Создание особо охраняемых природных территорий местного значения. Фундаментальные исследования

1

Статья посвящена актуальным вопросам функционирования особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения. Проведен критический анализ законодательных документов, регулирующих создание и развитие особо охраняемых природных территорий. Установлены несоответствия положений федерального закона об особо охраняемых природных территориях положениям Земельного кодекса РФ в части отдельных прав собственности на земельные ресурсы. Рассматриваются основные характеристики разных категорий особо охраняемых природных территорий. Выявлены наиболее общие проблемы эффективного функционирования особо охраняемых природных территорий. Особое внимание уделяется вопросам управления земельными ресурсами в границах особо охраняемых природных территорий и поискам возможных путей привлечения дополнительных источников финансирования посредством развития познавательного экологического туризма. Обоснована необходимость разработки стратегического документа по развитию особо охраняемых природных территорий как составной части стратегии социально-экономического развития региона и Российской Федерации.

особо охраняемые природные территории

земельные ресурсы особо охраняемых природных территорий

землепользование

проблемы развития особо охраняемых природных территорий

познавательный экологический туризм

1.Закон Республики Бурятия от 29.12.2005г. №1438-III «Об особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/29509190/ (дата обращения 11.08.2015).

2.Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 №136-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_33773/(дата обращения 02.09.2015).

3.Распоряжение Правительства РФ от 22 декабря 2011г. №2322-р Оконцепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124870/ (дата обращения 27.08.2015).

4.Перечень особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minpriroda-rb.ru/content/oopt/ (дата обращения 15.09.2015)

5.Федеральный закон РФ от 14 марта 1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10107990/ (дата обращения 02.09.2015).

В соответствии с действующим законодательством к особо охраняемым территориям относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

Развитие сети особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ) является одним из механизмов обеспечения долгосрочного сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как на национальном, так и на региональном и международном уровнях.

Регулирование отношений в сфере особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ) в России в первую очередь осуществляется Федеральным законом РФ от 14марта 1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», а также Федеральным законом РФ от 10января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельным кодексом Российской Федерации от 25октября 2001 №136-ФЗ, рядом законов субъектов РФ и подзаконных актов.

Особо охраняемые природные территории имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. Сучетом возрастания угроз природных катастроф и изменений природной среды в результате хозяйственной деятельности, основным предназначением особо охраняемых природных территорий является:

Поддержание экологической стабильности территорий, существенно измененных хозяйственной деятельностью;

Воспроизводство в естественных условиях ценных возобновляемых природных ресурсов;

Поддержание здоровой среды для жизни людей и создания условий для развития регулируемого туризма и рекреации;

Реализация эколого-просветительских программ;

Проведение фундаментальных и прикладных исследований в области естественных наук.

ООПТ подразделяются на объекты федерального, регионального и местного значения. Федеральным законом РФ от 14марта 1995г. №33-ФЗ установлены следующие категории ООПТ федерального и регионального значения (таблица).

До 28декабря 2013г. Федеральным законом РФ от 14марта 1995г. №33-ФЗ предусматривалась еще одна категория ООПТ федерального, регионального и местного значения - «лечебно-оздоровительные местности и курорты». Тем не менее в ряде субъектов РФ эта категория пока еще сохраняется в качестве ООПТ регионального и местного значения, что закреплено в нормативных актах субъектов РФ.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены категории ООПТ местного (муниципального) значения, а также дополняющие Федеральный закон №33-ФЗ категории ООПТ регионального значения. Состав и особенности дополнительных категорий ООПТ определяются природными и социально-экономическими условиями, культурно-историческими особенностями и др.

В настоящее время дополнительные категории ООПТ регионального и местного значения установлены примерно в трети субъектов Российской Федерации. Суммарно по России дополнительных категорий ООПТ регионального значения насчитывается около 30, местного значения - около 50. Ктаким дополнительным категориям относятся: ресурсный резерват; охраняемый ландшафт; уникальные озера; зона покоя; сакральные природные объекты; детский экологический парк, городской лес, заповедный участок и др. Например, в Республике Бурятия действуют: рекреационные местности регионального значения; рекреационные местности местного значения; природные микрозаказники регионального значения; природно-исторические комплексы регионального значения .

В структуре российских ООПТ основную часть составляют ООПТ регионального значения, на долю которых приходится около 85 % от общего числа ООПТ и около 60 % от суммарной площади. Для ООПТ местного (муниципального) значения эти показатели составляют примерно 13 и 14 %. Среди ООПТ регионального и местного значения в РФ по числу абсолютно преобладают памятники природы, которые в совокупности составляют более 8тыс. ООПТ. При этом их доля в общей площади ООПТ очень мала - менее 0,2 %.

В систему ООПТ федерального значения на сегодняшний день входят 103 государственных природных заповедника, 47национальных парков, 65федеральных заказников. Общая площадь федеральных ООПТ составляет около 2,7 % территории России без учета многочисленных ООПТ регионального значения.

В состав земель данной категории входят особо охраняемые природные территории, занимаемые государственными природными заповедниками, национальными и природными парками, государственными природными заказниками, памятниками природы, дендрологическими парками, ботаническими садами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами. Кроме природных территорий, в категорию земель входят земельные участки, занятые объектами физической культуры и спорта, отдыха и туризма, памятниками истории и культуры. Для этой категории земель установлен режим особой охраны. Вцелях обеспечения их сохранности они изымаются из хозяйственного использования полностью или частично. Правовой режим земельных участков, отнесенных к данной категории, зависит от правового режима территорий, на которых они находятся, или объектов, которые на них располагаются.

В истории заповедного дела России Бурятия занимает особое место. Именно на территории современной Бурятии был основан в 1916 году первый государственный заповедник России - Баргузинский. Он фактически заложил основу современных особо охраняемых природных территорий России. Внастоящее время Баргузинский заповедник является комплексным. В1986году решением ЮНЕСКО ему был присвоен статус биосферного.

Созданная в Бурятии развитая сеть ООПТ, в которую входят государственные природные заповедники, национальные парки, государственные природные заказники, памятники природы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, охватывает наиболее ценные и слабо трансформированные ландшафты республики. Главная задача ООПТ Бурятии - охрана Байкала и Байкальской природной территории.

Природно-заповедный фонд ООПТ в Республике Бурятия включает ООПТ :

а)федерального значения - общей площадью 2412,122тыс.га, что составляет 6,86 % территорий республики. ВБурятии насчитывается восемь особо охраняемых природных территории федерального значения. Тригосударственных природных заповедника, общей площадью 778,16тыс.га: - «Байкальский государственный природный биосферный заповедник» - в Селенгинском, Кабанском и Джидинском районах - 165,7тыс.га, государственный природный биосферный заповедник «Баргузинский» - в Северо-Байкальском районе площадью 374,3тыс.га, государственный природный заповедник «Джергинский» - в Курумканском районе - 238,1тыс.га; два национальных парка общей площадью 1452,664тыс.га: «Забайкальский национальный парк» и национальный парк «Тункинский». Атакже три государственных природных заказника федерального значения, общей площадью 181,3тыс.га: «Кабанский» «Алтачейский» и «Фролихинский»;

б)регионального значения - 13заказников и 1природный парк, 1рекреационная местность, 62памятника природы. Из них 11расположены на Байкальской природной территории, в том числе4 в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории;

в)5рекреационных местностей местного значения.

В целях совершенствования региональной нормативно-правовой базы по ООПТ был принят и вступил в силу с 1июля 2006г. Закон Республики Бурятия от 29.12.2005г. №1438-III «Об особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия», регулирующий отношения в области организации, охраны и использования ООПТ Республики Бурятия. Всоответствии с этим законом утверждены и вступили в силу «Порядок организации ООПТ регионального и местного значения на территории Республики Бурятия» (постановление Правительства РБ от 11.07.2006г. №213) и «Порядок охраны ООПТ регионального значения Республики Бурятия» (постановление Правительства РБ от 21.12.2006г. №408).

С2005года функции дирекции особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляет созданное Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15июля 2005года №231 государственное учреждение «Природопользование и охрана окружающей среды Республики Бурятия» (ГУ «Бурприрода»).

Сегодня исследование современного состояния и перспектив развития ООПТ приобретает особую актуальность, и потому 2016год назван годом особо охраняемых природных территорий.

Крайне важным условием успешной реализации стратегии управления и развития ООПТ является выявление и признание существующих препятствий и ограничений. Необходимо выделить основные проблемы, препятствующие эффективному функционированию сети ООПТ:

Отсутствие эффективного государственного управления системой ООПТ как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также координации деятельности между этими уровнями;

Недостаточность финансирования мероприятий по защите, развитию системы ООПТ;

Низкая эффективность привлечения в ООПТ иных источников финансирования, в т.ч. частных инвестиций;

Несовершенство нормативной и правовой базы управления системой ООПТ, отсутствие законодательного закрепления таких базовых понятий, как «система ООПТ», структура управления ООПТ; наличие пробелов и противоречий в действующем законодательстве;

Отсутствие среднесрочных и долгосрочных документов стратегического планирования развития ООПТ;

Нерешенные вопросы управления земельными ресурсами в границах ООПТ;

Недостаточный уровень экологической сознательности общества.

Среди вышеизложенных проблем особую роль занимает проблема управления земельными ресурсами ООПТ как базиса их функционирования. Следует отметить слабую разработанность и недостаточное количество научных исследований данного аспекта. Ввиду широкого правового поля представляется необходимым рассмотреть вопрос землепользования в границах определенной принадлежности ООПТ, например федеральных ООПТ.

Земельные участки особо охраняемых природных территорий характеризуются особым гражданско-правовым режимом.

Закон №33-ФЗ устанавливает следующие правила о правах на земельные участки в составе тех или иных категорий ООПТ: земельные участки (втом числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление данными ООПТ, в постоянное (бессрочное) пользование .

Следовательно, не все земли в границах той или иной ООПТ предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования тем или иным учреждениям, осуществляющим управление теми или иными ООПТ. Это подтверждается, в частности, тем, что в границах определенных ООПТ могут находиться земельные участки, принадлежащие и вовсе иным лицам. Важное значение имеет положение закона о том, что земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.

В литературе, равно как и взаконодательстве, игнорируются проблемы приобретения, осуществления, прекращения и защиты прав на данные земельные участки, хотя при создании многих особо охраняемых природных территорий затрагиваются имущественные интересы многих граждан, прежде всего проживающих в ее пределах и владеющих земельными участками на различных правах.

В ст.95 Земельного кодекса РФ отмечено, что на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

1)предоставление садоводческих и дачных участков;

2)строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

3)движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

4)иные виды деятельности, запрещенные федеральнымизаконами .

Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота, а в соответствии с п.4 ст.27 ЗК РФ земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками, относятся к имуществу, изъятому из оборота.

Вызывает вопросы положение п.2 ст.6 Закона об ООПТ о запрете прекращения прав на земельные участки и другие природные ресурсы (в том числе путем изъятия), которые включаются в государственные природные заповедники.Скорее всего, речь идет о запрете на права частных собственников, которые проживали на момент создания заповедника в пределах территории ООПТ.

В спорном состоянии находятся земельные участки государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов (образованных до 2013г.), которые могут быть отнесены как к ООПТ федерального значения, так и к ООПТ регионального значения.Ввиду того что земельные участки, принадлежавшие на момент создания ООПТ другим собственникам, не были изъяты, зачастую в пределах территории одной ООПТ присутствуют различные формы собственности.

В зависимости от степени ограничения права пользования и распоряжения земельными участками РФ, субъектов РФ, муниципальных образований система ограничений включает:

Полное ограничение (государственные заповедники);

Частичное ограничение (ограниченные земельные участки, находящиеся в определенных функциональных зонах национальных и природных парков, могут передаваться отдельным субъектам на праве аренды) и только для осуществления тех видов деятельности, которые допускает целевое назначение и разрешенное использование главного земельного участка, на котором расположен национальный парк);

Отсутствие ограничений по распоряжению публичными земельными участками (дендрологические парки, ботанические сады).

В Российской Федерации ввиду стихийного развития в 90-е гг. практически всех сфер экономики и, следовательно, несовершенного законодательства и особенностей менталитета граждан сложилась сложная ситуация с нерешенными проблемами надлежащего оформления в собственность или иных прав на земельные ресурсы в границах ООПТ.

Сложная ситуация по вопросам урегулирования земельных отношений остается в национальном парке «Тункинский»: 25тыс. жителей Тункинского района РБ в 35поселениях лишены права собственности на землю, т.к. ранее не оформили свои права. В1991году был создан данный национальный парк, сегодня, его площадь занимает 80 % муниципального района. С2012года Управление Росреестра по РБ не регистрирует права собственности на земельные участки для лиц, проживающих на данной территории.

В настоящее время в Государственную Думу РФ внесены законодательные инициативы: в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предлагается внести новое положение, благодаря которому территории заповедников станет возможно признавать утратившими природную ценность и исключать из списка охраняемых объектов. Действующим законодательством изменение границ заповедников запрещено. Утрата заповедниками или отдельными их территориями охранного статуса станет возможна по итогам государственной экологической экспертизы. После этого решение будет принимать исполнительная власть: правительство РФ, региональные власти или органы местного самоуправления соответственно - в зависимости от статуса заповедника.

На наш взгляд, последствия принятия планируемых поправок в законодательство неоднозначно отразятся на совершенствовании системы управления земельными ресурсами ООПТ. Содной стороны, муниципальные образования получат возможность развивать и обустраивать свои территории, не нарушая действующего законодательства. Сдругой, в возможности изменить границы заповедников заинтересованы экономические субъекты хозяйствования, которые претендуют на охраняемые территории. Принятие такой нормы может привести к росту незаконных оснований для признания территорий, утративших природную ценность, например пожаров.

Если говорить о вновь образованных ООПТ, то здесь необходимо подходить взвешенно с позиции имеющегося опыта землепользования. Может применяться процедура предоставления земельных участков и жилых помещений взамен изымаемыхдля формирования границ ООПТ; проведение на создаваемых и уже существующих ООПТ экологического зонирования по типу функционального зонирования в национальных парках.Таким образом, это позволит сформировать зоны, занятые населенными пунктами, и граждане смогут оформить права собственности.

К решению проблемы недостатка финансирования ООПТ можно отнести стимулирование экологического познавательного туризма в ООПТ. Стратегия развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) федерального значения на период до 2020года одобрена Минприроды РФ. Важно, что развитие познавательного туризма не должно входить в противоречие с ключевым предназначением ООПТ - сохранением биологического и ландшафтного разнообразия, научной работой. Всвязи с одобрением стратегии будут внесены дополнения в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Поправки позволят гармонизировать природоохранное законодательство с подходами программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Вчастности, изменения коснутся вопросов функционального зонирования территорий, входящих в международную сеть биосферных резерватов. Вреспублике Бурятия разработан проект по развитию экотуризма на ООПТ «Заповедное ожерелье Байкала». Правительство России ставит задачу по развитию экотуризма на Байкальской природоохранной территории, в первую очередь туризма внутреннего. Вфедеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» одна из ключевых задач - повышение эффективности использования рекреационного потенциала ООПТ. Внынешних условиях это еще своеобразное импортозамещение дорожающего заграничного отдыха. Заповедники и национальные парки уже решают эту задачу, создавая визит-центры, прокладывая экологические тропы, обустраивая туристические стоянки. Исейчас очень важно, чтобы их усилия поддержали туроператоры и бизнес, который мог бы на условиях частно-государственного партнерства заняться расширением туристической инфраструктуры в интересах для регулируемого отдыха и экологического туризма на заповедных территориях.

Выделенные основные проблемы требуют незамедлительного решения, во многом способствовать этому будет разработка и реализация Стратегии развития ООПТ РФ и принятых на ее основе региональных концепций развития региональных сетей ООПТ.

Реализация стратегического документа позволит достигнуть следующих важнейших результатов:

Создание единой, пространственно и функционально связанной управляемой системы ООПТ как действенного механизма сохранения в естественном состоянии эталонных, типичных и уникальных природных комплексов и экосистем, исторического, этнического, культурного, биологического и ландшафтного разнообразия, среды обитания объектов животного и растительного мира, их генетического фонда в границах самих ООПТ и обеспечения устойчивого качества окружающей среды прилегающих территорий;

Принятие пакета нормативно-правых актов, направленных на совершенствование системы государственного управления системой ООПТ, в т.ч. в сфере земельных отношений;

Интеграция системы ООПТ в процессы социально-экономического развития региона посредством формирования комплекса необходимых условий для экономического роста и развития на основе рационального использования природно-ресурсного потенциала региона, поддержания экологически стабильной и здоровой среды обитания, высокого качества жизни, сохранения объектов национального природного и культурного наследия для будущих поколений;

Повышение качества и расширение спектра и доступности эколого-просветительских, рекреационных, оздоровительных, информационных и иных услуг, предоставляемых населению на территории ООПТ;

Развитие механизмов частно-государственного партнерства, создание благоприятного климата для развития экологически ориентированного предпринимательства, привлечение частных инвестиций на ООПТ для создания объектов инфраструктуры;

Обеспечение экологической стабильности урбанизированных экосистем и территорий, существенно измененных хозяйственной деятельностью;

Выполнение международных обязательств Российской Федерации в сфере сохранения биологического разнообразия и среды обитания объектов животного мира;

Повышение роли ООПТ в формировании позитивного имиджа РФ и Республики Бурятия на российском и международном уровнях.

Статья подготовлена при поддержкепроекта РГНФ №15-32-01247 «Экологический аудит на особо охраняемых природных территориях: разработка научных основ и экономического инструментария» Код ГРНТИ 06.61.33.

Библиографическая ссылка

Яковлева И.А. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 12-2. – С. 438-443;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39435 (дата обращения: 05.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» в нашей стране созданы особо охраняемые природные территории различных форм. Наиболее разнообразны они на региональном и местном уровнях. Центральное место занимают самые крупные по площади природные парки и наиболее многочисленные - заказники и памятники природы.

Природные парки - сравнительно новая категория особо охраняемых природных территорий в России. Эта форма, несмотря на исключительную актуальность как с природоохранной, так и с рекреационной точек зрения, реально вошла в практику лишь совсем недавно - в 90-х гг. Согласно ст. 18 Закона «Об особо охраняемых природных территориях», природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

В круг конкретных задач этих парков входят:

Ключевое отличие природных парков состоит в подчиненности не федеральной структуре, а региональной. Это логично вытекает из той идеи, что наиболее ценные природные объекты подлежат охране на самом высоком (федеральном) уровне в статусе парков национальных, а менее значимые сохраняются под региональным патронажем, то есть в статусе природных или региональных парков.

Согласно Закону «Об особо охраняемых природных территориях», природные парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.

К настоящему времени в стране насчитывается 54 природных парка, причем они практически поровну распределены между Европейской и Азиатской частями России.

Их общая площадь составляет 15,4 млн га, или 0,9 % площади страны. Согласно Лесному кодексу Российской Федерации леса природных парков относятся к лесам первой группы.

Заказниками называются территории (или акватории), имеющие особое значение для сохранения, либо восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Ландшафтные заказники предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов (ландшафтов), биологические (ботанические и зоологические) - для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных (включая ценные виды в хозяйственном, научном и культурном отношении), гидрологические (болотные, озерные, морские, речные) - для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экосистем, геологические - для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы, палеонтологические - для сохранения ископаемых объектов и др.
В заказниках хозяйственная деятельность допускается только в той мере, в какой она не нарушает покоя и не наносит вреда охраняемым объектам.

В настоящее время в России насчитывается 2831 природный заказник регионального уровня. Общая их площадь составляет 72,4 млн га, или 4,4% площади страны В некоторых регионах они единичны, в других, наоборот, насчитывают по несколько сотен. Так, например, в одной только Тверской области число заказников достигает почти 600.

Основная масса заказников относится к категории охотничьих, находящихся в ведении Минсельхоза России. Наиболее распространены видовые заказники на бобра, лося, кабана, косулю, соболя, ондатру, боровую дичь и пр. Именно видовые заказники сыграли значительную роль в сохранении и восстановлении наиболее ценных промысловых животных в нашей стране.

Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Впервые данный термин ввел знаменитый естествоиспытатель А. Гумбольдт. Как и заказники, эта категория особо охраняемых природных территорий наиболее распространена на региональном уровне - более девяти тысяч объектов общей площадью 4,0 млн га, или 0,2 % площади страны. Природные объекты и комплексы, объявленные памятниками природы, полностью изымаются из хозяйственного использования. Запрещается любая деятельность, причиняющая вред памятнику природы и окружающей его природной среде или ухудшающая состояние и охрану памятника. Так же, как и заказники, памятники природы крайне разнообразны по типам охраняемых объектов. Они могут быть как комплексными, включающими целый ряд охраняемых объектов различных категорий, так и узкоспециализированными. Наиболее распространены ландшафтные, ботанические, дендрологические, зоологические, гидрологические, геологические, палеонтологические, геоморфологические, спелеологические, педологические (почвенные) памятники природы. Особое место среди них занимают природно-исторические памятники природы. В эту категорию особо охраняемых природных территорий включаются памятники садово-паркового искусства, старые усадьбы, имеющие мемориальное и художественное значение, комплексы городских парков и садов.

Среди форм особо охраняемых природных территорий, предназначенных для сохранения природно-исторических комплексов, необходимо отметить музеи-усадьбы, музеи-заповедники, мемориальные музеи. Все они связаны с именами великих русских писателей, поэтов, художников, скульпторов и др. Как правило, эти музеи под открытым небом образуют неразрывное единство с окружающей их природной средой, искусственными или естественными природными ландшафтами. Во многих музеях-заповедниках природа принадлежит к числу основных ценностей. В частности, это относится к дворцово-парковым ансамблям окрестностей , Соловецкому музею-заповеднику, природно-археологическому музею-заповеднику «Дивногорье» и др.

Помимо рассмотренных выше форм, в группу особо охраняемых природных территорий регионального и местного уровней, по решению администрации региона или муниципального образования, могут входить такие формы, как лечебно-оздоровительные местности, дендрологические парки и ботанические сады, зеленые зоны населенных пунктов, зоны покоя в , водоохранные зоны малых рек и родников, байрачные леса противоэрозионного значения, рекреационные зоны городов, природно-ресурсные резерваты, охраняемые природно-антропогенные ландшафты и т. п.

Анализ структуры особо охраняемых природных территорий России показывает, что наиболее представительной по площади является группа заказников. Они составляют 37% всей площади страны. Примерно по четвертой части приходится на долю природно-ресурсных резерватов (25%) и государственных природных заповедников (23%). Национальные и природные парки занимают 3% и 9% соответственно. Дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и охраняемые природно-антропогенные ландшафты в сумме составляют около 1%.
Доля всех территорий федерального значения составляет 28%; остальная площадь приходится на особо охраняемые природные территории регионального и местного значения.

  • Котельничский район
  • Географическая справка
  • Советский район
  • Географическая справка
  • Сунский район
  • Географическая справка
  • Белохолуницкий район
  • Географическая справка
  • Г. Киров
  • Географическая справка
  • Кирово-Чепецкий район
  • Географическая справка
  • Куменский район
  • Географическая справка
  • Слободской район
  • Географическая справка
  • 4? Лечебно-оздоровительный туризм в Кировской области.
  • Наиболее крупные санатории Кировской области
  • Наиболее комфортабельные санатории-профилактории Кировской области: Автиек, Радуга, Сосновый Бор, Молот, Перекоп, Металлург.
  • 5? Развитие культурно-познавательного туризма в Кировской области
  • Дополнительное художественное образование в сфере культуры осуществляют 84 детских школ искусств, детских музыкальных и художественных школ с общим количеством учащихся около 14000 человек.
  • Культурное наследие
  • Технологии въездного туризма
  • Механизм формирования потенциала въездного туризма территории. Мультипликативное воздействие въездного туризма
  • 2. Инкаминг как вид коммерческой деятельности на туристическом рынке
  • 3. Анализ предлагаемых въездных туров
  • 4. Особенности продвижения въездных туров
  • 1.Выбор и изучение зарубежных туристских рынков (сбытовых территорий).
  • 5. Анализ социально-экономических условий развития въездного туризма в России
  • Технологии выездного туризма
  • 1. Международные туристские организации.
  • 2. Туроператор как ключевой элемент рынка выездного туризма.
  • 3. Сотрудничество турооператоров и иностранных партнёров
  • 4. Сотрудничество туроператоров и авиакомпаний. Регулярные и чартерные
  • 5. Продвижение выездных туров. Использование маркетинговых стратегий
  • 1.1. Ситуационный анализ.
  • 1.2. Планирование целей предприятия.
  • 1.4. Выбор и оценка стратегии.
  • 1.5. Разработка программы маркетинга.
  • Разделение функций между подразделениями делопроизводства и исполнителями
  • Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме.
  • 1? Концепции маркетинговой деятельности в туризме
  • 2? Правила и процедуры маркетинговых исследований туристского рынка
  • 3? Система сбора первичной маркетинговой информации
  • 4? Целевой маркетинг.
  • 5?Стратегическая диагностика деятельности туристской фирмы Swot (свот)-анализ(сильные и слабые стороны)
  • Организация средств размещения
  • 1. Услуги средств размещения: особенности и структура. Качество услуг средство размещения.
  • 2. Общее и особенное в системе классификации гостиниц и других средств размещения в рф и европейской классификации средств размещения (вто и euhs)
  • 4. Номерной фонд средств размещения. Классификации номерного фонда средств размещения.
  • 5. Организационная структура средств размещения.
  • Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма.
  • Профессиональная этика и этикет
  • Основные стороны процесса общения и их характеристика
  • Общение, как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
  • Основания для классификации деловой переписки
  • Теория мотивации Фредерика Герцберга
  • Сервисная деятельность.
  • 3. Тенденции развития сферы сервиса в рф.
  • Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристических услуг.
  • 1. Понятие, значение и основные этапы развития стандартизации и сертификации. Нормативно-правовые основы технического регулирования в рф.
  • Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. 4-фз о техническом регулировании" с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая 2007.)
  • 2. Стандартизация в индустрии туризма и гостеприимства рф. Системы классификации в туризме.
  • 3. Система добровольной сертификации услуг в сфере туризма и гостеприимства
  • 5. Управление качеством услуг. Сертификация систем качества.
  • Страноведение.
  • 1. Национальный состав населения
  • 2. Китайско-тибетская семья
  • 4. Уральская семья
  • 5. Северокавказская семья:
  • Конфессиональный состав населения планеты
  • 1.Древний этап (до V в. Н.Э.).
  • 2.Средневековый этап (V – XV- XVI вв.).
  • 3.Новый период (рубеж XV-XVI веков - 1914 год).
  • 4.Новейший этап (с 1914 г. До второй половины 90-х г. XX в.).
  • 3. Типы стран мира по уровню социально-экономического развития.
  • 4.Типология стран по количественным показателям
  • 5. Заселённость территории мира
  • Изменение плотности населения в Европе и по районам России при движении с запада на восток.
  • 1? Планирование как информационный процесс. (схема в тетради первая лекция)
  • Горизонт планирования - Срок, на который разрабатываются планы, прогнозы.
  • 2? Сущность и содержание государственного регулирования сферы туризма
  • 3? Концепции в территориальном управлении
  • 4? Классификация методов прогнозирования
  • Характеристика видов транспорта, привлекаемого для обслуживания туров
  • 2. Особенности железнодорожного транспортного обслуживания туристов
  • 4. Взаимодействие туроператоров с авиакомпаниями
  • 5. Обслуживание туристов на речных и морских круизных судах.
  • 2. Семейные каюты с видом на океан
  • 3. Каюты с видом на океан
  • 4. Внутренние каюты
  • 5. Каюты с видом на променад (для лайнеров класса «Voyager»)
  • Туризм в природной среде
  • 1. Сущность, особенности, классификация и значение туризма в природной среде
  • 2. Виды и формы туристских мероприятий в природной среде
  • 3. Методика организации и подготовки туристских мероприятий в природной среде (тмпс)
  • 4. Организация туристского быта в природной среде
  • 5. Обеспечение безопасности тпс. Действия в аварийных и экстремальных ситуациях
  • Туристские формальности.
  • 1. Паспортные формальности
  • 2. Визовые формальности.
  • 3. Санитарный и эпидемиологический контроль
  • 4. Туристские формальности для въездного иностранного туризма в рф.
  • 5. Страхование туристов и туристских организаций.
  • 1. Страхование в туризме: понятие, виды и правовое регулирование
  • Туристские ресурсы
  • 1.Классификация тур. Ресурсов (предложена польским экономистом Труаси, 1963 г.)
  • 3.По характеру использования тур. Ресурсы:
  • 2.Природные туристские ресурсы
  • 3.Особо охраняемые природные территории (оопт)
  • 5.Природное и культурное наследие в туризме
  • 3.Основные методы оценки экономической эффективности реальных инвестиций.
  • 4.Туристский спрос.
  • 3.Особо охраняемые природные территории (оопт)

    ООПТ и туризм. Государственные природные заповедники. Национальные и природные парки. Государственные природные заказники. Памятники природы. Дендрологические парки и ботанические сады. Лечебно-оздоровительные местности и курорты. Экологический туризм.

    Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

    К особо охраняемым природным территориям (ООПТ) относятся: природные заказники, памятники природы, заповедные участки леса, национальные парки, заповедники. Основное назначение этих территорий – охрана ценных природных объектов: ботанических, зоологических, гидрологических, геологических, комплексных, ландшафтных.

    По имеющимся оценкам ведущих международных организаций в конце 90-х годов в мире насчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов. Общее число национальных парков при этом приближалось к 2000, а биосферных заповедников – к 350.

    Особо охраняемые природные территории имеют важное значение в природном рекреационном потенциале России. С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий:

    § государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

    § национальные парки;

    § природные парки;

    § государственные природные заказники;

    § памятники природы;

    § дендрологические парки и ботанические сады;

    § лечебно-оздоровительные местности и курорты.

    ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение . ООПТ федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

    Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

    Эти заповедники являются в России наиболее традиционной и жесткой формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия.

    На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

    Заповедники – природоохранные учреждения, территория или акватория которых включает природные комплексы и объекты, представляющие уникальную экологическую ценность, предназначенные для использования в природоохранных, научных и научно-просветительских целях.

    В отличие от национальных парков заповедники имеют очень ограниченное рекреационное использование, в основном только просветительское. Это отражено в функциональном зонировании территории заповедников. В частности, выделяются 4 основные зоны:

    · зона заповедного режима, в которой животный и растительный мир развивается без вмешательства человека;

    · зона научного мониторинга, в которой научные сотрудники заповедника ведут наблюдения за состоянием и развитием охраняемых природных объектов;

    · зона экологического просвещения, где обычно размещается музей природы заповедника и проложены строго регламентированные тропы, по которым проводят группы туристов для ознакомления с природными особенностями комплекса;

    · зона хозяйственно-административная.

    Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и регулируемого туризма.

    За рубежом национальные парки являются наиболее популярным видом ООПТ. В частности, в США история создания некоторых парков насчитывает более ста лет.

    Задачей национальных парков наряду с природоохранной функцией является создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.

    Следовательно, в самом условном варианте на территории любого национального парка выделяются 4 функциональные зоны:

    · зона заповедного режима, в пределах которой запрещена всякая рекреационная и хозяйственная деятельность;

    · зона заказного режима – сохранение природных объектов при строго регламентированном рекреационном использовании;

    · зона познавательного туризма – организация экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями парка;

    · зона рекреационного использования, включающая территории для отдыха, спортивной и любительской охоты и рыболовства.

    Природные парки регионального значения – относительно новая категория ООПТ России. Они являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Федерации, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенными для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а также собственников.

    Одной из наиболее «массовых» категорий особо охраняемых природных территорий являются государственные природные заказники, которые имеются практически во всех регионах Российской Федерации. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

    Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения либо восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

    Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль. Ландшафтные заказники предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); биологические (ботанические и зоологические) – сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных (включая ценные виды в хозяйственном, научном и культурном отношении); палеонтологические – сохранения ископаемых объектов; гидрологические (болотные, озерные, речные, морские) – сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; геологические – сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

    Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

    Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты.

    Памятники природы могут иметь федеральное, региональное или местное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.

    В российском законодательстве выделена еще одна категория охраняемых природных территорий – дендрологические парки и ботанические сады. Это преимущественно городские и пригородные объекты, созданные для выполнения образовательных, научных и лишь частично рекреационных целей.

    Ботанические сады и дендрологические парки осуществляют интродукцию растений природной флоры, изучают в стационарных условиях их экологию, биологию, разрабатывают научные основы декоративного садоводства, ландшафтной архитектуры, озеленения, введения дикорастущих растений в культуру, защиты интродуцированных растений от вредителей и болезней, а также разрабатывают методы и приемы селекции и агротехники по созданию устойчивых декоративных экспозиций, принципы организации искусственных фитоценозов и использования растений-интродуцентов для оптимизации техногенной среды.

    Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального, регионального значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации.

    С видами и формами рекреационного использования особо охраняемых природных территорий можно подробно ознакомиться, изучив представленные ниже хрестоматийные выдержки из статей, затрагивающих данную проблематику.

    ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕСТНОСТИ - особо охраняемые природные объекты, к которым в соответствии с ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия).КУРОРТ - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.).

    Различаются К. местного значения (находятся в ведении органов местного самоуправления), К. регионального значения (в ведении органа государственной власти субъекта РФ) и К. федерального значения (в ведении федеральных органов гос. власти).

    Типы учреждений : санатории, дома отдыха, пансионаты, курортные поликлиники, курорт. гостиницы, леч. гостиницы.

    Основные типы курортов:

      Бальнеотерапевтические (мин. воды)

      Грязевые (леч. грязи)

      Климатические (лесные, приморские, горные, климатокумысо – лечебные)

    !!!Таблицу с курортами смотрите в тетради по тур. ресурсам в семинарах!!!

    Экологический туризм (в особенности, в форме биосферного экотуризма) является самым экологически безопасным видом природопользования. В его рамках познание может идти в русле либо образовательного процесса, либо просто ознакомления. Отличие первого типа познания от второго в том, что образовательный процесс связан с целенаправленным и тематическим получением сведений об элементах экосистемы, а ознакомительный – с непрофессиональным наблюдением за природой. Ознакомление может проходить в пассивной (стационарное нахождение в природной среде), активной (связанной с переходами туриста от одного интересующего природного объекта к другому) и спортивной (преодоление естественных препятствий при прохождении маршрутов) формах.

    Поэтому необходимо определить экологический туризм как деятельность, в основе которой лежат следующие принципы:

    Ø Путешествие в природу, причем главное содержание таких путешествий – знакомство с живой природой, а также с местными обычаями и культурой.

    Ø Сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера, поддержание экологической устойчивости среды.

    Ø Содействие охране природы и местной социокультурной среды.

    Ø Экологическое образование и просвещение.

    Ø Участие местных жителей и получение ими доходов от туристской деятельности, что создает для них экономические стимулы к охране природы.

    Ø Экономическая эффективность и вклад в устойчивое развитие посещаемых регионов.

    Эти признаки указывают в качестве основополагающих для экологического туризма признанные авторитеты в этой области – Н.В. Моралева и Е.Ю. Ледовских, участники Фонда развития экотуризма "Дерсу Узала".

    4.Культурно-исторические туристские ресурсы.

    Понятие, сущность. Материальные и духовные культурно-исторические объекты.

      материальные - все средства производства и материальные ценности общества (памятники истории и культуры, предприятия всех отраслей народного хозяйства), могущие удовлетворять познавательные потребности людей;

      духовные - достижения общества в государственно-общественной жизни, науке, культуре, искусстве.

    В комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают культурно-исторические ресурсы, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов рекреационных занятий, на этой основе оптимизируют рекреационную деятельность в целом, выполняя достаточно серьезные воспитательные функции. Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

    Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. В зависимости от их основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на 5 основных видов: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные памятники.

    ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ . К ним могут быть отнесены здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся людей государства.

    ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ . Это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

    ПАМЯТНИКИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ . Для них наиболее характерны следующие объекты: архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, пригородные ландшафты.

    ПАМЯТНИКИ ИСКУССТВА. К ним относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

    ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ . Это акты органов государственной власти и управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

    К культурно-историческим предпосылкам рекреационной отрасли можно отнести и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, театры, научные и образовательные учреждения, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, народные обычаи, праздничные обряды и т. д.

    Все объекты, используемые в познавательно-культурной рекреации, подразделяются на 2 группы - движимые и недвижимые.

      Первую группу составляют памятники искусства, археологические находки, минералогические, ботанические и зоологические коллекции, документальные памятники и другие вещи, предметы и документы, которые можно легко перемещать. Потребление рекреационных ресурсов этой группы связано с посещением музеев, библиотек и архивов, где они обычно концентрируются.

      Ко второй группе относятся памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии и монументального искусства и другие сооружения, в том числе и те памятники искусства, которые составляют неотъемлемую часть архитектуры. С позиций познавательно-культурной рекреации важно то обстоятельство, что объекты этой группы представляют собой самостоятельные одиночные или групповые образования.

    Следующим, более важным этапом оценки культурно-исторических объектов, является их типология по рекреационной значимости.

    За основу типологии принимается информационная сущность культурно-исторических объектов: уникальность, типичность среди объектов данного вида, познавательное и воспитательное значение, аттрактивность (внешняя привлекательность).

    Информативность культурно-исторических объектов для рекреационных целей может быть измерена количеством необходимого и достаточного времени на их осмотр. Для определения времени осмотра объекта необходима классификация объекта по основанию, которое бы отражало продолжительность осмотра.

    Можно выбрать 2 классификационных признака:

      степень организации объекта для показа

      место положения экскурсантов по отношению к объекту осмотра.

    По степени организации объекты подразделяются на специально организованные и неорганизованные для показа.

    Организованные объекты требуют больше времени осмотра, так как они являются целью осмотра и составляют основу экскурсии. Неорганизованные объекты служат сопутствующим экскурсии общим планом, фоном, который охватывается одним взглядом без детального рассмотрения.

    По месту положения экскурсантов объекты подразделяются на

      интерьерные (внутренний осмотр объекта)

      экстерьерные (внешний осмотр объекта). Суммарное время осмотра экстерьерных объектов всегда больше времени осмотра интерьерных объектов (пожалуй, лишь за исключением музеев и некоторых других хранилищ исторических ценностей).

    ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ

    Памятники культовой архитектуры . Памятники культовой архитектуры - наиболее древние, которые дошли до нашего времени. Это церкви и монастыри различных конфессий (религий): православные храмы, католические соборы, лютеранские кирхи, еврейские синагоги, буддистские пагоды, мусульманские мечети.

    Сейчас, в период возрождения религиозности, паломничества становятся очень актуальными. Путешествия к культовым комплексам могут осуществляться разными группами с разными целями. Различают несколько форм таких путешествий.

    Памятники светской архитектуры . Памятники светской архитектуры включают в себя городскую застройку - гражданскую и промышленную, а также загородные дворцово-парковые ансамбли. Из наиболее древних сооружений до наших дней сохранились кремли и боярские палаты. Городская архитектура обычно представлена дворцовыми сооружениями, зданиями административного назначения (присутственные места, торговые ряды, дворянские и купеческие собрания, дома губернаторов), зданиями театров, библиотек, университетов и больниц, которые зачастую строились на средства меценатов по проектам знаменитых зодчих. Со времени образования ямской гоньбы по дорогам для царственных особ возродились почтовые станции и путевые дворцы, которые в настоящее время вошли в черту городов или стоят вдоль старых трактов. К промышленной архитектуре относятся здания фабрик и заводов, рудники, каменоломни и другие сооружения. Загородная архитектура представлена усадьбами и дворцово-парковыми ансамблями, такими как, например, Петродворец и Павловск в окрестностях Санкт-Петербурга, Архангельское и другие в Подмосковье.

    Археологические памятники . К археологическим памятникам относят селища, курганы, наскальные рисунки, земляные валы, древние каменоломни, рудники, а также останки древних цивилизаций и раскопки самых ранних периодов. Археологические памятники представляют интерес для специалистов - историков и археологов. Туристов в основном привлекают наскальные рисунки, осмотр вскрытых археологических пластов, а также археологические экспозиции.

    Этнографические памятники . Этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Это либо музейные экспозиции в краеведческих музеях, музеях народного быта и деревянного зодчества, либо существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности.

    Этнографические памятники относят к культурному наследию по следующим критериям: уникальность и своеобразие этнокультурных и социокультурных условий; компактное проживание малочисленных народов и старожильческого населения, где традиционные уклады, обычаи и формы природопользования сохранены наиболее полно.

    ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И МЕТОДИКА ЕГО ОЦЕНКИ

    Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры.

    Культурное наследие - это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории.

    Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма. Но места, где долго жили люди, хранят больше следов материальной культуры.

    В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом.

    Оценка культурных комплексов для рекреационных целей производится двумя основными методами:

    1) ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре. Производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, регионального и местного значения;

    2) необходимым и достаточным временем для осмотра. Этот метод позволяет сравнивать различные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

    Для культурных комплексов, также как и для природных, важными характеристиками являются надежность и емкость.

    Надежность культурных комплексов обусловливаются двумя факторами: устойчивостью к рекреационным нагрузкам и стабильностью его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.

    Первый фактор определяет, какой поток туристов может выдержать данный культурный комплекс. Это особенно важно для музеев, где необходимо поддерживать определенный температурно-влажностный режим для сохранения экспонатов. Остро стоит вопрос о применении современных технических средств для повышения устойчивости культурных комплексов к рекреационным нагрузкам и о регулировании потоков экскурсантов.

    Второй фактор связан с долговременностью интереса туристов к данному культурному объекту. Сохраняется стабильность их интереса к объектам мирового наследия (египетским пирамидам, античной архитектуре Афин, архитектурным и историко-культурным памятникам Парижа, Санкт-Петербурга и пр.).

    Емкость культурного комплекса определяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от двух факторов: аттрактивности объекта осмотра и психофизиологических возможностей человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.

    Данный раздел ИАС посвящен особо охраняемым природным территориям (ООПТ) федерального значения . Такие ООПТ являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти (за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и могут быть отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности).
    Исключительно к объектам федерального значения относятся такие категории ООПТ как государственные природные заповедники и национальные парки . Федеральное значение так же могут иметь государственные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады .
    До вступления в силу федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в перечень категорий ООПТ федерального значения так же относились лечебно-оздоровительные местности и курорты . В связи с тем, что перечень категорий ООПТ регионального значения устанавливается законами субъектов РФ, и ряд субъектов РФ включил данную категорию в в состав ООПТ регионального значения, мы решили не исключать сведения о лечебно-оздоровительных местностях и курортах, внесенных в ИАС, т.к. не исключена вероятность, что они будут взяты под охрану на региональном уровне.
    Еще более запутана ситуация с такой категорией как дендрологические парки и ботанические сады . Как правило эти объекты находятся в ведении федеральных научных или образовательных учреждений, что предполагает наличие федерального статуса ООПТ. С другой стороны эти объекты, как правило, были организованы до вступления в силу закона об особо охраняемых природных территория, который предусматривает вполне определенный порядок организации ООПТ. Применительно к дендрологическим паркам и ботаническим садам нормативные правовые акты Российской Федерации об организации ООПТ не утверждены, что позволяет отнести данные объекты к ООПТ федерального уровня значимости с большой долей условности.
    Государственное управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
    Распоряжением Правительства РФ от 22.12.2011 N 2322-р утверждена Концепция развития системы ООПТ федерального значения на период до 2020 года . Целью Концепции является развитие системы особо охраняемых природных территорий путем повышения эффективности государственного управления в сфере организации и функционирования системы ООПТ в интересах устойчивого развития Российской Федерации, обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного и культурного наследия.

    Документы:

    Название документа Дата Номер
    Закон государственной думы от 24.11.2014 №361-ФЗ
    О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации
    24.11.2014 361-ФЗ
    Закон Российской Федерации от 03.12.2008 №244-ФЗ
    О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"
    03.12.2008 244-ФЗ
    Закон Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ
    Обь охране окружающей среды
    10.01.2002 7-ФЗ
    Закон Российской Федерации от 14.03.1995 №33-ФЗ
    Об особо охраняемых природных территориях
    14.03.1995 33-ФЗ
    Закон Российской Федерации от 23.02.1995 №26-ФЗ
    О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах
    23.02.1995 26-ФЗ
    Закон Российской Федерации от 25.07.2018 №321-ФЗ
    О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации
    25.07.2018 321-ФЗ
    Закон Российской Федерации от 28.12.2013 №406-ФЗ
    О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    28.12.2013 406-ФЗ
    Закон Российской Федерации от 28.12.2016 №486-ФЗ
    О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
    28.12.2016 486-ФЗ
    Постановление правительства Российской Федерации от 10.08.1993 №769
    Об утверждении Положения о национальных природных парках Российской Федерации
    10.08.1993 769
    Постановление правительства Российской Федерации от 17.07.2015 №717
    О внесении изменений в Положение о государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения
    17.07.2015 717
    Постановление правительства Российской Федерации от 19.02.2015 №138
    Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон
    19.02.2015 138
    Постановление правительства Российской Федерации от 24.12.2012 №1391
    О государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения
    24.12.2012 1391
    Постановление правительства РСФСР от 18.12.1991 №48
    Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации
    18.12.1991 48
    Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.12.2014 №546
    Об утверждении Порядка определения платы, взимаемой за посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма
    09.12.2014 546
    Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.04.2013 №134
    О создании Экспертного совета по особо охраняемым природным территориям при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации
    12.04.2013 134

    Особо охраняемые природные территории - земельные участки, гидрофитной поверхности и воздушного пространства над ними, где находятся охраняемые территории и спецобъекты, которые имеют природное, научное, культурное значение. По решению органов государственного правления данные территории были частично или полностью исключены из экономического пользования, а также для соответствующих участков был установлен режим особой охраны.

    Главным нормативно-правовым актом, который устанавливает нормы, связанные с охраной территорий национального достояния, является Федеральный закон 33 «Об особо охраняемых природных территориях». (Узнайте также последние изменения, внесенные в ФЗ 219 « «).

    Настоящий Федеральный закон от 14.03.1995 года регулирует взаимоотношения в сфере особо охраняемых природных территориях в целях защиты исключительных природных комплексов и спецобъектов, важных природных образований растительного и животного мира, их генетического ресурса. Ведется изучение соответствующих процессов в биосфере и контроле за изменением ее положения, а также природоохранного воспитания населения.

    Государственная Дума приняла закон об ООПТ 15 февраля 1995 года, который был одобрен Советом Федерации 20 февраля того же года.

    Структура документа подразделяется на 12 глав:

    • глава 1 (статьи 1-5). Основные положения закона;
    • глава 2 (ст 6-11). Общегосударственные охраняемые заповедники;
    • глава 3 (ст 12-17). Государственные парки;
    • глава 4 (ст 18-21). Природные парки;
    • глава 5 (ст 22-24). Национальные природные заказники;
    • глава 6 (ст 25-27). Мемориалы природы;
    • глава 7 (ст 28-30). Дендрологические парки и агроботанические сады;
    • глава 8 (ст 31-32). Оздоровительные местности и курорты;
    • глава 9 (ст 33-35). Защита особо охраняемых природных территорий;
    • глава 10 (статья 36). Ответственность за несоблюдение режима особо охраняемых природных территорий;
    • глава 11 (статья 37). Международные соглашения в сфере ООПТ;
    • глава 12 (статья 38). Заключительные положения.

    Список ООПТ

    В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-ФЗ ведется специальный госреестр об особо охраняемых природных территориях, который содержит всю информацию о статусе данных территорий, об их географическом положении и границах. Также в реестр включают данные относительно уникальных животных, постоянно или временно проживающих на особо охраняемой территории.

    Правительством Российской Федерации официально определены 7 категорий ООПТ:

    • государственные охраняемые госзаказники (заповедники), в том числе и биосферные;
    • национальные парки;
    • природные парки;
    • государственные природные заказники;
    • мемориалы природы;
    • дендрологические парки и агроботанические сады;
    • оздоровительные местности и курорты.

    Администрация РФ, служба исполнительного правления субъектов РФ, служба областного самоуправления имеют право устанавливать и другие разновидности особо охраняемых природных территорий.

    Госзаказники - учреждения, целью которых является сохранение и исследование естественного роста природных процессов и явлений, генетического ресурса растительного и животного мира, отдельных подвидов и сообществ растений и животных. Согласно закону о заповедниках, национальными охраняемыми биосферными заповедниками считают территории, входящие в международную систему биосферных резерватов, которые осуществляют глубокий экологический мониторинг.

    Национальные парки - учреждения, включающие в себя охраняемые природные комплексы и территории, которые несут особенную общеэкологическую, историческую и эстетическую значимость, предназначенные для применения в природоохранных, научных и культурных целях, а также для развития туризма. Закон о национальных парках устанавливает, что в определенных случаях в границах парков могут находиться участки земли других собственников или пользователей.

    Природные парки - организации, которые находятся в ведении субъектов РФ, включающие растительные охраняемые комплексы и территории, которые имеют большую общеэкологическую и эстетическую значимость. Данный вид акватории предназначен для применения в природоохранных, просвещенных и восстановительных целях.

    Главные задачи природных парков:

    • сохранение рельефа;
    • создание хороших условий для отдыха, в том числе и массового;
    • защита рекреационных резервов.

    Государственные природные заказники - территории, имеющие особенное значение относительно сохранения или восстановления охраняемых комплексов или их компонентов, а также поддержания общеэкологического баланса. По ФЗ о заповедниках и заказниках, данные территории имеют право находиться в ведении только федеральных служб исполнительного правления в сфере защиты окружающей среды. Госзаказники имеют финансовую поддержку со стороны федерального бюджета.

    Мемориалы природы - исключительные, ценные в природоохранном, научном, культурном и общеэстетическом отношении комплексы. В границах их охранных зон строго запрещена любая деятельность, которая может повлечь за собой нарушение сохранности мемориалов.

    Дендрологические парки и агроботанические сады. Главной задачей данных учреждений является создание специализированных коллекций растений, чтобы сохранить разнообразность растительного мира. Акватории, находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов, приватизации не подлежат.

    Оздоровительные местности и курорты - учреждения, занимающиеся лечением и профилактикой заболеваний, на территории которых есть специальные уникальные растительные резервы. В границах соответствующих местностях и курортов строго запрещена деятельность, которая может привезти к ухудшению качеств ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

    Скачать ФЗ 33

    Защита растительного и животного мира проводится специальной общегосударственной инспекцией. Федеральный закон от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» вводит уголовную ответственность за несоблюдение режима ООПТ. Ущерб, причиненный охраняемым территориям, подлежит возмещению в соответствии с утвержденным в установленном порядке таксами и способами исчисления размера вреда.

    Скачать ФЗ об ООПТ в последней редакции .

    Последние изменения, внесенные в закон об ООПТ

    Как и большинство законодательных актов, ФЗ №33 «Об особо охраняемых природных территориях» также подвергался изменениям, поправкам и дополнениям. Последние изменения Госдума приняла 18 декабря 2013 года, которые были одобрены Советом Федерации 25 декабря того же года.

    Изменениям и дополнениям подвергались следующие статьи:

    Статья 1

    Было принято решение в пункте 3 ст 1 текст документа «, организации и функционирования национальных охраняемых заповедников и других природоохранных организаций» — исключить. Слова «Федеральным законом» заменить на «настоящим Федеральным законом».

    Статья 10

    В пункте 1 ФЗ об ООПТ слова «, осуществляющих глобальный экологический мониторинг» — исключить. А в пункте 3 ст 10 слова «о нем» заменить следующим текстом: «о национальном природном биосферном заповеднике».

    Статья 15

    Был изменен пункт 1 подпункта «б». Согласно новой редакции было заменено слово «природоохранного» на «федерального национального бюджета». Пункт 3 утратил свою правовую силу.

    Статья 19

    Изменить и изложить в следующей редакции: «Формирование природных парков реализовывается на основании решений высшей исполнительной службы государственной власти РФ.

    Статья 29

    Слова «дирекциями дендрологических парков или агроботанических садов» в пункте 2 заменить на «соответствующими службами и организациями, выполняющие управление дендрологическими парками и агроботаническими садами».

    Нововведения касаются не только изменений и дополнений, некоторые пункты и статьи утрачивают законную силу. В конце декабря 2013 года нормативно-правовую силу утратили следующие статьи, пункты и подпункты: 3 статья; пункты 2, 3 и 4 статьи 8; пункт 3 ст 15; пункт 5 ст 21; глава 8; пункт 2 статьи 30.