Банкротство жкх и естественных монополий. Банкротство субъектов естественных монополий

Особенности процедуры банкротства

Определение 1

Законом о банкротстве субъект естественной монополии понимается, как предприятие, которое осуществляет производство и (или) реализацию продукции (работы, услуги) при условии существования естественной монополии.

Деятельность субъектов естественных монополий обладает общественной и социально-экономической значимостью, поэтому необходима их бесперебойная работа (например, предприятия коммунального хозяйства). По этой причине процедура банкротства для таких субъектов регулируется определенным образом, в соответствии с отдельным параграфом главы 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Особенности процедуры банкротства субъектов естественных монополий заключаются в следующем:

  • Понятие должника,
  • Критерии возбуждения процедуры,
  • Участие органов исполнительной власти в роли лиц, которые участвуют в деле,
  • Основание приостановки дела (оспаривание тарифа),
  • Особенности внешнего управления,
  • Особенности процесса продажи имущества и др.

Отнесение должника к субъектам естественной монополии

Отнесение определенных предприятий к субъектам естественной монополии - прерогатива суда, рассматривающего поступающее заявление о банкротстве данного лица. Самый достоверный признак отнесения должников к субъектам естественной монополии – наличие их в реестре субъектов, который формируется ФАС (Федеральная антимонопольная служба).

В случае если юридическое лицо не включено в реестр субъектов естественной монополии, это не может говорить об отсутствии у него статуса субъекта естественной монополии.

Замечание 1

Для того, что бы определить наличие или отсутствие у должника статуса субъекта естественной монополии, в суде нужно определить, вел ли должник деятельность в сфере естественной монополии на момент введения процедуры несостоятельности. Суд при этом должен опираться на признаки, установленные Законом о естественных монополиях.

Возбуждение дела о банкротстве субъекта естественной монополии

Существует несколько критериев возбуждения процедуры банкротства для субъекта естественной монополии. Основным из них является наличие требований кредиторов по денежным обязательствам, которые составляют более одного миллиона рублей. Этот факто должен быть подтвержден исполнительным документом, при этом требования не удовлетворены в полном объеме при обращении взыскания на имущество должника.

Взыскание имущества проводится в следующем порядке:

  • В первую очередь при взыскании имущества, производят взыскание движимого имущества, которое непосредственно не участвует в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг.
  • Во вторую очередь взыскиваются имущественные права, которые непосредственно не используются в производстве продукции.

Специальные участники банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве субъектов естественной монополии существуют особенности в отношении круга лиц, которые участвуют в деле. Так, в соответствии с Законом в деле о банкротстве субъекта естественной монополии одним из участников признается федеральный орган исполнительной власти, который признан Правительством РФ к проведению государственной политики в отношении соответствующих субъектов естественной монополии.

Замечание 2

Законом о банкротстве предусмотрены ограниченные права РФ и ее субъектов (включая права муниципальных образований) в лице соответствующих уполномоченных органов при участии в делах о банкротстве.

Переуступка прав на квартиру при банкротстве застройщика
Игорь, 30 июня 2017 года, 15:56

Здравствуйте. Квартира в доме Су-155 полностью оплачена. Договор долевого участия по 214-ФЗ зарегистрирован в органах госрегистрации. Есть положительное решение суда о включении в реестр требований. Акт приёмо-передачи не...

уважительность причин пропуска срока предъявления требования
Лариса, 25 мая 2017 года, 16:01

Добрый вечер! Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.08.2016 потребительский жилищно-строительный кооператив "НПЧ-строй" признан банкротом. Открыто конкурсное производство на 6 мес. Я являюсь пайщиком кооператива и купила 2-х комнатную квартиру...

Здравствуйте!такая ситуация,заказали памятник в ноябре 2016,сейчас,в мае только решили узнать,что с нашим памятником,а фирма оказывается обанкротилась.,что нам делать? Удасться ли вернуть заплаченную сумму?

Банкротство: Законодательство

Банкротство: Судебная практика

Партнеры

Наши проекты

RealtyLaw - юридический портал о недвижимости

1. Для целей настоящего Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

2. Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

3. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем один миллион рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Статья 198. Лицо, участвующее в деле о банкротстве субъектов естественных монополий

Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника - субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными настоящим Федеральным законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

Статья 199. Рассмотрение дела о банкротстве субъектов естественных монополий

1. В случае, если должником - субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.

2. Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника - субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.

Статья 200. Внешнее управление субъектом естественной монополии

1. Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.

2. Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

Статья 201. Продажа имущества должника - субъекта естественной монополии

1. При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, в качестве обязательного условия договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, устанавливаются условия, указанные в пункте 2 настоящей статьи.

Имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом.

2. Обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии являются:

согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;

принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;

наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

При продаже непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии имущества должника путем проведения конкурса федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении субъектов естественной монополии, заключает с покупателем указанного имущества должника соглашение об исполнении условий конкурса.

3. В случае неисполнения покупателем имущества должника, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, условий, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, договор подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления соответствующего федерального органа исполнительной власти.

При расторжении договора покупателю имущества за счет средств федерального бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку имущества и осуществление за истекший период инвестиций. При расторжении договора имущество подлежит передаче в федеральную собственность.

4. При продаже имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов имеют право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 статьи 195 настоящего Федерального закона.

5. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем три месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.

6. Перепрофилирование или закрытие производства (производств), осуществляющего производство (реализацию) товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, допускается в порядке, установленном федеральным законом.

| § 6. Банкротство субъектов естественных монополий |


В данной статье автор анализирует правовые аспекты процедуры банкротства, применяемой к субъектам естественных монополий. Отдельно рассматриваются особенности отнесения должника к субъекту естественных монополий, отличия в процессе возбуждения процедуры банкротства, специальные участники такого дела о банкротстве, а также возможность приостановления производства по делу.

Хотя банкротство предприятий коммунальной сферы случается относительно редко, для коммунальщиков и других субъектов естественной монополии высокая долговая нагрузка не является чем-то необычным. Они не защищены от тех же рисков, с которыми сталкиваются другие компании в условиях экономической нестабильности. Так, согласно данным Верховного Суда Российской Федерации, в 2015 г. было подано 52 заявления о признании субъектов естественной монополии банкротом, при этом всего в пяти случаях было принято решение о признании должника банкротом. Рост к 2014 г. составил 13 %. Статистика при этом не отражает сведения о введении процедуры наблюдения в отношении таких должников.

Общественная и социально-экономическая значимость деятельности субъектов, необходимость бесперебойного функционирования являются причинами, по которым регулирование процедуры банкротства для них выделено в отдельный параграф девятой главы Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Во многом положения указанного параграфа заимствованы из Федерального закона «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», который действовал с 2002 по 2009 г.

Особенности процедуры несостоятельности таких субъектов проявляются в (1) понятии должника в процедуре, (2) критериях для возбуждения процедуры, (3) участии органов исполнительной власти на правах лица, участвующего в деле, (4) оспаривании тарифа как основании для приостановления дела, (5) особенностях внешнего управления, (6) особенностях продажи имущества. Рассмотрим некоторые из них.

Особенности отнесения должника к субъектам естественной монополии

Закон о банкротстве понимает под субъектом естественной монополии организацию, осуществляющую производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии. Это понятие почти идентично тому, что предусмотрено Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147 ФЗ «О естественных монополиях».

Отнесение той или иной организации к субъекту естественной монополии является прерогативой суда, который рассматривает поступившее заявление о банкротстве такого лица. Наиболее достоверным свидетельством отнесения должника к субъекту естественной монополии является включение должника в реестр субъектов, который ведется Федеральной антимонопольной службой. Впрочем, в этом правиле могут быть исключения: утрата характеристик субъекта естественной монополии должником, который включен в такой реестр, должна означать невозможность применения соответствующих положений Закона о банкротстве, невзирая на наличие записи в реестре о таком должнике.

Закон также не содержит правила на случай, если должник, являющийся субъектом естественной монополии, в преддверии банкротства передал имущество, с помощью которого осуществлял регулируемую деятельность, третьему лицу. Ведь долг перед кредиторами мог созреть, когда такой должник оказывал услуги в условиях естественной монополии, а производство по делу о банкротстве будет вестись уже в отношении обычного хозяйствующего субъекта. Что должно происходить в случае, если в ходе производства по делу права должника на имущество, переданное должником, с помощью которого оказываются услуги в сфере естественной монополии, будут восстановлены? По всей видимости, можно говорить о появлении оснований для пересмотра судебного акта о введении соответствующей процедуры либо о появлении оснований для непосредственного применения положений параграфа 6 главы 9 Закона о банкротстве к уже ведущимся процедурам.

Например, в ходе рассмотрения дела о банкротстве муниципального унитарного предприятия (далее МУП) городского поселения Сергиев Посад «Теплосеть», после того как конкурсный управляющий добился возврата в конкурсную массу имущественного комплекса предприятия, с помощью которого оказывались услуги по теплоснабжению 1 , суд первой инстанции не стал давать оценку применимым нормам к возбужденному делу, невзирая на то, что МУП фактически вновь стал монополистом.

Факт невключения юридического лица в реестр субъектов естественной монополии сам по себе также не свидетельствует об отсутствии у должника статуса субъекта естественной монополии.

Для определения наличия либо отсутствия у должника статуса субъекта естественной монополии суду необходимо установить, осуществляет ли должник деятельность в условиях естественной монополии на момент введения процедуры банкротства. При этом суд должен ориентироваться на признаки, которые установлены Законом о естественных монополиях. В частности, это осуществление деятельности в сфере, которая регулируется Законом о естественных монополиях: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение и проч. Например, оказание услуг по водоснабжению единственным предприятием в городе определенно является монопольным. Сложнее ситуация, когда в городе имеется несколько таких предприятий. Очевидно, что не всякое осуществление таких услуг может происходить монопольно. Суд должен исследовать долю рынка, занимаемую должником, является ли она доминирующей. В спорных ситуациях, когда доминирующее положение должника неочевидно, суду следует обращаться за содействием в антимонопольную службу.

Особенности возбуждения дела о банкротстве

До 2009 г. в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий» применялись следующие критерии банкротства: организация-должник считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией-должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в том числе права требования. Эти условия были практически невыполнимыми, особенно с учетом того, что размер прав требований мог произвольно увеличиваться недобросовестным должником, действующим в сговоре с иными лицами.

В настоящее время установлены следующие критерии для возбуждения процедуры: если требования кредиторов по денежным обязательствам составляют не менее чем один миллион рублей, и указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 13 части 1 статьи 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (п. 3 ст. 197 Закона о банкротстве).

В соответствии с указанными положениями в первую очередь производится взыскание движимого имущества, непосредственно не участвующего в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий; во вторую очередь — на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг; в третью очередь — на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг.

Судебная практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев отказом для возбуждения дела о банкротстве служит то, что кредиторы не представляют доказательств, подтверждающих обращение взыскания на имущество должника, за счет которого требования заявителя не были удовлетворены в полном объеме. Какие доказательства помимо исполнительного листа следует представлять кредиторам для того, чтобы обосновать соблюдение предусмотренного порядка? Это сведения об оценке имущества судебным приставом-исполнителем, подтверждающие, что стоимости имущества должника недостаточно для удовлетворения требований заявителя, а также то, что реализация судебным приставом-исполнителем не задействованных в производстве имущественных прав должника не позволит удовлетворить требования кредитора.

Это протоколы о признании торгов по реализации указанного имущества несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в них. Кроме того, кредитор может представить постановление об окончании исполнительного производства в отношении должника в связи с невозможностью обращения взыскания на его имущество и о возвращении взыскателю исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу решений суда.

Специальные участники дела о банкротстве

Рассмотрение дела о банкротстве должника — субъекта естественной монополии имеет предусмотренные Законом особенности, в том числе в отношении круга лиц, участвующих в деле. В силу статьи 198 Закона лицом, участвующим в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными Законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

Уполномоченным органом, осуществляющим контроль и надзор за деятельностью естественных монополий, в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба. Закон о банкротстве не содержит каких-либо особенностей в статусе указанного органа, кроме одной. Так, пункт 2 статьи 201 Закона о банкротстве устанавливает, что при продаже непосредственно используемого монополистом имущества путем проведения конкурса антимонопольная служба заключает соглашение с покупателем об исполнении условий конкурса. В случае неисполнения покупателем имущества должника, положений указанного соглашения договор подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления антимонопольной службы.

Характерно, что в открытых базах отсутствуют свидетельства того, чтобы такие иски когда-либо рассматривались в судах. Более того, судебная практика отражает чрезвычайно низкую активность уполномоченных органов в деле о банкротстве таких должников.

Наличие статьи 198 Закона о банкротстве зачастую используется недобросовестными должниками для обжалования возбуждения производства по делу в связи с непривлечением органов антимонопольной службы к участию в деле. Между тем, если суд по своей инициативе не привлек антимонопольную службу к участию в деле при рассмотрении вопроса о введении в отношении должника процедуры наблюдения, это не может являться безусловным основанием для отмены судебных актов, поскольку служба может быть привлечена в дальнейшем по инициативе суда либо ходатайству лица, участвующего в деле.

Закон о банкротстве предусматривает ограниченные права Российской Федерации и ее субъектов, а также права муниципальных образований в лице соответствующих уполномоченных органов на участие в деле о банкротстве. Указанные лица вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем три месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии. В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект № 1007488_6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», который предусматривает возможность включения в состав лиц, участвующих в деле, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника. По мнению авторов проекта, присутствие в делах о банкротстве только уполномоченного федерального органа не в полной мере способно отражать интересы представителей всех уровней региональной и местной власти, поскольку взаимодействие с налоговыми органами в данном вопросе не всегда эффективно, а иногда и ограничено законодательством (например, в части защиты персональных данных).

Приостановление производства по делу

В соответствии со статьей 199 Закона о банкротстве в случае, если должником — субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.

Предусмотренный механизм задуман таким образом, чтобы должник, столкнувшийся с дефицитом денежных средств ввиду необоснованно низких тарифов на продаваемые им товары, мог приостановить процедуру банкротства на время оспаривания соответствующих актов в судах. Тем самым должник, сохраняя преимущества, появляющиеся у него при возбуждении дела о банкротстве, включая мораторий на удовлетворение требований кредиторов, может продолжать оспаривать необоснованные тарифные решения, приобретая возможность на финансовое оздоровление через отмену незаконных тарифов и возмещение неучтенных в тарифе затрат. Примечательно, что судебная практика также не содержит примеров успешного обращения должников — субъектов естественной монополии за защитой в порядке, предусмотренном статьей 199 Закона о банкротстве.

1 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 ноября 2014 г. по делу № А4110304/10.

Евгений Лавренов

Руководитель практики банкротства ЖКХ
Стаж арбитражного управляющего более 15 лет
Имеет допуск на субъекты естественных монополий
и к совершенно секретным сведениям (2 форма)

«Реформа ЖКХ по-русски, это когда вы потребляя в два раза меньше платите всего лишь в полтора раза больше»

Народная мудрость

Я сдал экзамен на 1ую лицензию арбитражного управляющего в 1998 году. До этого занимался инновационными разработками на оборонном предприятии и уже забытый кризис 98 года подтолкнул меня кардинально сменить сферу деятельности. Я не ошибся.

С того кризиса прошло уже 15 лет, а профессия арбитражного управляющего не менее актуальна. Первым доверенным мне Федеральной службой по банкротству предприятием стало коммунальное хозяйство города Ногинска Московской области и так повелось, что в основном на предприятиях ЖКХ я специализируюсь все последние 15 лет.
Плановоубыточные предприятия ЖКХ уже не встречаются.

Все тарифы проходят защиту и процедуру согласования в региональных энергетических комиссиях и поэтому, минимум 10% рентабельности заложено везде. Неплатежеспособность предприятий ЖКХ связано с неплатежами со стороны населения, управляющих компаний и отсутствием компенсации выпадающих доходов со стороны бюджета различных уровней. Встречаются и преступные схемы намеренного накопления кредиторской задолженности в целях использования высвободившихся средств и постоянного последующего банкротства. Не исполнение обязательств по налогам и сборам, перед энергетиками и газовиками, перед поставщиками и подрядчиками, часто является основанием для возбуждения дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий ЖКХ.

Далее ситуация развивается по двум стандартным сценариям. Первое, что подлежит анализу, - выведено ли собственником имущество с предприятия или нет? Чтобы МУПы не отвечали перед кредиторами по своим обязательствам всем имуществом муниципалитеты придумывают различные ухищрения. Держат имущество в казне и передают в аренду или в управление предприятиям, либо изымают все имущество на грани банкротства и передают из одно предприятия в другое. Создавая тем самым для себя дополнительные риски в связи с признаками преднамеренного банкротства.


Если у вас в должниках такое предприятие, вам необходимо постоянно отслеживать намерения администрации. Вошедшее уже в привычку решение бросить МУП с долгами и создать новый, вот чего вам стоит опасаться.


При малейшем подозрении на вывод активов, не откладывая, немедленно нужно подавать заявление о банкротстве должника.


Не вдаваясь в детали, скажу, что каждая ситуация имеет свои особенности, но в любом случае, если действуют профессионалы банкротства можно рассчитывать на возврат имущества в конкурсную массу, или привлечения администрации к субсидиарной ответственности по всем долгам предприятия ЖКХ. В последние годы в этой области стала складываться хорошая судебная практика. МУПы должны отвечать по долгам всем своим имуществом, а муниципалитеты не вводить в заблуждение рынок. Если администрация готова отвечать только уставным капиталом в 10 тыс. рублей, то и регистрировать нужно ООО, чтобы контрагенты поставляя товар или оказывая услуги без предоплаты, правильно оценивали свои риски. У нас есть очень хороший опыт, который в московском регионе стал практикообразующим.


Все имущество МУП, находящееся в муниципальной собственности составляет конкурсную массу и подлежит продаже конкурсным управляющим с торгов в форме конкурса. Единственным дополнительным условием для покупателя будет обязательная его эксплуатация в соответствии с целевым назначением.


С точки зрения частного инвестора самыми привлекательным считается водоснабжение и водоотведение. Менее рентабельно отопление и горячее водоснабжение, еще менее привлекательно обслуживание жилого фонда, где развивается борьба за новостройки, а ветхий фонд достается в нагрузку. Достаточно интересен вывоз мусора и эксплуатация свалок ТБО, но эту деятельность не всегда в рамках банкротства удается выделить в отдельный бизнес.

Примеры банкротства предприятий ЖКХ из нашей практики

Опыт - величина, которую можно измерить, например, в количестве дел о банкротстве. Но есть одна проблема. Более половины всех проектов РОСГАУ конфиденциальны. Безусловно, этот факт создает некоторые проблемы в вопросах презентации своей профессиональной значимости в рамках представления клиентов. Большую часть процедур мы не можем выложить в портфолио и приводим примеры только наших публичных проектов

  • Алексей Рупчев Арбитражный управляющий г. Снежногорск, Мурманская область

    Оказывает услуги отопления и горячего водоснабжения населению трех закрытых административно-территориальных объединениях Мурманской области.

    Владеет тремя мазутными котельными, распределительной сетью и всеми обслуживающими и вспомогательными активами.

    Хозяйственная деятельность ведется в ходе процедуры банкротства предприятия и невозможно ее прекращение в связи с социальной значимостью.

    Формируется имущественный актив для реализации эффективному инвестору.

  • Евгений Сазонов Арбитражный управляющий г. Калининград

    ОАО «Калининградская генерирующая компания» создана в соответствии с Соглашением между Правительством Калининградской области и РАО «ЕЭС России». В состав КГК вошли Гусевская ТЭЦ, ГРЭС-2, Зеленоградская ВЭС, ТЭЦ-1, РТС Южная. Калининградская генерирующая компания крупнейший производителей тепла и электроэнергии в Калининградской области. Компания производит в год: свыше 18 млн. кВт·ч электроэнергии.

    С заявлением о банкротстве Калининградской объединенной энергетической компании в суд обратилась нефтяная компания ЛУКОИЛ, в связи с задолженностью за поставки мазута на котельные области.

    Социальная значимость объекта, активная позиция администрации, кредитора и антикризисной команды позволило заключить мировое соглашение и предотвратить банкротство предприятия.

  • Александр Погорелов Арбитражный управляющий г. Калуга

    Процедура возбуждена по заявлению ФНС России. В активах предприятия имелось два земельных участка, выделенных под организацию полигона ТБО и спецтехника для вывоза, складирования и рекультивации мусора и отходов г. Малоярославец Калужской области.

    Ситуация была осложнена решением городского суда о запрете эксплуатации свалок, в связи с расположением границ участков в близи от населенных пунктов. Антикризисной команде Гильдии удалось получить отсрочку на исполнение судебного решения. На протяжении двух лет в рамках процедуры конкурсного производства продолжалось ведение хозяйственной деятельности должника и удалось сконцентрировать денежные для частичного расчета с кредиторами.

    В последующем один земельный участок, в рамках замещения активов, был внесен в уставный капитал дочернего общества и реализован на торгах. Второй же в исполнение судебного решения был рекультивирован. Уже после изменения категории и разрешенного вида использования на ИЖС, тоже реализован с торгов.

  • Эдуард Курилов Арбитражный управляющий г. Клин, Московская область

    Предприятие отвечало за уборку, благоустройство, озеленение и вывоз мусора из городского округа Клин. Процедура банкротства инициирована по заявлению ФНС России, в связи с задолженностью по обязательным платежам.

    Вся хозяйственная деятельность предприятия и бизнес должника был передан новой организации. Обеспечена непрерывность оказания социально значимых коммунальных услуг населению города.

    Туда же переведены все работники с сохранением заработной платы, всех компенсаций и льгот. В ходе процедуры работа была сфокусирована на взыскании дебиторской задолженности и расчетах с кредиторами.

  • Андрей Кондрашкин Арбитражный управляющий г. Сергиев-Посад, Московская область

    Сергиево-Посадское ЖКК является первой управляющей компанией Сергиева-Посада и оказывает услуги по содержанию и обслуживанию городского жилого фонда.

    Процедура банкротства предприятия была инициирована в связи с задолженностью перед энергоснабжающими организациями. Управление жильем передано в новые управляющие компании, туда же переведены все работники.

    В ходе процедуры работа была сфокусирована на взыскании дебиторской задолженности организаций и населения за коммунальные услуги. В том числе часть имущества реализована коллекторским агентствам.

  • Юрий Тарасов Арбитражный управляющий г. Воскресенск, Московской области

    Служба единого заказчика ЖКК объединило активы всех муниципальных предприятий Воскресенского района на общую сумму более 10 млрд. рублей. Оказывало полный перечень коммунальных услуг населению города и района.

    Отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, уборка территории, вывоз мусора и обслуживание жилого фонда. В преддверии процедуры банкротства администрация своим распоряжением изъяло все имущество МУП.

    По заявлению арбитражного управляющего прокурор Московской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным данного распоряжения.

    Решением суда заявление прокурора удовлетворено, действия администрации района признаны неправомерными и распоряжение недействительным. Решение суда обжаловалось во всех инстанциях и оставлено в силе Высшим арбитражным судом.

  • Евгений Сазонов Арбитражный управляющий г. Кировский, Ленинградская область

    Унитарное предприятие Кировский водоканал владело на праве хозяйственного ведения полным комплексом имущества для холодного водоснабжения города.

    Добыча, водозабор, очистка, подачи по сетям, водоотведение, канализации и очистные сооружения. Процедура банкротства возбуждена по заявлению ФНС России.

    В преддверии процедуры часть имущества была реализована службой судебных приставов Ленинградским областным коммунальным системам (ОАО ЛОКС).

    В ходе процедуры работа была сфокусирована на взыскании дебиторской задолженности, сдаче в аренду имущества ОАО ЛОКС, признании права хозяйственного ведения, регистрации и реализации оставшегося имущества.

  • Ольга Бессольцева Арбитражный управляющий г. Белоусово, Калужская область

    По заявлению ФНС России арбитражный управляющий Гильдии назначен на процедуру банкротства БКК. Городского предприятия коммунального хозяйства, оказывающего услуги отопления и горячего водоснабжения. Владеет 2 газовыми котельными, сетями и всем вспомогательным имуществом.

    В ходе процедуры банкротства предприятия проведено замещение активов и создано новое общество. Куда переданы все активы и переоформлена вся хозяйственная деятельность без остановки и сбоев в оказании услуг населению города.

    Также переведены все работники с сохранением заработной платы, всех компенсаций и льгот. Акции созданного предприятия проданы привлеченному инвестору.

  • Александр Погорелов Арбитражный управляющий

Понятие субъекта естественной монополии в конкурсном праве. Согласно ст. 3 Федерального закона «О естественных монополиях»1, субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Однако особенности банкротства до 1 июля 2009 г. предусмотрены только для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса (далее - субъекты ЕМ ТЭК) , основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии. Правовые особенности

См.: О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.95 № 147-ФЗ (в ред. от 4.05.06) // СЗ РФ. - 1995. - № 34. - Ст. 3426.

2 В качестве примеров субъектов естественных монополий ТЭК можно назвать акционерные общества «ЕЭС России», «Газпром», АК «Транснефть», «Транснефтепродукт», «Росгазификация».

банкротства применяются также к иным организации топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых связана с производством электрической, тепловой энергии, добычей природного газа, и которые имеют имущество, отнесенное к единому производственно-технологическому комплексу, обеспечивающему непрерывный производственный процесс снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. Перечень видов имущества, входящего в состав указанного единого комплекса организации-должника утверждается Министерством промышленности и энергетики РФ1. Исключением являются атомные электростанции, которые не признаются банкротами.

Таким образом, банкротство других видов естественных монополий (например, осуществляющих железнодорожные перевозки) до 1 июля 2009 г. производится в соответствии с общими нормами конкурсного права.

Особенности банкротства субъектов ЕМ ТЭК регулируются Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» (в ред. от 18 июля 2005 г.) , который утрачивает силу с 1 июля 2009 г. С 1 июля 2009 г. на всех субъектов естественной монополии будут распространяться положения § 6 гл. IX Закона о банкротстве.

Значение института банкротства субъектов естественных монополий. Значение бесперебойной работы субъектов естественных монополий для жизнеобеспечения и обороноспособности России трудно переоценить3. Тем не менее, проблема их банкротства может стать актуальной4. Введение особенностей банкротства субъектов ЕМ ТЭК преследует следующие цели:

1) обеспечить своевременное предупреждение несостоятельности;

2 СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3179.

2) предоставить больше возможностей для восстановления их платежеспособности;

3) усилить государственный контроль за ходом банкротства;

4) предотвратить экономически нецелесообразные попытки кредиторов инициировать признание монополиста несостоятельным;

5) ограничить доступ к арбитражному управлению лиц, не владеющих специальными познаниями;

6) не допустить дробление единого производственно-технологи-еского комплекса субъекта ЕМ ТЭК.

Особенности досудебного этапа банкротства. Полномочиями по участию в этом этапе наделено Министерство промышленности и энергетики РФ (далее - Минпромэнерго РФ). Этот орган осуществляет анализ экономического и финансового состояния субъектов ЕМ ТЭК и вырабатывает рекомендации по стабилизации их финансового состояния, а также осуществляет меры по предупреждению банкротства.

Особенности судебного этапа банкротства. Функции и полномочия органа управления топливно-энергетическим комплексом, предусмотренные законодательством РФ, устанавливающим особенности банкротства в отношении субъектов ЕМ ТЭК, осуществляет Минпромэнерго РФ.

Критерий и признаки несостоятельности предоставляют должнику возможность в течение более длительного срока, по сравнению с иными организациями, избегать возбуждения производства по делу о банкротстве. Только для этой категории юридических лиц установлен критерий неоплатности в качестве единственного критерия несостоятельности. «Учитывая, что соотношение дебиторской и кредиторской задолженности у субъектов естественных монополий, как правило, складывается не в пользу последней, можно с большой степенью вероятности предположить, что судебные дела о банкротстве таких должников станут редким явлением. Однако нельзя не видеть и «оборотную сторону медали»: длительное время не расплачиваясь с кредиторами и не испытывая при этом страха приближающегося банкротства, должник может попасть в ситуацию, когда исполнение судебных решений по искам кредиторов о взыскании задолжен

ности потребует обращения взыскания на имущество, в том числе входящее в единый производственно-технологический комплекс субъекта естественной монополии (трубопроводы, энергоустановки, турбины и т.

П.), при отсутствии возможности получить «спасательный круг» в виде одной из реабилитационных процедур несостоятельности (например, внешнего управления)»1.

Признаки несостоятельности: 6-месячный срок наличия непогашенной кредиторской задолженности, а также превышение суммы кредиторской задолженности над балансовой стоимостью имущества должника.

Дополнительные основания для возникновения обязанности руководителя должника по обращению в арбитражный суд с заявлением должника: в частности, если обращено взыскание на имущество, входящее в состав единого производственно-технологического комплекса.

Условия подведомственности дела о банкротстве арбитражному суду таковы, что затрудняют возбуждение производства по делу. Минимальный размер требований кредиторов, достаточный для принятия заявления о банкротстве, составляет 50 000 МРОТ. Срок неудовлетворения требований кредиторов, необходимый для возбуждения дела, увеличен до 6 месяцев.

В состав лиц, участвующих в деле, включены представители государственной и местной власти (Минпромэнерго РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления по месту нахождения должника).

Введены дополнительные требования к арбитражному управляющему: опыт работы в соответствующих организациях топливно-энергетического комплекса, прохождение аттестации Минпромэнерго РФ.

Особенности внешнего управления заключаются в следующем. Процедура может быть введена независимо от желания кредиторов. Для этого необходимо лишь ходатайство Минпромэнер-го РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ либо органа местного самоуправления. В то же время срок внешнего управления может составлять до 5 лет. Сохранность единого производст

венно-технологического комплекса закон обеспечивает путем установления запрета на отчуждение внешним управляющим имущества, входящего в его состав. В ходе внешнего управления не допускается перепрофилирование или закрытие производства, связанного с функционированием данного комплекса.

Законодатель учитывает, что неплатежеспособность такого рода организаций может быть обусловлена политикой государства. Во-первых, применяется следующее основание приостановления рассмотрения дела о банкротстве: если должником до принятия арбитражным судом заявления о признании его банкротом подано исковое заявление о признании недействительным акта органа исполнительной власти в части утверждения тарифов (цен) на энергию, газ и т.п. Во-вторых, предусмотрено дополнительное основание отказа в признании должника банкротом -признание арбитражным судом недействительным акта органа исполнительной власти в части утверждения перечисленных тарифов (цен) при условии, что такие тарифы (цены) стали причиной неплатежеспособности должника.

Усложнен порядок принятия собранием кредиторов решения об обращении в суд с ходатайством о признании должника банкротом: для этого необходимо 3/4 голосов.

Особенности конкурсного производства касаются продажи имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса. Торги проводятся в форме конкурса, где имущество выставляется единым лотом. В результате важный объект не будет дробиться и переходить в собственность нескольких лиц. Покупатель должен иметь лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, обязан принять на себя обязательства должника по договорам энергоснабжения и сохранить целевое назначение единого производственно-технологического комплекса.

Контрольные вопросы:

1. Для каких юридических лиц предусмотрены правовые особенности банкротства?

2. Какими нормативными правовыми актами регулируются особенности банкротства отдельных категорий юридических лиц?

3. Какое значение имеют правовые институты банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц?

4. Какие органы государственной власти осуществляют меры по предупреждению банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц?

5. Чем отличаются критерии и признаки несостоятельности различных категорий юридических лиц от предусмотренных по общему правилу?

6. Перечислите особенности досудебного этапа банкротства сельскохозяйственных, кредитных и стратегических организаций, субъектов естественных монополий.

7. Назовите условия принятия заявления о признании банкротом различных категорий юридических лиц арбитражным судом.

8. Перечислите особенности судебного этапа банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц.

Еще по теме 14.7. Особенности банкротства субъектов естественных монополий:

  1. Государственная политика в отношении естественных монополий
  2. § 8. Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств
  3. 15.2. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей
  4. 14.6. Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций
  5. 14.1. Особенности банкротства градообразующих организаций
  6. Основы правового регулирования временных монополий на объекты исключительных прав и государственных монополий, защищенных законом от конкуренции: общие вопросы. Основы правового регулирования государственных монополий
  7. 15.3. Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран -