Здравоохранение. Здравоохранение как система

Определение здравоохранения. Здравоохранение как одна из отраслей социальной сферы.

Здравоохранение – это сложная система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом.

Понятие «здравоохранение» входит в понятие «медицина», как ее социальная, организационная, нормативная функция. Следовательно, здравоохранение должно квалифицироваться как общественная, социальная функция медицины и всего общества, государства. Т.е. здравоохранение – это социальная функция общества и медицины по охране и укреплению здоровья.

Эффективность здравоохранения - это показатели, отражающие степень достижения намеченных целей по повышению здоровья населения. Различают следующие виды эффективности здравоохранения:

социальную, которая оценивается числом сохраненных жизней, числом увеличения лиц экономически активного возраста за счет снижения заболеваемости, инвалидности и смертности;

медицинскую , которая оценивается показателями здоровья населения, качества медицинской помощи в области профилактики, диагностики и реабилитации при наименьших трудовых, материальных и финансовых затратах;

экономическую - это оптимизация затрат на медицинское обслуживание, экономическое обоснование мероприятий по охране здоровья, экономический анализ использования средств в здравоохранении, достижение лучшего результата при минимальных затратах финансовых и трудовых резервов.

Здравоохранение как система.

Система здравоохранения – это суперсистема (система городского, сельского, ведомственного здравоохранения, система охраны материнства и детства, система специальных служб). Она связана с различными подсистемами, например с социальной защитой и т.д.

В России вплоть до 1917 года не было единой общегосударственной системы здравоохранения. Делом охраны общественного здоровья занимались многие ведомства и учреждения. Попытки Временного правительства создать общенациональный орган здравоохранения были безуспешными.

В 1918 году был учрежден Народный Комиссариат здравоохранения. Первым наркомом назначен И.А. Семашко.

На 1 съезде медико-санитарных отделов были приняты принципы здравоохранения нового общества: государственный характер, плановое развитие, единство, санитарная самостоятельность населения – его активное участие в здравоохранении и, прежде всего профилактическое направление.

Надо отметить, что системы здравоохранения были и остаются ограниченными – не представляют равноправное обеспечение медицинской помощью.

Правительство России осуществляет федеральную государственную политику в области охраны здоровья.



В соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» действуют три уровня системы здравоохранения:

1. Государственная система здравоохранения РФ.

К государственной системе здравоохранения относятся:

Министерство здравоохранения РФ, министерства здравоохранения республик в составе РФ;

Органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

Российская академия наук, Государственный комитет санитарно-эпидемического надзора РФ;

Находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники, учреждения и организации.

2. Муниципальная система здравоохранения .

К муниципальной системе здравоохранения относятся:

Муниципальные органы управления здравоохранения;

Находящиеся в муниципальной собственности ЛПУ и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на правах оперативного управления.

3. Частная система здравоохранения.

К частной системе здравоохранения относятся:

ЛПУ и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью;



ЛПУ, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Структура органов здравоохранения.

1. Поликлиника - это лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для проведения профилактической работы среди населения, оказания медицинской помощи больным на дому, лечебно-диагностического обслуживания населения, экспертизы временной нетрудоспособности.

От амбулатории отличается более значительным объемом деятельности и возможностью оказания специализированной помощи по многим врачебным специальностям.

Показатели работы поликлиники :

Структура посещений по специальности;

Динамика посещений, распределение посещений по виду обращений, по месяцам, дням недели, часам дня;

Объем помощи на дому, структура посещений на дому, активность врачей по помощи на дому;

Соотношение первичных и повторных посещений на дому.

С целью улучшения организации работы поликлиники необходимо провести анализ интенсивности потока больных, правильно организовать врачебный график приема больных, обеспечить четкую работу регистратуры, поднять дисциплину персонала.

Диспансеризация - это метод динамического наблюдения за состоянием здоровья граждан, предусматривающий сочетание, как профилактических мер, так и выявление ранних стадий заболеваний и состояний «предболезни»; своевременную лечебную коррекцию имеющихся нарушений с целью восстановления здоровья, исключения прогрессирования заболевания или возникновения осложнений, могущих обусловить наступление инвалидности.

Необходимо проводить в поликлинике следующие виды медицинских осмотров для работающего населения, состоящего под диспансерным наблюдением:

При поступлении на работу – предварительные осмотры;

В период работы - периодические осмотры,

Целевые осмотры - на выявление заболеваний определенной нозологии.

2. Больничные учреждения .

Это: республиканские больницы, областные больницы, городские многопрофильные и центральные районные больницы, сельские участковые больницы.

Больница - это лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее населению квалифицированную специализированную медицинскую помощь: стационарную, поликлиническую, врачебную помощь на дому, скорую и неотложную помощь, медико-социальную помощь и осуществляющая различные виды профилактической работы.

Задачи стационарной медицинской помощи: круглосуточное наблюдение за больным, квалифицированное диагностическое обследование, проведение лечебных мероприятий на высоком профессиональном уровне.

Показатели работы стационара:

Среднее число дней работы койки;

Среднее число занятых и свободных коек;

Оборот койки;

средние сроки пребывания больного в стационаре.

3. Стационар на дому - это современная форма оказания стационарной помощи больным с острыми и хроническими заболеваниями, состояние которых не требует госпитализации. Штаты и режим работы устанавливаются руководителем учреждения индивидуально в зависимости от потребности населения в этом виде помощи, объема и профиля работы.4. Дневной стационар - это форма оказания стационарной медицинской помощи больным с острыми или хроническими заболеваниями, состояние которых не требует круглосуточного наблюдения и лечения. Он может быть организован как в поликлиниках, так и в больницах. Финансирование предусматривается в смете учреждения, в составе которого организован дневной стационар.

5. Госпиталь для ветеранов войны - э то госпиталь предназначенный для оказания медицинской помощи, сохранения здоровья и реабилитации инвалидов и участников войн. Финансирование осуществляется из территориальных бюджетов и предусматривает повышенные нормы ассигнований. Дополнительное финансирование осуществляется из территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

6. Фельдшерско-акушерский пункт - ФАП является важным звеном в проведении профилактических мероприятий и оказании доврачебной медицинской помощи населению на сельском врачебном участке. ФАП может быть организован в сельском населенном пункте при числе жителей от 300 человек и более и расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км.

Основные задачи :

Проведение под руководством врача профилактических и противоэпидемических мероприятий;

Воспитание у населения навыков здорового образа жизни (валеологии);

Проведение патронажа детей и беременных женщин;

Выполнение врачебных назначений по лечению больных в полном объеме;

Оказание доврачебной медицинской помощи при травмах, отравлениях, неотложных состояниях, острых и обострении хронических заболеваний;

Своевременное направление больных к врачам.

7. Детский дом - это государственное воспитательное учреждение (дошкольное или школьное) для детей-сирот, детей одиноких матерей или нуждающихся в помощи государства. В ведении Министерства социального обеспечения имеются также детские дома для детей-инвалидов.

8. Дом – интернат - это учреждение специального типа, предназначенное для оказания медико-социальной, педагогической, психологической и других видов помощи социально незащищенным группам населения в стационарных условиях.

9. Дом ребенка - это государственное учреждение, предназначенное для воспитания детей со дня рождения до 3 лет. В дом ребенка принимают сирот, детей одиноких матерей, детей, родители которых лишены родительских прав или отбывают наказание. Детям неизвестных родителей присваивают фамилию, имя, отчество и регистрируют в Загсе на основании акта о приеме.

Современные системы здравоохранения .

Все современные системы здравоохранения в зависимости пропорционального участия в финансировании здравоохранения государства, населения можно разделить на 3 группы.

1. Преимущественно государственная (бюджетно-страховое здравоохранение) - общественная система (наиболее выражена в Великобритании, Италии). Впервые в мире добровольное медицинское страхование появилось в Великобритании. Страховые взносы собираются в виде обязательного налогообложения. Распределением средств занимается государственно-административные организации, а не частные страховые компании.

2. Преимущественно страховая система . Бисмарк впервые в мире предложил в Германии обязательное медицинское страхование (модель Бисмарка). Наиболее полно и четко представлена в Германии, Франции, Японии. Доля государственных дотаций значительная. Частные компании действует в рамках установленных законов и инструкций.

3. Преимущественно частная система (частно - страховая система здравоохранения), наиболее характерна для здравоохранения в США (частный сектор представлен 30%). Чрезвычайно развито добровольное медицинское страхование. Государство оплачивает до 50% расходов на медицинскую помощь престарелым, бедным и другим незащищенным группам населения, а так же оплачивает общественные противоэпидемические и профилактические мероприятия.

Современные системы здравоохранения лишь «преимущественные», так как нигде нет «чистой» системы, без элементов других систем. Все системы имеют и свои достоинства и недостатки. Выбор системы обусловлен спецификой экономической системы, существующей в стране: это отношение собственности. Главным отличием этих систем является уровень централизации.

В России действует модель Семашко. В России не смотря на введение обязательного, социального медицинского страхования и создание общественной модели здравоохранения с бюджетно-страховой медициной, большая часть средств поступает из государственного бюджета и ресурсов субъектов Федерации. То есть у нас смешанная система здравоохранения.

Отраслевая структура государственной системы здравоохранения .

Здравоохранение, как система лечебно-профилактических, противоэпидемических, реабилитационных медицинских мер, учреждений государственной и муниципальной собственности имеет отраслевую структуру:

Министерства и органы управления здравоохранением всех уровней;

Лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения;

Фармацевтические предприятия и организации;

Санитарно-профилактические учреждения;

Учреждения судебно-медицинской экспертизы;

Службы материально-технического обеспечения;

Предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

1. Лечебно-профилактические учреждения (амбулаторно-поликлинические, больницы, диспансеры и др.)

2. Учреждения охраны материнства и детства.

3. Учреждения санитарно-эпидемиологической службы.

4. Учреждения медицинского образования (высшие и средние) и научно-исследовательские учреждения.

5. Аптечные учреждения и предприятия медицинской и фармацевтической промышленности.

6. Санаторно-курортные учреждения.

7. Учреждения патологоанатомической, судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы.

8. Органы и учреждения системы обязательного медицинского страхования (ОМС)

3. Принципы развития здравоохранения в СССР .

1. Всеобщность (социальная справедливость – 1978 г. Алма-атинская конференция провозгласила «Здоровье для всех к 2000 году»).

2. Профилактическая направленность (у нас никогда не выполнялось, только медицинские осмотры).

3. Экономическая эффективность (новый принцип) трудно выполнимый, так нет точного определения здоровья, нет критерия эффективности здравоохранения. Государственную систему здравоохранения мало волнует данный принцип, так как они сидят на финансовых потоках.

4. Единство науки и практики (наука должна идти впереди).

Важнейшим документом ВЦИК стал декрет «О страховании на случай болезни», который передавал все медицинские учреждения разных ведомств больничным кассам, обязывал кассы оказывать помощь застрахованным рабочим, служащим бесплатную медицинскую помощь.

С 1948г. осуществлялась реформа, направленная на перестройку структуры организации здравоохранения (объединение больниц и поликлиник, создание в районах так называемых ЦРБ, объединенных больниц, изменение подчиненности СЭС – они становились самостоятельными).

В 1986 году в Канаде (г. Оттаве) на международной конференции был принят документ «Хартия здоровья», в котором была выдвинута идея «промоции здоровья» - продвижения здоровья, т. е. повышение качества самой жизни. Главная составляющая – достойный материальный уровень, который создаст условия для развития личности, ее свободы.

У нас сейчас в здравоохранении положение такое, какое в развитых странах было в 50е годы. Мы шли по экстенсивному пути, т.е. наращивание количества коек, врачей, и считали, что это позволит достигнуть высокого качества медицинской помощи.

4. Проблемы в России, которые тормозят реформирование здравоохранения .

1. Уменьшение участия государства в управлении здравоохранением (децентрализация).

2. В стране нет опыта государственного регулирования (государственный аппарат не владеет методами экономического управления).

3. Проблема здоровья не выдвинута на первый план ни со стороны государства, так и со стороны конкретного человека.

5. Основные направления реформирования здравоохранения в России .

Сохранение государственного, бюджетного сектора здравоохранения;

Создание системы страховой медицины;

Развитие медицинских учреждений, основанных на различных формах собственности (государственной, муниципальной, частной);

Создание механизма эффективного управления отраслью;

Внедрение экономических методов управления;

Реструктуризация учреждений здравоохранения (коечной сети, расширение стационарзамещающих форм оказания медицинской помощи и повышение роли амбулаторно-поликлинических учреждений в оказании медицинской помощи населению).

В статье рассмотрим, что такое здравоохранение. Мы поговорим обо всех аспектах развития этой системы, детально изучим историю, а также подробнее разберемся с самим определением. Каково состояние здравоохранения в России на сегодняшний день?

Что это значит?

Здравоохранение — это обязанность социума, которая чаще всего выполняется государством. Она включает в себя общественные, социальные и научные аспекты. При этом описываемая система выполняет организационную, социальную и нормативную роль. Здравоохранение - это некий комплекс действий, которые исходят от социума в общем и конкретных его представителей, а также от разнообразных фондов и министерств. То есть это сотрудничество всего социума на его собственное благо.

Здравоохранение — это термин, объяснить который без вовлечения в понятия медицины невозможно. Итак, медицину трактуют как некий комплекс научно подтвержденных знаний и практических действий, которые направлены на сохранение здоровья, избавление людей от болезней и продления их жизни, а также улучшение ее качества. Другими словами, понятно, что медицина своими корнями уходит в самые ранние периоды существования людей.

Началось все с того, как обычный пещерный человек захотел избавиться от своего недуга, как он захотел вылечить свою рану или избавиться от боли. Но на сегодняшний день здравоохранение - это огромная по важности социальная функция, которая заключается еще и в укреплении общечеловеческого здоровья.

Первые формы здравоохранения мы можем наблюдать еще во времена глубокой древности. Тогда, до появления первых государств, племена и общины заботились о членах своих родов. Они пытались предостеречь от каких заболеваний или помочь в случае сильных травм, используя простейшие лечебные манипуляции. Немного позже особое уважение получили знахари и шаманы, которые выделялись из общества и немного возвышались над ним, потому что могли помочь человеку в его хвори. Они помогали избавляться от разных недугов при помощи ритуалов и заклинаний, но чаще всего их знания основывались на простом опыте, который они получали в процессе своей практики.

Поэтапное развитие

Организация здравоохранения постепенно перешла в руки к женщинам, когда наступила эпоха матриархата. В славянской культуре таких девушек именовали берегинями. Подобную культурную особенность до сих пор можно встретить в небольших деревнях и сельской местности. После того, как появились прообразы городов и государств, властители начали уделять большое внимание самочувствию своих сограждан. Во-первых, это было важно для того, чтобы армия всегда была на чеку и могла отстоять границы своей территории. Во-вторых, очень остро стояли вопросы гигиены и санитарии, ведь в то время множество людей погибали от эпидемий, которые вызывала банальная грязь.

Также функцию здравоохранения на себя брали некоторые религиозные сообщества. Особенно сильно это проявилось в христианском религиозном мире. Здесь церковь считала себя уполномоченный заботиться о больных людях. Позже она начала заниматься построением различных храмов и лечебниц для больных и убогих. Властители городов и княжеств поддерживали такое вмешательство, потому что собственными силами не всегда удавалось поддерживать нужный уровень здоровья. Иногда они даже жаловали религиозным общинам и церкви большие земельные территории.

Государственная регламентация

Даже в те далекие времена уже было некоторое подобие министерству здравоохранения. Так, все люди делились на определенные классы. Каждый клан занимался определенной деятельностью. Со временем государство захотело регламентировать деятельность знахарей. Поэтому различные предписания по медицине уже можно было найти не только в каких-то религиозных рукописях, но даже в законодательных актах. Также появились определенные запреты, за нарушение которых следовало наказание. Но при этом в государственном здравоохранении очень явно проводилась параллель между гражданами из сословий с приличным имуществом и обычными бедняками. Так, для примера, за лечение катаракты свободный богатый человек платил в 3 раза больше, чем раб за точно такую же манипуляцию. Если операция была неудачная, то раб мог взыскать минимальный штраф у врача, но если операция была неудачная у богатого человека, то врачу могли отсечь руку.

Первые шаги

Первое подобие министерства здравоохранения стали появляться примерно на рубеже XIX века. Тогда заботу о здоровье признали общенациональной ценностью, которая требует специальных, научных и денежных вливаний. Постепенно формируется ведомственная система здравоохранения, которая работает на общенациональной основе.

Совершенствование системы здравоохранения интенсивно продолжается в условиях капитализма, то есть со второй половины XIX века. Все равно медицинская помощь остается довольно ограниченной, но зато она предоставляется на равноценной основе. Право на медицинскую помощь получает каждый человек независимо от его национальной принадлежности, социального статуса, возраста, пола, территории проживания или цвета кожи. Но при этом учреждения здравоохранения все равно имели некий отпечаток той человеческой общности, в границах которой они действовали. Другими словами, они в той или иной мере отражали экономические, политические социальные интересы верхушки общества.

Протест

Естественно, обычные люди прекрасно понимали причины такой дискриминации. Это причина и еще ряд других привели к тому, что разразились революционные движения во многих странах. Такие исторические события показали, что вопрос здравоохранения стоит довольно остро и ответственность за него лежит на государстве. В «Декларации о правах человека» здоровье рассматривается как национальное богатство, которое нужно поддерживать.

После революционного бунта в Департаменте здравоохранения проводится ряд мероприятий, принимаются законы и различные акты, которые направлены на максимальное поддержание человеческого здоровья. Также становится более разносторонним подход к укреплению здоровья. Появляется все больше новых свежих идей, которые эффективно внедряются в медицине. Большое распространение получают научные общества, которые проводят исследования и обнародуют их. Активно создаются приюты и воспитательные учреждения за счет государства.

Развитие

ООН в 1948 году принимает «Декларацию прав человека». Помимо гуманности и демократических идей, там идет речь о том, что любой человек имеет право на медицинский уход. Отдельно оговариваются периоды материнства и детства, которые дают человеку право на специфический уход. Также в это время выходит новое постановление, которое говорит о важности повышения уровня условий труда. Появляется термин "социальное страхование".

В период Гражданской войны повсеместно создаются институты и ученые лаборатории, в которых изучается биология и биохимия при помощи экспериментальных методов. Большое внимание уделяется здоровью женщин и детей. Везде создаются консультации для ухода за младенцами.

По указу Наркомздрава на заводах начали создавать центры медицинской помощи, стационары и амбулатории. Но все же развитие советского здравоохранения было немного заторможено из-за малого количества врачей и достойной медицинской техники. Надо было не только увеличить число практикующих врачей, но и провести качественную медицинскую реформу. Также было важно привлекать в учебные заведения молодых людей, которые бы хотели посвятить себя медицине.

Областные центры

Естественно, что наилучшую помощь получали люди, живущие в центральных городах. Тем не менее здравоохранение области тоже всячески поддерживалось. Представители власти создавали специальные медицинские службы, которые имели несколько кругов управления, для того чтобы следить за исполнением медицинских правил. Также министерство здравоохранения области пыталось контролировать ситуацию за счет зарплаты, повышая оплату труда хотя бы на незначительную сумму. Большой проблемой было то, что в Советском Союзе игнорировали опыт зарубежных стран, ведь можно было не делать собственных ошибок, а научиться на опыте других. Иосиф Сталин и его окружение всячески пытались навязать административно-командную систему и подавляли тех, кто предлагал что-то новое.

Здравоохранение в России

Поговорим о том, как обстоят дела в нашей стране. Отдельного внимания заслуживает здравоохранение Москвы. Здесь оно находится на высоком уровне, но так было далеко не всегда. На сегодняшний день правительство нашей страны ведет активную федеральную политику в области здравоохранения. Постоянно разрабатываются и принимаются новые акции, которые направлены на улучшение и совершенствование медицинской помощи.

Министерство здравоохранения в России - это не единственная ветвь, которая занимается этими вопросами. Общая система состоит из четырех элементов: это бюджетные организации и учреждения, государственная система ОМС, частные учреждения и частные врачи, общественные и религиозные организации, а также фонды и благотворительные организации. Все они трудятся во благо единой цели.

Ключевые органы управления, то есть учреждения здравоохранения, регулируют деятельность всех федеральных служб. Главный санитарный врач занимается контролированием деятельности санитарно-эпидемиологическим служб. Также он контролирует и налаживает деятельность региональных медицинских центров.

На высоком уровне обеспечена исполнительная власть в регионах. Также надзор осуществляют органы судебной власти, которые тщательно следят за тем, чтобы в медицинской практике не было случаев нарушения прав человека. Таким образом, для министерства здравоохранения РФ характерно, что все три ветки власти, а именно исполнительная, законодательная и судебная, влияют и дополняют друг друга. Они осуществляют надзор за системами здравоохранения, а также корректируют их деятельность и тщательно охраняют права каждого человека.

Функции

Министерство здравоохранения выполняет целый ряд функций:

  • Разрабатывает программы федерального уровня для развития здравоохранения.
  • Следит за оказанием медицинской помощи и надлежащем уровне медицинского образования.
  • Определяет порядок деятельности и структуру органов управления.
  • Обозначает расходы для нужд здравоохранения при формировании бюджета.
  • Разрабатывает налоговые льготы для определенных группы населения.
  • Управляет собственностью центров здравоохранения.
  • Обеспечивает экологическую безопасность и следит за природопользованием.
  • Занимается разработкой эпидемиологических и санитарных норм, проводит санитарно-эпидемиологический надзор.
  • Контролирует организацию здравоохранения на всей территории страны.
  • Разрабатывает и регламентирует меры, направленные на помощь людям, попавших в экстренные ситуации.
  • Занимается информированием людей об окружающей среде.
  • Следит за деятельностью фармацевтических компаний и формирует единую техническую политику.
  • Разрабатывает нормы сертификации лекарственных средств и следит за их реализацией.
  • Проводит статистический сбор данных.
  • Устанавливает стандарты и положения медицинской работы.
  • Координирует деятельность центральных и местных служб здравоохранения.
  • Занимается лицензированием специальных препаратов и оборудования.
  • Стимулирует и координирует исследования в сфере биологии и химии.
  • Создает дополнительные комитеты для охвата всего населения.
  • Разрабатывает эффективную международную политику для сотрудничества с другими странами на медицинской основе.

Как мы поняли, министерство здравоохранения действительно имеет много задач. Его функции старательно исполняются на каждом уровне. Органы местного самоуправления выполняют аналогичную функцию, только на местном уровне. В законодательстве очень четко определены полномочия и обязанности всех служб и органов, поэтому удается обеспечить эффективное регулирование.

Кроме того, министерство здравоохранения регулярно реформирует систему контроля для того, чтобы максимальную упростить ее. В России отлично разработана отраслевая структура, которая позволяет разделить обязанности, чтобы оказать населению максимальную помощь в разных сферах.

Подводя итоги статьи, скажем, что здравоохранение - это функция общества, которая развивалась с самых древних времен. На сегодняшний день она находится на довольно высоком уровне, но, тем не менее, на постоянной основе совершенствуется. В наши дни мы прибегаем к опыту зарубежных стран и стараемся создать функционирующую действенную систему охраны здоровья.

Сфера здравоохранения - это понятие, с которым сталкивается каждый человек в своей жизни, так как обращение к врачу является нормальным явлением в обществе. Ее функционирование и роль, финансирование и поддержка, развитие и упадок - это общественные явления. Они координируются государством, но основным звеном в данной цепи является человек. Именно для него строится эта система, он является главным субъектом на каждом этапе деятельности медицинской сферы.

Детерминация понятия "здравоохранение"

Полное и исчерпывающее определение понятия "здравоохранение" можно найти в современном действующем законодательстве, а именно, в федеральном законе от 21.11.2011 года №324-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Там отмечается, что здравоохранение - это одна из ветвей государственной деятельности, которая призвана обеспечивать доступный медицинский сервис для населения на соответствующем уровне. Безусловно, это одна из важнейших ветвей деятельности государства, ведь только физически способно созидать прочное государство.

Далее в документе подчеркивается, что отечественное здравоохранение - это совокупность правовых, организационных, финансовых и других мер, которые обеспечивают каждого гражданина необходимыми услугами в медицинской сфере.

Система здравоохранения: понятие и основные принципы создания и деятельности

Система здравоохранения - это совокупность всех государственных ресурсов, институтов и мероприятий, которые должны совершенствовать уровень медицинских услуг в стране.

Основные постулаты ее существования являются обязательными для выполнения, к ним можно отнести:

1. Верховенство прав человека в сфере оказания современных медицинских услуг.

2. Высокое качество здравоохранения.

3. Приоритетность оказания неотложной детям.

4. Юридическая ответственность государственных и местных органов за препятствование, отказ и другие незаконные действия по получению медицинских услуг гражданами.

5. Приоритетность интересов пациента.

6. Строгое соблюдение тайны Гиппократа во врачебной деятельности.

7. Доступность медицинских услуг.

8. Совершенствование уже существующих мер и институтов здравоохранения.

Эти основные принципы были созданы ВОЗ для всех членов ООН, чтобы качество и доступность медицинских услуг были обеспечены в каждой стране независимо от статуса, расположения, политических позиций и других факторов. Нужно отметить, что Всемирная Организация Здравоохранения - это специальный отдельный институт Организации Объединенных Наций, который призван решать глобальные проблемы в сфере здравоохранения.

Задачи системы здравоохранения

К основным задачам здравоохранения можно отнести:

1. Уменьшение потерь населения за счет предоставления своевременной и качественной медицинской помощи.

2. Финансово рациональное оказание врачебных услуг.

3. Обеспечение медицинской сферы квалифицированными кадрами.

4. Устройство современных государственных и частных больниц и клиник. Учреждения здравоохранения - это организации, деятельность которых направлена на обеспечение населения медицинскими услугами, перечень которых определен в законодательстве.

Все указанные цели и задачи должны выполняться на всех уровнях функционирования медицинской сферы: государственной, региональной и местной.

Государственные учреждения здравоохранения

В отличие от частных больниц и клиник, государственные структуры полностью или частично (от 30% до 90%) финансируются из государственного бюджета. Их деятельность является некоммерческой, а потому не предусматривает получение прибыли или других доходов от деятельности.

Такие существуют на основе оперативного управления, означает ограниченную автономию в несогласованных действиях. На практике данные заведения предоставляют медицинские услуги низкого или среднего качества из-за недостаточного финансирования.

Частные медицинские учреждения в системе здравоохранения

По статистике частный сектор здравоохранения является доступным для людей с доходами выше среднего. Процент обращения бедного населения в подобные организации очень мал - 3,6%. Практика создания частник клиник показывает, что все они ориентируются на средний и богатый класс, что отображается в их ценовой, организационной и географической политике. Основной доход частных заведений составляют взносы за лечение, осуществляемые пациентами.

В таких организациях здравоохранение - это современный, совершенный комплекс мероприятий, позволяющий получить действительно высококвалифицированную помощь.

Правила должного финансирования здравоохранения

Сфера здоровья - одна из важнейших сфер деятельности государства, а потому ее финансирование является первоочередным. Страны третьего мира, которые не могут самостоятельно финансово обеспечить эту сферу, получают дополнительные целевые средства. Для получения нужных источников дохода целесообразно ввести медицинское страхование, специальные налоги, систему штрафов за нарушение законодательства об охране здоровья.

Это сложная система мобилизации, использования, восстановления и рационального распределения средств, целью которых является предоставление медицинской помощи населению.

Здравоохранение: роль и значение в современном обществе

Уровень развития государства можно проследить именно за развитием таких важных социальных институтов, как здравоохранение, образование, культура и спорт. Именно они показывают истинную картину деятельности государства, благополучия, активности населения, заинтересованности в общественной жизни.

Именно от здравоохранения зависит уровень рождаемости и смертности, прирост населения, мобильность, работоспособность. Игнорирование такого важного института приводит к деградации индивида, общественной апатии, равнодушию и нигилизму. Основным негативным следствием этого является невозможность последующего создания качественного и производительного человеческого капитала.

Проблемы в области здравоохранения

Здравоохранение - это не только эффективная система обеспечения населения медицинскими ресурсами, но и целый органический институт, который составляют индивиды в различных социальных ролях (врачи, чиновники, пациенты, общественные организации и др.). Однако в случае невыполнения своих обязанностей хотя бы одним из субъектов эта слаженная иерархия подвергается негативным изменениям.

Это может быть невыполнение чиновниками своей функции обеспечения больниц и поликлиник средствами, разглашение врачебной тайны, несанкционированное вмешательство общественных организаций в процесс лечения, пренебрежение пациентами правилами внутреннего распорядка и работы подобных заведений. Для этого в законодательстве четко указаны права и обязанности каждого из субъектов данных правоотношений.

Министерство здравоохранения: детерминация и основные задачи

Министерство здравоохранения - это федеральное министерство, основной целью которого является правовое регулирование отношений в сфере охраны здоровья, координация и выполнение законов и других нормативно-правовых актов в данной сфере государственной деятельности.

Также данный институт призван выполнять узкоспециализированные задачи: проведение профилактики инфекционных заболеваний, обеспечение рынка здоровья медикаментами отечественного и иностранного производства, создание разнопрофильных больниц, поликлиник, диспансеров, курортов и оздоровительных комплексов.

Данная государственная структура также тесно связана с другими ветвями власти и нижестоящими органами. Особенно важной является тесная и прозрачная связь государственных, региональных и местных уровней, поскольку очень часто на практике последние не получают выделенных средств из-за хищения и присвоения их чиновниками.

Сфера здравоохранения как приоритетное направление работы государства

Основная - это создание высокого уровня жизни населения. Если другие сферы могут временно ограничиваться в финансировании, то данное направление всегда должно получать средства, которые предусмотрены государственным бюджетом. Также не менее важным направлением работы является усовершенствование технологий и оборудования, поскольку для дальнейшего развития должна быть создана прочная организация здравоохранения. Это закреплено в государственных действующих программах и стратегиях развития оздоровительной сферы. Сфера здравоохранения - это отрасль социальной деятельности государства, которая обеспечивает быструю, доступную и в некоторых случаях бесплатную медицинскую помощь гражданам.

Второстепенной, но не менее важной задачей является подготовка высококвалифицированных кадров: врачей, фельдшеров, медсестер и санитаров. Надлежащий уровень подготовки специалистов поможет в дальнейшем избежать небрежности, неаккуратности к выполнению трудовых обязанностей.

Услуги здравоохранения: устройство европейской модели

На данный момент отечественная система здравоохранения не отвечает всем постулатам оказания медицинской помощи, которые были признаны ВОЗ. Для построения демократичной социальной системы необходимо обеспечить доступ в медицинские учреждения всем слоям населения.

Услуги здравоохранения - это предоставление каждому нуждающемуся необходимой медицинской помощи в специализированных учреждениях, платных или бесплатных. Это могут быть отечественные и иностранные центры оказания помощи, широко или узкопрофильные заведения.

Учреждения здравоохранения - это места, где должен найти помощь каждый больной независимо от возраста, пола, социального и имущественного положения. Именно в демократизме строится европейская система здравоохранения. Это высокий прожиточный уровень, позволяющий всем слоям населения получать платную медицинскую помощь.

В России, к сожалению, дела обстоят несколько иначе. Здравоохранение - это, прежде всего, сбалансированная система финансирования, взаимопомощи, льгот и поддержки соответствующих слоев населения и отдельных индивидов. Это значит, что данная сфера считается общественной, несмотря на вид собственности (частная, государственная или коммунальная). Также она должна соответствовать определенным стандартам (равенству, дифференцированной ценовой политике, доступности, качества, удобное расположение). Данная сфера должна исключать произвол и несанкционированное вмешательство чиновников и других государственных структур, защищать интересы человека и гражданина, воспроизводить и обеспечивать надлежащий уровень жизни.

Здравоохранение I Здравоохране́ние

система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья населения, функционирование которой обеспечивается наличием кадров, материально-технической базы, определенной организационной структуры, соответствующих технологий и развитием медицинской науки.

В Здоровье определяется не только нормальным функционированием системы З., но напрямую зависит уровня развития цивилизации, научно-технического прогресса, социально-экономического развития страны, правовой культуры и ответственности граждан за свое . Господствующие производственные отношения и социальный строй определяют теоретические и организационные принципы З., исторические традиции, особенности политического строя, уровень экономического развития и ряд других факторов - многообразие форм организации З. в рамках одной и той же социально-экономической формации.

Предупреждение и своевременное эффективное болезней позволяют сохранять трудовые ресурсы общества и тем самым предотвращать или уменьшать материальные , возникающие в результате отрыва рабочего или служащего от выполнения своих обязанностей.

В связи с изменениями условий жизни и глобальным научно-техническим прогрессом изменился патологии. Ведущее место в структуре заболеваемости и причин смерти населения экономически развитых стран заняли болезни системы кровообращения, нервные и , злокачественные новообразования, производственный, транспортный и бытовой , болезни органов дыхания. Эффективная борьба с этими заболеваниями немыслима без прогресса медицинской науки, развития материально-технической базы З., оснащения ее арсеналом средств профилактики (Профилактика), диагностики и лечения болезней, координации и интеграции различных служб З., разработки ряда общенациональных программ, обеспечивающих развитие З. в соответствии с требованиями времени. Для решения этих задач необходимы значительные экономические затраты, правовая регламентация, единая медико-статистическая информация, организационное руководство на различных уровнях, что определило повышение роли государства в руководстве общественным З. во всех странах. Однако степень участия государства, юридическая основа, организационные формы руководства и принципы построения служб З. в отдельных странах имеют существенные различия.

Состояние здоровья населения в развивающихся странах также претерпело существенные изменения, связанные как с влиянием научно-технического прогресса и урбанизацией, так и с продолжающей довлеть экономической отсталостью, что выразилось в формировании новых, смешанных форм патологии. Последнее определило разработку новых и более дорогостоящих программ в области медико-социальной помощи населению.

Типологизация форм оказания медико-социальной помощи населению в разных странах позволяет выделить частнокапиталистическую, страховую, государственную. Как правило, эти формы выступают не в «чистом виде», а в различных сочетаниях - смешанная форма здравоохранения.

Страховая медицина наиболее характерна для западноевропейских экономически развитых стран. Основой ее является обязательная социального страхования населения страны в целом или отдельных его групп, обеспечивающая полную или частичную компенсацию расходов на медпомощь.

Государственное здравоохранение предусматривает оказание бесплатной медпомощи в государственных медицинских учреждениях. В Великобритании, например, руководство здравоохранением в национальном масштабе возложено на Департамент здравоохранения и социального обеспечения. Финансирование государственной службы З. осуществляется в основном за счет государственного бюджета. Специфической особенностью государственной службы здравоохранения в Великобритании является правовое положение врачей общей практики, которые не являются государственными служащими, а работают на основе трудового соглашения с соответствующими органами здравоохранения.

II Здравоохране́ние

совокупность мер социально-экономического и медицинского характера, проводимых с целью организации медицинской помощи, сохранения и повышения уровня здоровья каждого отдельного человека и населения в целом; в СССР здравоохранение представляет собой систему государственных социально-экономических и медицинских мероприятий, проводимых всеми государственными, хозяйственными, общественными организациями и медицинскими учреждениями в целях сохранения и постоянного улучшения здоровья каждого человека и всего населения, обеспечения оптимальных условий труда, быта и отдыха, гармонического физического и духовного развития человека, активного творческого долголетия всех членов общества; меры по охране здоровья строятся на принципах профилактики, бесплатности и общедоступности медицинской помощи, неразрывной связи медицинской науки и практики здравоохранения, активного участия общественности в деле охраны здоровья населения.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Синонимы :

Смотреть что такое "Здравоохранение" в других словарях:

    Здравоохранение … Орфографический словарь-справочник

    ЗДРАВООХРАНЕНИЕ - ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. I. Основные принципы организации здравоохранения. Здравоохранение система мероприя тий, направленных к поддержанию здоровья и трудоспособности населения. В понятие У. входят все мероприятия по оздоровлению среды (физической и… … Большая медицинская энциклопедия

    здравоохранение - общественное здравоохранение Усилия, предпринимаемые обществом для защиты, укрепления и восстановления здоровья населения. См. также Public health (общественное здравоохранение). [Англо русский глоссарий основных терминов по вакцинологии и… … Справочник технического переводчика

    Здравоохранение - Здравоохранение. Первыми стационарными лечебными учреждениями в Петербурге были военные госпитали — Сухопутный и Адмиралтейский, открытые в 1715 и 1717. При них в 1733 были созданы так называемые госпитальные школы для подготовки врачей.… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, система социально экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья населения. Основные формы оказания медицинской помощи частнопрактикующая, государственная и страховая. Как правило … Современная энциклопедия

    Система социально экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья населения. Основные формы оказания медицинской помощи частно практикующая, государственная и страховая. Страховая медицина, наиболее … Большой Энциклопедический словарь

    ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, здравоохранения, мн. нет, ср. (офиц.). Система правительственных мер по поддержанию общественной санитарии и гигиены. Народный комиссариат здравоохранения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, я, ср. Охрана здоровья населения, предупреждение и лечение болезней и поддержание общественной гигиены и санитарии. Всемирная организация здравоохранения (при ООН). Министерство здравоохранения. | прил. здравоохранительный, ая,… … Толковый словарь Ожегова

    Первыми стационарными лечебными учреждениями в Петербурге были военные госпитали Сухопутный и Адмиралтейский, открытые в 1715 и 1717. При них в 1733 были созданы так называемые госпитальные школы для подготовки врачей. Медицинскую помощь… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Сущ., кол во синонимов: 1 здравохранение (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Англ. health care; нем. Gesundheitswesen. Система соц. экон. и медицинских мероприятий, а также соц. институтов, деятельность к рых направлена на сохранение и повышение уровня здоровья населения. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Книги

  • Здравоохранение блокированного Ленинграда (1941-1943 гг.) , П. Ф. Гладких. Самоотверженной работе гражданских и военных медиков в наиболее сложный период блокады Ленинграда (1941-1943 гг.), их вкладу в победу над врагом посвящается эта книга. Она содержит обширный…