Статистика и ее организация в рф. Однако если сбор статистических данных начался в самой глубокой древности, то их обработка и анализ, т.е

Статистика как наука

Статистика - одна из общественных наук, имеющая целью сбор, упорядочивание, анализ и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям. Это вместе с тем учение о системе показателей, т. е. количественных характеристик, дающих всестороннее представление об общественных явлениях, о национальном хозяйстве в целом и отдельных его отраслях. Статистика - это эффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфичес­ких закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.

Статистика - это также одна из форм практической деятельности людей, цель которой сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях. Когда мы говорим: государственная и ведомственная статистика РФ, организация статистики в России, то имеем в виду особую форму практической деятельности людей.

Статистикой называют также различного рода числовые или, как часто говорят, цифровые данные, характеризующие различные стороны жизни государства: политические отношения, культуру, население, производство и т. д.

Часто слово «статистика» употребляется в качестве более короткого эквивалента для слов «статистические методы». Статистические методы можно охарактеризовать как методы, применяемые при сборе, представлении, анализе и интерпретации данных. В качестве примера можно упомянуть о методах, применяемых при сборе данных о совокупности студентов вузов, обработке этих данных, обобщении и представлении в виде различных итоговых абсолютных, относительных и средних показателей с помощью графиков, таблиц.

Применение статистических методов особенно важно там, где из больших массивов данных требуется выделить полезную для нас информацию.

Широко распространенное представление о вседоказанности любого явления с помощью статистики, слишком преувеличено, однако несомненно и то, что статистические методы могут ввести людей в заблуждение. Иногда одно и то же явление даже квалифицированные специалисты, во всех тонкостях знающие статистику, могут объяснить по-разному, принять ложное утверждение и отвергнуть правильное. Принятие утверждения как истинного в известной мере зависит от субъективных особенностей исследователя.

Следовательно, выводы, которые делаются на основании статистических данных, не всегда однозначны.

Сила статистики и в том, что она на основе анализа разрозненных, как бы пестрящих случайностями данных помогает исследователю проникнуть в существо изучаемых явлений.

Организация статистики в РФ

Изучением экономического и социального развития страны, от­дельных ее регионов, отраслей, объединений, фирм, предприятий занимаются специально созданные для этого органы, в совокуп­ности называемые статистической службой. В России функ­ции статистической службы выполняют органы государственной и ведомственной статистики.

Организация государственной статистики в стране и ее задачи видоизменялись в соответствии с изменением органов государст­венного управления, их функций, а также с учетом особенностей развития экономики и социальной жизни общества.

Система органов государственной статистики образо­вана в соответствии с административно-территориальным делением страны. Работу статистических органов страны организует Госу­дарственный комитет по статистике РФ (Госкомстат РФ).

Органы статистики выполняют работу по сбору, обработке и анализу научно обоснованных данных, характеризующих эконо­мическое и социальное развитие страны, процессы становления многоукладной экономики, ход выполнения государственных и ре­гиональных программ по решению важнейших народнохозяйствен­ных проблем. Этой информацией обеспечивается законодательная власть, исполнительные, управленческие и хозяйственные органы.

Одновременно Госкомстат РФ занимается совершенствовани­ем методологии учета и статистики, разрабатывает формы отчет­ности. В настоящее время особое значение придается формирова­нию бухгалтерских и статистических показателей в соответствии с требованиями международного бухгалтерского учета и системы национальных счетов, поскольку эта система наиболее полно от­вечает требованиям рыночных отношений. Методы сбора и обра­ботки статистических данных, установленные Госкомстатом РФ, являются официальными стандартами.

Органы статистики проводят переписи и единовременные учеты необходимые для глубокого изучения отдельных сторон экономики и образа жизни населения; публикуют данные об экономическом и социальном развитии страны и отдельных регионов, данные по международной статистике и международным сопос­тавлениям.

Наряду с общегосударственной статистикой существует ведомственная статистика, которая ведется на предприятиях, объединениях, ведомствах, министерствах. Ведомственная статистика выполняет работы, связанные с получением, обработкой и анализом статистической информации, необходимой для руковод­ства их деятельности внутри конкретного ведомства и необходи­мой только этому ведомству. В силу того, что развитие рыночной экономики, самостоятельность предприятий и полная ответствен­ность за результаты производственно-хозяйственной деятельности требуют более глубокого анализа экономических процессов, про­исходящих на предприятии, значение ведомственной статистики в настоящее время значительно возросло.

Нельзя управлять сложными социальными и экономическими системами, не располагая оперативной, достоверной и полной ста­тистической информацией. Таким образом, главным содержанием статистики является исчисление статистических показателей и их анализ, благодаря чему органы управления получают все­стороннюю информацию о характеристике подведомственных объектов.

3 и 5. Стадии статистического исследования: наблюдение, сводка, анализ

Любое статистическое исследование массовых общественных явлений включает в себя 3 основных этапа:

Статистическое наблюдение - формируются первичные статистические данные, или исходная статистическая информация, которая является основой статистического исследования. Если при сборе первичных статистических данных допущена ошибка или материал оказался недоброкачественным, это повлияет на правильность и достоверность как теоретических, так и практических выводов;

Сводка и группировка данных - на этой стадии совокупность делится по признакам различия и объединяется по признакам сходства, подсчитываются суммарные показатели по группам и в целом. С помощью метода группировок изучаемые явления в зависимости от существенных признаков подразделяются на типы, группы и подгруппы. Метод группировок позволяет ограничивать качественно однородные в существенном отношении совокупности, что служит предпосылкой для определения и применения обобщающих показателей;

Обработка и анализ полученных данных, выявление закономерностей. На этом этапе с помощью обобщающих показателей рассчитываются относительные и средние величины, дается сводная оценка вариации признаков, характеризуется динамика явлений, применяются индексы, балансовые построения, рассчитываются показатели, характеризующие тесноту связей в изменении признаков. С целью наиболее рационального и наглядного изложения цифрового материала он представляется в виде таблиц и графиков.

И 7. Программно-методологические и организационные задачи статистического наблюдения, план и программа наблюдения.

Цель наблюдения. Статистические наблюдения чаще всего преследуют практическую цель - получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Например, целью микропереписи населения России в 1994 г. было получение данных о численности, составе населения, условиях его проживания.

Задача наблюдения предопределяет его программу и формы организации. Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут получены сведения, необходимые для анализа.

Объект и единица наблюдения. Отчетная единица. При подготовке наблюдения кроме цели следует точно определить, что именно подлежит обследованию, т. е. установить объект наблюдения.

Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц (население отдельного региона, страны; лица, занятые на предприятиях отрасли), физические единицы (станки, машины, жилые дома), юридические лица (предприятия, фермерские хозяйства, коммерческие банки, учебные заведения).

Чтобы определить объект статистического наблюдения, необходимо установить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других сходных объектов. Например, прежде чем проводить обследование рентабельности промышленных предприятий, следует определить формы собственности, организационно-правовые формы предприятий, отрасли промышленности и регионы, подлежащие наблюдению.

Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов - единиц наблюдения.

В статистике единицей наблюдения (в зарубежной литературе используется термин «элементарная единица») называют составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Например, при демографических обследованиях единицей наблюдения может быть человек, но может быть и семья; при бюджетных обследованиях - семья или домашнее хозяйство.

Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы. Отчетной единицей выступает субъект, от которого поступают данные о единице наблюдения. Так, при организации статистического наблюдения в капитальном строительстве информация может быть получена от проектных или подрядных организаций или от предприятий-застройщиков.

Единица наблюдения и отчетная единица могут совпадать. Например, если надо определить объем освоенных за год капитальных вложений, то предприятие-застройщик будет одновременно и единицей наблюдения, и отчитывающейся организацией. Однако при изучении процесса концентрации капитальных вложений отчетной единицей по-прежнему будет застройщик, а единицей наблюдения - стройки и объекты, строительство которых ведёт данный застройщик.

Программа статистического наблюдения. Всякое явление обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.

Программа наблюдения - это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. От того, насколько хорошо разработана программа статистического наблюдения, во многом зависит качество собранной информации.

Чтобы составить правильно программу наблюдения, исследователь должен ясно представлять задачи обследования конкретного явления или процесса, определить состав используемых в анализе методов, необходимые группировки и уже на основе этого выявить те признаки, которые нужно определить при проведении работы. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного (опросного) листа.

К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования.

Программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства. Не следует включать в программу признаки, имеющие второстепенное значение по отношению к цели обследования или значения которых заведомо будут недостоверны или отсутствовать, например, в представлении такой информации, которая является предметом коммерческой тайны.

Вопросы программы должны быть точными и недвусмысленными (иначе полученный ответ может содержать неверную информацию), а также легкими для понимания во избежание лишних трудностей при получении ответов.

При разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок исследования вопросов (признаков) поможет получить достоверные сведения о явлениях и процессах.

В программу целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных. Вопросы в программе задаются в различной форме. Они могут быть закрытые и открытые.

Закрытый вопрос - это вопрос альтернативный, т. е. предполагающий выбор одного из двух ответов: «да» или «нет», или же вопрос с выборочным ответом, где предлагаются три и более вариантов ответа на выбор. Например, ответ на вопрос «состояние в браке» может быть одним из следующих: а) состоит в браке; б) никогда не состоял в браке; в) в браке; г) вдовец (вдова); д) разведен(а), разошелся(лась).

На открытые вопросы можно ответить практически бесчисленным количеством способов, если вопрос поставлен без заданной структуры ответа. Например, «какие ценности являются для вас главными?».

Для обеспечения единообразия получаемых сведений от каждой отчетной единицы (это важно при последующей обработке информации) программа оформляется в виде документа, называемого статистическим формуляром.

Статистический формуляр - это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения.

Обязательными элементами статистического формуляра являются титульная и адресная части. Первая содержит наименование статистического наблюдения и органа, проводящего наблюдение, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, иногда его номер. Вторая включает адрес отчетной единицы, ее подчиненность.

Формуляр может иметь разные названия: отчет, карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т. д.

Различают две системы статистического формуляра: индивидуальную (карточную) и списочную.

Индивидуальный формуляр предусматривает запись на нем ответов на вопросы программы только об одной единице наблюдения, списочный - о нескольких единицах. Так, все формы статистической отчетности заполняются каждым предприятием в отдельности, а при проведении переписи населения члены каждой семьи записываются в один переписной лист.

Кроме формуляра разрабатывается инструкция, определяющая порядок проведения наблюдения и заполнения формы отчетности, переписного листа, анкеты. В зависимости от сложности программы наблюдения инструкция публикуется в виде отдельной брошюры или помещается на обратной стороне формуляра. Формуляр и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения.

Места и время наблюдения. Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Если необходимо получить данные для изучения состава населения по стране, то в этом случае наблюдение охватит территорию всей страны. При сборе сведений о стоимости потребительской корзины в Москве и Санкт-Петербурге местом проведения обследования будут территории этих двух крупнейших городов страны.

Выбор времени наблюдения заключается в решении двух вопросов:

Установление критического момента (даты) или интервала времени;

Определение срока (периода) наблюдения.

Под критическим моментом (датой) понимаются конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Так, критическим моментом микропереписи населения Российской Федерации в 1994 г. был 0 часов в ночь с 13 на 14 февраля 1994 г. Критический момент устанавливается с целью получения сопоставимых статистических, данных. В случае исследования варьирования биржевых котировок на торгах валютных бирж в различных городах России необходимо иметь данные о курсах доллара США, японской иены, евро и других валют, зарегистрированные в один и тот же день. Если же надо проанализировать изменение объема продаж какой-либо валюты на биржевом рынке в отчетном месяце по сравнению с предыдущим месяцем, то устанавливается не критический момент, а интервал времени, за который следует получить статистические данные.

Выбор критического момента или интервала времени определяется прежде всего целью исследования.

Срок (период) наблюдения - это время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, т. е. время, необходимое для проведения массового сбора данных. Этот срок определяется исходя из объема работы (числа регистрируемых признаков и единиц в обследуемой совокупности), численности персонала, занятого сбором информации. Следует учитывать, что отдаление периода наблюдения от критического момента или интервала времени может привести к снижению достоверности получаемых сведений. Например, микроперепись населения, упомянутая ранее, проводилась в течение десяти дней - с 14 по 23 февраля 1994 г.


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План:

Понятие статистики

Система государственной статистики РФ, её задачи, функции

Предмет статистики

Метод статистики

Теория статистики как научная дисциплина

Список литературы

1) Понятие статистики.

Статистика -- одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе хозяйственного учета.

Первые учетные операции проводились еще в глубокой древности. Вначале они были довольно примитивны, нерегулярны и направлены главным образом на получение данных о численности населения, его составе и имущественном положении. Эти данные использовались прежде всего при налогообложении и в военных нуждах.

По мере развития производительных сил в обществе возрастал интерес к различного рода знаниям, расширялся круг учитываемых явлений и собираемых о них сведений; усложнялись сами учетные операции, они стали более регулярными. Постепенно накапливался опыт, появлялись рекомендации о том, каким образом организовать отдельные учетные операции и обработать собранные сведения, чтобы обобщить их и выявить различные закономерности.

Так постепенно сформировалась отрасль знаний, названная впоследствии «статистикой». Ее возникновение связано с потребностями общества в различного рода сведениях, информации, без которых невозможно управлять государством, изучать отдельные явления и процессы, происходящие в различных областях жизни, сферах деятельности.

Есть основания полагать, что термин «статистика» произошел от латинских слов stato (государство) и status (положение вещей, политическое состояние). В середине XVIII в. под статистикой подразумевалась совокупность сведений о государстве, о его достопримечательностях. В научный обиход этот термин ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль, представитель описательной школы государст-воведения. В 1746 г. он предложил заменить название курса «Госу-дарствоведение», преподававшегося в университетах Германии с 1666 г., на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

В настоящее время термин «статистика» употребляется в нескольких значениях.

Статистикой часто называют совокупность сведений (фактов) о разных явлениях в той или иной стране или ее регионах, например: статистика населения, статистика рождаемости и смертности, статистика труда, статистика уровня жизни, статистика промышленности и других отраслей экономики, статистика финансов и т.п.

Такие сведения обычно публикуются в специальных изданиях, справочниках. В России в настоящее время основным официальным изданием является «Российский статистический ежегодник» (в сокращенном варианте «Россия в цифрах»). Кроме того, издается целый ряд тематических справочников.

Статистика как совокупность сведений о той или иной стране наиболее близка к понятию «государствоведение». Вместе с тем современная статистика существенно отличается от «государство-ведения» прошлых лет как полнотой и разносторонностью содержащихся в ней сведений, так и характером последних.

В частности, к статистике относят сведения только о том, что имеет количественное выражение. Например, к статистике не относят сведения о государственном устройстве страны или о том, какой язык в ней признан государственным; но сведения о том, сколько в мире государств с тем или иным политическим устройством, формой правления (монархий, республик разного типа и пр.), относят к статистике, так же как и сведения о том, сколько жителей страны пользуется тем или иным языком в качестве разговорного.

Отметим еще одну особенность сведений, составляющих статистику в рассматриваемом значении.

Все они относятся не к единичному (индивидуальному) явлению, а к совокупности, состоящей из множества элементов. Другими словами, статистику интересуют только такие сведения об индивидуальных явлениях, на основе которых можно получить сводные данные. Например, регистрируя каждый случай рождения или смерти, можно получить сводные данные по стране (или ее регионам) о числе родившихся и умерших, об уровне рождаемости и смертности.

Под статистикой понимают также процесс получения сведений с последующей их обработкой. В этом смысле статистика -- практическая деятельность людей, направленная на сбор, обработку и анализ массовых данных, относящихся к тем или иным сферам общественной жизни.

Сбор сведений в целях обобщения ведется в разных масштабах. Например, врач может вести статистику своих пациентов, чтобы обобщить опыт лечения; учитель может вести статистику своих учеников (их успеваемости), чтобы определить, какова результативность того или иного метода обучения, и т.д. Однако сбор сведений или статистической информации, касающейся всего государства или отдельных его регионов, возлагается на специальные органы -- органы государственной статистики и органы ведомственной статистики, которые в совокупности можно назвать ста- ,. мистической службой.

2) Система государственной статистики РФ, её задачи, функции.

Главным, центральным органом государственной статистики в России является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России). В соответствии с административным делением страны образована и система местных органов -- комитетов по статистике (в республиках, автономных областях, краях и округах, а также в областях, Москве и Санкт-Петербурге -- комитеты государственной статистики, в других городах (районах) -- управления (отделы) государственной статистики).

Госкомстат России осуществляет руководство всей статистической деятельностью в стране, организует сбор, обработку и анализ данных о развитии национальной экономики и представляет Президенту, Правительству, Федеральному собранию и другим федеральным органам власти официальную статистическую информацию о социально-экономическом состоянии страны.

Госкомстат России обеспечивает единство методологии учета и статистики в стране, разрабатывает формы отчетности, проводит (с помощью местных органов государственной статистики) переписи населения, осуществляет единовременный учет различных объектов исследования, публикует статистические данные о социально-экономическом развитии страны и ее регионов.

Наряду с государственной существует и ведомственная статистика. Она организована на отдельных предприятиях, фирмах, в министерствах и ведомствах в целях получения, обработки и анализа статистической информации, необходимой для оперативного руководства и управления деятельностью соответствующих подведомственных производственных и других единиц, а также для ее планирования.

3) Предмет статистики

Государствоведение и политическая арифметика развивались каждая своим путем, используя свои методы в исследованиях. Но предмет изучения у них был общий -- государство, общество, а также массовые явления и процессы, происходящие в нем.

Можно сказать, что статистика, родившись в связи с необходимостью решения практических государственных и хозяйственных проблем, сформировалась как наука в результате синтеза государствоведения и политической арифметики, причем от последней она взяла больше, поскольку статистика и в настоящее время призвана выявлять прежде всего различного рода закономерности в исследуемых явлениях.

Однако ни представители государствоведения, ни представители политической арифметики не дошли до теоретического обобщения практики учетно-статистических работ, до создания теории статистики. Эта задача была решена позднее, в XIX в., известным бельгийским ученым Адольфом Кетле (1796--1874), математиком по образованию, много лет возглавлявшим национальную статистику Бельгии. Именно он дал определение предмета статистики (массовые явления, связанные с жизнью общества, государства), увидел в ней орудие социального познания, раскрыл суть методов статистики.

Статистика изучает, как правило, массовые явления, т.е. такие явления, которые состоят из множества отдельных элементов или фактов.

Каковы отличительные особенности массового явления?

Каждый элемент такого множества обладает как индивидуальными (отличающимися) признаками, так и общими (сходными). Например, изучая результат промышленного производства за тот или иной период, мы рассматриваем множество промышленных предприятий, каждое из которых имеет свои индивидуальные признаки, такие, как численность работников, стоимость основных фондов, ассортимент выпускаемой продукции, размер прибыли и т.п. В то же время все эти предприятия как единицы множества обладают общим признаком -- все они являются промышленными (а не сельскохозяйственными или строительными).

Другими словами, все единицы множества, изучаемого статистикой, как правило, однокачественны по сути.

Характеристики (показатели) одного из элементов массового явления не могут быть получены на основе характеристик других единиц (элементов), поскольку индивидуальные характеристики у разных элементов множества полностью или частично независимы.

Изучаемые статистикой массовые явления в виде множества однокачественных единиц с отличающимися индивидуальными признаками называют статистическими совокупностями.

Это может быть, например, совокупность населения или отдельных его контингентов (трудоспособное население, пенсионеры, городское или сельское население и т.п.), совокупность промышленных предприятий (строительных, сельскохозяйственных, торговых и пр.), совокупность работников (на отдельном предприятии, в отрасли или секторе экономики), совокупность банков и т.д.

Другими словами, массовые явления находят свое оформление, выражение в статистических совокупностях.

Исходя из этого можно сказать, что предметом статистики являются различные статистические совокупности, исследование которых связано с количественной характеристикой и выявлением присущих им закономерностей.

Каждая наука оперирует определёнными понятиями, категориями.

Статистическая совокупность -- одно из главных понятий статистической науки. С этим понятием непосредственно связаны и другие, такие, как единица совокупности, признаки единиц совокупности, вариация признаков, статистическая закономерность и т.д.

Элементы, множество которых образует изучаемую статистическую совокупность, называют ее единицами. Так, например, при изучении совокупности фермерских хозяйств (в целом по стране или в отдельном регионе) единицей совокупности будет отдельное фермерское хозяйство; при переписи населения -- отдельный человек; если изучается совокупность семей, то каждая семья является единицей совокупности (единицей наблюдения) и т.п.

Каждая единица совокупности может быть охарактеризована разного рода качественными (атрибутивными) и количественными признаками. Например, каждое фермерское хозяйство можно охарактеризовать такими признаками, как площадь предоставленного земельного участка, поголовье скота (птицы), производство продукции (в натуральном и стоимостном выражении), рентабельность продукции и т.п., а каждого человека при переписи населения -- такими признаками, как пол, возраст, национальность, семейное положение, место работы (или источник доходов), размер заработной платы (или дохода) и т.п.

Если определенный признак имеет разные значения у отдельных единиц совокупности, то говорят, что он варьирует или имеет некоторую вариацию. Такие признаки, варьирующие от единицы к единице, составляют отличительную черту статистической совокупности, делающую ее предметом изучения статистики, и называются статистическими.

Любое статистическое исследование, т.е. исследование статистической совокупности, начинается с изучения отдельных единиц совокупности, с регистрации у них тех или иных признаков, знание которых необходимо для достижения цели исследования, для выявления различных закономерностей.

Статистика, как правило, оперирует числовыми данными, которые обусловлены влиянием множества различных факторов, причин, одни из которых являются главными, существенными, а другие -- случайными.

Абстрагироваться от случайного и выявить типичное, закономерное -- основная задача статистики, и эту задачу можно решить только на основе массовых данных. По единичному факту нельзя выявить закономерность, поскольку единичное явление несет на себе влияние случайного фактора. Только исследуя массу явлений, путем обобщения можно выявить, измерить и познать те или иные закономерности, например закономерность в распределении единиц совокупности по какому-то признаку (доля мальчиков и девочек в общей численности родившихся за год), или определить средний уровень какого-либо количественного показателя (среднюю заработную плату в той или иной отрасли, среднюю производительность труда, среднюю рентабельность продукции в отдельных отраслях и т.п.).

Закономерность, выявленная на основе массового наблюдения, т.е. проявившаяся в большой массе явлений через преодоление свойственной ее единичным элементам случайности, называется статистической закономерностью.

В одних случаях существование определенной закономерности в изучаемых явлениях можно теоретически предположить, рассуждая логически и опираясь на знание сущности рассматриваемых явлений. Например, очевидно, что при внесении удобрений в почву урожайность сельскохозяйственных культур возрастает, при повышении цен на определенный товар спрос на него уменьшается и т.д. В этих случаях задача статистики -- не только подтвердить существование предполагаемой зависимости, но и измерить ее, т.е. определить меру изменения одного показателя в зависимости от изменения другого.

В других случаях статистическую закономерность легко установить эмпирически при обработке массовых данных. Например, таким путем было выявлено, что при увеличении дохода семьи в ее бюджете снижается доля расходов на питание.

Статистические закономерности обнаруживаются при массовом наблюдении благодаря действию так называемого закона больших чисел, который выражает диалектику случайного и необходимого. Сущность закона больших чисел заключается в том, что по мере увеличения числа наблюдений влияние случайных факторов (причин), определяющих значение признака у единиц совокупности или отношение между численностями единиц с определенными признаками, взаимопогашается в сводных (общих) характеристиках совокупности (например, в средних величинах) и на поверхность выступает действие основных факторов, которые и определяют закономерность.

Таким образом, массовое наблюдение -- основа статистики и одна из составляющих ее метода.

4) Метод статистики

Однако недостаточно только провести массовое наблюдение, чтобы выявить те или иные закономерности.

Результаты наблюдения подвергают обработке, сводке, что позволяет выделить во всей совокупности различные типы, группы единиц и затем для всей совокупности и отдельных ее частей рассчитать обобщающие показатели (характеристики).

Массовое наблюдение, группировка и сводка его результатов, вычисление и анализ обобщающих показателей -- все это вместе составляет специфический метод статистики.

К какой бы области ни относился предмет статистики (население, промышленность, торговля и т.п.), метод ее везде одинаков, т.е. везде используются массовое наблюдение, группировки и обобщающие показатели, в которых, благодаря действию закона больших чисел, взаимопогашается влияние случайных причин и выявляется типичное и закономерное. Иначе говоря, метод статистики обусловлен спецификой ее предмета.

5) Теория статистики как научная дисциплина

В процессе развития статистики как науки возникли следующие самостоятельные научные дисциплины:

* отраслевые статистики, в которых освещаются сущность и методология расчета показателей, используемых при изучении соответствующей отрасли;

* экономическая статистика, в которой раскрывается сущность и методология исчисления показателей, используемых при статистическом изучении экономики в целом;

* общая теория статистики (или теория статистики), в которой освещается статистическая методология, статистический метод, общий для всех отраслевых статистик.

Именно в общей теории статистики рассматриваются приемы и правила сбора, обработки и анализа информации, проводимые с целью:

* получить итоговые данные по совокупности;

* определить структуру совокупности и соотношение отдельных ее частей;

* изучить особенности распределения единиц совокупности по отдельным признакам;

* определить среднюю величину того или иного количественного показателя и его вариацию;

* выявить взаимосвязи между отдельными показателями (признаками);

* изучить динамику отдельных показателей (как единичных, так и агрегированных) и т.д.

Общая теория статистики -- методологическая наука, наука о методе, который применим для выявления закономерностей в любой области, где выводы строятся на основе массового наблюдения, где имеет место вариация признака у единичных элементов совокупности, где общие закономерности могут проявиться только через взаимопогашение случайностей у отдельных единиц.

В статистике, имеющей дело с количественными показателями, естественно применение математики. Так как выводы статистики основаны на большом числе единичных случайных явлений (событий), она неизбежно соприкасается с теорией вероятностей, которая изучает законы случайных величин.

В результате взаимодействия теории вероятностей с другими приемами математики возникла самостоятельная научная дисциплина -- математическая статистика, в которой на основе математической логики и строгих доказательств рассматриваются различные вероятностные модели распределения случайных величин, их взаимосвязи, дается оценка выборочных данных и т.п.

В статистике, как и в любой другой науке, математика служит средством, инструментом исследования, о чем в свое время сказал известный русский статистик А.А. Чупров (1874--1926). По его словам, математика «предоставляет в распоряжение исследователя богатый набор усовершенствованных рабочих инструментов», с помощью которых он может более глубоко проникнуть в сущность изучаемых явлений и обнаружить присущие им закономерности.

Список литературы

Учебник «Теория статистики », Под редакцией профессора Г.Л. Громыко

Подобные документы

    Понятие и предмет статистики, теоретические основы и категории, взаимосвязь с другими науками. Объект и метод изучения статистики. Основные задачи, принципы организации и функции государственной статистики в РФ. Примеры статистической закономерности.

    лекция , добавлен 02.03.2012

    Задачи статистики и основыне принципы ее организации в рыночной экономике. Федеральная служба государственной статистики, ее функции и основные публикации. Система показателей (порядок расчета) демографической статистики рождаемости, смертности, миграция.

    реферат , добавлен 17.12.2009

    Изучение предмета, задач, методов исследования (наблюдение - сплошное, выборочное; группировка, обобщающие показатели) социальной-экономической статистики в условиях рынка. Ознакомление с организационной и информационной базами государственной статистики.

    реферат , добавлен 10.05.2010

    Статистическая методология и статистические показатели. Принципы организации статистики, его роль в плановой и рыночной экономике. Реформирование казахстанской статистики. Формы статистического наблюдения. Статистические отчетность, сводка и переписи.

    курс лекций , добавлен 11.02.2010

    Основные цели и функции государственной статистики в РФ. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи информации. Оценка эффективности деятельности территориального органа Федеральной службы государственной статистики Вологодской области.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    История развития статистики в России. Деятельность видных ученых в развитии статистики как науки. Основные задачи статистики. Общая теория статистики, экономическая статистика, социальная статистика. Отраслевая статистика.

    реферат , добавлен 12.12.2006

    Краткая история зарождения и развития статистики как науки. Предмет изучения и характеристика основных задач статистики. Статистические методы сбора и обработки данных для получения достоверных оценок и результатов. Источники статистических данных.

    лекция , добавлен 13.02.2011

    Понятие статистики как научного направления, предмет и методы ее изучения. Методы организации государственной статистики в РФ и международной практике, требования к данным. Сущность и порядок реализации корреляционно-регрессивного анализа и связей.

    учебное пособие , добавлен 07.02.2010

    Статистика как одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе хозяйственного учета. Развитие статистики как науки. Определение предмета статистики. Статистическое наблюдение как этап статистического исследования. Методы и показатели статистики.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2010

    История возникновения и развития статистики. Предмет, основные понятия и категории статистики. Методы сбора, обобщения и анализа статистических данных. Экономическая статистика и ее отрасли. Современная организация статистики в Российской Федерации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение
  • В современном обществе важную роль в механизме управления экономикой выполняет статистика. Она осуществляет сбор, научную обработку, обобщение и анализ информации, характеризующей развитие экономики страны, культуры и уровня жизни населения. В результате предоставляется возможность выявления взаимосвязей в экономике, изучения динамики ее развития, проведения международных сопоставлений и в конечном итоге - принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях.
  • Поэтому в системе экономического образования особое место отводится изучению статистики - базовой научной дисциплины, формирующей профессиональный уровень современного экономиста.
  • В настоящее время, в условиях перехода к рыночным отношениям перед наукой встает принципиально новая задача - реформирование общеметодологических и организационных основ статистики, а также приведение ее в соответствие с международными правилами. Успешное выполнение этой задачи требует дальнейшего улучшения качества подготовки специалистов высшей квалификации, которые позволят создать эффективную систему государственной статистики в Российской Федерации, которая бы отвечала требованиям рыночного хозяйства.
  • Целью работы является анализ особенностей организации государственной статистики в РФ.
  • Объект работы - система государственной статистики в РФ.
  • Предмет работы - понятие, сущность и особенности организации государственной статистики в РФ.
  • Цель и задачи работы обусловили постановку следующих целей:
  • 1) проанализировать понятие, сущность и задачи государственной статистики в РФ.
  • 2) определить направления реформирования государственной статистики в Российской Федерации.
  • Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка литературы.
  • 1. Задачи государственной статистики в Российской Федерации
  • Предоставление статистической информации - главная задача органов государственной статистики, информация является продукцией их деятельности. Как любая продукция, она имеет стоимость. Особенно дорогостоящей является информация, получение которой выходит за пределы программы работы государственной статистики.
  • Местные статистические органы издают региональные статистические сборники. Например, Петербургкомстат издает ежегодник «Народное хозяйство Санкт-Петербурга и Ленинградской области в _ году»; Комитет по статистике г. Москвы - сборник «Москва в цифрах» и т.д. Издаются и специализированные статистические сборники по отдельным отраслям экономики, социальной статистике, статистике населения и т.д. Однако тираж их, как правило, небольшой, поэтому сборники малодоступны неспециалистам .
  • Одной из основных задач статистики является всестороннее освещение социально-экономического положения Российской Федерации, происходящих изменений, связанных с переходом к рыночным отношениям.
  • Статистика выполняет важную роль в механизме управления экономикой. Наличие систематической, полной и своевременной информации о происходящих процессах и явлениях - необходимое условие принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях. Состав статистической информации в условиях рыночной экономики во многом определяется практическими потребностями общества. Качеством и достоверностью статистических данных определяется качественный уровень решений, способствующих успешному реформированию экономики.
  • Переход от директивной экономики к рыночной требует построения новой статистики.
  • В рыночной статистике важно усовершенствовать систему сбора и обработки информации, что связано с переходом на такие формы наблюдения, как регистры, переписи, цензы и др.
  • В рыночной статистике сплошная отчетность применяется только для крупных и средних предприятий (иногда используются единовременные переписи). Обычно единственным инструментом сплошного учета является регистр (или реестр) статистических единиц, в котором зафиксировано количество агентов рынка. Экономические показатели собираются, как правило, выборочно. Именно на основе выборочных данных осуществляются статистические построения, позволяющие судить о складывающихся процессах в обществе.
  • Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость поиска альтернативных источников для разработки сводной макроэкономической информации, так как использование первичных данных крайне ограничено.
  • Микроэкономическая информация (информация о конкретной фирме, предпринимателе) во всех странах с рыночной экономикой является коммерческой тайной даже для органов государственного управления. Из этого принципа должна исходить и российская рыночная статистика, правомерно используя статистические данные только для целей обобщения . статистика государственный реформирование экономический
  • На повышение объективности направлено внедрение цензовых принципов организации учета, т.е. сочетания сплошного учета по крупным и средним предприятиям всех форм собственности с выборочными обследованиями и переписями - для малого бизнеса и предпринимательства.
  • При этом по малым предприятиям в качестве основного источника информации должен использоваться Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО), информационная база которого в настоящее время загружена показателями бухгалтерской отчетности (примерно, от трех миллионов юридических лиц), а текущие выборочные обследования на квартальной основе по предприятиям малого бизнеса дают текущую информацию.
  • Основные функции всех статистических органов - это сбор, обработка, анализ и представление данных в удобном для пользователя виде. Статистические службы должны оперативно предоставлять информацию органам управления, осуществлять обмен информацией с Центральным банком РФ и его органами на местах, Министерством финансов РФ и его местными органами, Минимуществом РФ и его службами, Министерством труда и социального развития России и т.д.
  • Все статистические органы, кроме райинспектур, имеют внутреннюю структуру: отделы (а в Росстате РФ - управления) статистики предприятий, сельского хозяйства, капитального строительства и т.д. Государственная статистика призвана отражать комплексность развития народного хозяйства страны и отдельных регионов, взаимосвязи между территориями. Эти функции выполняют отделы (управления) балансовых работ и системы национальных счетов, статистики финансов, сводный отдел.
  • Федеральная служба государственной статистики (Росстат, ранее Госкомстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны (далее -- статистическая информация), а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации.
  • Росстат располагается в здании Центросоюза, построенном по проекту архитектора Ле Корбюзье в 1928 - 1933 годах памятнике Всемирного наследия.
  • Оперативность и качество статистических работ зависят от развития технологии сбора, передачи, обработки и хранения информации. Областные, краевые и республиканские управления и комитеты по статистике имеют вычислительные центры. Мощный вычислительный центр имеет Росстат РФ (ГВЦ РФ). Все большее значение приобретают локальные вычислительные сети, связывающие банки данных статистических служб, других держателей региональной и федеральной информации. Государственный комитет по статистике РФ входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.
  • Основными функциями Федеральной службы государственной статистики являются:
  • - представление в установленном порядке статистической информации гражданам, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, органам государственной власти, средствам массовой информации, другим организациям, в том числе международным;
  • - разработка и совершенствование научно- обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам;
  • - разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;
  • - сбор статистической отчетности и формирование на ее основе официальной статистической информации;
  • - контроль за выполнением организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства Российской Федерации в области государственной статистики;
  • - развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами;
  • - обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;
  • - реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.
  • Росстат РФ является методологическим и организационным центром работы всех служб государственной статистики. В его структуре имеется специальное Управление методологии статистических работ. Здесь разрабатывается федеральный план статистических работ на год и перспективу, методология расчета статистических показателей, сбора и разработки статистических данных.
  • Большую роль в методологической работе играет Научно-исследовательский институт статистики Росстата РФ. В этой работе принимает участие и Научно-методологический совет Росстата РФ, который объединяет ведущих работников государственной статистики и представителей экономической и статистической науки .
  • В последние годы методологическая работа Росстата РФ направлена на внедрение интегрированной системы учета и статистики, соответствующей международным стандартам, прежде всего, на разработку системы национальных счетов Российской Федерации, позволяющей исследовать формирование основных пропорций экономики и рассчитывать важнейшие макроэкономические показатели, используемые в международной практике, а также на измерение инфляции и уровня жизни. Эта работа ведется при участии международных статистических организаций и национальных статистических служб развитых стран. Широко распространились международные связи между национальными статистическими службами и на региональном уровне.
  • Росстатом РФ издаются следующие официальные статистические сборники:
  • - полный ежегодник «Российская Федерация в... году»;
  • - краткий ежегодник «Россия в цифрах»;
  • - демографический ежегодник;
  • - двухтомное издание «Регионы России»;
  • - тематические сборники, содержащие данные социальной статистики, сведения об уровне и динамике цен, промышленности, макроэкономических показателях и т.д.
  • Организация международной статистики осуществляется статистическими службами Организации Объединенных Наций (ООН), специализированных учреждений: Международной организацией труда (МОТ), Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и другими международными организациями: Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейским союзом (ЕС), Международным валютным фондом (МВФ), Мировым банком и т.д. Деятельность статистических служб этих организаций включает разработку международных стандартов, обеспечивающих сравнимость статистических показателей разных стран, осуществление международных сопоставлений, публикацию данных по группам стран, регионам и миру в целом. Зарубежные национальные и международные статистические публикации, так же как и отечественные, можно подразделить на сводные, включающие данные по всем разделам статистики, и специализированные, включающие данные по какой-либо одной отрасли (например, по финансовой, демографической, сельскохозяйственной и другой статистике). Из сводных изданий важнейшим является ежегодник ООН «Statistical Yearbook». Научным международным центром в области статистики является Международный статистический институт.
  • Координация деятельности статистических служб стран-членов СНГ осуществляется созданным в 1992 г. Статистическим комитетом Содружества Независимых Государств. Публикуются статистические сборники по странам СНГ и другим государствам ближнего зарубежья.

2. Основные направления реформирования государственной статистики в Российской Федерации

В условиях реформирования статистики особое значение имеет расширение гласности и доступности сводной статистической информации при сохранении принципа конфиденциальности индивидуальных данных. Расширение публикации статистической информации позволяет лучше видеть положение дел на местах, в отдельных регионах, помогает сосредоточить внимание на недостатках и упущениях с целью их устранения.

В условиях становления рыночных отношений в стране первоочередной и основополагающей задачей является реформирование методологических и организационных основ государственной статистики .

В начале 90-х гг. Правительство России приняло "Государственную программу перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики". Выполнение этой Программы возложено на Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Росстат РФ), который в соответствии со ст. 71 "Конституции Российской Федерации" является федеральным органом исполнительной власти. Руководствуясь Программой Росстат РФ осуществил ряд конкретных крупномасштабных мероприятий, положивших начало глубокому реформированию российской статистики .

Главной задачей первого этапа реформирования статистики, начавшегося в 1993 и завершившегося в 1996 г. было содействие рьшочным преобразованиям в стране для достижения максимально возможной информационной прозрачности экономического пространства. В результате реализации первого этапа Программы создана система национальных счетов (СНС).

В стандартах СНС сформированы основные макроэкономические показатели, среди них - показатели, характеризующие занятость, рынок труда, уровень жизни, социальную защиту населения, уровень и динамику цен, промышленного производства, потребительского рынка, ставшие важными рычагами управления экономическим развитием государства. Получила развитие отраслевая статистика в таких областях, как здравоохранение, народное образование, страхование.

Сокращено количество обязательных показателей отчетности, упрощена процедура их сбора, расширено применение выборочных обследований. На статистические показатели возложены позитивная пропагандистская и оценочно-стимулирующая функции.

Осуществлены расчеты и международные сопоставления ВВП - центрального макроэкономического показателя, характеризующего стоимость товаров и услуг, произведенных на экономической территории данной страны (включая совместные предприятия) за тот или иной период (обычно за год, квартал, месяц) и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.

Определен состав статистических показателей, в достаточной степени отражающий различные аспекты развития российской экономики .

Создана основа Государственного регистра предприятий и организаций, Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в соответствии с-международными стандартами.

Всероссийское совещание статистиков (в ноябре 1995 г.) одобрило основные итоги первого этапа реформирования статистики и отметило, что "в современных условиях необходим новый подход к реформам в статистике, который состоит в последовательном переходе от фрагментарного принципа к системному реформированию статистической системы в целом, предусматривающему компетентное, взаимосвязанное совершенствование всех элементов статистического наблюдения с учетом формирующегося рыночного спроса на информацию, новых требований к качеству информации со стороны органов государственной власти, коммерческих структур, частных лиц, научной общественности и других потребителей" .

В ходе совещания и дальнейшего обсуждения поставленных вопросов были определены следующие наиболее важные задачи второго этапа реформы российской статистики:

1. Обеспечение необходимой информацией процессов становления национальной хозяйственной системы страны.

2. Создание условий для получения более точной и полной статистической картины социально-экономического развития страны для принятия решений на разных уровнях государственного управления.

3. Всемерное содействие освещению проблем, связанных с повышением эффективности национального производства.

4. Информационное отражение участия России в международном разделении труда, в том числе конкурентноспособности российских товаров и услуг на мировых рынках.

Выполнение этих задач требует дальнейшего совершенствования методологии исчисления статистических показателей, комплексно характеризующих становление современной национальной модели экономики России с учетом международных стандартов, приведение их в системный вид, соответствующий потребностям современного этапа социально-экономического развития страны .

Дальнейшее реформирование российской статистики на общепринятых в мировом статистическом обществе принципах с учетом реальной правовой, экономической и политической ситуации в России предусмотрено Федеральной целевой программой "Реформирование статистики", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1997 г. Одно из важнейших направлений этой Программы - разработка методологии и организации получения информации о теневой экономике (т.е. нерегистри-руемой статистикой экономической активности), ее структуре.

В России, по данным статистики, общая дооценка ВВП с учетом теневой экономики составляет более 25%. ,

Кроме того, Федеральная программа предусматривает разворачивание системы мониторингов (специально организованных систематических наблюдений), особенно в области социальной сферы. Постоянно действующие мониторинга позволяют непрерывно следить за состоянием определенного объекта, регистрировать его важнейшие характеристики, оценивать их, оперативно выявлять результаты воздействия на объект различных процессов и факторов, разрабатывать предложения по развитию объекта в нужном направлении и делать заключения об эффективности мер по управлению объектом.

Эта работа будет осуществляться силами органов государственной статистики России и соответствующих министерств. Например, мониторинги здоровья будут осуществлять Росстат и Министерство здравоохранения России.

В Федеральной программе предусматривается полный запуск регистра предприятий, который станет основой статистического наблюдения в России. Подписан совместный приказ Росстата и Госналогслужбы России о взаимодействии двух регистров: статистического регистра и регистра налогоплательщиков; установлена процедура сверки идентификационных данных ЕГРПО и Государственного регистра налогоплательщиков (ГРН) с учетом происходящих изменений.

Одним из ключевых направлений реформирования российской статистики является обеспечение взаимосвязи статистических показателей, отражающих хозяйственные процессы, происходящие на макро- и микроуровнях. В отличие от предшествующего периода, на данном этапе приоритет должен быть отдан микроуровню - статистике предприятий (организаций, хозяйствующих субъектов) .

Рыночной экономике необходима компьютеризация статистики - это составная часть программы информатизации России. В ходе выполнения этой программы предстоит создать информационно-телекоммуникационную систему статистики (ИТСС) на базе вводимой в эксплуатацию информационно-вычислительной сети, в основе которой лежит создание локальных вычислительных сетей (ЛВС) во всех органах государственной статистики федерального и регионального уровней.

Постановления Правительства Российской Федерации указывают на необходимость комплексного анализа социально-экономических явлений и их прогнозирование, а также совершенствование статистической информации и методологии расчета статистических показателей.

Спектр решаемых проблем существенно расширится с принятием Закона о статистической деятельности, который станет правовой основой работы органов государственной статистики и будет способствовать успешному решению стоящих перед ней задач.

Заключение

Итак, предоставление статистической информации - главная задача органов государственной статистики, информация является продукцией их деятельности. Как любая продукция, она имеет стоимость. Особенно дорогостоящей является информация, получение которой выходит за пределы программы работы государственной статистики.

Структура органов государственной статистики соответствует административно-территориальному делению страны. В автономных республиках, в краях и областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге работают комитеты по статистике. Низовым звеном являются инспектуры государственной статистики, которые имеются в административных районах краев и областей, крупных городах.

Стержнем создаваемой статистики предприятий, обеспечивающим полноту и достоверность учета хозяйственных субъектов и их характеристику, становится ЕГРПО.

Одним из ключевых направлений реформирования российской статистики является обеспечение взаимосвязи статистических показателей, отражающих хозяйственные процессы, происходящие на макро- и микроуровнях. В отличие от предшествующего периода, на данном этапе приоритет должен быть отдан микроуровню - статистике предприятий (хозяйствующих субъектов).

Список литературы

1. Григорьева, Р.П. Статистика / Р.П. Григорьева. - М.: Изд-во Михайлова, 2009. - 510с.

2. Гусынин, А.Б. Статистика / А.Б. Гусынин. - М.: Норма, 2010. - 452с.

3. Елисеева И.И. Общая теория статистики / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 338с.

4. Золотарев, А.А.Статистика / А.А. Золотарев. - М.: Владос, 2009. - 446с.

5. Калинин, В.А. Макроэкономическая статистика / В.А. Калинин. - М.: Дело, 2010. - 602с.

6. Сиденко, А.В. Статистика / А.В. Сиденко. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 500с.

7. Статистика. Курс лекций. / Под ред. Л.П. Харченко, В.Г. Ионин и др. Новосибирск, НГАЭиУ, 2007. - 384с.

8. Теория статистики / Под ред. Р.А.Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 580с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные цели и функции государственной статистики в РФ. Принципы организации сбора, обработки, хранения и передачи информации. Оценка эффективности деятельности территориального органа Федеральной службы государственной статистики Вологодской области.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    Задачи статистики и основыне принципы ее организации в рыночной экономике. Федеральная служба государственной статистики, ее функции и основные публикации. Система показателей (порядок расчета) демографической статистики рождаемости, смертности, миграция.

    реферат , добавлен 17.12.2009

    Понятие и предмет статистики, теоретические основы и категории, взаимосвязь с другими науками. Объект и метод изучения статистики. Основные задачи, принципы организации и функции государственной статистики в РФ. Примеры статистической закономерности.

    лекция , добавлен 02.03.2012

    Характеристика абсолютных показателей в статистике. Проведение простой случайной выборки. Формирование информационной инфраструктуры общенационального объема. Моментные и интервальные абсолютные показатели. Принципы организации государственной статистики.

    реферат , добавлен 27.06.2014

    История возникновения и развития статистики. Предмет, основные понятия и категории статистики. Методы сбора, обобщения и анализа статистических данных. Экономическая статистика и ее отрасли. Современная организация статистики в Российской Федерации.

    лекция , добавлен 02.05.2012

    Изучение предмета, задач, методов исследования (наблюдение - сплошное, выборочное; группировка, обобщающие показатели) социальной-экономической статистики в условиях рынка. Ознакомление с организационной и информационной базами государственной статистики.

    реферат , добавлен 10.05.2010

    Понятие статистики как научного направления, предмет и методы ее изучения. Методы организации государственной статистики в РФ и международной практике, требования к данным. Сущность и порядок реализации корреляционно-регрессивного анализа и связей.

    учебное пособие , добавлен 07.02.2010

    История развития статистики в России. Деятельность видных ученых в развитии статистики как науки. Основные задачи статистики. Общая теория статистики, экономическая статистика, социальная статистика. Отраслевая статистика.

    реферат , добавлен 12.12.2006

    Задачи и структура статистики политической и общественной жизни, источники данных. Роль органов государственной статистики, история их деятельности в РФ. Анализ показателей статистики политической и общественной жизни. Характеристика общественного мнения.

    реферат , добавлен 25.09.2011

    Понятие статистики, ее назначение, уровни, предмет и система. Теоретические основы статистики как отрасли экономической науки, ее категории. Особенности статистической методологии. Современная организация статистики в Российской Федерации и её задачи.

Как практический вид деятельности, существует государственная, ведомственная и частная статистика.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 главным органом государственной статистики является Федеральная служба государственной статистики как орган исполнительной власти (ФСГС РФ или Росстат). До 2004 года руководство государственной статистикой осуществлял Государственный комитет по статистике (Госкомстат РФ).

Руководство деятельностью ФСГС осуществляет Правительство РФ. Федеральная служба государственной статистики является юридическим лицом, финансируется из средств федерального бюджета.

ФСГС осуществляет свою деятельность на основе «Положения о Федеральной службе государственной статистики», которое было утверждено Постановлением Правительства РФ № 399 от 30 июля 2004 года. Ранее, с 1 октября 1999 года, работники государственной статистики переведены в разряд государственных служащих, то есть их деятельность регулируется специальным положением.

Территориальные органы ФСГС РФ имеются в каждом субъекте федерации страны: в краях, областях, АО, городах. ФСГС и ее территориальные подведомственные организации, а также вычислительные центры и учебные заведения, составляют единую систему государственной статистики.

ФСГМ выполняет функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом, экологическом положении страны, а также функцию контроля и надзора за деятельностью подведомственных организаций.

Основные задачи Росстата:

    предоставление официальной информации Президенту РФ, Правительству РФ, федеральным органам исполнительной власти, общественности, хозяйствующим субъектам, физическим лицам, международным организациям.

    разработка статистической методологии и систем статистических показателей, соответствующих потребностям рыночной экономики и международным стандартам - СНС (Системе национальных счетов);

    координация государственной статистической деятельности в стране;

    текущий анализ социально – экономических процессов, составление национальных счетов и балансов;

    прогнозирование тенденций развития страны;

    гарантирование научной обоснованности и достоверности статистической информации.

Основные функции ФСГС РФ:

    организует проведение государственных статистических наблюдений по разработанным им программам и методикам;

    обеспечивает работу ЕГРПО (единый государственный регистр предприятий и организаций);

    обеспечивает сбор, обработку, хранение, защиту статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны, конфиденциальность;

    сопоставляет социально-экономические показатели России с показателями других стран, вместе с ЦБ РФ составляет платежный баланс страны;

    проводит техническую политику – разработка технических приемов сбора, обработки, передачи информации;

    определяет перечень научно-исследовательских работ;

    вносит предложения по совершенствованию законодательства в области статистики.

Возглавляет ФСГС РФ руководитель, назначаемый Правительством РФ. Он может иметь не более четырех заместителей. Структурными подразделениями центрального аппарата ФСГС (в г. Москва) являются управления по основным направлениям статистической деятельности, в состав которых входят отделы.

На территории Омской области функционирует Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области (Омскстат). В его состав входят также вычислительный центр и Учебный центр.

Возглавляет Омскстат руководитель, который имеет четырех заместителей. Они курируют отраслевые направления статистики. Структуру территориального органа составляют отделы: профильные (отделы статистики) и административно – хозяйственные. К профильным относятся: отдел сводной информации, информационных ресурсов и баз данных; отдел статистики сельского хозяйства и окружающей среды; отдел статистики труда и социальной сферы; отдел статистики строительства, инвестиций и инфраструктуры; отдел статистики населения; отдел статистики финансов; отдел статистики внутренней и внешней торговли; отдел статистики цен, уровня жизни и обследований населения (обследование семейных бюджетов); отдел статистики предприятий (промышленности); отдел региональных счетов и балансов; отдел ведения и применения статистического регистра хозяйствующих субъектов – ЕГРПО; отдел сбора и обработки статистической информации по г. Омску (прием отчетов от предприятий) и прочие. В районах области находятся отделы статистики (31 отдел), которые передают данные в отдел сбора и обработки статистической информации Омскстата. Кроме того, имеются отделы непрофильные: административный, финансово – экономический, производственно – технологический (вычислительный центр), отдел оперативной полиграфии, служба эксплуатации здания.

Должности работников Омскстата определяются Положением о государственных служащих: начальник отдела, заместитель начальника отдела, консультант, главный специалист, ведущий специалист, специалист первой категории.

Структура органов госстатистики соответствует административно-территориальному делению страны. В республиках, краях и областях работают комитеты по статистике. Низовым звеном являются инспектуры госстатистики, которые имеются в крупных городах и в административных районах. Местные статистические органы издают региональные статистические сборники. Например, комитет по статистике города Москвы издает «Москва в цифрах».

Основные функции всех статистических органов – сбор, обработка, анализ и представление данных в удобном для пользователя виде.

Руководство статистикой в стране осуществляет Федеральная служба государственной статистики (Росстат, бывший Госкомстат, http://www.gks.ru) как федеральный орган исполнительной власти.

Формы и методы сбора и обработки статистических данных, методы расчета статистических показателей, установленные Росстатом, являются статистическим стандартом РФ.

Росстат издает следующие статистические сборники:

    Российский статистический ежегодник,

    ежегодник краткий «Россия в цифрах»,

    демографический ежегодник России,

    тематические сборники «Регионы России»,

другие тематические сборники, содержащие данные социальной статистики, сведения об уровне цен, промышленности, макроэкономических показателей и т.д.

Основными задачами Росстата являются:

    Предоставление официальной статистической информации Президенту, правительству, Федеральному собранию, федеральным органам исполнительной власти, общественным и международным организациям.

    Разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе и международным стандартам.

    Координация статистической деятельности в государстве.

    Разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов и проведение необходимых балансовых расчетов.

    Гарантирование полноты и научной обоснованности форм статистической информации и обеспечение равного доступа к ее изучению всем пользователям.

Основные функции Росстата состоят в том, что он:

    Организует проведение государственных статистических наблюдений по разработанным им или согласованным с ним программам, формам и методикам.

    Обеспечивает функционирование реестра ЕГРПО (Единого Государственного Реестра Предприятий и Организаций).

    Обеспечивает сбор, обработку, хранение и защиту статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны и необходимой конфиденциальности данных.

    Сопоставляет основные социально-экономические показатели России с аналогичными показателями других стран и совместно с ЦБ РФ составляет платежный баланс страны.

    Проводит единую техническую политику в области сбора, обработки и передачи статистической информации.

    Определяет в рамках выделенных средств перечень важнейших научно-исследовательских работ.

    Созывает в установленном порядке совещания по кругу проблем, входящих в компетенцию Росстата.

    Вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства в области статистики.

Росстат имеет право :

    Получать госотчетность, в т.ч. составляющую коммерческую тайну, а также необходимые данные и материалы на любой стадии их разработки и пояснения к предоставленной отчетности бесплатно, в рамках установленных объемов и сроков от всех юридических и других хозяйствующих субъектов, от федеральных органов исполнительной власти.

    Издавать обязательные постановления и инструкции по вопросам статистики.

    Заключать договора о сотрудничестве со статистическими ведомствами других государств, а также международными статистическими и иными органами по вопросам статистики.

    Формировать федеральные программы по статистике и статистическим исследованиям.

    Определять перечень важнейших научно-исследовательских работ по вопросам статистики.