Социальность государства и социальное государство. Каталог учебных материалов

Социальное государство - это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. Пожалуй, на сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором идет речь.

Признаки социального государства. Первое, что приходит на ум рядовому гражданину при упоминании термина «социальное государство», так это социальная защита неблагополучных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов и т. д.). Не будем этого отрицать, но все же возразим, что мощная социальная защита возможна лишь тогда, когда имеется для этого необходимый материальный потенциал. Вот почему в ряду признаков социального государства на первое место следует поставить те из них, которые касаются граждан, создающих богатства общества, а именно трудоспособных.

    Достойный уровень заработной платы трудоспособных граждан . Именно их трудом содержится государство и общество в целом, поскольку они являются основными налогоплательщиками. Одним словом, чтобы хорошо работать, надо иметь достаточные для этого, прежде всего материальные, стимулы.

    Высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей . Многие еще помнят советские времена, когда в карманах у людей были деньги, но на них практически ничего нельзя было купить - пустые полки магазинов, кругом очереди, порой даже за хлебом.

    Если речь идет о физиологических потребностях, то должно быть хорошее питание (сбалансированное, качественное, достаточное по количеству). Все мы нуждаемся и в психологическом комфорте, а следовательно, хорошем времяпрепровождении как в период отпуска, так и в период между работой. Немаловажно для каждого и социальное общение. Есть у нас и политические потребности, а отсюда вытекает наличие у нас возможностей доводить до сведения власти свои интересы, чаяния и желания. Нельзя сбрасывать со счета потребности духовные, которые способна реализовать развитая сеть культурных учреждений.

    Мощная социальная защита нетрудоспособных слоев населения . Имеются в виду пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, безработные, переселенцы, беженцы и т. д. Они должны получать пенсии и пособия в таком размере, чтобы не чувствовать себя ущербными членами общества и иметь возможность на достойном уровне удовлетворять свои потребности. При этом следует учитывать, что, например, пенсионеры в прошлом были активными членами общества и сполна вложили свой труд в его процветание.

    Хорошая система образования, здравоохранения и других социальных услуг . Образование - важный фактор продвижения личности вперед, здравоохранение - залог ее комфортного существования, удобство дорожного и транспортного обслуживания повышает динамизм личности. Это известно всем. Однако следует обратить внимание и на то, что деятельность в области государственного управления также относится к социальным услугам. Эффективный государственный менеджмент, т. е. осуществляемый в интересах людей, - важная характеристика социального государства.

    Минимизация социальных различий . В обществе существуют различные страты, в пределах которых имеются также различия возрастные, половые, профессиональные и др. И тем не менее по социальному положению, т. е. значимости для общества, а отсюда и по положению имущественному, все же резких различий не должно быть. Понятно, что напряженность работы, допустим, министра гораздо выше, чем у большинства работников. Но как бы чувствовал себя тот же министр, если бы в подъезде, где он проживает, никто не убирал? Считается допустимым, если доход высшего и низшего слоев общества различается примерно в шесть раз, но никак не в десятки раз, как это пока имеет место в России.

    Реализация социальной справедливости . Социальную справедливость в упрощенном варианте можно определить, как соответствие того, что человек дает обществу, тому, что он от него получает. Много копий сломано на этот счет. Однако большинство согласятся с тем, что вряд ли справедливо, когда значительные богатства, накопленные многолетним трудом всего российского народа, вдруг в одночасье оказались в руках расторопных дельцов - олигархов. Или разница в заработной плате рядового рабочего и директора предприятия в сто и более раз, что совсем не свидетельствует о социальной справедливости.

    Мирное разрешение социальных конфликтов . Конечно, желательно до конфликтов все же не допускать, И тем не менее совсем избегать их не удается. Например, большое число фермеров США и Европы в течение многих лет выращивали продукцию для России (зерно, кур, цветы и др.). Однако Россия в последнее время по многим позициям отказывается от экспорта. Фермеры зарубежных стран проявляют недовольство и склонны бастовать. Правительства этих стран вынуждены рассматривать вопрос о выделении им субсидий, что, понятно, сразу может отразиться на других слоях населения. Однако это все же лучший вариант разрешения социального конфликта, нежели битье витрин или блокирование железных или автомобильных дорог возмущенными фермерами.

    Воплощение в жизнь нравственных предписаний общества . Благотворительность, милосердие, альтруизм и другие явления бескорыстной помощи людей друг другу становятся нормой жизни, а не экзотическим явлением, не говоря уже о неукоснительном и привычном соблюдении всеми норм морали в своем поведении.

Социальное государство - это государство благосостоятельных людей, в котором формальное равенство граждан постепенно становится равенством фактическим.

Которого направлена на социально справедливое перераспределение материальных благ. В таком государстве правительство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный уровень жизни и социальной защищенности, сгладить имущественное расслоение и связанную с этим напряженность в обществе. Нуждающиеся граждане

являются важнейшей категорией для правительства, на которую должна быть направлена его забота посредством налоговой политики и других рычагов управления экономикой. Однако не стоит путать социальное государство с социалистическим. Оно представляет собой скорее очень умеренный демократический социализм с лояльным отношением к частной инициативе и либеральному рынку.

Обязательные принципы социального государства

1. Достойный жизненный уровень для всех категорий населения. Государство несет ответственность за обеспечение реального прожиточного минимума, гарантирующего нормальную жизнь. Эта цель достигается путем социально справедливого перераспределения общественных богатств: высокие налоги на богатых обеспечивают этот прожиточный минимум в стране. В современном мире к социальным государствам относят те страны, в которых прожиточный минимум составляет от 7 до 10 тыс. долл. в год на человека.

2. Социальное равенство. Под этим термином не следует понимать поголовную уравниловку, а лишь равные условия при стартовой возможности. То есть равный для всех категорий населения доступ к образованию, здравоохранительным медучреждениям, перспективным рабочим местам и так далее. Социальное государство обязано обеспечить равный доступ вне зависимости от материального обеспечения граждан или их социального положения.

3. Правительство интегрирует в систему широкие социальные программы помощи для тех, кто не способен сам себя обеспечивать: государственная медицинская страховка, системы льгот, обеспечение жильем и так далее. Такая система получила название социального страхования.

4. Социальное государство стремится к подъему общего благосостояния народа. Первой целью для искоренения является уровень бедности (в социальных государствах обычно не более 10 %).

Примеры в мире

В современном мире практически любое правительство спешит объявить себя социально направленным. Например, согласно седьмой статьи Конституции РФ, Россия - социальное государство. Однако декларации не всегда соответствуют практике, и немногие государства в мире могут реально похвастаться широкими и действенными социальными программами. Примером таких режимов обычно называют социально направленные меры Франклина Делано Рузвельта в рамках его «Нового курса», построение «Великого общества» Линдона Джонсона, современные модели в Швеции, Норвегии, Финляндии, Бельгии, Нидерландах и ряде других стран, где на высоком уровне развиты программы защиты малообеспеченных и нуждающихся категорий населения.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

  • главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
  • равенство всех перед законом;
  • разделение властей на три ветви;
  • реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
  • признание прав и свобод человека высшей ценностью;
  • взаимная ответственность личности и государства;
  • политический и идеологический плюрализм;
  • стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

  • господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
  • признание и гарантирование (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
  • взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
  • разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
  • разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
  • контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

Социальное государство

Социальное государство — форма государства, важнейшей которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Термин «социальное государство» введен в научный оборот в XIX в. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949 г. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX в.

Социальное государство конструирует тип , который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное и .

Возможность практического воплощения идеи социальною государства зависит от ряда факторов:

Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др.

Российское государство ставит своей целью стать социально-правовым.

И признаки его. Также из этой статьи вы узнаете, какие существуют модели социального государства. Скажем пару слов и об особенностях его развития. Что же такое социальное государство, понятие и признаки которого нас интересуют? Это принцип (характеристика), который относится к конституционно-правовому статусу того или иного государства.

Принцип социального государства

Данный принцип предполагает конституционное гарантирование социальных и экономических прав и свобод гражданина и обязанности государства, которое должно служить обществу. Оно стремится свести к минимуму и по возможности полностью исключить неоправданные социальные различия.

Функции, которые должно выполнять социальное государство

Понятие и признаки социального государства тесно связаны с его функциями. Рассматривая последние, нужно иметь в виду следующее:

а) ему присущи функции традиционные, обусловленные его природой как государства;

Можно выделить в рамках общего социального назначения специфические направления деятельности, то есть специфические функции, которые имеет социальное государство, понятие и признаки которого мы описываем. К таким функциям относятся, в частности:

2) охрана здоровья и труда людей;

3) поддержка материнства, отцовства, семьи и детства.

Также государство должно заботиться о сохранении мира. Какие еще функции входят в его понятие? Признаки, социальное назначение государства предполагают, что должно осуществляться сглаживание неравенства с помощью перераспределения доходов между разными слоями общества. Это реализуется через налогообложение, специальные социальные программы, государственный бюджет.

Довольно объемным понятием является социальное государство. Понятие и признаки, функции - обо всем этом можно говорить очень долго. Среди последних следует отметить также поощрение государством благотворительной деятельности (в том числе путем предоставления предпринимательским структурам, которые осуществляют ее, налоговых льгот). Нужно поддерживать и финансировать культурные программы и фундаментальные научные исследования. Характеризуя социальное государство (понятие и признаки) кратко, нужно сказать, что оно должно обеспечивать занятость населения, выплату пособий. К функциям его также относится поиск баланса между рыночной экономикой и воздействием на ее развитие государства. Цель такого воздействия - обеспечить достойную жизнь граждан страны. Участвовать в реализации межгосударственных социальных, культурных и экологических программ, а также решать общечеловеческие проблемы также обязательно должно социальное государство. Понятие и признаки, функции, типы - все это определяет его основные черты.

Основные черты социального государства

Из сказанного выше можно сделать вывод, что социальное государство всегда стремится обеспечить социальную защищенность граждан, достойные условия их существования, возможность участвовать в управлении производством. В идеале оно должно быть нацелено на создание для всех примерно равных жизненных шансов. Деятельность такого государства направлена в первую очередь на всеобщее благо, на утверждение социальной справедливости в обществе. Оно сглаживает неравенство (имущественное или иное), помогает обездоленным и слабым, заботится о предоставлении гражданам работы или другого источника существования, обеспечивает сохранение мира, формирование благополучной жизненной среды для человека.

Условия существования социального государства

Становление такого государства - это не только политический и экономический процесс, но также и нравственный, который требует "человеческого" измерения. Можно сделать вывод с учетом сказанного, что характерными чертами и условиями существования государства социального являются:

1) демократически организованная власть;

2) высокий уровень нравственности у должностных лиц и у всех граждан;

3) большой экономический потенциал, который позволяет перераспределять доходы, не ущемляя при этом положения собственников;

4) структура экономики, ориентированная социально, что проявляется в наличии разных форм собственности, а также существенной доли государственной собственности в необходимых областях хозяйства;

5) развитие государства в правовой сфере;

6) существование гражданского общества, для которого государство является инструментом проведения политики, ориентированной социально;

7) социальная направленность политики, проявляющаяся в разработке различных социальных программ, а также приоритетности их осуществления;

8) наличие целей установления всеобщего блага, социальной справедливости;

9) наличие социального законодательства;

10) закрепление в конституции страны формулы "социальное государство".

Деятельность социального государства

Можно сказать, что свои принципы и цели социальное государство осуществляет в форме правовой государственности. Оно идет путем гуманизации общества, то есть стремится к расширению прав личности, к тому, чтобы наполнить более справедливым содержанием правовые нормы. Государство также призвано обеспечить благо индивида: материальные условия достойного существования и свободы каждого человека, социальную безопасность. Оно должно заниматься непосредственно распределением однако не подрывать при этом основы рыночного хозяйства, такие, как конкуренция, частная собственность, индивидуальная ответственность, предприимчивость и др., не должно способствовать массовому социальному иждивенчеству.

Либеральная модель

В ее основу положен либеральный принцип, который предусматривает личную ответственность всех членов общества за судьбу своей семьи и свою собственную. В этой модели роль государства незначительна. В первую очередь социальные программы финансируются за счет частного страхования и личных сбережений. Задачей государства при этом является стимулирование роста доходов граждан. Использующими данную модель социальными государствами являются, например, США, Канада и Австралия.

Корпоративная модель

Еще одна модель - корпоративная. Она предполагает наличие механизма ответственности организаций (корпораций) и предприятий за судьбу и материальное положение своих работников. Корпорацией работнику предоставляются социальные гарантии, в том числе пенсионное обеспечение, а также частичная оплата образовательных, медицинских и других услуг. Построенными по этому принципу социальными государствами являются Франция, Нидерланды, Ирландия, Италия, Германия, Бельгия, Австрия и др.

Консервативная модель

Основной задачей в ней является обеспечение равных стартовых условий, а также возможностей для развития всем гражданам. Идея партнерства между частным сектором, государством, благотворительными и общественными организациями является фундаментом консервативной политики. Принцип смешанной экономики - господствующий в экономической сфере, создается социальное рыночное хозяйство. Ориентированными на эту модель социальными государствами являются Япония и Великобритания.

Описанные выше модели - это идеальные типы, вряд ли имеющие место где-либо в чистом виде. В каждом конкретном государстве в реальности присутствуют элементы различных моделей. Однако при этом доминирует та или иная из них, благодаря чему можно определить, какими именно социальными государствами являются те или иные страны.

Самая распространенная модель социального государства

Самой распространенной моделью является такая, в основе которой - ответственность общества в целом за судьбу каждого своего члена. Основным принципом при этом выступает условие, согласно которому молодой платит за старого, а богатый - за бедного. Государство перераспределяет налоговые отчисления, которые поступают ему, через бюджет, социальные программы, страховые фонды, систему социального обслуживания. Негосударственные институты (программы, фонды и т. д.) играют вспомогательную роль.

Внутренние противоречия социального государства

Рассматривая тему "Социальное государство: понятие, сущность, признаки", необходимо отметить, что оно имеет внутренние противоречия. Социальное государство проходит определенные этапы развития и стадии формирования. Отражением этих проблем и противоречий стала широкая дискуссия, развернувшаяся в зарубежной политической и научной науке в 80-е - 90е годы о его будущем и его кризисе. Основанием процессов, которые стали причиной обострения проблем, существующих в социальном государстве, лежат неравномерность и цикличность экономического развития, а также подверженность социальной сферы и экономики воздействию событий внутренней и внешней политики. Иллюзию гармонии между ростом экономики и расширяющейся практикой распределения государством социально-экономических благ уничтожил мировой экономический кризис. Он показал, что существуют серьезные монетарные проблемы, что невозможно бесконечно эксплуатировать импортное дешевое сырье.

Дискуссия о перспективах и кризисе социального государства обострилась вновь, когда был разрушен социализм в государствах Восточной Европы, когда ФРГ столкнулась с экономическими трудностями, связанными с освоением земель восточной Германии, когда происходило расширение Европейского Союза. Все эти глобальные экономические и геополитические сдвиги обнаружили сложность во взаимоотношении государства и общества.

Социальное и правовое государство

О чем еще можно рассказать, раскрывая тему "Социальное государство: понятие, признаки, функции"? Отметим, что современное социальное государство представляет собой этап развития, который следует за государством патерналистским. Социальное государство не является этапом развития правового. Тем не менее, лишь правовое государство может стать социальным, то есть такое, в котором уже достаточно развиты механизмы господства права.

Социальная политика

Социальная политика выступает одним из главных инструментов реализации государства социального. Взаимосвязь между ними проявляется в том, насколько глубоко и полно социальное государство проводит социальную политику, а также в том, в какой степени она выражает интересы и потребности его граждан.

На достижение результатов и целей, связанных с улучшением социального и материального благосостояния, направлена социальная политика. Ее цель также - улучшение жизни всего населения, предотвращение возникновения социальной напряженности.

Сутью социальной политики государства, которое поставило перед собой цель стать государством социальным, должно стать обеспечение высокого уровня жизни населения, условий для повышения благосостояния. Задача реализации эффективной, сильной социальной политики в таком государстве выдвигается на первый план.

Итак, мы рассказали о том, что такое социальное государство. Понятие, сущность, признаки и модели его были описаны нами. Каждое государство должно стремиться максимально реализовать его принципы. Российская Федерация - это также социальное государство. Понятие, признаки, функции его закреплены в Конституции нашей страны. Она была принята в 1993 году. С этих пор Россия официально - социальное занимается их изучением) его используются в проводимой Россией политике. Однако фактически формирование социального государства находится в нашей стране еще на раннем этапе.

Очень актуальной сегодня является тема "Социальное государство: понятие и признаки". Презентация, реферат или курсовая работа по ней могут быть сделаны с опорой на материал из этой статьи.

Часто считается, что именно реализация этих идей «создала благосостояние Запада после Второй мировой войны » .

Признаки социального государства: 1) высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников 2) социально ориентированная структура экономики 3) формирование гражданского общества 4) разработка государством разнообразных социальных программ 5) развитое социальное законодательство 6) утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности 7) социальная ответственность перед гражданами

Функции социального государства 1) поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов) 2) охрана труда и здоровья людей 3) поддержка семьи, материнства, детства 4) устранение социального неравенства путем перераспределения доходов 5) поощрение благотворительной деятельности 6) финансовая поддержка образовательных и культурных программ 7) борьба с безработицей

Этимология

Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 году Лоренц фон Штейн . Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штейну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».

История

Прусский социализм

Растущее давление рабочего и профсоюзного движения, опасения по поводу возможного усиления социалистов заставляли правительства промышленно развитых стран идти на социальные уступки. В Германии канцлер О. фон Бисмарк , позднее кайзер Вильгельм II , прямо предупреждали о такой угрозе. Советники канцлера О. фон Бисмарка (особенно Г. Вагнер) инициировали в Германии разработку нормативных правовых актов об обязательном социальном страховании профессиональных групп работников, самоуправляемых товариществах взаимного страхования. Это позволяло аккумулировать финансовые ресурсы как гарантии качественной медицинской и реабилитационной помощи, высокий уровень страховых выплат. Такая социально-правовая конструкция получила условное название «модель Бисмарка» («Прусский социализм ») и в модифицированном виде использовалась долгое время в Германии и некоторых других странах. В 1871 г. Германия вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. - финансирование медицинской помощи, в 1883 г. - пособия по болезни.

Социальное страхование от несчастного случая было введено и в других странах: в Австрии в 1887 г., во Франции - в 1898 г., в Норвегии - в 1894 г., Новой Зеландии -в 1900 г., Швеции - в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции - в 1891 г., в Норвегии - в 1909 г.

Государство благосостояния

Большой резонанс имели меры социальной защиты, вводимые в США правительством Ф. Д. Рузвельта в рамках «нового курса » в начале 1930-х годов в связи с Великой депрессией .

В Великобритании значительным событием стал доклад У. Бевериджа в парламенте (1942 г.), где говорилось о принципах «государства благосостояния» (Welfare State). Термин «государство благосостояния» употреблялся как совпадающий в основном с понятием «социальное государство». Стали говорить о «модели социальной защиты» Бевериджа. Правительство лейбористов в основном реализовало эту модель в Великобритании, формируя с 1945 г. систему социальной защиты, включающую предоставление государственных гарантий для населения, установление обязанности работодателя обеспечить социальное страхование наемных работников с их частичным участием, а также обязанности работника по дополнительному личному страхованию. Обеспечивались базовые условия жизнедеятельности - государственное (бесплатное) здравоохранение, равные возможности семьям в воспитании детей (пособия на детей), предотвращение массовой безработицы.

В США в 8 января 1964 г. в первом послании о положении страны президент Л. Джонсон торжественно провозгласил начало «бескомпромиссной войны с бедностью в Америке» как часть программы построения «Великого общества » (Great Society). 16 марта того же года он направил в конг­ресс специальное послание «О войне с бедностью», на основании кото­рого 20 августа был принят закон об экономических возможностях (Economic Opportunitiy Act). Он вклю­чал четыре вида мероприятий по борьбе с бедностью: профессиональная подготовка и обучение, программы так называемых «общинных действий», осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи для сельской местности и мелкого бизнеса, а также деятельность организации «Добровольцы на службе Америки» (Volunteers in Service to America, VISTA). В соответствии с этим законом учреждалось федеральное Управление экономических возможностей (Оffice of Economic Opportunity). В области медицинского обслуживания в 1965 была введена специальная программа «Медикейд » для наиболее нуждающихся и «Медикэр » для пенсионеров. В 1964 г. была также начата федеральная программа субсиди­рования части расходов малообеспеченных граждан на продукты питания в виде продо­вольственных купонов . Кроме того, во второй половине 60-х годов были приняты некоторые меры по оказанию помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир в частных жилых домах и по расширению программ фе­дерального финансирования строительства дешевых жилищ в рамках законов о жилищном строительстве и городском развитии 1965 и 1968 гг.

Изменение отношения к идее социального государства

После Второй мировой войны в Европе наблюдался всплеск симпатий к идеалу социального государства , под которым понимался умеренный демократический социализм. Европейское социальное государство тех лет характеризуется приходом социал-демократов к власти и национализацией здравоохранения, транспорта, энергетики, тяжёлой и добывающей промышленности. В экономике господствовало кейнсианство .

Кризис идей социального государства пришелся на конец 1970-х - начало 1980-х годов, когда возобладали тэтчеризм и рейганомика .

Современная география

В качестве количественных критериев реализации социального государства часто используются

  • Уровень бедности
  • Относительный эффект социальных программ на уровень бедности
  • Доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами

Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию , Нидерланды , Канаду , Швейцарию , Германию , Бельгию , а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию и другие страны.

Социальное государство в России

С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации , глава 1, статья 7) .

Задача социального государства - обеспечить своим гражданам следующие условия:

A.каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум; b.каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи; c.нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

Критика

Многие утверждают, что социальное государство приводит к социальному иждивенчеству , так как, грубо говоря, богатым приходится платить за бедных («скрытая экспроприация»). Неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод.

Источники и примечания

См. также

Ссылки

  • Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право : Ежемесячный журнал. - 2001. - № 7. - С. 5-14. - ISSN 0132-0769 .
  • Кара-Мурза С. Г. Что такое социальное государство?
  • Чикалова И. У истоков социальной политики государств Западной Европы

Литература

  • Калашников С. В. Становление социального государства в России (2003)
  • Андерс Фог Расмуссен "От социального государства к минимальному",1993

Wikimedia Foundation . 2010 .