Приватизация земельных участков в беларуси. Вопросы оформления дачного участка в собственность: регистрация, приватизация

Порядок приватизации земельного участка

Законом Республики Беларусь от 19.01.1993г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» установлено, что разгосударствление - передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Разгосударствление осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Государственной программой разгосударствления и приватизации. Приватизация - приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею. Приватизация осуществляется путем безвозмездной передачи и продажи государственной собственности. Особенности приватизации земли определяются законодательством Республики Беларусь о земле (ст.1).

Таким образом, приватизация земельных участков представляет собой приобретение земельных участков гражданами и юридическими лицами у государства.

Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность граждан Республики Беларусь для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов (за исключением случаев, когда земельные участки находятся в пользовании, пожизненном наследуемом владении граждан или на праве аренды, но с расположенными на них жилыми домами, принадлежащими гражданам на праве собственности), а также негосударственных юридических лиц Республики Беларусь в случаях, предусмотренных законодательными актами, установлен Положением о порядке организации и проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №462 от 26.03.2008г (далее - Положение).

В соответствии с п.3 Положения аукционы по продаже земельных участков в частную собственность граждан для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов проводятся сельскими, поселковыми, районными (городов районного подчинения), городскими (городов областного подчинения и г.Минска) исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией или уполномоченными ими государственными организациями, в частную собственность юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами, - районными, городскими (городов областного подчинения и г.Минска), областными исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией или уполномоченными ими государственными организациями.

Размеры продаваемых на аукционах в частную собственность граждан земельных участков для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов устанавливаются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле, а земельных участков, продаваемых в частную собственность юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами, - проектами отвода земельных участков, разработанными с учетом градостроительной документации и их целевых назначений.

В соответствии со ст. 36 Кодекса о земле размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, устанавливается:

В городах - от 0,05 до 0,15 гектара включительно;

В сельских населенных пунктах, поселках городского типа - от 0,15 до 0,25 гектара включительно.

Размер земельного участка, предоставляемого в сельском населенном пункте, поселке городского типа для ведения личного подсобного хозяйства в частную собственность или пожизненное наследуемое владение, не может превышать 1 гектара с учетом размера земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме в этом населенном пункте. Для ведения личного подсобного хозяйства в таком населенном пункте дополнительно могут предоставляться в аренду земельные участки в размере до 3 гектаров включительно.

Порядок организации и проведения аукционов следующий. Аукцион проводится на основании решения сельского, поселкового, районного (городов районного подчинения), городского (городов областного подчинения и г.Минска), областного исполнительных комитетов, принятого в пределах их компетенции, в соответствии с которым создается комиссия по организации и проведению аукциона или определяется уполномоченная ими государственная организация по его проведению. В состав комиссии включаются представители областной (Минской городской) землеустроительной и геодезической службы Государственного комитета по имуществу, территориального органа архитектуры и строительства (градостроительства), органов по развитию, жилищно-коммунальному хозяйству местного исполнительного комитета и могут включаться представители других органов и организаций.

Комиссия может создаваться, а организация может определяться для проведения одного аукциона или на определенный период, но не более чем на один год.

В соответствии с Положением полномочия комиссии или организации следующие:

Принимает заявления об участии в аукционе и документы;

Определяет место, дату и время начала и окончания приема заявлений об участии в аукционе, место, дату и время проведения аукциона и подведения его итогов;

Организует публикацию извещения о проведении аукциона либо об отказе от проведения аукциона в средствах массовой информации;

Представляет для ознакомления участников аукциона земельно-кадастровую, градостроительную и иную документацию;

Организует осмотр на местности земельных участков, которые предлагается продать на аукционе;

Знакомит участников аукциона с условиями, предусмотренными в решении об изъятии земельного участка для проведения аукциона;

Проверяет правильность оформления документов на участие в аукционе, представленных гражданами и юридическими лицами;

Определяет и утверждает начальную цену земельных участков;

Определяет и утверждает затраты на организацию и проведение аукциона, в том числе расходы, связанные с изготовлением и предоставлением участникам аукциона документации, необходимой для его проведения;

Определяет размер увеличения цены земельных участков (шаг аукциона), который устанавливается в пределах от 5 до 15 процентов от предыдущей цены, называемой аукционистом;

Определяет размер задатка (до 10 процентов от начальной цены земельного участка) и иные условия участия в аукционе;

Принимает решение о признании граждан и юридических лиц участниками аукциона или об отказе в допуске к участию в аукционе и уведомляет их о принятом решении;

Проводит аукцион и оформляет его результаты;

Разрешает споры о порядке проведения аукциона.

Начальная цена земельного участка определяется в размере не ниже его кадастровой стоимости методом ее пересчета в иностранной валюте по официальному курсу белорусского рубля, установленному Национальным банком на дату утверждения комиссией или организацией начальной цены земельного участка, если она была определена в иностранной валюте.

Извещение о проведении аукциона публикуется в печатных средствах массовой информации, определенных Советом Министров Республики Беларусь, не позднее чем за 30 дней до даты проведения аукциона и должно содержать все необходимые сведения касающиеся порядка проведения аукциона и предлагаемого земельного участка (участков).

Для участия в аукционе гражданин, юридическое лицо (лично либо через своего представителя или уполномоченное должностное лицо) в установленный в извещении срок подают заявление об участии в аукционе с указанием кадастровых номеров и адресов земельных участков, которые они желают приобрести в частную собственность, а также заверенную копию платежного поручения о внесении задатка, а также представляют идентификационные сведения.

Аукцион начинается с объявления аукционистом порядка проведения аукциона, характеристики каждого земельного участка, сформированного для проведения аукциона, цены земельного участка и шага аукциона. Первая объявленная аукционистом цена земельного участка определяется в соответствии с шагом аукциона.

После объявления очередной цены аукционист называет номер участника аукциона, который с его точки зрения первым поднял аукционный номер, и указывает на этого участника аукциона. Затем аукционист в соответствии с шагом аукциона объявляет новую цену. Торги продолжаются до тех пор, пока по новой объявленной аукционистом цене аукционный номер поднял только один участник аукциона. Аукционист называет последнюю цену и номер данного участника трижды и объявляет проданным земельный участок, а участника аукциона - победителем в отношении соответствующего земельного участка.

При отсутствии лиц из участников аукциона, готовых выкупить земельный участок по названной аукционистом новой цене, аукционист называет эту цену три раза. Аукцион завершается, если после трехкратного объявления новой цены земельного участка ни один из участников аукциона не поднял своего номера.

Местный исполнительный комитет в течение 10 рабочих дней после утверждения протокола о результатах аукциона принимает решение о предоставлении победителю аукциона земельного участка в частную собственность и не позднее 2 рабочих дней после внесения победителем аукциона платы за земельный участок, возмещения затрат на организацию и проведение аукциона, в том числе расходов, связанных с изготовлением и предоставлением участникам аукциона документации, необходимой для его проведения, выполнения условий, предусмотренных в решении об изъятии земельного участка для проведения аукциона, а также иных условий участия в аукционе выдает ему выписку из решения о предоставлении земельного участка в частную собственность.

Право частной собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации в территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения земельного участка.

Список использованных источников

Список нормативных источников:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. 7 декабря 1998 г. № 218-З. Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.

2. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. 20 декабря 2006 г. 194-З. Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. 21 апреля 2003 г. N 194-З. Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.

4. Кодекс Республики Беларусь о земле. 23 июля 2008 г. N 425-З Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.

5. Закон Республики Беларусь от 19.01.1993г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь». Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.

6. Положение о порядке организации и проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №462 от 26.03.2008г. Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.

Как купить, приватизировать и использовать садовые участки?

На вопросы читателей “Народной газеты” в ходе онлайн-конференции ответил председатель Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Георгий КУЗНЕЦОВ.

— Члены садового товарищества “Весна-85” Молодечненского района не первый год используют дополнительные огороды, устроенные на выделенных им местными властями полях близ товарищества. Возможно ли их приватизировать?

Олег КЕРУЧЕНКО, Минск

— В соответствии с действующим законодательством об охране и использовании земель земельные участки, используемые для огородничества, не могут быть предоставлены в частную собственность. Согласно статье 42 Кодекса Республики Беларусь о земле земельные участки для огородничества предоставляются во временное пользование для выращивания овощей, картофеля, ягодных и иных сельскохозяйственных культур гражданам Республики Беларусь в населенных пунктах. Предоставление же земельных участков для огородничества за пределами населенных пунктов, в том числе на территориях садоводческих товариществ или примыкающих к ним землях, действующим законодательством не предусмотрено.

— У меня в садовом товариществе есть дачный участок. Я хотел бы иметь несколько кустов смородины, крыжовника и газон. Но руководство товарищества от меня требует, чтобы я обязательно имел грядки, на которых что-то выращивал бы. Почему я не могу использовать дачу для отдыха, а не для бесконечного пропалывания грядок?

Сергей МИХНО, Осиповичский район

— В соответствии с положением о садоводческом товариществе, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50, под садоводческим товариществом признается некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность на основе членства граждан, использования предоставленных для ведения коллективного садоводства земельных участков в целях выращивания плодовых, ягодных, овощных, декоративных и иных сельскохозяйственных культур, создания условий для отдыха и досуга, удовлетворения иных потребностей членов товарищества. Поэтому если у вас на участке есть ягодные культуры (смородина или крыжовник), имеется газон, то указанные требования правления садоводческого товарищества в данном случае неправомерны.

— Имею в садоводческом товариществе земельный участок. Хочу прикупить еще один у соседа. Смогу ли я их в дальнейшем объединить?

Сергей, Минск

— Слияние земельных участков осуществляется в соответствии с техническим кодексом установившейся практики “Деление (раздел), слияние земельных участков. Требования к осуществлению”, утвержденным приказом Госкомимущества 14 декабря 2010 года № 446. Слияние земельных участков, предоставленных для коллективного садоводства, находящихся в частной собственности граждан, может быть произведено, если они являются смежными, общая площадь таких земельных участков не будет превышать 0,15 га, а также не будут нарушены другие требования законодательства об охране и использовании земель.

— Раньше мы с мужем часто ездили на дачу, а сейчас из-за проблем со здоровьем бываем редко, водой на ней почти не пользуемся, электричество отключили. Но без нашего ведома товарищество приняло решение собрать по 250 тысяч рублей с владельца каждого участка на покупку насоса для водонапорной башни. А весной планируют собирать еще по 200 тысяч на замену электросетей. Неужели мы вынуждены быть заложниками товарищества?

С.И., Молодечненский район

— В соответствии с пунктом 19 положения о садоводческом товариществе член товарищества обязан выполнять требования, установленные решениями общего собрания (собрания уполномоченных) или правления товарищества, в том числе по своевременному внесению взносов в соответствии с уставом товарищества и решениями общего собрания (собрания уполномоченных). Невнесение взносов в течение шести месяцев подряд со дня наступления срока их внесения является основанием для исключения из состава членов товарищества. Споры между товариществом и его членами, а также споры имущественного характера решаются судом.

— На практике нередко бывает, что небольшие огородики дачников (4 сотки) располагаются вдоль местных дорог, интенсивность движения по которым год от года возрастает. Поднимаемые машинами пыль и грязь оседают на огородах. Как их защитить?

Леонид ОЛОВНИКОВ, Молодечно

— На каком расстоянии от ближайшего садового участка допустима организация площадки для мусорных контейнеров?

Григорий Петрович, Рогачев

Типовыми правилами внутреннего распорядка садоводческих товариществ, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2008 года № 1048, установлено, что порядок обращения с отходами на территории товарищества определяется схемой, разработанной и утвержденной в соответствии с требованиями законодательства. Расстояние от окон садовых домиков до мест временного хранения отходов должно быть не менее 20 метров.

Деятельность Государственного комитета по имуществу многосторонняя. В его ведении все виды имущественных и земельных отношений, геодезия и картография, регистрация и техинвентаризация недвижимого имущества, оценочная деятельность.

Все эти аспекты имеют в своей основе сформированную нормативно-правовую базу, которая с течением времени требует корректировки. О некоторых законодательных новшествах, основных результатах работы в 2017 году и планах на 2018-й рассказал Председатель Государственного комитета по имуществу .

– В конце минувшего года был принят указ, снимающий запрет на реконструкцию жилых домов под снос. Как работает этот важный для частного сектора документ?

Прямого запрета как такового не было и ранее. Но ссылаясь на утвержденные генеральные планы, определяющие перспективу развития территории, исполкомы отказывали людям в благоустройстве жилья на участках в зоне предстоящего отселения. Это вызывало определенные вопросы, поэтому такое предложение было внесено и поддержано Главой государства. В частности, до принятия решения о предстоящем изъятии земельных участков для государственных нужд граждане вправе будут реконструировать принадлежащие им жилые дома, а также возводить хозяйственные постройки на придомовой территории даже в тех случаях, когда градостроительной документацией намечен снос усадебной жилой застройки. Но строить новые жилые дома на таких участках запрещается, Минстройархитектуры подготовило и направило на места соответствующие рекомендации.

В этом законодательном акте закреплен еще один важный момент – связанный с темой возмещения убытков. Четко оговорено, что все убытки должны быть возмещены до изъятия участка, и расчет с людьми произведен до того, как на участок придет инвестор.

– Размер компенсации за постройку зависит от квадратных метров, не повлияет ли снятие ограничений на намеренное увеличение жилплощади?

– Исполкомы будут разбираться в конкретных ситуациях. Если проживает, к примеру, многодетная семья, ей для комфортного существования необходимо осуществить пристройку к дому, это одна тема. Другой вопрос, если в доме зарегистрированы и проживают два человека, желающие комплексно переделать дом и в разы увеличить площадь. Конечно, в каждом случае будут разбираться. Считаю, что нецелесообразно строить излишние метры, вкладывать силы и деньги, чтобы через какое-то неопределенное время получить компенсацию. Я уверен, что реконструкция должна и будет осуществляться в разумных пределах. Ранее барьер существовал, его абсолютно правильно убрали, и эти вопросы канут в историю.

– Как в стране обстоят дела с освоением выделенных под строительство жилья участков?

– Создана вся необходимая нормативная база, для того чтобы участки осваивались и стройки не несли опасность для окружающих. Определен достаточно длительный срок для возведения фундамента, стен и крыши – три года. Речь идет об объекте, который имел бы законченный вид и который при наведении порядка на земельном участке позволил бы человеку по мере сил и возможностей завершать строительство дома. Еще на три года можно законсервировать объект, если на это не хватает денег или есть иные объективные обстоятельства. Опять же при наличии уважительных причин исполком может еще на два года продлить срок возведения. По существу, выходит восемь лет. За это время каждый, кто осознанно нацелен на строительство дома, может возвести «коробку». Я глубоко убежден, что перед получением участка и строительством дома необходимо серьезно оценить свои возможности.

По прошествии восьми лет предусматривается механизм обращения взыскания, выплачивается компенсация за вычетом расходов, связанных с оценкой и продажей таких объектов. Бывают случаи, когда приходится принимать такие меры.

– В ближайшем будущем ожидаются изменения в порядок распоряжения госимуществом. Какие основные моменты будут отражены в новом законодательном акте?

– Проект изменений в Указ № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» подготовлен с учетом практики, сложившейся при применении действующего акта, который позволяет вовлекать госимущество в оборот самыми разными способами. Проект направлен на то, чтобы сделать следующий шаг в развитии отношений, связанных с распоряжением имуществом. Существующие подходы кардинально не пересматриваются, предусмотрены шаги, направленные на упрощение процедур, оптимизацию принятия решений.

Сегодня для продажи государственного имущества, как правило, проводятся аукционы. Сначала объект выставляется по стартовой, базовой цене, в ее основу берется оценочная стоимость либо в определенных случаях – рыночная. Если объект не продается, то цена понижается на 20 %, затем на 50 % и на 80 % – вплоть до одной базовой величины. Как показывает практика, объектов с понижением в 20 % продается очень мало. Внесено предложение о предоставлении возможности начинать аукционы сразу с 50 %-м понижением. Предоставляется больше вариантов, для того чтобы сократить расходы при вовлечении в оборот. При этом никакой негативный момент не усматривается, потому что если объект пользуется спросом, то рынок сам выровняет его стоимость.

Для того чтобы гражданин купил государственный объект, изначально надо, чтобы были проведены торги с участием только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Если на первом аукционе никто из юрлиц и ИП не изъявил желания приобрести объект, то у гражданина появляется такая возможность для реконструкции под жилой дом, агроусадьбу и т.д. Предлагается отказаться от этого порядка и дать возможность одновременно участвовать в аукционах всем желающим, в том числе и гражданам.

Множество объектов реализуется за одну базовую величину, при этом не во всех населенных пунктах можно устанавливать такую стартовую цену. Предлагается позволить продажу объектов по стартовой цене в размере одной базовой не только в областных центрах, но и в городах с численностью населения более 50 тыс. человек. Практика показывает, что если на объект есть несколько претендентов, то конкуренция приведет к большей итоговой сумме.

Чтобы повысить заинтересованность правообладателей в вовлечении имущества в оборот, закладывается норма о сохранении у них половины средств, вырученных от продажи. Сегодня же все деньги за проданное госимущество направляются в бюджет.

Кроме того, предлагается увеличить рассрочку при покупке объектов госсобственности с одного года до трех лет, при этом право на ее получение будет определять покупатель, а не продавец. Если будет высказано желание приобрести объект с рассрочкой, то не будет оснований в отказе.

При реализации движимого имущества, то есть оборудования, предусматривается предоставление организациям больших полномочий – предлагается уменьшить количество согласований с министерствами.

– В прошлом году был сформирован пилотный перечень из 20 акционерных обществ для возможной приватизации. Есть ли результаты?

– Плановой приватизации в Беларуси нет, но каждый год готовится рабочий перечень, в котором министерства предварительно прорабатывают возможность вхождения в капитал тех или иных инвесторов на конкретных условиях. Мы эти перечни собираем, и в этом году будем собирать. Это рабочий процесс, который дает возможность быть более подготовленным, если в отношении определенного акционерного общества будет проявлен интерес. По существу, любые предложения рассматриваются, по ним Госкомимущество готово работать, привлекать субъектов.

Из реальных результатов можно говорить о недавно преобразованном в акционерное общество РУП «Белгоспроект» – предприятии системы Минстройархитектуры. Есть интерес китайской стороны войти в этот акционерный капитал, ее доля в уставном фонде рассматривается в размере около 60 %. Это акционерное общество, используя китайский опыт, будет развиваться на рынке проектирования, в том числе в зарубежных странах. Думаю, этот процесс в ближайшее время будет до конца формализован. На Белорусской валютно-фондовой бирже был продан республиканский пакет акций ОАО «ЭКТБ» в количестве 1 тыс. 331 акции (или 10,0023 % от уставного фонда).

Комитет уделяет особое внимание эффективности управления предприятиями. В чем вы видите резервы для ее повышения?

Это комплексный вопрос, в нем много составляющих. В определенной степени успех зависит от правильности выстраивания структуры самого акционерного общества или холдинга, решения вопросов с излишними непрофильными активами, грамотной организации производства. Важно все, что связано с внедрением передовых технологических решений, освоением новых видов продукции, рынков сбыта. В основе также грамотный кадровый состав – знающие, опытные, желающие работать специалисты. Наблюдательный совет должен определять стратегию, ставить задачи перед исполнительными органами, директоратом. Недопустимы ситуации, когда совет возглавляют люди, подчиненные директору. Иногда во главе совета и вовсе стоят люди, не имеющие отношения к экономике, без необходимого опыта работы.

В настоящее время в холдингах системы Госкомимущества – «Белавтодор» и «Белресурсы» – нарабатывается опыт управления входящими в их систему организациями. Подготовлен проект указа о преобразовании «Белресурсов» в акционерное общество, чтобы форма его управляющей компании была единообразна входящим в его состав структурам. Ожидаем консультационную помощь со стороны Европейского банка реконструкции и развития, будут приниматься взвешенные решения по развитию этих структур. С участием этих двух холдингов планируется выстроить модель корпоративного управления государственными активами. Министерство промышленности в отношении корпоративного управления также проводит активную работу, определились в отношении 28 акционерных обществ. Реализуется пилотный проект по совершенствованию корпоративного управления в 10 ОАО отрасли. Ряд активов передается на местный уровень для встраивания их в создаваемые холдинговые структуры, развития регионов.

Вырабатываются разумные решения по повышению эффективности и отдачи от использования госсобственности. Критерий эффективности должен быть один – максимальная прибыль для государства от имущества, которое ему принадлежит.

– Работники землеустроительной и картографо-геодезической службы Беларуси 21 февраля отмечают профессиональный праздник. Какие достижения в этой области вы считаете самыми значимыми?

– С приобретением в прошлом году беспилотного летательного аппарата сложилась комплексная система получения цифровых данных о местности. Используются данные белорусского спутника, ведется аэрофотосъемка с самолетов, на которые устанавливается камера с высоким разрешением, уникальная в СНГ по своим характеристикам. Беспилотный летательный аппарат позволяет что-то уточнить, актуализировать в меньшем масштабе. Все эти данные цифруются и ложатся в основу создаваемых информационных ресурсов и их систем. Их несколько, в том числе Геопортал земельно-информационной системы, где посредством послойно размещаемой информации представлены данные о физических характеристиках любого покрытия в виде сетей, коммуникаций, зданий и сооружений, зарегистрированных земельных участков.

Минлесхоз на базе Геопортала создает свои системы, поскольку органы лесного хозяйства заинтересованы в наличии актуальной информации не только о самом фонде, но и о том, что реально происходит в том или ином контуре леса. Эти мероприятия дадут возможность каждому лесничему в режиме реального времени предоставлять данные по тем или иным характеристикам участков леса. Для других структур также много возможностей. Решается вопрос с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды по размещению в цифровом виде информации об особо охраняемых природных территориях и не только.

Что касается картографии, то завершается работа над последним, четвертым томом «Вялікага гістарычнага атласа Беларусі», который в виде карт завершит создание целостной картины развития нашей страны - от первобытного времени до современности. В этом году из четырех томов планируется сделать один сводный материал, содержащий квинтэссенцию этой фундаментальной научной работы.

– Информационные технологии наверняка развиваются и в других направлениях деятельности Госкомимущества...

– Система Госкомимущества без этого не может функционировать. Указ «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков» в том числе дает импульс развитию информационных технологий. Движение документов, связанных с оформлением земельных участков, их регистрацией в дальнейшем предусматривается осуществлять только в цифровом виде. В бумажной форме только в исключительных случаях, когда без этого нельзя обойтись. Мы эту технологию отработали, к ней полностью готовы. Такую возможность указ предоставил и исполкомам, в которых решения об изъятии и предоставлении участка тоже могут быть подготовлены без использования бумаги.

Приняты изменения в закон о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, предполагается создание электронных архивов, упрощение оформления недвижимости. Например, сегодня для того чтобы удостоверить сделку, надо находиться либо в месте расположения объекта, либо в областном центре. Сейчас это ограничение снимается: человек, проживающий в Минске, сможет удостоверить сделку в отношении объекта, расположенного в любом уголке страны.

В 2016 году в регистр недвижимости поступило более 22,5 млн электронных запросов от госорганов и других структур. Сложно представить объем бумажного документооборота и непременно возникшие очереди, если бы не были внедрены информационные технологии.

– На решении каких задач сконцентрируется Государственный комитет по имуществу в 2018 году?

– В нынешнем году продолжим работу, направленную на повышение эффективности госсобственности, отдачи от ее использования. Будет продолжаться регистрация еще не зарегистрированных гособъектов. Большое внимание уделим завершению оформления прав на принадлежащую государству недвижимость, все организационные вопросы решены.

Предстоит дальнейшее внедрение новейших информационных технологий по всем направлениям деятельности, затрагивающим прежде всего оказание услуг гражданам, юрлицам. Продолжится работа с кадрами – их подготовка, переподготовка и повышение квалификации. В Указе «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков» предусматривается возврат к комплексному повышению квалификации работников землеустроительных служб, определяются четкие требования к назначению на должности. В помощь земслужбам на Геопортале земельно-информационной системы постоянно обновляются различные электронные подсистемы и сервисы, в том числе «кабинет землеустроителя». Сегодня Геопортал является геоинформационной площадкой взаимодействия в сфере земельных отношений и служит эффективным средством информационного обеспечения функций землеустроительных служб.

В ближайшее время завершится обсуждение вопросов, связанных с оценочной деятельностью, по ряду направлений планируется продлить срок действия свидетельств об оценке с 6 до 12 месяцев. Предстоит также ввести электронный реестр оценщиков. Будем взаимодействовать с коллегами из Государственного комитета судебных экспертиз по вопросам проведения судебных экспертиз, экспертиз достоверности оценки.

Чем отличаются дачный участок и участок в садоводческом товариществе? Можно ли организовать агроусадьбу на своем дачном участке? На эти и другие вопросы читателей «АиФ» ответил замначальника управления правовой и кадровой работы Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Сергей СЕНЧУК.

Строить или не строить?

  • - Какая разница между дачным участком и участком в садоводческом товариществе? Валентина

У этих участков разное целевое назначение. Дачный участок предназначен для дачного строительства. Основная цель участка в садоводческом товариществе – ведение коллективного садоводства. Все владельцы таких участков входят в садовое товарищество. Его деятельность регулируется Указом президента №50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» от 28 января 2008 года.

Дачные участки не подпадают под действие этого указа. Кроме того, на дачном участке обязательно должен быть дом, а на садовом его может и не быть. Отсутствие домика на садовом участке не считается нарушением целевого использования земли.

  • - В нашем товариществе 8 дачных участков размером 25×25 м 2 . Свой участок я приватизировала. Но при его измерении оказалось, что размер моего участка 24×25 м 2 . У соседей измерили правильно. Можно ли это исправить? Ирина Малышева

Если ваш участок соответствует проекту застройки данного садового товарищества, то исправления в документы внести возможно. Вам необходим утвержденный в установленном порядке проект застройки, на котором видно, что длина вашего участка должна быть 25, а не 24м 2 .

Для этого лучше обратиться к председателю садового товарищества, чтобы он вызвал землеустроительную организацию, которая может за плату провести восстановление границ участков и, при необходимости, внесет исправления в землеустроительное дело, а затем эти изменения границ обязательно нужно зарегистрировать в БТИ. Если площадь земельного участка будет отличаться, в этом случае будет необходимо дополнительное решение исполкома.

  • - Владею дачным участком с 1986 года. Он находится на окраине дачного поселка. Рядом колхозное поле. Можно ли городскому жителю взять в аренду или выкупить землю в колхозе? Ведь на ней уже лет 15 все равно ничего не выращивают. Минск

Скорей всего ваш участок находится в садовом товариществе, у которого есть определенные границы. В рамках этих границ и были предоставлены садовые участки. Если максимальный размер вашего участка не превышает 15 соток, то все возможно. Для этого садовое товарищество должно согласовать этот вопрос с колхозом и обратиться в райисполком с ходатайством об изъятии части земельного участка. Потом внести изменения в проект организации и застройки вашего садового товарищества. Далее решением исполкома, возможно, вам предоставят дополнительный участок.

  • - У нас даче есть дачный домик. Земля выкуплена. Могу ли я прописать здесь пасынка? Речица

Скорей всего здесь идет речь о садовом домике. Постоянная регистрация в сезонных домиках невозможна.

Регистрация дачного участка

  • - Я гражданин Российской Федерации. Не имею право покупать землю. Поэтому при покупке садового участка дом оформлен на родственников. Теперь там построен садовый домик. Обязательно ли его регистрировать? И можно ли его регистрировать сразу на меня? Минск

Сегодня иностранные граждане не могут приобретать в частную собственность земельные участки в Беларуси. Если участок предоставлен вашим родственникам на праве аренды либо пожизненного наследуемого владения и домик этот зарегистрирован на них, то они могут вам его подарить. А земельный участок в этом случае будет предоставлен вам на праве аренды.Ограничений по предоставлению в аренду земельных участков нет.

Регистрации подлежат завершенные строительством капитальные строения (в том числе садовые домики) либо незавершенные строительством, но законсервированные. Сроков регистрации не установлено. Сейчас внесены изменения в законодательство об архитектурно-строительной деятельности, по которому проектной документации на садовый домик не требуется.

О приватизации дачного участка

  • - Моя мама пенсионерка. Мы хотим приватизировать свой участок. Сколько это будет стоить? Есть ли какие-то льготы для пенсионеров? Ирина, Солигорск

Сегодня участки выкупаются в собственность по их кадастровой стоимости. Все земли садовых товариществ оценены. Получить информацию о стоимости квадратного метра можно на сайте www.nca.by . Никаких льгот для пенсионеров не предусмотрено. Граждане Беларуси могут получить этот же участок в пожизненное наследуемое владение. В этом случае плата за участок не взимается. Оплачивается только стоимость работ по оформлению недвижимости и прав на нее. Подробности можно уточнить в агентстве по государственной регистрации по месту нахождения участка.

  • - Мои знакомые хотят организовать агроусадьбу. Можно ли это сделать на арендованном дачном участке или необходимо землю выкупать отдельно? Клименкова, Брест

В садовом товариществе этого сделать нельзя, как, собственно, и на дачном участке. Согласно Указу № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь», такой деятельностью могут заниматься только граждане, которые постоянно проживают в сельской местности и малых городах (с численностью населения не более 20 тысяч) и имеют земельный участок, предоставленный для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. Такая возможность есть у фермерских хозяйств, которые ведут раздельный баланс, где из основного вида деятельности выделяется агроэкотуризм.

  • - По какой причине могут отказать в выкупе земельного участка? Виктория, Минск

Отказать в выкупе земельного участка могут в случае, если есть какие-то ограничения в отношении самих земель. Например, земли, которые используются как водозаборные. Перечень категорий участков, не подлежащих передаче в частную собственность, определен статьей 13 Кодекса о земле.

  • - На приватизированном садовом участке есть строение. Технический паспорт уже изготовлен. Надо ли регистрировать домик? Сколько стоит его регистрация? Александр

Все объекты недвижимости должны быть зарегистрированы. Но установленных сроков для регистрации садовых домиков нет. Ваше право решать, когда его регистрировать. За регистрацию для физических лиц вам придется заплатить за одну единицу недвижимости 0,5-0,7 базовой величины. Инвентаризация и техпаспорт - от 50 до 300 тыс. рублей в зависимости от размера и типа дома. Но советую обратить внимание, что заявление об изготовлении техпаспорта и о государственной регистрации этого объекта, как правило, подаются одновременно. Так что, возможно, ваш домик уже зарегистрирован. Проверьте это в организации по территориальной регистрации по месту расположения вашего садового товарищества.

  • - У меня дача 6 соток. Хочу посадить туи. Эти деревья вырастают до 8 метров. Есть ли какие-то ограничения в этом вопросе? Минская область

В данном случае за разъяснениями следует обратиться в райисполком.

Национальное кадастровое агентство завершило оценку земель Беларуси. Данные представлены по видам их функционального использования. Это направления « рекреационная зона», «жилая усадебная зона», «земли садоводческих товариществ и дачных кооперативов». После утверждения новые данные будут использованы в 2018-м году для проведения земельных аукционов, расчетов госпошлины, а главное - новый земельный налог могут привязать к кадастровой стоимости.


В оценке участвовали объекты:

    202 города и поселка городского типа

    23 181 сельский пункт

    1167 сельских советов

    4387 садовых товариществ

Самые дорогие города Беларуси

Предсказуемым лидером списка стала столица. Средний показатель стоимости земли формата « жилая усадебная зона» в городе Минске составляет 169,36 рубля за квадратный метр. Далее расположились Заславль (31,82 BYN/кв.м.), Солигорск (30,30 BYN/кв.м.) и Фаниполь (30,20 BYN/кв.м). Самыми дорогими областными центрами стали Брест (27, 69 BYN/кв.м) и Гродно (24, 88 BYN/кв.м), среди аутсайдеров – Могилев (16,52 BYN./кв.м.)


Что касается сельских населенных пунктов, то тут также вполне ожидаемый результат – самые высокие показатели у Минской области (12,33 BYN / кв. м), за ним следуют Смолевичский (3,13 BYN/кв.м.) и Дзержинский (2,78 BYN/кв.м.) районы.

Дачные участки земли

Ничего удивительно, Минский регион лидирует и в этом сегменте, о себе дают знать близость к большому городу, хорошее транспортное сообщение и налаженные коммуникации. Средняя кадастровая стоимость земли садоводческих товариществ и дачных кооперативов составляет тут 10,85 BYN/кв.м.



Комментарий аналитического центра агентства «Загородный дом и Квартирный центр»

«Ранее такой показатель как кадастровая стоимость земли был крайне важным. Сейчас это не так, потому как нет актуальности в приватизации земли », - поясняет Дмитрий Чернушевич. Продажа пустых земельных участков с целевым назначением - строительством жилого дома - была возможна лишь при условии нахождении земли в частной собственности. На сегодня продажа земли участков с таким назначением запрещено. «Соответственно, теряется смысл приобретения земли в частную собственность. Большинство сделок сегодня - люди не приватизируют землю, потом регистрируют на ней строение, а после отчуждают его». Переоценка земли позволит адекватно оценить стоимость земли, особенно это касается территорий под Минском. Таких участков с каждым годом становится все меньше, а чтобы продать их, люди вынуждены разместить на них какие-либо постройки.


Дмитрий Чернушевич разобрал несколько типичных вопросов, связанных с проведением кадастровой переоценки земли в Беларуси.

    В 2017-м году выросло количество случаев расприватизации земли. Связано это с тем, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут приобрести землю в частную собственность на территории Республики Беларусь. «Поэтому многие продавцы расприватизировали землю - и продают ее иностранцам. Те, в дальнейшем, могут приобрести строения на этой земле, а земля передаются им в аренду сроком на 49 или 100 лет в зависимости от решения местного исполкома», - поясняет Дмитрий .

    Часто покупатели уверены в том, что наличие земли в частной собственности – это гарант полной безопасности, поскольку ее изъятие возможно только по решению суда. Но если на вашей земле есть постройка, которая уже находится в частной собственности, то, кому бы ни принадлежала земля, государство уже не может применить судебные решения на этой территории. «Поэтому, в целом смысла в приватизации земли – нет», - разъясняет эксперт.

    «Один из типичных страхов покупателя – это то, что в случае изъятии земли им не выплатят кадастровую стоимость», - делится Дмитрий Чернушевич. Дело в том, что подобные компенсации проводятся исходя из кадастровой суммы на момент проведения сделки. «Если Вы приватизировали землю много лет назад по льготной цене, а хотите получить за нее сегодняшнюю сумму - вряд ли это получится».