2 и 3 должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания на 20% (способы обеспечения обязательств – залог (ипотека), банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия, поручительство; не могут выступать в этом качестве удержание, задаток, неустойка).

Финансовое оздоровление вводится на срок не более 2 лет.

Правовые последствия введения финансового оздоровления:

1) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка, установленного ФЗ о банкротстве;

2) отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

3) аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

4) запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников);

5) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ц/б.

Процедуру финансового оздоровления проводит назначаемый арбитражным судом административный управляющий (органы управления должника осуществляют свои полномочия с некоторыми ограничениями).

Должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов заключать сделки (в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества балансовой стоимостью более 5% балансовой стоимости активов должника; влекущие за собой выдачу займов (кредитов), выдачу гарантий и поручительств, учреждение доверительного управления имуществом должника).

Согласие административного управляющего требуется на совершение сделок, влекущих (увеличение кредиторской задолженности более чем на 5 % суммы требований кредиторов; уступку прав требований, перевод долга; получение займов (кредитов)).

Арбитражный суд может отстранить руководителя должника от занимаемой должности в случае ненадлежащего исполнения плана финансового оздоровления, совершения действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов.

Для реализации финансового оздоровления разрабатывается два документа:

1) План финансового оздоровления (подготавливается учредителями (участниками) должника, утверждается собранием кредиторов; должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления).

2) График погашения задолженности (подписывается лицом, уполномоченным учредителями (участниками) должника; с даты его утверждения арбитражным судом возникает одностороннее обязательство должника погасить задолженность перед кредиторами в установленные графиком сроки).

Если о введении финансового оздоровления ходатайствует первое собрание кредиторов (график должен предусматривать погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр, не позднее чем за месяц до даты окончания срока указанной процедуры, а также погашение требований кредиторов 1-ой и 2-ой очереди не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления).

При введении данной процедуры во 2 и 3 случаях (график должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов).

Если должник не исполняет график погашения задолженности , административный управляющий обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств (в случае удовлетворения ими требований кредиторов их требования погашаются должником после прекращения производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов 3-й очереди).

По итогам финансового оздоровления арбитражный суд принимает:

1) определение о прекращении производства по делу об банкротстве (если непогашенная задолженность отсутствует);

2) определение о введении внешнего управления (при наличии возможности восстановить платежеспособность должника);

3) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (если нет основания для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства).

Существующий порядок банкротства юридических лиц состоит из нескольких процедур. Одна из них получила название финансового оздоровления. Решение о её назначении принимается Арбитражным судом. Такой порядок установлен статьей 75 ФЗ №127, принятого в октябре 2002 года. На данном этапе банкротящейся компании существует огромное количество нюансов.

Антикризисное управление предприятием

Чаще всего стадию финансового оздоровления называют антикризисным управлением предприятием. Вводится процедура в том случае, когда проводимые ранее меры с несостоятельным предприятием не дают нужного эффекта. Оздоровление может проводиться только до момента наступления полного банкротства.

Назначенный этап антикризисного управления предназначен для восстановления платежеспособности должника. Финансовые меры, применяемые в этот период, направлены на улучшение экономического состояния банкротящегося. Полное погашение долговых обязательств кредиторов или их отказ от своих требований могут стать поводом прекращения всей процедуры банкротства. Выплаты долговых обязательств на стадии финансового оздоровления необходимо погашать строго по графику очередности, предоставленному суду.

Решение о проведении антикризисного управления принимается общим собранием кредиторов. Оформляют его в форме протокола собрания. Оно должно подаваться вместе с ходатайством о назначение новой стадии процедуры в Арбитражный суд. Согласно действующему законодательству, подавать документы кредиторы могут через временного управляющего. При принятии положительного решения, суд назначает для проведения процедуры административного управляющего.

Вместе с ходатайством суду нужно предоставить план мероприятий, которые необходимо будет провести для восстановления финансовой платежеспособности несостоятельного должника. Его разработчик должен ознакомить с ним кредиторов не позднее 15 дней до проведения их общего собрания.


Данная стадия процедуры банкротства отменяет ранее существовавший порядок обеспечения требований, предъявленных кредиторами должнику. Положительное решение о введении антикризисного управления принимается в том случае, когда должник предоставляет суду гарантии погашения не менее 20% существующей у него задолженности. Обеспечением его обязательств в финансовом оздоровлении могут служить:

  • банковские гарантии;
  • все виды имущества;
  • поручительство третьих лиц и т. п.

Предлагаемое обеспечение не должно находиться в обременении на момент принятия решения судом.

Сроки финансового оздоровления

Антикризисное управление имеет ограниченный срок применения. Он указывается в определение суда и зависит от принятого графика погашения долговых обязательств. Закон ограничивает его 2-я годами.

Решение суда, принимается к исполнению сразу после его вынесения. Оно может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Порядок введения процедуры

Процедура введения финансового оздоровления определена статьей 80 ФЗ №127. Порядок подачи ходатайства о ней рассмотрен в статье 75 ФЗ №127. Инициировать процедуру могут не только кредиторы, но и учредители или третьи лица, имеющие на это соответствующие полномочия.

Предоставленный суду план обеспечения долговых обязательств включает в себя полное описание предметов гарантий выплат. В нем указываются основные качественные и количественные характеристики предметов обеспечения и сведения о лицах их предоставивших.

После назначения финансового оздоровления, административный управляющий начинает работу в рамках принятого и утвержденного плана. Начало погашения долговых обязательств, определенное графиком, должно начаться не позднее одного месяца с даты принятия судом решения о введении процедуры антикризисного управления.

План финансового оздоровления предприятия

Изучая план антикризисного управления, можно заметить, что он очень похож на обычный бизнес-план. Его структура состоит из 8 разделов. В первом из них содержатся сведения о должнике, подробная характеристика его деятельности, резервы и перспективы возможного развития. Обязательными для него являются сведения о реквизитах должника, информация об учредителях и составе имущества.

Во втором разделе сосредоточена информация о сроках проведения назначенной судом процедуры, времени погашения долговых обязательств и запланированных планом показателях, которых необходимо будет достигнуть в процессе реализации мер по восстановлению платежеспособности банкрота. В числе таких показателей - прибыль, рентабельность, а также текущая ликвидность активов.

Третий раздел плана второй процедуры банкротства посвящен комплексному анализу хозяйственной деятельности и финансовой устойчивости должника. Они позволяют определять реперные точки и выявить основные причины убыточности деятельности несостоятельного должника. Даже незначительная корректировка работы может позволить добиться серьезного улучшения экономической ситуации.

В четвертый раздел плана включены:

  • перечень запланированных мер оздоровления;
  • оценка потребности в различных ресурсах, включая оборотные средства и обеспеченность кадрами;
  • обоснование планируемых мероприятий по улучшению экономической ситуации, сложившейся у должника.

Пятый раздел плана посвящен изучению возможности увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг и их реализации банкротящегося. Шестой - содержит план маркетинговой стратегии продаж. Седьмой раздел посвящен программе производства. Он напрямую связан с пятым и шестым разделами.

Восьмой раздел посвящен прогнозированию развития бизнеса должника. Самые эффективные способы стабилизации финансовой ситуации - получение дополнительных доходов и снижение затрат. Проводимый в разделе анализ учитывает возможность привлечения дополнительных финансов.

Кем утверждается?

План финансового оздоровления предприятия разрабатывается в том случае, когда должник не может полностью покрыть свои обязательства перед кредиторами. Порядок его разработки и утверждения регламентируется статьей 84 ФЗ №127. Подготавливается он учредителями или участниками юридического лица, в отношении которого инициирована процедура банкротства.

Подготовленный документ должен быть одобрен кредиторами и предоставлен на рассмотрение в Арбитражный суд. После принятия решения о назначении процедуры он становится обязательным для выполнения. Ответственность за его реализацию лежит на руководителе хозяйствующего субъекта.

Административный управляющий

Полномочия административного управляющего определены статьей 83 ФЗ №127. Он назначается арбитражным судом на срок проведения антикризисного управления. Начало его полномочий - дата принятия судом решения о назначении. Заканчивает он свою деятельность в последний день срока действия процедуры несостоятельности.

Прямыми обязанностями административного управляющего является ведение реестра долговых обязательств. Он должен созывать собрания кредиторов и контролировать выполнение плана оздоровления, а также графика погашения долгов. Управляющему разрешено принимать участие в инвентаризации имущества должника, получать сведения и отчеты об его деятельности.

Действующее законодательство, регламентирующее вопросы, связанные с несостоятельностью, предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий административного управляющего. В их числе выполнение должником всех долговых обязательств и ходатайство саморегулирующей организации.

Последствия введения финансового оздоровления

Последствия введения антикризисного плана наступают сразу после принятия судом решения о начале процедуры.

  • Происходит отмена принятых ранее обеспечительных и ограничительных мер в банкротстве.
  • С имущества снимаются наложенные ранее аресты.
  • В период введения данного процесса должнику запрещается выплачивать дивиденды по акциям, выделять доли участникам, а также выкупать эмиссионные бумаги.
  • В последствии проведения стадии оздоровления замораживается начисление пеней и штрафов на все обязательства должника перед его кредиторами.
  • Разрешено погашать задолженность путем взаимозачета встречных требований.