Схема освещения с одной вспышкой. Свет в фотостудии

Многие из тех, кто читал мои статьи, могут вспомнить, что я, когда начинал свой фотобизнес, делал фактически домашние портреты для национальной фотографической компании. Работа на одну из подобных фирм была и остается хорошим способом набраться опыта в съемке портретов. Возвращаясь в те дни, всё что требовалось, это зеркальная камера, несколько объективов, штатив и умение делать хорошие портреты. Иметь портативный комплект света, несколько скримов, переносный фон было полезно, но компания была готова продать вам эти дополнения за разумную цену, если их не было. Это было хорошим способом начать, поскольку компания занималась продажами, готовила съемку, а вам нужно было только вовремя появиться, установить оборудование и сделать снимки. Потом пленка передавалась фирме для обработки. Мир стал цифровым, но эти компании будут оставаться хорошим тренингом для талантливых любителей, начинающих портретный бизнес.

Джордж Истман однажды сказал: «Свет делает фотографию. Восхищайтесь светом. Любуйтесь им. Любите его. Но прежде всего, знайте свет. Знайте все, что способны с ним сделать, и вы будете знать ключ к фотографии.» Это одна из важнейших вещей, которые я изучил, занимаясь домашними портретами. Я освоил использование студийных осветителей. Я научился управлять и манипулировать ими.

Первое, что я делал, прибыв в дом клиента, это выяснял, как же он хочет выглядеть на законченном портрете. Будет ли портрет рисовать человека в мягком романтическом свете? Или он хочет предстать твердым и серьезным? Некоторые пожилые люди хотят, чтобы их сфотографировали как строгих патриархов семьи. Ответ на такие вопросы определяет, как установить свет, какие модификаторы будут использованы и каким образом. Прежде чем идти дальше, я советую вам перечитать первые шесть частей этой серии статей. Хорошая мысль периодически повторять то, что уже изучили, поскольку в этом руководстве каждая часть строится на других.

Теперь, когда мы знаем желаемый результат съемки, нужно решить, как расположить источники света, чтобы получить этот эффект. Цель этого урока - научить делать отличные портреты, используя только один источник, но то, что вы изучите, применимо и для схем с несколькими источниками.

Положение источника света

Угол основного света относительно объекта съемки определяет характер светового эффекта. Размер источника относительно объекта определяет мягкость или жесткость. Чем ближе мы придвинем источник к объекту, тем больше станет его относительный размер, и мягче освещение. Чем дальше отодвинем, тем меньше будет относительный размер и жестче свет. Мы можем также использовать модификаторы для дальнейшего изменения эффекта.

Заполнение теней и создание заполняющего света

Имея один источник, мы можем направить на объект свет только с одного направления. Правильно?- Нет! Это общая ошибка мышления большинства начинающих фотографов-портретистов. В дни, когда только начинал снимать домашние портреты, я учился использовать светлые стены, чтобы создавать отраженный заполняющий свет. Я узнавал, как управлять яркостью заполняющего света, перемещая модель ближе или дальше от стены. У меня было тогда мало денег, и мне пришлось научиться делать отражатели из обычных бытовых предметов, вроде картонок и алюминиевой фольги, чтобы сэкономить немного долларов. Я расскажу об этом в отдельной статье, но всё же рекомендую, если позволяет ваш бюджет, купить несколько готовых отражателей. Вы будете выглядеть более профессионально.

Освещение фона

Фон может быть освещен за счет размещения скрима между осветителем и моделью. Как вы помните, скрим - полупрозрачная панель, рассеивающая свет, прежде чем он достигнет объекта съемки. Дополнительный эффект его применения - ослабление света, падающего на модель, следовательно она будет темнее. Скомпенсировав это увеличением экспозиции, мы получим осветленный фон.

Настройки камеры и баланс белого

Я упоминал в статье о балансе белого и цветовой температуре, что нужно отключать автоматический выбор баланса белого. Камера в режиме AWB (Automatic White Balance = автоматический ББ) делает много забавных вещей под светом студийных вспышек. В результате вы можете получить причудливую расцветку снимков. И вот почему. В студийные импульсные осветители встроены «моделирующие лампы», используемые фотографом при расстановке света, чтобы избежать ненужных теней, бликов и т.д. В качестве моделирующих используются лампы накаливания, имеющие гораздо более низкую цветовую температуру, чем импульсные, воспроизводящие спектр дневного света. С включенным AWB камера выставит баланс по теплому моделирующему свету, в результате снимок будет иметь сильный сине-голубой оттенок. Подобное происходило в былые времена, если мы пытались снимать без корректирующего фильтра при дневном свете камерой, в которую заряжена пленка для съемки в помещении. Итак, нам нужно вместо AWB вручную включить баланс белого для вспышки («Flash»).

Источник: Джерри Уолч (Jerry Walch), Руководство по портретной фотографии

Читайте наш материал о том, как фотографировать используя только один источник света. Он будет полезен как начинающим фотографам, так и фотолюбителям!

Способов и видов освещения в студии крайне много. Начиная от освещения одним источником, заканчивая использованием нескольких источников вместе с рассеивающими зонтиками и экранами. Хотелось бы начать с основ, именно поэтому в этой статье мы будем говорить об освещении одним источником света.

Хотя этот способ освещения в студийной съемке мало используется фотографами, мы постарались подобрать иллюстрации, как можно более полно отражающие данные световые схемы, даже если при их создании фотографами использовался более чем один источник света.

Теоретически лучшим источником света является естественное освещение, так как само солнце - одиночный источник. Но освещение от одного источника в студии никогда не получаются таким, как при прямом солнечном свете, поскольку в студии лампы расположены всегда очень близко к объекту.

Nikon_light_1" height="466.6666666666667" src="https://ic.pics.livejournal.com/nikonofficial/39162016/599304/599304_original.png" title="Nikon_light_1" width="700">

Когда источник света расположен непосредственно над фотоаппаратом, точно над оптической осью объектива, то возникают довольно резкие тени под подбородком и на заднем плане под волосами. Глаза, однако, освещены хорошо. Заметьте, прямое освещение придает особый блеск волосам. Но есть и большое «но», в этом случае свет не моделирует форму лица, и оно получается довольно широким, с мелкими чертами.

Освещение под углом в 45 градусов

Первостепенная задача такого света осветить самые главные элементы, подчеркнуть объем и формы снимаемого объекта или модели. Самостоятельно подобный свет употребляется редко, так как он дает контрастное освещение, затрудняющее проработку деталей из-за большого интервала яркостей.

Освещение под углом 90 градусов

Чисто боковое освещение резко делит лицо на освещенную и затененную половины. В результате лицо кажется значительно более узким, но теневая сторона выглядит шире, чем освещенная. Этого можно избежать, если задний план сделать очень темным.
Имейте в виду, при таком освещении глаза освещены слабо, а нос удлиняется. Волосы отбрасывают тень на лоб. Начинает все более выделиться структура кожи по направлению к границе раздела света и тени на освещенной стороне.

Освещение сверху

При подсветке сверху источник находится прямо над головой и чуть впереди модели. Нос отбрасывает четкую тень вертикально вниз на губу, глаза оттеняются бровями и лбом, на который в свою очередь падает тень от волос. Четко выявляются скулы. Такая схема может дать хорошие результаты с некоторыми типами лица.

Прямое освещение снизу

При подсветке снизу от источника, расположенного перед моделью на уровне пола, картина производит драматическое и призрачное впечатление. Этот тип освещения никогда не является естественным, если только снимающийся не лежит. Театральное освещение с нижних точек обеспечивает такой же эффект.

Контровое освещение

При подсветке сзади, а именно при расположении источника света точно позади модели и скрытого за ее головой, создается силуэтное изображение. Поток света образует светящийся нимб или ореол на волосах и плечах. Форма позволяет безошибочно узнать портрет, но на лице не будет проработано ни одной детали.

Контровой свет называют еще контурным и акцентирующим. Он выявляет форму всего объекта фотосъемки или какой-либо его части, а также «отрывает» объект от фона. Чтобы получить линию светового контура, источник контрового освещения располагается сзади объекта на близком расстоянии от него. Регулировать толщину линии светового контура на фотографии можно, увеличивая или уменьшая интенсивность контрового освещения.

Освещение под углом 45 градусов с использованием рассеивающего зонтика

Смягченное освещение под углом 45 градусов обычно считается наилучшим для обычной съемки портретов. Чтобы создать такой свет, используют софт-боксы и светоотражающие панели, лайт-панели, лайт-диски.

Боковое освещение профиля

Перпендикулярное по отношению к фотоаппарату освещение используется для съемки в полный профиль; при этом освещение может быть прямым или рассеянным. Это определяет резкость лепки контура лица. Глаза получаются полностью освещенными. Чтобы избежать легкой тени со стороны носа, источник света должен быть расположен немного ближе к модели, чем камера. Можно добавить заполняющий свет или освещение волос, чтобы ослабить тень позади головы.

Какие можно использовать способы смягчения света?

- Рассеивание. Просвечивающий предмет, а именно зонт, софтбокс, октабокс или рассеиватель необходимо поместить между объектом съемки и источником света.

- Отражение. Расположите объект съемки таким образом, чтобы на него попадал только отраженный свет. Именно для этого фотографы, снимая в помещение, направляют вспышку в потолок. Необходимо учитывать, что при смягчении света путем рассеивания или отражения значительная часть его теряется, и освещенность объекта съемки снизится, вследствие чего необходимо вносить корректировку в параметры съемки (увеличивать мощность источника света или увеличивать выдержку, открывать диафрагму, повышать ISO).

Какими особенностями обладает мягкий свет? В противоположность жесткому, он хорошо скрывает изъяны и дефекты снимаемой поверхности, делает кожу модели более привлекательной, а границу перехода между теневым и светлым участком незаметней.
Конечно же, освещение несколькими источниками производит куда более интересное впечатление, но об этом мы поговорим в одной из следующих тем. Поэтому, если вы хотите следить за нашими публикациями, то не забывайте подписаться на наш ЖЖ.

При подготовке статьи использовались материалы книги Девида Килпатрика «Свет и освещение». Благодарим за предоставленные иллюстрации

Один источник света является необходимым и, зачастую, достаточным условием для создания шедеврального портрета.

Какие источники света бывают по своей природе?

Естественное освещение - это солнечный свет в самых различных вариациях. Это могут быть прямые солнечные лучи, рассеянный свет из окна, открытая тень.

Искусственное освещение - различные источники света искусственного происхождения. Это могут быть электрические лампы накаливания общего бытового и промышленного назначения, люминесцентные и импульсные лампы, декоративные огни и многочисленные другие источники.

Доступный свет - это свет, который доступен нам в данное время и в данном месте, и у вас нет возможности его каким-то образом изменить.

Мягкий и жесткий свет

Жесткий свет – это такой свет, при которой мы видим резкие границы теней. Тень четко повторяет форму освещаемого жестким светом объекта. Такой свет можно получить с помощью традиционных жестких источников света, таких как вспышка со стандартным рефлектором, с помощью портретной тарелки или же с помощью маленького зонта или софтбокса, если отнести их хотя бы на полтора-два метра от модели.

Мягкий свет — очевидно, самый часто применяемый в студийной съемке свет. Его характеризует наличие невыраженной, порой едва угадываемой тени. Граница теней очень широкая, благодаря чему сглаживаются все детали, превращая тень в бесформенное пятно, в котором практически не угадывается форма освещаемого объекта.

Не будем углубляться в плюсы и минусы этих типов света. Но хочу акцентировать внимание на различии понятий мягкости света и контрастности .

Закон обратных квадратов

Интенсивность света, падающего на модель, будет обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника до модели.

commons.wikimedia.org

Предположим, что наш источник стоит на расстоянии 1 метр от модели. Если мы отнесем его на расстояние 2 м, то квадрат расстояния будет равен 4. Обратная величина которого соответственно – 1/4, т.е. до объекта съемки дойдет лишь четверть мощности освещения от источника света, а совсем не половина, как кажется изначально.

Сегодня мы поговорим об одном источнике искусственного света.

Съемка студийного портрета. Варианты размещения источника света

Заполняющий свет. Ростовой портрет

Один источник света позволяет снимать ростовые портреты, освещая модель во весь рост. Для этого требуется источник света с большим рассеивателем (октабокс или софтбокс) отнести на достаточное расстояние (3-4 метра) от модели и поднять его так высоко, чтобы он светил под углом приблизительно в 45 градусов.

В соответствии с уже упомянутым законом обратных квадратов перепад освещенности между головой модели и ее ногами может составить всего 1/3 ступени, что легко поправить на постпродакшн.

Эта схема применяется, например, для каталожной съемки одежды.

Рембрандтовский свет

Ставшая уже классической схема портретного освещения.

Знаменитый голландский живописец Рембрандт Ван Рейн во многих своих портретах использовал свет, который, падая на лицо модели на теневой стороне, создавал световое пятно в виде треугольника.

Художник по праву считается мастером работы со светом и тенью, поэтому его метод был был использован фотографами для портретной съемки. А схема света названа его именем.

Один источник света располагается под углом 45° к модели на уровне щеки, на теневой стороне лица виден световой треугольник, равный высоте носа и ширине глаза. Необходимо убедиться, что в глазу на теневой стороне также присутствует блик от источника света.

Paramount (бабочка, голливудский, гламурный)

Данный тип света называется в честь студии Paramount и также известен как: бабочка, голливудский или гламурный свет.

Рисующий свет расположен фронтально и направлен прямо на лицо модели сверху под углом примерно 45 градусов. Так мы сформируем симметричную тень от носа, которая должна быть не более чем до половины расстояния до губ. Подобная постановка света позволяет максимально идеализировать кожу модели, поэтому считается, что данная схема света как нельзя лучше подходит для съемки женщин. Для заполнения глубоких теней, неизбежно возникающих в данном случае, можно использовать отражатель, который размещается снизу.

Схема света Петля (Loop)

Схема освещения Петля является вариантом предыдущей схемы Paramount. Такая схема света позволяет сформировать красивую тень на щеке модели.

Рисующий свет должен быть ниже, чем при использовании в схеме Paramount, и расположен не фронтально, а чуть сбоку. Освещение Петля помогает расширить лицо и подходит для работы с узкими лицами. Петля от области носа не должна коснуться теневой области стороны лица. Это — самая интересная световая схема. Создает красивый трехмерный эффект лица и тела модели.

Одна из самых приятных задач, которую ставит перед собой любой фотограф в процессе портретной съемки - найти правильное освещение, подходящее клиенту.

Хотя и трудно ошибиться, подбирая осветительное оборудование - зонты или софтбоксы – для конкретной портретной съемки, так как с их помощью можно получить мягкое, рассеянное освещение, которое подходит для большинства людей, но правильная постановка света имеет ключевое значение для получения хорошего результата.

В этом уроке мы рассмотрим несколько способов освещения с использованием только одного источника света и одного отражателя.

Подготовка к съемке

Для начала, до установки осветительного оборудования, мы сделали снимок модели с использованием встроенной вспышки на камере. Снимки «до» сделаны для того, чтобы сравнить их со снимками «после», которые будут получены после установки подходящего освещения.

На втором изображении хорошо заметно, что мы запечатлели тот момент, когда включилась встроенная вспышка у камеры в руках фотографа. Видно, насколько яркий свет от вспышки даёт резкий контур тени на поверхности стены (Изображение 1 и 2).

Хотя первые снимки получились неплохими, но из-за встроенной вспышки лицо модели выглядит на фото неестественно. Кроме того, обратите внимание на то, как блестят лоб, нос и подбородок. Как видите, при таком ярком освещении на лице видны блики, в результате чего сложно получить идеальные фотографии (Изображение 3).

Основной / дополнительный свет

Далее мы решили использовать отражательный зонт, чтобы осветить модель со спины. С помощью такого освещения модель на снимках будет выглядеть более естественно и выразительно. После отключения встроенной вспышки мы собрали комплект отражательного зонта Photoflex StarFlash 300/Umbrella, и установили его справа от модели, чуть позади нее, так, чтобы он служил в качестве основного / дополнительного света (Изображение 4).

После того, как свет был установлен так, как мы хотели, мы сделали снимок (Изображение 5).

Несмотря на то, что свет от зонтика обеспечил хорошую подсветку, но большая часть лица модели все же осталась в тени. Это вовсе не означает, что мы получили плохой результат. Все зависит от результата, который вы хотите достигнуть, но в данном случае мы хотели создать более светлый образ для нашей модели. Впоследствии мы решили использовать отражатель, чтобы направить основной / дополнительный свет на области тени на лице.

Мы установили Photoflex 42″ MultiDisc kit слева от модели и сделали другой снимок (Изображение 6 и 7).

В результате видно, что диск-отражатель позволил получить яркое, но в то же время мягкое подсвечивание левой стороны лица модели, а в ее глазах загорелись огоньки – это блики света от отражателя. Из-за того, что модель стоит в определенной позе, правая часть ее лица по-прежнему остается в тени.

Также видно, как основным / дополнительным светом ярко освещены участки на кончике носа и подбородке. В целом, из-за теней на лице, оно выглядят слишком тяжелым по сравнениюс образом, который мы пытаемся получить в итоге.

Чтобы немного выровнять тон на лице, мы попросили модель повернуть лицо к отражателю так, чтобы оно было подсвечено более мягким светом и чтобы убрать яркие блики от основного / дополнительного света на носу и подбородке.

В результате мы видим значительно лучший тон на лице, однако на правую сторону лица, в области носа, все еще падает темная тень (Изображение 8).

Соответствие освещения и объекта съемки

Когда Вы продумываете варианты освещения для съемки, Вы можете вполне поймать себя на мысли, что Вам совсем не нравится, как выглядит конкретный объект на снимке при определенном освещении. Если это произойдет, то лучше всего начать перемещать источник основного света и менять позицию вашей модели, а не просто переставлять все осветительное оборудование, которое Вы так долго настраивали.

В нашем случае мы убрали диск-отражатель (MultiDisc) и попросили модель отойти на расстояние от источника основного / дополнительного света. Когда мы подобрали подходящую позу (Изображение 10), мы сделали снимок, показали результат модели на дисплее цифровой камеры, и попросили ее не менять позицию для следующих снимков.

На следующем этапе мы опять использовали диск-отражатель (MultiDisc) для создания эффекта заполняющего света, но в этот раз поднесли его ближе к камере таким образом, чтобы свет-отражение, которые падает на лицо, не оставлял темную тень на противоположной стороне носа (Изображение 11 и 12).

В результате видно, что незначительная перестановка света и смена позиции модели позволили получить гораздо лучший результат. Правильно поставленный основной / дополнительный свет позволил сделать снимок, на котором хорошо просматривается текстура волос, а модель не сливается с фоном. Диск-отражатель (MultiDisc) позволяет создать эффект мягкого подсвечивания кожи лица и живые огоньки света в глазах.

Используя только один источник света и отражатель, нам удалось получить очень грамотное освещение и выразительный образ.

Перемещение источника основного света

Далее мы решили попробовать разное освещение для съемки нашей модели за счет перемещения источника основного света так, чтобы свет падал прямо на лицо. Сначала мы расположили источник основного света так, как это делают многие фотографы в фотостудиях – на значительном расстоянии от модели (Изображение 14 и 15).

На полученных снимках виден результат съемки при таком освещении. Перемещение источника основного света на определенное расстояние от модели позволяет полностью осветить модель – с головы до ног, но также усиливает контрастность света. Яркое контрастное освещение часто не подходит для большинства портретных съемок, так как подчеркивает недостатки кожи, а на снимках видны яркие «световые пятна» и темные тени, которые могут исказить черты лица вашей модели.

На снимке видно, что при таком освещении кожа модели выглядит менее гладкой (кликните на картинку для просмотра изображения большего формата). Также обратите внимание на «световое пятно» на кончике ее носа и резкие глубокие тени на левой стороне лица (Изображение 16).

Снижение контраста

Чтобы смягчить освещение от отражательного зонтика, мы просто перенесли его ближе к модели и установили справа от камеры (Изображение 17 и 18).

Помните, чем ближе источник света к объекту съемки, тем лучше освещен Ваш объект. И чем больше источник света, тем мягче освещение Вы получите в итоге.

Улучшения, которых мы добились, просто переместив источник света, значительны. Лицо мягко подсвечено, в глазах модели видны естественные огоньки света, а тени в области носа и подбородка смягчены и менее заметны. В целом, при таком освещении модели на портретах выглядят привлекательно (Изображение 19).

Грейферное освещение

Далее мы решили использовать диск-отражатель (MultiDisc) для подсветки темных участков теней на лице модели так, чтобы снизить контраст на снимке. Мы выбрали поверхность диска-отражателя (MultiDisc) золотого цвета, чтобы смягчить тон кожи, и расположили его под углом к источнику основного света.

Такой способ освещения называют «грейферным освещением» из-за качества света, который получается при определенной установке осветительного оборудования. Такой тип освещения обычно используют на фотосессиях для модных журналов (Изображение 20 и 21).

Хотя с помощью диска-отражателя (MultiDisc) нам удалось высветить тени и зрительно сделать менее заметными морщины на лице, но мы решили, что снимок получился слишком яркий.

Важно помнить, что каждое лицо, которое Вы фотографируете, индивидуально и, в зависимости от тона и строения лица модели, нужно подбирать свет индивидуально (Изображение 22).

Чтобы уменьшить эффект заполнения светом от диска-отражателя (MultiDisc), мы просто отодвинули диск от модели приблизительно на 30 см. Когда все было готово для съемки, мы попросили модель менять позы, пока мы будем ее снимать. Ниже представлена самая удачная фотография (Изображение 23).

В данном уроке мы продемонстрировали, как можно с помощью разного освещения создать множество разных стилей, используя только один источник освещения и один отражатель. Внимательный фотограф в процессе портретной съемки использует освещение, чтобы передать характер объекта.

Экспериментируйте с освещением и получайте удовольствие от процесса съемки!

В этой статье, или инструкции, или руководстве, как вам будет угодно, пойдёт речь о съёмке портретов с использованием только одной вспышки или строб-лампы. Может быть, ваш бюджет не позволяет вам приобрести несколько источников света. Возможно, вам придётся путешествовать налегке и у вас не найдётся места для двух вспышек. Или вы просто захотите поэкспериментировать со светом.

В любом случае, при грамотном применении различных схем и сценариев освещения, вполне реально получить качественные снимки профессионального уровня, имея в наличии только одну единственную вспышку. В данное руководство я включил 10 примеров с подробными и вполне доступными объяснениями, которые можно будет применить в вашей конкретной ситуации.

Чтобы применить мои советы на практике, вам потребуется следующее оборудование:

  • Фотоаппарат и объектив. Все портреты, приведенные здесь в качестве примеров, были сделаны фотоаппаратом Nikon D700 с использованием объективов с фокусным расстоянием 24 мм, 50 мм или 85-мм.
  • Автономная вспышка с ручной регулировкой (встроенные pop-up-вспышки не подходят).
  • Специальный кабель, или любая беспроводная система, которая позволяет включать вспышку на расстоянии. Я использую «Cactus wireless flash trigger» — беспроводной радио синхронизатор, работающий практически с любой вспышкой, которая имеет тип крепления «горячий башмак».
  • Конвертируемый фото зонт. Это зонт типа «два в одном», внутри он ‒ белый, а снаружи имеет чёрное покрытие, которое при желании можно снять.
  • Пара штативов или стоек для крепления вспышки, зонта или отражателя.
  • Возможно, вам понадобятся различные отражатели и затемнители, хотя в этом руководстве они не используются.

Снаружи или внутри

В данном руководстве будут рассмотрены две основные техники съёмки. Мы будем работать внутри помещения, используя только вспышку, а также поработаем и снаружи, компенсируя естественный солнечный свет искусственным светом от вспышки.

В принципе, при съёмке внутри можно использовать свет из окон в качестве дополнительных источников освещения, но в этом уроке мы не будем рассматривать этот вариант. Итак, давайте начнем съёмку на улице, где солнце будет заменять нам вторую вспышку.

Пример 1. Простой Заполняющий Свет

В первом примере рассмотрим следующие условия. Съёмка ведётся вечером, и солнце освещает модель с левой стороны. Как вы можете видеть на фото ниже, половина её лица находится в тени, при этом свет слишком плоский. перегружен и отвлекает внимание от модели. Широкий угол обзора выхватывает не только модель в естественном освещении, но и стойку со вспышкой. Вспышка не имеет модификаторов и направлена прямо на объект съёмки.

Готовый портрет

Для корректного использования вспышки следует подобрать экспозицию для естественного света. Потом, опустите её на одну ступень и настройте соответственно вспышку. Это поможет отделить модель от фона, слегка затемнив его, при этом забор остаётся освещённым. Из-за того, что вспышка расположена от объекта относительно далеко, её свет захватывает достаточно широкую область.

Так как солнце по-прежнему освещает модель с одной стороны, вспышку больше направляем ​​на теневую сторону её лица, и таким образом добиваемся того, что лицо модели освещено со всех сторон равномерно. Эта техника съёмки хороша для получения чёткого, легко идентифицируемого изображения. На таком снимке даже самого маленького размера можно без проблем узнать изображённого человека.

Пример 2. Простая Подсветка По Краям

На фотографии ниже вы можете заметить, что теперь вспышка установлена позади модели. При таком расположении солнце будет выполнять роль основного источника освещения, а вспышка будет подсвечивать кадр по краям. Обычно свет вспышки ярче основного освещения (в нашем случае, солнца), поэтому такая схема постановки света подчёркивает объект по краям. В отличие от предыдущего портрета, экспозицию для естественного света я не понижаю. Но для того, чтобы создать пересветы, я немного повышаю настройки экспозиции для вспышки.

Готовый портрет

Особое внимание следует уделить волосам и футболке модели. Их правый дальний край (со стороны зрителя) почти белый. Из-за того, что вспышка позади модели расположена не строго сзади, а немного в стороне, свет как-бы перетекает через края. Также можно увидеть этот эффект на столбе забора на переднем плане, и самую малость – на лице модели.

Пример 3. Рассеянное Освещение Рембрандта

При создании своих живописных портретов, Рембрандт использовал именно эту схему освещения. Суть её заключается в том, что источники света располагаются сверху и сбоку от объекта съёмки под углами 45 градусов. Для такого изображения можно добавить и зонт.

Вспышку следует направить в самый центр зонта, и в результате, свет получится мягче и будет охватывать большую площадь, но по этой же причине, он будет не достаточно мощным и ярким, поэтому вспышку нужно расположить гораздо ближе к модели, чем на предыдущих снимках. Как видите, окружающий свет лишь слегка попадает на лицо модели.

Готовый портрет

Как видите, лицо и тело модели по-прежнему освещаются солнцем с правой стороны, но теперь солнце является не основным источником света. Вспышка заполняет светом все тени, и также выравнивает экспозицию на древесине вокруг модели. Солнце прекрасно освещает волосы модели и придает тёплые оттенки ногам, но при этом мало что делает для её лица.

Что касается этого кадра, то сначала я выставляю её по самым светлым участкам на модели так, чтобы её правая рука и нога были ярко освещены солнцем, а всё остальное ушло в тень. Потом я поворачиваю вспышку до тех пор, пока не достигну желаемой экспозиции.

Пример 4. Подсветка Волос

Когда при фотосъёмке мы выбираем в качестве основного источника света солнце, то, как мы уже говорили ранее, вспышка используется как источник заполняющего света или подсветка по краям. А также её можно использовать и для подсветки волос. Как мы можем видеть на фото внизу, модель расположена напротив солнца и оно светит ей прямо в лицо. Свет его настолько яркий, что она непроизвольно щурится. Так как цвет её волос темнее, чем цвет лица, то, чтобы выровнять экспозицию на лице и волосах, необходимо направить вспышку именно на её волосы.

Готовый портрет

Для того чтобы получить желаемое освещение, я убрал чёрное покрытие с наружной части моего конвертируемого зонтика. Таким образом, свет, направленный в зонт, не отражается от его стенок, попадая на модель, а проходит сквозь светлое покрытие и рассеивается по-другому. Как вы можете видеть на готовом портрете внизу, свет от фотовспышки создаёт очень красивый блеск, попадая на волосы модели:

Пример 5. Солнечные Очки в Помещении

В следующих примерах мы рассмотрим несколько сценариев установки единственного источника света внутри помещения. Здесь весь свет будет исходить только от вспышки. И хотя иногда я использую свет из окон, всё же не раз замечал, что он не особо влияет на конечный результат. Вспышка в комнате намного ярче света, идущего от окна, и полностью его перебивает. На фото внизу мы видим модель, которая по моей просьбе одела солнечные очки и смотрит прямо на такую же световую установку, которой я пользовался ранее для подсветки волос.

Готовый портрет

В итоге снимок получился очень похожим на известный портрет рок-звезды, хотя такой цели у меня и не было. В любом случае, отражение зонта создало интересную картинку на стёклах очков, и при таком освещении все цвета на фото выглядят невероятно яркими.

Пример 6. Вспышка Сзади, Отражатель Спереди

Сразу хочу уточнить, зонт на этом изображении пустой, и используется здесь в качестве отражателя. На самом деле, любой самый простой отражатель или даже большой лист белого картона справились бы с этой задачей намного лучше. Свет от вспышки, установленной сзади модели, проходит над её головой, отражается от зонтика и падает на лицо модели. Идея такой постановки света заключается в том, что в качестве основного источника освещения используется отражённый свет, а также создаётся подсветка по краям заднего фона.

Готовый портрет

На итоговом снимке внизу мы видим, что лицо модели мягко освещается отражённым светом, а её волосы ярко подсвечены светом от вспышки, которая находится позади модели. Как мне кажется, волосы здесь получились уж слишком яркими. Если бы у меня была возможность переснять этот кадр, я бы немного изменил угол съёмки или попросил бы модель слегка наклонить или повернуть голову, чтобы уменьшить или убрать этот пересвет на макушке.

Есть ещё один вариант – опустить вспышку чуть-чуть ниже, чтобы сверху на модель падало не так много света. Сделайте выводы, исходя из моих ошибок, и уделите особое внимание мощности подсветки, которая создаётся вашей вспышкой.

Пример 7. Драматичное Освещение Сверху

Это достаточно специализированный приём, и я бы не советовал применять его слишком часто, так как нередко изображения получаются скучными и банальными. Такое драматичное освещение сверху придаёт снимкам некий религиозный оттенок и ощущение полного одиночества.

На примере внизу видно, что вспышка находится чуть-чуть сбоку от модели и практически нависает над её лицом. Чтобы глаза модели не были в тени, и под носом не появилась неприятная тень, её взгляд должен быть направлен только вверх.

Готовый портрет

Фон на снимке внизу очень тёмный, и из-за того, что шея модели находится в полной тени, создаётся эффект «летающей головы». Я же решил оставить в кадре часть шеи и таким образом акцентировать внимание на ожерелье модели. Но при использовании этого приёма совсем не сложно скомпоновать кадр так, чтобы было видно только лицо, а всё остальное было невидимым.


Пример 8. В стиле «American Apparel»

На фото ниже вы видите, что модель стоит возле стены, вспышка расположена в зонте, я же нахожусь непосредственно под зонтом. Для этого кадра я использовал широкоугольный объектив и, поскольку вспышка расположена очень близко к объекту, я выбрал низкий уровень мощности вспышки.

Готовый портрет

То, что получилось в финале, немного трудновато описать. Как видите, кадр получился практически без теней и это в основном благодаря тому, что источник свет, в нашем случае это большой зонт, по размеру крупнее, чем сам объект съёмки, и установлен очень близко. Также стоит обратить внимание и на виньетирование по краю снимка. Общее впечатление, которое слаживается при взгляде на этот кадр ‒ это что-то среднее между полупрофессиональной съёмкой на «мыльницу» и снимком для полицейского архива.

Пример 9. Всё Близко

Эта техника похожа на схему «отражатель спереди, вспышка сзади», но в данном случае вспышка находится прямо за спиной модели, зонтик при этом пустой и его легко можно заменить любым отражателем. Зонт или отражатель установлен не сбоку, а прямо перед объектом съёмки и немного сверху. Как и в прошлом примере, здесь применяется техника непосредственной близости зонта и вспышки. Я вёл съёмку с очень близкого расстояния и использовал 50 мм объектив.

Готовый портрет

Свет на этом снимке получился очень мягким. Благодаря высокому углу и близкому расположению зонта, отлично освещается не только лицо, но и волосы модели. Из-за того, что вспышка расположена непосредственно за головой модели, образуется красивое свечение по самому краю волос.

Если модель поставить прямо и рядом со стеной, то такая схема может создать эффект, прямо противоположный «драматичному освещению сверху», так как фон в этом случае получается совершенно белым.

На итоговом снимке можно заметить, что свет на руке модели слишком яркий. Такую проблему можно устранить двумя способами. Первый – изменить положение руки, немного повернув её. Второй способ – убрать руку подальше от источника света.

Пример 10. На Фоне Стены

Предположим, у вас нет ни зонта, ни рефлектора. В такой ситуации в качестве отражателя света можно использовать совершенно белую или окрашенную в пастельные цвета стену. Вспышку отодвигаем немного дальше от модели. Используя только белую стену и один источник света, совсем несложно получить хороший снимок отличного качества. Благодаря своей простоте и универсальности данный приём является невероятно популярным и ценится многими фотографами.

Готовый портрет

На итоговом снимке мы имеем очень тёмный фон и лицо, которое хорошо и приятно освещено. Поскольку вы можете снять такой портрет практически везде, я хочу предложить вам несколько вариаций этого приёма. Чтобы фон снова стал видимым, увеличьте выдержку до 1-2 секунд, и вы получите портрет в окружении. Если же вы хотите получить равномерно белый фон, переместите объект съёмки в угол комнаты.

Заключение

Современные студийные стробы с софтбоксами и фото зонтами, а также бесшовные фоны – всё это, конечно же, здорово. Но если у вас нет , денег или , чтобы таскать с собой всё это оборудование, то помните, что вы всегда можете создать потрясающие портреты, пользуясь лишь одним источником света и несколькими хитрыми приёмами.