Правовые основы охраны труда и техники безопасности. Понятие «охрана труда»

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Для подготовки к проверке знаний по охране труда

ВВЕДЕНИЕ

Конституция Российской Федерации предусматривает, что в России охраняется труд и здоровье людей, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Однако кризис перестроечных и постперестроечных лет, спад экономики неблагоприятно отразились на состоянии условий и охраны труда в организациях. Следствием неудовлетворительного состояния условий и охраны труда явился рост производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В результате несчастных случаев на производстве ежегодно травмировались около 350 тыс. человек.

Анализ причин производственного травматизма свидетельствует об ослаблении внимания работодателей к реконструкции и модернизации производства, соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, применению надежных систем предупреждения и локализации аварий, о недостатках в точном учете требований норм и правил охраны труда при проектировании производственного оборудования, технологических процессов.

Решение многих проблем также сдерживалось недостатками законодательной и нормативной базы в области условий и охраны труда.

Создавшаяся ситуация требовала решительных и эффективных мер. В августе 1993 г. были приняты Основы законодательства РФ об охране труда, ставшие базой совершенствования законодательства, поставленного на защиту здоровья людей на производстве. В феврале 1997 г. была утверждена Федеральная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы.

В марте 1999 г. Правительством РФ утверждено новое Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. В июле 1999 г. принят Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", коренным образом изменивший систему возмещения вреда лицам, пострадавшим на производстве. В декабре 1998 г. утверждены Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Утверждены типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты в различных отраслях экономики, принят ряд других нормативных актов, в том числе направленных на усиление контроля и надзора за соблюдением охраны труда, повышена ответственность работодателя за допускаемые нарушения правил и норм по охране труда.

Особо следует отметить Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Этот закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Закон принят 17 июля 1999 г. (Основы законодательства РФ об охране труда признаны утратившими силу.)

Вопросы, связанные с охраной труда, в новом Трудовом кодексе нашли достаточно полные законодательные ответы. Такая позиция свидетельствует о том, что разработка государственной правовой базы этой чрезвычайно важной для работников сферы за последние годы существенно продвинулась вперед.

Практически полностью изменилась правовая база в области промышленной безопасности. За время с 1993 г. по 1997 г. появился целый ряд новых законов, регулирующих отношения в этой области: «О пожарной безопасности», «Об экологической экспертизе», и др. В результате для предприятий, аварии на которых могут произойти с ничтожно малой вероятностью, и последствия их практически не представляют опасности для населения и окружающей среды, отношения в области безопасности оказались в определенной степени регулируемыми действующим законодательством. Но этого не было достаточно для потенциально опасных объектов. Уменьшение риска аварий на них требовало специальных правовых механизмов, которые и установил Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», предусматривающий усиление государственной политики в области предупреждения аварий и травматизма на опасных производственных объектах.

Безусловно, что решение многих проблем сдерживается недостатками законодательной базы в области промышленной безопасности и охраны труда, но кроме этого в наши дни вопросы обеспечения безопасных условий труда требуют и нового уровня развития социального партнерства. В работе по улучшению условий и охраны труда должны быть объединены усилия органов государственной власти всех уровней, объединений профессиональных союзов, объединений работодателей.

Главная задача сегодняшних дней – объединение усилий, направление их на изменение психологии в обществе, достижение понимания того, что жизнь и здоровье человека труда являются высшей степенью ценностей.

Кроме этого необходимо постоянно помнить о том, что политика обеспечения безопасности и охраны труда должна основываться на конкретных особенностях производства, где и решаются, в конечном счете, все проблемы безопасности.

Вот почему перед работодателем (руководителем предприятия) стоит задача в рамках действующего законодательства правильно организовать на предприятии работу по охране труда, создав безопасные и здоровые условия на каждом рабочем месте, предупредить производственные травмы и профессиональные заболевания.

В ОАО «Татнефть» с 1993 г. действуют «Основные положения об организации работы по охране труда в нефтяной промышленности», регламентирующие порядок организации работы по обеспечению безопасных условий труда. В них определены основные обязанности должностных лиц по обеспечению безопасных условий труда, порядок проведения инструктажей персонала безопасным методам работы, порядок организации и осуществления контроля за состоянием условий труда и ответственность работников за нарушение правил и норм охраны труда.

Понятие охраны труда

Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Эти мероприятия имеют своей целью создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. На практике под охраной труда нередко подразумевают технику безопасности, производственную санитарию и т.п. Такая позиция ошибочна. Охрана труда - это система мероприятий, где техника безопасности или гигиена труда являются ее составляющими.

Конституция РФ провозглашает, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст.5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

· трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

· иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

· указами Президента Российской Федерации;

· постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

· нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

· нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ.

В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права и законодательства об охране труда распространяется:

· на работодателей;

· на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

· на членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии;

· на студентов образовательных учреждений, проходящих производственную практику;

· на военнослужащих, направляемых на работы в организации;

· на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ о государственной и муниципальной службе (ст. 11 ТК РФ).

В настоящее время законодательные акты РФ о труде и охране труда представляют собой цельную систему, устанавливающую нормы во всех областях трудового права.

Ответ на 2 вопрос:

2. Задачи и порядок организации предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров.

В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей организациях могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований).

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя с сохранением за работниками среднего заработка за время прохождения указанных медицинских осмотров. При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведения обследований работодатель не должен допускать его к выполнению трудовых обязанностей.

Основные документы:

1. Приказ Минздравсоцразвития от 16 августа 2004 г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядка проведения этих осмотров (обследований)».

2. Гигиенические требования к условиям труда женщин (СанПиН 2.2.0.555-2--3).

3. Постановление Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825 «Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательных профилактических прививок».

4. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 «Правила прохождение обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных

факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности».

5. Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.05.1998 г. № 486,от 31.06.1998 г. № 866, от 21.07.2000 г. № 546).

Осмотры проводятся лечебно-профилактическими организациями, имеющими соответствующую лицензию и сертификат. Осмотр психиатром проводится в психоневрологическом диспансере (кабинете, отделении) по месту постоянной регистрации обследуемого. Выявление психиатрических противопоказаний проводится для выявления таких заболеваний как, например, наркомания, алкоголизм, эпилепсия, токсикомания, пограничная умственная отсталость, дефекты речи и заикание в тяжелой форме и др.

Список работников, подлежащих медицинским осмотрам, определяется центрами Роспотребнадзора совместно с работодателями и профсоюзными или иными общественными организациями (по цехам, профессиям, опасным вредным веществам и производственным факторам) не позднее 1 декабря предшествующего года.

Работники, занятые управлением различными видами транспортных средств (автомобильным, электрическим, воздушным, речным, морским, железнодорожным), проходят осмотры по спискам профессий, утвержденных соответствующим министерством. Направление на осмотр выдается работнику работодателем вместе с перечнем вредных, опасных веществ и производственных факторов, воздействующих на работника. Работодатель обязан обеспечить лиц, направляемых на предварительные медицинские осмотры, бланками направлений, куда вносятся результаты медицинских обследований и заключение о возможности выполнения по состоянию здоровья поручаемой им

Ответ на 3 вопрос:

3. Средства защиты от поражения электротоком.

Электрические сети и установки должны быть выполнены так, чтобы их токоведущие части были недоступны для случайного прикосновения.

Недоступность токоведущих частей достигается путем их надежной изоляции, применения защитных ограждений (кожухов, крышек, сеток и т.д.), расположения токоведущих частей на недоступной высоте. В установках напряжением до 1000 В достаточную защиту обеспечивает применение изолированных проводов. В случае, когда невозможно достигнуть надежной изоляции или ограждения токоведущих частей, применяются блокировки (электрические и механические) для автоматического отключения опасного напряжения при попадании человека в опасную зону. Конструктивное выполнение ограждений зависит от напряжения установки. Ограждения должны быть выполнены так, чтобы снять их и открыть можно было при помощи ключей или инструмента. Не допускаются сетчатые ограждения токоведущих частей в жилых, общественных и других бытовых помещениях. Ограждения должны быть здесь сплошные.

Применение малых напряжений . ПОТ РМ 016-2001 устанавливает ограничения напряжения ручных токоприемников для помещений различных категорий.

Для помещений особо опасных:

ручной инструмент – напряжение до 50 В;

♦ переносные светильники – напряжение 12 В;

♦ шахтерские лампы – напряжение 2,5 В.

Для помещений с повышенной опасностью:

♦ ручной инструмент – напряжение 50 В;

♦ светильники – напряжение 50 В.

При невозможности применять напряжение 50 В разрешается использовать электроинструмент на U = 220 В при наличии устройства защитного отключения или надежного заземления корпуса электроинструмента с обязательным использованием защитных средств (перчатки, коврики).

В качестве источников малых напряжений используются безопасные разделительные трансформаторы. Применение автотрансформаторов в качестве источников малого напряжения для питания переносного электроинструмента запрещается.

Двойная изоляция . При двойной изоляции, кроме основной рабочей изоляции токоведущих частей, применяют еще один слой изоляции, которым покрываются металлические нетоковедущие части, могущие оказаться под напряжением. Возможно изготовление корпусов электрооборудования из изолирующего материала (пластмассы, капрон). Широкое использование двойной изоляции ограничивается ввиду отсутствия пластмасс и покрытий, стойких к механическим повреждениям. Поэтому область применения двойной изоляции ограничена. Она используется в электрооборудовании небольшой мощности (инструмент, переносные токоприемники, бытовые приборы).

Выравнивание потенциала . Этот метод находит применение при работах на линиях электропередач, подстанциях. На подстанциях высокого напряжения выравнивание потенциалов осуществляется расположением заземлителей по контуру вокруг заземленного оборудования на небольшом расстоянии друг от друга, а внутри контура прокладывают в земле горизонтальные полосы.

Расстояние от границ заземлителя до ограды электроустановки с внутренней стороны должно быть не менее 3 м. Поля растекания заземлителей накладываются, и любая точка на поверхности грунта внутри контура имеет значительный потенциал. Вследствие этого разность потенциалов между точками, находящимися внутри контура, снижена и коэффициент напряжения прикосновения намного меньше единицы. Коэффициент напряжения шага также меньше максимально возможной величины.

Защита от опасности перехода напряжения с высшей стороны на низшую . Появление в сети напряжения, намного превышающего номинальное, может привести как к выходу из строя токоприемников, изоляция которых не рассчитана на это напряжение, так и к поражению персонала током, так как при этом обычно происходит замыкание на корпус и поB

являются опасные напряжения прикосновения и шага.

Защита сетей напряжением до 1000 В с изолированной нейтралью от возможного перехода в эту сеть высшего напряжения осуществляется при помощи установки пробивного предохранителя.

В сетях с заземленной нейтралью предохранители не устанавливаются. Безопасность в них обеспечивается правильным выбором сопротивления заземления R З.

Защита от потери внимания, ориентировки и неправильных действий . Эта защита осуществляется путем применения блокировок, сигнализации, специальной окраски оборудования, маркировки, знаков безопасности.

Правовые основы охраны труда

ВВЕДЕНИЕ. Безопасность жизнедеятельности - это тип деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье человека. Безопасность следует принимать как комплексную систему, мер по защите человека и среды его обитания от опасностей формируемых конкретной деятельностью.

Чем сложнее вид деятельности, тем более компактна система защиты. Для обеспечения безопасности конкретной деятельностью должны быть решены три задачи: 1. Произвести полный детальный анализ опасностей формируемых в изучаемой деятельности. 2. Разработать эффективные меры защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей. Под эффективными подразумевается такие меры по защите, которые при минимуме материальных затрат имеют максимальный эффект. 3. Разработать эффективные меры защиты от остаточного риска данной деятельности.

Они необходимы, так как обеспечить абсолютную безопасность деятельности не возможно. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека (рабочий, обслуживающий персонал) на производственных предприятиях занимается “охрана труда”. Охрана труда - это свод законодательных актов и правил, соответствующих им гигиенических, организационных, технических, и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда (ГОСТ 12.0.002-80). Охрана труда выявляет и изучает возможные причины производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров и разрабатывает систему мероприятий и требований с целью устранения этих причин и создания, безопасных и благоприятных для человека условий труда. В своей работе я затронул важнейшие стороны правовых основ охраны труда Российской Федерации на производстве.

Для этого я использовал основные законодательные акты РФ по охране труда. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА. Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит: из Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации», других федеральных законов, Кодекса законов о труде Российской федерации (КЗоТ РФ), Уголовного кодекса Российской Федерации, “Основ законодательства РФ об охране труда“, Указа Президента РФ “Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан”, Гражданского кодекса и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Основные положения об охране труда закреплены Конституцией РФ, Кодексом законов о труде РФ, а также Системой стандартов безопасности труда. Рассмотрим одни из важнейших законодательно-правовых актов по охране труда в РФ поподробнее.

ВАЖНЕЙШИЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Право на безопасный труд закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 37, п. 3). В области охраны труда на предприятиях и в учреждениях основными законодательными актами являются Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ), Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

1. Кодекс законов о труде в РФ и Гражданский кодекс. Основные законодательные акты, обеспечивающие безвредные условия труда, представлены Кодексом законов о труде Российской Федерации. В частности, ст. 139 КЗоТ РФ возлагает на администрацию предприятий, учреждений, организаций ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий труда. Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников.

Ст. 140 определяет требования охраны труда при строительстве и эксплуатации производственных зданий, сооружений и оборудования. Эти требования включают рациональное использование территории и производственных помещений, правильную эксплуатацию оборудования и организацию технологических процессов, защиту работающих от воздействия вредных условий труда, содержание производственных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устройство санитарно-бытовых помещений. Ст. 141 запрещает ввод в эксплуатацию предприятий, не отвечающих требованиям охраны труда.

Ни одно предприятие, цех, участок, производство не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если на них не обеспечены здоровые и безопасные условия труда. Ст. 143 устанавливает правила по охране труда, обязательные для администрации. Администрация предприятий, учреждений, организаций обязана обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие единым межотраслевым и отраслевым правилам по охране труда, санитарным правилам и нормам, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном законодательством. Ст.

145 определяет основные инструкции по охране труда, обязательные для выполнения рабочими и служащими. Такие инструкции разрабатываются и утверждаются администрацией предприятия, учреждения, организации совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации. Ст. 149 устанавливает порядок выдачи специальной одежды и других средств индивидуальной защиты. На работах с вредными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.

Ответственность за нарушение законодательства о труде установлена в ст. 159 “Материальная ответственность предприятий, учреждений, организаций за ущерб, причиненный работникам повреждением их здоровья”. Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве (ст. 1064-1083), а также определяет формы и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1083-1101).

2. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» Вступивший в силу Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. Именно на этот федеральный закон я сделаю основной акцент. Впервые в Российской Федерации на законодательном уровне рассматривается большой спектр вопросов, связанных с конкретным решением проблем охраны труда физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателем. Действие названного Закона (ст.

1) многосторонне и распространяется как на работодателей, так и работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, на студентов и учащихся различных образовательных учреждений, проходящих производственную практику, на военнослужащих, направляемых на работу в организации, а также на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях. Законодатель акцентирует внимание всех участников трудовых отношений на том, что при осуществлении указанными юридическими и физическими лицами любых видов деятельности, в том числе при организации производства и труда, требования охраны труда обязательны для исполнения. Названный Закон определяет роль системы охраны труда в трудовых отношениях работодателя и работника (ст. 12). В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В том случае, если служба охраны труда либо специалист по охране труда в учреждении, организации отсутствует, работодатель должен заключать соответствующий договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Работодатель обязан ознакомить работников с требованиями охраны труда и обеспечить такие условия труда на каждом рабочем месте, которые соответствовали бы требованиям охраны труда; проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации. При заключении с работником трудового договора (контракта) закон обязывает работодателя осуществлять проведение за счет собственных средств обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) работников, равно как и периодических (в течение трудовой деятельности) внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров. Вместе с тем, закон предписывает, что работник со своей стороны обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Особо подчеркивается, что работодатель обязан не допускать работников к выполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.

Работодатель также обязан обеспечить обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Особо следует отметить статьи данного закона о государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства об охране труда. Из них следует, что Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда – единой федеральной централизованной системой государственных органов (ст. 20). Государственные инспектора труда имеют право при исполнении своих обязанностей: беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых норм; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; приостанавливать работу организаций и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений; привлекать к административной ответственности ли, виновных в нарушении требований охраны труда, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности.

Правовые основы охраны труда

ВВЕДЕНИЕ. Безопасность жизнедеятельности - это тип деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье человека. Безопасность следует принимать как комплексную систему, мер по защите человека и среды его обитания от опасностей формируемых конкретной деятельностью.

Чем сложнее вид деятельности, тем более компактна система защиты. Для обеспечения безопасности конкретной деятельностью должны быть решены три задачи: 1. Произвести полный детальный анализ опасностей формируемых в изучаемой деятельности. 2. Разработать эффективные меры защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей. Под эффективными подразумевается такие меры по защите, которые при минимуме материальных затрат имеют максимальный эффект. 3. Разработать эффективные меры защиты от остаточного риска данной деятельности.

Они необходимы, так как обеспечить абсолютную безопасность деятельности не возможно. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека (рабочий, обслуживающий персонал) на производственных предприятиях занимается “охрана труда”. Охрана труда - это свод законодательных актов и правил, соответствующих им гигиенических, организационных, технических, и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда (ГОСТ 12.0.002-80). Охрана труда выявляет и изучает возможные причины производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров и разрабатывает систему мероприятий и требований с целью устранения этих причин и создания, безопасных и благоприятных для человека условий труда. В своей работе я затронул важнейшие стороны правовых основ охраны труда Российской Федерации на производстве.

Для этого я использовал основные законодательные акты РФ по охране труда. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА. Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит: из Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации», других федеральных законов, Кодекса законов о труде Российской федерации (КЗоТ РФ), Уголовного кодекса Российской Федерации, “Основ законодательства РФ об охране труда“, Указа Президента РФ “Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан”, Гражданского кодекса и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Основные положения об охране труда закреплены Конституцией РФ, Кодексом законов о труде РФ, а также Системой стандартов безопасности труда. Рассмотрим одни из важнейших законодательно-правовых актов по охране труда в РФ поподробнее.

ВАЖНЕЙШИЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Право на безопасный труд закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 37, п. 3). В области охраны труда на предприятиях и в учреждениях основными законодательными актами являются Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ), Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

1. Кодекс законов о труде в РФ и Гражданский кодекс. Основные законодательные акты, обеспечивающие безвредные условия труда, представлены Кодексом законов о труде Российской Федерации. В частности, ст. 139 КЗоТ РФ возлагает на администрацию предприятий, учреждений, организаций ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий труда. Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников.

Ст. 140 определяет требования охраны труда при строительстве и эксплуатации производственных зданий, сооружений и оборудования. Эти требования включают рациональное использование территории и производственных помещений, правильную эксплуатацию оборудования и организацию технологических процессов, защиту работающих от воздействия вредных условий труда, содержание производственных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устройство санитарно-бытовых помещений. Ст. 141 запрещает ввод в эксплуатацию предприятий, не отвечающих требованиям охраны труда.

Ни одно предприятие, цех, участок, производство не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если на них не обеспечены здоровые и безопасные условия труда. Ст. 143 устанавливает правила по охране труда, обязательные для администрации. Администрация предприятий, учреждений, организаций обязана обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие единым межотраслевым и отраслевым правилам по охране труда, санитарным правилам и нормам, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном законодательством. Ст.

145 определяет основные инструкции по охране труда, обязательные для выполнения рабочими и служащими. Такие инструкции разрабатываются и утверждаются администрацией предприятия, учреждения, организации совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации. Ст. 149 устанавливает порядок выдачи специальной одежды и других средств индивидуальной защиты. На работах с вредными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.

Ответственность за нарушение законодательства о труде установлена в ст. 159 “Материальная ответственность предприятий, учреждений, организаций за ущерб, причиненный работникам повреждением их здоровья”. Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве (ст. 1064-1083), а также определяет формы и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1083-1101).

2. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» Вступивший в силу Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. Именно на этот федеральный закон я сделаю основной акцент. Впервые в Российской Федерации на законодательном уровне рассматривается большой спектр вопросов, связанных с конкретным решением проблем охраны труда физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателем. Действие названного Закона (ст.

1) многосторонне и распространяется как на работодателей, так и работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, на студентов и учащихся различных образовательных учреждений, проходящих производственную практику, на военнослужащих, направляемых на работу в организации, а также на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях. Законодатель акцентирует внимание всех участников трудовых отношений на том, что при осуществлении указанными юридическими и физическими лицами любых видов деятельности, в том числе при организации производства и труда, требования охраны труда обязательны для исполнения. Названный Закон определяет роль системы охраны труда в трудовых отношениях работодателя и работника (ст. 12). В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В том случае, если служба охраны труда либо специалист по охране труда в учреждении, организации отсутствует, работодатель должен заключать соответствующий договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Работодатель обязан ознакомить работников с требованиями охраны труда и обеспечить такие условия труда на каждом рабочем месте, которые соответствовали бы требованиям охраны труда; проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации. При заключении с работником трудового договора (контракта) закон обязывает работодателя осуществлять проведение за счет собственных средств обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) работников, равно как и периодических (в течение трудовой деятельности) внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров. Вместе с тем, закон предписывает, что работник со своей стороны обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Особо подчеркивается, что работодатель обязан не допускать работников к выполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.

Работодатель также обязан обеспечить обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Особо следует отметить статьи данного закона о государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства об охране труда. Из них следует, что Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда – единой федеральной централизованной системой государственных органов (ст. 20). Государственные инспектора труда имеют право при исполнении своих обязанностей: беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых норм; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; приостанавливать работу организаций и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений; привлекать к административной ответственности ли, виновных в нарушении требований охраны труда, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности.

Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими. Государственный надзор и контроль за соблюдением охраны труда наряду с федеральной инспекцией труда осуществляются федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий. Важнейшей стороной государственного контроля является государственная экспертиза условий труда. Её задачами являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности.

Глава «Ответственность за нарушение требований охраны труда» данного закона включает следующие статьи: Ст. 23 говорит об ответственности организаций, выпускающих и поставляющих продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, – они обязаны возместить потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством РФ. Ст. 24 устанавливает ответственность за нарушение требований охраны труда. Лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда или в воспрепятствовании деятельности государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (общественную, дисциплинарную, административную, уголовную).

Ст. 25 рассматривает случаи приостановления деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда. Если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в соответствии с предписаниями руководителей государственных инспекций труда и государственных инспекторов труда до устранения указанных нарушений. Ст. 26 «Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушений требований охраны труда».

При наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда, решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда.

3. Закон Приморского края об охране труда в Приморском крае. Закон Приморского края об охране труда в Приморском крае, который был принят Думой Приморского края 26 сентября 1997 года. Закон состоит из 35 статей, большинство из которых в основном схожи с Федеральным Законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Так, главы II и IV Приморского закона имеют почти одинаковые статьи о правах работника на охрану труда, о государственном надзоре и другие с Федеральным законом. Ст.

2 гласит: Законодательство Приморского края об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, Гражданского кодекса законов о труде РФ, Основ законодательства РФ об охране труда, настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных правовых актов РФ Приморского края. Особо следует отметить статьи данного закона «Обеспечение экономической заинтересованности организаций в создании здоровых и безопасных условий труда», «Обеспечение экономической заинтересованности работников в соблюдении правил и норм охраны труда», «Экономический механизм обеспечения охраны труда». В них говорится, что организациям, выполняющим более 50 процентов объема услуг по охране труда, могут предоставляться льготы на аренду помещений, коммунально-бытовые услуги, электроэнергию, средства связи как для организаций бюджетной сферы в соответствии с действующим законодательством. Работодатель вправе устанавливать работникам доплаты или другие меры поощрения за работу без нарушений правил и норм охраны труда. Положения о порядке таких доплат и поощрений утверждаются работодателем, в соответствии с учредительными документами (устав, правление, собрание акционеров).

Экономический механизм обеспечения охраны труда в Приморском крае включает в себя: · планирование и финансирование мероприятий по охране труда; · обеспечение экономической заинтересованностью работодателя по внедрению более совершенных средств охраны труда; · обеспечение экономической ответственности работодателя за опасные или вредные условия труда в организации, за выпуск, применение и сбыт средств производства, не отвечающих требованиям по охране труда, за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей; · предоставление работникам компенсаций и льгот за работы с вредными и опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Среди подзаконных актов по безопасности жизнедеятельности на производстве следует отметить постановления Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, например, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ, Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ и т. п. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ. Эффективный и безопасный труд возможен только в том случае, если производственные условия на рабочем месте отвечают всем требованиям международных стандартов в области охраны труда.

В условиях становления рыночной экономики и социальной нестабильности обостряется проблема соблюдения прав работников на нормальные условия и охрану труда. В Российской Федерации в последние годы практически во всех отраслях народного хозяйства наблюдалась тенденция ухудшения условий труда, увеличения числа аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, сокращения продолжительности жизни. Например, уровень смертельного травматизма на производстве в России превышал аналогичные показатели развитых стран мира: ¨ Российская Федерация - 0,139 (на 1000 работающих) ¨ США - 0,054 (в 3 раза меньше); ¨ Финляндия - 0,038 (в 4 раза меньше); ¨ Япония - 0,02 (в 7 раз меньше); ¨ Великобритания - 0,016 (в 10 раз меньше). Причем уровень травматизма на предприятиях частного сектора, в кооперативах, товариществах с ограниченной ответственностью в 2 и более раза выше, чем на предприятиях государственного сектора. В настоящее время ситуация несколько меняется в связи с тем, что внесены существенные изменения в основные нормативно-законодательные акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности на производстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Как уже было мной сказано, охрана труда представляет собой систему законодательных актов, социально – экономических, организационных, технических и лечебно – профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Охрана труда и здоровье трудящихся на производстве, когда особое внимание уделяется человеческому фактору, становится наиважнейшей задачей. При решении задач необходимо четко представлять сущность процессов и отыскать способы (наиболее подходящие к каждому конкретному случаю) устраняющие влияние на организм вредных и опасных факторов и исключающие по возможности травматизм и профессиональные заболевания. Охрана труда неразрывно связана с науками: физиология, профессиональная патология, психология, экономика и организация производства, промышленная токсикология, комплексная механизация и автоматизация технологических процессов и производства.

При улучшении и оздоровлении условий работы труда важными моментами, является комплексная механизация и автоматизация технологических процессов, применение новых средств вычислительной техники и информационных технологий в научных исследованиях и на производстве. Осуществление мероприятий по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также улучшение условий работы труда ведут к профессиональной активности трудящихся, росту производительности труда и сокращение потерь при производстве. Так как охрана труда наиболее полно осуществляется на базе новой технологии и научной организации труда, то при разработке и проектировании объекта используются новейшие разработки. Сложность стоящих перед охраной труда задач требует использования достижений и выводов многих научных дисциплин, прямо или косвенно связанных с задачами создания здоровых и безопасных условий труда. Так как главным объектом охраны труда является человек в процессе труда, то при разработке требований производственной санитарии используются результаты исследований ряда медицинских и биологических дисциплин.

Особо тесная связь существует между охраной труда, научной организацией труда, эргономикой, инженерной психологией и технической эстетикой. Успех в решении проблем охраны труда в большой степени зависит от качества подготовки специалистов в этой области, от их умения принимать правильные решения в сложных и изменчивых условиях современного производства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.

: “Проспект”,2000. – 416 с.

3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. / Под ред. проф. Э.

А. Арустамова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: “Издательский дом Дашков и Co”, 2001. – 678 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.

В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2001. – 485 с.: ил.

№181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

Понятие «охрана труда». Нормативно-правовые основы охраны труда

Охрана труда — это область знаний, исследующая опасности, действующие в условиях производства, и разрабатывающая методы и средства защиты работающих от них.


Цель охраны труда — сохранение здоровья и обеспечение хорошего самочувствия человека в условиях производства.


Отличительной особенностью производства является вероятность воздействия на человека техногенных опасностей — явлений, вызывающих нежелательные последствия деятельности. Согласно ГОСТ 12.0.002—80 ССБТ. «Термины и определения», опасности делятся на опасные и вредные факторы.


Опасный фактор — это такое воздействие на человека, которое в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.


Вредный фактор — это такое воздействие на человека, которое в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.


Совокупность факторов, воздействующих на человека в процессе труда, формирует условия труда, которые делятся на благоприятные и неблагоприятные. Граница между ними условна и подвижна. Она определяется с помощью количественных показателей, устанавливаемых официальными документами (стандартами, нормами, правилами). Конечным следствием неблагоприятных условий труда являются производственный травматизм и профессиональные заболевания.


Травма — это повреждение тканей организма и нарушение его функций внешними воздействиями.


Профессиональное заболевание — либо не встречающееся в быту (специфическое), либо возникающее как на производстве, так и в быту устойчивое нарушение здоровья.


Например, пневмокониоз у шахтеров в быту не встречается, а заболевание из-за неблагоприятных метеоусловий может быть и в быту, и на работе. Охрана труда решает конкретный круг проблем, относящихся к условиям труда: условия труда не должны причинять вреда здоровью человека, оцениваемого современными методами. В охране труда выделяют четыре раздела, характеризующихся спецификой изучаемых вопросов.


Организационно-правовые основы охраны труда рассматривают законодательные и нормативные положения и вопросы организации работы по обеспечению безопасности.


Производственная санитария — система организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.


Техника безопасности — система мероприятий, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.


Пожарная профилактика — комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на исключение вероятности возникновения пожара, воздействий на людей факторов пожара и на ограничение материального ущерба от него.


Современная охрана труда располагает своими специфичными принципами, методами и средствами, определяемыми общими целями и задачами «Безопасности жизнедеятельности». Наиболее типичными для охраны труда являются следующие принципы: принцип нормирования, принципы слабого звена, информации, классификации (категорирования). Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности, например: ПДВ, ПДК, ПДУ, ПДС, нормы переноса и подъема тяжестей и др.


Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, который настроен так, что воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление: предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, предохранители и др. Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности: обучение, инструктаж, цвета и знаки безопасности, предупредительные надписи и др.


Принцип классификации (категорирования) состоит в том, что объекты делятся на классы и категории по признакам, связанным с опасностями: санитарно-защитные зоны (5 классов), категории производств (помещений) по взрывопожарной опасности (А, Б, В, Г, Д) и др. Обеспечение безопасности в гомосфере (рабочей зоне) достигается тремя основными методами.


Метод А состоит в пространственном и (или) временном разделении гомосферы и нокосферы (опасного пространства): дистанционное управление, автоматизация, роботизация и т.д.


Метод Б состоит в нормализации нокосферы путем исключения опасностей. Это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли, травм (средства коллективной зашиты).


Метод В включает гамму приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и на повышение его защищенности: профотбор, обучение, психологическое воздействие, средства индивидуальной защиты.


В реальных условиях реализуется комбинация этих методов. Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ). В свою очередь, СКЗ и СЮ делятся на группы, в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д. Причем, СКЗ группируются по видам опасностей, от которых защищают производственный персонал, а СИЗ группируются по видам органов тела человека, которые защищают.


Охрана труда в машиностроении в бывшем СССР провозглашалась как общегосударственная задача. В плановом порядке выделялись ассигнования на обеспечение безопасных и здоровых условий труда, большая роль в улучшении условий труда отводилась профсоюзам, была отработана система государственного, ведомственного и общественного контроля и надзора за состоянием охраны труда на предприятиях, велись большие научные исследования в данной области.


В условиях обострившегося экономического кризиса, парализовавшего целые отрасли и предприятия, государство не стоит в стороне от решения проблем обеспечения здоровых я безопасных условий труда. Сформирована и начинает функционировать практически новая система государственного надзора и контроля за охраной труда, поддерживается сложившаяся система ведомственного контроля, разрабатываются целевые программы улучшения условий и охраны труда федерального и региональных уровней. Основные принципы государственной политики в области охраны труда сформулированы в Федеральном законе РФ №181-ФЗ от 17.07.99 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации)».


Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.


Основные принципы государственной политики в области охраны труда имеют обширную, постоянно пополняемую и корректируемую, нормативно-правовую базу. Нормативно-правовыми актами высшего порядка служат Конституция Российской Федерации (ст. 37), Кодекс законов о труде РФ (ст. 33, 129, 143, 254 и др.), Кодекс РФ об административной ответственности (ст. 41, 42, 169, гл. 7 и др.), Гражданский кодекс РФ (части 1 и 2), Уголовный кодекс РФ (ст. 8, 16, 143, 145 и др.).


В соответствии с Постановлением Правительства № 937 от 12.08.1994 г., требования законодательства по охране труда конкретизируются в стандартах, нормах, правилах, инструкциях. Основные направления работы по созданию безопасных производственных условий для работающих охватывает система стандартов безопасности труда (ССБТ), разрабатываемая с 1972 г. Она состоит из следующих категорий стандартов: государственные, отраслевые, республиканские и стандарты предприятия (ГОСТ, ОСТ, РСТ, СТП).


В ГОСТ ССБТ входят стандарты классификационных группировок от 0 до 9:


0 — организационно-методические стандарты основ построения системы (структура ССБТ, терминология, классификация опасных и вредных производственных факторов, требования безопасности к конструкторской и технологической документации, порядок внедрения и контроля за соблюдением стандартов ССБТ);


1 — государственные стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов (характеристики фактора): вид, оказываемое действие, возможные последствия; предельно допустимые уровни, предельно допустимые концентрации опасного и вредного производственного фактора и методы их контроля, а также методы и средства защиты работающих от действия фактора.


2 — стандарты требований безопасности к производственному оборудованию (требования безопасности к конструкции оборудования и его отдельным элементам — рабочим органам, органам управления, средствам контроля, сигнализации, защитным устройствам и т.п.; эргономические нормы и требования; методы контроля за выполнением требований безопасности).


3 — стандарты требований безопасности к производственным процессам (требования безопасности к технологическим процессам, к размещению производственного оборудования и рабочих мест, к исходным материалам, хранению и транспортировке их и готовой продукции, отходов производства, а также требования к профотбору, проверке знаний работающих, применению средств защиты работающих, методы контроля выполнения требований безопасности).


4 — стандарты требований безопасности к средствам защиты работающих (требования к конструктивным, эксплуатационным, защитным и гигиеническим свойствам средств защиты, а также методам их испытания и оценки)


5 — 9 — резерв.


На основе Государственных стандартов разрабатываются при необходимости:

  1. отраслевые стандарты охраны труда (ОСТ),
  2. республиканские (РСТ) и стандарты предприятий (СТП).

Их требования не должны быть ниже требований ГОСТ ССБТ.

Строительные нормы и правила (СНиП) разработаны на проектирование зданий и помещений предприятий, организацию освещения, защиту от шума, обеспечение пожарной безопасности, устройство и эксплуатацию лазеров и др. Строительные нормы и правила дополняются санитарными нормами и правилами (СН, СП, СанПиН, ВСН), общероссийскими нормами технологического проектирования (ОНТП), отраслевыми правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов, котлов, электроустановок и т.д.


Инструкция по охране труда — это нормативный документ, в котором определяются требования безопасности при выполнении работающими своих должностных обязанностей или порученной работы.


Инструкции бывают типовыми и для конкретных предприятий их разрабатывают для определенных профессий и на отдельные виды работ.