Консервативная политика. Консерватизм и его практическое воплощение в политике разных стран

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Консерватизм, как идеология
  • 2. Идеология консерватизма: истоки, сущность, эволюция
  • 3. Принципы и установки консерватизма
  • 4. Консерватизм в контексте идеологии белорусского государства
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение

Формирование идеологии современного белорусского государства происходит не на пустом месте. Оно опирается на опыт развития и функционирования давно уже сложившихся мировых идеологий: либерализма, консерватизма, социализма и др.

Термин «консерватизм» происходит от латинского «conserve», что в переводе означает «сохраняю, охраняю».

Консерватизм - многоуровневое и сложное общественное явление. Это:

1) политическая идеология, выдвигающая в качестве приоритетов поддержание морально-этических основ общества, естественноисторических сложившихся институтов государства и политических процедур, а также сохранение стабильности (порядка) и преемственности, как факторов устойчивого развития общества;

2) совокупность партий и движений, занимающих основные позиции в правой части идейно-политического спектра.

Еcть и особые ситуационные трактовки консерватизма - С. Хантингтон, например, предложил считать его явлением с исторически изменяющимся ценностным содержанием: это «система идей, которая служит сохранению существующего порядка, независимо от того, где и когда он имеет место, и направлена против любых попыток его разрушения».

Политический консерватизм стал реакцией на чрезмерный радикализм Великой французской революции. И если многие его идеи (органицизм, культ неограниченной монархической власти и клерикализм, неприкосновенность сословных привилегий) были отвергнуты последующим развитием политической мысли, то другие (необходимость уважения к государству и нормам традиционной морали, допущение лишь постепенных, эволюционных изменений общества, критика уравнительной психологии и чрезмерного индивидуализма) нашли свое продолжение в идеологии неоконсерватизма (или либерального консерватизма), ключевыми разработчиками которой стали А. де Токвиль, Р. Актон, Ф. Хайек, К. Поппер, И. Кристол и др.

Сформировалась эта идеология в начале XIX века и явилась противовесом либерализму. Если либерализм выражал интересы буржуазии, то консерватизм - интересы землевладельческой аристократии (Англия - Э. Берк, Франция - де Местер и де Бональе).

Консервативная идеология противостоит идеалом либерализма и революционного радикализма в преобразовании общественных устоев. Основной смысл идеологии консерватизма состоит в оправдании исконных традиций и социальных институтов (патриархальной семьи, общины, церкви, гильдии, аристократии и т.д.), которые считаются проявлением естественного закона, вырастают естественным историческим путём из естественной природы человека и общества.

В противовес либеральным воззрениям на природу человека, отстаивающим идеалы свободы, равенства, братства, консерваторы считают, что человеческой природе изначально присуще несовершенство, что радикальное переустройство общества всегда обречено на неудачу, поскольку при этом, веками нарушается установленный естественный порядок, соответствующий природе человека, которому совершенно чуждо понятие свободы.

Впервые оформление консерватизма в относительно стройную систему взглядов произошло в произведениях мыслителей, выступивших в разгар Великой французской революции, англичанина Эдмунда Берка (1729-1797), французов Жозефа де Местра (1753-1821) и Луи Бональда (1754-1840). Безусловно, пальма первенства среди указанных "отцов-основателей" консерватизма как социально-политического течения по праву принадлежит Эдмунду Берку. Его книга "Размышления о революции во Франции", которая появилась в 1790 г. (до сих пор считается чем-то вроде библии консерватизма), где он первым критиковал французскую революцию и впервые сформировал основные принципы идеологии консерватизма. Эти идеи Берка породили многочисленных последователей.

В последующем видными представителями консервативной мысли являлись французы Франсуа де Шатобриан (1768-1848), Фелиста де Ламенне (1782-1854), Жозеф Артюр де Гобино (1816-1882), англичанин Бенджамин Дизраэли (1804-1881), испанец X. Доноса Кортес (1809 - 1853), немец Отто фон Бисмарк (1815-1898). Из известных ученых XX в. к числу последователей этой аналитической традиции можно отнести итальянца Гаэтано Моска (1858-1941), немцев Карла Шмитта (1888-1985), Мартина Хайдеггера (1889-1976), американцев Даниэла Белла (р. 1919), Сеймура Мартина Липсета (р. 1922). Надо заметить, что ныне в странах Запада консервативную социально-политическую традицию продолжает весьма внушительный ряд ученых-исследователей и практических политиков.

Термин консерватизм был впервые употреблён французским писателем - романтиком Ф.Шатобрианом, давшим название Консерватор периодическому изданию, предназначенному для пропаганды идей политической и клерикальной реставрации. Это понятие вошло в широкий обиход в Германии в 30-е года XIX века, а в Англии было официально принято в 1835г., и стало обозначать идеологию феодально-аристократической реакции периода французской буржуазной революции конца XIX века, а так же критику идей просвещения справа и апологию феодальных устоев, и дворянско-клерикальных привилегий.

В России основы консервативной политической философии были заложены Н.Н. Каранзиным в Записке о древней и новой России (1811г.), а также в Истории государства Российского (1804 - 1829 гг.).

Среди видных представителей белорусской социально-политической мысли идеи западно-европейского консерватизма не носили своих явных последователей и преверженцев, по - водимому в силу особенностей социально - исторического развития белорусского общества, Длительное время лишенного самостоятельного политического пути, возможности быть субъектом своей собственной исторической судьбы. Однако исследователи культуры Беларуси XVI - XVII вв. склонны оценивать социально политические взгляды С. Будного, как умеренно - консервативные, поскольку он является приверженцем активной социальной деятельности в рамках существующих общественных институтов. Уравнительным социальным идеям и требованиям государства и полной свободы для всех, выдвинутыми представителями радикального направления, С. Будный противопоставил модель общественного устройства, основанную на мирном сосуществовании и сотрудничестве различных социальных групп, развивающихся эволюционно, без революционных потрясений.

консерватизм идеология абсолютизм белорусский

1. Консерватизм , как идеология

В политической лексике понятие консерватизм долгое время употреблялось с негативным оттенком. Оно служило, как правило, для обозначения косной приверженности ко всему неизменному, устаревшему в общественной жизни и определялось не иначе, как реакционное направление в политике, однако последнее время характеризуется устойчивым интересом к этому политическому течению, стремлением к переосмыслению его идейных установок. Этот интерес связан, прежде всего, с тем, что 80-е годы были триумфальными для политических партий консервативной ориентации во всех ведущих странах Запада. Интерес к консерватизму для нашей социально-политической науки связан еще и с переживаемым ею процессом слома старой парадигмы и поиска новой. Надо полагать, что этот процесс приведет к переосмыслению и сложившейся в прежние годы традиции иерархии различных идейно-политических ценностей.

В литературе встречаются различные определения политического консерватизма. В самом общем виде его можно трактовать как социально-политическое течение, ориентированное на сохранение и укрепление сложившихся форм экономической, социальной и политической жизни, традиционных духовных ценностей, на отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям, критически-негативное отношение к реформистским проектам. Данная социально-политическая ориентация присуща как достаточно широким общественным группам, оформленным политическим силам, так и отдельным индивидам в самых различных странах.

Все исследователи консерватизма сходятся во мнении, что это течение социально-политической мысли сформировалось после Великой французской революции как итог критической оценки ее опыта и результатов. Ее фундаментальные постулаты рождались как ответ, реакция на первый опыт претворения французскими революционерами идей эпохи Просвещения. Разумеется, консервативная мысль не оставалась неизменной, за 200 лет она претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к меняющемуся миру.

Консерватизм есть идеология, нацеленная на сознательное удержание идентичности, сохранение живой непрерывности эволюционного развития.

Консерватизм - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей. Консерваторы во внутренней политике подчёркивают ценность существующего государственного и общественного порядка и отвергают радикальные реформы, расцениваемые ими как экстремизм. Во внешней политике консерваторы делают ставку на укрепление безопасности, допускают применение военной силы, стараются поддерживать традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях отстаивают протекционизм.

Консерватизм представляет собой совокупность социально-философских идей, а так же экономических, политических, иных ценностей и идеалов, которые, раскрывая природу общества, государства и места в них отдельного индивида, ориентированы на сохранение устоявшихся традиций, осторожное отношение к радикальным переменам. Консерватизм как идеология не всегда тождествует программам политических партий, называющих себя консервативными.

Важнейшей особенностью консервативной идеологии является то, что она ориентируется на защиту существующих устоев общественной жизни, отрицательно относится к народным движениям и революционным изменениям. Консерватизм базируется на приоритете преемственности перед нововведением, на признании незыблемости порядка, сложившегося естественным образом, а также первостепенного значения в жизни общества морали, семьи, религии и собственности.

Консервативная реакция на перемены может быть весьма различной: это и открытая оппозиция, опирающаяся на представление о современной модели общества, как справедливость для всех времен, и реакционная направленность на восстановление общественного устройства, существовавшего в более ранний период. Консерватизм не признает одной раз и навсегда избранной формы общественного устройства, обращая внимание главным образом на природу изменений и настаивая на том, что они должны быть только постепенными, эволюционными.

Его характерной чертой является оппозиция определённым видам реформ, в особенности тем, которые исходят из абстрактных идей, а не из объективного хода развития деятельности. В идеологическом плане консерватизм может принимать различные формы.

Выделяются следующие основные принципы и положение идеологии консерватизма:

§ Принцип заведенного порядка вещей как право давности (Э. Берк). Согласно данному принципу общество - продукт естественного исторического развития, а его институты не являются искусственным изобретением, т.к. воплощают в себя мудрость предков.

§ Основой общества является религия, т.к. Человек существо религиозное.

§ Основой поведения человека является опыт, привычки, предрассудки, а не абстрактные теории, т.к. Человек существо инстинктивное, чувственное и разумное.

§ Общество (сообщество людей) есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивидуума, а права человека являются следствием его обязанностей.

§ Принцип антиэталитаризма, согласно которому люди от природы не равны и поэтому в обществе неизбежны различия, иерархия и право более достойных властвовать над другими. В идеологии консерватизма признаётся равенство людей только в сфере морали и нравственности, отношений перед Богом и божественным правосудием. Консерватизм - последовательный антиэталитаризм. Обосновывается это тем, что социальная иерархия, т.е. неравенство людей, является необходимой основой порядка, социальной стабильности. Люди не равны в своих способностях, а отношение иерархии направлено против власти неполноценных.

§ Принцип стабильности и неизменности общественного строя, согласно которому наличный общественный строй необходимо оберегать, ибо попытки его радикально изменить, улучшить, например - устранить существующее зло, ведут к еще большему злу. Согласно данному принципу существует презумпция в пользу любой установленной системы правления, против любого неиспользованного проекта.

§ Принцип нравственного абсолютизма, согласно которому существуют вечные и незыблемые нравственные идеалы и ценности, поскольку человеческая природа неизменна.

§ Согласно принципу меритократии, сформулированному еще Э. Берком, власть должна принадлежать естественной аристократии, т.е. наиболее одарённым, достойным людям, выходцам из различных социальных групп.

§ Принцип регионализма, согласно которому необходимо ориентироваться на местные, региональные, национальные ценности и традиции. Отсюда и важность идей местного самоуправления.

Современный консерватизм, принимающий политическую демократию, придерживается не столько ориентаций антиэталитаризма, сколько элитарной демократии, обеспечивающей механизмы профессиональной политической элиты и власти достойных. При этом данной идеологии свойственно отрицательное отношение к политизации имущества широких народных шоссе как тенденции ХХ века, приводящих к дестабилизации общества.

Консерватизм как социально-политическое явление и идеология имеет несомненные политические черты и позитивное социальное значение, поэтому может и должен в разумных пределах присутствовать в политической жизни каждой страны. Без консервативного начала невозможно обеспечить стабильность общества и его эволюционное развитие. Консерватизм отстаивает и утверждает много таких ценностей, которые необходимы обществу и любому порядочному человеку. Весьма привлекательно в консерватизме святое почтение к исторически сложившимся традициям, обычаям, моральным нормам и идеалам, а также осмотрительное. Взвешенное отношение ко всяким новациям и произвольным трансформациям. Естественный здоровый и умеренный консерватизм стойко присутствует в характере белорусского народа, нашем национальном менталитете.

2. Идеология консерватизма: истоки, сущность, эволюция

Консерватизм - идейное течение, настаивающее на постепенности изменения общества с учетом устоявшихся, оправдавших себя во времени органических коллективных ценностей и традиций. Консерватизм является не теорией (даже в ослабленном смысле этого слова), а особым стилем, или способом, размышления о социальных проблемах, в рамках которого существуют разные, нередко остро полемизирующие друг с другом конкретные социальные теории.

Истоки.

Зарождение консерватизма обычно связывают с публикацией в 1790 г. работы английского политического мыслителя Э. Берка «Размышления о революции во Франции». Главная проблема его сочинения - вопрос о том, почему английская революция 1640 г. породила в обществе свободу, а французская - выродилась в неслыханную тиранию. Другими видными представителями консерватизма выступают католические богословы Ж. де Местр («Исследование Франции», «Заметки о суверенитете», «О происхождении политических конституций»), Луи де Бональд («Теория политической и религиозной власти») и швейцарский политический деятель и писатель Э. Галлер.

Общие положения, которые разделяли представители этого направления в течение XVIII-XIX вв., следующие:

1) Законы истории и общества предопределены Богом, и человек не может ускорить ход истории и создавать принципиально новые общественные институты, не вызывая при этом хаос (Ж. де Местр: «Человек способен все изменить в сфере своей деятельности, но он ничего не создает, как в физической области, так и в моральной»).

2) Природа человека сложна и противоречива, а общественные отношения слишком сложны и запутанны - и поэтому переход к простому общественному устройству, а также перестройка его по рациональному плану невозможны и вредны; совершенствование же человека может постепенно осуществляться за счет правильного воспитания и образования в рамках существующих институтов (Ж. де Местр: «Искусство реформирования правительств заключается отнюдь не в том, чтобы свергнуть их и перестроить на основании идеальных теорий»).

3) Не общество является продуктом деятельности человека, но человек - продуктом жизнедеятельности общества (образования, воспитания), и поэтому его силы недостаточны для коренной общественной перестройки (Л. де Бональд: «Человек существует только посредством общества, и общество творит его для себя»).

4) У консервативных мыслителей так или иначе присутствует идея некого жизненного начала всего реального мира. Например, у В.Соловьева в качестве такого жизненного начала выступала София - Душа мира, Премудрость Божия. Предполагалось, что попытка человека вмешаться в естественный эволюционный и органичный процесс развития общества может принести только вред (ибо общество - это организм, и его нельзя перестраивать, как машину). Поэтому любые перемены могут быть только частичными и постепенными.

5) Предрассудки и традиции («скрытый коллективный разум», «вековая мудрость народа») имеют преимущество перед отвлеченными философскими и политическими теориями и разумом отдельного человека («разумом софистов и экономистов»), поскольку подкрепляются опытом поколений и естественно дополняют законы (Ривароль: «Каковы бы ни были суждения или предрассудки, они хороши, поскольку они устойчивы. И поэтому так хорошо дополняют законы»).

6) Права человека - это абстракция, лишенная исторических корней, в отличие от конкретных прав англичан или французов (т.е. «историческое право»), и отдельный человек не должен противопоставлять себя обществу как целому (органицизм).

7) Законы и конституции по-настоящему эффективны, если опираются на моральные и религиозные нормы (Э. Берк: «Мы знаем, что не сделали никаких открытий, и думаем, что нет никакой необходимости в каких-либо открытиях в морали») и имеют неписаный характер (Ж. де Местр: «Существует немало законов, которым нужно следовать, но которые не нужно записывать»).

8) Разум отдельного человека в вопросах политики и общественного устройства обречен на ошибку, ибо не может охватить всей сложности существующих в этой сфере проблем -- что опять же подчеркивает важность опоры на опыт и традицию (Ж. де Местр указывает, что «опыт и история практически всегда противоречат отвлеченным теориям»; Э. Берк признает, что «разум отдельного человека ограничен, и индивиду лучше воспользоваться накопленным в течение веков общим банком и капиталом народов»).

9) Революция не освобождает, а разрушает человека; при этом не столько человек управляет революцией, сколько революция - человеком.

Сущность

Сегодня сторонники идеологии консерватизма видят его преимущество в том, что, сохраняя свое идейно-ценностное ядро и принимая различные модификации (либеральный консерватизм, религиозный консерватизм, элитарный консерватизм), он способен вобрать в себя новые идеи (социальные, технологические и т.д.) и дать ответы на основные вызовы современности:

1) глобального хаоса - через укрепление национальных государств и национально-религиозных традиций, что обеспечит миру подлинную, геополитическую многополярность и межцивилизационный диалог;

2) социальной автономии - через укрепление традиционных моральных и религиозных ценностей общества;

3) проблему социальной атомизации - через консолидацию общества на основе общих духовных и нравственных ценностей;

4) проблему политического отчуждения - через создание принципиально новой модели отношений элиты и общества, построенных на принципах служения и ответственности;

5) проблему глобального дефицита ресурсов - через пропаганду идеи индивидуального самоограничения ради удовлетворения духовных потребностей, а также создание более экологичной и социально ориентированной модели экономики.

Эволюция.

Термин «консерватизм» в его современном значении впервые был введен французским роялистом и классиком европейской литературы Франсуа Рене де Шатобрианом. Консерватизм зародился в Англии как непосредственная реакция на Французскую революцию 1789. Основоположником его был Э. Бёрк, существенный вклад в развитие консерватизма внесли в 19 в. С. Колридж, А. Токвиль, А. Мюллер, Ж. де Местр, Ф. Ламенне, Л. Бональд и др. Слово вошло в широкий обиход в Германии в 1830-е гг., в Англии оно было принято только в 1930-е гг. Консерватизм всегда противостоял, с одной стороны, либерализму, с которым он разделял, однако, многие важные общие ценности, а с другой -- социализму. В конце 19 в. социализм решительно потеснил не только либерализм, но и консерватизм. В 1930-е гг., когда стала ясной гибельность радикального социализма, на первый план вышел либерализм, настаивавший на государственном регулировании экономики и передаче государству ряда социальных функций. Сторонники консерватизма продолжали выступать за свободу рыночных отношений. В 1970-е гг. появился и приобрел влияние термин «неоконсерватизм», признающий в принципе необходимость государственного вмешательства в экономику, но отводящий главную роль рыночным механизмам регулирования. 1980-е гг. стали периодом побед политических партий консервативной ориентации во многих развитых капиталистических странах.

По мнению основоположников, консерватизм - это система идей, которая служит сохранению существующего порядка, каким бы этот порядок ни был. Консерватизм возникает там и тогда, где и когда социальные институты сталкиваются с угрозой коренных преобразований. Поэтому каждый раз консерватизм приобретает идейное оформление противоположное той доктрине, от которой исходит угроза перемен. Собственного же содержания он не имеет. Для настоящего консерватора важна даже не истинность или справедливость его мнения, а ее институциональность, т.е. способность охранять данную социальную систему, обеспечивать удержание государственной власти. Тем не менее, практический опыт и риторика консерваторов позволяют обозначить общие положения, свойственные данному идейному направлению.

В широкий политический оборот термин «консерватизм» был введен уже в середине 30-х годов XIX века. Как идейное движение консерватизм зародился на исходе XIX в. в условиях кризиса классической либеральной идеологии, вызванного расширением государственной деятельности по регулированию экономики в индустриально развитых странах.

В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков», хотя при этом не отвергается развитие общества, если оно является постепенным, эволюционным. Консерватизм допускает неравенство, как свойство общества. Одна из главных черт консерватизма -- неприятие революционных изменений.

Консерватизм -- совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. В ходе истории консерватизм приобретал различные формы, но в целом для него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного, самобытного развития общества и государства. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в осторожном отношении к слому старых порядков, восстановления утраченных позиций, в признании ценности идеалов прошлого. Консерватизм является одной из четырех так называемых базовых идеологий (то есть имеющих за собой традицию и продолжающих «работать» сегодня) демократизм, либерализм, социализм и консерватизм. Лозунгом консерватизма служит традиционное единство.

Основные положения консерватизма (другая интерпретация, современный взгляд):

1) Возможности человеческого разума и познания общества ограничены, ибо человек по своей природе - существо несовершенное, низменное и во многом порочное. В силу несовершенства человеческой природы все проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок.

2) Нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей.

3) Традиционализм. Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества.

4) Отрицание возможности социального равенства. При этом консерватизм позитивно относится к идее равенства людей перед Богом. Равенство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство.

5) Консерваторы - приверженцы строгой иерархии общества, в котором каждый человек занимает строго отведённое ему место, соответствующее его статусу.

6) Вначале консерваторы высказывали недоверие к демократии, особенно популистского толка, консерваторы стали сторонниками элитарной демократии, когда демократический механизм даёт возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных (принцип меритократии - власть должна находиться в руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп). Достойное - достойным, - таков принцип консерваторов применительно к социальному статусу личности. Участие масс в политике должно быть ограничено и находиться под контролем.

7) В экономической сфере консерваторы так же, как и либералы, делают ставку на развитие бизнеса, частного предпринимательства. Они выступают против жёсткого контроля со стороны государства за функционированием экономики. Экономика должна иметь максимум свободы. Свобода многими консерваторами трактуется как право каждого человека на собственность и неограниченную конкурентную борьбу в обществе. Частная собственность священна и неприкосновенна. Она - гарантия личной свободы, процветания и социального порядка. Поэтому никто не имеет права посягать на частную собственность, отчуждать её под каким бы то ни было предлогом в свою пользу.

8) В политической сфере консерваторы выступают за сильную и эффективную государственную власть. В то же время она должна быть ограничена коституционными и моральными нормами. Государство призвано стоять на страже частной собственности, прав и свобод человека.

9) В социальной сфере консерваторы выступают за создание в обществе системы социального самообеспечения.

3. Принципы и установки консерватизма

Если попытаться вычленить ключевое положение идеологии социального консерватизма, лежащее в основе всех других его постулатов, то суть его можно выразить следующим образом: понимание общества как духовной реальности, имеющей свою внутреннюю жизнь и очень хрупкую структуру; уверенность в том, что общество - это организм и нельзя его перестраивать, как машину.

При более пристальном рассмотрении консерватизма, как отмечают его аналитики, явно просматриваются три кардинальные проблемы, которые и сегодня являются ключевыми как в самой этой теоретической традиции, так и в борьбе консерватизма с другими идейными направлениями. В первую очередь речь идет о консервативном понимании рационального в социально-историческом процессе. Вторая проблема - это отношение к обществу. И третья - проблема революций. Обратимся к консервативной трактовке каждой из этих проблем.

Одним из центральных положений консерватизма, из которого вытекают и многие другие, является представление о том, что человеческий разум ограничен в своих возможностях восприятия общества в его тотальности, осознания смысла и цели социального процесса и определения места человека в этом процессе. Все видные представители этой традиции считали, что общественными делами, наряду с разумом, правит Провидение, под которым, согласно религиозным представлениям, понимается божественная сила, направляющая судьбы людей и всего мира к благу. Реальный социальный процесс они рассматривают как результат проб и ошибок, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, воплощенный в социальных институтах и ценностях, которые человек не сконструировал сознательно, а потому и не вправе их радикально изменять. Поэтому один из основополагающих принципов консервативной идеологии и практики гласит: хотя мы всегда должны стремиться к улучшению наших институтов, мы никогда не ставим перед собой задачу переделать их целиком, и потому в наших усилиях по улучшению их мы должны принять как данное многое из того, что мы не понимаем; мы должны постоянно действовать внутри и в пределах, как ценностей, так и институтов, которые созданы не нами.

Вторая проблема, вытекающая из первой, связана с выяснением сущности общества и взаимоотношений людей в этом обществе, а также с определением характера взаимоотношений между обществом и государством. С момента своего оформления как течения социальной мысли консерваторы противостоят в решении этих вопросов сторонникам концепции естественных прав и договорного происхождения гражданского общества и государства. Последние исходят из того, что государство, в сущности, есть вторичный институт, оно возникает на основе соглашения между преследующими собственные интересы, но находящимися в догражданском обществе людьми. Консерваторы же полагают, государство - это некая постоянно существующая органическая целостность, отдельные части которой появляются, видоизменяются и исчезают, но сама она остается неизменной.

Третья проблема касается вопроса о социальных изменениях: эволюционных и революционных. Исходя из идеи ограниченности разума в определении сути и направления развития социальных процессов, а также из представления об органическом характере общества и государства, консерваторы придерживаются концепции исторического единства прошлого, настоящего и будущего, преемственности и обновления социальных связей, передающихся от предков к потомкам. Они считают, что будущее должно выводиться из прошлого, и потому большое значение придают формированию исторического сознания своих народов, уважительному отношению к наследию прошлого, религиозным традициям и ценностям.

Отсюда вытекает и резко негативное отношение консерваторов к революции. На основе анализа революционных процессов, происшедших во многих странах Европы с XVIII по XX в., консервативная мысль утверждает, что попытки осуществить радикальный разрыв с действительностью и реализовать на практике рационально сконструированную схематическую модель общества, в рамках которой сняты все антагонистические противоречия, неизбежно ведет к прямо противоположным результатам. Консерваторы настаивают на том, что человеческий разум не всемогущ и потому будет сделано много ошибок как в самом проекте полного переустройства общества, так и в ходе реализации этого проекта.

Одним из центральных для идеологии и практики консерватизма положений, которое как бы концентрирует в себе все рассмотренные выше постулаты, является понятие порядка, противостоящего хаосу. В поддержании такого порядка, в том числе и в функционировании социальных и политических институтов, определяющая роль отводится государству, которое отделяется от общества и становится над ним. Лишь сильное государство, по убеждению консерваторов, способно обеспечить здоровый социальный порядок, одержать эгоизм различных социальных групп и подчинить их единой цели, общему благу. Свобода для консерваторов не имеет абсолютного характера, она относительна и допускается лишь в рамках необходимых ограничений. Для них интересы государства, нации, общности неизмеримо выше, чем интересы индивида или какой-либо социальной группы. Важнейшим фактором порядка консерваторы считают также неравенство, так как никакое общество, по их представлениям, невозможно без иерархии. Равенство же, по их мысли, должно существовать только в области морали и добродетели, где все обязаны исполнять свой долг.

Здесь кстати будет заметить, что данная черта консерватизма, т.е. приверженность идее верховенства интересов нации над индивидуальными, групповыми или классовыми интересами, сближает его с национализмом и такой разновидностью последнего как фашизм. Роднит их сторонников преклонение перед государством: и те, и другие видят в нем средоточие национального духа, залог стабильности и порядка. Но на этом сходство консерватизма с национализмом и фашизмом заканчивается. Фашизм как политическая идеология и практика впитал в себя ряд новых черт, отличающих его от традиционного консерватизма. Фашисты выдвинули и пытались осуществить на практике не просто идею сильного государства, но государства тоталитарного, поглощающего собой все общество. В отличие от консерваторов, которые отвергают диктаторские формы правления, фашисты преклоняются перед насилием как средством решения любых социальных проблем. Всюду, где они приходили к власти, ликвидировались институты демократии, основные политические права и свободы граждан, а главным методом осуществления власти становился государственно организованный террор. Как уже отмечалось, тоталитаризм во всех его формах показал свою бесперспективность, чего нельзя сказать о консерватизме.

Изложенные фундаментальные положения классического консерватизма как направления социальной мысли лежат в основе консерватизма как политической практики. Подчеркнем: сутью последнего является охранительный подход к существующему общественному строю. Это, правда, вовсе не означает, что консерваторы отрицают любые сознательные изменения в общественной жизни. Они против лишь радикальных преобразований, так как нет гарантий, что полная реконструкция существующего мира приведет к работающей социальной системе. По образному замечанию Карла Поппера, политик, уподобляющийся художнику, который стирает все с холста, чтобы написать на нем заново, не понимает, что и он сам и его идеи включены в старую картину мира и что, разрушив ее, он разрушает тем самым и собственные мысли, и планы, и свою утопию. В результате получается не идеальная общественная модель, а хаос. Консерваторы предпочитают постепенные изменения в обществе, которые оставляют возможность их дальнейшей коррекции.

Консерватизму свойственно проповедовать и стремление утверждать следующие принципы своей идеологии:

1) Нравственный абсолютизм . Консерваторы считают, что свобода не должна освобождать людей от моральных предписаний. Несовершенство человеческой природы подвергает человека на всевозможные соблазны, поэтому необходимо укреплять морально-религиозный порядок. Деятельность государственных структур должна соответствовать нравственным стандартам, но это не исключает применения силы в интересах сохранения или восстановления утраченных ценностей.

2) Прагматизм . Это значит, что нужен трезвый расчет в политике ради выгоды. В политике не обязательно иметь постоянных друзей или врагов, но постоянными должны быть только государственные (национальные) интересы. Консерваторы выступают против резкого, кардинального реформирования в обществе, тем более они категорически против всякой революции. Необходимо, чтобы реформируемая часть общества в одно и то же время была во много раз меньше той, что остается особо одаренные и способные люди.

3) Традиционализм . Этот принцип означает приверженность к устоявшимся принципам и традициям, из которых должны «вырастать» и совершенствоваться конституция (основной закон) и сопутствующие ей другие законы. В них непременно должен быть отраженным результат многовекового опыта поколений народа. Преемственность поколений обязательно должна отражаться во всех сторонах жизни общества, в том числе и в государственных делах.

Консерватизм - учение и общественно-политическое течение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся, традиционных форм государственной и общественной жизни, ее ценностных устоев, воплощенных в семье, нации, религии, собственности.

Преклонение перед традициями и историческим прошлым.

Государство и правящая элита должны не только управлять обществом, но и воплощать мудрость нации.

Оправдание решительных мер в защиту консервативных ценностей.

Сдержанное отношение к социальным изменениям, позитивное отношение только к тем изменениям, которые согласуются с существующим порядком и развиваются подконтрольно, а не синхронно.

Критическое отношение к потенциальным возможностям совершенствования человека и общества с помощью политических средств и методов: только религиозная вера может сделать человека лучше, политические законы лишь не позволяют ему поступать плохо.

Основные принципы.

§ Общество - это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю.

§ Существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы.

§ Пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума.

§ Неверие в возможность социального равенства между людьми.

§ Частная собственность - гарант личной свободы и социального порядка.

§ Отрицание субъективной воли в регулировании общественной жизни.

Основные политические идеи.

§ Традиции определяют общественное бытие индивида.

§ Защита семьи, религии и национального величия.

§ Социальное неравенство и политическая конкуренция.

§ Отказ от активного политического вмешательства в общественную жизнь.

§ Пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

4. Консерватизм в контексте идеологии белорусского государства

В начале ХХІ века идеология и идеологическая деятельность все определеннее превращаются из частного и личного в публичное и общественно значимое дело. Идеология не только стала известной по прошлому историческому опыту формой самопознания классов и больших социальных групп людей, но и формой справедливости и ориентации государств и отдельных индивидов. Консерватизм как политическая идеология являет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры, и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т. д.

Современное понимание идеологии:

§ идеологией называют совокупность идей, выражающую интересы носителя,

§ совокупность политических убеждений и установок (либерализма, консерватизма, социализма, национализма, анархизма и т.д.),

§ совокупность идей, отражающих экономическую структуру общества (богатых и бедных, производителей и потребителей и т.п.),

§ систему идей, обслуживающую и оправдывающую определенные виды общественной практики и отличающуюся от теоретического осмысления действительности.

Консерваторы считают, что человеческой природе изначально присуще несовершенство, что радикальное переустройство общества обречено на неудачу, поскольку при этом нарушается веками установленный естественный порядок, соответствующий природе человека, которому совершенно чуждо понятие свободы.

Основными принципами и положениями идеологии консерватизма являются:

§ принцип заведенного порядка вещей как «право давности». Согласно данному принципу, общество - продукт естественного исторического развития.

§ основой гражданского общества является религия

§ основой поведения человека являются опыт, привычки, предрассудки, а не абстрактные теории.

§ общество есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивидуума, а права человека являются следствием его обязанностей.

§ принцип антиэгалитаризма, согласно которому люди от природы не равны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия и право более достойных властвовать над другими. В идеологии консерватизма признается равенство людей только в сфере морали и нравственности.

§ принцип стабильности и неизменности общественного строя, согласно которому наличный общественный строй необходимо оберегать.

§ принцип нравственного абсолютизма, согласно которому существуют вечные и незыблемые нравственные идеалы и ценности, поскольку человеческая природа неизменна.

§ принцип «меритократии», где власть должна принадлежать «естественной аристократии», т.е. наиболее достойным людям, выходцам из различных социальных групп.

§ принцип регионализма, согласно которому необходимо ориентироваться на местные, религиозные, национальные ценности и традиции. Актуальны и важны идеи местного самоуправления.

Важно отметить, что консерватизм выступает как идеология, принципиально не имеющая идеала совершенного общественного строя. Она выступает лишь в защиту наличных, проверенных опытом и временем социальных институтов, когда они под угрозой. Основополагающей практической идеей консервативной идеологии является традиционализм - установка на сохранение и защиту старых образцов, способов жизни, ценностей, признаваемых всеобщими и универсальными. Наиболее эффективной основой управления государством является сочетание конституции с традицией. Идеологи-консерваторы отдают предпочтение идее практического действия, философии прагматизма, приспособлению обстоятельствам, т.е. оппортунизму. Прагматизм, оппортунизм, ориентация на компромиссы - важные установки консервативного мышления.

Вопреки общепринятым мнениям, вряд ли можно признать, что Беларусь в начале 90?х годов ХХ века прошла через полноценное национальное строительство. Либеральные преобразования в Беларуси были замедлены и модифицированы значительными «национальными особенностями». Традиционный консерватизм белорусов оказал огромное влияние на этот процесс: он обеспечил относительно низкие темпы либеральных преобразований. Кроме того, их тормозила и внутренняя борьба между функционерами государственного аппарата: подавляющее большинство правящей элиты Беларуси было сформировано как советская управленческая элита - директорат крупных предприятий. Это обусловило субъективное неприятие проекта шоковой деиндустриализации со стороны этой социальной группы. Однако такое субъективное неприятие базировалось на существенных объективных предпосылках. Так, если в других странах тотальная приватизация и демонтаж промышленности осуществлялся с относительно незначительными негативными социальными последствиями, то в Беларуси, бывшей сборочным цехом СССР подобные меры оставили бы без средств к существованию более половины трудоспособного населения страны, что имело бы самые неблагоприятные последствия не только для социально-политической стабильности, но и для государственности в целом. Поэтому «консерватизм» белорусов имел и имеет в настоящее время вполне рациональное объяснение.

Тем не менее, общая направленность проводившихся в 90?х гг.20 в. реформ была, безусловно, либеральной. Реализовывались традиционный для «шоковой терапии» меры: широкомасштабная приватизация, либерализация регулирования деятельности субъектов хозяйствования, перестройка политической жизни по образцам классической парламентской демократии. Реализация этих мер, наталкиваясь на социо-культурную инерцию и приверженность советским смыслам и стереотипам большинства населения, требовала также организации мощной работы по смене доминирующей идеологической матрицы.

Основным направлением в этой работе стало стимулирование развития националистических настроений, прежде всего, через политику в сфере культуры и образования. Эти преобразования, тем не менее, не носили такого радикального характера, который им пытается приписать современная белорусская официальная пропаганда. Так, принятый в 1990 году закон "О языках" объявлял белорусский язык единственным государственным, однако также учитывал интересы языковых меньшинств страны. Кроме того, введение этого закона в силу было растянуто во времени.

Тем не менее, в условиях начала 90?х годов для Беларуси, еще несколько лет назад считавшейся самой союзной из всех союзных республик", даже такие меры были радикальными (помимо того, что чисто технически к принятию таких мер страна была не готова). Белорусы, имевшие богатейший опыт межнационального общения и органически принявшие советский интернационализм, десятки лет обучавшиеся на русском языке и на нем же общавшиеся, не смогли принять такого резкого поворота. Одним из результатов развития этих тенденция стала довольно жесткая реакция по национальному вопросу после победы на референдуме 1996 года просоветской части общества во главе с Президентом А.Г. Лукашенко. Многие белорусскоязычные школы переводились обратно на русский язык, некоторые закрывались и т.д.

Да, белорусское общество должно развиваться, но делать это надо, прежде всего, в рамках собственной культурной традиции. К заимствованию идеалов, ценностей и целей необходимо подходить осторожно. Собственные традиции, идеалы, ценности, цели и установки составляют становой хребет нашего народа. Они не придуманы, а выстраданы нашим народом, результат естественного приспособления общества к окружающему природному и социальному мирам.

Внедрение чуждых установок никогда не сможет сделать тот или иной народ похожим на западный, а разрушить основы самобытной цивилизации может. В этом случае можно со всей определенностью сказать, что исчезнет не только культура народа, но и сам народ.

Таким образом, консерватизм как социально-политическое явление и идеология имеет несомненные положительные черты и позитивное социальное значение, поэтому может и должен в разумных пределах присутствовать в политической жизни каждой страны. Без консервативного начала невозможно обеспечить стабильность общества и его эволюционное развитие. Как отмечено в докладе Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию», отдельные элементы идеологии консерватизма «от природы присущи белорусам в таких традиционных для них чертах, как “добразычлівасць”, “памяркоунасць”, “талерантнасць”, “разважлівасць”. Это уже в кровь вошло. Наше поколение этого не знает, это не помнит, но прежние поколения жили, видимо, в условиях господства вот этого консервативного подхода в идеологии. И многие понятия сегодня не теряют своей актуальности. Надо быть хорошими консерваторами в хорошем смысле слова. Мы ни в коем случае не отбрасываем многие идеи идеологии консерватизма».

Заключение

Несмотря на то, что либерализм и консерватизм являют собой два неодинаковых подхода к рассмотрению и решению социально-политических проблем, они все же во всех западных обществах довольно мирно сосуществуют друг с другом. Современные парламентарные демократии поочередно выбирают то один, то другой подход при решении насущных проблем общественного развития. Из этого следует, что нельзя заранее полагать, что одна из этих политических традиций, например консервативная, "хуже", а другая, либеральная, - "лучше". Нетрудно видеть, что и в нашей стране сегодня при обсуждении различных общественных проблем предлагаются разные, в своей сути также "либеральные" и "консервативные" подходы к их решению. С нашей точки зрения, нынешней политической жизни недостает консерватизма, т.е. бережного отношения к наследию прошлого, сохранению всего лучшего в общественных отношениях, что было достигнуто как в дооктябрьский период нашей истории, так и в советское время. Истина же, видимо, состоит в разумном сочетании этих двух политических подходов.

Таким образом, можно утверждать, что нет непреодолимой грани между консервативной и либеральной политическими позициями. В каждом обществе среди различных категорий граждан обнаруживается склонность к тому или иному типу политического сознания. Это обусловливается социальными, групповыми, профессиональными, возрастными и индивидуальными особенностями людей. Как отмечают аналитики, во всем мире люди, связанные с армией и охраной общественного порядка, более консервативны, а представители художественной интеллигенции более чувствительны к теме личной свободы. Старшее поколение, как правило, более консервативно, а молодежь более либеральна.

Более того, в одном лице вполне могут и должны сочетаться как консервативные, так и либеральные подходы к различным социально-политическим явлениям. Ибо как иначе можно обеспечить преемственность при осуществлении социально-политических инноваций, если не путем бережного отношения к наследию прошлого? Так что в политике можно было быть не только "чистым" либералом или консерватором, но и либеральным консерватором, и наоборот. Собственно, именно как либерально-консервативные можно характеризовать социально-политические взгляды таких видных мыслителей, как уже упоминавшиеся французский историк и политический деятель Алексис де Токвиль, английский философ и социолог Карл Поппер и австро-американский экономист и философ Фридрих фон Хайек. Такая же позиция характерна сегодня для многих других ученых и политических деятелей в западных странах. Оба начала - консервативное и либеральное - проявляются и в политическом поведении большинства граждан этих стран, которые неизменно оказывают поддержку умеренно консервативным или реформистским программам и отказывают в доверии радикальным социально-политическим проектам.

Список литературы

1. Поисковые системы интернет: Google yandex.

2. Гребень В.А «Основы идеологии белорусского государства.» 3-е издание; Минск, издательство МИУ 2010.

3. Лукашенко А.Г. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. Доклад Президента Республики Беларусь на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003г.//О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара республиканских и местных государственных органов. -Мн., 2003.

4. Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. - Мн., 2004.

5. Основы идеологии белорусского государства: История и теория. Учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования; 2-ое изд./ С.Н.Князев и др. - Мн., 2006.

6. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства. - Мн., 2004.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества. Культурно-исторические истоки и основания идеологии белорусского государства. Характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основы. Традиционные идеалы и ценности народа.

    курс лекций , добавлен 17.11.2015

    Рассмотрение содержания (идея торжества человека-труженика), структуры (теоретико-методологический, процессуальный, институциональный, инструментальный), периодов становления идеологии белорусского государства и ее развития на современном этапе.

    реферат , добавлен 10.03.2010

    Президент - глава государства Республики Беларусь, формирование идеологии. Парламент – национальное собрание в контексте идеологии белорусского государства. Правительство – Совет Министров, местное управление и самоуправление в идеологических процессах.

    реферат , добавлен 09.11.2008

    Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства, современные концепции и доктрины. Динамика идеологических процессов. Государственные институты и их назначение. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Беларуси.

    учебное пособие , добавлен 25.02.2012

    Понятие идеологии. Зарождение, развитие. Система идей, взглядов. Идеология как фактор общественного и государственного строительства. Совокупность основных элементов государственной идеологии республики Беларусь, ценности и приоритеты белорусского народа.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь. Палата территориального представительства. Совершенствование форм, методов реализации идеологической политики Парламентом, Национальным Собранием Республики Беларусь. Факторы формирования идеологии.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2016

    Возникновение идеологии белорусского государства. Государственные образования на восточнославянских землях. Развитие земледелия, животноводства, ремесла и городов. Киевская Русь-раннефеодальное монархическое государство. Идея общерусского единства.

    реферат , добавлен 13.11.2008

    Реализация государственной идеологии. Правовой статус, конституционные обязанности, структура Парламента как органа народного представительства, его роль в управлении государством, посредством народного представительства в законодательной ветви власти.

    реферат , добавлен 17.03.2017

    По сферам социальной жизни идеология классифицируется на гуманитарную, экономическую, социальную. Политическая идеология как форма общественного сознания. Государственная власть, финансово-экономическое могущество как важнейшие объекты идеологии.

Консерватизм (Conservatism), от лат. Conservo - сохраняю, идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящие социальным изменениям, система воззрений, ориентированных на сохранение и поддержание существующих общественных порядков и, следовательно, на отказ от абстрактно-радикальных проектов общественного переустройства.

Эта «охранительная» тенденция общественно- политического мышления коренится в так называемом тради­ционализме -обычной психологической склонности людей дер­жаться за прошлое, надежное, проверенное. В идеологию же естественный традиционализм превращается в совершенно оп­ределенных исторических обстоятельствах - в эпоху Великой французской буржуазной революции, пытавшейся сокрушить многовековые социальные традиции в соответствии с «требова­ниями разума». Именно этим временем датируется рождение классической идеологии консерватизма, основные положения которой сформулированы в трудах Эдмунда Бёрка (1729-1797), Жозефа де Местра (1753 -1821), Луи де Бональда (1754-1840), Франсуа Рене де Шатобриана (1768-1848) и других мыслителей этой эпохи.

По историческому содержанию это была попытка теряющих свое устойчивое положение социальных групп (аристократии, духовенства и пр.) представить альтернативу целям и ценностям либеральной идеологии, с которой они вынуждены были начать идейную борьбу. Впрямую атаковать лозунги свободы и общест­венного прогресса было бессмысленно, поэтому консерватизм искал более изощренную теоретическую опору своим устремле­ниям. И нашел ее в конце концов в естественном традициона­лизме, в идеях непрерывности, преемственности и органично­сти общественного развития.

Основополагающие (классические) консервативные ценности были сформулированы англичанином Э. Берком в его работе «Размышления о революции во Франции». В общем виде они могут быть представлены следующим образом:

1) Религия составляет основу гражданского общества. Человек есть по своей природе существо религиозное и для него более естественно религиозное смирение и работа над собой, нежели политическая и общественная деятельность.

2) Общество представляет собой продукт исторического развития, а не произвольного конструирования. Государство возникает не в результате общественного договора. В политических институтах воплощена мудрость предшествующих поколений, накопленная столетиями. Изменения, если они назрели, должны осуществляться крайне осторожно.

3) Инстинкты и чувства людей в общественной жизни имеют не меньшее значение, чем их разум. Общественная и государственная жизнь в значительной мере основана на предубеждениях, опыте и привычках.



4) Общество по своей значимости стоит выше индивида. Именно поэтому права личности неразрывно связаны с ее обязанностями. Зло коренится в природе человека, а не в общественном устройстве, поэтому все планы по коренному переустройству общества безосновательны. Гораздо важнее задача по воспитанию человека.

5) Всякое общество - это прежде всего иерархия социальных слоев, групп, индивидов. Люди друг другу не равны. Неравенство естественно и необходимо. Именно благодаря неравенству осуществляется управляемость и упорядоченность общественной жизни. Все ценное, что создано людьми во всех сферах жизнедеятельности, обусловлено их неравными способностями, талантом отдельных личностей. В дилемме свобода или равенство безусловный приоритет принадлежит свободе.

6) Существующие формы общественной жизни и государственного управления предпочтительнее неопробованных проектов. Не существует теорий, ведущих к уничтожению всех зол. Стремления уничтожить в обществе всякую несправедливость, как правило, приводят к еще большим бедам. Общество допустимо совершенствовать лишь в рамках возможного.

Выбор таких исходных консервативных ценностей предопределял и другую весьма плодотворную идею консервативного кредо: общество следует рассматривать как органическую и целостную систему .

«Исторический органицизм» означает истолкование общественных про­цессов по аналогии с развитием любого живого организма, кото­рое протекает по естественным законам. При этом все «органы» взаимно дополняют друг друга и равно необходимы. (Нет в лю­бом организме ничего «лишнего» или «неразумного».) Кроме то­го, все они формируются и «созревают» естественно, органично. Поэтому их развитие нельзя подгонять искусственно, нельзя так­же переделывать, перестраивать общественный организм по сво­ему разумению - будет только хуже.

Принципиально неприемлема для консерватизма и ключевая в либеральной идеологии идея естественных прав и свобод человека, подразумевающая хотя бы формальное равенство всех индивидов. Консерваторы утверждают обратное: люди принципи­ально неравны по своим талантам, способностям, усердию, отме­ченности Богом наконец.

Они толкуют о «естественной гармонии интересов», как в семье, например, подразумевающей определен­ную иерархию, которую нельзя разрушать бездумным требовани­ем всеобщего равенства. Ибо последнее неизбежно разрушит «ор­ганическую целостность» государства, нации и т.д.

Общим итогом такого подхода становилось убеждение в необходимости сохранения традиционных социальных и полити­ческих институтов, норм, правил, ценностей и пр. Ведь в исто­рическом процессе множеством поколений людей постепенно накапливается драгоценный социальный опыт, воплощаемый в традициях, общественных установлениях, иерархии власти и т.д. Эта вековая «мудрость предков» бесконечно разумнее и надеж­нее любого сочиненного теоретиком социального проекта жизнеустройства. Поэтому ее надо всячески поддерживать и защи­щать самыми решительными средствами.

Вместе с тем консерватизм, вынужденный настаивать на со­хранении существующего положения вещей, все же не может от­вергать любые изменения вообще. Они и не отвергаются, а даже приветствуются - но только такие, которые согласуются с суще­ствующими порядками и развиваются подконтрольно . Изменения же радикального, революционного характера не могут принести обществу пользы. Ведь это только кажется, что революции разви­ваются по рациональным планам, на самом же деле они пред­ставляют собой хаос, взрыв, обрушение общественных устоев, управлять которыми практически невозможно.

Кроме того, по­степенные, эволюционные изменения в обществе старым испытанным методом проб и ошибок оставляют возможность коррек­ции, исправления возникающих нежелательных последствий. По­сле революционной же ломки исправить уже ничего нельзя.

Консервативная идеология, возникшая как антипод либера­лизма, нашла общественную потребность, на которую сумела опереться, - потребность людей в стабильности, устойчивости настоящего и предсказуемости будущего . И поскольку потреб­ность эта постоянна, то и консерватизм как идеология и способ мышления стабильно занимает в политической жизни общества достаточно прочные позиции. При этом в соответствии со свои­ми собственными постулатами он постепенно эволюционирует, откликаясь на происходящие в обществе изменения.

В XX в. консерватизм сумел ассимилировать даже некоторые базовые принципы либеральной идеологии: свободные рыночные отно­шения, правовое государство, парламентаризм, политический и идеологический плюрализм и т.д. Этому, правда, в немалой сте­пени способствовало то, что на протяжении длительного време­ни консерваторы и либералы вынужденно держали «единый фронт» против идеологии социализма.

Подлинный ренессанс консерватизма наступил в 70-80-е годы прошлого столетия. К этому моменту либеральные и соци­ал-демократические лозунги слегка поблекли, столкнувшись с низкой эффективностью моделей государства всеобщего благо­состояния, нагруженного неподъемными социальными про­граммами. Не добавили им популярности и первые серьезные вспышки энергетического, экологического и прочих техноген­ных кризисов, справляться с которыми действовавшим в тот период политическим элитам явно не удавалось.

В таких сложных условиях инициаторами перемен выступи­ли именно консерваторы. Они смогли «поступиться принципа­ми» собственного изготовления и, взяв на вооружение многие идеи классического либерализма, предложили обществу обшир­ную программу антикризисных мер, во многом сумев ее реали­зовать. В частности, в экономике был сделан акцент на высво­бождение предпринимательской инициативы, снижение нало­гов, отказ от чрезмерного регулирования рыночных отношений.

По меткому ироничному выражению одного из западных политологов, неоконсерватор – это «либерал, схваченный за горло реальностью».

В рамках новой неоконсервативной стратегии были сущест­венно урезаны многие социальные программы, несколько со­кращен госаппарат, сужены функции государства и т.д. Это дало свои плоды - в западном мире снизилась инфляция, выросли темпы экономического роста, пошло на убыль забастовочное движение.

Вместе с тем современные неоконсерваторы не забы­ли и ценностей доиндустриальной эпохи - прочная семья, вы­сокая нравственность, культура, духовность и пр. Все это, вме­сте взятое, и обеспечило в 70 -80-е годы безусловное лидерство неоконсервативной идеологии . В 90-е, правда, маятник «либе­рализм - консерватизм» вроде бы качнулся в обратную сторо­ну, но несильно. Неоконсервативная идеология продолжает удерживать в индустриально развитом мире крепкие позиции. Причем в немалой степени они укрепились и за счет резкого ослабления в этот период влияния социалистической идеологии. Неоконсерватизм сегодня зачастую опасно близко соседствует с национализмом.

В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков».

В качестве идеологии сформировалось как реакция на «ужасы Французской революции » (знаменитый памфлет Эдмунда Бёрка , 1790). Противостоит либерализму , требующему экономических свобод, и социализму , требующему социального равенства. Помимо Бёрка, огромный вклад в оформление консерватизма внесли французский иезуит Жозеф де Местр (1753-1821) и австрийский канцлер Клемент Меттерних (1773-1859).

В Российской Федерации крупнейшая партия страны, Единая Россия , в 2009 году официально провозгласила своей идеологией «российский консерватизм» , также взяв курс на консервативную модернизацию по примеру послевоенной Германии и Японии . По мнению политолога Иосифа Дискина, председатель «Единой России» Владимир Путин видит свое родство с русским либерал-консерватором начала XX века, премьер-министром Петром Столыпиным .

Политолог Леонид Поляков полагает, что консерватизм представляет собой «ключ к пониманию России», и от политической эффективности партийно-сложившегося российского консерватизма зависит будущее страны.

Основной площадкой формирования идеологии современного российского консерватизма с 2005 года выступает Центр социально-консервативной политики (ЦСКП). В понимании экспертов ЦСКП, "консерватизм представляет собой не «репрессивную» идеологию, не апологетику государственного и нормативного порядка как самоценности, а есть идеология, признающая человеческую личность в ее подлинном достоинстве и значении. Именно антропологические основы консерватизма, апелляция к духовному пониманию сущности и предназначения человека являются тем центральным обстоятельством, в связи с которым стоят все иные аспекты идеологии консерватизма. Таким образом, при всей своей многозначности, привязанности к конкретно-историческим и культурным контекстам, в целом консерватизм от «не-консерватизма» отличает: признание существования (наряду с природно-материальными) вечных духовных оснований человеческого и общественного бытия, стремление к практической реализации требований к человеку, обществу и государству, вытекающих из признания существования их духовных оснований. Наиболее распространенное ныне определение консерватизма как идеологической позиции, признающей ценность исторического опыта в контексте современности и задач общественного развития, является в целом справедливым, но недостаточным. Подлинный консерватизм ценит и использует исторический опыт, однако подходит к нему селективно, на основании критериев «надвременного», «вечностного» плана, каковыми выступают определенным образом понятые, концептуализированные «духовные основы общества» (С. Л. Франк) .

Консерватизм в других странах

В зависимости от страны, курс и цели консервативных политических партий разнятся. Как консерваторы, так и либералы выступают за частную собственность, в оппозицию коммунистам, социалистам и партии зелёных, поддерживающим общественную собственность и внедрение законов, требующих социальной ответственности со стороны собственников. Главным образом, разногласия между консерваторами и либералами возникают на почве вопросов общественной значимости. Консерваторы не принимают несоответствующее социальным нормам поведение. Долгое время консервативные партии боролись за ограничение права голоса не христиан, женщин и представителей других рас. Современные консервативные партии часто противопоставляют себя либералам и лейбористам. Для Соединённых Штатов употребление термина «консервативный» является специфичным.

Бельгия, Дания, Исландия, Финляндия, Франция, Греция, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Швейцария и Соединённое Королевство сумели сохранить жизнеспособные консервативные партии в 1980-х. В таких же странах, как Австралия, Германия, Израиль, Италия, Япония, Мальта, Новая Зеландия, Испания и США, консервативных партий не было, хотя существовали партии правого толка - христианские демократы или либералы. В Канаде, Ирландии и Португалии партии правых это Прогрессивно-консервативная партия Канады , Фианна Файл , Финне Гэл и Прогрессивные демократы в Ирландии, и Социал-демократическая партия Португалии . С тех пор Швейцарская народная партия примкнула к правым радикалам и больше не считается консервативной.

Клаус фон Байме, разработавший метод классификации партий, обнаружил, что ни одну современную партию на Западе нельзя считать консервативной, хотя коммунистические и прокоммунистические партии имели много сходных черт с консерватизмом. В объединенной либералами и радикалами Италии во время Рисорджименто именно либералы, а не консерваторы образовали партию правых. В в Нидерландах консерваторы объединились в Христианскую демократическую партию. Консерватизм в Австрии, Германии, Португалии и Испании был видоизменён и включён в фашизм или крайне правое течение. В 1940 году все японские партии объединены в единую фашистскую партию. После окончания войны японские консерваторы сразу вернулись в политику, но большинство из них были освобождены от государственной деятельности.

Отсутствие консерватизма в Австралии и Соединенных Штатах Луис Харц считал результатом того, что их колонии считаются частью либеральной либо радикальной Великобритании. Хотя Харц утверждал, что на англоязычную Канаду оказывалось незначительное консервативное влияние, более поздние исследователи заявляли, что именно отвергавшие американскую революцию лоялисты распространили идеологию тори в Канаде. Харц объяснял консерватизм в Квебеке и Латинской Америке как результат первых поселений в виде феодальных общин. Американский писатель-консерватор Рассел Кирк предположил, что консерватизм был распространен в США и представил американскую революцию в качестве «консервативной».

В течение длительного времени консервативная элита правила латиноамериканским народом. В большей степени это было достигнуто с помощью контроля и поддержки институтов гражданского общества, церкви и вооружённых сил, чем политических партий. Обычно церковь освобождалась от уплаты налогов, а церковнослужители были защищены от правового преследования. Там, где консервативные партии были ослаблены либо не существовали, консерваторы все больше полагались на военную диктатуру в качестве предпочтительной формы правления. Однако те страны, в которых элита сумела найти поддержку консервативным партиям в обществе, пришли к политической стабильности. Чили, Колумбия и Венесуэла - примеры стран с сильными консервативными партиями. В Аргентине, Бразилии, Сальвадоре и Перу консерватизм не существовал совсем. После гражданской войны в 1858-1863 консервативная партия Венесуэлы перестала существовать. Чилийская консервативная партия - Национальная партия - была распущена после военного переворота в 1973 и не возродилась даже после возвращения к демократии.

Колумбия

Люксембург

В 1914 году сформировалась самая влиятельная партия Люксембурга, Христианско-народная социальная партия. Изначально она считалась «правой», но в обрела нынешнее название. В XX веке она занимала ведущее место в политике Люксембурга и имело наибольшее количество членов.

Норвегия

Консервативная партия Норвегии сформировалась благодаря правящей верхушке государственных деятелей и зажиточных торговцев. Целью партии была борьба с популистской демократией либералов. С установлением парламентской формы правления в 1884 году партия потеряла власть. В 1889 году сформировалось первое парламентское правительство, и только в 1930-х годах власть сосредоточилась в руках главной политической партии - лейбористов.

США

В США консерватизм включал в себя широкое разнообразие политических направлений, как то: финансовый, экономический, социальный, либеральный, религиозный консерватизм, так же биоконсерватизм.

Современный американский консерватизм относит свое наследие к англо-ирландскому политику и философу Эдмунду Бёрку. Президент США Авраам Линкольн писал, что консерватизм - это приверженность старому и проверенному против нового и непознанного. Рональд Рейган , самопровозглашенный консерватор, 40-й президент США, воспринимался как символ американского консерватизма.

Франция

После Второй мировой войны голлисты оказывали поддержку французским консерваторам, выдвигая националистические лозунги, как то: верность традициям, порядку и объединение страны. Со времени Второй мировой войны консерватизм оставался главной политической силой во Франции. Необычен тот факт, что французская форма консерватизма сформировалась вокруг личности Шарля де Голля , и была схожа с традициями бонапартизма . Голлизм во Франции перетек в Cоюз за народное движение . А само слово «консервативный» стало ругательным.

Примечания

См. также

  • Консерватизм в христианстве

Литература

  • Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России: От истоков к современности. Под ред. Ю. Н. Солонина. Вып. 1. СПб.: С.-Петербургский гос. ун-т, 2004, 320 с.
  • Полякова Н. В. Антропология российского консерватизма // Александр Иванович Введенский и его философская эпоха. - СПб., 2006, с. 252-265
  • А. Ю. Минаков. Особенности русского консерватизма в первой четверти XIX века // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории, 34, 2011,
  • Современный российский консерватизм. Сборник статей. М., 2011. http://www.cscp.ru/files/rmoHZ2U1hEbQgIW.pdf
  • Михаэль Дорфман Что такое консерватизм

Ссылки

  • Центр Консервативных Исследований при Социологическом факультете МГУ

Консерватизм представляет совокупность социально-философских идей, а также экономических, политических, иных ценностей и идеалов, которые, раскрывая природу общества, государства и места в них отдельного индивида, ориентированы на сохранение устоявшихся традиций, осторожное отношение к радикальным переменам. Консерватизм как идеология не всегда тождествен программам политических партий, называющих себя консерваторами.

Консервативная идеология противостоит идеалам либерализма и революционного радикализма в преобразовании общественных устоев. Основной смысл идеологии консерватизма состоит в оправдании традиций и социальных институтов (патриархальной семьи, церкви, аристократии и т.п.), которые считаются проявлением «естественного закона», вырастают естественным историческим путем из естественной природы человека и общества.

Консерваторы считают, что человеческой природе изначально присуще несовершенство, что радикальное переустройство общества обречено на неудачу, поскольку при этом нарушается веками установленный естественный порядок, соответствующий природе человека, которому совершенно чуждо понятие свободы. Основными идеологами консерватизма являются: Э.Берк, Н.М.Карамзин, К.Н.Леонтьев, С.Будный и др.

Основными принципами и положениями идеологии консерватизма являются:

1. принцип заведенного порядка вещей как «право давности». Согласно данному принципу, общество - продукт естественного исторического развития.

2. основой гражданского общества является религия

3. основой поведения человека являются опыт, привычки, предрассудки, а не абстрактные теории.

4. общество есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивидуума, а права человека являются следствием его обязанностей.

5. принцип антиэгалитаризма, согласно которому люди от природы не равны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия и право более достойных властвовать над другими. В идеологии консерватизма признается равенство людей только в сфере морали и нравственности.

6. принцип стабильности и неизменности общественного строя, согласно которому наличный общественный строй необходимо оберегать.

7. принцип нравственного абсолютизма, согласно которому существуют вечные и незыблемые нравственные идеалы и ценности, поскольку человеческая природа неизменна.

8. принцип «меритократии», где власть должна принадлежать «естественной аристократии», т.е. наиболее достойным людям, выходцам из различных социальных групп.

9. принцип регионализма, согласно которому необходимо ориентироваться на местные, религиозные, национальные ценности и традиции. Актуальны и важны идеи местного самоуправления.

Важно отметить, что консерватизм выступает как идеология, принципиально не имеющая идеала совершенного общественного строя. Она выступает лишь в защиту наличных, проверенных опытом и временем социальных институтов, когда они под угрозой. Основополагающей практической идеей консервативной идеологии является традиционализм - установка на сохранение и защиту старых образцов, способов жизни, ценностей, признаваемых всеобщими и универсальными. Наиболее эффективной основой управления государством является сочетание конституции с традицией. Идеологи-консерваторы отдают предпочтение идее практического действия, философии прагматизма, приспособлению обстоятельствам, т.е. оппортунизму. Прагматизм, оппортунизм, ориентация на компромиссы - важные установки консервативного мышления.

Современное течение неоконсерватизма отождествляет теоретические идеи и практические установки классического консерватизма, однако обнаруживается разнообразие оттенков, переходных ступеней, расхождений и т.д. Практическим ориентациям неоконсерваторов при всей их противоречивости нельзя отказать в гибкости, так как нацелены они на консолидацию наций и государств на консервативной основе, объединение не только бизнеса, но также фермеров, рабочих, интеллигенции и преодоление элитарного характера старого консерватизма. Значительное место в конструкциях неоконсерваторов занимают проблемы равенства, власти, демократии, государства. В идеологии неоконсерватизма также утверждается вера в естественный закон, не зависящий от воли людей, выражается убеждение в том, что человеческое общество представляет собой своего рода «духовную корпорацию», фактически такую, как церковь. Порядок, справедливость и свобода объявляются продуктами очень длительного развития человеческой истории. Для неоконсерватизма важна вера в многообразие, сложность и непознаваемость установившихся социальных институтов и форм жизни. Согласно их представлениям, для сохранения «здорового» разнообразия в обществе должны существовать различные группы и классы, отличающиеся своим экономическим положением и многими другими формами неравенства, так как истинное равенство возможно только перед Богом.

Неоконсерваторы выступают за сильное государство, обеспечивающее соблюдение закона и прав человека, за приоритетность принципа свободы над принципом социального равенства, за общественный порядок, который реализуется через естественную социальную иерархию и сознательное выполнение каждым своих обязанностей перед обществом и самим собой; выступают за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику, за развитие предпринимательства, за создание благоприятных условий для накопления капитала путем снижения налогов и предоставления различных льгот частному капиталу, делая ставку на личностный фактор: личную инициативу, линую заинтересованность, личные возможности и личную ответственность.

Наиболее удачной формой эффективного развития экономики неоконсерваторы считают социальное рыночное хозяйство. В наши дни неоконсерваторы отстаивают три принципа: принцип солидарности, в основе которого лежит представление о единстве труда и капитала; принцип справедливости, предполагающий «справедливое распределение доходов и собственности», «справедливую заработную плату», «справедливую налоговую политику» и др.; принцип субсидиарности, который означает помощь для содействия самопомощи и частной инициативе через социальное законодательство, налоговую политику и политику распределения доходов.

В соответствии с этими принципами человек должен сам решать свои социально-экономические проблемы, а задача государства - создать необходимые благоприятные условия для реализации частной инициативы.

Таким образом, консерватизм как социально-политическое явление и идеология имеет несомненные положительные черты и позитивное социальное значение, поэтому может и должен в разумных пределах присутствовать в политической жизни каждой страны. Без консервативного начала невозможно обеспечить стабильность общества и его эволюционное развитие. Как отмечено в докладе Президента Республики Беларусь А.Лукашенко «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию», отдельные элементы идеологии консерватизма «от природы присущи белорусам в таких традиционных для них чертах, как “добразычлівасць”, “памяркоунасць”, “талерантнасць”, “разважлівасць”. Это уже в кровь вошло. Наше поколение этого не знает, это не помнит, но прежние поколения жили, видимо, в условиях господства вот этого консервативного подхода в идеологии. И многие понятия сегодня не теряют своей актуальности. Надо быть хорошими консерваторами в хорошем смысле слова. Мы ни в коем случае не отбрасываем многие идеи идеологии консерватизма».

Каждый человек имеет свои собственные взгляды на жизнь, на увлечения, на различные процессы, происходящие вокруг. У каждого есть своё видение проблемы или ситуации. Разные люди - разные мнения.

Люди по-разному относятся к изменениям, которые происходят вокруг них. Некоторые только рады любым нововведениям или новым событиям, идущим после них. Это может касаться и изменений жизненных ценностей, политической обстановки или же банального изменения распорядка дня. Такие люди охотно подстраиваются под новые веяния времени и общества.

Но есть люди, которые придерживаются уже привычных всем устоев и традиций. Нововведения они принимают неохотно, во всяком случае склоняются к их принятию в рамках существующей общественной системы, имеющей свои сложившиеся традиции и устои. Позиция такого плана именуется консерватизмом. Что это такое, будет подробно рассказано далее в статье.

Что такое консерватизм - определение

Для начала стоит раскрыть само определение консерватизма. Это не является сложным в понятии термином. Всё довольно просто и понятно.

  • Консерватизмом называют приверженность традиционным устоям и порядкам. Приверженцы такой идеологической позиции склоняются к сохранению традиций в обществе, а также устоявшихся религиозных или социальных доктрин в зависимости от взглядов и рода деятельности индивида. Консерватизм провозглашает общественную традиционность, сохранение её и последующее принятие.

Консервативная идеология допускает введение некоторых изменений в общественной жизни и политической ситуации в государстве , но при этом весьма негативно относится к введению слишком радикальных реформ, способных резко изменить общество и государство в целом. Такие резкие реформы воспринимаются консерваторами как экстремизмом и не имеют права на существование.

Если рассматривать консерватизм не в общем понятии, а с точки зрения политической идеологии, то можно отметить некоторые тенденции, к которым стремятся прийти консерваторы. Приверженцы этой идеологии выступают за укрепление безопасности, стараются рассматривать только традиционных союзников государства и поддерживать их. Также следует отметить поддержку протекционизма в области внешнеэкономических отношений государства и допущение применения военной силы в случае наличия в этом прямой потребности. То есть, можно отметить приверженность традиционной активности на международном политическом пространстве.

Причина появления консерватизма

Появление консервативной идеологии связано с определёнными событиями, повлёкшими потребность в принятии новой идеи, которая смогла бы явиться реакцией на существующий порядок и происходящие процессы в обществе. Причиной возникновения новой идеологической парадигмы стала Французская революция. Как писал в своём знаменитой памфлете Эдмунд Бёрк, происходившее в то время можно было назвать не иначе как «ужасами Французской революции». Далеко не все представители французского общества смогли принять новые революционные идеалы. Результатом стало появление новой идеологической концепции, провозглашавшей новые настроения в обществе.

Консерватизм стал не просто идеологией. Идеи этого толка противопоставлялись другим двум идеологиям: либерализму и социализму. Либерализм требовал наличие и соблюдение экономических свобод , а социализм - социального равенства. Свой вклад, помимо Эдмунда Бёрка, внесли и другие видные деятели: австрийский канцлер Клемент Меттерних, французский иезуит Жозеф де Местр, а также английский философ Томас Гоббс. Участие столь серьёзных персон в упрочении позиций консерватизма сыграло свою роль, и эта идеология начала становиться всё популярнее.

  • В современном обществе консерватизм является одной из трёх базовых идеологий, наряду с социализмом и либерализмом. Следует учитывать тот факт, что консерватизм иногда путают с традиционализмом или обскурантизмом. Путаница может произойти из-за того, что в общем у этих идеологических взглядов есть определённые сходства. Но обскурантизм и традиционализм являются чуть более радикальными, чем консерватизм.

Современный консерватизм является даже более гибким и склонным к нововведениям политическим течением, чем другие. Появившиеся позже вариации консервативной идеологии лишнее тому подтверждение.

Консервативные партии мира

На данный момент в разных государствах мира ещё имеются консервативные партии, появившиеся ещё очень давно и до сих пор сохраняющие своё существование. Их позиции, программы и предвыборные лозунги основываются на консервативных положениях, но с учётом современных реалий. Следует также отметить, что многие консервативные партии остались консервативными лишь на бумаге, по сути растворившись в группе других «демократических», «либеральных» и «социалистических» партий. Иногда позиции консерваторов заостряются только на отношениях с либералами и социалистами.

Также можно отметить тот факт, что нередко политический консерватизм перетекает в своеобразный национализм, призванные упрочить права коренных жителей государства и ограничить права многочисленных мигрантов, прибывающих в страну. В этом есть своя идея, благоприятная для общества.

На данный момент во многих государствах до сих пор есть консервативные партии, имеющие вес на политической арене страны, а также претендующие на непосредственное участие в принятии решений как внутри, так и вне государства.

Психологический тип консерватор

Всем известно, что каждый человек имеет свои особенные черты характера, формирующие его личность в целом. Разделить людей, учитывая их психологические особенности можно по-разному. Следует только выбрать условный критерий для последующего выделения групп из людей с одинаковыми характерными чертами.

Людей можно разделить на два типа. Можно взять два крайних психотипа человека: радикал и консерватор. Радикал - это человек , который склонен к постоянным изменениям, его не устраивают существующие нормы и правила, а также окружающая обстановка. Его целью является изменение имеющегося порядка для достижения комфорта и собственного удовлетворения. В хаосе постоянных изменений и есть его удовлетворение.

Консерватор - человек совершенно другой формации. Его идиллия заключается в сохранении оптимальных кондиций для существования и удовлетворения своих потребностей. Консерваторы не любят многое менять в своей жизни. Улучшение существующих условий консерваторам свойственно, но радикальные изменения их не привлекают.

Если говорить начистоту, то довольно редко можно встретить чисто консерватора или чисто радикала. В каждом человеке сочетаются черты и радикала, и консерватора. Образуется «золотая середина», которая и является оптимальным вариантом.