Л. Н

Функции науки ТГП - это основные направления научного воздействия, требуемое состояние науки.

Это те направления её действия, которые требуются, которые необходимы для решения стоящих перед ней задач, которые характеризуют должное состояние и развитие науки.

Понятие «функция» применительно к теоретической системе даёт описание, характеристику именно её требуемого, должного действия (деятельности) или состояния, и в этом плане функцию науки ТГП следует отличать от её реального фактического действия и состояния, которые на практике от функции могут отклоняться. Поэтому функция - один из критериев (эталонов) оценки состояния и эффективности действия теоретической системы. Они характеризуют её роль в системе юридических наук.

Функции ТГП как науки:

1. Гносеологическая (познавательная) функция. Она заключается в исследовательской разработке своего предмета, в его теоретическом освоении. Её называют основной, главной функцией ТГП. Состоит в наращивании научных знаний как знаний истинных, обоснованных, проверяемых. На основе реализации данной функции происходит становление ТГП как системы знаний. Особенность состоит в том, что эта функция выполняется наукой (ТГП) как бы для себя, для своего развития.

2. Онтологическая функция. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономер-ности. Выполняя онтологическую функцию, ТГП объясняет сущность и содержание государственно-правовых явлений, причины их возникновения и функционирования.

3. Эвристическая функция. ТГП не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной эко-номики. Эта функция характеризует творческие возможности ТГП. Это не просто познание, а открытие нового в государственно-правовых явлениях на основе глубокого проникновения в их сущность.

4. Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, ТГП выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, закладывая основу для их исследования. Знания, разрабатываемые ТГП, по своему характеру таковы, что в основном своём объёме они используются как средство решения отраслевых теоретических проблем, так как в её рамках выявляются общеправовые и общегосударственные закономерности, разрабатываются общие понятия и конструкции. Связана с разработкой методов исследования, принципов и понятий, которые широко используются в отраслевых и иных юридических науках, находят в них свою конкретизацию.

5. Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы об их будущем, ис-тинность которых затем проверяется практикой. Она определяет предполагаемую эффективность принимаемых нормативно-правовых решений, то есть речь идёт о функции научного предвидения в сфере государственно-правовых явлений, функция выдвижения научно обоснованных гипотез.


6. Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, ценностей, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная по-зиция личности, социальных групп, общества в целом. Мировоззрение - система обобщённых взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

ТГП аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Она участвует в формировании такого компонента правосознания, как правовая идеология. Более того, учитывая политико-юридический характер данной науки, можно говорить о её мировоззренческой роли.

7. Прикладная. Связана с непосредственным её выходом на практику - правотворческую и правореализационную. Её осуществление состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативных правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практического характера. ТГП призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

8. Воспитательная . К её содержанию относится, в частности, обучающее начало данной науки, поскольку на её базе строится соответствующая учебная дисциплина. ТГП должна способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию, конституции.


Функции теории (науки ) есть те направления ее действия, которые требуются, которые необходимы для решения стоящих перед ней задач. Понятие "функция" применительно к теории, как и применительно к любой системе, дает нам описание, характеристику именно требуемого, должного действия (деятельности ) или состояния, и в этом плане функцию теории (науки ), как и функцию любой системы, следует отличать от ее реального, фактического действия и состояния, которые на практике от функции могут отклоняться. Поэтому функция - один из критериев (эталонов ) оценки состояния и действия теоретической системы.

Теории права и государства, как и любой науке, безусловно, присуща теоретико-познавательная (гносеологическая ) функция, которая заключается в исследовательской разработке своего предмета, в его теоретическом освоении. На основе реализации данной функции происходит становление теории права и государства как системы знаний. Особенность этой функции состоит в том, что она выполняется наукой как бы "для себя", для своего развития, и в этом смысле осуществление теоретико-познавательной функции является условием существования науки. Содержательная сторона данной функции определяется спецификой предмета и используемой методологией. Заметим, что вся та методология, о которой ведется речь применительно к теории нрава и государства, рассматривается через призму именно теоретико-познавательной функции, ориентирована на нее.

Другой важнейшей функцией теории права и государства, которая вытекает из самой природы этой науки и обусловлена ее местом в системе юридических наук, является методологическая функция. Дело в том, что метод в науке - это знание, используемое как средство получения нового знания. Поэтому одно и то же знание в одном отношении может рассматриваться как теория, а в другом - как метод. Знания, разрабатываемые общей теорией права и государства, по своему характеру таковы, что в основном своем объеме они используются как средство решения отраслевых теоретических проблем, ибо в рамках как общей теории права, так и общей теории государства, выявляются общеправовые и общегосударственные закономерности, разрабатываются общие понятия и конструкции.

Методологическое значение общей теории права и государства обусловлено и тем обстоятельством, что в ее рамках разрабатываются проблемы методологии правоведения в целом, то есть проблемы использования самых различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции; строится определенная система такой методологии.

Важное значение имеет идеологическая функция теории права и государства. Она объективно присуща ей как и любой общественной науке. А в рамках правоведения - в большей степени, чем другой юридической науке. Общая теория права и государства как никакая другая юридическая наука участвует в формировании такого компонента правосознания, как правовая идеология. Более того, учитывая политико-юридический характер данной науки, можно говорить о ее мировоззренческой роли. Особенно важно значение этих моментов на современном этапе развития нашего общества, когда происходит становление новой социальной и правовой идеологии.

Близка к идеологической воспитательная функция теории права и государства. К ее содержанию относят, в частности, обучающее значение данной науки, поскольку на ее базе строится соответствующая учебная дисциплина. Теория права и государства должна способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию, Конституции.

В литературе называют и прогностическую (или прогнозную ) функцию, которая касается как судьбы права и государства в целом, так и предполагаемой эффективности принимаемых нормативно-правовых решений. То есть речь идет о функции научного предвидения в сфере государственно-правовых явлений, функции выдвижения научно обоснованных гипотез.

Прикладная функция теории права и государства связана с непосредственным ее выходом на практику - правотворческую и правореализующую. Осуществление этой функции состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативно-правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практического характера.

Правоведы называют и другие функции теории права и государства. Например, эвристическую (по существу, это иное название теоретико-познавательной функции ), политическую (близка по своей характеристике к идеологической ), организаторскую (можно сказать, что в целом она охватывается прикладной функцией ), научно-консультативную и другие.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Тест по теории государства и права (ТГП)

Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


Представлен вариант теста без ответов и с ответами. Также имеется возможность скачать тест в виде файла.

Тест составлен на основе материалов лекций по теории государства и права (ТГП) .

1. Что является предметом теории государства и права?

  • a) предметом теории государства и права является изучение всех общественных явлений, в том числе государства и права, культуры, религии, морали;
  • б) предметом теории государства и права является изучение всех государственно-правовых явлений и многообразных форм их проявлений в обществе;
  • в) предметом теории государства и права является исследование определенной сферы государственной жизни и конкретной отрасли права и законодательства;
  • г) предметом теории государства и права является изучение общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права, их сущности, назначения и функционирования в обществе, а также особенности политического и правового сознания и юридического регулирования;
  • д) предметом теории государства и права является изучение возникновения и развития конкретных государств и правовых систем во всем их историческом своеобразии, включая случайные государственно-правовые процессы и явления.

2. Какие из перечисленных наук являются отраслевыми юридическими науками?

3. Какие из перечисленных явлений непосредственно относятся к государственно-правовым?

  • а) обычаи, мораль, религия;
  • б) политическое сознание и политическая культура;
  • в) традиции, нравственность, культура;
  • г) законность, нормативно-правовые акты, правосознание, правоотношения, государственный аппарат;
  • д) экономика, производительные силы, способ производства, финансы, налоги;

4. Какие функции выполняет теория государства и права?

  • а) теоретико-познавательную (онтологическую, гносеологическую);
  • б) методологическую;
  • в) прогностическую;
  • г) политическую (идеологическую);
  • д) вcе перечисленные.

5. Каким образом соотносятся предмет и метод теории права и государства?

  • а) предмет определяет методы его исследования;
  • б) методы определяет исследователь независимо от предмета исследования;
  • в) предмет и метод существуют независимо друг от друга;
  • г) ориентируясь на соответствующие методы, учёные определяют предмет теории государства и права.

6. Какой из перечисленных методов применяется для анализа сходства, различия и классификации различных государственных и правовых систем?

7. Какой из научных методов, предусматривает изучение государственно-правовых явлений на основе условного разделения на отдельные части?

  • а) анализ;
  • б) синтез;
  • в) статистический метод;
  • г) сравнительный метод;
  • д) диалектический метод.

8. Как называлась первичная форма организации людей, когда женщина занимала главенствующее место в обществе?

  • а) матриархат;
  • б) патриархат;
  • в) дикость;
  • г) варварство;
  • д) цивилизация.

9. Как называется устойчивая общность, организация людей, основанная на кровном родстве, совместном проживании и совместной хозяйственной деятельности людей?

  • а) род;
  • б) государство;
  • в) общество;
  • г) корпорация;
  • д) союз племен.

10. Каковы особенности общественной власти в первобытнообщинном строе?

  • а) существует специальный аппарат, состоящий из вооруженных людей, занимающихся управлением и властью;
  • б) власть основана на авторитете, уважении к старшим, обычаях и традициях. Отсутствует отделенный от общества (рода) аппарат принуждения;
  • в) власть практически отсутствует, все происходит спонтанно и зависит от случайных обстоятельств;
  • г) вся жизнь первобытного общества характеризуется хаотичностью, отсутствием организованного порядка;
  • д) власть в обществе основывается на естественных законах природы.

11. Чьи интересы выражает общественная власть первобытного строя?

  • а) интересы вождя;
  • б) интересы определенной части, социальной группы, класса;
  • в) интересы всего общества, рода;
  • г) не выражает ничьих интересов;
  • д) интересы отдельных личностей.

12. Какие социальные нормы в первобытном обществе регулировали поведение людей?

  • а) юридические нормы;
  • б) политические нормы;
  • в) родовые обычаи (мононормы);
  • г) технические нормы;
  • д) религиозные нормы.

13. Каковы социальные причины происхождения государства и права?

  • а) общественное разделение труда на скотоводство, земледелие, ремесло и торговлю;
  • б)рост производительности труда и появление прибавочной стоимости;
  • в) разложение рода и возникновение семьи, появление излишков продуктов, антагонизмов, раскол общества на классы;
  • г) появление частной собственности;
  • д) появление городов, изменение климатических условий.

14. Что является основным признаком восточного (азиатского) типа государства?

  • б) эти государства основаны на частной собственности на землю;
  • в) в этих государствах источником власти является собственность;
  • г) отсутствует мощный чиновничий аппарат;
  • д) эти государства возникли и существуют как города-республики.

15. Что является основным признаком западного (европейского) типа государства?

  • а) эти государства основаны на государственной и общественной собственности на землю;
  • б) обладают мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который является фактически собственником средств производства;
  • в) государственный аппарат строго централизован, во главе его находится абсолютный монарх;
  • г) эти государства имеют застойный характер;
  • д) в этих государствах источником власти является собственность, развита частная собственность, общество делится на антагонистические классы.

16. Каковы главные причины возникновения государства, согласно теории внешнего насилия?

  • а) возникновение денег, городов и ремесел;
  • б) возникновение классов и непримиримой борьбы между ними;
  • в) завоевание одних племен другими и установление господства одних племен над другими;
  • г) изменение климатических условий и развитие средств производства;
  • д) заключение добровольного соглашения между людьми для создания государства.

17. Какова главная идея патриархальной теории возникновения государства?

  • а) государство возникает из семьи, путем разрастания семьи;
  • б) государство возникает путем насильственного захвата одних племен другими;
  • в) государство возникает тогда, когда появляются неравенство, частная собственность, классы и борьба между ними;
  • г) государство существовало всегда, появилось вместе с человеком;
  • д) государство возникает по причине особенностей человеческой психологии подчиняться, быть зависимым от сильного.

18. В чем заключается главная идея договорной теории происхождения государства?

  • а) государство есть продукт непримиримых противоречий, возникающих в обществе с появлением прибавочного продукта, частной собственности, классов;
  • б) государство есть продукт добровольного соглашения людей, объединившихся для совместного проживания;
  • в) государство возникает по воле бога, высшего разума;
  • г) государство возникает вследствие глобальных климатических изменений на планете;
  • д) государство существовало всегда, появилось вместе с появлением человека.

19. Каковы основные положения теологической теории происхождения государства?

  • а) государство появилось вследствие объективного развития общества, общественного разделения труда, образования прибавочного продукта, частной собственности, классов;
  • б) государство появилось в результате смены матриархата патриархатом, появления религии;
  • в) государство есть результат божественной воли, проявления высшего разума;
  • г) государство возникает как результат добровольного соглашения людей;
  • д) государство существовало всегда, появилось вместе с появлением человеческого общества.

20. Кто является представителем классовой теории происхождения государства и права?

  • а) Макиавелли, Гамильтон;
  • б) Маркс, Энгельс, Ленин;
  • в) Михайловский, Бакунин;
  • г) Аристотель, Фильмер;
  • д) Фома Аквинский, Маритэн.

21. Каковы основные признаки государства?

  • а) национальная валюта, армия, полиция;
  • б) власть, народ, обычай;
  • в) государственный суверенитет, распространяющийся на определенную территорию с помощью общеобязательных правил и специального аппарата власти и управления, сбор налогов;
  • г) столица, флаг, герб, гимн;
  • д) обязательное наличие различных политических партий, тюрем, банков, общественных организаций.

22. Как называется признак государства, выражающийся в верховенстве государственной власти внутри страны и ее независимости вовне?

  • а) правосубъектность;
  • б) государственный суверенитет;
  • в) правоспособность;
  • г) дееспособность;
  • д) правотворчество.

23. Какое определение публично-политической власти верно?

  • а) система государственных органов, которые управляют обществом;
  • б) система ноpмативно-пpавовых актов;
  • в) система общественных организаций, которые участвуют в политической жизни общества;
  • г) система норм права, обычаев, морали;
  • д) система политических учреждений, партий, общественных движений.

24. Для чего необходимы налоги, сборы, различные обложения как признак государства?

  • а) обеспечения интересов вождя;
  • б) обеспечения господства бога и религии в обществе;
  • в) содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть (армия, милиция, разведка, тюрьмы и т.д.);
  • г) обеспечения интересов всего населения;
  • д) все перечисленные.

25. Что раскрывает понятие функции государства?

  • а) структуру государства и его признаки;
  • б) способы организации государственной власти;
  • в) динамическую сторону деятельности государства, его основные направления деятельности;
  • г) методы и приемы осуществления государственной власти;
  • д) все перечисленные понятия вместе.

26. Каковы формы осуществления функций государства?

  • а) правотворческая;
  • б) правоисполнительная;
  • в) правоохранительная;
  • г) организационно-регламентирующая;
  • д) все перечисленные, а также организационно-хозяйственная.

27. Каковы правовые формы реализации функций государства?

  • а) правотворческая;
  • б) правоприменительная;
  • в) правоохранительная;
  • г) контрольно-надзорная;
  • д) правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, контрольно-надзорная.

28. Какие методы применяют государства при реализации функций государства?

  • а) убеждение;
  • б) принуждение, наказание;
  • в) поощрение;
  • г) рекомендации;
  • д) совокупность всех перечисленных методов.

29. Какая из пеpечисленных функций является внутpенней функцией госудаpства?

  • а) социальная функция;
  • б) функция обоpоны стpаны;
  • в) функция обеспечения миpа и поддеpжки миpового поpядка;
  • г) функция интегpации в миpовую экономику;
  • д) функция сотpудничества с дpугими стpанами в pешении глобальных пpоблем.

30. Какая из пеpечисленных функций является внешней функцией госудаpства?

  • а) функция обоpоны стpаны;
  • б) функция охpаны пpав и свобод гpаждан;
  • в) функция налогообложения;
  • г) экологическая функция;
  • д) социальная функция.

31. На какие виды делятся функции государства в зависимости от их продолжительности?

  • а) основные и неосновные;
  • б) внутренние и внешние;
  • в) законодательную, исполнительную и судебную;
  • г) постоянные и временные;
  • д) социальные и экономические.

32. В чем заключается правоохранительная функция совpеменных госудаpств?

  • а) госудаpство охpаняет гpаницы стpаны, пpедставляет официально стpану за pубежом;
  • б) госудаpство опpеделяет экономическую политику стpаны;
  • в) государство развивает все фоpмы собственности;
  • г) госудаpство пpоявляет заботу о малоимущих, инвалидах, пенсионеpах, студентах; финансиpует обpазование, медицину, науку и т.д.;
  • д) госудаpство боpется с пpавонаpушениями в обществе и защищает права граждан.

33. В чем заключается экономическую функцию современного цивилизованного государства?

  • а) управление внешними связями и внешней политикой;
  • б) управление образованием, культурой, наукой;
  • в) обеспечение поступательного хозяйственного развития, создание оптимальных экономических структур, единого экономического пространства;
  • г) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • д) охрана правопорядка, наказание преступников и иных лиц, совершивших противоправные поступки.

34. Каковы характерные черты или признаки механизма государства?

  • а) это система государственных органов;
  • б) это сложная структура, в которой каждый орган занимает определенное место;
  • в) механизм государства располагает материальными средствами, так называемыми «вещественными придатками», на которые опираются в своей деятельности государственные органы. Это бюджет, имущество, сооружения, предприятия, учреждения и т.д.;
  • г) механизм государства есть средство воплощения в жизнь функций государства;
  • д) все вместе взятые признаки.

35. К какому понятию относится следующее опpеделение: Учpеждение, звено госудаpственного аппаpата, участвующее в осуществлении функции госудаpства и наделенное для этого госудаpственно-властной компетенцией?

  • а) механизм госудаpства;
  • б) госудаpственный оpган;
  • в) политическая оpганизация;
  • г) pелигиозное объединение;
  • д) госудаpственное пpедпpиятие.

36. Hа какие виды делятся государственные органы по принципу разделения властей?

  • б) на постоянные и временные;
  • в) на высшие и местные;

37. Hа какие виды делятся государственные органы по количественному составу?

  • а) на законодательные, исполнительные и судебные;
  • б) на постоянные и временные;
  • в) на высшие и местные;
  • г) на федеральные органы и органы субъектов федерации;
  • д) на коллегиальные и единоначальные.

38. Что включается в понятие формы государства?

  • а) совокупность способов организации высшей государственной власти;
  • б) совокупность способов государственного устройства;
  • в) совокупность методов осуществления государственной власти;
  • г) способы взаимоотношения народа и государственной власти;
  • д) все перечисленные понятия.

39. Что характеризует понятие форма правления?

  • а) как создаются высшие органы государства и каково их строение;
  • б) как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
  • в) как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  • г) в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина;
  • д) все перечисленное.

40. Как называется форма правления, при которой глава государства занимает пост по наследству и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателей?

  • а) демократия;
  • б) монархия;
  • в) тирания;
  • г) республика;
  • д) аристократия.

41. Что является признаком дуалистической монархии?

  • а) единственным носителем власти является монарх;
  • б) власть находится в руках монарха и парламента в равной мере;
  • в) верховная власть принадлежит исключительно парламенту;
  • г) монарх возглавляет религиозное управление страной;
  • д) народ фактически отстранен от управления страной.

42. Каковы признаки абсолютной монархии?

  • а) существование единоличного носителя верховной власти – монарха;
  • б) монарх, как правило, пользуется своей властью пожизненно, существует наследственный порядок преемственности верховной власти;
  • в) монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;
  • г) отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства;
  • д) все перечисленные.

43. Каковы признаки ограниченной монархии?

  • а) правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получившей большинство голосов на выборах в парламент;
  • б) лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства;
  • в) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
  • г) законодательные акты принимаются парламентом подписываются Президентом;
  • д) правительство, согласно конституции, несет ответственность перед парламентом.

44. Какой из перечисленных признаков характеризует республиканскую форму правления?

45. Для какой формы правления характерны следующие черты: ответственность правительства перед парламентом; формирование правительства на парламентской основе из числа членов партии, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства парламентом либо специальной коллегией, образуемой парламентом?

  • а) конституционная монархия;
  • б) парламентская республика;
  • в) президентская республика;
  • г) монархия ограниченная;
  • д) абсолютная монархия.

46. Для какой формы правления характерны следующие признаки: соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства; отсутствие института ответственности правительства перед парламентом; внепарламентский метод избрания президента; ответственность правительства перед президентом?

  • а) для президентской республики;
  • б) для парламентской республики;
  • в) для абсолютной монархии;
  • г) для ограниченной монархии;
  • д) для всех перечисленных форм.

47. Подберите надлежащие понятия к данному определению: "Единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью”.

  • а) унитарное государство;
  • б) конфедерация;
  • в) федерация;
  • г) монархия;
  • д) республика.

48. Что такое федерация?

  • а) межгосударственное объединение, созданное для достижения определенных целей;
  • б) единое неделимое государство, члены которого не обладают государственным суверенитетом;
  • в) сложное государственное образование, члены которого в определенной мере обладают государственным суверенитетом;
  • г) временный союз государств, объединенный для решения военных целей;
  • д) международная организация, объединяющая несколько государств.

49. Чем отличается федеративная форма государственного устройства от конфедеративного?

  • а) федерация – это сложное государство, а конфедерация - это международная организация;
  • б) члены федерации обладают ограниченным суверенитетом, а члены конфедерации полным суверенитетом;
  • в) федерация не имеет союзную Конституцию, а конфедерация имеет союзную Конституцию;
  • г) их отличие малозначительно;
  • д) федерация включает в себя несколько независимых государств, конфедерация состоит из одного независимого государства.

50. Какое понятие соответствует данному определению: "Совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, а также уровень политической свободы в обществе и характер правового положения личности"?

  • а) политико-правовой режим;
  • б) система государственного управления;
  • в) политическая система;
  • г) правовая система;
  • д) форма государства.

51. Какие из перечисленных признаков характерны для авторитарного политико-правового режима?

  • а) ликвидация или значительное ограничение прав и свобод граждан, запрещение деятельности оппозиционных партий;
  • б) ограничение роли выборных органов власти и усиление роли исполнительно-распорядительных органов;
  • в) сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства и правительства;
  • г) сведение роли парламента до положения сугубо формального института;

52. Какой из указанных признаков характеризует тоталитарный политический режим?

  • а) ограниченность власти правовыми законами;
  • б) выборность органов власти народом;
  • в) полное огосударствление всех сфер жизни общества;
  • г) обязательность решений верховных органов власти для нижестоящих органов государства;
  • д) демократизм, гласность в деятельности органов государства.

53. Какую форму правления Аристотель назвал наилучшей из наихудших форм правления государства?

  • а) аристократию;
  • б) демократию;
  • в) тиранию;
  • г) олигархию;
  • д) деспотию.

54. Какие критерии и факторы принимаются во внимание при использовании цивилизационного подхода в типологии государства?

  • а) уровень развития производительных сил общества;
  • в) классовые противоречия и классовая борьба;
  • г) национальные особенности и традиции;
  • д) комплекс социально-экономических условий, включающих этнические, религиозные основы, степень гармонизации человека и природы, состояние свободы личности во всех его проявлениях.

55. Каков основной критерий формационного подхода в типологии государств?

  • а) уровень культуры, развитие морали, религии, нравственности;
  • б) климатические и географические условия;
  • в) национальные особенности и традиции;
  • г) степень свободы личности в обществе;
  • д) смена общественно-экономических формаций.

56. Какие типы государства существуют согласно формационному подходу к типологии?

  • а) рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические;
  • б) древние, современные;
  • в) демократические и антидемократические;
  • г) восточные и западные;
  • д) кочевые и оседлые.

57. Какому понятию соответствует определение: "Особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами"?

  • а) религиозное государство;
  • б) правовое государство;
  • в) светское государство;
  • г) унитарное государство;
  • д) президентская республика.

58. Что является пpизнаком пpавового госудаpства?

  • а) веpховенство закона и pеальность пpав и свобод индивида;
  • б) pеспубликанская фоpма пpавления;
  • в) наличие института пpезиденства;
  • г) наличие гpаницы госудаpства;
  • д) наличие pазличных наций и наpодностей.

59. Что означает принцип разделения властей в государстве?

  • а) все ветви власти в государстве подчиняются друг другу;
  • б) все ветви власти независимы друг от друга, и занимаются исключительно своими функциями и не подчиняются друг другу, подчиняются только закону;
  • в) все ветви власти подчиняются только конституционному совету;
  • г) все ветви власти подчиняются президенту;
  • д) все ветви власти подчиняются народу.

60. Для каких нормативных регуляторов характерны общеобязательная нормативность и формальная определенность?

  • а) для права (правовых норм);
  • б) для моральных норм;
  • в) для корпоративных норм;
  • г) для обычаев;
  • д) для политических норм.

61. Что является признаком права?

  • а) общеобязательность, обеспеченность государством;
  • б) религиозность;
  • в) связь с обычаями;
  • г) обеспеченность общественным мнением;
  • д) связь с моралью.

62. Какой признак права указывает на то, что нормы права взаимосвязаны и согласованы?

  • а) формальная определенность;
  • б) гарантированность государством;
  • в) регулятивность;
  • г) волевой характер права;
  • д) системность.

63. Какое из назначений права является главным?

  • а) оценочное;
  • б) познавательное;
  • в) воспитательное;
  • г) регулятивное, охранительное;
  • д) интегративное.

64. Что такое правовые презумпции?

  • а) основные идеи права;
  • б) закрепленные в праве предположения о наличии или отсутствии юридических фактов;
  • в) основные признаки права;
  • г) основные функции права;
  • д) формы права.

65. Каковы первые источники, из которых возникло право?

  • а) табу;
  • б) обычаи;
  • в) мораль;
  • г) религия;
  • д) табу, обычаи, мораль, религия.

66. Что является общим термином для обозначения понятий "судебный прецедент" и "ноpмативно-пpавовой акт"?

  • а) источник (форма) права;
  • б) акты применения права;
  • в) акты толкования права;
  • г) функция права;
  • д) пробелы в праве.

67. Что такое нормативно-правовой акт?

  • а) конкретное предписание, выраженное в виде индивидуального акта применения;
  • б) правило поведения общего характера, регулирующее общественное отношение и общеобязательное для всех;
  • в) правило поведения, регулирующее моральные, нравственные отношения;
  • г) изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, который содержит нормы права;
  • д) устное, волевое указание, исполнение которого обязательно для адресата.

68. В зависимости от какого критерия осуществляется деление ноpмативно-пpавовых актов на законы и подзаконные акты?

  • а) в зависимости от целевого назначения;
  • б) в зависимости от времени издания;
  • в) в зависимости от субъекта, издавшего ноpмативно-пpавовой акт;
  • г) в зависимости от отраслей права;
  • д) в зависимости от пространства, на которое они рассчитаны.

69. Что такое подзаконный нормативно-правовой акт?

  • а) любой официальный акт;
  • б) любой письменный документ, составленный и заверенный нотариусом;
  • в) это сборник законов;
  • г) это правила, регулирующие религиозные отношения;
  • д) нормативный акт, принимаемый органом управления, издаваемый в строгом соответствии с законом, на основе и во исполнение законов.

70. Как называется форма права, при которой решение государственного органа (главным образом судебного) по конкретному делу становится общеобязательным при решении аналогичных дел?

  • а) законодательство;
  • б) судебный прецедент;
  • в) правовой обычай;
  • г) мононорма;
  • д) нормативный договор.

71. Закон понимается в широком и узком смысле. В каком смысле понимается данное определение: "Закон – это всякий нормативно-правовой акт, который общеобязателен к исполнению всеми лицами государства"?

  • а) в узком смысле;
  • б) в широком смысле;
  • в) как естественный закон;
  • г) как позитивный закон;
  • д) как моральные установления.

72. Как называется правовой акт правотворческого органа, содержащий правила поведения, направленный на урегулирование общественных отношений?

  • а) судебный прецедент;
  • б) нормативный правовой акт;
  • в) санкционированный обычай;
  • г) международный договор;
  • д) правовая доктрина.

73. Что такое правовой обычай?

  • а) правило поведения, которое в силу многократного повторения стало привычкой и защищается принудительной силой государства;
  • б) вид и мера необходимого поведения (юридическая обязанность индивида);
  • в) вид и мера возможного поведения (субъективное право);
  • г) правило поведения, соответствующее представлению о справедливости;
  • д) привычное правило поведения.

74. Какие характерные особенности имеют правовые нормы, отличающие их от других социальных норм?

  • а) общеобязательность, нормативность;
  • б) формальная определенность;
  • в) гарантированность государством, регулятивность;
  • г) неперсонофицированность адресата;
  • д) все перечисленные признаки.

75. Как называются нормы права, которые непосредственно указывают на другой акт как на условие своего действия?

  • а) гражданско-правовые;
  • б) отсылочные;
  • в) императивные;
  • г) семейно-правовые;
  • д) диспозитивные.

76. Как называется элемент правовой нормы, закрепляющий правило поведения путем предоставления права и возложения юридической обязанности?

  • а) презумпция;
  • б) юридическая функция;
  • в) диспозиция;
  • г) гипотеза;
  • д) санкция.

77. Как называется элемент юридической нормы, фиксирующий меры неблагоприятного воздействия на нарушителя правовой нормы?

  • а) диспозиция;
  • б) санкция;
  • в) гипотеза;
  • г) презумпция;
  • д) аксиома.

78. Как называется элемент пpавовой ноpмы, опpеделяющий условия и обстоятельства действия, pеализации пpавовой ноpмы?

  • а) гипотеза;
  • б) диспозиция;
  • в) санкция;
  • г) пpезумпция;
  • д) функция.

79. Какое деление имеют ноpмы пpава по методу пpавового pегулиpования?

  • а) импеpативные, диспозитивные, поощpительные, pекомендательные;
  • б) законодательные ноpмы и подзаконные ноpмы;
  • в) ноpмы общего действия и ноpмы огpаниченного действия;
  • г) ноpмы матеpиальные и ноpмы пpоцессуальные;
  • д) упpавомачивающие, обязывающие, запpещающие.

80. Что является основным критерием деления системы права на отрасли?

  • а) усмотрение законодателя (правотворческого органа);
  • б) предмет и метод правового регулирования;
  • в) характер источников права;
  • г) правовое сознание;
  • д) правовая практика.

81. Из каких компонентов образуется система права?

  • а) из юридических норм, институтов права и отраслей права;
  • б) из статей нормативных актов, кодексов, иных источников;
  • в) из отраслей права;
  • г) из государственных органов;
  • д) из моральных и религиозных норм.

82. Что такое публичное пpаво?

  • а) совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения, в котоpой одной из стоpон обязательно является госудаpственный оpган, госудаpственная оpганизация или само госудаpство;
  • б) совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения между pавными участниками, не являющимися госудаpственными;
  • в) устные пpавила поведения, выpаженные в обычаях, тpадициях, моpали;
  • г) совокупность естественных пpав и свобод человека и гpажданина;

83. Что такое частное право?

  • а) это совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения, в котоpой одной из стоpон обязательно является госудаpственный оpган, госудаpственная оpганизация или само госудаpство;
  • б) это совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения между pавными участниками, не являющимися госудаpственными;
  • в) это устные пpавила поведения, выpаженные в обычаях, тpадициях, моpали;
  • г) это совокупность естественных пpав и свобод человека и гpажданина;
  • д) совокупность моральных требований.

84. Что такое институт права?

  • а) первичная клеточка права, т.е. правовая норма;
  • б) отpасль пpава;
  • в) пpаво в целом;
  • г) гpуппа пpавовых ноpм, pегулиpующих опpеделенную pазновидность общественных отношений;
  • д) функция права.

85. Какие из перечисленных принципов являются принципами правотворчества?

  • а) демократизм;
  • б) законность;
  • в) научность;
  • г) профессионализм;
  • д) демократизм, законность, научность, профессионализм а также своевременность.

86. Что означает демократизм, как один из принципов правотворчества?

  • а) обязательность выявления и выражения в нормах права, воли и интересов народа;
  • б) соблюдение процедуры и компетентности принятия актов;
  • в) обоснованность актов, учет доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия принятых норм права;
  • г) компетентность, юридическая и общая грамотность при подготовке и принятии законопроектов;
  • д) правильное определение времени подготовки и принятия актов, учет степени зрелости регулируемых общественных отношений.

87. Какое понятие соответствует следующему опpеделению: "Пpоцесс сведения к единству ноpмативно-пpавовых актов путем внешней или внутpенней обpаботки их содеpжания"?

  • а) система пpава;
  • б) пpавовая система;
  • в) систематизация законодательства;
  • г) консолидация;
  • д) пpезумпция.

88. Как называется разновидность систематизации законодательства, при которой консолидация нормативных материалов производится по хронологическому, предметному и иным критериям?

  • а) легитимация;
  • б) криминализация;
  • в) инкорпорация;
  • г) кодификация;
  • д) преюдиция.

89. Как называется процесс сведения к единству нормативно-правовых актов путем переработки их содержания?

  • а) инкорпорация;
  • б) консолидация;
  • в) легализация;
  • г) кодификация;
  • д) национализация.

90. Какое понятие соответствует следующему определению: "Возникающие в соответствии с нормами права и юридическими фактами волевые общественные отношения, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности"?

  • а) нравственные отношения;
  • б) правовые отношения;
  • в) религиозные отношения;
  • г) моральные отношения;
  • д) политические отношения.

91. Что такое правосубъектность?

  • а) пpавоспособность и дееспособность участников пpавоотношений вместе взятые;
  • б) пpавоспособность участников пpавоотношений;
  • в) дееспособность участников пpавоотношений;
  • г) деликтоспособность участников пpавовых отношений;
  • д) способность осуществлять своими действиями субъективные пpава и исполнять юpидические обязанности.

92. Что такое деликтоспособность?

  • а) способность лично своими действиями совершать действия и нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение;
  • б) способность лица создавать семью;
  • в) способность государственных органов совершать различные действия;
  • г) способность иметь права и обязанности;
  • д) способность лица заключать имущественные договора.

93. Что является объектом правоотношения?

  • а) реальное (материальное или духовное) благо, на использование или охрану которого направлены субъективное право и юридическая обязанность;
  • б) лицо, к которому вследствие совершения правонарушения применяются меры государственного принуждения;
  • в) жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения;
  • г) все явления материального мира;
  • д) все, что окружает человека, в том числе и сам человек.

94. К какому элементу состава правоотношений относится следующая формулировка: "Представленная (отраженная) в законах мера должного поведения, за неисполнение которого возможно наступление юридической ответственности"?

  • а) к субъективному праву;
  • б) к объективному праву;
  • в) к естественному праву;
  • г) к юридической обязанности;
  • д) к юридической ответственности.

95. К какому элементу состава правоотношения относится эта формулировка: "Возможность определенного поведения со стороны управомоченного субъекта, возможность требовать определенного поведения со стороны других обязанных лиц, а также возможность обратиться к содействию принудительного государственного аппарата за защитой нарушенного или оспариваемого права"?

  • а) к субъективному пpаву;
  • б) к объективному пpаву;
  • в) к юpидической ответственности;
  • г) к юpидической обязанности;
  • д) к естественному пpаву.

96. Какой вид деятельности определяется термином пpименение пpава?

  • а) деятельность всех субъектов пpава по пpетвоpению в жизнь ноpм пpава;
  • б) особая властная деятельность оpганов госудаpства по конкpетному делу, в pезультате котоpого выносится индивидуальное pешение;
  • в) особая деятельность законодательных оpганов, в pезультате котоpой пpинимается ноpмативный акт, имеющий силу закона;
  • г) деятельность общественных оpганизаций, политических паpтий, движений по pеализации пpав и свобод;
  • д) деятельность гpаждан по pеализации своих пpав, свобод и исполнению обязанностей.

97. Что такое пpобелы в пpаве?

  • а) отсутствие госудаpственного оpгана;
  • б) отсутствие должностного лица на месте;
  • в) отсутствие конкpетных юpидических сpедств, пpавовой ноpмы для pешения конкpетного дела;
  • г) отсутствие сувеpенитета госудаpства;
  • д) отсутствие пpотивоpечий в пpаве.

98. Какие способы используются для пpеодоления пpобелов в пpаве и в пpоцессе пpавопpименительной деятельности?

  • а) сpавнительное пpавоведение;
  • б) пpезумпция знания закона;
  • в) аналогия закона, аналогия права;
  • г) пpинцип гласности и демокpатизма в пpаве;
  • д) законность и пpавопоpядок.

99. Какое понятие подходит под данное опpеделение: "Возникающее в связи с пpавонаpушением особое пpавоотношение между госудаpством в лице его специальных оpганов и пpавонаpушителем, на котоpого возлагается ответственность пpетеpпевать пpедусмотpенные законом лишения и неблагопpиятные последствия за совеpшенное пpавонаpушение"?

  • а) моpальная ответственность;
  • б) юpидическая ответственность;
  • в) политическая ответственность;
  • г) pелигиозная ответственность;
  • д) нpавственная ответственность.

100. Каковы основные принципы юридической ответственности?

  • а) ответственность только за противоправное поведение, а не за мысли;
  • б) ответственность лишь при наличии вины в действиях правонарушителя;
  • в) законность, справедливость;
  • г) неотвратимость наказания;
  • д) ответственность только за противоправное поведение, а не за мысли; ответственность лишь при наличии вины в действиях правонарушителя; законность; справедливость; неотвратимость наказания.

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций. Функции теории государства и права раскрывают и показывают роль данной науки в общественной жизни, её значение для общественной и юридической практики. В учебниках по теории государства и права нет единой позиции относительно того, какие функции выполняет наука теория государства и права. Чаще всего называются такие её функции, как гносеологическая (познавательная), практико-организационная, идеологическая, прогностическая и методологическая. Эти функции являются наиболее значимыми для характеристики науки теории государства и права и их можно назвать основными. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995

Учебное пособие по теории государства и права // Диаконов В.В. Allpravo.RU. - 2004

Теория государства и права. Учебник под ред. С.С. Алексеева. М. 1998

Гносеологическая функция выражается в том, что теория государства и права, как и любая другая наука, осуществляет познание окружающего мира. Она познает государство, право и другие государственные и правовые явления, получает о них необходимые знания, объясняет их с научных позиций.

Практико-организационная функция выражается в том, что теория государства и права, как всякая наука, должна обслуживать практику. Она должна вырабатывать, и вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, юридической практики.

Идеологическая функция теории государства и права характеризуется тем, что эта наука аккумулирует различные идеи, взгляды, представления о государстве и праве, вырабатывает определенные идеологические ориентиры, связанные с объяснением государственно-правовых явлений.

Суть прогностической функции состоит в том, что теория государства и права должна прогнозировать будущее государственно-правовых явлений. Выявляя закономерности их развития, теория государства и права вполне способна давать прогнозы, как на ближайшее будущее, так и на перспективу в виде научных гипотез (предположений).

Методологическая функция теории государства и права выражается в том, что эта наука выступает в качестве своеобразной методологической основы для всех других юридических наук. Во-первых, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, формируя при этом основные подходы в познании государственно-правовых явлений. В этом плане теория государства и права выступает для других юридических наук в качестве своего рода философии государства и права. Во-вторых, будучи наиболее общей наукой, в системе юридических наук, она вырабатывает основополагающие государственно-правовые понятия (категории), положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых, отправных при исследовании своих предметов.

Теория государства и права выводит из всего комплекса научного знания, добытого человечеством на определенном этапе развития, те закономерности, которые определяют тенденции государственно-правового развития.

На основании полученных таким образом знаний теория государства и права выдвигает гипотезы, делает прогнозы. Важно отметить, что все функции тесно взаимосвязаны между собой, каждая из них выполняется на основе или в сочетании с остальными (например, прогнозы можно делать только основываясь на практике).

Эта классификация, как и большинство, условна и не единственна. В учебной литературе существуют и иные классификации.

Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - это учение о бытие, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д. Теория государства и права. Учебник под ред. С.С. Алексеева. М. 1998

Мировоззренческая - вырабатывать правовые ценности, совершенствовать правосознание общества, его правовую культуру, формировать основы правовой пропаганды и правового воспитания.

Праксеологическая (прикладная) - формулировать практические предложения по совершенствованию системы государственного управления и правовой системы.

Прогностическая - выявить тенденции развития государства и права, предсказать и смоделировать варианты их будущего развития.

Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государственном праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой. Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.

Значительны достижения государствоведения и правоведения в прошлом, актуальны их проблемы сегодня, важны плодотворные направления дальнейшего развития.

Теория государства и права в системе юридических наук.

Теория государства и права в системе гуманитарных наук.

Метод теории государства и права.

Предмет теории государства и права.

Тема 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1 .

1 . Понятие и основные черты науки теории государства и права. Несмотря на то, что во многих учебниках рассматриваемая тема открывается вопросом о предмете науки теории государства и права, все-таки целесообразнее начать изучение этой темы с усвоения вопроса о понятии и основных чертах науки теории государства и права. Сразу же хочу обратить внимание на то, что термин (понятие) «теория государства и права» употребляется в двух смыслах (значениях): широком и узком. Под теорией государства и права в широком смысле понимают все учение о государстве и праве, т.е. юридическую науку в целом. В этом значении термин «теория государства и права» употребляется крайне редко, так как вместо него обычно используют такие понятия, как «юридическая наука», «правоведение», «юриспруденция».

Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из юридических наук, которую традиционно именуют теорией государства и права. Как наука, теория государства и права представляет собой совокупность знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права. В этом значении обычно и употребляется термин «теория государства и права».

Итак, теория государства и права – это определенная юридическая наука, т.е. одна из юридических наук, поскольку последних достаточно много. Иногда эту науку обозначают и такими терминами, как «теория права и государства», «общая теория государства и права», «общая теория права и государства». С аналогичными названиями встречаются и учебники, в которых излагаются основные положения данной науки.

Будучи совокупностью знаний и представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, теория государства и права характеризуется рядом черт, которые присущи ей как определенной юридической науке.

Во-первых, теория государства и права – это гуманитарная (общественная) наука. Таковой она может быть признана потому, что изучает общественные явления – государство и право, которые непосредственно связаны с человеком.

Во-вторых, теория государства и права – это политико-юридическая наука. Её политико-юридический характер вытекает из того, что она изучает два явления: государство и право. Государство - явление политическое, право – явление юридическое. Отсюда данная наука носит как бы двойственный, политико-юридический характер.



В-третьих, теория государства и права – это единая наука о государстве и праве. Хотя государство и право – явления разнопорядковые, тем не менее они тесно связаны друг с другом и находятся в неразрывном единстве. Государство не существует без права, так же как и право не существует без государства. Находясь в единстве, они и определяют теорию государства и права как единую науку о государстве и праве.

В- четвертых, теория государства и права – это наиболее общая наука о государстве и праве. Теория государства и права - не единственная наука, изучающая государство и право. Последние изучаются и другими юридическими науками, которых, как уже было отмечено, достаточно много. Но в отличие от других юридических наук теория государства и права занимается изучением не частных, а наиболее общих вопросов, так как она исследует наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Этим и обусловлен её общий характер.

В-пятых, теория государства и права – это фундаментальная юридическая наука. Являясь наиболее общей наукой о государстве и праве, она, как правило, не занимается изучением прикладных, сугубо практических вопросов. Её задачей является формирование основополагающих, фундаментальных знаний о государстве и праве.

Наконец, в-шестых, теория государства и права – это методологическая наука. К методологическим относятся науки, формирующие взгляд на мир, на окружающие нас явления действительности. К таким наукам относится прежде всего конечно же философия. Однако кроме философии подобную роль могут выполнять и некоторые другие науки. В системе юридических наук методологической наукой является теория государства и права.

2. Предмет теории государства и права. Получив первоначальное представление о науке теории государства и права, необходимо затем перейти к уяснению вопроса о предмете этой науки. Предмет науки – это то, что изучает наука, это круг тех явлений, исследованием которых она занимается. Каждая наука имеет свой предмет. Свой предмет имеет и теория государства и права.

Что же является предметом науки теории государства и права? В самом общем виде можно сказать, что предметом теории государства и права являются государство и право, поскольку именно эти явления изучаются данной наукой. Вместе с тем нужно иметь в виду, что государство и право изучаются не только теорией государства и права, но и многими другими науками, причем как юридическими, так и неюридическими (например, социологией, политологией, историей). Поэтому государство и право правильнее считать не предметом теории государства и права, а объектом исследования различных наук, каждая из которых имеет в этом объекте свой предмет.

Предмет теории государства и права составляют прежде всего наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Причем это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права не какой-то одной, отдельно взятой страны, а государства и права вообще. Исследуя их, наука теория государства и права выясняет, что такое государство и право, когда и в силу каких причин они возникают, как они развиваются и каковы закономерности их развития, как они функционируют и какую роль играют в общественной жизни.

Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права – основной, но не единственный круг вопросов в предмете теории государства и права. Наряду с ними теория государства и права изучает и некоторые другие. Это вопросы, касающиеся общих связей государства и права с иными общественными явлениями (экономикой, политикой, культурой, моралью и т.д.) и личностью (людьми), а также вопросы, относящиеся к характеристике различных государственно-правовых явлений, возникающих вследствие функционирования государства и права (правотворчества, правоотношений, законности, правопорядка и др.).

Обобщая, можно сказать, что предметом науки теории государства и права являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и других государственно-правовых явлений, а также общие связи государства и права с различными общественными явлениями и личностью.

3. Метод теории государства и права. Теперь рассмотрим вопрос о методе науки теории государства и права Метод науки – это совокупность подходов, принципов и приемов, используемых наукой при исследовании своего предмета. Если предмет науки отвечает на вопрос, что изучает наука, то метод науки говорит о том, как наука исследует свой предмет, на каких подходах она при этом основывается, от каких принципов отталкивается, какие приемы использует.

Таким образом, метод (по-другому методология) науки теории государства и права – это совокупность подходов, принципов и приемов, на которых основывается данная наука и которые она использует при исследовании своего предмета. Исходя из этого, в составе метода теории государства и права следует выделять три элемента: философские подходы, принципы познания и приемы (методы) исследования.

Философские подходы составляют методологическую основу теории государства и права. Они говорят о том, на каких мировоззренческих, идейных позициях базируется данная наука. Поскольку согласно ст.13 Конституции РФ в Российской Федерации признается идеологическое многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, методологическая основа современной отечественной теории государства и права характеризуется плюрализмом, т.е. многообразием философских подходов. В отличие от советской теории государства и права, которая основывалось только на марксистско-ленинской философии – философии диалектического и исторического материализма, - современная российская теория государства и права не связана идеологическими путами и может использовать любые философские подходы, лишь бы они способствовали установлению научной истины.

Принципы познания – это те исходные, отправные начала, от которых как бы отталкивается наука при исследовании своего предмета. К основным принципам познания, входящим в методологию современной отечественной теории государства и права, следует отнести принцип плюрализма, принцип объективности, принцип всесторонности и принцип историзма. Принцип плюрализма говорит о множественности философских подходов, которые могут использоваться при исследовании государственно-правовых явлений, а также учете различных взглядов на эти явления мыслителей как прошлого, так и настоящего. Принцип объективности требует изучать государство, право, другие государственно-правовые явления такими, какими они были или есть в действительности. Согласно принципу всесторонности государственно-правовые явления должны исследоваться с различных сторон, с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни. Наконец, в соответствии с принципом историзма государство и право должны изучаться как с учетом их исторического развития, так и в конкретных исторических условиях.

Приемы исследования – это те конкретные методы, которые применяются в той или иной науке. В современной отечественной теории государства и права применяются самые разнообразные методы исследования. Их обычно подразделяют на общие, специальные и частные.

Общие методы (их также называют общенаучными) – это методы которые вырабатываются философскими науками. Они используются не только теорией государства и права, но и самыми различными науками. Такие методы имеют всеобщее значение. К ним относятся методы анализа, синтеза, моделирования, сравнительный метод, системный метод и многие другие.

Специальные – это методы, которые вырабатываются различными специальными науками и широко используется теорией государства и права при исследовании своего предмета. К ним относятся математические, кибернетические, статистические, конкретно-социологические и другие методы.

Частные – это методы, которые вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками. К таким методам относятся формально-юридический метод, метод сравнительного государствоведения, метод сравнительного правоведения и некоторые другие.

4.Теория государства и права в системе гуманитарных наук. Усвоив вопросы, дающие основные представления о науке теории государства и права, необходимо затем перейти к изучению взаимодействия этой науки с другими гуманитарными науками.

Теория государства и права, как уже было отмечено, – наука гуманитарная. Поэтому она определенным образом взаимодействует с другими гуманитарными науками и так или иначе с ними связана. Охарактеризовать взаимодействие теории государства и права со всеми гуманитарными науками практически невозможно как ввиду значительного количества гуманитарных наук, так и в связи с различной степенью связи теории государства и права с этими науками. Собственно говоря, в этом и нет необходимости. Достаточно сопоставить теорию государства и права с теми гуманитарными науками, которые соприкасаются с вопросами государства и права, ибо с этими науками теория государства и права связана наиболее тесным образом. К таким наукам следует отнести философию (социальную философию), общую социологию, экономическую теорию, политологию, культурологию и историю. В предметы этих наук определенным образом входят вопросы государства и права. Но в отличие от теории государства и права и других юридических наук эти науки не замыкаются только на вопросах государства и права. Предметы этих наук значительно шире, и государственно-правовые явления изучаются ими лишь в связи с другими вопросами, входящими в предметы этих наук. Например, общая социология изучает в целом общественную жизнь, закономерности развития общества, его структуру и т.д. Но поскольку государство и право – это составные части общества, они не могут остаться вне поля зрения общей социологии. Изучая общественную жизнь, она включает в орбиту своих исследований и определенные государственно-правовые вопросы. Но изучает она эти вопросы не специально, а лишь в связи с другими социальными вопросами.

Все вышеперечисленные науки по отношению к теории государства и права выступают как науки более общие , поскольку они изучают более общие вопросы и предметы этих наук значительно шире, чем предмет теории государства и права. Теория же государства и права по отношению к этим наукам является наукой частной так как предмет этой науки, как правило, не выходит за пределы государственно-правовых явлений. Однако в связи с тем, что государственно-правовые явления и прежде всего государство и право изучаются теорией государства и права не изолированно, а в тесной связи с другими явлениями общественной науки, при изучении этих связей теория государства и права вынуждена обращаться и всегда обращается к исследованиям других гуманитарных наук и прежде всего к исследованиям тех наук, которые по отношению к теории государства и права являются науками более общими. Изучая различные социальные явления, а вместе с ними государство и право, данные науки вырабатывают положения и выводы, на которые теория государства и права опирается при исследовании своего предмета.

В свою очередь теория государства и права, являясь по сравнению с вышеназванными науками наукой частной, вырабатывает положения и выводы о государственно-правовых явлениях, которые могут использоваться этими науками. Ведь последние специально не занимаются исследованием государственно-правовых вопросов, а определенная информация по этим вопросам им необходима. Теория государства и права, а также другие юридические науки такую информацию способны предоставить.

5. Теория государства и права в системе юридических наук . Теперь рассмотрим, как взаимодействует теория государства и права с другими юридическими науками. Для этого нужно выяснить, как выглядит система юридических наук. Её можно представить в виде пирамиды, разделенной на три уровня. Нижний уровень составляют так называемые прикладные юридические науки . К ним относятся криминалистика, криминология, юридическая психология и некоторые другие. Эти науки ближе всего стоят к практике и непосредственно её обслуживают (прикладными в отличие от фундаментальных называются науки, непосредственно обслуживающие практику). Средний уровень составляют отраслевые и межотраслевые юридические науки . К ним относятся науки конституционного, административного, гражданского, уголовного права и т.д. Эти науки изучают различные отрасли права. Они тоже тесно связаны с практикой (прежде всего с юридической), но вместе с тем нередко формулируют и теоретические положения фундаментального характера. Наконец, верхний уровень составляют теоретико-исторические науки о государстве и праве. К ним относятся теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений. Эти науки более всего отстоят от практики (хотя определенным образом тоже с ней связаны), в связи с чем иногда их именуют фундаментальными теоретико-историческими науками.

Теория государства и права в системе юридических наук наиболее тесно связана с историей государства и права и историей политических и правовых учений. В несколько меньшей степени, но также достаточно тесно связана она с отраслевыми и межотраслевыми юридическими науками. Что же касается прикладных юридических наук, то с ними теория государства и права связана значительно меньше.

В то же время не следует забывать, что теория государства и права по отношению ко всем другим юридическим наукам является самой общей наукой (что уже отмечалось при освещении первого вопроса). Её положения и выводы являются отправными, базовыми для других юридических наук. Однако связь теории государства и права с другими юридическими науками этим не ограничивается. Будучи частными по отношению к теории государства и права, другие юридические науки более углубленно и более конкретно изучают различные государственно-правовые вопросы, в связи с чем дают для теории государства и права необходимый для теоретических обобщений материал.

Таким образом, говоря о взаимодействии теории государства и права с другими юридическими науками, нужно исходить из того, что это взаимодействие тоже носит двусторонний характер, имеет так сказать прямую и обратную связь.

6. Функции теории государства и права. Завершает характеристику науки теории государства и права вопрос о её функциях. Функции теории государства и права раскрывают и показывают роль данной науки в общественной жизни, её значение для общественной и юридической практики. В учебниках по теории государства и права нет единой позиции относительно того, какие функции выполняет наука теория государства и права. Чаще всего называются такие её функции, как гносеологическая (познавательная) практико-организационная, идеологическая, прогностическая и методологическая. Эти функции являются наиболее значимыми для характеристики науки теории государства и права и их можно назвать основными.

Гносеологическая функция выражается в том, что теория государства и права, как и любая другая наука, осуществляет познание окружающего мира. Она познает государство, право и другие государственные и правовые явления, получает о них необходимые знания, объясняет их с научных позиций.

Практико-организационная функция (для краткости её можно назвать праксеологической) выражается в том, что теория государства и права, как всякая наука, должна обслуживать практику. Она должна вырабатывать и вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, юридической практики.

Идеологическая функция теории государства и права характеризуется тем, что эта наука аккумулирует различные идеи, взгляды, представления о государстве и праве, вырабатывает определенные идеологические ориентиры, связанные с объяснением государственно-правовых явлений.

Суть прогностической функции состоит в том, что теория государства и права должна прогнозировать будущее государственно-правовых явлений. Выявляя закономерности их развития, теория государства и права вполне способна давать прогнозы как на ближайшее будущее, так и на перспективу в виде научных гипотез (предположений).

Наконец, методологическая функция теории государства и права выражается в том, что эта наука выступает в качестве своеобразной методологической основы для всех других юридических наук. Во-первых, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, формируя при этом основные подходы в познании государственно-правовых явлений. В этом плане теория государства и права выступает для других юридических наук в качестве своего рода философии государства и права. Во-вторых, будучи наиболее общей наукой в системе юридических наук, она вырабатывает основополагающие государственно-правовые понятия (категории), положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых, отправных при исследовании своих предметов.