Право на управление такси. Правила перевозки пассажиров и багажа легковым такси

В числе прочего рассмотрим новые правила оформления автомобилей такси, возможность выезда такси на полосу для общественного транспорта, а также небольшие изменения некоторых пунктов правил, которые не были рассмотрены ранее.

Напомню, что первая часть нововведений рассмотрена в статье " ". Если Вы еще не прочитали ее по каким-то причинам, то обязательно это сделайте.

Оформление автомобиля такси

Напомню, что начиная с 1 января 2012 года были введены , однако правила не предусматривали специального оформления транспортных средств, используемых для извоза.

5 1 . Транспортное средство, используемое в качестве легкового такси, должно быть оборудовано таксометром, иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, и на крыше - опознавательный фонарь оранжевого цвета.

Теперь любое такси должно быть оборудовано следующим образом:

  1. Таксометр - прибор для автоматического расчета стоимости поездки.
  2. Цветографическая схема на кузове (шашечки).
  3. Опознавательный фонарь такси на крыше.

Кроме того, законодательно закрепляется и запрет эксплуатации автомобилей, на которых без специального разрешения установлен один из вышеперечисленных объектов:

11. Запрещается эксплуатация:
...
транспортных средств, имеющих на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему легкового такси и (или) на крыше - опознавательный фонарь легкового такси, в случае отсутствия у водителя такого транспортного средства выданного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

В свою очередь, водители такси обязаны постоянно возить при себе специальные разрешения и предъявлять их по требованию сотрудников ГИБДД:

2.1.1.
...
в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
...
в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси , путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

Выезд такси на полосу для маршрутных транспортных средств

Еще одно интересное нововведение в обновленных правилах - это возможность выезда такси наряду с общественным транспортом на выделенные :

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе.

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе (за исключением транспортных средств, используемых в качестве легкового такси).

Изменения также внесены и в описание соответствующих дорожных знаков:

5.11 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств". Дорога, по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

5.11 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств". Дорога, по которой движение маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

5.14 "Полоса для маршрутных транспортных средств". Полоса, предназначенная для движения только маршрутных транспортных средств, движущихся попутно общему потоку транспортных средств.

5.14 "Полоса для маршрутных транспортных средств". Полоса, предназначенная для движения только маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, движущихся попутно общему потоку транспортных средств.

Проанализировав это изменение правил, можно предположить, что в городах, где есть много дорог с полосами для маршрутных транспортных средств, в ближайшее время появится значительное число автомобилей такси премиум класса, оборудованных по всем правилам. Ну а все желающие будут ежедневно добираться на них на работу в объезд пробок.

В целом водители такси получили очень хорошую привилегию, особенно на дорогах, где полоса для общественного транспорта направлена навстречу основному потоку. Хотя рассматривая ситуацию с другой стороны, нужно сказать, что такси, едущие по выделенным полосам, будут упираться в "медленные" автобусы и троллейбусы, стоящие на остановках, и объехать их без нарушения правил не смогут.

Исправление неточностей в правилах дорожного движения

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне , повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

Поскольку в конце 2010 года термин обгон был изменен таким образом, что обгон по трамвайным путям попутного направления стал физически невозможным, пункт 9.6 правил также обновлен. Напомню, что ранее по поводу этого пункта уже выходило разъяснение верховного суда РФ, которое рассмотрено в статье " ".

1. Действия (бездействие) должностных лиц Инспекции, а также принимаемые ими решения при исполнении государственной функции могут быть обжалованы в досудебном порядке.

2. Лица, в отношении которых проведены (проводятся) мероприятия, связанные с исполнением государственной функции (далее - заинтересованные лица), могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях (бездействии) должностных лиц Инспекции, нарушении положений Административного регламента осуществления функции, некорректном поведении или нарушении служебной этики в Инспекции по телефонам, почтовым адресам, адресам электронной почты, при личном приеме, в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы.

3. Основанием для начала досудебного (внесудебного) обжалования является поступление в устной или письменной форме, в том числе в форме электронного документа, жалобы (обращения) от заинтересованного лица в Инспекцию.

4. При рассмотрении жалобы (обращения) заинтересованные лица имеют право:

4.1. Представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме.

4.2. Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну.

4.3. Получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона N 59-ФЗ, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

4.4. Обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.5. Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

5. Заинтересованные лица могут обратиться в досудебном (внесудебном) порядке с жалобой (обращением) к начальнику Инспекции и (или) заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителю Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

6. Жалоба, поступившая в орган власти, исполняющий государственную функцию, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб (обращений), в течение тридцати дней со дня ее регистрации.

7. Срок рассмотрения жалобы (обращения) может быть продлен в исключительных случаях, а также в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов.

8. Срок рассмотрения жалобы (обращения) вправе продлить начальник Инспекции или иное уполномоченное на то должностное лицо не более чем на тридцать дней при уведомлении заявителя о продлении срока ее рассмотрения.

9. По результатам рассмотрения жалобы (обращения) должностное лицо Инспекции, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб (обращений), принимает одно из следующих решений:

9.1. Об удовлетворении требований заявителя.

9.2. Об отказе в удовлетворении требований заявителя.

102. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.

103. Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.

104. Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя в журнале регистрации путем внесения в него следующей информации:

а) номер заказа;

б) дата принятия заказа;

в) дата выполнения заказа;

г) место подачи легкового такси;

д) марка легкового такси, если договором фрахтования предусматривается выбор фрахтователем марки легкового такси;

е) планируемое время подачи легкового такси.

105. В журнал регистрации помимо информации, указанной в пункте 104 настоящих Правил, может вноситься другая информация, связанная с осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.

106. Номер принятого к исполнению заказа сообщается фрахтователю.

107. По прибытии легкового такси к месту его подачи фрахтовщик сообщает фрахтователю местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.

108. Легковое такси при следовании к месту постоянной стоянки после завершения рабочего дня может быть предоставлено для выполнения перевозки только в пункт назначения, расположенный вблизи места постоянной стоянки.

109. Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.

110. Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.

111. Фрахтовщик выдает фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 5 . В квитанции на оплату пользования легковым такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.

112. В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.

113. Багаж перевозится в багажном отделении легкового такси. Габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения.

114. В легковых такси запрещается перевозка зловонных и опасных (легковоспламеняющихся, взрывчатых, токсичных, коррозионных и др.) веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки, вещей (предметов), загрязняющих транспортные средства или одежду пассажиров. Допускается провоз в легковых такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, мелких животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.

115. Легковое такси оборудуется опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа.

116. На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.

117. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:

а) полное или краткое наименование фрахтовщика;

б) условия оплаты за пользование легковым такси;

в) визитная карточка водителя с фотографией;

г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

В профессиональном транспортном обороте много десятилетий существует важнейшее понятие: режим труда и отдыха водителя автомобиля. В любой стране и любом городе мира установлены жесткие (и практически одинаковые!) нормы — определенное количество часов за рулем, затем обязательный отдых. Например, в Нью-Йорке водитель коммерческого транспорта не может находиться за рулем больше 10 часов в сутки и 60 часов в неделю.

Нарушения столь же жестко караются. Оно и понятно: переработка с высокой вероятностью приводит к потере концентрации, соответственно, к снижению качества вождения. С некоторой (увы, ненулевой!) вероятностью водитель попросту уснет за рулем. Один из таких драматических кейсов мы недавно наблюдали в центре Москвы.

Понятно, что водитель идет на опасные для себя и окружающих переработки не от хорошей жизни: заплати аренду автомобиля и комиссию агрегатору, заправься непрерывно дорожающим бензином — что останется на жизнь?

Современный IT-инструментарий, в принципе, позволяет вести контроль за соблюдением режима труда и отдыха на аппаратном уровне: через определенное количество часов компьютер сначала настойчиво напомнит водителю, что пора отдыхать, а затем прекратит подачу топлива.

Но вопрос не в технике, которая «может все», а в институциях, которые явно не поспевают за техническим прогрессом. Если бы ввели обязаловку на такие гаджеты, водительские протесты были бы не слабее «платоновских», а служба контроля за наличием и корректной работой этих устройств стала бы в конечном итоге еще одной коррупционной кормушкой.

Государство должно следить, чтобы людей не возили на «ведрах с гайками». Кстати говоря, в Москве это уже сделано

Сейчас звучат предложения, что надо бы вернуться к советскому формату регулирования, когда таксомоторный парк отвечал за все: на выпуске из парка проверяли техническое состояние автомобиля и состояние здоровья водителя, при возврате — соблюдение режима труда и отдыха. Любые претензии — от аварийных ситуаций до невежливого обращения — можно было предъявить предприятию-работодателю.

Мне кажется, возврат к такой системе регулирования — затея неэффективная. Во всех случаях надо сравнивать выгоды и риски регулирования по социалистическому типу с выгодами и рисками свободного рынка.

Оба решения не идеальны: рыночные свободы приводят к внештатным ситуациям, ограничения свободы — к результатам, хорошо знакомым потребителям «лучшего в мире советского такси». Наверное, нужно набраться терпения и ждать времен, когда возникнет слой водителей-профессионалов по найму или мелких предпринимателей, которые ревностно относятся к своей работе, соблюдают режим труда и отдыха, налоговую дисциплину, культуру общения с клиентами и так далее.

Возможно, ожидание таких времен — наивное заблуждение. Но еще более наивное заблуждение считать, что за работу таксиста может и должен отвечать агрегатор. По сути, это то же самое, как если бы мобильный оператор отвечал за хулиганские выходки своих абонентов.

Иллюстрация: Jonathan Croft/Getty Images

Бесспорно, появление агрегаторов — таких как Яндекс.Такси или Gett — оказало сильнейшее влияние на весь сегмент таксомоторных перевозок. Надо, однако, понимать, что агрегаторы никогда не станут заменой легендарного Мосавтолегтранса. А вот жесткое государственное регулирование допуска к вождению автомобиля — правомерно и остро необходимо: хочешь ездить по дорогам нашей страны, сдай здесь водительские экзамены!

К сожалению, наши стандарты в этой сфере — сугубо архаичны:

у нас жители ближних республик допускаются не только к вождению автомобиля, но и к работе за рулем по своему водительскому удостоверению. Если я приеду, к примеру, в США или Европу с водительским удостоверением, полученным в Москве на Ордынке, то, безусловно, смогу ездить некоторое время на правах туриста. Но если я там задержусь надолго, то водить автомобиль (даже не таксовать, а просто возить себя дорогого) со своим российским удостоверением мне никто не позволит. Придется сдать экзамен и получить местный водительский документ — License, Permit, Privilege. Боюсь, что очень многие из наших бравых гастарбайтеров не получили бы этого удостоверения ни в одной стране мира.

И еще государство должно ввести обязательные стандарты на подвижной состав, чтоб людей не возили на «ведрах с гайками». Кстати говоря, в Москве это уже сделано.

Качество таксомоторных услуг в Москве за последние годы радикально улучшилось. Свободный рынок, несмотря на все свои неизбежные издержки, улучшает комфортность городской жизни

Во всем остальном — кроме водительских удостоверений и автомобильных стандартов — регулирование таксомоторного бизнеса зависит от городских традиций и креатива местной транспортной администрации. К примеру, «Нью-Йоркская комиссия такси и лимузинов» (TLC) эмитирует знаменитые «таксомоторные медальоны», которые обращаются наподобие ценных бумаг. Скажем, я могу скупить сотню этих медальонов и организовать таксомоторное предприятие. Медальон можно отдать кому-то в аренду. Если таксомоторных услуг в городе недостаточно, производится эмиссия дополнительных медальонов, при избытке услуг и потере доходов у таксистов, производится их скупка. При этом полную ответственность за все несет, разумеется, владелец медальона. В некоторых городах считается полезным регулировать количество игроков на рынке такси по нью-йоркскому образцу, в других господствует убеждение, что рынок сам все отрегулирует.

Впрочем, разговор о таксомоторном транспорте — занятие на долгие зимние вечера, у нас же на дворе лето! Берусь утверждать, что качество таксомоторных услуг в Москве за последние годы радикально улучшилось. Так что более-менее свободный рынок, несмотря на все свои неизбежные издержки, улучшает комфортность городской жизни. По крайней мере, в этом отдельно взятом сегменте.