Каковы основные функции правовой культуры. Функции правовой культуры

Юридическая наука, рассматривая проблемы взаимосвязи права с культурой, использует понятие «правовая культура».

Правовая культура - это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом.

Структура правовой культуры:

Состояние правосознания в обществе.

Действенность функционирования правовых органов и учреждений.

Уровень правотворческой деятельности (правотворчества).

Состояние законности и прочность правопорядка.

Правовая культура может быть рассмотрена и как качественное правовое состояние личности, а также общества в целом. Поэтому принято выделять два уровня правовой культуры.

Уровни правовой культуры:

1) Правовая культура личности - отражает степень и характер развития личности, которые выражаются в уровне правомерности ее деятельности. Включает в себя: - правосознание человека; - привычку к правомерному, законопослушному поведению; - правовую активность личности, т. е. умение эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей. Примеры проявления: знание Конституции, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Уважительное отношение к праву. Стремление строить свое поведение в соответствии с предписаниями правовых норм. Готовность остановить правонарушение и др.

2) Правовая культура общества - отражает обеспечение прав и свобод человека, безопасность личности, является гарантом ее правовой защиты и гражданской активности. Складывается из правовой культуры отдельных граждан. Примеры проявления: незыблемость конституционного строя. Признание верховенства законов. Уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина. Системность и доступность законодательства. Строгое и неуклонное соблюдение законности и др.

Важнейшим элементом правовой культуры является уровень правосознания в обществе.

Правосознание (правовое сознание) - это совокупность идей, представлений, чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.

Принято различать несколько уровней и видов правосознания.

Уровни правосознания:

Обыденное (эмпирическое): уровень правосознания обычного человека, который не обладает какими-либо особыми познаниями в праве.

Профессиональное: правосознание юристов, которые облагают глубокими знаниями в юриспруденции.

Научное (теоретическое): характерно для ученых-юристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют право.

Виды правосознания:
Индивидуальное: формируется у конкретного индивида.
Групповое: формируется в отдельных социальных группах (например, у бюрократов).
Общественное.

Позитивное правосознание формируется в том случае, когда человек:

Признает необходимость права;

Соблюдает правовые нормы по убеждению, а не из чувства страха;

Уважительно относится к правам других.

Правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является лишь частью общественного сознания. Правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и материальные составляющие права - юридические учреждения, их организацию, отношения.

Два важных элемента - уровень развития правотворчества и состояние законности и правопорядка в стране характеризуют как бы два измерения правовой культуры, от взаимной согласованности которых во многом зависит качество правовой жизни общества.

Правотворчество (правотворческая деятельность) - специальный вид деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены правовых актов.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на следующие виды: непосредственное правотворчество народа (референдум); правотворчество государственных органов (Государственной Думы, Правительства и др.); правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, губернатора и др.); правотворчество организаций, учреждений, предприятий.

Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.

Законотворческая деятельность (законотворчество) - это правотворческая деятельность высших представительных органов - парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.

В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.

Законность - это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.

Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется:

Соблюдение и уважение права;

Понимание его культурной и духовной ценности.

Это делает законность важной политико-правовой характеристикой общества.

Кроме того, уровень законности показывает, насколько законы соответствуют правовым представлениям населения на данном историческом этапе, а также насколько они отвечают потребностям общества и способствуют его развитию.

Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка.

Правопорядок - установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям.

Правопорядок характеризуется следующими критериями:

Высоким уровнем соблюдения законов;

Обеспечением и реализацией субъективных прав;

Исполнением юридических обязанностей всеми гражданами, организациями, государственными органами.

Правовая культура в реальной жизни выполняет следующие функции:

1) Познавательно-преобразовательная - теоретическое осознание и обоснование необходимых мероприятий по формированию правового государства, организация их проведения. Примеры проявления функции: инициативы органов государственной власти или общественных организаций о внесении поправок, дополнений или изменений в существующие законы, выявление противоречий в системе законодательства.

2) Праворегулятивная - обеспечение устойчивого, слаженного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом. Примеры проявления функции: четкие представления граждан о необходимости соблюдения законности и правопорядка, о недопустимости нарушать своими действиями права других людей.

3) Ценностно-нормативная - оценочное отношение личности к цели и результатам правовой деятельности, изучение этого отношения. Примеры проявления функции: реакция граждан на принятый закон, деятельность органов прокуратуры или милиции, а также изучение закономерностей данной реакции.

4) Правосоциализаторская - формирование правовых качеств личности (через организацию правового просвещения, правовой помощи, самовоспитание). Примеры проявления функции: уроки правоведения и обществознания в школе, работа юридических консультаций, самостоятельное изучение гражданами правовых проблем, знакомство с новыми законами и т. п.

5) Коммуникативная - регулирование общения граждан в правовой сфере. Примеры проявления функции: наличие у граждан представления о необходимости юридического оформления сделок, поступления на работу и т. п.

6) Прогностическая - анализ тенденций, характерных для правовой системы общества. Примеры проявления функции: использование элементов научного прогнозирования и планомерности в законодательной деятельности.

Правовая культура имеет большое значение для гражданина и общества:

Гармонично развивает человека, способствует созданию правовых ценностей;

Накапливает юридические знания и опыт человечества, что позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса;

Отражает своеобразие национальной государственности, правопорядка и правовой системы.

Правовая культура - необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить демократическое государство.

Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Правовая культура предполагает высокое качество правотворческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышления и психологического восприятия правовой реальности; осознание специфических способов правовой деятельности правоохранительных органов; результатов реализации требований законности в виде устойчивого и стабильного правопорядка. Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу – систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и организаций. Правовая культура многозначное и более высокая и емкая форма правосознания, характеризующаяся степенью знания права, интенсивностью убеждений ценностей права и ее ролью в обществе, значимостью судебных, нотариальных, арбитражных и др.юрид. учреждений по защите прав и интересов граждан и общества, соотношением с другими системами общей культуры (научн., художеств.), а также работой законодательных органов. (тетрадь) Условием формирования правовой культуры и первой ступенькой на этом пути является правовое воспитание. Правовую культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова. Правовая культура (в широком смысле слова ) – это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

Правовая культура (в узком смысле слова ) – это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций - познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Познавательно - преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых веков и достижений отечественного и зарубежного права.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамического и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.

Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

Коммуникативная функция правовой культуры обеспечивает общение граждан в правовой сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащим к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично не знакомы или которые отделены от нас расстоянием и временем.

Коммуникативная функция правовой культуры реализуется не только в сфере сегодняшнего правового регулирования. Она выступает необходимым элементом планирования и прогнозирования правовой культуры, правового культурного строительства и развития. Освоение этой функции определяет наше отношение к правовому культурному наследию, к другим типам современной правовой культуры.

Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы. Конечно, не все в правовой сфере поддается планированию. В то же время и эта сфера подвержена целенаправленному воздействию. Наше общество нацелено в будущее. А следовательно, неизбежно связывает себя с идеей прогнозирования, в том числе и правовой культуры.Истинная функция предвидения в правовой области заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя их этого, правовые нрмы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Указанная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права. Правосоциализаторская функция направлена на формирование правовых качеств личности. Необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активности процессов самовоспитания личности.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и метод теории государства и права

На сайте сайт читайте: "тема 1: предмет и метод тгп"..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Становление, развитие и современное состояние ТГиП
Более чем 2,5 тысячелетняя история становления и развития науки свидетельствует о том, что ни одна социальная теория не является исключительной и завершенной. Также это относится и к ТГиП, поскольк

Функции ТГиП
Функции науки ТГП раскрывают и показывают роль данной науки в общественной жизни. Её значение для общественной и юридической практики. К основным функциям науки ТГП относятся во 1) гносеологическая

Методология ТГиП, философские основы ТГиП как всеобщие методы
Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает свой метод. Имеет его и ТГП. Методология – это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действите

Диалектико-материалистический метод в изучении ГиП
В рамках этого метода ГиП рассматривается как развивающиеся, динамичные социальные институты, где причины их развития коренятся в материальных условиях жизни общества (противоречивый характер этого

Частнонаучные методы (конкретно-социологический, статистический, исторический, кибернетический и др.)
Знание и умелое использование общенаучных методов не исключает, а напротив, предполагает применение спе­циальных и частных методов познания государственно-пра­вовых явлений. Традиционен для юридиче

Частнонаучные способы познания государственно-правовых явлений (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа и т.д.)
В наше время, когда закономерно усиливаются интеграционные процессы, возрастает роль метода сравнитель­ного государствоведения и правоведения, который имеет свои объектом сходные государстве

ТГиП, философия права, социология права
Философия права - состоит из методологических проблем правоведения. Социология права - вопросы эффективного действия законодательства, условия и причины правонарушений, социальная стр

ТГиП в системе юридических наук
ТГП являясь наукой юридической самым тесным образом связана с другими юр-ми науками. Всю систему юр-их наук можно представить в виде пирамиды в составе которой можно выделить три звена. Первое (ниж

Соотношение ТГП с отраслевыми юридическими дисциплинами
ТГП входит в систему юр. наук, объединенных общим понятием юриспруденция. Существует именно система, множество юр. наук. Это объясняется тем, что ГиП – явления – сложные и многогранные, имеющие неп

Категории и понятия ТГиП, их значение для подготовки специалистов в области юриспруденции
ТГиП – одна из наиболее сложных учебных дисциплин. Она насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения (дефин

ТГиП как учебная дисциплина, ее структура
Следует различать ТГиП как науку и как учебную дисциплину. 1 ТГиП – учебная дисциплина полностью базируется на ТГиП – науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее с

Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного общества
В истории человеческого общ-ва первобытное общ-во занимает довольно значительный отрезок времени – несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов: первобытное общ-во проходит

Причины и формы возникновения государства
Основные причины происхождения государства: Г это естественный процесс человеческого развития. Можно выделить несколько основных причин: 1) Необходимость единого руководства обществом

Общее и особенное в происхождении государства у различных народов
Общее: Различные Г возникали в силу самых разных причин и унифицировать их в рамках одной универсальной теории невозможно. Тем не менее, можно выделить наиболее общие закономерности их возни

Причины возникновения права
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим Г Основные причины происхождения права: Социальные нормы - правила поведения, регулирующие отно

Признаки, отличающие право от социальных норм первобытно-общинного строя (классово-волевой, общеобязательный и формально-определенный характер)
Рассмотрение П в юридич смысле позволяет выделить целый ряд признаков, по которым оно достаточно четко отличается от соц-х норм первобытно-го строя: 1) П исходит от Г, а соц-е нормы первоб-го строя

Государственная власть как особая разновидность социальной власти
Соц власть бывает двух видов – не политическая и политическая (государственная). Гос-ая власть возникает одновременно с Г и является его неотъемлемым атрибутом. Гос-ая власть – это

Соотношение политической и гос власти
Гос-ая власть – это политическое руководство общ-ом осуществляемое при помощи органов гос-ва и др. гос-ых учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо соц-ых групп. Гос власть это политич

Легитимность и легальность гос власти
Легализация государственной власти - как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон.

Плюрализм в понимании государства
Многие ученые характеризовали Г как организацию правопорядка, усматривали в том его суть и главное назначение. Это один из признаков данного феномена. Знаменитый государствовед Л Дюги выделяет 4 эл

Классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое в сущности государства
Общесоциальная и классовая сущность государства. Сущность Г состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование в

Понятие типа государства
В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество Г. Исторический тип гос-ва – это совокупность общих признаков, характеризующих гос-во на определенном этапе е

Факторы, определяющие тип государства
Вопрос 9 12 Формационный подход: его достоинства и слабые стороны см. вопрос 9 Суть форм-го подхода в том, что выяснение типа Г основываетс

Особенности государства в рамках одного исторического типа
Такие разновидности Г в рамках одного и того же историч типа обычно носят промежуточный (переходный) характер). Этот вид Г потому не укладывается в рамки понятия «историч тип Г», что сочетает в себ

Переходные типы государства
Классификация Г на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало переходных Г. Они возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к од

Характеристика отдельных типов государства
С точки зрения догматизированной формационной теории: 1) рабовладельческое Г – это первый исторический тип Г, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявший соб

Диалектика соотношения формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
Классово-формационный подход к типологии Г до последнего времени был единственным в нашей научной и учебной литературе. Типом Г называлась «совокупность Г-в, развивающихся в рамках одной и т

Понятие, значение и объективный характер функций государства
Функции государства - особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом. Ф

Соотношение функций с целями и задачами государства
Термин «функции государства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности Г, в которых проявляется его социальное назначение. Основные направления деятельности зак

Функции государства и функции отдельных его органов
ФГ никогда следует смешивать с функциями государственных органов. В отличие от функций многочисленных гос орга­нов (финансовых, народного образования, прокуратуры), специально предназначенных для о

Обусловленность функций государства его сущностью и социальным значением
Назначение Г-ва, его роль в жизни общ-ва выражается в его функциях. ФГ это определенные направления и стороны деятельности Г в которых выражается его сущность и соц-ое назначение. Исходя из

Характеристика основных внутренних и внешних функций современного Российского государства
По сфере политической направленности: внутренние и внешние. Система Ф Российского Г принципиальным образом трансформируется. Некоторые Ф у Г отпадают вообще, другие существен

Функции государства и своеобразие исторических периодов развития государства и общества
Функциональный подход позволяет более глубоко изучать длительный историч процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления Г различных типов, видов, форм у разных народов, т.е. процесс

Соотношение типа и функций государства
Функции Г тесно связаны с характеристиками Г, его типом Вопрос 9 ?? 11 Границы деятельности Г? 12 Формы и методы осуществления функций Г:

Понятие и элементы формы государства
Форма Г - сложное общественное явление, и раскрывается через характеристику структурных элементов формы государства. Вопрос о структурных элементах формы государства носит дискуссионный характер. Н

Соотношение сущности, содержания и формы государства
Любое Г есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная гос власть; Форма Г о

Форма правления России и ее развитие в современных условиях
По форме правления современное Росс Г представляет президентско – парламентскую республику, основанную на разделении властей. В этой области процессы имеют переходный период. Формирование си

Соотношение типа и формы государства
Типология Г-в тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа Г устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления гос власти.

Многообразие форм правления в пределах одного и того же типа государства
Всё чаще создаются смешанные формы правления: в парламентскую республику включат некоторые элементы президенцианизма, в президентскую - парламентаризма. Возникают полупрезидентские, полуп

Нетрадиционные республики
Существуют и иные, нетипичные, виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки харак­терна своеобразная форма президентской монократической респуб

Унитарное государство и федерация
Унитарное Г- это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государс

Конфедерация
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных Г, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют с

Демократические и антидемократические режимы
А также, Вопрос 12 Формы государственного режима - представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим - важнейшая составная

Политический (государственный) режим современной России
Политич режим современного Рос Г – это либерально – демократический режим, который, конечно же, еще несет на себе груз тоталитарного режима (элементы всеобщего контроля гос органов за жизнью

Понятие механизма государства
Мех Г – это система специальных органов, с помощью которых Г осуществляет свои функции. Структурными элементами мех Г являются: гос аппарат (гос аппарат – это часть механизма Г, представляющ

Соотношение механизма государства и его аппарата
Вопрос 2 Государственный аппарат – это часть механизма Г, представляющая собой совокупность гос. органов, наделенных властными полномочиями для реализации гос. власти. В структуру м

Структура государственного аппарата
Государственный аппарат - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Государст

Понятие и признаки государственных органов
Государственный орган- это часть гос аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями. Гос орган, это первичный и важный структурный элемент государственного аппарата. Каждый гос о

Классификация государственных органов
Классификация органов Г:По способу возникновения: 1) Первичные органы - никакими другими органами не создаются, такие органы получают властные полномочия непосредственно от избирателе

Система государственных органов и проблема разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная)
Система – см. Вопрос 5 Классификации органов публичной власти систематизируют теоретические знания о них, но не позволяют на практике образовать систему этих органов. Это позволяет

Органы государства и органы местного самоуправления
Органы Г - см. Вопрос 5 и 6 Самоуправление. Кроме гос-го управления существует самоуправление. Самоупр-ие связано с осуществлением власти непосредственно народом. Обычно само

Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Принципы организации и деятельности государственного аппарата: демократизм, разделение властей, законность, федерализм, профессионализм, централизм, гласность, самостоятельность, сочетание коллегиа

Понятие и сущность бюрократии
Бюрократия и бюрократизм неотрывны от Г и во многом характеризуют его механизм (аппарат). Бюрократия (М Вебер) – рациональная организация гос управления, деятельности гос аппарата на основе господс

Понятие, структура, методологические основы анализа политической системы общества
Политическая система- это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимодействие граждан и го

Критерии отбора элементов политической системы
Вопрос 1. 3 Понятие субъектов политической системы: Г, политич партии, движения, общественные организации и объединения и т.д. Субъекты политич системы - Г,

Виды политических систем
В зависимости от политического режима выделяют следующие виды политических систем: 1) Демократические. 2) Тоталитарные.В зависимости от общественно-экономической формации: 1) П

Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества
Государство как субъект политической системы - в историческом плане Г можно считать первой политической организацией. Г занимает центральное место в политической системе. Особенности: 1)

Государство и церковь
В период распада первобытно-общинного общества и возникновения Г присходит разделение социальных норм на религию и правовую мораль. Огромное влияние религия оказала на рабовладельческое общество. В

Светские и теократические государства
Светские Г: в светских Г все виды религиозных организаций отделены от Г, не вправе выполнять ни политич ни юридич функций, не могут вмешиваться в дела Г. Г охраняет законную деятельность рел

Общества
Демократическим Г называется такое Г, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важн

Понятие и определение права
В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях (многоаспектное понятие): 1. правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизн

Право в объективном и субъективном смысле
Позитивное право подразделяется на объективное (право в объективном смысле) и субъективное (право в субъективном смысле). Объективное право это установленные или санкционированные гос

Нормативность, обязательность, формальная определенность, системность, волевой характер права
Объективные свойства, которые объективно присущи П: 1. Нормативность: П обладает нормативностью поскольку состоит из норм правил общего характера, благодаря этому св-ву П способно охватить и

Экономика, политика, права
Право и политика. Право и экономика.Г непосредственно связано с П и проводит через него свои установления. П не существует без Г, оно является его непосредственным продуктом; хотя оно и обус

Справедливость как один из принципов права
Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между лично

Статистика и динамика права
Регулятивная ф-ия (из группы специально-юридических Ф П) характеризует П как позитивный регулятор общ-ых отношений т.е. П осуществляет прежде всего так называемое положительное регулирование т.е. о

Социальное назначение права
Социальная ценность права. Ценность – это определенно благо, это то, что полезно для человека. Отсюда ценность права выр-ся в его полезности для отдельного человека, для общ-ва в целом и для

Понятие права
В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях (многоаспектное понятие): 1. правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человек

Различные взгляды на типологию права
Типология права. Характеристика основных исторических типов права. Типология права -это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции следующих подходов. В рамках первог

Мусульманская правовая система
Мусульманская правовая система принадлежит к семье так называемого религиозно-традиционного права,свойственного странам Азии и Африки. Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозн

Государство и личность
Человек как личность оказывается включенным в разные социальные группы и в общ-во в целом, находится в неизбежной связи с Г. Взаимодействие отдельной личности и Г характеризуется их взаимными мног

Соотношение и взаимосвязь право и государства
вопрос о соотношении права и гос-ва и наоборот. Они тесно связаны между собой, существуют и функционируют в неразрывном единстве. В вопросе о взаимодействии П и Г в мировой науке сложились д

Возникновение идеи правового государства и современное ее понимание
До образования Г сложились нормы естественного права, которые гармонично регулировали отношения между индивидом и обществом. Но Г разорвало эту гармоничную связь, став посредником между индивидом и

Проблемы становления правового государства в России
Проблемы формирования правового государства в РФ (экономические, политические, социальные и духовные) Процесс возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е гг. и инте

Соотношение общества и государства
Понятия Г и общества не тождественны. Их следует различать. Но все же существует тесная взаимосвязь общества и Г. Она проявляется в том, что без Г гражданское общество существовать не может, а Г бе

Идея формирования правового государства в России
В Росс Г делается попытка не только возродить идею правового Г, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым. Возникновение и эволюция идеи правового Г –

Индивидуальное регулирование
Индивидуальное правовое регулирование- это деятельность субъектов по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования на основе свободного усмотрения, но в пределах очерченных закон

Норма как мера сущего и должного
Пр норма – это первичная клеточка П. Н П является образцом (моделью) типового общ-го отношения, которое устанавливается Г-м. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их

Технико-юридические нормы

Роль и место технико-юридич норм в правовом регулировании
Существует некоторая группа технич норм, которая в силу своей значимости находит закрепление в законодательстве (т.е. в системе соц-х норм), получая при этом название технико-юридическая норма

Единство и классификация социальных норм
Виды социальных норм. Общее и особенное в социальных нормах. Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в общес

Нормы права, морали, обычаи, традиции, религиозные, политические, эстетические, корпоративные и иные нормы
По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). Однако некоторые авторы предлагают выделить следу

Общее и особенное в праве и иных социальных нормах
Являясь важнейшим элементом нормативного регулирования общественных отношений, право занимает особое место в системе соц-х норм. Во-первых, это нормы всегда формально определенные, т.е. изложенные

Значение морали в повышении правовой культуры и формировании уважения к праву
Нормы морали оказывают активное влияние на создание и реализ пр норм. Требования общ-й нравственности всемерно учитываются нормотворческими гос органами при создании пр. норм. Моральные установлени

Понятие правосознания
Правосознание-это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. У людей всегда присутствует какое-то отношение к

Место и роль правосознания в системе форм общественного сознания
Правосознание обычно не существует в "чистом" виде, а взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности и вступает во взаимодействие с другими формами общес

Структура правосознания
Структура правосознания: 1 Правовая идеология - это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т.п., осуществляемое на рацион

Правовая психология и правовая идеология
1 Правовая идеология - это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий, требований общества, классов, различных социальных групп и слое

Виды и уровни правосознания
Для понимания того, что есть правосознание имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникн

Обыденное, профессиональное, научное
По уровню отражения правовой действительности: 1 Обыденное - присуще основной массе людей, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с

Взаимодействие права и правосознания
Правосознание – это отношение людей к праву. Позитивное право как критерий правомерности поведения действует всегда в определенной среде – экономической, политической, нравственной. Существенное зн

Функции правосознания в правотворческом и правореализационном процессах
Функции правосознания - это основные направления его взаимодействия с правовой действительностью. Выделяют три функции правосознания: 1 Познавательная функция правосознания состоит в

Структура правовой культуры общества
Ученые не могут найти единый подход к трактовке как самой категории «правовая культура», так и ее структурных компонентов, содержания, функций, в силу того, что понятие правовой культуры многоаспек

Уровень развития правосознания общества
-уровень развития правового сознания общества говорит о том, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой про

Знание, понимание, уважение к праву, активность в правовой сфере
Пр культ это также правосознание всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их места в жизни общества, усвоением правовых ценностей, их реализацию на прак

Правовой нигилизм и правовой идеализм
Правовой нигилизм- это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Причины: 1 Законы не соответствуют интересам граждан. 2 Историческ

Правовое воспитание как одно из средств правовой социализации личности, как целенаправленное формирование правовой культуры граждан
Правовая культура общества нуждается в систематическом рационально формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, но

Понятие, формы и методы правового воспитания
Правовое воспитание- это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе о

Правовая культура и ее роль в становлении нового типа юриста, гос служащего
Профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно, исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает мастерство и наход

Понятие нормы права
Нормы права– общеобязательное правило установленное или признанное Г, обеспеченное возможностью гос.принуждения и регулирующее общественное отношение. Признаки нормы прав

Предоставительно-обязывающий характер юридич норм
Практически во всех учебниках указывается на то, что нормы – правила носящие представительно обязывающий характер. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Права и обязанности высту

Проблема элементного состава структуры правовой нормы
Нормы права хотя и являются первичными элементами сис-мы права, сами состоят из определенных элементов. В качестве структурных элементов правовых норм обычно выделяют гипотезу, диспозицию и санкцию

Позитивные обязывания, дозволения и запреты в содержании правовых норм
Позитивные обязывания, дозволения и запреты содержатся в регулятивных нормах. Регулятивные нормы это нормы осущ-ие позитивное регулирование т.е. эти нормы устанавливают для участников общественных

Нормы права и статьи нормативного акта, их соотношение
Реальное действие правовых норм непосредственно свя­зано с их внешним выражением, закреплением в официаль­ных документах. Важнейшим и наиболее распространенным из них является нормативный правовой

Виды правовых норм
Виды правовых норм: 1 По назначению: основные, первичные, производные, вторичные. 2 По отраслям: гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые. 3 По спосо

Научно-практическая значимость классификации норм права
Классификация норм права по их гипотезам По содержанию: 1 Простая гипотеза - описывает одно обстоятельство, с наличием которого правовая норма связывает возникновение отношения, преду

Основные виды форм российского права
Вопросы 2 и 5 В Российском Г, в сущности, единственным источником (формой) права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), об

Система нормативных актов России
В Российском Г, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются.

Конституция как основной закон Г
Конституция- основной закон Г (является основой всего законодательства России). Все остальные законы принимаются в строгом соответствии с К. В ней сформулированы правовые принципы

Верховенство законов как важнейшее требование правового Г
Верховенство закона как один из признаков правового Г означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а име

Особенности соотношения нормативных актов в федеративном Г
В федеративных Г НА подразделяются на: общие или федеральные, НА субъектов федерации, местные. Общие НА – это НА действующие на территории страны. НА субъектов действуют на тер

Правообразование и правотворчество, понятие и соотношение
Правотворчество это деятельность направленная на установление, изменение или отмену норм права. Правотворчество - госуд-ая деятельность, поскольку установление норм позитивного права является преро

Виды и принципы правотворчества
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наибол

Правотворчество и законотворчество
Правотворчество - это создание, изменение, отмена, приостановка действия, лишение юридической силы правовых норм. Правотворчество является той стадией, которая предшествует правовому регулир

Понятие, этапы и основные стадии законотворческого процесса
Законотворчество - это процесс создания, изменения и отмены нормативно-правовых актов высшей юридической силы. Как особая форма правотворчества, законотворчество отличается: особым ограничен

Законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие и опубликование закона
Законодательная инициатива это особая форма правотворческой инициативы (она принадлежит любому гражданину, каждый может обратиться в любой орган в любой правотворческий орган с предложением

Инкорпорация, консолидация, кодификация
Вопрос 9 Инкорпорация есть упорядочение нормативных актов без переработки содержания норм права, т.е. систематизация вне пределов правотворчес­кого процесса. Главное назначен

Юридическая техника и ее значение для правотворчества и систематизации НА
В теории правотворчества понятие юридической техники трактуется неоднозначно, например, под юридической техникой можно понимать: приёмы конструирования правовых норм; порядок построения текста норм

Язык и стиль закона
Законы, иные нормативные акты имеют особый, юридический стиль изложения: они должны быть официально и терминологически строги, в них не должно быть художественной красивости, текст нормативн

Компьютеризация законотворчества
Электронно-вычислительная техника используется в правотворчестве для подготовки законопроектов (учет правовой информации), для хранения, выдачи. Использование ЭВМ изучается в рамках науки правовой

Понятие системы права, ее отличие от правовой системы

Основные элементы системы права
Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Структурными элементами системы права являются:а) норма права; б) отрасль права; в) подотрас

Предмет и метод правового регулирования как основания выделения отраслей в системе права
Критерием деления права на отрасли, подотрасли и институты выступает предмет правового регулирования (был обозначен в ходе дискуссии отечественных учёных-правоведов в 1938-41г) и метод пр

Общая характеристика отраслей права
Вопрос 4 Отрасль права – это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных об

Частное и публичное право
Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое {относится} к пользе отдельных лиц. Публичное право составляют нормы, регулирующие отношения, одним из

Материальное и процессуальное право
В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права. Материальное право – это совокупность отраслей непосредственно регулирующих общественные отношения, это юридич

Виды юридических процессов
Юридич процесс – это сложная, длящаяся во времени деятельность, состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную последовательность. По характеру принимаемых решений юр

Соотношение национального и международного права
см. Тема 9 Вопрос 8 Нормы международного права складывались(ются) на основе соглашений между странами и выражают их общую волю. Различают международное публичное и международное час

Система права и система законодательства, их соотношение и взаимосвязь
Система объективного (позитивного) права- это внутренне строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

Понятие, признаки и виды правовых отношений
Правоотношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, обеспеченных государством. В

Взаимосвязь норм права и правоотношений
Правовые отношения – это часть общественных отношений, урегулируемых нормами права, субъекты которых являются носителями субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. Норма пр

Правосубъектность
Для того, что бы быть субъектом правоотношений индивиды и орг-ии должны обладать таким качеством как правосубъектность – это способность быть субъектом права отсюда и субъектом правоотношений.Пр

Физические и юридические лица
Субъекты правоотношений - это обладатели прав и носители обязанностей в правоотношении. Субъектами правоотношений могут выступать физические и юридические лица. Физические лица - это

Ограничение дееспособности
Дееспособоность индивида имеет значение только в области гр. права. Правоспособность с рождения, а дееспособоность с 18ти лет. На дееспособоность влияет возраст, психическое здоровье индивида т.к.

Особенности основных объектов в различных видах правоотношений
Вопрос 13 15 Фактическое и юридическое содержание правоотношенийВопрос 19 Юридическое содержание правоотношений составляют субъективные пра

Понятие и классификация юридических фактов как оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений
Юридические факты - это такие жизненные факты, с которыми норма права связывает возникновение, изменение либо прекращение юридических отношений. Юридические факты предусматриваются в гипотез

Простые и сложные юридич факты
С учетом элементарного состава (сложности) юр-ие факты делятся на: простые и сложные. Простые – одноэлементные факты (договор займа). Сложные – многоэлементные элементы (правонарушени

Фактический (юридический) состав
Нередко для возникновения, изменения или прекращения правоотношений требуется не один юр-ий факт, а определенная совокупность. Такая совокупность юр-их фактов в юриспруденции именуется фактическим

Презумпции в праве
В ряде случаев роль юридич фактов играют презумпции (лат. – предположение, основанное на вероятности). Юридич презумпции – это предположения о наличии обстоятельств, имеющих силу юридич факт

Юридические фикции
В некоторых случаях роль юридич фактов играют юридич фикции – заведомо неистинные положения, которые вносят определенность в правовое положение лица и тем самым способствуют реализации норм

Понятие реализации права
Реализация права - это осуществление юридически закреплённых и гарантированных Г возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций. Реализация права – это претворение

Характерные черты форм и способов реализации права
Реализация права - это осуществление юридически закреплённых и гарантированных Г возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций. По характеру правореализующих д

Применение правовых норм как особая форма реализации права
Реализация норм права: понятие и формы Нормы права имеют смысл лишь когда реализуются. Реализация права - это осуществление юридически закреплённых и гарантированных Г возможностей, п

Необходимость правоприменения
Обычно необходимость в применении права возникает в следующих случаях: Права позитивного характера не могут возникнуть без властного решения (когда субъекты (адресаты правовых норм) не могут

Стадии процесса применения норм права
Выделяют две модели правоприменения: Процессуальная модель. На основе процессуальных норм может быть построена процессуальная модель правоприменения, которая в схематичном виде отража

Анализ фактических обстоятельств дела, выбор и толкование нормы права, квалификация, принятие решения
Основные. функциональные стадии применения права: Стадию установления (анализа) фактических обстоятельств дела (фактические обстоятельства устанавливаются либо непосредственно правопр

Условия и юридич гарантии законного и обоснованного применения права
Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответс

Отличие правоприменительных актов от нормативных
Акт применения нормы права – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальные государственно-властные предписания компетентного органа, которое выносится им в результате разрешен

Механизм правоприменения
Применение права всегда протекает как определенный процесс, который в своем развитии проходит несколько стадий. В научной лит-ре принято выделять процедурные и функциональные стадии применения прав

Пробелы в праве и пути их устранения и преодоления
Пробел в праве – это отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств,находящихся в сфере правового регулирования, отсутствие нормы права для урегулирования как

Аналогия закона и аналогия права
Для временного устранения пробелов в праве предусмотрено два способа: аналогия закона – решение конкретного дела на основе правовой нормы, которая рассчитана на регулирование похожих общественных о

Юридические коллизии и способы их разрешения
Коллизии - нормы с разным противоречивым содержанием регулирующие одни и те же общественные отношения. Это противоречие между существующими пр актами и правопорядком и притязаниями, действиями по и

Понятие и необходимость толкования норм права
Понятие толкования норм права Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписан

Уяснение и разъяснение содержания правовых норм
Вопрос 1 Толкование норм права – это деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме. Термин «толкование» употребляется в трех различных смыслах: 1

Виды толкования по субъектам
Нормы права толкуются всеми субъектами их реализующими. Однако юр-ое значение результатов толкования различаются в зависимости от того кто толкует нормы права. А потому важно классифицировать

Официальное и неофициальное толкование
Вопрос 4 и 8 Виды толкования норм права по объёму и юридической силе результатов толкования. В зависимости от юридической силы результатов толкования выделяют: 1 Официальное

Доктринальное толкование
Компетентное (доктринальное) толкование - когда толкование дают субъекты, обладающие профессиональной юридической подготовкой. Доктринальное толкование производится учеными-юристами,

Нормативное и казуальное, легальное и авторское
(Это все официальное толкование) Нормативное толкование-это официальное разъяснение, которое как и норма права обладает общим действием. К нормативному толкованию относятся:

Право и поведение
Правомерное поведение – это поведение, которое соответствует требованиям права. Относительно права поведение может быть юридически нейтральным (безразличным) и юридически значимым. Юри­дически нейт

Понятие правомерного поведения
Общая характеристика правомерного поведения Итогом реализации правовых норм является правомерное поведение. Правомерное поведение - единственный социально полезный вид правового поведения. П

Виды правомерного поведения
По объективной стороне правомерного поведения (по внешней форме проявления правомерного поведения):1 Действия - активное правомерное поведение. 2 Бездействия - пассивное правом

Социально-правовая активность личности
Социально-правовая активность личности определяется развитым правосознанием, правовой убежденностью, сознательно принятой на себя готовностью использовать предоставленные правом возможности, творче

Конформистское и маргинальное поведение
Конформистское правомерное поведение - такое правомерное поведение, которое основано не на глубоком внутреннем убеждении субъекта, а на том, что так поступают все окружающие. Это пассивное с

Уважение к праву и правовая привычка
Правовая привычка играет существенную роль в процессе становления правомерного поведения, т.к. освобождает личность от многократного обращения к своему сознанию, от построения новой модели своего п

Стимулирование правомерных деяний
Существует немало средств, стимулирующих правомерные деяния. Напр, действующее трудовое зак-во предусматривает меры поощрения за высокопроизводительную и качественную работу, улучшения качества про

Понятие и признаки правонарушения
Правонарушение - это противоправное, виновное, общественно опасное деяние, влекущее за собой государственное принуждение. Признаки:1 Общественная опасность (материальный признак)

Юридический состав правонарушения
Вопрос 12 Юр-ий состав правонарушений – это система элементов правоотношения. В единстве с его объективной и субъективной стороной он включает 4 элемента: Объект, субъект, объективн

Субъект и объект, субъективная и объективная стороны правонарушений
Состав правонарушения - система признаков правонарушения в единстве его объективной и субъективной стороны, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности. Он включает в себя

Виды правонарушений
По характеру и степени общественной опасности:1 Преступления - это наиболее тяжкий вид правонарушения, зафиксированный только в уголовном законодательстве и влекущий самую суровую отв

Преступления и проступки
По характеру и степени общественной опасности:1 Преступления - это наиболее тяжкий вид правонарушения, зафиксированный только в уголовном законодательстве и влекущий самую суровую ответствен

Социальные корни (причины) правонарушений
Правонарушения совершались на всём протяжении человеческого существования. Проблема причин и условий деликтов (правонарушений) представляет собой острейший вопрос современности. Существует специаль

Цели, функции и принципы юридич ответственности
Цели юридической ответственности - конкретное проявление общих целей права. В качестве таковых выступают закрепление, регулирование и охрана общественных отношений. Эти цели и обусловливают

Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридич ответственность
К обстоятельствам, исключающим юридич ответственность относятся: 1 Такие социальные явления, как непреодолтмая сила, необходимая оборона и крайняя необходимость. Непреодолимая сила: это обст

Юридич ответственность и иные меры государственного принуждения
Соотношение юридической ответственности и государственного принуждения Юридическая ответственность осуществляется от имени Г, государственными органами. Другая особенность этого принуждения

Понятие механизма правового регулирования
Механизм правового регулирования - система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Механизм правового регулирования - это взятые в единстве и вз

Стадии и основные элементы механизма правового регулирования
Процесс правового регулирования состоит из следующих основных стадий:1 Юридическая регламентация общественных отношений - обозначаются направления деятельности участников, устанавлива

Методы, способы, типы правового регулирования
Способы и отраслевые методы правового регулирования Разнообразие общественных отношений порождает разнообразие в способах и методах правового регулирования. Принято выделять два метода пр

Злоупотребление правом
15 Эффективность правового регулирования, ее критерии и факторы обеспечения? Эффективность механизма прав регул-я общественных отношений зависит от правильного толкования

Понятие и принципы законности
Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а её уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан. Законность выражает общий

Законы и законность
Появление законности вплетается в процессы происхождения права и Г, ее природа напрямую связана с законотворческой деятельностью, но под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и

Презумпция невиновности
Презумция невиновности – важное демократическое завоевание. Для того, чтобы застраховать граждан от необоснованных обвинений в преступлениях, демократические общества выработали так называемую п

Законность и целесообразность
Целесообразность законности - законность всегда целесообразна, всегда надо следователь предписаниям закона, в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, отступление от них в

Общие и специально-юридические меры и средства, обеспечивающие беспрепятственное осуществление прав и свобод человека и гражданина
Гарантии законности и правопорядка - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности и правопорядка.Гарантии можно разделить на

Правопорядок и общественный порядок
Общ-ый порядок – это более широкое понятие чем правопорядок, правопорядок – это элемент общ-ых отношений. Общ-ые отношеия – это отношения урегулированные соц-ми нормами. П

Соотношение законности, правопорядка и демократии
Законность в теории права определяется в разных дефинициях, но в основном как требование неуклонного соблюдения (в широком смысле) правовых норм всеми гражданами, должностными лицами, гос органами,

Понятие и виды дисциплины
Понятие законности охватывает и такую специфическую сферу, как соблюдение дисциплины, т.е. исполнения правовых требований в организационной сфере общественной жизни – на производстве, в учреждениях

Функции правовой культуры

Функциональный подход представляет собой один из приемов (методов и т.п.) системного исследования, сущность которого состоит, во-первых, в определении места, роли и значения (функции) правовой культуры в целом в гражданском обществе; во-вторых, в выделении элементов ПК и их взаимодействия; в-третьих, в установлении функционирования отдельных типов, видов и подвидов ПК. В данном контексте структурная дифференциация ПК сопровождается дифференциацией ее функций.

Э. Дюркгейм писал: «…слово функция употребляется в двух довольно различных значениях. То оно означает систему жизненных движений, – отвлекаясь от их последствий, – то выражает отношение соответствия, существующее между этими движениями и известными потребностями организма» . То есть функции культуры он связывал с удовлетворением каких-либо потребностей и установлением их «общей гармонии» (там же).

Б. Малиновский, развивая идеи Э. Дюркгейма, функциональный анализ культуры дополняет институциональным, выделяя определенные единицы человеческой организации для удовлетворения соответствующих потребностей и интересов, т.е. выделяются носители (агенты и.т.п.) культуры (см. ).

Р.К. Мертон сформулировал собственную парадигму и выделил три главных постулата: во-первых, функциональное единство общества (согласованность функционирования всех частей); во-вторых, универсальность всех социальных явлений; в-третьих, функциональная необходимость.

Сосредоточившись на теории среднего уровня, он не отождествляет функциональное с полезным (культурным) и необходимым, а приходит к выводу, что одно явление может иметь различные функции, точно так же, как одна и та же функция может выполняться различными явлениями.

Он ввел также различие между явными и латентными функциями культуры. Явные функции – это результат действия, которое вызвано намеренно и признано в качестве такового. К латентной же функции относятся все результаты следствия, появление которых не входило в намерение действующего субъекта (см. ).

По мнению Т. Парсонса, значение культуры для общественных отношений огромно. Он рассматривает ее через «теорию действия» в рамках функционального подхода. На первом плане у него оказывается категория «роль», которая раскрывается через ролевые ожидания, образцы оценок субъектов взаимодействия, ожидания и ответы на эти ожидания, в соответствующих отношениях. Причем образцы оценок являются элементами именно культуры. Особенно в позднейших работах Т. Парсонса культура становится тем механизмом, через который общественная система функционирует и приобретает стабильность (подробнее см. .

В современной философской литературе совершенно справедливо подчеркивается тот момент, что функциональный подход особенно ценен и важен тогда, когда в качестве предметов изучения выступают явления и процессы, внутренний причинный механизм и природа которых не всегда известны и представляют собой «черный ящик» (см. ).

ПК выступает в качестве силы, преобразующей объективную и субъективную реальность: общественные отношения и институты, а также соответствующие им представления и установки, мотивы и интересы, весь образ жизни и мысли людей и их коллективов. Как верно отмечает А.Г. Спиркин, вне культуры (в том числе правовой) невозможна жизнь человека и общества в целом. Каждое новое поколение начинает свою жизнь в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, умения, навыки, человеческие чувства не передаются новому поколению по наследству – они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Если человек создает культуру, то культура создает человека: «культура не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, – пишет он, – а активное творческое их использование человечеством для социального прогресса. Общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры. Культура – это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы проявления своих чувств, и приемы, а также уровень мышления» .

В отечественной юридической литературе, к сожалению, отсутствуют работы, посвященные исследованию понятия и подробной классификации функций ПК. Традиционно выделяются преобразовательно-познавательная, праворегулятивная, коммуникативная, ценностно-нормативная (аксиологическая), правосоциализаторская и прогностическая функции ПК (см., например, ).

Итак, начнем с определения. Под функциями следует понимать относительно обособленные направления позитивного воздействия ПК на сознание и поведение (деятельность) людей, их коллективов и организаций, все сферы общественной и личной жизни, в которых проявляются ее динамичная природа, система юридических ценностей, определяющая степень устойчивости и гарантированности, упорядоченности и управляемости общественных отношений.

По времени действия все функции ПК можно подразделить на постоянные и временные. Определенное значение имеет их классификация на неосновные и основные. Так, Г.В. Драч выделяет всего две главные функции культуры: «трансляции социального опыта» и «социализации личности» .

Наиболее предпочтительной в научном, учебно-методическом и практически-прикладном плане представляется выделение двух больших групп функций ПК: общесоциальных и специально-юридических (подробнее о них см. .

Одним из объективных критериев классификации функций служит та или иная сфера общественной жизни, которая подвергается воздействию со стороны разнообразных правовых ценностей. По этому основанию все функции ПК можно разграничить на экономическую, политическую, социальную, идеологическую, экологическую, демографическую, функцию социального контроля и установления компромиссов (подробнее см. [там же].

Кратко рассмотрим содержание каждой из специально-юридических функций. Правопреобразующая (креативная – от лат. creation – созидание) функция направлена на проведение правовых реформ (судебной и т.п.), совершенствование содержания и форм выражения права, всей его системы, формирование новой юридической политики и идеологии, повышение качества всех типов, видов и подвидов юридической практики, создание достаточно развитой правовой системы общества в целом.



Суть регулятивной функции ПК заключается в том, что, с одной стороны, именно в ее рамках создаются соответствующие юридические идеалы, правовые принципы и нормы, стандарты и эталоны деятельности разнообразных субъектов права, а с другой – указанные идеи и образцы поведения вносят упорядоченность в общественные отношения и служат тем самым удовлетворению личных и общественных потребностей и интересов.

Охранительная (защитная) функция ПК выражается в том, что все созданные правовые ценности направлены на охрану прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций, обеспечивают личную и общественную безопасность, борьбу с правонарушениями и другими социально-правовыми отклонениями, укрепление законности и правопорядка в стране.

Аксиологическая функция ПК проявляется в том, что существующие правовые ценности служат в качестве основных критериев оценки реально существующих юридических явлений, процессов и состояний (например, законодательства, профессионализма юристов, деятельности правоохранительных органов).

Сущность компенсационной функции ПК выражается в том, что правовые ценности, освоенные субъектами права, позволяют им в какой-то степени компенсировать недостатки в экономической и политической, нравственной и других типах культуры, эффективнее разрешать любые социально-правовые ситуации, добиваться оптимальных социальных и юридических результатов при минимальном использовании юридических средств.

Коммуникативная функция позволяет осуществлять передачу юридической информации и социально-правового опыта, обеспечивать грамотное юридическое общение людей и их социальных общностей, возникновение правоотношений и реализацию на достаточно высоком уровне субъективных прав и субъективных юридических обязанностей.

Содержание прогностической функции включает анализ эффективности и качества, закономерностей и тенденций развития самых разнообразных правовых явлений, процессов и состояний, входящих в правовую систему общества. «Истинная функция предвидения в области правовой культуры заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, – пишет В.П. Сальников, – но и в предсказании возможных последствий, объяснений необходимости возникновения новых правовых ценностей» .

Правосоциализаторская функция ПК направлена на формирование у людей зрелых юридических представлений и идей, в которых проявляются уважительное отношение к праву, внутренняя убежденность в полезности и ценности правомерного поведения и правовой активности, нетерпимость к любым нарушениям материальных и процессуальных норм от кого бы они ни исходили, понимание необходимости укрепления законности и правопорядка.

Суть интегративной функции заключается в том, что ПК представляет, как мы уже отмечали, органическое единство, систему личных и общественных, материальных и духовных, субъективных и объективных, внутренних и внешних, нормативных и ненормативных правовых ценностей. Кроме того, она является воплощением накопленного социально-правового опыта, объединяя в единое целое наиболее ценные и полезные стороны прошлых и разнообразных типов современных культур, обеспечивая при этом не только общение, коммуникацию, но и солидарность между людьми, их коллективами и организациями.

Функция трансляции социально-правового опыта выражается в том, что ПК способствует преемственности, рецепции, передачи прогрессивного правового наследия от одного поколения к другому. Чтобы понять природу и уровень современной ПК, необходимо изучить ранее существовавшие ее типы, которые, оставаясь в прошлом, влияют на формирование правовых ценностей в настоящем и в какой-то степени закладывают определенные культурные ориентиры на будущее.

Таким образом, эти и другие функции показывают относительно обособленные направления воздействия ПК на реальную действительность. Взятые в системе, они дают более или менее цельные представления о динамичной природе ПК, ее месте и роли в прогрессивном развитии правовой системы общества, «юридических качествах» отдельных людей и их общностей.

Прежде всего, обратимся к самому значению слова "функция". В толковом словаре даётся такое определение: функция (от лат. function - осуществление, исполнение) - обязанность, круг деятельности; назначение, роль; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

Правовая культура выполняет одновременно несколько функций:

Познавательно-преобразовательная функция связана с созданием гарантий (как правовых, так и нравственных) человеческого достоинства, свободы выбора, морального самоконтроля, порядочности, честности и др. общечеловеческих ценностей. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития индивида. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Праворегулятивная функция направлена на то, чтобы все элементы правовой системы функционировали максимально эффективно, динамично и слаженно. Этой функцией правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения. Реализация этой функции осуществляется через социальные нормы (в том числе конечно и через правовые). Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев, граждан, концентрации их усилий на формировании правового государства. Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в правовой сфере. Регулятивная функция правовой культуры реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение людей в их деятельности определенным правилам, реализацию их потребностей, интересов, социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей в правовых отношениях.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных явлениях и фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, в социальных институтах и т.д. Исходя из этого правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

Анализируемая функция проявляется и тогда, когда изучается оценочное отношение личности к результату, цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам, образцам поведения, предусмотренным нормами права, к поведению и деятельности других лиц. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в "измерении" индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями. Оценивается правовая реальность в самом широком диапазоне - от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это - оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

Встречаясь с каждой новой ценностью правовой культуры, мы даем ей оценку с позиций уже сложившихся у нас ценностных ориентации в этой сфере, одобряя одни компоненты правовой действительности и отвергая другие. Эта устойчивая система оценок в свою очередь зависит от нашего мировоззрения и уровня политико-правовой культуры.

Правосоциализаторская функция правовой культуры может быть Изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем, необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического обучения населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности .

Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в правовой сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное "общение" с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы не знакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем. Такое общение опосредуется юридическими произведениями, и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает в качестве формы межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных существ в сфере права. Освоение этой функции определит наше отношение к правовому культурному наследию, к другим типам современной правовой культуры, позволит овладеть социокодом правовой культуры различных эпох. Правовая культура конкретного общества не может успешно развиваться без приобщения к другим правовым культурам. Опыт даже недавнего исторического прошлого нашей страны показал, какие печальные последствия имеют попытки ограничить культуру, в том числе и правовой ее срез, лишь собственными рамками, сбросив со счета культурное наследие прошлого и прекратив связь с культурной жизнью других современных государств. Правовая культура должна аккумулировать в себе прогрессивные достижения всех типов правовых культур как нынешних, так и прошлых эпох.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает правотворчество и реализацию права, проблемы укрепления законности и правопорядка, обеспечения правомерного поведения граждан, их гражданской активности и т.д., включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

Коммуникативная функция, т.е. правовая культура, обеспечивает общение граждан в юридической сфере; передает сложившуюся в обществе правовую культуру через средства массовой информации новым поколениям, формирует в массах уважительное отношение к политическим учениям прошлого и др.

Коммуникативная функция правовой культуры реализуется не только в сфере "сегодняшнего" правового регулирования. Она выступает необходимым элементом планирования и прогнозирования правовой культуры, правового культурного строительства и развития. В конечном счете, коммуникативная функция правовой культуры обеспечивает идейно-правовые связи граждан, преемственность правового опыта и совершенствование общества, формирование и повышение правовой культуры индивидов.

Интегративная функция правовой культуры заключается в объединении всех слоев, классов и наций общества на основе общегражданских норм, принципов, идей и традиций.

Сегодня противоречия объясняются глубиной и тяжестью деформаций минувших лет, запущенностью дел в различных сферах экономики и социальной жизни, в том числе и правовой сфере. Все это, конечно, влияет и на нашу правовую культуру. Вот почему исходной предпосылкой прогнозирования развития правовой культуры выступает исследование не только наличного состояния правовых ценностей, но и поиск путей, устраняющих противоречия в законодательстве и правовой системе, обеспечивающих всестороннее правовое развитие личности. Правовая культура не только впитывает в себя достижения цивилизации, но и способствует развитию и упорядочению самой цивилизации. Правовая культура - динамическое явление. Исключительно важное место занимают в ней нравственные ценности. Правовая культура, как личности, так и общества немыслима вне и помимо нравственности. Возрождение нравственности, общечеловеческих ценностей в нашем обществе представляет, собой непременный элемент высокой общей культуры, а потому и правовой культуры страны . Для нас правовая культура ценна не только тем, что она служит идеалам нашего государства, но и тем, что в ней заключены, прежде всего, общечеловеческие идеалы гуманизма и справедливости. Если правовая культура порывает с этими идеалами, то она перестает служить и праву, и цивилизации.

Функции правовой культуры - относительно обособленные прогрессивные направления воздействия ПК на сознание и поведение людей, их коллективов и организаций, все сферы общественной и личной жизни, в которых проявляется ее сущность, социальная и специально-юридическая роль и назначение в механизме правового регулирования общественных отношений. Балаклеец И. И. Значение правовой культуры должностных лиц в условиях инновационного развития государства // Законность и правопорядок. Правовой научно-практический журнал Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. 2011. С. 62-67. №1(17).

Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций - познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

1) Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

2) Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.

Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев граждан, концентрации их усилий на формирование правового государства.

Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в юридической сфере.

Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимосвязь прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения Балаклеец И. И. Значение правовой культуры должностных лиц в условиях инновационного развития государства // Законность и правопорядок. Правовой научно-практический журнал Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. 2011. С. 62-67. №1(17)..

3) Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы и другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и о самом праве как ценности Васильев А. А. Самобытность правовой культуры России в воззрениях славянофилов // Правовая культура. 2010. №2(9). С. 32-42..

Указанная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в «измерении» индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями. Оценке подвергается правовая реальность в самом широком диапазоне - от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

4) Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического обучения всего населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

5) Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично незнакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем.

Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает как форма межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права.

Таким образом, Функционирование правовой культуры возможно только через деятельность ее носителей, то есть конкретных людей, коллективов и организаций. Функции представляют собой относительно обособленные направления воздействия (правопреобразующего, регулятивного, охранительного, компенсационного и т. д.). Функции правовой культуры обладают определенной устойчивостью и стабильностью, что, однако, не означает отсутствия динамики в их развитии, не отрицает возможности изменения содержания конкретных функций, исчезновения и появления новых направлений воздействия правовой культуры на общественные отношения.