Понятие криминологии. В предмет криминологии входит четыре основные группы явлений

Слово «криминология» при ближайшем анализе состоит из двух корней. Crimen (латинский) - преступление, преступное поведение, logos (греческий) - наука, учение, знание. Следовательно, «криминология» - это учение о преступлении или преступном поведении.

Интерес вызывает история появления криминологии.

Одни исследователи полагают, что рождение кри­минологии связано с выходом в свет в 1764 году сов­сем небольшой, но богатой по содержанию книги итальянского гуманиста, публициста и юриста Чезаре Беккария «О преступлениях и наказаниях», когда ее автору исполнилось всего 26 лет от роду.

Через 120 лет после этого в 1884 году в г.Турин (Северная Италия) итальянский судья Р.Гарофало выпустил в свет солидную книгу под названием «Криминология» или «Природа преступности и тео­рия наказания», состоявшую из трех частей: «Преступность», «Преступник» и «Репрессия». В лю­бом случае мы можем констатировать тот факт, что итальянцы могут гордиться своим первенством в появлении науки криминологии.

Представляется, что такое первоначальное по­нимание криминологии соответствует реальности, ибо наука «уголовное право» по существу должна заниматься главным образом определением самого понятия преступления и уголовного наказания, их признаков и условий реализации.

Человеческое поведение есть нечто целостное, его нельзя разбивать именно как поведение на отдельные части: на социальное, биологическое, психоло­гическое, нравственное, физиологическое и т.д. Лю­ди (субъект познания) делают такую разбивку лишь условно, для более детального изучения тех или иных сторон поведения. Потому и немало наук, которые интересуются, человеческим поведением (философия, религия, социология, медицина, педагогика, психо­логия, юриспруденция и т.д.).

Американский профессор-криминолог Верон Фокс, склоняясь к непознаваемости мира, писал с иронией: «Попытка понять его (поведение человека - Е.К.) - с позиции какой-либо одной из них (т.е. различных наук - Е.К.) напоминает стремление пятерых слепцов описать слона» (В. Фокс. Введение в криминологию. М.: «Прогресс», 1985, с.17).

Каждое конкретное преступление - «элементарная частица» преступности. (В.Н.Кудрявцев. Генезис преступления. Опыт криминологического модели­рования. Москва, 1998, стр. 16). Любое преступление представляет собой акт поведения человека. В психологической литературе под поведением пони­мается так называемая произвольная активность личности, то есть такая активность, при которой осознаны преследуемая цель и есть возможность контроля за ходом разворачивающихся процессов. Если несколько уточнить и сузить это понимание, то человеческим можно назвать и такое поведение, которое обладает для субъекта смыслом (Хеккхаузен X. Мотивация и деятельность. Том 1, Москва, 1986, стр.14). Другими словами, речь идет о сознательном поведении личности, в том числе и ошибочном, негативном и противоправном. (Е.Каиржанов «Криминология» (общая часть), «Өркениет», 2000, с. 6-7).

В криминологии, как социальной, юридической, естественной науке, имеются общие моменты, которые объединяют точки зрения различных направлений.

Основной вопрос той или иной науки состоит в том, насколько выявлен ее предмет и, следовательно, насколько в процессе научного исследования его возможно определить и точно описать. Предмет науки определяется с позиций установок, которые вместе с тем являются исходными данными, принципиальными теоретическими и методологическими аспектами любых исследований. Постановка целей и задач исследования позволяет конкретно определить предмет науки, ее метод. Таким образом, становится ясно, какие явления исследует данная наука, какой инструментарий она для этого использует. Все высказанное полностью относится и к криминологии.

В настоящее время специализация науки – достаточно условное понятие. Интеграционные процессы, происходящие в человеческом сообществе, касаются всех ее институтов, в том числе и такого социального явления, как наука.

Продолжающееся совершенствование правовой сферы Республики Казахстан в соответствии с Концепцией правовой политики, а также последние инициативы Главы государства Н.А.Назарбаева по реализации стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, в свою очередь, предопределяют необходимость в выработке научно обоснованных и практически значимых предложений в административно-правовой сфере деятельности уполномоченных органов по дальнейшему укреплению законности и правопорядка, усилению борьбы с преступностью и административной деятельностью, повышению качества профилактической работы.

Специфика предмета криминологии раскрывается в ее соотношении с системой смежных наук как по предмету, так и по другим признакам. Со всей определенностью можно заявить, что криминология есть наука юридическая – она находится в тесной связи с такими отраслями права, как уголовное право, уголовно-исполнительное право, правовая статистика, уголовный процесс, криминалистика, административное право и др. При этом криминология, являясь самостоятельной отраслью знания, использует, тем не менее, методы таких наук как философия, социология, психология, медицина, педагогика и др.

Криминология представляет собой научный институт, изучающий преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.

Предметом криминологии, как и любой другой науки, является исследование роли и места криминологии в жизни социума, ее целей и задач, функций, влияния на социальную политику. Конкретным предметом криминологической науки является специфическая область общественных отношений, связанных с таким социальным явлением как преступность, и системой мер по ее предупреждению. Именно эти отношения представляют собой ядро предмета криминологии и определяют особенность данной науки.

Исследование преступности, в том числе и прогностическое, включает в себя следующее:

– преступность как социальное явление;

– преступление как индивидуальная форма преступности;

– причины и условия преступности, конкретных преступлений;

– личность преступника;

– меры предупреждения преступности и профилактика отдельных преступлений.

Указанные элементы характеризуют также структуру криминологии как отрасли знания. Область научных исследований в криминологии включает в себя различные аспекты:

– профилактический;

– прогностический (входящий в структуру управленческого);

– изучение преступности и ее причин;

– личность преступника;

– виктимология;

– суицидология и т.д.

Естественно, каждый из указанных аспектов требует самостоятельного научного исследования, образуя в ряде случаев предмет особого изучения и предмет относительно самостоятельной учебной дисциплины. Но, прежде всего, каждый из этих аспектов является криминологическим.

Понятие предмета науки криминологии формулируется на основе установки четких научных критериев для определения отношений, составляющих этот предмет. Данный принцип действует в любой науке. Комплексный анализ всех отношений, составляющих предмет криминологии, связан с ее междисциплинарным характером.

В любой науке важно четко определить цели, чтобы дать надежные ориентиры ее развития и сделать невозможным отклонение от избранного пути. Глобальная цель криминологии – построение модели будущего результата научной деятельности в указанной сфере. Постановка и обоснование такой цели на теоретическом уровне осуществляются на основе научного познания с учетом потребностей и интересов данной науки. При этом обосновывается также и последовательность соответствующих практических действий. Теоретическое знание (сама криминология как система знаний) связано с практикой не прямо, а через деятельность (в области борьбы с преступностью) по выработке практических целей на основе этого знания. Прикладная деятельность криминологии связана с организацией, управлением и планированием в сфере противодействия преступности. Отсюда и необходимость согласования теоретических и практических целей.

Конечная цель криминологии как науки определяет ее ориентацию в целом, от которой зависит вся логика процесса познания, вся организация научных исследований в данной сфере. Известно, что конечной целью уголовной политики является контроль над преступностью и порождающими ее причинами и условиями. Отсюда вытекает конечная цель криминологии – вооружение практики всеми необходимыми научными знаниями для претворения в жизнь общей цели уголовной политики, создание соответствующей научной базы. Указанные цели соответствуют интересам общества, носят глубоко нравственный, гуманный характер.

Перспективные цели теоретического и практического характера сводятся к осознанию разносторонней, многоуровневой системы предупреждения преступности как явления, профилактики отдельных видов и категорий правонарушений, совершаемых лицами различных социальных и возрастных групп. Сюда же относятся и нейтрализация криминогенных факторов, усиление влияния на преступность антикриминогенных факторов.

Перспективные цели предусматривают и объединение всех мер социальной профилактики: моральной, правовой и так далее. Однако, такая система должна постоянно коррелировать как с изменениями общественного и государственного развития в целом, так и преступности и мер, связанных с контролем над ней. Поэтому обязательной предпосылкой построения названной системы с расчетом ее эффективного действия на длительный период является криминологическое прогнозирование и основанное на нем перспективное планирование в области теории и практики противодействия преступности. Здесь криминология должна видеть свои специфические цели – научное решение не только теоретических, но и практических задач: как должна строиться система предупреждения и контроля над преступностью, чтобы удовлетворить требования правовой политики в данной сфере, нужды и запросы правоприменительной практики. При этом криминология должна предлагать варианты решения и давать соответствующую информацию. Практика же использует указанные материалы для постановки и распространения передового опыта.

Таким образом, совместная деятельность теории и практики осуществляется для перспективного развития процесса контролирования преступности.

Основная задача криминологии заключается в получении достоверных знаний о преступности и мерах ее предупреждения. Несомненно, конечная задача криминологии – быть наукой высокодейственной, способствовать, решая свои проблемы, созданию такой методики, которая даст практике возможность эффективного контроля над преступностью.

Среди задач, поставленных Президентом нашей республики Н.А. Назарбаевым в области противодействия преступности, в первую очередь следует назвать выявление и научное изучение причин и условий преступности, ее состояния, уровня и структуры. К числу таких задач относится также выявление лиц, способных в силу их поведения совершить преступление, их изучение с целью оказания воспитательного, профилактического воз-действия. Следовательно, наука призвана обеспечить практику конкретными рекомендациями и адекватной оптимальной информацией.

Криминология, изучая вопросы, входящие в ее предмет, осуществляет научные исследования с различных позиций: раскрывает основные признаки преступности, анализирует причинно-следственные связи, изучает тенденции и закономерности данного явления, причем не только с точки зрения его прошлого и настоящего, но и будущего. Таким образом, криминология имеет три основные функции: описательную (диагностическую), объяснительную (этиологическую) и предсказательную (прогностическую). Иными словами, в развитии данной науки условно можно выделить три стадии:

эмпирическую (собирательную), когда исследователь выясняет, как протекает тот или иной процесс;

теоретическую (объяснительную), когда исследователь стремится выяснить, почему данный процесс протекает так, а не иначе;

прогностическую (предсказательную), когда исследователь стремится заглянуть в будущее и раскрыть перспективы развития изучаемого явления, процесса.

На последней, высшей стадии в полной мере выявляются возможности самой криминологии как науки. Названные три стадии (функции) криминологии всегда совмещаются. В единстве они могут быть представлены как познавательная функция, имеющая и так называемый практический выход.

Криминоло́гия («наука о преступлении», от лат. crimen - преступление и др.-греч. logos - учение) - социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства ее предупреждения. Считается, что термин «криминология» ввёл в 1879 году антрополог Топинар. В 1885 году впервые с названием «Криминология» вышла книга итальянского ученого Р. Гарофало. Однако, представления о преступном поведении и борьбе с ним можно обнаружить и в более ранних источниках, например в труде Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях».

Учёный-юрист, специализирующийся в области криминологии, называется криминологом.

Предмет изучения криминологи и включает в себя четыре основных элемента:

преступность - изучается как социально-правовое исторически изменчивое негативное массовое явление. Оно слагается из всей совокупности совершаемых в тот или иной период в государстве (регионе, мире) преступлений, имеющих количественные (уровень, динамика) и качественные (структура и характер преступности) показатели. Различают различные виды преступности, такие как насильственная преступность, преступность несовершеннолетних, экологическая преступность и т. д.;

Преступность исторически изменчивое и неизбежное, общественно опасное, социально-правовое явление, которое порождено условиями общежития, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени.

Ей присущи качественно-количественные показатели:

Состояние (уровень или коэффициент) преступности;

Структура преступности;

Динамика преступности.

личность преступника , рассматриваемого в качестве индивида, наделенного совокупностью социальных, биологических и психологических черт, с особенностями формирования и развития, которые позволили ему удовлетворить свои интересы и потребности путем совершения преступления. Кроме того, личность преступника исследуется как непосредственный субъект профилактики и предупреждения новых преступлений (рецидива);

причины и условия преступности (детерминанты преступности) - изучается совокупность негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы и механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступности в целом, по отдельным группам преступлений, конкретного преступления;

предупреждение преступности понимается как система общесоциальных и специально-криминологических мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Профилактическая система анализируется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

2. Место криминологии среди других отраслей научных знаний

Наиболее тесно взаимосвязана криминология с уголовным правом. Уголовно правовая теория и основанный на ней уголовный закон определяют юридические признаки преступного деяния и лица, являющегося преступником.

Криминология обеспечивает уголовное право, законодателя и правоприменительную практику информацией об уровне преступности, ее структуре, динамики, эффективности профилактики преступлений. Тем самым способствует определению уголовной политики в стране. Криминологическая информация способствует своевременной реализации нормотворческой деятельности в плане криминализации либо декриминализации деяний, а также в процедуре дифференциации санкций (замены уголовных наказаний иными мерами воздействия).

Криминология связана с уголовным процессом и прокурорским надзором. Так, уголовный процесс, изучает порядок предварительного расследования и судебного рассмотрения, субъекты такой деятельности (следователь, прокурор, суд) обязаны выявлять причины и условия совершения преступлений, предлагать эффективные меры, направленные на их устранение, своевременно выявлять и нейтрализовать преступления, а также предупреждать их совершение.

Связь криминалистики и криминологии. Криминалистика использует данные криминологии о состоянии преступности, о личностных особенностях преступников, способах и механизмах преступного поведения для разработки эффективного применения криминалистических средств и методов. В 1995 году в России основан Сроюз криминалистов и криминологов, Криминологическая ассоциация (президент Долгова Азалия Ивановна – д.ю.н.,профессор, Заслуженный юрист РФ, Почетный работник прокуратуры РФ).

Взаимодействие с уголовно-исполнительным правом. Криминология изучает рецидивную и пенитенциарную преступность, причины ее роста и разрабатывает меры предупреждения, направленные на устранение или нейтрализацию негативных ситуаций, способствующих совершению повторных преступлений. А уголовно-исполнительное право изучает сам порядок отбывания наказания, используя при этом сведения криминологического характера. На основе такого взаимодействия разрабатываются совместно рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц и дальнейшей, успешной их ресоциализации и адаптации после отбытия ими наказания.

Связь криминологии и правовой статистики. Одним из основных методов в криминологии по сбору и анализу информации служит статистический метод, он позволяет системно отразить множество преступлений во времени и в пространстве, статистические данные дают общую картину преступности в стране и в отдельных регионах. Статистические данные показывают динамику преступности, способствуют выработке необходимых мер предупреждения преступности.

Среди не правовых наук криминология взаимодействует с общей, социальной, юридической психологией, социологией (социологией преступности), экономикой, психиатрией, демографией, политологией, педагогикой.

1. Понятие криминологии как учебной дисциплины

Криминология как учебная дисциплина занимается изучением преступлений, их причин, видов их взаимосвязи с различными явлениями и процессами, а также результативностью принимаемых мер в борьбе с преступностью.

Криминология изучает и анализирует нормативные акты, составляющие юридическую базу для адекватного понимания преступности, своевременной реакции на них и разработки профилактических мер с целью предупреждения преступлений.

Нормативную базу криминологии составляют:

1) уголовное законодательство, включающее нормы уголовного и уголовно-исполнительного права;

2) криминологическое законодательство, регулирующее превентивную деятельность, направленную на предупреждение совершения преступлений и лежащую вне сферы применения уголовных репрессивных мер.

Криминология как учебная дисциплина изучает совокупность явлений, процессов и закономерностей, состоящую из четырех основных элементов: а) преступность; б) личность t преступника; в) причины и условия преступности; г) предупреждение преступности.

Объектом криминологии являются общественные отношения, связанные с: 1) преступностью и прочими правонарушениями;

2) причинами и условиями преступности;

3) местом и ролью личности преступника в обществе; 4) решением задач по предупреждению и профилактике правонарушений.

Объектом криминологического изучения и детального анализа является преступление. Оно рассматривается: 1) в неразрывной связи с условиями внешней среды, порождающей преступление, и криминологической характеристикой преступника, порожденного этой средой; 2) как длительный и развивающийся процесс, происходящий в пространстве и времени, имеющий свое начало, течение и завершение, а не как одномоментное действие, связанное с совершением преступного акта и нередко занимающее считанные минуты.

Криминология рассматривает преступление со всех сторон и с максимальной объективностью и изучает: 1) причины и условия преступления; 2) особенности характеристики лица, совершающего преступление; 3) последствия преступного поведения.

2. Структура системы криминологии

Система криминологии основана на особенностях изучаемого этой дисциплиной предмета – ряда вопросов, связанных с существованием преступности. Она включает теории, разработанные ведущими специалистами в области юриспруденции, которые рассматривают преступность в неразрывной связи со сложившимися в обществе социальными, экономическими, культурными отношениями, исследуют закономерности, законы, принципы и свойства, характерные для их развития, учитывают статистические, социологические и прочие показатели, а также наличные факты и предшествующий исторический опыт.

Криминологическая наука – это не простой набор сведений о преступности и ее взаимосвязях, а действенное научное знание, имеющее свою теоретическую базу и применимое к практической деятельности. Теоретические сведения и осмысленные результаты практических мероприятий складываются в стройную и своеобразную систему, состоящую из двух основных блоков – Общей и Особенной частей.

Особенностью такого деления криминологии на Общую и Особенную части является условное разделение самой науки на общетеоретические вопросы, применимые к любому роду преступной деятельности (Общая часть) и криминологические характеристики отдельных видов преступлений с их глубоким анализом, прогнозом распространения и возможными превентивными мерами по их предупреждению (Особенная часть).

Общая часть включает в себя детальное рассмотрение понятия, предмета, метода, целей, задач, функций и истории развития криминологии как в России, так и за рубежом, изучение основ исследований, применяемых в криминологии, рассмотрение всех аспектов, связанных с преступностью, включая особенности личности преступника и механизм преступления.

Особенная часть, основываясь на Общей части, дает криминологическую характеристику отдельных видов преступлений и анализирует предупредительные мероприятия, которые используются для их предотвращения.

Таким образом, обе части криминологии охватывают весь спектр вопросов, как теорию, так и практику, позволяя определить изъян в общественных отношениях, порождающий тот или иной вид преступлений, максимально его устранить и снизить рост преступности.

3. Цели и задачи криминологии

Криминология как наука изучает объективные и субъективные факторы, оказывающие определяющее влияние на состояние, уровень, структуру и динамику преступности, а также личность самого преступника, выявляя и анализируя существующие типы преступной личности, механизмы совершения конкретных преступлений и меры борьбы, которые могут снизить рост тех или иных преступлений в обществе.

Цели криминологии можно условно разделить на четыре группы:

1) теоретическая – предполагает познание закономерностей и выработку на этой основе научных теорий преступности, концепций и гипотез;

2) практическая – вырабатывает научные рекомендации и конструктивные предложения по повышению эффективности борьбы с преступностью;

3) перспективная – направлена на создание системы предупреждения преступности, которая позволит нейтрализовать и преодолеть криминогенные факторы;

4) ближайшая – направлена на осуществление ежедневной работы по борьбе с преступностью.

Из стоящих перед криминологией целей органично вытекают и ее задачи:

1) получение объективных и достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике – в прошлом и настоящем; криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т. д.) для дифференцированной борьбы с ними;

2) выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработка рекомендаций по их преодолению;

3) изучение личности преступника и механизма совершения им преступлений, классификация различных видов преступных проявлений и типов личности преступника;

4) определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.

Криминология выполняет свои задачи с помощью определенных функций, среди которых принято выделять три основные: а) описательную (диагностическую); б) объяснительную (этиологическую); в) предсказательную (прогностическую).

4. Теории криминологии

Как самостоятельная наука криминология оформилась в XIX в. и изначально основывалась на передовой для своего времени антропологической теории (Галль, Ломброзо), исходящей из идеи наличия у преступников врожденных преступных качеств. В основание криминологии также легли социально-экономические и социально-правовые теории (Ферри, Гарофало, Марро), объясняющие преступность негативными социальными явлениями – нищетой, безработицей, необразованностью, которые порождают аморальность и безнравственность; онтологические теории (теория «чистого разума» И. Канта), статистические исследования (Хвостов, Герри, Дюкпетьо).

В ХХ в. в криминологию из других наук (психологии, психиатрии, генетики, антропологии) поступали новые взгляды и самостоятельные теории, которые тем или иным способом пытались объяснить, какие особенности развития общества и самого человека способствуют появлению преступности:

генетические теории причин преступности (Шлапп, Смит, Подольски) объясняли склонность к преступлению врожденными факторами;

психиатрические концепции (основанные на теории З. Фрейда) видели в преступлении результат конфликта между примитивными инстинктами и альтруистическим кодексом, установленным обществом;

клиническая криминология (на основе концепции опасного состояния преступника Ферри и Гарофало) вводила понятие состояния повышенной склонности к преступлению, из которого преступника следовало выводить медикаментозно и на это время изолировать от общества (Граматик, ди Тулио, Пинатель);

– социологические концепции (теория множественных факторов Кетле и Хили) объясняли преступность совокупностью множества антропологических, физических, экономических, психических, социальных факторов;

теория стигмы (интеракционистский подход – Сатерленд, Таннебаум, Беккер, Эриксон) находила причины преступности в реакции самого общества на преступное поведение;

теория дифференциальной ассоциации (Сатерленд, Кресси) связывала преступное поведение с контактами человека с криминальным окружением (дурная среда);

концепция о криминогенности научно-технического прогресса находила причины преступности в постиндустриальном обществе;

марксистские теории выводили преступность из противоречий эксплуататорского общества.

5. Предмет криминологии

Предметом криминологии является круг вопросов, связанный с существованием такого явления, как преступность, включает в себя теории, разработанные ведущими специалистами в области юриспруденции, рассматривающие преступность в целостности и неразрывной связи со сложившимися в обществе социальными, экономическими, культурными отношениями, исследующие закономерности, законы, принципы и свойства, характерные для их развития, учитывая статистические, социологические и прочие показатели, а также наличные факты и предшествующий исторический опыт.

Предмет криминологии включает в себя четыре базовых элемента:

1) преступность, то есть социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени; данное явление измеряется качественно-количественными показателями: уровнем, структурой и динамикой;

2) личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях; сведения о личностных свойствах субъектов преступлений включают информацию о причинах преступлений, а сама личность преступника исследуется в целях предупреждения рецидива (новых преступлений);

3) причины и условия преступности (криминогенные детерминанты), которые составляют целую систему негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, порождающих и обусловливающих преступность как следствие их существования. При этом причины и условия преступности изучаются во всем многообразии их содержания, природы и механизма действия и на разных уровнях: как в целом, так и по отдельным группам преступлений, а также конкретные преступления;

4) предупреждение (профилактика) преступности как система государственных и общественных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей; превентивные меры анализируются по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

6. Метод криминологии

Методом криминологии принято называть всю совокупность приемов и способов, которые используются для отыскания, сбора, анализа, оценки и применения информации о преступности в целом и отдельных ее составляющих, а также о личности преступника, чтобы выработать эффективные меры как для борьбы с преступностью, так и для профилактики преступлений.

К методам криминологии относят следующие:

1) наблюдение – непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем-криминологом, объектами которого являются отдельные лица, группа лиц, конкретные явления, связанные с существованием преступности;

2) эксперимент – использование в необходимых случаях новых методов предупреждения преступности, проверки тех или иных теоретических предположений и идей на практике;

3) опрос социологический метод сбора информации, заключающийся в интервьюировании или анкетировании значительного круга лиц и выяснении у них различных сведений об объективных процессах и явлениях, интересующих криминологов; при опросе для получения достоверной информации учитываются факторы объективные (место и время опроса) и субъективные (заинтересованность опрашиваемого лица в той или иной информации);

4) анализ документальных источников информации криминологического исследования – сбор необходимой информации из различных документальных источников (справок, договоров, уголовных дел, видео, аудио записей и предметов, предназначенных для хранения и передачи информации);

5) логико-математический метод, включающий:

– моделирование – способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации;

факторный анализ и шкалирование;

– методы уголовной статистики (статистическое наблюдение, группировка, статистический анализ, вычисление обобщающих показателей и др.).

В целом методы криминологии можно разделить на общенаучные (формально-логические, анализ и синтез, абстрагирование, аналогия, моделирование, обобщение, исторический метод, системный анализ) и частно-научные (анкетирование, интервьюирование, контент-анализ документов, тестирование, наблюдение, эксперимент, статистические, правовые, математические методы, криминологическая экспертиза).

7. Связь криминологии с косвенными юридическими дисциплинами

Криминология относится к юридическим наукам, состоит в близком и тесном родстве с огромным множеством юридических наук, тем или иным способом занятых борьбой с преступностью; их можно условно разделить на косвенные и специальные.

Косвенные юридические науки рассматривают проблемы преступности в общих чертах, достаточно поверхностно, не углубляясь в тонкости и детали вопроса.

К косвенным юридическим дисциплинам относят:

1) конституционное право, устанавливающее общие начала всей деятельности правоохранительных органов и определяющее положения, на которых строится законодательная база, как в России, так и в любой другой стране;

2) гражданское право, предусматривающее гражданскую ответственность за любое из нарушений многочисленных норм гражданского права, определяющее круг вопросов и характер нарушений, которыми более детально занимается криминология;

3) земельное право;

4) административное право;

5) экологическое право;

6) семейное право;

7) трудовое право и др.

Для полноценного существования криминологии необходимо получать сведения и методы из неюридических наук. Поэтому криминология применяет отдельные положения философии, этики, эстетики, экономики, теории социального управления, социологии, политологии, статистики, демографии, математики, кибернетики, педагогики и взаимодействует с общей, социальной и юридической психологией.

Сведения из демографии, социологии и политологии необходимы криминологам при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, при специальном изучении профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов; данные психологического или психиатрического характера требуются для выявления и понимания причин и условий преступности и преступлений, так как на них базируются изучение и классификация личности преступника, без них невозможна грамотная разработка мер профилактического воздействия.

8. Связь криминологии со специальными юридическими дисциплинами

Наиболее тесную связь криминология имеет со специальными юридическими науками – уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным правом. В XIX в. считалось, что криминология относится к уголовному праву, и в этом есть доля истины – как наука криминология вышла из уголовного права.

Уголовное право (как теория и основанный на ней уголовный закон) дает обязательную для криминологии юридическую характеристику преступлениям и преступникам, а данные криминологии об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений и прогнозы относительно изменений в социально негативных явлениях позволяют уголовному праву планировать и реализовывать нормотворческую деятельность, своевременно квалифицируя или переквалифицируя те или иные преступления и правонарушения.

Связь криминологии с уголовным процессом заключается в том, что уголовно-процессуальные нормы, регулирующие общественные отношения, направлены на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дел по существу, выявление причин и условий совершения преступлений. С уголовно-исполнительным правом криминологию связывает общая борьба с рецидивом преступлений, стремление к результативности исполнения наказаний, ресоциализации и адаптации лиц, совершивших преступление, отбывших наказание.

Тесную связь криминология имеет с криминалистикой, которая в отличие от криминологии занята сугубо практическими задачами, фактической стороной преступлений. Сведения криминологии помогают криминалистам выявить основные направления для разработки новых методов, помогают находить правильные решения при расследовании преступлений, опираясь на криминологические данные о структуре и динамике преступности, типичных криминогенных ситуациях и т. п. В то же время многие криминалистические методы и технические средства позволяют криминологии эффективнее строить профилактику преступлений и использовать последние научные разработки для предотвращения преступной деятельности.

Криминология также связана с междисциплинарной комплексной наукой деликтологией (административной, дисциплинарной, гражданской и семейной), которая занимается вопросами о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений в области законодательства.

9. Развитие криминологии до 1917 года

Криминология как наука появилась в России в одно время с западной и далее развивалась поэтапно: историю криминологии принято делить на несколько периодов:

1) дореволюционный (до 1917 г.);

2) период становления советской криминологии (1917–1930 гг.);

3) период с 1930 по 1990 гг.;

4) современный (считая с распада СССР и по настоящее время).

Отечественная криминология в дореволюционный период активно воспринимала многие передовые идеи представителей различных школ и вносила свой вклад в исследование проблем преступности. Предвестниками отечественной криминологии были ученые и общественные деятели, жившие до официального рождения этой науки. Среди них следует упомянуть известного общественного деятеля XVIII в. А. Радищева, который впервые для России выявил показатели, характеризующие как виды преступлений, так и лиц, их совершивших, мотивы и причины совершения ими преступлений и предложил конструктивную методику статистического наблюдения преступности и ее причин.

В разной степени вопросами преступности занимались А. Герцен, Н. Добролюбов, В. Белинский, Н. Чернышевский, критиковавшие общественный строй России и преступность как порождение этого строя.

В начале XIX в. глубокое исследование убийств и самоубийств на основе уголовной статистики провел К. Ф. Герман. Известные юристы И. Я. Фойницкий, Г. Н. Тарновский, Н. С. Таганцев и др. рассматривали преступность в тесной связи с уголовно-правовой проблематикой, особо обращая внимание на понимание преступности как социального явления, имеющего объективные причины. Опираясь на работы антропологической школы в зарубежной криминологии, дореволюционный юрист и ученый Д. А. Дриль отмечал влияние на совершение преступлений кроме особенностей психофизической природы человека также внешних воздействий на него, разделяя взгляды отечественных сторонников социального понимания преступности. В России появилась классическая школа.

В русской криминологии конца XIX – начала XX вв. происходили те же процессы роста, что и в современной ей зарубежной криминологии.

Послереволюционный этап развития отечественной криминологии просуществовал до начала 1990-х годов, его можно условно разделить на два периода: а) 1917 – начало 1930-х гг.; б) начало 1930-х – начало 1990-х гг.

1. Эпоха с 1917 по начало 1930-х гг. отличалась жесткой партийной борьбой и окончилась с началом массовых репрессий; криминологические проблемы исследовались в рамках уголовного права, а криминология считалась отраслью уголовного права. В этот период она была тесно слита с родственной ей криминалистикой и судебной медициной: в 1922 г. в Саратове был создан кабинет криминологической антропологии и судебно-медицинской экспертизы при Управлении местами заключения; с 1923 г. в Москве, Киеве, Харькове, Одессе появились кабинеты по изучению личности преступника; в 1925 г. был создан Институт по изучению преступности и преступника при НКВД.

В 1929 г. криминология как наука прекратила свое существование. Это было связано с политическим тезисом, что в СССР построен социализм (а при социализме преступность отмирает). Был сделан вывод, что криминология больше не нужна.

2. В период с 1930 по 1940 гг. криминологические исследования имели полузакрытый характер, продолжались по отдельным проблемам борьбы с преступностью, были направлены на выявление врагов народа и организовывались правоохранительными органами. После смерти Сталина Хрущев объявил курс на строительство коммунизма. Но стало ясно, что преступность не исчезла. Годом возрождения криминологии стал 1963 г., когда на юридическом факультете МГУ был прочитан курс криминологии, который стал с 1964 г. обязательным для юристов. Криминология была выведена из уголовного права и превратилась в самостоятельную науку. Большую роль в этом сыграл А. Б. Сахаров.

В 1960–1970 гг. основное внимание уделялось изучению преступности как продукта общества и ее общей профилактике, в 1970–1990 гг. исследовались проблемы причин преступности, механизма преступного поведения и личности преступника, виктимологии, прогнозирования и планирования борьбы с преступностью, предупреждения разных видов преступности.

Крупнейшим научно – исследовательским криминологическим центром стал в эти годы НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.

2. Предмет криминологии. . . . . . . . 4 а) преступность. . . . . . . . . 4 б) причины преступности. . . . . . . 7

в) личность преступника. . . . . . .
11 г) предупреждение преступника. . . . . .
12
Заключение. . . . . . . . . . .
13

Список литературы. . . .. . . . . .
14

ВВЕДЕНИЕ

Криминология - это самостоятельная междисциплинарная наука со своей историей, использующая оригинальные методы исследования и имеющая разветвленную сеть институтов и организаций во всем мире.

Общее представление о содержании данной науки можно получить путем уяснения смысла ее названия, которое состоит из двух частей: латинского слова "crime" (преступление) и греческого слова "logos"
(учение). Буквальный перевод сочетания этих двух слов на русский язык означает "учение о преступлении". Принимая во внимание то обстоятельство, что термин "преступление" практически равнозначен термину "преступность", более точно, можно обозначить криминологию как "науку о преступности".
Причем, если уголовное право изучает преступление, ответственность и наказание за них в законодательной форме и правоприменительной практике, то криминология исследует преступность, ее причины и условия, личность преступника и предупреждение преступлений как массовые социальные явления.

Таким образом, можно определить криминологию сугубо с практической точки зрения, как науку о преступности и методах ее предупреждения. Но это
- весьма общее понятие. Более конкретно, можно сказать, что криминология изучает преступность, виды преступности, преступления; их причины, иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами; результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. На этой базе криминологи вырабатывают рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью.

Важно отметить, что понимание социальной природы преступности, знание причин и условий совершения различных преступлений, особенностей лиц, преступивших закон, и механизма индивидуального преступного поведения важны не только для успешной профилактической деятельности.
Криминологические знания помогают выявить уже совершенные преступления, установить и изобличить преступников, правильно определить меру наказания каждому из них, найти наиболее эффективные пути и средства индивидуального исправления и перевоспитания. Знания криминологии необходимы не только сотрудникам внутренних дел, но и работникам судов, прокуратуры, органов юстиции и другим категориям служащих, в той или иной мере сталкивающихся с проблемами правонарушений, их причин и условий.

Наука криминология имеет сложную структуру. В своей работе я хочу рассмотреть базовый вопрос - понятие криминологии и ее предмет, т.к. эти вопросы являются основными вопросами любой науки.

1. Понятие криминологии.

Впервые термин " КРИМИНОЛОГИЯ " появился на страницах печати в конце девятнадцатого столетия. Сначала под ним понимали проблемы этиологии (исследования причин преступности). О чем, в частности, можно прочитать в книге Топинарда и Гарофало "Криминология". Примерно в то же время специалистами правоведами были сформулированы ряд взглядов на сущность и предмет криминологии, которые явились основой для создания различных школ криминологии, существующих и в настоящее время. В общем виде их можно свести к пяти основным направлениям:

Представители первого направления не выделяют криминологию в качестве самостоятельной научной дисциплины, а считают ее частью уголовного права, если его рассматривать в широком смысле слова. В настоящее время такие взгляды представляют лишь исторический интерес.

Представители второго направления включают в нее изучение причин преступности, методов борьбы с ней, проблемы уголовной политики, пенологии и уголовного права. Эта концепция возникла в первые годы нашего столетия.
Ее основоположником стал австрийский юрист Ганс Гросс (1847-1915). Он считал, что криминология включает в себя уголовную антропологию, уголовную социологию, криминалистику, криминальную психологию, уголовную политику, пенологию, уголовное право и ряд других отраслей науки. Мысль Г.Гросса об объединении всех "вспомогательных по отношению к уголовному праву наук с включением науки о следствии и пенологии" в единую систему криминологии нашла отражение во взглядах ученых второй половины ХХ века, что на наш взгляд, внесло много путаницы.

Третье направление, создателем которого был Лист (1851-1919) - известнейший представитель социологической школы уголовного права, рассматривает криминологию как науку о преступности и ее причинах наряду с криминалистикой, уголовным правом и уголовной политикой.

Как можно заметить, два последних направления объединяет одинаковое понимание содержания криминологии и криминалистики, что объясняется их единой средой возникновения. Обе они возникли в силу необходимости обеспечения потребностей практики познать причины такого опасного социального явления, как преступность, и разработать эффективные методы борьбы с ней. Причем в период своего возникновения они не имели определенной сферы исследования, что в значительной мере повлияло на последующий подход к проблеме связи между криминологией и криминалистикой.

Четвертое направление отражает современные тенденции развития криминологических исследований. Оно рассматривает криминологические проблемы в связи с пенитенциарными, т.е. большое внимание уделяется изучению личности преступника, в т.ч. лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением и применяемых к ним мер. Этот подход наиболее широко используется в США.

Последнее - пятое направление рассматривает криминологию как науку о преступности и ее причинах. Это направление характерно для европейской правовой школы.

Что же касается Российских правоведов, то они, в настоящее время, придерживаясь консервативных взглядов, незначительно изменили свои взгляды на предмет изучаемой дисциплины. В ряде учебников его основными составными назывались: преступность, причины и условия преступности, личность преступника, предупреждение преступности.

Проанализировав различные взгляды на понятие и предмет
Криминологии, я бы определила Криминологию как науку, изучающую преступность, ее причины, личность преступника, а также разрабатывающая меры предупреждения преступности.

2. Предмет Криминологии

Исходя из приведенного определения, в предмет изучения криминологии входят четыре составляющие:

Преступность

Причины преступности

Личность преступника

Меры предупреждения преступности.

Преступность

Основным элементом науки криминологии является преступность как исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой целостную совокупность множества преступлений, совершенных в конкретных исторических условиях за определенный период времени. Понятием преступности охватывается совокупность преступлений, рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций типа, например, состава преступления. Правонарушения, не образующие состав преступлений, но тесно связанные с ними, рассматриваются при анализе причин и условий различных видов преступлений.

В этом своем реальном социальном бытии преступность подчиняется определенным закономерностям и характеризуется такими количественно качественными показателями, как уровень, структура и динамика.

Уровень преступности является количественной характеристикой, измеряемой в абсолютном выражении суммой совершенных преступлений и их участников (виновных лиц), а также в коэффициентах или индексах преступности. Официальная статистика использует два показателя:

Количество зарегистрированных преступлений (и их субъектов) и

По данным о судимости.

Уровень исчисляется из количества преступлений, совершенных на той или иной территории за определенный период времени в расчете на заданное число жителей, например, на 1 000, 10 000 или 100 000. Уровень преступности в данном толковании и называется коэффициентом преступности.
Он рассчитывается по формуле:

К = П Х 1 000 (10 000 или 100 000)

где К - коэффициент преступности,

П - число преступлений

Н - численность населения (в целом или в возрасте от 14 лет и старше).

Коэффициенты позволяют сравнивать интенсивность преступности в разных административно-территориальных единицах с различной численностью населения, а также в разные периоды в одном и том же районе, области с учетом изменения численности населения.

Структура преступности раскрывает внутреннее содержание преступности, соотношение групп или отдельных видов преступлений в общем их числе за определенный период времени на определенной территории, выделенных по разнообразным группировочным признакам: уголовно-правовым, криминологическим, социально-демографическим и др. От того, какова структура преступности, должно зависеть и “направление главного удара” в борьбе с ней.

Показатель структуры определяет удельный вес (долю) тех или иных преступлений (либо преступников), которые называют видами преступности, в общей совокупности преступлений (преступников), взятых за 100%.

В своей работе я хочу остановиться на таких показателях структуры преступности, как ее "география”, “экология” и “топография”.

География преступности занимается проблемами пространственно- временного распределения девиантности, делинквентности и преступности
(места преступлений, места жительства преступников) в мире, частях света, государствах, городах и в сельской местности (например, в районах, граничащих с бывшими республиками СССР и пр.). Она изучает также проблемы наличия чувства безопасности (вопрос о страхе населения перед преступностью, отношение к уголовной юстиции, риска стать жертвой преступления). Она выясняет также влияние социальной структуры того или иного района на уровень и характер преступности, устанавливает пределы и направления перемещений преступников (от места жительства к месту преступления и обратно), изучает региональные различия в реакциях на преступность.

В отличие от этого экология преступности исследует взаимодействие среды, климата, природного ландшафта, растительного и животного мира, структуры строительства - с одной стороны, и человеческих переживаний
(виктимизация - страх перед преступностью) и преступного поведения - с другой.

Топография преступности сосредотачивается на анализе мест преступления, которые могут быть и внутри зданий, и в квартирах, и в магазинах, и в гостиницах, и в больницах.

Последней характеристикой преступности является - динамика преступности, то есть изменение ее уровня и структуры за тот или иной период времени (год, три года, пять лет, десять лет и т.д.), т.е. темп и направление изменений основных черт совокупности преступных деяний. Анализ динамики преступности в научно-практическом отношении имеет, по меньшей мере, две цели:

1. Дать представление об изменениях показателей за прошедший период, выявить тенденции и закономерности этих изменений;

2. На их основе осуществить прогноз о возможном характере преступности в ближайшем и отдаленном будущем, что является основой необходимого оптимального криминологического планирования мероприятий по борьбе с ней.

Причины преступности

Причины преступности - представляют собой совокупность социально- негативных экономических, демографических, идеологических, социально- психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые непосредственно порождают, продуцируют, воспроизводят
(детерминируют) преступность как свое следствие.

Наряду с собственно причинами преступности предметом криминологического анализа являются ее условия. Это такие явления и процессы, которые сами по себе преступности не порождают, но, сопутствуя причинам и влияя на них, обеспечивают их действие, приводящее к определенному следствию (совокупности деяний, нарушающих уголовный закон).

Исследование причин преступности раскрывает природу этого социально-негативного явления, объясняет его происхождение, показывает, от чего зависит существование преступности, что способствует ее сохранению, в настоящее время его оживлению, а что этому противодействует. Только на основе подобных знаний можно обеспечить эффективную борьбу с преступностью: предвидеть происходящие в ней изменения, определить и осуществить необходимые мероприятия по предупреждению преступных проявлений, их сокращению.

Всякое явление, в том числе и преступность, имеет не только ряд
(иерархию) причин, но и ряд (иерархию) условий, способствующих наступлению данного явления. Одни условия имеют сопутствующий характер - не оказывают непосредственного воздействия на совершение преступлений (например, ночное время при совершении кражи, разбоя, грабежа). Другие условия более существенны (неорганизованность досуга, плохая воспитательная работа, отсутствие контроля, способствующие хулиганству и правонарушениям в сфере межличностных отношений в коллективе пограничной заставы). Особое значение имеют необходимые условия, без которых причина не может породить следствие, например, недостатки в охране оружия и боеприпасов при их хищениях.

Чтобы разобраться в многообразии причин и условий преступности, полнее выявлять их на практике и целенаправленно осуществлять необходимые мероприятия по их устранению и нейтрализации, нужны надлежащие их дифференциация и классификация. Каждое направление криминологической мысли
(школы) проводят их по различным критериям, исходя, прежде всего, из своего предмета исследования. Российские криминологи используют классификации по различным критериям.

1. Классификация “по уровню действия (субординации)». С этой точки зрения следует различать несколько видов этого подхода. Первый из них:

Причины и условия преступности в целом как определенного социального явления, существующего в конкретных социальных условиях и проявляющегося в совокупности общественно-опасных деяний - преступлений;

Причины и условия различных групп (видов, категорий) преступлений, образующих структурные подразделения преступности (умышленные и неосторожные, насильственные и корыстные и пр.);

Причины и условия отдельных видов преступлений - убийств, хулиганства, воинских и пр.

Другой вид уровневого подхода предполагает выявление причин и условий преступности (в целом и отдельных структурных ее подразделений) на уровне всего общества (макро уровень), отдельных его социальных групп и сфер общественной жизни и на уровне отдельного индивида.

Уровни эти взаимосвязаны, но содержание причин и условий преступности на каждом из них не тождественно.

На обще социальном уровне мы выявляем наиболее общие причины и условия, с которыми связано само существование преступности в данных исторических условиях.

На уровне социальных групп фиксируются причины и условия, характерные для этих групп и коллективов.

На индивидуальном уровне речь идет о причинах и условиях конкретного преступления, совершенного отдельным лицом, здесь много индивидуального, субъективного и ситуативного, порой случайного (особенности личности, ее индивидуальный жизненный опыт, связи, знакомства, влияния, стечение обстоятельств и т.п.). Вместе с тем обще социальные причины и условия преступности трансформируются в индивидуальные, а наиболее типичные индивидуальные причины и условия “складываются” в обще социальные.

Изучение причин и условий на обще социальном и групповом уровнях имеет научно-познавательное значение и служит практике для разработки и организации системы социальной профилактики преступности в рамках всего государства, отдельных его регионов, социальных групп и коллективов.

Выявление причин и условий конкретного преступления (индивидуальный уровень) подчинено непосредственно практическим - правильному решению каждого конкретного дела, индивидуализации к субъекту интереса и устранению обстоятельств, способствующих совершению им данного преступления. Причины и условия конкретного преступления (индивидуальные обстоятельства его совершения) могут быть нетипичными. Однако в индивидуальных случаях всегда проявляется нечто общее. Поэтому научно- практическое изучение причин и условий преступности основывается на обобщении данных, полученных из различных источников.

2. Важное практическое значение имеет классификация причин и условий преступности по их содержанию. Различают детерминанты преступности:

Политические;

Экономические;

Идеологические;

Социально-психологические;

Организационно-управленческие.

3. Надо подчеркнуть, что все детерминанты преступности проявляют себя в подобном качестве через психологию, сознание людей, формируя или поддерживая, оживляя или усиливая антисоциальные взгляды, стремления, побуждения. Поэтому в конечном итоге преступность всегда связана с социально-психологическими детерминантами.

Социально-психологические явления - взгляды, традиции, привычки - часто называют субъективными детерминантами преступности, а все, что находится вне индивида и влияет на его психологию - объективными ее детерминантами. Это психологическая классификация:

Объективными являются причины и условия, существующие независимо от воли и сознания людей (исторически обусловленный уровень развития общества, экономики; стихийные бедствия и иные явления природы и пр.)

Субъективными причинами и условиями преступности считаются те ее детерминанты, которые зависят от деятельности людей, являются, как правило, результатом недостатков этой деятельности, ошибок и упущений (планировании, культурно-воспитательной работе и пр.)

4. Причины и условия преступности можно различать и по направленности, механизму их действия.

Одни из них детерминируют неблагоприятное нравственное формирование личности (недостатки семейного, школьного, армейского воспитания, отрицательное влияние окружения и пр.)

Другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном посягательстве (плохая охрана оружия и техники, злоупотребление алкоголем и пр.)

Первая группа детерминант больше связана с причинами преступности, вторая - является преимуществу условиями совершения преступлений.

В свою очередь условия классифицируют на:

Формирующие (связаны с противоречиями в обществе) и

Способствующие (недостатки в системе профилактики и отсутствии организации и управления).

5. И последняя классификация предлагается с точки зрения временной и пространственной распространенности. Здесь различаются:

Причины и условия, действующие относительно постоянно и временно (в связи с разовыми обстоятельствами или событиями);

На всей территории государства, отдельных его регионах и специфических зонах (республики, портовые города, курортные зоны, прилегающие к государственной границе и пр.), а также имеющие местный, локальный характер.

Личность преступника

Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных криминологических проблем является вопрос о личности преступника.
Значимость этой проблемы выражается прежде всего в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Образно говоря, преступление и преступник являются теми клеточками своеобразного организма преступности, изучение и познание которых способны дать криминологический материал для последующей работы по предупреждению преступлений.

Личность преступника изучается как система социально- демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступления. Применительно к личности преступника рассматривается соотношение биологического и социального в ней.

Выделение личности преступника из всей массы людей осуществляется на основе двух критериев: юридического и социального (социально- психологического). Исходя только из юридического критерия, личность преступника определяется как лицо, совершившее преступление. Однако в этом суждении можно усмотреть элементы тавтологии. Такое понятие личности преступника «имеет формальный оттенок». Поэтому юридический критерий должен быть по необходимости дополнен критерием социальным (социально- психологическим), в соответствии с которым личности преступника присуща та или иная степень антиобщественной направленности (ориентации) или, как минимум, отдельные антисоциальные черты.

Данное положение относится не только к злостному, но и к, так называемому, случайному преступлению, а также к лицам, совершающим преступления в состоянии аффекта и даже по неосторожности. Сюда же включается и изучение тех лиц, которые еще не нарушили уголовного закона, но в силу антиобщественных взглядов и привычек, проявившихся, например, в виде совершения соответствующих административных правонарушений, могут встать на преступный путь. То есть в предмет рассматриваемой отрасли научных знаний входит личность правонарушителя, понимаемая в указываемом выше смысле и включающая не только собственно преступника, но и другие категории лиц, подвергающиеся целенаправленному профилактическому воздействию.

В целом, данные о личностных свойствах применительно к субъектам всех преступлений и отдельно по их видам содержат существенную информацию о причинах преступлений, которая может быть использована при определении мер, направленных на предупреждение новых преступлений.

Предупреждение преступности

Все, что рассматривалось выше о преступности, ее причинах, личности преступника в конечном счете преследует цель – овладеть современными криминологическими знаниями о предупреждении преступности.

По своей сути предупреждение преступности или иначе называемая - профилактика преступности (эти два термина (с точки зрения этимологии) идентичны и ими пользуются как взаимозаменяющими) - это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий, иных детерминант.

Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением, как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями. Как правило, в криминологии профилактическая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей, анализируется по: направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо заметить, что все рассмотренные основные элементы предмета криминологии, во-первых, органично взаимосвязаны, а во- вторых, изучаются не только этой наукой. Например, преступность может привлекать внимание социологов при исследовании ими социальных отклонений; проблема личности преступника имеет наряду с криминологическим криминалистический, оперативно-розыскной и другие аспекты; вопросы, связанные с предупреждением преступности путем назначения и исполнения наказания, изучаются в уголовном и исправительно-трудовом праве.

Но специфика криминологического подхода к изучению указанных выше явлений проявляется в следующем:

1. Криминология изучает преступность и связанные с ней явления как социально-правовую реальность.

2. Специфика криминологического познания состоит и в том, что в нем делается выраженный акцент на причинном объяснении изучаемых этой наукой социально-правовых явлений и процессов.

3. Во главу криминологических исследований ставится задача предупреждения преступности.

4. Криминология принимает участие в разработке не только правовых, но и иных по содержанию средств борьбы с преступностью, ее предупреждения
(социально-экономических, культурно-воспитательных и т.д.).

Некоторыми отечественными учеными предмет криминологии дополняется историей криминологической науки, организацией и методикой изучения преступности, криминологическим прогнозированием и т.п. В настоящее время этот вопрос остается открытым и мы можем лишь наблюдать за его решением, определив устоявшееся и апробированное представление о криминологии как социально-правовой науке, которая изучает сущность, закономерности и формы проявления преступности, ее причины и иные детерминанты, личность преступника и других категорий правонарушителей, могущих встать на преступный путь, а также систему предупреждения преступности и на этой основе разрабатывает общую теорию предупредительного воздействия на преступность и меры криминологической профилактики.

Список литературы
1. Криминология М., Изд. Московского университета, 1984;
2. Криминология М., Юридическая литература, 1988;
3. Холыст Б. Криминология. Основные проблемы. М., Юридическая литература,
1980;
5. Четвериков В.С. Криминология. М., ИНФРА-М, 1996.

-----------------------
Стручков Н.А. «Проблема личности преступника» Л.,1983
Антонян Ю.М. Изучение личности преступника М.,1982, с.45


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.