Юридические аксиомы понятие и значение. Правовые презумпции

Введение

1. Аксиомы в праве

2. Правовые аксиомы в гражданском судопроизводстве

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ

Осуществление правосудия во все времена являлось необходимым атрибутом государственного суверенитета. Поэтому не случайно, что судебные решения, в частности, по гражданским делам, выносятся "именем Российской Федерации", поскольку только государство обладает абсолютной монополией на осуществление правосудия. Из этого следует, что никакое иное учреждение, кроме законодательно установленных государством судебных органов, не имеет полномочий на вынесение обладающих силой и подлежащих обязательному исполнению судебных постановлений и подлежащих обязательному исполнению.

В Российской Федерации правосудие функционирует независимо от законодательной и исполнительной властей и имеет строго очерченную в Конституции РФ и особых законах компетенцию. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Рассмотрение и разрешение гражданских дел затрагивает субъективные права и законные интересы значительной части физических и юридических лиц. В связи с этим в современный период существенно должна повышаться роль правосудия в защите прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, утверждении принципа социальной справедливости, предупреждении правонарушений, воспитании уважения к закону, правам, чести и достоинству граждан.

Указанные задачи гражданского судопроизводства могут быть успешно решены лишь при строжайшем соблюдении законности как одного из важнейших условий укрепления правовой основы государственной и общественной жизни, функционирования строящегося в России правового государства.

Правосудие - это форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел, в том числе и гражданских, которая осуществляется в установленном законом процессуальном порядке.

"Правосудие" и "судебная власть" не тождественные понятия, несмотря на то, что относятся к одной государственной функции, которая заключается в том, чтобы беспристрастно и объективно рассматривать и разрешать различные социальные споры и конфликты, связанные с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие представляет собой особый вид юридической деятельности, выполнение которой возложено государством и обществом на судебную власть.

Судебная власть представляет собой имеющую свои особенности в организации и компетенции особую разновидность государственной власти, делегированную государством специально уполномоченным государственным органам - судам, которая реализуется конкретными должностными лицами (судьями) для выполнения ими правозащитных функций с использованием в необходимых случаях силы принуждения.

Создание правового государства немыслимо без наличия правовых гарантий прав и свобод граждан. Также невозможно существование правового государства без сильного и по-настоящему независимого суда от исполнительной и законодательной властей.


1. АКСИОМЫ В ПРАВЕ

В юридической литературе одним из неоднозначных и дискуссионных является вопрос о необходимости выделения в праве аксиом, возникновение которого во многом предопределено различным пониманием данного явления. Ряд исследователей, определяя аксиомы как положения, принимаемые без логических доказательств в силу их непосредственной убедительности, выступает против признания права аксиоматической системой, наличия в праве аксиом.

В доказательство данной точки зрения приводятся, в том числе, следующие аргументы. Во-первых, нормы права, как первичные элементы системы права, не могут рассматриваться как аксиомы или теоремы, поскольку они "законченно сформулированы законодателем", вследствие чего не нуждаются в доказательстве. Правотворчество – не простое выведение одних норм из других, более общих норм. Во-вторых, аксиоматические системы (различного рода теории) построены из конечного числа непротиворечивых аксиом. Допускаемое же совпадение принципов права и правовых аксиом приводит, напротив, к неопределенности перечня аксиом в праве. Кроме того, право как социальный феномен, научной теорией не является; оно является не формализованной, а содержательной системой. В-третьих, для того, чтобы считать право аксиоматической системой, нужно говорить о полноте (урегулированности всех общественных отношений) и об отсутствии пробелов.

Вместе с тем, с приведенной выше позицией можно согласиться только при условии рассмотрения аксиом с точки зрения их строго научного понимания. Действительно, юриспруденция не является теорией, построенной из конечного числа непротиворечивых аксиом, из которых могут быть дедуктивно получены содержательно-истинные положения (теоремы).

Получается, что правовые аксиомы не отвечают следующим фундаментальным требованиям, предъявляемым к аксиомам: система аксиом должна быть непротиворечивой; аксиомы данной системы должны быть независимыми; они должны быть достаточными для дедукции всех высказываний, принадлежащих аксиоматизированной теории; аксиомы должны быть необходимыми в том смысле, что система не должна содержать излишних предположений. Однако термин "аксиома" многозначен и используется во многих областях научного знания. Так, А.А. Ференс-Сороцкий полагает, что проблема аксиом права носит скорее аксиологический, чем логический характер, ее суть – "в выяснении значения простых норм права, воплощенных в них элементарных юридических истин эмпирического уровня, как аккумулятора общечеловеческих достижений в правовом познании действительности". То есть в юриспруденции термин "аксиома" может использоваться в общеупотребительном значении, обозначая положение, утверждение, принимаемое без доказательств; очевидную, ясную саму по себе и бесспорную истину, не требующую доказательств. Этим, по мнению исследователей, и объясняется тот факт, что многим правовым аксиомам можно найти "аналог", выраженный в форме пословиц и поговорок, отражающих здравый смысл ("народную мудрость") (например, аксиома "никто не может быть судьей в собственном деле" - поговорка "со стороны виднее").

Понятие "правовая аксиома" может употребляться в праве не только в общеупотребительном, но и в узко специальном значении, заключающимся, как отмечает А.В. Масленников, не в наделении его свойствами аксиоматических систем, а в сужении общеупотребительного значения, применении и приспособлении его к праву, приобретении им правовой специфики (например, правовые аксиомы как священные основы права и государства у И.А. Ильина).

Таким образом, правовые аксиомы по своему значению не тождественны аксиомам точных наук, имеют преимущественно аксиологический характер. Юридические аксиомы выражают специфику права. По точному замечанию С.С. Алексеева, отход от аксиом, их несоблюдение могут привести к тому, что "право… перестает быть правом, оставаясь мерами прямого принуждения, организационного воздействия и т.д.".

Правовые аксиомы определяют и как общепринятые суждения, которые служат исходными посылками в аргументированных рассуждениях о правовом и неправовом. Своего рода аксиоматическое ядро права образует определенная совокупность базовых высказываний, выражающих сущность отношения власти к личности, обществу, знанию.

В то же время правовые аксиомы можно рассматривать не только в качестве постулатов правовой науки, но и как определенные нормы права, закрепленные в законодательстве. Как отмечает А.А. Ференс-Сороцкий, они проходят путь своего формулирования от идеи правосознания, практической проверки в качестве нормы права, фиксировании в правосознании как аксиомы. Так, как нормы права, выражающие содержание общечеловеческой морали, понимает аксиомы права Н.А. Чечина. По ее мнению, необходимость соблюдения содержащихся в аксиомах права правил поведения очевидна с точки зрения здравого смысла, принципов морали и справедливости и поэтому не нуждается в особых доказательствах. Кроме того, на содержании данных норм (играющих роль основных положений) базируется большинство других правил, поскольку право призвано отвечать принятому в обществе понятию справедливости. Однако по справедливому замечанию А.А. Ференс-Сороцкого очевидность аксиом (в данном случае выведенных Н.А. Чечиной аксиом гражданского процесса) объясняется не их связью с моралью, а проверкой в ходе правоприменительной практики (например, положений: "истец должен доказывать обстоятельства, на которые он ссылается", "решение суда не должно затрагивать тех, кто не участвовал в деле").

Наиболее емким представляется определение правовых аксиом как идеальных явлений, относящихся к различным плоскостям правовой действительности (к праву, правосознанию и правовой науке), представляющих собой положения, концентрированно выражающие социально-правовой опыт, принимаемые как истины (абсолютные или относительные) в целях упрощения процесса правового регулирования и решения научных задач, обеспечивающие преемственность в праве и объективируемые в различных формах в зависимости от их принадлежности к определенным группам, предложенное А.В. Масленниковым. Действительно, складываясь постепенно в ходе развития общества, некоторые правовые нормы, закрепляющие определенные модели поведения людей, повторяющиеся многократно, получили значение аксиом. Впервые выработанные древнеримскими юристами нормы-аксиомы воспроизводились без особых изменений в других правовых системах. Многовековая практика их применения доказала, что правовые аксиомы являются наиболее оптимальной формой регулирования (при их закреплении в действующем законодательстве), закрепляют наилучшие правила поведения людей в подобных ситуациях.

Правовые аксиомы: понятие, значение

В литературе в один прием из дискуссионных и неоднозначных является задача о необходимости выделения в праве аксиом, происхождение которых во многом предопределено различными пониманиями этого явления. Несколько ученых, изучая аксиомы как положения, принимаемые без особых логических доказательств в из-за их непосредственной определенности, выступают против признания вступить в свои права особой аксиоматической системой, присутствия в праве аксиом.

В доказательство этой точки зрения приводят, также, такие аргументы. Во-первых, нормы права, как исходные частицы системы права, не имеют права рассматриваться как теоремы или аксиомы, потому что они "законченно выражены законодателем", вследствие чего не нуждаются в доказательстве. Правотворчество - это не обычное выведение одних норм права из других, более обобщающих норм. Во-вторых, аксиоматические системы права (различные теории и концепции) созданы из конечного числа согласованных аксиом. Разрешаемое же совпадение правовых аксиом и принципов приводит, наоборот, к неточности перечня аксиом в праве. Кроме того, право как общественный феномен, правовой теорией не является; оно определяется как не формализованная, а содержательная система. В-третьих, для того, чтобы начать считать право аксиоматической системой, нужно сказать о полноте (уравновешенности всех общественных отношений) и об отсутствии всевозможных пробелов.

Вместе с тем, с приведенной выше точкой зрения, возможно, согласиться можно только при наличии исследования аксиом с точки зрения их строго научного понятия. Действительно, юриспруденция не является теорией, построенной только из непротиворечивых друг другу аксиом, из которых могут быть дедуктивно выведены истинно-содержательные теоремы (положения).

Из этого получается, что юридические аксиомы не соответствуют следующим основополагающим требованиям, которые предъявляются к аксиомам. К примеру, система аксиом обязана быть непротиворечивой; правовые аксиомы этой системы обязаны быть независимыми; они обязаны быть совершенными для дедукции любых высказываний, относящиеся к аксиоматизированной теории; аксиомы обязаны быть нужными в том смысле, что система не обязана включать в себя излишних предположений. Но вот сам термин "аксиома" многозначен и употребляется в некоторых зонах научного знания. Так, А.А. Ференс-Сороцкий предполагал, что проблема юридических аксиом носит больше аксиологический, чем логический характер, потому что ее суть - "в том самом выяснении значения обычных норм права, превращенных в них стандартных правовых истин эмпирического уровня, как аккумулятора общегражданских достижений в юридическом познании реальности". То есть в юриспруденции термин "аксиома" должен использоваться только в общеупотребительном значении, указывая утверждение, положение, утверждаемое без доказательств; очевидную, ясную саму по себе, но неопровержимую истину, не требующую доказательств. Этим, по словам ученых, и объясняется тот факт, что некоторым юридическим аксиомам можно найти "аналог", обусловленный в форме поговорок и пословиц, отражающих здравый смысл или же народную мудрость (аксиома "никто не может быть судьей в собственном деле" - народная поговорка "со стороны виднее").

Понятие "юридическая аксиома" может использоваться в праве не только в общеупотребительном, но и в узко специализированном значении, основывающимся, как замечает А.В. Масленников, не в наделении его характеристиками аксиоматических систем, а в уменьшении его общеупотребительного значения, приспособлении и использовании его к праву, получение им правовой специфики (юридические аксиомы как священные основы права и государства у И.А. Ильина).

Следовательно, юридические аксиомы по своему значению не идентичны аксиомам точных наук, они имеют в большинстве своем аксиологический характер. Правовые аксиомы выражают особенность права. По верному замечанию С.С. Алексеева, уход от аксиом, их неисполнение могут привести к тому, что "право… перестанет быть правом, оставаясь организационного воздействия, мерами прямого принуждения и т.д.".

Юридические аксиомы обуславливают и как общепринятые суждения, которые предназначаются как исходные посылки в аргументированных рассуждениях о неправовом и правовом. Своего рода аксиоматическое ядро права устанавливает определенная совокупность обычных высказываний, выделяющих сущность отношения власти к знанию, обществу, личности.

В то же время юридические аксиомы возможно рассматривать не только в качестве постулатов юридической науки, но и как определенные нормы права, закрепленные в законе. Как отмечает А.А. Ференс-Сороцкий, они проходят путь своего изложения от идеи правосознания, практической проверки в качестве нормы права, установленная в правосознании как правовые аксиомы. Так, как нормы права, показывающие содержание общечеловеческой морали, понимает аксиомы права Н.А. Чечина. По ее мнению, обязательность соблюдения содержащихся в аксиомах права правил поведения ясна с точки зрения здравого смысла, принципов морали и объективности и поэтому не нуждается в специальных доказательствах. Кроме того, на содержании этих норм (исполняющих роль главных положений) основывается подавляющее большинство иных правил, поскольку право должно отвечать принятому в обществе понятию справедливости. Однако по обьективному замечанию А.А. Ференс-Сороцкого понятность аксиом (в таком случае выведенных Н.А. Чечиной правовых аксиом гражданского процесса) обговаривается не их связью с моралью, а испытаниями в ходе правоприменительной практики ("истец обязан доказывать обстоятельства, на которые он ссылается", "решение суда не должно задевать тех, кто не участвовал в деле").

Наиболее широким представляется понятие юридических аксиом как совершенных явлений, относящихся к разным краям правовой действительности (к правосознанию, правовой науке и праву), представляющих собой положения, сосредоточенно выражающие социально-правовой опыт, считаемые как истины (относительные или абсолютные) в целях облегчения процесса правового регулирования и разрешения научных задач, гарантирующие преемственность в праве и объективируемые в разных формах в зависимости от их причастности к отдельным группам, изложенное А.В. Масленниковым. Действительно, собираясь медлительно в ходе развития общества, разные юридические нормы, закрепляющие некоторые модели поведения людей, повторяющиеся неоднократно, получили значение аксиом. Впервые разработанные древнеримскими юристами нормы-аксиомы появлялись без особых видоизменений в других правовых системах. Многовековая практика их использования доказала, что юридические аксиомы являются наиболее оптимальной формой регулирования (при их установлении в действующем законодательстве), определяют наилучшие правила поведения людей в подобных ситуациях.

Юридические аксиомы накапливают правовой опыт человечества, в связи с чем их употребление обязательно для упорядочения общественных отношений, эффективности юридического регулирования. В них, как заметил С.С. Алексеев, проявляется нацеленность права на то, чтобы "утвердить начала правды и справедливости, исключить возможность проявления беззакония и произвола, а главное - показано то своеобразие, тот "дух", который свойствен юридической материи".

"Юридические аксиомы, - пишет И.А. Иванников, - это положения, принимаемые за истину и не требующие особого юридического доказывания". Современная наука полагается на аксиомы как на базовые, проверенные жизнью данные или доказанные в рамках неопровержимых эмпирических испытаний.

Правовые аксиомы в гражданском судопроизводстве

Сущность гражданского процесса наряду с процессуальными принципами определяют и правовые аксиомы. Аксиомы - исходные и непреложные истины, закрепленные в процессуальных нормах. Они самоочевидны. Их правильность многократно проверена и подтверждена юридической практикой. Без аксиом гражданская юрисдикция будет существенно осложнена. Так, без аксиоматического правила, освобождающего от доказывания общеизвестных фактов, судебное познание было бы неоправданно громоздким, а без аксиомы, запрещающей тождественные правопритязания, производство по делу топталось бы на одном месте.

Правовые аксиомы - определенные постулаты юридической науки и судебной практики, выражающие общечеловеческую мораль и справедливость. Они, по общему правилу, закреплены в Гражданском процессуальном кодексе (например, ч. 1 ст. 55, п. 3 ст. 129, ч. 1 ст. 50, п. 3 ст. 18 ГПК и др.).

Аксиомы в отличие от гражданских процессуальных принципов знаменуют общечеловеческую сторону судопроизводства и имеют наднациональный характер. Многие из них вошли в современное правоведение в виде юридических поговорок и существуют одновременно в законодательстве различных стран. Например, нет судьи без истца; никто не может быть судьей в своем деле; где есть право, там есть и его защита; правовые формальности должны неукоснительно соблюдаться и др.

Характерная черта аксиом различных правовых систем заключается в их преемственности. Так, правило распределения обязанностей по доказыванию между сторонами было известно Российскому уставу гражданского судопроизводства, ГПК РСФСР 1923 г. В действующем ГПК оно закреплено в ч. 1 ст. 50.

В практической деятельности, когда сталкиваешься с применением правовых норм, которые не в полной мере обеспечивают торжество справедливости, а порой кажутся верхом несправедливости, возникают вопросы о причинах возникновения таких ситуаций. Ведь право по определению должно быть искусством добра и справедливости.

Тогда приходишь к согласию с философами права о том, что нормы закона могут быть неправовыми, либо не обеспечивающими реализацию права. Однако, право должно иметь средства по обеспечению защиты в том числе и от неправовых норм. Одним из таких средств является признание норм закона неконституционными.

В тоже время, порой приходится сталкиваться с ситуацией когда, в тексте Конституции РФ имеются лишь положения, сформулированные в крайне обобщенном виде в виде принципов. Что ж применение конституционно-правовых принципов действительно помогает найти защиту от неправовых норм. В тоже время, в поисках права можно пойти дальше и найти основы права - правовые аксиомы.

Аксиомы права интересовали ученых еще в советское время. Еще в 1972 году С.С. Алексеев писал, что аксиомами в праве называются положения, имеющие характер исходных (элементарных) истин и не требующие в каждом случае особого доказательства. Объективная основа правовых аксиом коренится в закономерностях, свойствах специально-юридических принципов права. Отход от них, их несоблюдение может привести к тому, что право теряет свои черты воли, возведенной в закон, т.е. перестает быть правом.

Данный подход достаточно прогрессивный для того времени уже закладывал сомнения в правильности легисткого понимания права, но в тоже время, С.С. Алексеев рассматривал аксиомы с точки зрения тех или иных принципов.

Полагаем более удачным подход к аксиомам, как к категориям общей морали. Данный подход, сформулированный известным процессуалистом Н.А. Чечиной в статье "Аксиомы и принципы в советском гражданском процессуальном праве" предполагает, что аксиомы есть формулировки естественных законов.

По своему определению аксиома - исходное положение, принимаемое без доказательств истинности других положений; бесспорное, не требующее доказательств положение. В пользу того, что аксиомы есть категории общей морали говорит происхождение слова "аксиома". Которое имеет греческое происхождение: "утверждение", "самоочевидный принцип" от "ценный", " достойный" от оцениваю, считаю достойным, в конечном счете "ценю".

Аксиомы, фиксируя содержание общечеловеческой морали, включались и включаются в законодательство разных периодов развития государства, некоторые из них были известны и весьма четко сформулированы римским правом. Причем чаще всего на основе данных аксиом формулируются принципы. Так, например, из аксиомы справедливого правосудия, сформулированного еще в древнем Риме, "audi alteram partem" - "выслушать обе стороны", произошли несколько важных принципов справедливого правосудия, таких как принцип состязательности, принцип беспристрастности, а Конституционный Суд РФ в Постановлении №4-П от 12 марта 2001, сославшись на данную аксиому, назвал "право быть услышанным" общеправовым принципом. В нормативных актах РФ данное право напрямую в отличие от Конституции ФРГ, не закреплено, российские процессуалисты полагают, что право быть выслушанным и быть услышанным является принципом гражданского процессуального права.

Из аксиомы справедливого правосудия "выслушать обе стороны" порождается не только право быть выслушанным, но и право быть услышанным судом, а гарантией того, что сторона была выслушана и была услышана, является мотивированное решение суда. Впрочем, право на мотивированные судебные акты вытекает не только из аксиомы "выслушать обе стороны", но и из другой аксиомы справедливого правосудия, сформулированной также еще в древнем Риме: "Правосудие должно быть не только совершено, но и должно быть видно, что оно совершено". Конституции ряда европейских государств закрепляют требование мотивированности судебных актов и действий судебной власти, как конституционно-правовой принцип.

Виды правовых аксиом .

В юриспруденции содержатся следующие виды правовых аксиом:

  • а) нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение - человек понесший наказание не должен нести его снова, ведь свершившееся правонарушение исчерпывает себя после наложения ответственности на правонарушителя.
  • б) люди рождаются свободными и равными в своих правах - каждый человек на планете обязан обладать всеми свободами и всеми правами без какого бы то ни было различия, как-то в отношении нации, цвета кожи, возраста, пола, родного языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, социального или национального происхождения, сословного, имущественного или какого либо другого положения человека в обществе.
  • в) гнев не оправдывает правонарушения - ведь никто не должен быть подвержен пыткам или жестокому, бесчеловечному, антигуманному или унижающим его достоинство обращению, действию или наказанию. Все это противогуманно по отношению к людям. Ведь человеческая жизнь ценится выше всего.
  • г) все сомнения толкуются в пользу обвиняемого - соответствуя этому принципу нерешительность в виновности обвиняемого человека должно влечь за собой признание последнего непричастным при условии, что использованы все возможности для получения всех доказательств. Сомнение может затрагивать не только вопрос о виновности в общем, но и отдельно взятых любых доказательств дела, а также определенных с их помощью событий дела. При этом: 1) присутствие неустранимого сомнения в факте, обосновывающем обвинение, влечет его удаление из всей системы доказательств, и тем самым сомнение трактуется в пользу обвиняемого; 2) при присутствии неустранимого сомнения в факте, отрицающим обвинение и, следовательно, оправдывающем обвиняемого. Этот факт остается в системе доказательств до тех пор, пока не будет окончательно оспорен, и, значит, возникшее сомнение тоже толкуется в пользу обвиняемого.
  • д) тот, кто щадит виновного, наказывает невиновного - мы живем в таком мире, где главными приоритетами выступают материальное положение, могущество и власть, а правосудие и справедливость, к сожалению, отходят на второстепенный план. Мы конечно не думаем, сколько наказанных невиновных мирных людей, страдают, из-за чьей то ошибки, и сколько виновных - гуляет спокойно среди нас. Мне бы очень хотелось, что бы правосудие всегда действовало справедливо, и по правилам закона. От этого зависит и наша с вами жизнь, ведь никто не знает, кто окажется незаслуженно наказанным. Возможно среди них окажемся и мы.
  • е) никто не может быть судьей в своем собственном деле - суд должен быть объективным и для этого необходимо, что бы судьей выступало незаинтересованное в исходе дела лицо. А если все будет иначе, то и нет речи о справедливости.

Правовые аксиомы - самоочевидные истины, не требующие доказательств.

Значение правовых аксиом:

    • отражают уже установленные и достоверные знания.

Это "простейшие юридические суждения эмпирического уровня, сложившиеся в результате многовекового опыта социальных отношений и взаимодействия человека с окружающей средой" (Г.Н. Манов).

Наука опирается на них как на исходные, проверенные жизнью данные. В общей теории права аксиоматических положений много:

    1. кто живет по закону, тот никому не вредит;
    2. нельзя быть судьей в своем собственном деле;
    3. что не запрещено, то разрешено;
    4. всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого;
    5. люди рождаются свободными и равными в правах;
    6. закон обратной силы не имеет;
    7. несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение;
    8. да будет выслушана вторая сторона;
    9. гнев не оправдывает правонарушения;
    10. один свидетель - не свидетель;
    11. если обвинение не доказано, обвиняемый оправдан;
    12. показания взвешивают, а не считают;
    13. тот, кто щадит виновного, наказывает невиновных;
    14. правосудие укрепляет государство;
    15. власть существует только для добра и др.

Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль.

Правовые символы. - это закрепленные законодательством условные образы, используемые для выражения определенного юридического содержания.

Символика - своеобразное средство формализации правового содержания в целях придания ему четкости, определенности, ла­пидарности и образности. Символам как разновидности искусст­венных, замещающих знаков присущ ряд особенностей. Они не­редко представляют собой материальные, осязаемые предметы, хотя выражают абстрактное содержание; символы должны быть понятны тем, кто ими пользуется; символы, как правило, рассчи­таны на чувственное, эмоциональное восприятие.

В отечественном праве, например, законодательно закреп­ляется и тем самым приобретает правовой характер ряд симво­лов. Таковыми, например, являются герб, флаг, гимн - как сим­волы государства, вставание присутствующих в суде судебного за­седания при появлении состава суда как символ уважения к нему и уважения к правосудию. То же самое назначение у введенной новым законодательством судейской мантии, принимаемой Пре­зидентом России присяги - как символа служения народу и т.д.

Использование в законодательстве символики освобождает от необходимости давать или повторять описание тех или иных правовых явлений, придает законодательству наряду с лаконичнос­тью, строгостью, определенную образность.


Особенно велика роль символов в праве была в период его зарождения. Тогда преобладали символы-действия, что объяснялось неразвитостью правовой формы, невысоким уровнем мышления, языка. «Каждый символ был необходимым и естественным вы­ражением мысли и имел священно-историческое значение. Что после осталось только символом, то в древности было самой ма­терией действия или содержанием» (Морошкин Ф.О. О постоянном образовании законодательства. М., 1832. С.128.).

Многочисленные примеры правовых символов можно найти в древнем праве, а упоминание о некоторых из них есть в Ветхом Завете:

«Прежде такой был обычай у Израиля при выкупе и при мене для подтверждения какого-либо дела: один снимал сапог свой и давал другому, и это было свидетельством у Израиля» (Ветхий Завет. Книга Руфи, 4.7.).

В Древнем Риме широко был известен символический обряд приобретения собственности - «меди и весов». В присутствии пяти свидетелей - совершеннолетних полноправных граждан и еще одного - шестого, державшего весы, приобретатель касался рукой приобретенного имущества, одновременно ударяя кусочком меди или одной монетой в другой руке о весы, а затем немедленно вручал медь отчуждателю собственности (продавцу).

По-видимому, в еще более далекие времена, когда деньги от­мерялись на вес, обряд этот не был формальным (символическим), а являлся действительным актом купли-продажи (См.: Фейхтвангер Л. Сыновья // Собр. соч. в 12-ти томах. Т. 8. М., 1966. С.495.).

Своеобразный обряд определения зерна за убитую собаку су­ществовал у саксонских крестьян. Если была убита собака, то ее необходимо было повесить за хвост так, чтобы она касалась носом земли, и сыпать на нее пшеницу до тех пор, пока зерно полностью не покроет собаку (Пост А.Г. Зачатки государственных и правовых отношений. М., 1901. С. 13.).

В период зарождения земельной собственнос­ти в суд приносили глыбу земли и тяжущиеся вступали в борьбу над нею.

С развитием правовых систем, совершенствованием юридичес­кой формы символические действия уступали место правовым по­нятиям, конструкциям, терминологии.

Под правовыми аксиомами, как правило, понимаются такие правовые положения, которые в результате проверки многовековой общественно-исторической практикой стали непреложными, исходными элементарными истинами - привычными и самоочевидными, вне которых невозможно существование права как социального явления.

Среди черт, характеризующих данное явление, чаще всего перечисляют следующие:

1. Аксиомы выражают нравственные основы права, его общечеловеческое содержание. Необходимость их соблюдения очевидна с точки зрения здравого смысла, принципов морали и справедливости, поэтому они не нуждаются в особых доказательствах.

2. Идеи, выражаемые правовыми аксиомами, являются основными положениями, на которых базируется большинство других правовых норм. Отход от них, их несоблюдение может привести к тому, что право теряет свои черты, перестает быть правом.

3. Правовые аксиомы не вызывают сомнений, не допускают иных толкований. Из них логически выводятся, на их основе определяются, разрабатываются все остальные категории правовой науки, которые затем вводятся в нормы права.

B юридической науке правовым аксиомам традиционно уделяется мало внимания. Специальные исследования аксиомам посвятили лишь немногие ученые, в частности Г. H. Манов и А. Ф. Черданцев. Однако в последнее время отношение к ним меняется в лучшую сторону.

Большинство ученых, так или иначе затрагивающих эту проблематику, согласны с тем, что в праве достаточно общепризнанных положений, закрепленных в законодательстве.

А. Ф. Черданцев считает, что право не содержит правовых аксиом. Они могли бы быть в юридической науке, но она, как и многие социальные науки, настолько динамична, что найти общепризнанные истины не удается и в ней.

И все же максималистский взгляд не всегда способствует продвижению вперед и в теории, и на практике. Возможно, в праве не удастся найти общепризнанные положения, дошедшие до нас через много тысяч лет. Однако, рассматривая ограниченный исторический отрезок человеческого бытия, мы их обнаружим.

Правовые аксиомы - это общепризнанные истины, не требующие доказательств, находящие либо прямое, либо косвенное отражение в нормах права.

Вместе с тем следует заметить, что истинность, присущая правовым аксиомам, не всегда объективна. Чаще истинность основана на вере в правовые идеалы и представляет собой своеобразную попытку принимать желаемое за действительное. Получается, что правовые аксиомы истинны не сами по себе, не потому, что они соответствуют действительности, а потому, что люди хотят в них верить. Да, согласно ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против своих родственников, но наша действительность такова, что родственные связи не всегда такие крепкие как хотелось бы. И многих эта статья не смущает.

Правовая аксиома, прежде чем найти отражение в законодательстве, зарождается в сознании людей. B ней заключен многовековой опыт человечества. Правовыми аксиомами являются простые по содержанию жизненные правила, в которых отображаются начала справедливости. Таким образом, нормы права должны основываться на таких общепризнанных идеях, в которых заложен большой нравственный потенциал.

Вот примеры некоторых из них.

Нельзя быть судьей в своем деле. Ha основе этого правила введена уголовно-процессуальная норма, согласно которой судья не может рассматривать дело, если в нем участвуют его родственники.

Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ).

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ст. 54 Конституции РФ).

Закон, устанавливающий более суровую ответственность, обратной силы не имеет (ст. 54 Конституции РФ).

Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ).

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ).

Гораздо реже правовые аксиомы сначала разрабатываются юридической наукой, а затем вводятся в законодательство. Например, после многих лет жизни в Советском государстве, где существовала административно-командная система и утвердился принцип жизни «что не разрешено, то запрещено», ученые пришли к выводу, что в обществе, основанном на рыночной экономике, должно действовать аксиоматичное правило «разрешено все, что не запрещено».

Конечно, в юридической науке содержится гораздо больше аксиом, и далеко не все из них переходят в законодательство. Вот некоторые из них, пришедшие к нам еще из римского права: «где есть право, там есть и его защита»; «судьи сами знают законы, стороны в процессе не обязаны доказывать их содержание»; «сила доказательств определяется их весомостью, а не количеством»; «решение спора между двумя лицами не должно вредить третьему лицу»; «пусть будет выслушана и другая сторона»; «да не превзойдет судья требования сторон» .

Говоря о значении правовых аксиом, необходимо подчеркнуть несколько основных моментов.

Во-первых, по меткому выражению A.A. Ференс-Сороцкого, правовые аксиомы составляют своего рода «золотой фонд» правовых норм, сложившихся в ходе развития человечества. Именно благодаря им право сохраняет свою социальную ценность, способность обеспечить порядок, организованность, устойчивость общественных отношений, противостоять произволу и анархии.

Общепризнано, что без нравственной основы право перестает быть правом, остается только мерой принуждения, средством организационного воздействия.

Аксиомы выступают своеобразным носителем универсальных нравственных ценностей, значимых для любой правовой системы.

Во-вторых, выражаясь в принципах права, аксиомы образуют «содержательный каркас» всей правовой системы. Они представляют собой конкретные правовые веления, без которых существование целых правовых институтов и даже отраслей оказалось бы невозможным. «Нет преступления без указания на то в законе»; «незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение» - эти и другие положения существуют не в качестве теоретических конструкций, а в качестве реально работающих нормативных предписаний принципиального характера.

В-третыос, на правовых аксиомах базируется юридическая наука и все теоретические представления о праве. He углубляясь пока в проблему существования теоретических, научных аксиом (об этом см. ниже), заметим, что содержание и направления развития юридической науки во многом обусловлены содержанием и уровнем развития действующего права. Поэтому наиболее устойчивые, универсальные, общепризнанные правовые положения всегда будут иметь не только практическое, но и теоретическое значение. B этой связи интересна идея, предложенная С. H. Егоровым в монографии «Аксиоматические основы теории права». Автор выводит содержание всей теории права, понятия общества, государства, правовой системы и т. д. из нескольких основополагающих аксиом как сугубо теоретического (например, «каждый человек обладает свободой воли», «внешняя свобода людей должна быть ограничена»), так и нормативного характера (например, «законы должны соблюдаться», «все люди имеют равные права на внешнюю свободу»).

В-четвертых, значение правовых аксиом заключается в том, что они обеспечивают преемственность в праве. Преемственность - это сохранение определенных элементов в праве, несмотря на происходящие исторические изменения. B советской юридической науке проблема преемственности в праве вызывала значительный интерес в связи с тем, что, следуя логике официальной доктрины, социалистическое право должно было принципиально, в корне отличаться от права буржуазных стран. Фактически же не только формальные, внешние характеристики, но и многие основополагающие принципы советского права совпадали с аналогичными принципами, действовавшими в других правовых системах. Стремясь объяснить этот факт, советские правоведы признали роль правовых аксиом как средства, обеспечивающего преемственность в праве любого исторического типа и любой общественно-экономической формации.

Ha сегодняшний день вопрос о классовом содержании права в значительной мере утратил свою актуальность, но проблема преемственности по-прежнему заслуживает научного внимания. Являясь сложной динамической системой, право подвержено постоянным изменениям под влиянием множества различных факторов. Причем если форма права характеризуется относительной устойчивостью, то содержание его гораздо более динамично. Однако и в содержании права есть элементы, обеспечивающие устойчивость, неизменность наиболее важных, определяющих сторон и свойств права. K числу таких элементов, отвечающих за стабильность нравственного содержания права, в первую очередь должны быть отнесены правовые аксиомы.

Правовые аксиомы делятся на следующие виды:

1) по характеру - общие и отраслевые;

Существуют и другие классификации правовых аксиом. Например,

M. Л. Давыдова делит правовые аксиомы на четыре группы:

1. B зависимости от масштаба функционирования:

а) аксиомы, являющиеся принципами права:

Общеправовые аксиомы-принципы («то, что не запрещено - разрешено»; «свобода одного человека ограничивается свободой других лиц»; «где есть право, там есть и его защита»);

Межотраслевые аксиомы-принципы («суд и судей нужно уважать»; «решение суда должно быть мотивировано»);

Отраслевые аксиомы-принципы («нет судьи без истца»; «нет преступления без указания на то в законе»; «отсутствие указаний в законе не может служить основанием для отказа в правосудии»);

б) аксиомы, неявляющиеся принципами права:

Единичные, «одиночные» аксиомы («общеизвестные факты доказыванию не подлежат»). Эти аксиомы также могут закрепляться нормами нескольких отраслей, но, в силу своего элементарного характера, статуса принципа права ни в одной из этих отраслей они не приобретают.

2. По отраслевой принадлежности можно выделить:

Материально-правовые аксиомы («нельзя быть виновным без вины», «все равны перед законом и судом»);

Процессуально-правовые аксиомы («каждый иск ограничен пределами определенного времени»; «решение суда не должно затрагивать тех, кто не участвовал в деле»).

3. По сфере существования (и по содержанию) правовые аксиомы иногда делятся:

На нормативные, то есть представляющие собой правовые веления, закрепленные в текстах нормативно-правовых актов;

Научные.

4. B зависимости от формы закрепления правовых аксиом последние могут быть разделены на три вида:

Закрепленные непосредственно (в виде самостоятельного нормативно-правового предписания);

Выводимые из содержания правовых норм;

Не получившие закрепления в законодательстве.

Среди признаков правовых аксиом необходимо, таким образом, выделить следующие:

Неопровержимый характер;

Однозначность толкования;

Элементарный характер;

Универсальный характер, общепризнанность;

Разумность, соответствие здравому смыслу;

Нравственная обоснованность;

Историческая долговечность.

В юридической науке правовым аксиомам традиционно уделяется мало внимания . Однако в последнее время отношение к ним меняется в лучшую сторону.

Большинство ученых, так или иначе затрагивающих эту проблематику, согласны с тем, что в праве достаточно общепризнанных положений, закрепленных в законодательстве.

А. Ф. Черданцев считает, что право не содержит правовых аксиом. Они могли бы быть в юридической науке, но она, как и многие социальные науки, настолько динамична, что найти общепризнанные истины не удается и в ней.

И все же максималистский взгляд не всегда способствует продвижению вперед и в теории, и на практике. Возможно, в праве не удастся найти общепризнанные положения, дошедшие до нас через много тысяч лет. Однако, рассматривая ограниченный исторический отрезок человеческого бытия, мы их обнаружим.

Правовые аксиомы - это общепризнанные истины, не требующие доказательств, находящие либо прямое, либо косвенное отражение в нормах права.

Вместе с тем следует заметить, что истинность, присущая правовым аксиомам, не всегда объективна. Чаще истинность основана на вере в правовые идеалы и представляет собой своеобразную попытку принимать желаемое за действительное . Получается, что правовые аксиомы истинны не сами по себе, не потому, что они соответствуют действительности, а потому, что люди хотят в них верить. Да, никто не обязан свидетельствовать против своих родственников (ст. 51 Конституции РФ), а если между ними отношения накалились добела (как, например, между крупными бизнесменами братом и сестрой Батуриными)?

Правовая аксиома, прежде чем найти отражение в законодательстве, зарождается в сознании людей. В ней заключен многовековой опыт человечества. Правовыми аксиомами являются простые по содержанию жизненные правила, в которых отображаются начала справедливости. Таким образом, нормы права должны основываться на таких общепризнанных идеях, в которых заложен большой нравственный потенциал.

Вот примеры некоторых из них.

Нельзя быть судьей в своем деле. На основе этого правила введена уголовно-процессуальная норма, согласно которой судья не может рассматривать дело, если в нем участвуют его родственники.

Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ).

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ст. 54 Конституции РФ).

Закон, устанавливающий более суровую ответственность, обратной силы не имеет (ст. 54 Конституции РФ).

Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ).

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ).

Гораздо реже правовые аксиомы сначала разрабатываются юридической наукой, а затем вводятся в законодательство. Например, после многих лет жизни в Советском государстве, где существовала административно-командная система и утвердился принцип жизни «что не разрешено, то запрещено», ученые пришли к выводу, что в обществе, основанном на рыночной экономике, должно действовать аксиоматичное правило «разрешено все, что не запрещено» .

Конечно, в юридической науке содержится гораздо больше аксиом, и далеко не все из них переходят в законодательство. Вот некоторые из них, пришедшие к нам еще из римского права.

Где есть право, там есть и его защита.

Судьи сами знают законы, стороны в процессе не обязаны доказывать их содержание.

Сила доказательств определяется их весомостью, а не количеством.

Решение спора между двумя лицами не должно вредить третьему

Пусть будет выслушана и другая сторона.

Да не превзойдет судья требования сторон.

Правовые аксиомы делятся на следующие виды:

  • 1) по характеру - общие и отраслевые;
  • 2) по содержанию - утверждающие и отрицающие.

Значение правовых аксиом заключается в том, что они:

  • 1) упрощают правовое регулирование, благодаря чему законодательство становится более доступным для граждан;
  • 2) делают правовое регулирование экономным ;
  • 3) способствуя экономии человеческого энергии в процессе правоприменения, позволяют сделать его более мобильным ;
  • 4) позволяют сделать правовое регулирование более эффективным ;
  • 5) позволяют сохранить социальный опыт и стабилизировать правовую систему;
  • 6) отражают общественные ценности, так как тесно связаны с нормами морали.