Такси с 1 июня только с российскими. В каких случаях могут отозвать лицензию

Ещё в апреле 2011 года президент РФ утвердил закон о такси. Затем это постановление регулярно дополнялось новыми пунктами. На сегодняшний день актуальная версия данного ФЗ датируется 2015 годом. О ней и поговорим далее.

Основные положения ФЗ о такси

Для того чтобы легковой автомобиль мог быть использован в качестве такси, необходимо получить соответствующую лицензию государственного образца. Водителей, которые будут работать без неё, ждёт солидный штраф – 50 тысяч рублей. Если же речь идёт об индивидуальном предпринимателе, сумма увеличивается вдвое.

Для юридических лиц штраф может достигать размера 400 тысяч рублей. Об этом гласит первый пункт 14 статьи КоАП РФ.

Если водитель попадается за данное нарушение повторно, ему будет грозить такой же штраф, но уже с конфискацией автомобиля. Для юридических лиц наказание может достигать приостановление деятельности на срок до 3 месяцев. Если на автомобиле имеются цветографическая краска или световые фонари, а лицензии нет, водителя будет ждать штраф в 5 т.р. и изъятие этих опознаваемых знаков — ст.12.5, п. 4.1 КоАП.

С начала 2015 года вступили в силу новые положения, которые призваны регулировать оформление автомобилей, стоящих на учете в такси. В частности, они обязывают размещать на ТС специальные опознавательные знаки. Внешний вид опознавательных знаков зависит от региона – в разных субъектах они свои. Властям регионов разрешается утверждать несколько разрешенных вариантов.

Наиболее глобальные изменения коснулись требований к желающим получить соответствующую лицензию. Правительство заинтересовано в том, чтобы не создавать слишком сложных условий. В противном случае будет неизменно расти процент «нелегальных» таксистов. Власти страны в свою очередь пытаются искоренить данный фактор, поэтому стремились облегчить процедуру получения разрешения. Далее озвучим имеющиеся нововведения, вступившие в силу в 2015 году.

Что появилось нового в ФЗ

В российских СМИ регулярно обсуждается вопрос касательно федерального закона о такси. У него есть сторонники, так и противники. Имеющиеся правовые акты в значительной мере облегчают предпринимателям регистрацию своего дела. В целом они характеризуются следующими послаблениями (относительно таксистов):

  • До нововведений минимальный водительский стаж был 5 лет, сейчас 3 года.
  • Допускается работать не только на собственном автомобиле, но и взятом в аренду. Также лицензия будет выдана, если транспортное средство находится во владении по договору лизинга (раньше было недопустимо).
  • Упразднено требование законодательства об обязательном наличии в автомобиле талона ТО (технического осмотра). До вступления в силу последних нововведений, легковые транспортные средства обязывали проходить ТО каждые полгода. Сейчас достаточно проходить стандартный тех.осмотр для личных автомобилей.
  • Сейчас допустимо заниматься перевозкой пассажиров между теми регионами, где не заключены особые соглашения. Иными словами отсутствуют региональные границы для работы такси. Сегодня можно подать такси в том городе, где было получено разрешение. Раньше перевозка пассажиров была возможна только внутри своего региона.
  • Если у разных субъектов РФ заключено соглашение между собой, то допустимо производить посадку пассажиров в любом из них.

В целом новые правила в значительной мере развязали руки службам такси и конкретно водителям. Стало значительно меньше требований и предписаний.

Что нужно сделать для получения лицензии

Новый федеральный закон обеспечивает более быструю процедуру получения разрешения. Важный момент: на одно транспортное средство можно получить лишь 1 лицензию.

Для того чтобы её получить необходимо сделать следующее (в таком же порядке):

  1. Взять выписку из ЕГРИП или ЕГРЮЛ. Данная бумага свидетельствует о том, что потенциальный таксист не уклоняется от налогов и не состоит на учете в соответствующей инспекции.
  2. Составить заявление в утвержденной законом форме. Образец можно взять в любом отделении ГИБДД либо скачать на официальном сайте и самостоятельно распечатать.
  3. Снять копии с паспорта (в крайнем случае, можно заменить иным документом). Если сбором документов занимается законный представитель, составляется соответствующая доверенность, и к общим документам прикладывается копия его паспорта.
  4. Сделать копии следующих документов: свидетельство о регистрации ТС и ПТС. Если автомобиль находится в аренде, то копия снимается с соответствующего договора.

Это полный список документов, которые потребуются для составления заявления. Отправить заявку на получение лицензии можно лично в автоинспекции, либо через портал «гос. услуги». В случае одобрительного решения, полученное решение будет отправлено на почту.

Как показывает практика, быстрее будет самолично направлять всю документацию и забрать разрешения. Это связано с медленной работой «Почты России». Однако если нет временных рамок, можно воспользоваться и онлайн заявкой.

В каких случаях могут отозвать лицензию

Разрешение могут не выдать либо спустя время отозвать выданную лицензию. Происходит это в таких случаях:

  • Были выявлены какие-либо нарушения, даже после выдачи лицензии. Также будет произведен отзыв, если человек при составлении отчета указал, что нарушения исправлены, а на самом деле этого не сделал (разумеется, если автоинспекция узнает об этом).
  • Между регионами отсутствует соглашение и водитель повторно нарушил правила фрахта (на территории другого субъекта РФ). Фрахт – это регламентированная законодательством плата за перевозку (людей или груза).
  • Были неоднократно нарушены установленные требования к легковому автомобилю. Обратите внимание, что для разных регионов могут быть свои уникальные предписания.
  • За рулем такси находился человек с водительским стажем менее 3 лет.
  • Случилось ДТП по вине таксиста, которое повлекло за собой тяжкий вред одному или более лицам.

На видео о действии закона

Противники этого ФЗ высказывают мнение, что послабление правил получения лицензии негативно скажется на качестве предоставления услуг такси. Насколько это верная точка зрения, покажет лишь время.

Окончательно убрать с рынка нелегальных таксистов должен новый закон о государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров такси и службы заказов.

Как рассказал "Российской газете" первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков, проект уже прошел первое чтение и сейчас проходит согласование в правительстве. "Второе чтение будет скорее всего в осеннюю сессию", - пояснил Лысаков. Главная задача нового закона - ввести в правовое поле многочисленные диспетчерские службы и интернет-сервисы по заказу такси, которые по сути лишь принимают заказы, но не обеспечивают ни качество обслуживания, ни безопасность пассажиров. И благодаря которым по-прежнему процветает рынок нелегальных пассажирских перевозок.

По мнению главы Московского транспортного союза Юрия Свешникова, сегодня сложилась ситуация, когда на рынке параллельно работают таксомоторные компании и службы заказов такси. И бал правят последние. Службы заказов в погоне за пассажирами демпингуют и снижают цены на поездки до минимума. Одни предлагают поездки за 49 рублей, другие - за 199 рублей. И сервису в принципе все равно кому передать заказ - официально существующей таксомоторной фирме или нелегальному извозчику. Свой процент от заказа он все равно получает, а что за машина приедет за пассажиром и довезут ли его до места, диспетчерам мало интересно. Почему в регионы приходят сетевые службы заказа такси? Потому что там проще передавать заказы нелегалам. По словам Свешникова, когда же начинаешь разбираться в деятельности агрегаторов заказов, то выясняется, что предъявить им счет за испорченную поездку крайне сложно. В юридических документах значится, что все эти сервисы лишь оказывают информационные услуги населению. А Uber и Gett - вообще иностранные фирмы.

"В обсуждаемом сегодня законопроекте впервые будет четко прописано, что из себя должны представлять службы заказов такси, - поясняет Свешников. - Прежде всего это должно быть российское юридическое лицо, имеющее интернет-ресурс в доменных зонах.ru или.рф. За передачу заказов нелегальным извозчикам устанавливаются серьезные штрафы - 300-400 тыс. руб. Все службы должны вноситься в специализированный реестр". Ну а за демпингом цен обязана, как считает Свешников, следить ФАС. "В стоимость поездки входит бензин, страхование машины и пассажиров, техобслуживание автомобиля, зарплата водителя, - добавляет эксперт. - На все это тратят деньги перевозчики, а не службы заказов. И то, что таксопарки не могут устанавливать цены на поездки - это нонсенс. Соглашаясь на невыгодные условия, они сейчас по сути экономят на безопасности клиентов".

Из бомбил в таксисты

Во многих городах для машин такси введена обязательная цветовая гамма, таксисты должны получать лицензии на работу. Сетевые компании тоже раскрашивают свои автомобили в желтые либо белые цвета, наносят фирменные знаки. Таким образом пассажирам пытаются внушить доверие к этому виду транспорта.

Однако, как показывает практика, качество обслуживания от цвета и лицензии не повышается. Работают в такси очень разные люди, многие из которых по своим повадкам сильно напоминают бомбил из лихих 90-х. Так, например, весной в Нижнем Новгороде был случай, когда в черте города водитель такси, предварительно взяв деньги за поездку, высадил пассажиров и им пришлось идти пешком три километра вечером в лесной полосе. Водитель не захотел ехать, так как дорога впереди была очень разбита.

Сервису по заказу такси все равно кому передать заказ — официальной таксомоторной фирме или нелегальному извозчику. Свой процент он все равно получит

Скандалы с сервисом случаются и в Красноярске. В основном по причине текучки кадров в таксомоторных компаниях, и, как следствие, слабой психологической подготовки водителя. Например, в феврале этого года водитель одной из фирм поругался с известным красноярским блогером и пообещал "разбить ему лицо". Блогер вынес скандал в соцсети, фирма принесла извинения и обещала наказать своего сотрудника. В Екатеринбурге лишь несколько компаний могут позволить себе такую роскошь, как постоянный штат водителей. В большинстве случаев таксисты вместе с авто "кочуют" из одной компании в другую - туда, где выгоднее. Схожая ситуация и в Самаре, где собственный автопарк имеют единицы компаний. Рынок наводнили диспетчерские службы, которые привлекают частных автолюбителей. По данным "Самарского клуба такси", 50% таксистов в городе работают нелегально. Далек от совершенства и рынок такси Санкт-Петербурга. По словам Александра Холодова, "бомбилы" никуда не исчезли, просто перешли в "серые" диспетчерские службы. И из-за этого масса неприятных историй.

Так, к уже прогремевшей на всю страну истории о таксисте, который завез пенсионера не по тому адресу, после чего тот замерз, прибавилась еще одна - петербургский таксист потребовал с иностранного туриста 16 тысяч рублей за 20-минутную поездку. Не удалось навести порядок на рынке перевозок и в Омске. В местном департаменте транспорта говорят, что ежедневно в городе "таксует" около 5 тысяч автовладельцев. Но, по оценке самих участников рынка, частным извозом только в областном центре занимается порядка 10 тысяч "нелегалов". Власти Татарстана не один год пытаются легализовать рынок таксомоторных перевозок. В 2013 году был принят закон, обязывающий получать разрешение на каждую машину, занимающуюся извозом, а также окрасить кузов такси в белый или желтый цвет. Сейчас в Госсовете Татарстана готовится законопроект, ужесточающий требования к таксистам. Если его одобрят, то службы заказа такси должны будут также лицензироваться. По отзывам пассажиров, в Казани довольно вежливые и культурные таксисты. Среди них много людей с высшим образованием, есть бизнесмены, которые из-за кризиса вынуждены подрабатывать. В Краснодарском крае службам такси запретили передавать заказы нелегалам. Такие поправки приняты региональным парламентом к краевому закону об организации обслуживания населения легковыми такси. "Бомбил", по информации депутатов, в крае более 33 тысяч, казна в результате их деятельности недополучает свыше 500 миллионов рублей налогов в год. Теперь, по закону, заказ должен быть передан юрлицу, индивидуальному предпринимателю, имеющему разрешение на осуществление пассажирских перевозок в легковом такси, либо физлицу, заключившему договор с таким предприятием или ИП.

Через подворотни быстрее

Вызывая такси, люди, естественно, рассчитывают на то, что машина доставит их в нужное место в нужное время с ветерком. Однако на практике получается все не так быстро и комфортно. Томительные пробки существуют не только в Москве. Но если в столице заторы собираются в основном из-за слишком большого количества личного автотранспорта, то в провинциальных городах главная причина пробок - узкие улицы, давно не видевшие ремонта. В Красноярске у водителей такси нет преимуществ в движении, поэтому такси двигаются в общем потоке. Единственный шанс объехать пробки - проехать через дворы.

Впрочем, в центре этот финт уже давно не возможен - дворы повсеместно перекрыты шлагбаумами, чтобы не парковались чужие. Стоят в пробках наравне с остальными участниками движения в часы максимальных нагрузок и машина с шашечками в Волгограде. Поэтому на трамвае или городской электричке удается доехать даже быстрее.

В Костроме из преимуществ у таксистов есть специализированные стоянки. А вот в Пензе у таксистов и стоянок нет. Ждут вызова у магазина и учреждений, мешая остальным припарковаться. Движутся все в общем потоке. Пробки могут объезжать по грунтовым дорогам в частном секторе и по подворотням.

По-настоящему удобными и быстрыми поездки на такси бывают в Казани. В столице Татарстана пробки случаются не так часто. К тому же этот город в числе немногих городов России создал у себя выделенные линии для автобусов, по которым имеют право передвигаться и такси. В Краснодаре тоже есть "выделенки" и такси там разрешили ездить в 2013 году.

Подготовили Ольга Игнатова, Ирина Белова, Алексей Бондарев, Анна Бондаренко, Инга Бугулова, Наталья Граф, Ольга Дмитренко, Светлана Добрынина, Валентина Зотикова, Иван Карасев, Олег Корякин, Андрей Куликов, Мария Мацур, Роман Мерзляков, Наталья Саванкова, Анна Скудаева, Элина Труханова

Вместе дешевле

В каждом российском регионе свои ценники, но в среднем стоимость поездки в машине с шашечками в десять раз превышает цену на билет в общественном транспорте. Поэтому выгодной поездка оказывается лишь тогда, когда едешь не один, а всей семьей. Например, как рассказывает жительница Екатеринбурга Наталья Елизарова, если она берет такси и едет с двумя детьми, то платит 100-110 рублей. Но если она отправится с детьми по тому же маршруту в общественном транспорте, то ей придется сделать несколько пересадок и заплатить 168 рублей. В Екатеринбурге такси действительно одно из самых дешевых в стране: средняя стоимость поездки по городу 100-150 рублей. Примерно в такую же сумму - 120-150 рублей - обойдется и 15-20-минутная поездка на такси в Казани (на всех видах общественного транспорта стоимость билета 25 рублей). В столице Татарстана работают такие крупные игроки, как Uber, Gett и "Яндекс.Такси". По словам главы некоммерческого партнерства "Петербургское такси" Александра Холодова, средний чек поездки по Северной столице зависит от перевозчика. Если это большие компании с собственным автопарком, стоимость доходит до 500 рублей, если службы заказов - 150-200 рублей. Компании из нескольких человек проще скинуться и оплатить поездку в такси, чем ехать на маршрутке.

Через год закончится срок последнего разрешения на таксомоторные перевозки для автомобилей других цветов. Желтый цвет машины будет говорить о легальности перевозчика.

В 2018 году все московские машины такси будут желтыми. Это связано с тем, что в следующем году заканчиваются последние разрешения на таксомоторную деятельность, которые компании получили пять лет назад. Их выдавали службам такси независимо от цвета их автопарка. Но начиная с июня 2013 года в соответствии с городским законом «О легковом такси в Москве» разрешения оформляются только на желтые автомобили. К единому внешнему виду машины решили привести для того, чтобы пассажиры легко могли отличить легальное такси от нелегального.

«Согласно нашим расчетам, 1 июля 2018 года закончится срок действия последнего разрешения на не желтый автомобиль», — рассказал заместитель Мэра Москвы, руководитель .

По его словам, никаких проблем с переходом на желтые автомобили у перевозчиков не возникнет.

Заммэра отметил, что рынок такси практически полностью легализован. Если в 2011 году было выдано около 12 тысяч официальных разрешений на работу в таксомоторной сфере, то на данный момент — уже более 82 тысяч. Среди компаний такси — более тысячи юридических лиц и более 6,4 тысячи индивидуальных предпринимателей.

С 1 июня 2017 года вступили в силу поправки к федеральному закону «О безопасности дорожного движения». В соответствии с ними водители, которые управляют автобусами, грузовиками, коммунальной техникой и такси на территории России, должны иметь права российского образца.

По словам Максима Ликсутова, все компании такси были заранее предупреждены о требованиях нового закона.

«В первую очередь закон коснулся водителей, которые работали нелегальными таксистами. Те, кто хотел продолжить честно трудиться на рынке таксомоторных услуг, своевременно пересдали экзамен и получили российские права», — отметил заммэра.

«Это приоритетное требование, которое Департамент транспорта предъявляет ко всем участникам рынка пассажирских перевозок», — подчеркнул Максим Ликсутов.

Департамент транспорта подписал соглашения с рядом таксомоторных компаний, среди которых «Сити.Мобил» и «Везет». Аналогичные договоренности заключены с агрегаторами-такси «Яндекс.Такси», Gett и Uber. Компании-перевозчиков обязали передавать в Департамент транспорта информацию о маршрутах подключенных к системе автомобилей. Все данные анонимные — без привязки к номеру машины. Эти сведения используют для анализа пассажиропотока и загруженности столичных дорог.

За три года проезд на такси в Москве в среднем стал дешевле . Среднее время ожидания машины сейчас составляет семь минут.

Власти Подмосковья с 2017 года вслед за Москвой наводят порядок в сфере таксомоторных перевозок. Поправки к закону о транспортном обслуживании населения Московской области, которые устанавливают , вступили в силу 10 февраля. Таксистов-нелегалов станет меньше, а безопасность перевозок вырастет. О том, что изменится для подмосковных таксистов и пассажиров, читайте в нашем материале.

Новый облик такси


Согласно изменениям, внесенным Мособлдумой в закон «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области», легковые такси на территории региона должны соответствовать определенным требованиям по цвету. В отличие от московских коллег, подмосковным таксистам придется перекрасить машины в белый цвет.

Кузов автомобиля должен быть белым со светоотражающей полосой желтого цвета шириной от 15 до 25 сантиметров. Желтая полоса должна быть размещена по всей длине боковых поверхностей не ниже 10 сантиметров от нижних границ рамок боковых окон. Также на машине должны быть полосы темно-серого цвета шириной от 15 до 25 сантиметров, расположенные от нижней границы кузова по всей длине боковых поверхностей кузова, переднего и заднего бампера.

Если такси другого цвета

По расчетам, полный переход такси Московской области в единую цветовую гамму произойдет через пять лет.

При этом новые требования к цветовому оформлению автомобиля будет распространяться только на вновь оформляемые машины для таксомоторных перевозок. То есть перевозчикам не придется перекрашивать уже приобретенные и оформленные автомобили.

Во-вторых, белый – основной цвет, который используют многие производители легковых автомобилей, поэтому установленная законодательством цветовая гамма не повлечет существенной нагрузки на малый и средний бизнес. Нанесение полос желтого и серого цвета обойдет в сумму около 3 тысяч рублей.

Соответствие автомобиля принятой цветовой схеме станет четвертым условием, дающим право подмосковным таксистам ездить по выделенным полосам в Москве и Московской области.

Первые три условия: наличие цветографической схемы (шашечки), фонарь оранжевого цвета на крыше и наличие сведения о разрешении, размещенное в реестре на сайте Минтранса.

Виктория Кулагина

Уже слышали? Если нет, то прочтите внимательно.

Согласно федеральному закону о безопасности дорожного движения, с 1 июня 2017 года на всей территории Российской Федерации, работать водителем с иностранным водительским удостоверением будет запрещено.

Если открыть этот закон и найти 20 пункт, то в нем будет написано, что — Организациям и индивидуальным предпринимателям будет запрещено допускать к управлению транспортным средством человека, который не имеет национальных прав РФ.

Данный пункт уже неоднократно откладывали (по мнению редакции был отложен из-за присоединения Крыма, чтобы граждане смогли заменить старые права на новые без спешки ). Но больше не станут. Слишком много проблем в последнее время на дорогах.

А будет ли это работать

Можно было бы сказать, что это не будет работать, не совсем чистые на руку работадатели будут закрывать глаза на это. Что сотрудники ГИБДД, могут закрыть глаза при оплате штрафа на месте. Да, скорее всего так и будет. Не могу говорить за все виды деятельности, например, маршрутное такси, но вот в традиционном такси — это точно работать будет.

Почему

Все просто. На рынке существует несколько крупных игроков, которые обязательно будут соблюдать этот закон — это , и . Эти агрегаторы занимают долю более 95% всех заказов такси. И они не дадут работать тем, кто не имеет национальных прав РФ.

Без ВУ установленного образца, вас не зарегистрируют ни в одной из этих систем. А если вы были зарегистрированы ранее, то вас попросту заблокируют в системе до тех пор, пока вы не предоставите все необходимые документы установленного образца.

Чем это грозит

Ждем бесконечные рейды на автомобили такси. Тормозить будут всех. Если у вас славянская внешность и вы имеете российское ВУ, то в большинстве случаев вас отпустят (в первые пару месяцев так точно — прим. редакции ). Будут выявлять в первую очередь именно тех, у кого национальных прав нет.

Процедура замены ВУ

Придется сдавать все этапы экзамена — теория, площадка, город. При этом многие водители, которые заблаговременно решили получить российское ВУ, жалуются что инспектора ГИБДД отправляют их на обучение в автошколу. В законе об этом ничего не сказано, но прецеденты уже есть.

Мнение редакции

Вся ответственность за соблюдение ложится на плечи работодателя. Это очень хорошо, потому что штрафы будут далеко не 1.000, 5.000 или даже 10.000 рублей, а целых 50.000 рублей. Сумма не маленькая, далеко не каждый работодатель может себе такое позволить. Проще не принимать на работу человека, который не имеет национального ВУ.

Однако и сейчас есть организации, которые сдают машину в аренду без каких-либо опозновательных знаков, что данный автомобиль является такси, по простому договору аренды транспортного средства. Тем самым они не принимают на работу никого, а просто получают ежедневную аренду. Но лицензия на такое авто получено и работать в такси на нем можно.

Наверняка, заработают схемы продажи аккаунтов. Что это значит. Регистрируется аккаунт в том же Uber на человека с ВУ установленного образца, и сдается в аренду другому (за определенную сумму), который прав не имеет. Этим промышляют и сейчас. Так сказать обкатывают схему заранее.

Не обнадеживайте себя тем, что вас отпустят. Всегда имейте при себе полный комплект документов, которым должен обладать таксист. Помимо ВУ — лицензия, действующий путевой лист, карточка водителя, тарифы компании, правила перевозки, бланки БСО. Надеюсь, про аптечку и огнетушитель вам напоминать не стоит:).

Поднимется ли цена на такси

Сильно сомневаюсь. Разве что в первое время будут коэфициенты. Как только все желающие заменят права, все вернется на круги своя.