Одним из уровней мировоззрения является. Исторические типы мировоззрения

Мировоззрение – это совокупность взглядов, убеждений, ценностей человека на мир и место человека в этом мире. Мировоззренческие вопросы: кем человек создан. Особенность мировых вопросов заключается в том, что на них в данный момент или в принципе не может не быть однозначного ответа.

1) жизненно практический или уровень обыденного создания;

2) теоретически или научный.

На формирование первого уровня влияют навыки, обычаи, традиции, уровни профессиональной и духовной культуры и так далее. Этот уровень нередко противоречив и обладает определёнными недостатками (необоснованностью, непродуманностью, несистематичностью и так далее). Эти недостатки преодолеваются на теоретическом уровне, к которому относится философия. Философия претендует на теоретическую обоснованность, как содержание, так и способов достижения обобщенных знаний.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Идеализм – это направление в философии, которое за основу считает идеальное, субъективное, психическое и т.Д

Основной вопрос философии и различные варианты его решения.. под основными вопросами философии подразумевается те от реализации которых.. субстанциальный субстанция это основа сущность или сущее чувственно воспринимаемого мира это есть вопрос..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Структура философского знания (ФЗ)
Основными разделами философского знания являются: 1) Онтология: этот раздел изучает бытие и небытие, пространство и время, развитие движения, изменения и так далее. 2) Гносеология

Основные мировоззренческие формы
Исторически первой формой мировоззрения считается мифология– это форма мировоззрения, возникшая на ранних этапах развития человечества, основой которой является ве

Функции философии
Связь философии с жизнью проявляется в философиях, которое она выполняет. 1) Мировоззренческая является главной философией, так она совпадает с её содержанием. Эта философия призвана форми

Понятие бытия, субстанции, материи
В процессе осмысления мира философия формирует фундаментальные понятия – категории, фиксирующие наиболее общие существенные свойства и отношения действительности. Категорией, с которой начинается э

Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие противоположности, противоречия, сущность закона
Противоположности – такие черты, стороны предмета, которые взаимно – дополняют и взаимоотрицают друг друга, не могут существовать друг без друга. Противоположности применяются: 1)

Это его функции
это место в определённом процессе. Количество – это степень той или иной качественной определённости. Качество и количество взаимодействуют между собой ко

Возможность и действительность, их взаимосвязь
Возможность и действительность - соотносительные категории, которые характеризуют разные стороны одного и того же предмета. Возможность – это тенденции, предпосылки возник

Природа сознания
Понятие сознания возникло в древности, и оно отождествлялось с понятием души; под душой древние понимали всю совокупность психических процессов: способность видеть, слышать, чувствовать, переживать

Уровни и формы отражения действительности
Отражение – способность объектов воспроизводить в своих особенностях особенности взаимодействующих тел. Особенности отражения: 1. зависимость отражения от отображ

Сознание человека и психика животных
Сознание человека отличается от психики животных 2 обстоятельствами: 1.Наличие абстрактного мышления в понятиях. 2.Наличие самосознания, которое является неотъемлемой частью созна

Рациональное познание или абстрактное мышление
Рациональное познание опосредовано знаниями, полученными при помощи органов чувств. Оно выражается в трех основных формах: 1) понятие; 2) суждение; 3) умозаключение.

Понятие социальной структуры общества
Для качественной характеристики общества исследуется понятие социальной структуры общества. Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодейств

Теория социальной стратификации
В западной социологии на основе классообразующих признаков возникла теория социальной стратификации (при анализе понятия социальной структуры общества), разработанная Питиримом Сорокиным. Данная те

Человек как личность
Для качественной характеристики личности используется понятие «человек», «индивид», «индивидуальность». Человек - это понятие, относящиеся к человеческому роду в целом и выражающие те социальные ха

Социализация личности
Процесс формирования личности вне общества вообще не возможен. Социализация – это процесс, начинающийся с детства и продолжающийся всю жизнь; Социализация

Эллинестический
Особенностью этого периода является проблема ценностей и смысла человеческой жизни. Особенно она проявилась в раннеэллинестичекий период (IV – V в. до н. э.). Киники, эпикурейцы, стоики, скептицизм

Мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений
4. Ахимса – это единство всех форм жизни на Земле, ненасилие и непричинение зла всему окружающему. Особенностью индийской философии является её интеллектуальная терпимость

Критерий прогресса - показатель степени развития общества
Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о существовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс существует

Формационное развитие общества
Создателем является Карл Маркс. «Существует пять форм: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Фо

Цивилизационный подход развития общества
Этот подход основали русский философ Н.Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер, английский историк и культуролог А. Тойнби. Идея цивилизации

Культура и цивилизация
Слово культура – одно из самых популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Существуют сотни различных определений культуры и десятки подходов к её изучению. В самом общем смысле

Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, общество, явления природы, на самого себя, основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания.

Мировоззрение – это далеко не все взгляды об окружающем мире, а только их предельное обобщение.

Субъект мировоззрения: социальная группа; личность.

В зависимости от субъекта выделяют такие формы:

ü мировоззрение класса;

ü мировоззрение социальной группы;

ü мировоззрение общества;

ü мировоззрение определенной исторической эпохи

Формы мировоззрения:

По обоснованности, достоверности :

ü нетеоретическое мировоззрение (мифы, религиозные мировоззрения);

ü философско-теоретическое мировоззрение;

ü научное мировоззрение.

Различные подходы:

ü художественно-образное (на его базе формируется мифологическое и религиозное мировоззрение);

ü поэтически-духовное;

ü понятийно-рациональное.

Основные подсистемы в мировоззрении: познавательная; ценностная; поведенческая;

Структура мировоззрения:

v Знания, убеждения, сомнения, вера;

v Чувства, эмоции, система ценностей;

v Программы поведения и действий людей, жизненные установки – это праксеологическая сторона (она обеспечивает связь познавательного и ценностного компонентов).

Мироощущение – чувственное осознание мира.

Мировосприятие – позволяет видеть мир в единстве всех его сторон (эмоциональная сторона).

Миропонимание – познавательная сторона мировоззрения)интеллектуальная сторона).

Менталитет человека:è это склад ума, умонастроение;è душевность;è совокупность всех итогов познания;è итоговый сплав, который определяет духовный мир человека.

Основные уровни мировоззрения

Повседневно-практический – это стихийно складывающаяся форма мировоззрения. Это массовое сознание. Теоретический уровень : Философия.

Исторические типы мировоззрения

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

Философское мировоззрение. Философия – учение об абсолюте. Абсолют – учение о высших первоначалах, исходных принципах действительности, глубинной основы реальности. Философия появилась 2,5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Греции. Философия рассматривается в качествеве теоретического ядра мировоззрения, в функции которого входят систематизация знаний, их обобщение и рационализация при помощи языка понятий и категорий.


№ 2. Особенности философии как формы освоения действительности. Язык философии. Основные категории философского мышления

Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний: Üо фундаментальных принципах и основах человеческого бытия; Üо наиболее общих сущностных характеристиках чел отношения к природе, обществе и духовной жизни.

Философия – термин, который означает любовь к мудрости. Философия выступила как поиск мудрости. Это принципиально другой тип миропонимания. Философия возникла в 6-7 веках до н. э. в Древней Греции, Индии, Китае.

Объект философии – мир в целом. Предмет философии – это наиболее общие законы возникновения и развития мира, Вселенной, природы, человека, общества.

Основные философские темы:

· обобщение, интеграция, синтез знаний о мире; открытие наиболее общих закономерностей; формирование гипотез развития природы, общества, мышления.

Философия и наука

Общее : Категориально-теоретический тип знания, в котором исследуемая реальность не только описывается, изображается, но и объясняется; Философия как наука опирается на специально разработанные техники мышления, логические правила и методологии.

Различия : Наука всегда абстрагируется от личностно-субъективных мнений и оценок реальности; Философия не может абстрагироваться от субъективного контекста познания; Наука воспроизводит мир таким, каким он существует в своей онтологической данности; Философия – ценностная форма сознания, отражающая реальность как значимую для человека с позиций его высших жизненных целей; Научные идеи и гипотезы должны быть обоснованы и доказаны опытом и экспериментом; Философия требует обращаться к умозрению, творческому воображению и пониманию.

Философия и искусство

Общее: Познавательный интерес и философа и художника всегда направлены на формирование определенных идеалов и представлений о должном, прекрасном, добром, безобразном. Философские трактаты многозначны, их содержание всегда опосредовано спецификой авторского мировосприятия.

Различия: Философия использует категориально-теоритические средства осмысления исследуемой предметной области; В искусстве доминирует художественное мышление, оперирующее чувственно-эмоциональными образами. Художественный образ воздействует на чувственность человека; Философ апеллирует к человеческому разуму.

Философия и религия

Общее: Религия содержит в себе значительный элемент рациональности (в теологии)

Теология – наука, рационально обосновывающая тезис о том, что в Боге содержится вся полнота оснований, действительности.

Различия: Философское мышление критично, любые свои утверждения оно стремится доказать и обосновать; Религия содержит совокупность догматов , которые не подвластны суду разума; Религиозный опыт не требует доказательства и обоснования, доминируют чувства и эмоционально окрашенные состояния сознания (религиозный экстаз, катарсис).

Категории философии – это фундаментальные понятия, которые фиксируют существенные свойства предметов, явлений действительности. Такие понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держатся познание. Это: бытие, материя, свойство, причина; следствие, случайность, необходимость; часть, целое, содержание и форма и т. д.


№ 3. Основные направления развития философского сознания.Материализм,идеализм, дуализм. Основные функции философии

Основные направления развития философского сознания:

· Материализм – признает первичным природу, материальное бытие;

· Идеализм – считает первичным сознание, дух.

Исторические формы материализма:

· Наивный материализм древнего мира – Египта, Вавилона, Индии, Китая, Древней Греции, Рима.

ü Фалес; Гераклит; Демокрит и др.

· Метафизичекий материализм 17-18 веков;

· Диалектический материализм .

Разновидности идеализма:

· Объективный идеализм (Платон, Фома Аквинский.Гегель). Признает первичным Духовный мир, Мировой разум, Мир идей.

· Субъективный идеализм (Беркли, Юм, Мах Авенариус). Считает первичным человеческие ощущения, сознание человека.

· Солипсизм (solus – единственный, ipse–сам). Разновидность субъективного идеализма, согласно которой существует только конкретный человек и его сознание.

· Дуализм (dualis – двойственный). В мире существуют 2 независимых друг от друга начала: материальная и духовная субстанция – первооснова мира. (Рене Декарт). Дуализм не является самостоятельным направлением в философии.

Основные функции философии

Мировоззренческая функция философии

Ø вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека;

Ø исследует формы практического, познавательного и ценностного отношений человека с действительностью;

Ø обосновывает принципы этих отношений, разрабатывает цели и идеалы развития человеческого общества и культуры.

Методологическая функция философии

Ø разработка научной картины мира;

Ø обоснование образа познания;

Ø формирование обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека.

Кумулятивная функция

Ø обобщение и интеграция научного знания;

Ø формирование на этой основе общенаучной картины мира.

Логическая функция


№ 4. Историческая динамика предмета философии. Основные философские проблемы

Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческий характер, т.е. совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Философия становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения. «Разум управляет всем при помощи всего» (Гераклит, кон. VI - нач. V в. до н.э.). Осуществляется поиск «единого во многом». Философия судит о единой для всех явлений мира основе, ищет в ней условия единства и целостности мира. Не случайно многие мыслители, рассуждая о начале философии, указывали, что она появляется в результате изумления, удивления, стремления к рациональному объяснению мира, его происхождения и сущности.

В структуру философского знания входят следующие разделы (историческая динамика предмета философии):

Ø онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;

Ø гносеология – учение о познании, его сущности и возможностях, отношении знания к реальности, условиях его достоверности и истинности;

Ø аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;

Ø праксиология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

Ø антропология – философское учение о человеке в многомерных его ипостасях;

Ø социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Эти разделы не редуцируемы, не сводимы друг к другу, но тесно связаны между собой.

Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. Но, несмотря на то, что невозможно для всех когда-либо существовавших философских учений признание единого предмета исследования, можно вычленить предметную область философии, которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания.

Основные принципы:

ü поиск единых оснований сущего (Милетская школа, Аристотель и т. д.);

ü сведение всего многообразия духовного мира человека к рациональной способности мышления;

ü говорилось о высочайшем развитии человека и человечества;

ü субъектно-объектные отношения выступали основой процесса познания;

ü постижение истины являлось главной целью гносеологии.

Постклассическая философия связана с неприятием фундаментальных принципов классического философствования, попытками их радикального переосмысления. Формирование постклассической философии было социально подготовлено и вызвано кризисом философии и культуры Западной Европы. В конце 19 века происходит рассогласование между рационально сконструированными образцами мироустройства и действительным миром, зачастую антиразумным, иррациональным, иным по своей природе.

В постклассической философии пересматривается статус разума познающего субъекта, структура познавательного процесса. Актуальными становятся альтернативные, противоположные рационализму формы осмысления бытия и человека – иррационализм.


№ 13. Классика и постклассика. Основные направления постклассической философии

В развитии европейской философии нового и новейшего времени выделяют две эпохи:

Иррационализм (лат.неразумный, бессознательный) – это отрицание возможностей разума в процессе познания. Основой познавания объявляются интуиция, чувства, воля, мистический опыт. Представители иррационализма: А. Шопенгауер; Ф. Ницше; С. Кьеркегор; А. Бергсон.

В постклассической философии центральной проблемой становится антропологическая. Человек рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, а как существо переживающее , сомневающееся , самосозидающее .

Речь идет не о возможности получения универсальных истин, как в классической философии, а о постижении смысла бытия личности , испытывающей массирование, репрессирование, социальное воздействие. Главное, что волнует постклассическую философию – это понимание того, что происходит с человеком, с его сознанием в условиях массированной манипуляции им. Постклассическая философия задается вопросом, что предпринять, чтобы остаться человеком в таком социальном окружении.

Постклассическая философия переходит от поиска всеобщих принципов, универсалий к самоценности индивидуального единичного .

Марксизм – это основанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система философских взглядов, включающая диалектику, материалистическое понимание истории, обоснование экономических законов развития капиталистического общества.

Относится и неотомизм . Основатель Маритен, Жильсон. Сюда же входит психоанализ (Фрейд, Юнг и др) и прагматизм (Пирс, Джемс).

Третий этап оформился к середине 20 века. Основные направления:

Экзистенциально-феноменологическая философия. Основная цель – разработать философию человека, которая бы учитывала специфику человеческого бытия и рассматривала человека как единичного, конкретного. Среди представителей такие экзистенциалисты, как Паскаль, Достоевский, Кьеркегор, Ницше, Гуссерль .

Экзистенциализм возникает накануне Первой Мировой войны в России – Шестон, Бердяев . После Первой Мировой войны – в Германии – Хайдеггер, Ясперс, Бубер .

В период Второй Мировой войны распространяется во Франции (Марсель, Сартр, Мерло-Понти, Камю, Симона-де-Бовуар) . В середине 20 века и в других странах, в том числе в США. В Испании экзистенциализму близок Хосе Ортега-и-Гассет .

Экзистенциализм – это философское течение, рассматривающее человеческое существование как нечто уникальное, единичное. Подлинное существование постигается в пограничных ситуациях.

Пограничные ситуации – это наиболее опасные моменты человеческого существования, когда возникают состояния страха, заботы, вины, выбора, ожидания смерти. В такие моменты раскрывается человеку подлинный смысл его бытия.

Аналитическая философия. Развивали Рассел, Витгенштейн . Они решали проблему установления границ познания, видят в философии не теорию, а метод философского анализа, пытаются переориентировать философию на исследование языка науки . Представители аналитической стратегии предложили создать универсальный язык науки, то есть устранить разрыв между словами и опытом, избавиться от двусмысленности обыденного языка. Основная цель аналитической философии – устранение псевдопроблем и выработка логически безупречных структур языка. Основные принципы выражены в работах Фреге, Рассела, Мура, Витгенштейна .

Позитивизм – философское направление. Основал Конт в 30-е годы 19 века. Главная идея позитивизма – научное знание – это совокупный результат специальных естественных наук. Основные методы познания – наблюдение, эксперимент.

Основные формы позитивизма:

Классический позитивизм (Конт, Миль, Спенсер); Эмпириокритицизм (махизм) – Мах, Авинариус; Неопозитивизм (Шлик, ассел, Витгенштейн).

Эмпириокритицизм (махизм) – это субъективно-идеалистическое течение конца 19 – начала 20 века. Мир – совокупность ощущений, восприятий. Познание – средство биологического приспособления к окружающей среде. Задача науки – описание фактов на основе простоты и целесообразности.

Неопозитивизм – направление философии 20 века. Противопоставляет науку философии, устраняет философию из науки. Задача науки – разработка метода логического или лингвистического анализа знания. Развивает идеи современной логики.

Герменевтика – течение в современной философии. Основы заложил Шлейермахер . Идеи развивали Аильтей, Рикер, Гадамер.

Возникла в Древней Греции как искусство понимания жрецов. Сократ в диалоге «Ион» говорил: «Поэты – толкователи воли богов, одержимые каждый тем богом, который им владеет». Аристотель рассматривает герменевтику как вид логической грамматики.

Млейермахер утверждал: «Чтобы понять чужой текст, необходимо проникнуть в душевное состояние, психику, язык автора текста».

Неотомизм – влиятельное учение современной философии католицизма. Представители: Жильсон, Маритен .

Основа неотомизма – учение о гармонии веры и разума. Вера и разум – два пути постижения Бога: сверхъестественный – через откровение, слово Божье; естественный – через познание разумом мира, сотворенного Богом.

Признает три формы познания истины: науку, философию, теологию. Наука фиксирует явления, философия – служанка теологии, теология – сверхразумное знание, равное вере.

Постмодернизм – представители Деррида, Делез, Лиотар . В работе «ситуация постмодерна (1979 г.) Лиотар отмечает, что закономерным плодом рационалистического индустриального прогресса стали тоталитаризм, противостояние Севера и Юга, безработица.

Представители постмодернизма скептически относятся к установке на преобразование действительности. По мнению представителей постмодернизма мир не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не вмещается ни в какие теоретические схемы. Делает акцент на уникальности, неповторимости всякого явления, события, факта. Крайние формы критических возможностей познания проявляются в полном отрицании науки, в поиске ее замены «субъективностью», в распространении мистицизма в научной среде.


№ 14. Предмет и структура марксистской философии. Материалистическое понимание истории

Марксизм – философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом, христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма/социал демократии.

В своих ранних работах Маркс с одной стороны осуждает философию за ее умозрительное сознание, но с другой стороны, настойчиво подчеркивает необходимость воплощения философии в действительность. Так, широко известен 11-й тезис Маркса о Л. Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его»

Марксизм рассматривает философию в качестве практически ориентированной науки, сущность которой выражена в тезисе «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» Вклад К. Маркса и Ф. Энгельса в философию состоит в том, что они:

Ø разработали материалистическую диалектику как философское учение о развитии и взаимосвязи в природе, обществе и мышлении;

Ø открыли материалистическое понимание истории , согласно которому экономические отношения составляют базис всех иных общественных отношений (в этом проявилась определенная абсолютизация роли экономики в обществе). Суть материалистического понимания истории К. Маркс лаконично выразил в предисловии «К критике политической экономии»: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» ;

Ø объяснили закономерности исторического процесса , что нашло отражение в формационном подходе к развитию человечества. К. Маркс выделил три эпохи всемирной истории, критерием которых выступает форма собственности: античную , феодальную и буржуазную , представляющие собой этапы прогресса экономической общественной формации. Ей предшествуют архаические, доклассовые общества, а сменяет ее путем социальной революции коммунистическая формация, которой присущи:

· отсутствие эксплуатации человека человеком и противопоставления умственного труда физическому;

· превращение труда в первую потребность жизни;

· всестороннее развитие индивидов, в результате чего «общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому по потребностям» (К. Маркс «Критика Готской программы»);

Рабовладельческое государство Феодальное государство Капиталистическое (буржуазное) государство Социалистическое государство
ü первый исторический тип государства ü экономическая основа – собственность рабовладельца на раба ü существовали в окружении «варваров», которые были главным источником рабочей силы ü государство охраняет интересы рабовладельцев ü экономическая основа – частная собственность феодалов на землю как главное средство производства ü личная зависимость крестьян от землевладельцев-феодалов. ü государство охраняет интересы феодалов, сословные привелегии которых закрепляются в законах ü защищает буржуазный строй и его основу – частную собственность на орудия и средства производства ü является аппаратом власти, обеспечивающим эксплуатацию трудящихся ü использует экономическое принуждение к труду ü является орудием политической власти трудящихся (рабочего класса) ü государство поддерживает общественную собственность на орудия и средства производства ü не эксплуатируя других, государство перестает быть собственно государствои и постепенно отмирает.

Ø предложили понимание сущности человека как совокупности всех общественных отношений, где господствуют производственные отношения, которые включают в себя:

1) отношения людей к средствам, производства (формы собственности);

2) отношения обмена продуктами производства;

3) отношения распределения произведенных продуктов.

Ø проанализировали проблему «отчужденного труда» как такой деятельности человека, которая, являясь основным условием его жизни, вместе с тем лишает его возможности всесторонне развивать и удовлетворять свои способности и потребности. В результате при капитализме, согласно К. Марксу, происходит отчуждение человека от:

1) результатов его труда;

2) его собственной творческой природы (самоотчуждение) и родовой сущности, те труда;

3) другого человека.

Человек (рабочий) предстает в качестве: товара; рабочей силы; общественно-исторического существа («Экономическо-философские рукописи 1844 года»);

Ø ввели понятие общественной практики , которая есть материальная, целесообразная деятельность людей по освоению и преобразованию природных и социальных объектов. В структуре практики выделяются две стороны: субъектная – человек, его способности, цели и действия; объектная – предмет, средства и продукты деятельности.


№ 15. Исторические судьбы марксистской философии. Неомарксизм. Постмарксизм

Неомарксизм – неоднородное и противоречивое течение. Лозунг «Назад к истинному Марксу!» прозвучал впервые в 30-х годах 20 в. Его выдвинули представители франкфуртской школы Хоркхаймар, Адаржо и др.

В 60-е годы его подхватили деятели той же франкфуртской школы (Г. Маркузе, Э. Фромм и др.). Неомарксизм возник в 30-80 гг. 20 века. Распадается на два противостоящих друг другу направления:

1. Диалектико-гуманистическое. Основоположники – Лукач, Корш, Грамш, позже – Хабермас, Маркузе, Фром, Мерло-Понти. Они стремились поставить в центр марксистской философии человека как субъекта исторического действия, опирались на ранние работы Маркса.

2. Сциентическое . Представители – Альтюссер, Вольпе, Коэн, Ремер. Они считали, что марксизм недостаточно научен, ставили задачу придать историческому материализму строго научную форму, при этом использовали функциональный анализ, теорию игр.

К неомарксизму относятся: группы марксистски ориентированных теоретиков национально-освободительного движения; Исследователи проблем «третьего мира»; Исследователи проблем глобализации Самин, Франк, Валлерстайн

Традиционный неомарксизм обычно противопоставляет молодого К. Маркса, «философа антрополога», зрелому Марксу, автору «Капитала» с его «неромантической» ориентацией на научное знание. Теоретики неомарксизма отрицают общезначимость марксистской диалектики, сводя ее содержание только к обществу.

Неомарксизм обвинял «советский марксизм» в сциентическо-позитивистском ревизионизме, исходящего из тезиса о возможности социального познания, не зависящего от классового интереса. Такое познание по мнению неомарксистов невозможно. Поэтому, полагают неомарксисты нужно целиком полагаться на «универсальное «критическое сознание»» «позднего капитализма» и «государственного социализма», всюду разоблачающего отчуждение, подавление человечности, разные формы иллюзорного, ложного и извращенного сознания.

В качестве новой движущей силы политической борьбы и общественных изменений в современных условиях неомарксизм выдвигает «критическую интеллигенцию», бунтующую молодежь, студенчество, освободительное движение в третьем мире.

В 50–70-х гг. неомарксизм стал идеологией «новых левых». Совокупности идейных течений и политических движений, противопоставляющих себя «старым левым» – теоретикам и практикам коммунистических и рабочих партий. Первоначально новые левые выступили как элитарное литературно-философское течение «социал-критических интеллектуалов», проповедовавших конец буржуазной культуры и бунт против капиталистической цивилизации, но разочарованных в революционности рабочего класса и потому искавших новые антибуржуазные силы. Теоретиками такого неомарксизма стали Г. Маркузе, Фромм, Хабермас и другие представители франкфуртской школы, группировавшиеся вокруг журнала «…».

В начале 60-х годов число новых левых стало быстро расти за счет студентов, втянутых в массовое общедемократическое движение в странах развитого капитализма: в борьбу против войны во Вьетнаме, за гражданские права негров и других, национальных меньшин, демократическую реформу высшего образования, против апартеида в ЮАР. Интеллектуальное движение переросло в практическое с конкретными политическими требованиями. Новые левые встали на путь абсолютизации насилия и террористических методов борьбы. В число авторитетов и героев молодых новых левых были французский теоретик политического экстремизма Р. Дебре с идеей «горящего партизанского очага», Ф. Фанон с проповедью «самоцельности» политического насилия, Мао Цзэдун как вдохновитель «культурной революции», неоанархисты и троцкисты. Такая левоэкстремистская ориентация привела в 70-е гг. новых левых к глубокому и затяжному кризису, к идейному и организационному разброду.

В связи с кризисом социалистицизма и реставрацией капитализма в пост социалистических странах марксизма и защитники его критики вынуждены были обратиться к проблеме был ли советский командно-бюрократический социализм попыткой реализации марксистского коммунизма или нет.

В исследовании этой проблемы и сформировался постмарксизм. Постмарксисты как правило пытаются защищать марксизм, доказывая, что коммунистический эксперимент в России не является частью марксистского наследия. Дж. Макмертри (Канада) ссылками на работу К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие», отмечает, что коммунистические опыты начались в стране, уровень развития производительных сил которой не мог стать основой нового социалистического экономического порядка. А по Марксу, напоминает Дж. Макмерти, «Новые, более высокие производственные отношения не возникают до тех пор, пока материальные условия их существования не вызрели в недрах старого общества».

Большевистская революция и советский деспотизм были органистическим результатом лишь русской истории, идеологические доктрины этой революции и всех последующих коммунистических экспериментов следует искать не в марксизме, а в ленинизме. Ленин лишь мобилизировал колоссальную энергию народа создал тоталитарную партию и навязал своей стране жесткую, никакими принципами не связанную, тоталитарную диктатуру. Этого оказалось достаточно для победы над врагами, но недостаточно для достижения цели. Одна из основных причин этих ошибок Ленина была в том, что он не был философом отчуждения и «даже хорошим философом вообще», не знал «работ молодого Маркса». Он «сконцентрировался на проблеме классовой борьбы, понятой как беспощадная борьба за власть… самой характерной чертой Ленина была железная воля осуществить, во что бы то ни стало коммунистическую утопию».

Эти установки ленинизма противоречат положению Маркса о том, что коммунистическое общество может быть построено только на базе развитых индустриальных производственных сил. Поэтому сегодня, по мнению постмарксистов, нужно осознать, что реставрацией капитализма в постсоциалистических странах произошел не столько крах марксизма как футурологической теории общественного развития, а крах ленинизма с которым, начиная со Сталина, стали отождествлять марксизм. Но сегодня не только необходимо вернуть марксизму его аутентичный вид, и «отреставрировать» теорию Маркса. Нужно придать теории Маркса второе дыхание, ввести ее в контекст сегодняшней практики. Футурологические заявления Маркса вытекали из анализа капитализма XIX в. и основывались на выводе о том, что противоречия между условиями роста производственных сил и условиями роста капиталистической прибыли могут быть разрешены лишь путем захвата пролетариатом государственной власти.

Современное развитое капиталистическое общество благодаря непрерывным усилиям и вмешательству государства нашло иные пути ослабления или разрешения противоречия между интересами производственных сил и капиталистической собственностью (на нем, собственно, делал основной акцент Маркс), и нашло способ избежать тупика массовой безработицы и неизбежного при этом краха циклов воспроизводства. Постмарксистская концепция социализма должна учитывать, что командно-бюрократический социализм сталинского типа не может быть альтернативой современному капитализму.


№ 16. Особенности и основные направления развития русской философии конца 19-начала 20 века

Первый опыт русского философствования следует отнести к древнекиевской эпохе и принятию христианства на Руси. Ее источниками выступили евангельское вероучение, литература патристики, учение восточных отцов Церкви. Подлинно оригинальная национальная философия появляется только в 19 в.

Начало профессионального философствования в России связано с именем Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856), философа и публициста. В 1819 г. он был принят в «Союз благоденствия», в 1821 г. – в Северное общество декабристов. Был участником похода русской армии в Европу 1812-1813 гг., путешествуя в 1823-1826 гг. по европейским странам познакомился с Шеллингом. Главное философское произведение П. Я. Чаадаева «Письма о философии истории» («Философические письма») было написано в 1829-1831 гг. и впервые опубликовано в журнале «Телескоп» в 1836 г. Его главная тема – рефлексия по поводу исторического предназначения России , историософская оценка духовной эволюции русско-православного мира. Чаадаев говорил об отлученности России от всемирного воспитания человеческого рода, национальном самодовольстве, духовном застое, косности в деле осознания исторической миссии. Идеи Чаадаева были встречены резко негативно как в кругах просвещенной публики, охваченной патриотическим порывом после победы над Наполеоном, так и российскими властями. Автор «Философических писем» был объявлен сумасшедшим и в течение года находился под политическим и медицинским наблюдением. Отвечая на обвинения в отсутствии патриотизма, Чаадаев писал в следующей своей работе «Апология сумасшедшего» (1837) о том, что России еще только предстоит решить большую часть проблем социального порядка, ответить на важнейшие вопросы, которые занимают человечество. Чаадаев долгое время оставался влиятельным мыслителем, обозначив горизонты русской историософии в ее развитии. В 19 - 20 вв. идеи Чаадаева были осмыслены представителями самых различных направлений, в частности, западниками и славянофилами .

Западничество как течение русской общественной жизни оформилось в 40-60-х гг. 19 в. Его основные идеи развивались в кружках Станкевича Н. В.(Анненков, Бакунин, Боткин, Грановский) и Герцена - Огарева . Среди этих идей следует выделить главные:

1) критика феодально-крепостнических порядков в экономике, политике, культуре;

2) идея социально-экономического реформирования по западному образцу, в результате чего Россия должна была усвоить европейскую науку и «плоды векового просвещения»;

3) отрицание революционных методов разрешения социальных проблем; средством социальных преобразований должно было выступить прежде всего просвещение и пропаганда;

4) важная идея западничества заключалась также в высокой оценке преобразований эпохи Петра I. Перспективный источник социального развития России усматривался западниками в использовании опыта западноевропейских стран. Стремясь построить свою систему философии истории, они старались определить роль русского народа среди других народов Европы. Обсуждение проблем религии и вопросов о методах реформ раскололо прежде идейно единое западничество на два направления: либеральное (П. А. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д.Кавелин) , отстаивавшее догмат о бессмертии души; революционно-демократическое (А.И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г.Белинский) , трактовавшее сущность души с позиций атеизма и материализма, выдвигавшее идеи революционной борьбы.

Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение в повседневной жизни.

Мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение, это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места человека в нем. Мировоззрение – это единство знаний и убеждений, разума и веры, эмоционального и интеллектуального, оценок и норм, мироощущения, мировосприятия и миропонимания, индивидуального и общественного. Мировоззрение находит свое выражение как в сознании отдельного человека (индивидуальное сознание), так и в сознании больших масс людей (общественное сознание).

Структура мировоззрения: знания; убеждения и верования; ценности и нормы; эмоционально-волевой компонент.

Можно включить и практическую деятельность, поскольку она частично входит в структуру мировоззрения и связана с духовностью человека. Сами по себе отдельные компоненты не обеспечивают целостного мировоззрения, но только в совокупности всех составляющих структуры мировоззрения.

Различают понятия “мировоззрение”, “общая картина мира”, ”мироощущение”, ”мировосприятие”, ”миросозерцание”, ”миропонимание”.

Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия.

Общая картина мира, или картина мира – это синтез знаний людей о природе, социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных – социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира – задача всех областей знания. Выделяют также чувственно-пространственную картину мира, духовно-культурную, метафизическую, физическую, биологическую, философскую, причинно-механическую картины мира (последняя сложилась в эпоху Просвещения). Для мировоззрения характерна еще более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру. Мировоззрение выполняет регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренческое начало.

Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущений, мировосприятие и миросозерцание . Первичные формы освоения человеком объективного мира – мироощущение и мировосприятие – связаны, прежде всего, с его эмоционально-чувственной сферой. Мироощущение возникает в силу тех или иных переживаний, определенного эмоционального настроя. Возникающие у человека различные мироощущения становятся основой для формирования в его сознании наглядных образов. Здесь речь идет уже о мировосприятии . Однако мироощущение и мировосприятие не дают возможности человеку разобраться в сути событий, понять их причины, оценить последствия своих действий. Такая возможность появляется на базе миропонимания, представляющего собой сплав разума и веры человека, его убеждений и ценностей, который складывается в процессе объяснения и практического освоения реальной действительности. Миропонимание представляет собой понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения.

Понятие “мировоззрение” соотносится с понятием “идеология”, но они не совпадают по своему содержанию: мировоззрение шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления.

Мировоззрение в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку. Поэтому можно говорить о разных сторонах мировоззрения, подчеркивающих его единую неделимую цельность. Аналитический подход позволяет дифференцировать стороны (подсистемы) мировоззрения:

познавательную , в том числе а) познание природы, космоса, в целом универсума, природной сущности человека (натуралистический аспект) и б) познание социальной природы общества и человека (гуманитарный аспект);

аксиологическую (ценностная), в том числе предметные и субъектные ценности. К предметным ценностям относится та или иная оценка предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений. Субъектная ценность выступает в качестве нормативных представлений, установок и оценок в общественном сознании и ориентиров деятельности человека;

праксеологическую (направленную на духовно-практическая деятельность человека). Включает регулятивы, принципы, нормы поведения и общения и, главным образом, убеждения (вера человека в правоту усвоенных знаний и идей). Совокупность убеждений человека иногда определяют как мировоззрение. Реализация убеждений возможна через волевой компонент, практическую деятельность.

Уровни мировоззрения: жизненно-практический (“т.н. “жизненная философия”); художественно-образный, поэтически-духовный; теоретический (понятийно-рациональный).

В жизненно-практическом (обыденном) мировоззрении преобладает психологический элемент; в ней нередко нарушается логика, отсутствует последовательность, доказательность, систематичность. На теоретическом уровне мировоззрения доминируют наука и философия. Теоретический уровень мировоззрения отличается от жизненно-практического тем, что здесь вырабатывается свой специфический язык (категориальный аппарат), отличающийся строгостью и высоким уровнем абстрагирования. На базе художественно-образного духовного освоения действительности формируется мифологическое и религиозное мировоззрение. Уровни мировоззрения неразрывно связаны между собой. Без жизненно-практического опыта невозможно было бы достичь художественно-образного и теоретического уровней мировоззрения. В свою очередь, мировоззрение на его теоретическом и художественно-образном уровнях оказывает значительное влияние на обыденные взгляды людей, особенно в настоящее время через СМИ, систему Интернет. Мировоззрение – противоречивое духовное образование. Оно может существовать на житейско-практическом и теоретическом уровнях одновременно. Ибо человек не в состоянии выработать научно-теоретические представления на все случаи жизни. Многие его представления, умения и навыки формируются на основе здравого смысла, житейского опыта.

Мировоззренческие знания служат базой и для убеждений , под которыми принято понимать уверенность в истинности знаний и готовность им следовать. Убеждения образуют своего рода мост между знаниями и практическими действиями. Они складываются и утверждаются как свойство мотива . Формирование мотива как внутреннего побуждения к действию связано с интеграцией познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности.

К исторически типам мировоззрения обычно относят: мифологическое; религиозное; научное (натуралистическое); философское.

Философия и мифология. Мифологическое мировоззрение формируется в духовной жизни первобытного человека. В нем в едином, универсальном, нерасчлененном (синкретическом) виде были представлены знания о мире и человеке, верования, этические и эстетические взгляды и т.п.

Типичным для мифологии было следующее:

очеловечивание природы, или явный и неявный антропоморфизм (при явном – свойства и облик человека приписываются предметам природы, при неявном – одни свойства, действия человека, его мотивы приписываются природным явлениям, а облик при этом дается нечеловеческий (зверь, чудовище));

социоморфизм , или уподобление отношений между вымышленными существами отношениям между людьми в обществе;

символизация природы (согласно Шеллингу);

недостаточно четкое разделение субъекта и объекта, пространственных и временных отношений, вещи и слова, предмета и знака, существа и его имени, происхождения и сущности, природного и сверхприродного, исторического и вечного, вещественное и духовное, эмоционального и рационального;

безразличие к противоречию;

сближение объектов по вторичным чувственным качествам, на границе пространства и времени, использование объектов в качестве знаков других предметов и т.п.

Отличия мифологического мировоззрения от научных подходов:

научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении;

мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего (сакрального) и текущего, последующего (профанного) времени:

все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа;

если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая семантически-ценностное значение;

то, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части.

Предпосылками мифологического мировоззрения служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, не отделившегося от эмоциональной сферы. Это были еще неразвитые и специфические формы мышления, сравнимые с детской психологией, для которых характерны такие черты, как конкретность, телесность, эмоциональность, проекция человеческих качеств на предметы окружающего мира.

Функции мифологического мировоззрения:

обобщающая, в отличие от философского и научного обобщения базируется на чувственных представлений и лишено опосредований; объясняющая; моделирующая; регулирующая, утверждающая принятую в данном обществе систему ценностей, норм поведения.

Формой проявления мифологии были мифы (от греч. mythos – предание, сказание, слово). Миф - это самая древняя форма мировоззрения на уровне мироощущения и миропонимания, которая характеризуется символическим, фантастическим, фантастическо-образным, целостным представлением о природе, обществе и человеке.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего или будущего). Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный, “надежный” опыт осмысления действительности множеством поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.

Хорошо известны мифы Древней Греции и Древнего Рима о природе, происхождении человека и его достижениях. Миф о Сфинксе олицетворяет тайну природы, которая никогда не раскрывается человеку полностью; миф о кентаврах символизирует происхождение человека от животного; миф о Прометее раскрывает историю происхождения огня; миф об Икаре воплощает стремление человека подняться в небо; миф о Сизифе является попыткой выяснить, в чем смысл жизни.

Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах и т.п.). Миф и обряд в древних культурах составляли известное единство – мировоззренческое, функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта первобытной культуры – словесный и действенный, “теоретический” и ”практический”.

Уже на ранних стадиях развития мифология связывается с религиозно-мифическими обрядами и входит существенной частью в состав религиозных верований. В качестве нерасчлененного синтетического единства мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических теорий, различных форм искусства, поэтому столь сложна задача размежевания мифологии и близких к ней по жанру и времени возникновения форм словесного творчества: сказки, героического эпоса, легенды, исторического предания. Мифологическая подпочва сохраняется и в более позднем, “классическом” эпосе. Через сказку и героический эпос с мифологией оказывается связанной и литература, в том числе повествовательная.

В философии появление мифов нередко связывается с формированием язычества с его родовым сознанием и культовой практикой, и они оцениваются чаще всего отрицательно как по существу чуждые истине , как помрачающие и порабощающие дух человека. Философия содействовала становлению личностного самосознания и освобождению мышления от власти мифов в целях свободного поиска истины (Логос против мифа). Неоплатонизм, однако, интерпретировал миф как символ высшей истины и примирил древнюю философию с языческим жизнепониманием. Это было отвергнуто ранним христианством.

Языком мифологии пользуются различные формы общественного сознания, расширяя и по-новому толкуя мифологические символы. В частности, в 20 в. наблюдается также сознательное обращение некоторых направлений литературы к мифологии (Дж.Джойс, Ф.Кафка, Т.Манн, Г.Маркес, Ж.Жироду, Ж.Кокто, Ж.Ануй, А.Камю, Ч.Айтматов и др.), причем имеет место как переосмысление различных традиционных мифов, так и мифотворчество – создание собственных поэтических символов.

В XX в. миф понимается как способ мышления, необязательно связанный с язычеством. “Миф есть воспоминание о мистическом событии, о космическом таинстве” (В.Иванов). В мифе находят причастность бытию и религиозную веру. Присутствие мифа обнаружено на высших этапах культурного развития; признано, что образно-мифологическая форма изложения того, что открывается в духовном опыте человека, имеет ряд преимуществ перед рационально-философской. Но социальные мифы XX в. стали основным средством порабощения личного и общественного сознания, они не имеют ничего общего с духовным призванием человека и должны быть отвергнуты.

Некоторые особенности мифологического мышления могут сохраняться в массовом сознании наряду с элементами философского и научного знания, строго научной логикой. При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения “социального”, или “политического” мифа (например, немецкий нацизм возрождал и использовал древнегерманскую языческую мифологию, а также сам создавал разнообразные мифы – расовый и др.), но в целом мифология как ступень сознания исторически изжила себя. В развитом цивилизованном обществе мифология может сохраняться только фрагментарно, спорадически на некоторых уровнях.

Философия и религия. Религиозное мировоззрение. В первобытном обществе существовала тесная связь между мифологическим и религиозным мировоззрением. Религия возникла на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Возникновение религиозного мировоззрения связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности: общее понятие отделяется от обозначаемого предмета, превращается в особый предмет веры. Главный признак религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественное. Первоначально возникают племенные, затем национальные (например, существующие и ныне конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм) и мировые или наднациональные – буддизм (YI-Y вв. д.н.э.), христианство (I в.) и ислам (YII в.).

Сущность религиозного мировоззрения в том, что в нем ядром является религиозная вера, религиозные чувства, религиозный опыт, система убеждений и ценностей. Религия предполагает соответствующее поведение, образ жизни, специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование сверхъестественного, священного.

На основе мифологического, религиозного мировоззрения, зачатков накапливаемых знаний складываются предпосылки философского мышления.

Приходит в этот мир? Каково предназначение человека? В чем смысл жизни? Все это так называемые вечные вопросы. Они никогда не могут быть разрешены окончательно. Мир и человек постоянно меняются. Следовательно, меняются и представления людей о мире, человеке. Все представления и знания человека о самом себе называются его .

Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.

Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания — первичное представление о себе . Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется и в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.

Структура мировоззрения

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие — пессимистическое. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.

Коренные вопросы всякою мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формах религиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, и философского мировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.

Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.

Компоненты мировоззрения человека

Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни — общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.

Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями , связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.

Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения — познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение — всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения :

  • мифологическое;
  • религиозное;
  • философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Роль мировоззрения в жизни человека

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

Современное общество существует в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле.

Можно, конечно, попытаться укрыться от этих мучительных проблем по принципу, «моя хата с краю»... Но достойно ли это человека?

А поиск ответов на все новые масштабные вопросы, выдвигаемые жизнью, – проблемы человека и природы, человека и общества, техносферы и биосферы, многие вопросы взаимоотношений между социальными системами и государствами и т.д. – требует умения самоопределяться, выяснять пути решения этих и многих других вопросов, а главное – находить свое место и роль в этих сложных процессах. Но для этого нужна такая предпосылка, как умение мыслить, достаточно широкий взгляд на вещи в качестве условия осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности.

Однако способность к разумному мышлению не является врожденной, ее необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей к этому – усвоение достижений философской культуры. Философия вовсе не является чем-то витающим в облаках чистой мысли. Напротив, ее главное назначение связано с решением коренных вопросов самой жизни. Ведь в конечном счете в центре философии стоит вопрос о человеке и его месте в мире, его месте в обществе, о смысле его жизни. И главное назначение философии – помочь человеку ориентироваться в бесконечных сложностях жизни, в решении тех уравнений с множеством неизвестных, которые постоянно возникают на жизненном пути.

Изучение философии – это школа, которая помогает воспитывать культуру разумного мышления, умение свободно руководить движением мысли, доказывать и опровергать. Понятно, что наука мыслить не может быть взята напрокат, овладение ею требует усилий, напряжения интеллектуальных способностей. Конечно, это совсем непросто и предполагает, в частности, знакомство с историей философии, чтобы шаг за шагом проследить, как решались "вечные проблемы" на протяжении многих столетий, а главное, чтобы подготовить себя к пониманию путей их решения в современной философии, в том числе и в философии диалектико-материалистической.

Роль философии в наши дни велика и в реализации гуманистических идеалов, ибо только через призму гуманизма может обрести нужную ориентацию научно-технический прогресс, могут быть решены в интересах человека и человечества глобальные проблемы – от снятия угрозы термоядерной войны до ликвидации угрозы генетическим основам и психике человека. При этом философия не должна искусственно отгораживаться от философского процесса в других странах, ибо никто не является обладателем истины в последней инстанции по любому вопросу. Здесь необходимы обмен и систематическое знакомство с достижениями современной мировой философской мысли. Центральной задачей философии является решение целого комплекса мировоззренческих проблем, выработка с позиций разума системы обобщенных взглядов на мир в целом. Что это за проблемы, которые с полным правом можно назвать вечными?



Что образует основу мира? Как устроен мир, как соотнесены в нем духовное и материальное? Имел ли мир начало во времени или он существует вечно? Есть ли в мире известная упорядоченность или все в нем хаотично? Развивается ли мир или он постоянно вращается в одном неизменном круге? Можно ли познать мир?

Случайно ли встают перед человеком и человечеством эти вопросы? Нет, не случайно. Они возникают из потребности в общей ориентации в мире.

Решая их так или иначе, человек как бы набрасывает координатную сетку, в рамках которой будет развертываться и его деятельность, и работа его мысли. В теоретически обоснованном решении этих и иных мировоззренческих проблем и состоит назначение философии, а вместе с тем и значение ее освоения.

Мировоззрение – это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем. Оно есть у каждого. Но его уровень, его содержание, форма различны. Следует отметить, во-первых, что мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлениям и т.д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов. К тому же мировоззрение как система включает в себя ряд компонентов. Прежде всего, это знания, имеющие своей опорой истину, а наряду с этим и ценности, наиболее ярко выраженные в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения, имеющих своей базой добро и красоту.

В выработке мировоззрения участвуют не только разум, но и чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза – интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная – миропониманием.

Естественно, что соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей. Больше того, разной может быть и сама эмоциональная окраска мировоззрения, выражаемая в чувствах, настроениях и т.п., – от радостных, оптимистических тонов до тонов мрачных, пессимистических.

Второй уровень мировоззрения – миропонимание, опирающееся прежде всего на знания, хотя миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое. Сила убеждений – в доверии человека их сути и смыслу. А это значит, что мировоззрение включает в свою структуру уверенность, следовательно, и веру (это может быть и религиозная вера, и вера в привидения и чудеса, и вера в науку и т.д.). Разумная вера не исключает сомнения, но чужда как догматизма, так и безбрежного скептицизма, полностью лишающего человека опорных пунктов и в познании, и в деятельности.

Следует выделить два уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения важен, его нужно учитывать, хотя он и отличается: 1) недостаточной широтой; 2) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой эмоциональной нагрузкой.

Эти минусы преодолеваются на теоретическом уровне миропонимания и мировоззрения. Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.

Если подходить исторически, то философии как особому типу мировоззрения предшествовали мифологический и религиозный типы мировоззрения. Миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства.

Переплетение в мифе элементов знаний о мире с религиозной и художественной фантазией находит свое выражение в том, что в рамках мифа мысль еще не обрела полной самостоятельности и чаще всего облекалась в художественно-поэтические формы, что отчетливо просматривается в "Мифах Древней Греции", "Илиаде", "Одиссее", национальном фольклоре и т.д. И в то же время в мифах уже рисовалась картина мира в целом в виде теософии, шел поиск путей утверждения единства природы и общества, мира и человека, прошлого и настоящего, решались в своеобразной форме мировоззренческие проблемы.

Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям – по линии религии и по линии философии.

Религия – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. К тому же сама религиозная вера – это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах; в религии же вера реализуется в культе и через культ.

Причина религии – зависимость людей от неподконтрольных им естественных, природных и социальных сил. Она выступает как иллюзорное восполнение слабости человека перед ними. Долгая эволюция религии привела к идее бога как распорядителя дел земных и небесных. Религия в свое время играла положительную роль как средство социальной регуляции, формирования осознания единства человеческого рода, общечеловеческих ценностей.

Общее, что роднит религию и философию – это решение мировоззренческих проблем. Но характер подхода к этим проблемам в их рамках, равно как и само их решение, глубоко различно. В противовес религии с ее ставкой на веру философия всегда опиралась на знания, разум. Уже первый шаг философии состоял в поиске единого во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем самом.

1.2. Философское мировоззрение и его ключевые проблемы: