К разновидностям источников права относятся. Источники права в российской федерации

Источники права: понятие, виды и краткая характеристика.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Источники права: понятие, виды и краткая характеристика.
Рубрика (тематическая категория) Право

Источники права – это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Виды источников права˸ нормативной правовой акт, нормативный договор, судебный прецедент, правовой обычай, религиозные тексты, правовые доктрины, общие принципы права.

Нормативной правовой акт – это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, который устанавливает, изменяет либо отменяет нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

Нормативный договор – соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является основным источником международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти отдельных её субъектов, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

Судебный прецедент – это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. Ныне такой источник широко используется в англосаксонских странах (например, ʼʼобщее правоʼʼ Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутанно и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции, как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при ᴇᴦο наличии.

Правовой обычай – это правило поведения, которое сложилось исторически в силу ᴇᴦο повторяемости в течение длительного времени, санкционированное государством в качестве общеобязательного. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Религиозные тексты – священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и инои̌ юридической практике. Этот источник применяется в первую очередь в мусульманском праве (Коран – собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда).

Источники права: понятие, виды и краткая характеристика. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Источники права: понятие, виды и краткая характеристика." 2015, 2017-2018.

Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которого воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте и становится обязательной для исполнения.

Под источником права в юридической науке обычно понимают внешние формы выражения и закрепления правил поведения общего характера.

Формирование таких правил поведения может осуществляться путем прямого установления государством в процессе его правотворческой деятельности в виде актов компетентных государственных органов либо путем санкционирования сложившихся правил, норм поведения, судебных решений и пр.

К органам, осуществляющим нормотворческую деятельность, относятся, например, Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и др.

Следует особо подчеркнуть, что не любой государственный правовой акт может быть источником права, а только тот, который содержит нормы поведения, общие правила, другими словами, представляет собой нормативный акт. Например, указы Президента о присвоении различных почетных званий конкретным деятелям науки, искусства и т.д. не есть источник права, хотя налицо их государственно-правовой характер. Они не могут выступать источниками права, ибо не содержат каких-либо общих правил, то есть юридических норм. Такие акты, разрешающие индивидуальные, конкретные дела, именуются индивидуальными. Издаются они всеми государственными органами, но, естественно, в пределах их компетенции (например, соответствующие структуры власти принимают решение о предоставлении гражданам жилой площади, о назначении пенсии и т.д.), но от этого источниками права не становятся.

Мировой и исторический опыт свидетельствует, что возможно и иное решение: к источникам права в некоторых странах (например, в Великобритании) относятся не только нормативные акты в поясненном уже понимании, но и правовые обычаи, судебные, юридические прецеденты, нормативные договоры.

Под правовым обычаем (обычным правом) следует понимать нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества обязательное значение. Действие обычного права начинается там, где молчит закон. Например, суды в дореволюционной России за недостатком закона вправе были обращаться к обычному праву (в делах торговых и др.). Обычное право не должно противоречить закону.

Судебный прецедент имеет значение источника права в том случае, когда признается, что судебное решение, вынесенное по конкретному делу, может стать правилом для разрешения подобных случаев на будущее. В этом случае судебное решение, по существу, становится нормой права, и на него будут ссылаться как на общеобязательное правило. Особенное распространение судебный прецедент получил в Великобритании. В нашей стране иной подход к судебной практике, к судебным решениям, который можно выразить следующей формулой: задача судов состоит не в создании, а в применении норм действующего права. Не имеет у нас распространения и правовой обычай, хотя он и не отрицается. Так, статья 5 Гражданского кодекса РФ (часть первая) закрепляет положение об обычаях делового оборота, то есть сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. В некоторых странах источником права служат религиозные постулаты и воззрения. Например, мусульманское право представляет одну из сторон религии ислама. В основе мусульманского права лежат такие источники, как священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Мухаммеду, Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Мухаммеда, и др.

Нормативный договор – соглашение равноправных участников общественных отношений, предназначенных для определенного круга лиц в рамках одного или нескольких государств (например, межгосударственные договоры).

1. К источникам права в Российской Федерации относятся прежде всего законы. Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства и обладающий высшей юридической силой. В Российской Федерации согласно действующей Конституции законодательный орган РФ есть, как уже сказано, Федеральное Собрание – парламент России. Закон также может быть принят непосредственно народом – путем референдума (всенародного голосования). Так, Конституция РФ была принята путем всенародного голосования 12 декабря 1993 года. Законами регулируются наиболее значимые, важнейшие общественные отношения.

Законы в Российской Федерации по своему значению (юридической силе) делятся (классификация ученых МГЮА) на:

а) основные (это Конституция РФ, конституции республик в составе РФ);

б) федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно статье 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ (перечень вопросов, относящихся к ведению РФ, содержится в статье 71 Конституции РФ). В некоторых случаях принятие федеральных конституционных законов прямо предусмотрено нормами Конституции РФ. Так, в соответствии со статьей 70 Конституции РФ Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом;

в) федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации (ст. 71, 72 Конституции РФ). Федеральные законы, согласно статье 76 Конституции РФ, не могут противоречить федеральным конституционным законам;

г) законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Законы, уставы субъектов РФ (республик и др.) не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Среди законов выделяют кодифицированные законы: основы законодательства, кодексы (например, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Уголовный кодекс РФ и др.)

Законы обладают высшей юридической силой по сравнению со всеми другими актами государства. Высшая юридическая сила законов выражается в том, что отдельные государственные акты издаются на их основе и должны им соответствовать. Они суть подзаконные акты.

2. Подзаконный акт, как акт правотворчества, основан на законе и не противоречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.

Все подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти. По сфере распределения и субъектам издания подзаконные акты подразделяются на:

1. Общие. Нормативные предписания высших органов исполнительной власти. Действие этих актов распространяется на всех лиц, находящихся на территории определенного государства. Например: постановления правительства, нормативные указы президента.

2. Местные подзаконные акты. Издают органы представительной и исполнительной власти на местах: в краях, областях, округах... Действие местных актов ограничено подвластной им территорией. Например: постановление местной администрации города.

3. Ведомственные подзаконные акты – разновидность правовых актов общего действия, которые распространяются на ограниченную, специальную сферу общественных отношений. Например: банковские, транспортные, правоохранительные органы издают приказы, инструкции.

4. Внутриорганизационные подзаконные акты издаются общественными организациями для разрешения своих внутренних вопросов и распространяются только на членов этих организаций. Например: уставы политических партий.

Значительное место среди подзаконных актов как источников права занимают указы Президента Российской Федерации, хотя, как уже отмечалось выше, не все они могут быть таковыми. Источники права – это те указы Президента, которые содержат нормы права, то есть нормативы, и направлены на регулирование общественных отношений. К их числу относится, например, Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации".

Нормы права могут содержаться также в различных постановлениях и иных актах, принимаемых палатами Федерального Собрания – Советом Федерации и Государственной Думой, Правительством Российской Федерации (например, Постановление Правительства РФ от 4 ноября 1993 года "О совершенствовании деятельности Государственной налоговой службы Российской Федерации") и др.

На территории субъектов Российской Федерации, кроме перечисленных выше актов, действуют также нормативные акты, принимаемые органами государственной власти и управления субъектов РФ. Это постановления, распоряжения органов исполнительной власти краев, областей, другие правовые акты.

К источникам права РФ относятся также договоры: Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 года субъектами Российской Федерации (при этом надо иметь в виду, что в случае несоответствия положениям новой Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ), международные договоры, договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоры между органами государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, надо иметь в виду и то, что, согласно статье 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ есть составная часть ее правовой системы. На значение общепризнанных норм международного права как источника права РФ указывает и статья 17 Конституции РФ, устанавливающая, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, соответствующие Конституции РФ.

Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права, и свободы граждан. Современная Великобритания – страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период 13 – 20 вв. Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта.

Первой писаной конституцией (то есть представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 году и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Польши и Франции 1791 года.

1. Как Основной Закон государства и общества Конституция в отличие от других законодательных актов имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы конституционного и общественно-экономического строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы – основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

2. Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.

Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ст. 70 Конституции РФ закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция суть центр всего правового пространства. Она способствует согласованности всего правового развития и систематизации права.

3. Конституция обладает высшей юридической силой. Верховенство Конституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции – это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

4. Конституция как Основной Закон характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя.

Стабильность Конституции как Основного Закона обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.

Согласно статье 135 Конституции РФ, положения главы 1 "Основы конституционного строя", главы 2 "Права и свободы человека и гражданина" и главы 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" не могут быть пересмотрены парламентом России – Федеральным Собранием. Если же поступит предложение о пересмотре положений этих глав Конституции, и оно будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Данный проект может быть принят Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или вынесен на всенародное голосование. В последнем случае для принятия проекта новой Конституции РФ требуется, чтобы за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей России.

Поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации принимаются Федеральным Собранием в следующем порядке: поправка должна получить одобрение не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двумя третями субъектов Российской Федерации (в Российской Федерации всего 89 субъектов Федерации).

Воля , выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с этими нормами самых широких слоев населения. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права ».

В настоящее время наиболее известны следующиевиды источников права :

  • нормативный правовой акт;
  • договор нормативного содержания;
  • юридическая наука (доктрины и идеи).

Правовой обычай

Правовой обычай — представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Это исторически первая форма права.

Данному юридическому источнику присущ ряд следующих специфических черт, отличающих ею от других источников:

Продолжительность существования

Обычай формируется постепенно. Должно пройти определенное время с момента его возникновения, чтобы обычай приобрел силу. В древних текстах существовала подходящая формулировка: «С незапамятных времен». Обычай закрепляет, содержит то, что складывалось в результате длительной практики в обществе, он может отражать как общие позитивные моральные, духовные ценности народа, так и предрассудки, расовую нетерпимость. Поскольку — система динамичная и постоянно развивающаяся, то устаревшие обычаи постоянно заменяются новыми, более приспособленными к окружающей действительности;

Устный характер

Особенность обычая, отличающая его от других источников права, состоит в том, что он сохраняется в сознании народа, передается из поколения в поколение в устной форме;

Формальная определенность

Поскольку обычай существует в устной форме, требуется более или менее точная определенность его содержания: ситуация, в которой он применяется, круг лиц, на которых обычай распространяется, последствия, которые влечет его применение;

Локальный характер

Как правило, обычай действует в определенной местности в рамках сравнительно небольшой группы людей или на сравнительно небольшой территории, является своеобразной традицией данной местности. Многие ученые отмечают тесную связь обычая с религией (например, в современной Индии обычное право входит в структуру индусского сакрального права);

Санкционированность государством

Для того чтобы обычай реально применялся в обществе, необходимо признание его государством. Право не существует вне государства, поэтому обычай может приобрести общеобязательный характер наряду с другими источниками права лишь при условии придания ему законности государством. Однако в современных условиях существует более широкий перечень способов легального (официального) санкционирования обычаев в целях включения их в систему формально-юридических источников. Это признание их: государственными органами (законодательными, исполнительными, судебными и т. д.); органами местного самоуправления и другими негосударственными организациями; государствами и (или) международными организациями в сфере публичных и частных международных отношений.

Правовые обычаи подразделяются на определенные виды и подвиды. Можно выделить обычаи:

  • secundum legem (в дополнение к закону ), который действует наряду с законом, дополняя его в случае пробела или невозможности истолковать ситуацию с помощью законодательства;
  • praetor legem (кроме закона ), который также существует параллельно с законодательством страны, однако очень ограничен процессом кодификации и первенством закона в современном романо-германском обществе;
  • adversus legem (против закона ), который в настоящее время играет весьма незначительную роль в связи с верховенством закона или судебной практики (в зависимости от правовой семьи) в иерархии источников права.

По юридической значимости обычаи делятся на основные и субсидиарные (дополнительные).

В зависимости от времени возникновения все правовые обычаи делятся на две основные группы: первую составляют санкционированные компетентными органами обычаи, сложившиеся еще в доклассовых или раннеклассовых обществах; во вторую входят относительно новые правовые обычаи, которые возникают в современных условиях. Так, в Индии по исторически сложившемуся правовому обычаю многие полномочия, которые конституция предоставляет президенту, осуществляет премьер-министр.

Преимущества и недостатки правового обычая как источника права

Таким образом, обычай проявляется как способ постоянного формирования права. Он сохраняется лишь в той мере, в какой факты выражают его реальность. Каждый новый случай применения является новым прецедентом обычая, каждая новая форма по-своему моделирует содержание обычая. Поэтому обычай по сравнению с другими источниками (формами выражения) права обладает большей гибкостью, пластичностью. Однако такая изменчивая форма существования права имеет недостаток: норма обычая не так формально определена, как, скажем, норма, содержащаяся в законе. Поэтому в современном мире обычное право уступило место письменным источникам. Теоретически обычай может сохранять за собой только те место и роль, которые готовы ему уступить письменные источники. Однако часто закон опирается на обычай или возникает на его основе.

В современном обществе каждое государство по-своему решает, какое место отвести обычаю в иерархии источников права. Отсылки к обычаю традиционно применяются в международном морском и торговом праве . Так, срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения — сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Lex mercatoria (торговое право) не что иное, как обычай, предписывающий разрешать споры в стране продавца.

В настоящее время обычай находит достаточно широкое применение в малоразвитых государствах Азии, Африки, Океании . В развитых государствах обычай понимается прежде всего как норма, дополняющая . Однако есть и исключения: в современных Франции и Германии в сфере гражданского и торгового права не исключается применение обычая не только в дополнение, но и против закона.

В России также не исключается применение обычая как источника (формы выражения) права, но в первую очередь в сфере , где у участников присутствует определенная свобода выбора. Статья 5 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) дает определение обычаю делового оборота: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».

Специфика этого источника (формы выражения) права в современных условиях состоит в том, что в законе дается только отсылка к действующим обычаям, сам же обычай в нормативном акте не приводится. Отсылки к обычаю в гражданском законодательстве содержатся, например, в ст. 309 ГК РФ: «Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями». Аналогичная отсылка содержится в ст. 82 Таможенного кодекса РФ.

Таким образом, обычай — это правило поведения, сложившееся в ходе его действительного (фактического) применения в течение длительного времени в определенной местности либо определенной группой людей, не записанное в официальных документах, однако санкционированное государством.

Нормативный правовой акт

По мере развития , и институтов права обычай терял роль единственного источника (формы выражения) нрава. Новым источником, способным удовлетворить растущие потребности общества в правовых инструментах, стал нормативный правовой акт . Он отличался от обычая прежде всего тем, что его нормы записывались, а не сохранялись лишь в памяти. Следовательно, ею формулировки были более четкими и удобными в использовании. В современных условиях нормативный правовой акт как одна из самых удачных форм выражения правовых норм является весьма распространенным способом доведения содержания этих норм до сведения всего населения данной страны. Он представляет собой официальный письменный документ (акт правотворчества), исходящий от компетентного органа и содержащий решение об установлении, изменении или отмене правовых норм.

Нормативный правовой акт как источник права имеет и преимущества, и недостатки.

К преимуществам этой формы писаного права относятся:

  • возможность активно влиять на общественные отношения, поскольку государство располагает специальным аппаратом для реализации правовых норм и может обеспечить этот процесс с помощью мер принуждения;
  • оперативность, возможность быстрого воздействия на процессы ликвидации или, наоборот, развития определенных общественных отношений посредством мер принуждения;
  • удобство использования для лиц, применяющих право, так как содержание правовых норм записано в тексте нормативных правовых актов;
  • единообразие понимания и действия правовых предписаний на всей территории страны — единый режим законности, одинаковая защита прав граждан и т. п.

Но в силу различных причин как объективного, так и субъективного характера это регулирование не может быть до конца адекватным и всеобъемлющим. Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, воспроизводятся, конкретизируются, дополняются, а иногда отменяются правовыми нормами, содержащимися в других источниках права.

Современные нормативные правовые акты — порождение романо-германской правовой семьи. Тенденция к законодательному оформлению права окончательно выявилась в XIX в., когда в большинстве европейских государств были приняты писаные конституции и различные кодексы. Однако в XX в. закон как источник (форма выражения) права постепенно начинает превалировать и в других правовых системах, например в англосаксонской и мусульманской, где прежде ведущими были иные юридические источники. В тех странах, где он является классическим и первостепенным источником права (Германия, Франция, Россия), на верхней ступени иерархической системы нормативных правовых актов находятся конституции и законы (конституционные и обыкновенные). В современных условиях наблюдается тенденция повышения ценности конституционных норм, усиления их верховенства нал другими нормативными актами, особенно актами исполнительной власти: декретами, ордонансами, указами, постановлениями, инструкциями (подзаконными актами).

Современный нормативный правовой акт обладает следующими признаками:

  • издается компетентным государственным органом или непосредственно народом в определенном процедурном порядке;
  • имеет государственно-властный характер;
  • охраняется государством, в том числе в принудительном порядке;
  • обладает юридической силой , т. е. способностью реально действовать и порождать юридические последствия;
  • существует в документальной форме, имеет установленную форму и реквизиты, снабжен указаниями о времени и месте принятия, а также подписями надлежащих должностных лиц, разбит чаше всего на части, разделы, главы, параграфы, статьи и т. п.; содержит четкие положения о том, на какую территорию или какой круг лиц распространяется действие данного акта;
  • является частью строгой иерархии и системы права.

Юридический прецедент

В некоторых странах широкое применение находит такой источник права, как юридический прецедент. Его суть состоит в том, что решение судебного органа по конкретному делу официально становится общим правилом, эталоном разрешения аналогичных дел другими судами либо служит примерным образцом толкования закона (прецедент толкования).

Юридический прецедент — древний источник права, его значение неодинаково в различные периоды истории человечества в разных странах. Он широко использовался в государствах Древнего мира, в Средние века. Так, в Древнем Риме решения преторов и других магистратов признавались обязательными при рассмотрении аналогичных дел. Вообще многие институты римского права сложились на базе судебных прецедентов. Тем не менее юридический прецедент в современном виде возник именно в Англии после того, как Вильгельм Завоеватель захватил эту страну в 1066 г. Начиная с реформ Генриха II Плантагенета (XII в.), стали появляться выездные королевские судьи, которые выносили решения от имени короны. Первоначально группа дел, относимых к ведению этих судей, была ограничена, однако со временем сфера их компетенции значительно расширилась. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Право, которое сформировалось в ходе возникновения и упорядочения целостной системы судебных прецедентов, единых для всей Англии, а также других источников права, стало называться общим (common law).

В настоящее время этот источник права применяется в Англии, США, Канаде, Австралии и т. д. Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых извлекаются юридические (судебные) прецеденты. Судебные решения во всем мире обладают авторитетом, а обобщение судебной практики высшей судебной инстанцией страны может оказывать позитивное влияние на право- реализацию. В отдельных странах такое положение судебной практики закреплено в законодательстве. Однако вне пределов указанных стран, где действует прецедентное право, решения судебных инстанций не выступают в роли источников права.

Для юридического прецедента как источника права характерны казуистичность, множественность, противоречивость, гибкость.

Казуистинность. Прецедент всегда максимально конкретен и приближен к фактической ситуации, поскольку он вырабатывается на основе решения конкретных, единичных случаев — казусов.

Множественность. Существует достаточно большое количество инстанций, которые могут создавать прецеденты. Данное обстоятельство вместе со значительной продолжительностью действия последних (десятки, а иногда и сотни лет) обусловливает огромный объем прецедентного права.

Противоречивость и гибкость. Выше было отмечено, что даже среди нормативных актов, издаваемых одним государственным органом, встречаются несогласованности и противоречия. Тем более неудивительно, что решения разных судебных инстанций по сходным делам могут значительно отличаться друг от друга. Это определяет гибкость юридического прецедента как источника права. Во многих случаях существует возможность выбора одного варианта решения дела, одного прецедента из нескольких. Писаное право такого широкого простора выбора не предоставляет. Впрочем, в противоположность гибкости иногда указываются такие недостатки прецедентного права, как его жесткость, связанность судей когда-то вынесенными решениями сходных дел, невозможность отступить от них даже в ущерб справедливости и целесооб разности.

Итак, юридический прецедент — это решение по конкретному делу, которое обязательно для применения для судов той же или низшей инстанции при рассмотрении аналогичных дел.

Необходимыми основаниями и условиями функционирования прецедента в качестве обязательного источника права являются:

  • наличие механизма опубликования судебных отчетов, что предполагает общеизвестность прецедентов;
  • существование оптимальной системы профессиональной юридической подготовки;
  • эффективно действующая иерархическая судебная власть;
  • нормативность его содержания;
  • признание со стороны государства.

Все, что касается юридического прецедента, можно с определенными оговорками отнести к административному прецеденту. В современных государствах возрастает юридическое значение деятельности многочисленных государственных органов по решению стоящих перед ними задач. В связи с этим административный прецедент также становится источником (формой выражения) права, хотя и используется реже юридического. Это такое поведение государственного органа либо любого должностного лица, которое имело место хотя бы раз и может служить образном при аналогичных обстоятельствах.

Как и юридический, административный прецедент в Российской Федерации не является официально признанным источником права. Однако в юридической действительности нашей страны можно найти примеры, когда в практической деятельности государственных органов (в том числе судебных) создаются правила поведения, которые действуют наряду с писаным правом, конкретизируют, дополняют, а иногда отменяют действующие правовые нормы.

Ни сточки зрения формы выражения правил поведения, ни с точки зрения юридических средств, которыми государство придает этим правилам юридическую обязательность, все приводимые сторонниками существования юридического прецедента в России примеры не могут быть сопоставимы с тем, что имеет место в правовой системе Англии. Единственное, что объединяет все эти российские примеры с юридическим прецедентом, является присутствие в этих процессах суда, фактически участвующего в формулировании правил поведения. Тем не менее органам судебной власти в Российской Федерации явно не хватает необходимых властных полномочий для придания данным правилам требуемой официальной санкционированности. Сделать это может надлежащий правотворческий орган, который часто учитывает сложившуюся судебную практику при создании новых правил повеления.

Высшие судебные инстанции в России не случайно наделены Конституцией РФ (ст. 104) правом законодательной инициативы по вопросам их ведения, в связи с чем имеют реальную возможность побудить законодателя довести до конца процесс придания юридической обязательности формируемым при их участии правилам поведения.

Поэтому следует интерпретировать все случаи, когда судебные или иные административные органы в ходе осуществления правосудия, административно-властных полномочий или обобщений правовой практики детализируют, конкретизируют, дополняют или отменяют действующие правовые нормы, способствуя тем самым созданию нового порядка правового регулирования, в качестве начального этапа формирования новых норм права, своеобразного складывания судебных или административных обыкновений, которым еще не хватает надлежащей степени санкционированности государства. И лишь в дальнейшем этим обыкновениям соответствующим правотворческим органом может быть придана юридически обязательная сила.

Договор нормативного содержания

В некоторых случаях источником права может быть договор нормативного содержания. Основное его отличие от всех остальных договоров состоит в том, что он содержит норму права — правило общего характера, обязательное для исполнения неопределенным кругом лиц. Однако, отличаясь от других видов договоров, нормативный правовой договор отвечает и условиям действительности договоров. Так, для его реализации необходимы:

  • согласная воля двух или нескольких лиц;
  • взаимное познание этой воли;
  • возможность содержания воли.

Еще одно отличие нормативного правового договора в том, что он может содержать не только нормы нрава, но и принципы нрава (например, принцип гуманности, содержащийся в большинстве современных конвенций).

С 90-х гг. XX в. договоры нормативного содержания получают в России все большее распространение как источник (форма выражения) внутригосударственного права. Они могут называться по- разному («контракт», «соглашение», «договоренность»), но в любом случае документ должен содержать норму нрава.

Таким образом, нормативный договор — это совместный правовой акт, оформление выражения согласованных обособленных волеизъявлений субъектов правотворчества, направленных на установление правовых норм.

Характерной особенностью данной формы права является то, что он не принимается каким-либо правотворческим органом, а представляет собой содержащее правовые нормы соглашение договаривающихся сторон.

Исходя изданного понимания договора нормативного содержания можно выделить черты, характерные для договора нормативного содержания как юридического источника:

  • общий взаимный интерес сторон;
  • равенство сторон;
  • добровольность заключения;
  • возмездность;
  • взаимная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;
  • правовое обеспечение.

В нашей стране принята следующая классификация нормативных правовых договоров (по отраслевой принадлежности):

  • конституционно-правовые (Договор об образовании СССР 1922 г.. Федеративный договор 1992 г. и др.);
  • административные (соглашения между исполнительными органами власти и органами местного самоупрааления о делегировании последним определенных полномочий);

Как видим, эта классификация касается в основном договоров, выступающих юридическими источниками внутригосударственного права. Однако чаше всего нормативные правовые договоры используются в сфере международною права, где они являются, в сущности, основным источником (формой выражения): только дву- или многосторонних международных договоров насчитывается свыше 500 тыс. В конституциях многих государств (Франция, Нидерланды, Российская Федерация) установлено, что при противоречиях между нормами международного договора и национальным законом первые будут преобладать.

Действительно, нормативный правовой договор представляет собой весьма значимую разновидность договорных актов, существующих в рамках не только национального, но и международною нрава. Нормоустанавливающее значение договоров ярко проявляется в таких , как международное и конституционное. Поэтому еще одной отличительной особенностью нормативного правового договора является то, что он чаще всего имеет публичный характер, т. е. сторонами таких договоров выступают государства, отдельные государственные органы, межгосударственные образования.

Юридическая наука

В различные периоды развития общества роль науки как юридическою источника постоянно менялась, то диктуя законодателю тексты законов, то практически полностью исчезая из правового пространства. В настоящее время цели юридической науки определены достаточно четко: вырабатывать способы установления и реализации права, давать систематические, глубокие знания обо всей юридической действительности.

Следовательно, мнения ведущих ученых-юристов в большинстве случаев не образуют право в собственном смысле. В то же время истории развития права известны случаи, когда юридическая доктрина воспринималась с официальной санкции государства как непосредственный источник права. В Древнем Риме юридическая наука являлась одним из ведущих источников (форм выражения) права. При этом она выступала и собственно формой существования и выражения права в Древнем Риме (т. е. при принятии судебных решений ссылались на труды известных юристов), и идеальным источником правовой материи, из которою черпались идеи для законодательной практики. В некоторых англоязычных странах можно до сих пор встретить в судебных решениях ссылки на высказывания известных юристов, однако такие ссылки являются лишь дополнительной аргументацией. К числу юристов, на чьи сочинения можно ссылаться как на источники права, относятся: Р. Глэнвилл («О законах и обычаях Англии», XII в.),

Г. Брактон («О законах и обычаях Англии», XIII в.), Ф. Литтлыон («О держаниях», XV в.), Э. Кок («Институции», XVII в.), У. Блэк- стон («Комментарии к законам Англии», XVIII в.).

Статья 38 Статута Международного Суда, принятого 26 июня 1945 г., характеризует судебные решения и юридическую науку (доктрины и идеи) наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве лишь «вспомогательного средства для определения правовых норм». Часто такие ссылки можно встретить в неофициальных мнениях судей Европейского Суда по правам человека, которыми они обосновывают свои коллегиальные решения.

Обширные своды правил общеобязательного поведения, почерпнутые из трудов видных юристов, известны индусскому праву. Но только в мусульманских странах юридическая наука продолжает оставаться ведущим источником (формой выражения) нрава. Мусульманское право, или шариат (пер. с араб. — путь следования), складывается из четырех частей:

  • (сборника проповедей пророка Мухаммеда);
  • Сунны (сборника историй о жизни пророка, его жизнеописания, записанного его учениками);
  • Иджмы (согласованного заключения древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверных, получившего значение юридической истины, извлеченной из Корана и Сунны);
  • Кияса (рассуждений мусульманских юристов в области нрава по аналогии в отношении к новым, не предусмотренным Кораном случаям).

Мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается не к Корану, который он не может и не вправе толковать, а к книгам, написанным в разные годы авторитетными юристами, учеными- богословами и содержащими такое толкование. Так, законодательство Египта, Ливана, Сирии и ряда других арабских стран устанавливает, что в случае пробела в семейном праве судья применяет «наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы».

Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета, в связи с чем заключения древних юристов — знатоков ислама имеют официальное юридическое значение.

Коммуникации между людьми - в области семейных, деловых, административных отношений и иных сферах - в большинстве случаев регулируются различными источниками права. Каковы их признаки? Что относится к источникам права?

Их можно классифицировать в рамках следующих основных категорий:

Нормативные акты

Данного типа источники, называемые также «нормативно-правовыми актами», - это писаные законы и правила. В российской юридической традиции сложилось несколько их разновидностей:

  • Конституции и Уставы;
  • законы;
  • подзаконные правовые акты;
  • муниципальные правовые акты;
  • локальные источники норм.

Рассмотрим их специфику.

Конституции

Главный нормативный акт РФ - Конституция Российской Федерации. Ее положениям не должны противоречить никакие другие источники права. Есть также региональные Конституции - они принимаются в национальных республиках. По юридической силе им равны Уставы, утверждаемые в других типах субъектов РФ. Данные нормативные акты - главенствующие по отношению к иным источникам права, принимаемым на уровне регионов.

Законы и подзаконные правовые акты

Термин «закон» может пониматься в широком и узком смысле. В первом случае он обозначает любой нормативный акт - неважно, какой орган его принял и какова территория его действия. Но есть и более узкие трактовки соответствующего понятия.

Например, в правовой системе РФ к «законам» относятся только те правовые акты, которые прошли соответствующую процедуру принятия и утверждения в ходе взаимодействия представительных и исполнительных органов власти.

В случае если они проходят слушания в Госдуме, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом РФ, то обретают статус федеральных. Их исполнение обязательно на всей территории России.

Если законы принимает региональный парламент, а подписывает - глава субъекта РФ, то данные нормативные акты действуют только в соответствующей республике, крае или области. По отношению к ним, как мы отметили выше, главенствующую роль играют Конституции и Уставы субъектов РФ.

Важно знать, что в России есть особый тип ФЗ - федеральные конституционные законы. Они по юридической силе выше, чем все отмеченные правовые акты, кроме Конституции РФ. Принимаются и утверждаются источники, о которых идет речь, в особом порядке.

Можно отметить, что сейчас в РФ действуют некоторые нормативные акты, вступившие в силу еще при СССР, а также в период до принятия Конституции России в 1993 году (в соответствии с которой отмеченные виды источников права были утверждены). Нормативные акты, о которых идет речь, называются просто Законами и по юридической силе приравниваются к ФЗ. В числе таковых - правовой акт, регулирующий работу СМИ, с ним можно ознакомиться здесь: consultant.ru/popular/smi . Также полезно будет отметить, что Кодексы - Трудовой, Гражданский, Семейный и иные - это федеральные законы.

Постановления Правительства, Указы главы государства - это другой вид источников права - подзаконные нормативные акты. Характеризуются они упрощенной процедурой принятия: участия парламента в их обсуждении и утверждении не требуется. Вместе с тем они часто дополняют федеральные законы, поэтому могут фактически рассматриваться как их составная часть.

Муниципальные правовые акты

Каждый субъект РФ делится на районы, города, поселения (называемые муниципалитетами). В них также принимаются и утверждаются источники права - муниципальные правовые акты. В широком смысле и в обыденной речи они могут называться «законами», но в узком значении таковыми их считать юридически некорректно.

Локальные источники норм

Различные предприятия и организации способны издавать локальные источники норм. Их можно считать полноценной частью национальной юридической системы: за их нарушение зачастую предусмотрены санкции даже на уровне федеральных законов. На предприятиях к основным источникам права относятся распоряжения руководства, коллективные соглашения, уставы, различные положения.

Главный признак нормативного акта - это общеобязательный характер. Положения ФЗ, регионального закона, муниципального акта, локального источника норм должны исполнять, соответственно, граждане РФ в целом, жители отдельного субъекта, конкретного города, работники предприятия. Это отличает источники права, о которых идет речь, от ненормативных правовых актов: их сущность мы рассмотрим далее.

Прецеденты

Прецедент - это решение, вынесенное судом. Следует отметить, что в некоторых странах мира, например в США, он способен носить характер нормативно-правового акта. То есть положения прецедента могут быть обязательны для исполнения жителями конкретного города или, к примеру, штата.

В России, так же как и в большинстве стран Европы, действует иная правовая система, по которой судебные прецеденты - это ненормативные акты. Вместе с тем они способны иметь важное практическое значение. Изучая, какое решение принял суд в конкретном деле, можно получить представление о том, как правильно трактовать какой-либо закон. Или как желательно себя вести, если в нормативных источниках права нет прямых регулирующих предписаний.

Часто обращения в суд связаны как раз таки с расхождениями в трактовке законов разными субъектами правоотношений - гражданами, организациями, органами власти. Решение, которое может быть вынесено в итоге слушаний, способно стать де-факто нормативным правовым актом - им будут руководствоваться субъекты тех сфер, где осуществляют коммуникации истец и ответчик.

Обычаи

Данного типа источники, часто именуемые «правовыми обычаями», также носят ненормативный характер. Но их фактическая применимость может быть очень широкой. Правовой обычай в российской юридической системе призван замещать нормативные акты в тех сферах, которые прямо ими не регулируются.

Какие следует рассмотреть варианты практического использования подобных источников права в России?

Например, граждане, зарегистрированные как ИП, формально могут не иметь печати - в законодательстве РФ нет подобного требования. Их контрагенты не вправе настаивать на проставлении соответствующего реквизита предпринимателями. Однако в практике делового документооборота в РФ принято все же по возможности использовать печать. Это фактически правовой обычай, называемый иногда в данном случае «деловым».

Часто бывает, что при оформлении тех или иных справок, разрешений или лицензий в государственных органах законодательство требует предоставления минимального количества документов. Но сотрудники конкретного учреждения могут «на всякий случай» попросить у заявителя источники, дополняющие их. Это либо те документы, которые когда-то были актуальны (например, требовались в прошлых редакциях законодательства), либо те, которые специалист по личному усмотрению хотел бы видеть в комплекте - «чтобы процесс не тормозился в кабинетах». И это тоже пример правового обычая.

Доктрины

Термин «доктрина» - в числе тех, что обладают самым широким смыслом. В правовом аспекте под ними могут пониматься источники, неизменные с течением времени, - например, писания, содержащиеся в религиозных книгах, факты из летописей. Есть новейшие доктрины, есть те, которые фактически появляются в прямом эфире - к примеру, в виде послания главы государства парламенту.

Подобные источники права, несмотря на то что они носят ненормативный характер, зачастую играют едва ли не более важную роль в обществе, чем Конституция или законы. Более того, нормативные акты иногда основываются как раз таки на доктринах.

Рассматриваемый тип источников права в некоторой степени близок к обычаям, но по отношению к ним он носит гораздо большую степень обязательственности. Что это значит? Никто особо не будет осуждать человека, уклонившегося от исполнения правового обычая, - например, предпринимателя, который принципиально не хочет ставить печать. Но поступать не так, как говорится в доктрине, в большинстве случаев недопустимо, это строжайший моветон.

Принципы

Данного типа источники часто именуются «правовыми принципами». Можно сказать, что по степени обязательственности они занимают срединное положение между доктринами и обычаями, однако характеризуются выраженной приближенностью к нормативным актам. Нарушать принципы права - нежелательно. Но если так вышло, то это не слишком критично и почти всегда объясняется некими причинами.

Принцип права зачастую считается «почти законом» - в виде идеи, в целом очень нужной, но еще не оформленной должным образом, условно говоря, в ходе парламентских процедур и утверждения президентом. Источник, о котором идет речь, может быть совокупностью признаваемых обществом и экспертами критериев корректного регулирования той или иной сферы правоотношений.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

1. Понятие источника права. Виды источников права

Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.

1. Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст.5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например, "общее право" Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутано и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.

3. Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

4. Религиозные тексты - это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран - собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда).

5. Доктринальные тексты - это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII-XIV веках труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.

6. Общие принципы права - это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст.6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона.

7. Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.

Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в механизме государства, а также характером самих актов.

Различаются:

конституция - основной закон государства;

конституционные законы;

обыкновенные законы;

подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).

2. Понятие и виды законов. Конституция, конституционные и обыкновенные законы

Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.

Как самостоятельный источник права закон сложился давно и пришел на смену правовому обычаю (законы Хаммурапи в древнем Вавилоне, законы XII таблиц в древнем Риме, Саксонское зерцало в средневековой Европе, Русская Правда на Руси и др.). В эпоху рабовладения и феодализма законы в основном служили формой обработки и систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов.

В период буржуазно-демократических революций, когда был провозглашен принцип сосредоточения законодательной власти в руках народного представительства (парламента), за законом, принимаемым парламентом, стала признаваться высшая юридическая сила, верховенство и непререкаемость по отношению к другим правовым актам государства.

Закон - высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.

Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган, кроме высшего органа законодательной власти, не может отменить или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер и не могут ему противоречить.

Закон всегда нормативен, т.е. содержит нормы права, для него характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: подготовка законопроекта, законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его обнародование.

Наивысшей юридической силой среди всего массива законов обладает Конституция, а также законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию.

Будучи основным законом государства, Конституция определяет и закрепляет:

организацию государственной власти;

закрепляет основы конституционного строя;

основные права и обязанности граждан;

федеративное устройство;

систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования;

основы правосудия;

избирательную систему.

Конституция - государственно-политический документ учредительного характера, основополагающее начало всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей правотворческой деятельности.

Конституционные законы (в некоторых зарубежных странах, например, во Франции, их называют органические законы) - это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно конституцией. Они являются своеобразным "продолжением" Конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия.

Обыкновенные законы, издающиеся в процессе текущей законодательной деятельности, составляют основную массу законов. Они, в свою очередь делятся, на кодификационные и текущие.

Кодификационный закон определяет нормативные основы отдельной отрасли (института) законодательства, регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, борьба с преступностью и т.д.). Он является единым внутренне связанным документом, включающим как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества.

Кодификационные законы могут выражаться в различных формах. Одна из них - это Основы законодательства - акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в иных актах Федерации и ее субъектов. В настоящее время в Российской Федерации действуют основы законодательства об охране труда, об охране здоровья граждан, о нотариате и некоторые другие.

Чаще всего используемый вид кодификационного закона - это кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс). В настоящее время во главе большинства отраслей российского федерального законодательства стоят кодексы, основная масса которых ныне подвергается существенной переработке. Кроме того, в современных условиях право принятия кодексов принадлежит также и субъектам Российской Федерации.