Использование произведений и фонограмм в российском сегменте сети интернет. Свободное использование произведения

Терлецкий Василий Витальевич ,

Генеральный директор, кандидат юридических наук

Сегодня использование авторских произведений и фонограмм в российском сегменте сети Интернет происходит даже в большем объеме, чем на Западе. Но поскольку сама информация об Интернете начала широко распространяться в России относительно недавно (реклама Yandex на ОРТ признана событием 2000 года), то большинство авторов, исполнителей и других правообладателей еще плохо знают о своих собственных правах и не догадываются о масштабах и способах использования их интеллектуального труда в Интернете.

Исходя из опыта общения с правообладателями можно утверждать, что сегодня большинство авторов не считает, что использование их произведений в Интернете причиняет им существенные убытки. Многие полагают, что раз их произведения используются, значит, это кому-то интересно, следовательно, это косвенная популяризация их труда, своеобразная реклама.

Но когда речь заходит о "деньгах" и автор сталкивается с использованием его произведений за плату, пусть и мизерную, или автор понимает, что владельцы сайтов получают доходы от рекламы, размещенной на страницах с его произведениями, у автора наступает шок.

В настоящее время использование произведений в российском Интернете происходит в основном на некоммерческих началах. Например, "библиотека Машкова" не использует размещение рекламных баннеров на страницах с произведениями, в связи с чем правообладатели не предъявляли пока особых претензий. Но перед многими контент-провайдерами, переводящими свою деятельность на коммерческую основу, стоят проблемы легализации своей деятельности.

Что касается отношения к авторским правам со стороны большинства пользователей Интернета в России, то оно постоянно эволюционирует и совершенствуется. Несколько лет назад, следуя давно прошедшей зарубежной моде, многие видные представители российской Интернет-общественности подхватили идеи "копилефта" - безвозмездного использования произведений с обязательным соблюдением личных неимущественных прав их создателей, то есть с указанием имени правообладателя и без изменений в содержании (по возможности). Многим эта идея показалась привлекательной. Интернет предоставил возможности быстрого доступа к информации, информационного обмена, индивидуальных взаимодействий - всего того, что мы называем "интерактивной коммуникацией", поэтому для многих получение большого объема информации является приоритетом при работе в сети. Фактически неограниченное количество информации, свободно получаемое пользователем, его очень радует. А если все эти массивы информации бесплатны, то степень радости многократно возрастает.

Сегодня более 99 процентов авторских произведений и фонограмм распространяются через Интернет бесплатно. Цифра, соизмеримая с объемом пиратства в недалеком прошлом в России. Причем некоторые наши случаи общения с подобными "деятелями" Интернета заканчивались тем, что неглупые люди, отстаивая свою позицию, признавали, что создают и собственные произведения (например, проводят крупные маркетинговые исследования), но когда мы прелагали им опубликовать эти результаты их деятельности в свободном доступе в Интернет - реакция была предсказуема. Начинались отговорки вроде: "хватит ловить нас на слове". На самом деле, это неконструктивный подход.

За прошедшие год-два ситуация несколько изменилась. Мы уже почти не слышим требований свободного использования произведений. "Эйфория бесплатности" прошла, потому что правообладатели (в основном - представители музыкального бизнеса) начинают пристально смотреть на Интернет, как на явление, причиняющее значительные убытки и подрывающее их "несетевую", "оффлайновую" деятельность. Не удивительно, что музыкальный бизнес требует защиты прежде всего имущественных прав, поскольку в основном в качестве его представителей выступают продюсеры, обладающие именно имущественными правами, в большинстве случаев - только смежными (по нашему законодательству об авторском праве и смежных правах). В ходе своей деятельности продюсеры стараются получать также права авторов и исполнителей, то есть становиться единственными правообладателями на конечный продукт - фонограмму, чтобы распоряжаться любым ее использованием самостоятельно и стимулировать потребителя приобретать компакт-диски с записями.

Итак, что же можно сказать об отличиях авторских и смежных прав в Интернете от "обычных" случаев использования фонограмм и произведений? Полагаю, что, как ни странно, так называемых "фонограммных прав" в сети становится неизмеримо меньше, чем в случаях "оффлайнового" использования. Дело в том, что вся технология Интернета не предполагает моментальной передачи всего произведения, даже упакованного в MP3 файлы, от контент-провайдера к заказчику, конечному потребителю. В то же время расположение текстовых, художественных или графических произведений на web-страницах в формате html - гораздо проще, что способствует их массовому использованию. Во всяком случае, в российском Интернете литературные, графические, художественные произведения используются гораздо активнее, нежели музыкальные.

Исходя их нашего действующего законодательства при использовании произведений в Интернете затрагивается прежде всего такое правомочие правообладателя, как "сообщение для всеобщего сведения по кабелю или с использованием аналогичных средств" (пункт 2 статьи 16 и пункт 1 статьи 39 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах). Причем под это правомочие подпадает как собственно расположение произведений на Интернет-сайтах, так и предоставление их путем загрузки файлов, в том числе музыкальных. В Интернет сейчас получило распространение "потоковое вещание", создаются все новые радиостанции, уже пытаются создать Интернет-телевидение. Эти случаи также охватываются в настоящее время указанным выше правомочием.

Стоит сказать еще об одном из самых важных прав правообладателя - это право на воспроизведение как создание одной, нескольких или многих копий произведения. Воспроизведение в Интернете, во-первых, осуществляется контент-провайдером для технических целей последующего сообщения для всеобщего сведения, во-вторых, копирование - воспроизведение производится конкретным пользователем Интернета, который запрашивает к загрузке ту или иную страницу сайта или фонограмму в виде МР3-файла. Конечно, воспроизведение даже для технических целей контент-провайдером должно осуществляться с разрешения правообладателей, а вот второй тип воспроизведения чаще всего по нашему законодательству подпадает под случаи так называемого "частного копирования" и выпадает из сферы правомочий, которыми располагают правообладатели.

Какие же способы защиты и реализации прав могут существовать при таком глобальном использовании произведений с помощью сети? Международное сообщество пытается "не отставать от жизни". В 1996 году под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности уже заключены новые международные договоры об авторском праве и об исполнениях и фонограммах (так называемые ДАП и ДИФ), сейчас идет процесс присоединения к ним государств.

Эти договора подталкивают многие государства, в том числе и Россию, на введение нового права автора на так называемое "доведение до всеобщего сведения". Если это произойдет, то у правообладателей появится принципиально новое право, согласованное на международном уровне и регулирующее вопросы использования произведений именно в Интернете.

Сейчас многие международные организации (в основном - специализированные общества по защите прав при участии крупных компаний по распространению фонограмм) пытаются объединиться и создать какие-то системы, позволяющие обеспечить защиту прав и ускорить их реализацию. Такие действия, безусловно, направлены как на получение дополнительных доходов для правообладателей, так и на облегчение использования охраняемых авторским правом объектов любыми контент-провайдерами или продюсерами. Можно привести в пример разрабатываемую сейчас программу "Верди", в осуществлении которой объединились страны Европы. Такая программа как раз позволяет добиться скорейшего получения любым продюсером разрешения на использование любых категорий произведений в Интернете или при создании продуктов мультимедиа, чтобы быстро и недорого оплатить все права "в одном месте". Кроме того, эта система предполагает получение собственно самих произведений в цифровой форме через тот же Интернет. Это интересная схема, которая будет постепенно развиваться. В ней пока не участвуют по каким-то соображениям США, хотя они в свою очередь пытаются подвигнуть Европу еще дальше и создать систему еще более "общую".

Международные организации предлагает России и всем авторам такую интересную систему, как цифровые водные знаки. Они могут позволяют защитить произведение, чтобы идентифицировать его распространение по сети, подсчитать количество использований и определить пользователей. Сейчас эта система разрабатывается и внедряется, но внедряться она будет еще лет 5-10. К тому моменту, как система маркировки произведений будет налажена, она, скорее всего, устареет и не понадобится. Интересный факт, который понимают те, кто реализуют систему цифровой маркировки, когда говорят: "ну, тогда будем заниматься чем-нибудь другим:". Сколько будет развиваться техника, столько же - и системы защиты.

В Интернете, с одной стороны, существует большое количество правообладателей, авторов, которые только начинают задумываться о реализации своих прав, с другой стороны, большое количество пользователей давно и в больших количествах используют их произведения. Сейчас у нас в России стоит большая задача ввести в законные рамки использование произведений в Интернете, да и не только в Интернете, а также разъяснять правообладателям, какие права они имеют, а пользователям - какие права им следует соблюдать и как это сделать в соответствии с нашим законодательством.

Итак, у контент-провайдеров согласно российскому законодательству сейчас есть выбор. Они могут либо получить разрешение на использование конкретного произведения или нескольких произведений непосредственно от правообладателя, либо обратиться к организации по коллективному управлению правами. Но последний вариант применим не во всех случаях. Рассматриваемый на данной конференции случай использования записей, на котором мне хотелось бы остановиться, не входит в сферу коллективного управления и не подпадает под случаи получения разрешений от РАО.

Однако если учесть, что сообщение файлов МР3 или любых других музыкальных файлов через Интернет в соответствии с действующим законодательством является сообщением для всеобщего сведения по кабелю, то это правомочие подпадает под исключение, оговоренное в статье 39 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". Собственно говоря, любому порталу, использующему сейчас большое количество музыкальной информации, достаточно выплатить вознаграждение за использование всех произведений, например, РАО или кому-то еще и продолжать использование без разрешения правообладателя - в любом объеме. Это нынешняя ситуация, с которой всем, в частности правообладателям, надо бороться путем принятия предложенной международным сообществом формулировки "доведение до общего сведения".


Ведущий
Спасибо. Вопросы, пожалуйста.

Европейский парламент на днях принял ряд поправок к Закону об охране авторских прав, явно разрешающих свободное копирование цифрового контента для персонального использования, до тех пор, пока эти копии не используются для получения коммерческой выгоды. В скором времени они должны быть одобрены министрами Союза. Что Вы знаете об этом и ваше мнение?

Терлецкий, КОПИРУС

Конкретно об этом факте я пока ничего не знаю. Но, на мой взгляд, это абсолютно нормальная директива, насколько можно судить по выраженному Вами ее содержанию. Если она сейчас принята - она, скорее всего, имеет уточняющее значение для уже применяющейся практики частного копирования. В нашем законе разрешено копировать произведения для использования в личных целях, это не является нарушением, и хотя не указывается на "частное копирование для некоммерческого использования", но эта формулировка, несомненно, подразумевается в Законе. И все мы понимаем, что "частную копию" произведения, полученную, например, путем записи радиотрансляции, нельзя копировать дальше и продавать на рынке, потому что все остальные статьи Закона этого не разрешают.

А как быть с "частным копированием" и с вознаграждением по статье 26 Закона при использовании произведений в Интернете? Поскольку в случаях с фонограммами на материальных носителях вознаграждение можно заложить в стоимость кассеты. Но при использовании в Интернете себестоимость чего вкладывается в вознаграждение и потом куда направлять его, какой организации, коллективно управляющей правами?

Терлецкий, КОПИРУС

Это очень интересный вопрос. Потому что в нашей стране, как и во многих странах мира, существует исключение из авторских прав для случаев "частного копирования" и существует законодательное требование о сборе вознаграждения с импортеров и изготовителей "чистых носителей", но, к сожалению, оно не реализуется. В настоящее время статья 26 Закона в России практически не работает.

Если следовать статьи 26 Закона, то вполне логично придти к выводу, что если она начнет действовать, в стоимость носителей, например, компакт-дисков, на которые можно записать произведения, в стоимость дискет и жестких дисков компьютеров можно было бы включать роялти - авторское вознаграждение и потом при выплате производителями или импортерами на территории России распределять его через общество по коллективному управлению правами. Но я считаю, что некоторые моменты, упоминавшиеся в докладе нашего иностранного гостя, можно было бы использовать в случае с частным копированием. На самом деле, мне кажется, что надо подождать некоторое время, и если к тому моменту телефонные компании действительно смогут помогать идентифицировать, помогать считать количество загружаемых объектов конкретным пользователем, то можно уже будет использовать эту информацию для целей персональных выплат тем, кому предназначены эти деньги. Это мое мнение.

По общему правилу, использование произведения автора другими лицами допускается не иначе как с согласия автора или его правопреемников и с выплатой вознаграждения. Однако в интересах общества, в частности для обеспечения доступа к знаниям и распространения информации о текущих событиях, закон устанавливает случаи так называемого свободного использования произведений. Подобные изъятия из авторского права известны законодательству всех государств мира и прямо допускаются важнейшими международными конвенциями по авторскому праву. Особенностью советского авторского законодательства до самого недавнего времени было то, что закрепленные им изъятия из авторского права превышали все допустимые в цивилизованном обществе пределы. В частности, наряду с общепринятыми изъятиями из авторского права закон допускал без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения: а) переработку его произведения (кроме переработки повествовательного произведения в драматическое либо сценарий и наоборот, а также переработки драматического произведения в сценарий и наоборот); б) воспроизведение в научных и критических работах, учебных и политико-просветительных изданиях отдельных изданий и отрывков из них (в том числе выпуск хрестоматий, сборников и т. п., если объем используемых произведений не превышал в общей сложности одного авторского листа (24 машинописных страницы) из произведений одного автора); в) воспроизведение в кино, по радио и телевидению любых выпущенных в свет произведений науки, литературы и искусства, в том числе транслирование непосредственно из места их исполнения; г) воспроизведение в газетах любых выпущенных в свет произведений в оригинале и переводе (ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.). Кроме того, без согласия автора, но с указанием его фамилии и с выплатой авторского вознаграждения разрешалось: а) публичное исполнение выпущенных в свет произведений; б) запись в целях публичного воспроизведения и распространения выпущенных в свет произведений на пленку, пластинку, магнитную ленту или иное устройство; в) использование композитором изданных литературных произведений для создания музыкальных произведений с текстом; г) использование выпущенных в свет произведений изобразительного искусства, а также фотографических произведений в промышленных изделиях (ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.).

Наличие подобных изъятий из сферы авторско-правовой охраны объяснялось различными причинами, но суть, в конечном счете, сво- дилась к оправданию их существования ссылками на особую социалистическую природу отношений автора и общества. Следует, однако, отметить, что за последние десятилетия в советской литературе практически не предпринималось попыток обосновать целесообразность и необходимость такого широкого числа случаев свободного использования произведений. Напротив, неоднократно обращалось внимание на необходимость приведения советского авторского законодательства в соответствие с общепринятыми нормами международного авторского права1. Ныне действующее авторское право России вводит случаи свободного использования произведений в цивилизованные рамки, согласующиеся с международными стандартами. Прежде чем дать им краткую характеристику, отметим следующие общие положения.

Во-первых, изъятия из правил охраны касаются лишь правомерно обнародованных произведений. Если произведение еще не сделано автором доступным для всеобщего сведения или если это произошло без его согласия, оно может использоваться только с разрешения автора. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» устанавливает лишь два исключения из этого правила. Первое из них касается публичного исполнения музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний (ст. 22 Закона). Второе связано с воспроизведением как обнародованных, так и необнародованных произведений для судебного производства в объеме, оправданном этой целью (ст. 23 Закона). Во всех остальных случаях обязательным условием использования произведений является их обнародование, а нередко и обнародование путем опубликования.

Во-вторых, изъятия из авторского права не затрагивают личных неимущественных правомочий авторов. Иными словами, при любом использовании произведения его создателю гарантируется охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора.

В-третьих, свободное использование произведений допускается лишь при условии, что этим не наносится ущерб их нормальному использованию и не ущемляются законные интересы авторов. При установлении конкретных изъятий из авторского права обычно подчеркивается, что использование произведений возможно лишь в том объеме, который оправдан целью данного изъятия. Не разрешается злоупотреблять правами на свободное использование произведений, в частности создавать помехи в использовании произведений в обычных рамках.

См, напр.: Дозорцев В. А. Авторские правомочия // Проблемы современного авторского права/Отв. ред. М.М. Богуславский, О. А Красавчиков. Свердловск, 1980. С. 139- 143; Матвеев Ю. Г. К вопросу о присоединении СССР к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве // Там же. С. 38-40; Гаврилов Э. П. Советское авторское право. С. 44-46; и др.

В-четвертых, установленные законом ограничения авторских прав носят исчерпывающий характер. В Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» данному вопросу уделено относительно много места (сг. 18-26), что объясняется стремлением законодателя максимально точно описать в законе все возможные случаи свободного использования произведений. Они не подлежат ни расширительному толкованию, ни дополнению подзаконными актами или судебной практикой.

Установленные законом изъятия из авторского права отличаются по объему, затрагивают разный круг произведений и способов их использования. Анализ этих изъятий позволяет объединить их в пять относительно самостоятельных групп, которые включают близкие по целям случаи свободного использования произведений. Первую из них образуют те виды свободного использования результатов творческой деятельности, объединяющим признаком которых является необходимость доступа к произведениям в целях свободного распространения информации. Почти все они перечислены в ст. 19 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», и один сходный случай установлен ст. 21. Прежде всего допускается цитирование в оригинале и в переводе с научной, исследовательской, полемической, критической или информационной целью из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати (п. 1 ст. 19 Закона). Цитата представляет собой дословную выдержку из какого-либо текста, отрывок музыкального произведения, графическое воспроизведение части произведения изобразительного искусства и т. п. В авторском праве цитирование означает включение одного или нескольких отрывков из произведения одного автора в произведение другого. Делается это для того, чтобы проиллюстрировать то или иное высказывание автора, подтвердить или, наоборот, оспорить ту или иную мысль и т. п. Без цитирования практически не обходится ни одна научная или критическая работа.

Условия допустимого цитирования по действующему российскому законодательству могут быть сведены к следующему. Во-первых, без согласия автора отрывки его произведения в виде цитат могут использоваться только в научных, критических и информационных целях, а также в обзорах печати. Это означает, что не допускается свободное цитирование в литературно-художественных, музыкальных, сценарных и иных произведениях, не носящих характера научных, критических и подобных им работ. В случае возникновения спора относительно вида и жанра произведения данный вопрос решается судом, который может назначить соответствующую экспертизу. Во- вторых, цитироваться могут отрывки из произведений, обнародованных любым допускаемым законом способом. Это - новое положение в российском авторском праве, так как ранее могли приводиться цитаты только из изданных произведений (ст. 492 ГК РСФСР 1961 г., ст. 138

Основ гражданского законодательства 1991 г.). В-третьих, цитирование допускается лишь в объеме, оправданном целью цитирования. Конкретный объем цитат законом не регламентирован и может быть предметом судебного спора, если автор цитируемого произведения усмотрит ущемление своих законных интересов. Очевидно, что невозможно дать абстрактный ответ, какой объем цитирования является допустимым. Многое зависит от объема и характера произведения, его жанра и художественной формы. Во всяком случае, вряд ли может считаться допустимым включение в научную или критическую работу чужого произведения целиком или такое положение, когда цитата превышает половину объема произведения.

К рассмотренному случаю близко примыкает разрешенное законом использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью (п. 2 ст. 19 Закона). Отличия данного вида использования сводятся лишь к тому, что, во-первых, произведение или отрывок из него не цитируется, а используется в качестве иллюстрации, и, во-вторых, это делается в учебных целях. По смыслу закона под данный вид использования не подпадает издание хрестоматий и сборников, хотя бы они и предназначались для учебных целей. Кроме того, в Законе прямо указаны возможные формы использования - издание, радио- и телепередачи, звуко- и видеозаписи, - за рамки которых без согласия автора выходить запрещено.

Далее, разрешается воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором (п. 3 ст. 19 Закона). Целью данного ограничения авторских прав является обеспечение оперативной и широкой информации граждан о событиях в стране и в мире. В Законе подчеркивается, что речь идет не о любых статьях экономического, политического, социального или религиозного содержания, а только о тех, которые посвящены текущим событиям. Поэтому, например, научную статью на юридическую или историческую тему, которая не связана напрямую с текущим моментом, можно использовать только с согласия автора. Кроме того, имеются в виду лишь те произведения, которые либо помещены в газетах или журналах, либо переданы в эфир или сообщены по кабелю. Воспроизведение статей, опубликованных в иных изданиях или обнародованных иным способом, не допускается. Наконец, необходимым условием использования таких произведений является отсутствие запрета автора на их воспроизведение, передачу в эфир или сообщение по кабелю.

Та же цель преследуется при свободном воспроизведении в газетах, передаче в эфир или сообщении по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационными задачами (п. 4 ст. 19 Закона). Публичный характер указанных произведений как раз и служит оправданием их свободного распространения, для которого они, собственно говоря, и предназначены. Однако по смыслу Закона свободно воспроизводиться могут лишь речи и доклады, посвященные актуальным событиям и произнесенные сравнительно недавно. Речи и доклады известных политических и общественных деятелей прошлого, например, записанные на пленку, могут использоваться только в общем установленном Законом порядке. В Законе специально оговаривается, что за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках.

Следующий случай свободного использования произведений охватывает собой воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью (п. 5 ст. 19 Закона). Указанное изъятие из авторского права, как и предыдущее, оправдывается необходимостью свободного распространения информации. Если в обзор или репортаж о текущих событиях случайно попадет охраняемое авторским правом произведение, такое его использование не считается нарушением авторского права. Например, если во время спортивного соревнования, конкурса, фестиваля или аналогичного мероприятия, о котором телевидением сделан репортаж, исполнялось охраняемое законом музыкальное произведение, в запись допустимо включить фрагмент из него. Однако отрывки из произведений могут передаваться только как органическая часть того события, которое показывается в репортаже. Нельзя, например, вмонтировать в обзор отрывки из произведения, хотя бы и связанные с показываемыми событиями, но непосредственно в них не присутствующие. Иногда в ходе обзора текущих событий может быть показано и произведение целиком, как, например, показ картины или скульптуры в репортаже об открытии выставки. Однако в любом случае главной должна быть именно информационная цель. Поэтому, например, может быть признан злоупотреблением показ всех картин, которые демонстрируются на выставке, или исполнение всего музыкального или литературного произведения, если в информационных целях было бы достаточно исполнить лишь фрагмент из них.

Специальное правило Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» посвящено разрешенному использованию произведений, постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения. В соответствии со ст. 21 допускаются без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, изобразительного искусства, фотографии, которые постоянно расположены в местах, открытых для свободного посещения. Данный вид свободного использования произведений, с одной стороны, предоставляет более широкие возможности по их использованию, так как не сводится только к репортажам и обзорам текущих событий, а с другой стороны, распространяется только на конкретно указанные в Законе виды произведений - архитектуры, фотографии и изобразительного искусства. Например, если в кадры фильма, эпизоды которого сняты на улицах города, попало охраняемое законом произведение архитектуры, это не будет считаться нарушением авторских прав. Однако в Законе подчеркивается, что изображение произведения не должно быть основным объектом такого воспроизведения, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю. Кроме того, запрещается без согласия автора использовать изображение таких произведений для коммерческих целей. Например, только с согласия автора может воспроизводиться и распространяться изображение охраняемого законом произведения изобразительного искусства, хотя бы и расположенного в месте, открытом для свободного посещения, - на открытках, репродукциях, календарях и т. п.

Наконец, к рассматриваемой группе случаев свободного использования произведений можно с некоторой долей условности отнести воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения (п. 6 ст. 19 Закона). Примером такого использования может служить издание шрифтом Брайля обнародованных литературных произведений. Данное изъятие из авторского права, присутствующее в законодательстве большинства государств, касается лишь одного способа использования произведений: изготовления одного или более экземпляров произведения или его части в виде издания рельефно-точечным шрифтом или другим специальным способом, делающим произведение доступным для слепых. Использование произведений иными способами, которые не рассчитаны специально на слепых, хотя и могут быть для них доступными (например, запись на пленку), осуществляется в общем порядке.

20 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Как уже отмечалось, понятием «репродуцирование» охватывается фотокопирование, ксерокопирование и другие способы факсимильного воспроизведения произведений, при которых внешняя форма их выражения остается неизменной. С появлением современной копировальной техники вос- произведение охраняемых законом произведений путем репродуцирования составило серьезную угрозу правам авторов и издателей. В наибольших масштабах репродуцированием занимаются библиотеки и учебные заведения. С этой проблемой столкнулись все западные страны, которые ввели в свое авторское и библиотечное законодательство специальные правила, с одной стороны, ставящие репродуцирование в жесткие рамки и, с другой стороны, предусматривающие выплату авторам особой компенсации за такой способ использования их произведений. Многие ученые видят решение проблемы во введении специального налога на репрографическую аппаратуру.

В советском авторском законодательстве долгое время данный вопрос оставался фактически не урегулированным. На практике библиотеки, архивы, образовательные учреждения, информационные центры и некоторые другие организации свободно занимались репродуцированием как для удовлетворения своих собственных нужд, так и для удовлетворения запросов пользователей. Впервые на законодательном уровне вопрос о репродуцировании был решен в Основах гражданского законодательства 1991 г., которые разрешали репродуцировать в единичных экземплярах изданные произведения в научных, учебных и просветительных целях без извлечения прибыли (п. 4 ст. 138). Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» посвятил рассматриваемой проблеме специальную статью, которая дает более четкое представление о субъектах, целях и масштабах допустимого репродуцирования.

Во-первых, по российскому авторскому законодательству разрешается репродуцировать лишь правомерно опубликованные произведения. Сам способ использования - репродуцирование - свидетельствует о том, что речь идет лишь о произведениях, опубликованных путем издания. Экземпляры произведения, выпущенные в обращение в иной материальной форме, не говоря уже о произведениях, обнародованных не путем опубликования, а иным способом, репродуцироваться без согласия авторов не могут.

Во-вторых, при репродуцировании обязательно указываются имя автора, произведение которого используется, и источник заимствования. Отступления от этого правила допустимы лишь в тех случаях, когда обстоятельства дела обеспечивают соблюдение неимущественных прав авторов, например репродуцирование отдельных страниц взамен испорченных или утраченных.

В-третьих, репродуцирование возможно лишь в единичном экземпляре. Данное условие ставит заслон массовому воспроизведению охраняемых законом произведений в обход существующих правил. Российское авторское законодательство в отличие от законодательства некоторых государств не ограничивает библиотеки и архивы максимальным числом копий, которые моїут быть изготовлены за определенный период времени, например шесть копий в год. Однако закон запрещает репродуцировать по отдельному запросу более одного экземпляра произведения.

В-четвертых, при осуществлении репродуцирования не моїут преследоваться коммерческие цели. Разумеется, не запрещено взимать плату за изготовление копии произведения. Однако эта плата должна полностью направляться на покрытие расходов на изготовление копий, а не распределяться в качестве прибыли.

В-пятых, допускаемое репродуцирование сводится законом к трем прямо указанным в нем случаям. Прежде всего, это разрешается делать библиотекам и архивам для восполнения, замены утраченных и испорченных экземпляров, а также предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов (п. 1 ст. 20 Закона). Далее, библиотеки и архивы могут репродуцировать отдельные статьи и малообъемные произведения, которые опубликованы в сборниках, газетах и других периодических изданиях, а также короткие отрывки из письменных произведений (с иллюстрациями и без иллюстраций), если это делается по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях (п. 2 ст. 20 Закона). Наконец, образовательные учреждения для проведения аудиторских занятий могут репродуцировать отдельные статьи и малообъемные произведения, опубликованные в сборниках, газетах и других периодических изданиях, а также короткие отрывки из письменных произведений. За рамками указанных видов свободного использования произведений библиотеки, архивы и образовательные учреждения, а также все иные организации при любом репродуцировании этих произведений обязаны испрашивать согласие авторов.

Третья группа случаев свободного использования произведений включает публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний (ст. 22 Закона), и воспроизведение произведений для судебного производства в объеме, оправданном этой целью (ст. 23 Закона). Объединяющими их признаками являются, во-первых, официальный характер использования произведений и, во-вторых, возможность использования в указанных выше целях не только обнародованных, но и необнародованных произведений.

Четвертая группа изъятий из сферы авторского права касается некоторых случаев использования программ для ЭВМ и баз данных, а также производства записей краткосрочного пользования, осуществляемых организациями эфирного вещания. По общему правилу, закрепленному как ст. 25 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», так и ст. 15 Закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», лицо, правомерно владеющее экземпляром программы или базы данных, вправе осуществлять любые действия, связанные с их функционированием по прямому назначению. В данном случае никакого изъятия из сферы авторских прав не имеется, поскольку указанные объекты и приобретаются для того, чтобы их использовать. При этом владельцу программы для ЭВМ или базы данных разрешается осуществлять их запись и хранение в памяти ЭВМ, а также исправлять явные ошибки. Запись и хранение в памяти допускаются в отношении одной ЭВМ или одного пользователя сети. Право владельца программы или базы данных на совершение указанных действий предполагается, если только его договором с автором или иным правообладателем не установлено иное.

К числу бесспорных изъятий из сферы авторского права на программу для ЭВМ или базу данных относятся следующие действия титульного владельца экземпляра рассматриваемых программных средств. Прежде всего пользователь программы для ЭВМ или базы данных может осуществлять их адаптацию, т. е. вносить в них изменения, осуществляемые исключительно в целях обеспечения функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя. Указанные изменения должны быть обусловлены исключительно техническими причинами. Если программа для ЭВМ или база данных может нормально использоваться на технических средствах пользователя и взаимодействовать с его программами, то вносить в них какие-либо изменения не разрешается. Право на переработку (модификацию) программы для ЭВМ или базы данных сохраняется за автором.

Далее, закон допускает изготовление копии программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена для архивных целей и для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда оригинал программы для ЭВМ или базы данных утерян, уничтожен или стал непригоден для использования. При этом копия программы или базы данных не может быть использована для иных целей и должна быть уничтожена в случае, если дальнейшее использование этих программных средств перестает быть правомерным.

Наконец, к числу разрешенных действий владельца программы для ЭВМ закон относит возможность декомпилировать охраняемую законом программу как самостоятельно, так и с помощью других лиц. Декомпилирование представляет собой технический прием, включающий преобразование объектного кода в исходный текст в целях изучения структуры и кодирования программы для ЭВМ. Его использование считается допустимым тогда, когда это необходимо для достижения способности к взаимодействию самостоятельно разработанной пользователем программы с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилированной программой. При этом закон устанавливает три обязательных условия для осуществления декомпилирования:

1) информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из других источников; 2)

указанные действия осуществляются в отношении только тех частей декомпилированной программы для ЭВМ, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию; 3)

информация, полученная в результате декомпилирования, может использоваться лишь для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, не может передаваться иным лицам, за исключением случаев, если это необходимо для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, а также не может использоваться для разработки программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления любого другого действия, нарушающего авторское право (п. 2 ст. 25 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»),

К рассматриваемой группе изъятий из сферы авторского права можно отнести также допускаемую законом запись краткосрочного пользования, которая производится организациями эфирного вещания. Хотя данный способ свободного использования рассчитан на совершенно иной вид произведений, по своим целям он весьма близок к одному из только что рассмотренных случаев свободного использования программы для ЭВМ или базы данных, а именно к изготовлению копии программы или базы данных для обеспечения их сохранности. В соответствии со ст. 24 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» организация эфирного вещания может без согласия автора и без выплаты дополнительного вознаграждения делать запись краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на передачу в эфир. Производство такой записи рассматривается как технический прием, с одной стороны, обеспечивающий сохранность произведения, а с другой стороны, облегчающий организациям эфирного вещания составление графика своих передач.

Запись произведения для последующей передачи его в эфир может производиться при соблюдении следующих условий. Во-первых, эта запись должна носить краткосрочный характер. Максимальный срок ее хранения составляет по российскому законодательству шесть месяцев, если только с автором не будет согласован более продолжительный срок ее хранения. По истечении указанного срока запись, по общему правилу, должна быть уничтожена либо, если она носит исключительно документальный характер, передана для хранения в официальный архив. Во-вторых, запись должна производиться исключительно для передачи в эфир, причем она может быть использована лишь осуществившей ее организацией для своих собственных передач. Эту запись нельзя передать во временное пользование или продать другой организации эфирного вещания. В-третьих, запись должна быть осуществлена организацией эфирного вещания с помощью собственного оборудования.

Наконец, пятую группу случаев свободного использования произведений образует их использование исключительно в личных целях. Строго говоря, в данном случае вообще нет использования произведения в том смысле, какой в него вкладывается законодательством, т.е. использования в виде промысла. Читая приобретенную книгу, слушая грамзапись или делая для себя перевод чужого произведения, лицо не использует данное произведение, а удовлетворяет с их помощью свои потребности. Закон исходит из того, что такое -«использование» вообще не затрагивает авторских прав создателя произведения. Его невозможно ни проконтролировать, ни как-либо регламентировать. В этой связи новый закон об авторском праве в отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 493 ГК РСФСР 1964 г., п. 3 ст. 138 Основ) относит к случаям свободного использования произведений не абстрактное их использование для удовлетворения личных потребностей, а два конкретных случая использования, которые указаны в ст. 18 и 26 и тесно взаимосвязаны друг с другом.

Первый из них допускает воспроизведение обнародованного произведения, если оно осуществляется исключительно в личных целях. Это означает, что, по общему правилу, любое заинтересованное лицо может изготовить для себя экземпляр произведения и использовать его для удовлетворения своих личных потребностей. Личное потребление не исключает доступ к произведению некоторых других лиц, например членов семьи или знакомых. Необходимо лишь подчеркнуть, что любая передача копий произведения третьим лицам или иное доведение до них чужого произведения, осуществляемое за плату, является нарушением авторского права и не может оправдываться личными потребностями. Представляется, что не может ссылаться на удовлетворение личных потребностей и юридическое лицо, например научное учреждение или предприятие, изготавливающее для себя и своих сотрудников копии произведения.

Вместе с тем по прямому указанию закона только с согласия автора могут воспроизводиться даже для использования только в личных целях: -

произведения архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; -

базы данных или существенные части из них; -

программы для ЭВМ, за исключением рассмотренных выше случаев; -

книги (в полном объеме) и нотные тексты путем репродуцирования.

Второй из названных законом случаев использования произведения в личных целях касается воспроизведения аудиовизуальных произведений и звукозаписей, которое может делаться без согласия авто- pa, исполнителя и производителя фонограммы, но с выплатой им вознаграждения (ст. 26 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Поскольку данный случай уже подробно рассматривался выше при анализе права автора на вознаграждение, в его повторном освещении нет необходимости.

Завершая анализ случаев свободного использования произведений, коснемся вопроса, который иногда возникает на практике, но в действующем российском законодательстве прямо не решен. Речь идет о возможности автора объявить свое произведение общественным достоянием, т.е. предоставить доступ к произведению любым заинтересованным лицам без несения последними каких-либо имущественных обязанностей перед автором. Такая практика достаточно широко распространена в ряде западных стран, особенно в сфере применения компьютерных программ и баз данных. Иногда вопрос о превращении произведений в общественное достояние возникает при предоставлении создателям будущих произведений грантов различными общественными организациями и фондами. Данный вопрос актуален также для многих начинающих авторов, желающих получить известность за счет максимально широкого использования созданных ими произведений.

К сожалению, затронутая проблема в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» не решена. Конечно, ничто не мешает автору выдавать разрешения конкретным лицам на бесплатное использование его произведений, однако такие разрешения будут действовать только в отношении тех лиц, которым они выданы. Открыть же доступ к произведению для любых заинтересованных в этом лиц автор в настоящее время не в силах. Следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 9 ГК РФ отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом. Поэтому до тех пор, пока в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» такая возможность авторов не будет прямо предусмотрена, пользователи произведений, объявленных авторами общественным достоянием, несут риск того, что авторы изменят свою позицию и потребуют выплатить им вознаграждение за использование их произведений. Как представляется, рассматриваемый вопрос достаточно актуален и заслуживает быть решенным в законе в положительном смысле.

1. Общие положения о свободном использовании произведения.

2. Условия свободного использования произведения.

3. Характеристика основных видов свободного использования произведений.

Как правило, для использования произведения необходимо спрашивать согласие автора, если автор либо иной правообладатель произведения известны, если сроки охраны не истекли в соответствии с условиями присоединения нашей страны к Всемирной конвенции (до 27 мая 1973 г.). См. тему № 1.

Статьи 18–26 Закона об авторском праве предусматривают определенные изъятия из этого правила. Подобные изъятия предусмотрены и международными конвенциями (ст. 10 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений).

Все случаи свободного использования произведения, то есть использования без согласия автора и без выплаты вознаграждения, установлены указанными выше статьями Закона об авторском праве и ГК РСФСР. В иных нормативных актах такие случаи не предусмотрены.

Общие положения о свободном использовании произведений:

Изъятия из общих правил использования охраняемых произведений касаются только правомерно обнародованных произведений. Если произведение еще не обнародовано, то оно может использоваться только с разрешения автора, за исключением установленных случаев - публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также воспроизведение произведений для судебных целей;

Свободное использование возможно только в том случае, если этим использованием не наносится ущерб нормальному использованию произведения;

Виды свободного использования произведений:

Cлучаи использования произведения исключительно в личных целях ;

Результаты творческой деятельности, объединяющим признаком которых является необходимость доступа к произведениям в целях свободного распространения информации;

Случаи свободного репродуцирования правомерно опубликованных произведений в единичном экземпляре без извлечения прибыли;

Случаи использования произведений, объединяющим признаком которых является официальный характер использования произведений. Публичное исполнение возможно только обнародованных музыкальных произведений, для судебного производства допускается воспроизведение также в случаях, если они не были обнародованы;


Cлучаи использования программ для ЭВМ и баз данных, а также производства записей краткосрочного пользования, осуществляемые организациями эфирного вещания.

Характеристика основных видов свободного использования произведений

Разрешенное воспроизведение для личных целей относится не только к факту воспроизведения того или иного произведения, но и к факту последующего использования произведения. Допустимо такое использование только в личных целях. Значит, полученная воспроизведением копия не должна попадать в гражданский оборот (быть предметом проката, продажи и т.д.)

Данная норма не распространяется на юридических лиц , так как вопросы личного использования не связаны с использованием произведений юридическими лицами.

Однако свободное воспроизведение содержит ряд исключений, которые касаются отдельных категорий объектов авторского права.

Так, нельзя воспроизводить даже для личных целей:

Объекты архитектуры в форме зданий и сооружений. Запрещается практически строить, сооружать, реализовывать произведения архитектуры;

Базы данных или существенные части из них, программы для ЭВМ;

Репродуцировать полностью книги и нотные тексты.

Статья 19 Закона разрешает использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения в целях свободного распространения информации.

Условия свободного использования:

Ненанесение неоправданного ущерба нормальному использованию произведения;

Случаи свободного использования произведения, предусмотренные ст. 19 Закона.

1) Согласно п. 1 ст. 19 Закона допускается «цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати ».

Возможны два различных способа использования:

Цитирование;

Обзор печати (подборка произведений).

Цитата - это точная, дословная выдержка из какого-либо текста, высказывания. (Словарь русского языка. С.И. Ожегова. М., 1964 г.).

Зачастую вопрос жанра, характера и объема произведения является предметом проведения судебной экспертизы.

2) Согласно п. 2 ст. 19 Закона допускается «использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью».

Вопрос связан со свободным использованием с учебной целью произведения в качестве иллюстрации. В эту группу входит различная учебная литература, в которую включаются произведения других авторов. Иллюстрациями может быть не только литературное произведение, но и музыкальное произведение. Например, для обучения иностранному языку может быть использована часть музыкального произведения.

Понятие иллюстраций имеет несколько значений. В качестве иллюстрации может быть использована графика, рисунок, литературное произведение.

3) Согласно п. 3 ст. 19 Закона допускается «Воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором».

Данные случаи объединяет прежде всего характер произведений, которые можно свободно использовать - текущий экономический, политический, социальный и религиозный. Закон разрешает воспроизведение только в газетах, поэтому в журналах и хрестоматиях эти произведения свободно использовать не следует. Предметом свободного использования являются только статьи, а также переданные в эфир произведения.

Переданные в эфир произведения по смыслу Закона тоже должны касаться текущих вопросов, и основной акцент в них должен быть поставлен на экономические, политические социальные и религиозные темы.

Закон определяет, что такое воспроизведение не должно быть специально запрещено автором. На практике это означает, что, если на произведении стоит оговорка, допустим, «Эксклюзивное интервью», то автор запрещает свободное использование его произведения.

4) Согласно п. 4 ст. 19 допускается «воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках».

Закон разрешает свободное воспроизведение определенной категории произведений (публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений, в эту группу можно отнести также интервью политических деятелей, записи конференций с участием политиков) с информационной целью.

Закон предусматривает три условия, регламентирующих эту форму использования:

Произведения должны быть публично произнесены;

Произведения должны относиться к политике и аналогичным темам;

Использование таких произведений должно быть оправдано информационной целью.

5) Согласно п. 5 ст. 19 допускается «воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках».

Эта норма затрагивает только те произведения, которые случайно попали в обзоры текущих событий, имеющие информационную цель.

Примером может служить следующий частный случай. Допустим, программа «Культура» рассказывает о культурных новостях г. Москвы. Освещается открытие выставки, и в эфире показана одна из картин художника. То есть произведение автора картины попутно попало в кадр и показ такого произведения имеет информационную цель. Такое воспроизведение законно.

6) Согласно п. 6 ст. 19 Закона допускается «воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения».

Это воспроизведение должно производиться без извлечения прибыли, то есть продажная цена должна быть не выше себестоимости. Эта норма не относится к произведениям, специально созданным для слепых. Создание таких произведений обычно оплачивается.

Статья 20 Закона разрешает свободное использование произведений путем репродуцирования в единичном экземпляре без извлечения прибыли .

В соответствии с законом допускается репродуцирование только в единичном экземпляре. То есть для одного заказчика может быть изготовлен один экземпляр. Репродуцировать можно только опубликованные произведения. Изготовленная таким образом копия не должна попадать в гражданский оборот.

Льгота, предоставляемая ст. 20 Закона об авторском праве, предусмотрена только для архивов, библиотек и образовательных учреждений. Все другие юридические лица могут осуществлять репродуцирование только с разрешения автора.

Репродуцирование в единичном экземпляре допускается без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.

Понятие репродуцирования дано в ст. 4 Закона.

Закон предусматривает 3 случая свободного репродуцирования:

Правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов».

Не может применяться для произведений, которые никогда не были в фондах этих библиотек. Правомерно опубликованные произведения предоставляются другим библиотекам в качестве взаимопомощи;

Отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях».

Предметом репродуцирования являются только отдельные статьи, малообъемные произведения, которые могут быть репродуцированы целиком, а также короткие отрывки из письменных произведений. В эту группу произведений входят также фотографии, рисунки и прочее. Осуществлять репродуцирование могут только библиотеки и архивы по запросу физических лиц;

Отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий».

В соответствии с данной нормой свободно репродуцировать произведения могут только образовательное учреждение и только для аудиторных занятий.

Во всех остальных случая для репродуцирования произведения необходимо спрашивать согласие автора.

Статья 21 Закона допускает свободное «воспроизведение, передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключение случаев, когда изображение является основным объектом передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или же когда изображение произведения используется для коммерческих целей».

Норма закона устанавливает порядок свободного использования конкретных произведений: архитектуры, фотографии, изобразительного искусства. Обязательным является условие о местонахождении произведения: произведения должны постоянно находиться в месте, открытом для свободного посещения.

Закон устанавливает ограничения свободного использования произведений:

Используемое произведение не должно быть основным объектом воспроизведения;

Изображение используемого произведения нельзя использовать для коммерческих целей;

В качестве иллюстрации применения данной нормы может служить следующий частный случай использования произведения.

Если по телевидению идет передача о событиях, происходящих у памятника известного скульптора, то показ памятника в эфире не требует разрешения автора. Это произведение можно свободно использовать.

Наоборот, для показа передачи о памятнике известного скульптора либо о его творчестве, если срок охраны произведения не истек, телевизионному каналу необходимо получить согласие автора, поскольку произведения скульптора в данной передаче являются основным объектом передачи.

Статьи 22 и 23 Закона предусматривают случаи свободного использования произведений (без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения), имеющих официальный характер.

Статья 22 Закона предусматривает случаи публичного исполнения музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний , а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний.

В данном случае законодатель предусматривает использование только одного вида произведения - музыкального. Использование произведений не должно ущемлять законных интересов авторов.

Статья 23 Закона допускает свободное «воспроизведение произведений для судебного производства в объеме, оправданном этой целью».

Эта норма относится как к обнародованным, так и необнародованным произведений. Если произведение не стало еще доступно публике, то его использование в судебном процессе не будет считаться обнародованием.

Статья 24 Закона предусматривает свободную запись краткосрочного пользования, производимую организациями эфирного вещания.

Эта льгота предоставляется только организациям эфирного вещания (радио- и телевещательным организациям). На организации кабельного вещания она не распространяется. Объектом использования являются произведения, на которые организация получила право на передачу в эфир (по индивидуальному договору с автором либо на основе иного соглашения). Краткосрочность в законодательстве определена сроком 6 месяцев. Затем запись должна быть уничтожена. В законе предусмотрено два исключения из этого правила:

Если запись носит исключительно документальный характер, то она может быть сохранена без согласия автора в официальных архивах.

Краткосрочная запись должна производиться только на оборудовании организации эфирного вещания, находящемся в собственности организации и для ее собственных передач.

Статья 25 Закона предусматривает свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных.

Поскольку данная статья имеет узкоспециальный характер, останавливаться на ней подробно не представляется целесообразным.

Из общего, основного правила запрета на использование произведений без воли автора и без материальной компенсации есть целый ряд общепринятых во всём мире исключений. Все они применимы только к правомерно обнародованным произведениям, т.е. к таким, которые с согласия автора уже стали доступными для всеобщего сведения путём их опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Что же это за исключения? Прежде всего, допускается воспроизведение (копирование) произведений в личных целях, например для просмотра или прослушивания в кругу семьи. Это понятно, так как в противном случае не было бы смысла иметь дома магнитофоны, проигрыватели, музыкальные инструменты, люди не могли бы читать друг другу стихи поэтов и т.п. Это разрешение не распространяется на копирование произведений архитектуры, баз данных, компьютерных программ, нотных текстов и полных текстов книг (ст. 18 Закона об авторском праве).

Исключение составляют и случаи, которые в англосаксонском праве называются «справедливое использование» (fair use), а в российском законе «Об авторском праве и смежных правах» – «использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения» (ст. 19). Но и такие случаи использования произведений дозволительны только с указанием имени автора и источника заимствования.

Все эти исключения связаны с целями и характером использования произведений, объём в данном случае имеет второстепенное значение. Правда, он обязательно должен соответствовать цели.

Это могут быть учебные цели. Разрешается свободное использование произведения и отрывков из них в качестве иллюстраций (например, публикация в хрестоматии отрывков из литературных произведений или полных текстов рассказов и стихов, если это необходимо для изучения литературы, или воспроизведение удачной композиции в работах известных мастеров в учебнике по фотожурналистике). Подобные литературные и художественные примеры разрешается использовать и в образовательных программах телевидения и радио. Так, в учебной передаче по физике можно показать отрывок из научно-популярного фильма или весь фильм целиком.

Разрешается цитирование произведений в информационных и критических целях. Это исключение в большей степени, чем остальные, касается журналистов. В любой газете (но не в журнале!) или информационной программе можно свободно использовать отрывки из произведения в объёме, оправданном целью информирования. Это может быть любая информационная программа, не обязательно политических новостей (новости кинопроката, из области музыки, театра, балета, передача о творчестве композитора, режиссёра, о художественном стиле и т.п.). Разрешается также воспроизводить отрывки из песен, сцены из спектаклей, кадры из кинофильмов для подкрепления информационного или обзорно-критического материала цитатой. В прессе это может быть газетная или журнальная статья о книжных и других новинках или обзор творчества того или иного автора. Объём цитированного материала не имеет конкретного ограничения (например, в процентах от общего объёма цитируемого произведения). При возникновении спора с автором соответствие объёма цели устанавливает суд. Если журналист лишь прикрывает цитирование информационными целями, это, как правило, легко обнаружить. Например, если некто утверждает, что сделал двухчасовую программу о творчестве актёра Кеану Ривза, но фактически показывает почти полностью (без титров) фильм «Матрица», сказав перед началом и в конце «передачи» несколько слов, то у такой программы успех будет, но её создатель при этом нарушит закон.

Но, например, в программе о Московском международном кинофестивале можно демонстрировать отрывки из любых участвовавших в этом фестивале фильмов. В информационных целях разрешается также приводить в СМИ отрывки из публично произнесённых политических речей, докладов и т.п. или при помощи аудиовизуальных средств оперативно воспроизводить произведения, которые были увидены или услышаны в ходе тех или иных событий, – в фото-, радио- и телерепортажах с выставок, концертов, в обзорах текущих событий («хроника дня», «культурная жизнь города» и т.п.). Отдельная норма ЗоАП допускает также свободное использование произведений, постоянно расположенных в местах, которые могут посетить все желающие за деньги или бесплатно (ст. 21): произведений архитектуры (в том числе садово-парковой), изобразительного искусства, фотографий. Частные владения к таковым местам не относятся. Постоянное расположение произведения означает его нахождение в определённом месте в течение длительного срока, которым является, например, срок выставки.

Закон об авторском праве допускает также свободную перепечатку в газетах (но не в журналах!) или передачу по радио и телевидению ранее опубликованных в других периодических печатных изданиях или переданных по электронным СМИ материалов при соблюдении двух условий. Во-первых, это должны быть материалы по текущим (именно текущим!) вопросам, они должны касаться политических, экономических, социальных и религиозных, а ни в коем случае никаких других тем. Например, перепечатка статьи о литературном творчестве Александра Солженицына, скорее всего, не подойдёт под это положение. Но если в ней содержится изложение позиции Солженицына по вопросу земельной реформы – проблем не должно быть. При этом имеется в виду именно текстовой материал (а не фотографии или карикатуры) прессы и аудиовидеоматериалы электронных СМИ. Во-вторых, такое воспроизведение не должно быть специально запрещено автором. Такой специальный запрет можно встретить в печатных СМИ в виде предупреждения в конце номера (например: «Любое воспроизведение материалов возможно только с письменного разрешения редакции»), под статьёй или другим материалом (например: «Использование настоящего произведения запрещается»). Но почти никогда такой запрет не встречается в электронных масс-медиа. Естественно, что в любом случае необходимо упоминание об источнике перепечатки.

Научные, исследовательские, полемические цели близки к критическим целям и также дают право на свободное цитирование произведения.

Закон о СМИ (ст. 42) освобождает редакцию от необходимости получать разрешения авторов на публикацию либо иное использование в сообщениях и других материалах писем, адресованных в редакцию, если не искажается их смысл. Поступившее в редакцию письмо расценивается, скорее, как источник информации, нежели как произведение, охраняемое авторским правом. Письмо адресуется редакции СМИ, поэтому, за исключением случаев, когда в нем содержится просьба о конфиденциальности, согласия автора на его публикацию и редактирование не требуется.

Во всех других случаях необходимо спрашивать разрешения автора (или правообладателя) и выплачивать согласованный гонорар.

Необходимо учитывать, что по российскому законодательству официальные документы (законы, судебные решения и т.п.), государственные символы и знаки (флаги, гербы, дензнаки), а также произведения народного творчества не являются объектами авторского права. Их также возможно использовать без получения разрешения авторов и выплаты гонорара. Искажение государственных символов влечёт за собой уголовное наказание.

Еще по теме Правомерное использование произведений:

  1. § 7. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии
Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 13. Авторское право на аудиовизуальные произведения. 1. Авторами аудиовизуального произведения являются:

режиссер - постановщик;
автор сценария (сценарист);
автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).
2. Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.
Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
3. При публичном исполнении аудиовизуального произведения автор музыкального произведения (с текстом или без текста) сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения.
4. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сценария, и другие), так и созданных в процессе работы над ним (оператор - постановщик, художник - постановщик и другие), пользуются авторским правом каждый на свое произведение.
Комментарий к статье 13
1. Эта статья относится к установлению авторства и носителей авторских прав на аудиовизуальные произведения.
При этом имеются в виду только те аудиовизуальные произведения, которые созданы после 2 августа 1993 года, т.е. начиная с 3 августа 1993 года - момента вступления в силу Закона об авторском праве.
2. Понятие аудиовизуального произведения содержится в ст. 4 Закона (см. также комментарий к этой статье).
Термин "аудиовизуальные произведения" в общегражданском законодательстве нашей страны впервые был употреблен в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года (ст. 134). До этого закон говорил о кинофильмах и телевизионных фильмах, которые ныне охватываются более широким понятием аудиовизуальных произведений.
3. В соответствии с законодательством об авторском праве, действовавшим в РСФСР до 1 октября 1964 года, первоначальное авторское право на киноленты признавалось за выпустившим их в свет кинопроизводственным предприятием.
4. По Гражданскому кодексу РСФСР авторское право на кинофильм или телевизионный фильм закреплялось за предприятием, осуществившим его съемку, а авторское право на любительский кинофильм или телевизионный фильм - за его автором или соавторами (ст. 486 ГК РСФСР 1964 года).
Данные нормы действовали с 1 октября 1964 года по 2 августа 1992 года.
Именно на их основе в настоящее время определяется владелец первоначального авторского права на кинофильмы, снятые в этот период времени.
5. Владелец первоначального авторского права на фильмы, которые были сняты с 3 августа 1992 года по 2 августа 1993 года, должен определяться согласно действовавшему в этот период законодательству - Основам 1991 года. Пункт 5 ст. 135 этого акта устанавливает:
"Авторы кино-, теле- и видеофильма по авторским договорам передают право на использование фильма его изготовителю в пределах, предусмотренных договором.
Авторы произведений, использованных в фильме, сохраняют авторское право каждый на свое произведение, передают изготовителю право на его использование в фильме и могут использовать произведение независимо от фильма в целом".
Таким образом, Основы устанавливали разный правовой режим для авторов фильма и авторов произведений, использованных в фильме: авторские права первых переходили к изготовителю по договору, в то время как в отношении вторых право на использование их произведения в фильме переходило к изготовителю в силу установленной в законе презумпции.
При этом закон не пояснял, кто же является авторами фильма: если это те лица, произведения которых не существуют вне фильма и потому не могли быть использованы в фильме (т.е. не подпадают под норму ч. 2 п. 5 статьи 135 Основ), то тогда авторы фильма - это режиссер - постановщик, оператор, художник - постановщик. Следовательно, сценарист и композитор не относятся к числу авторов фильма.
Все эти сложные вопросы, очевидно, будут предметом рассмотрения в судебной практике.
6. Аудиовизуальное произведение является сложным, синтетическим; оно создается творческими усилиями большого числа работников. Более того, аудиовизуальное произведение обычно включает в себя произведения различных авторов, которые не принимают непосредственного участия в создании аудиовизуального произведения.
Некоторые произведения, входящие как составная часть в аудиовизуальное произведение, могут существовать независимо от него.
Другие произведения, тоже используемые в аудиовизуальном произведении, создаются лишь в процессе работы над ним и существуют лишь в неразрывной связи с аудиовизуальным произведением; они, эти последние произведения, не могут быть выделены из аудиовизуального произведения. К их числу относятся предметы творческого труда режиссера - постановщика и некоторых других лиц. Точно так же перевод произведения на другой язык не может быть отделен от оригинала, не может быть использован независимо от оригинала.
Таким образом, аудиовизуальное произведение - это слияние произведений и идей из произведений различных авторов, их "сплав", сгусток.
Большое число произведений, которые используются при создании аудиовизуального произведения, например сценарий, используется в измененной форме.
Все указанные выше особенности создания аудиовизуальных произведений делают невозможным их квалификацию просто как произведений, созданных соавторами.
На аудиовизуальное произведение возникает особое авторское право.
7. Пункт 1 ст. 13 Закона устанавливает, что авторами аудиовизуального произведения являются режиссер - постановщик, сценарист, а также композитор и автор текста песни, если музыка и текст песни специально созданы для этого аудиовизуального произведения.
Никакие другие лица не могут считаться авторами аудиовизуального произведения: данная норма Закона является императивной.
Если музыка к аудиовизуальному произведению была заимствована из ранее опубликованных произведений какого-либо композитора, а также если в аудиовизуальном произведении использована известная песня, композитор и авторы песни не считаются авторами аудиовизуального произведения.
8. Иначе решается вопрос в отношении сценариста. Известно, что сценарии могут публиковаться сами по себе, как литературные произведения. Если опубликованный сценарий будет затем использован в аудиовизуальном произведении, сценарист становится одним из его авторов, даже если он не принимал непосредственного участия в создании аудиовизуального произведения.
9. Аудиовизуальное произведение следует считать неделимым объектом, а потому к взаимоотношениям между авторами аудиовизуального произведения применимы все нормы, касающиеся неделимого соавторства (см. ст. 10 и комментарий к ней).
10. Сценарист, композитор оригинальной музыки и авторы оригинальных песен могут использовать свои собственные произведения без согласия других авторов аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами аудиовизуального произведения.
11. В пункте 2 содержится презумпция о том, что авторы аудиовизуального произведения передают по договорам свои основные имущественные авторские правомочия изготовителю аудиовизуального произведения.
Понятие "изготовитель аудиовизуального произведения" дано в ст. 4 Закона (см. п. 8 комментария к ст. 4).
12. При создании аудиовизуального произведения изготовитель заключает договоры с режиссером - постановщиком, сценаристом, автором оригинальной музыки, авторами оригинальных песен.
По своей сути эти договоры могут быть трудовыми или гражданско - правовыми, причем - не обязательно авторскими.
При наличии трудового договора в силу вступают нормы ст. 14 (см. также комментарий к ней). Во всех остальных случаях в силу вступает презумпция п. 2 ст. 13 и предполагается, что к изготовителю переходят все исключительные права на использование аудиовизуального произведения, перечисленные в п. 2 ст. 16, за исключением права на переработку.
Следует считать, что переходящее к изготовителю право на распространение включает в себя и право проката (п. 3 ст. 16).
13. Хотя среди переходящих к изготовителю от авторов аудиовизуального произведения прав право на импорт прямо не упомянуто, оно также переходит к изготовителю в силу общего смысла п. 2 ст. 13 Закона.
14. Вместе с тем договор, заключаемый изготовителем с авторами аудиовизуального произведения, может предусматривать, что все перечисленные права или некоторые из них, причем либо полностью, либо частично, остаются у авторов аудиовизуального произведения.
Но если в таком договоре какое-либо имущественное авторское право не будет упомянуто, то в отношении этого права сохранит силу указанная презумпция о переходе права к изготовителю.
15. Вторая фраза ч. 1 п. 2 говорит о сроке, на который имущественные авторские права, охватываемые рассмотренной выше презумпцией, переходят к изготовителю.
Выражена эта норма не совсем удачно: в ней упоминается какой-то "срок действия авторского права на аудиовизуальное произведение". Поэтому может сложиться впечатление, что Закон предусматривает особый срок для этой категории произведений. На самом деле в ст. 27 Закона никакого особого срока для аудиовизуальных произведений не установлено. Поэтому окончание срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение определяется моментом смерти автора (или умершего последним соавтора) аудиовизуального произведения в соответствии со ст. 27 Закона.
И все же общий смысл второй фразы ч. 1 п. 2 ясен: при отсутствии иного указания в договоре между авторами аудиовизуального произведения и изготовителем изготовитель приобретает исключительные права на использование на все время, пока аудиовизуальное произведение пользуется авторско - правовой охраной.
16. Нормы ч. 1 п. 2 отменяют - для договоров, которые заключаются между изготовителем и авторами аудиовизуального произведения, - нормы п. 1 ст. 30, ч. ч. 2 и 3 п. 1, ч. 1 п. 2 и п. 4 ст. 31 Закона.
17. Часть 2 п. 2 предусматривает особое личное право изготовителя указывать на аудиовизуальном произведении свое имя или наименование. Это не авторское правомочие.
По своему содержанию оно напоминает право издателя на указание своего наименования (см. п. 2 ст. 11).
18. Презумпция о переходе исключительных имущественных авторских прав к изготовителю сформулирована лишь в отношении авторов аудиовизуального произведения, т.е. лиц, которые названы в п. 1.
Однако в создании аудиовизуального произведения принимают участие и многие другие авторы, в частности те, которые прямо указаны в п. 4. Не распространяется ли на них указанная презумпция? Ответ на этот вопрос не так прост и не самоочевиден.
Если презумпция о переходе к изготовителю практически всех имущественных прав по договору не распространяется на авторов отдельных произведений, включенных в состав аудиовизуального произведения, изготовитель - для обеспечения использования аудиовизуального произведения - вынужден заключать с этими авторами договоры по полной форме.
И, получается, что договор с режиссером, сценаристом, автором оригинальной музыки к аудиовизуальному произведению может быть очень кратким, а договор с автором, например, "вставной" песни должен быть очень подробным и полным: ведь если в нем какое-либо авторское правомочие не будет упомянуто или будет упомянуто неполно, то использование аудиовизуального произведения может быть поставлено под угрозу и даже парализовано.
Логики в этом нет, а потому следует считать, что буквальное прочтение нормы п. 2 ст. 13 было бы неправильным. Иными словами, п. 2 применяется не только к авторам аудиовизуального произведения, но и ко всем авторам использованных произведений.
19. Пункт 3 устанавливает право автора музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения при публичном исполнении аудиовизуального произведения.
Право на вознаграждение - в данном случае и вообще - это составной элемент любого имущественного авторского правомочия.
Но если имущественные правомочия являются исключительными, запретительными, то право на вознаграждение таковым не является.
20. В пункте 3 под автором музыкального произведения (с текстом или без текста) имеются в виду как автор оригинальной музыки и специально созданной для этого аудиовизуального произведения песни, так и автор ранее известной музыки и "вставной" (ранее известной) песни.
21. В пункте 3 под термином "публичное исполнение" подразумевается то значение, которое придано ему п. 2 ст. 16 Закона. Это, по сути дела, демонстрация аудиовизуального произведения (кино-, теле-, видеофильма и т.п.) в кинотеатре, видеосалоне или в другом общественном месте.
При этом показ аудиовизуального произведения по телевидению не охватывается понятием "публичное исполнение", ибо оно входит в другое понятие: "сообщение для всеобщего сведения".
Следовательно, норма п. 3 не относится к телевещанию.
22. Следует рассмотреть вопрос о том, является ли норма, содержащаяся в п. 3 ст. 13, императивной или диспозитивной. Иными словами, если эта норма может быть изменена или отменена договором, она является диспозитивной; в противном случае это обязательная, императивная норма.
Вывод о том, что рассматриваемую норму следует считать императивной, так как она не сопровождается оговоркой "если иное не предусмотрено в договоре", был бы поспешным и поверхностным: часто характер той или иной нормы определяется не внешним признаком, а самой ее сутью.
23. Признание нормы п. 3 императивной означало бы наличие неотъемлемого от личности автора имущественного авторского права, подобного праву следования (см. п. 2 ст. 17).
Но тогда становится неясным, почему право следования подробно описано в Законе, а названное право на получение вознаграждения упомянуто лишь мимоходом.
24. Диспозитивный характер рассматриваемой нормы косвенно подтверждается и подзаконным нормативным актом - Положением о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений (утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 года N 218 - Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994, N 13, ст. 994).
В разделе I этого Положения содержатся минимальные ставки авторского вознаграждения за различные виды публичного исполнения. Пункт 24 этого раздела, относящийся к демонстрации аудиовизуальных произведений, содержит примечание, которое гласит, что указанная минимальная ставка применяется, "если иное не определено в договоре между автором музыкального произведения и организацией, обладающей в установленном порядке правами на прокат аудиовизуального произведения".
Отсюда следует, что эта ставка может быть изменена соглашением сторон, причем как в сторону увеличения, так и уменьшения: ведь если бы речь шла о возможности только увеличения этой ставки, примечания не потребовалось бы, поскольку все ставки и так являются минимальными и могут быть увеличены по договору.
Но если соглашением сторон ставку можно уменьшить, то никто не может запретить сторонам договориться о ставке "ноль".
Значит, норма п. 3 ст. 13 диспозитивная, она может быть изменена соглашением сторон.
25. Пункт 4 данной статьи относится к авторам произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение. О них мы уже говорили в п. 6 комментария к настоящей статье.
Эти лица, с одной стороны, пользуются авторским правом каждый на свое произведение; с другой стороны, они не могут претендовать на то, чтобы считаться авторами (соавторами) аудиовизуального произведения в целом.
Из Закона не вытекает обязанность упоминать их имена при использовании аудиовизуального произведения.