Предварительная стадия исполнительного производства включает в себя. Контрольные вопросы и задания

1. Понятие исполнительного производства

На основании ст. 3 и 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и ст. 13 ГПК вступившие в законную силу постановления, иные акты и требования судов обязательны для всех государственных органов , органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных постановлений влечет за собой ответственность, установленную федеральными законами.

Исполнение - важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на поведение человека . Этим и объясняется прошедшая в 1997 г. реформа исполнительного производства, изменение его организационных и содержательных характеристик, которые должны в комплексе с другими мерами улучшить существующую ситуацию в данной сфере.

Исполнительное производство представляет собой систему правовых норм , регулирующих юридическую деятельность по принудительному осуществлению исполнительных документов.

В исполнительном производстве принудительно реализуются не только судебные акты, но и акты целого ряда других органов гражданской юрисдикции: третейских судов, включая международные коммерческие арбитражи, нотариусов и т.д. Тем самым объясняются функции исполнительного производства в правовой системе России, которое выполняет роль регулятора принудительного исполнения в отношении актов, касающихся сферы гражданского оборота и связанных с ним отношений. Постепенно складывается новая отрасль, которую можно назвать "гражданское исполнительное право" по аналогии с уголовно-исполнительным правом, дополняющим и продолжающим уголовное право .

Исполнительное производство в основном носит публично-правовой характер, регулирование поведения его участников осуществляется преимущественно путем предписания. Дозволительные начала в исполнительном производстве крайне малы и характерны в небольших пределах для должника (например, право должника указать на те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь) и в большей степени - для взыскателя, который самостоятельно решает вопросы об обращении исполнительного документа к взысканию, отказе от исполнения и т.д.

Исполнительное законодательство является комплексным правовым образованием, которое соединяет в себе нормы различной отраслевой принадлежности, что определяет компетенцию соответствующего органа государственной власти . Так, нормы о судебном контроле за деятельностью судебных приставов-исполнителей, о порядке выдачи исполнительных листов судами, о повороте исполнения - это соответственно часть гражданского процессуального законодательства. Нормы о порядке проведения торгов являются частью гражданского законодательства , а о порядке исполнения решений по спорам из семейно-правовых отношений - частью семейного законодательства. Значительная часть норм об организации процесса исполнения - административно-процессуального характера и в этом смысле относится к сфере совместного ведения.

Поэтому следует исходить из того, что гражданское процессуальное законодательство, отнесенное к ведению Российской Федерации, регулирует порядок осуществления гражданского судопроизводства . Понятие же гражданского процесса несколько шире, поскольку в него включается и стадия исполнительного производства, представляющая собой объект комплексного правового регулирования, что отражается в характеристике источников исполнительного законодательства.

2. Источники законодательства об исполнительном производстве

Регулирование исполнительного производства как стадии гражданского процесса осуществляется самыми различными правовыми актами, что объясняется комплексным характером данной правовой сферы. Новый Федеральный закон "Об исполнительном производстве", а затем ГПК сузили нормативную основу для совершения исполнительных действий, исключив из нее акты Правительства РФ (за небольшим исключением), акты федеральных органов исполнительной власти .

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" законодательство России об исполнительном производстве состоит из данного Федерального закона, Федерального закона "О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. К числу правовых актов, регулирующих порядок и условия осуществления исполнительного производства и совершения исполнительных действий в рамках гражданского процесса, помимо данного Федерального закона и Федерального закона "О судебных приставах" можно отнести следующие федеральные законы.

ГПК. Здесь отражен правовой регламент решения целого ряда вопросов, которые не нашли решения в Федеральном законе "Об исполнительном производстве". Так, в ГПК установлены случаи немедленного исполнения решения суда (ст. 211, 212); раскрыт порядок выдачи исполнительного листа (ст. 428); допускается выдача нескольких исполнительных листов по одному судебному решению (ст. 429); разрешены вопросы о порядке выдачи дубликата исполнительного листа (ст. 430), повороте исполнения (ст. 443-445), процессуальном порядке рассмотрения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя (ст. 441); содержится перечень имущества граждан, на которое может быть обращено взыскание по исполнительным документам (ст. 446), и т.д.

ГК. Здесь урегулированы: порядок обращения взыскания на заложенное имущество и его реализация (ст. 349, 350), порядок проведения торгов (ст. 447-449). Имеют непосредственное значение в исполнительном производстве нормы ГК о собственности , обязательствах и другие положения ГК, так или иначе связанные с совершением конкретных исполнительных действий, об оценке фактических обстоятельств в стадии исполнительного производства.

СК. Здесь урегулированы: порядок исполнения решений судов по делам, связанным с воспитанием детей (ст. 79), о взыскании алиментов (разд. V). Имеются и другие нормы СК, так или иначе связанные с осуществлением исполнительных действий.

ТК. Здесь отражены вопросы исполнения решений о восстановлении на работе (ст. 396).

УИК. В исполнительном производстве при исполнении приговоров в части имущественных взысканий подлежит применению Перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда (Приложение 1 к УИК).

Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже". Здесь урегулированы вопросы порядка исполнения решений международных коммерческих арбитражей (разд. VIII).

Органы принудительного исполнения

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об исполнительном производстве " принудительное исполнение исполнительных документов, включая решения, определения, постановления судов общей юрисдикции, возлагается на службу судебных приставов. При этом следует иметь в виду, что в зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судей), и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Судебным приставом может быть гражданин России, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Старший судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование, кроме того, приставом не может быть лицо, имеющее судимость .

Служба судебных приставов носит по своей организации и соподчиненности вертикальный характер. Возглавляет ее Главный судебный пристав России, являющийся одновременно заместителем министра юстиции РФ. На региональном уровне действуют службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ , а на местах - районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов. Эти подразделения на местах и занимаются непосредственной работой по обеспечению деятельности судов и исполнению исполнительных документов, а возглавляют их старшие судебные приставы. Таким образом, система органов принудительного исполнения выведена из организационного подчинения на местах соответствующим районным судам.

Введение института судебных приставов-исполнителей представляет собой в какой-то мере возрождение известного института судебных приставов, существовавшего в России до 1917 г. Согласно Учреждению судебных установлений на судебных приставов возлагались обязанности по исполнению судебных решений и определений, доставке сторонам повесток и бумаг по делам, исполнению иных поручений судов, в том числе исполнению распоряжений председательствующего в судебном заседании. Как характеризовал институт судебных приставов видный русский юрист той эпохи Е.В. Васьковский, судебные приставы являлись органами судебной полиции.

В соответствии с новым законодательством полномочия судебных приставов-исполнителей по сравнению с судебными исполнителями расширены. Если судебные исполнители значительное число вопросов не могли решать самостоятельно, а им требовалась на соответствующие действия санкция судьи или суда, то судебные приставы-исполнители вправе самостоятельно решать большее число вопросов исполнительного производства. Лишь на отдельные действия судебного пристава-исполнителя необходима санкция старшего судебного пристава-исполнителя или суда в зависимости от характера исполнительного документа.

Судебному приставу-исполнителю может быть заявлен отвод, основания и порядок разрешения которого определены в ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории России. На основании ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Поэтому в соответствии с исполнительным документом, предъявленным к исполнению, судебный пристав-исполнитель должен предпринять все меры к его полной реализации.

Обязанности и полномочия судебных приставов-исполнителей в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов определены следующим образом. В частности, судебный пристав-исполнитель:

  • должен принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
  • предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
  • рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
  • обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Судебный пристав-исполнитель имеет право :

  • получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;
  • проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
  • давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
  • входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им.

Судебные приставы-исполнители вправе:

  • арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
  • налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях , в размере, указанном в исполнительном документе;
  • использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности , а при согласии собственника - помещения, находящиеся в иной собственности , для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
  • в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;
  • объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
  • вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве, и совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

В Федеральном законе "Об исполнительном производстве" предусмотрено и вознаграждение судебному приставу-исполнителю за успешные исполнительные действия. В частности, судебный пристав-исполнитель, обеспечивший реальное и своевременное исполнение исполнительного документа, получает вознаграждение в размере 5% от взысканной им суммы или стоимости имущества, но не более 10 минимальных размеров оплаты труда , а по исполнительному документу неимущественного характера - 5 минимальных размеров оплаты труда.

В случае частичного исполнения исполнительного документа по не зависящим от судебного пристава-исполнителя причинам вознаграждение выплачивается пропорционально взысканной сумме. Данная сумма вознаграждения выплачивается судебному приставу-исполнителю из внебюджетного фонда развития исполнительного производства.

Исполнительное законодательство определяет не только круг полномочий судебного пристава-исполнителя, но и порядок оспаривания его действий и постановлений. Вред, причиненный судебным приставом-исполнителем, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством , а именно Российской Федерацией, поскольку система принудительного исполнения входит в систему федеральных органов исполнительной власти .

Суд в исполнительном производстве. Участники исполнительного производства

Исполнять отдельные требования судебных приставов-исполнителей могут и другие органы, организации, должностные лица и граждане, относящиеся к числу лиц, содействующих совершению исполнительных действий, например органы государственной регистрации юридических лиц либо учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кроме того, к числу лиц, содействующих совершению исполнительных действий, относятся переводчик, понятые, специалисты, хранители имущества, работники органов внутренних дел и другие лица, которые так или иначе осуществляют определенные обязанности в связи с совершением исполнительных действий.

Исполнительные документы

Как уже отмечалось ранее, суды общей юрисдикции осуществляют судебный контроль за действиями судебных приставов-исполнителей по всем видам исполнительных документов, кроме выдаваемых арбитражными судами . Поэтому перечень исполнительных документов, указанный в ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве", раскроем с учетом данного правила.

2. Исполнительные документы

К числу исполнительных документов, исполнение которых происходит под контролем судов общей юрисдикции, относятся следующие.

1. Исполнительные листы. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительными документами являются, прежде всего, исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов (решений, определений, постановлений). Исполнительные листы выдаются судами, вынесшими соответствующее решение, например на взыскание денежных сумм, изъятие и передачу имущества.

По общему правилу исполнительный лист выдается взыскателю после вступления судебного решения в законную силу. Согласно ст. 209 ГПК решение суда вступает в законную силу и приобретает свойство исполнимости по истечении срока на его апелляционное или кассационное обжалование.

Ряд судебных актов подлежат немедленному исполнению (до вступления в законную силу), например решения, указанные в ст. 211, 212 ГПК.

На основании решений международного коммерческого арбитража исполнительные листы могут выдаваться в соответствии с гл. 45 и 47 ГПК судами общей юрисдикции в зависимости от того, по какому вопросу было вынесено решение арбитража (если спор, по которому вынесено решение арбитража, не относится к подведомственности арбитражных судов) и на территории какого государства оно было вынесено. Компетенция судов общей юрисдикции в данной сфере крайне незначительна.

На основании решения третейского суда, образованного в соответствии с Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации" исполнительные листы выдаются в порядке гл. 47 ГПК по общим правилам подведомственности, если решение было вынесено по спору, относящемуся к подведомственности судов общей юрисдикции.

Исполнительные листы на основании решений иностранных судов выдаются судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном гл. 45 ГПК, с учетом общих правил разграничения подведомственности, например по делу из семейных или наследственных правоотношений .

Порядок выдачи исполнительных листов на основании решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека российским законодательством не урегулирован. К числу таких межгосударственных органов по защите прав и свобод человека можно отнести Европейский суд по правам человека.

Следует также иметь в виду, что согласно ст. 429 ГПК по одному решению суда может быть выдано несколько исполнительных листов, например, при взыскании с солидарных ответчиков.

2. Судебные приказы отнесены к числу исполнительных документов в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Судебные приказы выдаются в соответствии с гл. 11 ГПК и не требуют какого-либо специального подтверждения, они сами являются исполнительным документом.

3. Нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов отнесены к числу исполнительных документов в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Порядок их заключения между гражданами и удостоверения нотариусом, придающий тем самым соглашению силу исполнительного документа, определен в гл. 16 СК (ст. 99-105 СК) и Основах законодательства РФ о нотариате .

4. Удостоверения комиссии по трудовым спорам (КТС), выдаваемые на основании ее решений, отнесены к числу исполнительных документов в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и ст. 389 ТК.

5. Оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов, отнесены к числу исполнительных документов в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

6. Постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях , отнесены к числу исполнительных документов в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

7. Постановления судебного пристава-исполнителя (пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), вынесенные в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" при совершении конкретных исполнительных действий.

Постановления судебного пристава-исполнителя выносятся по целому ряду различных вопросов, например о наложении штрафов , о взыскании суммы исполнительского сбора и других расходов по исполнению, о принудительном приводе. К числу исполнительных документов можно отнести те постановления, которые имеют принудительную силу, т.е. в случае отказа обязанных лиц могут быть осуществлены принудительно. В частности, исполнительными документами являются постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и об одновременном взыскании исполнительского сбора (п. 2 ст. 9, п. 1, 5 ст. 81); о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (п. 4 ст. 84) и др.

8. Постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (пп. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Перечень исполнительных документов, являющихся основанием для возбуждения исполнительного производства и совершения исполнительных действий в соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не является закрытым, поскольку в случаях, предусмотренных федеральным законом, исполнительными документами являются постановления иных органов.

К числу постановлений других органов можно отнести постановление прокурора о выселении лиц, самоуправно занявших жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда , вынесенное в соответствии со ст. 90 ЖК.

9. Исполнительная надпись нотариуса как исполнительный документ представляет собой форму реализации юрисдикционных полномочий нотариусов, санкционирующих бесспорное взыскание задолженности. Исполнительная надпись нотариуса согласно ст. 90 Основ законодательства РФ может совершаться, например, на основании п. 5 ст. 358 ГК, п. 3 ст. 630 ГК.

3. Дубликат исполнительного документа

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для взыскания является его дубликат, выдаваемый судом или другим органом, вынесшим соответствующий акт, в порядке, предусмотренном федеральным законом, в частности ст. 430 ГПК. Дубликат исполнительного документа выдается тем органом, который выдал этот документ. Дубликат имеет такую же юридическую силу, как и утраченный

документ, но обязательным его реквизитом является отметка "Дубликат", которая, как правило, делается в верхнем правом углу такого документа.

Вопрос о выдаче дубликата исполнительного листа или судебного приказа рассматривается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием для разрешения вопроса о выдаче дубликата. На определение суда по вопросу о выдаче дубликата может быть подана частная жалоба .

4. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению

Исполнительные документы могут быть предъявлены к исполнению в следующие сроки:

  • исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов судов общей юрисдикции, и судебные приказы - в течение трех лет;
  • исполнительные листы, выдаваемые судами на основании решений международных коммерческих арбитражей и иных третейских судов; оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания - в течение шести месяцев;
  • удостоверения комиссии по трудовым спорам; постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях , - в течение трех месяцев.

Сроки для предъявления других исполнительных документов к исполнению устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов.

Срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению либо частичным исполнением исполнительного документа должником. После перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению течение срока возобновляется. Время, истекшее до перерыва срока, в новый срок не засчитывается. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его полного или частичного исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению после перерыва исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт. По другим исполнительным документам пропущенные сроки восстановлению не подлежат.

Стадии исполнительного производства и его общие правила

1. Порядок возбуждения исполнительного производства

3. Санкции за неисполнение исполнительного документа

В случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения (не более 5 дней), судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. Следует иметь в виду, что указанный сбор взыскивается сверх суммы долга и поэтому при недостаточности имущества должника для погашения задолженности перед всеми взыскателями уменьшает возможности взыскателей, особенно последних очередей, на получение присужденного. При этом важное значение имеет правовая позиция

Суд, рассматривающий дело в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, если он своим решением или определением окончательно разрешает спор, либо прекращает производство по делу, либо оставляет заявление без рассмотрения, обязан разрешить вопрос о повороте исполнения решения суда или передать дело на разрешение суда первой инстанции. В случае, если в решении или определении вышестоящего суда нет никаких указаний на поворот исполнения решения суда, ответчик вправе подать соответствующее заявление в суд первой инстанции.

В случае отмены в суде апелляционной или кассационной инстанции решения суда по делу о взыскании алиментов поворот исполнения решения суда допускается только в тех случаях, если отмененное решение суда было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах. В случае отмены в порядке надзора решений суда по делам о взыскании денежных сумм по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, о взыскании вознаграждения за использование прав на произведения науки, литературы и искусства, исполнения, открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья либо смертью кормильца, поворот исполнения решения допускается, если отмененное решение суда было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах.

Завершение исполнительного производства осуществляется путем его прекращения (ст. 23-25 Федерального закона "Об исполнительном производстве"; ст. 439 ГПК); возвращения исполнительного документа взыскателю (ст. 26 указанного Федерального закона); окончанием исполнительного производства (ст. 27 указанного Федерального закона).

Особенности принудительного исполнения по отдельным категориям гражданских дел

1. Принудительное исполнение исполнительных документов в отношении граждан

Принудительное исполнение исполнительных документов в отношении граждан , в том числе имеющих статус индивидуальных предпринимателей , происходит по общим правилам исполнительного производства .

В отношении граждан исполнение решений о денежных взысканиях возможно путем обращения взыскания на денежные средства , а также любое лично принадлежащее им имущество. При недостаточности этого имущества в соответствии со ст. 45 СК кредитор вправе требовать выдела доли супруга-должника, которая бы причиталась супругу-должнику при разделе общего имущества супругов, для обращения на нее взыскания. Если приговором суда установлено, что общее имущество супругов было приобретено или увеличено за счет средств, полученных одним из супругов преступным путем, взыскание может быть обращено соответственно на общее имущество супругов или на его часть.

Следует иметь в виду, что в ст. 446 ГПК приводится перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. На указанное в ст. 446 ГПК имущество взыскание не может быть обращено в любом случае, даже если исполнительный лист исполнен не полностью. Такой же Перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда (Приложение N 1 кУИК), применяется при исполнении приговоров в части конфискации.

При исполнении исполнительного документа с должника может быть удержано не более 50% заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач до полного погашения взыскиваемых сумм. При удержании из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено 50% заработка.

Ограничения размера удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач не применяются при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей , возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и возмещении за ущерб, причиненный преступлением . В этих случаях размер удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач не может превышать 70%.

Приведенные правила применяются также при обращении взыскания на причитающиеся должнику стипендии, пенсии , вознаграждения за использование автором своего авторского права , права на открытие, изобретение, на которые выданы авторские свидетельства, а также за рационализаторское предложение и промышленный образец, на которые выданы свидетельства.

Первоначально производится розыск имущества, а после его обнаружения на него налагается арест. В соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об исполнительном производстве" арест на имущество должника налагается не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а в необходимых случаях - одновременно с его вручением. Выявление и определение принадлежности имущества должнику производится судебным приставом-исполнителем при осуществлении исполнительных действий.

Арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необходимости - ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение. Виды, объемы и сроки ограничения определяются судебным приставом-исполнителем в каждом конкретном случае с учетом свойств имущества, значимости его для собственника или владельца, хозяйственного, бытового или иного использования и других факторов. Арест должен налагаться на имущество должника в тех пределах, которые необходимы для погашения присужденной взыскателю суммы и расходов по исполнению.

При обращении взыскания на имущество должника-организации арест и реализация данного имущества осуществляется в следующей очередности:

  • в первую очередь реализуется имущество должника, непосредственно не участвующее в производстве: ценные бумаги , денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное;
  • во вторую очередь - готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующие и не предназначенные для непосредственного участия в производстве;
  • в третью очередь - объекты недвижимого имущества, а также сырье и материалы, станки, оборудование, другие основные средства , предназначенные для непосредственного участия в производстве.

Согласно п. 5 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должнику предоставлено право указать те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Однако окончательно очередность обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника определяет судебный пристав-исполнитель.

3. Оценка имущества должника

Важным вопросом практики исполнительного производства является оценка имущества, поскольку от его стоимости зависит и результативность мер исполнения, полнота реализации исполнительного документа. В соответствии со ст. 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве" оценка имущества должника производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа, за исключением случаев, когда оценка производится по регулируемым ценам. Если оценка отдельных предметов является затруднительной либо должник или взыскатель возражают против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки, судебный пристав-исполнитель для определения стоимости имущества назначает специалиста. При этом сторона, оспаривающая оценку имущества, произведенную судебным приставом-исполнителем, несет расходы по назначению специалиста.

4. Реализация арестованного имущества должника

Реализация арестованного имущества должника, на которое обращается взыскание (за исключением имущества, изъятого по закону из оборота), осуществляется путем его продажи в течение двух месяцев со дня наложения ареста на имущество должника, если иное не предусмотрено федеральным законами. Сами нормы о порядке продажи в Федеральном законе "Об исполнительном производстве" носят в основном отсылочный характер. Поэтому для определения порядка реализации имущества необходим комплексный анализ как указанного Федерального закона, так и гражданского, гражданского процессуального и иного законодательства Российской Федерации.

Новым в регламентации реализации имущества является правило о том, что сам судебный пристав-исполнитель не вправе проводить продажу имущества должника. Продажа имущества должника, за исключением недвижимого имущества, производится на комиссионных и иных договорных началах, предусмотренных федеральным законом, специализированной организацией, аккредитованной при Российском фонде федерального имущества.

Необходимо исходить из общего порядка такой продажи в соответствии с правилами торговли определенными видами продукции. Так, для продажи автомототранспорта необходима организация, имеющая лицензию на право комиссионной торговли автомототранспортом, для продажи ювелирных изделий - организация, имеющая право торговли указанными изделиями. Если у должника будет описан слиток золота, то поскольку право их продажи и покупки предоставлено банкам, то необходимо осуществлять такую продажу через банк, имеющий лицензию на право работы с драгоценными металлами.

Продажа недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения публичных торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, в порядке, предусмотренном ст. 447-449 ГК. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу -лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. По смыслу закона для реализации имущества в порядке исполнения судебного акта торги должны проводиться только открытые, что исключает какие-либо злоупотребления.

Специализированные организации проводят торги по заявке судебного пристава-исполнителя с указанием минимальной начальной цены имущества, выставляемого на торги. Торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения специализированной организацией соответствующей заявки судебного пристава-исполнителя.

К заявке прилагаются:

  • копия исполнительного документа;
  • копия акта ареста имущества, составленного судебным приставом-исполнителем;
  • документы, характеризующие объект недвижимости;
  • копии документов, подтверждающих право пользования земельным участком или право собственности на него, в случае продажи отдельно стоящего здания.

Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано не менее чем за 30 дней до их проведения. В соответствии со ст. 448 ГК извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Начальная продажная цена заложенного имущества, с которой начинаются торги, определяется решением суда в случаях обращения взыскания на имущество в судебном порядке. Заложенное имущество продается лицу, предложившему на торгах наивысшую цену.

При объявлении торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом. К такому соглашению применяются правила о договоре купли-продажи .

При объявлении несостоявшимися повторных торгов залогодержатель вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме не более чем на 10% ниже начальной продажной цены на повторных торгах. Таким образом, только в указанном случае взыскатель вправе оставить у себя реализуемое имущество в собственности в зачет задолженности по исполнительному листу. При этом, если залогодержатель не воспользуется правом оставить за собой предмет залога в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися, договор о залоге прекращается.

Согласно ст. 49 Федерального закона "Об исполнительном производстве" залогодержатель, оставивший за собой заложенное имущество, обязан удовлетворить требования кредиторов, пользующиеся преимуществом перед его требованием, из стоимости заложенного имущества в размере, не превышающем стоимости этого имущества.

6. Исполнение решений о вселении взыскателя или выселении должника

Исполнение решений о вселении взыскателя (как гражданина, так и организации) производится в принудительном порядке судебным приставом-исполнителем. В случае воспрепятствования должником исполнению исполнительное производство осуществляется с участием понятых, а в необходимых случаях - органов внутренних дел. Результатом исполнения решения о вселении должно быть обеспечение условий для повседневного беспрепятственного пользования соответствующим помещением взыскателем и его проживания (пребывания) в нем. Исполнение исполнительного документа о вселении оформляется судебным приставом-исполнителем актом о вселении.

Исполнительное производство по исполненному документу может быть в дальнейшем возобновлено, если после составления акта о вселении взыскателя должник вновь препятствует проживанию (пребыванию) взыскателя. В таком случае вторично обращаться с иском в суд о вселении нет необходимости, поскольку повторное вселение производится в рамках уже начатого ранее исполнительного производства. Если же проживанию (вселению) должника препятствует лицо, которое не является согласно исполнительному листу должником, то исполнительное производство не может быть возобновлено. Вопрос о вселении в таком случае решается в судебном порядке (п. 5 ст. 76 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Исполнение исполнительного документа о выселении должника осуществляется судебным приставом-исполнителем принудительно. Судебный пристав-исполнитель официально извещает должника о дне и времени принудительного выселения. Отсутствие должника, извещенного о дне выселения, не является препятствием для исполнения исполнительного документа. Выселение состоит из освобождения помещения, указанного в исполнительном документе, от выселяемого (выселяемых), его (их) имущества, домашних животных и запрещения выселяемому (выселяемым) пользоваться освобожденным помещением. Выселение производится в присутствии понятых, в необходимых случаях - при содействии органов внутренних дел с обязательной описью имущества, производимой судебным приставом-исполнителем. Судебный пристав-исполнитель в необходимых случаях обеспечивает хранение имущества должника с возложением на него понесенных расходов. Хранение имущества должника осуществляется в срок, не превышающий трех лет, по истечении которого указанное имущество реализуется в порядке, установленном для реализации бесхозяйного имущества. Средства от реализации имущества должника направляются в федеральный бюджет . Результаты исполнения исполнительного документа о выселении должника оформляются судебным приставом-исполнителем актом о выселении.

7. Исполнение решений о восстановлении на работе

Исполнение решений о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника производится немедленно. Исполнение считается завершенным с момента фактического допуска указанного работника к исполнению прежних обязанностей, последовавшего за изданием приказа администрации об отмене своего незаконного распоряжения об увольнении или о переводе.

В случае неисполнения должником исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника судебный пристав-исполнитель вправе принять меры штрафного характера и поставить вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности согласно ст. 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Кроме того, при задержке работодателем исполнения такого решения суд выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке (ст. 396 ТК).

8. Принудительное исполнение исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения

В целях обеспечения принудительного исполнения исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, судебный пристав-исполнитель устанавливает должнику срок для их добровольного исполнения. В случае невыполнения данных требований без уважительных причин судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штрафные санкции и иные меры, предусмотренные законом, и назначает новый срок исполнения исполнительного документа. В случае, если для исполнения исполнительного документа участие должника необязательно, судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему законом, с взысканием с должника трехкратного размера расходов по совершению исполнительных действий.

Взыскатель вправе сам совершить эти действия, например снести самовольно возведенное строение за счет должника с взысканием с него необходимых расходов (ст. 206 ГПК).

9. Принудительное исполнение, связанное с передачей взыскателю определенных предметов

Принудительное исполнение, связанное с передачей взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе, заключается в изъятии этих предметов у должника и передаче взыскателю на основании акта передачи. В случае отказа взыскателя от указанных предметов они возвращаются должнику, а исполнительное производство прекращается. При отсутствии указанных предметов с должника может быть взыскана их стоимость, определенная в резолютивной части решения соответствующего суда (ст. 205 ГПК).

Более подробно другие вопросы исполнительного производства рассматриваются в рамках спецкурса "Исполнительное производство".

Введение…………………………………...............................................................3

Глава 1. Возбуждение исполнительного производства………………………...5

1.1. Возбуждение исполнительного производства…………………...………5

1.2. Возвращение исполнительного документа на стадии возбуждения исполнительного производства…………………………………………………..9

Глава 2. Исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе………………………………………………………………………...14

2.1. Добровольное исполнение………………………………………………….14

2.2. Меры принудительного исполнения …………………………………...…16

2.3. Обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды дохода должника …………………………..……………………………...21

2.4. Отложение исполнительных действий…………………………………….38

2.5. Приостановление исполнительного производства………………………..40

Глава 3. Окончание исполнительного производства………………………….46

3.1. Прекращение исполнительного производства……………………………46

3.2. Окончание исполнительного производства……………………………….47

3.3. Возвращение исполнительного документа………………………………..49

Заключение……………………………………………………………………….52

Список использованной литературы...................................................................55

Введение

Исполнительное производство - это урегулированная правом, упорядоченная законом и иными нормативными актами, санкционированная государством и обеспеченная силой государственного принуждения совокупность процессуальных действий, осуществляемых судебным приставом-исполнителем (непосредственно или опосредованно, через поручение), направленных на своевременное и полное фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах юрисдикционных и не юрисдикционных органов.

Центральная фигура исполнительного производства - судебный пристав-исполнитель, который обладает по отношению к сторонам сугубо властными полномочиями, является лицом, олицетворяющим силу государственного принуждения к исполнению требований юрисдикционных органов. Его цель - принудить к исполнению таких требований оговоренными в законе средствами, способами, в определенные сроки и т.д. Определенные элементы диспозитивности в возможном поведении сторон присутствуют, но весьма незначительно, да и то, в основном, у взыскателя. Деятельность судебных приставов-исполнителей широка и многогранна по различным основаниям. Простое перечисление реализуемых судебным приставом-исполнителем конкретных правомочий заняло бы несколько страниц печатного текста. Одно исполнительное производство (и содержание исполнительных действий) не похоже на другое вследствие, например, различия должника (гражданина или юридического лица), вида требования, содержащегося в исполнительном документе (взыскание долга и восстановление на работе, например), самого исполнительного документа (исполнительный лист или постановление о привлечении к административной ответственности) и т.д. Но даже в том случае, если вид исполнительного документа, характер содержащихся в нем требований, статус должника и т. п. совпадают в полном объеме, исполнительные производства могут разниться ввиду различий «тактики» и «стратегии» исполнения .

Исполнительное производство с одной стороны представляет собой совокупность самых различных исполнительных процедур, отличных по содержанию. Вместе с тем, любое исполнительное производство осуществляется по определенным этапам, стадиям и совершение исполнительных действий происходит планомерно и поступательно. Стадийность исполнительного процесса (исполнительного производства) представляется наиболее важной для практиков, поскольку именно рассмотрение особенностей движения исполнительного процесса по стадиям позволяет правильно использовать средства принуждения, эффективно и экономично осуществить исполнительные действия .

Закон не содержит понятия «стадия исполнительного производства», однако под стадией необходимо понимать такую относительно обособленную и сравнительно самостоятельную часть исполнительного производства (совокупность действий и т.д.), которая, наряду с его общими задачами (в самом общем виде это своевременное, полное и законное фактическое исполнение требований исполнительного документа), имеет свойственные только ей задачи и особенности. На каждой стадии имеют место определенные действия, которые являются частными по отношении к общей цели исполнительного производства. Стадии органично связаны между собой и последующая начинается только после окончания предыдущей.

Схема поэтапного развития исполнительного производства не является стандартной, однако «любое исполнительное производство развивается по стадиям (этапам)». Схема подразумевает в каждом случае свои собственные стадии и движение конкретных производств, таким образом, не сводимо к общим закономерностям движения любого исполнительного производства .


Глава 1. Возбуждение исполнительного производства

1.1. Возбуждение исполнительного производства

Первой и обязательной стадией исполнительного процесса является возбуждение исполнительного производства. Возбуждение исполнительного производства - единственное основание не только для осуществления принудительного исполнения, но и в целом для совершения каких-либо исполнительных действий. Представляется, что даже осуществлять запросы о наличии у должника денежных средств судебный пристав-исполнитель не вправе до вынесения постановления о возбуждении производства.

Возбуждение исполнительного производства осуществляет судебный пристав-исполнитель единолично. В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» на судебном приставе-исполнителе при поступлении к нему исполнительного документа лежат две обязанности. Во-первых, он обязан принять исполнительный документ от суда или другого органа, его выдавшего, либо взыскателя к исполнению. Во-вторых, при наличии определенных условий (фактического состава) он должен возбудить исполнительное производство. Таких условий два .

Первое условие: если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению. На основании п. 1 ст. 16 Закона исполнительные документы, по которым истек срок предъявления их к исполнению, судебным приставом-исполнителем к производству не принимаются, о чем им выносится соответствующее постановление. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению определены в п. 1 ст. 14 Закона.

Так, исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов судов общей юрисдикции, судебные приказы и судебные акты арбитражных судов (в связи с принятием 01.09.2003 г. нового АПК РФ) - в течение трех лет. Исполнительные листы, выдаваемые судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, - в течение шести месяцев. Оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания - также в течение шести месяцев .

Удостоверения комиссии по трудовым спорам - в течение трех месяцев. Постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, - в течение трех месяцев. При этом в пункте 1имеется важная оговорка: сроки предъявления других исполнительных документов к исполнению устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов .

Это лишний раз подтверждает то, что перечень исполнительных документов не закрыт и может быть продолжен федеральным законом (п.п. 8 п. 1 ст. 7 Закона).

Не менее важен и вопрос исчисления сроков. Пункт 2 статьи 14 Закона гласит, что сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исчисляются при предъявлении к исполнению:

а) исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, - со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока,установленного при отсрочке или рассрочке его исполнения, либо со дня вынесения определения о восстановлении срока, пропущенного для предъявления исполнительного документа к исполнению, а в случаях, когда судебный акт подлежит немедленному исполнению, - со следующего дня после дня его вынесения;

б) судебных приказов - по истечении 10-дневного срока со дня их выдачи;

в) требований органов, осуществляющих контрольные функции, - со дня возвращения их банком или иной кредитной организацией взыскателю или направления судебному приставу-исполнителю;

г) постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, - со дня вынесения соответствующего постановления .

По другим исполнительным документам срок предъявления к исполнению исчисляется со следующего дня после дня их выдачи, если иное не установлено федеральным законом.

При этом в Законе предусмотрено (п. 3 ст. 14), что исполнительные документы о взыскании периодических платежей (взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, и другие) сохраняют силу на все время, на которое присуждены платежи. Такой же порядок действует и в отношении нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов. В указанных случаях сроки предъявления исполнительных документов к исполнению исчисляются для каждого платежа в отдельности.

Статьей 15 Закона установлено, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается: предъявлением исполнительного документа к исполнению или частичным исполнением исполнительного документа должником. После перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению течение срока возобновляется. Время, истекшее до перерыва срока, в новый срок не засчитывается. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его полного или частичного исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению после перерыва исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю .

Стадия исполнительного производства- это совокупность процессуальных действий кот-е направлены на достижение опрделенной цели. Каждая стадия это группа процесуальных действий с четко определенной процессуальной целью. В больш. случаев та или иная стадия заканчивается вынесением постановления суд-го пристава исполнителя.

  • - возбуждение исполнительного производства
  • - подготовка судебного пристава исполнителя к принудителному исполнению
  • - применение мер гос-го принуждения к должнику
  • - обжалование действий суд-го пристава исполнителя.
  • 1. Возбуждение исполнительного производства, эта стадия харктеризуется такими процессуальными действиями:
    • А). предъявление исполнительного документа судебному приставу исполнителю б) принятие исполнительного док-та суд-ным приставом -исполнителем и вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства.

Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или др. органа, его выдавшего, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнит-го док-та к исполнению и данный документ соответствует требованиям, предусм-м ст. 8 наст. Фз. Суд-й пристав-исполнитель в 3 дневный срок со дня поступления к нему исполнительного док-та выносит постановление о возбуждении исполнит-го производства. В постановлении о возбуждении исполнит-го производства суд-й пристав-исп-ль устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в испо-ном док-те треб-ний, кот-й не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнит-го производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении устан-ого срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 81 и 82 наст. Фз. Копия постановления о возбуждении исполнит-го производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнит-й документ. В целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении. Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

  • 2. Подготовка судебного пристава исполнителя к принудителному исполнению, здесь он предост-ет должнику срок для добровольного исполнения требований исполнительного док-та, также на этой стадии возможно совершение мер по обечпечению исполнения исполнительного док-та, разъяснение судебного акта или акта др. органа подлежащего исполнению, заявление отводов судебному приставу исполнителю
  • 3) Применение мер гос-го принуждения к должнику

В случае добровольного неисполнения треб-й испол-го док-та на стадии применения мер гос. принуждения к должнику задействуетсямеханизм принудит-го исполнения через службу судебных приставов. Меры принудит исполнения: - обращ взыскания на имущ-во долж-ка путем анложения ареста на имущ-во и его реализации, - обращ-е взыск-я на зарплату,пенсию, стипендию и др виды доходов должника, -обащ-е взыск-я на денежн ср-ва и др имущ-во должника наход-ееся у др лиц, - изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов указ-х в исполнит-ном док-те.

Статья 44. Основание применения мер принудительного исполнения. Основанием применения мер принудительного исполнения являются: 1) предъявление в установленном ФЗ порядке надлежаще оформленного исполнительного док-та; 2) принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства; 3) истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения. Статья 45. Меры принудительного исполнения. Мерами принудительного исполнения являются: 1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации; 2) обращение взыскания на зарплату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; 3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у др. лиц; 4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнит-м док-те; 5) иные меры, предпринимаемые в соот. с наст. ФЗ и иными фз, обеспечивающие исполнение исполнит-го док-та.

4) обжалование действий суд-го пристава исполнителя. Эта стадия завершает исполнит-ное производство, хотя может и не быть последней стадией. Это обжалование возможно в любое время в ходе принудит-го исполнения.

Б.Е. Деготь, аспирант Российской правовой академии Минюста России.

Юридический процесс есть развивающееся во времени явление. Однако в отличие от времени как объективной категории юридический процесс в большей степени субъективен, поскольку нельзя заранее сказать, сколько он продлится в объективных временных параметрах. В связи с этим возникает теория стадий исполнительного процесса.

В юридической литературе и законодательстве исполнительный процесс, как правило, называется исполнительным производством. Под исполнительным процессом нами понимается порядок (процедура) деятельности государственных органов по рассмотрению и разрешению юридических дел по принудительному исполнению исполнительных документов, а также правоотношения, возникающие в процессе этой деятельности. Исполнительный процесс включает также деятельность иных его участников, в частности взыскателя и должника.

Стадийность юридического процесса есть некая условность. Существует две классификации стадий юридического процесса: функциональная и логическая.

При функциональной классификации выделяются стадии возбуждения юридического процесса, подготовки к рассмотрению, рассмотрения дела и принятия решения по итогам рассмотрения дела. В этом смысле принятием решения по делу называется и исполнение решения, но в ряде случаев возникает необходимость в специализации, и тогда исполнение решения выносится за рамки одного юридического процесса и переходит в иной юридический процесс. Именно так происходит с исполнительным процессом, который, скажем, возникает после гражданского или иного первоначального юридического процесса.

Функциональная классификация стадий не есть нечто застывшее, статичное - она может быть применена и по отношению к самому исполнительному процессу, т.е. возбуждение исполнительного процесса рассматривается как принятие исполнительного документа канцелярией, подготовка к рассмотрению вопроса о возбуждении исполнительного процесса, рассмотрение вопроса о возбуждении исполнительного процесса, принятие решения о том, возбуждать или нет тот или иной исполнительный процесс.

Иными словами, речь идет о стадиях в стадии. При этом стадия в стадии называется внутренней стадией по отношению к той стадии, которая ее включает. Стадия, содержащая стадии, называется внешней стадией по отношению к внутренним стадиям. Следовательно, внутренняя и внешняя стадии означают лишь отношения между стадиями как частями юридического процесса.

Логическая классификация стадий играет и схожую с функциональной, и в то же время несколько иную роль. Логическая классификация традиционно предусматривает следующие стадии: выяснение фактических обстоятельств дела; выяснение и определение нормы права, подлежащей применению; принятие по итогам этих двух стадий решения.

Очевидно, что задача логической классификации - дисциплинировать правоприменителя, дать ему импульс к неспешному, вдумчивому логическому размышлению. Логическую классификацию стадий можно рассматривать как "гигиену" мышления, и не более того. В то же самое время юридический процесс можно строить по этой же схеме: первоначально выясняем фактические обстоятельства, затем переходим к исследованию юридических норм и лишь после этого - к стадии принятия решения.

Исследование вопросов стадий исполнительного процесса, его соотношения с другими юридическими процессами приводит к необходимости конструирования такой правовой категории, как "взаимодействие юридических процессов".

Взаимодействие юридических процессов есть правовое явление, выражающееся в определенной взаимосвязи и взаимообусловленности между различными юридическими процессами, а также в части - между различными производствами, входящими в один юридический процесс.

В зависимости от развития связанных юридических процессов во времени можно вести речь о параллельных и о последовательных юридических процессах.

Параллельность развития исполнительного процесса с рядом иных юридических процессов нежелательна, поэтому возникает необходимость синхронизации юридических процессов.

Одним из механизмов синхронизации, направленной на недопустимость параллельного развития юридических процессов, является приостановление того или иного юридического процесса. Например , исполнительный процесс может быть приостановлен в случае обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

Самостоятельность юридического процесса в некотором смысле определяется наличием одного юридического дела. В то же время одно юридическое дело является гарантией недопустимости одновременного течения (параллелизации) различных юридических процессов или одного и того же юридического процесса, но в различных его стадиях. Например , сложно представить одновременное рассмотрение дела и в суде кассационной инстанции, и в суде надзорной инстанции, поскольку, как правило, течение этих юридических стадий зависит от нахождения в инстанциях материалов дела.

Особое место среди стадий занимает возбуждение исполнительного процесса, представляющее собой совокупность процессуальных действий судебного пристава-исполнителя, направленных на установление условий, необходимых для возбуждения исполнительного процесса.

Возбуждение исполнительного процесса как стадия завершается вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства.

Значение стадии возбуждения исполнительного процесса заключается в том, что процессуальные действия судебного пристава-исполнителя по применению мер принудительного исполнения могут совершаться лишь после вынесения постановления о возбуждении исполнительного процесса.

При установлении судебным приставом-исполнителем условий, препятствующих возбуждению исполнительного процесса, исполнительный документ подлежит возвращению.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) различает, по существу, два определения "возвращения исполнительного документа":

  1. возвращение исполнительного документа до возбуждения исполнительного процесса;
  2. возвращение исполнительного документа после возбуждения исполнительного процесса.

Возвращение исполнительного документа до возбуждения исполнительного процесса регламентируется ст. 10 "Последствия нарушения требований, предъявляемых к исполнительному документу" Закона.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ в 3-дневный срок со дня его поступления: взыскателю - если документ направлен в соответствующее подразделение с нарушением срока предъявления его к исполнению; в суд и другой орган, выдавший исполнительный документ, - если документ не соответствует требованиям, предусмотренным ст. 8 Закона.

Таким образом, Закон предусматривает два условия, препятствующих возбуждению исполнительного процесса: нарушение срока предъявления исполнительного листа к исполнению и нарушение требований, предъявляемых к исполнительному документу. Однако практика показывает, что такого количества условий, препятствующих возбуждению исполнительного процесса, явно недостаточно, на что уже обращалось внимание в литературе.

В случае направления исполнительного документа в подразделение службы судебных приставов, на территории которого не находится (не проживает) должник, судебный пристав-исполнитель должен возбудить исполнительный процесс и только после этого выяснить у взыскателя причину направления указанного исполнительного документа в данное подразделение.

Неправильное определение "территориальной принадлежности" не может служить основанием для возвращения исполнительного документа <*>.

<*> Иной точки зрения придерживается С.Е. Устьянцев. См.: Настольная книга судебного пристава: Справочно-методическое пособие // Отв. ред. проф. В.В. Ярков. М.: БЕК, 2000. С. 192.

Исполнительная сила исполнительного документа в широком смысле означает возможность его принудительного исполнения. В связи с этим в случае отсутствия у исполнительного документа исполнительной силы оснований для существования исполнительного процесса, в том числе для его продолжения или возбуждения, нет <*>.

<*> См.: Устьянцев С.Е. Указ. соч. С. 192.

При выяснении вопроса об отсутствии у исполнительного документа исполнительной силы на стадии возбуждения исполнительного процесса исполнительный документ подлежит возвращению в орган, его выдавший <*>. В случае же обнаружения отсутствия у исполнительного документа исполнительной силы после вынесения постановления о возбуждении исполнительного процесса постановление о возбуждении исполнительного производства подлежит отмене, а исполнительный документ - возвращению.

<*> В этом вопросе следует согласиться с С.Е. Устьянцевым. (См.: Там же. С. 192.)

Частным случаем отсутствия исполнительной силы является невступление в законную силу юрисдикционного акта. Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.12.2001 N А05-6195/01-365/21 указано, что суд правомерно удовлетворил жалобу должника о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства и взысканию исполнительского сбора за неисполнение судебного акта в добровольном порядке, так как из материалов дела следует, что производство возбуждено приставом во исполнение не вступившего в законную силу решения.

Законом не предусмотрены последствия предъявления исполнительного документа, не имеющего исполнительной силы, но обладающего формальными признаками, позволяющими отнести его к исполнительным документам (например, поддельного исполнительного документа, исполнительного листа по утратившему законную силу судебному акту в силу его отмены, а также признанного незаконным исполнительного документа).

Безусловно, орган принудительного исполнения не владеет всей информацией, касающейся отмены или признания незаконными юрисдикционных актов. В связи с этим, на наш взгляд, орган принудительного исполнения, установив, что предъявлен исполнительный документ, не обладающий исполнительной силой, и по нему возбужден исполнительный процесс, должен отменить постановление о возбуждении исполнительного производства.

Предполагается, что должник, получив постановление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа, не обладающего исполнительной силой, немедленно сообщает об этом судебному приставу-исполнителю. Судебный пристав-исполнитель, убедившись в отсутствии исполнительной силы у исполнительного документа, по которому возбужден исполнительный процесс, отменяет постановление о возбуждении исполнительного производства и все принятые им меры принудительного исполнения.

Кроме того, на наш взгляд, постановление о возбуждении исполнительного производства, вынесенное на основании исполнительного документа, не обладающего исполнительной силой, не может быть признано судом недействительным, поскольку отсутствует факт нарушения закона как необходимое условие признания недействительным правового акта судебного пристава-исполнителя. Иное дело, если судебный пристав-исполнитель отказался отменить постановление о возбуждении исполнительного производства; только в этом случае может быть обжаловано не постановление о возбуждении исполнительного производства, а отказ в отмене постановления о возбуждении исполнительного производства.

На практике бывают случаи, когда на основании вступившего в законную силу решения суда первой инстанции выдается исполнительный лист, однако в дальнейшем восстанавливается срок на подачу апелляционной (кассационной) жалобы. При этом на основании исполнительного листа уже имеется возбужденное исполнительное производство. Возникает вопрос: что должен предпринять судебный пристав-исполнитель в случае, если суд не разрешил судьбу исполнительного процесса?

По мнению С.Е. Устьянцева, "в случае восстановления судом срока на кассационное обжалование и принятия кассационной жалобы, согласно положениям ст. 208 ГПК, решение суда является не вступившим в законную силу, а исполнительный лист, выданный на его основании, должен возвращаться в суд, его выдавший, при этом судебному приставу-исполнителю должно быть представлено определение суда о восстановлении срока на кассационное обжалование" <*>.

<*> Устъянцев С.Е. Указ. соч. С. 183.

Согласиться с таким подходом нельзя. На наш взгляд, в этих условиях заинтересованное лицо (должник) должно заявить в суде ходатайство о приостановлении исполнительного производства. В противном случае исполнительное производство должно развиваться, как оно развивалось и при отсутствии восстановления срока. Наивность такой рекомендации наиболее очевидна при восстановлении срока на кассационное обжалование уже после фактического исполнения исполнительного документа.

Вопрос заключается в том, теряет ли законную силу решение суда после того, как восстановлен срок апелляционного (кассационного) обжалования, или не теряет? Ни ГПК РФ, ни АПК РФ не содержат положений, которые однозначно указывают на то, что решение суда теряет законную силу после того, как восстанавливается срок обжалования.

Таким образом, возможны две позиции: 1) решение суда первой инстанции утрачивает законную силу после того, как подана апелляционная (кассационная) жалоба и судом восстановлен срок обжалования; 2) решение суда первой инстанции законной силы не утрачивает в случае, если апелляционная (кассационная) жалоба подана по истечении срока обжалования, но срок обжалования восстановлен.

В случае отсутствия полномочий у лица, предъявившего исполнительный документ, исполнительный документ, по мнению С.Е. Устьянцева, должен быть возвращен взыскателю, указанному в исполнительном документе <*>.

<*> См.: Там же. С. 192.

На наш взгляд, в случае отсутствия полномочий у лица, предъявившего исполнительный документ, исполнительный документ не может быть возвращен, поскольку законом не предусмотрено такое основание возвращения исполнительного документа. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительный процесс в общем порядке.

В случае если взыскатель, получив постановление о возбуждении исполнительного производства, считает, что нет необходимости в его принудительном исполнении, он вправе отозвать исполнительный документ.

На практике случается, что суд признает недействительным постановление о возбуждении исполнительного производства при отсутствии согласия взыскателя на такое возбуждение. При этом жалобу подает должник с целью затянуть исполнительный процесс. Представляется, что никаких оснований для признания недействительным постановления о возбуждении исполнительного производства нет. Взыскатель вправе в любой момент отозвать исполнительный документ с последующим его возвращением и окончанием исполнительного процесса. Взыскатель несет риск всех "случайных" предъявлений исполнительного документа к исполнению.

Одним из оснований для возвращения исполнительного документа является нарушение срока его предъявления к исполнению. На практике факт нарушения срока предъявления исполнительного документа к исполнению установить достаточно сложно, поскольку отметки на исполнительном документе зачастую не ставятся; могут быть и иные основания для перерыва или продления срока предъявления исполнительного документа (а в случае с постановлением о наложении административного штрафа - срока давности).

Взыскатель, зная, что нарушение срока предъявления исполнительного документа влечет за собой возврат исполнительного документа, обязан представить судебному приставу-исполнителю необходимые доказательства отсутствия пропуска срока предъявления исполнительного документа и нести ответственность за все последствия, вызванные непредставлением таких доказательств. Иными словами, при пропуске срока предъявления исполнительного документа к исполнению и отсутствии у судебного пристава-исполнителя доказательств перерыва или восстановления этого срока судебный пристав-исполнитель возвращает взыскателю исполнительный документ.

Существует две формы временного завершения исполнительного процесса, то есть несовершения судебным приставом-исполнителем исполнительных действий в течение определенного промежутка времени: приостановление исполнительного производства и отложение исполнительных действий. Они имеют следующие отличия: приостановление исполнительного процесса производится только судом, а отложение исполнительных действий может производиться как судом, так и судебным приставом-исполнителем; Закон называет конкретные основания приостановления исполнительного производства.

Возможность отложения исполнительных действий не до наступления календарной даты, а до наступления события приводит к размыванию границ между приостановлением исполнительного процесса и отложением исполнительных действий.

Окончание исполнительного процесса, как и иного юридического процесса, стадией не является и потому, в отличие от стадии возбуждения исполнительного процесса, носит условный характер. Это вызвано возможностью возобновления исполнительного процесса в силу, например, отмены постановления об окончании исполнительного производства.

В литературе имеется два взгляда относительно понятия "окончание исполнительного процесса":

  1. бездействие судебного пристава-исполнителя;
  2. те действия судебного пристава-исполнителя, которые приводят к отсутствию действий.

Законом не предусмотрены порядок и основания возобновления исполнительного процесса после его окончания, за исключением п. 5 ст. 76 Закона, который устанавливает, что исполнительное производство по исполненному документу может быть возобновлено, если после составления акта о вселении взыскателя должник вновь препятствует проживанию (пребыванию) взыскателя. Однако для применения п. 5 ст. 76 Закона, на наш взгляд, необходимо отменить постановление об окончании исполнительного производства.

Представляется, что основаниями возобновления исполнительного процесса являются:

  1. признание незаконным постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства;
  2. обнаружение задолженности при исполнительном контрольном производстве.