Дату введения системы ветеринарной сертификации «Меркурий» отсрочить не удалось. Какие организации обязаны подключиться к “Меркурию”? Кто обязан оформлять ЭВС

Переход на электронные формы ветеринарно-сопроводительных документов в мясной отрасли обеспечивает снижение затрат на их оформление и отказ от навязанных, избыточных или мнимых, но платных, ветеринарных услуг.

Синельников Максим Вячеславович

Заместитель руководителя исполнительного комитета Национальной Мясной Ассоциации

Одной из основных проблем ветеринарного надзора, рассматриваемых на всех уровнях власти, является устаревшая система оформления ветеринарных сопроводительных документов (ВСД). Ни для кого не секрет, что, несмотря на высокую степень защиты бланков ВСД, бланки теряются или воруются, и в дальнейшем по ним оформляется нелегальная продукция. Право на оформление ВСД на бланках строгой отчетности есть только у госветслужбы. Кроме того, участники рынка продукции животного происхождения вынуждены нести существенные расходы на оформление ВСД и навязанные сопутствующие услуги, монопольно оказываемые государственными ветеринарными службами. В крупных компаниях ежегодные расходы составляют десятки и даже сотни миллионов рублей. Оформление ВСД на бумаге превратилось для госветслужбы в источник пополнения бюджета, целую индустрию по выкачиванию денег из бизнеса. Критическим образом сместился акцент с основной деятельности госветслужбы по проведению противоэпизоотических мероприятий на зарабатывание на бланках ВСД и ветеринарных услугах.

Для решения «клубка» проблем на протяжении последних 8 лет в Россельхознадзоре ведется большая работа по технологической модернизации ветеринарного надзора. Цель работы заключается в высвобождении государственной ветеринарной службы от несвойственных ей видов деятельности. И сегодня с уверенностью можно сказать, что в этой работе достигнуты качественные результаты, которые напрямую уже повлияли на экономику ведения бизнеса. Переход на оформление ВСД в электронной форме позволяет участникам рынка оформлять их в электронной форме без привлечения представителей государственной ветеринарной службы, а также отказаться от навязанных услуг, что минимизирует издержки бизнеса.

В результате перехода на электронный документооборот будет внедрена система прослеживаемости продукции животного происхождения, что является одним из основных условий развития экспорта.

Как известно, проблема эпизоотий на мясном рынке России стоит особо остро. Как показывает практика распространения африканской чумы свиней (АЧС), от заноса вируса АЧС не могут быть защищены ни малые хозяйства, ни промышленные предприятия высшей степени биологической защиты, пока не будет обеспечена прослеживаемость обращения живых животных и продукции животного происхождения. За прошедшие 10 лет убытки, связанные с распространением АЧС, оцениваются в десятки миллиардов рублей. Прослеживаемость позволяет детально видеть историю движения животных и продукции по все товаропроводящей цепи в режиме реального времени. В случае выявления риска становится известен источник его возникновения и все участники, связанные с ним. Это позволяет своевременно, а время здесь ключевой фактор, локализовать источник возникновения риска и исключить распространения вируса дальше по цепочке поставок. В случае необходимости может быть организован оперативный отзыв продукции с рынка. Прослеживаемость нужна и бизнесу, который получает реальные гарантии безопасности поступающего от поставщика продукта, и органам государственного ветеринарного надзора для принятия исчерпывающих и предельно адресных мер.

До 1 января 2018 года остается все меньше времени. Если посчитать количество рабочих дней, то эта цифра может испугать тех руководителей компаний, которые еще не приняли соответствующие управленческие решения. А именно, не назначили ответственного сотрудника, не утвердили план мероприятий, не определились с методом перехода (ручной ввод данных в ФГИС «Меркурий», интеграционное решение через API-интерфейс), не зарегистрировали в системе ответственных лиц, не начали пилотные тестирования.

Перенос сроков вступления в силу требования закона не планируется и не рассматривается. По имеющимся данным, единственное предложение Минсельхоза России о переносе срока вступления в силу закона на 1 год на продукцию, на которую в настоящее время не оформляются бумажные ВСД, пока не нашло поддержки. И это понятно. Срок переходного периода на внедрение электронных форм ветеринарных сопроводительных документов (ЭВСД) был достаточно комфортный - почти 2,5 года. Оформить ВСД на бумажном носителе с нового года будет невозможно.

Подробное описание того, как начать работать во ФГИС «Меркурий», опубликовано на портале vetrf.ru в разделе «Система Меркурий».

ФГИС «Меркурий», предназначенная для оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, являющаяся модулем ФГИС в области ветеринарии, введена в эксплуатацию в 2011 году и зарегистрирована в Минкомсвязи России.

Соответствие ФГИС в области ветеринарии требованиям, предъявляемым к государственным информационным системам, установлено в ведомственных нормативных правовых актах Россельхознадзора, которые прошли согласование в компетентных федеральных органах исполнительной власти и направлены на государственную регистрацию в Минюст России.

Минсельхоз России совместно с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору разработал целый комплекс нормативных правовых актов, которые позволяют осуществить переход на ЭВСД уже сегодня. С перечнем этих актов можно ознакомиться ниже.

Отдельные действующие акты к 1 января 2018 года планируется доработать. В частности, предполагается расширить перечни для уполномоченных лиц организаций и аттестованных негосударственных ветеринарных специалистов, внести уточнения в порядок оформления ЭВСД.

Для расширения и уточнения перечня подконтрольных товаров, на которые имеют право оформлять ЭВСД негосударственные ветеринарные специалисты и уполномоченные лица, Минсельхоз России начал публичное обсуждение проектов приказов о внесении изменений в Приказы Минсельхоза России №№646, 647 от 18.12.2015 г.

Национальная Мясная Ассоциация (НМА) направила свои предложения по актуализации этих приказов. В частности, НМА поддерживает предложение Россельхознадзора о включении в приказы дополнительного назначения - направление на утилизацию. Это позволит не приглашать, например, в магазин или на производство государственного ветеринарного специалиста исключительно для оформления ВСД на продукцию (например, кость после обвалки), направляемую на утилизацию, переработку, уничтожение. Считаем также необходимым включить в приказы право оформлять ЭВСД на свиной жир, направляемый на технические цели, на яйцо столовое, мед, зерновые культуры, растения для технических целей, солому и фураж.

Принятые правовые акты позволяют уполномоченным лицам организаций, например, сотрудникам складов, менеджерам компаний оформлять ЭВСД на упакованную продукцию без участия государственных ветеринарных врачей, за услуги которых приходилось платить немалые денежные средства.

Более того, с 1 сентября 2017 г. вступил в силу приказ Минсельхоза России, регламентирующий порядок аттестации специалистов в области ветеринарии. Для прохождения аттестации ветеринарные врачи организаций могут обратиться с заявлением в управление ветеринарии любого региона страны. В каждом субъекте страны должны быть созданы аттестационные комиссии, которые будут проводить проверку знаний для принятия решения об аттестации. Аттестация позволяет ветеринарному специалисту организации оформлять ЭВСД практически на тот же перечень подконтрольных товаров, что и установлен для государственных ветеринарных врачей. Аттестованные специалисты, например, могут оформлять ЭВСД на живых животных, на не упакованную продукцию животного происхождения вне зависимости от глубины переработки.

Многие предприятия и операторы рынка уже сегодня работают в системе и оформляют ЭВСД. По данным оператора системы, по состоянию на август 2017 г. зарегистрировано 213,6 тысячи юридических лиц, оформлено 8,3 млн ЭВСД. В том числе 1,12 млн документов было выдано на мясо и мясные продукты, 1,39 млн — на мясо птицы, 4,29 млн — на готовую продукцию. Количество оформленных в августе 2017 года ЭВСД в 2,5 раза превышает их количество, оформленное в августе 2016 года.

Электронные ВСД принимаются органами ГИБДД наравне с бумажными ВСД. МВД России проинформировало территориальные подразделения Госавтоинспекции о том, что владелец (перевозчик) подконтрольного товара обязан по своему выбору представить номер электронного ВСД или предъявить соответствующий этому ВСД двумерный матричный штриховой код, сформированный ФГИС в области ветеринарии, либо представить распечатку формы для печати оформленного в электронной форме ВСД.

Согласно части 8 статьи 2.3 Федерального закона от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии", оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2016 №1140 "О порядке создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии" Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) определена оператором Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии.

Оператор разработал интеграционный шлюз, обеспечивающий возможность реализации интеграционных решений с использованием любых программных средств, в том числе на базе широко распространенного программного обеспечения.

По данным оператора, всего свои интеграционные работы завершили и ведут практическую работу по оформлению электронных ВСД через API-интерфейс 319 хозяйствующих субъектов из 51 субъекта Российской Федерации. По итогам августа 2017 г. всего в настоящее время ведут работы по интеграции на учебной версии системы без малого 1000 хозяйствующих субъекта и 9 учреждений госветслужб.

В ближайшее время многие крупные организации сетевой розничной торговли начнут активную фазу по внедрению ЭВСД, о чем будут проинформированы изготовители и поставщики. Те поставщики, которые окажутся не готовыми к оформлению ЭВСД, с 1 января 2018 г. очевидно столкнутся с трудностями при поставках товара в магазины.

На протяжении двух лет на площадке ECR-Russia ведется работа по подготовке единого стандарта маркировки продукции, поставляемой в сетевые розничные магазины, по актуализации правил оформления ЭВСД и расхождений, а также осуществляется выработка дополнительных требований к ФГИС «Меркурий» для упрощения процедур сопоставления ЭВСД с физическим товаром. В работе принимают участие как поставщики и производители, так представители ритейла.

ECR-Russia инициирует и проводит форумы и семинары, на которых рассматриваются вопросы электронного документооборота с широким кругом лиц, а также является постоянным активным участником круглых столов на других площадках.

Основные достигнутые договоренности заключаются в следующем. Маркировка коробов, а не потребительской единицы, штриховым кодом при поставках в розничные сети является обязательным элементом обеспечения идентификации логистических единиц в целях прослеживаемости в рамках работы с ФГИС «Меркурий».

Штрих-код однострочный, если между поставщиков и покупателем не согласовано иное. В этикетке используется штрих код в формате GS1-128. Код содержит такие обязательные атрибуты, как GTIN (штрих-код товара (коробки)), Net Weight (вес нетто) обязательный атрибут только для товаров с переменным весом, Production Date (дата производства), Batch/lot number (номер партии). Допускается применение символики GS1 Data Bar Expanded Stacked c теми же идентификаторами применения или атрибутами.

Любые другие атрибуты (в том числе Количество упаковок, Дата окончания срока годности) могут быть включены в штрих-код как опциональные, если позволяет длина штрих-кода. Их наличие согласовывается между покупателем и продавцом индивидуально.

Для маркировки паллет используется Serial Shipment Container Code (SSCC). SSCC - незначимый номер, который не содержит никаких классифицирующих элементов и связывает информацию, закодированную в штриховом коде на логистической единице, с информацией, которой обмениваются торговые партнеры с помощью электронных бизнес-сообщений (EDI). По сути, SSCC - это ключ к информации, содержащейся в базе данных.

Основными проблемами, над решением которых сейчас ведется активная работа, по мнению участников рынка, являются отсутствие в круглосуточном режиме технической и консультационной поддержки со стороны оператора/разработчика системы, недостаточный уровень информирования о ходе доработки системы, недостаточный уровень покрытия некоторых удаленных регионов сетью интернет, отсутствуют утвержденные методические указания по обеспечению функционирования системы.

По имеющейся информации, в ближайшее время заработает call-центр. Вопрос качества покрытия сетью интернет остается пока открытым, но, возможно, по этому вопросу решения появятся ближе к концу года. Методические указания находятся на государственной регистрации в Минюсте России и будут опубликованы в скором времени.

Типичная ситуация, когда в отдельных регионах управления ветеринарии при наличии ЭВСД не разрешают перемещение продукции без дополнительного оформления ВСД на бумажных носителях или не принимают грузы с ЭВСД. Это является нарушением закона и должно рассматриваться в соответствующих компетентных органах. Но зачастую по понятным причинам предприятия не хотят вступать в конфликт с ветеринарными управлениями и не обращаются за защитой своих прав.

Не решенными остаются вопросы о регистрации и идентификации площадок (поднадзорных объектов) в системе. На стартовом этапе функция регистрации площадок была делегирована управлениям ветеринарии регионов. Однако практика показала, что такой подход неприемлем, так как в отсутствие единого стандарта ввода данных регистрация площадок проводится с грубыми ошибками. В результате в реестре фиксируются случаи наличия множества зарегистрированных площадок по одному и тому же объекту. Оператор планирует дать право хозяйствующим субъектам заводить и редактировать собственные площадки в системе, что должно снять эту проблему.

В сентябре началось тестирование новой версии системы, в которой учтены многие предложения бизнеса. После окончания тестирования новая версия будет доступна в боевом режиме.

Для решения проблем в системе в рамках рабочей группы при ECR-Russia ведется систематизация проблем и контролируется выполнение работ по их устранению. К основным проблемам следует также отнести низкое качество документации, ошибки и отсутствие последовательного изложения.

По результатам опроса, проведенного Национальной Мясной Ассоциацией среди животноводов, производителей и поставщиков мяса, выявлены некоторые ошибки, допускаемые самими участниками рынка.

Так, например, некоторые участники опроса заявляют, что работы по внедрению ЭВСД ведутся полным ходом, однако оформление ЭВСД осуществляет представитель государственной ветеринарной службы региона. При этом руководство предприятия назначило сотрудника ответственного за внедрение ЭВСД. Это означает, что руководство предприятия не контролирует процесс внедрения ЭВСД, пустив все на самотек. На таких предприятиях не будет экономии средств на оформление ЭВСД, так как по-прежнему работы ведут государственные специалисты, оплата которых осуществляется по тарифам, установленным в регионе. Размер тарифов, как известно, может в разы отличаться от региона к региону, делая одних участников рынка менее конкурентоспособными по отношению к другим.

Одной из проблем, заявленных участниками опроса, является то, что не все контрагенты готовы работать с продукцией и принимать или оформлять электронные ВСД. По мере перехода отрасли на ЭВСД проблема будет решена. Предположу, что с момента активного внедрения ЭВСД в сетевых организациях розничной торговли рынок поставщиков быстро перейдет на электронные ВСД.

Многие участники рынка отмечают низкое качество или полное отсутствие информации на региональном и местном уровнях о вступлении в силу с 1 января 2018 года новых правил оформления ВСД. В этой связи, необходимо активизировать информационную работу региональных администраций и ветслужб по информированию участников рынка.

На предприятиях птицеводства, осуществляющих производство и убой птицы, переработку мяса птицы и реализацию мяса птицы и готовой продукции в России и на экспортных рынках, отмечается высокая степень готовности. По данным Росптицесоюза, полученным в результате опроса, проведенного среди 115 птицефабрик, к 01.01.2018 года подтвердили 100%-ю готовность оформлять ЭВСД 72% опрошенных предприятий, 20 % предприятий оценили свою готовность на уровне от 50 до 90%, 8% предприятий выразили неуверенность в готовности перейти на оформление ЭВС к началу года.

По оценкам Национального Союза свиноводов, предприятия, осуществляющие интенсивное разведение и убой свиней, переработку и реализацию продукции свиноводства и готовой мясной продукции, находятся в высокой степени готовности. Готовность перейти на оформление ЭВСД к 1 января 2018 года высказали все опрошенные компании, из них большая часть компаний уже оформляет ЭВСД или планирует осуществить переход на оформление ЭВСД в октябре - ноябре 2017 г.

Предприятия, осуществляющие мясопереработку, входящие в состав членов Национальной Мясной Ассоциации, Росптицесоюза, Национального союза свиноводов, подтверждают высокую готовность перейти на оформление ЭВСД с начала 2018 г. или уже сегодня оформляют ЭВСД.

Участниками ВЭД, осуществляющими импортно-экспортные операции ведется активная работа по переходу на ЭВСД и подтверждается готовность оформлять ЭВС с 01.01.2018 г.

Таким образом, на мясном рынке России в товаропроводящей цепочке от производства до розничного магазина отмечается весьма высокая готовность к оформлению ЭВСД, чему будет способствовать решение обозначенных технических вопросов.

Вопросов и проблем при запуске такой системы есть и будет, безусловно, много. Скорость их решение зависит от координации действий оператора, разработчика, регулятора и участников системы. Самым главным сегодня, на мой взгляд, является информированность участников о состоянии дел, о динамике решения проблемных вопросов. При этом от активности участников системы будет зависеть и скорость решения проблем.

Если у Вас есть вопросы по внедрению и использованию ФГИС «Меркурий», Вы можете задать их через на сайте или по e-mail: pr@сайт

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейших ритейлеров) предлагает перенести срок перехода на работу с электронной системой прослеживаемости "Меркурий" для поставщиков готовой продукции.

"Для того чтобы снять какие-то риски и этот негатив по поводу внедрения "Меркурия", АКОРТ направляет в определенные ведомства по зонам ответственности свои предложения, которые касаются неких изменений в законодательной части. Недавно от АКОРТа было направлено предложение, чтобы снизить риски и не ввести бизнес в потери, о том, чтобы государство позволило и перенесло сроки внедрения для готовой продукции, включая готовую молочную продукцию, на 2019 или 2020 год", - сказала руководитель службы по обеспечению взаимодействия с органами государственной власти департамента логистики "Магнита" (MOEX: MGNT) Ольга Фабрикантова на пресс-конференции АКОРТ во вторник.

"То есть позиция наша такая: мы против переноса сроков с 1 июля 2018 года, но мы за то, чтобы дать возможность производителям готовой продукции, которая раньше не сопровождалась ветеринарными документами, дать время еще для подготовки, чтобы не тормозить процесс", - подчеркнула она.
В целом, по оценке АКОРТ, к переходу на "Меркурий" готовы от 20% до 50% поставщиков - в зависимости от сети. "На текущий момент ситуация по готовности поставщиков у всех сетей разная. Но в среднем она в интервале от 20 до 50%. Причины такого разбега по сетям разные, потому что сама схема внедрения и интеграция баз данных сетей и "Меркурия" достаточно различная. У каждой сети свой подход к реализации этого проекта", - отметила О.Фабрикантова.

По словам представителя Х5 Retail Group, у компании около 1,5 тыс. поставщиков продукции, подлежащей ветеринарной сертификации с 1 июля. "Из них порядка 40% не подтвердили готовность к работе в ФГИС "Меркурий", не провели или не успевают в срок до 1 июля провести комплекс мероприятий по внедрению ФГИС "Меркурий" в собственные бизнес-процессы", - сказал представитель ритейлера.

Из ста крупнейших федеральных поставщиков Х5 почти 30% до сих пор не завершили интеграцию с системой "Меркурий" и не начали совместного с ритейлером тестирования - они находятся в зоне риска невозможности осуществлять поставки с 1 июля 2018 года. И только 5% из ста крупнейших поставщиков Х5 работают стабильно и без ошибок. "Компания готова передать соответствующим органам власти детальную информацию о статусе готовности поставщиков к началу работы с ФГИС "Меркурий" для принятия совместных усилий по нормализации ситуации по специальному запросу", - добавил представитель Х5.

По словам О.Фабрикантовой, сети, входящие в АКОРТ, на текущий момент готовы к переходу на "Меркурий" - и помогают поставщикам адаптироваться к новым требованиям. "Чтобы как-то помочь поставщикам и ускорить этот процесс и все-таки с 1 июля внедрить "Меркурий" - потому что АКОРТ против переноса сроков на более поздний период, потому что сети имеют достаточно высокую степень готовности, - мы проводим достаточно большую, объемную работу с поставщиками. Она проходит по-разному: иногда это индивидуальные консультации по звонку поставщика, АКОРТ проводит совещания, собрания, вебинары. Для поставщиков готовятся разъяснительные материалы в виде образцов заполнения электронных ветеринарных документов, готовятся методические рекомендации, и в принципе сети очень лояльно относятся к тем отклонениям, которые сейчас возникают на этапах внедрения "Меркурия" со стороны поставщиков", - сообщила она.

С 1 июля 2018 года для поставок в торговые сети продукции животного происхождения будет необходимо оформление электронных ветеринарных сертификатов в ФГИС "Меркурий". Добровольная ветсертификация в электронном виде доступна для следующих категорий продукции: мясо, птица, яйца, рыба, морепродукты, икра, колбасные изделия, мёд, корма для животных. Предполагается, что с 1 июля она станет обязательной как для перечисленных категорий, так и для молочных продуктов всех видов, сыров, рыбной гастрономии, консервации рыбной, мясной и молочной, полуфабрикатов замороженных и охлаждённых, а также детского питания, которое содержит компоненты животного происхождения.

Электронная ветеринарная сертификация продукции животноводства введена изменениями в закон "О ветеринарии", который был подписан президентом РФ 14 июля 2015 года. До 1 января 2018 года был предусмотрен переходный период, в течение которого можно было сертифицировать продукцию как на бумажных носителях, так и в электронном виде. С 1 января 2018 года планировался переход на полную электронную сертификацию. Однако в конце 2017 года было принято решение перенести этот срок на 1 июля 2018 года.

Согласно приказу Минсельхоза, система «Меркурий» в 2019 году будет применяться повсеместно. Создание единой информационной базы о товарах животного происхождения должно не только сократить время обращения и выдачи соответствующих документов, но и поможет отслеживать перемещение грузов на территории страны.

Ввод «Меркурия» Россельхознадзора перенесли на 2019 год?

Более 220 млн электронных ветеринарных сертификатов было выдано за два месяца работы системы «Меркурий» в России. Использование данной системы стало обязательным с 1 июля этого года для оформления ветеринарных сопроводительных документов (эВСД). С помощью этой системы легко можно отследить путь перемещения поднадзорных Государственному ветеринарному надзору грузы. Перечень подконтрольных товаров указан в Приказе №251 от 27.06.2018 Минсельхоза РФ. В 97 групп включены как живые животные (домашние птицы, лошади и крупный рогатый скот), так и удобрения, необработанные животные шкуры, цирковые животные, охотничьи трофеи, чучела и другое. Таким образом, система «Меркурий» не только отслеживает путь передвижения груза по стране, но и создает единую информационную базу в целях повышения пищевой и биологической безопасности.

Регион Показатель использования API-интерфейса
Республика Марий Эл 97,3%
Челябинская область 69,2%
Московская область 94%
Псковская область 93,6%
Саратовская область 91,4%
Чечня Не используют интерфейс
Республика Ингушетия
Республика Тыва
Чукотский АО
Ненецкий АО

Республика Саха (Якутия) вошла в список субъектов с наихудшими показателями. В самом большом российском регионе с 1 июля переход на оформление электронных документов состоялся только в четырех районах:

  • Нерюнгринском – 65,4% хозяйствующих субъектов;
  • Алданском – 95,3%;
  • Ленском – 99,4%;
  • Мирнинском – 100%.

Всего в состав республики входит 34 муниципальных района.

Несмотря на то, что подключение к ветеринарной системе продвигается не очень активно, переход не перенесли на 2019 год, поскольку приказ уже вступил в силу.

Последние новости о системе для ИП и других хозяйствующих субъектов

Как передают последние новости, в середине августа информационная ветеринарная система подверглась хакерской атаке. Согласно данным курирующего ведомства, атака произошла ночью, в период отгрузки и оформления электронных сопроводительных документов, что могло нанести значительный урон. Однако в Россельхознадзоре сообщили, что DDoS-атака была успешно отражена и сбоя в работе сервера удалось избежать.

Информационная система не только является единой базой и помогает отслеживать передвижения груза, но и сокращает время и затраты на оформление необходимой ветеринарной документации, а перенос информации в электронный вид позволяет минимизировать возникновение возможных ошибок при ручном вводе данных. Ее использование предназначено для ветеринарных управлений, для ИП и прочих хозяйствующих субъектов, складов временного хранения и остальных.

Другой отрицательный эпизод, выявленный в ходе использования системы, это невозможность возврата товара в магазин. Как оказалось, покупатель сельскохозяйственной продукции не может отменить покупку, поскольку данное действие не предусмотрено в системе «Меркурий».

«Надо исправлять саму систему, мы уже связывались с разработчиками. Она нам обещали, что будут исправлять, потому что на сегодняшний день реально оформить возврат невозможно», – сказал Вадим Смирнов, занимающий должность заместителя главы регионального управления Россельхознадзора по Калининградской области.

Президент РФ утвердил закон № 431-ФЗ о переносе срока перехода на электронные ветеринарные сертификаты на 1 июля 2018 года.

Закон также устанавливает исключения, то есть перечень случаев, когда оформление ветеринарных документов можно производить на бумаге.

Так, например, бумажное оформление ветеринарных документов будет разрешено при наступлении обстоятельств непреодолимой силы или при отсутствии внаселенных пунктах доступа к интернету.Указанные поправки уже вступили в силу.

Уже сейчас стоит как минимум зарегистрироваться в системе и познакомиться с интерфейсом, уточнить у поставщиков, готовы ли они к обязательной электронной сертификации, и как будет организована работа по оформлению ВСД, т.к. рознице это грозит остановкой поставок от оптовиков в первые же дни января.

Ветеринарный сертификат подтверждает ветеринарную безопасность продукции. Сейчас такие сертификаты оформляются на бумажном носителе. С введением электронной сертификации бумажный вариант больше не будет иметь законную силу. В отличие от бумажного, электронный сертификат будет бесплатным, поэтому вы можете уже сейчас существенно сэкономить на бланках ВСД, если зарегистрируетесь в системе Меркурий и перейдете на электронную сертификацию.

С 1 июля 2018 года вся сопроводительная ветеринарная документация в России будет оформляться только через электронную систему «Меркурий». Кто обязан сопровождать продукцию электронными ветеринарными сертификатами? Как лучше наладить эту работу? В каких случаях можно позволить себе делать это вручную, а когда не обойтись без интеграции с сервисом электронного документооборота? Об этом БУХ.1С рассказал заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов .

Николай Анатольевич, сколько документов «Меркурий» обрабатывает сейчас, и как сильно увеличится этот объем после 1 июля?

Система «Меркурий» работает с 2009 года. В нее все время добавляется новый функционал, растут объемы обработки. Сейчас ежедневно обрабатывается около 2,5 млн электронных ветеринарных сертификатов (ЭВС). Когда состоится полный переход, то это количество вырастет в 12-15 раз, будет обрабатываться от 8 до 12 млрд электронных сертификатов в год.

С таким потоком информации только руками справиться невозможно. Поэтому в «Меркурии» есть два интерфейса – один «заточен» под ручную работу, другой под интеграционное решение. Я знаю, что «1С» уже готова предложить клиентам такое решение, «вшитое» в собственные продукты.

Кто обязан оформлять ЭВС?

Те, кто выращивает животных, кто осуществляет сбор продукции животного происхождения - без убоя (мед, молоко, шерсть и т.д.) или с убоем. Вся переработка. Вся товаропроводящая сеть.

Говорят, в перечень подконтрольных товаров будут внесены изменения.

Не так давно было согласовано исключение (пока не ясно, постоянное или временное) для товаров, которые одновременно отвечают трем условиям: они упакованы производителем в ритейл-упаковку, они прошли дезинфицирующую термическую обработку, и они содержат в себе менее 50% продукции животного происхождения. Это, к примеру, заготовки для супов, пиццы, пирожки.

Кроме того, недавно дали результат многолетние лоббистские усилия компаний Danone и Pepsico, которые боролись за вывод из-под ветеринарной сертификации так называемой готовой молочной продукции. Так что сейчас готовится решение о выводе всей молочной продукции, упакованной в ритейл-упаковку.

На что нужно обращать особое внимание в преддверии перехода на ЭВС?

Залог успешной интеграции в «Меркурий» – это нормально налаженный учет. В отличие от налогового учета, в целях ЭВС учет идет поартикулярно (или по SKU), это обязательное условие. Плюс к тому – учет по лотам внутри одного SKU. В 99,9% случаев в качестве лота выступает дата выработки. Торговым организациям сейчас обязательно надо работать со своими поставщиками, чтобы они предоставляли учет именно такого типа (в сопроводительных документах это отражается).

Если от такого формата отклоняться, то в товаропроводящей сети будет образовываться множество точек, в которых, даже при наличии интеграционного решения, придется расходовать массу ручного труда.

Есть особенности, связанные с логистической упаковкой. До сих пор в России на упаковках почти не встречается никакой машиночитаемой маркировки , которая позволила бы понимать, на какой площадке, когда и в каком объеме произведен товар. Максимум, наносится идентификатор производителя и наименование товара (как правило, артикул). При таком подходе логистика становится очень сложной. Мой совет для переработчиков - продвигаться в сторону машиночитаемой маркировки.

В «Меркурии» отражаются семь уровней логистических единиц – блок, короб, палет и т.д., вплоть до железнодорожного вагона. Чтобы это хорошо работало на приемке, все эти логистические единицы надо маркировать машиночитаемым способом. Крупнейшие ритейлеры сегодня пришли к соглашению о расширенной кодировке на основе ЕАН-128 или extended data bar. Если вы так сделаете, это сильно облегчит вам жизнь.

Про регистрацию в системе «Цербер» расскажите, пожалуйста.

В преддверии перехода к обязательной ЭВС каждый должен проверить, зарегистрированы ли все его площадки в реестре системы «Цербер» . И зарегистрированы ли в «Цербере» его контрагенты. Если они не зарегистрированы или зарегистрированы некорректно, у вас обязательно будут проблемы с отправлением и получением электронных документов. Это касается всех предприятий торговли, особенно тех, кто осуществляет средний этап оборота (склады, распределительные центры).

Каждому из серьезных предприятий, имеющих много контрагентов, может быть предоставлено эксклюзивное право на управление своими площадками и право на регистрацию своих контрагентов. Этот механизм работает давно.

Что произойдет, если предприятие не зарегистрируется в реестре «Цербера»?

Ваш контрагент, желая отправить вам груз, просит государственного ветеринарного врача оформить на него ЭВС. Если ветеринар не найдет вас в реестре, то внесет вас туда как нового получателя. Но он будет ориентироваться на данные о вас, предоставленные вашим контрагентом. А в них могут быть ошибки, незначительные отклонения. А ветеринар при внесении добавит еще и своих ошибок. В результате образуются так называемые «тени», у некоторых крупных торговых предприятий их уже по 8-10.

В «Меркурии» есть функционал, который позволяет эти площадки легально объединить. «Меркурий» будет знать, что вы выбрали одну площадку в качестве основной (там все правильно про нее написано), а все остальные к ней присоединятся. В результате вы не потеряете никаких документов, и даже если кто-то по ошибке отправит ЭВС на условное ООО «Малоко», оно все равно придет к вам, в ваше ООО «Молоко». Обязательно это дело проверьте, и то же самое попросите сделать своих контрагентов.

Вы обращали внимание на особую важность попартионного учета. Почему это так важно?

На перерабатывающем предприятии оформляется производственный сертификат на партию подконтрольного товара. Что такое партия товара? На эту тему требования сформулированы очень либерально, продолжительность изготовления партии и ее объем определяет само предприятие. Если продолжительность – сутки, то, например, сосиски, выпущенные первого числа и второго - это разные сущности. На них должны быть оформлены разные производственные сертификаты. И транспортные сертификаты затем оформляются на перемещаемые части одной-единственной производственной партии.

С транспортным сертификатом от производителя товар, как правило, попадет в какой-то логистический центр. В этой точке образуется наибольшее количество сертификатов. Принимают 10 сертификатов (по числу партий), а выпускают 100, потому что развозят товар по более мелким объектам. И в плане выдачи ЭВС склад будет работать нормально только тогда, когда на нем будет попартионный учет.

На большинстве российских складов попартионного учета нет, и никогда не было. Соответственно, образуется мешанина: одни товары теряются, другие неожиданно находятся. И при всем желании компания не может в сертификате четко указать, сколько товара конкретной партии оно отправило получателю. С электронной сертификацией это совершенно несовместимо, и это не какая-то прихоть. Это логика обеспечения прослеживаемости и своевременного отзыва скомпрометированных товарных партий.

Если попартионного учета не будет, то вы сможете осуществлять только ручной подбор. Без конца будет путаница. Магазин получит от вас товар, у вас в документах будут написаны одни даты изготовления SKU, а по факту приедут другие. Все, товар встал. Тогда они руками будут это исправлять.

Расскажите о деталях предстоящей работы в «Меркурии» для магазинов.

Магазины есть двух типов: чисто розничные и оптово-розничные. Основная работа точек первого типа в «Меркурии» – производить гашение ЭВС. Как полное гашение, то есть полный прием товара, так и не полное, когда нужно организовать возврат. Но возврат в терминах «Меркурия» – это когда товар прибыл из точки А в точку Б, а из точки Б тем же транспортным средством, без выгрузки, на склад обратно отправляется в точку А. Вы гасите часть партии, а на вторую часть автоматически образуется возвратный сертификат. Из этого следует, что магазины тоже должны быть все зарегистрированы.

Испорченные, просроченные товары направляются на утилизацию. И это тоже подлежит сертификации. Ее могут осуществлять ваши сотрудники, тут не надо ветеринарного врача. И интеграция с программным обеспечением в принципе не нужна.

При возврате товара в связи с истекающим сроком годности оформляются стандартные ЭВС, и вот здесь лучше иметь интеграционное решение. Чтобы оформление шло автоматически, а слабо подготовленные люди не тратили на него время и не делали ошибок.

В оптово-розничных магазинах точно нужно интеграционное решение, потому что там будет оформляться большое количество сертификатов для покупателей, которые приобретают товар для перепродажи.

А для общественного питания какие тонкости?

Как правило, предприятия общественного питания только получают продукцию и отправляют на утилизацию отходы. Это можно делать руками. Но одна есть тонкость - организация перемещения подконтрольных товаров при кейтеринге. Есть два типа ситуаций. Если перерабатывающее производство, где рыбу, мясо и прочее доводят до определенной степени кулинарной готовности, принадлежит юрлицу, которое своим, или арендованным транспортом обеспечивает доставку еды в свои же точки, где организует питание людей, то ЭВС не оформляются. Это больницы, школы, детские сады. Если производит продукцию одно юрлицо, а осуществляет питание другое юрлицо, то сертификаты оформляются. Отправки мелкосерийные, и идти они должны в течение дня, в течение часа-полутора. Тут тоже показано интеграционное решение.

На что нужно обращать внимание при классификации подконтрольных товаров?

К сожалению, классификация подконтрольных товаров основана на кодах ТН ВЭД. По своей природе они фискальные, то есть связаны не со свойствами товара, а с его ценой. Даже не столько с ценой самого товара, сколько со ставкой таможенных платежей. И получается, что почти каждый подконтрольный товар можно классифицировать по двум, а иногда и больше кодам ТН ВЭД.

Причем многие участники оборота сейчас пытаются «мухлевать» с кодами, делать искусственное разнесение по ним. Это все приводит к совершенно дикой путанице. Может возникнуть, например, ситуация, когда в случае изменения эпизоотической обстановки товар с определенным кодом ТН ВЭД отправить обратно в точку, откуда он был доставлен, будет невозможно. Потому что он подпадает под регионализацию.

Старайтесь не менять кодов ТН ВЭД, установленных производителем. А самим производителям нужно тщательно продумывать, какой код давать товару, чтобы он соответствовал описанию.

Кто имеет право вносить сведения в «Меркурий»?

Есть три группы специалистов, которые могут производить сертификацию товаров. Первая - государственные ветеринарные врачи (самые широкие полномочия из трех). Вторая – так называемые аттестованные специалисты. Те же ветеринарные врачи, но не являющиеся сотрудниками органов государственной власти и подведомственных им учреждений. В крупной компании есть смысл взять такого сотрудника в штат. Третья группа – уполномоченные сотрудники организаций, не имеющие ветеринарного образования. Как правило, они могут оформлять сопроводительные документы на готовую продукцию (мясная кулинария, столовое яйцо, мед, консервы и т.д.).

Примерно 60% всего ассортимента подконтрольных товаров – как раз то, что могут оформлять уполномоченные. И только 10% продукции, на которую ЭВС могут оформлять только ветеринарные врачи. И почти нет продукции, которую не могли бы оформлять аттестованные. Это нужно понимать и на своем предприятии сделать выбор в пользу одной из этих групп. Можно их и сочетать – основной объем делают уполномоченные, а ветеринар из второй группы может быть приходящим.

Что делать с остатками товаров на складе на 1 июля, которые оформлены без электронных сертификатов?

Нужно проводить постепенную инвентаризацию таких товаров, ставить их себе в электронный журнал. Цепочки электронных сертификатов выстроятся, дай бог, через полгода, а в полном объеме - года через три, когда из товаропроводящей сети будут «вымыты» все вот такие товары.

Если у вас розница, то все еще проще. Просто продаете товары со склада, а в электронный журнал вносите их, только если перемещаете на другую точку или возвращаете.

Практический вопрос. Дистрибьютор закупает яйца оптом на птицефабрике, а затем реализует их средним и мелким оптом в магазины. Склада у дистрибьютора нет, птицефабрика доставляет товар в магазины своим транспортом. Она же указана грузоотправителем в ТТН. Грузополучателем значится дистрибьютор, но указан адрес магазина покупателя. Сотрудник дистрибьютора встречает товар в магазине, забирает комплект документов у поставщика и отгружает яйца в магазин. Правильная ли это схема?

Совершенно неправильная. В системе есть две интересные сущности – это посредник и агент. Раз по предоплате покупают на птицеферме, значит это посредник. Нужно в «Цербере» указать, что дистрибьютор осуществляет деятельность на птицеферме. Это не значит, что он кур выращивает. Первый сертификат, когда он оптовую партию покупает у фабрики, это будет смена собственника без перемещения сертификата. Продукция никуда не едет, остается на складе. В сертификате нужно указать, что птицефабрика – это производитель. Грузоотправитель – это дистрибьютор, а грузополучатель – магазин. Ни в каком магазине не надо ничего встречать, за одним исключением, если магазин сам не может гасить ЭВС, тогда сотрудник дистрибьютора этим магазином может быть назначен представителем в системе.

А может ли птицефабрика в описанном случае сама выписать ЭВС конечному покупателю – магазину?

Если по бухгалтерским документам проходит, что дистрибьютор покупает и продает, то выписка сертификата без его участия будет ошибкой. «Меркурий» интегрирован с системой ФНС. И ФНС будет видеть сделки, на которые не оформлены сертификаты, сообщать об этом нам, а мы будем организовывать проверки. В своей системе мы будем видеть перемещение товара с птицефабрики в магазин, а налоговая в наших данных не увидит платежа. Надо – чтобы птицефабрика выставляла ЭВС дистрибьютору, тот его гасил и выставлял свой ЭВС покупателю. «Меркурий» описывает реальные процессы – агентские схемы, посреднические схемы, как они есть.

Некоторые поставщики выписывают один ЭВС на несколько товаров. К примеру, те же яйца – 10 наименований, а сертификат один. Они имеют на это право?

Это временная мера. Дело в том, что в отдельных субъектах РФ ветеринарные врачи вопреки закону продолжали брать деньги за оформление ЭВС, а некоторые и сейчас продолжают. Предполагалось, что все наименования товаров будут браться из 4 уровня справочника (то есть артикулы). Но в этом случае нужно выписать, условно говоря, 100 сертификатов. А если разрешаем оставаться на 3 уровне, то остается всего 10. Но это не навсегда, скоро такая поблажка будет «отключена». По моим ожиданиям, примерно в сентябре.

Обязательный «Меркурий» для всех - дело новое, возможны ошибки. Будет ли «льготный» период без штрафов?

Сейчас в правительстве обсуждается период, в течение которого за некоторые составы не будут брать штраф, а будут выносить только предупреждения.

Мы предложили такую формулировку – штрафы не взимаются за недолжное или несвоевременное оформление ЭВС, если ошибка или неоформление сертификата не привели к нарушению карантинного режима или ограничению установленных решений по регионализации. Пока обсуждаются три срока «льготного периода» - до 1 октября 2018 года, 1 января или 1 июля 2019-го.