Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия. Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия Официальные разъяснения по 44 фз кто дает

Принесла крупные изменения. В новом законе, добавился аукционный перечень, регламентирующий закупку товаров через электронный аукцион. ФЗ-44 ввел в действие Единую информационную систему. Часть изменений коснулись планирования закупок. Изменился подход к их формированию, срокам, а также добавилась возможность общественного обсуждения.

ФЗ-44 «О госзакупках» - это документ, который регулирует систему оформления и размещения государственных заказов, для торгов, с применением доступной как для покупателя, так и для поставщика, системы произведения покупок. Документ призван наладить систему приобретения товаров, муниципального и государственного значения.

Согласно Федеральному закону 44, заказчики должны формировать ежегодные графики по закупкам, при этом, размещая их в единой информационной базе, для максимальной прозрачности процесса. К реализуемым товарам на сумму более 1 миллиарда рублей, накладывается условие об обязательном общественном обсуждении. В целом, введен общественный контроль.

В исполнительной части заказов, новый закон привнес разнообразие их размещения. Заказы допускается размещать электронные, на конкурсной основе, в ходе закрытых аукционов и т. д. Контракты на заказы теперь курируются банковскими организациями. Изменен порядок их изменения и расторжения.

Согласно ФЗ-44, на иностранные закупки накладываются ограничения.

Скачать ФЗ-44

Федеральный закон 44 «О госзакупках» в последней редакции с комментариями, можно по . Также, в документе указаны примечания, связанные с изменениями закона.

Размещение заказов

Изменения в законе о размещении заказов в основном коснулись планов-графиков. Формирование планов-графиков должно производиться заранее. Они размещаются заказчиками на официальном сайте, базируясь на утвержденном Минэкономразвития и Казначействе РФ, порядке.

Внесение изменений в план-график, по закону, осуществляется только при изменении более чем на 10% от стоимости товаров, планируемых к приобретению. Для внесения изменений, необходимо указать основания.

Закупки для муниципальных нужд по 44-ФЗ

Согласно 44-ФЗ, закупки для муниципальных нужд - это процесс, совокупность действий, согласованных с Федеральным законом, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Участником сделки может стать любое юридическое лицо, заказчиком является любой государственный орган. Основным изменением, коснувшимся закупок, стало обязательное общественное обсуждение, при сумме закупки от 1 миллиарда рублей.

Новым законом предусмотрено лишь несколько случаев, когда закупки могут происходить без общественного обсуждения:

  • при закрытом определении поставщиков;
  • в рамках оборонного госзаказа;
  • при закупках посредством электронного аукциона;
  • для закупок, которые реализуются как гуманитарная помощь.

Участники электронных аукционов, проводимых в соответствии с законом № 44-ФЗ, зачастую сталкиваются с непонятными моментами в документации заказчика. Это характерно для тех поставщиков и подрядчиков, которые только начинают осваивать работу с госзаказом. Кроме того, порой в документы вкрадываются ошибки и неточности. В таких случаях можно обратиться к заказчику за соответствующим разъяснением. Законодательство предусматривает определенный порядок и срок для такого обращения (статья 65 закона № 44-ФЗ), а также ответственность заказчика за отказ или нарушение сроков его публикации.

Рассмотрим наиболее частые вопросы участников закупок по поводу разъяснений аукционной документации.

Кто и когда может попросить разъяснений?

За разъяснениями сложных моментов аукционной документации может обратиться любое лицо, аккредитованное на электронной площадке, на которой проводится закупка. Сделать это можно не позднее чем за 3 дня до завершения срока подачи заявок на участие. При этом сам факт подачи или неподачи заявки со стороны обратившегося за разъяснением поставщик не имеет никакого значения. Другими словами, заказчик должен разъяснить документацию аукциона по обращению участников как подавших, так и не подавших заявки на участие.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Как обратиться к заказчику?

Обращение происходит через интерфейс электронной торговой площадки. Участник просто направляет заказчику сообщение с просьбой уточнить определенные моменты аукционной документации. В течение часа вопрос направляется системой ЭТП непосредственно заказчику.

Отметим, что в рамках одного аукциона участник может обратиться за разъяснением документации не более трех раз.

Когда и в какой форме заказчик должен ответить?

На разъяснение документации у заказчика есть 2 дня. Обратите внимание, что если последний день срока, выделенного заказчику на ответ, приходится на выходной, то он продлевается на следующий рабочий день.

Ответ поставщик получает также через интерфейс электронной площадки. Что касается его формы, то она четко не регламентирована. Главное условие – разъяснения заказчика не должны изменять сути аукционной документации.

Могут ли остальные участники ознакомиться с ответом?

Общение сторон через ЭТП носит приватный характер, то есть остальные участники закупки поначалу не видят ни вопроса поставщика, ни ответа заказчика. Однако когда разъяснения представлены, они публикуется на ЭТП и в ЕИС. Это делается для того, чтобы другие участники не направляли заказчику аналогичные запросы повторно. При этом данные о поставщике, обратившемся за разъяснением, не оглашаются.

Что грозит заказчику за непредставление разъяснений?

Во-первых, участник может пожаловаться в ФАС на то, что заказчик не представил ему разъяснение или же сделал это с нарушением сроков. Если антимонопольная служба признает правоту участника, то процедура или результаты аукциона могут быть отменены.

Во-вторых, часть 1.3 статьи 7.30 КоАП РФ предусматривает за указанные правонарушения штраф в размере 30 тыс. рублей для организации и 15 тыс. рублей для физического лица.

Какие вопросы чаще всего задают участники?

Чаще всего участники уточняют характеристики объекта закупки. Например, физические параметры, количество и прочее. Так бывает, когда заказчик в документации указывает эти характеристики расплывчато. Нередки запросы по поводу излишне объемной или имеющей сложный формат документации. Кроме того, обращения поставщиков и подрядчиков зачастую указывают на неточности или нарушения в документах заказчика. Чаще всего это указания неправильных характеристик закупаемого товара, его несоответствие стандартам, а также нарушение правил проведения закупки, например, несоответствие объекта процедуре аукциона.

ФЗ № 44 регламентирует отношения, ориентированные на обеспечение муниципальных и госнужд для повышения эффективности осуществления закупок, соблюдения прозрачности и гласности, предупреждения коррупции и прочих злоупотреблений. Нормативным актом регулируется деятельность, касающаяся планирования сделок, определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей, заключения договоров и реализации их условий. при организации аукционов и конкурсов регламентирует статья 44 ФЗ-44. С комментариями к норме можно ознакомиться ниже.

Разъяснения о дополнениях и корректировках нормы

В действующей (актуальной на 2016 год) редакции закона статья 44 содержит изменения, внесенные в нее в 2013-2014 гг. В 2015-2016 гг. дополнения в рассматриваемую норму не включались, и она не подвергалась корректировкам. Статья 44 44-ФЗ с изменениями от 2013-2014 гг. является актуальной и присутствует в откорректированном виде в последней редакции от 03.07.2016 г. Между тем в других положениях нормативного акта присутствуют дополнения, введенные в 2015-2016 гг.

Особенности обеспечения

В процессе проведения аукционов/конкурсов статья 44 ФЗ-44 предписывает заказчику устанавливать требование для обеспечения заявок. В документации должны указываться его размер и условия гарантии банка (если такой способ применяется в соответствии с рассматриваемым нормативным актом). Обеспечение заявки в закрытом аукционе либо в конкурсе может предоставляться посредством внесения участником денег или банковской гарантией. Способ выбирает сам субъект. Обеспечение заявок участников электронных аукционов предоставляется исключительно внесением денежных средств. не должна противоречить требованиям ст. 45 ФЗ № 44. Срок ее действия устанавливается не меньше 2 мес. с даты завершения периода для подачи заявок. Требования об обеспечении участия в определении исполнителя, подрядчика, поставщика в равной степени распространяются на всех участников закупки.

Важный момент

Если участник в составе заявки представил подтверждение внесения средств в и до дня рассмотрения и проверки заявок они не поступили на счет, указанный заказчиком, на котором учитываются операции с финансами, он считается не представившим гарантии. Данное правило не распространяется при организации электронного аукциона.

Возврат обеспечения

Статья 44 44-ФЗ устанавливает случаи, при которых средства, предоставленные участником в передаются ему обратно, или с них снимается блокировка (при проведении аукционов на электронных площадках). В норме определены также сроки возврата обеспечения. В соответствии со ст. 44 ФЗ-44 "О в сфере закупок" обратная передача средств или снятие блокировки осуществляются:

  1. При подписании протокола рассмотрения и проверки заявок, вторых их частей на участие в закрытом/электронном аукционе. Возврат либо прекращение блокировки выполняется в отношении средств всех участников, кроме победителя процедуры определения исполнителя/поставщика/подрядчика. Ему обратное перечисление осуществляется после подписания контракта. Этот пункт был введен в действие в редакции от 01.01.2014 г.
  2. Отмене определения исполнителя, поставщика или подрядчика.
  3. Отклонении заявки участника.
  4. Отстранении субъекта от определения поставщика, исполнителя или подрядчика либо отказе от подписания контракта с победителем согласно положениям ч. 9 и 10 ст. 44 44-ФЗ "О контрактной системе".
  5. Отзыве заявки до окончания срока, определенного для ее подачи, или получении ее после его завершения.

Дополнительно ФЗ № 140 от 4.06.2014 был введен пункт, указывающий еще одно основание для возврата средств. Оно осуществляется при получении заказчиком решения от контрольного органа об отказе согласовать заключение контракта с единственным исполнителем, подрядчиком или поставщиком. Статья 44 ФЗ-44 определяет, что средства должны быть перечислены не позднее пяти дней. Снятие блокировки осуществляется в течение 1 рабочего дня. В случае отстранения участника от определения поставщика, исполнителя или подрядчика, а также отказа от подписания контракта с победителем возврат гарантии банка не производится, взыскание с нее не удерживается.

Специфика перечисления

Статья устанавливает, что средства, которые вносятся в форме обеспечения заявки, при организации и проведении электронного аукциона направляются на счет оператора площадки в банке. Прибыль, полученная последним от размещения финансов, подлежит выплате. Доходы от средств, принятых в качестве обеспечения при проведении электронных торгов, перечисляются с момента блокировки до ее снятия на основании договора, подписанного оператором с каждым участником при прохождении аккредитации.

Требования к банкам

Рассматриваемый нормативный акт устанавливает, что для учета выполнения операций, связанных с обеспечением участия в электронном аукционе, на счете оператора площадки открываются л/с участников. Статья 44 44-ФЗ с изменениями, введенными нормативным актом № 396, предъявляет требования к финансовой устойчивости банковских организаций. Они устанавливаются в том числе относительно величины капитала, доходности, активов, ликвидности, а также структуры собственности. Требования распространяются на банки, в которых оператор площадки открывает счета для учета средств, предоставленных участниками в качестве обеспечения. Список таких финансовых структур, правила заключения и условия договоров обслуживания устанавливаются правительством. Банк и оператор, открывший в нем счета для учета денег в качестве обеспечения, солидарно отвечают за соблюдение сроков возврата денег, указанных выше.

Особенности блокирования

Рассматривая ст. с изменениями, необходимо отметить, что замораживание средств, которые внесены участником электронного аукциона для обеспечения заявки, прекращается оператором в тех же случаях, что и возврат финансов при закрытом мероприятии. При этом должны соблюдаться единые требования к функционированию электронных площадок. Они определены в соответствии с ч. 4 59-й статьи федеральным исполнительным институтом власти.

Исключения

В ст. 44 ФЗ-44 с изменениями 2013-2014 гг. определены случаи, при которых возврат средств, внесенных участником в качестве обеспечения, не производится. К ним относят:

  1. Отказ либо уклонение субъекта от заключения контракта.
  2. Непредставление обеспечения либо предоставление его с нарушениями условий, которые устанавливает статья 44 Федерального закона 44-ФЗ, до подписания договора.
  3. Отзыв либо изменение участником заявки в определении исполнителя, поставщика, подрядчика после завершения периода, отведенного на ее подачу.

В случае организации и проведения электронного аукциона средства, внесенные в форме обеспечения, перечисляются на счет, указанный заказчиком, на котором осуществляется учет операций с деньгами, поступающими к нему, либо выполняется выплата сумм по банковской гарантии при возникновении приведенных выше обстоятельств.

Величина взноса

Статья 44 44-ФЗ определяет, что размер обеспечения должен составлять от 0,5 до 5 % от начальной (максимальной) стоимости контракта. Если она не больше 3 млн р., то величина взноса - 1 % от цены. Если закупка производится по положениям статей 28-30 рассматриваемого нормативного акта, а участником выступает предприятие либо учреждение УИС (уголовно-исполнительной системы), субъект малого бизнеса, организация инвалидов или социально ориентированное некоммерческое общество, размер обеспечения не должен быть больше 2 % максимальной (начальной) стоимости контракта.

44-ФЗ, статья 44: комментарии к ч. 15

Предприятиям и учреждениям УИС, выступающим в качестве участников, предоставляются преимущества. Они определяются 28-й статьей рассматриваемого закона. В п. 2, в частности, установлено следующее. При определении исполнителей, подрядчиков, поставщиков заказчик должен предоставлять предприятиям/учреждениям УИС преимущества по отношению к предлагаемой ими стоимости контракта величиной до 15 %. Это осуществляется по правилам, установленным правительством в соответствии с утвержденными перечнями работ, товаров и услуг. Исключение составляют случаи, когда сделки заключаются с единственным подрядчиком, поставщиком, исполнителем. Сведения об этом должны указываться заказчиком в уведомлениях о выполнении закупок и документации в отношении услуг, работ и продукции, включенных в соответствующие перечни. Если победителем будет признано предприятие/учреждение УИС, по его требованию контракт может заключаться по предложенной им стоимости с учетом преимуществ. Однако при этом цена не должна быть выше максимальной (начальной), приведенной в извещении.

Заявка

Ее поступление на участие в аукционе расценивается как поручение субъекта оператору площадки блокировать операции по его л/с. В течение часа после получения заявки должно быть совершено замораживание счета, открытого для осуществления операций по ее обеспечению. Исключение составляет случай, предусмотренный п. 5 ч. 11 66-й статьи.

Возврат заявки

Он осуществляется в случае отсутствия на счете участника, открытого для проведения операций, касающихся обеспечения, необходимой суммы, в отношении которой блокирование не было произведено. Возврат заявки осуществляется оператором площадки. Он должен осуществить это в течение часа с момента получения. В течение 1 дня с даты возврата участнику заявки в случаях, установленных п. 1-4 ч. 11 66-й статьи, оператор обязан прекратить блокирование операций, произведенное в соответствии с ч. 18 ст. 44, в отношении средств, предоставленных в качестве обеспечения. При отзыве заявки на участие в электронном аукционе по правилам, установленным ч. 14 ст. 66 и ч. 9 ст. 69, обслуживающий субъект размораживает л/с. Данная процедура осуществляется также в течение 1 дня (рабочего), идущего за днем поступления уведомления.

Размораживание средств

В течение 1 рабочего дня, который следует за датой поступления оператору площадки протокола, указанного в ч. 6 67-й статьи, блокирование счета, открытого для осуществления операций, связанных с обеспечением заявки участника, не допущенного к аукциону, снимается. Аналогичное правило действует в отношении л/с субъекта, не принявшего участия в мероприятии по не зависящим от него причинам. Размораживание осуществляется в течение дня, следующего за датой размещения протокола проведения аукциона на электронной площадке. Такой же срок установлен для снятия блокировки счета, открытого для осуществления операций, связанных с обеспечением участника, подавшего заявку, которая была признана несоответствующей требованиям, установленным в организационной документации. Исключение составляет случай, который определяет статья 44 Федерального закона 44-ФЗ в части 27.

Закон о контрактной системе позволяет участнику закупок, которые осуществляются путем проведения электронного аукциона и открытого конкурса, обратиться к организатору за официальными пояснениями положений документов о закупке. Для этого он создает так называемый Ответ на него будет дан, только если участник соблюдает определенные законом условия. Например, запрос в отношении аукционной документации должен удовлетворять следующим требованиям:

  • поступил через ЭТП от аккредитованного на площадке участника
  • поступил от (требование вступило в силу с 01.07.2018);
  • поступил не позднее чем за три дня до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе;
  • общее количество обращений одного участника в рамках этого тендера не превысило трех.

Ответ на обращение в отношении положений конкурсных документов заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа, если указанное обращение поступило к нему не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

И при проведении электронного аукциона, и при проведении открытого конкурса заказчик обязан разместить в Единой информационной системе (ЕИС) разъяснения положений документации о закупке, не меняющие ее суть, с указанием предмета обращения, но без указания наименования и реквизитов участника, который задал вопрос.

Нарушение порядка предоставления ответов на правильно поданные обращения грозит административной ответственностью.

Сроки ответа на запрос о разъяснении

Дата начала предоставления ответа — это день, следующий после дня поступления запроса (ч. 4 ст. 65 ФЗ №44-ФЗ). Срок ответа на разъяснения аукционной документации — в течение двух дней с момента получения запроса. В указанный период времени заказчик также размещает ответ в Единой информационной системе.

Чтобы определить последний день, когда можно дать пояснения, необходимо отнять от даты окончания подачи заявок на участие в аукционе три дня. Соответственно, четвертый день будет временем окончания срока дачи разъяснений положений документов об аукционе.

В случае подачи участником обращения в рамках конкурса, срок ответа на разъяснения по 44 ФЗ для заказчика составляет два рабочих дня, в течение которых он обязан разместить ответ в ЕИС.

За несоблюдение сроков предусмотрена административная ответственность.

Изменение документов по результатам запроса о разъяснении

Изменение документации открытого конкурса предусмотрено Законом о контрактной системе только по собственной инициативе заказчика. А внесение изменений в документы об электронном аукционе может быть инициировано поступившим запросом участника закупки, и это прямо предусмотрено в 44-ФЗ. При этом можно не менять документацию, лишь пояснить спорные моменты в ней. Таким образом, принятие решения о корректировке является правом, а не обязанностью.

Такое решение требуется принять не позднее, чем за два дня до даты окончания периода подачи заявок на участие в тендере. При этом не допускаются изменение объекта закупки или увеличение размера обеспечения заявок. В течение одного дня с даты принятия указанного решения внесенные изменения размещаются в ЕИС. Период подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания подачи заявок на участие оставалось:

  • не менее семи дней, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей;
  • не менее пятнадцати дней в остальных случаях.

Образец ответа на разъяснение аукционной документации

В приведенном примере в результате обращения участника закупки в документы внесли необходимые изменения.

  • повышение эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг. Эффективное и экономное расходование бюджетных средств - не только одна из главных целей Закона №44-ФЗ, но и один из основных принципов Бюджетного кодекса РФ. Согласно ст. 34 БК РФ заказчики «должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности)».
  • обеспечение гласности и прозрачности госзакупок, обеспечение доступа к информации. Достижение этой цели реализовано в создании Единой Информационной Системы, в которой можно отследить все этапы проведения закупок, жалобы и решения контролирующих органов по этим жалобам. Вся информация, собранная в одном месте, существенно упрощает работу, как пользователям системы, так и контролирующим органам.
  • предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. При проведении электронного аукциона участники выступают под номерами, а не под собственными названиями, заказчик постфактум узнает, кто выиграл аукцион. В запросе котировок конверты можно подавать обезличенными, только на процедуре вскрытия конвертов заказчик узнает, кто подал заявки. Такие меры помогают минимизировать возможность нечестной конкуренции.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Шесть принципов контрактной системы

Принцип № 1 - открытость и прозрачность. Принцип выражается в том, что вся информация о госзакупках, за исключением той, которая касается гостайны, размещена в открытом доступе в ЕИС. Любой желающий может получить информацию о том, кто, что, на каких условиях закупает и каким образом определен или будет определен поставщик.

Принцип № 2 - обеспечение конкуренции. Конкуренция должна быть основана на принципе «добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок» (ст. 8 Закона № 44-ФЗ). Любое юридическое или физическое лицо может стать участником госзакупок, если соответствует обязательным требованиям, которые предъявляет к поставщикам 44-ФЗ. Необоснованное ограничение конкуренции противоречит Закону №44-ФЗ и влечет за собой административную ответственность для заказчика и его должностных лиц.

Принцип № 3 - профессионализм. Имеется в виду, прежде всего профессионализм заказчика. Заказчики «принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок» (ч. 2 ст. 9 Закона №44-ФЗ). Проведение закупок по 44-ФЗ - это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Оперативно, грамотно и без нарушений спланировать закупку, подготовить документацию, провести конкурентную процедуру и подписать контракт может только профессионально подкованный специалист - контрактный управляющий.

Принцип № 4 - поощрение использования инновационных технологий и процессов. Принцип выражается в том, что заказчик при закупках должен делать выбор в пользу высокотехнологичных товаров, работ и услуг, если это возможно.

Принцип № 5 - единство контрактной системы. Закон №44-ФЗ регулирует все госзакупки вне зависимости от сферы и предмета закупки. Соблюдение требований 44-ФЗ обязательно для всех заказчиков и для всех участников закупок.

Принцип № 6 - ответственность за результат. Заказчики несут ответственность за подготовку документации, за обеспечение конкуренции в закупках, за законный выбор поставщика, за исполнение своих обязательств по контракту. Участники несут ответственность за достоверность предоставленной информации, за своевременное обеспечение и подтверждение своей добросовестности в случае необходимости, за исполнение контракта. И если кто-то из них не справляется со своими обязанностями, то вынужден будет понести ответственность за нарушение.

Отличия 44-ФЗ от прежнего регулятора 94-ФЗ

Среди основных отличий 44-ФЗ можно отметить:

  • ЕИС . Единая информационная система призвана обеспечивать максимальную прозрачность и открытость закупок. Ранее системы контроля не позволяли быстро, объективно и всесторонне оценить законность проведения той или иной закупки.
  • Реестр банковских гарантий. В соответствии со ст.45 Закона №44-ФЗ банковские гарантии, которые предоставляют участники закупок «должны быть включены в реестр банковских гарантий», иначе заказчик не сможет принять такое обеспечение. Частые случаи мошенничества с банковскими гарантиями обязали законодателя предусмотреть для заказчика своего рода «страховку» от нечестных на руку предпринимателей и банков.
  • Антидемпинговые меры по ст.37 Закона № 44-ФЗ. Когда участник существенно занижает цену - он должен подтвердить свою добросовестность ли внести обеспечение «в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта». Это позволит заказчику убедиться в том, что такой участник намерен заключить контракт, а не сорвать закупку.
  • Новые конкурентные способы определения поставщика и критерии оценки заявок.
    Закон №44-ФЗ предусматривает пять основных способов определения поставщика.
  • Расширенные требования к участникам закупки. Например, 94-ФЗ обязывал заказчиков допускать к закупке только тех участников, которые не числятся в РНП. Согласно 44-ФЗ, заказчик может установить требование отсутствия в РНП не только юридического лица, но и физических лиц - представителей руководящего звена организации.

Способы определения поставщика

Закон №44-ФЗ предусматривает пять способов определения поставщика в соответствии со ст.24:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • закупка у единственного поставщика.

Первые четыре способа закупки - конкурентные процедуры . Закупку у единственного поставщика можно провести в ряде случаев - когда конкурентная процедура не состоялась (не всегда), когда речь идет о малых закупках до 100 тысяч и в иных случаях, предусмотренных ст.93 Закона №44-ФЗ.

Конкурс - это способ определения поставщика, при котором победителем признается участник, предложивший наилучшие условия для заказчика, то есть цена - не единственный критерий оценки заявок(ч. 3 ст. 24 Закона №44-ФЗ).

Конкурсы бывают:

  • открытые (ст.48 44-ФЗ);
  • с ограниченным участием (ст.56 44-ФЗ);
  • двухэтапные (ст.57 44-ФЗ);
  • закрытые (ст. 84,85 44-ФЗ);
  • закрытые с ограниченным участием (ст. 84,85 44-ФЗ);
  • закрытые двухэтапные (ст. 84,85 44-ФЗ).

Аукцион - это способ определения поставщика, при котором основным критерием оценки является цена. Тот участник, который предложил самую низкую цену и будет признан победителем аукциона (ч. 4 ст.24 Закона №44-ФЗ). Аукцион надо проводить, если заказчик закупает товары, работы и услуги, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.

Аукционы бывают:

  • электронные (ст. 59 Закона №44-ФЗ);
  • закрытые (ст. 86 Закона №44-ФЗ).

Запрос котировок - форма закупки, при которой победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона №44-ФЗ).

Запрос предложений - закупка, при которой победителем признается тот, чье предложение наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге (ч.1 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Электронные площадки закупок по 44-ФЗ

Закупки по 44-ФЗ проводятся на 6 специализированных электронных площадках.

  • ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов»;
  • ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (Общероссийская система электронной торговли);
  • АО «Электронные торговые системы» (Национальная электронная площадка);
  • ОАО «Российский аукционный дом»;
  • ООО «РТС-Тендер»;
  • АО «Единая электронная торговая площадка».

Торги по 44-ФЗ можно проводить только на этих площадках.

Планирование и алгоритм проведения закупок по 44-ФЗ

Планирование закупок . Все закупки, которые проводит заказчик, должны быть включены в план-график и план закупок. Закупать что-то, не входящее в план-график и план закупок нельзя. Постановление Правительства РФ №73 от 25.01.2017г. ввело новые формы планов-графиков и планов закупок.

Чтобы провести закупку по 44-ФЗ заказчику нужно:

  1. Пройти регистрацию (перерегистрацию) в ЕИС и на ЭТП, получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) в Казначействе. Тем, кто зарегистрировался в ЕИС (ООС) до 15.07.2016 г. надо снова пройти регистрацию. Крайний срок - 01.04.2017 г , если этого не сделать, доступ в личный кабинет будет закрыт. Требование обозначено в Приказе Федерального казначейства от 30.12.2015 г. № 27н.
  2. Назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. В соответствии с требованиями ст.38 Закона №44-ФЗ создавать контрактную службу надо тем заказчикам, у которых годовой объем закупок выше 100 млн. рублей. Остальным можно назначить контрактного управляющего. С января 2017 года контрактный управляющий и сотрудники контрактной службы должны иметь высшее или дополнительное образование в сфере закупок.
  3. Разместить в ЕИС планы и планы - графики закупок.
  4. Подготовить и разместить закупочную документацию (правильно выбрать метод определения НМЦК). Делать это надо с учетом национального режима и всех действующих запретов на поставку импортной продукции.
  5. Провести закупку. В зависимости от способа определения поставщика заказчик должен публиковать промежуточные и итоговые протоколы. В аукционе - протокол рассмотрения первый частей заявок, протокол подведения итогов аукциона, в запросе котировок - протокол рассмотрения и оценки заявок на участие. Нужно строго соблюдать сроки размещения документов. За нарушения сроков предусмотрена административная ответственность.
  6. Подписать контракт. В библиотеке ЕИС уже есть несколько типовых контрактов на определенные виды объектов закупки. Разработкой контракта занимается контрактная служба заказчика или контрактный управляющий.
  7. Принять товар/работу/услугу.
  8. Оплатить контракт и разместить отчетность.

Если победитель уклонился от заключения контракта - заказчик обязан подать сведения в ФАС. ФАС в свою очередь принимает решение о включении такого поставщика в реестр недобросовестных поставщиков .

Отчетность заказчика по 44-ФЗ

Заказчик обязан публиковать в ЕИС отчет:

  • По объему закупок у СМП и СОНКО. Порядок и форма отчета регламентирована Постановлением Правительства РФ № 238 от 17.03.2015.
  • По исполненным контрактам. Форма и порядок подачи отчета описан в Постановлении Правительства №1093 от 28.11.2013г. К отчету надо прикладывать результаты экспертизы и документ о приемке результатов в соответствии с ч. 10 ст. 94 Закона №44-ФЗ. Предусмотрена отдельная отчетность по реестру контрактов (ст. 103 Закона №44-ФЗ) и отдельная по этапам исполнения контрактов (ч. 9 ст. 94 Закона №44-ФЗ).
  • По закупкам у единственного поставщика, подрядчика исполнителя. Заказчик должен обосновать необходимость закупки именно таким способом в соответствии с ч.3 ст.93 Закона №44-ФЗ.

Своевременное размещение отчета - персональная ответственность контрактного управляющего. За нарушение сроков предусмотрена административная ответственность по ст. 7.30 КоАП РФ.

Кто может участвовать в закупках по 44-ФЗ

Согласно требованиям Закона №44-ФЗ, участниками закупок могут быть любые юридические и физические лица вне зависимости от их местонахождения и организационно-правовой формы, если они соответствуют требованиям ст.31 44-ФЗ.

В закупках не могут участвовать лица, которые:

  • имеют судимости по статьям 289, 290, 291, 291.1 УК РФ. Если у кого-то из руководящего состава участника есть непогашенная или неснятая судимость по этим статьям - участвовать в госзакупках нельзя. Также не допускается применение к участнику закупок «наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» в соответствии с ч. 1 от 28.12.2016 г.;
  • привлекались к ответственности по ст.19.28 КоАП РФ за 2 года до участия в закупке (ч. 2 Закона №489-ФЗ от 28.12.2016);
  • находятся в состоянии ликвидации, банкротства или приостановления деятельности;
  • имеют задолженности перед бюджетом по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов;
  • находятся под юрисдикцией Турции или под руководством граждан Турции, если речь идет о закупке работ и услуг;
  • являются оффшорными компаниями;
  • имеют конфликт интересов с заказчиком, его руководителями, контрактным управляющим, членами комиссии. Под конфликтом интересов понимается наличие прямых родственных связей.

Что делает поставщик, чтобы участвовать в госзакупках

Для того чтобы стать участником госзакупок надо:

  1. Получить ЭЦП в специальном удостоверяющем центре;
  2. Зарегистрироваться на торговой площадке. Направить оператору площадки учредительные документы организации;
  3. Установить и настроить ЭЦП;
  4. Пройти аккредитацию на торговых площадках по 44-ФЗ;
  5. Найти интересующую закупку самостоятельно или при помощи специальных организаций, ознакомиться с ее требованиями, подготовить и своевременно подать заявку на участие;
  6. Определиться с формой обеспечения заявки (контракта) . Если позволяет форма закупки - использовать банковскую гарантию - это удобнее и дешевле. Подтвердить добросовестность в случае необходимости в порядке, предусмотренном способом закупки.
  7. В случае победы - своевременно подписать контракт (представить протокол разногласий).

Участвовать можно только после подробного ознакомления с условиями закупки. Если какой-то пункт в закупочной документации вызывает вопросы - можно обратиться за разъяснениями к заказчику.

Контроль в сфере закупок

Ведомственный контроль . Правила проведения ведомственного контроля в госзакупках регламентированы Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 № 89. В соответствии со ст. 100 Закона №44-ФЗ ведомственный контроль осуществляют:

  • государственные органы;
  • государственная корпорация по атомной энергии "Росатом";
  • государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос";
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • муниципальные органы.

ФАС контролирует сами процедуры проведения закупок. Полномочия по контролю за госзакупками распределяются между Казначейством и Минэкономразвития в соответствии с Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 г. № 996. В настоящий момент казначейский контроль по ч. 5 ст. 99 Закона №44-ФЗ приостановлен в соответствии с Постановлением Правительства РФ №315 от 20.03.2017 г.:

  • для федеральных заказчиков до 01.01.2018 г.;
  • для муниципальных и субъектов РФ до 01.01.2019 г.

С 01 июля 2017 года Минэкономразвития передаст Минфину все полномочия по контролю ЕИС и регулированию всей контрактной системы.

Внутренний контроль . Выражается в том, что заказчик должен контролировать исполнение контракта поставщиком (ст. 101 Закона 44-ФЗ). Контроль привлечения субподрядчиков и соисполнителей также лежит на заказчике. Методы контроля заказчик определяет сам, законодательно они не прописаны.

Общественный контроль . Реализован в возможности граждан, общественных объединении и объединений юридических лиц публично обсуждать госзакупки и запрашивать все интересующие документы у заказчиков. Заказчики обязаны работать с такими обращениями в общем порядке. В рамках общественного контроля может быть проведен:

  • независимый мониторинг;
  • оценка эффективности госзакупок.

В рамках общественного контроля стороннее лицо, не являясь участником закупок, может подать жалобу в контролирующий орган.