Л. Н
Функции науки ТГП - это основные направления научного воздействия, требуемое состояние науки.
Это те направления её действия, которые требуются, которые необходимы для решения стоящих перед ней задач, которые характеризуют должное состояние и развитие науки.
Понятие «функция» применительно к теоретической системе даёт описание, характеристику именно её требуемого, должного действия (деятельности) или состояния, и в этом плане функцию науки ТГП следует отличать от её реального фактического действия и состояния, которые на практике от функции могут отклоняться. Поэтому функция - один из критериев (эталонов) оценки состояния и эффективности действия теоретической системы. Они характеризуют её роль в системе юридических наук.
Функции ТГП как науки:
1. Гносеологическая (познавательная) функция. Она заключается в исследовательской разработке своего предмета, в его теоретическом освоении. Её называют основной, главной функцией ТГП. Состоит в наращивании научных знаний как знаний истинных, обоснованных, проверяемых. На основе реализации данной функции происходит становление ТГП как системы знаний. Особенность состоит в том, что эта функция выполняется наукой (ТГП) как бы для себя, для своего развития.
2. Онтологическая функция. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономер-ности. Выполняя онтологическую функцию, ТГП объясняет сущность и содержание государственно-правовых явлений, причины их возникновения и функционирования.
3. Эвристическая функция. ТГП не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной эко-номики. Эта функция характеризует творческие возможности ТГП. Это не просто познание, а открытие нового в государственно-правовых явлениях на основе глубокого проникновения в их сущность.
4. Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, ТГП выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, закладывая основу для их исследования. Знания, разрабатываемые ТГП, по своему характеру таковы, что в основном своём объёме они используются как средство решения отраслевых теоретических проблем, так как в её рамках выявляются общеправовые и общегосударственные закономерности, разрабатываются общие понятия и конструкции. Связана с разработкой методов исследования, принципов и понятий, которые широко используются в отраслевых и иных юридических науках, находят в них свою конкретизацию.
5. Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы об их будущем, ис-тинность которых затем проверяется практикой. Она определяет предполагаемую эффективность принимаемых нормативно-правовых решений, то есть речь идёт о функции научного предвидения в сфере государственно-правовых явлений, функция выдвижения научно обоснованных гипотез.
6. Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, ценностей, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная по-зиция личности, социальных групп, общества в целом. Мировоззрение - система обобщённых взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
ТГП аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Она участвует в формировании такого компонента правосознания, как правовая идеология. Более того, учитывая политико-юридический характер данной науки, можно говорить о её мировоззренческой роли.
7. Прикладная. Связана с непосредственным её выходом на практику - правотворческую и правореализационную. Её осуществление состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативных правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практического характера. ТГП призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.
8. Воспитательная . К её содержанию относится, в частности, обучающее начало данной науки, поскольку на её базе строится соответствующая учебная дисциплина. ТГП должна способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию, конституции.
Функции теории (науки ) есть те направления ее действия, которые требуются, которые необходимы для решения стоящих перед ней задач. Понятие "функция" применительно к теории, как и применительно к любой системе, дает нам описание, характеристику именно требуемого, должного действия (деятельности ) или состояния, и в этом плане функцию теории (науки ), как и функцию любой системы, следует отличать от ее реального, фактического действия и состояния, которые на практике от функции могут отклоняться. Поэтому функция - один из критериев (эталонов ) оценки состояния и действия теоретической системы.
Теории права и государства, как и любой науке, безусловно, присуща теоретико-познавательная (гносеологическая ) функция, которая заключается в исследовательской разработке своего предмета, в его теоретическом освоении. На основе реализации данной функции происходит становление теории права и государства как системы знаний. Особенность этой функции состоит в том, что она выполняется наукой как бы "для себя", для своего развития, и в этом смысле осуществление теоретико-познавательной функции является условием существования науки. Содержательная сторона данной функции определяется спецификой предмета и используемой методологией. Заметим, что вся та методология, о которой ведется речь применительно к теории нрава и государства, рассматривается через призму именно теоретико-познавательной функции, ориентирована на нее.
Другой важнейшей функцией теории права и государства, которая вытекает из самой природы этой науки и обусловлена ее местом в системе юридических наук, является методологическая функция. Дело в том, что метод в науке - это знание, используемое как средство получения нового знания. Поэтому одно и то же знание в одном отношении может рассматриваться как теория, а в другом - как метод. Знания, разрабатываемые общей теорией права и государства, по своему характеру таковы, что в основном своем объеме они используются как средство решения отраслевых теоретических проблем, ибо в рамках как общей теории права, так и общей теории государства, выявляются общеправовые и общегосударственные закономерности, разрабатываются общие понятия и конструкции.
Методологическое значение общей теории права и государства обусловлено и тем обстоятельством, что в ее рамках разрабатываются проблемы методологии правоведения в целом, то есть проблемы использования самых различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции; строится определенная система такой методологии.
Важное значение имеет идеологическая функция теории права и государства. Она объективно присуща ей как и любой общественной науке. А в рамках правоведения - в большей степени, чем другой юридической науке. Общая теория права и государства как никакая другая юридическая наука участвует в формировании такого компонента правосознания, как правовая идеология. Более того, учитывая политико-юридический характер данной науки, можно говорить о ее мировоззренческой роли. Особенно важно значение этих моментов на современном этапе развития нашего общества, когда происходит становление новой социальной и правовой идеологии.
Близка к идеологической воспитательная функция теории права и государства. К ее содержанию относят, в частности, обучающее значение данной науки, поскольку на ее базе строится соответствующая учебная дисциплина. Теория права и государства должна способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию, Конституции.
В литературе называют и прогностическую (или прогнозную ) функцию, которая касается как судьбы права и государства в целом, так и предполагаемой эффективности принимаемых нормативно-правовых решений. То есть речь идет о функции научного предвидения в сфере государственно-правовых явлений, функции выдвижения научно обоснованных гипотез.
Прикладная функция теории права и государства связана с непосредственным ее выходом на практику - правотворческую и правореализующую. Осуществление этой функции состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативно-правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практического характера.
Правоведы называют и другие функции теории права и государства. Например, эвристическую (по существу, это иное название теоретико-познавательной функции ), политическую (близка по своей характеристике к идеологической ), организаторскую (можно сказать, что в целом она охватывается прикладной функцией ), научно-консультативную и другие.
Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.
Тест по теории государства и права (ТГП)
Представлен вариант теста без ответов и с ответами. Также имеется возможность скачать тест в виде файла.
Тест составлен на основе материалов лекций по теории государства и права (ТГП) .
1. Что является предметом теории государства и права?
- a) предметом теории государства и права является изучение всех общественных явлений, в том числе государства и права, культуры, религии, морали;
- б) предметом теории государства и права является изучение всех государственно-правовых явлений и многообразных форм их проявлений в обществе;
- в) предметом теории государства и права является исследование определенной сферы государственной жизни и конкретной отрасли права и законодательства;
- г) предметом теории государства и права является изучение общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права, их сущности, назначения и функционирования в обществе, а также особенности политического и правового сознания и юридического регулирования;
- д) предметом теории государства и права является изучение возникновения и развития конкретных государств и правовых систем во всем их историческом своеобразии, включая случайные государственно-правовые процессы и явления.
2. Какие из перечисленных наук являются отраслевыми юридическими науками?
- а) криминалистика, судебная психиатрия, судебная медицина;
- б) уголовное право, конституционное право, гражданское право;
- в) всеобщая история государства и права, теория государства и права;
- г) криминология, бухгалтерский учет и экспертиза;
- д) политология, культурология, логика.
3. Какие из перечисленных явлений непосредственно относятся к государственно-правовым?
- а) обычаи, мораль, религия;
- б) политическое сознание и политическая культура;
- в) традиции, нравственность, культура;
- г) законность, нормативно-правовые акты, правосознание, правоотношения, государственный аппарат;
- д) экономика, производительные силы, способ производства, финансы, налоги;
4. Какие функции выполняет теория государства и права?
- а) теоретико-познавательную (онтологическую, гносеологическую);
- б) методологическую;
- в) прогностическую;
- г) политическую (идеологическую);
- д) вcе перечисленные.
5. Каким образом соотносятся предмет и метод теории права и государства?
- а) предмет определяет методы его исследования;
- б) методы определяет исследователь независимо от предмета исследования;
- в) предмет и метод существуют независимо друг от друга;
- г) ориентируясь на соответствующие методы, учёные определяют предмет теории государства и права.
6. Какой из перечисленных методов применяется для анализа сходства, различия и классификации различных государственных и правовых систем?
- а) статистический;
- б) метод сравнительного правоведения;
- в) метод формальной логики;
- г) метод правового эксперимента.
7. Какой из научных методов, предусматривает изучение государственно-правовых явлений на основе условного разделения на отдельные части?
- а) анализ;
- б) синтез;
- в) статистический метод;
- г) сравнительный метод;
- д) диалектический метод.
8. Как называлась первичная форма организации людей, когда женщина занимала главенствующее место в обществе?
- а) матриархат;
- б) патриархат;
- в) дикость;
- г) варварство;
- д) цивилизация.
9. Как называется устойчивая общность, организация людей, основанная на кровном родстве, совместном проживании и совместной хозяйственной деятельности людей?
- а) род;
- б) государство;
- в) общество;
- г) корпорация;
- д) союз племен.
10. Каковы особенности общественной власти в первобытнообщинном строе?
- а) существует специальный аппарат, состоящий из вооруженных людей, занимающихся управлением и властью;
- б) власть основана на авторитете, уважении к старшим, обычаях и традициях. Отсутствует отделенный от общества (рода) аппарат принуждения;
- в) власть практически отсутствует, все происходит спонтанно и зависит от случайных обстоятельств;
- г) вся жизнь первобытного общества характеризуется хаотичностью, отсутствием организованного порядка;
- д) власть в обществе основывается на естественных законах природы.
11. Чьи интересы выражает общественная власть первобытного строя?
- а) интересы вождя;
- б) интересы определенной части, социальной группы, класса;
- в) интересы всего общества, рода;
- г) не выражает ничьих интересов;
- д) интересы отдельных личностей.
12. Какие социальные нормы в первобытном обществе регулировали поведение людей?
- а) юридические нормы;
- б) политические нормы;
- в) родовые обычаи (мононормы);
- г) технические нормы;
- д) религиозные нормы.
13. Каковы социальные причины происхождения государства и права?
- а) общественное разделение труда на скотоводство, земледелие, ремесло и торговлю;
- б)рост производительности труда и появление прибавочной стоимости;
- в) разложение рода и возникновение семьи, появление излишков продуктов, антагонизмов, раскол общества на классы;
- г) появление частной собственности;
- д) появление городов, изменение климатических условий.
14. Что является основным признаком восточного (азиатского) типа государства?
- б) эти государства основаны на частной собственности на землю;
- в) в этих государствах источником власти является собственность;
- г) отсутствует мощный чиновничий аппарат;
- д) эти государства возникли и существуют как города-республики.
15. Что является основным признаком западного (европейского) типа государства?
- а) эти государства основаны на государственной и общественной собственности на землю;
- б) обладают мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который является фактически собственником средств производства;
- в) государственный аппарат строго централизован, во главе его находится абсолютный монарх;
- г) эти государства имеют застойный характер;
- д) в этих государствах источником власти является собственность, развита частная собственность, общество делится на антагонистические классы.
16. Каковы главные причины возникновения государства, согласно теории внешнего насилия?
- а) возникновение денег, городов и ремесел;
- б) возникновение классов и непримиримой борьбы между ними;
- в) завоевание одних племен другими и установление господства одних племен над другими;
- г) изменение климатических условий и развитие средств производства;
- д) заключение добровольного соглашения между людьми для создания государства.
17. Какова главная идея патриархальной теории возникновения государства?
- а) государство возникает из семьи, путем разрастания семьи;
- б) государство возникает путем насильственного захвата одних племен другими;
- в) государство возникает тогда, когда появляются неравенство, частная собственность, классы и борьба между ними;
- г) государство существовало всегда, появилось вместе с человеком;
- д) государство возникает по причине особенностей человеческой психологии подчиняться, быть зависимым от сильного.
18. В чем заключается главная идея договорной теории происхождения государства?
- а) государство есть продукт непримиримых противоречий, возникающих в обществе с появлением прибавочного продукта, частной собственности, классов;
- б) государство есть продукт добровольного соглашения людей, объединившихся для совместного проживания;
- в) государство возникает по воле бога, высшего разума;
- г) государство возникает вследствие глобальных климатических изменений на планете;
- д) государство существовало всегда, появилось вместе с появлением человека.
19. Каковы основные положения теологической теории происхождения государства?
- а) государство появилось вследствие объективного развития общества, общественного разделения труда, образования прибавочного продукта, частной собственности, классов;
- б) государство появилось в результате смены матриархата патриархатом, появления религии;
- в) государство есть результат божественной воли, проявления высшего разума;
- г) государство возникает как результат добровольного соглашения людей;
- д) государство существовало всегда, появилось вместе с появлением человеческого общества.
20. Кто является представителем классовой теории происхождения государства и права?
- а) Макиавелли, Гамильтон;
- б) Маркс, Энгельс, Ленин;
- в) Михайловский, Бакунин;
- г) Аристотель, Фильмер;
- д) Фома Аквинский, Маритэн.
21. Каковы основные признаки государства?
- а) национальная валюта, армия, полиция;
- б) власть, народ, обычай;
- в) государственный суверенитет, распространяющийся на определенную территорию с помощью общеобязательных правил и специального аппарата власти и управления, сбор налогов;
- г) столица, флаг, герб, гимн;
- д) обязательное наличие различных политических партий, тюрем, банков, общественных организаций.
22. Как называется признак государства, выражающийся в верховенстве государственной власти внутри страны и ее независимости вовне?
- а) правосубъектность;
- б) государственный суверенитет;
- в) правоспособность;
- г) дееспособность;
- д) правотворчество.
23. Какое определение публично-политической власти верно?
- а) система государственных органов, которые управляют обществом;
- б) система ноpмативно-пpавовых актов;
- в) система общественных организаций, которые участвуют в политической жизни общества;
- г) система норм права, обычаев, морали;
- д) система политических учреждений, партий, общественных движений.
24. Для чего необходимы налоги, сборы, различные обложения как признак государства?
- а) обеспечения интересов вождя;
- б) обеспечения господства бога и религии в обществе;
- в) содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть (армия, милиция, разведка, тюрьмы и т.д.);
- г) обеспечения интересов всего населения;
- д) все перечисленные.
25. Что раскрывает понятие функции государства?
- а) структуру государства и его признаки;
- б) способы организации государственной власти;
- в) динамическую сторону деятельности государства, его основные направления деятельности;
- г) методы и приемы осуществления государственной власти;
- д) все перечисленные понятия вместе.
26. Каковы формы осуществления функций государства?
- а) правотворческая;
- б) правоисполнительная;
- в) правоохранительная;
- г) организационно-регламентирующая;
- д) все перечисленные, а также организационно-хозяйственная.
27. Каковы правовые формы реализации функций государства?
- а) правотворческая;
- б) правоприменительная;
- в) правоохранительная;
- г) контрольно-надзорная;
- д) правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, контрольно-надзорная.
28. Какие методы применяют государства при реализации функций государства?
- а) убеждение;
- б) принуждение, наказание;
- в) поощрение;
- г) рекомендации;
- д) совокупность всех перечисленных методов.
29. Какая из пеpечисленных функций является внутpенней функцией госудаpства?
- а) социальная функция;
- б) функция обоpоны стpаны;
- в) функция обеспечения миpа и поддеpжки миpового поpядка;
- г) функция интегpации в миpовую экономику;
- д) функция сотpудничества с дpугими стpанами в pешении глобальных пpоблем.
30. Какая из пеpечисленных функций является внешней функцией госудаpства?
- а) функция обоpоны стpаны;
- б) функция охpаны пpав и свобод гpаждан;
- в) функция налогообложения;
- г) экологическая функция;
- д) социальная функция.
31. На какие виды делятся функции государства в зависимости от их продолжительности?
- а) основные и неосновные;
- б) внутренние и внешние;
- в) законодательную, исполнительную и судебную;
- г) постоянные и временные;
- д) социальные и экономические.
32. В чем заключается правоохранительная функция совpеменных госудаpств?
- а) госудаpство охpаняет гpаницы стpаны, пpедставляет официально стpану за pубежом;
- б) госудаpство опpеделяет экономическую политику стpаны;
- в) государство развивает все фоpмы собственности;
- г) госудаpство пpоявляет заботу о малоимущих, инвалидах, пенсионеpах, студентах; финансиpует обpазование, медицину, науку и т.д.;
- д) госудаpство боpется с пpавонаpушениями в обществе и защищает права граждан.
33. В чем заключается экономическую функцию современного цивилизованного государства?
- а) управление внешними связями и внешней политикой;
- б) управление образованием, культурой, наукой;
- в) обеспечение поступательного хозяйственного развития, создание оптимальных экономических структур, единого экономического пространства;
- г) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- д) охрана правопорядка, наказание преступников и иных лиц, совершивших противоправные поступки.
34. Каковы характерные черты или признаки механизма государства?
- а) это система государственных органов;
- б) это сложная структура, в которой каждый орган занимает определенное место;
- в) механизм государства располагает материальными средствами, так называемыми «вещественными придатками», на которые опираются в своей деятельности государственные органы. Это бюджет, имущество, сооружения, предприятия, учреждения и т.д.;
- г) механизм государства есть средство воплощения в жизнь функций государства;
- д) все вместе взятые признаки.
35. К какому понятию относится следующее опpеделение: Учpеждение, звено госудаpственного аппаpата, участвующее в осуществлении функции госудаpства и наделенное для этого госудаpственно-властной компетенцией?
- а) механизм госудаpства;
- б) госудаpственный оpган;
- в) политическая оpганизация;
- г) pелигиозное объединение;
- д) госудаpственное пpедпpиятие.
36. Hа какие виды делятся государственные органы по принципу разделения властей?
- б) на постоянные и временные;
- в) на высшие и местные;
37. Hа какие виды делятся государственные органы по количественному составу?
- а) на законодательные, исполнительные и судебные;
- б) на постоянные и временные;
- в) на высшие и местные;
- г) на федеральные органы и органы субъектов федерации;
- д) на коллегиальные и единоначальные.
38. Что включается в понятие формы государства?
- а) совокупность способов организации высшей государственной власти;
- б) совокупность способов государственного устройства;
- в) совокупность методов осуществления государственной власти;
- г) способы взаимоотношения народа и государственной власти;
- д) все перечисленные понятия.
39. Что характеризует понятие форма правления?
- а) как создаются высшие органы государства и каково их строение;
- б) как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
- в) как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
- г) в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина;
- д) все перечисленное.
40. Как называется форма правления, при которой глава государства занимает пост по наследству и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателей?
- а) демократия;
- б) монархия;
- в) тирания;
- г) республика;
- д) аристократия.
41. Что является признаком дуалистической монархии?
- а) единственным носителем власти является монарх;
- б) власть находится в руках монарха и парламента в равной мере;
- в) верховная власть принадлежит исключительно парламенту;
- г) монарх возглавляет религиозное управление страной;
- д) народ фактически отстранен от управления страной.
42. Каковы признаки абсолютной монархии?
- а) существование единоличного носителя верховной власти – монарха;
- б) монарх, как правило, пользуется своей властью пожизненно, существует наследственный порядок преемственности верховной власти;
- в) монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;
- г) отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства;
- д) все перечисленные.
43. Каковы признаки ограниченной монархии?
- а) правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получившей большинство голосов на выборах в парламент;
- б) лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства;
- в) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
- г) законодательные акты принимаются парламентом подписываются Президентом;
- д) правительство, согласно конституции, несет ответственность перед парламентом.
44. Какой из перечисленных признаков характеризует республиканскую форму правления?
- а) установленный порядок престолонаследия;
- б) бессрочное пользование властью;
- в) отсутствие института ответственности главы государства;
- г) выборность и ограничение власти главы государства и других верховных органов власти определенным сроком и зависимость от воли избирателей;
- д) передача верховной власти по наследству.
45. Для какой формы правления характерны следующие черты: ответственность правительства перед парламентом; формирование правительства на парламентской основе из числа членов партии, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства парламентом либо специальной коллегией, образуемой парламентом?
- а) конституционная монархия;
- б) парламентская республика;
- в) президентская республика;
- г) монархия ограниченная;
- д) абсолютная монархия.
46. Для какой формы правления характерны следующие признаки: соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства; отсутствие института ответственности правительства перед парламентом; внепарламентский метод избрания президента; ответственность правительства перед президентом?
- а) для президентской республики;
- б) для парламентской республики;
- в) для абсолютной монархии;
- г) для ограниченной монархии;
- д) для всех перечисленных форм.
47. Подберите надлежащие понятия к данному определению: "Единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью”.
- а) унитарное государство;
- б) конфедерация;
- в) федерация;
- г) монархия;
- д) республика.
48. Что такое федерация?
- а) межгосударственное объединение, созданное для достижения определенных целей;
- б) единое неделимое государство, члены которого не обладают государственным суверенитетом;
- в) сложное государственное образование, члены которого в определенной мере обладают государственным суверенитетом;
- г) временный союз государств, объединенный для решения военных целей;
- д) международная организация, объединяющая несколько государств.
49. Чем отличается федеративная форма государственного устройства от конфедеративного?
- а) федерация – это сложное государство, а конфедерация - это международная организация;
- б) члены федерации обладают ограниченным суверенитетом, а члены конфедерации полным суверенитетом;
- в) федерация не имеет союзную Конституцию, а конфедерация имеет союзную Конституцию;
- г) их отличие малозначительно;
- д) федерация включает в себя несколько независимых государств, конфедерация состоит из одного независимого государства.
50. Какое понятие соответствует данному определению: "Совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, а также уровень политической свободы в обществе и характер правового положения личности"?
- а) политико-правовой режим;
- б) система государственного управления;
- в) политическая система;
- г) правовая система;
- д) форма государства.
51. Какие из перечисленных признаков характерны для авторитарного политико-правового режима?
- а) ликвидация или значительное ограничение прав и свобод граждан, запрещение деятельности оппозиционных партий;
- б) ограничение роли выборных органов власти и усиление роли исполнительно-распорядительных органов;
- в) сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства и правительства;
- г) сведение роли парламента до положения сугубо формального института;
52. Какой из указанных признаков характеризует тоталитарный политический режим?
- а) ограниченность власти правовыми законами;
- б) выборность органов власти народом;
- в) полное огосударствление всех сфер жизни общества;
- г) обязательность решений верховных органов власти для нижестоящих органов государства;
- д) демократизм, гласность в деятельности органов государства.
53. Какую форму правления Аристотель назвал наилучшей из наихудших форм правления государства?
- а) аристократию;
- б) демократию;
- в) тиранию;
- г) олигархию;
- д) деспотию.
54. Какие критерии и факторы принимаются во внимание при использовании цивилизационного подхода в типологии государства?
- а) уровень развития производительных сил общества;
- в) классовые противоречия и классовая борьба;
- г) национальные особенности и традиции;
- д) комплекс социально-экономических условий, включающих этнические, религиозные основы, степень гармонизации человека и природы, состояние свободы личности во всех его проявлениях.
55. Каков основной критерий формационного подхода в типологии государств?
- а) уровень культуры, развитие морали, религии, нравственности;
- б) климатические и географические условия;
- в) национальные особенности и традиции;
- г) степень свободы личности в обществе;
- д) смена общественно-экономических формаций.
56. Какие типы государства существуют согласно формационному подходу к типологии?
- а) рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические;
- б) древние, современные;
- в) демократические и антидемократические;
- г) восточные и западные;
- д) кочевые и оседлые.
57. Какому понятию соответствует определение: "Особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами"?
- а) религиозное государство;
- б) правовое государство;
- в) светское государство;
- г) унитарное государство;
- д) президентская республика.
58. Что является пpизнаком пpавового госудаpства?
- а) веpховенство закона и pеальность пpав и свобод индивида;
- б) pеспубликанская фоpма пpавления;
- в) наличие института пpезиденства;
- г) наличие гpаницы госудаpства;
- д) наличие pазличных наций и наpодностей.
59. Что означает принцип разделения властей в государстве?
- а) все ветви власти в государстве подчиняются друг другу;
- б) все ветви власти независимы друг от друга, и занимаются исключительно своими функциями и не подчиняются друг другу, подчиняются только закону;
- в) все ветви власти подчиняются только конституционному совету;
- г) все ветви власти подчиняются президенту;
- д) все ветви власти подчиняются народу.
60. Для каких нормативных регуляторов характерны общеобязательная нормативность и формальная определенность?
- а) для права (правовых норм);
- б) для моральных норм;
- в) для корпоративных норм;
- г) для обычаев;
- д) для политических норм.
61. Что является признаком права?
- а) общеобязательность, обеспеченность государством;
- б) религиозность;
- в) связь с обычаями;
- г) обеспеченность общественным мнением;
- д) связь с моралью.
62. Какой признак права указывает на то, что нормы права взаимосвязаны и согласованы?
- а) формальная определенность;
- б) гарантированность государством;
- в) регулятивность;
- г) волевой характер права;
- д) системность.
63. Какое из назначений права является главным?
- а) оценочное;
- б) познавательное;
- в) воспитательное;
- г) регулятивное, охранительное;
- д) интегративное.
64. Что такое правовые презумпции?
- а) основные идеи права;
- б) закрепленные в праве предположения о наличии или отсутствии юридических фактов;
- в) основные признаки права;
- г) основные функции права;
- д) формы права.
65. Каковы первые источники, из которых возникло право?
- а) табу;
- б) обычаи;
- в) мораль;
- г) религия;
- д) табу, обычаи, мораль, религия.
66. Что является общим термином для обозначения понятий "судебный прецедент" и "ноpмативно-пpавовой акт"?
- а) источник (форма) права;
- б) акты применения права;
- в) акты толкования права;
- г) функция права;
- д) пробелы в праве.
67. Что такое нормативно-правовой акт?
- а) конкретное предписание, выраженное в виде индивидуального акта применения;
- б) правило поведения общего характера, регулирующее общественное отношение и общеобязательное для всех;
- в) правило поведения, регулирующее моральные, нравственные отношения;
- г) изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, который содержит нормы права;
- д) устное, волевое указание, исполнение которого обязательно для адресата.
68. В зависимости от какого критерия осуществляется деление ноpмативно-пpавовых актов на законы и подзаконные акты?
- а) в зависимости от целевого назначения;
- б) в зависимости от времени издания;
- в) в зависимости от субъекта, издавшего ноpмативно-пpавовой акт;
- г) в зависимости от отраслей права;
- д) в зависимости от пространства, на которое они рассчитаны.
69. Что такое подзаконный нормативно-правовой акт?
- а) любой официальный акт;
- б) любой письменный документ, составленный и заверенный нотариусом;
- в) это сборник законов;
- г) это правила, регулирующие религиозные отношения;
- д) нормативный акт, принимаемый органом управления, издаваемый в строгом соответствии с законом, на основе и во исполнение законов.
70. Как называется форма права, при которой решение государственного органа (главным образом судебного) по конкретному делу становится общеобязательным при решении аналогичных дел?
- а) законодательство;
- б) судебный прецедент;
- в) правовой обычай;
- г) мононорма;
- д) нормативный договор.
71. Закон понимается в широком и узком смысле. В каком смысле понимается данное определение: "Закон – это всякий нормативно-правовой акт, который общеобязателен к исполнению всеми лицами государства"?
- а) в узком смысле;
- б) в широком смысле;
- в) как естественный закон;
- г) как позитивный закон;
- д) как моральные установления.
72. Как называется правовой акт правотворческого органа, содержащий правила поведения, направленный на урегулирование общественных отношений?
- а) судебный прецедент;
- б) нормативный правовой акт;
- в) санкционированный обычай;
- г) международный договор;
- д) правовая доктрина.
73. Что такое правовой обычай?
- а) правило поведения, которое в силу многократного повторения стало привычкой и защищается принудительной силой государства;
- б) вид и мера необходимого поведения (юридическая обязанность индивида);
- в) вид и мера возможного поведения (субъективное право);
- г) правило поведения, соответствующее представлению о справедливости;
- д) привычное правило поведения.
74. Какие характерные особенности имеют правовые нормы, отличающие их от других социальных норм?
- а) общеобязательность, нормативность;
- б) формальная определенность;
- в) гарантированность государством, регулятивность;
- г) неперсонофицированность адресата;
- д) все перечисленные признаки.
75. Как называются нормы права, которые непосредственно указывают на другой акт как на условие своего действия?
- а) гражданско-правовые;
- б) отсылочные;
- в) императивные;
- г) семейно-правовые;
- д) диспозитивные.
76. Как называется элемент правовой нормы, закрепляющий правило поведения путем предоставления права и возложения юридической обязанности?
- а) презумпция;
- б) юридическая функция;
- в) диспозиция;
- г) гипотеза;
- д) санкция.
77. Как называется элемент юридической нормы, фиксирующий меры неблагоприятного воздействия на нарушителя правовой нормы?
- а) диспозиция;
- б) санкция;
- в) гипотеза;
- г) презумпция;
- д) аксиома.
78. Как называется элемент пpавовой ноpмы, опpеделяющий условия и обстоятельства действия, pеализации пpавовой ноpмы?
- а) гипотеза;
- б) диспозиция;
- в) санкция;
- г) пpезумпция;
- д) функция.
79. Какое деление имеют ноpмы пpава по методу пpавового pегулиpования?
- а) импеpативные, диспозитивные, поощpительные, pекомендательные;
- б) законодательные ноpмы и подзаконные ноpмы;
- в) ноpмы общего действия и ноpмы огpаниченного действия;
- г) ноpмы матеpиальные и ноpмы пpоцессуальные;
- д) упpавомачивающие, обязывающие, запpещающие.
80. Что является основным критерием деления системы права на отрасли?
- а) усмотрение законодателя (правотворческого органа);
- б) предмет и метод правового регулирования;
- в) характер источников права;
- г) правовое сознание;
- д) правовая практика.
81. Из каких компонентов образуется система права?
- а) из юридических норм, институтов права и отраслей права;
- б) из статей нормативных актов, кодексов, иных источников;
- в) из отраслей права;
- г) из государственных органов;
- д) из моральных и религиозных норм.
82. Что такое публичное пpаво?
- а) совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения, в котоpой одной из стоpон обязательно является госудаpственный оpган, госудаpственная оpганизация или само госудаpство;
- б) совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения между pавными участниками, не являющимися госудаpственными;
- в) устные пpавила поведения, выpаженные в обычаях, тpадициях, моpали;
- г) совокупность естественных пpав и свобод человека и гpажданина;
83. Что такое частное право?
- а) это совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения, в котоpой одной из стоpон обязательно является госудаpственный оpган, госудаpственная оpганизация или само госудаpство;
- б) это совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения между pавными участниками, не являющимися госудаpственными;
- в) это устные пpавила поведения, выpаженные в обычаях, тpадициях, моpали;
- г) это совокупность естественных пpав и свобод человека и гpажданина;
- д) совокупность моральных требований.
84. Что такое институт права?
- а) первичная клеточка права, т.е. правовая норма;
- б) отpасль пpава;
- в) пpаво в целом;
- г) гpуппа пpавовых ноpм, pегулиpующих опpеделенную pазновидность общественных отношений;
- д) функция права.
85. Какие из перечисленных принципов являются принципами правотворчества?
- а) демократизм;
- б) законность;
- в) научность;
- г) профессионализм;
- д) демократизм, законность, научность, профессионализм а также своевременность.
86. Что означает демократизм, как один из принципов правотворчества?
- а) обязательность выявления и выражения в нормах права, воли и интересов народа;
- б) соблюдение процедуры и компетентности принятия актов;
- в) обоснованность актов, учет доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия принятых норм права;
- г) компетентность, юридическая и общая грамотность при подготовке и принятии законопроектов;
- д) правильное определение времени подготовки и принятия актов, учет степени зрелости регулируемых общественных отношений.
87. Какое понятие соответствует следующему опpеделению: "Пpоцесс сведения к единству ноpмативно-пpавовых актов путем внешней или внутpенней обpаботки их содеpжания"?
- а) система пpава;
- б) пpавовая система;
- в) систематизация законодательства;
- г) консолидация;
- д) пpезумпция.
88. Как называется разновидность систематизации законодательства, при которой консолидация нормативных материалов производится по хронологическому, предметному и иным критериям?
- а) легитимация;
- б) криминализация;
- в) инкорпорация;
- г) кодификация;
- д) преюдиция.
89. Как называется процесс сведения к единству нормативно-правовых актов путем переработки их содержания?
- а) инкорпорация;
- б) консолидация;
- в) легализация;
- г) кодификация;
- д) национализация.
90. Какое понятие соответствует следующему определению: "Возникающие в соответствии с нормами права и юридическими фактами волевые общественные отношения, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности"?
- а) нравственные отношения;
- б) правовые отношения;
- в) религиозные отношения;
- г) моральные отношения;
- д) политические отношения.
91. Что такое правосубъектность?
- а) пpавоспособность и дееспособность участников пpавоотношений вместе взятые;
- б) пpавоспособность участников пpавоотношений;
- в) дееспособность участников пpавоотношений;
- г) деликтоспособность участников пpавовых отношений;
- д) способность осуществлять своими действиями субъективные пpава и исполнять юpидические обязанности.
92. Что такое деликтоспособность?
- а) способность лично своими действиями совершать действия и нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение;
- б) способность лица создавать семью;
- в) способность государственных органов совершать различные действия;
- г) способность иметь права и обязанности;
- д) способность лица заключать имущественные договора.
93. Что является объектом правоотношения?
- а) реальное (материальное или духовное) благо, на использование или охрану которого направлены субъективное право и юридическая обязанность;
- б) лицо, к которому вследствие совершения правонарушения применяются меры государственного принуждения;
- в) жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения;
- г) все явления материального мира;
- д) все, что окружает человека, в том числе и сам человек.
94. К какому элементу состава правоотношений относится следующая формулировка: "Представленная (отраженная) в законах мера должного поведения, за неисполнение которого возможно наступление юридической ответственности"?
- а) к субъективному праву;
- б) к объективному праву;
- в) к естественному праву;
- г) к юридической обязанности;
- д) к юридической ответственности.
95. К какому элементу состава правоотношения относится эта формулировка: "Возможность определенного поведения со стороны управомоченного субъекта, возможность требовать определенного поведения со стороны других обязанных лиц, а также возможность обратиться к содействию принудительного государственного аппарата за защитой нарушенного или оспариваемого права"?
- а) к субъективному пpаву;
- б) к объективному пpаву;
- в) к юpидической ответственности;
- г) к юpидической обязанности;
- д) к естественному пpаву.
96. Какой вид деятельности определяется термином пpименение пpава?
- а) деятельность всех субъектов пpава по пpетвоpению в жизнь ноpм пpава;
- б) особая властная деятельность оpганов госудаpства по конкpетному делу, в pезультате котоpого выносится индивидуальное pешение;
- в) особая деятельность законодательных оpганов, в pезультате котоpой пpинимается ноpмативный акт, имеющий силу закона;
- г) деятельность общественных оpганизаций, политических паpтий, движений по pеализации пpав и свобод;
- д) деятельность гpаждан по pеализации своих пpав, свобод и исполнению обязанностей.
97. Что такое пpобелы в пpаве?
- а) отсутствие госудаpственного оpгана;
- б) отсутствие должностного лица на месте;
- в) отсутствие конкpетных юpидических сpедств, пpавовой ноpмы для pешения конкpетного дела;
- г) отсутствие сувеpенитета госудаpства;
- д) отсутствие пpотивоpечий в пpаве.
98. Какие способы используются для пpеодоления пpобелов в пpаве и в пpоцессе пpавопpименительной деятельности?
- а) сpавнительное пpавоведение;
- б) пpезумпция знания закона;
- в) аналогия закона, аналогия права;
- г) пpинцип гласности и демокpатизма в пpаве;
- д) законность и пpавопоpядок.
99. Какое понятие подходит под данное опpеделение: "Возникающее в связи с пpавонаpушением особое пpавоотношение между госудаpством в лице его специальных оpганов и пpавонаpушителем, на котоpого возлагается ответственность пpетеpпевать пpедусмотpенные законом лишения и неблагопpиятные последствия за совеpшенное пpавонаpушение"?
- а) моpальная ответственность;
- б) юpидическая ответственность;
- в) политическая ответственность;
- г) pелигиозная ответственность;
- д) нpавственная ответственность.
100. Каковы основные принципы юридической ответственности?
- а) ответственность только за противоправное поведение, а не за мысли;
- б) ответственность лишь при наличии вины в действиях правонарушителя;
- в) законность, справедливость;
- г) неотвратимость наказания;
- д) ответственность только за противоправное поведение, а не за мысли; ответственность лишь при наличии вины в действиях правонарушителя; законность; справедливость; неотвратимость наказания.
Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций. Функции теории государства и права раскрывают и показывают роль данной науки в общественной жизни, её значение для общественной и юридической практики. В учебниках по теории государства и права нет единой позиции относительно того, какие функции выполняет наука теория государства и права. Чаще всего называются такие её функции, как гносеологическая (познавательная), практико-организационная, идеологическая, прогностическая и методологическая. Эти функции являются наиболее значимыми для характеристики науки теории государства и права и их можно назвать основными. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995
Учебное пособие по теории государства и права // Диаконов В.В. Allpravo.RU. - 2004
Теория государства и права. Учебник под ред. С.С. Алексеева. М. 1998
Гносеологическая функция выражается в том, что теория государства и права, как и любая другая наука, осуществляет познание окружающего мира. Она познает государство, право и другие государственные и правовые явления, получает о них необходимые знания, объясняет их с научных позиций.
Практико-организационная функция выражается в том, что теория государства и права, как всякая наука, должна обслуживать практику. Она должна вырабатывать, и вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, юридической практики.
Идеологическая функция теории государства и права характеризуется тем, что эта наука аккумулирует различные идеи, взгляды, представления о государстве и праве, вырабатывает определенные идеологические ориентиры, связанные с объяснением государственно-правовых явлений.
Суть прогностической функции состоит в том, что теория государства и права должна прогнозировать будущее государственно-правовых явлений. Выявляя закономерности их развития, теория государства и права вполне способна давать прогнозы, как на ближайшее будущее, так и на перспективу в виде научных гипотез (предположений).
Методологическая функция теории государства и права выражается в том, что эта наука выступает в качестве своеобразной методологической основы для всех других юридических наук. Во-первых, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, формируя при этом основные подходы в познании государственно-правовых явлений. В этом плане теория государства и права выступает для других юридических наук в качестве своего рода философии государства и права. Во-вторых, будучи наиболее общей наукой, в системе юридических наук, она вырабатывает основополагающие государственно-правовые понятия (категории), положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых, отправных при исследовании своих предметов.
Теория государства и права выводит из всего комплекса научного знания, добытого человечеством на определенном этапе развития, те закономерности, которые определяют тенденции государственно-правового развития.
На основании полученных таким образом знаний теория государства и права выдвигает гипотезы, делает прогнозы. Важно отметить, что все функции тесно взаимосвязаны между собой, каждая из них выполняется на основе или в сочетании с остальными (например, прогнозы можно делать только основываясь на практике).
Эта классификация, как и большинство, условна и не единственна. В учебной литературе существуют и иные классификации.
Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - это учение о бытие, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д. Теория государства и права. Учебник под ред. С.С. Алексеева. М. 1998
Мировоззренческая - вырабатывать правовые ценности, совершенствовать правосознание общества, его правовую культуру, формировать основы правовой пропаганды и правового воспитания.
Праксеологическая (прикладная) - формулировать практические предложения по совершенствованию системы государственного управления и правовой системы.
Прогностическая - выявить тенденции развития государства и права, предсказать и смоделировать варианты их будущего развития.
Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.
Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государственном праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.
Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой. Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.
Значительны достижения государствоведения и правоведения в прошлом, актуальны их проблемы сегодня, важны плодотворные направления дальнейшего развития.
Теория государства и права в системе юридических наук.
Теория государства и права в системе гуманитарных наук.
Метод теории государства и права.
Предмет теории государства и права.
Тема 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1 .
1 . Понятие и основные черты науки теории государства и права. Несмотря на то, что во многих учебниках рассматриваемая тема открывается вопросом о предмете науки теории государства и права, все-таки целесообразнее начать изучение этой темы с усвоения вопроса о понятии и основных чертах науки теории государства и права. Сразу же хочу обратить внимание на то, что термин (понятие) «теория государства и права» употребляется в двух смыслах (значениях): широком и узком. Под теорией государства и права в широком смысле понимают все учение о государстве и праве, т.е. юридическую науку в целом. В этом значении термин «теория государства и права» употребляется крайне редко, так как вместо него обычно используют такие понятия, как «юридическая наука», «правоведение», «юриспруденция».
Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права. Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и употребляется термин «теория государства и права».
Итак, теория государства и права – это определенная юридическая наука, т.е. одна из юридических наук, поскольку последних достаточно много. Иногда эту науку обозначают и такими терминами, как «теория права и государства», «общая теория государства и права», «общая теория права и государства». С аналогичными названиями встречаются и учебники, в которых излагаются основные положения данной науки.
Будучи совокупностью знаний и представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, теория государства и права характеризуется рядом черт, которые присущи ей как определенной юридической науке.
Во-первых, теория государства и права – это гуманитарная (общественная) наука. Таковой она может быть признана потому, что изучает общественные явления – государство и право, которые непосредственно связаны с человеком.
Во-вторых, теория государства и права – это политико-юридическая наука. Её политико-юридический характер вытекает из того, что она изучает два явления: государство и право. Государство - явление политическое, право – явление юридическое. Отсюда данная наука носит как бы двойственный, политико-юридический характер.
В-третьих, теория государства и права – это единая наука о государстве и праве. Хотя государство и право – явления разнопорядковые, тем не менее они тесно связаны друг с другом и находятся в неразрывном единстве. Государство не существует без права, так же как и право не существует без государства. Находясь в единстве, они и определяют теорию государства и права как единую науку о государстве и праве.
В- четвертых, теория государства и права – это наиболее общая наука о государстве и праве. Теория государства и права - не единственная наука, изучающая государство и право. Последние изучаются и другими юридическими науками, которых, как уже было отмечено, достаточно много. Но в отличие от других юридических наук теория государства и права занимается изучением не частных, а наиболее общих вопросов, так как она исследует наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Этим и обусловлен её общий характер.
В-пятых, теория государства и права – это фундаментальная юридическая наука. Являясь наиболее общей наукой о государстве и праве, она, как правило, не занимается изучением прикладных, сугубо практических вопросов. Её задачей является формирование основополагающих, фундаментальных знаний о государстве и праве.
Наконец, в-шестых, теория государства и права – это методологическая наука. К методологическим относятся науки, формирующие взгляд на мир, на окружающие нас явления действительности. К таким наукам относится прежде всего конечно же философия. Однако кроме философии подобную роль могут выполнять и некоторые другие науки. В системе юридических наук методологической наукой является теория государства и права.
2. Предмет теории государства и права. Получив первоначальное представление о науке теории государства и права, необходимо затем перейти к уяснению вопроса о предмете этой науки. Предмет науки – это то, что изучает наука, это круг тех явлений, исследованием которых она занимается. Каждая наука имеет свой предмет. Свой предмет имеет и теория государства и права.
Что же является предметом науки теории государства и права? В самом общем виде можно сказать, что предметом теории государства и права являются государство и право, поскольку именно эти явления изучаются данной наукой. Вместе с тем нужно иметь в виду, что государство и право изучаются не только теорией государства и права, но и многими другими науками, причем как юридическими, так и неюридическими (например, социологией, политологией, историей). Поэтому государство и право правильнее считать не предметом теории государства и права, а объектом исследования различных наук, каждая из которых имеет в этом объекте свой предмет.
Предмет теории государства и права составляют прежде всего наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Причем это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права не какой-то одной, отдельно взятой страны, а государства и права вообще. Исследуя их, наука теория государства и права выясняет, что такое государство и право, когда и в силу каких причин они возникают, как они развиваются и каковы закономерности их развития, как они функционируют и какую роль играют в общественной жизни.
Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права – основной, но не единственный круг вопросов в предмете теории государства и права. Наряду с ними теория государства и права изучает и некоторые другие. Это вопросы, касающиеся общих связей государства и права с иными общественными явлениями (экономикой, политикой, культурой, моралью и т.д.) и личностью (людьми), а также вопросы, относящиеся к характеристике различных государственно-правовых явлений, возникающих вследствие функционирования государства и права (правотворчества, правоотношений, законности, правопорядка и др.).
Обобщая, можно сказать, что предметом науки теории государства и права являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и других государственно-правовых явлений, а также общие связи государства и права с различными общественными явлениями и личностью.
3. Метод теории государства и права. Теперь рассмотрим вопрос о методе науки теории государства и права Метод науки – это совокупность подходов, принципов и приемов, используемых наукой при исследовании своего предмета. Если предмет науки отвечает на вопрос, что изучает наука, то метод науки говорит о том, как наука исследует свой предмет, на каких подходах она при этом основывается, от каких принципов отталкивается, какие приемы использует.
Таким образом, метод (по-другому методология) науки теории государства и права – это совокупность подходов, принципов и приемов, на которых основывается данная наука и которые она использует при исследовании своего предмета. Исходя из этого, в составе метода теории государства и права следует выделять три элемента: философские подходы, принципы познания и приемы (методы) исследования.
Философские подходы составляют методологическую основу теории государства и права. Они говорят о том, на каких мировоззренческих, идейных позициях базируется данная наука. Поскольку согласно ст.13 Конституции РФ в Российской Федерации признается идеологическое многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, методологическая основа современной отечественной теории государства и права характеризуется плюрализмом, т.е. многообразием философских подходов. В отличие от советской теории государства и права, которая основывалось только на марксистско-ленинской философии – философии диалектического и исторического материализма, - современная российская теория государства и права не связана идеологическими путами и может использовать любые философские подходы, лишь бы они способствовали установлению научной истины.
Принципы познания – это те исходные, отправные начала, от которых как бы отталкивается наука при исследовании своего предмета. К основным принципам познания, входящим в методологию современной отечественной теории государства и права, следует отнести принцип плюрализма, принцип объективности, принцип всесторонности и принцип историзма. Принцип плюрализма говорит о множественности философских подходов, которые могут использоваться при исследовании государственно-правовых явлений, а также учете различных взглядов на эти явления мыслителей как прошлого, так и настоящего. Принцип объективности требует изучать государство, право, другие государственно-правовые явления такими, какими они были или есть в действительности. Согласно принципу всесторонности государственно-правовые явления должны исследоваться с различных сторон, с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни. Наконец, в соответствии с принципом историзма государство и право должны изучаться как с учетом их исторического развития, так и в конкретных исторических условиях.
Приемы исследования – это те конкретные методы, которые применяются в той или иной науке. В современной отечественной теории государства и права применяются самые разнообразные методы исследования. Их обычно подразделяют на общие, специальные и частные.
Общие методы (их также называют общенаучными) – это методы которые вырабатываются философскими науками. Они используются не только теорией государства и права, но и самыми различными науками. Такие методы имеют всеобщее значение. К ним относятся методы анализа, синтеза, моделирования, сравнительный метод, системный метод и многие другие.
Специальные – это методы, которые вырабатываются различными специальными науками и широко используется теорией государства и права при исследовании своего предмета. К ним относятся математические, кибернетические, статистические, конкретно-социологические и другие методы.
Частные – это методы, которые вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками. К таким методам относятся формально-юридический метод, метод сравнительного государствоведения, метод сравнительного правоведения и некоторые другие.
4.Теория государства и права в системе гуманитарных наук. Усвоив вопросы, дающие основные представления о науке теории государства и права, необходимо затем перейти к изучению взаимодействия этой науки с другими гуманитарными науками.
Теория государства и права, как уже было отмечено, – наука гуманитарная. Поэтому она определенным образом взаимодействует с другими гуманитарными науками и так или иначе с ними связана. Охарактеризовать взаимодействие теории государства и права со всеми гуманитарными науками практически невозможно как ввиду значительного количества гуманитарных наук, так и в связи с различной степенью связи теории государства и права с этими науками. Собственно говоря, в этом и нет необходимости. Достаточно сопоставить теорию государства и права с теми гуманитарными науками, которые соприкасаются с вопросами государства и права, ибо с этими науками теория государства и права связана наиболее тесным образом. К таким наукам следует отнести философию (социальную философию), общую социологию, экономическую теорию, политологию, культурологию и историю. В предметы этих наук определенным образом входят вопросы государства и права. Но в отличие от теории государства и права и других юридических наук эти науки не замыкаются только на вопросах государства и права. Предметы этих наук значительно шире, и государственно-правовые явления изучаются ими лишь в связи с другими вопросами, входящими в предметы этих наук. Например, общая социология изучает в целом общественную жизнь, закономерности развития общества, его структуру и т.д. Но поскольку государство и право – это составные части общества, они не могут остаться вне поля зрения общей социологии. Изучая общественную жизнь, она включает в орбиту своих исследований и определенные государственно-правовые вопросы. Но изучает она эти вопросы не специально, а лишь в связи с другими социальными вопросами.
Все вышеперечисленные науки по отношению к теории государства и права выступают как науки более общие , поскольку они изучают более общие вопросы и предметы этих наук значительно шире, чем предмет теории государства и права. Теория же государства и права по отношению к этим наукам является наукой частной так как предмет этой науки, как правило, не выходит за пределы государственно-правовых явлений. Однако в связи с тем, что государственно-правовые явления и прежде всего государство и право изучаются теорией государства и права не изолированно, а в тесной связи с другими явлениями общественной науки, при изучении этих связей теория государства и права вынуждена обращаться и всегда обращается к исследованиям других гуманитарных наук и прежде всего к исследованиям тех наук, которые по отношению к теории государства и права являются науками более общими. Изучая различные социальные явления, а вместе с ними государство и право, данные науки вырабатывают положения и выводы, на которые теория государства и права опирается при исследовании своего предмета.
В свою очередь теория государства и права, являясь по сравнению с вышеназванными науками наукой частной, вырабатывает положения и выводы о государственно-правовых явлениях, которые могут использоваться этими науками. Ведь последние специально не занимаются исследованием государственно-правовых вопросов, а определенная информация по этим вопросам им необходима. Теория государства и права, а также другие юридические науки такую информацию способны предоставить.
5. Теория государства и права в системе юридических наук . Теперь рассмотрим, как взаимодействует теория государства и права с другими юридическими науками. Для этого нужно выяснить, как выглядит система юридических наук. Её можно представить в виде пирамиды, разделенной на три уровня. Нижний уровень составляют так называемые прикладные юридические науки . К ним относятся криминалистика, криминология, юридическая психология и некоторые другие. Эти науки ближе всего стоят к практике и непосредственно её обслуживают (прикладными в отличие от фундаментальных называются науки, непосредственно обслуживающие практику). Средний уровень составляют отраслевые и межотраслевые юридические науки . К ним относятся науки конституционного, административного, гражданского, уголовного права и т.д. Эти науки изучают различные отрасли права. Они тоже тесно связаны с практикой (прежде всего с юридической), но вместе с тем нередко формулируют и теоретические положения фундаментального характера. Наконец, верхний уровень составляют теоретико-исторические науки о государстве и праве. К ним относятся теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений. Эти науки более всего отстоят от практики (хотя определенным образом тоже с ней связаны), в связи с чем иногда их именуют фундаментальными теоретико-историческими науками.
Теория государства и права в системе юридических наук наиболее тесно связана с историей государства и права и историей политических и правовых учений. В несколько меньшей степени, но также достаточно тесно связана она с отраслевыми и межотраслевыми юридическими науками. Что же касается прикладных юридических наук, то с ними теория государства и права связана значительно меньше.
В то же время не следует забывать, что теория государства и права по отношению ко всем другим юридическим наукам является самой общей наукой (что уже отмечалось при освещении первого вопроса). Её положения и выводы являются отправными, базовыми для других юридических наук. Однако связь теории государства и права с другими юридическими науками этим не ограничивается. Будучи частными по отношению к теории государства и права, другие юридические науки более углубленно и более конкретно изучают различные государственно-правовые вопросы, в связи с чем дают для теории государства и права необходимый для теоретических обобщений материал.
Таким образом, говоря о взаимодействии теории государства и права с другими юридическими науками, нужно исходить из того, что это взаимодействие тоже носит двусторонний характер, имеет так сказать прямую и обратную связь.
6. Функции теории государства и права. Завершает характеристику науки теории государства и права вопрос о её функциях. Функции теории государства и права раскрывают и показывают роль данной науки в общественной жизни, её значение для общественной и юридической практики. В учебниках по теории государства и права нет единой позиции относительно того, какие функции выполняет наука теория государства и права. Чаще всего называются такие её функции, как гносеологическая (познавательная) практико-организационная, идеологическая, прогностическая и методологическая. Эти функции являются наиболее значимыми для характеристики науки теории государства и права и их можно назвать основными.
Гносеологическая функция выражается в том, что теория государства и права, как и любая другая наука, осуществляет познание окружающего мира. Она познает государство, право и другие государственные и правовые явления, получает о них необходимые знания, объясняет их с научных позиций.
Практико-организационная функция (для краткости её можно назвать праксеологической) выражается в том, что теория государства и права, как всякая наука, должна обслуживать практику. Она должна вырабатывать и вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, юридической практики.
Идеологическая функция теории государства и права характеризуется тем, что эта наука аккумулирует различные идеи, взгляды, представления о государстве и праве, вырабатывает определенные идеологические ориентиры, связанные с объяснением государственно-правовых явлений.
Суть прогностической функции состоит в том, что теория государства и права должна прогнозировать будущее государственно-правовых явлений. Выявляя закономерности их развития, теория государства и права вполне способна давать прогнозы как на ближайшее будущее, так и на перспективу в виде научных гипотез (предположений).
Наконец, методологическая функция теории государства и права выражается в том, что эта наука выступает в качестве своеобразной методологической основы для всех других юридических наук. Во-первых, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, формируя при этом основные подходы в познании государственно-правовых явлений. В этом плане теория государства и права выступает для других юридических наук в качестве своего рода философии государства и права. Во-вторых, будучи наиболее общей наукой в системе юридических наук, она вырабатывает основополагающие государственно-правовые понятия (категории), положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых, отправных при исследовании своих предметов.