Административно-правовые нормы и отношения. Нормы административного права

Административное право, как совокупность правовых норм, является одной из самых крупных отраслей права, что обусловлено, в свою очередь, большим объемом предмета правового регулирования и разнообразием охватываемых им отношений.

Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения, они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включаются как статьи, пункты, параграфы и т.д. в акты государственных и муниципальных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, становятся источниками права, внешними формами его выражения.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

В административно-правовой норме содержится правило поведения, регулирующее общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления). Норма административного права выражает сущность регулируемого ею общественного отношения, является «кирпичиком» конкретного административно-правового акта (закона, указа Президента, постановления Правительства и др.).

Нормы административного права занимают важное место в системе российского права, так как регламентируют широкий круг разнообразных общественных отношений. Ими определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, порядок деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти (государственного управления). Нормы административного права устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления, определяют права, свободы и обязанности граждан в сфере исполнительной власти и гарантии их реализации. Значительное место занимают нормы об административной, дисциплинарной и материальной ответственности, а также о способах обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Нормы административного права не только упорядочивают, закрепляют и защищают новые общественные отношения, возникающие при переходе крыночной экономике, но и вытесняют из сферы исполнительной власти (государственного управления) общественные отношения, не отвечающие современным условиям. Во многих его нормах определяется механизм исполнения, претворения в жизнь, применения требований законов к конкретным обстоятельствам и объектам управления.

Административно-правовые нормы имеют следующие особенности:

Административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной власти.

Они имеют собственные средства защиты от посягательств (в случае неисполнения их или ненадлежащего исполнения). За нарушение административно-правовых норм наступает административная ответственность. В некоторых случаях может наступать дисциплинарная ответственность. административный право исполнительный власть

В некоторых случаях административно-правовые нормы регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права, как, например, в области земельного, финансового, природоохранного, трудового права и пр. Административные нормы права могут осуществлять и защиту норм указанных отраслей права. Так, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях).

Рассматриваемые нормы часто устанавливаются субъектами исполнительной власти в ходе ее реализации, для которых эти нормы далее становятся обязательными.

Административно-правовыми нормами обеспечивается применение законодательства в целом. Во исполнение законов органы исполнительной власти принимают постановления и распоряжения, которые являются подзаконными нормативными актами.

Административно-правовая норма имеет традиционную структуру:

гипотезу, т. е.условие действия нормы.

диспозицию - предписания, запреты и дозволения.

санкцию, представляющую собой меру административного или дисциплинарного воздействия.

Можно классифицировать административно-правовые нормы в зависимости от оснований проводимой классификации.

Проблема классификации административно-правовых норм хорошо исследована в юридической литературе и изучена многими правоведами.

1. Традиционна классификация на нормы:

материальные, закрепляющие комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административных отношений (их правовой статус), порядок взаимодействия и функционирования субъектов исполнительной власти т. д.;

процессуальные, регламентирующие процедуру реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами.

2. В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы:

обязывающие, содержащие юридическое предписание действовать в установленных рамках (например, создаваемое юридическое лицо обязано пройти государственную регистрацию);

запретительные, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий (например, запрещается нарушать правила дорожного движения);

уполномочивающие (дозволительные), предоставляющие возможность лицу действовать по своему усмотрению, хотя и в установленных рамках (например, во многих нормах предусматривается право гражданина обжаловать действия (бездействие) должностных лиц). И каждый гражданин сам решает, сможет ли он воспользоваться этим правом или нет. Если он решает воспользоваться, то должен это сделать в определенном порядке и в установленные сроки;

стимулирующие, обеспечивающие должное поведение субъектов отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия;

рекомендательные, дающие возможность поиска наиболее целесообразных вариантов решения поставленных задач (например, рекомендации по организации наиболее эффективной работы различных структур в системе исполнительной власти).

3. По адресу выделяются административно-правовые нормы,

регулирующие:

административно-правовой статус гражданина;

административно-правовой статус коммерческих организаций;

административно-правовой статус общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

административно-правовой статус органов исполнительной власти;

административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений;

административно-правовой статус государственных служащих;

различные вопросы организации и деятельности звеньев исполнительной власти.

  • 4. По масштабу действия административно-правовые нормы классифицируются на:
    • *федеральные;

нормы субъектов РФ;

нормы местного самоуправления.

5. По объекту регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:

общие, регламентирующие наиболее важные стороны административного регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы направлены на все сферы и отрасли государственного управления;

межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления и имеющие при этом специальный характер (например, административные нормы, регулируемые таможенным законодательством);

отраслевые, регулирующие управленческие отношения, возникающие в определенных отраслях исполнительной власти.

6. По действию во времени:

срочные, для которых определен срок действия;

бессрочные, срок действия которых не указан, и они действуют до отмены компетентным органом.

Классификация административно-правовых норм может быть проведена и по другим основаниям.

В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права, проявляющаяся в следующем:

  • а) преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
  • б) административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу управляющее воздействие на поведение;
  • в) действуя в сфере государственного управления, прежде всего и главным образом предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований законов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти;
  • г) административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;
  • д) административно-правовые нормы в отличие от многих других отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду административная ответственность, как правило, наступающая во внесудебном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности, рамки применения которой несравненно уже, чем у административной ответственности (исключительно служебные отношения). Административные средства правозащиты не являются чисто административно-правовой прерогативой. С их помощью практически осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управленческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного и т.п.);
  • е) административно-правовые нормы во многих случаях могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью обеспечивается урегулированность финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности и т.п.;
  • ж) административно-правовые нормы достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.

Реализация норм административного права, как и других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований и может заключаться в их исполнении, а также применении, т.е. принятии на их основе государственно-властных решений применительно к конкретным случаям или субъектам управленческого процесса. Исполнение - это совершение всеми участниками административно-правовых отношений тех действий, которые предписаны в нормах. В отличие от исполнения применение административно-правовых норм осуществляется органами исполнительной власти (должностными лицами) и практически выражается в издании ими индивидуальных правовых актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм. Например, издание Президентом указа о назначении конкретного лица на должность федерального министра является применением п. «д» ст. 83 Конституции.

Таким образом, административное право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти, присущими ему способами и средствами обеспечивает исполнение требований действующего российского законодательства, а также защиту прав и законных интересов участников регулируемых общественных отношений.

К источникам административного права относятся те правовые нормативные акты органов государственной власти и государственного управления, которые содержат нормы административного права, например, Кодекс об административных правонарушениях или Положение о конкретном министерстве. При этом они не ограничиваются нормативными актами РФ и включают в себя указы и законы СССР, Постановления Правительства СССР и РСФСР, ведомственные нормативные акты, которые применяются в части, не противоречащей законодательству РФ.

Нормативные акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и опубликованы.

Особенности предмета административно-правового регулирования (обширность, многообразие отношений) влекут за собой большое число нормативных актов. Вследствие этого является полезной их классификация, в особенности по признакам правовых свойств, а также форм правовых нормативных актов.

В целом же правовая система в Российской Федерации есть структурно-функциональная совокупность правовых актов, возникающих и применяемых на основе общих принципов. Целостность ее обеспечивается общими правовыми принципами, внутрисистемными правовыми зависимостями и процедурами правотворчества и правоприменения.

В Конституции Российской Федерации 1993 года впервые введено понятие "правовая система" (ч. 4 ст. 15) и установлены следующие виды правовых актов: "Конституция", "закон", "федеральный закон", "федеральный конституционный закон", "правовые акты", "нормативные правовые акты", "указы", "постановления", "распоряжения", "решения", "акт", "международные договоры", "устав", "договор", "соглашения". Всего 15 видов актов, в которых нужно правильно разобраться.

Правовые свойства нормативных правовых актов неодинаковы. Различаются акты с высшими юридическими свойствами (законы), акты подзаконные (акты управления) и др.

В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, и по их юридической силе все источники административного права нужно поделить на несколько групп:

I. Акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов;

II. Акты Президента Российской Федерации;

III. Акты государственной администрации;

IV. Акты муниципальных органов;

V. Публичные договоры;

VI. Акты правосудия;

VII. Административные обыкновения.

I. В первой группе источников можно различать:

  • 1. Федеральные законы и иные нормативные акты Федерального Собрания Российской Федерации и Верховного Совета РСФСР:
    • а) Конституция Российской Федерации;
    • б) федеральные конституционные законы (О Правительстве Российской Федерации, об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации и др.);
    • в) федеральные законы и законы РФ (Основы законодательства, кодексы и др.);
    • г) декларации, положения, акты об амнистии и другие акты Верховного Совета РСФСР, палат Федерального собрания Российской Федерации.
  • 2. Законодательные акты субъектов Федерации:
    • а) конституции, уставы субъектов Федерации;
    • б) законы субъектов Федерации.

II. Вторая группа - акты Президента Российской Федерации. Поскольку Конституция Российской Федерации не отнесла Президента ни к одной из трех ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента - важнейший источник административного права.

Акты Президента Российской Федерации - это: указы Президента; распоряжения Президента.

III. Третья группа - акты государственной администрации - самая многочисленная как по количеству актов, так и по их источникам.

  • 1. Административные акты федеральных органов и организаций:
    • а) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
    • б) постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции;
    • в) приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;
    • г) акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.;
    • д) акты Банка России.
  • 2. Административные акты субъектов Федерации:
    • а) указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);
    • б) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;
    • в) приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Федерации;
    • г) приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);
    • д) приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.

IV. Любые правовые нормы, регулирующие вопросы административного принуждения, являются административными. И если такие нормы принимаются решениями муниципальных органов, эти акты становятся источниками отраслевых норм. Акты муниципальных органов содержат также нормы административного права, регулирующие лицензирование, регистрацию, общественный порядок и другие вопросы.

V. В правовой жизни России постепенно увеличивается роль публичных договоров, содержащих нормы административного права. В пятую группу источников административного права входят четыре вида договоров.

1. Международные договоры.

В ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации сказано: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Конечно, правительство, министерство не вправе заключать с органами зарубежных государств договоры, которые противоречат законам России.

  • 2. Федеративные договоры.
  • 3. Административные договоры. Нормы административного права имеются в договорах федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации, только между федеральными органами, только между органами субъектов Федерации, между государственными органами и муниципальными и т. д.
  • 4. Нормативными общефедеральными являются соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов Федерации между профсоюзами, предпринимателями и администрациями субъектов Федерации.

VI. Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права.

Известно, что нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую.

Акты правосудия могут двумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их. Во-вторых, в тех случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции.

VII. Административные обыкновения в наше время в России, во-первых, существуют как правила деятельности в отдельных государственных организациях, это локальные нормы. Во-вторых, они ни письменным, ни устным актом власти не закреплены, являются сложившимися в конкретных организациях обычаями (неформальными нормами) деятельности (распределения дел между служащими, существующими процедурами визирования документов и т. д.). В-третьих, они субъективны, в том смысле, что используются, если их признает руководитель организации или пока их не закрепят в актах субъектов власти.

Все действующие источники административного права образуют целостную, несамоуправляемую систему, изменять которую вправе многие субъекты. Признак, который лежит в основе этой совокупности, - наличие в каждом из них действующих норм административного права.

Нередко систему источников административного (финансового, семейного и других отраслей права) называют административным (финансовым, семейным и т. д.) законодательством. Это некорректно. Известно, что нормы административного права содержатся не только в законах, их очень много в подзаконных актах. В п. 2 ст. 3 ГК РФ сказано: «Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов...». И административное законодательство следует понимать как систему законов, в которых имеются нормы административного права. А всю совокупность действующих источников этой отрасли можно назвать системой источников административного права (СИАП). Административное законодательство образует ядро, важную часть СИАП.

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Нормы административного права делятся на виды в зависимости от различных критериев - особенностей регулируемых ими общественных отношений, назначения и функций.

1. По назначению административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, то есть фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. Эти нормы обычно называют динамичными.

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере: Федеральный Закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами Российской Федерации статуса государственного служащего. В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

2. По методу воздействия на поведение субъектов. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может обязывать к действию, предписывать совершать определенные действия, управомочивать совершать те или иные действия, запрещать их совершение. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на предписывающие, управомочивающие и запретительные.

По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие:

  • - деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
  • - поведение граждан;
  • - деятельность общественных и религиозных организаций;
  • - деятельность государственных служащих.

Нормы административного права распространяются также и на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации.

3. По форме предписания административно-правовые нормы делятся, прежде всего, на императивные (категоричные) и рекомендательные.

Императивные нормы содержат категорические предписания. Они не могут быть изменены участниками конкретных общественных отношений. Пример: п. 2.7 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» водителю запрещается: управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий. Диспозитивных норм, предоставляют возможность субъектам правоотношения самим определять свои права и обязанности в рамках правовой нормы. Они в административном законодательстве встречаются относительно редко.

4. По действию в пространстве. Административно-правовые нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, действуют на всей территории РФ. На территориях субъектов РФ действуют также административно-правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах субъектов РФ.

В ряде случаев указанные нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами - членами СНГ.

5. По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, то есть с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.

Административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия, например, Федеральными конституционными законами «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного или военного положения. Законную силу административно-правовые нормы приобретают, либо с момента подписания содержащих их нормативных актов, либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу.

В Российской Федерации действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные. При этом длительными или кратковременными могут быть как срочные, так и бессрочные нормы.

  • 6. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы классифицируются по масштабу действия:
    • - общефедеральные нормы;
    • - нормы субъектов Федерации.
  • 7. По объему регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:
    • - общие, то есть распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах президента и постановлениях Правительства Российской Федерации;
    • - межотраслевые, то есть регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т.п.;
    • - отраслевые, то есть регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств).

Существуют и иные классификационные группы административно-правовых норм. Например, они могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер (их действие распространяется на всех участников регулируемых отношений).

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы. Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция - это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон.

Предписывающие диспозиции возлагают на субъекты обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения, обязанность совершения ими тех или иных действий. Пример, согласно п. 1.5. Правил дорожного движения, «…участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасность для движения и не причинять вред».

Управомочивающие диспозиции определяют в административном праве, как правило, функции и правомочия субъектов государственного управления. Например, согласно ст. 13 Федерального Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы».

Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет на совершение тех или иных противоправных деяний (действий или бездействия). Запрещающая диспозиция требует воздерживаться от определенного варианта поведения, которое законом считается правонарушением.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются КоАП РФ. Например, согласно ст. 8.1. данного Кодекса санкцией «…за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов является назначение административного штрафа гражданам, должностным лицам и юридическим лицам».

Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся следующие:

  • - предупреждение;
  • - административный штраф;
  • - возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • - конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • - лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • - административный арест;
  • - административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • - дисквалификация;
  • - административное приостановление деятельности.

В правовой литературе по традиции используется понятие "механизм административно-правового регулирования". Между тем, по мнению ряда юристов, целесообразнее говорить о системе, а не о механизме. В этом случае можно комплексно рассмотреть сущность административного права, понять его логику воздействия на общественные правоотношения, выделить ключевые элементы этой отрасли.

Один из главных компонентов административного права - административно-правовые нормы. Рассмотрим далее их особенности.

Общие сведения

Нормы примеры которых будут приведены далее, сформулированы в федеральном, региональном законодательстве, президентских указах, правительственных постановлениях, инструкциях, приказах, распоряжениях федеральных исполнительных структур, а также в иных актах. Этим элементам отводится центральное место в системе. В случае отсутствия в структуре административного права административно-правовых норм оно перестанет функционировать вообще.

Применение правовых положений

Этот процесс - тоже важнейшее звено в структуре регулирования. От качества реализации норм административного права будет зависеть конечный результат их воздействия.

Субъекты, применяющие положения, должны обладать высоким уровнем управленческой культуры, знаниями, необходимыми для осуществления полномочий, опытом. Применение норм административного права - это сложный процесс. В ходе него возникают разного рода коллизии (противоречия), неясности, проблемы и, соответственно, необходимость толкования тех или иных положений при возникновении разногласий между участниками правоотношений, сомнений в правильности действий, конституционности положений. В последнем случае большое значение имеет деятельность Конституционного суда.

Результатом применения и толкования норм управомоченные субъекты выносят соответствующие решения (судебные постановления, правоприменительные акты и проч.).

Административно-правовые отношения

Они рассматриваются как третий ключевой элемент системы. По сути, основной целью регулирования выступает установление управленческих отношений, регулируемых нормами административного права. Достигается эта цель не только за счет создания правовых положений, но и посредством применения их на практике.

Участники административно-правовых отношений обладают определенными обязанностями, правами и ответственностью.

Нормы административного права

Как положения иных юридических отраслей, они представляют собой установленные государством в лице его представительных или исполнительных структур правила допустимого поведения для субъектов управленческих отношений. Соблюдение предписаний обеспечивается за счет механизма государственного принуждения.

Существует ряд признаков, по которым можно отличить нормы отрасли. В административном праве:

  1. Обеспечиваются публичные интересы.
  2. Регулирование управленческих отношений осуществляется на особой организационной основе.
  3. На субъектов права оказывается одностороннее воздействие со стороны государства.

Сфера применения положений

Нормы административного права регулируют публичные отношения, возникающие при реализации исполнительными органами федерального и регионального уровней их полномочий. Кроме того, ими регламентируется взаимодействие местных структур власти с остальными участниками управленческого процесса. К числу последних следует относить государственные организации, учреждения, предприятия или юрлица, в которых преобладает доля госсобственности.

Множество норм административного права регулирует правоотношения, возникающие в ходе решения госструктурами, прокуратурой, судом вопросов, связанных с подбором кадров, назначением на должности оперативных сотрудников, установлением требований для них, прохождением службы, ответственности служащих и прочих внутриорганизационных отношений, отнесенных к компетенции этих органов.

Кроме этого, положения регламентируют функционирование общественных, негосударственных организаций, учреждений, предприятий (аудиторских фирм, обществ охраны потребительских прав, коммерческих банков), работу отдельных управомоченных лиц (частнопрактикующих нотариусов, к примеру) при реализации ими государственно-властных полномочий.

Таким образом, можно заключить, что административно-правовые нормы - это положения, регулирующие:

  1. Отношения, возникающие в сфере реализации полномочий исполнительными госструктурами, местной администрацией, общественными, некоммерческими и прочими негосударственными организациями при осуществлении отдельных управленческих функций.
  2. Внутригосударственные публичные правоотношения, относящиеся к другим сферам деятельности госаппарата. Речь, в частности, о работе органов законодательной власти, суда, прокуратуры.
  3. Отношения, возникающие в рамках применения мер принуждения.

Классификация

Рассмотрим подробно, какие нормы регулирует административное право.

На современном этапе развития рыночной системы целесообразно разделить правовые положения, ориентированные на обеспечение обороноспособности государства, общественной безопасности, правопорядка, охраны природы, сбор налогов и прочих платежей. Они называются охранительными. Регулятивные нормы административного права регулируют отношения, возникающие в рамках деятельности общественных и негосударственных коммерческих объединений, связанные с разрешением споров между физлицами, госорганами, предпринимателями, местными институтами власти и проч.

Охранительные положения закрепляют обязательные для соблюдения правила поведения, ограничения, запреты на совершение тех или иных действий. Регулятивные нормы административного права - это юридические инструменты, регламентирующие применение разных правил: уведомления о начале деятельности, лицензионный, регистрационный порядок, заключение управленческих соглашений. В их число также входят поощрительные, стимулирующие положения.

Материальные нормы административного права

Эти положения юридически закрепляют обязанности, права и ответственность участников управленческих отношений, то есть административно-правовое положение (статус) уполномоченных структур и их должностных лиц. Этими нормами регламентируется деятельность не только исполнительных структур, но и прочих субъектов.

В материальных административно-правовых положениях предусмотрены запреты, ограничения на совершение тех или иных действий, санкции за нарушения, компетенция органов по привлечению виновных к ответственности.

Исходя из юридического содержания, эти нормы можно разделить на:

  1. Обязывающие. Они предписывают совершение тех или иных действий.
  2. Запретительные.
  3. Ограничительные.
  4. Дозволительные (разрешительные). К данной категории можно отнести, например, правила лицензирования. Они допускают осуществление определенной деятельности, в том числе внешнеэкономической, при наличии специального документа.
  5. Управомочивающие (уполномочивающие). Они закрепляют возможность передачи определенных полномочий конкретным органам власти.
  6. Поощрительные. Эти положения служат для стимулирования наукоемкой, экономической и другой деятельности, обеспечения надлежащего поведения субъектов административного права.
  7. Уведомительные/регистрационные. Они закрепляют, например, правила проведения митингов, демонстраций, шествий, порядок регистрации предприятий разной формы собственности, общественных объединений, предпринимателей и проч.
  8. Рекомендательные. Они не обладают обязывающим характером. В них присутствуют рекомендации по выбору той или иной модели поведения. Зачастую такие нормы подкрепляются поощрительными мерами.

Процессуальные положения

Они закрепляют порядок, правила, процедуры правотворческой, правоприменительной и юрисдикционной деятельности структур госуправления и прочих участников административно-правовых отношений. Нормы административного права регламентируют реальное выполнение положений. При этом в каждом отдельном институте отрасли можно выявить весьма специфические процедуры и правила. Так, к примеру, в институте госслужбы процессуальными нормами являются положения о порядке поступления на госслужбу, процедуре перемещения служащего, прохождения службы, правилах проведения аттестации, присвоения специальных званий, рангов, увольнения, дисциплинарное производство и проч.

Другие классификации

В зависимости от формы предписания нормы разделяют на императивные и диспозитивные. Первые являются обязательными для исполнения, вторые предусматривают возможность выбора того или иного варианта разрешения ситуации.

В зависимости от адресата выделяют административно-правовые положения, регламентирующие:

  1. Организацию и деятельность исполнительной власти.
  2. Формирование и работу местной администрации.
  3. Административно-правовое положение муниципальных и госслужащих, должностных лиц управленческих структур.
  4. Организацию и функционирование общественных объединений, прочих негосударственных организаций по осуществлению ими государственно-властных полномочий в рамках своей компетенции.
  5. Формирование и работу учреждений и предприятий, преимущественная доля капитала которых состоит из средств государства.
  6. Административно-правовое положение общественных объединений, некоммерческих и коммерческих негосударственных организаций, граждан, а также правовые инструменты защиты их интересов, свобод и прав.

В зависимости от масштабов применения положения могут быть территориальными (действующими в пределах конкретных областей), местными (устанавливаются структурами муниципальной власти), общефедеральными (действующими по всей стране), региональными (распространяющие действие на конкретный субъект РФ), локальными (устанавливаются в организациях, на предприятиях, в концернах, объединениях и проч.).

По объему регулирования нормы разделяют на общеобязательные (охватывают всех участников административных правоотношений), внутриотраслевые (действуют на нижестоящие исполнительные органы, предприятия, учреждения и проч.), отраслевые, межотраслевые, общие.

В зависимости от характера действия во времени, положения могут быть срочными и бессрочными. Первые вводятся в действие на конкретный период. Для вторых срок применения не ограничивается.

Законной силой обладают только те административно-правовые нормы, которые утверждены в рамках компетенции соответствующих органов, входящих в систему госуправления, а в случаях, закрепленных в законодательстве, соблюден порядок вступления норм в силу.

Структурные элементы

Традиционно в структуре административно-правовой нормы выделяют три компонента:

  1. Гипотезу.
  2. Диспозицию.
  3. Санкцию.

С помощью гипотезы определяются условия, в которых предписания соответствующей административно-правовой нормы надлежит применять. По своей сути, этот структурный элемент закрепляет обстоятельства, выступающие основанием для возникновения, прекращения или изменения управленческих правоотношений.

В большинстве административно-правовых норм, в том числе регламентирующих организацию и деятельность компетентных исполнительных структур, а также определяющих полномочия этих органов и их служащих, гипотеза не используется. В положениях, устанавливающих ответственность за административные правонарушения, этот структурный элемент соединяется с диспозицией.

Гипотеза может присутствовать не непосредственно в административно-правовых нормах, а в общих положениях юридического акта (в преамбуле, вводной части) или иных блоках нормативного документа.

Диспозиция служит в качестве формулировки модели надлежащего поведения. Этот структурный элемент нормы административного права проявляется в прямых предписаниях, посредством которых устанавливаются обязательные правила, запреты и ограничения на совершение тех или иных действий.

Для указания на меру ответственности используется санкция. Она применяется при выявлении нарушений положений, содержащихся в административно-правовой норме. Как правило, санкции содержат меру административного или дисциплинарного воздействия на виновных.

Заключение

Административное право - одна из важнейших юридических отраслей. Управленческие отношения, регулируемые ее нормами, имеют сложную структуру. Для надлежащего регламентирования административно-правовой деятельности необходимы четкие и однозначные предписания, соответствующие современным условиям.

Административно-правовые нормы - важнейший инструмент регулирования организации и деятельности исполнительных структур, их взаимодействия с другими участниками отношений. Их ключевые функции заключаются в обеспечении защиты интересов всех субъектов управленческих отношений, поддержании правопорядка и законности.

Безусловно, административное право, как и другие юридические отрасли, постоянно изменяется. Совершенствуются и нормы, регулирующие управленческие отношения, и деятельность компетентных структур государственного административного аппарата. На всех уровнях власти ведется постоянная работа по развитию отрасли административного права. Для этого анализируется отечественный и зарубежный правоприменительный опыт.

Виды административно-правовых норм, составляющие собственно классификацию зависят от способа выделения. Далее представлены виды норм административного права в зависимости от критерия выделения.

1. Нормы административного права по целевому назначению:

Регулятивные (к ним относят нормы, определяющие права и обязанности субъектов административных правоотношений, а также условия возникновения этих правоотношений).

Охранительные (это нормы, которые определят условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер).

Дефинитивные (признают такие нормы, которые определяют характерные черты и признаки юридического понятия, н-р понятие административного проступка).

Декларативные (нормы, которые обычно содержат принципы административного права или носят рекомендательный характер).

Вводящие в действие другие нормы.

2. По способу правового воздействия:

Обязывающие (содержащие юридически властное пред-писание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на рабо-ту государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объеди-нение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.).

Запрещающие (запрет может быть абсолютным или относительным).

Это нормы, содержащие юридически властное пред-писание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых пред-усматриваются составы административных правонарушений

Управомочивающие (предоставляющие субъекту то или иное право)

По юридическому содержанию:

Материальные (определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статич-ном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих воз-можностей).

Процессуальные(определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами матери-ального права обязанностей и прав. Это уже динамика управлен-ческих отношений).

Их, в свою очередь можно поделить на:

a) административно-процедурные (нормы, регулирующие порядок реализации прав или исполнения обязанности).

b) административно-деликтные (производство по делам об административных правонарушениях).


c) административное - юстиционное судопроизводство (нормы ГПК и АПК, вытекающие из деятельности публичной администрации).

4. По уровню обобщенности правила:

Общие нормы административного права (это нормы, которые распространяются на всех лиц, все отношения той территории, на которой они действуют).

Специальные нормы административного права (исключение из общих - распространяются на определенный круг лиц, являются исключением из общих норм.

Исключительные нормы административного права (исключение из специальных, например о возможности сверхурочной работы полицейских, т.е. исключение из правила)

5. По территории применения:

Нормы федерального уровня (РФ) (действуют на всей территории Российской федерации).

Нормы уровня субъекта РФ (действуют на территории субъекта федерации).

Нормы административно-территориальных образований (действуют на территории административно-территориального образования).

Нормы местного самоуправления (действуют на территории действия органа местного самоуправления. Обычно на территории муниципального образования).

Административно-правовые нормы учреждений.

6. По времени действия:

Бессрочные (срок их действия не ограничивается, действуют до момента отмены).

Срочные (срок их действия срочных норм в нормативно-правовых актах).

7. По кругу адресатов:

Внутриаппаратные (регулирующие отношения только в пределах самой публичной администрации).

Внешнеаппаратные (распространяющиеся на субъектов, не входящих в публичную администрацию)

Также, по адресату могут быть выделены нормы, регламен-тирующие:

а) административно-правовой статус граждан;

б) организацию и деятельность механизма исполнительной вла-сти, т. е. различных звеньев аппарата государственного управления;

в) административно-правовой статус государственных служа-щих — работников управленческого аппарата;

г) ключевые вопросы организации и деятельности государствен-ных предприятий и учреждений;

д) административно-правовой статус общественных объедине-ний;

е) отдельные стороны функционирования различного рода ком-мерческих структур, включая частные.

По объему регулирования:

а) Общие (распространяющие свое действие на все сферы и от-расли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах Президента и постановлениях Правительства РФ).

б) Межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей госу-дарственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положе-ниях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т. п.).

в) Отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, за-крепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств)).

8. По порядку принятия:

Принятые в порядке единоначалия.

Принятые по согласованию с вышестоящими лицами либо органами.

Принятые совместно несколькими органами исполнительной власти.

У нас собрана достаточно полная классификация административно-правовых норм, однако, некоторые ученые предлагают и свои собственные иные критерии.

Способы реализации административно-правовых норм:

Исполнение норм права (заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах)

Соблюдение (воздержание от поступков, запрещенных а-п нормой)

Использование (осуществление правовмочий лица, правомерные действия по его усмотрению)

Применение (является прерогативой соответствующих субъектов исполни-тельной власти.

Оно практически выражается в издании полномоч-ным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессу-альных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на долж-ность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т. п.).

Понятие и признаки административно-правовых отношений .

Административно-правовые отношения являются юридическим результатом регулирующего влияния административно-правовых норм на общественные отношения. Вместе с тем такие нормы регулируют преимущественно управленческие общественные отношения, т. е. отношения, которые возникающие в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти.

Административно-правовые отношения - это общественные отношения в сфере государственного управления, участники которых выступают носителями прав и обязанностей, урегулированных нормами административного права.

Административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, а потому характеризуются их общими признаками. Составные части административно-правовых отношений - субъекты, объекты и юридические факты. Участники административно-правовых отношений имеют конкретные права и обязанности и являются субъектами правоотношений.

Задание 1

Подберите в нормативно-правовых актах и выпишите по три примера:

обязывающих, управомочивающих и запрещающих норм административного права;

материальных и процессуальных норм административного права.

Обязывающие нормы административного права:

КоАП РФ Статья 25.6. «Свидетель»

«Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний»;

КоАП РФ Статья 26.4 «Экспертиза»

«До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта».

КоАП РФ Статья 26.6. «Вещественные доказательства»

«Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела».

Управомачивающие нормы административного права:

КоАП РФ Статья 22.2. «Полномочия должностных лиц»

«2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

КоАП РФ Статья 23.2. «Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»

«1. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 настоящего Кодекса».

КоАП РФ Статья 25.1. «Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении»

«1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом».

Запрещающие нормы административного права:

КоАП РФ Статья 1.6. «Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением»

«1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом».

КоАП РФ Статья 4.1. «Общие правила назначения административного наказания»

«5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение».

КоАП РФ Статья 3.5. «Административный штраф»

«2. Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда».

Материальные нормы административного права:

КоАП РФ Статья 1.4. «Принцип равенства перед законом»

«1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств».

КоАП РФ Статья 3.1. «Цели административного наказания»

«1. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица».

КоАП РФ Статья 2.2. «Формы вины»

«1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть».

Процессуальные нормы административного права:

КоАП РФ Статья 28.2. «Протокол об административном правонарушении»

«1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса».

КоАП РФ Статья 28.5. «Сроки составления протокола об административном правонарушении»

«1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения».

КоАП РФ Статья 29.6. «Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении»

«1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела».

Задание 2

Административно-правовые обязанности граждан и последствия их несоблюдения.

Гражданин - приоритетный субъект административного права. Ибо смысл и содержание деятельности законодательной и исполнительной власти является обеспечение прав и свобод гражданина. Конституционный принцип приоритета прав и свобод гражданина положен в основу государственной службы.

Административно-правовой статус гражданина РФ закреплен в Конституции РФ, в Законе О гражданстве РФ и в других актах законодательства.

Административно-правовой статус гражданина - это комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации этих права и обязанностей.

Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность - способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления.

Административная правоспособность у граждан в сфере государственного управления возникает с момента рождения и прекращается с их смертью.

Конкретный объем прав, свобод и обязанностей граждан в сфере управления определяется рядом обстоятельств - возраст, состояние здоровья, наличие образования и т.д. Например, семейные обстоятельства могут служить основанием для освобождения от воинской обязанности.

Конституция РФ провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Но это по Конституции. В реальной жизни равноправие, даже при самом тщательном его закреплении в Конституции, не может исключать особого административно-правового статуса. Известно, что в российском обществе многие категории граждан имеют узаконенные различия в административно-правовом статусе (государственные служащие высокого ранга, герои России, участники В.О.В. и т.д.). Одним, например, разрешен бесплатный проезд, другим - нет. Иными словами, равенство административной правоспособности граждан РФ как общей способности иметь права и нести обязанности не означает, что реально все граждане обладают всем комплексом конкретных субъективных прав и обязанностей, предусмотренных законом. Каждый имеет возможность занять должность министра, но реально министрами становятся единицы.

Однако в подобных случаях имеются в виду права, которые приобретаются в результате реализации административной правоспособности, что само по себе не изменяет принципа ее равенства для всех граждан. Эти права приобретаются с достижением определенного возраста, в связи с болезнью, по уровню образования и т.д.

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.

Административная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами.

Не все граждане РФ обладают одинаковой административной дееспособностью. Это во многом определяется особенностями управленческих отношений, в которых приобретение и осуществление соответствующих прав и обязанностей своими личными действиями предполагает наличие определенного уровня умственного и психического развития, жизненного опыта, способности отдавать отчет в последствиях своих действий и т.д.

Административная дееспособность наступает с достижением определенного возраста. Так, частичная административная дееспособность у граждан наступает со школьного возраста (с 7 лет). С 16 летнего возраста граждане могут быть привлечены к административной ответственности (ограниченная дееспособность). Полная дееспособность у граждан наступает по достижении 18 летнего возраста. Граждане России, реализуя свои права, свободы и возложенные на них обязанности в сфере управления вступают в административно - правовые отношения с государственными органами, с должностными лицами, а также с иными субъектами административного права.

Каждый гражданин РФ имеет определенные права и обязанности в сфере государственного управления.

Все права граждан делятся по степени возможности их реализации на абсолютные и относительные.

Абсолютные (безусловные) права - это права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на жалобу, трудоустройство и т.д.).

Относительные права - это права, для реализации которых нужен акт государственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельностью и т.д.

Кроме того, права и обязанности граждан в сфере государственного управления подразделяются на общие и специальные.

Общие права распространяются на все отрасли и сферы управления. Например: - право на участие в государственном управлении и право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.

Специальные права - это права граждан в той или иной сфере или отрасли или группе отраслей управления. Например: - в сфере экономики каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

Права граждан в государственном управлении

Право граждан участвовать в управлении государством. Согласно ст. 32 Конституции граждане РФ могут участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Это право подкрепляется их правом избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин может участвовать в управлении делами государства, реализуя право доступа к государственной службе.

Право граждан на объединение. Право граждан РФ на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, закреплено в ст. 30 Конституции РФ, устанавливающей также, что свобода деятельности объединений гарантируется. Административная правосубъектность общественных объединений, в частности их взаимоотношения с гражданами, а также с органами государственного управления и местного самоуправления, детализируется в специально изданных правовых актах. Более подробно об этом мы поговорим в следующей лекции.

Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции).

Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. (ст. 33 Конституции). Основными видами обращений граждан в современных условиях являются предложения, заявления и жалобы.

Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. (ст 22 Конституции). Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Основания и порядок применения административного задержания, а также административного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях. Что касается личной неприкосновенности, то право на нее не охватывается случаями, когда поведение гражданина является противоправным. К гражданам, совершившим правонарушения, может быть применено физическое насилие и иные меры принуждения в целях пресечения правонарушения, обеспечения производства по делу и обеспечения выполнения постановления о применении взыскания (применение физической силы, личный досмотр и др.).

Право на передвижение (ст. 27 Конституции). Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации. Лица, находящиеся на территории РФ, могут свободно выезжать за ее пределы.

Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию.

Граждане РФ, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них законом обязанности. Конституция РФ акцентирует внимание на равенстве не только прав, но и обязанностей граждан.

Административно-правовые обязанности граждан подразделяются на абсолютные и относительные.

Абсолютные - возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата налогов и т.д.).

Относительные - возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника автомобиля платить налоги).

Обязанности граждан в государственном управлении:

Основной обязанностью граждан является соблюдение Конституции РФ и законов.

Соблюдение административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и органов местного самоуправления. Видное место среди них занимают нормы, касающиеся ООП и общественной безопасности, борьбы с преступностью.

Обязанность платить налоги и сборы.

Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Защищать Отечество и т.д.

Конкретный объем обязанностей граждан в отдельных сферах определяется многочисленными нормативными актами, содержащими административно-правовые нормы по данному вопросу.

Несоблюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребление своими правами влечет возможность применения мер правового воздействия (например, привлечение граждан к уголовной или административной ответственности).

Процесс реализации гражданами субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных нормами административного права, предполагает совершение ими юридических действий. Они делятся на правомерные и неправомерные.

Правомерные действия граждан могут быть связаны как с их правами, так и с их обязанностями. К правомерным действиям, связанным с реализацией гражданами своих прав, относятся такие, которые направлены на:

фактическое использование прав (например, обучение в университете);

приобретение законных прав (например, подача заявления о поступлении в вуз);

защиту нарушенных прав (подача жалобы).

Неправомерные действия граждан образуют административные правонарушения, влекущие административное принуждение.

Таким образом, права и обязанности граждан в сфере государственного управления закреплены в Конституции РФ. Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

Задание 3

Составьте схему Административно-правовой статус государственного служащего (элементы)

Общие праваобеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими права и обязанности служащего по замещаемой должности гражданской службы, с критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков; оплата труда и другие выплаты в соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа; доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений; доступ в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации; ознакомление с отзывами о профессиональной служебной деятельности служащего и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов; продвижение на службе, на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном указанным Законом и другими федеральными законами; право на государственное пенсионное обеспечение. Специальные праваГосударственные служащие наделяются специальными правами в зависимости от правового положения органа, в котором они работают, и от того, какую занимают должность. Так, специальные права и обязанности возложены на налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и т.д. Дополнительные праваДополнительными правами могут наделяться некоторые государственные служащие для выполнения служебных обязанностей (например, на применение оружия, на исполнение предъявляемых требований, на применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении - административного задержания, личного досмотра и досмотра вещей и транспортных средств и т.д.). Обязанности государственного служащегособлюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать служебный распорядок государственного органа; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера); соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать установленные законодательством Российской Федерации запреты.

Задание 4

Заполните карту сравнительного анализа видов мер административного принуждения

ПризнакиВиды мерАдминистративное задержаниеПриводАдминистративный арестФактическое основаниеСовершение административного правонарушенияНеявка, в случаях, предусм. ч.3 ст.29.4, п.8 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, либо законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к адм. отв., а также свидетеляУстановление факта совершения административного правонарушения и признание лица виновным в его совершенииСтатья КоАП РФ27.3.27.15.3.9.СрокСрок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.3, которые предусматривают, что в отношении некоторых категорий дел лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 ч.На период разбирательства дела об административном правонарушенииустанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток.Цель Относится к числу мер обеспечения производства по делам об адм. правонар. Необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Так же относится к числу мер обеспечения производства по делам об адм. правонар. Доставление лица, в отношении которого ведется разбират. дела об админ. правонар., либо свидетеля в случ., если рассмотрение дела об админ. правонар. отложено в связи с их неявкой без уваж. прич. и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.Административное наказание в виде содержания нарушителя в условиях изоляции от обществаПроцессуальное оформлениеПротокол об административном задержанииПривод осуществляется органом внутренних дел на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.Назначается судьей при вынесении постановления по делуадминистративный право норма принуждение

Задание 5

Каковы стадии производства по делам об административном правонарушении?

Стадии производства по делам об административном правонарушении:

возбуждение дела об административном правонарушении и в необходимых случаях проведение административного расследования;

рассмотрение дела;

пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;

исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Список использованных источников и литературы

1.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Консультант плюс.

2.Головистикова А.Н. Административное право России в схемах и таблицах. М., 2006.

.Севрюгин В.Е., Козлова Л.С., Плесовских В.Д. Административное право Российской Федерации (особенная часть). ТюмГУ, 2009.