Управление фондом

5.1. Органами управления Фонда являются:

· Высший орган управления Фонда – Совет;

· Единоличный исполнительный орган Фонда – Председатель;

· Надзорный орган Фонда – Попечительский Совет.

СОВЕТ

5.2. Высшим органом управления Фонда является Совет. Основная функция Совета – обеспечение соблюдения Фондом целей, ради которых он был создан. Совет избирается Учредителями Фонда сроком на 5 (пять) лет, в количестве не менее 2 (двух) членов.

5.3. В дальнейшем порядок формирования, количественного состава и работы Совета также определяется Учредителями Фонда.

5.4. Заседание Совета правомочно, если на указанном заседании присутствует более половины его членов. Решения указанного заседания принимаются большинством голосов из присутствующих на заседании членов Совета. Решения заседания по вопросам исключительной компетенции Совета принимаются единогласно членами Совета, присутствующими на Заседании.

5.5. Совет собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. На каждом заседании ведется Протокол заседания Совета, который подписывается Председателем Совета и секретарем. Председатель Совета и секретарь избираются членами Совета из своего состава простым большинством голосов членов Совета, присутствующих на заседании. Ответственность за хранение Протоколов заседаний Совета возлагается на Председателя Фонда.

5.6. Фонд не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам Совета за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе Совета.

5.7. К исключительной компетенции Совета относится решение следующих вопросов:

· определение приоритетных направлений деятельности Фонда, принципов образования и использования его имущества;

· образование исполнительных органов Фонда, его контрольно-ревизионных органов и досрочное прекращение их полномочий (в том числе избрание и досрочное прекращение полномочий Председателя);

· утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда;

· принятие решений о создании Фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них Фонда;

· принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств Фонда;

· изменение устава Фонда;

· одобрение совершаемых Фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

· рассмотрение отчетов Председателя и Попечительского Совета;

· принятие решения об установлении и поддержании связей с международными и зарубежными организациями;

· подготовка вопросов и материалов, выносимых на рассмотрение Попечительского Совета.

Совет может принять к своему рассмотрению и иные вопросы деятельности Фонда.

5.8. В составе Совета может быть не более одного работника его исполнительных органов.

5.9. Члены Совета и должностные лица Фонда не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является Фонд.

Фонд

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда.

Благотворительная или иная общественно-полезная деятельность фондов требует постоянных материальных затрат, которые невозможно обеспечивать при отсутствии членских взносов, так как структура фонда не предусматривает членства.

В связи с этим закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Название данной организации должно включать наименование и слово «фонд». Решение о ликвидации фонда принимает только суд и исключительно по заявлению заинтересованных лиц.

Регулируется ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996г. №7-ФЗ (от 21.03.2002г.)

В связи с тем, что фонды не основаны на членстве участников, последние не только не обязаны участвовать в деятельности организации, но и лишены возможности прямо участвовать в управлении ее делами. Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права.

Учитывая эти факторы, вполне обоснованным представляются предъявляемые законодателем требования о создании попечительского совета, осуществляющего надзор за деятельностью фонда и его должностных лиц, и обязанности фонда к публичному ведению своих имущественных дел.

Общие основы самоуправления в некоммерческой организации, принципиальная схема управленческих органов, их полномочий определяются Законом о некоммерческих организациях и законами об отдельных их видах. В Законе о некоммерческих организациях есть специальная гл. V «Управление некоммерческой организацией». Положения о схеме органов некоммерческих организаций (общее собрание, правление или иные органы) содержатся в законах о тех или иных видах некоммерческих организаций. Конкретная же структура, компетенция, порядок формирования, срок полномочий органов управления некоммерческой организации, их отношения между собой и с членами (участниками) организации, порядок принятия решений органами некоммерческой организации, порядок представительства от имени некоммерческой организации и другие вопросы внутренней жизни некоммерческой организации определяются учредительными и другими документами организации, но в соответствии с законом. По общему правилу российское законодательство упоминает лишь об основных органах некоммерческой общественной организации: общем собрании (съезде, конференции), об исполнительном органе (центральный комитет, исполнительный комитет, совет, правление и т. д.) и иногда - о контрольно-ревизионном органе. В некоторых зарубежных странах в качестве центральных органов называют также председателя, лидера партии. Такие органы (должностные лица) должны быть в некоммерческих организациях (в отличие от некоторых коммерческих) выборными. Если созывается съезд, конференция, их делегаты тоже избираются (в конференции могут участвовать и другие члены некоммерческой организации в соответствии с должностью, занимаемой в ней). Закон о некоммерческих организациях особо выделяет высшие органы управления некоммерческой организацией. Ими являются коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации, общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Что касается общественного фонда, то указанный Закон лишь отсылает к уставу фонда, говоря, что порядок его управления определяется уставом. На практике кроме общего собрания членов высшим органом управления некоммерческой организацией является съезд, конференция, а в общественном фонде высшим органом управления (должностным лицом) является его учредитель (если он один) или коллегия учредителей, при котором (которых) действует обычно совещательный орган в виде совета фонда, совета попечителей и др. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией, как устанавливает российское законодательство, - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, ради которых она была создана (п. 2 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). Законодательство многих стран обычно устанавливает исключительную компетенцию высшего органа управления. В России согласно Закону о некоммерческих организациях это решение следующих вопросов: изменение устава некоммерческой организации (видимо, в этой формулировке имеется в виду и принятие нового устава); определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества; образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений; создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации (такие филиалы1 создают и учреждения, имеющие государственный статус, например, Институт государства и права РАН имеет филиалы1 в Санкт-Петербурге, Саратове и других городах); участие в других организациях; реорганизация и ликвидация некоммерческой организации. В последнем случае (реорганизация и ликвидация) закон делает исключение для фонда, но если высшим органом управления фондом считать его учредителя (учредителей), то это полномочие относится и к высшему органу управления фондом. Закон допускает, что уставом некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления (правления, комитета и др.), к ведению которого может быть отнесено утверждение финансового плана и внесение в него изменений; создание филиалов и открытие представительств организации; участие в других организациях. Остальным перечисленные выше вопросы вправе решать только высший орган управления некоммерческой организацией. В зарубежных странах применяется в основном такая же схема самоуправления в некоммерческих организациях, как и в России. Общее собрание состоит из всех членов данной организации (на практике присутствуют не все). На общем собрании (съезде) все члены имеют равное число голосов (обычно один голос), но если в некоммерческой организации (ассоциации, союзе) состоят другие юридические лица публичного права, то может быть заранее произведено распределение голосов между ними (обыино с учетом числа физических лиц, входящих в те или иные организации). Устав, однако, может предусмотреть, что некоторые члены организации, присутствующие на общем собрании, голосовать не вправе. Это, в частности, возможно, когда вопрос решается о супруге, ближайшем родственнике какого-либо члена общего собрания. Последний в этом слу чае должен воздержаться от голосования. Лишение права голоса возможно и тогда, когда общее собрание решает вопрос, относящийся к члену правления, и последний может повлиять на решение. Правда, эта практика некоторых зарубежных стран в России применяется редко. Голосовать на общем собрании можно лично или через своего представителя. Уполномоченное голосовать лицо должно быть членом данной организации, если иное не предусмотрено в уставе. Однако в некоторых видах некоммерческих организаций (например, в партиях) голосование через представителя фактически не применяется, требуется личное присутствие. Закон о некоммерческих организациях не содержит положений о возможности голосования через представителя, оставляя это, видимо, на усмотрение устава организации. Кворум для того, чтобы общее собрание считалось состоявшимся, и кворум для принятия решения российским законодательством, как правило, не регулируется. Эти положения определяются уставами организаций, хотя в некоторых случаях такие правовые нормы есть (они относятся преимущественно к общественно-хозяйственным объединениям - производственным кооперативам, садоводческим товариществам и др.). Уставы обычно устанавливают, что, для того чтобы собрание считалось действительным, требуется присутствие более половины членов (делегатов) объединения. Иногда требуется две трети. Как говорилось, в законах об отдельных видах некоммерческих организаций, а соответственно, и в их уставах всегда фиксируется перечень вопросов, которые может решать только общее собрание (съезд, конференция). Таковы, например, полномочия, касающиеся изменения устава организации, выборов членов руководящего органа, принятия бюджета, решений о ликвидации или преобразовании организации и др. В законах этот перечень не является исчерпывающим. В уставах он может быть дополнен, но не сокращен. Установление перечня таких полномочий в законе и уставах означает, что они не могут быть переданы другим органам организации, решать их должно общее собрание (съезд). Другие же полномочия (например, право приема новых членов в организацию) мо- гут быть делегированы постоянно действующему органу организации. Полномочия общего собрания (съезда) могут быть разделены на несколько групп. Болгарские авторы выделяют шесть групп1, но любая классификация в определенной мере условна, так как полномочия собрания (съезда) иногда переплетаются с полномочиями других органов, некоторые из таких полномочий могут быть отнесены к нескольким группам. Первая группа - права, которые относятся к основам организации, ее сущности и устройству. Сюда входят определение формы организации (политическая партия, профсоюз и т. д.), принятие изменений и дополнений к уставу организации, программы (если у организации она есть), определение структуры организации (в том числе первичных организаций в сложном объединении, отделений, представительств, филиалов), системы органов, принятие решений об участии в других организациях, о ликвидации или преобразовании организации. Вторая группа - права общего собрания членов (съезда, конференции), которые определяют его деятельность. Сюда относятся права общего собрания по принятию решений и актов о внутренней деятельности организации: определение порядка созыва общего собрания, принятие решений об очередных задачах и мероприятиях организации, предвыборных платформах (если организация участвует в выборах или будет агитировать за партии, кандидатов), манифестов, обращенных вовне, и др. Третья группа - права, которые относятся к составу членов организации. Это прием и исключение ее членов, объявление им взысканий (в политических партиях обычно предусмотрено несколько видов взысканий, в том числе выговор, строгий выговор и др., а также исключение из партии). Четвертая группа - это имущественные полномочия. Общее собрание (съезд) решает вопросы членских взносов (размеры, периодичность уплаты и др.) или иных имущественные взносов (в некоторых организациях такие взносы уплачиваются по желанию, а иногда вообще не предусмотрены). К этой группе полномочий относится право принятия решений об использовании материальной поддержки, которую предоставляет государство (во многих странах, в том числе в России, она предоставляется политическим партиям в размерах, зависящих обыино от числа голосов, полученных ими на последних всеобщих выборах). Материальную поддержку (финансами, оборудованием) получают детские, молодежные, спортивные объединения и др. Пятая группа полномочий относится к вопросам управления организацией. Прежде всего это выборы и освобождение от должности членов правления, комитета, других постоянно действующих и исполнительных органов. Собрание вправе переизбирать их в любое время. Вопросы управления - это также принятие общим собранием многих других решений. Шестая группа - контрольные полномочия. Общее собрание (съезд) периодически (в определяемые уставом сроки) заслушивает отчет избранных им управленческих органов об их работе. Оно вправе заслушать такой отчет в любое время, независимо от установленной обязательной периодичности. Общее собрание вправе отменять решения других управленческих органов, если считает их нецелесообразными или если они противоречат закону, положениям устава организации. Общее собрание избирает обычно свой контрольный орган - контрольную, ревизионную комиссию. Ее главная задача - проверять финансовую деятельность правления (комитета и др.), иного постоянно действующего или исполнительного органа. Общее собрание (съезд) избирает обычно в составе не менее трех ее членов постоянно действующий коллегиальный орган управления (коллегиальный орган управления), имеющий разные названия (комитет, совет, правление и т. д.). Он руководит деятельностью организации постоянно, представляет организацию в отношениях с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и местного самоуправления. Без такого органа и избираемого председателя (секретаря и др.) практически невозможно организовать постоянную деятельность организации. Члены коллегиального органа управления (его численность определяется уставом или решением общего собрания) должны быть членами некоммерческой организации. Если членами некоммерческой организации являются другие юридические лица, общее собрание обычно резервирует для некоммерческой организации каждого коллективного члена определенное число мест в коллегиальном органе управления. Они замещаются путем выборов на общем собрании или делегируются в совет входящими в состав организации юридическими лицами (это может делаться на выборах, проводимых этими юридическими лицами или их управленческими органами). Иногда (как правило, в связи с выбытием из правления многих членов, что делает его постоянную работу невозможной) применяется порядок кооптирования оставшимися членами правления в свой состав новых членов (до общего собрания). Порядок делегирования и особенно кооптирования, думается, несколько нарушает общий принцип выборности состава управленческого органа из состава членов организации. В определенных ситуациях это можно понять, но всегда следует стремиться как можно скорее созвать общее собрание и провести выборы. Во многих некоммерческих организациях постоянно действующий коллегиальный орган управления избирается (переизбирается) ежегодно (наряду с отчетом), но часто устав определяет более длительные сроки полномочий - до пяти лет (это, как правило, относится к политическим партиям). Коллегиальный орган управления избирает председателя, его заместителя. Однако нередко устав содержит положение, что председатель избирается отдельно общим собранием (съездом). В некоторых случаях коллегиальный орган управления может не создаваться. Иногда законодательство и практика некоторых стран дают возможность осуществлять функции управленческого органа одному лицу - председателю, лидеру. Он тоже должен избираться. Полномочия постоянно действующего коллегиального органа управления определяются в уставах следующим образом: он вправе решать все вопросы, которые не вхо дят в компетенцию других органов организации (включая общее собрание). Кроме того, как говорилось, ему могут быть делегированы некоторые полномочия общего собрания (съезда), которые закон и устав организации не запрещают делегировать. Полномочия коллегиального органа управления могут быть представлены следующим образом. Первая группа полномочий - представительские. Данный орган в силу закона (и по уставу) представляет некоммерческую организацию. Коллегиальный орган управления может уполномочить одного или нескольких своих членов представлять организацию. Обычно эта функция принадлежит председателю данного органа, который представляет организацию по должности и не нуждается для этого в особом уполномочии, документе. Если такое поручение имеет место, третьи лица должны быть об этом осведомлены. Соответствующее указание может быть сделано в уставе организации при ее регистрации. Если представительские поручения даны двум и более лицам, в уставе следует указать: представляют они организацию порознь или совместно. Если никаких оговорок не сделано, предполагается, что только все вместе члены коллегиального органа управления представляют организацию. Если возникают споры между коллегиальным органом управления и организацией, для их разрешения общее собрание избирает специальный орган или определенное лицо (посредника). Такой же порядок применяется, если споры возникают между организацией и тем или иным членом органа управления. Споры и разногласия такого рода могут быть решены также на очередном собрании (съезде) организации или на специально созванном чрезвычайном собрании (съезде). Вторая группа полномочий коллегиального органа управления - имущественные. Общие начала управления имуществом устанавливаются уставом, такие решения принимает также общее собрание. Конкретные же сделки имущественного характера совершает орган управления. Устав может предоставить ему право распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, отчуждать его и т. д. Обычно в уставе нет конкретизации. Устанавливается, что орган управления может заключать с третьими лица ми сделки любого имущественного характера. К числу этих же полномочий относится право и обязанность подготовить и внести на общее собрание проект бюджета организации и отчет о его исполнении (отчет проверяет предварительно контрольный орган, создаваемый некоммерческой организацией). Он докладывает результаты на общем собрании. Орган управления обладает и другими имущественными полномочиями, указанными в уставе. Третья группа полномочий органа управления - организационные. Он обеспечивает выполнение решений общего собрания, разрабатывает и представляет на общем собрании отчет о деятельности организации (отчет органа управления), определяет порядок и методы деятельности организации. Орган управления принимает свои решения на заседаниях, проводимых председателем (лидером и т. д.) организации, но возможен и другой порядок, если он предусмотрен уставом. В отсутствие председателя или по его поручению заседания ведет его заместитель или иной член правления. Правление (совет и т. д.) также вправе выбрать для ведения заседания любого своего члена, если председатель отсутствует. Председатель созывает заседания правления (совета и др.) по своей инициативе или по требованию определенного числа членов правления (в некоторый уставах - одной трети, в других - половины). В некоторых странах (Болгария и др.) членам правления (совета и др.) разрешается не присутствовать лично на его заседании, но если такой член правления желает участвовать в голосовании, он должен уведомить председателя совета (правления), иного его члена (в том числе по телефону) о том, как он оценивает обсуждаемый вопрос и как голосует. Принятие решений органа управления допускается и без его созыва: опросным путем. Каждый его член подписывает в этом случае протокол с принимаемым решением (за или против). На заседаниях органа управления ведется протокол, который обязательно подписывается председателем и секретарем. В нем указываются присутствующие, результаты голосования, принятое решение.

Еще по теме § 7. Самоуправление в некоммерческой общественной организации:

  1. § 3. Права и обязанности некоммерческой общественной организации
  2. § 6. Деятельность некоммерческой общественной организации и ее имущество
  3. § 4. Организационно-правовые формы некоммерческих общественных организаций
  4. § 2. Создание, прекращение и ликвидация некоммерческой общественной организации
  5. § 8. Некоммерческие общественные организации и органы публичной власти
  6. § 1. Понятие некоммерческой общественной организации как юридического лица
  7. § 5. Членство (участие) в некоммерческой общественной организации, права и обязанности членов
  8. Глава7 НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
  9. 5.5. Права общественных и иных некоммерческих экологических объединений

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система -